История. Русский музей

Другие названия: Константиновский дворец, Музей В. И. Ленина.

Мраморный дворец - один из самых интересных дворцов Санкт-Петербурга, при его строительстве впервые в России применили натуральный камень: боле тридцати сортов мрамора и гранит. Мраморный дворец стал на многие годы резиденцией одной из ветвей рода Романовых - Константиновичей, хотя изначально предназначался совсем иному хозяину.

История создания Мраморного дворца

Проект дворца был создан по заказу Екатерины Второй итальянцем Антонио Ринальди, который состоял при русском дворе в должности архитектора более тридцати лет. По распоряжению императрицы в Мраморном дворце был установлен барельеф с его изображением (единственный дошедший до нашего времени портрет зодчего, выполненный в 1782 году Федотом Шубиным).

Дворец строили для графа Григория Орлова, имевшего множество заслуг перед Россией и являвшегося также любовником (а согласно некоторым современным источникам - и морганатическим супругом) Екатерины Второй. Над входом в Мраморный дворец по велению императрицы была сделана надпись «Здание благодарности».

Строительство здания началось в 1768 году и продолжалось 17 лет - строительство дворцов в России 18 века было делом небыстрым... Григорий Орлов до окончания работ не дожил - умер в 1783 году, после чего Екатерина выкупила дворец у его братьев за 200 тысяч рублей и в 1796 году подарила его по случаю бракосочетания своему второму внуку Великому князю Константину Павловичу. В бытность его хозяином дворца он многократно перестраивался, в том числе переделывал интерьеры дворца А. Воронихин, бывший в 1803-1810 годах придворным архитектором Великого князя. После смерти Константина Павловича в 1831 году дворец был выкуплен у его наследника - незаконнорожденного сына Павла в казну и в 1832 году был подарен императором Николаем Первым его второму сыну Константину Николаевичу, которому в то время было лишь пять лет. Высокородный владелец дворца продолжал жить с семьей, а во дворце продолжали жить придворные. Ситуация изменилась в 1849 году, после свадьбы Константин Николаевич с супругой переехали жить в Мраморный дворец, заново отделанный для них архитектором Александром Брюлловым.

Архитектура Мраморного дворца

Мраморный дворец занимает целый квартал между рекой Невой и Миллионной улицей, в плане имеет сложную форму, со стороны Миллионной улицы внутренний двор закрывает кованая ограда. Главный вход во дворец находится во дворе, восточный фасад здания увенчан изящной часовой башней, щедро декорирован колоннами, пилястрами, барельефами с военной арматурой и аллегорическими фигурами. Поскольку дворец являет собой образец постройки раннего классицизма, здесь ещё заметны черты барокко: изящная и вычурная форма часовой башни, причудливый контур крыши, создаваемый вазами, сложная форма парадной лестницы...

Медные оконные рамы второго этажа и балюстрады балконов сохранили позолоту конца 18 века.

Интерьеры Мраморного дворца

Более других помещений дух времени Екатерины Второй сохранили парадная лестница и Парадные залы дворца. Парадная лестница облицована мрамором, монолитные колонны и пилястры удивительно живописны, плафон «Суд Париса», венчающий перекрытие лестницы, был нарисован в 1784 году для украшения одного из залов дворца, а в 19 веке при реконструкции здания перенесен на нынешнее место. Напомним, что именно на лестнице можно видеть единственное портретное изображение архитектора Антонио Ринальди. Все скульптуры, украшающие лестницу были созданы из итальянского мрамора Ф. Шубиным специально для Мраморного дворца и сейчас занимают свои исторические места.

