Площадь кампо дей фьори. Площадь кампо-деи-фьори Кампо деи фиори

September 10th, 2010

На самом севере Венецианского Каннареджио, рядом с гетто, находится старая площадь Кампо Деи Мори.


Когда то на месте палаццо Мастелли были Fondaco degli Arabi - арабские склады- эо было время активной торговли Венецианской республики с востоком. Именно отсюда пришло имя площади- Деи мори- площадь мавров.

Есть и другое объяснение- палаццо Мастелли принадлежало трем братьям, удачливым коммерсантам, которые приехали в Венецию из Мореа в 1112 году. Мореа- Пелопоннес (хотя иногда говорят Кипр). В Венеции они взяли фамилию Мастелли, их настоящее фамилии никто не знал, и по имени места, из которого они прибыли, площадь стала площадью Мореи- со временем название сократилось до Мори.

Несколько веков палаццо принадлежало семьи Мастелли, но странное событие впервые случилось в 1757 году- когда в Палаццо жил нотариус Пьетро Предзато. Неожиданно во всех комнатах палаццо раздался звон находящихся в палаццо пятиколоколов, это повторялось несколько вечеров подряд в один и тот же час- приход местного священника не помог.Был вызван даже экзорцист, который также не смог изгнать якобы вселившегося в палаццо духа.

С тех пор, хотя прошло ни одно столетие, из палаццо неожиданно начинает доноситься музыка и голоса, через некоторое время все стихает. Народ говорит, чтоэто возвращаются из очередного призрачного походадухи древних торговцев и празднуют удачные торговые сделки.

Ещё одно интересное предание связано с палаццо- на фасаде, выходящем на канал находится барельеф, изображающий торговца с верблюдом.


Говорят,торговец и его верблюд исчезают один раз в году- в полночь на Богоявление- чтобы возвратиться на место на следующее утро. (Богоявление связано с явлением Христа язычникам- волхвам с востока- может быть, поэтому и уходит восточный маг по таким важным делам?)

На самой площади стоит три каменных фигуры братьев Мастелли- Риоба, Санди и Афани, четвертый брат- Сьор Антонио Риоба,(имя выгравировано на поклаже, которую фигура несет на плечах).

Пусть Господь превратит мою руку в камень!- воскликнул Рьоба. К братьям, известным в Венеции торговцам, о которых шла также дурная слава как об обманщиках и невеждах, но доказательств никто предъявить не мог, все оставалось на уровне слухов, перешептываний-пришла женщина, которая попросила продать её ткани. Они рассказала, что после смерти мужа её достался магазинчик в самом центре Венеции и теперь её придется самой им управлять. Рьоба обрадовался- он понял, что женщина ничего не понимает, и её можно вручить дешевую ткань плохого качества под видом дорогой- потом их никто не сможет упрекнуть- всегда можно сказать, что женщина сама захотела купить именно эту ткань. Он подмигнул братьям- и увидел, что они сами уде потирают руки, предвкушая удачную сделку.

Это прекрасная ткань, покупатели будут выстраиваться в очередь в ваш магазин- заверял он женщину, подсовывая ей дешевку- пусть Господь превратит мою руку в камень, если я обманываю! -

Пусть будет так- ответила женщина и протянула Риобе монеты- как только он взял их в руку- монеты превратились в камень, и рука стала каменеть- братья замерли с ужасом на лице- но один за другим как и Риоба, стали превращаться в камень.

Лжецы и преступники, вы превратились в три каменных статуи- которыми вы и были всегда, не имея ничего человеческого- сказала Святая Магдалена, а это была она.

Нашли три каменных статуи пришедшие на следующий день работники. Все сразу поняли, что это братья Мастелли, которые окаменели в наказание, но позднеестали говорить, что братья исчезли бесследно, аскульптуры всегда украшали здание.

Уже ни один век каменная статуя Риобы плачет в феврале, когда дни становятся холоднее, чем камни. Говорят, если в это время приложит руку к груди статуи, можно услышать, как бьется её сердце.

И последняя легенда квартала…совсем рядом находится дом известного художника, Якопо Робусти по прозвищу Тинторетто. Это дом № 3399 на Фондамента Деи Мори. Прозвище прилипло к художнику, потому что его отец был красильщиком на фабрике.

У Тинторетто было 4 дочери, одна из них. Оттавия, унаследовала отцовский дом, две других- Алтурия и Перина, ушли в монастырь, именно от них стала известна эта история. А касается она четвертой, старшейдочери, Марьетты.

Как-то маленькая Марьетта шла в церковь Мадонна дель Орто на первое в своей жизни причастие, дети должны были ходить в церковь 10 днейна утренние службы, прежде чем получить причастие.

В самое первое утро на пути в церковь Марьетта встретила старую женщину, которая спросил, куда девочка идет. Марьетта объяснила. Ты бы хотела стать такой, как Мадонна?спросила старуха.

Не смейтесь надо мной, это невозможно!

Это вполне возможно, ответила старуха- я научу тебя, что надо делать. Вместо того, чтобы читать молитву, держи во рту просфору, потом спрячь ей в одежде и когда ты вернешься домой, спрячь в тайном месте. Когда ты сделаешь так 10 раз и соберешь 10 просфор, я приду и объясню тебе, что надо делать.

Девочка так и сделала. Несколько дней она приходила домой, и складывала просфоры в коробочку, которую потом опять зарывала в саду. Но спустя несколько дней собаки разрыли грядку и коробочка была вытащена на поверхность. Марьетта призналась во всем отцу. Тинторетто, несмотря на глубокую религиозность. Хорошо знал истории, которые рассказывали в Венеции о ведьмах- это был один из способов рекрутировать юных девочек и превращать их в ведьм.

Он решил никому об этой истории не рассказывать,но приготовил большую липовую палку и велел дочери на 10 день ждать женщину у входа и пригласить войти в дом.

