Кафедральный собор светицховели. История архитектуры

У каждого народа есть святыни, особо значимые для его исторических судеб и потому особо почитаемые. И приходят они по Промыслу Божию и Его милости.

– святая Иберия – за свою историю часто находилась в окружении языческого мира; мусульманские полчища нередко опустошали страну – но удивительным образом она воскресала вновь и вновь. Потому что много было у нее царей, монахов и простого люда, которые готовы были умереть и действительно умирали от пыток и казней, жертвуя собой во имя Господа и народа. А иногда они становились заложниками за народ, проводя многие годы в плену, терпя унижения, скорби и муки… Но они не отрекались от главного – от Христа Спасителя. И стали особенными молитвенниками за свой народ и за все человечество. В этом они мистически схожи со святой Сидонией (память 1/14 октября), своей духовной сестрой, первой святой Грузии, которая, получив от брата своего Элиоза заветный хитон Господень и прижав Его к груди, от великой скорби и благоговения тут же и скончалась. Эта святая – особенная. Есть предание, что перед Страшным судом она воскреснет и выйдет навстречу Господу, держа в руках Его хитон как знак вечной любви к Нему.

Святая Сидония происходила из благочестивого рода грузинских евреев, которые с великой верой и надеждой ожидали Мессию. Каждое известие о Нем воспринималось ими как откровение и исполнение пророчеств. Первосвященник Анна имел переписку с Элиозом, братом святой Сидонии, – он был главным учителем евреев в Грузии. Поэтому когда Анна написал Элиозу о суде, то тот немедля собрался в дорогу, повинуясь приказу первоверховного лица. Мать Элиоза и святой Сидонии Сарра, происходила из рода первосвященника Илии. В совершенстве знала она и была чрезвычайно благоговейной и благочестивой женщиной. Просвещаемая Духом Святым, она, провожая сына своего Элиоза на неправедный суд, уговаривала его не быть причастным к пролитию крови Праведника и говорила ему: «Иди, чадо мое, для исполнения законного порядка. Но только, умоляю тебя, не присоединяйся к замыслу врагов Того, Которого вознамерились убить, ибо Он есть Исполнение пророчеств, Притча премудрых, Таинство, сокрытое от начала веков, Свет язычников и Жизнь вечная». Ее слова были выражением общих чувств той еврейской общины, что жила в Грузии. Благочестивая дева Сидония, любимая сестра Элиоза, просила брата, объятая горячим желанием быть хоть как-то причастной великой тайне, привезти ей что-нибудь из того, что принадлежит Тому, над Кем будет вершиться суд. Элиоз очень любил сестру и дал слово исполнить ее просьбу. Он сам и люди, сопровождавшие его, были свидетелями многих чудес, а также последующей проповеди апостолов после воскресения Искупителя. B то время, когда исполнители казни прибивали гвоздями Спасителя ко Кресту, мать Элиоза, Сарра, таинственным образом услышала этот зловещий стук и, вскричав от сильной душевной боли, обреченно сказала: «Прощай, царство Израилево, ибо предали смерти Спасителя и Избавителя людей твоих. Отныне народ твой будет повинен в крови Создателя и Господа своего. Горе мне, что я не умерла прежде этого времени: смерть избавила бы меня от этого страшного известия. Итак, я не увижу на земле Свет язычников и Славу Израиля». От невыносимых душевных страданий она тут же скончалась.

В Писании о хитоне Господнем сказано: «Когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин. 19: 23–24).

Этот хитон по жребию достался мцхетским евреям. О нем с любовью пишет : «Хитон Господень был соткан руками Девы Марии; для него Она пряла по ночам пряжу. Ее сердце предчувствовало будущие страдания Сына, тогда еще малого ребенка, и Ее слезы окропляли багряную ткань хитона, как листья алой розы – капли утренней росы. Этот хитон, по преданию, Господь носил с детства до Своего Распятия, и он, как живой, рос вместе с Ним. Во время Преображения на Фаворе хитон Господень засверкал, как пламя огня, и стал белым, как снег. По пути из Гефсимании на Голгофу хитон был напоен кровью Спасителя, сочившейся из Его ран».

По своем возвращении Элиоз, как и обещал, отдал окровавленный хитон своей сестре Сидонии, а она сообщила ему о смерти их матери Сарры, которая случилась сразу после бывшего ей таинственного откровения. Пораженная вестью о смерти Спасителя, прижимая к груди хитон с глубокой любовью к Господу, Сидония сказала брату: «Любезный брат, довольно с меня и с целой страны этого сокровища. Бог благоволил избавить народ этот от рук диавола (знамением чего служит этот хитон) и дарует ему вечное спасение». Затем, выслушав весть о смерти Искупителя, в невыразимой скорби о Его страданиях Сидония, так же как и мать ее, скончалась. Вестью об этом был удивлен даже царь Адеркий, правивший страной в то время. Он пожелал увидеть деву и захотел взять хитон себе, но никаким образом никто не смог отделить хитон от тела Сидонии, потому что он чудесным образом прирос к телу умершей.

