Грот (Утренняя зала). Павильон «Грот» в Пушкине Павильон грот в екатерининском парке

Бартоломео Франческо (в России его звали Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли, знаменитый архитектор, крупнейший представитель русского барокко середины 18 века, родился в 1700 году в Париже (более точная дата рождения не известна), в семье известного итальянского скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли.
Его отец в 1716 году вместе с семьей был приглашен Петром I на службу в Россию. Таким образом юноша оказался на огромной стройке новой русской столицы – в Санкт-Петербурге, который по размаху строительства тогда превосходил все города Европы.


Франческо стал ближайшим помощником отца в работе и учился у него мастерству. А в 1725-1730 годах проходил обучение в Европе. В первое время он помогал отцу создавать модель Стрельнинского дворца, вместе с ним занимался отделкой интерьеров во дворцах Апраксина и Шафирова.
Уже тогда чувствовался талант молодого архитектора. После смерти Петра I Растрелли остается в России и продолжает работать. В 1730-х годах он создает проект каменного дворца для князя Долгорукого и проект нового здания Арсенала в Москве. По-настоящему талант Растрелли как искусного зодчего раскрылся в царствование Анны Иоанновны, которая назначила его придворным архитектором в 1730 году. Для императрицы он спроектировал деревянный дворец на берегу Яузы, а также новый Зимний дворец в Петербурге (1732–1736).
После переворота 1740 года, когда на престол взошла Анна Леопольдовна, Растрелли было приказано вернуться в Петербург. Наиболее значительной среди работ Растрелли этих лет была постройка деревянного Летнего дворца в Петербурге (впоследствии разобран при возведении Инженерного замка). При восшествии на престол Елизаветы Петровны в 1741 году, Растрелли остался востребован. В 1746 году Елизавета решила расширить Петергофский дворец, сохранив при этом старый дом Петра I. Работы были поручены Растрелли. В 1747-1752 годах он работал над постройкой Большого дворца в Петергофе. Тогда же он построил многочисленные городские дворцы и пригородные усадьбы – дворец Воронцова, Строгановский дворец, завершил строительство Аничкова дворца и др. Это период наивысшего расцвета творчества Растрелли. Ликующей мощью и величием проникнуты две его постройки, которые архитектор задумал как грандиозные, замкнутые в себе городские ансамбли, наиболее известные работы Растрелли – ансамбль Смольного монастыря, с жилыми корпусами и храмами, и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей в Петербурге. Построенный на Дворцовой площади дворец стал самым заметным петербургским зданием в стиле елизаветинского барокко, символом этого стиля. Еще одна знаменитая работа архитектора – перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе в 1752-1757 годах, который стал одним из самых уникальных дворцовых комплексов 18 века, отличающийся особой грандиозностью и великолепием (о нём, как и о многих других произведениях Растрелли я еще обязательно расскажу отдельно).


Но в 1762 году на престол взошла Екатерина II. При новой императрице архитектору перестали давать важные заказы – его стиль барокко вышел из моды. Испытывая серьезные финансовые трудности, Растрелли просит об отпуске. И в августе 1762 года Екатерина II подписывает соответствующий указ об отпуске «для пользования болезни в Италию на год». Но по возвращении ситуация не улучшилась, и он подает прошение об отставке. Осенью 1763 года по высочайшему указу архитектор был уволен «в рассуждении старости и слабого здоровья» с назначением ему пенсиона – тысяча рублей в год. В Петербурге у Растрелли заказчиков не осталось, но в Курляндию вернулся из ссылки Бирон, и архитектор с семьей уезжает к своему старому покровителю, где продолжает строительство Рундальского и Митавского дворцов. Граф, академик архитектуры Императорской Академии художеств, наиболее яркий представитель русского барокко – Растрелли работал при нескольких императорах. Но только Петр III оказался единственным из всех государей и императриц, при которых творил архитектор, кто удостоил его наградой за труды. Он пожаловал Растрелли званием генерал-майора и орденом Святой Анны. Франческо Бартоломео Растрелли умер 29 апреля 1771 года в Санкт-Петербурге.

Такова история Великого Растрелли... Перейдём к одному из его шедевров- Царскосельскому павильону Грот.


