Дворец Фонтенбло (Франция). Дворец Фонтенбло: история, описание

Контакты

Адрес: 77300 Fontainebleau, Франция

Телефон: +33 1 60 71 50 70

Официальный сайт: www.musee-chateau-fontainebleau.fr

Как добраться

Авто: автомагистраль А-6

RER: станция Fontainebleau-Avron

Город Фонтенбло располагается на юго-западной окраине Парижа. Начиная с XII века это место облюбовала французская знать и с тех пор населенный пункт пользуется популярностью.

Сегодня Фонтенбло не только один из самых красивых городов Франции, но и место расположения ряда наиболее престижных вузов страны. Кроме того, здесь находится известная во всем мире элитная бизнес-школа.

Здесь очень много разнообразных баров, кафе и ресторанов, а агропродукция местных фермеров считается эталонной и привлекает ценителей элитных овощей, фруктов и молочных продуктов со всей Франции.

Но большинство туристов едет сюда, чтобы посмотреть на те достопримечательности, с которыми связана судьба 34 французских монархов. Это замок Фонтенбло (300 тысяч посетителей ежегодно) и одноименный лес (11 миллионов туристов в год), который сегодня имеет статус национального парка.

Замок Фонтенбло и его история

Там, где стоит современный город Фонтенбло, сначала существовал небольшой поселок Фонтен-Бель-О. Вначале он привлекал, как отличное место для королевской охоты. В X

II веке Людовику VII захотелось построить в этом живописном месте часовню и домик для охотников. А в XIII веке благодаря Людовику IX, которому очень нравилось в Фонтенбло, там появляются загородная резиденция королей и госпиталь.

С того момента судьба королевской семьи начинает очень тесно переплетаться с судьбой города. В 1268 г. во дворце рождается будущий монарх Филипп Красивый, а в 1314 он там умирает. Позже здесь появились на свет еще два монарха — Генрих III Валуа и Людовик XIII.

Дворец Фонтенбло (Chateau de Fontainebleau) — величественный замок французских королей – был построен при Франциске I (1494-1547 гг.). Монарх приехал сюда в 1528 году. После того, как битва при Павии закончилась не в его пользу, он искал отдушину и принял решение значительно расширить существовавшую ранее загородную резиденцию. Для этого были приглашены самые известные итальянские мастера: Франческо Приматиччо, Россо Фиорентино и Никколо делл’А-бате.

В этом дворце впервые в Европе был воплощен стиль маньеризм. Здесь художники основали первую школу Фонтенбло. В стенах нового дворца монарх любил проводить время со своей фавориткой Анной Этампской.

Вплоть до XVIII века много раз изменялся внешний облик Фонтенбло, постоянно что-то достраивали, перестраивали и сносили, но от этого его архитектура не стала хуже, а наоборот приобрела интересный, гармоничный вид. Особенно активно продолжалось строительство во времена Генриха II Валуа и Екатерины Медичи.

Филибер Делорм – это еще один знаменитый архитектор, который в то время приложил руку к обустройству замка. С именем Генриха II связывают интересную амурную легенду. Историки архитектуры говорят, что Бальный зал дворца был построен в честь любовницы короля Дианы де Пуатье и там даже есть ее инициалы. Несмотря на это королева, законная супруга, при жизни Генриха ничего так и не узнала и была уверена, что помещение обустраивалось для нее.

С 1584 г. в замке никто не жил, а через десять лет при Генрихе IV дворец реставрируют и возле него появился канал , наполненный рыбой, длина которого составляла 1200 метров.

Людовик XIV продолжал перестраивать замок, но вскоре занялся возведением Версальского комплекса. Дальше Фонтенбло и существовали параллельно друг другу и часто соперничество заканчивалось не в пользу первого.

С этим дворцом связано очень много важных исторических событий .

  • В 1685 году здесь был подписан Нантский эдикт Людовика XIV, согласно которого отменялись привилегии, когда-то данные гугенотам, и они потеряли право на публичные богослужения. В результате многим пришлось уехать, а часть протестантов отправили в ссылку.
  • В 1762 году в здании замка Франция и Испания подписали секретный договор, который решал судьбу Луизианы, а в 1763 проходили переговоры накануне заключения Парижского договора, которым закончилась Семилетняя война.
  • Женский фактор и дальше сильно влиял на внешний вид здания и его внутреннее убранство. Так, например, Мария Антуанетта в свое время вдохновила Людовик XVI к еще одной реконструкции.
  • А в октябре 1807 Бонапарт и Мануэль Годуа подписали здесь соглашение, согласно которому французская армия смогла перейти Испанию для взятия Португалии.
  • С 1812 по 1814 в одной из комнат дворца Фонтенбло жил пленник Папа Римский Пий VII. В апреле 1814 г. Бонапарт попрощался с его Старой Гвардией, после этого события Двор Белой Лошади переименовали в Прощальный. Кроме того, во дворце Наполеону было суждено отречься от престола.
  • Позже уже Наполеон III занялся строительством нового театра и возобновил основную функцию дворца. После того, как монарх был свержен с престола, это произошло в 1870 году, о Фонтенбло начинают забывать.
  • После Второй мировой войны во дворце обустроили штаб-квартиру Союзных войск, а позже здесь появилась штаб-квартира НАТО (последняя существовала в Фонтенбло до 1967 года).
  • В 1974 Большая шестерка приняла решение о том, что здесь будут проходить регулярные встречи президентов и глав правительств Нидерландов, Франции, Германии, Бельгии, Люксембурга, Италии.
  • В 1981 году здание и парк Фонтенбло стали составляющей списка объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  • А в 2009 году власти Франции дали 2 миллиона 300 тысяч евро на очередную реставрацию. Это позволило восстановить двор Генриха IV и Овальный двор, отремонтировать поврежденный сыростью коридор, заменить коммуникации.

Описание дворца Фонтенбло и его достопримечательностей

Современный дворец Фонтенбло это в первую очередь прекрасный музей и памятник архитектуры , который много чего может рассказать о прошлом страны, в которой он находится. В здании из светлого мрамора хранятся очень ценные экспонаты, все украшено золотом и драгоценными камнями. Внутреннее убранство этой достопримечательности считается самым богатым среди загородных дворцов Франции.

Состоит Фонтенбло из :

  • главного здания,
  • четырех дворов (Овальный, Белой лошади, Служебный, Фонтанный)
  • и трех садов (Большой партер, Английский, Дианы,).

Его принято считать памятником французского Ренессанса, но на самом деле за свою семивековую историю дворец столько раз преображался, что сегодня очень трудно однозначно определить название того стиля архитектуры, к которому он может принадлежать.

Галерея Франциска I
Ни одного туриста не сможет оставить равнодушным галерея Франциска I. С самого начала своего существования она должна была соединять королевские покои и часовню Святой Троицы . Эту функцию галерея выполняет и сегодня.

Но не это поражает посетителей. Она имеет очень оригинальную отделку, выполненную из дерева, на стенах можно увидеть орнаменты с саламандрой (символика короля), фрески и разнообразную лепнину. Ее цветные

Панели с картинами из жизни королевской семьи являются визитной карточкой искусства той эпохи.

Бальный зал
Бальный зал очень привлекателен: благодаря изобилию солнечного света он кажется полностью золотым. Но больше всего приезжих интересуют вензеля, которые обозначают имена Генриха и его фаворитки: на цифре II размещена буква Н, а на этом изображении еще есть две буквы С. Здесь также находится фреска, на которой изображена богиня охоты.

Кроме того, сад при дворце украшен фонтаном в честь этого божества. А может, он назван именем любимой Дианы де Пуатье..

Внутренние и Малые апартаменты Наполеона
Обязательно посетите Внутренние и Малые апартаменты Наполеона Бонапарта. Последний открыт после обеда и войти туда можно лишь в составе экскурсии. Там монарх, его жена и ближайшее окружение отдыхали и встречали гостей. Не проходите мимо наполеоновских залов . Их
четыре:

  • императорская спальня,
  • кабинет,
  • Тронный зал
  • и Красный салон.

В последнем Бонапарт отрекся от престола. Сохранился даже журнальный столик, на котором он ставил свою подпись. Здесь также можно увидеть лесницу-подкову, на которой Наполеон прощался с преданной ему армией. Лестница ведет в Двор прощания. Вся восточная часть крыла Людовика V – музей Наполеона. Там представлены его личные вещи, семейные драгоценности и предметы искусства.

Другие достопримечательности дворца
Уютным и очень симпатичным будуаром обладала Мария-Антуанетта, не менее интересно место, в котором проводил личное время Пий VII. Также стоит ознакомиться с другими Большими апартаментами суверенов XVI-XIX века. Кроме того, на территории дворца есть :

  • Китайский музей императрицы Эжени,
  • Галерея живописи,
  • Галерея тарелок.

В Галерее мебели есть комод, выполненный Бенеманом. Живопись «школы Фонтенбло» представлена на втором этаже.

Дворы Фонтенбло

Если выйти из здания, то сразу же можно ознакомиться с дворами Фонтенбло.

  • Овальный дворик имеет сдержанный готический вид. Там сохранилась башня замка XII столетия, Золотые ворота и часы.
  • Во дворе Фонтанов расположен пруд с кристально чистой водой.
  • Первое мнение о Дворе белой лошади – тихое спокойное место на заднем дворе, с которого наверх поднимается лестница.

Лес Фонтенбло
Лес Фонтенбло прилегает к зданию резиденции. Его территория занимает 25 тысяч гектаров. Современные парижане очень любят проводить здесь выходные точно так же, как их великие предки. В связи с этим власти страны приняли решение о передачи его под охрану Национальной Организации Лесов Франции. Тем самым они сохранили редкие дикие деревья, растения, уберегли от гибели насекомых и зверей.

Во второй половине XX века местный парк облюбовали любители скалолазания и альпинисты. Тогда возникло такое направление, как боулдеринг (название произошло от Fontainebleau). До сегодняшнего дня спортсмены не покидают эти места.