Удивительное чудо произошло и при погребении святой Сидонии. Элиоз вместе с благочестивыми старцами совершал усердное моление о сестре, и в это время случилось землетрясение, под телом девицы раскрылась земля и приняла его в свои недра. Чтобы защитить это место от осквернения, его обнесли оградой. По воле Божией над ним вырос ливанский кедр. Современник святой Нины, иудейский первосвященник Авиафар, милостью Божией и под влиянием святой Нины принявший крещение, писал о хитоне и о милоти пророка Илии, который спрятан недалеко от хитона Господня: «“Мы положили ее своими руками, – говорил отец мой, – под камнями, в тайном месте, где она и должна оставаться до времени, определенного Самим Богом”. Часто просила меня святая Нина, чтобы я подробно узнал от отца моего о месте, где хранится божественный хитон Господень. На мои расспросы об этом он отвечал то же, что говорили и другие, именно: что хитон хранится под кедром, где народ так часто воссылает свои хвалы Господу. Место то воистину подножие виденной Иаковом лестницы, достигающей до небес». Таково свидетельство первосвященника Авиафара о Хитоне Господнем.

Ствол освященного кедра был использован при постройке главного храма Грузии – , что в переводе с грузинского означает «Животворящий Столп». Он возведен как раз над могилой святой Сидонии. В нем сокрыта и милоть пророка Илии. В храме, которому уже тысяча лет, находится множество величайших святынь. Это духовное сердце Грузии, а благодать, исходящая от него, дает народу духовную силу и защиту.

14 октября люди со всей Грузии и со всего мира приезжают, чтобы поклониться великой святыне – хитону Господню.

14 октября люди со всей Грузии и со всего мира приезжают, чтобы поклониться великой святыне – хитону Господню. Они прибывают отовсюду, с великой радостью и надеждой, многие идут пешком… Народ объединяется в то время Христовой любовью. И воспоминания о ней греют душу. Много у каждого своих прошений в его сердце; тогда каждый становится похож на ту евангельскую женщину, которая в тайне своей души мечтала об исцелении, только бы прикоснуться к одежде Спасителя… И они получают его. Потому что Господь наш «Иисус Христос вчера и днесь Тойже, и во веки» (Евр. 13: 8). Только веруй в эту помощь всем сердцем и надейся. Даже если тебе для этого понадобятся долгие годы. Аминь.

Числится среди памятников Всемирного наследия . Является одним из главных духовных центров православной Грузии.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Грузия Мцхета Храм Светицховели

    ✪ Уникальный гид в Грузии. Смотрите, не пожалеете!!!

    ✪ Светицховели - кафедральный храм Грузинской православной церкви

    Субтитры

История

Среди сохранившихся исторических сооружений Светицховели является самым большим в Грузии. На протяжении веков является центром христианской Грузии. Ещё в IV веке принявший христианство царь Мириан III по совету равноапостольной Нины выстроил первую в Грузии деревянную церковь, которая не дошла до сегодняшних дней.

Одним из устоев храма служил кедр , обозначавший место захоронения Нешвенного Хитона Христова.

По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень нешвенное одеяние Спасителя (Ин. 19, 23) – попал в древнюю столицу Грузии г. Мцхета следующим образом. Элеазар (или Элиоз), раввин мцхетской общины евреев, переселившейся в Грузию из Иерусалима еще в 70 г. до н. э., получив известие от иерусалимского первосвященника Анны о предстоящей казни Христа, поспешил в Иерусалим в сопровождении Лонгина Карснитского. Они стали свидетелями Страстей Господних и метания жребия о Его одежде (Ин. 19, 23–24; Пс. 21, 19).

В то время, когда Пречистое Тело Господа Иисуса Христа было пригвождено ко Кресту, мать Элиоза, находившаяся в Мцхета, услышала удары молота в своем сердце и содрогнулась от великого страха. Возвестив своей дочери Сидонии о крестных муках Спасителя, безвинно преданного на смерть, мать Элиоза скончалась. Элиоз приобрел Хитон Господень у воина, которому он достался по жребию, и увез в Мцхета. Сидония, встретив со слезами своего брата Элиоза, объявила ему о смерти матери и о ее предсмертных словах. Элиоз подтвердил слова матери и показал сестре Хитон Господень. Взяв Хитон, праведная Сидония облобызала его, прижала к своей груди и тут же упала бездыханной.

