Дворец барберини интересное. Дворец Барберини, Рим (Palazzo Barberini, Roma)

Палаццо Барберини – один из двух филиалов Национальной Римской галереи, расположенный на востоке итальянской столицы, на виа делле Куатро Фонтане.

Априори прекрасное дворцовое сооружение возводилось для семьи папы Урбана Восьмого . Для строительства выбрали участок земли, на котором прежде располагался виноградник клана Сфорца и небольшой палаццетто, а еще раньше храм Флоры и ряд других античных построек.

Планировалось удивить всех и вся роскошью палаццо Барберини – затея удалась.

За время строительства сменилось три архитектора : Мадерно, Борромини и, наконец, Бернини, которому помогал да Кортона. Работы продвигались семимильными шагами, благодаря финансовым вливаниям от Урбана Восьмого, повысившего налоги горожанам. Те так и прозвали поборы – «папа-пошлина». Зато вскоре свет увидело огромное здание вкупе с боковыми крыльями, вторившее силуэту Квиринальского холма, подле которого разбили вместительный парк.

По чертежам Борромини сделаны окна, фасад с обратной стороны строения и винтовая лестница. Бернини проектировал огромную лестницу левого крыла в виде четырехугольного колодца. Он же оформлял главный фасад дворца, смотрящий окнами на виа делле Кватро Фонтане. Сегодня здесь находится главный вход в палаццо, а также красивая ограда 19-ого столетия, созданная Адзурри и включающая 8 столбов, декорированных атлантами.

На улице, зовущейся сегодня Сан-Никола да Толентино, построили конюшни. А со стороны нынешней виа Бернини появились театр и Манежный двор, откуда брал начало подземный дворцовый ход, ведущий в сад. Эти сооружения, находившиеся по левую сторону современной пьяцца Барберина, сегодня канули в лета - их уничтожили, прокладывая виа Барберини.

В монаршем доме собирались представители богемы 17-ого века : поэты (Чамполи, Кьябрера, Браччолини), историки, ученые. Среди них находился и Лоренцо Бернини, который ко всему прочему оказался талантливым театральным художником. В 1634-ом году в здании дворца организовали театр. Также народ любил веселиться на карнавалах, свадебных церемониях… Например, бракосочетание Маффео Барберини и Олимпии Джустиниани происходило как раз в стенах дворца.

С одной стороны, Барберини проявляли себя щедрыми меценатами , а с другой – не без выгоды для своего имени. Это прослеживается в декоре. Взять, к примеру, фреску «Триумф Божественного Провидения»! В глаза бросаются геральдика Барберини, папская тиара, ключи Урбана Восьмого. Или плафон «Триумф Божественной Мудрости» руки Сакки, на котором помимо Барберини увековечена теория гелиоцентризма.

Правое крыло не менее шикарно. Внимания заслуживает зал Мраморов или Статуй, в котором представлены великолепные скульптуры из коллекции Барберини! К сожалению, от коллекции до наших дней дошли немногие шедевры, одним из них является «Велата» Коррадини. Эту залу использовали для банкетов, а после организовали театральную комнату, вмещавшую до двух сотен человек (ту самую, в которой и проходили спектакли).

В период с 1627 по 1683 годы в палаццо действовала гобеленная мастерская , поставляющая фламандские ткани, коими декорировали барочные салоны – ткани эти являли собой художественный идеал.

Верхний этаж палаццо занимала библиотека кардинала Франческо (фонд ее достигал 60 тысяч томов и десятка тысяч рукописных материалов). Даже эта библиотека сама по себе является одним из самых потрясающих культурных памятников 17-ого столетия. Ее и мебель руки Барберини продали Ватикану в 1900-ом году, освободившиеся помещения отдали Итальянскому институту нумизматики.

Когда у Барберини начались финансовые проблемы , им пришлось расстаться с резиденцией. Сначала компания Финмаре забирает старое дворцовое крыло, а после перестраивает от и до. Затем государство выкупает весь ансамбль целиком.

После того, как обедневшее семейство продает коллекции предметов искусств, левое крыло палаццо занимает Национальная галерея старинного искусства . Нужно отдать ей честь – интерьеры остались нетронутыми. Правую часть здания заняли военные, а именно – Офицерское собрание . Парковую часть вблизи виа Венти Сеттамбре зонально поделили и продали под застройку министерскими зданиями. Аристократический антураж на этой земле стерся навеки.

Откуда же взялись фонды галереи? В результате синтеза частных коллекций. Костяк сформирован предметами кардинала Корсини (это его палаццо является вторым филиалом Галере), в собственности которого было почти 6 сотен картин, которые спустя 1,5 века были переданы государству. Затем к собранию добавились собрания герцога Торлониа и полотна Галереи дель Монте ди Пьета. Внушительное собрание предметов искусства, хранящееся в обоих дворцах, нуждалось в слиянии. Так появилась Национальная галерея античного искусства . Сегодня эта галерея есть часть Национальной Римской галереи.