Грот - садовый павильон, украшенный внутри раковинами и туфом, - являлся обязательной принадлежностью регулярных парковых ансамблей XVIII века.


Именно здесь архитектор Растрелли достигает предельной пластической пышности в сложном чередовании колонн, оконных проемов, скульптур и архитектурного декора. Изыск и масштаб сливаются здесь воедино.
Проект был одобрен в августе 1749 года. Работы по постройке Грота затянулись, и еще в 1761 году, после окончания строительства Большого дворца, он оставался в числе незаконченных парковых сооружений.
Грот был построен на берегу и изначально только задняя его стена находилась на суше, а с остальных сторон вода подступала непосредственно к стенам павильона. Императрица Елизавета могла сесть в лодку непосредственно выйдя из Грота, а затем отправиться например на бекасиную охоту.
В Елизаветинское время было модно отделывать несколько комнат во дворцах или отдельные парковые павильоны раковинами и туфом. Была такая комната и в Большом дворце, но из за сырости её уничтожили, а раковинами решено было отделать новый павильон, превратив его в Грот. На его убранство пошло 210 тысяч крупных и почти 300 кг мелких раковин.

В 1770-71гг. уже по указанию Екатерины II архитектор Антонио Ринальди разработал заново проект внутренней отделки Грота.


Начатые по его чертежам работы продолжались до конца 1770-х годов. В 1782 году в окнах и дверях Грота установлены фигурные железные решетки, замечательные по своеобразию и красоте рисунка. Грот лишился убранства из раковин, балюстрады со статуями и пристани с будкой, изменилось и его предназначение, его переименовали в Утренний зал и разместили собрание скульптурных произведений - статуй и ваз из цветного камня, порфира и др.



До 1791 года в Гроте находилась статуя давно умершего друга Екатерины II - французского философа Вольтера, работы Ж.Гудона. Однако после того, как в Париже начались революционные волнения, участники которых считали Вольтера своим идейным вдохновителем, Екатерина II была сильно разгневана на память о своём кумире и его скульптура была вывезена прочь из Грота и долгое время хранилась в одной из комнат Петербургского Старого Эрмитажа, где её в 1831 году обнаружил зажатой среди книжных полок А.С. Пушкин, работающий с архивами над историей Петра I.


Екатерина II очень любила вид от Грота и часто по утрам в летние дни занималась в нём делами и читала, а в тёплые вечера ужинала, слушая военную музыку, гремевшую с «Зала на острову».






В начале XX века у пристани перед Гротом в праздник Крещения проводили молебны с водосвятием в присутствии Императорской семьи, а до этого водосвятие совершалось в присутствии Высочайшего двора 1 августа.


http://oldsp.ru/old/photo/view/4305


http://oldsp.ru/old/photo/view/18755
В Великую Отечественную войну павильон пострадал незначительно. Сохранились великолепные решетки, рамы и двери, на купольных окнах даже уцелела деревянная резьба XVIII века. С внешней стороны пострадали от снарядов две колонны, а одна сторона балюстрады пристани была разбита, и в 1971 - 1972 годах отстроена по новому проекту в граните.


http://oldsp.ru/old/photo/view/17987


http://oldsp.ru/old/photo/view/18067
Сейчас павильон используется для размещения временных выставок.






Павильон «Грот» в Пушкине (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

В царствование Елизаветы Петровны при европейских дворах стало модным устраивать специальные павильоны у воды: благородные особы могли прямо с порога пересесть в лодку, не утруждая себя ходьбой. «Грот» был задуман как ответ западным веяниям - и ответ поистине роскошный.

По личному приказу Елизаветы за проектирование взялся сам Франческо Бартоломео Растрелли. Павильон был создан в стиле елизаветинского барокко, отсюда богатство форм, сложный силуэт здания и склонность архитектора к пышному декору. Конструкция павильона идеально соответствует месту: Растрелли умышленно спроектировал фасады одинаковыми - так «Грот» визуально соединяет регулярную и пейзажную части парка. Павильон окрашен в нежные лазорево-белые оттенки: безупречный выбор, так как эта цветовая гамма одновременно служила как «визиткой» самого Растрелли (в Екатерининском парке все здания за его авторством окрашены сходным образом), так и подчеркивала близость павильона к водной стихии.

