Унжа – Старый город. Унжа (Костромская область)

Село Унжа названо в честь притока Волги - реки Унжа (с тюрских языков - , по другой версии -).

Унжа является древним славянским поселением, появившимся в 11-12 веках. По мнению историков, Унжа возникла при князе Всеволоде Большое Гнездо между 1176 и 1212 годами. Летопись упоминает об этом поселении как о городе в 1218 году.

В 12-13 веках был опорным пунктом для защиты от татар. В 14-19 веках город выполнял торговую миссию. В 1928 году был образован колхоз. В настоящее время в Унже располагается СПК, участковая больница, школа, ДК, почтовое отделение. В селе находятся памятники архитектуры (в т.ч. три церкви, одна из которых действующая), истории и природы.

Унжа - старый город. А что о нем известно?

В словаре Брокгауза и Ефрона (издание 1902 г.) записано:

В труде Херсонского (член Костромской ученой архивной комиссии) (издание 1888 г.) упоминается о том, что в 1552 году казанские татары побывали в городе Унже.

В 1670 году в Унже был отряд Степана Разина под командованием Ильи Ивановича Пономарева. Отряд от Волги шел по реке Ветлуге и затем через территорию нынешнего Тимошинского сельсовета вышел к городу Унже. Находясь в Унже, Пономарев заставил земского старосту Тараску Григорьева собрать народ, а попа Тимофея зачитать. Узнав о существовании Макарьевского монастыря, отряд пошел туда, но в пути где-то между Унжей и Макарьевом был встречен войсками московского воеводы Василия Нарбекова и потерпел поражение. Историк Соловьев пишет, что (т. XI, гл. 5. История России). Херсонский в своем труде по разработке летописей Макарьевского монастыря утверждал, что отряд Пономарева был разбит на голову. В действительности же, как это видно из сборника авторов Л. Белова, В. Касторского и Н. Соколова по истории города Галича (Костромское издательство 1959 г.), отряд не был разбит, а в составе 400 конных и 300 пеших бойцов через территорию Кологривского уезда отступил к Судаю и осадил его. Руководить осадой Пономарев оставил старшину отряда Мирона Федоровича Мумарина, а сам на пяти поводах с девятью бойцами отправился к Тотьме для вербовки новых сил и изыскания оружия. Но 11 декабря 1670 года на глухой лесной дороге под Тотьмой был пойман отрядом тотемского воеводы Ртищева и 12 декабря 1670 г. повешен у Тотьмы на берегу р.Сухоны. Старшина же Мирон Мумарин от Судая дошел до Великого Устюга, где его поймали и отправили в Москву с несколькими помощниками.

До преобразования Макарьевской монастырской слободы в город Макарьев (1778 год) в Унже было воеводство (управление уездом). Но монастырская вотчина имела от 20 октября 1626 года царскую грамоту, в которой было сказано: .

Город Унжа был долгое время значительным торговым центром и только с образованием г.Макарьева стал хиреть. К сожалению, каких-либо конкретных данных о размерах торговли в прошлом об Унже нет. Но некоторое представление можно иметь из имеющихся сведений о торговле в Макарьевской монастырской слободе. Так, по летописным данным 1667 года в Макарьевской слободе широко велась торговля. Ежегодно в январе и июле проводились ярмарки и каждую пятницу торжки. На время ярмарок только монастырь сдавал 267 лавок, 15 шалашей, 8 изб и 2 чулана. Лавок было 13 рядов. На ярмарки съезжались купцы из Юрьевца, Галича, Унжи, Кинешмы, села Воронея, Нерехты, Решмы, Плеса, Костромы, Ярославля, Нижнего Новгорода и из Москвы. Приезжали на ярмарки даже английские купцы с табаком. Надо полагать, что в Унже до образования города Макарьева торговля велась более оживленная, чем в монастырской слободе.

В Унже имеются два памятника старой архитектуры - церковь Николая Чудотворца 16 в. и городище - военно-инженерное земляное сооружение XV века, одно из наиболее мощных частично сохранившихся в Костромской области.