Никто, в том числе царь Адерк (2 г. до Р. Х. – 55 г. по Р. Х.) не мог разъять рук Сидонии и взять Хитон. Праведная Сидония (память 1 октября) была тайно предана земле братом своим Элиозом в царском саду Мцхета.

Об этом рассказал святой равноапостольной Нине первосвященник карталинских евреев Авиафар – потомок раввина Элиоза. Он уверовал во Христа, услышав толкование святой Нины древних пророчеств о Мессии, и как они исполнились на Господе Иисусе Христе. Обращенный святой равноапостольной Ниной ко Христу, грузинский царь Мириан (265–342) решил построить на месте хранения Хитона Господня христианский храм. Огромный кедр, выросший на могиле Сидонии, спалили, и его ствол хотели использовать как основной столп для поддерживания главного купола храма, но поднять его не смогли. Всю ночь святая Нина молилась о Божественной помощи, и ей были явлены видения, в которых приоткрывались исторические судьбы Грузии.

На рассвете же Ангел Господень приблизился к столпу и поднял его на воздух. Столп, осиянный чудным светом, поднимался и опускался в воздухе, пока не остановился над своим основанием. Из пня кедра истекало благовонное миро. Так Ангел Господень указал место, где сокрыт в земле Хитон Господень. Это событие, свидетелем которого были многие жители Мцхета, изображается на иконе «Прославление Грузинской Церкви». Впоследствии на месте деревянного храма был возведен величественный каменный собор Свети-Цховели. Животворящий Столп, у которого совершались многие исцеления, имеет ныне каменное четырехугольное покрытие и увенчан легкой, не касающейся свода собора, сенью. Столп расположен в соборе Свети-Цховели рядом с макетом храма Гроба Господня в Иерусалиме.

В честь Хитона Господня и Столпа Животворящего Грузинской Церковью установлено празднество 1 октября.

Во II половине V века благочестивый царь Вахтанг I Горгасал выстроил на месте этой церкви базилику , верхние устои которой были вскрыты советскими исследователями (руководитель В. Цинцадзе) в 1970-е гг. и оставлены для всеобщего обозрения.

В XI веке на месте поврежденной базилики католикос Грузии Мелкиседек I (1012-1030, 1039-1045) воздвиг храм. Ныне существующая крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь во имя Двенадцати Апостолов строилась с по 1029 год под наблюдением зодчего Арсакидзе (упомянут в надписи на фасаде).

Архитектура

В плане церковь вытянута с запада на восток и являет собой удлинённый прямоугольник. Пространственный образ креста создается направленными по четырём сторонам света плечами. Плечи прямоугольны, кроме восточной, которая заканчивается апсидой. На северном и южном плече на двух этажах расположены комнаты для утвари и складские помещения. В южный неф встроена часовня-ротонда XIII - XIV вв. - дань композиции Храма Гроба Господня . Купол держат 4 мощных столпа, а в барабане купола 16 поясов крепости. По фасадам и барабану проходит изысканный аркатурный пояс с рельефами. Устремлённый ввысь собор обновлялся в XV и XVII веках; тогда же были созданы росписи, украшающие его внутренние стены. В 1830-е гг. боковые арочные галереи были разобраны, многие росписи - забелены, но впоследствии прописаны. Несмотря на то, что храм перенес не одно изменение, большая часть фресок погибла и побелка стен в интерьере убавила художественную целостность, он и сегодня оставляет большое впечатление.

Распределение внешних форм и масс, пропорции подчиняются возвышающемуся в центре высокому куполу, под которым расположена крыша с двунаклонным покрытием в форме креста. В оформлении фасада в основном используются декоративные элементы и развитая система сдвоенных пилястр, а также в поясах крепости облицовка с изразцами. Изразцы богаты и многообразны (дошли частично). В декоративном украшении храма большое место занимает рельеф. Стоит отметить украшение восточного фасада, в основе которой лежит система из пяти декоративных люстр. В подкупольном пространстве включены треугольные ниши, а в центральной части расположены веерообразные лучи с дисками на краях. Мастерски используется полихромический эффект. На основном - песочного цвета фоне у алтаря выделяются собранные ярко красные изразцы, которые выделены богато украшенными горизонтальными поясами. У западной части фасада один большой, богато украшенный пояс, который занимает большую часть стены. Композицию фасада завершает трехфигурный рельеф - восседающий на троне Спаситель с ангелами по бокам.