Совершенно уникален Мраморный зал дворца, сохранивший свое убранство с конца 18 века. Украшая зал, Ринальди использовал сочетания разноцветных русских и итальянских мраморов, на фоне этого разноцветного великолепия выделяются исключительной белизной барельефы работы известного русского скульптора М. Козловского на темы пунических войн, прославляющие долг, верность отечеству, самопожертвование и великодушие античных полководцев. Дополняют убранство зала удивительной красоты цветной наборный паркет 18 века и живописный плафон мастера Торелли «Свадьба Амура и Психеи», написанный специально для Мраморного зала Мраморного дворца. В середине 19 века потолок зала подняли на один этаж и в нем появились прекрасные бронзовые люстры и мраморные камины с зеркалами в резных золоченых рамах.

Мраморный дворец в Санкт-Петербурге является одним из самых красивых строений города. Его главная особенность заключается в том, что мастера при сооружении здания использовали более чем 30 разных сортов мрамора. Некоторые из используемых разновидностей мрамора добывались неподалёку, в этом же городе. Другие же сорта материала завозились издали, из самой Италии. Мраморный дворец был построен в 18-м веке, и стал первым зданием, сооружённым из таких вот дорогостоящих и красивых материалов.

Немного о истории

Строительство Мраморного дворца велось на протяжении 17 лет. Это красивое архитектурное сооружение было подарено императрицей Екатериной Великой графу Григорию Орлову в качестве награды за особые воинские заслуги перед Отечеством. Как он выглядит, смотрите на фото и видео в статье. Длительное строительство Дворца не позволило Григорию Орлову дождаться подарка. Он умер, а Екатерина Великая впоследствии выкупила у наследников графа свой же подарок, и передарила его своему внуку. Дальше Мраморный Дворец расположенный в Санкт-Петербурге передавали из рук в руки, архитектурное строение сменило множество хозяев. В разные времена на территории сего дворца можно было увидеть и библиотеку, и жильё императорской семьи, и картинную галерею. Был период, когда здесь содержался пленник – лидер польских конфедератов.

Реконструкция дворца

В 1832 году внутри здания Мраморного дворца в Санкт-Петербурге была проведена реконструкция, и данное архитектурное сооружение обзавелось ещё одним этажом, а кроме него – залом для проведения балов, в котором проводились званые вечера, славящиеся на весь Санкт-Петербург, смотрите на видео и фото. В то время, когда Мраморным дворцом владел Константин Романов (сын князя Николая Романова), в здании нередко проводились литературные вечера, постановки пьес и спектаклей на разные темы. В период же октябрьской революции в здании мраморного дворца располагались разнообразные конторы, связанные с Министерством труда, созданным временным правительством. Художественные произведения, собранные в этом Дворце, тогда были перемещены в Эрмитаж.

Описание

Убранство Мраморного дворца внутри поражает посетителей своим великолепием. Каждая деталь интерьера здесь пронизана духом отваги и мужества. И действительно, замысел императрицы Екатерины Великой был изначально именно таким. Она хотела показать мужество, храбрость и отвагу владельца дворца. В дворцовых залах присутствуют различные барельефы и статуи, воссоздающие собой разные героические события, происходившие в жизни графа Григория Орлова. Строительство этого архитектурного объекта возглавлял архитектор из Италии – Антонио Ринальди, а вместе с ним строительство вели ещё около четырёхсот мастеров. Императрица Екатерина даже приезжала посмотреть, как ведётся стройка, а по завершении её лично наградила работников, принимавших участие в создании сего архитектурного шедевра.

Отделка первого этажа дворца выполнена из серого мрамора, а верхние этажи отделаны красивейшим розовым мрамором. Залы изнутри также отделаны мрамором, причём один из них носит название, аналогичное наименованию Дворца – Мраморный. Его стены облицованы карельским, итальянским, греческим мрамором, а также – прибайкальским лазуритом.

Парадная лестница

Парадная лестница этого дворца отделана серовато-серебристым мрамором, а скульптурное сопровождение этой лестницы представлено нишами, в которых помещены тематические скульптуры, олицетворяющие собой день, утро, вечер, ночь, весеннее и осеннее равноденствие. Барельефы, фигуры орлов, трофеи – все эти элементы выполнены из белого мрамора и являются декором парадной лестницы Мраморного дворца.

