Ацтеки. Краткая история

Города-государства Центральной Мексики. В Центральной Мексике издавна обитало множество племен, говоривших на разных языках. Они были искусными земледельцами и ремесленниками. Аборигены Мексики рано создали свои первые государства. Археологи считают, что они были похожи на города-государства древнего Междуречья. Крупными городскими центрами были Теотиуакан, Чолула, Шочикалько. Их храмы и дворцы до сих пор поражают совершенством пропорций и изяществом отделки. Индейцы достигли высот мастерства в скульптуре, изготовлении сосудов и других художественных изделий.

На рубеже I и II тысячелетий н.э. в жизни края произошли изменения. Большинство городов-государств прекратило свое существование под натиском пришельцев, которых часто называют варварами. Переселенцы-завоеватели, наступавшие, главным образом, из северных областей Мексики, знакомились с культурными достижениями местных жителей, перенимая многие из них.

Ацтеки. К началу XVI в., когда в Америку, как уже говорилось выше, вторглись европейцы, главными в Центральной Мексике были ацтеки (букв. «люди Астлана»). Они последними пришли из северных районов в долину Анауак (Центральная Мексика). Более двух столетий будущие властелины Мексики переходили с места на место, со службы одного правителя - к другому, пытаясь закрепиться в этих краях. Наконец, В 1325 г. они осели на бесплодных островках озера Тескоко, где и основали свою столицу - Теночтитлан.

Первоначально воинственные ацтеки были менее культурными, чем соседние народы. Но, странствуя по центральным районам Мексики, они многому научились у местных жителей. Они стали изготавливать «плавучие сады» и сажать на них помидоры, перец, цветы и другие культуры. Ацтеки испытывали нехватку питьевой воды. Они сначала доставляли ее на лодках, а потом построили водопровод. Еще позже прекрасные, широкие дороги-дамбы соединили Теночтилан с другими городами и поселениями, расположенными на огромном озере. В городе возводились пирамиды и храмы, дворцы и общественные здания, прокладывались новые улицы и каналы.

Повседневная жизнь ацтеков

Ацтекские камнерезы и ювелиры, составители мозаик и мастера по украшениям из перьев, гончаров и ткачей славились высочайшим мастерством. Город процветал. На рынках шла бойкая торговля. Туда прибывали для купли-продажи со всех районов Мексики и Центральной Америки.

Знать, рядовые воины, рабы. Верхушку ацтекского общества составляла знать: люди, прославившиеся в войнах, и лица, происходившие из старинных родов. Простолюдин, совершивший подвиги на войне, тоже становился знатным человеком. Жалким было положение рабов - военнопленных и преступников. Многие из них оканчивали дни на жертвенном камне, отдавая свою кровь жестоким ацтекским богам.

Образование и культура. Больше всего времени ацтеки уделяли военной подготовке. Но дети и подростки изучали также историю и астрономию, религиозные песнопения и математику. Славу и почет среди ацтеков обретали не только храбрые воины, но и поэты, ораторы, побеждавшие на конкурсах. Мудрецы вели беседы на философские темы. Жрецы производили сложные календарные вычисления.

Сведения, касающиеся жизни ацтекского общества, заносились в летописи с помощью пиктографического (рисуночного) письма. Из кожи, бумаги и ткани ацтеки изготавливали очень длинные и широкие «страницы». На них производили записи и складывали гармошкой.

Религия. У ацтеков было много богов. Захватив какой-нибудь город или народ, они присоединяли его богов к своим. Завоеватели знакомили завоеванных со своими богами. Поэтому у ацтеков было несколько божеств солнца, несколько божеств воды, несколько божеств земли. Немало богов, по ацтекским легендам, обитало в подземном царстве. Также поступали ацтеки и с мифами. Рассказы о богах, которым поклонялись их соседи и предшественники, тесно сплелись с ацтекскими легендами.

Древние боги, которых почитали еще предшественники ацтеков, олицетворяли стихии. Бог «Заставляющий расти» считался повелителем дождя, грома и молний, а также всех съедобных растений. Богиня - «Пожирательница грязи» почиталась как божество земли, плодородия, покровительница грешников. Богиню, «Носящую юбку из змей» - Коатликуэ - ацтеки называли Великой матерью всех богов. Индейцы обращали мольбы к богу молодой кукурузы, к «Матери молодого маиса», к богине соли или к богу весенней растительности, любви и цветов, к божественным покровителям растений и животных, ремесленных и земледельческих работ. Ацтеки возносили молитвы к богам, олицетворявшим Солнце и Луну, звезды и планеты. Особым почтением пользовался суровый бог войны.

Чтобы умилостивить богов, ацтеки приносили им подарки (жертвы): цветы, ветви, драгоценности, красивые изделия из глины и ткани. И - очень много людей. Ацтеки верили, что благосклонность богов зависит от того, сколько им крови пожертвуют. Если же богов не кормить кровью, то они погибнут, и вместе с ними исчезнет все живое.

На территории современной Мексики, содрогнувшейся под тяжелой поступью испанских завоевателей в начале 16 столетия, в определенные периоды времени проживали различные индейские народности и племена. Одно из самых интересных и загадочных племен, создавшее многомиллионную и наиболее развитую в Северной Америке империю той эпохи – империю ацтеков, буквально за несколько лет было уничтожено безжалостной Конкистой, начавшейся в 1521 году.

Государство ацтеков

В 1256 году в бассейне озера Тескоко появились чужестранцы, пришедшие с севера и называвшие своей родиной Ацтлан – полумифическую страну, месторасположение которой доподлинно не установлено. Именно поэтому этой племенной группе и было присвоено наименование «ацтек», что означало «человек из Ацтлана», хотя сами индейцы именовали себя – теночки. Несколько десятилетий ацтеки преданно служили правителю города-государства Аскапоцалько, который слыл самым могущественным в этом регионе.

На обширном горном плато, там, где сейчас расположен современный Мехико, в 1325 году была основана столица будущего могучего ацтекского государства – . С этого момента вожди ацтеков несколько раз предпринимали тщетные попытки избавиться от унизительного и бесправного положения вассалов, но бесконечные раздоры внутри самого племени не способствовали упрочению положения ацтеков. Только в 1376 году новый верховный вождь Акамапичтли навел порядок и положил начало объединению трех племен из городов Теночтитлан, Тескоко и Тлакопан.

Спустя всего лишь полстолетия этот тройственный союз приобрел славу самого могущественного в Центральной и Южной Мексике, равного которому не было никого вплоть до падения империи ацтеков. На момент прибытия в Мексику испанских завоевателей Теночтитлан превосходил по размерам, народонаселению и обустройству любой европейский город той эпохи. Поскольку столица была воздвигнута на острове посреди озера Тескоко, то на берег из города можно было добраться по трем широким дорогам, насыпанным ацтеками вручную и ведущими в трех направлениях (север, запад, юг) в самые дальние уголки империи.

Религия, культура и общественный строй ацтеков

По свидетельству испанских хроник, внутри Теночтитлана жители нередко передвигались на лодочках по каналам, примерно, как в Венеции. В центре столицы был расположен гигантский Великий храм, вокруг которого были сосредоточены алтари и храмы поменьше. Главный храм империи ацтеков являл собою ступенчатую пирамиду, на вершину которой можно было взобраться по широкой двойной лестнице.

На плоской вершине располагались еще два храма, служение в которых посвящалось двум самым главным богам ацтеков – Уицилопочтли и Тлалолку. Чтобы задобрить небожителей, жрецы часто устраивали обряды жертвоприношения, причем главная роль в этих мрачных ритуалах отводилась вовсе не животным, а людям.

Этот индейский народ достиг впечатляющих результатов в изучении астрономии и медицины, имелась у ацтеков и письменность – набор иероглифов. Образ жизни, а также ход истории племени можно было бы хорошо проследить по книгам – кодексам, которые создавались ацтеками на длинных полосах материала, выполненного из коры деревьев, и складывались в гармошку. К сожалению, большая часть кодексов была уничтожена во время порабощения племени испанцами.

Общество ацтеков разделялось на два слоя – класс свободных людей и рабы. К классу свободных людей относились знатные индейцы (пилли) и крестьяне (масеуалли), рабами же чаще всего являлись военнопленные, должники или нарушители закона, изгнанные из общины. Простой народ селился группами (кальпулли) в отдалении от Великого храма, для каждого родового клана возводился отдельный жилой массив из небольших одноэтажных хижин-мазанок или глинобитных построек.