    Костромская область - Костромская область. Костромская область, расположена в центре Европейской части России. Входит в Центральный экономический район. Площадь 60,1 тыс. км2. Население 805,7 тыс. человек. (1996). Городского населения 66,3%. Проживают (%):… … Словарь "География России"

    КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ, субъект Российской Федерации; расположена в центре Европейской части России. Входит в Центральный экономический район. Пл. 60,1 тыс. км2. Население 797,0 тыс. чел. (1998). Городское население 65,5%. Проживают (%): русские… … Русская история

    Координаты: 58°33′ с. ш. 43°41′ в. д. / 58.55° с. ш. 43.683333° в. д. … Википедия

    Обл. в Центр. экон. районе России, образована в 1944 г. Пл. 60,1 тыс. км², адм. центр. г. Кострома, др. крупные города: Буй, Нерехта. Находится в пределах моренно холмистой, местами заболоченной равнины. На З. Костромская низм., в центре Галичско … Географическая энциклопедия

    В Российской Федерации. Образована 13 августа 1944. 60,1 тыс. км2. Население 797,0 тыс. человек (1998), городское 65,5%. 12 городов, 8 посёлков городского типа. Центр Кострома. Поверхность холмистая равнина. Средние температуры января –12ºC,… … Энциклопедический словарь

    В составе РСФСР. Образована 13 августа 1944. Площадь 60,1 тыс. км2. Население 835 тыс. человек (1972). В К. о. 24 административных района, 11 городов и 18 поселков городского типа. Центр г. Кострома. К. о. награждена орденом Ленина (16… … Большая советская энциклопедия

    Город Мантурово Флаг Герб … Википедия

УНЖА

Костромская область, Макарьевский район, с. Унжа.

Унжа. Селище 3, р.ж.в. Близ села, 0.4 км. к северу северо-востоку от городища, первая надпойменная терраса правого берега р. Унжа. Обследовано в 1981 г. Ю.Н. Урбаном. Протянулось вдоль края террасы, размеры ок. 140х25 м., высота над поймой 1.5-2.0 м. Керамика лепная, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности и гладкостенная.

Унжа. Селище 2, X-XIII, XIV-XVII вв. 0.25 км. к юго-востоку отс ела, склон первой и второй надпойменной терасс правого берега р. Унжа. Протянулось вдоль края террасы, размеры ок. 350х80 м., высота над поймой 6-20 м. Керамика лепная, датированная X-XI вв., и гончарная позднесредневековая.
Первоначально марийское поселение было подвержено славянской колонизации с Запада.

Унжа. Городище Унжа, XI-XIII, XIV-XVII вв. Центральная часть с.. близ церкви, правый коренной берег р. Унжа (левый приток р. Волга) между двумя оврагами. Описано в кон. XIX в., обследовано в 1981 г. Ю.Н. Урбаном.
Площадка подчетырехугольная в плане, вытянута с севера на юг, размеры ее 95-100х45-50 м., высота над поймой более 55 м., с севера, северо-запада и запада – подковообразный вал высотой до 4 м., длиной до 65 м., с напольной северной стороны перед валом – ров глубиной до 4 м., шириной до 10 м. В юго-западном углу крепости зафиксирован воротный проем шириной до 4 м.
Керамика гончарная, датированная XIII-XVII вв.
По мнению историков, Городище Унжа возникла при князе Всеволоде между 1176 и 1212 гг. Городище связывается с остатками летописной Унжи, впервые упомянутой в Московском летописном своде под 1219 г. в связи с описанием похода волжских болгар на Великий Устюг.
Часть исследователей считают средневековую Унжу городом в социально-экономическом понимании этого термина, другие рассматривают ее как промысловый и торговый поселок, еще не приобретший характер города, хотя и имевший крепость.
На территории городища располагаются церковь и прицерквоное кладбище.