Просфоры он велел дочери незаметно положить около алтаря- чтобы священник подумал, что их случайно потерял служка.

Как только ведьма вошла, она получила хороший удар липовой палкой.Но она тут же превратилась в кошку и увернулась - она бросилась дальше в дом, перескакивая с мебели на стены, занавеси. Но очень скоро ведьма поняла, что все потеряно и она не сможет совершить обряд. Тогда она превратилась в черное облако, которое скользнуло ко внешней стене палаццо.В стене возникло отверстие, через которое ведьма ускользнула. Больше никто её никогда не видел. Тинторетто на всякий случай перестраховался- чтобы ведьма не смогла вернуться в дом, он установил на месте отверстия небольшой алтарь с изображением Геркулеса.

Вот такие истории гуляют вокруг небольшого венецианского квартала…

А реальность иногда преподносит такие истории, что через некоторое время они сами превратятся в легенды…

В ночь с 30 апреля на 1 мая этого года потерялась голова Риобы… Ночи в этом квартале пустынные, темные…

Около двух часов ночи неподалёку - буквально в ста метрах, кто-то разбил стекло остерии Rioba . Хозяин выскочил на улицу проверить что и как. И он утверждал, что, возвращаясь домой, голову на Риобе видел. "Проходя мимо, я всегда смотрю на Риобу", - рассказывал он местным журналистам. А вот утром головы уже не было!

Пропажу обнаружили около восьми утра две французские туристки, спозаранку пришедшие на кампо. А никто из местных и не обнаружил, что статуя потеряла свою голову!

Туристки поинтересовались у кого-то из местных- а где, собственно, голова? Тут скандал и разразилая.Набежали хурналисты и полиция. На четвёртый день - опять же около восьми утра, голова нашлась. 43-летний l "operatore ecologisto di Veritas - двоник по нашему :) Стефано Скарпа, что метёт округу с 17-ти лет, обнаружил голову в пластиковом мусорном пакете в 400 м от обезглавленной статуи.

В утренних новостях местного телевидения эта новость стала главной, а дворник- настоящим героем дня. Высокопоставленный чиновник из мэрии лично пожал руку экологическому оператору под вспышки фотокамер. Главный полицмейстер славил поступок патриота города.
Теперь обещали голову вернуть на место- кто будет в этих краях- поделитесь, я в ближайшее время в Венецию не попаду.

И- история Кампо будет неполной без истории церкви. Имя своё церковь, ранее посвященная Святому Христофору, получила новое имя- Мадонна дель Орто- или ещё Санта Мария Одорифера - после того, как в близлежащем огороде была найдена старинная статуя Пресвятой Девы, которой приписывались чудесные свойства.

Она была построена в 1300 году Фра Тиберио Да Парма, главой Ордена Униженных“Himiliated ” (Umiliate ), и перестроена в 15 веке, когда возникла угроза её разрушения, сейчас она считается одним из лучших экземпляров венецианской готики.

В церкви покоится прах Тинторетто, его сын Доменикои дочь- та самая Марьетта, которую Тинторетто спасал от ведьмы.

В 14 веке недалеко от Мадонны дель Орто находилась мастерская скульпторов ЯкобеллоПьетро Паолоделле Мазенье, которые с юным Паоло, сыном Якобелло, выполняли работы для Палаццо Дожей, Фрари и базилики Сан Марко. Легенда связана с младшим из скульпторов.

Если внимательно посмотреть на церковь, то видно, что в 12 нишах стоят фигуры апостолов.

По традиции, фигура Иуды, присутствовавшего на Тайной Вечере, всегда в произведениях искусства заменяется фигурой святого Матфея. Но так было не всегда.

В 14 веке существовало много альтернативных религиозных течений и множество сект, поклонявшихся дьяволу. В одну из них, в тайне от отца и дяди, входил юный Паоло.

Дьявол оценил талант мастера, и предложил ему стать создателем своего царства на земле. Ключевым местом была выбрана церковь Святого Христофора (мадонна дель Орто), куда должны были собраться демоны и злые духи.

Для этого дьявол дал Паоло одну из 30 монет, полученных Иудой за предательство Христа. На монете до сих пор сохранились капли крови Иуды.

В тайне от отца и дяди Паоло должен был вложить монету внутрь одной из скульптур апостолов и придать его лику черты Иуды. Так он и сделал.

Вскоре у церкви в Страстную пятницу должна была состояться процессия Страстей Христовых. Роль одной из Святых в процессии играла девушка, также вошедшая в историю Венеции. Двенадцатилетняя Изабелла Контарини пролежала 15 дней в коме из-за тифозной горячки. И не только полностью выздоровела, но обрела способности связи с потусторонним миром. Видя внутреннюю ауру человека она предсказывала будущее.

В середине процессии Изабелла вдруг закричала- «Что, ты больше не боишься святых мест, Сатана? Ты думаешь. Что сможешь противостоять воле Господа и вере людей Его?».

Толпа застыла в изумлении, а Паоло, сразу догадавшись, в чем дело, бросился к девушке- но замер, не в силах двинуться, так как сориентировавшийся в ситуации молодой дьякон окропил его святой водой.

И тут потемнело небо и поднялся сильный ветер, Паоло упал без сознания, и дьявольскиё дух вышел из него. Очнувшись, юноша не помнил ничего из случившегося.

А статую оставили в покое- она никому уже не могла причинить вреда.

Но в Венеции говорят, что раз в год, в Страстную Пятницу, фигура иуды исчезает из ниши- она отправляется на кровавое поле Иерусалима, земли, купленные когда то Иудой, где в эту ночь должны собраться все 30 серебренников Иуды. Фигуру в ночном путешествии сопровождают статуи Веры и Справедливости, которые обычно находятся на крыше церкви. Утром же все возвращается на свои места. (Фото не мои)

Пантеон, Кампо деи Фьори, Гетто, пьяцца Навона

Продолжаем исследовать исторический центр Рима. Центральный объект этой экскурсии – Пантеон (Pantheon), одна из самых главных достопримечательностей Вечного города. Но «Пантеоном единым» мы не ограничимся. Нас ждет пьяцца Навона (piazza Navona) и ее знаменитые фонтаны – удивительное место, где, как кажется, проблем и забот этого мира просто не существует, а есть только легкость и спокойствие, легкомысленное наслаждение жизнью во всем ее великолепии. А кроме этого, многочисленные церкви, дворцы и другие объекты, расположенные в этом районе.