Светицховели является основополагающим храмом в стиле архитектуры средневековой Грузии. Старых росписей не сохранилось, а присутствующие - XVI, XVII и возможно XVIII веков (восстановлены в XIX веке). Наиболее интересны фрески XVII века (под куполом), эпизоды которых повествуют о принятии христианства Грузией (руководитель росписи - художник Григорий Гулджаварасашвили).

Во внешней части много изменений: часть фасада и подкуполье (которые отличаются зелёным цветом облицовки) принадлежат началу XV века (реставрировано Александром I Великим после нашествия Тамерлана), некоторые рельефные изображения перенесены, хотя эти реставрации не нарушили основные формы и пропорции храма.

    Продольный разрез

Грузия - это не только старинные крепости, фантастические горы, бескрайние долины, ласковое море, хмельное вино и сытная еда, но еще и уникальные христианские святыни, которые не менее интересны для многих туристов. И не только потому что это места веры, но и потому что монастыри и церкви невероятно красивы и являются значимыми архитектурными памятниками. Одно из мест, где можно познакомиться сразу с тремя интереснейшими храмами - Мцхета, небольшой аутентичный городок недалеко от Тбилиси.

Думаю, только ленивый турист, приехавший в столицу Грузии, не доберется до Мцхеты, ведь ехать до нее всего минут двадцать, а эмоций и впечатлений можно увезти на миллион. Кроме прогулок по живописному и по-грузински уютному городу, ждет встреча с храмами Светицховели , Самтавро и Джвари , у каждого из которых своя история и своя уникальная красота. Равнодушных точно не останется, особенно среди людей верующих. Те, кто к последним себя не относит, могут насладиться здешними достопримечательностями исключительно как памятниками архитектуры и проникнуться атмосферой спокойствия и умиротворения.

Что такое Мцхета?

Глядя на карту видно лишь, что Мцхета - это малюсенький городок чуть севернее Тбилиси, расположившийся в месте слияния двух рек - Куры и Арагвы. Попадая в него, оказываешься скорее в деревушке, даже близко не похожей на оживленный город. Казалось бы, что может быть в нем особенного? Однако, несмотря на свои малые размеры, это место имеет огромное значение не только для самих грузин, но и для всех не безразличных к истории людей в целом.

Начнем с того, что это один из самых древних городов Грузии. Только представьте, он был основан аж в пятом веке до новой эры. Основал его никто иной, как один из потомков небезызвестного Ноя - Мцхетос (понятно откуда название, да?), со временем перенесший сюда столицу Древней Грузии. Вот вам и деревушка.

На сегодняшний день на территории Мцхеты находятся несколько старейших и самых важных церквей, одна из которых даже занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ими-то как раз и знаменита Мцхета - Джвари, Самтавро и Светицховели. Последний, кстати, считается духовным символом Грузии, так что съездить сюда точно стоит.

Кроме того, в 2010 году была проведена реконструкция центральной части города и здесь стало очень чистенько, мило, уютно и фотогенично.

Схема Мцхеты с достопримечательностями:

Кафедральный собор Светицховели

Мы с Андрюсиксом приехали в Мцхету после обеда. Первым нас встретил степенный и важный собор Светицховели - главный и самый большой из трех, которыми может похвастаться город. Кстати, как раз он входит в список Всемирного наследия, как самое большое здание из сохранившихся на территории Грузии исторических памятников. С его осмотра мы и начали.

Светицховели (название переводится как «Животворящий столп») - это огромный христианский храм, который на протяжении долгого времени считался и считается главным собором всей Грузии, ведь именно он является колыбелью христианства для здешних земель. Первоначально здесь была церковь, возведенная из дерева кедра, который вырос на месте захоронения хитона или ризы Иисуса Христа, привезенного из Израиля одним из жителей Мцхеты. Ствол этого самого кедра был не простым, а буквально-таки волшебным - излечивал людей, мироточил и т.д., за что и был прозван «животворящим столпом». В одиннадцатом веке вместо старой церкви был построен каменный храм, которым мы и любуемся сегодня. Кедровый столп, кстати, сохранился и является центральной святыней и достопримечательностью кафедрального собора.

Внешнее убранство Светицховели

Снаружи храм рассматривать не менее интересно, чем изнутри, потому как местами он украшен барельефами и прочими интересными мелочами. Да и просто в хорошую погоду все выглядит очень живописно в окружении зелени, да под куполом синего неба.

Снаружи все рассмотрели, отправились изучать внутреннее убранство. Прежде всего на входе пришлось ознакомиться с церковным кодексом. Соблюдать его полностью, как оказалось, не обязательно. К примеру, женщин в брюках пускают (среди туристов такие частенько встречаются), фотографировать без вспышки тоже можно.