Легенды дворца
Ходят слухи, что во дворце Фонтенбло живут призраки. Один из них – Красный человек – выходит в лес с двенадцати до двух ночи. Существует легенда о том, что именно он предупредил Екатерину Медичи о насильственной смерти ее сыновей и мужа. Еще одна странствующая душа — маркиз Мональдески. Он когда-то умер из-за того, что рассказал в письме другу о прелестях любовницы — шведской королевы. Не смотря на жестокую месть, говорят, что он и сегодня флиртует с молодыми посетительницами дворца.

Как добраться до Фонтенбло из Парижа

Чтобы узнать, где находится Фонтенбло, нужна карта и минимальная информация, которую, например, предлагает официальный сайт музея. Находится он в департаменте Сена и Марна, на юго-востоке от столицы Франции. Расстояние от Фонтенбло до Парижа примерно 60 километров.

Коренных парижан не будет волновать вопрос: как добраться из Парижа в Фонтенбло? Он чаще возникает у гостей Франции. Избалованные местными достопримечательностями жители столицы скорее зададутся вопросом о том, какое место лучше выбрать для воскресного отдыха: Фонтенбло или Версаль?

Туристы же должны знать о том, как самостоятельно доехать до Фонтенбло .

  • Для путешествия можно выбрать автомобиль (сначала надо ехать по автостраде А-6, а потом еще километров 16 от поворота на Фонтенбло), но это, к сожалению, не всем под силу.
  • Гораздо дешевле воспользоваться электричкой . Она отправляется с Gare de Lyon (Лионского вокзала). Добираться придется минут 40, надо сойти на станции Fontainebleau-Avron , а дальше ехать на одном из автобусов № А или №В . Расписание последних знать не обязательно, они отправляются каждые 15 минут. Стоимость единого билета на поезд, автобус и вход в музей Фонтенбло — 23 евро .

В Фонтенбло также можно доехать из города Марсель.

Многие отели столицы и туристические бюро предлагают экскурсии в Фонтенбло из Парижа. Если нет желания организовывать самостоятельную поездку, воспользуйтесь их услугами. Заодно можно посетить Барбизон и Реймс.

Дворец открыт в любое время года. Но, например, в декабре вы не сможете насладиться зеленью его садов и парка. Режим работы музея Фонтенбло отличается в зависимости от сезона.

Часы работы дворца :

  • с октября по март — 9.30-17.00 ,
  • с апреля по сентябрь — 9.30-18.00 ,

Часы работы садов и внутренних дворов :

  • с ноября по февраль — 9.00-17.00 ,
  • с марта по апрель — 9.00-18.00 ,
  • с мая по сентябрь – 9.00-19.00 .

Цены на билеты в музей средние:

  • взрослым — 11 евро ,
  • детям — бесплатно .

За аудиогид придется дополнительно заплатить 2 евро. Стоимость и график работы все время меняются, уточняйте информацию на официальном сайте музея.

Расстояние между Парижем и Фонтенбло:

Замок Фонтенбло и его достопримечательности на фото и видео

Фото: ниже можно ознакомиться с подборкой фотоматериалов, сделанных во дворце Фонтенбло. Фотографии прекрасно дополняют описание достопримечательности.

Адрес: Адрес: 77300 Fontainebleau, France.
Как добраться: от вокзала Gare de Lyon доехать до ж/д станции Fontainebleau-Avon
(поезда ходят каждый час, время в пути - 45 минут), далее от станции на автобусе до замка.
Время работы: июнь-сентябрь с 9:30 до 18:00, в остальное время года с 9:30 до 17:00, музей закрыт по вторникам.
Стоимость посещения: взрослые - 6,30 EUR, дети до 18 лет - бесплатно;
можно купить в ж/д кассах SNCF единый билет на поезд, автобус и во дворец за 23 EUR для взрослых и
за 16,70 EUR для детей от 10 до 17 лет.

Словно звездами в небе усеяна Франция замками: большими и маленькими, помпезными и скромными, знаменитыми и преданными забвению. Все они - молчаливые свидетели бурных событий страны, помнящие о кровавых войнах, крестовых походах, пышных балах, бесстрашных рыцарях, прекрасных дамах, и, конечно же, дворцовых интригах. И все же особый интерес вызывает замок Фонтенбло, названный Наполеоном "истинной обителью королей, пристанищем веков". Бережно храня след 700-летней истории правления королевской династии, он магнетически притягивает неисчислимое количество туристов.


Дворец Фонтенбло - резиденция 34 королей

С чего все началось

Лучшим развлечением самодержцев всегда была охота. Поэтому не удивительно, что их привлекал в загородной черте небольшой поселок с лесом, где водились дикие кабаны, олени, лисы, фазаны и прочая дичь. В XII в. Людовик VII вознамерился построить там охотничий домик. Согласно легенде, охотясь в здешних краях, государь потерял ориентир. Измученный, уставший сильно хотел пить. Верный пес по кличке Бло случайно нашел живительный источник, спасший от жажды хозяина. Происшедший случай ускорил осуществление задуманной затеи. Название имения возникло само по себе благодаря слиянию двух слов "Fontaine" - источник и собачьей кличке "bleau". Четвероногого друга увековечили в статуе, установленной в холе. Говорят, чтобы не покидала госпожа удача, нужно почесать песика за ухом.
Людовик IX, считавшийся мудрым и благочестивым, находя большое удовольствие в уединении, решил расширить полюбившийся Фонтенбло, именуя его монашеской пустыней, после чего судьбы следующих правителей связались с замечательным поместьем, передававшимся по наследству. Трое из них здесь появились на свет, в этих стенах беззаботно протекало их детство, отмечались праздники, подрастая, они восходили на трон. Каждый там что-то менял, достраивал, усовершенствовал, стараясь обустроить жизнь на собственный лад.
Наиболее значимые изменения произошли при Франциске I, прибывшем сюда в 1528 г. Проиграв битву при Павии с испанцами, пытаясь найти в чем-то отдушину, он занялся переустройством усадьбы, пришедшей в упадок, мечтая превратить ее в загородную резиденцию. Собрав специалистов разного профиля, с энтузиазмом принялся за дело. Проект разработали архитекторы Лебретон, Шамбиж, Жерар. Добавились чудесные залы, часовенка, множественные хозяйственные постройки, окружающие внутренний дворик, новые ворота. От прошлого строения сохранилась незначительная часть.
В собранной огромнейшей коллекции старинных манускриптов, скульптур, полотен главное место занимала "Мона Лиза" Леонардо да Винчи. Венценосец предложил творцу быть придворным художником, но тот отказался из-за мизерного вознаграждения. Декоративную отделку помещений поручили известнейшему Франческо Приматиччо и не менее популярному Россо Фьорентино, основавшим французскую школу живописи. В результате кропотливого труда среди садов и чарующих парков поднялся дивный дворец, явившийся уникальной колыбелью Ренессанса.
Начатую затею после смерти отца продолжил Генрих II, увлекшийся обновлением интерьера. Последующие преемники большого пристрастия к замку не испытывали. Генриху IV дом достался в заброшенном состоянии. В честь крещения сына он оформил вход с восточной стороны, построив Врата Дофина, произвел полную реставрацию грандиозного сооружения.
С его кончиной все приходило в запустение. Родившийся здесь Людовик XIII не уделял должного внимания, а король-Солнце был полностью поглощен строительством Версаля, хотя и навещал родительскую обитель, где вспыхнула юношеская страсть к очаровательной Луизе де Лавальер. Луи XIV больше всех от предков передалось пылкое увлечение охотой. Только серьезная травма при падении с лошади, имевшая тяжелые последствия, послужила причиной отказа от верховой езды, но не от любимейшего занятия. Повелитель продолжал охотиться даже сидя в коляске. Когда же отошел в вечность, родовое гнездо вновь осиротело.
Возрождение наступило в эпоху Наполеона. Прибыв туда в 1804 г, он был шокирован увиденной запущенностью некогда роскошного особняка, тут же приступив к восстановлению. Преобразование проходило быстрыми темпами, скоро удалось открыть второе дыхание монаршим апартаментам, ставшим символом его величия. Именно здесь в 1804 г. его короновал папа римский Пий VII, приехавший специально для проведения церемонии. Бонапарт - первый монарх, возведенный в статус императора, в жилах коего не текла царская кровь. А в 1812 г. тот же понтифик стал его пленником на протяжении полутора лет в период завоевания Ватикана.
Здесь прошли счастливые совместные годы жизни с Жозефиной, единственной женщиной, до безумия им любимой, но, к сожалению, не сумевшей подарить наследника. Поэтому принял тяжкое для себя решение расстаться, объяснив разрыв тем, что владыке не позволительно думать сердцем, доминировать должен холодный рассудок. В декабре 1809 г. супруги, получив свидетельство о разводе, разъехались, Жозефина переселилась в Мальмезон, подаренный мужем. Ее место заняла другая императрица, коей стала Мария Луиза Австрийская, служившая лишь родильной машиной. Разорвав с возлюбленной, выбросить из души не смог, по-прежнему писал нежные послания, наполненные любовью. Последнее слово, произнесенное перед смертью на острове Святой Елены, было ее имя.
За семь столетий строение, похожее на мозаику, собранную в различные периоды, сменило 34 правителя, оставивших заметный неизгладимый след в архитектуре. В 1981 г. его включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Французские власти выделили на реконструкцию 2 млн. 300 тыс. евро. И теперь не иссякает туда поток посетителей. Пора узнать его поближе.

