В самолетах появятся спальные отсеки и стоячие места. В самолетах Airbus появятся спальни

Авиастроительный концерн Airbus и ателье Zodiac Aerospace объявили о революционной новинке. Для пассажиров экономического класса в самолетах появятся боксы для сна. Они будут расположены на нижней палубе воздушного судна, где сейчас летают грузы и чемоданы пассажиров. Портал iz.ru разобрался, когда можно будет вытянуть ноги при длительном перелете.

Боксы с кроватями

Концепция модулей с пассажирскими спальными местами была представлена на днях в Гамбурге на специализированной выставке Aircraft Interiors Expo 2018. Это крупнейшая в мире площадка, где авиаиндустрия представляет всё то, что нас ждет в самолетах в далеком и не очень далеком будущем.

В чем же суть новинки, которую представили Airbus и Zodiac Aerospace? Если фюзеляж пассажирского самолета разделить пополам, то в верхней его части находится салон для пассажиров, а снизу - грузовой отсек. Грузы - а это может быть что угодно, от посылок «Почты России» до золотых слитков - перевозят в специальных контейнерах. Вот их-то авторы идеи и предлагают переоборудовать в боксы для сна.

Ведущий итальянский производитель кресел Aviointeriors разработал для самолетов дизайн стоячих мест, напоминающих седла наездников.

Работа над проектом велась с 2010 года. Первая разработка оригинальных кресел, не получив одобрения со стороны Федерального управления гражданской авиации США, была отправлена на доработку. Спустя восемь лет новую усовершенствованную модель Skyrider 2.0 с успехом представили на форуме Aircraft Interiors Expo 2018 в Гамбурге. Ее отличие от предыдущего варианта заключалось в том, что каждый ряд кресел Skyrider 2.0 будет теперь закреплен двумя вертикальными стойками, проходящими между сиденьями. Кроме того улучшенная версия стоячего места оснащена двумя подлокотниками и имеет дополнительную мягкую обивку на уровне бедер.

Несмотря на то, что в этих концептуальных креслах-седлах пассажир будет фактически весь полет размещаться вертикально, лишь слегка облокачиваясь на спинку сиденья, в компании-разработчике этой инновации убеждены, что такая не слишком удобная позиция никоим образом не повредит здоровью. "Вы будто сидите в седле. Ковбои могут находиться в нем часами, поэтому и пассажиры смогут", - уверяют создатели Skyrider 2.0.

Они отмечая, что ими были учтены все существующие нормы, предусмотренные законодательством. По словам производителя, компактные сиденья данного типа изобретены для "ультравысокой плотности" в салоне.

Расстояние между рядами таких кресел составляет всего лишь 23 сантиметра вместо обычных 28 в экономклассе, что позволяет "уплотнить рассадку". В конечном итоге инновации увеличат пассажировместимость самолета на целых 20 процентов. Плюс ко всему, поскольку кресла-седла весят в два раза меньше классических, то затраты на обслуживание авиаперевозчиков в значительной мере сократятся, а вместе с ними и стоимость авиабилетов. Предполагается, что стоячие места будут пользоваться спросом у авиакомпаний для перелетов на короткие расстояния.

Стоячие места увеличивают пассажировместимость самолета на 20 процентов

Кроме того, на разработку могут обратить внимание бюджетные авиаперевозчики. Если верить местным СМИ, интерес к Skyrider 2.0 уже проявили колумбийская авиакомпания Viva Colombia и ирландский лоукостер Ryanair. Вместе с тем вопреки ажиотажу, похоже, эта новинка не слишком убеждает экспертов. Их в первую очередь смущает то, что во время аварии стоячие пассажиры могут подвергнуть опасности не только самих себя, но и своих соседей по самолету. Кроме того, с появлением инновационных кресел авиакомпаниям, жаждущим поступиться комфортом ради экономии, придется в обязательном порядке уменьшить багажное отделение - согласно правилам авиабезопасности, между головами пассажиров и жесткой поверхностью должен сохраняться определенный зазор, который в случае со стоячими креслами существенным образом сократится.