Унжа. Селище 1, XIV-XVII вв. Территория села, склон правого берега р. Унжа, вокруг городища. Занимает краевую часть коренного берега и высокие террасы, размеры ок. 600х400 м., высота над поймой 30-55 м. Керамика гончарная позднесредневековая. Селище может рассматриваться как остатки посада средневековой Унжи.

С 1719 г. Унжа стала центром Унженского уезда Галицкой провинции Архангелогородской губернии. В 1778 г. Унжа стала центром Унженской области Костромского наместничества. С возникновением города Макарьев Унжа постепенно теряла административную роль и лишилась статуса города.
В нач. XX в. Унжа была «заштатным городом» с населением 1284 человека. Сегодня население заметно снизилось.
Название села происходит от реки Унжа, что переводе с тюркских языков означает либо песчаная, либо неприступная.

Осенью прошлого года во время масштабной поездки по Костромской области мы побывали в удивительном месте, атмосферой которого прониклись сразу же по приезду. Село Унжа или, как называли его в прошлом, Старый Город — это одно из древнейших поселений в Северном Заволжье, история которого уходит в глубину веков. Первое письменное упоминание о нём встречается в 1219 году, что по научному значению ставит Унжу в один ряд с такими городами, как Кострома и Галич, а по древности выдвигает в число наиболее ранних древнерусских населённых пунктов Костромской земли. О средневековом прошлом Унжи в наше время напоминает городище с военно-инженерным земляным сооружением XV века, а о более поздних столетиях, XVIII - XIX вв., рассказывают три старинных церкви и ряд исторической застройки села.


Стояла осень, деревья давно уж обнажили свои ветви, обширные поля припорошил первый снег и лишь местами проглядывал зелёный покров. Погода, как обычно для наших поездок, выдалась пасмурная, то и дело набегал сильный порывистый ветер. Но вся эта суровость и холодная мрачность, встретившие нас, придали ещё большую выразительность этому краю. Село, лучшие времена которого канули в Лету, вкупе с древними городищем, курганом и заброшенными церквями, произвело незабываемое впечатление. Несмотря на хмурый небосвод, пронизывающий ветер и чувство уходящей отсюда жизни, место очаровало и пленило нас своей непередаваемой атмосферой, некой драматичностью. А имя ему — село Унжа. Своё неславянское название оно получило по имени реки Унжи, на высоком берегу которого и расположилось (в переводе с марийского означает «смирный, тихий». ) История Унжи настолько глубока и богата, что пару абзацами её не описать, поэтому по мере повествования, буду делать исторические отступления.

А начнём мы с небольшого экскурса в глубину веков. В полевом сезоне 2014 г. археологическая экспедиция под руководством В.Л. Щербакова провела обследование территории села, в результате которого был открыт посад средневекового города. Дальше глубже — удалось найти древнейшую часть посада домонгольского периода. Согласно проведённым исследованиям есть основания полагать, что первое поселение возникло здесь не позднее XI века, а значит Унжа — один из старейших древнерусских пунктов Костромского края. В XII-XIII вв. усилившееся Владимиро-Суздальское княжество в своей экспансии простираясь на восток и юг, столкнулось с сопротивлением булгар, мордвы и черемисов. Для закрепления границ владимирские князья основывали крепости: Городец, Н.Новгород, Белогородье (не сохр.) и др. По мнению историков, Унжа, как опорный пункт, основана кн.Всеволодом Большим Гнездом между 1176 и 1212 гг.. Первое же письменное упоминание относится к 1219 г., когда булгары, государство которых было расположено на Средней Волге и Каме, совершили нападение на Великий Устюг. А на обратном пути пытались овладеть и Унжей.

Выше представлены фотографии середины XX столетия. А вот нижняя, где на переднем плане стоит часовня Макария Желтоводского (не сохр.) енто уже дореволюционная фоточка. Часовенка возведена была в 3-й четв. XIX века на Сенной площади.

Вплоть до 1917-го село Унжа у народа было более известно под названием Старый город. На нижнем архивном фото мы можем видеть, как выглядел Старый город на начало XX века. Как большое село. Это всё город Макарьев "виноват".