Знакомство с ансамблем Фонтенбло

Минуя позолоченные решетчатые врата с эмблемами Бонапарта и двумя фигурками орлов по бокам, попадете в просторный двор Белой Лошади, откуда начинаются величественные владения. Наименование сохранилось в памяти благодаря гипсовому слепку коня, стоявшему здесь ранее. После трагической гибели мужа Екатерина Медичи попросила Микеланджело сделать копию монаршего памятника, всадника на скакуне. Мастер поручил выполнить изваяние Даниэлю де Вольтерру. Заказ сделали и доставили, но без наездника. Спустя время жеребец распался, ведь гипс - недолговечен. Прежнее подворье переименовали на "Прощальное" после отбытия Бонапарта на остров Эльба.
На огромной территории (152 х 112 м) некогда проходили рыцарские турниры, праздновались торжественные события. По всему периметру расставлены деревья в кадках, по обоим направлениям центральной аллеи - газоны с зеленой, будто бы приглаженной, травкой и декоративными кустами.
Снаружи дворец выглядит неброским, изящным, занимая площадь 46 000 м2 , где располагаются 1530 комнат. Возможно, кому-то он покажется таким, каким видел его Стендаль: "подобным литературной энциклопедии, где есть все, но ничего нет захватывающего". Богатство внутреннего убранства вполне компенсирует внешнюю простоту. К зданию ведет полукруглая подковообразная двухмаршевая лестница, откуда в 1814 г. Наполеон произнес прощальную речь после отречения от власти. Это были тяжелейшие минуты, когда жить не хотелось, но возникшему намерению о суициде не суждено было сбыться.
12-го апреля 1814 г. на рассвете император, предвидя мрачное ближайшее будущее, запершись в собственных покоях, достал флакончик, наполненный ядом, приготовленный по его просьбе личным лекарем после непредвиденных обстоятельств, случившихся в неудачном сражении за Малоярославец, когда чуть не попал в западню. С тех пор минуло полтора года, но с бутылочкой не разлучался. Не раздумывая долго, проглотил содержимое пузырька. Его приверженец маркиз де Коленкур, заподозрив неладное, забил тревогу, но принимать противоядие полководец наотрез отказался. Ядовитое вещество, очевидно, успев выдохнуться, не подействовало.
20 числа того же месяца гвардейцам приказали выстроиться у парадного входа. Застыли в скорбном молчании 1200 воинов. Когда куранты пробили 13:00, резко распахнулась входная дворцовая дверь, вышел самодержец, уже бывший. Приблизившись, обратился к бойцам: "Я вынужден уйти, а вы продолжайте верой и правдой служить Франции, не волнуясь о моей судьбе". Уверенный всегда голос дрогнул. Подойдя к знамени, прикоснулся губами к святыне, спрятал там лицо, скрывая скупую мужскую слезу.

Часовня Троицы

Небольших размеров, но достаточно красивая, она расположилась слева от лестничного прохода. На своде изображена картина страшного суда. По центру, окруженный иудейскими царями и добродетелями, - Христос (автор Мартен Фремине). На главном алтаре из мрамора (1633 г.) запечатлена Святая Троица (1642 г.). С обеих сторон - изваяния защитников венценосной семьи: в кружевной тунике, с лилией на мантии, позолоченных сандалиях застыл величаво на мраморном полу Св.Карл Великий, напротив - Св. Людовик, держащий скипетр. Королевская чета никогда не пропускала религиозную службу, обращаясь молитвой к Всевышнему, прося благословения, защиты себе и родному народу.

Галерея, достойная восхищения

Созданная Франциском настоящая сокровищница - бесспорный шедевр ренессансного стиля. В ней впервые гармонично сочетаются обшивка из красного дерева с фресками и множеством разнообразнейших скульптур. Огромные вытянутые окна пропускают струи солнечных лучей, озаряя живопись естественным светом. Стены продолговатого, несколько зауженного зала (64х6 м) разбиты на две части. Нижняя декорирована деревянными теплыми панелями, где красуются национальный герб и царские монограммы. Вверху - бесподобная художественная лепка. Уникальные фрески, демонстрирующие боевые триумфы помазанника божьего, прославляют его бесстрашие и праведность, покровительство над искусством и наукой. Объятые овалом буквы "F", цветок лилии и саламандра в пламени огня (королевская эмблема) не позволяют забывать о заказчике, девиз коего был "Nutrisco et extinguo", означающий "питаю и уничтожаю".
Поражает восхитительная настенная роспись (всего 14), представляющая продуманную до тонкостей композицию, имеющую глубокий смысл, о котором можно только догадываться. По центру - картина талантливого итальянского живописца Приматиччо "Даная". На подушках полулежит обнаженная златовласая красавица, являющаяся по греческой мифологии дочерью аргосского царя Акрисия и Эвридики. Отец девушки, напуганный вестью дельфийского оракула, предвещающей гибель от руки внука, изолировал ее, заключив в башню под землей, стерег. Но от предначертанного свыше не убежишь. Могущественный Зевс, превратившись в золотой дождь, проник в девичьи покои. Даная родила сына Персея, предсказание сбылось.
Приводит в восторг следующий холст: государь в облике благородного принца появляется в храме Юпитера как победитель над невежеством. Люди, пожелавшие остаться грубыми, необразованными, гибнут. Не отпускают полотна Росссо "Венера и Амур", особенно "Вакх и Венера", где настолько реально передано тело юноши, что кажется живым, а не написанным, созданным из плоти и крови. Рядом - всевозможные сосуды невероятно причудливой формы из хрусталя, серебра, декорированные драгоценными камнями. Гений кисти изобразил сатира с козлиной мордой, на которой застыл восторг, мальчика, оседлавшего медведя. Величайшему таланту помогали столяры-краснодеревщики, лепщики, резчики, граверы. Античные сюжеты служат поводом к размышлению о морали и религии.

Изысканность бального зала

Просторное помещение площадью 300 кв.м с кессонным потолком, купающееся в солнечном свете, буквально искрится. Гламурный вид придал Генрих II, достроивший, оформивший его после смерти родителя. Рисунок великолепного наборного паркета соответствует орнаменту свода, подпираемого мощными опорами из многочисленных арочных пилонов. Низ обшит дубовыми плитами. Верх украшают мифологические сцены, выполненные художником, итальянцем Никколо дель Аббате. Одно полотно посвящено покровительнице охоты Диане, множественные образы которой насыщают обширное пространство имения. Пять огромных оконных проемов выходят в нарядный сад, через остальные просматривается Овальный двор.
Когда опускались сумерки, зажигались тысячи свечей на хрустальных люстрах, спускающихся, подобно паукам на позолоченной "паутине", звучала музыка, медленно кружились в танце пары. Элегантно одетые в атлас и шелка дамы поражали кружевами, блеском бриллиантов, перешептывались, разглядывая резную отделку, где отчетливо видна латинская буква "Н", размещенная на римской цифре "II", пересеченная двумя полумесяцами. И пусть хозяин объяснял, что это совместный супружеский вензель, но все прекрасно понимали, кому предназначено интересное сочетание.
Женившись на знатной представительнице богатейшего семейства Италии Екатерине Медичи, он до последнего вздоха был предан Диане Пуатье, старшей почти на 20 лет. О неземной ее красоте слагались легенды, тайну обаяния хотели бы узнать многие представительницы слабой стати. И сегодня люди поражаются фантастически нереальной глубине мужских чувств. Он дарил единственной желанной женщине дорогие украшения, земли, преподнес сказочный замок Шенонсо, возведенный на берегу Луары, готов был бросить к ее ногам весь мир, хотел развестись, но она не позволяла. Это была странная, непонятная жизнь на троих. Жена исправно рожала детей, любовница занималась их воспитанием. Кого же из них можно было считать истинной королевой: фаворитку, владевшую сердцем короля, или супругу, носившую траур по своей растоптанной, распятой любви?

Тайны салона Оленей

Помещение, уходящее на 74 м в длину, шириной 7 м, построено в XVII в. По периметру стены увенчаны головами благородных животных (43 шт.), вылепленных из гипса, наблюдавшими за гостями стеклянными бусинками-глазами. Таинственно замерли античные статуи (бронзовая копия) "Спящей Ариадны", "Лаокоона с детьми", "Аполлона Бельведерского", привезенные из Лувра, скульптура охотницы из Олимпа, сделанная в 1602 г. Приером. В живописных рощах чудесно выглядят с высоты птичьего полета прелестные дворцы Шамбор, Амбуаз (13), расписанные маслом по штукатурке умелой рукой мастера Пуассона. На потолке - гон дичи собаками. Сочные краски дают ощущение натуральности - лес кажется настоящим, ощущается еле осязаемый запах девственной природы, слышится тихий шепот листвы, едва различимы звуки птичьего хора. Здесь появляется призрак убитого по приказу королевы Швеции Кристины маркиза де Мональдечи, уличенного в предательстве.
В 1667 г. она появилась в поместье вместе с любовником обер-шталмейстером в мужском платье, напоминая очаровательного мальчишку. Пара выглядела счастливой, но совершенно случайно девушка нашла письменные любовные послания, адресующиеся сопернице. Ярость затмила разум, безумное желание отомстить лжецу было сильнее ее. Когда офицеры напали на Мональдечи в галерее, она с особой жестокостью наслаждалась предсмертной агонией лицемера, готовая сама вцепиться в изменника как дикая кошка. Несчастный на коленях просил помиловать, но в лицо летели предательские письма, упреки. С пронзенным горлом умирающий призывал Иисуса с Марией, а она в тот же вечер танцевала с Луи XIV. И сегодня бродит душа убиенного, не сумев обрести покоя.

