Достопримечательное место "большой каменный мост". Понте Ротто: первый каменный мост в Риме Что находится под большим каменным мостом

Большой Каменный мост через Москву-реку на самом деле является металлическим. Такой казус легко объясняется: в одном из своих вариантов мост действительном был каменным, но к середине XIX столетия обветшавшее сооружение было решено снести, а на его месте установить металлическую конструкцию.

В Москве Большой Каменный мост висит над рекой возле Боровицких ворот Кремля. С одной стороны моста можно выйти к улицам Моховой и Знаменке, с другой – на Большую Полянку.

Первый мост на этом месте существовал еще в XIV-XV столетиях, но это было всего лишь временное сооружение – так называемый наплавной мост, подвижная и потому опасная конструкция из бревенчатых настилов, лежащих на плотах. Мост убирали на зиму, также его можно было разобрать, если на столицу нападет враг.

Первый капитальный мост из камня был возведен в XVII веке, и его строительство растянулось почти на сорок лет. Инициатором строительства был царь Михаил Федорович, который в 1643 году пригласил страсбургского мастера по фамилии Кристлер. Царь лично контролировал ход разработки проекта, но через два года Михаил Романов скончался от болезни, умер и сам Ягон Кристлер, поэтому и работы по сооружению каменного моста приостановились.

В 80-е годы XVII века строительство решила возобновить царевна Софья, дочь Алексея Михайловича, при участии князя Василия Голицына. За основу были взяты планы Кристлера. В итоге мост вышел длиною 170 метров и шириной более двадцати. Ширина моста была такой, что позволяла разместить на нем в том числе различные торговые и питейные заведения. Все это сослужило мосту плохую службу: и мост, и его окрестности скоро стали считаться местами, где легко можно было стать жертвой лихих людей.

Последующие переустройства моста были произведены в середине XIX века и первой половине ХХ-го. В 1859 году он был заменен на металлический, а в 1938 году его перестраивала команда архитекторов и инженеров. Ширина обновленного моста увеличилась почти в два раза, а длина над рекой составила 105 метров.

В XIX веке Большой Каменный мост упоминали в одном ряду с такими достопримечательностями, как Царь-пушка и Царь-колокол. Сегодня с него можно любоваться видами москворецких набережных, Кремля и храма Христа Спасителя.