Ну, а мы возвращаемся в наши дни. Припарковавшись возле дореволюционного здания, приступаем к осмотру достопримечательностей Унжи. Кстати, этот двухэтажный дом виден и на старом снимке (выше). Судя по безликим окнам и закрытым ставням, «Промтовары» население не обслуживают, и уже очень давно. Несмотря на большое количество брошенных домов и закрытых общественных зданий, т.е. несмотря на типичную, мягко говоря, невесёлую картину сельской жизни современной России, Унжа село жилое: домов и жителей в ней много. И, дай бог, её история продлится ещё не одно столетие (хотя, по любому, это вряд ли).

Первым пунктом мы оказываемся на главной базарной площади (в прошлом).
Где перед нами на небольшой возвышенности предстаёт церковь Макария Желтоводского, она же Рождества Христова, 1822 года постройки.

Как видно, была у церкви и колокольня. Однако, та в середине 1990-х обрушилась.

Кстати, службы в Макарьевской церкви никогда не прекращались. Даже в советские годы там причащались, поди, чаще, чем сейчас, ибо приход состоял не только из многолюдной Унжи, но и соседних, теперь исчезнувших, деревень.

Тем временем, обогнув холм, спускаемся к другой "горе". Сразу скажу, удивительно потрясающее по своей энергетике место. Впрочем в подобное я не особо верю, но вот там, однозначно, веет веками. Перед нашим взором не просто возвышенность или холм — это городище с военно-инженерным земляным сооружением XV века. Именно здесь в дремучие времена стоял город-крепость. В «Летописях Макарьева Унженского монастыря» (1888 г.) И.К. Херсонского, члена Костромской учёной архивной комиссии, упоминается, что в 1522 г. на Унжу напали татары. Есть описание данного сражения, по всей вероятности, происходившего непосредственно тут.

Дорога серпантином огибает вал городища и поднимается наверх, где по центру оказывается углубление с расположенным в нём храмом. Конечно же столетия назад стены-валы были выше и мощнее. На пути нам повстречался унженский страж (правда, родом из Москвы, но душою, душою-то оттуда).

Смотрится бесподобно (не страж, а всё вокруг). Когда понимаешь, что ты только что поднялся на стены древнего городища, где давным-давно существовала деревянная крепость. А сейчас хоть и скромный, но достойный внимания, стоит заброшенным двухсотлетний храм. Жаль ветер поднялся и в кадре всё накренилось. На месте каменного храма существовал деревянный XVI века. Ныне взору предстаёт соборная Воскресенская церковь бывшего города Унжи, построенная в 1810 году.

Эх, тучек недостаёт. Но серость неба мы разбавим историей. В начале XIV века опасность нападения на границы уже образовавшегося Московского государства со стороны злобных черемисов уменьшилась. И Унжа превратилась в центр, контролировавший торговлю, которую вело Поволжье с Севером по реке Унже. В духовной грамоте кн.Василия Дмитриевича от 1405 г. город назван «Унженской тамгой» — сборщиком пошлины (тамги). Однако в XVI веке Унже вновь пришлось выполнять военную миссию. В результате распада Золотой Орды на Средней Волге образовалось Казанское ханство, и татары совместно с черемисами (что б их!) стали совершать набеги на окраины Московского государства, в том числе и на Галичский уезд. На пути стояла Унжа. Полуистлевшие от времени листы «Галицкого летописца» сказывают: «В лето 7029 года маия в 26 день (1521 г. - прим. ) приходили татаровя казаньския с черемисою на Унженские волости и на парфян (жителей г. Парфеньева ) и много зла учинили и в полон поведоша, а иных иссекоша подидоша прочь. И унжьженя на переем придоша и много с татары бишася и много татар и черемисы побиша и плен весь отяша (отобрали ) и на костях сташа (закрепили победу )». На обороте того же Листа летописи есть и другая запись: «Того же лета месяца июня в 4 день приидоша татаровья под Уньжю и к городу приступиша и мост зажгоша и ворота. И поможе Господ Бог уньжанам татар много побиша пищалми и пушками…»