Чтобы усилить эффект, Растрелли добавил на фасад резные маски Нептуна, изображения дельфинов, тритонов, морских растений и раковин. По замыслу архитектора, внутренние помещения тоже требовали отделки в морском стиле. Для этого даже успели закупить десятки пудов настоящих раковин... но увы, архитектору не удалось осуществить свой замысел.

Павильон окрашен в нежные лазорево-белые оттенки: эта цветовая гамма одновременно служила как «визиткой» самого Растрелли, так и подчеркивала близость павильона к водной стихии.

Не повезло и самой императрице: она так и не смогла насладиться водной прогулкой. Хотя на проект не жалели ни сил, ни денег, от первых эскизов 1745 г. до воплощения в камне прошло 10 лет. Еще через год грянула Семилетняя война, и отделка «Грота» отодвинулась на следующую эпоху - уже екатерининскую. К этому времени барокко как декоративный стиль устарел, и новый архитектор Антонио Ринальди в 1771 г. целиком пересоздал интерьер в изящной и легкой традиции классицизма. Впечатление воздушности усилили кованые решетки на окнах, отделанные листовой медью с позолотой.

При Екатерине Великой изменился не только декор, но и назначение здания. Императрица повелела устроить своеобразный музей - разместить в павильоне коллекцию старинных ваз из декоративных камней, античных бюстов и классических скульптур (среди них знаменитую статую Вольтера, которого императрица считала личным другом). «Грот» отныне называется Утренним залом (по легенде императрица любила проводить здесь досуг, любуясь рассветными лучами над Большим прудом). Легенда имеет под собой основания: документально подтверждено, что в дни, когда императрица пребывала в любимом павильоне, доступ в парк был закрыт до семи утра.

Берег постепенно отодвигают от павильона: сначала создают простую искусственную насыпь, а в 1830 г. по проекту архитектора Ф. Ф. Видова возводят первую пристань. После модернизации 1872 г. она в неизменном виде просуществовала ровно век - пока не была перестроена в граните уже в советское время.

В наши дни павильон открыт для посетителей, в нем выставляются многочисленные экспонаты - традиция екатерининской эпохи жива до сих пор.

Практическая информация:

Как добраться: полную информацию об адресе Екатерининского парка, доступном транспорте, часах работы и стоимости билетов вы можете найти на странице «Екатерининский парк в Пушкине ».

Павильон находится на берегу Большого пруда, между пейзажной и регулярной частями парка.

В 1760-х годах.

Он состоит из трех отделений: среднего и двух боковых полукруглых, длиною на 17, шириною на 6 саженях. По проекту «только задняя стена грота должна была находиться на суше. С трех сторон вода подступала непосредс­твенно к стенам Грота». Елизавета, «вышедши из Грота, могла сесть в лодку и отправиться по большому пруду на бекасиную охоту». Объемное и плановое решение здания - скругленные углы, ниши для статуй, большие полуциркульные экседры, образующие выступы на торцевых фасадах, - характерны для архитектуры барокко. Барочной пышностью и богатством отличаются и фасады.

«Когда входишь в эту залу, то, право, дух захватывает и - о чудо! Статуя Вольтера нисколько не теряет от всего ее окружающего. Вольтер прекрасно стоит там; он любуется на лучшие статуи античные и современные». Испытывать восторг перед статуей являлись и придворные: «… с тех пор, как там стоит Вольтер, смотреть утреннюю залу ходят караванами»

Императрица Екатерина II, в одном из писем к Гримму, говорит про эту залу так: "Статуя Вольтера, сделанная Гудоном, поставлена в утренней зале, там она окружена Антиноем, Апполоном Бельведерским и множеством других статуй, которых формы привезены из Рима, а отлиты они здесь. Когда входишь в эту залу, то, вправо, дух захватывает и -о, чудо! статуя Вольтера нисколько ни теряетот всего ея окружающаго. Вольтер прекрасно стоит там; он лубуется на лучшие статуи античные и современныя. Эта зала имеет имеет дверь, выходящую на озеро, другая выходит на очень густую аллею; с тех пор как там стоит Вольтер, смотреть утреннюю залу ходят караванами".