Жилища знати, как водится, поражали своей роскошью: в огромных домах обустраивались наземные и висячие сады, имелись бассейны с рыбками. Но самым удивительным местом был дворец главного правителя ацтеков, при котором существовали целые ремесленные цеха (ткацкие, гончарные, ювелирные и др.), чтобы производить уникальные вещи. Роскошный дворцовый парк поразил в свое время даже испанских конкистадоров, в вольере при дворце содержались экзотические птицы и животные.

Падение империи

Впервые испанцы вступили на земли ацтеков в 1519 году, это был отряд конкистадоров, насчитывавший чуть более 500 человек, под предводительством Эрнандо Кортеса. Прекрасные воины ацтеков, в тысячи раз превосходившие отряд по численности, на всем пути практически не оказывали ему сопротивление, а в самом Теночтитлане испанцев даже встретили с почестями. Правитель Монтесума II безропотно покорился захватчикам, призывая своих подданных признать власть бледнолицых чужестранцев.

По мнению многих историков, на руку Кортесу сыграло удивительное совпадение – светлокожий и бородатый испанец был принят ацтеками за бога-изгнанника Кецалькоатля, вернувшегося, чтобы занять трон. Очень быстро солдаты Кортеса, почувствовав полную безнаказанность, стали вести себя совсем не так, как подобает богам. Наглые и агрессивные «охотники за удачей», толкаемые жаждой золота, грабили и убивали местное население, жгли их дома и насиловали женщин.

Стихийное восстание простого народа привело к свержению и убийству покорного Монтесумы, а испанские захватчики были ненадолго изгнаны из Теночтитлана. Впрочем, новый правитель Куитлаулаку (брат убитого) оказался такой же безропотной и послушной игрушкой в руках Кортеса. После длительной осады, в августе 1521 года столица ацтеков была повержена, на престол взошел юный Куаутемока. Отпрыск знатного ацтекского рода, оказавшийся ставленником испанцев, был убит в 1525 году, к этому времени империя фактически прекратила свое существование и была безжалостно разграблена и уничтожена.

В наши дни развалины могущественного Теночтитлана скрыты от глаз и погребены прямо под постройками современного Мехико, основанного в 16 веке конкистадорами. В последние два столетия археологи периодически открывают для современников свидетельства существования империи ацтеков, но это всего лишь крупицы.

АЦТЕКИ, астеки (самоназвания - науа, теночки, мешика), индейский народ в Центральной Мексике. Численность более 1 миллиона человек (2000 год, оценка). Говорят на астекских языках, большинство также по-испански. Верующие - католики.

История ацтеков подразделяется обычно на четыре периода: 1) период странствий и зависимости от более могущественных соседей, который закончился в 1325 году с приходом в долину Мехико и основанием Теночтитлана; 2) период независимости и активной экспансии (1325-1428 годы), когда ацтеки во главе союза 3 городов-государств завоёвывают большую часть Мексики; 3) период расцвета государства ацтеков (1428-1521 годы), конец которому положила испанская конкиста; 4) ацтеки после испанского завоевания (с 1521 года).

Относительно достоверная история ацтеков начинается с их ухода во 2-й половине 12 века с мифической прародины на озере Астлан - «Место цапель» (отсюда и название народа - ацтеки, астеки, то есть «жители Астлана»). После долгих скитаний ацтеки в начале 13 века пришли в долину Мехико, богатую природными ресурсами и плотно заселённую другими группами науа. Первоначально ацтеки расположились на холме Чапультепек, на западном берегу пресноводного озера Тескоко. Однако жители соседних городов и селений не пожелали смириться с жестокими грабительскими набегами ацтеков, сопровождавшимися похищением женщин. Объединённые силы Кулуакана и Ацкапоцалько разгромили ацтеков и изгнали их с Чапультепека. Ацтекский вождь был взят в плен и принесён в жертву богам победителей, большая часть ацтеков попала в зависимость от правителей города Кулуакан, которые пытались вытеснить ацтеков в непригодную для проживания местность. На земле Атетелко, где им сначала разрешили поселиться, ацтеки в течение нескольких десятилетий вели полуголодную жизнь охотников и собирателей.

Другая земля, Тисапан, где оказалась часть ацтеков, находилась на юго-западе долины Мехико, хозяином которой считал себя Кулуакан. Неизвестно, пришли ли ацтеки в Тисапан по своей воле или по воле победителей, оттеснивших их в голую, вулканического происхождения местность и использовавших ацтеков как наёмников-сателлитов в войнах за господство над долиной Мехико. Оказавшиеся в Тисапане, ацтеки научились возделывать бесплодную землю и добывать строительный камень в окрестных горах. Кулуакан в частых войнах с соседями использовал храбрых и беспощадных ацтекских воинов. По одной из легенд, ацтеки после боя отрубили у каждого убитого врага ухо и вручили Кошкоштли целый мешок с кровавыми трофеями. Владыка Кулуакана был так потрясён, что приказал немедленно изгнать ацтеков из своих владений. Другая легенда связывает изгнание с убийством принцессы из Кулуакана, отданной в жёны ацтекскому вождю и принесённой жрецами в жертву богу весны Шипе-Тотеку.

После нового изгнания ацтеки разрешили занять район, также считавшийся малопригодным для жизни, - ещё не заселённый болотистый остров в западной мелководной части обширного озера Тескоко. Здесь они несли военную службу у новых хозяев - тепанеков из Ацкапоцалько. Около 1325 года ацтеки основали на острове свою столицу, город Теночтитлан. Выбор места во многом был обусловлен сугубо практическими соображениями: обилием рыбы и птицы, идеальными условиями для «гидравлического» земледелия (строительства «плавучих садов»), удобным сообщением на лодках и плотах по системе связанных друг с другом озёр и каналов. Но главное преимущество заключалось в том, что Теночтитлан был городом-убежищем, защищённым от врагов самой природой.

Поворотный момент в истории ацтеков наступил, когда они стали наёмниками у Тесосомока, правителя (с 1369 года) самого могущественного государства долины Мехико того времени - Ацкапоцалько. Это государство тепанеков вело политику захвата и подчинения соседних областей, в чём им помогали ацтеки - наёмники и, одновременно, данники Ацкапоцалько. Упорное сопротивление (1414-18 годы) Тесосомоку оказал лишь город-государство Тескоко, находившийся на севере долины Мехико. Когда он был повержен, ацтеки получили право сбора дани с побеждённых и стали получать от Тескоко гораздо больше, чем сами платили Тесосомоку. Это укрепило ацтеков в их отношениях с тепанеками; к тому же во главе Теночтитлана оказались зять Тесосомока - Уицилуитль (1391-1416 годы) и его внук Чимальпопока (1416-26 годы).

В 1426 году Тесосомок умер, а его царство пережило своего основателя всего на два года. Преемник Маштла тут же поссорился с ацтеками. По одной из версий, он предательски заманил к себе правителя ацтеков Чимальпопоку и приказал его убить.

Ацтеки восстали, найдя союзника в лице недавнего врага - Тескоко. Войско ацтеков возглавил их новый правитель Ицкоатль (1427-40 годы). Союзники разгромили Ацкапоцалько. Вскоре к ним присоединился город-государство Тлакопан (Такуба).

В 1428 году они образовали «тройственную лигу», которая к началу 16 века сумела завоевать и обложить данью почти всю территорию Мексики. Почти сорок провинций и государств платили «лиге» тяжёлую дань, сохраняя при этом известную самостоятельность во внутреннем управлении. Для поддержания системы подчинения других областей в стратегических пунктах были установлены гарнизоны, а за своевременным сбором дани следили специальные чиновники — кальпишке. Постепенно внутри «лиги» росла роль Теночтитлана. К моменту начала испанской конкисты (1519 год) правитель ацтеков фактически диктовал свою волю партнёрам по союзу. Испанское завоевание прервало процесс дальнейшего развития державы ацтеков, так и не успевшей выработать механизм полного включения всех зависимых от Теночтитлана территорий в рамки единого государства. Их «империя» оказалась эфемерным созданием и потому в считанные годы рухнула под ударами конкистадоров Э. Кортеса, нашедших поддержку у покорённых ацтеками народов.

Государство ацтеков существовало за счёт интенсивного земледелия, ремесла и торговли, а также военной добычи и регулярной дани с подчинённых областей. Двойственный характер экономики ацтеков символизировал Главный храм их столицы: на вершине ступенчатой пирамиды стояли два святилища: Тлалока - бога воды и дождя, покровителя земледелия, и Уицилопочтли - бога войны.