Но со временем былая слава Унжи отошла. Сохранилось описание 1616 г. (с сокращ.): «Город Унжа деревян ветх, на реке Унже, на осыпи, а в нём ворота въезжие да другие потайные и четыре башни, да в городе ж соборная церковь во имя Воскресения... да острог... в остроге ж изба съезжая, да изба таможенная, да двор государев, а на нём ставятся приказные люди, да двор земской, а в нём стоят иноземцы пан Пята с товарищи (поляки, сосланные в Унжу )». Кроме того было шесть подворий для остановки приезжавших из разных волостей, шесть дворов пушкарей, двор палача, дворы ямщиков и 14 лавок. А всего — 39 дворов.

В советское время здание церкви было приспособлено под нужды местного колхоза. Поэтому интерьер не уцелел, роспись отсырела.

Стоит обратить внимание, как любопытно оформлен второй ярус колокольни.

Вечереет, долго предаваться ощущениям времени нет. Поэтому спешим в железную коробочку на колёсах и тихонько (иначе нельзя) направляемся на виднеющийся по соседству большущий курган. А по пути исследуем историческую застройку села.

Первое административное здание Старого города — здание Ратуши, где по началу заседала купеческая дума, а затем городская управа (на нижнем фото). Дата постройки 1861 год. В советские годы её стены занимала школа. Коли мы затронули тему образования, остановимся на ней чуть подробнее. Осенью 1873 г. в Унже, в старом доме попа Ширяева, впервые открылась трёхклассная школа. Первым учителем был Николай Григорьевич (фамилия неизвестна), который хорошо относился к детям. Зато поп Василий, обучавший закону божьему, щедро награждал ребят щелчками. В 1910-м открылось двухклассное училище. Однако после 1914 г. положение в селе ухудшилось, в том числе и в плане образования. Отрывок из воспоминаний местного жителя: «...Одевались плохо, ходили в лаптях, одежда была домотканая. Бумаги не было, поэтому на занятиях использовали различные журналы, а писали свекольным соком...»

Каменным зданием, где по приезду мы припарковались, оказался дом середины XIX века, местного купца И.И. Родионовского (на фото ниже). В 1918 г. в его стенах разместилась школа 2-й ступени. В 1926-27 гг. здесь же открылась Школа Крестьянской Молодёжи, в 1935-м ШКМ была переведена в дом Захарьина и стала семилетней. В 1970-е контингент учащихся насчитывал 500-600 человек, поэтому школа располагалась аж в пяти зданиях. Представляете! Одних учеников было полтыщи. В этот период открылся интернат для старших учащихся из соседних деревень. Унженская школа неоднократно была участницей и победителем областной и всесоюзной ВДНХ. А в 1980-м все ребята перебрались-таки в новое современное здание школы. К слову, на 2002 г. учащихся было всего 82 человека и вовсе не потому, что по соседству построили новые школы. Сейчас, я думаю, в лучшем случае наберётся пять десятков.

Следуем далее и проезжаем дом мещанина Ивана Семёновича Шабарова, 1852 года постройки.
В советские годы в нём разместился сельский клуб, затем — Детский сад. Сейчас заброшен.

Фото 1983 года. Митинг 1-го Мая, по-моему. Как раз возле представленного выше мещанского дома. Надо заметить, что за предоставленные фотографии и информацию о жизни села я особо благодарен Галине Сусловой, уроженке Унжи, которая помнит, любит и чтит историю села.