Несколько лет это изваяние украшало павильон Грот. Однако после того, как в 1791 г. в Париже начались революционные шествия, участники которых называли Вольтера “вдохновителем борьбы за народную свободу”, русская императрица разгневалась на француза-вольнодумца. В результате скульптура его была вывезена прочь из царскосельского Грота.

Почти полвека судьба этого творения Гудона оставалась неизвестной. В 1831 г., начав работать над историей Петра I, Пушкин захотел познакомиться с документами, посланными Ломоносовым и Шуваловым Вольтеру, когда тот писал “Историю России при Петре Великом”. После смерти знаменитого французского философа бумаги эти вместе с библиотекой его были отправлены в Россию и хранились в одной из комнат старого Эрмитажа. Вход туда был строжайше запрещен, и Пушкину пришлось добиваться личного разрешения императора Николая, чтобы попасть в это закрытое хранилище. Оказавшись в полутемной комнате, Александр Сергеевич вдруг, к немалому удивлению своему, буквально нос к носу столкнулся с самим Вольтером - скульптурное изваяние работы Гудона было втиснуто в узкое пространство между книжными полками. Статуя так понравилась Пушкину, что он даже зарисовал ее на память в своей записной книжке. Но лишь более чем полвека спустя, в 1887 г., опальное мраморное изваяние философа-вольнодумца было выставлено на всеобщее обозрение в главном музее Северной столицы.

Затем в Гроте были поставлены: бронзовое изображение Людовика XIV на лошади; бюсты: императора Иосифа II, Монтесумы, последнего мексиканского государя; султана Солимана и любимой его жены, с полузакрытым лицом; две вазы из сероватой колыванской бреччи; ваза из синеватой яшмы и проч. Эти произведения были сделаны на Петергофской гранильной фабрике.


Императрица Екатерина II любила в Гроте заниматься делами и когда она там «занималась», по словам М. И. Пыляева, в сад никого не пускали. Этот ритуал даже нашел отражение в стихах :

Здесь в полдень, уходя в гроты,
покоилась прохлад в тени,
А тут Амуры и Эроты
Уединились с ней один.

До 1787 г. все бронзы, которые были позже переставлены на Камеронову галерею, находились, вероятно, в царскосельском Гроте. Здесь же разместили (отлитую в 1786 г.), мраморного «Ахиллеса» («Ареса» Боргезе), вместе с его бронзовой копией, выполненной Ф. Шубиным в 1789 г.


Очертания павильона со скругленными углами, нишами для статуй, большими полуциркульными выступами на торцевых фасадах характерны для архитектуры барокко. По-царски щедро декорированный развлекательный парковый павильон в эпоху Екатерины II превратился в место уединения и отдыха на берегу .


В 1780-х гг. Грот стали называть Утренним залом . пишет: «Так здание называлось от того, что Екатерина II , вставая всегда рано, по утрам в хорошие ясные дни иногда изволила заниматься государственнымиделами или в Цветном садике возле колоннады, или иногда, для вящей прохлады, и в сем гроте, где каменные искусственные произведения, как и прежде, тем еще более увеличивали прохладу; посему до семи часов утра во время высочайших здесь присутствий вход в сад совершенно запрещен был посторонним людям.». Екатерина очень любила вид от Грота на озеро и часто по утрам в жаркие летние дни удалялась сюда и занималась здесь делами и литературой. Сюда же в эти дни, к 10 часам, сигналом созывалась молодежь для общего «фриштика» чаем, кофе и шоколадом. Иногда при этом бывала утренняя музыка. Часто в теплые вечера с наступлением темноты Императрица здесь ужинала, слушая военную музыку, гремевшую у «Зала на острову ».

В 1780-х годах в павильоне Грот находились каменные столешницы разных форм, выполненные из черного, синего с белыми прожилками, желтого мраморов, столешницы из яшмы, а также «струйчатые и мозаичные». Некоторые из них были отправлены на Петергофскую гранильную фабрику, другие переданы «архитектору Гваренгию для постановления [...) в старом Царскосельском саду позади крестьянского деревянного дома железной беседки...»