Внутреннее убранство Светицховели

Честно говоря, для нас, людей не слишком сведущих, почти все церкви внутри выглядят одинаково, и Светицховели не стала исключением, поразив, разве что, своим размером.

Схема храма Светицховели:

Время работы: с 8:00 до 20:00.

Церковь Самтавро

Комплекс Самтавро, в состав которого входит Самтавро-Преображенская церковь и действующий женский монастырь - это сосед Светицховели, они находятся друг от друга буквально через пару улиц. Казалось бы, зачем такому маленькому городку, как Мцхета, две такие большие церкви, да еще и совсем рядом? Все дело в том, что правящий некогда царь Мириан, известный тем, что возвел христианство в ранг государственной религии Грузии, считал себя недостойным входить в стены Светицховели и для себя и простых граждан возвел церковь Самтавро. После его правления она не единожды разрушалась и восстанавливалась вновь, пока не приобрела в одиннадцатом веке свой современный облик.

Внутри церкви хранится много святынь, ключевые из которых, пожалуй, могилы царя Мириана и его жены Наны, а также часть животворящего столпа.

Схема храма Самтавро:

Время работы: с 8:00 до 20:00.

Монастырский храм Джвари

Джвари - очередная «жемчужина» Мцхеты и самый живописно расположенный храм. Он находится на возвышенности и с его территории открывается великолепный вид на город и слияние рек Кура и Арагви. Жаль, что узнали мы это из чужих рассказов и увидели на чужих фотографиях, так как сами к Джвари не поднимались, а зря. Почему, спросите вы? Да потому что Грузия - коварная страна и выпитое накануне вино может испортить все планы, вызволив из потаенных глубин невероятное чувство лени, которое и захлестнуло нас в день визита в Мцхету.

Поначалу мы хотели дойти до Джвари пешком, потому как цена в 20 лари, которую просили таксисты за поездку к храму, показалась нам не слишком демократичной. Однако, чтобы добраться до храма, нужно было найти мост, перебраться через реку, забраться на гору - и все это под палящим солнцем. Сей наполеоновский план мы осуществить так и не решились. Вам же желаем там побывать.

Храм Джвари построен на том месте, где царь Мириан установил большой деревянный крест сразу после принятия христианства. Собственно, и название переводится не как иначе, как «Крест».

Схема храма Джвари:

Время работы: с 9:00 до 19:00.

Что еще посмотреть в Мцхете и неподалеку

Археологический музей Мцхеты - работает со вторника по воскресенье, с 10:00 до 17:00, вход стоит 3 лари. В музее представлена коллекция археологических находок с территории Мцхеты.

Антиохийская церковь - не слишком интересная, но тем не менее достопримечательность. Внутри можно увидеть фрагменты сохранившихся старинных фресок.

Городище Армази - место также не слишком зрелищное, но если уж вам интересны достопримечательности Мцхеты, и вы хотите увидеть их как можно больше, то заглянуть можно. Кроме того, говорят, отсюда открываются неплохие виды. Находится городище на правом берегу Куры (смотрите карту в конце статьи), для посещений открыто круглосуточно.

Познавательных вам прогулок по Мцхете, дорогие читатели!

Шеболдасик и Андрюсикс

Как добраться от Тбилиси до Мцхеты и обратно

Самые простые способы добраться из Тбилиси в Мцхету - это воспользоваться маршруткой, такси или арендованным автомобилем. Можно также доехать на поезде, но я этот вариант не рассматриваю, потому как он, на мой взгляд, не самый удобный. Расскажу про первые два варианта, как самые популярные среди путешественников.

Тбилиси-Мцхета на маршрутке

Мы добирались до Мцхеты именно этим способом.

  • Нужно доехать до станции метро Дидубе (Didube).
  • После выхода из метро следует спуститься в подземный переход и идти в сторону рынка. Если засомневаетесь, спросите у любого встречного, как дойти до места, откуда можно уехать в Мцхету, вам обязательно подскажут.
  • Пройдя рынок насквозь вы окажетесь на автостоянке, откуда и отправляются маршрутки.

Место отправления маршруток из Тбилиси в Мцхету:

Время отправления маршруток из Тбилиси в Мцхету: с 7:30 до 20:30, каждые 15 минут.

Стоимость проезда: 1 лари, касса находится по левой стороне и оплачивать проезд нужно именно в ней, водитель деньги по дороге туда не берет.

Время в пути: около 20 минут, максимум полчаса.

