Запретный город схема. Запретный город

Запретный город в Пекине является крупнейшим и самым таинственным дворцовым комплексом мира. Более 500 лет служивший домом 24 императорам Китая, дворец был закрыт для простых граждан. Всех, кто осмелился нарушить это правило, ждала смерть. И не смотря на то, что большая часть комплекса сегодня открыта для посетителей, история Запретного города до сих пор остается загадкой.

Королевский комплекс, сравнимый по размаху с Версальским дворцом во Франции, занимает 72 га и состоит из более чем 800 зданий с 9999 комнат (во дворце Потала в Тибете - 999 комнат), общей площадью 150000 кв.м. Город окружен десятиметровой стеной и рвом с водой, который называется «Золотая вода». Место для строительства выбиралось в соответствии с фэн-шуй: с севера строение окружают горы, вход ориентирован на юг, внутри города протекает река, мягко огибающая дворцы, что по убеждениям фэн-шуй, позволяет накапливать энергию.Запретный город в самом сердце Пекина был отрезан от остального города рвами и пурпурно-красными стенами. Только император и его приближенные имели право здесь находиться, а для простых смертных эта часть Пекина была недоступна. Запретный город был центром Китайской империи, а в глазах самих китайцев - всего мира. Здесь жили, здесь правили страной вплоть до падения империи в 1911 году властители из династий Мин и Цин.

Существует легенда, что дизайн Запретного города пришел во сне монаху, который нарисовал проекты для князя Чжу Ди в конце XIV века. Став императором Китая, он начал воплощение своей мечты. Чжу Ди построил Запретный город в Пекине и объявил его новой столицей Китая и центром вселенной, откуда божественные императоры могут управлять Поднебесной более эффективно. В то же самое время он развернул второй масштабный проект: даосские храмы и монастыри на горе Уданшань. Запретный город строился 15 лет. Согласно преданию, было задействовано миллион работников, использовано 100 млн. кирпича, 200 млн. плитки и невыразимое количество мрамора. Комплекс был закончен в 1421 году. Именно тогда император Чжу Ди из династии Мин перенес свою столицу из города Наньцзин в Пекин. С огромными усилиями были выстроены дворцовые сооружения, соответствовавшие величию императорской власти. В 1644 году, когда династия Мин была свергнута маньчжурами, город был разграблен. Но правители-маньчжуры, пришедшие к власти под именем династии Цин, восстановили его в прежнем блеске. Были возведены новые храмы и дворцы, вырыты пруды, разбиты сады невероятной красоты. К XVIII веку город приблизился к зениту своего великолепия.

Территория Запретного города в плане представляет собой квадрат. Город лежит на так называемой пекинской оси (с севера на юг) и окружен широкими рвами и стенами высотой в 10,4 метра. За ними симметрично расположены дворцы, ворота, внутренние дворы, ручьи и сады. В закрытом дворце жили королевские семьи и прислуга, состоявшая из тысяч евнухов и наложниц. Вход в город без разрешения означал смерть для нарушителя, причем наказание было медленным и болезненным. Несмотря на это, многие любопытные хотели увидеть, что же происходит внутри. Некоторые получили такую возможность в 1644 году. Император Мин жил в роскоши, когда новое налогообложение заставило буквально голодать население. Вспыхнувшее восстание ворвалось в Запретный город. Император династии Мин, как говорят, был в пьяном угаре, когда прибыли повстанцы. Чтобы оградить свой гарем от поругания, он убил всех женщин и отрезал руку своей дочери. Затем повесился, открыв тем самым путь династии Цин. Предание говорит, что на род Цин было наложено проклятие императором – «дом Цин падет от руки женщины». Тем не менее, в 1644 году династия Цин поселилась в Запретном городе и его тайны стали еще более интригующими. Евнухи дворца, которых было около трех тысяч, начали готовить собственные заговоры и вербовали шпионов из наложниц. Об этом существует множество скандальных рассказов, в которых невозможно отличить правду от вымысла, когда описывается Запретный город.

В 1853 году семнадцатилетняя девушка Цыси была доставлена во дворец в качестве наложницы. Со временем она стала самой влиятельной женщиной в истории Китая и многие считают, что она привела к уничтожению не только династии Цин, но и императорского Китая в целом. Цыси нарушила традиции и стала вдовствующей императрицей. Она правила страной пока ее двухлетний племянник Пу-Йи не стал преемником. Пу-Йи был последним владельцем Запретного города в Пекине. В 1912 году в возрасте пяти лет он отрекся от престола, но ему разрешили остаться во дворце.

Крупный пожар в 1923 году уничтожил склады города. Многие считают, что его подожгли евнухи, чтобы скрыть кражи из королевских сокровищниц. В 1925 году Пу-Йи, последний двадцать четвертый император Китая, покинул Запретный город. А двадцать четыре года спустя комплекс был открыт для общественности.

Главный вход в Запретный город находится с южной стороны через Полуденные ворота. Весь комплекс разделен на Внутренний и Внешний дворцы. Основные помещения Внешнего дворца, где император проводил государственные мероприятия и торжественные церемонии: залы Верховной гармонии, Полной гармонии и Сохранения гармонии. Северную часть, Внутренний дворец, занимали семьи императоров и наложницы. Здесь находятся залы Небесной чистоты, Объединения мира и Земного спокойствия. Их окружают три императорских сада: Долголетия, Доброты и Спокойствия. За ними элегантный Императорский сад с беседками и живописными скальными образованиями. Весь город разделяет восьмикилометровая центральная ось. В центре этой оси находится Трон, символизирующий императорскую власть. Императорский трон во Дворце верховной гармонии, предназначенный для особо торжественных случаев.

В Запретном городе всего 9000 помещений, в которых жили император и окружавшие его женщины (мать, жены, наложницы), а также бесчисленные слуги и евнухи. Жизнь при дворе была подчинена строжайшим правилам этикета. Запретный город был чем-то вроде клетки, где, отгородившись от реальности, жил император со своими приближенными.

Фасады всех главных зданий обращены к югу. Тем самым Запретный город поворачивался спиной ко всем враждебным силам севера, к холодным ветрам из Сибири. Главный вход тоже находится на южной стороне. Он называется Вумен (полуденные ворота), здесь император инспектировал свои войска. За воротами - внутренний двор, который пересекает небольшая Золотая речка. Через нее перекинуты пять мраморных мостиков, символизирующих пять добродетелей и ведущих к Воротам высшей гармонии. За ними - еще один большой внутренний двор. Он так велик, что там могут поместиться 20 000 человек. На противоположной его стороне, на высокой мраморной террасе, возвышается самое значительное здание Запретного города - Дворец высшей гармонии.

В этом дворце по особо торжественным для государства дням восседал на троне император. Под перезвон колоколов его окружали волнами фимиама управляющие, сановники и вельможи.

Дворец, являющийся ныне музеем, содержит около миллиона драгоценных исторических реликвий древних династий Китая и занесен в список культурного наследия ЮНЕСКО. В Пекине можно посетить Дворец мира и согласия, известный также как монастырь Юнхэгун или храм Ламы. Самый популярный храм Пекина, несомненно, храм Неба – вершина космической четверки Китая: храм Солнца, храм Луны и храм Земли.

Запретный город, видео:

Запретный город находится в центре Пекина. Открыт ежедневно с 08.30 до 17.00, вход стоит 40 юаней зимой и 60 юаней летом.

Запретный город (Гугун) – крупнейший в мире императорский дворец, архитектурный шедевр и грандиозный замысел, ставший реальностью. Его строительство длилось 14 лет и было завершено к 1420 году. - около миллиона работников, и 100.000 ремесленников были вовлечены в него.