В 1782 году в окнах и дверях Грота установили : на переплетающиеся узоры наложены вызолоченные орнаменты из листовой меди. Черные с позолотой решетки прекрасно оттеняют голубизну наружных стен, удачно перекликаются с отделкой фасадов Большого дворца и циркумференций, что подчеркивает архитектурное единство сооружений. В великолепном узоре решеток дверей Грота Растрелли повторил некоторые мотивы рисунка дворцовых ворот циркумференций (оконные и дверные проемы Грота были застеклены лишь в1900 году). Гранитный цоколь павильона и глухая балюстрада, ограждающая его крышу, служат как бы рамой, заключающей в себя эту живую, динамическую игру форм. Стены Грота отделаны лепной работой и выкрашены в 2 тона: полы из мраморных плит. Несмотря на простоту отделки, здание производит выгодное впечатление своими пропорциями и выдержанным рисунком лепки. Отделка «просто квадратной работой», избранная Екатериной, кажется прекраснее густой наружной позолоты и бесчисленных раковин, столь нравившихся Елизавете Петровне.

Наружный вид здания довольно значительно изменился по сравнению с тем, каким он представлялся на старинных гравюрах. Изменены украшения на крышах, снята балюстрада со статуями. В XIX веке здесь появились бронзовые скульптуры и . До середины XIX века внутри здания стояла в виде богини Минервы работы Рашетта, отлитая В. Можаловым в Петербургской академии художеств в 1789 году.

1795 года Августа 14 дня присланы в утренний грот 28 мраморных статуй и бюстов, находившихся до того времени в Мраморном дворце.

Павильон органично вписывается в окружающий пейзаж и виден со всех сторон Большого пруда.

Источники:

  • И.Яковкин "Описание Села Царского", 1825
  • С.Н.Вильчковский "Царское Село", 1911
  • Г.Семенова "Царское Село: знакомое и незнакомое", 2009
  • Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. - СПб.: Аврора, 2010. - 303 с.
  • Пилявский В. И. Стасов. Архитектор. Л.: Госстройиздат, 1963, 251 с., ил.
  • Царское Село. Путеводитель по дворцам и паркам. СПб, Изд-во Аврора, 2007 г., 256 с.
  • Императрица Елизавета Петровна и Царское Село. К 300-летию со дня рождения". Альманах "Сокровища России", вып. 91, 2010 г.
  • Сидоренко К.П. Годы юности в городе Пушкине, 1945-1956 гг
  • Письма А. Кучумова
  • Материал газеты "Вперед"

Современные фотографии сайт ©

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей - мы ответим Вам в течение суток!

Грот (Утренняя зала)

С северно-восточной стороны Большого пруда находится павильон Грот, построенный в 1755-1756 годах по воле императрицы Елизаветы Петровны.
Работы по строительству и внутреннему убранству павильона выполнялись итальянцем, надворным советником Росси, по проекту обер-архитектора Б.Растрелли. Грот был построен на берегу и изначально только задняя его стена находилась на суше, а с остальных сторон вода подступала непосредственно к стенам павильона. Императрица Елизавета могла сесть в лодку непосредственно выйдя из Грота, а затем отправиться например на бекасиную охоту.
В Елизаветинское время было модно отделывать несколько комнат во дворцах или отдельные парковые павильоны раковинами и туфом. Была такая комната и в Большом дворце, но из за сырости её уничтожили, а раковинами решено было отделать новый павильон, превратив его в Грот. На его убранство пошло 210 тысяч крупных и почти 300 кг мелких раковин.

В 1770-71гг. уже по указанию Екатерины II и при участии архитекторов В.Неелова и А.Ринальди павильон был перестроен. Грот лишился убранства из раковин, балюстрады со статуями и пристани с будкой, изменилось и его предназначение. В нём разместили коллекцию произведений античного искусства: статуи, слепки, древние надписи и пр., поэтому павильон нередко называли залой «антиков».