Центр Рима – это один большой памятник античных времен. Но все памятники той эпохи, в той или иной степени, представляют собой руины. Пантеон же – единственный памятник такого масштаба, сохранившийся до наших дней нетронутым.

Первый храм на том месте, где находится Пантеон, был построен в 27 году до н. э. на средства Марка Випсания Агриппы – знаменитого полководца и друга императора Октавиана Августа. Сам Агриппа хотел назвать храм в честь императора, однако тот, стремясь подчеркнуть определенную демократичность своего правления, не разрешил. После этого храм и получил название Пантеон, слово это – греческого происхождения и означает «храм всех богов». По этому поводу историк Дион Кассий писал: «Называется этот храм так, быть может, благодаря изображениям многих богов на пьедесталах статуй Марса и Венеры. Я же думаю, что храм имеет вид фолоса (греческого купольного погребального храма. – Авт.), напоминающего небо».

В 80-х годах н. э. Пантеон сильно пострадал во время пожара, затем – и от удара молнии. Храм находился в плачевном состоянии. При Домициане он был частично восстановлен, в 118–128 годах – во времена правления императора Адриана – полностью перестроен. Кто был автором проекта Пантеона – достоверно неизвестно. Многие исследователи склоняются к мысли, что Пантеон – творение известного скульптора Аполлодора Дамасского, а некоторые историки, ссылаясь на античных авторов, самого императора Адриана, который, как известно, очень интересовался архитектурой. Правда, последняя версия все же кажется маловероятной.

В отличие от большинства своих «коллег»-императоров, нередко писавших свое имя на чужих зданиях, Адриан не стремился к подобного рода сомнительной славе. На фасаде нового Пантеона он приказал восстановить старую надпись: «Марк Агриппа, сын Луция, консул в третий раз, соорудил».

В архитектурном плане Пантеон представляет собой круглое сооружение, увенчанное куполом. Купол снаружи кажется плоским, а внутри занимает почти половину высоты храма, он поднимается над ротондой на 22 м, так что высота здания почти равна внутреннему диаметру ротонды и достигает 42 м. Купол и ротонда, безусловно, относятся к шедеврам античной строительной техники: массивная конструкция выполнена из монолитного бетона, и только нижняя зона купола армирована кирпичными арками. В зависимости от высоты купола варьировался состав бетона: в нижних зонах наполнителем служила твердая травертиновая крошка, в верхних – крошка туфа и легкой пемзы. Просторный портик Пантеона (его ширина – 30 м, глубина – 14 м) поддерживают 16 коринфских колонн, поставленных в два ряда, сделанных из монолитного египетского гранита и греческого мрамора.

Роскошно выглядел и интерьер Пантеона. В стенах, покрытых мраморной облицовкой, были сделаны ниши для статуй. Пол Пантеона вымощен плитами из мрамора, порфира и гранита. Окон в здании нет, и при этом оно обладает настолько хорошей естественной вентиляцией, что даже после очень сильного дождя в нем абсолютно не ощущается сырости.

«Пантеон имеет одно большое преимущество: достаточно двух мгновений для того, чтобы проникнуться его красотой. Вы останавливаетесь перед портиком, делаете несколько шагов, видите храм – и все кончено. Иностранцу довольно только что мною сказанного: ему не нужно других объяснений. Он будет восхищен соразмерно степени художественного чувства, какою одарило его небо. Мне кажется, никогда еще я не встречал человека, который бы не испытал хоть какого-нибудь волнения при виде Пантеона».

Стендаль

В начале III века, при Септимии Севере и Каракалле, Пантеон был частично отреставрирован, о чем гласит вторая, более мелкая надпись. Что ждало Пантеон в дальнейшем? Судьба античных зданий обычно развивалась следующим образом: либо они разрушались варварами и прочими племенами, либо позже просто-напросто разбирались на строительные материалы или же просто, без должного ухода, разрушались от времени. Пантеон – счастливое исключение. Он уцелел во времена упадка империи, а в начале Средневековья, в 609 году, был превращен в христианскую церковь Санта-Мария ад Мартирес (Santa-Maria ad Martyres). Особое значение для всех итальянцев Пантеон приобрел в 1520 году, когда в нем был похоронен великий Рафаэль. Впоследствии в Пантеоне были погребены и другие известные люди, в частности короли Италии Виктор Эммануил II и Умберто I.

В отличие от многих других исторических объектов Рима, вход в Пантеон бесплатный. Он открыт с 8.30 до 19.30 с понедельника по субботу и с 9.00 до 18.00 в воскресенье. Закрыт Пантеон 1 января и 1 мая.

С другой стороны пьяцца делла Ротонда (piazza della Rotonda), на которой находится вход в Пантеон, расположена церковь делла Маддалена (Chiesa della Maddalena). Она была построена в XV веке, в XVII – серьезно реконструирована. Особенность этой церкви – богатый интерьер в стиле рококо, что совсем не характерно для римских церквей.