И если во дворце Корсини представлены поздние работы живописцев, то в Барберини можно увидеть картины не старше 17-ого столетия.

Дворец Барберини в Риме – это огромный дворец, возведенный по указу Маффео Барберини в первой половине XVII века. Сегодня дворец знаменит тем, что тут расположена Национальная галерея античного искусства, здесь выставлены коллекции фарфора, антикварная мебель, а также полотна великих художников: Караваджо, Рафаэля, Тициана и многих других.

История создания

Маффео Барберини, ещё до того как стал папой Римским Урбаном VIII, решил построить семейную резиденцию, его род становился всё более могущественнее, а каждая порядочная влиятельная семья должна была иметь свой дворец, и чем он краше – тем больше почёта.

Планирование и составление чертежей дворца началось в 1625 году, в то же время была куплена земля на холме Квиринал, на месте бывшего имения семейства Сфорца.

Проектированием дворца занялся Карло Модерно, окончательный проект утвердили в 1627. Но спустя 2 года Карло скончался и руководством строительства занялся немало известный Джованни Бернини. Строительство продолжалось почти 6 лет, и было завершено к 1633 году.

Гравюра Пиранези на палаццо

Архитектура и убранство дворца

Палаццо Барберини в Риме – это трехэтажная постройка, имеющая главный корпус и 2 боковых крыла. Снаружи территория окружена забором с изображением пчел – символа рода Барберини. Возле нынешнего центрального входа находится ограда работы Адзурри, появившаяся только в 19 столетии. За зданием виднеется сад, который сегодня является лишь остатком былой живописности. Однако своей красотой сад всё-таки впечатляет.

Чертеж палаццо

Наружная красота здания полностью соответствует внутреннему убранству.

Левое крыло дворца украшено фресками Пьетро да Кортона, созданными им в 1630-ых годах. Наиболее грандиозная работа художника – «Триумф Божественного Провидения». На этой фреске чётко видны знаковые символы: папские ключи, тиара и пчелы Барберини.

Фреска Триумф Божественного провидения

Иную фреску «Триумф Божественной Мудрости» создал художник Андреа Сакки. В этой работе Андреа указывается на образованность папы Урбана VIII. Здесь, наряду с прославлением именитого рода, есть свидетельство приверженства Папы гелиоцентрической системы мира (папа был близко знаком с Галилеем).

Фреска Триумф Божественной Мудрости

В правом же крыле установлены античные статуи. Зал, где они стоят, раньше пользовался особой популярностью. Дело в том, что члены рода Барберини коллекционировали классические античные статуи, тем самым выделяясь между другими римскими родами. К сожалению, до нас дошли немногие античные творения. Долгое время этот зал использовался как театральный, вмещая до двухсот зрителей.

Одна из самых необычных достопримечательностей палаццо – это спиралеобразная лестница, которую возвел внук Карла Модерно – Франческо Борромини. Его же руке принадлежат окна и фасад здания с обратной стороны.

Спиралеобразная лестница

Интересное решение было принято по барочными залами дворца, особенности которых продумывал Пьетро да Кортона. Чтобы придать изысканность из Фландрии был вызван мастер Якоп делла Ривьера, специализировавшийся на тканях фламандского типа. Рисунки для материала придумывал сам да Кортона, достигая максимально необыкновенного художественного оформления интерьера.

Национальная галерея

Сейчас 1-2 этажи дворца Барберини в Риме занимает одно из зданий Национальной галереи старинного искусства. Здесь можно увидеть работы художников XV, XVI и XVII столетий. О богатстве коллекции говорят имена авторов представленных полотен: Филиппо Липпи, Рафаэль, Тициан, Тинторетто, Пуссен, Гвидо Рени и иные, не менее именитые авторы. Всего же в 34 дворцовых залах выставлено свыше 1500 живописных полотен и других экспонатов.

Национальная галерея, располагающаяся в палаццо Барберини, считается одной из наиболее молодых в Риме. Она возникла после соединения четырех приватных художественных коллекций, первая из которых была собрана членами семейства Барберини.

Начало собиранию второй коллекции положил кардинал Неро Корсини. Он начал создавать ее во дворце, приобретенном им в 1737. Через 150 лет дальние родственники кардинала передали коллекцию государству.

Уже позже её дополнили полотна из коллекции герцога Торлониа, позже – экспонаты из Галереи дель Монте. Собрания галерей Барберини и Корсини объединили, образовав в дальнейшем Национальную галерею старинного искусства.

Богатые картинные галереи

Библиотека Барберини

На верхнем этаже дворцового сооружения в свое время находилась библиотека, на полках которой хранились порядка 60000 печатных изданий и 10000 рукописных экземпляров. Столь обширное собрание книг и рукописей говорит о высоком интеллекте ее владельца. Впоследствии библиотека была передана во владение Ватикану, а в залах, где она располагалась, сейчас пребывает музей института нумизматики Италии.

