Где хранят самолеты. Как устроены частные перелёты

Выбор моей профессии был предопределён с детства: отец был лётчиком. В то время многие сверстники мечтали об авиации, а я - всем на зависть - всегда мог сходить с папой на аэродром или попасть внутрь самолёта.

Сразу после школы я поступил в Киевский институт инженеров гражданской авиации. На тот момент это был единственный вуз в стране, который готовил бортинженеров для ТУ-154. После учёбы я пять лет работал по профессии: сначала бортинженером в подразделении «Аэрофлота» в Караганде, затем принял предложение поработать представителем одной из казахстанских авиакомпаний в Германии. Но в 2000 году моя лётная карьера закончилась. Началась земная: сначала в отделе пассажирских перевозок в «Ист Лайн», а через два года ушёл в бизнес-авиацию, там дорос до управляющего VIP-перевозками в авиакомпании «Авиаэнерго». И в мае 2005 года открыл свой бизнес вместе с коллегой Дмитрием Ахмедовым.

Как устроен рынок

На рынке есть авиационные брокеры, которые занимаются управлением частными воздушными судами. Наша компания - в их числе. Некоторые владельцы бизнес-джетов отдают нам свои самолёты в управление: хозяин совершает полёты два-три раза в месяц, в остальное время воздушное судно сдаётся в аренду. По запросу клиента мы можем также организовать перелёт на бизнес-джетах авиакомпаний или своих коллег по рынку, управляющих самолётами.

Бизнес-джеты, как правило, базируются в московских аэропортах. Большинство из них - во Внуково, далее по количеству - Шереметьево, Домодедово и Остафьево. Но есть случаи, когда самолёты припаркованы в европейских аэропортах - в Риге или Хельсинки. Это связано с тем, что стоимость базирования за границей дешевле. И если владелец самолёта летает на нём не очень часто, то дешевле подлететь из Европы, нежели платить за базирование и обслуживание в наших аэропортах.

Сейчас на рынке бизнес-авиации около ста компаний. Крупных игроков порядка пятнадцати. Остальные - мелкие фирмы, сопровождающие пару-тройку клиентов. По нашей статистике, 70 % клиентов на рынке - это корпорации.
Так как их сотрудники в основном летают в командировки, все продвигают свои услуги обычными маркетинговыми инструментами - реклама в интернете и активные продажи.

Стоимость полёта зависит от поставщика, маршрута, заказчика и других факторов. Средний чек
- 30–40 тысяч евро

Мы выступаем как брокеры и берём только комиссию; перелёт и топливные сборы оплачиваются отдельно. Прибыль в нашем бизнесе не очень высокая: маржинальность порядка 4–5 %. Так, с каждого полёта получается около 1 000–
1 500 евро. Стоимость полёта зависит от поставщика, маршрута, заказчика и других факторов. Средний чек - 30–40 тысяч евро. Из полной стоимости перелёта около 30–35 % авиакомпания потратит авиакеросин, 17–20 % - на сборы в аэропортах, 1–2 % - на аэронавигационное обслуживание в районе аэропортов и по маршруту полёта, 15–17 % - на бортовое питание, 10–12 % - на зарплату экипажу. Остальное приходится на эксплуатационные расходы лайнера, аренду офиса и другие сопутствующие траты.

Самое запрашиваемое на сегодня направление - Москва - Лондон. Далее идут европейские города, такие как Женева и Ницца. По России популярность набирает Сочи: возможно, это было связано с Олимпиадой.

Как заказать самолёт

Мы работаем только с российскими клиентами. Были пару заказов от иностранцев, но это единичные случаи. Когда поступает звонок от клиента, то мы сразу уточняем маршрут, дату, время, количество пассажиров и багажа. Выясняем и предпочтения по питанию. Скажем, если человек предпочитает еду определённого ресторана, то наш курьер может доставить её к вылету. Правда, обычно этим занимается кейтеринговая компания. Дополнительно с клиентом обговаривается цвет салона.

После менеджер начинает искать подходящий самолёт. Мы не сотрудничаем с какими-то определёнными авиакомпаниями, а работаем со всеми. Главное - чтобы у них было нужное судно. Наш сотрудник может позвонить, сделать запрос по электронной почте или в специальной программе. Вся информация записывается и анализируется. В расчёт берём лучшую цену, год выпуска самолёта, надёжность авиакомпании-партнёра. В итоге мы предлагаем клиенту на выбор 5–10 вариантов. Обычно люди, которые нам звонят, не знают, какую модель хотят. И наша работа в том, чтобы ему это объяснить.