Хранилище книг

Это, пожалуй, самый длинный зал, простирающийся на 80 м, шириной 10. Как только его не использовали: был банкетным при Луи-Филиппе, посвящался Диане, служил тюрьмой в период революции, в 1858 г. стал большущей библиотекой. На стеллажах застекленных шкафов мирно почивают 16 тыс. изданий. Вот где рай земной для заядлых любителей литературы! Чтобы все перечитать, наверное, жизни не хватит. Мифологические изображения на сводах сменяют на концах фрески, исполненные в стиле "трубадур", где с иконографической точностью переданы сюжеты реальных и легендарных событий прошлого, например "Карл великий, переходящий Альпы" (всего 8).
По центру - большой глобус, заказанный в 1810 г. Бонапартом. Мало кому известно, что на нем отсутствует Китай, это - ошибка изготовителя, так и оставшаяся неисправленной. Китайским делегациям замалчивают об этом, дабы не обидеть ненароком. А русские путешественники подшучивают: "Лучше бы император не обнаружил там Россию. Возможно, не принес бы столько горя нашим городам и селам, добравшись до Москвы". Конечно, шутка, но как знать…


Императорские покои

Апартаменты Наполеона, последнего из проживающих монархов, не выделяются помпезностью, как у предшественников. Более скромная обстановка характеризует внутреннее содержание великой, не глядя ни на что, личности. Бывшую королевскую спальню переустроили под тронный зал с эстрадой, троном, установленным под балдахином из алого бархата и флагштоками по бокам. Вызывает удивление бархатный навес, ведь его привыкли считать спальным элементом, но это не случайно. Он является знаком небесного покровительства, царской власти - не меньше! Многочисленные кисти на шторах указывают, что комната предназначена божьему ставленнику, раньше ими приукрашивали святые места, позже они превратились в классику интерьера.
Незамысловато выглядит "походная кровать", где Его Величество отдыхал, устав от дневной суеты и забот. Здесь сохранились даже комнатные тапочки. В красном салоне до сих пор стоит круглый совсем небольшой столик на единой толстой ножке. Именно за ним император говорил, что ради блага родины, оставаясь верным присяге, готов покинуть пределы страны, если понадобится, умереть.
Топографический кабинет хранит немого свидетеля его успешных и неосуществимых планов - большой дубовый стол (мастера Жоржа Жакоба). А планировал он с размахом, отсюда произошел афоризм - "наполеоновские планы".
Полководец чрезвычайно ценил и дорожил оружием. Его инкрустированную золотом шпагу на аукционе, состоявшемся в Фонтенбло в июне 2007 г., продали за 6 млн. 400 тыс.$. Причудливо изогнутый клинок с замысловатым узором достигает по длине 1 м. В 1978 г. она объявлена национальным державным сокровищем. Закон разрешает ее купить лишь владельцу недвижимости во Франции, где уникальная вещь обязана пребывать не менее полугода.
Немалое значение придавалось одежде. Среди экспонатов сохранился военный мундир, напоминая о неиссякаемой воинственности хозяина, практически не носившего гражданского одеяния. Придя к власти, выделял громадную сумму на приобретение торжественных нарядов. Одна лишь вышивка на белоснежном бархате плаща обошлась в 10 000 франков, не говоря о шляпе со страусовыми перьями и алмазом в золотой оправе. Ежедневно он носил бикорн. В гардеробе их насчитывалось 170. Привычный жест - сорвав двууголку, швырнуть ее под ноги послам, выражая тем самым гнев.

Садово-парковая зона

Она занимает 115 гектар. Вначале в западной части пытались вырастить приморские сосны. В честь защитницы Рима, славной Помоны, возвели павильон, разукрасив росписями итальянских живописцев Россо Фьорентино и Франческо Приматиччо, но в 1566 г. разрушили. Сохраненным остался грот, его рустованные арки поддерживаются мощными атлантами. В 1812 г. здесь разбили современный сад в английском стиле, пересекаемый искусственно созданной речкой с чистой прозрачной водой, текущей, как человеческая жизнь, в единственном направлении. Зеленые насаждения пополнили экзотическими саженцами: тюльпанным деревом, софорой японской и другими. В разных уголках на шелковистой траве основались скульптуры XVII в. (копии) "Гладиатор Боргезе", совсем близко - "Умирающий гладиатор", за ним - "Телемах на острове Огига".
Нотку романтики в окружающую панораму вносит пруд, занимающий площадь 4 га с крупными карпами, плавающими утками, белыми лебедями, приводящими в неистовый восторг гостей. В центре, на созданном островке, прописалась восьмиугольная беседка, выстроенная архитектором Л.Лево в 1662 г. Приехавшему с визитом Петру I так приглянулось это милое местечко, что он изъявил желание отобедать там. Дворцовой свите пришлось добираться на лодке, везя кухонную утварь с приготовленными блюдами. Вдоль берега расположилась длинная аллея, усаженная платанами.
На обширной территории - два чудесных бассейна. В одном в XVII в. находился фонтан-скала, именуемый "бурлящим котлом", замененный дивной каменной чашей. Во втором гордо восседает вылитый из бронзы орел, цепко ухватившийся острыми когтями в добычу. Как же хорошо здесь летним сезоном. Словно сестры, выстроились рядами цветущие липы, опьяняет душистый запах, чистый, как юность, сладкий, как мед. Можно прокатиться на лодке по каналу (1, 2 км), прорытому в 1606 -1609 гг. Для его наполнения соорудили несколько акведуков.
С северной стороны по приказу Екатерины Медичи посадили сад с оранжереей, посвященный ей. Но по иронии судьбы именно здесь установили фонтан (1603 г.) с красивейшей скульптурной композицией "Диана с ланью" (скульптор Биар). Стоящую на пьедестале богиню охраняют четыре собаки, под ними - оленьи головы с разветвленными рогами. Садовый комплекс переименовали в ее честь. Такова воля дофина.
Очевидно, большинство людей представляют павлинов с яркими, цветастыми опахалами хвостов, здесь же повстречаете и редчайших альбиносов. Удивлены? Совсем неожиданный ход матушки-природы. Их завезла королева Екатерина. Привыкнув к грациозным царственным птицам, напоминающим отчий край, ей не хотелось с ними расставаться. Французам не нравился их противный крик, накликающий (как им казалось) беду, поэтому придворные недолюбливали красавцев. Встретиться с ними можно только весной и летом, ведь они слишком теплолюбивы. Какое же это чудо!

Говорить о красоте легендарного замка, его венценосных обитателях можно бесконечно, но слушать - одно, а увидеть… Лучшей оценкой станет краткий диалог историка Мишле с оппонентом:
- Скажите, где станете искать убежище и утешение, ощутив себя несчастливым?
- Я поеду в Фонтенбло.
- А если очень счастливы?
- Отправлюсь туда же.

Всемирное наследие ЮНЕСКО:Любовь моя осталась в Фонтенбло

Было небу светло:
Но закат уставал.
Он по небу писал
Чёрным грифелем крыш,
Над Прощальным Крыльцом
Фонтенбло.

Бетаки Василий



Фонтенбло известнен во всем мире, магическое название, которое у одних создает образ леса, у других замка… имя которое до сих пор блистает своей королевской историей.



Хотя Фонтенбло больше и не принимает королевских особ, как это было на протяжении долгого времени, здесь до сих пор выражение «качество жизни» находит свое полное выражение.



В сердце этих пейзажей был рожден город, где бок о бок жили Королевский двор, поставщики Его Величества, повара Его кухни и кавалерия, ответственная за Его безопасность и охоту.



К этим пейзажам также в 19 веке приезжала парижская буржуазия для загородного отдыха в лесу на берегах Сены и Луана, в то время как молодые художники устраивались в соседних деревушках. Они оставили столицу и студии официальной школы, чтобы приехать и рисовать среди природы, с мольбертами вдоль деревьев и скал напротив пейзажей Бриера.

А вечерами они возвращались в Барбизон к отцу Ганну, в Буррон-Марлотт или Море-сюр-Луан. Художественное приключение Барбизона и первых импрессионистов, таких как Коро и Сислей, открыло дорогу череде художников, музыкантов и писателей на протяжении всего века от Альфреда Мюссе до Кокто, от Пикассо до Сезанна, от Розы Бонор до Лаланна…


Если есть вид, который напоминает об уникальности Фонтенбло, то это тот, который вы можете увидеть рано утром из дворцового парка лицом к озеру Тибер. Напротив вас бронзовая статуя эпохи Ренессанса… Затем вдали контраст между стриженными садовыми деревьями и неухоженной окраиной леса. И наконец, на самом заднем плане проходящие лошади, странники, тренирующиеся спортсмены … или призраки королевской охоты.



Дворец Фонтенбло

Дворец Фонтенбло занимает одно из первых мест в истории Франции и всей Европы: с XII по XIX века в общей сложности здесь побывало 34 французских правителя - от Людовика VI Толстого до Наполеона III.


Фонтенбло издавна был местом королевской охоты, а потом стал резиденцией нескольких французских королей — Франциска I, Генриха IV, Людовика XV и Людовика XVI.





Окруженный лесами, этот замок был сурово неприступен. Веками он строился, расширялсяили, наоборот, лишался каких-то своих частей.



В нем много пристроек с помещениями, отделанными в стиле разных веков — от XVдо XIX. Отсюда и те «культурные наслоения», которые сейчас мож но видеть в архитектурном облике дворца.



Документы XII века эту местность в Иль-де-Франс, затерявшуюся среди дремучего леса, называли «Fontene Bleaudi» — «источник Блоди» Некогда именно здесь обитала семья воинственных франков Бладобальдов, и ученые предполагают, что Блоди — имя человека, на земле которого бил источник.





Французское название этих мест — «Fontame-Belle-Eau» («чудесный источник») со временем превратилось в «Fontaine-Bleau». Так что источник Бло — тот чудесный источник, который (по преданию) во время королевской охоты нашла собака по кличке Бло, — и дал название и лесу, и замку, и городу.





Первые исторические сведения о самом замке относятся к 1137 году. Сохранилась грамота короля Людовика VI, которая свидетельствует, что в ту далекую эпоху здесь находился королевский домен. Король возвел на берегу пруда, неподалеку от источника Бло, небольшой замок, а расширять его стал Людовик IX — король мудрый и благочестивый, который находил в уединении особое удовольствие.