С улицей Большая полянка.
До построения Каменного моста на Москве – реке были мосты так называемые «живые» (связаные между собой бревна клались на воду), деревянные, которые часто ломались весенним или осенним разливом вод. Такими издревле были: Москворецкий, Крымский, Дорогомиловский и Яузский. На месте современного Каменного моста, всегда был перевоз. О сооружении каменного моста задумались в XV веке в связи с ростом населения Замоскворечья, где расположились слободы стрельцов, и отрылась необходимость в «надежном» соединении города с главным пригородом. Для этой цели в 1643 году был вызван в Москву из Страсбурга палатный мастер Анце Кристлер со своим дядей Иваном Кристлером. По приказанию царя Михаила Федоровича Кристлером сначала был представлена деревянная модель с чертежом. Образец делали дворцовые плотники. По рассмотрении модели и сметы в Посольском приказе возникли вопросы, а устоит ли мост от льда толщиной в два аршина, можно ли по мосту будет возить пушечный снаряд и устоят ли своды. Подобные вопросы обнаруживают сомнение в возможности построить каменный мост через Москву-реку, который выдержал бы напор льда и выносил бы большие тяжести, и можно сказать, что возведение моста считалось чудом.
С преждевременной смертью Михаила Федоровича и Кристлера в 1645 году строение Каменного моста остановилось. Продолжил строительство моста в 1682-м году, князь Василия Васильевич Голицин, любимец царевны Софьи. И довершили его в 1687-м году по мостовому образцу Кристлера. Зодчим был монах, имя которого не сохранилось. Вбивши дубовые сваи в русло реки и настлав их брусьями, он выводил на них каменное строение. Это сооружение по тому времени казалось столь важным, что даже вошло в народную поговорку о чем –либо чрезвычайно дорогом: «Дороже Каменного моста».
В прежнее время Каменный мост представлял совсем другой вид и обстановка его была совсем другая. У отводных быков были пристроены водяные мукомольные мельницы с плотинами и сливными воротами. На самом мосту стояли: палата Предтечевского монастыря и четыре каменные палатки князя Меньшикова, табачная таможня и пивной двор. В конце моста был кабак, слывший под названием «Заверняйка». На южном конце моста было шесть ворот и палаты, над которыми возвышались два шатровых верха, увенчанных двухглавыми орлами, в палатках помещались Корчемная канцелярия и тюрьма для обличенных в корчемстве (тайное изготовление вина). Под ними находились галереи, называвшиеся верхними гульбищами, куда сходились москвичи гулять и пить вино и пиво из галерей деревянный сход вел на набережную, к так называемому Царицынскому лугу и к Берсеневке. Под самым мостом был пивной ледник. На левом берегу близ моста находились Всесвятские торговые бани, пожалованные Петром I князю Меньшикову и долго слывшие «Меншиковыми». Там же были построены житницы «для хлебной раздачи государева жалованья Преображенского полка солдатам». От смежных с мостом Всесвятской башни и церкви во имя Всех Святых он назывался Всесвятским, от соседнего с ним урочища Берсеневки – Берсеневскими, по церкви Николая Чудотворца – Николаевским. В таком виде Каменный мост был до царствования Анны Иоанновны. Указом своим от 26 мая 1731 года она повелела сломать мельницы при мосте и быки очистить, чтоб между ними был свободный проход по воде. По описанию Рубана в 1782 году мост находился в следующем виде: «Шестеро ворот каменных на конце моста у суконной фабрики с одной стороны, а с другой у Камер-коллежского винного двора». Они стояли с трех сторон: одни прямо против Каменного моста и Косьмодемьянской улицы с двумя проездами, другие направо к Берсеневке, также с двумя проездами. Собственно, ворот было только трое, но проездов сквозь них было шесть. Со времени своего существования Каменный мост неоднократно был исправлен, так что впоследствии первобытный вид его изменен.
В 1783 году от весеннего напора воды мост сильно был поврежден. Для его исправления был учрежден особый департамент под ведомством графа Чернышева. И не нашли другого решения, как отвести воды Москвы-реки с помощью канала, для того чтоб открыть фундамент моста. А правый берег от канала до моста укрепить обрубами. Со смертью графа Чернышева этот план не был приведен в исполнение. Однако частично этим планом воспользовался новый главнокомандующий Москвы граф Брюс. С моста окончательно были сняты все лавочки, перила сделанные из камня были укреплены, и в 1785 году был прорыт Водоотводный канал. Канал проходит почти в одинаковом направлении с Москвй-рекой. Он начинается выше Каменного моста, проходя мимо Болотной площади и позади Садовников.
В 1788 году Каменный мост снова был поврежден от наводнения, его реконструкция продлилась до 1792 года, тогда же мост поступил в ведение Казенной палаты. В 1804 году мост потребовал новых починок. На эти работы было ассигновано 111 164 рублей. Работы начались в 1809 и закончились перед 1812 годом. Но при всех перестройках основа моста осталась все-таки первоначальной. Длиной 70 и шириною 11 сажень (149 и 23 метра), мост был построен в виде дуги на шести арках, или столбах, больших и двух меньших, которые потом были заложены. К ним примыкали с восточной стороны полукруглые, а с западной угловатые упоры, или отводные быки из дикого камня. Глубокий и твердый фундамент, добросовестная кладка и толстые железные связи обеспечили его существование.
В прежнем быту Каменный мост служил не только путем для проезжих, но насущным пристанищем для нищих, калек, певцов Лазаря, торговцев, сводников и вообще гулящих людей, каких было множество в древней столице.
Еще в царствование императрицы Елизаветы Петровны, через него водили из Сыскного приказа «языков», которые оговаривали встречных. Под девятой клеткой моста, на левой стороне, бывало сборище воров, которые здесь грабили и убивали, ограбленных бросали в реку (упоминается в делах Сыскного приказа).
В таком виде мост просуществовал до начала правления Александр II. Выпадавшие кирпичи из сводов в арках дали повод для опасений, что свод может рухнуть, да и сам подъем на мост казался уже крутым по отношению к прилегающим уличным мостовым. Решено было его сломать, и выстроить новый значительно легче прежнего. Потребовалась много усилий и расходов, чтоб сломать двухвековый памятник. Московские жители с любопытством собирались смотреть на разрушение этого моста, который долго почитался как один из диковинок не только Москвы, а и всей России. Новый мост был сооружен на трех чугунных арках и на двух каменных быках, с чугунными перилами. Строителем его был инженер, полковник Танненберг. Новый мост уже не представлял диковинки. Он был освящен и открыт для езды в 1859 году.
В 1938 примерно на том же месте был построен современный мост (инженер Н. Я. Калмыков, архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус). Длина моста с подъездами 487 метров, ширина 40 метров.