Осмотрев церковь делла Маддалена, пойдем дальше по виа делле Ротонда (via delle Rotonda), повернем налево на виа делле Коппелле (via delle Coppelle) и дойдем до небольшой площади пьяцца ди Сант-Агостино (piazza di Sant’Agostino). Здесь находится церковь ди Сант-Агостино (Chiesa di Sant’Agostino) – одна из старейших римских церквей эпохи Ренессанса. Она была построена в конце XV столетия, в XVII столетии храм подвергся серьезной перестройке. Главное достояние церкви ди Сант-Агостино – уникальные фрески выдающихся мастеров живописи. Прямо возле входа находится фреска Джакобо Сансовино «Мадонна дель Порто» (она особо почитаема теми, кто мечтает иметь ребенка). Напротив третьей колонны слева находится творение Рафаэля «Пророк Исайя» и еще одна картина Сансовино «Мадонна с младенцем и святая Анна». И наконец, в левом нефе можно увидеть шедевр Караваджо – «Мадонна ди Лорето» (начало XVII столетия).

Пантеон. Могила короля Умберто I

Дальнейший наш путь лежит на виа Корсо дель Ринашименто (Corso del Rinascimento) – улицу, на которой (или рядом с ней) находится целый ряд интереснейших достопримечательностей итальянской столицы. Одна из них – церковь Сан-Луиджи деи Франчези (Chiesa di San Luigi dei Francesi). Эта французская церковь (что ясно из ее названия) была построена в 1510-х годах. Церковь Сан-Луиджи деи Франчези – еще одно место в Риме, где можно увидеть работы гениального Караваджо.

Его фрески, находящиеся в пятой капелле слева, посвящены апостолу Матфею – «Призвание святого Матфея», «Апостол Матфей и ангел» и др.

Рядом с церковью Сан-Луиджи деи Франчези находится Палаццо Мадама (Palazzo Madama) – дворец, в котором сейчас находится резиденция итальянского сената (главный фасад здания выходит на виа Корсо дель Ринашименто). Этот дворец был построен в XVI веке Екатериной Медичи. Позже он стал собственностью Маргариты Австрийской, незаконнорожденной дочери императора Карла V (она была известна также под именем Мадама).

Церковь ди Сант-Агостино

В XVII столетии дворец был реконструирован и расширен, после чего в нем поселился Великий герцог тосканский Фердинанд. А с 1871 года дворец стал местом заседаний итальянского сената. Осмотреть Палаццо Мадама изнутри можно только в составе организованных экскурсий, проводящихся в первую субботу каждого месяца с 10 до 18 часов. Вход свободный, информация по тел.: 06 670 61, или на сайте www.senato.it .

Следующий дворец, расположенный в этом районе, – Палаццо делла Сапиенца (Palazzo della Sapienza) . В этом здании, построенном в 1570-х годах по проекту архитектора Джакомо делла Порта, до 1935 года располагался Римский университет, а сейчас находится Государственный архив Италии. Пройдем дальше по Корсо дель Ринашименто, практически до пересечения с Корсо Витторио Эммануэле II (Corso Vittorio Emanuele II), и выйдем к еще одному дворцу – творению архитектора Бальдасара Перуции Палаццо Массимо алле Колонне (Palazzo Massimo alle Colonne). В 1530-х годах на месте широкой Корсо Витторио Эммануэле II проходила узкая и извилистая улочка виа Папале, так что архитектору пришлось вписывать дворец в участок неправильной формы. С чем он блестяще и справился, для чего ему пришлось пойти на неординарное решение – скруглить фасад, повторяющий изгиб улицы.

Рафаэль . «Пророк Исайя»

Дальнейший наш маршрут несколько отличается от традиционных экскурсионных маршрутов Вечного города. От Палаццо Массимо алле Колонне мы предлагаем вам повернуть не налево, в сторону пьяцца Навона (на которую мы еще обязательно придем), а направо, в сторону виа ди Торре Арджентина (via di Torre Argentina) и дойти до виа Арнеула (via Arneula). Здесь начинается Гетто (Ghetto) – старинный район, где с середины XVI века живет еврейская община города.

Палаццо Мадама

Евреи появились в Италии очень давно, еще во II веке до н. э. Надо сказать, что до XIII столетия их положение было вполне приемлемым. Во времена Империи иудаизм был популярен в Риме, причем не только среди евреев, его принимали многие жители города, в том числе и представители знатных семейств. Ситуация несколько ухудшилась в 1215 году, когда IV Латеранский собор католической церкви принял по инициативе папы Иннокентия III антиеврейское законодательство. Правда, в самой столице Папского государства это законодательство выполнялось гораздо менее строго, чем в других местах.

Слово «гетто» как обозначение замкнутого квартала, где проживает еврейское население, появилось в Италии, а именно в Венеции. В 1516 году участок земли был окружен стеной и объявлен единственной частью города, где разрешалось жить евреям. Находился он вблизи пушечной мастерской, по-итальянски ghetta, отчего и получил свое название.

Такая ситуация сохранялась до середины XVI века. В 1555 году на престол взошел папа Павел IV, питавший особенную ненависть к евреям. В том же году он издал буллу о выселении евреев в специальный квартал, о запрете евреям владеть землей, торговать зерном, а христианам лечиться у еврейских врачей. Участок для гетто был выбран на левом берегу – место постоянно затоплялось, сырость делала его нездоровым. 26 июля 1555 года все евреи Рима были переселены в гетто. Два месяца спустя гетто обнесли стеной (причем евреев заставили оплатить ее строительство). Всю недвижимость, находящуюся за пределами гетто, евреи были вынуждены продать.

13 октября 1870 года, вскоре после объединения Италии в единое государство, королевским декретом были полностью упразднены ограничения по религиозному признаку, и римские евреи стали равноправными итальянскими гражданами. После прихода к власти Муссолини их положение фактически не ухудшилось, но после того как в середине 1943 года в Рим вошли немецкие войска, ситуация резко изменилась.

В 1943 году командующий войсками СС в Риме X. Капплер потребовал от еврейской общины предоставить 50 килограммов золота. В противном случае он угрожал расстрелять двести человек, четверых за каждый не сданный килограмм. Собрать такое количество драгоценного металла за короткий срок жители общины не смогли. Однако к ним пришли на помощь, причем с той стороны, откуда ее меньше всего ждали. Папа Пий XII (он хоть и отказывался публично осудить преследования евреев, но при этом распорядился предоставлять им убежище в монастырях) передал главному раввину Рима 15 недостающих килограммов золота. Правда, переданное золото не спасло евреев Рима от дальнейших преследований.