Чаще всего просят Challenger, он у многих на слуху. Но не всегда такой выбор оправдан. Есть клиенты, которые знают марку и хотят именно её. Всё зависит от статуса и финансов. Если уровень министра, его заместителя, то они изначально не полетят на недорогом самолёте, это будет от Challenger и выше. Global 6000 - самый популярный самолёт среди элитных. Бизнес-джеты на базе Вoeing или Airbus заказывают редко. Отличаются они не только роскошью салона, но и просторностью: если обычно в таком самолёте помещаются 160–170 человек, то для частных полётов его переоборудуют под 19 мест. Чаще всего на таких самолётах летают их собственники, авиакомпании подобные не закупают.
В аренду их сдают неохотно, владелец не отдаст его незнакомому человеку. Поэтому здесь приходится подключать связи. Один из самых популярных и доступных бизнес-джетов - это Cessna. Часто клиенты летают и на самолётах марки Hawker, но он уже чуть дороже. Мы летаем и на вертолётах. Но их популярность не такая большая, они занимают меньше 5 % от общего числа наших полётов.

Минимальное время, за которое мы можем организовать рейс, - четыре часа после того, как заказчик сказал: «Да, я согласен лететь». Самый ответственный момент наступает, когда рейс подтверждён, счета выставлены и оплачены.
С этого момента начинается работа по подготовке и выполнению рейса, большая часть которой приходится на авиакомпанию. Они подают заявку на рейс в аэропорт вылета и прилёта, получают разрешение на пролёт над тем или иным государством. Наша роль состоит в том, чтобы общаться с клиентом и быстро получать от него всю необходимую информацию.

Весь персонал, который находится на борту, - это работники авиакомпании. Раньше было принято отправлять в рейс флайт-менеджера, который следил за комфортом клиентов. В то время были популярны бизнес-джеты, переделанные из советских самолётов, там было много места. К тому же авиакомпании были немного диковаты, нужно было за ними поглядывать. Сейчас на маленьких бизнес-джетах лишний человек - это некомфортно. И уровень авиакомпаний тоже стал значительно выше.

Кто летает на бизнес-джетах

Клиенты постоянно меняются. Сейчас у нас нет ни одного из тех клиентов, которые были вначале. Причины у всех разные, но в основном бизнесмены покупают самолёт и летают самостоятельно. Либо решают, что им нет смысла тратить средства на брокеров, и берут сотрудника в штат, который будет организовывать полёты.

Недавно у нас был клиент, который заявился на рейс в шубе на голое тело, а во время перелёта сломал стол в самолёте

У нас бывали разные случаи. На заре бизнес-авиации могли позвонить ночью пьяные мужики из бани с заявкой: «А давайте завтра мы в Усть-Каменогорск полетим». Но это обычно ничем не заканчивается. Сейчас по ночам работаем тогда, когда в это время летит рейс. Нужно быть на связи, чтобы всё проконтролировать.

Недавно у нас был клиент, который заявился на рейс в шубе на голое тело, а во время перелёта сломал стол в самолёте. Пришлось из собственного кармана компенсировать порчу и платить авиакомпании тысячу долларов. Был клиент, который мог заказать за 10–12 тысяч долларов перелёт Москва - Санкт-Петербург и при этом убеждать нас, чтобы мы ни в коем случае не заказывали бортовое питание. А на рейс прийти с клетчатой авоськой, в которой сок и ещё какой-то провиант. Пару раз мы собак на вязку возили по России.

Менеджер всегда заранее предупреждает об объёмах багажника. Но мы часто слышим: «Нас двое, а салон на десятерых, давайте занесём оставшиеся чемоданы в него». Это противоречит авиационным правилам, нарушать которые капитан не позволит. Потому как если возникает аварийная посадка, экипаж должен всех эвакуировать за 90 секунд, а если салон будет завален коробками и чемоданами, то они при аварийной посадке могут кого-то придавить или просто мешаться.

У клиента, конечно, не отменишь «а вдруг влезет». «А вдруг» у нас было недавно. Клиент вылетал из Италии. О размерах багажника был предупреждён. Но на рейс заявился с коробками продуктов и был очень удивлён, почему его не пускают с ними в салон. Пришлось что-то из содержимого его чемоданов оставить. Это довольно частый случай: выбрать самолёт с маленьким багажным отделением, сказать, что полетят четыре-пять человек, а на вылет привезти с собой полдома скарба.

Как влияет кризис

В среднем у нас бывает около десяти клиентов в месяц. Всплеск активности наблюдается перед Новым годом, на ноябрьские или майские праздники. Года два назад было больше корпоративных массовых полётов. Сейчас их всё меньше, у нас соотношение в продажах 50 на 50: деловые перелёты и частные полёты на отдых.

Недавно в отчёте европейского агентства была информация, что за последнее время продажи в бизнес-авиации упали на 19 %. Хотя у нас перед Новым годом количество заказов резко увеличилось, несмотря на кризисный период. Либо люди хотели закрыть рублёвые бюджеты, либо мы общались с теми, на кого кризис существенно не повлиял. Конечно, сокращение мы ещё заметим: спад от 15 до 50 % может быть запросто.