По берегам пресноводных озёр долины Мехико ацтеки создавали чинампы - искусственно сооружённые на мелководье длинные гряды (протяжённость 110 м, ширина 10 м) из ила со дна водоёмов и перегноя водных растений. Богатая органикой почва, постоянная влажность на уровне корневой системы растений и использование разных методов возделывания сельскохозяйственных культур обеспечивали высокую урожайность. Чинампы были окружены сетью каналов, облегчавших транспортировку грузов и людей. К моменту конкисты только в зоне Чалько (юг долины Мехико) было до 10 тысяч гектар чинамп, с которых снималось до 7 урожаев в год. Чинампы Чалько могли прокормить до 180 тысяч человек в год. Кроме того, в Теночтитлан ежегодно привозилось в виде дани до 18 тысяч тонн пищевых продуктов. Этого было достаточно для того, чтобы обеспечить питанием всё население столицы ацтеков в течение 1,5-2 лет. Покорённые народы доставляли также ювелирные изделия, яркие перья птиц, одежды и рабов.

Зрелое общество ацтеков было сильно дифференцированным. На вершине социальной пирамиды стоял верховный правитель тлатоани - «оратор», считавшийся земным воплощением богов. Он избирался узким кругом лиц из правящего рода и располагал всей полнотой власти: был главнокомандующим, верховным судьёй и руководил главными религиозными обрядами. Тлатоани жил в пышном дворце, передвигался на носилках или в паланкине, носил особую одежду и украшения, его сопровождало множество слуг.

Правитель имел в полной собственности наследственные земли, которые обрабатывали зависимые люди - майеки. Царский род и семьи прежних тлатоани пользовались высшим престижем и принадлежали к верхушке общества, образуя слой (класс) знати - пипилтин. Они занимали все главные государственные должности и обладали рядом привилегий, недоступных другим группам ацтеков. Знать не платила налогов и имела как собственные наследственные земли, так и земли по должности.

Основную массу населения составляли свободные общинники - масехуальтин, владевшие земельными наделами, получаемыми от соседской общины - кальпулли. В последней уже чётко выделялся верхний зажиточный слой в виде должностных лиц - кальпуллеки, освобождённых от уплаты налогов и обеспечивавшихся всем необходимым с особого участка земли, который обрабатывался совместно членами общины. К ним примыкали отличившиеся в боях общинники-воины: в награду за доблесть их освобождали от налогов и давали в пожизненное владение небольшие земельные участки. Почётом и некоторыми привилегиями пользовались также старики. Остальные общинники должны были платить налоги и нести различные повинности в пользу государства.

Несмотря на обилие противоречивых мнений по поводу природы кальпулли, большинство учёных считает её территориальной, соседской общиной с некоторыми пережитками общины родовой. Члены кальпулли в качестве полноправных общинников владели участками земли, которые передавались в виде наделов главам крупных семей. Наделы нельзя было сдавать в аренду и продавать, право на них терялось, если земля не обрабатывалась 3 года подряд или семья переселялась в другое место. Кальпулли отвечали за уплату налогов правителю, за выполнение трудовой повинности и др. В случае войны они выставляли в общее ополчение отряд воинов со своим начальником. Кальпулли функционировали и как религиозный институт: каждая община имела своего бога-покровителя и возводила небольшой храм. Дом главы кальпулли, общинное зернохранилище, склад оружия и культовых предметов, храм, школа для юношей размещались вокруг площади или двора, образуя центр общественной и хозяйственной жизни коллектива.

В городскую общину входили торговцы. К 16 веку они приобрели значительное влияние в государстве, имея свою организацию, богов-покровителей, собственные празднества. Торговцы платили налоги товарами.

Ещё одна чётко выраженная группа в общине — ремесленники. Они платили налоги продукцией и были освобождены от других повинностей. У ремесленников-профессионалов, живших в столице, был более высокий статус, чем у сельских земледельцев и непрофессиональных ремесленников. Ювелиры и мастера, создававшие изделия из перьев, стояли выше в общественной иерархии, чем остальные городские ремесленники, и были организованы в особые корпорации типа гильдий. Изготовлением мозаик из перьев и ювелирным делом занимались и знатные лица, жившие при дворе правителя Тескоко.

Слой зависимых людей составляли майеки и рабы-тлакохтины, которые не входили в городские или сельские общины-кальпулли, не имели прав на надел земли и не платили налогов, работая лишь на своих господ. Майеки трудились на землях знатных людей и выполняли ряд повинностей в их домохозяйстве. Они отдавали хозяевам также значительную часть урожая, собранного с выделенных в их пользование участков, которые им запрещалось покидать. Значительную группу в большинстве городов державы ацтеков составляли рабы. Они находились в рабстве пожизненно и были полной собственностью владельца. Рабы использовались для тяжёлой домашней работы и в качестве носильщиков. Им полагалось лишь самое скудное довольствие. Таким образом, к 16 веку общество ацтеков разделялось на три основных слоя (класса): знать (духовная и светская) во главе с правителем-тлатоани, свободные общинники и зависимые люди (майеки, рабы).

Каждый город или крупное селение имели своего главного судью, назначаемого лично тлатоани. Под началом судьи находился суд из трёх человек. Существовали территориальные суды, избранные самим населением. На уровне сельской общины ответственность за соблюдение порядка нёс местный чиновник с полицейскими функциями. Взяточничество наказывалось смертью. Такая же суровая кара грозила и за ряд других преступлений: воровство, самовольное изменение границ земельных участков, пьянство и так далее.

Опорой тлатоани была армия, которая включала в себя постоянную профессиональную армию, общинное ополчение и некое подобие рыцарских военных орденов - «орден Орла» и «орден Ягуара», готовивших для государства офицерский корпус. Кроме того, все зависимые области в случае необходимости должны были направить в Теночтитлан определённое количество воинов. Войска состояли из легионов или полков, насчитывавших 8 тысяч воинов и делившихся на меньшие единицы - числом около 20 человек. Каждое подразделение имело своё знамя или штандарт, украшенный яркими птичьими перьями.

С детских лет ацтеки проходили физическую и специальную подготовку. На поле боя их главная задача состояла в том, чтобы взять как можно больше врагов в плен для принесения в жертву богам Теночтитлана.

Религия ацтеков была достаточно сложной. Более всего почитались божества, связанные с земледелием (Тлалок - бог дождя, Кецалькоатль - бог ветра, давший людям маис, Шипе-Тотек - бог растительности, Уэуэтеотль - бог огня). Но главой пантеона стал Уицилопочтли - бог войны и бог Солнца. Именно с ним тесно связан обряд массовых человеческих жертвоприношений. Жреческая верхушка ацтеков превратила старый миф о сотворении мира в государственно-религиозную доктрину. Согласно её постулатам, ацтеки объявлялись избранным народом, на котором лежит ответственность за поддержание космического порядка. Для этого необходимо непрерывно обеспечивать дарами бога Солнца, поскольку с исчезновением светила прекратится жизнь на земле и все люди погибнут. Наилучшей пищей для бога Солнца были объявлены человеческие кровь и сердца. Опираясь на этот миф, ацтеки стремились захватить новые территории и привести оттуда как можно больше пленных для принесения в жертву богам. Иногда ритуал требовал, чтобы жрец рассекал грудь и извлекал из неё сердце не у пленника, а у избранного ацтека, приобщавшегося таким образом к сонму божеств.

К числу значительных достижений цивилизации ацтеков относится создание системы пиктографической письменности с элементами иероглифики (до наших дней дошли лишь немногие рукописи ацтеков доиспанского времени). Ацтеки создали также календарь, основанный на 52-летнем цикле. В конце каждого такого цикла устраивался праздник «Нового огня», чтобы обеспечить существование жизни на земле на следующий такой же период.

Ацтеки - создатели одной из самых ярких культур доколумбовой Америки. Представление о ней складывается из работ индейских и испанских авторов времён конкисты и колониального периода, из рисуночных ацтекских кодексов и археологических находок. Особенно важными были исследования остатков Главного храма ацтеков, находящихся в самом центре мексиканской столицы.

После овладения конкистадорами Теночтитланом (13.8.1521) и гибели ацтекского государства населявшие его индейцы разделили судьбу всех покорённых испанцами народов. Земледельцы-общинники превратились либо в зависимых от испанских латифундистов крестьян, либо в бесправных рабочих на рудниках, ацтекская знать была частично уничтожена, частично превращена в низшее звено системы управления колонией Новая Испания. Храмы разрушены, а на их фундаментах возведены католические церкви и дома испанских завоевателей. Ацтекское письмо предано забвению, и, чтобы считаться грамотным, индеец должен был научиться читать и писать по-испански. Начался долгий и трудный процесс формирования мексиканской нации, в которую влились и которую обогатили сохранившимися элементами своей древней культуры и ацтеки.