Большой Каменный мост - один из мостов, перекинутых через Москву-реку вблизи Кремля. Он соединяет Боровицкую площадь, а также улицы Моховая и Знаменка с улицей Большая Полянка на Болотном острове, но транспортная составляющая - не единственная его роль. Расположение в историческом центре столицы и отличный вид на окрестности делают Большой Каменный мост важным туристическим объектом.

Сейчас Большой Каменный мост называется каменным лишь формально, но в прошлом через Москву-реку действительно был переброшен мост, построенный из камня. Изначально на этом месте возник брод, через который шла дорога из Рязани в Новгород, затем был обустроен "живой" деревянный мост. В 1643 году царь Михаил Фёдорович издал указ, по которому страсбургский инженер Ягон Кристлер начал строительство каменного моста, который после окончания строительства в 1692 году получил название Всехсвятского. Всехсвятский мост, поражавший горожан своими масштабами (170 метров в длину и 22 в ширину, 8 арок с пролётами до 15 метров), стал одной из московских диковинок, однако, к 1850-м годам сильно обветшал, и его решили снести; снос прошёл с трудом - прочную кладку пришлось взрывать. Уже в 1858 году на месте Всехсвятского по проекту инженеров Воскобойникова и Танненберга был возведён металлический трёхпролётный мост, но несколько позже, уже при Советской власти, устарел и он. Вместо него в 1938 году чуть ниже по течению был выстроен современный мост, получивший название Большого Каменного.

Мост находится буквально под стенами Кремля, поэтому с него открывается отличный вид на древнюю московскую крепость: отлично видно всю южную стену от Водовзводной до Беклемишевской башни, Большой Кремлёвский дворец, Архангельский собор, колокольню Ивана Великого. По другую сторону моста доминируют и знаменитый - жилой комплекс ЦИК-СНК СССР.

Чуть вдали видны и другие знаковые достопримечательности Москвы: , здание Президиума РАН ("Золотые мозги"), дома-книжки на Новом Арбате, , высотное здание отеля "Свиссотель Красные Холмы", сквер на Болотной площади и ряд других. Не обошлось и без сталинских высоток: с разных точек видны высотки МГУ и , а также жилой дом на Котельнической набережной.

Интересный и динамичный вид открывается на прилежащие к мосту набережные: Кремлёвскую, Пречистенскую, Софийскую и Берсеневскую, а также автомобильный Большой Москворецкий мост у дальнего конца южной стены Кремля и пешеходный у . В часы пик набережные наполняются транспортом, и с Большого Каменного моста становится видно ещё одну знаменитую городскую достопримечательность: московские пробки.

Добраться до Большого Каменного моста можно от станций метро "Боровицкая" и "Кропоткинская", а также от ряда других расположенных в центре станций.