Сейчас Мраморный дворец ежедневно принимает посетителей, несмотря на проведение реконструкции. Внутри здания проводятся разные тематические выставки. Посетители смогут увидеть в этом здании картины зарубежных и отечественных художников. Добраться до архитектурного сооружения несложно. Путешественнику достаточно будет проехать к улице Миллионной, 5. Вход в Мраморный дворец платный, а его двери открыты для посетителей во все дни, кроме вторника. Скидки действуют для семей и экскурсионных групп.

Из окон Мраморного дворца открывается прекрасный и живописный вид на реку Неву. Доехать сюда можно на метро, сойдя на станции «Невский проспект» либо на маршрутном такси, встав на остановке «Суворовская площадь». Номера маршрутных такси – К76 и К46.

Что можно посмотреть туристам

Сейчас в Мраморном дворце в Санкт-Петербурге туристы могут увидеть много интересных композиций и экспонатов. Многие из них отражают роль русского искусства в мировом контексте. На территории дворца действует постоянная выставка об иностранных художниках в России периода XVIII-XIX веков. Посетив её, можно узнать полезные сведения о взаимосвязях европейских и российских художников. Ещё одна экспозиция под названием «Музей Людвига в Русском музее» позволяет проследить, как развивается русское искусство в тесной взаимосвязи с художественной культуре мира.

Одним из последних владельцев Мраморного дворца являлся Константин Романов, и в его покоях сейчас работает выставка, рассказывающая посетителям об одном из поэтов Серебряного века, Константине Романове, который и обитал в этой комнате. Эту выставку также стоит посетить всем, кто пришёл в Мраморный дворец на экскурсию.

Видео


Это небольшой фильм, который погружает вас в обстановку Мраморного дворца. Посмотрев это видео, у вас сформируется четкое представление, что из себя, представляет, Мраморный дворец, который находится в Санкт-Петербурге. Так же вы можете подписаться на наш канал и посмотреть другие достопримечательности нашей необъятной России.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Мраморный дворец, расположенный в центре Северной столицы, считается одним из самых величественных и ярких сооружений города. Этот архитектурный памятник 18 века поистине уникален. Дело в том, что это первое здание в Петербурге, в отделке фасада которого применялся естественный материал - мрамор. Стоит отметить, что для строительства использовалось 32 вида мрамора, привезенного из разных стран.

Мраморный дворец стал подарком для фаворита царицы - Григория Орлова. Екатерина решила щедро отблагодарить Григория Григорьевича за то, что он помог ей стать императрицей.

Изначально на месте Мраморного дворца находилось двухэтажное здание Почтового двора, построенного по проекту Доменико Трезини. Здесь Петр I проводил свои ассамблеи и праздничные мероприятия. Также в здании были ресторан, гостиница и почта. Интересно, что в хорошую погоду Петр приходил сюда пешком из Летнего сада. Зимой постояльцы гостиницы жили как на пороховой бочке. Если царь неожиданно приезжал на Почтовый двор, то все жильцы мгновенно выселялись. Спустя время здесь выстроили Манеж, а почта переехала в другое место. Но новое здание Манежа уже в 1737 году сгорело.

В 1769 году по указу Екатерины II здесь началась масштабная стройка Мраморного дворца под руководством зодчего Антонио Ринальди. Это величественное здание стало подарком для фаворита царицы - Григория Орлова. Екатерина решила щедро отблагодарить Григория Григорьевича за то, что он помог ей стать императрицей. Разумеется, Орлов не мог не сделать ответный подарок и в качестве презента выбрал роскошный бриллиант «Надир-шах». Стоимость камня составляла 460 тысяч рублей - баснословные деньги для того времени. Кстати, приблизительно столько же денег ушло и на строительство самого Мраморного дворца.

Есть версия, что Екатерина II лично сделала набросок проекта Мраморного дворца.

