Что находится на земле франца иосифа. Железный флаг

Администрация национального парка "Русская Арктика" планирует к 2020 году на архипелаге Земля Франца-Иосифа "Живая история Арктики", в экспозиции которого будут представлены первая советская полярная станция, автомобили, инсталляции, предметы живой природы, вездеходы и самолеты.

На острове Земля Александры, входящем в архипелаг Земля Франца-Иосифа, на пограничной заставе "Нагурское" возведен храм Николая Чудотворца — самый северный христианский храм в мире. Он был освящен в 2012 году.

Осенью 2014 года на архипелаге Земля Франца-Иосифа по воссозданию военной инфраструктуры. На острове Земля Александры объекты технической позиции и административно-жилой, складской, хозяйственной и парковой зон, а также аэродрома Нагурское. Здесь же ведется строительство административно-жилого комплекса "Арктический трилистник", который является единственным в мире объектом капстроительства, возводимым на 80 градусе северной широты.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

После годичного перерыва на Земле Франца-Иосифа - самом северном архипелаге России и Евразии - возобновятся работы по ликвидации накопленного экологического ущерба. Так официально именуется очистка Арктики. Острова стали пилотными для этого проекта. Именно здесь в 2010 году Владимир Путин заявил о необходимости провести в Арктике "генеральную уборку".

Мусора на четыре Эйфелевы башни

Геоэкологическое обследование Земли Франца-Иосифа в 2011–12 годах провели сразу несколько профильных институтов и организаций. Нужно было определить самые проблемные участки. Шесть островов были признаны территорией экологического бедствия: Земля Александры, острова Гукера, Хейса, Рудольфа, Гофмана и Греэм-Белл. Где-то базировались военные, на других располагались полярные станции. Символом арктического мусора стали ржавые бочки из-под ГСМ. Они представляли и наибольшую опасность.

Работы начались на Земле Александры. Сейчас самый западный остров архипелага практически очищен , полей из бочек здесь уже нет, проведена техническая рекультивация грунта. Самой сложной оказалась обстановка на Греэм-Белле. Это самый восточный остров, где в советское время располагались станция ПВО, полк Дальней авиации и самый северный в мире ледовый аэродром.

"Из-за климатических изменений большое количество бочек с нефтепродуктами оказалось в воде. Они были складированы вдоль береговой линии. Если бы нефтепродукты попали в океан, пятно бы двинулось в сторону Шпицбергена. В 2013 году мы предотвратили на Греэм-Белле экологическую катастрофу", - говорит первый директор национального парка "Русская Арктика" Роман Ершов.

Ледовая обстановка не каждый год позволяет судну даже подойти к тому же Греэм-Беллу, не говоря уж о том, чтобы осуществить разгрузку. Тем не менее за пять лет арктической уборки с островов вывезено более 40 тысяч тонн отходов: металлолом, бочки, бытовой и производственный мусор, остатки строений и техники. По массе это четыре Эйфелевы башни вместе с фундаментом. После вывоза мусора очищается и верхний слой грунта. Уже рекультивировано 270 га - по площади это примерно 380 футбольных полей.

"В 2017 году снижение негативного воздействия на окружающую среду на территории национального парка "Русская Арктика" планируется в объеме не менее 8 тыс. тонн, - говорит о планах на предстоящий сезон и.о. директора парка Александр Кирилов. - Одновременно с очисткой территории четырех островов архипелага Земля Франца-Иосифа: Земли Александры, Хейса, Греэм-Белл, Гукера и, возможно, острова Гофмана - будет проводиться геоэкологическое обследование в местах будущих работ. Это необходимо для того, чтобы оценить ситуацию - где что осталось - и уточнить дальнейший план действий".

В парке убеждены, что очистку надо продолжать до полной ликвидации экологического ущерба на полярных островах.

Обломки Ил-14 и самый северный в мире детский сад

При этом необходимо соблюдать баланс между уборкой и тем, что нужно сохранить. В 2014 году Юрий Руткаускас контролировал ход работ на острове Хейса как госинспектор национального парка. "Наши обязанности заключались в приемке работ от организации, занимающейся очисткой данного острова от предшествующей деятельности человека, а также соблюдением природоохранного законодательства в ходе работы. (…) На завершающем этапе очистки рабочие ходили и вручную собирали остатки жизнедеятельности". Он сетует, что довольно много любопытных находок - старая техника, аппаратура - пошло под нож экскаватора.

На острове оставлен самолет Ил-14, который потерпел здесь крушение в феврале 1981 года. Самолет заходил на посадку в темноте и приземлился левее взлетно-посадочной полосы, угодил в глубокий снег. При этом оторвался дополнительный топливный бак, который располагался в салоне. Два пассажира погибли. Воздушное судно так и осталось на острове.