Франциску I замок достался уже довольно запущенным, но, покоренный красотой природы, король решил здесь обосноваться. Он рассудил, что столь удачное месторасположение замка позволит возродить здесь старую традицию королевской охоты.




Документы приводят по этому поводу такие слова Франциска I: «Мы приняли решение создать здесь в будущем нашу резиденцию, чтобы получать удовольствие от названной местности и от охоты на лис, рыжих и черных, которые водятся в лесу Бьера и его окрестностях» .





И вскоре заброшенный замок ожил. К нему пристроили Малое крыло и Новую псарню, которые соединились со стоявшей на берегу пруда Старой псарней.





По планам короля в этих помещениях должны были разместиться охотничий двор с домиком капитана королевской охраны и Малой королевской конюшней. Однако масштаб развернувшихся работ вскоре ясно показал, что заурядный охотничий домик не просто благоустраивается, а перестраивается в огромный дворец.





В 1528 году Франциск I стал энергично собирать строителей, каменщиков, художников и мастеров-ремесленников самых разных профессий для возведения и украшения задуманного им нового дворца.







Окруженный садами и парками, этот удивительный дворцовый ансамбль, возникший по прихоти личных вкусов короля, вскоре превратился в поистине королевское жилище.




Знакомство с ансамблем Фонтенбло начинается с Почетного двора , который просторно раскинулся перед главным дворцовым фасадом. Двор и есть часть того участка, на котором некогда бил чудесный источник. Почти всю площадь Почетного двора (152х112 метров) занимает зеленый партер: четыре больших квадрата стриженой травы легли здесь по два с каждой стороны центральной аллеи, ведущей к парадному входу во дворец.







Сначала этот двор назывался Большим Нижним двором. ВXVI веке его украшала скульптура лошади, которую (по одной версии) привез из Италии художник Ф. Приматиччо. Это был гипсовый слепок с древнеримской статуи императора Марка Аврелия верхом на коне, установленной великим Микеланджело в центре Капитолийской площади в Риме.







По другой версии, будто бы в сентябре 1560 года Екатерина Медичи просила Микеланджело сделать эскиз памятника своему покойному супругу — королю Генриху II — в виде всадника. Знаменитый скульптор принял заказ, возложив на себя только руководящие работы, а исполнителем порекомендовал скульптора Даниэле да Вольтерра, который и сделал каменную модель. Вскоре перелили в бронзу часть памятника — лошадь очень большого размера, намного больше, чем лошадь статуи Марка Аврелия.

В Италии это стало событием, так как даже здесь не виделитакой большой скульптуры. Снятый с нее гипсовый слепок доставили в Фонтенбло и установили посередине Большого Нижнего двора.

Всадник на этой гипсовой лошади так никогда и не появился, а Большой Нижний двор, украшенный этой скульптурой, переименовали в двор Белой Лошади. В 1580 году гипсовая лошадь распалась, заказанный в Риме новый слепок со временем тоже пришел в негодность и в 1626 году был снят.



Наполеон прощается с императорской Гвардией

У этого двора есть еще и другое название — двор Прощания. В апреле 1814 года Наполеон Бонапарт подписал в Фонтенбло свое отречение от престола и 20 числа этого же месяца на дворе БелойЛошади прощался со своей старой гвардией, чтобы отправиться на остров Эльбу. Но не прошло и года, как на этом же дворе он делал смотр своим преданным гренадерам, которые помогли ему триумфатором возвратиться в Париж.





Во дворце Фонтенбло расположился один из самых значительных памятников французского Возрождения — Галерея Франциска I.







Она представляет собой очень длинное и довольно узкое помещение. (64х6 метров), перекрытое коробовым сводом. Стены Галереи расчленены на два яруса: нижний обшит деревянными резными панелями, по которым идут изображения герба Франции и монограммы короля, заключенные в овалы.





Верхний ярус Галереи украшен фресками и скульптурными рельефами. Высокие окна, уходя в стены, образуют неглубокие ниши: льющиеся сквозь них потоки света озаряют живопись с ее оригинальной оправой и скользят по золотистой поверхности дубовых паркетов.





Галерея Франциска I стала первым помещением во Франции, которое было украшено монументальными росписями светского характера. Все фрески до единой посвящены Франциску І — его победам, мужеству и благочестию, а также его благоволению к наукам и искусствам.



А рефреном к ним звучит многократное изображение герба Франциска І — саламандра в огне, сопровождаемая девизом короля: «Nutrisco et extinguo» («Питаю и уничтожаю»). Смысл этого девиза заключался в том, что мудрый и справедливый монарх сеет благо и добро, одновременно искореняя зло и невежество.







Четырнадцать фресок Галереи составляют единый, тонко продуманный цикл. Центр большой стены Галереи занимает произведениеитальянского художника Ф. Приматиччо «Даная» — главная фрескавсего ансамбля.




Художник искусно вписал в большой овал в задумчивости раскинувшуюся на подушках златокудрую красавицу с античным профилем. Живопись этой фрески утопает в переливах золотистого цвета, эффект которого еще больше усиливается золоченой рамой.





Некоторые фрески в Галерее Франциска I являются парными, что позволило художникам показать основную идею в разных аспектах. Например, в ансамбле фресок «Воспитание Ахилла» и «Венера наказывает Амура» зашифрована идея государственных доброде телей. В основе всех изображений лежат сюжеты из мифологии и произведений древних авторов, но содержание большинства из них было зашифровано в аллегории, смысл которых во многом не раскрыт еще и до сих пор.




Франциск 1

Галерея Франциска I являлась соединительным коридором, который вел в один из корпусов Овального двора. Двор этот был замкнут однообразными по архитектуре фасадами хозяйственных построек, сжимавших собой основной корпус. Сейчас Овальный двор закрыт для посещения, а на месте служб разместились решетчатые ворота.

Одной из достопримечательностей Овального двора являлся павильон Святого Луи, который впоследствии подвергся реконструкции. Это здание стоит на массивном цоколе, этажи его от мечены карнизами и окнами, а крутая крыша с двумя симметричными дымоходами придает ему элегантную стройность. Заметно преобразилось и слуховое окно павильона Святого Луи: сейчас его обрамляют строгие античные пилястры и завершает треугольный фронтон.



В юго-западной стороне Овального двора архитектор Ж. Лебретон поставил Золотые ворота — укрепленный вход в замок. Они и сейчас кажутся неприступными. Золотые ворота представляют собой нарядный, чуть вытянутый вверх павильон, сложенный из светлого камня и красного кирпича. Фасад его четко поделен на три части в длину и в высоту, а по боковым сторонам его архитектор расположил одно над другим окна, завершив каждое обложенным кирпичом фронтоном.




Бесценной реликвией Фонтенбло времен Франциска I являются часы, установленные на одном из корпусов Овального двора. Часы украшены монументальными скульптурами, олицетворяющими семь планет, а древнеримский бог Вулкан молотом отбивает каждый час.


Генрих II.

Строительство в Фонтенбло после смерти Франциска I продолжил его сын — Генрих II. Его зал, после Галереи Франциска I, стал одним из чудес Фонтенбло и долгое время служил Бальным залом. Строить его начинал еще архитектор Ж. Лебретон, а достраивал и отделывал уже Ф. Делорм.



Бальный зал

Бальный зал площадью в 300 квадратных метров был перекрыт сводом, который лежит на мощных опорах, создающих систему аркад-амбразур. Они уходят в стены на глубину трех метров и тем самым образуют ниши-окна. Пять таких окон обращены в сад, а через пять других можно детально рассмотреть Овальный двор.




Стены Бального зала на высоту двух метров от пола обшиты дубовыми панелями, на филенках которых многократно повторяются изображения эмблемы и герба Франции, а также вензеля с инициалами Генриха II и его фаворитки Дианы де Пуатье.
Король Генрих ІІ объяснял своей жене Екатерине Медичи, что этот символ следует читать, как "Генрих + Екатерина (Caterina de Medici)", однако все знали, кто в действительности в его сердце.





Пространство Бального зала между потолком и панелями заполнено живописью, в которой основная роль принадлежит фрескам. Их исполнил по эскизам Ф. Приматиччо итальянский художник Никколо дель Абате, сделавший восемь больших фресок на мифологические сюжеты: «Церера и жнецы», «Вулкан, кующий по приказу Венеры стрелы любви» и другие. Все росписи Бального зала объединены особой, необыкновенно трепетной по характеру исполнения живо писной техникой.




После Генриха II Фонтенбло теряет свое былое великолепие, и ко временам Генриха IV некоторые части замка уже представляли собой руины.


При Генрихе IV в Фонтенбло развернулись крупные строительные работы, были значительно обновлены некоторые интерьеры дворца, например, салон Франциска I.







Апартаменты Мадам де Ментенон

Самыми интимными апартаментами замка были комнаты отдыха, раздевальни, гардеробные. Еще со времен Франциска І в таких помещениях было принято хранить художественные сокровища: книги, произведения искусства и всевозможные редкости.



Так, например, в Банных апартаментах, которые в середине 1550-х годов были сооружены под Галереей Франциска I, хранились самые ценные картины: «Джоконда», «Мадонна в гроте», «Святая Анна», «Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи, картины нидерландских мастеров, а также портреты, приписываемые кисти Рафаэля, — все, что было собрано еще при Франциске I




Франциск 1 и прекрасная Феррония

В Фонтенбло пять лет провел итальянский скульптор Бенвенуто Челлини, который «создал много произведений из золота и серебра».
В салоне Франциска I сохранился алебастровый барельеф, имитирующий античную камею, на котором Б. Челлини представил богиню Диану с оленем. Многое из того, что было сделано великим итальянцем для Фонтенбло, впоследствии разошлось по разным музеям





Золотой будуар



Людовик XIII.