Мосты Москвы сравнительно молоды по сравнению с мостами Европы, но их история ничуть не уступает истории зарубежных.
Сейчас я Вам расскажу про один из самых старых мостов Москвы, с которого открывается прекрасный вид на главные достопримечательности нашего города: Кремль, храм Христа Спасителя, Дом на набережной, Софийскую, Пречистенскую и Барсеневскую набережные.
Большой Каменный мост - это один из автомобильно-пешеходных мостов через Москву-реку. Он соединяет Боровицкую площадь, улицы Моховую и Знаменку вблизи Боровицкой башни Кремля с улицей Большая Полянка на Болотном острове, пересекающей Водоотводный канал по Малому Каменному мосту.
Хотя название у моста «Большой Каменный», на самом деле этот мост металлический.
До построения Каменного моста на Москве – реке, были мосты так называемые «живые» (связаные между собой бревна клались на воду), деревянные, которые часто ломались весенним или осенним разливом вод. Такими издревле были: Москворецкий, Крымский, Дорогомиловский и Яузский. На месте современного Каменного моста, всегда был перевоз. О сооружении каменного моста задумались в XV веке в связи с ростом населения Замоскворечья, где расположились слободы стрельцов, и отрылась необходимость в «надежном» соединении города с главным пригородом.
В 1643 году по указу царя Михаила Фёдоровича мастером из Страсбурга Ягоном Кристлером начато строительство первого постоянного каменного моста через Москву-реку у Всехсвятских ворот. После смерти царя и мастера строительство было прекращено, так как план сочли слишком смелым и дорогим. Оно было возобновлено и завершено в 1682-1687 годах по инициативе царевны Софьи и Василия Голицына по старому образцу Кристлера (оставившему после себя деревянную модель моста) «мостового каменного дела мастером» монахом старцем Филаретом. После достройки в 1692 году мост получил имя Всехсвятского. Другие имена моста были: Берсеневский и Новый каменный мост.
Мост находился не точно на месте современного: он начинался у подножия современного Дома на набережной.
Длина моста составляла 170 м, ширина 22 м. Мост имел 8 арок, средние служили для пропуска плотов и лодок и имели пролёты до 15 м.
Средства, потраченные на строительство моста, так поразили современников, что возникла поговорка, бытовавшая в Москве более полутораста лет: «Дороже Каменного моста!»
Т.к. мост был раза в 3-4 шире самых больших московских улиц, он был застроен с обеих сторон. В петровские времена на мосту стояли: палата Предтечевского монастыря и четыре каменные палатки князя Меньшикова, табачная таможня и пивной двор. В конце моста был кабак под названием «Заверняйка». В Шестивратной башне помещалась Корчемная канцелярия и тюрьма для обличенных в корчемстве (тайное изготовление вина). Под ними находились галереи, называвшиеся верхними гульбищами, куда сходились москвичи гулять и пить вино.
В весеннее наводнение 1783 г. мост сильно пострадал: как докладывал Екатерине московский главнокомандующий граф Чернышев: «Обвалились три арки моста…»
В середине 1850-х гг. обветшавший мост было решено снести. Снос был выполнен с большим трудом, ввиду прочности кладки, которую пришлось взрывать. «Сколько стоило усилий и иждивений, чтобы сломать этот двухвековой памятник! - пишет Иван Михайлович Снегирев, бывший свидетелем его разрушения. - Самою трудностью сломки доказывалась прочность его кладки и доброта материала, из коего только одной части достаточно было на постройку огромного дома. Московские жители с любопытством и сожалением собирались смотреть на разрушение этого моста, который долго почитаем был одною из диковинок не только древней столицы нашей, но вообще и всей России».
В 1858 году на месте разобранного моста инженером Н. Н. Воскобойниковым по проекту инженера полковника Танненберга был выстроен новый, первый в Москве металлический трёхпролётный мост. Речной пролёт был перекрыт арками. В качестве мостовой использованы лафетные плиты.
На давно ставшей коллекционной редкостью советской купюре 1923 года в 10 000 рублей как раз изображен Большой Каменный мост, тот самый Старый Большой Каменный мост, строительство которого было начато еще в 1643 году в правление первого русского царя из династии Романовых Михаила Федоровича.
А в 1938 году несколько ниже по течению реки был построен современный мост (инженер Н. Я. Калмыков, архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус). Мост был перенесен к Боровицкой площади, поскольку узкая Ленивка затрудняла подъезд к нему. Длина моста с подъездами 487 м, в том числе речной пролёт 105 м, береговые - 42,5 м, ширина 40 м. Перилами служат чугунные литые решетки с изображением советского герба Москвы.
Окружают Большой Каменный мост Патриарший мост, с которого Дмитрий Анатольевич Медведев говорил свое новогоднее обращение и Большой Москворецкий мост. Ближайшая станция метро «Боровицкая».
Интересный факт, что длинный пандус моста скрывает технические помещения, где расположен гараж кремлевской службы охраны, который возник там еще в эпоху Сталина.
Из-за строительства нового моста был перенесен дом, который аккуратно на рельсах сместили со своего места. Об этом событии Агния Барто написала стихотворение «Дом переехал». И мало кто знает, что это стихотворение посвящено реальному событию - передвижению дома № 5/6 по улице Серафимовича в Москве, который мешал строительству Большого Каменного моста в 1937 году.
Возле Каменного моста,
Где течет Москва-река,
Возле Каменного моста
Стала улица узка.