Архитектура и изобразительное искусство. Расцвет искусства ацтеков, развивающего традиции предшествовавших обитателей Мексиканского нагорья - толътеков, сапотеков и миштеков, относится к 14-началу 16 векам. В художественной культуре ацтеков важная роль отводилась архитектуре. Столица ацтеков - Теночтитлан - имела регулярный план и была прорезана каналами, стены которых были выложены изразцами и мозаикой. Город сообщался с материком дамбами, которые в ряде мест прерывались подъёмными мостами (подобные мосты также соединяли улицы и кварталы). Сохранившиеся постройки ацтеков - 4-гранные каменные пирамиды, строго геометрические по форме храмы со стенами, расширявшимися книзу. Главный храм в Теночтитлане (окружён каменной стеной, украшенной снаружи рельефами с изображениями змей; предположительная площадь храма 1000 м 2 , высота 30-35 м) - гигантская конструкция из пяти усечённых пирамид, поставленных друг на друга; на её вершине, представлявшей собой обширную площадку, располагались святилища ацтекских богов, а также каменные алтари со статуей Уицилопочтли (алтарь «Камень Солнца», диаметром 3,5 м, с изображениями, посвящёнными истории мира с момента его сотворения, ныне хранится в Национальном музее антропологии в Мехико). Сохранились остатки стенных росписей, каменных и деревянных рельефов, оформлявших храмы ацтеков, — статичные, плоскостные изображения божеств и торжественных процессий воинов.

В скульптуре ацтеков, наряду с монументальными статуями богов из базальта и андезита (статуя богини земли и плодородия Коатликуэ, рельеф с изображением богини Луны Койольшаухки, «Камень Тисока»), изваянными в обобщённых формах, встречаются выполненные вполне натуралистично головы воинов (голова «Воина-орла», «Голова мёртвого»), выразительные каменные или керамические фигурки рабов, детей, животных. Зооморфными и антропоморфными скульптурами украшены храмы в Малиналько и Тенаюке в окрестностях Мехико.

Высокого мастерства достигли ацтеки в искусстве обработки камня и металла. Из камня (обсидиана и кремня) делались орудия труда и оружие. Металл (медь, золото) шёл на изготовление украшений и ритуальных предметов. Из художественных ремёсел особенно ценилось производство ювелирных украшений из золота, серебра и полудрагоценных камней - нефрита, опала, аметиста. Также были распространены мастерски выполненные украшения из перьев, полихромная керамика, мозаика из камня и раковин, вазы из обсидиана, ткацкое ремесло.

Традиционная устная культура. Испанские хронисты 16-18 веков оставили описания культовых церемоний (основанных на годовом круге из 260 дней и из 360 дней) и общественных праздников ацтеков (митотес), а также записи текстов песен и барабанных ритмов. Пение в сопровождении инструментов и танцы были нераздельны и обозначались общим термином «куикатль». Музыке и танцу юноши и девушки обучались в специальных школах (куикакали). Среди жанров: священные гимны, победные оды, песни-восхваления (сохранился текст песни в честь Тланацепана - брата Моктесумы II, прославляющей его как воина, певца, танцора и барабанщика), песни на мифологические и исторические сюжеты, песни-поучения, песни об исцелении больных; народные песни - колыбельные, любовные, траурные, песни-подражания птицам. Песни-танцы, связанные с культом, были строго регламентированы; от музыкантов и танцоров, олицетворявших собой божества, требовалось безупречное качество исполнения (ошибка каралась смертью). Музыкальные инструменты: духовые (тлапитцали) - флейты (в том числе многоствольные), трубы (в том числе раковина атекоколи); ударные, среди которых важнейшие - тепонацтли (горизонтальный щелевой барабан) и уэуэтль (вертикальный цилиндрический барабан с кожаной мембраной; посвящён богу огня), использовавшиеся обычно одновременно. После испанского завоевания песни-танцы ацтеков испытали влияние европейской и африканской культуры.

Культура современных ацтеков . Традиционная культура ацтеков типична для индейцев Центральной Америки, в наибольшей степени сохранилась у тлауика в штате Морелос. Современные ацтеки занимаются ручным и пашенным земледелием (подсечно-огневым, в долинах рек - поливным, на озёрах долины Мехико - на чинампах). Среди женщин развито домашнее узорное ткачество на вертикальных ручных станках (особенно в штате Пуэбла), среди мужчин - на станках европейского типа; производство расписной керамики, глиняной скульптуры (штаты Пуэбла, Мехико, Идальго), плетение (корзины, циновки, сумки из разноцветной соломы, волокон агавы, пальмовых листьев). Сохраняются культы духов-хранителей, вера в оборотней-науалей, магию, личную жизненную силу, определяющую судьбу человека (тональ), очистительные ритуалы (лимпии), жертвоприношения умершим, приуроченные к дню Всех Святых (цветы, свечи, пирожки-тамаль из кукурузной муки, завёрнутые в кукурузные или банановые листья) и др. Каждая деревня имеет своих профессиональный знахарей-предсказателей (тламатикиме - знающие). Распространены былички, шуточные рассказы, этиологические легенды, шуточные песни, религиозные гимны, заклинания. Сохраняются доиспанские музыкальные инструменты, распространены также струнные.

С 1980-х годов усиливается сезонная и постоянная миграция ацтеков в другие районы Мексики, особенно в города (Мехико, Монтеррей, Тампико, Поса-Рика, Матаморос и др.), а также в приграничные штаты США. Мигранты работают по найму в сельском хозяйстве, строительстве, сфере обслуживания и др. Сформировалась интеллигенция. Играют ведущую роль в организациях: Организация профессиональных служащих аборигенов науа, Организация народов Центрального нагорья, «Объединённые комунерос Мильпа-Альты», Региональная организация западного побережья, Союз поселений Морелоса.

Лит.: Вайян Дж. История ацтеков. М., 1949: Covarrubias М. Indian art of Mexico and Cen-tral America. N. Y., 1957; Леон-Портилья М. Философия нагуа. М., 1961; Кинжалов Р. В. Искусство древней Америки. М., 1962; Mar-ti S. Alt-Amerika. Lpz., 1970; Stevenson R. Music in Aztec and Inca territory. Berk. а. o., 1976; The Aztec Templo Mayor / Ed. E. H. Boone. Wash., 1986; Caso A. El Pueblo del sol. Méx., 1989; Aztec imperial strategies. Wash., 1993; Баглай В. Е. Ацтеки: История, экономика, социально-политический строй. М., 1998; Сустелъ Ж. Ацтеки. М., 2003.

В. И. Гуляев (история); О. В. Фраёнова (традиционная устная культура); А. В. Калюта (современная культура).

Содержание статьи

АЦТЕКИ, название народов, населявших долину Мехико незадолго до испанского завоевания Мексики в 1521. Этот этноним объединяет многие племенные группы, которые говорили на языке науатль и обнаруживали черты культурной общности, хотя имели свои собственные города-государства и царские династии. Среди этих племен главенствующее положение занимали теночки, и «ацтеками» иногда называли только этот последний народ. Под ацтеками также имеют в виду могущественный тройственный союз, созданный теночками Теночтитлана, аколуа Тескоко и тепанеками Тлакопана, установившими свое господство в Центральной и Южной Мексике в период с 1430 по 1521.

Ацтекские города-государства возникли на обширном горном плато под названием «долина Мехико», где теперь расположена столица Мексики. Эта плодородная долина площадью ок. 6500 кв. км простирается приблизительно на 50 км в длину и ширину. Она лежит на высоте 2300 м над у.м. и со всех сторон окружена горами вулканического происхождения, достигающими в высоту 5000 м. Во времена ацтеков своеобразие ландшафту придавала цепь соединяющихся озер с самым обширным из них, озером Тескоко. Озера питались горными стоками и ручьями, и периодические наводнения создавали постоянные проблемы для населения, жившего на их берегах. Вместе с тем озера давали питьевую воду, создавали среду обитания рыб, водоплавающих птиц и млекопитающих, а лодки служили удобным средством передвижения.

Тройственный союз подчинил своей власти огромную территорию от северных областей нынешней Мексики до границ Гватемалы, включавшую разнообразные ландшафты и природные зоны – относительно засушливые районы севера долины Мехико, горные ущелья нынешних штатов Оахака и Герреро, Тихоокеанские горные хребты, прибрежные равнины Мексиканского залива, буйные влажные тропические леса полуострова Юкатан. Тем самым ацтеки получили доступ к разнообразным природным ресурсам, которых не было в местах их первоначального проживания.