Вот такие сиденья предлагают итальянские разработчики пассажирам. На их фоне обычные кресла в экономклассе - предел комфорта.. Фото: wwww.aviointeriors.it

Виктор Саженин, заслуженный пилот России, налетал 20 тысяч часов:

Мое персональное отношение к "стоячим" местам в самолете резко отрицательное. Почему? Я понимаю: что называется, коленки убрать, поставить людей - в салоне больше поместится. Да, за счет "стоячих" можно "уплотниться" так, что вместимость борта увеличится на 20 процентов. Однако с точки зрения безопасности полетов это однозначно плохо.

Оригинальный дизайн авиакресла Skyrider, который напоминал седло наездника, был придуман еще в 2010 году. Но тогда Федеральное управление гражданской авиации США, что называется, на корню отвергло эту идею. Допускаю, что в модернизированном варианте ею воспользуется какой-нибудь европейский лоукостер, который летает на небольшие расстояния. Возможно, час полета в таком ковбойском кресле - как в трамвае доехать. Но ведь на взлете и посадке тоже придется стоять. А это не просто не здорово. Посадка может быть и грубой. Со всеми вытекающими последствиями. Что касается полетов на дальние расстояния, так это вообще нереально.

Понятно стремление авиакомпаний экономить. Пожалуйста, но на других вещах! Не на "уплотнении пассажиров". Я знаю, о чем говорю. Пролетал 46 лет, из них 32 года в "Аэрофлоте", на международных линиях. "Стоячие места" - это не ближайшая перспектива. Это может быть реализовано лет за пять. Нужны экспериментальные полеты, наработка статистики по посадкам в разное время года, при турбулентности, кучевых облаках и т.д. Повторю: с моей точки зрения, идея "стоячих" мест абсурдна. И коль мы говорим о перспективах, убежден: российского лоукостера "Победы" здесь однозначно не будет. Безопасность дороже.

Виталий Бордунов, профессор, член совета Международной ассоциации руководителей авиапредприятий (МАРАП), эксперт ИКАО:

Замысел понятен: повысить прибыльность рейсов на небольшие расстояния за счет пассажировместимости самолетов. Для России это практически неприменимо. У нас совершенно не развита сеть мелких авиаперевозок, мы это в очередной раз обсуждали недавно на совете МАРАП. Если организаторы таких перевозок найдут способ обеспечить безопасность полетов, я и сам не против "стоя" долететь, допустим, из Рима в Милан или из Москвы в Питер. Есть большое количество требований к обеспечению безопасности полетов, разбросанных в приложениях к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации. Но очевидно, что потребуется выработка новых - по безопасности пассажиров, которые собираются лететь стоя.

Между тем

Идея создания стоячих мест в самолетах далеко не нова. Сейчас сложно найти того, кому первому она пришла в голову. В 2006 году в СМИ появились сообщения, что компания Airbus представила проекты переоборудования салона с учетом такой возможности. Это позволило бы увеличить вместимость самолета с 500 до 850 пассажиров. Однако тогда в авиастроительной компании опровергли эти слухи, назвав их чепухой.

Но, видимо, идея пришлась по душе перевозчикам, и в 2009 году независимо друг от друга ирландская Ryanair и китайская Spring Airlines заявили о готовности ввести на своих самолетах стоячие места. Это позволило бы существенно снизить цены на билеты (до одного фунта стерлингов, например). При этом в Ryanair решившим сэкономить пассажирам предлагалось при приземлении держаться за поручни, как в автобусе. А вот в Spring Airlines решили не спешить с отказом от ремней безопасности - они должны были охватывать бедра стоящего человека. И уже год спустя итальянская Aviointeriors Group представила на выставке Aircraft Interiors Expo в Гамбурге первую версию дизайна стоячих мест. Впрочем, поиск возможностей разместить в самолете как можно больше пассажиров, продолжается. Так, в 2015 году американская компания Zodiac Seats U.S. зарегистрировала патент на более плотную посадку. Кресла предполагается устанавливать в шахматном порядке, попеременно лицевой и тыльной стороной по направлению движения самолета с небольшим сдвигом сидений друг относительно друга. При этом сидения должны складываться, как кресла в кинотеатре.