Часть артефактов сейчас используется для экспозиций национального парка, например ракета М-100 с парашютом и пультом для запуска. Эта советская двухступенчатая неуправляемая твердотопливная метеорологическая ракета с высотой подъема 100 км использовалась для зондирования атмосферы.

На острове Хейса с 1957 года существовала не просто метеостанция, а обсерватория, которая с 1972 года стала носить имя знаменитого полярного радиста Эрнста Кренкеля. Особое место в научной программе занимало высотное зондирование. Ракеты с октября 1957 года запускали в ближний космос. Программу свернули в начале 90-х. В период расцвета на острове Хейса жило до 200 человек, здесь был самый северный в мире детский сад, а поселок насчитывал до 40 домов.

В 2001 году станция была закрыта после пожара, а возобновила деятельность в 2004 году. "В настоящее время на станции работают четыре человека. Проводят стандартные наблюдения: метеорологические, морские прибрежные гидрологические, аэрологические. Что касается высотного зондирования атмосферы, то возобновить планируется, но когда - неизвестно", - о нынешней ситуации говорит начальник отдела государственной наблюдательной сети ФГБУ "Северное УГМС" (Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. - Прим. ТАСС ) Василий Шевченко.

По его словам, данные с острова Хейса важны для составления прогноза погоды, так как в этом регионе больше станций нет, в том числе и автоматических. И установка последних пока не планируется.

Собачья улица и самолетный ангар острова-музея

Полярная станция "Бухта Тихая", открытая 30 августа 1929 года на острове Гукера, стала первым постоянным поселением на Земле Франца-Иосифа. Интересно, что в 1929 году к архипелагу практически одновременно направлялись советская и норвежская экспедиции. Последней помешала тяжелая ледовая обстановка. Бухта Тихая - знаковое место. Назвал ее так Георгий Седов, здесь он провел зимовку 1913–14 годов, отсюда ушел в свой последний отчаянный поход к Северному полюсу.

Станция активно работала до 1957 года, но была закрыта в связи с созданием новой на острове Хейса. Он оказался более благоприятен для метеоисследований. В Бухте Тихой остался целый поселок: не только жилые дома, мастерские, лаборатории, но и целая улица из собачьих будок. Даже миски сохранились. К 2011 году, когда на Земле Франца-Иосифа начал работать национальный парк "Русская Арктика", строения были заброшены, забиты снегом и льдом. На острове Гукера при проведении работ по очистке было решено оставить весь комплекс станции. И создать музей под открытым небом.

Этот остров чистили вручную: станция располагается на склоне, как на ступеньках. Технике там не развернуться. Мусор паковали в мешки-бэги, которые затем вывозили морем. Как говорит заместитель по научной работе директора "Русской Арктики" Мария Гаврило, наиболее сложная ситуация сейчас с деревянным самолетным ангаром. "Всю деревню нужно сохранить, но ангар в наиболее критическом состоянии. Его чистят ото льда, и он стал более уязвимым", - поясняет ученый.

Если дома или, например, лаборатории подобного вида в российской Арктике еще есть, то ангар - сооружение уникальное. "Он был построен в 1932 году под руководством Папанина и предназначен для базирования там небольшого гидроплана Ш-2 или биплана По-2. По тем временам это было большое и сложное сооружение. Возведение его на Земле Франца-Иосифа - сверхтрудная задача. Большая удача, что ангар сохранился до наших дней", - рассказывает ведущий научный сотрудник национального парка Евгений Ермолов.

Архипелаг-материк

Каждый остров Земли Франца-Иосифа те, кто там бывал, сравнивают с отдельной планетой. Настолько они разнообразные. Остров Гукера сейчас посещает почти каждое круизное судно, которое приходит на архипелаг. Исторический объект, самая северная в мире почта, доступная для туристов, плюс уникальные природные ландшафты. Скалу Рубини в свое время назвали в честь известного оперного певца. Она действительно поет - десятки тысяч птиц гнездятся на крупнейшем на архипелаге птичьем базаре: кайры, моевки, люрики, чистики, глупыши и бургомистры. Скала будто сложена из шестигранных базальтовых карандашей, выступы которых идеальны для обустройства гнезд. Как говорит Мария Гаврило, те же кайры, например, могут вернуться через год на тот же самый выступ, где гнездились в прошлом сезоне. Этим ученые пользуются для исследований - на птиц ставят логгеры, которые фиксируют маршрут их передвижения. Через год или несколько лет птицу ловят, прибор снимают и расшифровывают данные. Такие исследования продолжатся и в этом году, как и мониторинг белых медведей, гренландских китов и моржей.

На моржовом лежбище соседнего с Гукера острова Мертвого тюленя работает видеокамера. "Надеемся, что она выдержала второй год, и у нас будет динамика наполнения лежбища", - говорит Мария Гаврило.