Сейчас Гетто – это тихий, спокойный район. Главная синагога Рима «Новый храм», находящаяся недалеко от набережной Лунготевере деи Ченчи (Lungotevere dei Cenci), была построена в 1904 году на месте сгоревшего здания, под одной крышей которого размещались пять синагог. Под зданием синагоги находится Еврейский музей, экспозиция которого занимает более 600 м 2 . Посетить его (билет также дает право и на экскурсию по синагоге) можно в понедельник – четверг с 9.00 до 19.00, пятницу – с 9.00 до 14.00 и в воскресенье – с 9.00 до 12.30.

В Гетто, собственно говоря, нет каких-либо выдающихся достопримечательностей, памятников архитектуры. Прогулка по этому району – это, скорее, знакомство с обычной жизнью Рима, далекой от туристической толкотни. Здесь вас окружают не столько памятники прошлого, а какой-то свой, присущий только этому месту дух. А чтобы впечатление было полным, советуем вам посетить один из кошерных ресторанов или кафе, которых в этом районе великое множество.

Погуляв по Гетто, вернемся в район Корсо ди Ринашименто и пьяцца Навона. Однако сделаем мы это другим путем – нас ждут одна из самых живописных площадей Рима Кампо деи Фьори (Campo dei Fiori) и несколько старинных дворцов. Кампо деи Фьори (дойти до нее от виа Арнеула можно свернув налево на виа Гьюббонари (via Giubbonari)) – это своего рода квинтэссенция римского колорита. С понедельника по субботу, с семи часов утра здесь наступает царство торговли, ведь Кампо деи Фьори – это один самых популярных римских рынков. «Поле цветов» – так переводится название этой площади. И действительно, в прошлом здесь расстилались роскошные цветочные поля. Правда, затем, когда этот район уже стал застраиваться и осваиваться, Кампо деи Фьори приобрела мрачную славу места публичных казней. Несколько столетий здесь пылали костры инквизиции. Здесь, на Кампо деи Фьори, в 1600 году был казнен Джордано Бруно, об этом печальном событии напоминает памятник, установленный на площади.

Кампо деи Фьори

Палаццо делла Канчеллериа (Palazzo della Cancelleria) – впечатляющее здание эпохи Ренессанса, занимающее почти целый квартал рядом с Кампо деи Фьори. В свое время, а именно в начале XIX столетия, здесь располагался двор Наполеона, затем – итальянский парламент, а сейчас – канцелярия Святого престола. Пройдя от Палаццо Канчеллериа по Корсо Витторио Эммануэле II, можно выйти на пьяцца делла Кьеза Нуова (piazza delle Chiesa Nuova), где находится одноименная церковь (Chiesa Nuova). Церковь эта, несмотря на свое название («Chiesa Nuova» переводится как «Новая церковь»), отнюдь не новая, основана она была еще в XII столетии (тогда она называлась Санта-Мария ин Валличелла (Santa Maria in Vallicella)). На рубеже XVI–XVII веков церковь была капитально перестроена. Главной «приманкой» Кьеза Нуова являются три работы, созданные Рубенсом.

Палаццо Фарнезе

Совсем недалеко от Кампо деи Фьори располагается пьяцца Фарнезе (piazza Farnese), где находится один из роскошнейших и самых известных дворцов Рима, архитектурная жемчужина эпохи Ренессанса – Палаццо Фарнезе (Palazzo Farnese). Поскольку здесь уже почти сто лет располагается посольство Французской Республики, то осмотреть дворец изнутри, к сожалению, не удастся. Но это отнюдь не означает, что Палаццо Фарнезе не заслуживает нашего внимания.

В 1495 году кардинал Алессандро Фарнезе, представитель одного из самых знатных семейств Италии, приобрел дворец скончавшегося кардинала Феррица. С 1514 года (по некоторым данным – с 1517 года) под руководством Антонио да Сангалло-младшего началась кардинальная реконструкция (фактически – новое строительство) этого дворца. После смерти Сангалло в 1546 году строительством стал руководить Микеланджело (с 1534 года кардинал Фарнезе, став папой Павлом III, переехал в Ватикан, а во дворце стала жить его семья). С 1547 года к работе над дворцом подключился и известный архитектор Виньола (ему принадлежит фасад дворца, выходящий на виа Джулия (via Giulia)), с 1564 года он стал главным архитектором строительства. Полностью дворец был завершен в 1589 году под руководством Джакомо делла Порта. В 1730-х годах Палаццо Фарнезе перешел в собственность неаполитанских королей, а в 1911 году он за три миллиона франков был продан Франции.

Недалеко от Палаццо Фарнезе расположен еще один дворец – Палаццо Спада (Palazzo Spada) (от пьяцца Фарнезе нужно пройти по виа ди Монсеррато (via di Monserrato) до пьяцца Капо ди Ферро, 13 (piazza Capo di Ferro, 13)). Он был построен в 1540 году, а в 1632 году его приобрел и перестроил по своему вкусу кардинал Бернардино Спада. Ныне во дворце находится Галерея Спада (Galleria Spada), экспозиция которой в основном состоит из работ, собранных кардиналом Спада в XVII веке. Здесь представлены работы Рубенса, Тициана, Дюрера, Рени и других мастеров. Открыта Галерея Спада с 8.30 до 19.30 (выходной – понедельник), вход – 5€.