Возведенный в центре Пекина, дворец был домом для 24 императоров династии Мин и Цин, однако для простых людей он был всегда закрыт, смельчаков, нарушавших этот запрет ждала неминуемая смерть. Сегодня, даже по прошествии многих лет, после того, как Пу-Йи – последний император Китая, отрекся от престола в 1912 г., часть построек все также закрыта для посетителей.

Император Мин жил роскошной жизнью, но в 1644 г. новое налогообложение сказалось на населении и оно буквально голодало. Вспыхнуло восстание, а затем ворвалось и в город. Император, как рассказывают, был пьян, когда ворвались повстанцы.

Он убил всех женщин в своем гареме, для того, чтобы оградить их от поругания, а сам повесился, открыв своей смертью путь династии Цин.


По преданию известно, что род Цин был проклят императором: «дом Цин падет от руки женщины». Однако с 1644 года династия Цин начала осваиваться в Запретном городе. В 1853 году девушку Цыси в возрасте 17 лет доставили в город в качестве наложницы.

Спустя время она оказалась самой влиятельной женщиной в истории Китайской Империи и как многие полагают, привела к падению династии Цин и всего императорского Китая. Нарушив традиции, Цыси стала вдовствующей императрицей. Она управляла страной, до тех пор, пока ее племянник Пу-Йи в возрасте 2-х лет, не стал ее преемником.

В 1911 году династия Цин была свергнута. После правления 24 императоров(14 из династии Мин и 10 из династии Цин) – город потерял звание политического центра Китая, а Пу-Йи досталась участь последнего императора и владельца Запретного города. 12 фефраля 1912 г. пятилетний Пу-Йи официально отрекся от престола, однако ему позволили остаться во дворце.

Об одной из главных достопримечательностей Китая – пекинском императорском зимнем дворце - т. н. «Запретном городе», или «Гугуне», написано много. Но часто описание ограничивается лишь простым перечислением того, где и что в нем находится.

сайт хотел бы предложить вам, кроме этого, еще и уникальный материал русского вещания «Международного радио Китая» о некоторых интересных малоизвестных особенностях дворцового комплекса, хранящих на себе печать исторических событий.

Отметим только для начала, что двойное название пекинской резиденции китайских императоров «Запретный город», или «Гугун», связано с тем, что после падения монархии в Китае в 1911, в стране стали постепенно отказываться от официального названия «Пурпурный запретный город» -«Цзыцзинчэн» в пользу более политически корректного, особенно в коммунистическом Китае, названия «Гугун» - т.е. «дворец старых (бывших) правителей». Упомянем еще, что в 1949 году, после эвакуации под напором коммунистов китайского правительства Гоминдана на Тайвань, часть коллекций «Гугуна», содержащих предметы императорского обихода и произведений искусства была эвакуирована на этот остров, где позднее был построен т.н. «Дворец-музей» - нечто вроде «Гугуна» в изгнании.

На иллюстрации из архива: Панорама «Запретного города». На переднем плане виднеются ворота «Тяньаньмэн» с портретом Мао. Очень часто эти ворота, украшенные портретом коммунистического вождя и лозунгами, - ворота, ставшие в таком виде визитной карточкой коммунистического Китая, чтобы не разрушать атмосферы императорского города, на многих фотографиях сознательно оставляют за кадром. Так это сделано на снимке ниже, где изображен непосредственно «Запретный город» без ворот «Тяньаньмэн», хотя они исторически относятся к комплексу императорской резиденции.

Малоизвестные факты

о «Запретном городе»

Итак, материал «Международного Радио Китая» о некоторых малоизвестных особенностях дворцового комплекса китайских императоров в Пекине из архива сайт. Орфография первоисточника сохраняется:

«Запретный город, и по сей день приводящий в восхищение путешественника своим блестящим великолепием, служил резиденцией императорам двух последних китайских династий - Мин и Цин, а всего здесь на протяжении 491 года правили 24 императора. Годы их правления полны многочисленными драматическими событиями, оставившими глубокий след в китайской истории. Давайте пройдемся по Запретному городу от южных ворот Умэнь до северных ворот Шэньумэнь и попытаемся приподнять завесу над некоторыми его тайнами...

Сигнальная система,

спрятанная в столбах мраморной балюстрады

Строения Запретного города окрашены в темно-красный цвет и крыты позолоченной черепичной кровлей. Особую прелесть придает дворцовому комплексу балюстрада из белого мрамора, которой обнесены главные дворцовые строения. Столбы и перила балюстрады покрыты искусной резьбой, кое-где она воздвигнута в несколько ярусов. Интересно, что назначение балюстрады не ограничивается декоративной целью, в ней кроме того кое-где спрятаны скрытые сигнальные устройства. Вот, например, столбики балюстрады, ограждающей малые ворота Сехэ и Сихэ, которые расположены по сторонам больших ворот Тайхэ. Головная часть этих мраморных столбиков выполнена в виде пышно расцветшего цветка, а в центре цветка скрыта шарообразная полость. В эту полость кладутся мелкие каменные шарики. Непосвященному туристу покажется, что отверстия в этих мраморных столбиках, увенчанных цветистой резьбой, - результат размывающего действия дождей, ему и в голову не придет, что отверстия эти имели и особое назначение. На самом деле они - не что иное, как потайная сигнальная система. Всякий раз, когда возникала опасность вторжения внешнего противника или пожара, охранник вставлял в сигнальное отверстие мраморного столба специальную бронзовую дудочку воронкообразной формы и начинал с силой дуть в нее. При этом каменные шарики в полости столбика приходили в движение, издавая низкий гул, напоминающий гул большой морской раковины, поднесенной к уху. Говорят, что этот сигнал можно было услышать и в отдаленных уголках Запретного города.

Фигурки,

украшающие конек кровли

На всех строениях Запретного города можно видеть керамические глазурованные фигурки животных, украшающие конек кровли. Некоторые фигурки имеют застывший благообразный вид, другие выглядят более живо. Но все они играют не только декоративную роль, им в китайском зодчестве отведена важная роль неотъемлемых элементов сооружения.

Если встать лицом к павильону Тайхэдянь, то по обеим сторонам его кровли можно видеть глазурованные элементы в виде голов дракона. Четыре лапы воздеты вверх, на спине дракон несет меч, глаза широко открыты и выражают свирепость, а страшная пасть прочно схватывает конек кровли. В народе этого дракона называют «вторым сыном дракона» и именуют «Драконом Вэнь». В представлении китайцев эпох Мин и Цин дракон Вэнь был способен тушить пожары и устранять другие бедствия. Примечательно месторасположение драконьей головы: она охватывает узловую часть, где сходятся горизонтальный конек кровли и ниспадаюший черепичный ряд. Именно в этом месте легко возникает течь во время дождя. Так что драконья голова служит надежным скрепляющим элементом.

В том месте кровли, где она переходит в свой взлетающий участок, выстроились в ряд маленькие глазурованные фигурки. Возглавляет ряд святой, едущий верхом на фениксе, за ним выстроились одна за другой фигурки животных, а конец ряда венчает более крупная голова мифического существа. Число фигурок в ряду определяется рангом и важностью здания, на кровле большого здания можно насчитать до 10 скульптурных изображений, а на кровле незначительного сооружения может быть лишь одна едва заметная фигурка. Существуют строгие правила и касательно порядка их расположения. Образы, запечатленные в кровельных фигурках, являются персонажами мифов. Некоторые из них олицетворяют благополучие, другие - храбрость и суровую непреклонность. Издали они напоминают небесных воинов, слетевших с небес и остановившихся над бездной. Их можно представить также в роли богов, спустившихся на кровлю для того, чтобы наблюдать за людскими тайнами.