Продолжатся наблюдения за белой чайкой - птицей, которая никогда из Арктики не улетает и занесена в Красную книгу РФ. "Была, например, колония на Земле Александры, из двух кластеров по 150 птиц в каждом, - рассказывает исследователь. - Так вот один из них располагался прямо у взлетно-посадочной полосы пограничников. Начальник заставы (Нагурское. - Прим. ТАСС ) Максим Носов ее очень оберегал".

Ученый говорит, что архипелаг изучен неравномерно. С одной стороны, по сравнению с другими российскими полярными островами можно сказать, что изученность в хорошем состоянии, "но по сравнению с Шпицбергеном мы проваливаемся, но там 50 стран изучали", отмечает она. Известно, какие на Земле Франца-Иосифа обитают птицы и млекопитающие, а вот по тем, кто живет в море, и беспозвоночным открытий предстоит еще много, считает Гаврило. В конце 90-х у острова Куна нашли новый вид рыбы - лентотелый гимнел, в 2012 году - новый вид комара-звонца, его назвали в честь Земли Франца-Иосифа. Много коллекций находится в обработке, например нематод (круглые черви. - Прим. ТАСС ) отправили для описания в Болгарию. По предварительным данным, список видов уже больше, чем на Шпицбергене.

"По ряду биологических групп Земля Франца-Иосифа опережает Шпицберген, - говорит Гаврило, - где более благоприятные условия. Почему такое разнообразие, нужно объяснять. Пока у нас больше вопросов. Такой вот архипелаг-материк".

Ботаник Олег Ежов говорит, что по сосудистым (цветковым. - Прим. ТАСС ) растениям картина более-менее ясная. Их около 50 видов: разные камнеломки, полярный мак, лютики, злаки. Есть те, которые встречаются почти на каждом острове, есть найденные только на одном. Как, например, один из видов мятлика, который встречается только на острове Гукера. А вот мхи, лишайники и грибы изучены гораздо хуже. "По Шпицбергену лишайников известно около 800 видов, по Земле Франца-Иосифа - меньше двухсот. Надо изучать дальше ", - поясняет Ежов. "Мои пятилетние "грибные" походы по Земле Франца-Иосифа и усилия коллег уже дают предварительный список по грибам больше, чем на Шпицбергене", - говорит Гаврило.

Часть коллекций собиралась во время комплексной экспедиции, которую в 2013 году "Русская Арктика" проводила совместно с Национальным географическим обществом США (National Geographic). "Земля Франца-Иосифа - одно из самых диких и красивых мест, которые я видел в мире. Со своими полярными медведями, моржами, гренландскими китами и огромными колониями гнездящихся морских птиц она чиста в своей первозданности", - говорит гидробиолог, штатный исследователь National Geographic Энрик Сала.

Сала уверен, что Земля Франца-Иосифа обладает огромным потенциалом для экотуризма, но должным образом отрегулированного. "Арктика - это хрупкая среда, но хорошо разработанный план туристической деятельности может помочь повысить осведомленность о важности защиты таких мест без ущерба для окружающей среды", - считает эксперт.

Как поясняют в "Русской Арктике", за пять лет существования особо охраняемой природной территории туристы высадились на берег, осмотрели с борта судна, лодки или вертолета только 30 - но самых знаковых и красивых - мест на Земле Франца-Иосифа и севере Новой Земли. "Возможно посещение и новых мест, это будет учитываться при зонировании национального парка "Русская Арктика". Из интересных мест, которые, скорее всего, будут доступны для туристов после завершения очистки - полярная станция на острове Хейса", - пояснил руководитель парка Александр Кирилов.

В парке говорят, что количество посетителей Земли Франца-Иосифа может достичь 5–7 тыс. в год. Сейчас это около тысячи. Условий несколько. Одно из них - работа пункта пропуска через границу на острове Земля Александры для разных судов. Пока он действует в тестовом режиме под конкретное судно. Кроме того, на Земле Александры вводится в эксплуатацию взлетно-посадочная полоса круглогодичного действия. При условии что будет достигнута договоренность об ее использовании гражданской авиацией, возможно прибытие туристов на архипелаг и по воздуху. Но нужна тщательная подготовка: обустройство экологических троп, подготовка профессиональных кадров для работы с туристами и повышение информированности посетителей о правилах поведения на территории.

Ирина Скалина

Архипелаг Земля Франца-Иосифа был объявлен советской территорией 90 лет назад, в 1926 году. О его существовании подозревал еще Михаил Ломоносов, однако первыми на этот берег высадилась австро-венгерская экспедиция. Тогда многие полагали, что Земля Франца-Иосифа простирается до Северного полюса. Об истории этого географического открытия и борьбе за архипелаг рассказывает «Лента.ру».