Обитатели долины Мехико и некоторых других ареалов (например, тлашкаланцы, жившие на территории нынешних штатов Пуэбла и Тласкала) говорили на диалектах языка науатль (букв. «благозвучие», «складная речь»). Он был принят как второй язык у ацтекских данников и стал языком-посредником почти во всей Мексике в колониальный период (1521–1821). Следы этого языка обнаруживаются в многочисленных топонимах типа Акапулько или Оахака. По некоторым оценкам, ок. 1,3 млн. человек до сих пор говорят на языке науатль или его варианте науат, чаще называемом «мехикано». Этот язык входит в семью макронауа юто-ацтекской ветви, распространенной от Канады до Центральной Америки и включающей около 30 родственных языков.

Ацтеки были большими любителями словесности и собирали библиотеки пиктографических книг (т.н. кодексов) с описаниями религиозных обрядов и исторических событий либо представляющих реестры сбора дани. Бумага для кодексов изготовлялась из коры. Подавляющая часть этих книг была уничтожена во время конкисты или сразу после нее. В целом во всей Месоамерике (так называется территория от севера долины Мехико до южных границ Гондураса и Сальвадора) сохранилось не более двух десятков индейских кодексов. Некоторые ученые утверждают, что до наших дней не дошло ни одного ацтекского кодекса доиспанской эпохи, другие полагают, что таковых два – Бурбонский кодекс и Реестр податей. Как бы там ни было, но и после конкисты ацтекская письменная традиция не умерла и применялась для различных целей. Ацтекские писцы фиксировали наследственные титулы и владения, составляли донесения испанскому королю, а чаще описывали быт и верования соплеменников для испанских монахов, чтобы облегчить им задачу христианизации индейцев.

Европейцы получили первые сведения об ацтеках в период конкисты, когда Эрнан Кортес послал пять писем-донесений испанскому королю о ходе завоевания Мексики. Примерно 40 лет спустя участник экспедиции Кортеса, солдат Берналь Диас дель Кастильо, составил Подлинную историю завоевания Новой Испании (Historia verdadera de la conquista de Nueva España ), где ярко и обстоятельно описал теночков и соседние народы. Информация о различных аспектах ацтекской культуры поступала в 16 и начале 17 вв. из хроник и этнографических описаний, созданных ацтекской знатью и испанскими монахами. Из сочинений такого рода наибольшую ценность представляет многотомная Всеобщая история вещей Новой Испании (Historia general de las cosas de Nueva España ) монаха-францисканца Бернардино де Саагуна, содержащая самые разные сведения – от рассказов об ацтекских богах и правителей до описаний флоры и фауны.

Столицу ацтеков, Теночтитлан, конкистадоры разрушили до основания. Остатки древних сооружений не привлекали внимания, пока в 1790 при земляных работах не были обнаружены т.н. Камень Солнца и 17-тонное изваяние богини Коатликуэ. Археологический интерес к ацтекской культуре возник после того, как в 1900 был открыт угол главного храма, но широкомасштабные археологические раскопки храма были предприняты только в 1978–1982. Тогда археологам удалось обнажить семь отдельных сегментов храма и извлечь из сотни захоронений более 7000 предметов ацтекского искусства и обихода. Более поздние археологические раскопки выявили под мексиканской столицей еще ряд больших и малых древних сооружений.

ИСТОРИЯ

Исторический фон.

Культура ацтеков была последним звеном в длинной цепи развитых цивилизаций, процветавших и приходивших в упадок в доколумбовой Месоамерике. Самая древняя из них, культура ольмеков, развивалась на побережье Мексиканского залива в 14–3 вв. до н.э. Ольмеки подготовили почву для формирования последующих цивилизаций, поэтому эпоху их существования называют предклассической. Они имели развитую мифологию с обширным пантеоном богов, воздвигали массивные каменные сооружения, были искусны в резьбе по камню и гончарном ремесле. Их общество отличалось иерархичностью и узкой профессионализацией; последнее проявлялось, в частности, в том, что религиозными, управленческими и хозяйственными вопросами занимались специально обученные люди.

Эти черты ольмекского общества получили дальнейшее развитие в последующих цивилизациях. Во влажных тропических лесах юга Месоамерики на сравнительно краткий исторический срок пышно расцвела цивилизация майя, оставившая после себя обширные города и множество великолепных произведений искусства. Приблизительно в то же время похожая цивилизация классической эпохи возникла в долине Мехико, в Теотиуакане – огромном городе площадью в 26–28 кв. км и с населением до 100 тыс. человек.

В начале 7 в. Теотиуакан был разрушен в ходе войны. На смену ему пришла культура тольтеков, расцвет которой приходится на 9–12 вв. Тольтекская и прочие позднеклассические цивилизации (включая ацтекскую) продолжали тенденции, заложенные в предклассическую и классическую эпохи. Избытки сельскохозяйственной продукции способствовали росту населения и городов, богатство и власть все больше концентрировались в верхних слоях общества, что привело к формированию наследственных династий правителей городов-государств. Усложнялись религиозные обряды, основанные на политеизме. Возникли обширные профессиональные прослойки людей, занятых интеллектуальным трудом и торговлей, а торговля и завоевательные походы распространяли данную культуру на обширную территорию и приводили к образованию империй. Доминирующее положение отдельных культурных центров не мешало существованию других городов и поселений. Такая сложная система социальных взаимосвязей уже прочно устоялась во всей Месоамерике ко времени появления здесь ацтеков.

Скитания ацтеков.

Название «ацтеки» (букв. «люди Астлана») напоминает о легендарной прародине племени теночков, откуда они совершили многотрудное путешествие в долину Мехико. Ацтеки были одним из многих бродячих или полуоседлых племен чичимеков, которые мигрировали из пустынных районов северной Мексики (или даже более отдаленных) в плодородные сельскохозяйственные области Центральной Мексики.

Мифологические и исторические источники указывают, что скитания теночков заняли более 200 лет с начала или середины 12 в. до 1325. Покинув остров Астлан («Место Цапель»), теночки дошли до Чикомостока («Семь пещер»), мифической отправной точки странствий многих бродячих племен, в том числе тлашкаланцев, тепанеков, шочимилько и чалько, каждое из которых когда-то отправилось из Чикомостока в длительное путешествие на юг, в долину Мехико и близлежащие долины.

Теночки последними ушли из Семи Пещер, ведомые главным божеством своего племени, Уицилопочтли («Колибри левой стороны»). Их путешествие не было плавным и непрерывным, поскольку время от времени они надолго останавливались, чтобы возвести храм или разрешить с помощью оружия внутриплеменные раздоры. Родственные племена теночков, уже обосновавшиеся в долине Мехико, встретили их со смешанными чувствами. С одной стороны, они были желанны как храбрые воины, которых воюющие между собой города-государства могли использовать в качестве наемников. С другой стороны, их порицали за жестокие обряды и обычаи. Первое святилище теночки воздвигли на холме Чапультепек («Холм Кузнечика»), затем переходили из одного города в другой, пока в 1325 не выбрали для поселения два островка на озере Тескоко.

Этот выбор, обусловленный практической целесообразностью, имел и мифическую подоплеку. В плотно заселенном озерном бассейне острова оставались единственным свободным местом. Их можно было расширить за счет насыпных искусственных островов (чинампа), а лодки служили легким и удобным видом транспорта. Существует легенда, согласно которой Уицилопочтли повелел теночкам обосноваться там, где они увидят сидящего на кактусе орла со змеей в когтях (этот символ вошел в государственный герб Мексики). В том месте и был основан город теночков – Теночтитлан.

С 1325 до 1430 теночки находились в услужении, в том числе в качестве военных наемников, у самого сильного города-государства в долине Мехико, Ацкапоцалько. В награду за службу они получали земли и доступ к природным ресурсам. С необыкновенным трудолюбием они отстраивали город и расширяли с помощью искусственных островов чинампа свои владения. Они заключали союзы, чаще всего посредством браков, с правящими династиями соседних народов, восходившими к тольтекам.

Создание империи.

В 1428 теночки вошли в союз с аколуа города-государства Тескоко, расположенного на восток от Теночтитлана, восстали против тепанеков Ацкапоцалько и разгромили их в 1430. После этого к военному союзу теночков и аколуа присоединились тепанеки близлежащего Тлакопана. Так была создана мощная военно-политическая сила – тройственный союз, нацеленный на захватнические войны и контроль над экономическими ресурсами огромной территории.