Мрамор для облицовки здания привозили из Италии, Греции и России.

Интересно, что в фундамент здания был заложен большой ящик с монетами, который тоже сделан из мрамора. На стройке Мраморного дворца ежедневно трудились около 300 человек. Императрица лично следила за ходом работ и поощряла самых активных строителей.

Внутреннее убранство Мраморного дворца поражает своим великолепием. Здесь все было продумано до мелочей. Парадную лестницу украшали статуи Утро, День, Вечер и Ночь, а также скульптурные группы, олицетворявшие весеннее и осеннее равноденствие. Помимо роскошных залов здесь находилась библиотека, большая картинная галерея, спальни, гостиные, кабинет, турецкая и греческая бани. Строительство этого огромного дома затянулось. Граф Орлов умер, так и не увидев дворец в готовом виде. Правда, в те годы он уже не был фаворитом императрицы.

Позже Мраморный дворец принадлежал внуку Екатерины II Константину Павловичу Романову и его детям. После революции здание национализировали, а все богатые коллекции передали Эрмитажу . Во дворце в разное время находились такие организации, как Наркомат просвещения, Управление дворцами-музеями, Центральное бюро краеведения и другие. В 1992 году дом отдали в ведение Русского музея . Перед зданием был установлен конный памятник Александру III.

Практическая информация

Мраморный дворец расположен по адресу: Санкт-Петербург, улица Миллионная, 5/1, станция метро «Невский проспект».

Стоимость билета для взрослых посетителей - 350 RUB, для школьников и студентов - 170 RUB. Можно приобрести комплексный билет на посещение Мраморного, Михайловского , Строгановского дворцов и Михайловского замка за 650 RUB. Льготная цена такого билета - 300 RUB. За фотосъемку придется заплатить дополнительно - 500 RUB.

Адрес: Миллионная ул., 5/1

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Мраморный дворец — одно из самых красивых зданий Санкт-Петербурга. Он завершает композицию Дворцовой набережной, которая начинается у Зимнего дворца. Издали кажется, что дворец словно вырастает из гранита Невы. Серо-розовые гранитные и мраморные стены перекликаются с цветами питерского неба.

Мраморный дворец, картина XIX века

В петровскую эпоху здесь стоял Питейный дом. В 1714 году на этом месте появилось деревянное здание Почтового двора с пристанью. В 1716 году оно было надстроено, на втором этаже Петр I устраивал ассамблеи. Набережная в те времена называлась Почтовой. Спустя время на месте Почтового двора был построен Манеж, который впоследствии сгорел.

10 октября 1769 года по приказу Екатерины Великой начали возводить огромный дворец. Архитектором был знаменитый Антонио Ринальди. Впрочем, согласно одной из петербургских легенд, императрица лично набросала эскиз будущего строения. Скульптуры были выполнены Федотом Ивановичем Шубиным. В работе также принимали участие итальянский мастер Антонио Валли, австриец И.Дункер и многие другие известные скульпторы и живописцы. Более 100 каменотесов ежедневно трудились на стройке.

Екатерина Великая подарила своему фавориту еще один дворец — , также построенный по проекту Антонио Ринальди.

Дворец предназначался для графа Григория Орлова (1734-1783) в качестве благодарности за его активное участие в событиях 1762 года. В 1773 году он в ответ подарил своей императрице огромный ограненный бриллиант в 189,62 карата, который ныне хранится в Алмазном фонде в Москве и носит имя «Орлов».

Долгих 16 лет шло строительство. В 1783 году граф Орлов скончался, так и не дождавшись окончания работ. В 1785 году, когда Мраморный дворец был готов, Екатерина выкупила его у наследников за 1,5 миллиона рублей.

Памятник Александру III во дворе Мраморного дворца

В 1780-1788 годах в восточной части участка по проекту архитектора П.Е.Егорова был построен Служебный корпус, где разместились конюшни, манеж, каретник, сенные сараи и др. На втором этаже располагались квартиры для прислуги. Новое здание заслонило фасад дворца, обращенный в сторону нынешней площади Суворова. Между зданиями была установлена решетка, по своей стилистике напоминающая ограду .