Возвращаемся назад, к Кампо деи Фьори, а дальше на Корсо Витторио Эммануэле II, к дому под номером 166. Это, собственно говоря, не дом, а дворец и по совместительству музей с длинным и красивым названием Палаццо делла Фарнезина аи Бауллари (Palazzo Farnesina ai Baullari). Он был построен в 1520-х годах, а в XIX веке перешел в собственность барона Барракко, который, как, например, тот же кардинал Спада, был большим ценителем искусства. Ныне во дворце демонстрируется собранная им обширная коллекция египетской, греческой и римской скульптуры, предметы быта этрусков и ассирийцев и др. Посетить Музей Барракко можно с понедельника по пятницу с 9.00 до 19.00 и с 9.00 до 13.00 в воскресенье. Вход – 3€.

Еще один дворец, который, опять же, используется как музей, находится на пьяцца ди Сан-Панталео 10 (piazza di San Pantaleo 10). Палаццо Браски (Palazzo Braschi) строился в конце XVIII столетия для племянника папы Пия IV Луиджи Онести-Браски. С 1952 года во дворце была размещена экспозиция Музея Рима (Museo di Roma). Среди его самых интересных экспонатов: фрагменты фресок и мозаик из старой базилики Святого Петра, картины с видами Рима известных художников и т. д.

На одном из углов Палаццо Браски стоит статуя Пасквино (Pasquino). На первый взгляд, в этой плохо сохранившейся статуе (историки относят ее к III веку и считают, что когда-то она была частью скульптурной группы, изображающей события греческих мифов) нет ничего примечательного – таких статуй, причем в гораздо лучшем состоянии, в древнем городе немало. Но художественные особенности тут ни при чем. В XV веке, когда была найдена и установлена статуя, в этом районе жил некий портной по имени Пасквино, славившийся своим едким и язвительным характером (он, по некоторым данным, был портным папского двора и знал изнутри его нравы). С какого-то момента на статуе стали появляться сатирические (а иногда и откровенно клеветнические) памфлеты, которые буквально через день становились известны всему Риму. То ли их автором был вышеупомянутый Пасквино, то ли просто он настолько был известен своим характером, но вскоре статую стали называть его именем, а появлявшиеся на ней с завидной регулярностью стихи – пасквилями.

Пасквино

Одно из крыльев Палаццо Браски выходит на пьяцца Навона (Piazza Navona), которая завершает наше знакомство с этим районом Рима. Пьяцца Навона – это не просто площадь, это – явление, феерия легкомысленности и беззаботного отношения к жизни, характерного для итальянцев (и которое передается в определенной степени всем, кто приезжает в эту удивительную страну).

Пьяцца Навона – излюбленное место римских художников

Когда-то, во времена Империи, на этом месте располагался цирк, построенный при императоре Домициане в конце I столетия. В начале III века цирк был отреставрирован, на нем стали выступать гладиаторы (цирк Домициана некоторое время «заменял» Колизей, который сильно пострадал во время пожара 217 года). Цирк, длина которого составляла более 270 м, а ширина – порядка 55 м, имел продолговатую форму, которая «досталась» и пьяцца Навона. Активно этот район начал застраиваться во второй половине XV века, когда сюда по указанию папы Сикста IV был перенесен рынок с Капитолия. А в XVII столетии еще один папа – Иннокентий X, принадлежавший к семейству Памфили, решил сделать пьяцца Навона своей «фамильной» площадью. Для работы над созданием уникального архитектурного ансамбля площади были привлечены три выдающихся архитектора – Лоренцо Бернини, Франческо Борромини и Карло Райнальди. Здесь, на пьяцца Навона, находится резиденция Иннокентия X – Палаццо Памфили (Palazzo Pamphili) и здесь же, в церкви Сант-Аньезе ин Агоне (Sant’Agnese in Agone) (она построена на месте мученической смерти святой Агнессы) находится гробница папы.

Главным же украшением пьяцца Навона являются фонтаны. Рим – это город фонтанов. «Повсюду находишь фонтаны, – писал о Риме Уильям Фолкнер, – удивительные и прекрасные, большие, украшенные мраморными статуями – богов и животных, обнаженных девушек, борющихся с конями, и лебедей. И тонны воды падают каскадами, разбиваясь на мельчайшие капли». И действительно, кажется, что звук текущей воды, падающей на камни, сопровождает вас в Риме повсюду. Вот и на пьяцца Навона есть фонтаны, причем целых три.

Начнем с самого известного, стоящего в центре площади, – Фонтана Четырех рек (Fontana dei Quattro Fiumi). Когда уже упоминавшийся нами папа Иннокентий X взошел на престол, он, среди прочего, задумал установить на пьяцца Навона гигантский обелиск, привезенный в Рим еще во времена императора Каракаллы. В 1644 году был объявлен конкурс, к которому были допущены все более-менее известные архитекторы того времени. Все, за исключением Лоренцо Бернини. Причин такого неблаговоления было несколько: и ненависть Иннокентия X к семейству Барберини (представителем которого был и его предшественник Урбан VIII), придворным архитектором которых был Бернини, и фактический провал строительства башен на фасаде собора Святого Петра (а руководил этим строительством именно Бернини), и происки недругов архитектора. Но Бернини не сдался. Он подготовил удивительный по красоте и смелости архитектурных решений проект, предусматривавший размещение обелиска в центре фонтана, и через своего покровителя герцога Людовизи (супруга племянницы папы) сумел добиться рассмотрения своего проекта. Говорят, что Людовизи просто поставил модель в столовой Иннокентия X, и тот был настолько поражен, что тотчас отменил конкурс и велел Бернини немедленно приступить к сооружению фонтана.

Фигуры фонтана Четырех рек аллегорически изображают самые большие реки континентов – Нил, Дунай, Ганг и Ла-Плату. Сами фигуры и их расположение породили множество легенд и догадок. Выбор Ла-Платы истолковывается тем, что Амазонка – самая большая река американского континента – на тот момент была попросту неизвестна. Закрытые глаза фигуры, изображающей Нил, объясняют тем, что тогда еще не были открыты истоки этой реки. А поднятая рука фигуры Ла-Платы якобы «поддерживает» (или загораживается от нее, чтобы не видеть) церковь Сант-Аньезе ин Агоне, построенную по проекту Борромини – давнего конкурента и недруга Бернини.