Земля Франца-Иосифа - это архипелаг из почти двух сотен островов. Ближе всего до Северного полюса от острова Рудольфа - менее 900 километров. Мыс Флигели на этом острове - самая северная точка России. Большая часть архипелага располагается севернее 80-й параллели. Тут очень холодно, среднегодовая температура - минус 12 градусов Цельсия.

Лето очень короткое. Воздух прогревается максимум до плюс 12 градусов Цельсия. Растительность самая простая - мхи, лишайники, полярная ива. Суровые условия, вечная мерзлота не позволяют человеку долго находиться на архипелаге без внешней поддержки. В частности, именно этим обусловлено столь позднее открытие Земли Франца-Иосифа.

О возможности существования земли восточнее архипелага Шпицберген говорил еще Ломоносов. К сожалению, попытки русских мореходов достичь в XVIII веке неведомой земли не увенчались успехом. Помешали непроходимые льды.

В 1865 году, через сто лет после смерти Ломоносова, лейтенант флота и будущий вице-адмирал Николай Шиллинг, основываясь на анализе дрейфа льдин между Новой Землей и Шпицбергеном, вернулся к вопросу островов к востоку от Шпицбергена. На исследование обратил внимание географ Петр Кропоткин и попросил правительство выделить средства на экспедицию. Инициативу теоретика анархо-коммунизма царские власти не поддержали.

Зарубежные исследователи тоже интересовались Арктикой. Летом 1872 года австро-венгерские лейтенанты Юлиус Пайер и Карл Вейпрехт на парусно-паровом судне «Адмирал Тегетгофф», пытаясь найти северный путь из Баренцева моря в Берингово, попали в ледяную ловушку у Новой Земли. Продрейфовав целый год, 30 августа 1873-го они оказались у архипелага. Самый северный его остров они назвали в честь сына императора Австро-Венгрии Франца Иосифа I.

«Нас привела сюда случайность», - признавался Пайер. Вместе с Вейпрехтом он в течение двух лет исследовал новые территории и составил первую карту. Снова угодив в ледяную ловушку, мореходы покинули «Адмирал Тегетгофф» и на шлюпках добрались до Новой Земли. Местные поморы проводили их в Норвегию. Пайер и Вейпрехт скептически оценивали практическую пользу открытых ими земель и больше не возвращались к ним. Они же впервые ошибочно указали, что Земля Франца-Иосифа простирается вплоть до Северного полюса.

В 1879 году на архипелаге высадились голландцы, в 1881-м - шотландцы. С 1884 года острова исследовал англичанин Фредерик Джексон. В 1895 году на архипелаге побывали норвежцы Фритьоф Нансен и Ялмар Юхансен, направлявшиеся к Северному полюсу. Позднее, также в надежде достичь крайнюю северную точку планеты, на Землю Франца-Иосифа ступили американцы.

Русские на архипелаг попали только в 1901 году, на первом российском ледоколе «Ермак». Команда вице-адмирала Степана Макарова подняла над островами российский флаг. В 1913 году архипелага достигла экспедиция Георгия Седова, которая, к сожалению, не увенчалась успехом. В следующем году на ее поиски отправился Исхак Ислямов, также установил на Земле Франца-Иосифа российский флаг.

Именно Ислямов впервые заявил о принадлежности архипелага Российской империи. Будущий участник белого движения, он предлагал переименовать острова в Землю Романовых. Но вскоре империя рухнула. Судьбу северных островов решало уже советское правительство. ЦИК СССР 15 апреля 1926 года издал декрет о том, что все арктические острова, примыкающие к сухопутным границам страны, также являются ее частью.

Фото: Владимир Баранов / РИА Новости

Декрет довели до сведения ведущих держав, однако СССР тогда еще не был признан. На острова претендовали Италия и Норвегия. Скандинавы планировали установить на Земле Франца-Иосифа радиостанцию. Однако суровые северные условия не позволили им это сделать. Четыре судна, отправленные в экспедицию в 1929 году, были зажаты льдами. За их беспомощным дрейфом наблюдала советская полярная экспедиция на пароходном ледоколе «Седов».

Через год норвежцы повторили свою попытку, но им было приказано покинуть советские воды. Сойдя с борта судна «Седов», автор космогонической гипотезы и начальник Главсевморпути Отто Шмидт установил на мысе Флора острова Юрия Кучиева советский флаг, изготовленный из железа. «В силу данных мне полномочий объявляю Землю Франца-Иосифа территорией СССР!» - заявил будущий академик Шмидт.

Освоение Земли Франца-Иосифа требует больших усилий и непрерывного присутствия на территории архипелага. Сто лет назад позволить себе это могли очень немногие страны. После распада СССР Россия сократила свою активность на островах. Тем не менее именно там находятся самое северное в мире почтовое отделение «Архангельск 163100» и погранзастава «Нагурское», а также полярные станции и геофизическая лаборатория.