Бывший в употреблении самолет можно купить по цене нового автомобиля высокого класса. Но надо помнить, что расходы не закончатся на переводе денег предыдущего владельца или производителя воздушного судна. Полеты – забава, которая постоянно требует больших вложений. Несмотря на это число элитных игрушек в мире постоянно растет.

Новый самолет по цене маленькой виллы

Он привлекает клиентов очень современным оснащением, высоким уровнем комфорта, а также... спасательной парашютной системой. К несомненным хитам рынка новых самолетов авиации общего назначения можно отнести, например, Cirrus SR-22/SR-22T . Он привлекает клиентов очень современным оснащением, высоким уровнем комфорта, а также... спасательной парашютной системой. В случае аварии на высоте более 100 метров, она безопасно опустит самолет с четырьмя лицами на борту на грешную землю. За стандартную версию вместе с налогами придется выложить примерно 500 тысяч евро. Однако клиенты чаще всего выбирают версию GTS с более мощным двигателем, которая стоит почти в полтора раза больше.

Вторым по бешеной популярности является Cessna C-172S за более-менее 350 тысяч евро. Она является дальнейшим развитием более чем 60-летней конструкции, которая не однажды была модернизирована и усовершенствована. Другим популярным самолетом этой марки является Cessna TTx за какой-то миллион евро.

Это только примеры цен самых популярных самолетов с поршневым мотором, продаваемых в США. Чтобы укомплектовать малый самолет для взлета и посадки в любых атмосферных условиях и время суток, понадобится специальное оборудование для инструментальных полетов IFR и противообледенительной системой. А чем дальше в лес... тем дороже. Дополнительный двигатель значительно увеличит цену, как и турбинный привод или герметизированная кабина, позволяющая летать на большей высоте.
Мощный рынок бывших в употреблении самолетов

Значительно проще (а прежде всего дешевле) купить самолет на вторичном рынке. Однако здесь, в отличие от автомобильного рынка, не следует ожидать резкого падения цены на подержаные воздушные суда. Цены, в случае недорогих самолетов авиации общего назначения начинаются от... 10-12 тысячи долларов США. За эти деньги можно купить очень старые (часто более, чем 40-летние) самолеты типа Cessna C150/C152 либо совсем ультралегкие. Вложения в старые, дешевые конструкции обычно вызывает необходимость дополнительных инвестиций. Редко кто продает самолет сразу после капитального и очень дорого (сравнимого со стоимостью такого самолета) ремонта двигателя либо замены винта. В случае подержаного самолета придется считаться с более или менее крупными расходами

Когда мы подходим к более новым самолетам, цены значительно вырастают. Обычно падение стоимости составляет 50 процентов за 10 лет. За 250-350 тысяч долларов можно стать обладателем довольно современного Cirrus SR-22. За такую же цену можно получить и четырехместный Diamond DA-40 или другой самолет подобного класса. Значительно дешевле в этом возрасте ультралегкие самолеты, но у них есть недостаток – максимальное число мест не превышает двух (включая пилота), а взлетный вес ограничен 472,5 кг.

Существует стереотип, что самолеты сжигают огромное количество топлива, поэтому так дорога их эксплуатация. На самом деле топливо составляет самую малую часть текущих расходов (самолеты типа Cessna C150/C152 потребляют на 100 км меньше бензина, чем автомобиль). Обладание собственным воздушным судно требует постоянных затрат, размер которых зависит от типа выбранной машины и ее категории. Если она двухмоторная, либо имеет убираемое шасси, либо оснащено оборудованием для инструментальных полетов, то стоимость содержания вырастает лавинообразно.

Главную ее часть составляет страховка OC и AC (AeroCasco) . Первая является обязательным и применимо к Cessna C172 со взлетным весом около 1100 кг придется выкладывать по 500 долларов в год. Вторая добровольна и за самолет с такой же массой и стоимостью около миллиона долларов ежегодно обходится в 4000 дол. (примерно 4 проц. от стоимости). Однако приведенные цифры являются весьма приблизительными и зависят от стажа пилота, а также предназначения самолета. Для OC и AC следует ориентироваться на цифру в 4-5 процента стоимости самолета.

Значительно дороже обойдется поддержание воздушного судна в летном состоянии. Самолеты авиации общего назначения (к которой обычно относят все самолеты, находящиеся в частной собственности, а также некоторые другие) требуют регулярных работ и осмотров каждые 50 летных часов. Обычно они длятся от нескольких часов и заключаются в беглой оценке состояния, а также замене фильтров и масла. Если в течение такого краткого осмотра появится необходимость каких-либо дополнительных замен, то работы этого типа выполняются текущем режиме и влекут некоторые расходы.