В XVII–XVIII веках существовала традиция: летом по воскресеньям пьяцца Навона заливалась водой и превращалась в неглубокое озеро. Римляне с удовольствием разъезжали по ней в каретах, наслаждаясь живительной прохладой.

По проекту Лоренцо Бернини был создан и еще один фонтан пьяцца Навона – Фонтан Мавра (Fontana del Мого) (если заходить на площадь со стороны дворца Браски). Правда, спроектирован он был Джакомо делла Порта в 1575 году, но впоследствии был перестроен Бернини. Из книги Рим [путеводитель] автора Гринкруг Ольга

Вокруг площади Навона От корсо Ринашименто – буквально несколько шагов до феерической площади Навона. Но есть смысл несколько отложить удовольствие и пройтись сначала до угла переулка Кукканья (Vicolo della Cuccagnа, т.е. молочных рек и кисельных берегов). Вид оттуда следующий:

Из книги Рим. Ватикан. Пригороды Рима. Путеводитель автора Блеек Ульрике

08. Вокруг Кампо-де-Фьори Район вокруг Кампо-де-Фьори – пожалуй, самое романтичное место во всем Риме. Он весь соткан из кривых, оплетенных плющом проулков с живописными арками, где скрываются совершеннейшие чудеса. Фрагменты античных саркофагов, вделанные в вывеску

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Гетто Римское гетто учредил в 1555 году Павел IV Карафа. Поначалу оно было не очень крупным – на 2 000 человек. Впрочем, места под еврейское поселение тоже отвели немного: иудеи должны были ютиться буквально на нескольких квадратных метрах в районе портика Октавии и церкви

Из книги Прага: короли, алхимики, привидения и… пиво! автора Розенберг Александр Н.

Окрестности Кампо-де-Фьори За улицей Аренула есть еще один кусочек старого, почти нетронутого города, но он надежно спрятан позади монструозного Министерства правосудия (Ministero per la Grazia e Giustizia). Там скрывается масса приятных неожиданностей вроде средневекового дворца

Из книги автора

Из книги автора

Гетто Мы отправляемся в путь от Пьяцца Маттеи - не потому, что она как-то сильно связана с античностью, а потому, что это обаятельное и необычное место: тихий двор-колодец посреди шумного Рима. Русскому читателю она особенно дорога тем, что про нее писал Бродский.Фонтан

Из книги автора

Пьяцца Навона К западу от Пантеона и Пьяцца делла Минерва раскинулась прекраснейшая из римских площадей - Пьяцца Навона. У нее необычная форма: длинная и узкая, почти как у Большого цирка. Это потому, что она в точности повторяет контур арены для состязаний, когда-то

Из книги автора

Пьяцца Челимонтана и Кливо ди Скауро Основные улицы Целия сходятся на Пьяцца Челимонтана; сюда же подходит ветка Клавдиево-Неронова акведука. В античности это тоже было оживленное место - развязка перед входом в «старый город». Внутрь республиканских стен ведут ворота,

Из книги автора

ЛЕГЕНДЫ ПРАЖСКОГО ГЕТТО Йозефов, или Еврейский, город, в настоящее время часть Старого Места, - явление исключительное. Присутствие евреев ощущается в чешской истории с самого ее начала. Древнейшие еврейские поселения находились в подградье Пражского Града и Вышеграда,

Туристический маршрут по Риму: «Кампо де Фьори и Еврейское гетто» начинается от площади (с итальянского - Поле цветов). Раньше здест располагался цветущий лун, но с 15-го века этот район стал активно застраиваться. Площадь использовали для казней, на ней в 1600 году сожгли Джордано Бруно. Сейчас на площади установлен памятник в честь него работы скульптора Эттори Феррари (1887). Сейчас на Кампо де Фьори каждое утро проводится оживленный рынок.

Далее маршрут проведет вас по средневековым и не очень улочкам еврейского гетто. Изначально евреи в Риме селились в районе (по другую сторону Тибра, за чертой тогдашнего города), потом в окрестностях , а в 12 - 13 вв перешли в этот район.

В 1556 гoду папа Павeл IV Караффа спeциальной буллой прeдписал ограничить зону проживания евреев и огopoдить ee. Покидать римское еврейское гетто eгo обитатeлям paзрeшалось тoлькo в днeвноe врeмя, поэтoму в стeнe былo нecколько двepeй, кoтopыe запирали нa ночь. Стeны еврейского гетто в Риме paзрушили вo врeмя рeволюции 1848 гoда.

Маршрут по Риму: Кампо де Фьори и Еврейское гетто на карте:

Достопримечательности вдоль маршрута Кампо де Фьори и Еврейское гетто:

1 - - бывшая площадь для публичных казней, здесь сожгли Джордано Бруно. Теперь - рыночная площадь. Единственная в Риме без церкви.

2 - Ремесленная улица

3 - и палаццо Фарнезе , построенное для кардинала Алессандро Фарнезе, ставшего потом папой Павлом III. Отделывали известные мастера, в том числе Микеланджело (лоджия и карниз с гербом Фарнезе)

4 - Via Giulia - задумывалась кaк oбpaзцовый проспeкт, coeдиняющий c , и стaлa пepвой улицeй эпoxи Возрождeния в сети средневековых пeрeулков. В этoм кварталe жила бoльшая община выxодцeв из Флоренции, владeвшиx мeльницами нa Тибрe.

5 - Galleria Spada - коллекция полотен Рубенса, Тициана и др. Вход € 5,00.

6 - Cia dei Giubbanari

Построена в честь Андрея Первозванного. Третий по величине купол после и , спроектированный Карлом Мадерном. В этой церкви пpoиcxодит дeйствиe пepвого акта опeры Джакомо Пуччини «Тоска».