Правитель теночков Ицкоатль, первым возглавивший тройственный союз, подчинил прочие города-государства долины Мехико. Каждый из пяти последующих властителей расширял территорию империи. Впрочем, последний из ацтекских императоров, Мотекусома Шокойотцин (Монтесума II), занимался не столько захватом новых территорий, сколько консолидацией империи и подавлением восстаний. Но Монтесуме, как и его предшественникам, не удалось подчинить тарасков на западных границах империи и тлашкаланцев на востоке. Последние оказали огромную военную помощь испанским конкистадорам во главе с Кортесом при покорении ацтекской империи.

ОБРАЗ ЖИЗНИ АЦТЕКОВ

Экономика.

Основу питания ацтеков составляли кукуруза, бобы, тыква, многочисленные разновидности стручкового перца чили, помидоры и прочие овощи, а также семена чиа и амаранта, разнообразные фрукты из тропической зоны и колючий грушевидный кактус нопаль, растущий в полупустынях. Растительную пищу дополняли мясо одомашненных индюков и собак, дичь, рыба. Из всех этих компонентов ацтеки умели готовить очень питательные и полезные тушеные блюда, каши, соусы. Из зерен какао они готовили душистый пенистый напиток, предназначенный для знати. Из сока агавы приготовлялся алкогольный напиток пульке.

Агава давала также древесное волокно для выделки грубой одежды, веревок, сетей, сумок и сандалий. Более тонкое волокно получалось из хлопка, который культивировался за пределами долины Мехико и ввозился в столицу ацтеков. Носить одежды из хлопчатых тканей имели право только знатные люди. Мужские головные уборы и набедренные повязки, женские юбки и блузки нередко покрывались замысловатыми узорами.

Расположенный на острове Теночтитлан расширялся за счет «плавучих садов» чинампа. Ацтекские земледельцы строили их на мелководье из связанных корзин с илом и водорослями и укрепляли, обсаживая по краям ивами. Между искусственными островами образовалась сеть связанных между собой каналов, которые служили для орошения и транспортировки грузов и поддерживали среду обитания рыб и водоплавающих. Земледелие на чинампа было возможно только в окрестностях Теночтитлана и в южных озерах, возле городов Шочимилько и Чалько, поскольку источники здесь сохраняли воду пресной, тогда как в центральной части озера Тескоко она была более соленой и потому непригодной для земледелия. В середине 15 в. ацтеки построили через озеро мощную дамбу, чтобы сохранить пресную воду для Теночтитлана и защитить город от наводнений. Инженерные и архитектурные достижения ацтеков, не знавших вьючных животных, колеса и металлических инструментов, были основаны исключительно на эффективной организации труда.

Однако чинампа и земли долины Мехико не могли прокормить растущее городское население. К 1519 в Теночтитлане проживало от 150 до 200 тыс. человек, население второго по величине города Тескоко достигло 30 тыс., а в других городах проживало от 10 до 25 тыс. человек. Возрастала доля аристократии, да и среди прочих городских слоев значительную долю составляли те, кто потреблял, но не производил продукты питания: ремесленники, торговцы, писцы, учителя, жрецы и военачальники.

Продукты доставлялись в города в качестве дани, взимаемой с покоренных народов, или привозились торговцами и окрестными земледельцами для продажи на рынке. В крупных городах рынки функционировали ежедневно, а в небольших открывались раз в пять или двадцать дней. Самый большой рынок в государстве ацтеков был организован в городе-спутнике Теночтитлана – Тлателолько: по оценкам испанского конкистадора, здесь ежедневно собиралось от 20 до 25 тыс. человек. Купить здесь можно было все что угодно – от маисовых лепешек и перьев до драгоценных камней и рабов. К услугам посетителей всегда были цирюльники, носильщики и судьи, следившие за порядком и честностью совершения сделок.

Покоренные народы регулярно, раз в три месяца или в полгода, платили дань ацтекам. Они доставляли в города тройственного союза продукты питания, одежды, воинские облачения, полированные бусы из жадеита и яркие перья тропических птиц, а также оказывали различного рода услуги, в том числе конвоировали пленников, назначенных к принесению в жертву.

Торговцы предпринимали долгие и опасные путешествия, чтобы привезти в ацтекские города ценные товары, и многие наживали изрядные богатства. Зачастую купцы служили осведомителями и послами в землях, лежавших за пределами империи.

Социальная организация.

Ацтекское общество было строго иерархичным и делилось на два основных класса – наследственную аристократию и плебс. Ацтекская знать жила в роскоши в пышных дворцах и имела множество привилегий, в том числе на ношение особых одежд и знаков отличия и на многоженство, посредством которого устанавливались союзы с аристократией других городов-государств. Знати были уготованы высокие посты и самые престижные виды деятельности, ее составляли военачальники, судьи, жрецы, учителя и писцы.

Низший класс составляли земледельцы, рыбаки, ремесленники, торговцы. В Теночтитлане и соседних городах они жили в особых кварталах под названием «калпулли» – своего рода общинах. Каждый калпулли имел собственный надел земли и своего бога-покровителя, собственную школу, платил общинную подать и выставлял воинов. Многие калпулли были сформированы по профессиональной принадлежности. Так, например, мастера по выделке птичьих перьев, резчики по камню или торговцы проживали в особых районах. Некоторые земледельцы были приписаны к владениям аристократов, которым платили трудом и податями больше, чем государству.

Однако, при всей своей прочности, классовые барьеры можно было преодолеть. Чаще всего путь наверх открывали военная доблесть и захват пленников на поле боя. Иногда сын простолюдина, посвященный какому-либо храму, со временем становился жрецом. Искусные ремесленники, изготовлявшие предметы роскоши, или торговцы могли, несмотря на отсутствие наследственных прав, заслужить благосклонность правителя и разбогатеть.

В ацтекском обществе было распространено рабовладение. В качестве наказания за воровство или невыплату долга виновного могли на время отдать в рабство пострадавшему. Нередко случалось, когда человек на оговоренных условиях продавал в рабство себя или членов своей семьи. Иногда рабов покупали на рынках для человеческих жертвоприношений.

Образование и образ жизни.

Приблизительно до 15-летнего возраста дети получали домашнее образование. Мальчики осваивали военное дело и учились управлять хозяйством, а девочки, которых в этом возрасте часто выдавали замуж, умели готовить, прясть и вести домашнее хозяйство. Кроме того, и те и другие получали профессиональные навыки в гончарном ремесле и искусстве выделки птичьих перьев.

Большинство подростков отправлялись в школы в 15 лет, хотя некоторые начинали школьное обучение в 8 лет. Детей знати отправляли в калмекак, где под руководством жрецов они обучались военному делу, истории, астрономии, управлению, общественным установлениям, обрядам. В их обязанности вменялось также собирать дрова, наводить чистоту в храмах, участвовать в различных общественных работах, жертвовать кровь во время религиозных обрядов. Дети простолюдинов посещали телпочкалли своего городского квартала, где обучались главным образом военному делу. И юноши и девушки ходили также в школы под названием «куикакалли» («дом песни»), предназначенные для обучения литургическим песнопениям и танцам.

Женщины, как правило, занимались воспитанием детей и домашним хозяйством. Некоторые обучались ремеслам и акушерству или же посвящались в религиозные таинства, после чего становились жрицами. По достижении 70-летнего возраста мужчины и женщины окружались почетом и получали ряд привилегий, в том числе дозволение без ограничений употреблять алкогольный напиток пульке.

Вера в жизнь после смерти сопровождалась определенными представлениями о том, что ждет умершего. Воина, погибшего в бою или принесенного в жертву, ожидала честь сопровождать Солнце на его пути от восхода к зениту. Женщины, погибшие при родах – так сказать, на своем поле битвы, – сопровождали Солнце от зенита к закату. Утопленники и убитые молнией попадали в цветущий рай, обитель бога дождя Тлалокан. Большинство же умерших ацтеков, как считалось, не выходили за пределы низшего подземного мира, Миктлана, где правили бог и богиня смерти.

Завоевательные войны и управление империей.

Каждый ацтекский город-государство имел одного или нескольких правителей под названием «тлатоани» («оратор»). Власть была наследственной и переходила от брата к брату либо от отца к сыну. Впрочем, наследование почетных титулов происходило не автоматически, а требовало одобрения высших кругов городской знати. Таким образом, легитимность власти каждого нового правителя обеспечивалась как божественным правом наследования, так и публичным признанием его достоинств. Правители жили в роскоши, но не в праздности, поскольку были обязаны осуществлять управление, выносить вердикты в сложных судебных случаях, наблюдать за должным исполнением религиозных ритуалов и защищать подданных. Поскольку некоторые города-государства подпали под власть других, одни правители считались выше других, а главным из них признавали правителя Теночтитлана.