В 1796 году императрица подарила Мраморный дворец своему 16-летнему внуку, великому князю Константину Павловичу , по случаю его бракосочетания с принцессой Саксен-Заальфельд-Кобургской Юлианой-Генриеттой-Ульрикой, в крещении Анной Федоровной. Впрочем, вскоре Екатерина была вынуждена отобрать подарок «за недостойное поведение» — молодой князь стрелял в коридоре из пушки живыми крысами, а его 14-летняя супруга была вынуждена прятаться в вазе.

В 1797-1798 годах Мраморный дворец становится резиденцией последнего польского короля Станислава Понятовского (1732-1798). Для него и его свиты часть залов была оформлена В.Бренной. Затем работы по оформлению дворца продолжил А.Воронихин.

После смерти Понятовского дворец снова вернулся во владение Константина Павловича и принадлежал ему вплоть до его отъезда в Польшу в качестве наместника царства Польского. В дальнейшем дворцом владела Придворная канцелярия, сдавая квартиры придворным чинам, которые переделывали интерьеры по своему вкусу.

В 1832 году император Николай I подарил Мраморный дворец своему второму сыну, великому князю Константину Николаевичу . Дворец к тому времени обветшал, и в 1843-49 годах началась его реконструкция по проекту архитектора А.П.Брюллова. Брюллов сохранил внешний вид здания и, в основном, его планировку. Ряд помещений он оформил в стиле готики, позднего Ренессанса, рококо и классики. Был надстроен Служебный корпус, его фасад украшен пилястрами. Во дворце появились технические усовершенствования: воздушное отопление, «пневматические печи», прообраз лифта, машины для подачи воды наверх.

После перестройки Мраморный дворец по имени его владельца стали называть Константиновским, хотя в Стрельне существовал дворец с таким же названием.

В 1888 году владельцем дворца стал сын Константина Николаевича – великий князь Константин Константинович , высокообразованный человек, президент Российской Академии наук и поэт Серебряного века. В его покоях на I этаже были оформлены Английский кабинет, Готическая и Музыкальная гостиные, Нижняя библиотека. Дворец стал одним из центров культурной жизни Петербурга.

Мраморный дворец, дореволюционное фото

В годы Первой Мировой войны дворцовые помещения были переоборудованы в качестве госпиталя для раненых офицеров. После Февральской революции во дворце короткое время располагались различные службы. В 1919-1936 годах в стенах Мраморного дворца разместилась Российская академия истории материальной культуры. С 1937 года – ленинградский филиал Центрального музея В.И.Ленина. Почти все залы II этажа были перестроены, интерьеры утрачены. Сохранили первоначальную отделку лишь Парадная лестница и Мраморный зал.

Мраморный зал, фото из интернета

Перед парадным входом на постаменте установили броневик «Враг капитала», с которого в ночь с 3 на 4 апреля 1917 года рядом со зданием Финляндского вокзала выступал В.И.Ленин. В 1990 году броневик демонтировали, а на его месте поставили мраморный «Форд Мондео» — памятник «Век мотора».

В 1992 году обветшавшее здание Мраморного дворца было передано Русскому музею, начались работы по восстановлению первоначальной планировки и интерьеров. В Служебном корпусе разместился Северо-западный заочный технический университет.

В 1994 году на месте постамента для броневика была установлена конная статуя императора Александра III . Она была изготовлена в 1909 году скульптором Паоло Трубецким и стояла на Знаменской площади (ныне площадь Восстания). После 1937 года её удалось сохранить в одном из закрытых дворов Русского музея.