Земля Фра́нца-Ио́сифа — архипелаг в Северном Ледовитом океане, на севере Европы. Часть полярных владений России, входит в состав Приморского района Архангельской области. Состоит из 192 островов, общая площадь 16 134 км².

Снимок архипелага со спутника Терра:

Существование этих островов к востоку от Шпицбергена предсказывал ещё Ломоносов, позднее — Шиллинг и Кропоткин. Последний даже представил в Русском Географическом обществе в 1871 году свой проект экспедиции для их исследования, однако правительство отказало ему в средствах.

Открыт совершенно случайно: австро-венгерская экспедиция под руководством Карла Вейпрехта и Юлиуса Пайера на парусно-паровой шхуне «Адмирал Тегетгофф» (нем. Admiral Tegetthoff ), отправившаяся в 1872 г. для открытия Северо-Восточного прохода, была затёрта льдами к северо-западу от Новой Земли и затем, постепенно уносимая ими к западу, 30 августа 1873 года принесена была к берегам неизвестной земли, которая и была тогда же Вейпрехтом и Пайером обследована, насколько было возможно к северу и вдоль южной её окраины.

Карл Вейпрехт (Carl Weyprecht) (1838—1881) — австрийский морской офицер, исследователь Арктики и геофизик.

Ю́лиус Иога́ннес Людо́викус фон Па́йер (нем. Julius Johannes Ludovicus von Payer ), более известен как Ю́лиус Па́йер (1 сентября 1842, Шёнау, ныне Те́плице — 30 августа 1915, Фельдес, теперь Блед, Югославия) — австро-венгерский исследователь Арктики. Своё путешествие по Арктике Пайер описал в книге «725 дней во льдах Арктики» (1876 год; переведена на русский в 1935 году).

Пайеру удалось достигнуть 82°5" с.ш. (в апреле 1874 г.) и составить карту этого обширного архипелага, казавшегося первым исследователям состоящим из ряда обширных островов. Австрийские путешественники дали новооткрытой земле имя австро-венгерского императора Франца Иосифа I.

Фра́нц Ио́сиф I — император Австрийской империи и король Богемии со 2 декабря 1848 года, апостолический король Венгрии со 2 декабря 1848 по 14 апреля 1849 года (1-й раз) и с 13 августа 1849 (2-й раз). С 15 марта 1867 года — глава двуединого государства — Австро-Венгерской монархии. Правил 68 лет, его царствование стало эпохой в истории народов, входивших в Дунайскую монархию.

Фотографии и текст Дмитрия Черкасова

Земля Франца Иосифа — это архипелаг островов в Баренцевом море на самом севере России. Всего архипелаг состоит из 192 островов. Мне довелось посетить это место во время экспедиции на Северный Полюс на борту атомного ледокола «50 лет Победы».

Несмотря на середину лета уже через день после нашего отхода из порта Мурманска нам начали попадаться льдины:

Совсем скоро отдельные льдины сменились целыми ледовыми полями. Начали попадаться небольшие айсберги:

Именно в этом районе мы встретили первых белых медведей. Это не удивительно. Такое сочетание льда, суши и воды — идеальная среда обитания для этого полярного хищника.

Основная добыча белого медведя это нерпа. Выслеживает он ее в основном по запаху. Очень часто нерпа прячется в вымоинах в толще льда. Показываться на поверхности слишком часто она не рискует. Белый медведь выследив нерпу со всей силы передними лапами пробивает лед и затем пытается вытащить ее наружу. Этот мишка явно опоздал. Кто-то более удачливый уже расправился с тюленем.

Доверяя своему носу, белые медведи способны забираться далеко на север от ближайшей земли. У них нет естественных врагов. Они не социальные животные и предпочитают жить в одиночестве. Единственное исключение — это мамы с маленькими медвежатами. Мать не только кормит медвежонка вначале его жизни, но и защищает от взрослых самцов. Время от времени они нападают на медвежат.

Хотя они способны преодолевать десятки километров по ледяной пустыне, все же излюбленным местом обитания для них является сочетание земли, ледяных полей и отрытой воды. Медведи отлично плавают в воде, но лишний раз предпочитают туда не соваться. Мелкие трещины во льду они могут легко перепрыгнуть.