Традиция украшать конек кровли мифическими фигурками не только преследует цель придать зданию пышность, но также является выражением пожелания благоприятной погоды и государственного спокойствия. Гораздо более важной, чем просто декоративное украшение, выглядит роль кровельных фигурок в предупреждении течи кровли. Эти элементы декорации также выражают идею благополучия и призваны служить амулетом, отпугивающим несчастье.

История

с императорским троном

Если сравнить путь через ряд проходов, ведущих от трибуны Тяньаньмэнь к воротам Умэнь (официальным «императорским вратам»), с оперной увертюрой, то дальнейший путь к Золотой речке, площади Тайхэ и воротам Тайхэ можно считать частью оперного либретто. Ну, а подойдя вплотную к павильону Тайхэдянь, покоящемуся на 6-метровом трехъярусном беломраморном фундаменте, уже не возникает сомнения по поводу того, что мы слышим великолепную главную арию, воплотившую все императорское величие. Лейтмотивом же главной арии можно считать вознесенный посреди Тронного зала, украшенный драконовой резьбой и тщательно отлакированный императорский трон.

Поверхность деталей трона покрыта позолотой, спинка украшена резным орнаментом из трех извивающихся драконов. Трон покоится на прочном цоколе в духе лож буддийских святых, он богато инкрустирован драгоценными камнями. Как показала экспертиза лакового покрытия и стиля изображенных драконов, этот трон был изготовлен в годы правления Минов под девизом Цзяцзин, но и при Цинах продолжал служить по назначению. Однако туристы бывают немало удивлены, узнав, что на протяжении почти полувека этот достойный воплотить величие богдыхана трон валялся в чулане, покрытый пылью.

В 1911 г. в Китае произошла Синьхайская революция, низвергнувшая императора и провозгласившая Демократическую республику. Однако в 1915 году глава милитаристского клана Юань Шикай предпринял реставрацию, объявив себя императором. Церемония возведения на трон намечалась быть в Тронном зале павильона Тайхэдянь. Юань Шикаю, у которого оказались коротковатыми ноги, показалось, что лучше будет заменить старый трон новым, сделанным в виде стула с высокой спинкой, какие приняты на Западе. Императором Юань Шикай пробыл 83 дня, а потом был сметен волной народного протеста. А вот сделанный по его личному заказу трон сохранился. На протяжении нескольких десятилетий попытки разыскать прежний трон с резными драконами не приводили к успеху. Пока, наконец, в 1959 г. один из работавших в Запретном городе специалистов не обнаружил среди старых фотографий фото с изображением интерьера дворцового павильона Тайхэдянь. Были предприняты поиски в кладовых старой мебели, и в конце концов он был найден. В 1963 г. мастера по ремонту мебели отреставрировали старый трон, потратив на это целый год. В сентябре 1964 г. восстановленный трон занял свое прежнее место.

Иероглиф,

обозначающий мир и гармонию, в названиях трех главных павильонов Запретного города

Не очень-то дружелюбный лев из «Запретного города».

Главными сооружениями Запретного города являются три павильона - Тайхэдянь, Чжунхэдянь и Баохэдянь. Они призваны олицетворять непревзойденный авторитет императора, они же служили местом императорских аудиенций. Примечательно и неслучайно, что в названиях всех трех павильонов имеется иероглиф «хэ» -- «мир», «гармония».

По учению Конфуция иероглиф «хэ» означал всеобщую гармонию в мире. Пусть между величием богдыхана (императора - Прим. сайт) и положением простого смертного существует огромная разница, но и богдыхан и простой смертный живут на одной Земле, под одним Небом, и в духовном плане между ними должно существовать равновесие. Это равновесие и есть «хэ». Всему отводится свое место: император вознесен над всем окружающим миром, простые смертные довольствуются своим подчиненным положением; «хэ» существует между правителем и слугой, между отцом и сыном, между старшими и младшими братьями, между мужем и женой. Без «хэ» невозможно соединить воедино сезоны года (весну, лето, осень и зиму), невозможно понять отношения в животном мире, невозможно уяснить взаимосвязь Земли и Вселенной. Одним словом, равновесие «хэ» нужно на Земле, на Небе и в необъятном мире вещей. В ином случае в мире наступит разлад, все будет поставлено с ног на голову. Важность «хэ» признавали и ученые других школ Древнего Китая. Можно сказать, что с древности китайцы считали «хэ» самым идеальным состоянием вещей и дел. Основатели династии Цин - это пришельцы с севера, покорившие Китай. (маньчжуры - Прим. сайт) Немудрено, что для них ничего не было важнее продолжительности сохранения своей власти и порядка в стране. «Хэ» для цинских правителей было главным пожеланием. Придерживаясь идеи «хэ», они стремились объединить страну, чтобы сохранить навеки свое господство. Эта идея хорошо просматривается в названии девиза правления цинского императора «Шуньчжи» (в буквальном смысле означающего «благоприятное правление»). Все вышесказанное поможет вам понять присутствие иероглифа «хэ» в названиях трех главных павильонов Запретного города.

Гигантская

резная каменная плита

Расположенная позади павильона Баохэдянь гигантская каменная плита, покрытая барельефами, изображающими драконов на фоне облаков, - самое крупное и высокохудожественное произведение барельефного искусства в Запретном городе. Эта плита была установлена в Минскую династию, при Цинах прежний рельефный узор был сколот и заменен новым. Узор составлен из 9 извивающихся драконов, каждый из которых держит в пасти большой жемчужный шар. Фоном танцующим драконам служат рельефные изображения гор, морей и облаков. Туристов поражает не только искусность рельефной резьбы, но и сами размеры каменной плиты. По расчету специалистов, вес каменной плиты до ее обработки превышал 300 тонн. Каким же образом такой гигантский камень был доставлен в Запретный город? Согласно «Минской истории» этот камень раздобыли в Фаншаньской каменоломне в западном предместье Пекина. Чтобы вынуть его из карьера, пришлось мобилизовать более 10 тысяч работного люда и более 6 тысяч солдат. Не менее сложным оказался вопрос доставки камня в столицу. Прежде всего, надо было сделать абсолютно ровной дорогу, ведшую в Пекин, для чего было послано несколько десятков тысяч рабочих. Они засыпали и утрамбовали рытвины и по всей трассе вырыли колодцы. С наступлением морозов дорожное полотно было тщательно залито водой из колодцев, так что получилась гладкая и твердая трасса. По ней прочно связанный камень людьми и лошадьми волоком был доставлен к месту назначения. Потребовалось 20 тысяч человек и тысяча лошадей, на транспортировку пошло 28 дней. Казне все обошлось в 110 тысяч лянов серебра. К сожалению, не были обнаружены записи о точной дате доставки камня. Можно лишь предполагать, что камень был доставлен еще до окончания застройки императорской резиденции, так как иначе такой камень невозможно было бы перенести через многочисленные ворота дворца. То есть, гигантский камень из Фаншаня является одним из первых строительных деталей дворцового комплекса и насчитывает более 570 лет.