В самом начале авиационной истории, самолеты не умели летать на расстояния дальше нескольких сотен километров. Сегодня самолеты научились преодолевать расстояния в несколько тысяч километров, а с дозаправкой в воздухе, и более 10 тысяч. Конечно, пока еще нет ни одного пассажирского лайнера, который мог бы обогнуть Землю на одном баке топлива, но это и не требуется. На далекие расстояния летать всегда тяжело. Такими тяжелыми рейсами уже можно считать рейсы дольше 5 часов. Для удобства пассажиров, некоторые авиакомпании заводят на борту самолета спальные каюты.

Наверху на фото вы видите одно из самых роскошных пассажирских мест на общественном лайнере. Это Etihad Airlines, авиакомпания родом из ОАЭ. Мягкое сиденье раскладывается, превращаясь в комфортабельную кровать. При этом сиденье изначально изолировано от других, и пассажир получает в свое распоряжение практически персональную комнату.

Сегодня самолеты со спальными местами предлагают всего несколько авиакомпаний, среди них как азиатские, так и европейские. Самые распространенные самолеты с кроватями, у компании Lufthansa. Более того, в 2007 году авиакомпания установила спальные места не только в бизнес-классе, но и в эконом. Так что пассажиры смогли летать на далекие расстояния с удобствами даже за сравнительно небольшие деньги. Например, ниже представлены спальные места в Боинге 787:


Спальное место в самолете очень похоже на спальное место в поезде. Как правило, в самолете кровати делают также двухуровневыми. Но в отличие от поезда, багаж под кровать первого уровня, обычно, класть нельзя. Так что кровати в самолетах ближе к полу, и дальше от потолка. Бывают кровати и во всю ширину корабля, такие кровати разделены либо бортиками, либо шторками. В среднем по размерам самолете, умещает 3-4 человека по ширине борта.


Но из-за специфики транспорта – потенциальных трясок, пассажирам в самолетах, в отличии от пассажиров поездов, приходится пристегиваться даже лежа. Конечно, это накладывает определенный дискомфорт для сна, но на трансатлантических рейсах уж лучше лежать и спать, чем сидеть. Поспать можно и в обычном салоне, если вам повезло и вы летите без соседей, в этом случае вы можете спать на трех рядом стоящих креслах примерно вот как на этой фотографии:


Если вы не хотите спать на коммерческом постельном белье, думая что на нем уже спало несколько десятков человек, то попробуйте договориться с борт-проводниками, что вы постелите свое белье. Вы можете купить постельное белье , в Москве довольно много интернет-магазинов, где можно купить белье с доставкой, это сэкономит вам время. Скорее всего, с каким-то магазином вам может удастся договориться о доставке белья прямо в аэропорт.

Airbus предложит клиентам перелет с повышенным уровнем комфорта. Всемирно известный конструктор лайнеров оборудует дальнемагистральные самолеты мобильными спальными местами. Компания планирует создать зоны для сна в грузовом отсеке своих бортов уже к 2020 году. Сейчас персональными спальными каютами может похвастаться лишь ограниченная линейка лайнеров от Boeing. «360» узнал, будут ли спальные Airbus востребованы у российских перевозчиков.

Источник фото: официальный сайт Airbus

Авиастроительный холдинг Airbus и корпорация Zodiac Aerospace начали совместную разработку мобильных спальных мест для лайнеров A330 и A350, говорится в официальном пресс-релизе Airbus. Конструкторы собираются расположить модули с двухуровневыми односпальными кроватями в грузовом отсеке. При этом спальные модули будут сконструированы таким образом, что при необходимости они могут быть заменены грузовыми контейнерами. Также на месте грузового отсека может быть размещена зона для активного отдыха пассажиров, бар или детская площадка.