После удачной охоты медведь способен неделями не есть. Поэтому насыщаются они впрок. Только что пообедавшего медведя можно легко узнать по огромному брюху:

Из-за того что естественных врагов у них нет, медведи довольно любопытны. Конечно, большинство из них предпочитают держаться от атомного ледокола подальше. Все таки разница в размерах колоссальная. Но некоторые с интересом подходят прямо к борту и пытаются разглядеть что творится на палубе:

Особенно всех порадовала медведица с совсем маленьким медвежонком. Они кружили вокруг не меньше часа. Это было необычно, поскольку чаще всего, при малейшей опасности самка старается увести малыша подальше. Здесь же они сами подошли к кораблю и долго кружили по льдинам:

Мы с огромным интересом наблюдали за их взаимоотношениями.

Стараясь получше увидеть, что именно происходит на борту, медведица даже залезла на айсберг. Мы практически находились на уровне ее глаз. Это было наверное самое интересное знакомство с медведями за все время экспедиции.

Кроме белых медведей нам еще попадались моржи. Они менее пугливы чем нерпы. Хотя взрослый медведь иногда способен на суше справиться и с моржом. В воде же они чувствуют себя вполне безопасно. Часто их лежбища располагаются прямо на больших льдинах:

Тем не менее, при приближении большого корабля чаще всего предпочитают нырнуть в воду. Там им намного комфортнее, да и скорость, с которой они плывут, намного больше, чем неуклюжее передвижение по суше.

Крупные самцы все покрыты шрамами от драк со своими сородичами. Каждый большой морж стремится оберегать свой гарем и территорию от назойливых конкурентов. Поэтому им приходится проводить в боях большую часть жизни.

Через два дня пути мы подошли к первым островам архипелага Земли Франца Иосифа. Существование земли восточнее Шпицбергена предсказывали многие ученые. Об этом в свое время говорил еще Ломоносов. Одно из наиболее фундаментальных исследований в этом вопросе было сделано Петром Алексеевичем Кропоткиным. Он даже рассчитал координаты островов. К сожалению средств на экспедицию не нашли. Поэтому открытие островов было совершено абсолютно случайно. Австро-венгерская экспедиция Карла Вейпрехта и Юлиуса Пайера пыталась найти Северо-Восточный проход, но была затерта льдами недалеко от Новой Земли. Постепенно дрейф вынес их парусно-паровую шхуну к берегам архипелага. Это случилось 30 августа в 1873 году. Поэтому вновь открытая земля была названа в честь австрийского императора Фраца Иосифа I.

Экспедиционным лидером в нашем путешествии был знаменитый канадский путешественник Лорри Декстер. Исходя из ледовой обстановки вокруг острова было принято решение высаживаться на берег вертолетом. Надувные лодки «Зодиак» не могли подойти достаточно близко к месту высадки. Мы должны были сойти на берег в районе мыса Флора на острове Юрия Кучиева. Интересно, что этот остров один из самых молодых на архипелаге. Он был открыт в 2008 году в ходе экспедиции ледокола «Ямал». До этого между островами был перешеек и это было частью острова Нортбрук. Но команда атомохода обнаружила, что перешеек размыло водой. Таким образом на карте появился новый остров. Его назвали в честь капитана легендарного ледокола «Арктика». Именно под его командованием впервые в истории человечества надводное судно достигло вершины миры — Северного Полюса.

На борту нашего ледокола находился вертолет МИ-8 с экипажем. Обычно такие большие вертолеты не используются для реальной работы в море. Для ледовой разведки достаточно более экономного и меньшего по размерам МИ-2. Однако, в нашем случае предполагалась высадка людей и доставка оборудования, поэтому выбор пал именно на этот тип вертолета.

Подобные задания под силу только опытным экипажам. Необходимо не только садится и взлетать с небольшой площадки на корабле, но и грамотно выбрать место для посадки и убедится, что вокруг нет опасности для людей. Во время высадки на берег или лед основной проблемой были белые медведи. Прежде всего надо было убедится что их нет поблизости.

Рядом с местом высадки возвышается 300 метровый склон горы. На нем гнездятся тысячи птиц. В основном это кайры и белые чайки. Черные точки вокруг вертолета — это как раз птицы в воздухе.

Первыми на берег высаживаются люди обеспечивающие безопасность остальной группы. Охота на белого медведя запрещена по закону. И хотя они вооружены, но пули используются для того чтобы отпугивать зверя. На поражение никто не стреляет. Для того чтобы исключить рикошет используется стальной сердечник. Таким образом можно стрелять по камням и отогнать медведя. Кроме этого есть светошумовые гранаты.

Место нашей высадки — мыс «Флора». В этом месте неоднократно высаживались арктические экспедиции. Впервые здесь перезимовал экипаж британской яхты «Эйра», под командованием Бенджамина Ли Смита. Его судно было затерто во льдах недалеко от этого места. Исследователи сумели построить хижину из подручных материалов и перезимовать на острове. С наступлением весны, они на четырех шлюпах добрались до Новой Земли, где их и подобрало английское судно высланное на поиски.