Дополнительно каждые 100, 200 или 600 часов обязательной замене могут подлежать другие конструктивные элементы. К их стоимости следует добавить расходы на оплату труда. Рабочий час в сертифицированном центре обслуживания стоит 50-80 долларов. Таким образом каждый осмотр с мелкими заменами обойдется в 500 долларов. Очередные работы – очередные расходы на труд механиков и материалы. При годовом налете в 250-300 часов следует рассчитывать на минимум 2-3 тысячи долларов для содержания воздушного судна в соответствующем техническом состоянии.

К этому следует добавить расходы на ведение документации по непрерывной организации летной годности управления (CAMO). Этим занимаются определенные организации, взимающие за свои услуги около 100-120 долларов в месяц. Правда это касается самолетов авиации общего назначения (ультралегкие и специальные, как правило, освобождены).

В зависимости от вида применяемого двигателя через определенное время он подлежит капитальному ремонту. Малые самолеты оснащены, как правило, поршневыми двигателями (т.е., похожими по принципу работы на те, которые стоят в наших автомобилях) и требуют капитального ремонта каждые 1000-2000 часов работы (или каждые 7-10 лет при ежегодном налете в 250 часов). Стоимость такого мероприятия - 15-25 тысяч долларов. Свой ресурс имеет и воздушный винт. Обычно он составляет 5 лет либо 2000 тысячи часов и его ремонт для небольшого самолета составляет 3-4 тыс. дол.

Учитывая вышесказанное, стоимость топлива кажется самой малой частью расходов. Литр авиационного бензина (популярный "Avgas"), которым питается большая часть современных поршневых самолетов начинается от 1,5- 2 долларов за литр (зависит от акцизов в каждой стране и аппетитов продавцов). В зависимости от объема двигателя потребление топлива различается, но обычно лежит в пределах 15-25 литров на один час полета (для одномоторного самолета).

Некоторые самолеты охотно потребляют более дешевый автомобильный бензин. Существуют и дизельные авиамоторы, которым нужна обычная солярка по сезону. Надо помнить и о том, что вожделенный самолет надо где-то хранить. Если у владельца нет личного ангара или аэродрома, то придется его арендовать. А это еще, как минимум, от 250 долларов в месяц.

Суммируя все расходы, в случае покупки сертифицированного самолета, легко получается цифра превышающая 7500-8000 долларов в год. Значительно дешевле в итоге покупка и содержание ультралегкого либо специального самолета, однако здесь есть свои недостатки.

Как снизить расходы?

Расходы по содержанию небольшого самолета зависят от многих факторов, из которых главным оказывается его категория. Множество малых воздушных судов квалифицируются по категории «ультралегкие» (UL/ULM), что позволяет тратить на его содержание всего 3-4 тысячи долларов в год. Но у этой категории есть свои ограничения. В т.ч. максимальное количество мест на борту, не превышающее двух, а также ограниченный максимальный взлетный вес. В Европе он определен в 472,5 кг в для самолетов с классическим (не убираемым) шасси.

Другим, особо привлекательным способом снизить расходы, является приобретение самолета, который можно зарегистрировать по специальной категории (т.н. «experimental»). Тогда не требуется проведение дорогостоящего обслуживания в сертифицированных центрах, обладание Сертификата Типа, а мелкое обслуживание и ремонт может выполнять даже сам владелец. Примером может служить самолет Jabiru J430/450, который в комплекте для самостоятельной сборки стоит около 60-75 тысяч долларов. Ежегодные расходы по его содержанию (за исключением топлива) могут составить «всего» 4-5 тысяч долларов. Мало того, этот самолет может брать на борт 4 пассажира (включая пилота).

Если летать не много, то лучше арендовать... или купить в складчину

Личный самолет, даже в самом дешевом варианте, требует больших расходов, которые окупаются только при большом годовом налете. Тем, кому не надо летать 200-300 часов в год, дешевле самолет нанять . Стоимость аренды сильно зависит от арендодателя и типа воздушного судна. Популярную Cessna C152 можно нанять за 125-150 долларов в час (в стоимость включено топливо и остальные расходы). Четырехместную Cessna C172 - за 175-200. Чуть больше будет стоить аренда Piper PA-38, Cirrus SR-22 и других самолетов авиации общего назначения. Недостатком такого способа иногда является ограниченная доступность в нужное время, но это с лихвой компенсируется минимизацией формальностей, хлопот и постоянных расходов, которые вызывает владение самолета в личной собственности.

Альтернативой может быть достаточно популярный в Европе метод – совладение самолетом. Заинтересованная в конкретной модели группа лиц в таком случае покупает самолет «в складчину». В зависимости от размера доли инвестиций каждый из совладельцев имеет право на пропорциональное ей время годового пользования. Это значительно снижает стоимость как покупки, так и содержания. При таком способе приобретения часто одним самолетом владеет группа из четырех и более лиц.