Стрела,

вонзившаяся в доску с надписью над воротами Лунцзунмэнь

Между павильоном Баохэдянь и воротами Цянцинмэнь лежит площадь, отделяющая внешнюю (служебную) часть Запретного города от внутренних (семейных) дворов. По бокам площади имеются ворота: восточные Цзинъюньмэнь и западные Лунцзунмэнь. Проникновение во внутренние покои строго контролировалось. При Цинах проход в ворота запрещался любому, даже князьям императорской крови, им пользовались лишь дежурный чиновник и лица, призванные к императорской аудиенции. Если вы внимательно осмотрите транспарант с надписью над воротами Лунцзунмэнь, то, возможно, заметите вонзившуюся в транспарант стрелу. С ней связана вот какая история.

15-го числа 9-го месяца 1813 года в Запретный город вторглись части Крестьянской армии повстанцев, которые действовали в сговоре с евнухами - служителями дворца. Часть повстанцев направилась в павильон Янсиньдянь в северной части Запретного города, где находились императорские покои. Но у ворот Лунцзунмэнь их огнем встретили цинские войска охраны. Самого императора в тот момент не было во дворце, однако членов императорской семьи и прислугу от страха охватила паника. Великие князья и высокопоставленные чиновники стали готовить повозки, чтобы вывезти родственников и добро из Запретного города. Кое-кто даже спрятался в шкафу. В ходе ожесточенной схватки один из крестьянских предводителей прицелился и выпустил из лука стрелу, застрявшую в транспаранте с надписью над воротами Лунцзунмэнь. Однако силы оказались неравными, и повстанцы были подавлены. Это восстание стало серьезным уроком для Цинов. Чтобы в назидание потомкам сохранить о нем память, двор решил не трогать стрелу, застрявшую в транспаранте над воротами Лунцзунмэнь.

Красные фонари

в переулке Юнган

Войдя в ворота Найшимэнь, расположенные к западу от ворот Цяньцинмэнь, оказываешься в переулке Юнган. Здесь помещаются покои императрицы и наложниц. Всего в Запретном городе имеется 4 таких переулка.

В каждом из них установлены дорожные фонари, достигающие высоты человеческого роста, покоятся они на каменном цоколе. Сам фонарь сделан из бронзы, снаружи оплетен медной проволокой. С наступлением сумерек специальные евнухи-фонарщики заправляли фонари маслом и зажигали их. Горели фонари всю ночь до утра.

При Минах не существовало обязательного порядка, определяющего, в покоях какой жены или наложницы будет ночевать император. Конкретный выбор производился от случая к случаю. Перед входом в покои каждой из жен и наложниц вывешивались фонари из красного шелка. Отсутствие фонаря говорило о том, что именно в покоях этой жены проводит ночь богдыхан. Евнух, совершавший ночной обход переулка Юнган, заметив по отсутствию фонаря, что выбор императором уже сделан, оповещал остальных наложниц о том, что они могут отправляться ко сну.

Иное дело при Цинах. Уже во время вечерней трапезы император решал, с какой женой или в одиночестве проведет ночь. Но спал он непременно в павильоне Янсиньдянь. Не было принято, чтобы евнухи обходили 12 покоев переулка Юнган.

Холодильники

Запретного города

В наше время бытовой холодильник в доме - дело самое обыкновенное. Ну, а как обстояло дело в далекие времена, до появления специальной аппаратуры? Оказывается, в Запретном городе для хранения продуктов и напитков применяли холодильники, охлаждаемые природным льдом, заготовленным с зимы. В хранилищах Запретного города есть, например холодильный шкаф, искусно отделанный перегородчатой эмалью. В высоту он имеет полтора чи (1 чи=33 см.), форма его кубическая, причем состоит он из двух частей, нижняя часть уже верхней. Орнаментировка шкафа выполнена исключительно тщательно и ярко, внутри шкаф выложен свинцовым листом для лучшей изоляции и предохранения от сырости. В нижнем его углу предусмотрено отверстие для стока скапливающейся воды. Кроме того, в крышке шкафа есть два круглых отверстия, через которые охлажденный воздух из холодильника проникал в окружающее пространство.

Но гораздо чаще в качестве холодильников использовали специальные деревянные лари с крышкой. В них хорошо сохранялись продукты, а холодный воздух через отверстия в крышке можно было использовать для охлаждения воздуха в помещении. Так что, можно сказать, что холодильные установки Запретного города с успехом играли также роль теперешних кондиционеров. Лед заготовляли на реке в самый холодный период зимы, его хранили в подземных погребах и по мере надобности доставляли в дворцовые помещения.

Есть ли в Запретном городе

дымовые трубы?

От глаз внимательного наблюдателя не укроется отсутствие во всем Гугуне дымовых труб. Дело в том, что для Запретного города, где все сооружения сделаны из дерева, самой большой опасностью является огонь. Противопожарным мерам придавалось особо важное значение при всех правителях. Так как же обстояло дело с источниками огня для приготовления пищи и обогрева помещений?

В эпоху династий Мин и Цин главным горючим Запретного города был древесный уголь. Он отличался рядом достоинств: горел бездымно и не имел запаха, позволяя обходиться без дымовых труб.

Вот как, к примеру, решался вопрос обогрева помещений. Во многих павильонах были вырыты подземные дымоходы, комнаты над которыми назывались «теплыми». Дымоход выходил к люку, расположенному в наземном проходе Запретного города. Глубина люка равнялась росту человека, сверху люк закрывался деревянной крышкой размером в квадратный метр. Обогрев производился от сжигания древесного угля в специальной печи, установленной внутри дымохода. Начало обогрева помещений приходилось на сезон «выпадания инея».

Помимо обогрева за счет тепла, шедшего от дымохода, в помещениях были предусмотрены открытые жаровни, в которых жгли древесный уголь. Дворцовые жаровни изготовлялись с большим мастерством, например, делались из бронзы и покрывались позолотой либо инкрустировались перламутром. Они имели колпак на проволочном каркасе, предупреждающий выброс раскаленных углей наружу. Большие жаровни весили до тысячи цзиней, маленькие можно было носить в руках. До сих пор жаровни разных видов и размеров можно видеть повсеместно в Запретном городе: в павильонах Тайхэдянь, Чжунхэдянь, Баохэдянь, Цяньцингун, Цзяотайдянь, Куньнингун, Янсиньдянь и Западных покоях. К услугам императрицы и наложниц были также ручные и ножные печурки. Благодаря указанным средствам обитателям Запретного города была не страшна самая лютая стужа. Поистине эффектом эти приспособления могут соперничать с современными обогревательными устройствами.

Когда звучал гонг

В старые времена с наступлением ночи на улицу выходили караульные сторожа и с помощью ударов в гонг или в колотушку оповещали о смене страж. Первая стража приходилась примерно на 6 часов вечера.

В Запретном городе северные ворота Шэньумэнь фактически выполняли роль часовой башни, в которой дежурили караульные, ударявшие в гонг. Кроме того, на башне был установлен большой колокол. Во время отсутствия во дворце императора ежедневно с наступлением сумерек колокол бил 108 раз, а уже после этого караульный ударами в гонг оповещал о смене страж. По истечении 5-й стражи, то есть уже на рассвете, колокол снова бил 108 раз. Почему именно 108? Это число представляло собой сумму числа месяцев в году (12), числа климатических сезонов (24) и числа сезонов сельскохозяйственных работ (72).

Помимо колокольной башни на воротах Шэньумэнь, в Запретном городе справа и слева ворот Умэнь также были установлены колокольные башни. Однако назначение их было иным. Поскольку ворота Умэнь были главными воротами Запретного города, то существовал строгий регламент, касавшийся обстоятельств, при которых следовало бить в умэньские колокола. Эти обстоятельства включали, например, время выезда императорского поезда для участия в жертвоприношениях. В такой момент звонарь бил в колокол. А когда император выезжал в Храм Таймяо для церемонии поклонения предкам, на башне ударяли в гонги. Кроме того, колокольный звон и звуки гонгов на башнях ворот Умэнь оглашали окрестности во время особо торжественных случаев: возведения императора на трон, в момент празднования Нового года, сезона наступления зимы, в день долголетия, оглашения имени императрицы и т.п.