Британский полярный исследователь и географ Фредерик Джексон основал здесь стационарную базу во время экспедиции по изучению Земли Франца Иосифа. 17 июня 1896 года именно к этой базе вышли норвежские исследователи Фритьоф Нансен и Яльмар Йохансен после своей неудачной попытки достичь Северного Полюса.

Останавливались в этом месте экспедиции американца Уолтера Уэллмана на пароходе «Фритьоф», а также герцога Арбуцци на «Стелла Поларе»:

Многие полярные экспедиции использовали запасы бурого угля месторождение которого есть на острове. Интересно, что Седов во время зимовки у соседнего острова на шхуне «Святой мученик Фома» ничего об этом не знал. Они отчаянно нуждались в топливе и разобрали для этого деревянные постройки базы:

Это лишь небольшая часть истории арктических исследований в этом регионе. Официально архипелаг был объявлен российской территорией во время экспедиции Исхака Ибрагимовича Ислямова в поисках Седова в 1914 году. Именно тогда здесь был поднят российский флаг.

Не меньше истории поражаешься в этом месте красоте северной природы. Лето здесь короткое, но очень яркое. Всюду под ногами разноцветный мох покрытый цветами. Стоит лишь наступить на этот ковер — и сразу проваливаешься в воду по колено:

Постоянно слышно не смолкающий птичий гам. Окрестные скалы облюбовали тысячи кайр и чаек. Они гнездятся буквально везде на этих базальтовых скалах. Только ледники свободны от птичьих поселений.

Заходят сюда и белые медведи. На островах также встречается песец, морж, нерпа, морской заяц, гренландский тюлень, нарвал и белуха. Немного южнее в море можно встретить косаток. Но в это посещение нам не довелось увидеть никаких животных. Только старые кости.

Назад мы летели одним из последних вертолетов. Хотелось как можно дольше погулять по острову и полюбоваться местными красотами. И надо сказать, что это нам удалось в полной мере.

Практически сразу после взлета мы почувствовали сильную вибрацию. Вертолет вначале резко потерял высоту, а затем с набором ушел на разворот за соседний мыс. Я сидел в хвосте и слышал как сильно скрипела хвостовая балка.

Через некоторое время мы сели на площадку и стало ясно, что на взлете мы лопастью попали по одной из многочисленных кайр. Из-за этого законцовка пропеллера деформировалась:

Было принято решение перевезти всех на спасательных ботах с другой стороны бухты. Там была свободная ото льда береговая линия. После эвакуации всех людей с острова, экипаж вертолета самостоятельно попытается перелететь на борт ледокола.

Таким образом, нам выпала «замечательная» возможность вволю налюбоваться красотами острова во время этой высадки. Впрочем, переход не был уж очень длинным. Большая часть пути пришлась на возвышенность, поэтому идти было сравнительно легко.

Спасательный бот медленно подходил к берегу промеряя глубины, чтобы ненароком не повредить винт. А уж затем в несколько рейсов нас и оборудование перевезли на борт корабля.

Несмотря на насыщенный событиями день поспать в эту ночь нам так и не удалось. В это время года солнце не уходит за горизонт, поэтому постоянно светло. Проходя вблизи остальных островов архипелага, мы постоянно встречали белых медведей. Ну как тут можно упустить такую возможность познакомится ближе с дикой природой Арктики?

Второй раз рядом с островами Земли Франца Иосифа мы побывали на обратном пути, возвращаясь с Северного Полюса.

Прежде всего, мы подошли к базальтовой скале Рубини. Она названа в честь знаменитого итальянского тенора и интересна своим огромным птичьим базаром.

Благодаря вулканическому происхождению берег вокруг скалы очень крутой. Поэтому даже такое огромное судно, как наш атомный ледокол, способно подойти к ней практически вплотную. Это очень впечатляющее зрелище. Для того чтобы руководить такой деликатной операцией, на носу находится один из матросов с переносной рацией. Он постоянно сообщает расстояние до скалы и тенденцию движения.

Базальтовые склоны острова все усеяны птицами. Также интересно наблюдать за структурой скалы, которая кажется собранной из отдельных ровных столбиков:

Но главной целью нашего повторного захода была бухта Тихая на острове Гукера. Именно здесь в 1929 году была открыта первая на архипелаге советская научно-исследовательская станция.

К сожалению, к моменту нашего посещения на станции уже несколько лет никто не жил. Все строения на территории были законсервированы и единственными жителями здесь были разве что полярные медведи. На борту нашего ледокола находились члены первой за все это время экспедиции на этот остров. Они должны были высадиться на берег и оценить возможность восстановления этой полярной базы. Перед высадкой их больше всего волновал вопрос наличия незваных гостей из числа мишек. Поэтому все время перед отправкой на берег они внимательно изучали берег и строения в бинокль.