Большинство людей считает, что иметь свой самолет могут только олигархи. Но, на самом деле, стать пилотом-любителем и купить свой самолет не так уж и дорого. Суммы соизмеримы со стоимостью хорошей машины, топливо, содержание и уход обойдется во вполне приемлемую сумму. А потом летай сколько хочешь, катай друзей, совершай путешествия. Пока одни мечтают о небе, другие уже обзавелись собственным самолетом и наслаждаются им!

Для того чтобы посмотреть, как люди учатся пилотированию и какие самолеты можно купить, я отправился на один из подмосковных аэродромов малой авиации - Северка. Кроме моих хороших знакомых, которые начали развивать компанию по обучению пилотов, меня встречают старенькие самолетики. Вот этот принадлежит отделению МАИ в Жуковском.

На них сейчас ещё много где летают. Купить ЯК18 в хорошем состоянии можно за 35-40 000 Евро.

В малой авиации женщина за штурвалом встречается часто.

Кузнечик)

Пока идем к новеньким самолетикам расспрашиваю о том, как стать пилотом-любителем.

А что нужно для того, чтобы самому начать летать?
- Есть два варианта. Первый - это пройти у нас обучение, получить свидетельство пилота-любителя, стать членом аэроклуба и приобрести самолет, стоимость которого составляет от 38 000 до 125 000 евро (без НДС и растоможки, это ещё + 40%) в зависимости от типа самолета, поставить самолет на стоянку и в соответствии с регламентом проводить сервисное обслуживание.
- А второй?
- Всё то же самое, но не покупать самолет, а брать в аренду для полетов. В среднем это стоит около 8 тысяч рублей/час в зависимости от типа самолета.
- Само обучение сколько стоит?
- Стоимость обучения по программе пилота-любителя составляет от 402 000 руб. до 442 750 руб., разница в цене зависит от сроков обучения. Период обучения четыре месяца стоит 402 000 руб., экспресс-курс два месяца стоит 442 750 руб.
- Чему научат и за это время?
- Обучение проходит в два этапа – это наземная подготовка и летная. Наземная подготовка включает в себя теоретическую часть программы по изучению дисциплин: конструкция самолета и двигателя, практическая аэродинамика, авиационное и радиоэлектронное оборудование, авиационная метеорология и т.д., в т.ч. отработку техники на авиационном тренажере, которая имитирует динамику полета и работу систем управления самолетом. Занятия по теоретической подготовке составляют не менее 200 часов и проводятся в Москве. Летная подготовка проводится на аэродромах Северка или Мячково по выбору, налет по курсу программы составляет не менее 42 часов.
- И всё, можно лететь?
- Да, после этого можно летать самому.

Вот один из самых небольших самолетов. Tecnam P2002 Sierra стоимостью 74 000 евро + НДС и таможня (40%). Итого около 4 миллионов рублей.

Максимальная полезная загрузка 263 кг
- вместимость багажного отсека 20 кг
- крейсерская скорость при 75% мощности 215 км/ч
- практический потолок 4500 м
- разбег 120 метров
- вместимость топливных баков 100 литров
- расход топлива 17 л/час
- максимальная дальность полета 1100 км
- максимальная длительность полета 5,9 часов

Пилот-любитель.

Сначала осмотр самолета.

Всё проверено, взлет разрешен.

Нужны какие-то разрешения для полетов?
- Сейчас полеты совершаются по разрешительному принципу и это отнимает время. Но теме малой авиации наконец-то стали уделять серьезное внимание и проходит спешное внедрение уведомительного порядка, которое напрямую зависит от оптимизации границ зон воздушного пространства, запрещенного для полета малой авиации. В зоне воздушных пространств аэродромов России, в т.ч. региона Московской области все гораздо проще, летай сколько угодно. В первую очередь это касается аэродромов расположенных на юго-восточном направлении Московской области (федеральная трасса М5), Мячково (16 км. от МКАД), Раменское (36 км. от МКАД), Северка (73 км. от МКАД), Воскресенск (75 км. от МКАД), Коломна (100 км. от МКАД).
- А куда можно полететь?
- Вы прокладываете курс до необходимого аэродрома в рамках заданного высотного коридора минуя зоны запрещенные для пролета и летите в нужном направлении. В аэропорту назначения вам нужно будет заплатить на стоянку, стоимость которой не высока. Может понадобится дозаправка, топливо стоит около 30 рублей за литр.
- Ну получается что за час полета на топливо израсходуется где-то 600-700 рублей.
- Да, где-то так.

Что происходит с самолетом, когда ты на нем не летаешь? Где он хранится, обслуживается, сколько это стоит?
- Самолет прикрепляется к аэроклубу и находится на сервисном сопровождении. Хранится на аэродроме в крытых ангарах или под открытым небом (по желанию заказчика). Стоимость хранения составляет от 8 (под открытым небом) до 27 тыс. рублей (в ангаре). Можно предоставить свой самолет аэроклубам в аренду. Таким образом, при взаиморасчетах можно будет возмещать разницу за стоянку и обслуживание или получать дополнительный доход.