Транспортировка памятника Александру III в ноябре 1994 года, фото Беленького

Выставки в Мраморном дворце

В настоящее время в Мраморном дворце размещаются постоянные экспозиции Русского музея, посвященные русскому искусству XX века:

♦ «Иностранные художники в России XVIII-XIX веков»,
♦ «Музей Людвига в Русском музее» — подарок коллекционеров Петера и Ирэны Людвиг: работы современных европейских, американских и русских художников,
♦ «Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских»,
♦ «Константин Романов – поэт Серебряного века».

Кроме того, проводятся выставки работ современных российских и зарубежных художников.

Фасад Мраморного дворца со стороны Невы, фото из интернета

Внешнее и внутреннее убранство Мраморного дворца

Мраморный дворец построен в стиле раннего классицизма и отличается богатством внутренней отделки, которая должна была подчеркивать силу и мужественность его владельца.

Особую выразительность дворцу придает сочетание отделочных камней разного цвета и фактуры. 32 сорта мрамора, гранит, агаты пошли на внешнюю и внутреннюю отделку дворца. Белый мрамор был привезен из Италии – это было дешевле, чем транспортировать его из Сибири. Другие сорта мрамора добыты из каменоломен Карелии и Эстляндии, белый мрамор для скульптур – с островов Греческого архипелага, агаты – с Урала. Медная кровля была изготовлена в Сестрорецке и была настолько качественной, что прослужила без ремонта около 150 лет.

Цокольный этаж отделан розовым гранитом, который великолепно сочетается с гранитной набережной Невы. Верхние этажи облицованы серого цвета. Портик сделан из розового тивдийского мрамора.

Мраморный дворец со стороны Невы

Толщина стен дворца составляет 1,5-2 метра. Общая высота здания – 22 метра, высота коринфского ордера верхних этажей – 12,5 метров.

Главный фасад дворца обращен в сторону сада, где прежде проходил Красный канал (впоследствии зарытый), соединявший Неву с Мойкой. Над входом во дворец написано: «Здание благодарности». Наверху – башенка с часами, по сторонам которой установлены фигуры Верность и Щедрость работы Ф.И.Шубина.

По замыслу Ринальди, продолжала каменную отделку фасадов дворца. Её отличает сдержанность оформления. Статуи Утро, День, Вечер и Ночь символизируют детство, юность, зрелость и старость. Между II и III этажами установлены скульптуры Весеннего и Осеннего равноденствия. На потолке – панно немецкого живописца И.Криста «Суд Париса».

На первом этаже дворца располагались кухни, котельная, другие служебные помещения, а также церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы .

Парадная лестница ведет на второй этаж, где находятся анфилады парадных залов: Лаковый зал, Царская гостиная («Собранный зал»), Галерея (Орловский зал), Китайский зал и Мраморный зал. За ними – личные покои Григория Орлова.

Лаковый зал отделан деревом. Его стены украшали деревянные резные панно, изображающие подвиги Александра Великого (ныне хранятся в Государственном Эрмитаже). Первоначально потолок украшал живописный плафон И.Криса «Суд Париса», впоследствии перенесенный на Парадную лестницу.

«Собранный зал» посвящен Екатерине Великой. Бархат стен украшен вензелями императрицы. Под резным балдахином с короной находится парадный портрет императрицы, перед которым установлен пьедестал с вазой, украшенной военными трофеями.

Картинная галерея расположена в юго-восточной части дворца. Здесь представлены 206 работ, среди которых – картины кисти Рембрандта, Тициана, Рафаэля. В портретной находился 91 портрет всех представителей дома Романовых и правящих европейских монархов того времени. Кроме того, здесь были конные портреты братьев Орловых.

Китайский зал был отделан в модном в то время стиле и выполнял функции парадной столовой.

– самое роскошное помещение Мраморного дворца. По проекту А.Ринальди он был односветным, был перестроен в двухсветный А.Брюлловым. Его стены отделаны различными сортами мрамора и украшены барельефами, первоначально изготовленными для Исаакиевского собора. Потолок украшает живописный плафон «Свадьба Амура и Психеи» работы С.Торелли.