Сколько в Запретном городе

помещений?

Запретный город можно считать самым масштабным и наиболее хорошо сохранившимся из дошедших до наших дней древних дворцовых ансамблей. Он занимает территорию в 780 тысяч кв. метров. По преданию, минский император Чжу Ди, правивший под девизом Юнлэ, первоначально планировал построить дворец с 10 тысячами комнат. Но ночью на пятый день после принятия императором решения его во сне посетил Нефритовый правитель Вселенной. Крайне раздраженный, он указал богдыхану, что, намечая соорудить 10 тысяч комнат, тот посягает на его божественный авторитет, так как в самом дворце богов насчитывается всего-то 10 тысяч комнат. Поутру император немедля велел созвать сановников, чтобы обсудить с ними сложившуюся обстановку. В конце концов было решено построить 9999 с половиной комнат и таким образом сохранить в неприкосновенности авторитет и Неба, и императора.

Спустя 4 года дворец был построен. При виде открывшегося взору великолепия император Чжу Ди пришел в большую радость. Вот ворота Умэнь, поражающие своими размерами и торжественностью, вот павильон Фэнтянь (переименованный при Цинах в Тайхэдянь), отделанный красочной орнаментировкой балок и столбов. Сооружения блестели позолотой кровель, создавая ощущение масштабности и высокого стиля. Воистину новому дворцу по плечу было равняться с заоблачными хоромами Нефритового Бога, образ которых присутствовал в воображении богдыхана. Потратив на осмотр дворца целых полдня, Чжу Ди наконец спросил сопровождавших, действительно ли во дворце насчитывается 9999 с половиной комнат. Ответ был утвердительным. «Ну, а где же та половина комнаты»?, - спросил император. «Ею считается небольшая комнатушка на первом этаже терема Вэньяньгэ», - прозвучало в ответ. Чжу Ди наградил отвечавшего довольной улыбкой, произнеся «отлично, отлично». После этого императорского осмотра все вокруг уже знали, что в Запретном городе имеется 9999 с половиной комнат.

Сановника, подтвердившего число помещений дворцового ансамбля, звали Лю Бовэнь. В разговоре с императором у него тряслись поджилки, так как в действительности вряд ли число комнат составляло в точности 9999 с половиной. Ответственный за заготовку строительных материалов, Лю Бовэнь объездил множество мест, в своих поездках он наблюдал нищенские условия жизни народа и считал излишней роскошью строительство столь пышного дворца, которое лишь сделало бремя простого люда еще более тяжким. Лю Бовэнь даже внес кое-какие изменения в проектные чертежи, сократив число комнат на несколько сот.

В настоящее время в Запретном городе насчитывается 980 дворцовых сооружений, 8 728 комнат. А как же обстоит дело со ставшей знаменитой «половиной комнаты»? Оказывается, эта половинная комната действительно существует и находится в тереме Вэньяньгэ, служившем хранилищем для полного собрания книг «Четырех хранилищ». Примечательно, что в западной части терема столбы, окрашенные в зеленый цвет, были расставлены так, что расстояние между ними составляло 5 чи (около 1,5 м), тогда как обычно оно равнялось 3 метрам. Терем Вэньяньгэ был единственным зданием Запретного города с такой уникальной планировкой. Поэтому комната, ограниченная двумя близко расположенными столбами, и была названа «половинной».

(Этот материал из архива сайт был передан русским вещанием «Международного Радио Китая» в Пекине в виде нескольких радиопрограмм в апреле 2005 года).

Описание

дворцового комплекса «Гугун»

На иллюстрации: План «Запретного города», или, иначе говоря, «Гугуна».

На иллюстрации: План «Запретного города», или, иначе говоря, «Гугуна». На самой нижней кромке этого плана - «Ворота Небесного Спокойствия» - «Тяньаньмэнь». Далее вверх изображены ворота «Дуонмэнь» и парадные ворота «Запретного города» - «Умэнь» («Полуденные ворота»). «Умэнь» расположены на мосту через ров, окружающем весь дворцовый комплекс. На верхней кромке снимка - ворота «Шэньумэнь». Чуть выше ворот «Умэнь» на плане изображен канал Нэйцзиньшуйхэ «Золотая река». За «Золотой рекой» расположены главные дворцовые ворота Тайхэмэнь («Ворота высшей гармонии»). Потом огромный двор перед собственно дворцовыми помещениями, выложенный плитами. А дальше на плане изображены основные три дворцовых павильона «различных видов гармонии» - главные павильоны дворцового комплекса. Снова ворота, и вокруг различные вспомогательные дворцовые помещения внутри периметра стены и рва с водой.

Государственное информационное агентство КНР «Синьхуа» в старой версии своей русской Интернет - страницы поместило довольно подробное описание всех строений императорского дворцового комплекса «Гугун», или как называет это сооружение «Синьхуа» в упомянутой статье - «Музей Гугун» («Зимний императорский дворец»)». Этот очерк, который мы предлагаем ниже, как обычно для «Синьхуа» точно расставляет все акценты, согласно официальной доктрине китайской компартии, и поэтому содержит критику последнего китайского императора и гоминдановского правительства за «разграбление» богатств «Гугуна». (Орфография и стилистика первоисточника сохраняется, за исключением явных опечаток.):

«Музей Гугун или как ещё его называли - Цзыцзинчэн («Пурпуровый запретный город») расположен в центре города Пекина, рядом с площадью Тяньаньмэнь. На севере от Ворот Тяньаньмэнь и ворот Дуонмэнь находятся парадные ворота в Музей Гугун - Умэнь («Полуденные ворота»). Над ними возведено великолепное сооружение, обычно называемое Уфэнлоу («Башня пяти фениксов»).

Строить его начали ещё при Минской династий в 1420 г. Строился целых 14 лет. Ширина всего Запретного города с востока до западной части 760 м, с юга на север 960 м. Полезная площадь 150 тысяч кв.м. В нём более 9 тысяч помещений. С четырех сторон он обнесен стеной высотой 10 м. В стенах имеется четверо ворот. Ворота, выходящие прямо на юг, называются Умэнь. Это парадные ворота. В башне этих ворот есть колокол и барабан. Когда император шел возносить молитвы в храм или кумирню, он всегда выходил из ворот Умэнь. Когда он направлялся в Храм Земледелия, то при его выезде ударяли в колокол, а когда он входил в Таймяо («Храм предков»), то били в барабан. При Цинской династии, когда одерживали победы, здесь согласно обычаю устраивались церемонии - приношения пленных в дар императору. Сейчас эта башня служит помещением для временных выставок. Вокруг стены проходил канал, ширина которого 52 метра.

Северные ворота носят название Шэньумэнь. При Минской династии они назывались Сюаньумэнь. Но при императоре Канси их переименовали в Шэньумэнь, так как в имени этого императора имеется иероглиф Сюань, а по обычаю название любого предмета не должно совпадать с именем императора. На башне этих ворот также имеются один колокол и один большой барабан. Кадый день при наступлении сумерек и на рассвете сначала делали 108 ударов по колоколу, а потом в барабан. Эти ворота расположены напротив парка Цзиншань.