Можно катать своих друзей и знакомых, или прикрепить к нему рекламный баннер и летать?
- Катать можно кого угодно и сколько угодно, даже своих любимых питомцев. Прикреплять к фюзеляжу какие-либо конструкции нельзя - это повлияет на аэродинамические хар-ки самолета. А вот наклеить рекламный баннер или сделать аэрографию – это пожалуйста!

А до Кремля долететь получится? - задаю я глупый, но интересующий многих вопрос
- Скорее всего нет, вся Москва - закрытая зона для малой авиации.
- Жаль, ну ладно;)
- После окончания обучения по программе пилота-любителя можно ли повысить свою квалификацию и продолжить обучение?
- В России существует три ступени лётного мастерства. Пилот-любитель (частный пилот), коммерческий пилот и линейный пилот. Если Вы будете обучаться в высшем авиационном учебном заведении, то сразу получите свидетельство коммерческого пилота. Если же Вам предстоит обучение полётам в аэроклубе, то сперва нужно будет получить свидетельство пилота-любителя. Коммерческие пилоты имеют право быть командирами однодвигательных воздушных судов, командирами многодвигательных воздушных судов в случае выполнения некоммерческих рейсов и вторыми пилотами любых воздушных судов. Линейный пилот может выполнять полёты в качестве КВС"а на любых классах самолётов, но должен иметь налёт от 1500 часов и соответствующее здоровье. Коммерческим и линейным пилотам присваиваются классы от 3го (низший) до 1го (высший).

Один из самых больших и дорогих самолетов, Tecnam P2006T, стоимостью 373 000 евро + НДС и таможня (40%). Итого около 20 млн рублей.

Самолет Tecnam P92 Echo Super, cтоимостью 69 000 евро + НДС и таможня (40%). Итого около 3,8 млн рублей.

Есть много других вариантов, это как с автомобилями, устанешь выбирать;) Хотя, как я уже написал, можно просто отучиться и потом брать для полетов самолет в аренду.

Кроме этого, можно просто приехать покататься как пассажир, подарить кому-нибудь подарочный сертификат на полет. Особенно клево - устроить праздник коллективу своей компании, вывезти всех за город в хорошую погоду и покатать на самолете!

В целом малая авиация не такая уж и дорогая, как о ней принято думать и сейчас она будет бурно развиваться.

Летом я хочу уговорить своих знакомых устроить покатушки для блоггеров. Так что если кто хочет полетать - пишите в комментариях! Чтобы я потом никого не забыл пригласить. Хотя без отбора не обойдется;)

Много ли среди россиян таких, кто ни разу в жизни не летал на самолетах? Согласно социологическим опросам 2009 года – почти половина. До недавнего времени вы были в их числе, но теперь по желанию или по необходимости отправляетесь в небо? У вас впереди множество новых и интересных впечатлений!

Первое путешествие на самолете – это не только буря эмоций, но и множество практических задач. Нужно помнить тысячу деталей: что взять с собой, за сколько приезжать на регистрацию, куда идти в аэропорту… Человек с небольшим опытом нередко путается в мелочах и от волнения забывает про них. Для начинающих путешественников и предназначена эта памятка – она может значительно облегчить предполетную подготовку.

Регистрация на рейс открывается в среднем за три часа до вылета и заканчивается примерно за 40-50 минут до него же. Большинство авиакомпаний рекомендует пассажирам приезжать в аэропорт за 3-2.5 часа до вылета. В первый раз лучше так и сделать. Чем позже вы приедете в аэропорт, тем больше будет суеты и спешки. Если же вы знаете, что времени в запасе еще много, то не будете торопиться и беспокоиться.

Некоторые компании предлагают такую услугу, как онлайн-регистрация на рейсы через интернет. Как правило, она открывается за сутки до рейса. В этой ситуации вы можете зарегистрироваться на рейс, находясь дома или на работе – нужен только компьютер с интернетом. Для этого нужно зайти на сайт вашей авиакомпании. После успешного завершения регистрации система сформирует посадочный талон, который вы должны распечатать. В аэропорту для онлайн-зарегистрированных пассажиров отводится отдельная стойка, где можно сдать багаж.

Если регистрация через интернет вам по каким-то причинам недоступна или просто смущает вас, вы можете по приезду в аэропорт воспользоваться традиционной формой. На стойке регистрации вы выбираете место в самолете и сдаете багаж. Здесь нужно быть особенно внимательным. Если вы летите эконом-классом, у вас есть право бесплатно провезти не более 20 кг багажа, в бизнес-классе – не более 30 кг . На стойке регистрации его взвешивают. Учтите, что вес чемодана не отделяется от веса багажа. Если вы берете с собой много вещей (18-19 кг), чемодан должен быть как можно более легким. В противном случае может возникнуть перевес, который вы оплатите дополнительно по тарифам авиакомпании. Информация о том, сколько стоит перевес, обычно размещена на стойке регистрации.