После Генриха IV трон перешел к Людовику XIII. Его жена, Анна Австрийская, очень любила замок Фонтенбло. Вы наверняка помните, что именно здесь разыгрывались многие сцены из жизни Луи и королевы в романе Дюма «Три мушкетера». Следующим представителем династии Бурбонов был Людовик XIV, король-Солнце.


Анна Австрийская


Людовик XIV

Его министр финансов, Николя Фуке, не отказывал себе в использовании средств из государственной казны, построив великолепный дворец в своем поместье Во ле Виконт. Вскоре после пышного новоселья Фуке был арестован.



Библиотека

Злые языки утверждали, что король был возмущен тем, что новый замок был намного красивее королевской резиденции Фонтенбло. После чего архитекторов поместья направили на строительство королевского дворца в Версале.



"Шапель-де-ла-Трините"

Через несколько лет, Людовик XIV со своим двором переехал в Версаль, после чего Фонтенбло надолго был забыт, последующие короли, Людовик XV и Людовик XVI приезжали в резиденцию только осенью.


Но Фонтенбло не был забыт совсемь, для королевского двора он стал осенней резиденцией в сезон охоты. Тогда преобразования в основном коснулись парков, а в самом дворце многое осталось прежним.



Наполеон 3 с императрицей Евгенией






Тронный зал

Новое возрождение Фонтенбло наступает в эпоху Наполеона. В это время на его реконструкцию затрачиваются огромные средства: некоторые корпуса дворца перестраиваются, переоборудуются старые или возводятся новые апартаменты, благоустраиваются парки.












Сад Дианы

Апартаменты Наполеона, обращенные в сад Дианы, были возведены параллельно Галерее Франциска I. Зал королей переоборудовали в Тронный зал: в нем стоит стол, за которым Наполеон приносил присягу, и принадлежавший императору стул, сделанный в 1805 году знаменитым мебельщиком Жакобом.



Спальня императора в стиле ампир






Наполеон I в коронационных одеждах

Наполеон занимал еще Малые апартаменты, оборудованные в корпусе Старой парильни. Сейчас в них собраны шедевры декоративно-прикладного искусства стиля ампир, например, мраморные часы с античными камеями, которые в 1802 году подарил Наполеону римский папа Пий VII.





Одним из главных помещений апартаментов Наполеона является Красный салон, который называется еще Залом отречения. Там стоит на одной ножке маленький круглый стол красного дерева, закоторым 4 апреля 1814 года император Наполеон, верный своей присяге, заявлял, «что он готов оставить трон, покинуть Францию и даже уйти из жизни для блага родины».

Апартаменты королев

Кровать Жозефины

Спальня Полины Бонапарт



Спальня Марии-Антуанетты








Жозефина де Богарнэ

Интерьеры:











































Сохранилась также и знаменитая лестница-подкова, на которой несколько дней спустя после отречения император прощался со своей верной гвардией. Двор, на который выходит эта лестница, впоследствии был назван «Двор прощания» (на фр. La cour des adieux).


Портрет Жюли Бонапарт с дочерьми и Zenaide Charlotte (жена и дочери рода Жозеф Бонапарт, Неаполь)


Полина Бонапарт СУО-юре Герцогиня Гуасталла и принцесса Боргезе, жена Камилло Боргезе

В 1974 году на саммите руководителей стран "шестерки" (Германия, Франция, Италия, Бельгия, Люксембург, Нидерланды), проходящем в Фонтенбло, было принято решение о проведении регулярных встреч глав государств и правительств стран - членов сообществ. 1974 год считается датой образования Европейского Совета.



Три монарха родились во дворце — Филипп IV Красивый, Генрих III Валуа и Людовик XIII.

Дворец Фонтенбло и парк с 1981 года вошли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО во Франции.

Как добраться и график работы

Из Парижа есть прямое сообщение с Фонтенбло
Поездка на поезде от Лионского вокзала до станции Фонтенбло-Авон займет у вас 50 минут; автобусы № А и № В доставят вас от местного вокзала до ворот дворца за пятнадцать минут. На Лионском вокзале вы можете купить единый билет поезд/автобус/дворец (цена 20 евро)
. Лучше всего поехать на поезде. Поезда (электрички) отходят от вокзала Gare de Lyon в Париже и идут прямо до Fontainebleau. Продолжительность поездки - 45 минут. Поезда отходят каждый час. Стоимость билета туда обратно - € 14.65., далее автобусом В.
На атомобиле; Если вы едете на машине по шоссе, это будет 16 километров от автострады А-6 (поворот на Фонтенбло).
май-октябрь: пн., ср-вс. 9.30-17.00;
ноябрь-апрель: пн., ср-вс. 9.30-12.30, 14.00-17.00;
(Экскурсии по музею Наполеона проводятся только в первой половине дня, по Малым апартаментам - после обеда).
Стоимость: € 5.50
Для студентов, лиц старше до 60 лет и по воскресеньям - € 4.
Ссылки:

Сайт друзей и меценатов дворца Фонтенбло (фр.)
. Музей Фонтенбло (официальный сайт) (фр.)
. При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

За историческим дворцом Фонтенбло , расположенным в 65 км к югу от Парижа, издавна закрепилось название «дом королей ». Многим здесь интереснее, чем в , потому как древнее: французские короли жили в городке Фонтенбло с 1137 по 1870 год. На протяжении восьми веков эта всемирно известная являлась истинным домом французских королей, а позднее императоров.

Дворцы Парижа предназначались для публичной, открытой жизни монархов; здесь же, в Фонтенбло, протекала их частная жизнь, здесь праздновались важнейшие семейные события – свадьбы, рождения, крестины. В этих стенах появилось на свет множество принцев и принцесс, здесь прошли детские годы многих королей Франции. Вплоть до падения Второй империи в 1870 г. с Фонтенбло были связаны важнейшие события французской истории.

Фонтенбло, история возникновения

Документы XII века эту местность в Иль-де-Франс, затерявшуюся среди дремучего леса, называли «Fontene Bleaudi» — «источник Блоди». Некогда именно здесь обитала семья воинственных франков Бладобальдов, и ученые предполагают, что Блоди — имя человека, на земле которого бил источник.

Французское название этих мест — «Fontaine-Belle-Eau» («чудесный источник») со временем превратилось в «Fontaine-Bleau». Так что источник Бло — тот чудесный источник, который (по преданию) во время королевской охоты нашла собака по кличке Бло, — и дал название и лесу, и замку, и городу.

История Фонтенбло начинается с охотничьего домика, построенного в XII в. в богатом дичью лесу, около родникового источника Бло, откуда и пошло название местности Фонтенбло («фонтен» - по-французски «источник»). Позже на месте домика выросла усадьба, а затем был возведен замок, ставший надолго королевской резиденцией.

Первое упоминание о Фонтенбло – в связи с коронацией Людовика VII – относится к 1137 г. В XII столетии на этом месте, в сердце обширного леса, занимавшего более 17 тысяч га, располагался королевский охотничий замок. Традиционная любовь к охоте сделала Фонтенбло регулярно посещаемым местом, и при этом едва ли не каждый король считал своим долгом внести свою лепту в улучшение замковых построек, перестраивая и украшая их в соответствии с новыми вкусами.

Наиболее значительным преобразованиям замок подвергся при короле Франциске I (1494–1547), который пожелал превратить старый «дом королей» в «Новый Рим», который превзойдет роскошью и красотой дворцы , и .

Строительство Фонтенбло продолжалось на протяжении 1528–1547 гг. Вместо старого средневекового замка вырос огромный роскошный дворец (арх. Ж. Лебретон, П. Шамбиж и др.), в облике которого воплотились итальянские и французские художественные традиции. Были построены ворота, танцевальный зал, часовня Св. Сатурини, здания, окружающие внутренний двор Белой Лошади и галерея Франциска I, связавшая две группы построек.

От замка XII в. сохранилась лишь одна древняя башня-донжон, в которой когда-то располагалась королевская спальня. Для дворцового комплекса Фонтенбло характерны внутренние дворы – отзвук итальянской архитектуры – и оригинальные подковообразные наружные лестничные всходы.

Для украшения королевской резиденции Франциск I пригласил итальянских живописцев Россо Фиорентино, Франческо Приматиччи и Себастьяно Серлио, положивших начало так называемой «первой школы Фонтенбло». Искусство Фонтенбло середины XVI в. стало ответвлением стиля итальянского маньеризма. Для него характерны особая элегантность, сочетание живописи с декоративными фризами и сложной резьбой по гипсу, имитирующему цветной мрамор (стукко).

Художники первой школы Фонтенбло широко включали в свои полотна аллегорические и символические фигуры, прославляющие королей Франции. Эти росписи до сих пор можно видеть на стенах монументальной парадной лестницы, в танцевальном зале и королевской спальне, но лучше всего они сохранились в галерее Франциска I, созданной Россо Фиорентино между 1522 и 1540 гг.

Ко временам короля Франциска I относится и создание садово-паркового ансамбля в Фонтенбло. Вокруг дворца был разбит огромный парк «по итальянской моде», который, несмотря на многочисленные позднейшие переделки и дополнения, дает представление о садово-парковой архитектуре XVI столетия.

Большой водоем в форме трапеции, являющийся центром парка, некогда использовался для всевозможных «водяных затей» и забав. В нем были устроены фонтаны, самый большой из которых украшала статуя «Геркулес» работы Микеланджело. На искусственном острове посреди пруда был сооружен банкетный павильон.

В последующие века дворец в Фонтенбло неоднократно подвергался значительным переделкам. По доброй старой традиции каждый монарх, взойдя на престол, спешил украсить «дом королей» чем-нибудь новым. Хотя строители старались придерживаться проекта, утвержденного Франциском I, время вносило свои коррективы, и сегодня дворец потерял ощущение единства стиля, воплотив в своем облике архитектурные элементы XVI–XIX вв.

Генрих II, сын и преемник Франциска I, и его жена Екатерина Медичи завершили все начатые постройки Фонтенбло – правда, в измененном в соответствии с новыми вкусами виде, пригласив для этих целей архитекторов Филиберта Делорма и Жана Буллана. Над отделкой дворца в эти годы работал живописец-маньерист Никколо дель Аббате.