Так выглядит автостанция в Тбилиси рядом с метро Дидубе:

Так выглядят маршрутки, курсирующие между Тбилиси и Мцхетой - обычная Газелька:

Из Мцхеты в Тбилиси можно уехать с остановки маршруток неподалеку от Археологического музея. Курсируют они с 7:30 до 20:00, стоимость та же, оплата производится водителю. Если заблудитесь, также спросите у местных, вам подскажут, где искать транспорт.

Место отправления маршруток из Мцхеты в Тбилиси:

Тбилиси-Мцхета на такси

Еще один распространенный вариант, которым туристы, не любящие сюрпризов и поисков, предпочитают добираться из Тбилиси в Мцхету - такси.

Читатели нашего блога делились в комментариях следующей информацией, цитирую:

«Мы в Тбилиси на метро доехали до станции Дидубе, думали на маршрутке, спросили таксиста где касса. Он всё подробно объяснил и предложил свои услуги всего за 30 лари (до Мцхеты, к каждому храму их 3-и, обратно, везде ждёт). Решайте сами маршрутка до Мцхеты 1лари +1 обратно +15 до храма Джвари - это чуть дешевле, но меньше комфорта, обратно маршрутку можно долго ждать. Если кого заинтересует телефон (таксиста) -- Мераб (взрослый мужчина) +995 557 57 73 35. Были в конце марта 2015. Рекомендую.»

«Я, в свою очередь, тоже хотела бы порекомендовать таксиста, с которым мы познакомились этим летом во время поездки в Мцхету. Вдруг кому пригодится. Зовут его Зураб. Замечательный человек, совершенно нам не докучал никаким образом, рассказывал очень интересно, посмотрели с ним и Мцхету, и Джвари, и все окрестности, взял всего 30 лари за троих. Пожалели, что в тот же день переезжали в Батуми, так как уж очень заманчивым выглядело его предложение свозить нас на следующий день в Кахетию. Но мы обязательно приедем в Грузию ещё! В общем, очень советую! (Его координаты: 995 593 17-05-83 и 995 568 81-51-91), вы не пожалеете.»

Думаю, все понятно: такси от Тбилиси до Мцхеты и обратно с заездом во все три церкви обойдется в 30 лари , даже парочка контактов имеется))

Жилье в Мцхете и Тбилиси

Обычно туристы ездят в Мцхету в рамках экскурсии одного дня из Тбилиси. Однако, есть немало желающих отдохнуть от суеты больших городов и остановка в Мцхете - отличный вариант провести некоторое время в тихом уютном городке на берегу реки в окружении фантастических пейзажей. Именно поэтому в разделе «Жилье» я дам ссылки на варианты апартаментов, домов, отелей и гестхаусов не только в Тбилиси, но и в самой Мцхете, вдруг, вы как раз из числа тех, кто захочет провести здесь денек-другой.

Жилье Airbnb

Для тех, кто любит домашний уют даже в путешествиях, отлично подойдут предложения, которые можно найти на сайте Airbnb . Это ресурс, на котором хозяева напрямую предлагают в аренду свое жилье (комнаты, квартиры, дома, виллы). Мы там не раз находили отличное жилье по соотношению цены и качества и всегда оставались довольны.

Несколько конкретных вариантов жилья в Мцхете от Airbnb (комнаты, дома, виллы):

  • Вариант №1 - Уютный дом в Мцхете за $40 в сутки →
  • Вариант №2 - Весь второй этаж в доме рядом с Самтавро за $35 →
  • Вариант №3 - Апартаменты с террасой напротив Светицховели за $50 →
  • Вариант №4 - Дом с 2-мя спальнями на берегу реки Куры за $25 →
  • Вариант №5 - Большущий дом с 3-мя спальнями за $259 →
  • Вариант №6 - Комната в частном доме + завтрак за $40 →
  • Вариант №7 -



Первая столица Грузии. Место с древних времен обжитое людьми. Основан во второй половине 1-го тысячелетия до нашей эры. Как и любое подобное место овеяно мифами и легендами. Об одной и хочу рассказать. Это связано с Патриаршим собором Светицховели. Он является центром притяжения, хотя во Мцхете есть еще много исторических и архитектурных памятников. Фото сделано из окна машины, на ходу, так что не очень качественное.