Восточные боковые ворота называются Дунхуанмэнь, а западные - Сихуамэнь. Гугун -- прежняя резиденция императоров Минской и Цинской династий. Здесь на протяжении 491 года вершили делами империи 24 императора. При Минской династии -- 14 императоров, а при Цинской -- 10. А теперь эта резиденция - Музей, где хранятся свыше 900 тысяч экспонатов.

Музей Гугун является самым большим архитектурно-художественным музеем нашей страны. Само сооружение является одним из величайших исторических достижений культуры нашей страны. Сохранив традиционные формы китайского зодчества, соединив в себе величественность форм, архитектурное совершенство и строгий порядок расположения, оно представляет собой один их самых блестящих архитектурных памятников мира и является жемчужиной многовековой культуры нашей Родины. Это самый грандиозный и самый целостный из сохранившихся архитектурных ансаблей.

Весь комплекс дворца состоит из двух главных частей, внешней и внутренней.

При входе в парадные ворота Умэнь прежде всего видите пересекающий площадь канал - Нэйцзиньшуйхэ («Внутренняя река с золотой водой»), через который переброшено пять красивых мраморных мостиков. По берегам канала, облицованного также белым мрамором, тянутся извилистые перила самой разнообразной формы, напоминающие своим видом драгоценный нефритовый пояс.

Севернее мостов находятся главные дворцовые ворота Тайхэмэнь («Ворота высшей гармонии»). За ними расположен еще один обширный двор. В центре его северной стороны возвышается массивный постамент, высотой в 8 м, где один за другим расположены павильоны: Тайхэдянь («Павильон высшей гармонии»), Чжунхэдянь («Павильон полной гармонии») и Баохэдянь («Павильон сохранения гармонии»), Эти три павильона являются важнейшим архитектурным комплексом Внешнего двора императорского. Они предназначены для проведения государственных и придворных церемониалов. Тайхэдянь по архитектуре и отделке представляет собой уникальный образец, не имеющий себе равных не только по сравнению с другими павильонами Гугуна, но и во всей коллекции деревянных конструкции древнего Китая.

Павильон Тайхэдянь служит местом, где устраивались официальные дворцовые приемы. Он является самым большим сооружением Гугуна. Высота его 35,5 м, ширина 63,96 м, глубина 37,2 м, площадь более 2300 кв.м. Крышу павильона поддерживают 86 деревянные колонны диаметром в один метр, шесть из них, окружающие трон, позолочены и украшены резными изображениями извивающихся драконов. Трон установлен на постаменте, перед которым изящные бронзовые журавли - символ успеха и удачи, курильницы, большие медные треножные сосуды - символ трона, позади трона ширма тонкой работы.

Вход в павильон Тайхэдянь охраняют свирепо ощерившиеся бронзовые львы, олицетворяющие силу власти.

На просторной площадке перед павильоном установлены большая бронзовая черепаха, поднявшая кверху клыкастую, почти волчью пасть -- символ долголетия, бронзовый длинноногий журавль, как символ успешного продвижения по лестнице чинов, большие медные треножники и другие великолепно выполненные скульптуры и изделия.

Павильон Тайхэдянь был построен в 1417 г., в 1645 году был перестроен, затем после пожара вновь восстановлен в 1697 г. При Минской и Цинской династиях ежегодно в канун Нового года, т.е. 1 января по старому стилю --праздника (Зимнего солнцестояния), дня рождения императора, также в день вступления на престол императора проводились торжественные церемонии. Объявлялись важнейшие правительственные указы. После оглашения указы опускали с башни ворот в клюве деревянного феникса, помещали в паланкин, украшенный изображениями дракона и отправляли в министерство церемоний, откуда копии его рассылались по всей стране. В дня государственных праздников и торжеств император принимал поздравления и устраивал приемы. А ещё в этом павильоне император назначал военачальников экспедиционных войск и присутствовал на государственных экзаменах.

Еще следовало бы уделить несколько слов совершенно пустому двору, который находится перед павильоном Тайхэдянь. Площадь этого двора более 30000 кв. м. Всякий раз во время дворцовых церемоний в этом дворе выстраивались в строгом порядке ряды вооруженных стражников, в порядке субординации стояли на коленях лицом к северу гражданские и военные сановники. Из многочисленных треножников и курильниц поднимались дым благовоний, усиливая и без того таинственную атмосферу, окружавшую императора.

Павильон Чжунхэдянь был построен при Минской династии и назывался Хуагайдянь и Чжунцзидянь. При Цинской династии в 1645 году был перестроен и переименован в Чжунхэдянь. Он служил местом, где император отдыхал перед началом церемоний, здесь же совершались репетиции ритуала, Император перед тем, как отправлялся в Храм Неба (21 Июня), в Храм Земледелия (22 ноября) для молебнов здесь знакомился с содержанием молитв. А ещё ежегодно в канун Нового года император устраивал тут банкеты, на которые приглашались вассальные князья.

Павильон Баохэдянь расположен за Чжунхэдянь. Его начали строить в 1420 г. Первоначальное его название было Цзиньшэньдянь, после же переименовало в Цзяньцзидянь. В 1625 г. перестраивался, а в 1645 г. назван Баохэдянь.

Павильон Баохэдянь вначале был предназначен для пиров. Особенно при Цинской династии 1 января по старому стилю и 15 января император ежегодно приглашал монгольских и уйгурских князей в павильон Баохэдянь на банкеты. Накрывались 70 столов, закалывали 63 барана и вскрывали 70 бутылок вина. Вовремя таких банкетов музыканты исполняли монгольскую традиционную музыку и песни. Но со времени императора Юнчжэна (с 1723 г.) павильон Баохэдянь был предназначен для приема высших государственных экзаменов.

Если строго придерживаться центральной линии на север, за павильоном Баохэдянь вы увидите ворота Цяньцинмэнь («Ворота небесной чистоты»). Эти ворота были построены при Минской династии и перестроены при Минской династии и перестроены в 1655 г. Императоры Цинской династии иногда принимали здесь официальные доклады. В этот день устраивался трон и начальники всех ведомств по очереди докладывали о своих делах. Слева от ворот находилась канцелярия высших гражданских и военных сановников.

Затем надо пройти через ворота Цзяньцинмэнь, чтоб очутиться на задней половине дворцового ансамбля Гугун, где размещены внутренние покои. По центральной линии выстроились дворцы Цяньцингун («Дворец небесной чистоты»), Цзяотайдянь («Дворец общения неба и земли») и Куньнингун («Дворец земного спокойствия»), по обе стороны от них расположены шесть восточных и шесть западных дворцов.

Дворец Цяньцингун был построен в период Минской династии, перестроен в 1797 г. В этом дворце находилась опочивальня императора. Здесь же император занимался повседневными государственными делами, просматривал документы, делал распоряжения. В праздничные дни здесь устраивались пиры, на которые император приглашал своих сановников. В конце правления Цинской династии в этом дворце императоры принимали глав иностранных дипломатических миссий. В восточном флигеле хранились: головной убор, костюмы, обувь императора, а в западном флигеле помещался кабинет императора.

Второе здание по счету павильон Цзяотайдянь был построен при Минской династии, перестроен в 1697 г. Он служил залом для семейных торжественных мероприятий. Во времена Мин и Цин именно в этом зале устраивались торжества по случаю дня рождения императрицы. При Цинской династии здесь хранилась императорская печать. 25 главных печатей хранились при императоре Цзяньлуне. С правой стороны установлены китайские древние водяные часы - они состоят из трех медных воронок, под которым сидит Будда, держащий в руках циферблат. Вода наливается сверху и проходит через воронки. На циферблате показывается время. Слева находятся большие куранты, изготовленные мастерами нашей страны свыше 200 лет тому назад.