До 1791 года в Гроте находилась статуя давно умершего друга Екатерины II - французского философа Вольтера, работы Ж.Гудона. Однако после того, как в Париже начались революционные волнения, участники которых считали Вольтера своим идейным вдохновителем, Екатерина II была сильно разгневана на память о своём кумире и его скульптура была вывезена прочь из Грота и долгое время хранилась в одной из комнат Петербургского Старого Эрмитажа, где её в 1831 году обнаружил зажатой среди книжных полок А.С.Пушкин, работающий с архивами над историей Петра I.
Уже в 1780-х годах павильон стали называть Утренним залом. Связано это название с тем, что Екатерина II очень любила вид от Грота и часто по утрам в летние дни занималась в нём делами и читала, а в тёплые вечера ужинала, слушая военную музыку, гремевшую с «Зала на острову».
В царствование Павла, сокровища из Грота были вывезена в Гатчинский дворец и частично в Петербург. Тогда и затерялись следы статуи Вольтера, обнаружили которого только при Александре II.

В начале XX века у пристани перед Гротом в праздник Крещения проводили молебны с водосвятием в присутствии Императорской семьи, а до этого водосвятие совершалось в присутствии Высочайшего двора 1 августа.

При освобождении Пушкина, внутри Грота было обнаружен часовой механизм подрыва, соединённый с двумя 250-килограммовыми бомбами, провода которого тянулись дальше, к заминированному Зубовскому флигелю, Камероновой галерее и Екатерининскому дворцу. Есть доля чуда в том, как оперативно наши саперы перерезали провода к взрывателям и уничтожили подрывников, в противном случае не существовало бы такого понятия как Екатерининский дворец, а в парке вероятно были бы построены санатории и базы отдыха.
В Великую Отечественную войну павильон Грот пострадал незначительно. Сохранились великолепные решетки, рамы и двери, на купольных окнах даже уцелела деревянная резьба XVIII века. С внешней стороны пострадали от снарядов две колонны, а одна сторона балюстрады пристани была разбита, и в 1971 - 1972 годах отстроена по новому проекту в граните.
Сейчас павильон используется для размещения временных выставок.

Адмиралтейство

Живописный ансамбль Адмиралтейства или «Голландии» органично вписан в панораму Большого пруда. Комплекс был построен в память присоединения к России Таврического ханства (Крыма).
Ранее в разных укромных местах сада со времен Елизаветы Петровны существовали деревянный сарай, в котором хранилась шлюпка для прогулок императрицы по озеру и жила команда матросов, а также сарай для водоплавающих птиц. Взамен сломанных сараев В.Неелов возвел каменные здания с фасадами, решенными в готических формах, стилизованных с помощью стрельчатых окон, зубчатых щипцов и парапетов, облицовки красным кирпичом.

Средний павильон служил Шлюпочным сараем, в котором хранились лодки Царскосельской флотилии, состоявшей из разнообразных яликов, трешкоутов. На озере стояли бот и яхта, подаренная великой княгиней Екатериной Павловной брату императору Александру I.
Силуэты судов , украшавшихся разноцветными флагами, в торжественные дни празднично иллюминованные, являлись составной частью пейзажа. Внутри Адмиралтейства находилась модель 75-пушечного военного корабля «Лейпциг», южноамериканская пирога, весла и другое оснащение судов, хранившихся здесь зимой. Второй этаж занимал большой зал, украшенный раскрашенными английскими гравюрами и рисунками из коллекции, привезенной В. Неёловым из Европы.

В 1901 году здесь поместили знаменитый Готторпский глобус , подаренный в 1713 году императору Петру I герцогом Голштинским Карлом Фридрихом в ходе Северной войны. Земной и небесный глобус (диаметром 3,1 м) был изготовлен в 1651-1664 гг. в герцогстве Шлезвиг-Гольштейн механиком А. Бушем по проекту Адама Олеария. Внутри его размещался стол со скамьями на 12 человек. Во время войны Готторпский глобус был вывезен в Германию, после возвращен и теперь находится в коллекции Кунсткамеры .

Одинаковые боковые павильоны Адмиралтейства - Птичные домики - использовались для содержания птиц - лебедей, фазанов, гусей и уток особых экзотических видов. В двориках и в одном из павильонов имелись бассейны для их зимовки. Александр I во время своих утренних прогулок любил собственноручно кормить птиц, надевая для этого специально приготовленную перчатку. Теперь на озере можно встретить только диких городских уток.
В 1774 году архитектором В. И. Нееловым и инженером И.К. Герардом на берегу Большого пруда возле Адмиралтейства был устроен крытый причал (эллинг) для прогулочных лодок.