А начиналось все еще со времен распятия Иисуса. Легенда гласит, что житель Мцхета Элиоз -по одной версии он был раввином мцхетской общины евреев, по другой - служил солдатом в Иерусалиме и присутствовал при распятии Иисуса. Об этом написано в священном писании: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин. 19, 23-24; ).
Выкупил раввин Элиоз эти одежды или они ему достались по жребию, наверно уже не важно. Когда Элиоз вернулся домой, отдал Хитон своей сестре Сидонии, которая приняла христианство. Согласно легенде, как только Сидония взяла в руки Хитон Господен и прижала его к груди, сразу испустила дух. Как ни пытались освободить Хитон из ее рук, так и не смогли, поэтому и похоронили ее вместе с ним.
На месте могилы Сидонии вырос роскошный ливанский кедр. Сюда приходили страждущие и с ними происходили чудеса, больные исцелялись. Первый христианский государь Грузии Мириан решил воздвигнуть церковь над могилой Сидонии. Кедр срубили и вырезали из него семь колонн. Шесть колонн установили в церкви, а седьмая повисла в воздухе. Как ни пытались ее опустить, ничего не получалось. Тогда Святая Нино, просветительница Грузии молилась всю ночь и Столп без прикосновения руки людской встал на место. Посмотрите этот сюжет изображен на двери в храм Светицховели.


Этот столп мироточил, а миро излечивало больных. Так храм получил свое название Свети- Цховели Животворящий Столп. Первая деревянная церковь не сохранилась. На ее месте, благочестивый царь Вахтанг 1 Горгасали выстроил базилику, верхние устои которой были обнаружены при раскопках. Их оставили для всеобщего обозрения. Вот тут они видны, под стеклом.


Но и эта базилика не сохранилась до наших дней. В 11 веке, по велению Каталикоса Грузии Мелкиседека на ее месте был построен великолепный храм, под руководством зодчего Арсукидзе, которым мы можем любоваться сейчас.

Есть еще одна легенда, подтверждение которой можно увидеть на стене храма. Это рельеф руки держащей угольник. Надпись гласит- "Рука раба божьего Арсукидзе. Помяните." Согласно преданию, учитель великого архитектора позавидовал успеху своего ученика и оговорил его, за что ему отсекли правую руку. Согласно второй легенде, руку отрубили по велению царя, чтобы архитектор не смог больше построить такой же великолепный храм. Об этом рассказывается в книге грузинского классика Константине Гамсахурдия " Правая Рука Великого Мастера".



Животворящий столп находится в центре современного храма над ним построена каменная сень, которая расписана фресками.


Фрески иллюстрируют историю Хитона Господня и самого Столпа.






Еще одна интересная деталь в росписи арки, вокруг Животворящего Столпа, это широко известное в кругах уфологов изображение "летающих тарелок" НЛО с " лицом в иллюминаторе".




В храме столько мистического и загадочного, есть фреска, которая изображает астрологическое колесо, что вообще не совместимо с христианством.


Перед алтарем захоронены грузинские цари, в том числе Вахтанг Горгасали, Ираклий Второй, Георгий 12.




В южной части комплекса находится небольшой каменный храм, который является копией часовни Гроба Господня в Иерусалиме. Его построили в начале 14 века, чтобы отметить, что храм Светицховели является вторым местом в мире, где лежат одежды Христа.




Кроме хитона, в соборе, в сокровищнице хранилась и Риза Господня. Теперь она находится в России. Вот информация об этом:
Персидский шах , по настоянию русского посла, прислал ризу в царю . В прилагавшемся письме шах извещал, что он, покорив Грузию, обрёл ризу в ризнице митрополита, сокрытую в кресте.
Патриарх собрал о ней достоверные сведения, после чего она была торжественно положена в великолепном ковчеге, в московском , и установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней, 10 июля (по ), служба для которого составлена , (Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве ).
Часть Ризы хранилась в киевском , две части — в Санкт-Петербурге (одна — в церкви Спаса нерукотворенного образа, находящейся в , другая — в соборном храме ). На Западе существует предание, что Риза Господня первоначально найдена была царицей в Палестине, перенесена в и в 328 году положена в . Предание это появляется только в 1196 году, а народное почитание ризы установлено в 1512 году. Возможно, речь идёт о разных частях Ризы.
В 2002 году одна из частей ризы была найдена в научным сотрудником Еленой Бурдаковой. В 2004 году она была передана и положена для поклонения в . С 1 декабря 2007 года находится в .
Вот за этой дверью и находилась сокровищница. Тут есть святой источник.









В храме сохранились каменные купели, в которых крестили грузинских Царей.



Большая фигура Христа у алтаря, была нарисована русским художником в 19 веке.



В храме много потайных окон, комнат и переходов, куда туристов не пускают, а очень хотелось бы там побывать. Для меня это не менее интересно!