Дворец Куньнингун был построен при Минской династии, перестроен в 1655 г. В период Минской династии в нем была опочивальня императриц. В период Цинской династии этот дворец использовался по назначению только во время свадьбы императоров, обычно в его приемных комнатах устраивались религиозные церемонии поклонения духам и приношение им жертв. После свадебной церемонии императрица должны была прожить здесь три дня.

Позади дворца Куньнингун находится выставка самых разнообразных часов.

По объему дворцы Цяньнингун, Цяотайдянь и Куньнингун значительно уступают трем большим павильонам внешнего двора.

За дворцом Куньнингун - ворота Куньнинмэнь. За ними раскинулся пышный императорский сад Юйхуаюань. Через этот императорский сад дорога приводит к выходу Шэньумэнь («Ворота всемогущих духов»).

По обе стороны центральной линии ансамблей разместился лабиринг дворцов, двориков, соединенных друг с другом проходами и воротами. Это целый мир, когда-то отрезанный от жизни, но богатый, пышный и строго регламентированный. В этих дворцах жили император, императрица, наложницы императора, его дети, родичи - верхушка феодально - крепостнической власти, свергнутой в результате буржуазной революции 1911 г.

В основные западные дворцы и павильоны (построенные при Минской династии) входят:

Павильон Тайцзидянь был построен при Минской династии, перестроен в 1683 г. Сейчас здесь помещается выставка художественных эмалевых изделий.

Дворец Юншоугун («Дворец вечного долголетия»)был построен при Минской династии. В течение 200 лет этот дворец был складом для павильона Янсиндянь («Павильон сбережения сердца»). Сейчас здесь экспонируются лаковые изделия.

Дворец Чанчуньгун («Дворец вечной весны») был построен при Минской династии, перестроен в 1683 г. Здесь находится гроб жены императора Цзяньлуна. В 1884 г. при императрице Цыси здесь устраивали музыкальную драму.

Дворец Сяньфугун был построен при Минской династии, перестроен в 1683 г. Когда умирал кто-нибудь из родичей императоров, то здесь они пребывали в трауре. Сейчас здесь помещается выставка письменных принадлежностей.

Дворец Икунгун был построен при Минской династии, перестроен в 1655 г. Здесь теперь тоже экспонируются художественные эмалевые изделия.

Дворец Чусюгун был построен тоже при Минской династии. Жена императора Цзяцина одно время жила здесь. Здесь также жила императрица Цыси, когда она была ещё наложницей и потом, когда управляла страной.

Вышеприведенные дворцы и павильоны являются основными в западной половине, но интересно будет узнать кое-что и о Дворце Тихэдянь, который был построен в 1802 г. Здесь Цыси выбирала невесту для сына-императора Гуансюй. Сейчас здесь экспонируются художественные эмалевые изделия.

Ещё нельзя не упомянуть о Павильоне Янсиньдянь. Он был построен при Минской династии. Начиная с третьего императора Юнчжена Цинской династии, все императоры жили в этом павильоне и обсуждали государственные дела. Здесь также принимали чиновников из разных провинций.

В западную (часть) входят ещё несколько второстепенных дворцов и павильонов, как Дворец Цынингун. Он был построен при Минской династии, перестроен в 1790 г. Здесь жили матери императоров как Минской, так и Цинской династий. Когда подходило время принцессам выходить замуж, здесь устраивались свадебные церемонии.

Ещё Дворец Шоукангун («Дворец долголетия и здоровья»), Дворец Шоуаньгун («Дворец долголетия и покоя»), Павильон Чунсидянь («Павильон весенних радостей»), ещё есть небольшой сад - Цынин («Сад доброты и покоя»). Южнее, недалеко от ворот Умэнь, расположены Павильоны Цзиньсыдянь, Уиндянь и ещё несколько сооружений. Сейчас здесь находится выставка прикладного искусства Минской и Цинской эпох. Помещения частично заняты под выставку, рассказывающую о жизни императриц.

А в восточные основные дворцы и павильоны (построенные также при Минской династии) входят:

Дворец Цзинжэньгун, Дворец Чэнцяньгун, Дворец Чжунцуйгун, Дворец Яньсигун, Дворец Юнхэгун, Дворец Цзиньянгун («Дворец солнечного пейзажа»).

Кроме этих шести дворцов, в этой половине тоже есть немало второстепенных дворцов и павильонов.

Надо ещё упомянуть знаменитую «Стену девяти драконов», сооруженную в восточной части Запретного города у ворот Хуанцзимэнь. Она является копией такой же стены в парке Бэйхай. Эта стена украшена сложными и искусными узорами и выложена глазурованным многоцветным кирпичом. Она поражает яркостью красок, большой выразительностью и динамичностью изображений девяти фиолетовых и желтых, извивающихся на зеленом фоне драконов. «Стена девяти драконов» - произведение подлинно народного искусства.

При династиях Мин Дворец Гугун служил политическим центром китайской империи.

В 1912 году на второй год Синьхайской революции, последний китайский император Цинской династии Пу И отрекся от престола, но продолжал жить во дворце. Пуи в течение 13 лет раздарил, заложил и продал множество древних реликвий. Таким образом, из дворца утекли многие ценности.

А ещё почти накануне освобождения по указанию гоминдановского правительства книги и ценности были сложены в 13427 ящиков и 64 пакета. Оно намеревалось все это переправить на Тайвань. Однако быстрая победа в освободительной войне помешала ему осуществить этот грабеж. Удалось увезти только 2972 ящика.

Гугун - это гармоничный по композиции и совершенный по планировке ансамбль дворцовых сооружений, один из красивейших средневековых дворцовых комплексов. Построенный в основном из дерева, Гугун служит замечательным образцом национальной китайской архитектуры. Здесь и гармоничное, умелое сочетание разных по величине и форме зданий, ворот, переходов, и многоярусные крыши с загнутыми краями, покрытые глазурованной яркой черепицей золотистого цвета, и резные створчатые стены под красным лаком.

Замечательные китайские архитекторы создавали все эти сооружения. Десятки тысяч китайских тружеников вложили свой талант и труд в эти исторические памятники, созданные на веки. Огромные, расписанные цветными орнаментами, арки, искусственные озера и пруды, покрытые лилиями и бледно-розовыми лотосами, мраморные мосты, колоссальные каменные и лепные своды, стены, разрисованные яркими красками, колонны, украшенные фантастическими драконами и фениксами, неповторимы по своей красоте.

После образования КНР Народное правительство зачислило дворец Гугун в список наиболее важных культурных памятников, охраняемых государством. Пребывавший долгое время в запущенном состоянии, старый дворец преобразился.

Реставрированные старинные сооружения Гугуна сияют сейчас своими красочными украшениями. Музей Гугун, его постройки и сокровища вызывают восхищение древней культурой и искусством Китая у широких народных масс…»

(Этот материал был размещен государственным информационным агентством КНР «Синьхуа» в старой версии русской Интернет - страницы агентства).

Обзор составлен по материалам «Международного Радио Китая» (русское вещание) и государственного информационного агентства КНР «Синьхуа».

– это древняя резиденция китайских императоров, сегодня превратившаяся в огромный музей. В настоящее время город называется просто Гугун или Бывший дворец. Это самый большой дворцовый комплекс на свете.

Он находится немного севернее площади Тяньаньмэнь и считается главной культурной и исторической достопримечательностью и всего . Сюда ежегодно приходят и приезжают туристы со всех концов света.

Главный дворец Запретного города стал резиденцией императора с момента постройки, т.е. с начала XV столетия. В те времена в царствовала династия Мин. А прекратил ею быть в 1912 году, когда свергли последнего императора династии Цин.