Во время войны комплекс Адмиралтейства пострадал незначительно, но коллекция лодок была утеряна, а Готторпский глобус распилен и вывезен. Чтобы демонтировать глобус, немцы разобрали пол шлюпочного сарая и вытащили его по частям.
Уже к 1954 году фасад Адмиралтейства был восстановлен, но по прямому назначению комплекс уже не использовался.
В настоящее время, центральный корпус приспособлен для размещения временных выставок, в бывших птичниках работают

Фото: Документация департамента по конкурентной политике

В музее-усадьбе "Кусково" отреставрируют павильон Грот, построенный в XVIII веке, здание является объектом культурного наследия федерального значения. Проект работ предполагает сохранение и приспособление строения под современные условия, а также организацию условий приема посетителей, об этом говорится в документации департамента по конкурентной политики.

В здании отреставрируют монументальную, станковую и живопись под искусственный мрамор, позолоты баз и капителей в центральном зале, лепной декор, мраморный пол и тянутые карнизы. Реставраторам предстоит воссоздать деревянные конструкции, резьбу, паркетный пол, отреставрировать мебель, осветительные приборы, керамический декор, мозаику, янтарный набор, детали из черного и цветных металлов. Будут также восстановлены и воссозданы скульптуры, а вокруг грота восстановят исторический ландшафт и произведения садово-паркового искусства.

В ходе проведения работ будет отреставрирован штукатурный декор фасадов и цокольной части, кровли, элементов балюстрады и "шишки", отремонтируют или заменят оконную и дверную фурнитуру, восстановят оконные и дверные решетки с воссозданием утраченных элементов. Кроме того, в Гроте заново проложат инженерные коммуникации и установят видеонаблюдение. Масштабные работы по воссозданию объекта культурного наследия займут порядка полутора лет.

Грот был построен в 1755–1761 годах , каменный павильон выполнен в стиле барокко на трехступенчатом цоколе, он декорирован скульптурными, украшениями на фронтонах и львиными масками над окнами. Стены здания оформлены известковым туфом и цветным стеклом.

Здание является единственным гротом в России. Центральный зал расписан под зеленый с красными прожилками и розовый мрамор, южный и северный залы выполнены в теплых и холодных тонах. Стены залов декорированы гипсовой лепниной, зеркалами, кусочками стекла и морскими раковинами.

Техника украшения стен перламутром, ракушками пришла в Россию из Германии, а также полудрагоценными камнями и кораллами. Раковины были привезены из Атлантического и Тихого океанов, а также из подмосковных водоемов.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 4

Архитектор-реставратор, заместитель руководителя Национального центра опеки наследия Сергей Конев уверен, что по окончании восстановительных работ все желающие смогут увидеть еще один элемент садово-паркового искусства, приближенный к той эпохе и духу того времени.

"Дворцово-парковый ансамбль "Кусково" – уникальный для Москвы и для России. В нем собраны на тот момент все основные технологические и культурные элементы в одном месте. Одним из них является Грот. Вопрос того, что до него дошли деньги, руки и возможности – это очень хорошо. Значит, мы увидим еще один элемент садово-паркового искусства, который отреставрирован и приближен к той эпохе. Он будет доступен не только для специалистов, но и для всех желающих", – прокомментировал он.

Конев также отметил, что технологии XVII–XVIII веков сохранены, ими пользуются и сейчас. "У нас есть хорошие специалисты, которые смогут справиться с этой задачей, как реставраторы-проектировщики, так и реставраторы-строители. Технологии все сохранены, мы еще не успели их забыть", – добавил он.

Усадьба "Кусково" – яркий пример архитектурно-художественного ансамбля XVIII века, имение находится на востоке Москвы в районе Вешняки. Когда-то усадьба принадлежала графам Шереметевым, в ансамбль парка входит дворце, построенный в стиле классицизма, павильоны Грот, Оранжерея, Эрмитаж, Итальянский и Голландский домики, а также музей керамики и церковь Спаса Всемилостивого.

Во дворце сохранились декоративное убранство и планировка интерьеров с произведениями русского и европейского искусства, портреты русских импертаторов и нескольких поколений владельцев усадьбы – Шереметевых.