Часть вещей можно взять с собой в салон самолета – это так называемая ручная кладь. В первую очередь это касается хрупкой электронной техники: ноутбука, фотоаппарата, видеокамеры. Сдавать их в багаж категорически не рекомендуется – высок риск, что вещи пострадают в пути. То же самое касается хрупких сувениров.

Запрещено провозить в ручной клади:

Жидкости во флаконах более 100 мл;

Легковоспламеняющиеся и взрывоопасные вещества (ацетон, лак для волос);

Колющие и режущие предметы (ножи, маникюрные ножницы);

Тяжелые вещи, превышающие установленный лимит по весу для ручной клади. Информация о данных ограничениях обычно есть на сайте авиакомпании, и нелишне поинтересоваться этим еще дома, во время укладки багажа.

Несложно догадаться, что делить вещи на багаж и ручную кладь лучше дома, за день-два до поездки, а не у стойки регистрации в аэропорту.

После регистрации вам необходимо пройти ряд процедур: таможенный контроль (на международных рейсах), паспортный контроль и досмотр службы безопасности. При выезде из России нужно вносить в декларацию культурные ценности, оружие, драгоценные камни и некоторые другие товары. А вот в других странах существуют свои правила и нормативы. Узнать о том, какие товары нужно декларировать на чужой таможне, лучше заранее, через интернет или специальные таможенные справочники.

Если вы летите международным рейсом, на паспортном контроле нужно предъявлять действующий загранпаспорт. Внутренний паспорт РФ понадобится вам только при перелетах по России, в международные рейсы его можно вообще не брать.

Контроль службы безопасности проводится следующим образом. Вы разуваетесь, складываете обувь, ручную кладь и верхнюю одежду в специальный поддон. Затем проходите через металлоискатель, а ваши вещи в это же время проезжают через рентген-сканер. К контролю безопасности также лучше подготовиться заранее: снять металлические украшения, куртку с металлической молнией, вынуть из брюк ремень, ключи, сотовый телефон, мелкие железные деньги положить в сумку или кошелек.

«Буду ли я «пищать», если у меня стоят зубные коронки?» - это вопрос часто волнует пассажиров, летящих в первый раз. Как правило, современные металлоискатели не реагируют на коронки из кобальт-хрома и золото-платинового сплава, так как масса зубных протезов невелика. Не нужно также снимать перед «рамкой» золотые серьги и обручальные кольца – большинство металлоискателей не акцентируют внимание на небольших количествах золота. А вот сигареты или презервативы на металлоискателе чаще всего «пищат», поэтому их тоже лучше выкладывать из карманов. В упаковке этих предметов содержится алюминий, а большинство «рамок» чутко реагируют на этот металл.

Будьте внимательны при отборе вещей в ручную кладь, если летите со стыковкой. В некоторых зарубежных аэропортах весьма жесткие правила безопасности (в частности, это касается стран Евросоюза, где могут изъять на контроле безопасности, например, тушь для ресниц).

Чем заняться после того, как все процедуры пройдены? Как правило, пускать пассажиров в самолет начинают примерно за 40 минут до вылета. Если до вылета остался еще минимум час, можно прогуляться по аэропорту, зайти в магазины «дьюти фри». В крупных аэропортах их несколько, и ассортимент в них может быть разным. Впереди длительный перелет – более четырех часов? Тогда тем более стоит прогуляться. Посидеть в кресле вы еще успеете, более того – к концу полета вы уже захотите встать.

Не нужно становиться в очередь на посадку за час до вылета. Если вы поедете к самолету на автобусе, выиграет тот, кто войдет туда последним, а не первым. Стоящие в начале очереди зайдут в салон первыми, только если к самолету подадут «рукав» (это металлическая «кишка» от гейта до самолета). Так что волноваться не стоит – вы в любом случае попадете в самолет и сядете на полученное вами место.

В какой одежде отправляться в полет? Температура в салоне самолета обычно колеблется в районе 22 градусов +- 2 пункта. Ориентироваться нужно на время года. Если в аэропорту вылета стоит холодная погода, а в точке прибытия – жаркая, одевайтесь компактно. Шубы и дубленки лучше оставить дома – в креслах эконом-класса они будут вам только мешать, особенно если перелет долгий. Идеальный вариант – зимняя куртка, которую можно снять, свернуть и упаковать в большой пакет. К слову, такая одежда может пригодиться и в обратной ситуации – если вы летите «из лета в зиму». Пакет с курткой можно взять в салон как ручную кладь и одеться уже после посадки. Несложно догадаться, что в багаж теплые вещи в такой ситуации лучше не сдавать.