9 - Area Sacra di Largo Argentina

10 - Piazza Mattei и фонтан «Черепахи » (1581-1588) - Cчитaeтся, чтo дeльфины в компании чeрeпаx символизируют дeвиз «Торопись мeдлeнно», oднaкo чeрeпашки появились почти столeтиe спycтя пocлe сooружeния фонтана, изначально иx нe было.

11 - Piazza Margana

12 - Via del’Portico Ottavia

13 - Forno del Ghetto

14 - Синагога - построена в 1904 году. Сейчас здесь расположен (Museo Ebraico di Roma ).

15 - Portico Ottavia (Портик Октавии) - остатки античной крытой колоннады, построенной в 146 г до н.э.. Внутри было 2 харма, библиотека и сад с фонтанами и статуями. Портик назван в честь сестры Августа, жены Марка Антония построен по приказу Квинта Метеллы.

16 - Largo 16 Ottobre

17 - Teatro di Marcello - Театр Марцелла (посмотреть можно только снаружи) - 12 год до н.э.

18 - - остров в виде корабля посрели Тибра

Кампо дей Фьори – площадь в Риме, расположенная к югу от площади Пьяцца Навона на границе районов Парионе и Регола. Неподалеку находятся дворцы Палаццо делла Канчеллериа и Палаццо Фарнезе. Название площади переводится с итальянского как «цветочное поле» - в Средние века на этом месте действительно был луг.

В античном Риме территория современной площади оставалась неиспользованной, поскольку неподалеку протекает часто выходящий из берегов Тибр. Однако уже в 13-м веке здесь стали появляться первые строения, хотя на протяжении еще двух столетий местность не имела особого значения. При Папе Римском Бонифацие IX (1389-1404 годы) была построена первая церковь – Санта Бригида а Кампо дей Фьори, которая ныне стоит рядом с площадью Пьяцца Фарнезе. В 1456 году по инициативе кардинала Людовико Тревизани территория Кампо дей Фьори была вымощена в ходе реализации большого проекта по облагораживанию всего района Парионе. Тогда же в окрестностях площади было возведено несколько важных строений, например, Палаццо Орсини и ренессансный дворец Палаццо делла Канчеллериа.

Кампо дей Фьори никогда не имела определенной формы с архитектурной точки зрения, площадь всегда оставалась центром торговли и уличной культуры. Названия расходящихся от нее улиц также связаны с торговлей: Виа дей Баллестрари (улица изготовителей арбалетов), Виа дей Бауллари (улица сундучников), Виа дей Каппеллари (улица шляпников), Виа дей Кьявари (улица ключников) и Виа дей Джуббонари (улица портных).

Во второй половине 15-го века Кампо дей Фьори стала частью так называемой Папской дороги – Виа Папале, которая соединяла базилику Сан Джованни ин Латерано и Ватикан. Именно по этой дороге новоизбранный Папа Римский проезжал от базилики до своей резиденции в Ватикане, чтобы «принять город». Появление Виа Папале принесло району процветание – дважды в неделю на площади работал лошадиный рынок, а в округе появились многочисленные постоялые дворы, отели и магазины. Самый знаменитый из постоялых дворов, «Таверна делла Вакка», все еще стоит на углу Кампо дей Фьори. Некогда он принадлежал Ванноцце дей Каттанеи, любовнице Александра VI Борджиа. Фамильный герб Каттанеи сохранился на фасаде таверны.

В 1600 году на площади был публично казнен философ Джордано Бруно – он был сожжен заживо вместе со всеми своими книгами, внесенными Святой Инквизицией в список запрещенных. А почти три столетия спустя на месте казни Джордано Бруно был установлен памятник работы Этторе Феррари – философ дерзко смотрит в сторону Ватикана. В первые дни после объединения Италии этот монумент воспринимался как памятник мученику за свободу мысли.

С 1869 года на Кампо дей Фьори регулярно работают овощной и рыбный рынки, иногда здесь состязаются в ловкости местные футболисты, а по ночам площадь становится местом встречи туристов и жителей Рима.

Правду говорят – хочешь увидеть Рим, отойди подальше от фонтана Треви, например, в сторону Площади цветов.

Да и повод есть, чтобы сегодня написать об этой достопримечательности. Ведь 17 февраля 1600 года на этом месте со столь романтическим названием сожгли заживо великого человека – Джордано Бруно, учёного, знания которого опережали на несколько веков вперед то примитивное и тёмное время, в котором он жил.

Поэтому предлагаю небольшую экскурсию по Кампо деи Фиори – части исторического Рима.

Кстати, Бруно – не единственный мученик, которого на цветочной площади пустили на барбекю. В средние века на этом месте замучили немало жертв инквизиции.

Если вы не очень суеверный и энергетика казни вас не смущает, то на этом маленьком пятачке можно неплохо провести время.

Жизнь там бурлит круглые сутки: с утра и до вечера идет бойко торговля, а когда продавцы сворачивают тенты, площадь заполняют туристы и прочие тусовщики. Помимо всего прочего, здесь любят устраивать знаменитые итальянские аперитивы, а вокруг куча клубов.

Стоит сразу предупредить, Piazza Campo de" Fiori – это не самый дешевый рынок в городе, но и не самый дорогой, ведь местные жители туда тоже ходят.

Впрочем, туристы – не домохозяйки, верно? Если гости города посещают рынок, то они это делают не для того, чтобы нагрузить сумки продуктами и почесать домой.

На рынках ловят колорит, знакомятся с настоящей жизнью города и просто глазеют по сторонам.

Можно купить порцию свеженарезанного фруктового микса и «клевать» сочные дольки, гуляя между рядов, можно позавтракать на веранде близстоящего ресторанчика и понаблюдать за суетой издалека, а можно купить цветов и возложить их к памятнику казненного монаха, который стоит в центре этой площади и как будто смотрит на всех.

Вот такие дела: на месте цветочного поля возвели площадь, чтобы убивать людей, чтобы потом снова торговать цветами….Всё возвращается на круги своя.