Город Унжа был долгое время значительным торговым центром и только с образованием в 1778 г. города Макарьева, что в 18 верстах от Унжи, стал хиреть. В 1861 г. Унжа упоминается сл.образом: «...кроме земляного вала, внутри которого жители укрывались во время нашествия казанских татар, этот город не имеет других исторических памятников. ...ни в торговле, ни в промышленном отношении не представляет ничего замечательного. В городе 221 частный деревянный дом, 5 лавок и 1446 жителей». В то время в городе проживало 5 дворян, 32 представителя духовенства и 149 купцов. К началу XX века Старый Город хоть и насчитывал 1284 человек, почтамп, пожарное депо, больницу, несколько торговых лавок и в нём проводились крупные ярмарки, он был всё-таки провинциальным городишком, население которого занималось огородничеством. Большая часть городского населения (портные, валяльщики обуви, ремесленники) обычно уходили на долгое время на отхожие промыслы, многие на Урал и в Сибирь «катать валеную обувь» . За правилами всей жизни следила кучка богачей, торговцев и попов (Шешины, Родионовские, Шабаровы). В их руках была земля, леса, луга и вся торговля.

Тем временем мы проезжаем мимо дома семьи Лякиных (на верхнем фото).
А в этом доме (нижнее фото) в одной половине жила семья Муравьёвых, в другой — Кореповых.

Из воспоминаний И.И. Швакова: «С 12 лет я вынужден был идти батрачить, потому что родился в бедняцкой семье, в деревне Лысица (слилась с Унжей - прим. ). В семье нас было пятеро, а земли имели мало, хлеба хватало от силы на полгода. Старший брат остался хлебопашествовать, а моя доля - в батраки идти. Работал летами у кулаков на их земельных участках до 22 лет, ну а зимой брали меня на жгонку. Бедность была, конечно, большая. Женился в 1924 году (на мне вся одежда чужая была), взял в Быкове тоже батрачку - Анастасию Петровну... А в 1928 г. началась коллективизация и в наших местах. Для бедняков это было спасением от голода, от бедноты. Работали с большим подъёмом, с надеждой на новую более счастливую и сытую жизнь… Надо учесть, что вокруг Унжи и полей-то не было, пришлось корчевать леса и распахивать. А народ - мещане, которые веками жили лишь огородничеством, не имели никакого представления о хлебопашестве. Приходилось учить и пахать, и сеять, и косить, и молотить, лён выращивать...». До этого большинство простых жителей хлеб могли купить в купеческих бакалейных лавках или обменять на продукцию, полученную со своих огородов (лук, капуста и т.д.). Со всех сторон Унжи были земли помещиков, торговцев и духовенства, тогда как бедняки были лишены пахотных и сенокосных наделов.

Здание Сельсовета, по улице Советской. По должному назначению давно уж не функционирует.

После Октябрьской революции для широких слоёв населения города открылся доступ к образованию. В первые годы новой власти учительство и сельская интеллигенция вели большую воспитательную работу среди населения. При их участии работали избы-читальни, народный дом, в котором регулярно ставились спектакли и концерты. Молодежь активно занималась спортом: своими силами строили спортивные площадки. В 1935 г. на базе нескольких хозяйств заработал колхоз "Новый Путь". В 1952 г. на селе появилось электричество. Открывались клубы, сельмаги. Свой маслозавод делал вкусный сыр, молоко, сметану. На фото: унженские жители, середина 1950-х.

В мае 1966 года был поставлен памятник "Воинам землякам Унженского сельсовета, погибшим в ВОВ 1941 - 1945".

Следующим пунктом мы направились в другую часть села Унжи — на курган, как называют его местные. Раньше всё его поле было занято колхозным огородом. А нынче... Возвышенность, открытое огромное пространстово и виднеющаяся вдалеке одинокая стариннная церковь. Всё это пробирает до глубины души.

Путь к ней малька сокращаем передвижением по полю на автомобиле. Но чуть погодя понимаем, чтобы по-настоящему прочувствовать атмосферу, чтобы ощутить дух этого метса, выбираемся наружу и до заброшенного храма топаем на своих двух, по ходу размышляя об истории и происхождении данного кургана. Но его возникновение для нас по-прежнему загадка. Известно только, что в прошлом здесь существовало село Вознесенкое, которое считалось частью Старого города Унжи.