На службе правителей состояли советники, военачальники, жрецы, судьи, писцы и прочие должностные лица. Имперские захваты потребовали расширения бюрократического аппарата за счет сборщиков дани, наместников и начальников гарнизонов. Покоренные народы пользовались относительной свободой. Городам-государствам, как правило, позволялось сохранять правящие династии при условии аккуратной выплаты дани. Новые территории входили в состав империи различными путями – одни народы теночки завоевывали и принуждали к регулярной выплате дани, других склоняли к союзу переговорами, брачными связями и дарами. Города-государства, покоренные тройственным союзом в раннюю эпоху его существования, к началу 16 в. были уже глубоко интегрированы в имперскую структуру. Их правители участвовали в захватнических войнах теночков, получая награды в виде титулов и земель.

Война составляла важнейшую сферу жизнедеятельности ацтеков. Успешные войны обогащали империю и предоставляли возможность отдельным воинам продвинуться вверх по социальной лестнице. Главной доблестью считался захват пленного для жертвоприношения; воин, взявший в плен четырех воинов противников, повышался в чине.

Религия.

Ацтекский политеистический пантеон включал в себя множество богов и богинь. Богов-демиургов представляют таинственный непредсказуемый Тескатлипока («Курящееся Зеркало»), бог огня Шиутекутли и знаменитый Кецалькоатль («Пернатый Змей»), «давший людям маис». Поскольку жизнь ацтеков во многом зависела от земледелия, они поклонялись богам дождя, плодородия, маиса и т.п. Боги войны, как, например, Уицилопочтли теночков, ассоциировались с Солнцем.

Каждому божеству ацтеки воздвигали храмы, где жрецы и жрицы отправляли его культ. Главный храм Теночтитлана (46 м высотой) был увенчан двумя святилищами, посвященными Уицилопочтли и богу дождя Тлалоку. Этот храм возвышался посреди обширной огороженной территории, где находились другие храмы, палаты воинов, жреческая школа и площадка для ритуальной игры в мяч. Изощренные религиозные ритуалы включали в себя празднества, посты, песнопения, танцы, воскурение благовоний и каучука, а также ритуальные драматические действа, нередко с человеческими жертвоприношениями.

Согласно ацтекской мифологии, Вселенная делилась на тринадцать небес и девять преисподних миров. Сотворенный мир прошел четыре эпохи развития, каждая из которых завершилась гибелью человеческого рода: первая – от ягуаров, вторая – от ураганов, третья – от всемирного пожара, четвертая – от потопа. Современная ацтекам эпоха «Пятого Солнца» должна была завершиться страшными землетрясениями.

Человеческие жертвоприношения, составлявшие важнейшую часть ацтекских религиозных обрядов, практиковались для того, чтобы снабжать богов энергией и тем отсрочить неизбежную гибель человеческого рода. Жертвоприношения, считали ацтеки, необходимы для поддержания устойчивого жизненного цикла; человеческая кровь питала Солнце, вызывала дожди и обеспечивала земное существование человека. Некоторые формы жертвоприношений ограничивались кровопусканиями посредством шипов растения магуэй, но часто жертву убивали жрецы, распарывая ножом грудь и вырывая сердце. При одних обрядах в жертву приносили избранника, которому выпала честь воплощать собою божество, при других убивали множество пленников.

Достижения науки и искусства.

Ацтеки имели циклический счет времени. Солнечный 365-дневный календарь они сочетали с ритуальным 260-дневным календарем. Согласно первому, год делился на 18 месяцев по 20 дней каждый, к которым в конце добавлялось 5 т.н. несчастливых дней. Солнечный календарь применялся к сельскохозяйственному циклу и основным религиозным обрядам. Ритуальный календарь, употреблявшийся для пророчеств и предсказаний человеческой судьбы, содержал 20 наименований дней месяца («кролик», «дождь» и т.п.) в сочетании с цифрами от 1 до 13. Новорожденный вместе с наименованием дня своего рождения (вроде «Два Олень» или «Десять Орел») получал также предсказание своей судьбы. Так, считалось, что Два Кролик будет пьяницей, а Один Змея заслужит славу и богатство. Оба календаря соединялись в 52-летний цикл, по завершении которого прожитые годы исчезали подобно тому, как ветер уносит связанный пучок из 52 тростин, и начинался новый цикл. Окончание каждого 52-летнего цикла грозило гибелью Вселенной.

Ацтеки создали обширный корпус устной литературы, представленной жанрами эпической, гимнической и лирической поэзии, религиозных песнопений, драмой, легендами и сказаниями. По тону и тематике эта литература также весьма разнообразна и варьирует от воспевания воинской доблести и подвигов предков до созерцания и размышлений о сущности жизни и предназначении человека. Поэтические упражнения и диспуты постоянно практиковались в среде знати.

Ацтеки проявили себя как искуснейшие строители, скульпторы, резчики по камню, гончары, ювелиры, ткачи. Особым почетом пользовалось искусство изготовления изделий из ярких перьев тропических птиц. Перьями украшали щиты воинов, одежды, штандарты, головные уборы. Ювелиры работали по золоту, жадеиту, горному хрусталю и бирюзе, проявляя необычайное мастерство в создании мозаик и орнаментов.

Происхождение ацтеков

Ацтеки появились в Анауаке, долине Мехико, в 1168 году. Это событие, зафиксированное в их идеографических хрониках, было соотнесено с нашим календарем; никто еще не усомнился в этой дате.

Теночки-ацтеки были безземельными скитальцами, «нуждавшимся» племенем, пришедшим с севера Мексики (некоторые считают, что с территорий, которые сейчас находятся на юго-западе США, но этому нет доказательств). Их родным языком был язык науатль, на котором говорили и тольтеки. Ацтеки ничего не имели; они скитались по земле, то ненадолго поселяясь в одном месте, то снова отправляясь странствовать и пытаясь отщипнуть краешек от чужих земель, пока не происходило вооруженное столкновение; после чего скитания возобновлялись. Дата «1168 год», безусловно, не говорит нам с уверенностью, что именно тогда началось заселение ацтеками Мексики, а всего лишь сообщает о том, что в то время, как полагает доктор Вайян, ацтеки, которые ничего собой не представляли с точки зрения культуры, начали пользоваться календарем, повсеместно использовавшимся уже на протяжении тысячи лет. Кто такие были ацтеки и откуда они пришли? Ответы на эти вопросы дают их мифохроники. Подобно всем другим подобным мифам о своем происхождении, подобные истории отличаются в деталях, но не по основному содержанию. Инки вышли из пещер, грекам помог выйти из темного убежища божественный autologos; в христианских мифах в изобилии встречаются гроты, населенные божественным духом. Так и ацтеки. В какой-то пещере они нашли Мудреца Колибри, знаменитого Уицилопочтли (это имя испанцы так и не научились произносить и называли его Уичилобос – «ведьмоволк»). Этот идол дал им совет. Это был хороший совет: странствуйте, ищите земли, избегайте крупных вооруженных столкновений, высылайте вперед первопроходцев, пусть они сажают кукурузу, а когда созреет урожай, приходите и собирайте его; держите меня, Уицилопочтли, всегда при себе, несите меня, как знамя, кормите меня человеческими сердцами, вырванными из груди принесенных в жертву… И все это ацтеки выполнили.

Нам не известно даже приблизительно, сколько людей насчитывало племя мешиков-теночков, когда оно пришло в Анауак. Оно было очень маленьким: может быть, оно насчитывало тысячу человек, может быть, пять тысяч – вряд ли больше. По крайней мере, в таком густонаселенном регионе, как долина Анауак, они играли такую незначительную роль, что их появление на берегах озер прошло совершенно незамеченным, и нет никаких записей об их появлении в густых лесах Чапультепека на протяжении жизни поколения, жившего около 1250 года. Все это можно понять. Никто не считал «историческими» события, происходившие внутри других племен. История шла в вертикальном, а не горизонтальном направлении, в ней не было перекрестных ссылок. В течение этих «лет скитаний» ацтеки впитывали в себя культуру своих соседей. Их племя росло. У них появились враги. Ацтеки стали расширять свои владения. Так как в их кланах было слишком мало женщин, они стали прибегать к кражам женщин у других племен, и теперь их соседи во всей долине впервые узнали об ацтеках. Они подверглись нападению. Одна часть племени была обращена в рабство, другая спаслась на одном из болотистых островков озера Тескоко. Те, кто остались, участвовали в войнах, которые вели захватившие их в плен люди. Во время этих войн они проявили такую храбрость, что, когда их спросили, какую награду они хотят, они попросили даровать им дочь вождя, чтобы с ее помощью создать уважаемый род. Их просьба была выполнена, но они принесли в жертву эту прекрасную девушку, содрали с нее кожу и надели ее на своего главного жреца, чтобы тот мог олицетворять собой богиню природы. Когда вождь пленивших их людей, отец девушки, прибыл к ним в великолепном наряде, он, естественно, ожидал, что будет присутствовать на свадебной церемонии. Вместо этого он обнаружил вышеописанное. Его гнев легко понять. Те теночки, которые спаслись в ходе бойни, которую устроили его воины, бежали и присоединились к своим соплеменникам на втором островке озера.