При Генрихе IV (1552–1610) дворец подвергся новым большим переделкам, которыми руководил архитектор Амбруаз Дюбуа. Работавшие в этот период в Фонтенбло фламандские живописцы положили начало «второй школы Фонтенбло». По распоряжению Генриха IV был значительно расширен парк. В нем был прорыт канал протяженностью 1200 м, высажены платаны – для Франции той эпохи большая редкость, а также ели и плодовые деревья.

Король Людовик XIII, чье детство прошло в Фонтенбло, добавил к дворцовому ансамблю железную лестницу. В 1661–1664 гг. Андре Ленотр, придворный садовник Людовика XIV и создатель Версальского парка, разбил на месте прежнего Большого парка зеленый партер. Сам «король-солнце» имел обыкновение ежегодно проводить в Фонтенбло два осенних месяца, наслаждаясь покоем и великолепной природой.

К временам правления Людовика XV относится перестройка южной части двора Белой Лошади и сооружение Большого павильона, получившего название «Эрмитаж маркизы Помпадур» (арх. ЖА. Габриэль). При Людовике XVI были в два раза увеличены размеры галереи Франциска I и создан будуар королевы, состоящий из трех салонов, отделанных в соответствии со вкусами времени.

Когда в 1804 г. в Фонтенбло приехал Наполеон, «дом королей» поразил его девственной пустотой. Оставались одни пустые залы, впрочем, почти не тронутые, а вся роскошная обстановка исчезла благодаря стараниям «граждан» республики. По распоряжению Наполеона дворец был заново обставлен и украшен, и в его стенах император Франции принимал римского папу Пия VII, прибывшего в Париж, чтобы короновать «узурпатора».

С Фонтенбло связаны последние драматические страницы истории наполеоновской империи. 28 апреля 1814 г., простившись с солдатами Старой гвардии, выстроившимися во дворе, Наполеон навсегда покинул замок. Годы спустя, находясь в ссылке на острове Св. Елены, он до последнего дня вспоминал Фонтенбло – «истинный дом королей, лучше всех украшенный и наиболее удачно расположенный дворец в Европе». Национальный музей Фонтенбло хранит множество предметов, принадлежащих лично Наполеону, его жене, братьям и сестрам.

В последующие годы дворец Фонтенбло оставался «домашней» королевской резиденцией. При Луи-Филиппе здесь были проведены значительные ремонтно-восстановительные работы. В 1837 г. в стенах дворца состоялось бракосочетание наследника престола принца Орлеанского с немецкой принцессой.

Последний расцвет Фонтенбло приходится на времена Второй империи. Император Наполеон III восстановил заброшенную часть парка, заново отделал помещения дворца, и до 1868 г. Фонтенбло оставался местом официальных приемов, торжеств и увеселений императорской четы.

Франко-прусская война и падение империи поставили точку в политической истории Фонтенбло. Сегодня дворец и парк Фонтенбло является национальным музеем, входящим в , а часть его по традиции остается резиденцией главы государства.

Фонтенбло, архитектура и интерьеры

Знакомство с ансамблем Фонтенбло начинается с Почетного двора, который просторно раскинулся перед главным дворцовым фасадом. Двор и есть часть того участка, на котором некогда бил чудесный источник. Почти всю площадь Почетного двора (152х112 метров) занимает зеленый партер: четыре больших квадрата стриженой травы легли здесь по два с каждой стороны центральной аллеи, ведущей к парадному входу во дворец.

Сначала этот двор назывался Большим Нижним двором. В XVI веке его украшала скульптура лошади, которую (по одной версии) привез из Италии художник Ф. Приматиччо. Это был гипсовый слепок с древнеримской статуи императора Марка Аврелия верхом на коне, установленной великим Микеланджело в центре Капитолийской площади в Риме.

По другой версии, будто бы в сентябре 1560 года Екатерина Медичи просила Микеланджело сделать эскиз памятника своему покойному супругу, королю Генриху II, в виде всадника. Знаменитый скульптор принял заказ, возложив на себя только руководящие работы, а исполнителем порекомендовал скульптора Даниэле да Вольтерра, который и сделал каменную модель.

Вскоре перелили в бронзу часть памятника: лошадь очень большого размера, намного больше, чем лошадь статуи Марка Аврелия. В Италии это стало событием, так как даже здесь не видели такой большой скульптуры. Снятый с нее гипсовый слепок доставили в Фонтенбло и установили посередине Большого Нижнего двора. Всадник на этой гипсовой лошади так никогда и не появился, а Большой Нижний двор, украшенный этой скульптурой, переименовали в двор Белой Лошади. В 1580 году гипсовая лошадь распалась, заказанный в Риме новый слепок со временем тоже пришел в негодность и в 1626 году был снят.

У этого двора есть еще и другое название — двор Прощания. В апреле 1814 года Наполеон Бонапарт подписал в Фонтенбло свое отречение от престола и 20 числа этого же месяца на дворе Белой Лошади прощался со своей старой гвардией, чтобы отправиться на остров Эльбу. Но не прошло и года, как на этом же дворе он делал смотр своим преданным гренадерам, которые помогли ему триумфатором возвратиться в Париж.

Во дворце Фонтенбло расположился один из самых значительных памятников французского Возрождения — Галерея Франциска I. Она представляет собой очень длинное и довольно узкое помещение (64х6 метров), перекрытое коробовым сводом. Стены Галереи расчленены на два яруса: нижний обшит деревянными резными панелями, по которым идут изображения герба Франции и монограммы короля, заключенные в овалы.

Верхний ярус Галереи украшен фресками и скульптурными рельефами. Высокие окна, уходя в стены, образуют неглубокие ниши: льющиеся сквозь них потоки света озаряют живопись с ее оригинальной оправой и скользят по золотистой поверхности дубовых паркетов.

Галерея Франциска I стала первым помещением во Франции, которое было украшено монументальными росписями светского характера. Все фрески до единой посвящены Франциску I — его победам, мужеству и благочестию, а также его благоволению к наукам и искусствам.

А рефреном к ним звучит многократное изображение герба Франциска I — саламандры в огне, сопровождаемой девизом короля: «Nutrisco et extinguo» («Питаю и уничтожаю»). Смысл этого девиза заключался в том, что мудрый и справедливый монарх сеет благо и добро, одновременно искореняя зло и невежество.

Четырнадцать фресок Галереи составляют единый, тонко продуманный цикл. Центр большой стены Галереи занимает произведение итальянского художника Ф. Приматиччо «Даная» — главная фреска всего ансамбля. Художник искусно вписал в большой овал в задумчивости раскинувшуюся на подушках златокудрую красавицу с античным профилем. Живопись этой фрески утопает в переливах золотистого цвета, эффект которого еще больше усиливается золоченой рамой.

Некоторые фрески в Галерее Франциска I являются парными, что позволило художникам показать основную идею в разных аспектах. Например, в ансамбле фресок «Воспитание Ахилла» и «Венера наказывает Амура» зашифрована идея государственных добродетелей. В основе всех изображений лежат сюжеты из мифологии и произведений древних авторов, но содержание большинства из них было зашифровано в аллегории, смысл которых во многом не раскрыт еще и до сих пор.

Галерея Франциска I являлась соединительным коридором, который вел в один из корпусов Овального двора. Двор этот был замкнут однообразными по архитектуре фасадами хозяйственных построек, сжимавших собой основной корпус. Сейчас Овальный двор закрыт для посещения, а на месте служб разместились решетчатые ворота.

Одной из достопримечательностей Овального двора являлся павильон Святого Луи, который впоследствии подвергся реконструкции. Это здание стоит на массивном цоколе, этажи его отмечены карнизами и окнами, а крутая крыша с двумя симметричными дымоходами придает ему элегантную стройность. Заметно преобразилось и слуховое окно павильона Святого Луи: сейчас его обрамляют строгие античные пилястры и завершает треугольный фронтон.

В юго-западной стороне Овального двора архитектор Ж. Лебретон поставил Золотые ворота — укрепленный вход в замок. Они и сейчас кажутся неприступными. Золотые ворота представляют собой нарядный, чуть вытянутый вверх павильон, сложенный из светлого камня и красного кирпича. Фасад его четко поделен на три части в длину и в высоту, а по боковым сторонам его архитектор расположил одно над другим окна, завершив каждое обложенным кирпичом фронтоном.

Бесценной реликвией Фонтенбло времен Франциска I являются часы, установленные на одном из корпусов Овального двора. Часы украшены монументальными скульптурами, олицетворяющими семь планет, а древнеримский бог Вулкан молотом отбивает каждый час.

Фонтенбло - исторический милый французский город к югу от Парижа (55,5 км или 34,5 мили). Он известен благодаря большому и живописному Лесу Фонтенбло - любимому месту парижан для отдыха, и Дворцу Фонтенбло, где жили многие короли Франции. Во Дворец приезжают толпы туристов.


Как добраться

Добраться до города очень просто из Парижа.

Самолетом

Поездом

На поезде вы можете доехать из Парижа до станции Гар де Льо (Gare de Lyon). Там в билетном автомате зеленого цвета Бийе Иль-де-Фрас (Billet Ile-de-France) - не в желтом автомате компании, управляющей железными дорогами Франции (SNCF) - купите билет до Фотенбло Аво (Fontainebleau Avon). Поезда отходят раз в час, как правило, с первого пути верхнего уровня многоуровнего вокзала. Любой поезд, у которого конечная остановка Монтаржи, Монтеро, Санс или Ларош-Мижен, остановится на Фонтебло. Проверьте табло у платформы, чтобы в этом удостовериться.