Из истории для меня оказался примечательным тот факт, что в 1670 г. в Унже был отряд Степана Разина под командованием Ильи Пономарёва. Находясь в Унже, Пономарёв заставил земского старосту Тараску Григорьева собрать народ, а попа Тимофея зачитать «Воззвание к народу Степана Разина» . Узнав о существовании Макарьевского монастыря, отряд пошёл туда, но в пути был встречен войсками московского воеводы Василия Нарбекова и потерпел поражение. Однако полностью отряд разбит не был, а в составе 400 конных и 300 пеших бойцов через территорию Кологривского уезда отступил к городу Судаю (мы там тоже были ) и осадил его. Руководить осадой Пономарёв оставил старшину отряда Мирона Мумарина, а сам с девятью бойцами отправился к Тотьме для вербовки новых сил и изыскания оружия. Но 11 декабря 1670 г. на глухой лесной дороге под Тотьмой был пойман отрядом тотемского воеводы Ртищева и на сл.день повешен у Тотьмы на берегу р. Сухоны. Старшина же Мирон Мумарин от Судая дошел аж до Великого Устюга, где его тоже поймали и отправили в Москву. Там, наверное, и казнили. Вечная память народным героям-разбойникам!

Покуда вспоминали времена былые, потихоньку обдуваемые со всех сторон ветрами, добрались-таки до "каменной крепости" — церкви Вознесения, 1777 года постройки.

Внешне храм скромен и без архитектурных изысков, но есть в этой простоте что-то древнее и мощное.

Вот так вот приличненько выглядела Вознесенская церковь в нач. XX века.

В советское же время пытались спасти сию достопримечательность. До сих пор на западном фасаде висит металлическая табличка тех времён: «Товарищ! Вознесенская церковь является памятником архитектуры. Не разрушайте его. Она украшает ваш край. А деревянное покрытие глав является единственным в области».

Как видно из фото, церковные купола были крыты лемехом. А Саша и Юра как-то умудрились забраться в центральный барабан.

Из интерьера уцелел единственный фрагмент росписи, изображающий некую композицию с Иисусом Христом. Никак не запомню я эту иконографию.

Время уже пять вечера, с учётом пасмурности темнеет раньше обычного, а у нас ещё 140 км пути до места ночёвки, в лице города Кологрива, о котором прочесть у меня можно тут: . Поэтому осталось нам лишь попрощаться с храмом, с селом Унжей, пообещать ей вернуться (что мы и выполнили этим летом) и отправиться к машине. По пути я расскажу ещё одну живую историю. Хотя непридуманных жизненных историй много: как пришла в край новая власть, как было унженцы поддержали контреволюционеров, но передумали, были и сложные времена 1930-х и т.д. и т.п. Но охватить их все в рамках одного поста, ну, никак не реально. Поэтому поведаю для меня наиболее интересную.

Из воспоминаний Р. Усова: «...по деревенской улице шло очень много народа. Впереди шествия несли иконы, а возглавляли его служители церкви... Все пели молитвы. Вдруг в конце колонны произошла заминка... вспыхнула потасовка. Жандармы, шедшие по окам колонны, бросились на усмирение. Ох, и крепко же им доталось. Мы с соседом Петькой впоследствии видели как один из урядников валялся в канаве. И поделом ему. Позднее из разговоров взрослых мы узнали, что эту драку затеяли мобилизованнные. Их отправляли на Первую мировую войну. Люди не хотели воевать за царя... Война и без того усугубила бедственное положение крестьян...». Так что были в Унже и слава древних времён, и расцвет средневекового города, и упадок, когда Старый город превратился в тихую огородническую сельскую глухомань. Потом на полвека вновь возродилась Унжа и зажила бурной жизнью, появились новые улицы, дома. Но настал следующий период, нынешний, который хуже даже дореволюционных времён, ибо ведёт он к вымиранию русского села с более чем восьмивековой историей.

Сайт Т. Шваковой "Село Унжа"
- Православные храмы Костромской губернии
- материал групп ВКонтакте