Строился дворец около 15 лет. В его возведении участвовали лучшие архитекторы, зодчие, мастера каменных дел, художники и миллионы простых безвестных строителей. Строительство осуществлялось из драгоценных пород деревьев и дорогих материалов.

В Запретном городе жил император с семьей и слугами. Никто иной под страхом смертной казни сюда не допускался. Дворцовый комплекс обнесён мощными стенами и широким рвом, наполненным водой.

Всего за все время империи в этом городе жили 24 императора династии Мин и Цин. Здесь проводились все значимые церемонии, это был политический центр Великой Минской империи и Империи Цин.

В 1912 году последний император из Цинской династии по имени Пу И был свергнут, но ему разрешили продолжать жить во Внутреннем дворце. А во Внешнем дворце был организован музей. Несколько лет спустя, Пу И был изгнан из своего дворца.

В 30-е годы прошлого столетия, когда Япония напала на Китай и захватила Пекин, драгоценности дворца пришлось спешно вывозить. Значительная их часть была захвачена японцами, но из уважения к бывшему императору сохранена.

Больше всего ущерба этому объекту принесла Культурная революция. В 50-60 годы XX века здесь были разрушены некоторые артефакты. Однако вандализм был прекращен, около Гугуна были выставлены армейские батальоны для защиты культурного наследия.

За весь период своего существования до того, как в 1925 году стать музеем, Запретный город претерпел множество изменений. Он постоянно расстраивался и укреплялся, в него вкладывались огромные деньги.

Весь комплекс дворцов – это образец китайской традиционной дворцовой архитектуры. В конце 80-х прошлого века он первым в Китае вошел в известный список ЮНЕСКО, как самое большое древнее деревянное строение.

Запретный город сегодня

Запретный город – центр древнего Пекина, который называется Имперский город. Сам Гугун разделен на несколько частей, окружен стеной длиной в 3,4 км и высотой почти 8 м и рвом, ширина которого составляет более 50 м.

С трёх его сторон произрастают великолепные императорские сады и знаменитые парки. Южнее от Гугуна расположено Святилище, где все без исключения императоры Китая поклонялись духу нации и своим предкам.

Также на юг находятся Ворота Небесного Спокойствия с портретом отца народа – Мао Цзэдуна. Эти ворота – связующее звено между древним Гугуном и современной площадью Тяньаньмэнь.

Весь дизайн этого прекрасного архитектурного шедевра наполнен символами китайской религии и философии, а также подчеркивает величие императорской власти и ее прямую связь с небесами. Планировка соответствует старинным традициям.

Этот дворцовый комплекс – настоящее чудо света, о котором рассказано в книгах и фильмах. В 1918 году о нем рассказывалось в одном из первых китайских художественных фильмов, в биографическом фильме о последнем императоре Пу И, сериале про Марко Поло и пр.

Современность

В настоящее время Запретный город посещают не менее 7 млн. туристов в год, особенно много их летом. Это наиболее известная китайская достопримечательность. Недавно Си Цзиньпин принимал Дональда Трампа во Внутреннем дворце.

Почти 500 лет Запретный город был сердцем Китая. В нем жили императоры династии Мин (1368-1644) и династии Цин (1644-1912). Он расположен к северу от площади Тяньаньмэнь, от которой отделен одноименными воротами, и к востоку от озера Чжуннаньхай, где расположены резиденции современных китайских руководителей, известные также как «Озерный квартал». На каждом из четырех углов стены стоят сторожевые башни, которые видны далеко за пределами Пекина. Попасть в Запретный город можно с помощью прохода в одном из четырех ворот, которые находятся с каждой стороны стены.

Когда император Юнлэ (1360-1424) начал строительство Запретного города в 1406 году, он хотел создать «государство в государстве», «внутреннюю империю», которая бы никак не зависела от Пекина. Это была впечатляющая мощная крепость, ставшая центром власти императора. Здесь он был в полной безопасности от внешних и внутренних врагов, отсюда он мог править своей страной. Никто не имел права входить в город, а войдя, не мог выйти наружу. Город разделялся на две части - Внутренний дворец, предназначенный для императора и его семьи, и Внешний дворец, служивший для церемониальных целей, в котором жили многочисленные слуги и другие жители, не принадлежавшие к императорской фамилии. Это гарантировало самодостаточность города, который даже имел свои рынки и школы.


Внутренний дворец был предназначен исключительно для императора, членов его семьи и высших чиновников страны. Чтобы занять столь высокую должность, чиновник должен был потратить много лет на обучение и сдать тяжелейшие экзамены. Хотя жители Внутреннего дворца могли вести полноценную жизнь - работали магазины, рынки, дети ходили в школы - члены императорской семьи вели исключительно изолированную жизнь. Только император и высшие должностные лица имели постоянную связь с внешним миром. Каждый член семьи императора находился под постоянным наблюдением евнухов и слуг. Естественно, ни о какой личной жизни в таких условиях не могло быть и речи. Император и его родственники имели многочисленные обязательства перед государством и народом, отчего их жизнь была наполнена многочисленными церемониями и была регламентирована древними обычаями и традициями. Этот уклад существовал в течение многих столетий, пока в 1912 году в Китае не была ликвидирована монархия.


После Синьхайской революции 1912 года Запретный город утратил свою функцию политического центра страны. Последний китайский император Пу И, которому было всего 6 лет, потерял власть и должен был остаться в стенах города. В 1924 году новое правительство Китая выслало Пу И из столицы и превратило Запретный город в музей. Сегодня самое распространенное в Китае название города - «Гугун» - бывший дворец.


После падения монархии для Запретного города настали смутные времена. Во время гражданской и Второй Мировой войн было украдено или уничтожено множество артефактов и произведений искусства. Многие предметы были перевезены на Тайвань, где были выставлены в созданном специального для этого Музее Императорского Дворца в Тайбэе. Также пострадали стены и постройки Запретного города, которые становились мишенями для повстанцев и японской армии. Однако наибольший ущерб городу был нанесен в годы культурной революции, и лишь усилия премьера КНР Чжоу Энлая, организовавшего оборону Запретного города от Красной гвардии, спасли этот уникальный комплекс от полного разграбления. Лишь после смерти Мао Цзедуна в 1976 году для этого исторического памятника настали спокойные времена и началось его полноценное функционирование в качестве музея для китайского народа и гостей Пекина.


На Западе Запретный город получил широкую известность после выхода фильма Бернардо Бертолуччи «Последний император», основанном на биографии Пу И. Бертолуччи стал первым западным режиссером, которому было разрешено проводить съемки на территории комплекса. Фильм отлично показал внутреннее устройство и быт Запретного города, а также стал символом значительного потепления отношений между Китаем и западным миром.


Примечательно, что несмотря на то, что Запретный город открыт для посетителей, туристов не допускают во внутренние помещения зданий. Их размеры, как, например, размеры Зала Высшей Гармонии, слишком малы, чтоб вместить в себя желающих. Поэтому китайские власти решили оставить двери и окна зданий открытыми, так что любой желающий может заглянуть внутрь и насладиться красотой убранства и мебели.


Запретный город, безусловно, заслуживает того, чтоб называться одним из самых прекрасных мест Китая. Здесь все дышит стариной, богатой историей, которую вы сможете ощутить сразу, как только вы ступите на его территорию. Архитектура ошеломляет и впечатляет, а роспись дворцов и залов красочна и подробна. Это место обязательно для посещения всеми, кто интересуется китайской историей и ценит подлинную древнюю красоту.