Многие путешественники, следующие «из зимы в лето», берут с собой в салон пакет с легкой обувью и одеждой. Переодеться можно прямо в туалете самолета. Это не слишком удобно, но все же лучше, чем пребывание в зимней куртке под лучами тропического солнца.

Позаботиться нужно не только об одежде, но и об обуви. Лететь в теплых зимних сапогах крайне жарко, поэтому в холодное время года берите в салон теплые носки. В них ногам будет гораздо удобнее. Категорически не рекомендуется на время перелета надевать тесную обувь. Она усиливает и без того немалую нагрузку на сосуды нижних конечностей, при этом растет и риск тромбоза вен.

Помните, что в салоне самолета очень сухой воздух. Если вы носите контактные линзы, стоит взять с собой в полет капли для глаз, так как при высыхании слизистой появляются неприятные болезненные ощущения. При длительных перелетах лучше путешествовать в очках.

Не пейте много алкоголя, если летите в первый раз! Сначала нужно узнать, как ваша вестибулярная система отреагирует на движение самолета. Иногда у начинающих авиапутешественников возникает тошнота или головокружение при наборе высоты или поворотах самолета. И в этом случае выпитое спиртное может усилить естественные реакции организма.

Если у вас уже проявлялась «морская болезнь», выбирайте место в районе крыла, берите с собой в салон побольше кислых леденцов и не пейте алкоголь – он может усилить тошноту и головокружение. Также не будет лишним проверенное средство от укачивания, которым вы уже пользовались ранее.

Частный самолёт на территории нашей страны всё ещё остаётся большой роскошью даже для бизнесменов, однако первые тенденции уже хорошо просматриваются, и не исключено, что в ближайших 5 лет, количество людей владеющих частными самолётами возрастёт. Однако, как известно, самолёт это не автомобиль, о котором кажется уже всё известно, и выбирать ту либо иную модель воздушного судна весьма трудно, особенно учитывая довольно ограниченный бюджет. Тем не менее, существует 5 основных вещей, на которые следует обратить своё внимание при приобретении самолёта.

  1. Бюджет . При покупке самолёта важно учитывать не только те средства которые пойдут на погашение стоимости воздушного судна, но и те, которые придётся потратить при регулярном обслуживании самолёта. Большинство переплат, а это около 100-120% приходится на обслуживание самолётов, особенно учитывая тот факт, что частный бизнес здесь не совсем хорошо развит, и потому запчасти, комплектующие и расходные материалы, будут обходиться гораздо дороже, чем может показаться на первый взгляд. Если же стоит выбор о том, будет ли лучше, переплатить за стоимость самолёта несколько тысяч и сэкономить впоследствии на его обслуживании, то знайте, это будет очевидно правильный шаг.

  1. Безопасность . Покупая свой собственный самолёт, обратите внимание на его характеристики. Конечно, куда более эффективным выбором будет покупка мощного и быстрого легкомоторного самолёта, но в тоже время помните и о том, что летать за его штурвалом придётся именно вам, и именно от ваших навыков будет зависеть ваша безопасность. Если ранее с быстрыми моделями вам не приходилось сталкиваться, то лучше отказаться от покупки подобных.

  1. Цель . В действительности, перед тем как тратить большое количество денег на покупку частного самолёта, задайте себе вопрос, действительно ли вам нужно это транспортное средство. Зачастую куда проще пользоваться услугами частных компаний, что и гораздо безопаснее и дешевле. Если же вы уверены в своём выборе, то уточните конкретную цель, для чего вам необходимо воздушное судно – если речь идёт о прогулках по воздуху со своей семьёй, то нет смысла тратиться на форсированные модели с кучей дополнительных возможностей.

  1. Хранение . Обязательно позаботьтесь о том, где вы будете хранить свой частный самолёт. Многие не задумываясь, ответят, что даже без крыши, с ним ничего не случится, однако помните, что воздушное судно это чрезвычайно сложный агрегат, весьма привередливый к погодным условиям. На первое время можно арендовать ангар в аэропорту, однако расходы в этом случае будут весьма большими, что явно вас не удовлетворит.

  1. Обслуживание . Обязательно уточните перед покупкой самолёта о возможностях его обслуживания в вашем регионе. Если же ничего подобного в радиусе нескольких сотен километров от вас нет, то лучше присмотреть себе иной летательный аппарат или же вовсе отказаться от него, так как перелёт в несколько тысяч километров для обслуживания вашего самолёта, вряд ли дёшево вам обойдётся.

Руководствуясь этими 5 простыми принципами, вы сможете разобраться в том, действительно ли вам нужен частный самолёт, а кроме того, будете знать, на что следует обратить внимание при его покупке.