В августе 2011 года билет для взрослого человека в оба конца стоил 16,80 Евро, сама поездка занимала около 35 минут. До прибытия в озелененный город Фонтенбло (вы почувствуете, насколько там свежий воздух, как только выйдете из вагона) поезд останавливается только в городах Мелён и Буа-ле-Руа. По утрам в воскресенья некоторые поезда останавливаются на промежуточной станции, не доезжая до Фонтенбло, чтобы дать пешим туристам выйти в лес. Это называется Аль де Фотенебло-Форе (Halte de Fontainebleau-Forêt). Позже, когда вы вернетесь назад на Гар де Льо (Gare de Lyon), заметьте, что билетом, который вы купили на поезд в Фонтенбло, можно продолжить пользоваться в метро в пределах Парижа.

На станции Гар де Фонтенебло Аво (Gare de Fontainebleau Avon) вы можете сесть на автобус Линии 1, эксплуатируемый компанией Veolia Transport, чтобы добраться до замка (около 15 минут в пути). Автобусы ходят примерно до восьми вечера. Будьте внимательны! У Линии 1 есть два направления, даже когда вы уже в конце Линии. Если вы не уверены, что выбрали нужное, уточните у водителя. Билет на автобус стоит 1,80 Евро. НО если на Гар де Льо (Gare de Lyon) вы купили билет зоны 6, то имеете право проехать к замку и обратно без дополнительной платы. Просто покажите билет водителю, и он скажет, что вам нужно воспользоваться билетным автоматом автобуса. Вставьте билет в автомат, и вы тут же получите его обратно. Билет нужно сохранить. Для того чтобы вычислить конечную остановку, ищите за окном либо Плас Наполео Бонапарт (Place Napoléon Bonaparte, площадь Наполеона Бонапарта), либо Дворец, так как автобус останавливается в центре. В качестве альтернативы, можно пройтись пешком. Прогулка через город займет у вас около 45 минут. Если же вы пойдете сразу от вокзала, то увидите знак, указывающий направление к Дворцу. Это дорога более прямая и короткая (около 25 минут в пути), проходит по жилой территории и ведет в лесистые земли дворца. Как только вы войдете в лесистую зону, держитесь главной дороги.

Когда вы сойдете с поезда, то окажитесь рядом с автобусной остановкой на противоположной стороне дороги, ведущей из города. Там можно найти хорошие карты, которые помогут вам сориентироваться, если решите дойти до дворца или до города самостоятельно.

Автомобилем

От центра Парижа до центра Фонтенбло всего около 65 км или час езды. Если едите из Парижа, следуйте знакам, указывающим на юг, а затем на и на автомагистраль А6. Примерно через 35 минут вы увидите дорожные указатели на Фонтенбло. Как только въедете в город, заметите высокий жилой дом, пережиток какого-то архитектурного стиля, который многие горожане хотели бы снести. Однако, он - все равно часть городской истории, правда, не такая восхитительная, как дворец,

Если вы едете от аэропорта Шарль-де-Голль по автостраде Фразильен (Francilienne), то можно поехать либо по местным дорогам через центр города Мелён, либо по более живописной и (в максимально активное время) зачастую более быстрой дороге через коммуны Сиври-Куртри и Фонтэн-ле-Пор.

Подсказка:

Фонтенбло — время сейчас

Разница в часах:

Москва + 1

Казань + 1

Самара + 2

Екатеринбург + 3

Новосибирск + 5

Владивосток + 8

Когда сезон. Когда лучше поехать

Фонтенбло — погода по месяцам

Подсказка:

Фонтенбло — погода по месяцам

Основные достопримечательности. Что посмотреть

Самая главная достопримечательность города - дворец Фонтенбло , явлющийся одним из красивейших замков Франции. Его интерьер особенно интересен в качестве превосходного примера французского Ренессанса. В тоже время трудно переоценить историческую значимость замка, так как на протяжении семи веков он оставался главной резиденцией французских королей.

Первое упоминание о замке датируется 1137 годом. К тому времени, когда Франциск I решил сделать его своим основным жилищем (1527), средневековый дворец уже превратился в руины. Этот монарх затеял грандиозную реконструкцию, представив себя главным архитектором и пригласив двух итальянских художников Россо Фьорентино и Франческо Приматиччо для декорирования интерьера. Их совместные труды вылились в такие сокровища, как галерея Франциска I с деревянными панелями, стукко (искусственным мрамор, высший сорт штукатурки) и фресками, на которых были запечатлены различные эпизоды из жизни Франциска. Церковь Троицы и Бальный зал также принадлежат той эпохе.

Многие монархи, правившие после Франциска I, тоже выбирали Фонтенбло своей резиденцией. Строительство, начатое Франциском I было почти закончено только во время правительства Генриха II и Генриха IV Великого.

Сын Генри IV, Людовик XIII, родился в Фонтенбло. У туристов есть возможность увидеть комнату, где Мария Медичи рожала Людовика, и представить, как многолюдно и тесно было в комнате в тот момент: на рождении короля присутствовало много свидетелей, дабы избежать подмены.

Во время Французской революции дворец немного забросили, но он вернул себе былую славу во время правления Наполеона I, который жил там долгое время и в 1814 году прощался со своей армией из дворцового сада.

Посетители могут увидеть тронную комнату Императора (единственную во Франции) и его личные апартаменты. Папа Римский Пий VII был в Фонтенбло дважды: сначала в качестве гостя, потом в качестве узника Наполеона. Недавно папские комнаты открыли для туристов.

После осмотра здания не забудьте прогуляться по парку и дворцовым садам; вы увидите фонтан Дианы и, если посчастливится, встретите одного из живущих на территории павлинов.

Поскольу дворец Фонтенбло однозначно менее интересен чем Версаль и до него чуть сложнее добраться, то он менее популярен у туристов. И как результат – их здесь минимум раз в десять меньше, чем в Версале, что позволяет осматривать его в спокойной обстановке.

Дворец Фонтенбло открыт весь год, кроме вторников, 1 января, 1 мая и 25 декабря, с 09:30 до 17:00 в зимнее время и с 09:30 до 18:00 в летнее время. По состоянию на апрель 2011 года цена за вход для взрослых составляла 10 Евро, для детей младше 18 и резидентов Европейского союза моложе 26 - бесплатно.

Что посмотреть в окрестностях

Поезда отходят от Гар де Фонтенебло Аво (Gare de Fontainebleau Avon) в до Гар де Льо (Gare de Lyon) или Берси каждые 15 минут во время часа пик, в другое время - каждые 30 минут. Время в пути составит чуть более 40 минут. Также есть возможность сесть на поезд, движущийся на юг в направлении Сенс, Монтаржи, Монтеро и Ларош-Мижен. Также есть автобус Сена-ет-Марн Экспресс, который идет в южном направлении, к таким местам, как Немур. Сесть на него вы можете на остановке Ла Пост (La Poste), на пересечении улиц Гранд и Фрас.

Город переполнен ресторанами разной кухни: от мексиканской до японской, от пиццерий до рыбных баров. Конечно, есть и Брассери (французские пивоварни - прим. пер.), исконные заведения, которые ошибочно называют «Франклин Рузвельт», и отличные французские рестораны (лучший находится в Отеле Наполеон).

Чем заняться

В городе много культурных, спортивных, развлекательных программ, в которых можно поучаствовать, и торговых точек, где можно что-нибудь купить. Подробную информация об этом можно получить на сайте .

Фонтенбло также известен своим лошадиным треком и рынком, работающим по утрам в воскресенья.

И даже если бы в городе не было столько всего интересного, множество достопримечательностей можно посетить и на прилегающих территориях, в таких городах, как Барбизон (родина художников), Мийи-ла-Форе, Самуа-сюр-Сена и множество других...

Лес Фотенбло также заполнен скалами песчаника, который идеален для альпинизма и скалолазания. На этом сайте вы найдете много информации по альпинизму.

Образование

Город имеет такое удачное расположение (близко от Парижа и в то же вемя среди красивой природы - он окружен лесом), что в 60-х годах профессора Гарварда решила открыть здесь бизнес-школу INSEAD MBA school, которая на сегодняшний день имеет всемирную известнсоть

Уникальная природа этого места привлекла внимание других известных университетов и больших школ Франции. Например, популярная инженерная школа ESIGETEL также находится здесь.

В летнее время во Дворце Фонтенбло открывается музыкальное учреждение, представляющее собой комбинацию консерватории и студии архитектуры. То, чем они занимаются, как нельзя более гармонирует с исторической обстановкой дворца. Курсы преподают на английском языке французские музыканты, композиторы, художники и профессора. До 1979 года школу возглавляла Надя Буланже, молодой профессор композиции и гармоничности. Учреждение оказало влияние на таких композиторов, как: Аарон Копленд, Вирджил Томсон, Луиза Тальма, Самуил Душкин, Эллиотт Картер, Беверидж Вебстер, Кентон Коу и другие.

Шопинг и магазины

В Фонтенбло полно самых разных магазинов: от высококлассной булочной до ювелирных и магазинов одежды по последней французской моде.

Бары. Куда сходить

Мест, где можно выпить, тоже достаточно: от современных амбиентных до традиционных французских, мексиканских баров и английских пабов.

Как передвигаться по городу

Ориентироваться в городе очень просто, так как там всего одна центральная улица - Гранд (Rue Grande), которая тянется от дворца до другого конца города, мимо центральной Плас Наполеон Бонапарт (Napoléon Bonaparte place). На обеих сторонах улицы в изобилии присутствуют магазины, бары и рестораны на любой вкус. Лучше всего по городу передвигаться пешком, так как вы обойдете все, не отвлекаясь и не останавливаясь, (что очень тяжело сделать, учитывая множество заманчивых витрин) примерно за 20 минут.

Также в городе есть улица де Фрас (Rue de France), которая берет начало от дворца под прямым углом к улице Гранд (Rue Grande). Рыночная площадь (на данный момент там стройплощадка, которую лучше обходить стороной) соединяет улицы в качестве пешеходной секции.