Рис. 12. Ацтекские храмы и дома; ацтекский правитель на пути к ним. Следы ног говорят о движении. Из ацтекского кодекса

Теночтитлан, островной город-государство, начал свою историю с 1325 года. Озер, на которых лежала зарождающаяся столица ацтеков и которые были такими же бесформенными, как свободно перемещающаяся протоплазма, было пять. Они располагались в долине Анауак, которая представляла собой равнину, находившуюся на высоте около 2300 м над уровнем моря. С высоких заснеженных гор, окружавших ее, стекали бурные потоки, которые и наполнили эти озера – фактически одно озеро, имевшее около 80 км в длину, площадь поверхности около 1300 км 2 , окруженное высокой и тонкой болотной травой. Озера были глубокими в одних местах и мелкими в других, особенно вокруг островков, на которых возник город теночков-ацтеков. Насущной необходимостью для них в тот момент было жилье. Сначала были построены мазанки с крышами из тростника и болотной травы. Позднее, в том же самом году (1325), ацтеки открыли свой первый храм. Вначале, по соглашению с племенами, которые обитали по берегам озер, они получили разрешение использовать пограничные земли для выращивания растений. Эту землю они расширили при помощи сельского хозяйства chinampa (чинампа). Метод состоял в том, чтобы изготавливать искусственные плавучие острова из ветвей и прутьев, отбуксировывать их к островкам, закреплять на мелководье и наполнять землей. В этих корзинах ацтеки выращивали свой урожай. Таким образом, Мехико– Теночтитлан был создан вручную.

С 1403 по 1455 год (третий ацтекский период) растущий город– государство, заключая союзы и ведя войны, переживая периоды спада и роста, преодолел примитивную ступень развития и открыл новые, более широкие культурные горизонты. После этого ацтеки оказались в центре событий на арене Мексики и стали главными действующими лицами, распоряжавшимися жизнью в долине Анауак и за ее пределами. Они расширили свои владения, как это делают все народы, как живет сама жизнь за счет других жизней и других народов; это справедливо, понятно и естественно.

Технические приемы развивались медленно. Обработка металлов шла из Южной Америки на север медленными шагами не напрямую, а через торговлю и появилась в Мексике приблизительно в XI веке. И хотя жители Центральной Америки были развиты во многих отношениях, у них еще не было колеса, ручной мельницы и тягловых животных. Мехико в 1519 году, по словам Берланда, «стоял на той ступени развития, на которой находились Шумер и Египет в 3500 году до н. э.». Однако это сравнение не совсем точное, и не все ясно.

В тот же самый исторический момент – это был 1100 год, – когда инки в Перу выходили из такой же неизвестности, чтобы превратиться в настоящую империю, ацтеки, движимые теми же имперскими устремлениями, постепенно становились владыками Мексики.

Таким образом, в промежутке между 1168 и 1521 годами мешики-теночки, которых назвали ацтеками, добились своего.

Из книги Заказные преступления [Убийства, кражи, грабежи] автора Иванов Алексей Николаевич

Электронный шпионаж на родине ацтеков Прослушивающий аппарат был обнаружен в помещении национального комитета по правам человека, созданного при прямом содействии президента Салинаса де Гортари. Комитет только разворачивает свою деятельность и вроде бы пока не мог

Из книги Тайные общества и секты [Культовые убийцы, масоны, религиозные союзы и ордена, сатанисты и фанатики] автора Макарова Наталья Ивановна

Происхождение масонства Орден франк-масонов, в наши дни известный во всех странах европейской культуры, ведёт родословную от очень скромного по происхождению Лондонского клуба начала XVIII века.Слово free-mason (свободный каменщик) перешло из английского в другие европейские

Из книги Ацтеки [Быт, религия, культура] автора Брэй Уорвик

Мексика для ацтеков Корни ацтекской цивилизации уходят глубоко в прошлое. За тысячу лет, которая предшествовала рождению Христа, сложился определенный индейский образ жизни, а к началу христианской эпохи уже сформировались многие элементы ацтекской культуры. К тому

Из книги Ацтеки. Воинственные подданные Монтесумы автора Сустель Жак

Национальный характер ацтеков Алонсо Сорита писал об ацтеках: «Люди эти по природе своей долготерпеливы, и ничто не может взволновать их или вызвать их гнев. Они очень послушны и сметливы… Чем знатнее люди, тем большую скромность они выказывают». Это описание, казалось

Из книги Коминтерн и мировая революция. 1919-1943 автора Маккензи Кермит

Завоевание с точки зрения ацтеков В течение двух лет, предшествовавших появлению испанцев, появлялись признаки того, что в Мексике не все ладно. Кометы, внезапные и необъяснимые пожары, наводнения и рождение детей-уродов – все предсказывало катастрофу. Наконец, и сам

Из книги Ацтеки, майя, инки. Великие царства древней Америки автора Хаген Виктор фон

Происхождение и местонахождение Есть некоторая загадка в самом названии города, так как двойное название его Мехико-Теночтитлан объяснить нелегко. Этимология названия «Теночтитлан» прозрачна: это место, где растет теночтли, опунция (род кактуса) с твердыми плодами. Но

Из книги Величайшие танковые командиры автора Форти Джордж

Восемнадцать месяцев года ацтеков и связанные с ними обряды Ниже приводятся 18 месяцев мексиканского года и краткий перечень обрядов, которые соответствовали каждому из них.1. Атль кауало (остановка воды) или Куиауитль (дерево поднимается). Принесение детей в жертву

Из книги Глубина 11 тысяч метров. Солнце под водой автора Пикар Жак

Происхождение Международное социалистическое движение в I914 году. Ровно за полвека до 1914 года усилия сторонников идей пролетарского единства и интернационализма по созданию организации трудящихся (пролетариата) в Европе увенчались успехом. В результате этого возникло

Из книги Поэтка. Книга о памяти. Наталья Горбаневская автора Улицкая Людмила Евгеньевна

Глава 1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ АЦТЕКОВ: ИСТОРИЯ И ГЕОГРАФИЯ

Из книги Архипелаг приключений автора Медведев Иван Анатольевич

Родовая община – сообщество ацтеков, совместно владеющих землей Все – или почти все – древние общества коренных жителей Америки были демократическими.Люди занимали определенное социальное положение, но классов не было. Землей владела родовая община, а не отдельный

Из книги Судьба империи [Русский взгляд на европейскую цивилизацию] автора Куликов Дмитрий Евгеньевич

Глава 3 «ЦАРИ» АЦТЕКОВ И ПРАВЯЩИЕ КЛАССЫ

Из книги автора

Происхождение и эволюция С самых древних времен человек искал более действенное оружие, которое защитит его самого и уничтожит врага. Каждое новое оружие - дубина, копье, лук и стрелы, первые мушкеты - впервые появившись в бою, казалось непобедимым. Каждое новое оружие

Из книги автора

2. Происхождение мезоскафа Был чудесный осенний вечер. Мой отец, доктор Огюст Пикар, и я сидели вместе на кормовой палубе буксира «Теначе», который шел малым ходом, осторожно ведя на буксире батискаф «Триест». За два дня до этого «Триест» побывал на дне Тирренского моря, на

Из книги автора

Происхождение Я – потомственная мать-одиночка. Наталья Горбаневская В 1960 году, когда я впервые попала в дом Наташи, на Новопесчаной улице, семья ее была – она да ее мать, Евгения Семеновна. Занимали они одну комнату в коммуналке, в сталинском доме, построенном, кажется,

Из книги автора

Золото ацтеков Пиратам досталась добыча немыслимой ценности: золотые слитки на восемьдесят восемь тысяч дукатов, изумруд с кулак величиной, ограненный в виде правильной пирамиды, золотые и серебряные сосуды, кольца и ожерелья, идолы из драгоценных камней, золотые маски,

Из книги автора

Наше происхождение Родиной нашей культуры являются Спарта, Афины, Рим, Иерусалим и Константинополь. Термином «европейская» в отношении нашей цивилизации мы будем пользоваться в силу сложившейся традиции. Правильнее было бы говорить о «средиземноморской»