На внешних стенах храма сохранились лепные украшения, барельефы в виде виноградных лоз, что можно увидеть во многих храмах Грузии. Есть барельеф в виде бычьих голов, они еще со времен Вахтанга Горгасали, основателя Тбилиси.








А теперь просто полюбуемся видами храма, двора, колокольни и крепостной стены.














Откопанные при археологических исследованиях древние кувшины для вина - квеври.



Этого милого ягненка, принесут в жертву. Жалко, но что поделать древняя традиция.







А провожают и встречают посетителей, вот эта милая пара голубков. Они живут над воротами в храм.


Если не устали, немного видов за пределами Храма Светицховели.
















Улица названа в честь зодчего Арсукидзе.










Прощальный вид на Джвари. Экскурсия окончена. До следующих встреч!


Светицховели дословно означает «животворящий столп», «свети» по-грузински – столп, «цховели» – животворящий (чудотворный) в переводе с грузинского языка. Как вы уже догадались, речь пойдёт о кафедральном соборе . Он расположен в древнем городе Мцхета , в долине на слиянии священных рек Кура и Арагви, принадлежит Грузинской православной церкви, его история исчисляется целым тысячелетием!












Первые упоминания в летописях об этом соборе относятся к началу 11-го века, когда католикос Мелкиседек I (высшее духовное лицо Грузии) на месте полуразрушенной базилики, возведённой ещё в V веке грузинским царём Вахтангом I Горгасалом, распорядился построить обновлённую церковь (в 1010 г.).

Храм был возведён в виде крестово-купольной церкви, имеющей три нефа и четыре столпа (внутренние колонны), на которые опирается центральный и единственный купол. Авторство принадлежит известному грузинскому зодчему Арсакидзе (имеется соответствующая надпись на фасаде здания). Собор имеет форму удлинённого прямоугольника, вытянутого с запада на восток, «плечи» креста направлены по сторонам света. Храм возведён согласно канонам основополагающего архитектурного стиля Грузии Средних Веков и окружен крепостной стеной (по распоряжению Ираклия II).

Светицховели считается самым большим архитектурным памятником Грузии из полностью сохранившихся и внесен в список Всемирного наследия, находится под охраной UNESCO. Здесь проводили коронации грузинских царей, здесь же они находили свой покой. Собор был выбран для интронизация католикоса. Особую ценность и значимость для христианского православного мира представляет риза Иисуса Христа (бесшовный хитон – одежда, облачение).

Согласно преданию, этот бесшовный хитон привезли в Иверию (старинное название Грузии) грузинские евреи Лонгиноз и Элиоз, которые присутствовали при распятии и активно протестовали против неправомерного суда Синедриона, теперь она хранится в Мцхетском Патриаршем соборе Светицховели .

Каждый год 14 октября на территории Грузии все православные отмечают праздник Хитона Христова , существует два грузинских названия этого празднества – Мцехтоба и Светицховлоба . В этом же соборе состоялось грандиозное событие исторического масштаба – крещение первого христианского грузинского царя Мириана, он провозгласил христианство национальной религией и запретил поклонение символам язычества. С тех пор в той же самой купели, где царь принял крещение и православную веру, по сей день проводят этот знаменательный обряд.

Собор получил название в соответствии с преданием о том, что на месте сохранения хитона вырос кедр. Есть две версии события: захоронение ризы в могиле праведницы Сидонии (у основания храма) и хранение её в сокровищнице. Сидония – сестра Элиоза, которая скоропостижно умерла, узнав о казни Христовой. Местными жителями было подмечено целебные свойства этого кедра: многие больные животные, которые пробовали листья кедра, самым чудесным образом исцелялись.

Жена царя Мириана Нина обратилась с особой просьбой к своему мужу о том, чтобы на месте могилы-захоронения праведницы Сидонии воздвигнуть храм. Из кедра изготовили семь колон, однако одну из них не удалось никому сдвинуть с его места, более того, она стала мироточить целебными благовониями. Этот удивительный столп и прозвали животворящим.

Вторая по важности святыня собора - милоть (овчинная одежда с мехом наружу) Св. пророка Илии , которую он передал ученику перед своим восхождением ввысь. Упомянутая Святыня сначала хранилась у грузинских евреев, принявших Христа. Местонахождение милоти – в правой части церковного алтаря.

Ещё одна святыня Светицховели – частичка мощей Св. Андрея , который проповедовал здесь 1-м веке (хранится в правом приделе).
В настоящий момент Собор имеет великую значимость для паломников и ценителей средневекового зодчества. Это, пожалуй, самая важная в окрестностях Тбилиси, куда отправляются туристы в первую очередь во время своего .

Посмотрите видео воздушной съемки храма.