Там на улице заторы,
Там волнуются шоферы.
- Ох,- вздыхает постовой,
Дом мешает угловой!

Сёма долго не был дома -
Отдыхал в Артеке Сёма,
А потом он сел в вагон,
И в Москву вернулся он.

Вот знакомый поворот -
Но ни дома, ни ворот!
И стоит в испуге Сёма
И глаза руками трет.

Дом стоял
На этом месте!
Он пропал
С жильцами вместе!

Где четвертый номер дома?
Он был виден за версту! -
Говорит тревожно Сёма
Постовому на мосту.-

Возвратился я из Крыма,
Мне домой необходимо!
Где высокий серый дом?
У меня там мама в нем!

Постовой ответил Сёме:
- Вы мешали на пути,
Вас решили в вашем доме
В переулок отвезти.

Поищите за углом
И найдете этот дом.

Особенностью этого передвижения была необходимость подъема здания (вес 7500 тонн) на высоту 1,87 м. Тем не менее передвижка происходила без отселения жильцов.
Сёма шепчет со слезами:
- Может, я сошел с ума?
Вы мне, кажется, сказали,
Будто движутся дома?

Сёма бросился к соседям,
А соседи говорят:
- Мы все время, Сёма, едем,
Едем десять дней подряд.

Тихо едут стены эти,
И не бьются зеркала,
Едут вазочки в буфете,
Лампа в комнате цела.

Ой,- обрадовался
Сёма,-
Значит, можно ехать
Дома?...

Как видите, это стихотворение шуточно отображает историю переезда дома. Он и сейчас стоит там в своем первоначальном виде.
Теперь Вы многое узнали про Большой Каменный мост, и если Вы будете там проходить в следующий раз, то вспомните его историю и его легенды.

Какие бывают мосты

После смерти мастера строительство прекратилось, так как план посчитали слишком смелым и дорогим. Работы завершил монах Филарет в 1687 году по инициативе царевны Софьи и Василия Голицына. Строили по плану Кристлера, который оставил деревянную модель моста. Причем на работы потратили так много, что о ценности и дороговизне чего-либо говорили: «Дороже Каменного моста!».

Большой Каменный мост тогда находился в другом месте - начинался у подножия Дома на набережной и вел к Ленивке. Он был в 3-4 раза шире московских улиц, и поэтому его наполнили многочисленные строения.

В петровские времена на Большом Каменном мосту стояли палата Предтеченского монастыря и 4 каменные палатки князя Меньшикова, табачная таможня и пивной двор. В конце моста был кабак «Заверняйка». В Шестивратной башне размещалась Корчемная канцелярия и тюрьма для обличенных в тайном изготовлении вина. Под ними находились галереи, куда москвичи ходили гулять и пить вино и пиво. Под мостом был пивной ледник. У отводных быков стояли водяные мукомольные мельницы с плотинами и отводными воротами. Мельники жили тут же, в Шестивратной башне. А еще под Большим Каменным мостом собирались воры. Особенно дурной славой пользовался один из пролетов на левом берегу - «девятая клетка». Мимо нее с наступлением вечера москвичи старались не ходить.

В 1731 году по указу Анны Иоанновны Большой Каменный мост расчистили.

А в середине 1850-х обветшавший мост решили снести. Это оказалось довольно трудным делом: кладка была такой прочной, что ее пришлось взрывать.

В 1858 году на месте разобранного моста построили новый, первый в Москве металлический трехпролетный мост по проекту Танненберга. Он простоял 80 лет, но его также пришлось разобрать: после строительства канала имени Москвы уровень реки повысился на 3 метра.

В 1938 несколько ниже по течению реки построили современный мост по проекту В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейха, М.А. Минкуса. Длина пролета главной арки составила 105 метров.

Этот мост вошел в историю: на обороте титульной страницы российского паспорта изображена панорама