Привели его к заключению, что:

«между Шпицбергеном и Новой Землей находится ещё не открытая земля, которая простирается к северу дальше Шпицбергена и удерживает льды за собой… Возможное существование такого архипелага указал в своем превосходном, но мало известном докладе о течениях в Ледовитом океане русский флотский офицер барон Шиллинг» .

20 мая 1874 года экипаж «Тегетгоффа» вынужден был бросить судно и по льдам отправиться к берегам Новой Земли, где встретился с русскими поморами-промысловиками, оказавшими помощь в возвращении экспедиции.

Исследования

В сентябре 1927 г. к мысу Флора подошло советское парусно-моторное судно «Эльдинг» Северной научно-промысловой экспедиции ВСНХ , из-за большого скопления битого льда у побережья, высадка не производилась.

С 1928 года ситуация вокруг архипелага стала обостряться. После успешного полета Умберто Нобиле и Рауля Амундсена на дирижабле «Норвегия», в Италии началась подготовка следующей, чисто национальной арктической экспедиции на дирижабле «Италия» , в связи с этим, в итальянской прессе высказывались мнения о возможной предстоящей аннексии Земли Франца-Иосифа в пользу Италии. «Италия» , вылетев с базы на Шпицбергене, прошёл над северной оконечностью архипелага с запада на восток в середине мая 1928 г., во время своего второго арктического полета, однако в третьем полете на полюс произошла катастрофа. В последующих поисках дирижабля активное участие принял Советский Союз, используя ледоколы и ледокольные суда.

31 июля 1928 г. вышло постановление СНК об усилении научно-исследовательских работ в арктических владениях СССР. Разрабатывался первый пятилетний план научных исследований, согласно которому, на Земле Франца-Иосифа, как и на других арктических землях, предполагалась построить геофизические обсерватории. Финансирование научных работ велось отчислением 1,5-2,25 % с дохода от арктического промысла и торговли. Экспедиции, имеющие целью закрепить за страной наиболее спорные территории (Новая Земля и Земля Франца-Иосифа) снаряжались в опережающем порядке, не ожидая окончательного утверждения плана.

В августе 1928 г., в рамках поисков экипажа «Италии», значительное пространство вдоль южных берегов Земли Франца-Иосифа в течение месяца исследовал ледокольный пароход «Г. Седов» , проведя обширные гидро- и метеонаблюдения.

В сентябре 1928 г. ледокол «Красин» подходил к берегу Земли Александры и Земли Георга. На Земле Георга была предпринята попытка построить домик на случай появления не найденных членов экипажа дирижабля но, из-за подошедших льдов, на берег удалось забросить только часть продовольствия и стройматериалов. У мыса Ниль экипаж ледокола впервые водрузил над архипелагом флаг СССР.

19 декабря 1928 г. норвежское правительство, подтверждая получение нотификации о Декрете ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г., сделало оговорку в отношении Земли Франца-Иосифа: «Королевскому правительству неизвестно, чтобы на Земле Франца-Иосифа были известны какие-либо другие интересы, кроме экономических интересов Норвегии…». В печати обсуждались планы по созданию в 1929 году постоянного норвежского поселения на архипелаге, на средства норвежских китобоев готовились суда «Баллеросен» и «Торнес-1», в экспедиции участвовали морские офицеры Норвегии.

С советской стороны началась ускоренная подготовка экспедиции. Проект был разработан Полярной комиссией Академии наук и одобрен правительственной Арктической Комиссией 5 марта 1929 г., СНК, после утверждения проекта, ассигновал необходимые средства, непосредственной организацией плавания занимался . Руководителем экспедиции был назначен О. Ю. Шмидт , заместителями Р. Л. Самойлович и В. Ю. Визе , судном - ледокольным пароходом «Г. Седов» командовал капитан В. И. Воронин, руководству экспедиции в Архангельске на пленуме горсовета был вручён флаг СССР.

21 июля 1929 года пароход «Г. Седов» вышел из Архангельска и 29 июля, пройдя через тяжёлые льды, подошёл к мысу Флора, из-за неудобства подхода к нему мыс достигла санная партия, установившая там флаг, обсерваторию решено было строить в бухте Тихая острова Гукера, на месте зимовки экспедиции Г. Я. Седова 1914 года. До 12 августа в бухте Тихая шла выгрузка снаряжения и продовольствия, на берегу строились дома и радиостанция, затем «Г. Седов» провёл гидрологические исследования в Британском канале, пройдя на север до 82°14’ с. ш. В бухте Теплиц о. Рудольфа были обнаружены три постройки итальянской экспедиции «Стелла Поляре», предпринимались попытки найти могилу Г. Я. Седова на о. Рудольфа. 29 августа судно вернулось в бухту Тихая.