Между тем «перепланировка» в самолетах не повлияет на уровень безопасности полета, обещают в Airbus. Нагрузка и давление на разрыв фюзеляжа самолета и система погрузки не будут затронуты. Пассажирский модуль будет находиться прямо на системе погрузки.

Ожидается, что спальные места на лайнерах Airbus A330 могут появиться уже в 2020 году. Кроме того, компания изучает возможность разместить такие места над багажным отсеком в лайнерах A350 XWB.

Подобная компоновка мест в лайнерах может заинтересовать крупных перевозчиков с широкой сеткой полетов, отметил в беседе с «360» независимый авиаэксперт Дмитрий Адамидов. По его словам, такие самолеты могут купить авиалинии, которые хотят привлечь новых клиентов необычной услугой.

Если конструкторам Airbus удастся найти способ переоборудовать уже существующие борта, то многие компании воспользуются таким предложением, так как это позволит привлечь тех клиентов, которые готовы платить за повышенный комфорт. Сейчас Airbus A330 есть в парке очень многих компаний. К примеру, на отечественном рынке на этих лайнерах летает «Аэрофлот»

Дмитрий Адамидов.

Пока ни одна из авиакомпаний не подала заявку на модифицированные самолеты. Как рассказали «360» в «Нордавиа», авиалинии не планируют закупать подобные лайнеры, поскольку весь их авиапарк состоит только из самолетов марки Boeing.

С оглядкой на конкурентов

Первые самолеты, оборудованные спальными местами, появились на международных рейсах еще в середине 2000-х годов. Так, в 2005 году авиастроительный концерн Boeing выпустил новый дальнемагистральный самолет Boeing Dreamliner 787. Лайнер представляет собой широкофюзеляжный двухдвигательный реактивный пассажирский самолет, который может летать на расстояние до 12 тысяч километров и перевозить от 290 до 330 человек в зависимости от комплектации. Ориентировочная стоимость такого самолета составляет 250 - 300 миллионов долларов.

При этом в первом классе лайнера по заказу авиакомпании конструкторы Boeing могут установить персональные спальные каюты. Они представляют собой огороженное гибкими ставнями пространство, внутри которого располагается широкое кресло. При желании пассажира оно трансформируется в двухметровую кровать. В данный момент больше всего таких воздушных судов имеет национальная авиакомпания Объединенных Арабских Эмиратов Etihad. Правда, стоимость такого комфортабельного перелета в разы выше, чем цена стандартного перелета. За билет по маршруту Мельбурн (Австралия) - Абу-Даби (ОАЭ) в индивидуальной каюте придется заплатить около 12 тысяч дирхам, что в пересчете на доллары составляет более трех тысяч «зеленых». Для сравнения: перелет по тому же направлению в экономклассе обойдется всего в тысячу дирхам (366 долларов).

Казахская авиакомпания Air Astana также предоставляет пассажирам спальные места, но уже в салоне экономкласса. В 2015 году авиалинии запустили такие рейсы с вылетом из Астаны в Лондон, Париж и Франкфурт. Спальный эконом «по-казахски» состоит из спаренных в одну линию трех кресел и комплекта, в который входит матрас, подушки и пуховое одеяло бизнес-класса.

Источник фото: официальный сайт Air Astana

Несмотря на высокую стоимость перелета, авиакомпаниям не всегда выгодно иметь лайнеры с дополнительным спальным салоном, рассказал «360» глава аналитической службы информационного портала «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его словам, большую прибыль компаниям приносит общее количество пассажиров, а не ценовой разброс стоимости билетов.

Дело в том, что сейчас одна из ключевых тенденций на мировом авиационном рынке заключается в снижении себестоимости пассажиро-километра. Для этого компании увеличивают количество кресел на борту, а комфорт пассажиров обеспечивается специальными гибкими креслами. Поэтому лайнеры со спальными каютами ставят только на продолжительные регулярные рейсы, где наполняемость салона не имеет решающего значения для авиакомпании

Олег Пантелеев.