Как добраться

Площадь Барберини расположена в восточной части города. Доехать туда можно по линии А метрополитена (станция Barberini).

В сторону палаццо Барберини следуют автобусы №№ 52, 53, 56, 58, 60, 61, 95, 116, 175, 492, 590.

Адрес дворца

Via delle Quattro Fontane, 13.

На официальном сайте Галереи античного искусства публикуется стоимость покупки билетов для посещения достопримечательности. На нем же можно предварительно заказать билеты для любого числа посетителей.

Вход в первое воскресенье каждого месяца для всех свободный. Галерея закрыта по понедельникам, а также в день католического Рождества и 1 января.

Палаццо Барберини (итал. Palazzo Barberini) - исторический дворец, семейная резиденция влиятельного рода Барберини. Сегодня во дворце находится художественная галерея, в которой экспонируются полотна таких известных мастеров живописи как Эль Греко, Рафаэль, Караваджо, Тициан, Гольбейн, Рени и многих других. В административном плане галерея в Палаццо Барберини является частью Национальной галереи старинного искусства.

Содержание
содержание:

История рода Барберини

В XI веке во Флоренции обосновалось семейство Барберини, очень богатое и влиятельное. Один из представителей этой фамилии - Рафаэль Барберини - в 1564 году в качестве частного визита посетил Москву с рекомендательным письмом к Ивану Грозному от королевы Англии Елизаветы, с предложением о содействии в установке коммерческих связей. По просьбе кардинала Амелио и графа Ногарола, Рафаэль Барберини дал подробное описание всего, что видел в Москве на страницах своей рукописи «Доклад о Московии автора Рафаэля Барберини графу Ногарола, Антверпен, 16 октября 1565», которая до сих пор хранится в библиотеке Барберини.

Папа Урбан VIII

Наиболее весомый вклад в возвеличивание рода внёс Маффео Барберини , Папа Римский под именем Урбан VIII . Его племянники Франческо и Антонио стали кардиналами, а ещё один - Таддео - получил титул принца Палестрина, назначение генералом папской армии и пост префекта Рима. Однако в 1645 году после смерти Урбана VIII, для семейства наступили трудные времена. Новый Папа Иннокентий X, располагая неопровержимыми доказательствами, обвинил представителей рода Барберини в многочисленных злоупотреблениях и махинациях с денежными средствами, полученными от сбора налогов. Некоторое время Барберини пришлось скрываться во Франции, пока заступничество кардинала Мазарини не помогло вернуться в Рим, где они получили обратно всё своё конфискованное имущество. В середине XVIII века мужская линия рода Барберини пресеклась. Последняя представительница некогда влиятельного семейства, принцесса Корнелия Барберини (1716–1797), вышла замуж за Джулио Чезаре Колонна, что положило начало ветви Барберини-Колонна.

История Палаццо Барберини

В 1625 году папа Урбан VIII приобрёл участок земли на холме Квиринал, и задумал там строительство своей резиденции. Палаццо Барберини было построено на месте бывшего особняка и виноградников семейства Сфорцо. В античные времена здесь же располагались древние храмы, в частности храм Флоры.

Строительство палаццо началось в 1627 году под руководством архитектора Карло Модерна, который вдохновлённый моделью дворца Фарнезе, первоначально создал проект четырёхугольного традиционного здания в духе эпохи Возрождения. Однако в окончательном варианте, согласованном с понтификом, им был одобрен проект здания сложной конструкции, с крыльями по обе стороны, которые повторяют очертания холма Квиринале. В 1629 году, после смерти Карло Модерна работами по возведению палаццо стал заниматься архитектор Джованни Бернини при участии Пьетро да Кортона. В строительстве также принимал участие внук Карло - молодой Франческо Борромини , который, разработал, помимо одной винтовой лестницы, задний фасад здания и его окна. Общими усилиями постройка помпезного палаццо была завершена уже в 1633 году .

Понтифик Урбан VIII был воспитан в духе гуманистических идей, царивших в то время в искусстве. Это проявлялось в его меценатской деятельности, которую он особенно щедро продолжил во время пребывания на папском престоле (1623–1644). В это время резиденция Барберини стала своего рода салоном, где собирались известные и талантливые поэты, учёные, художники и скульпторы.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Несколько лет в стенах палаццо просуществовала мастерская, где изготавливали гобелены для дворца. Эскизы рисунков тканей лично разрабатывал Пьетро да Кортона, а фламандскими мастерами руководил художник Якопо делла Ривьера. Последний этаж сооружения был отдан под обширную библиотеку Франческо Барберини, где находилось около 60 тысяч печатных томов и 10 тысяч рукописей.

Главный фасад, выходящий на улицу Четырёх фонтанов (Via delle Quattro Fontane), оформил Бернини; в настоящее время с этой стороны находятся великолепные парадные ворота и ограда XIX века с восемью столбами, украшенными изображениями атлантов, работы архитектора Франческо Адзурри.

Внутри палаццо можно увидеть две прекрасные винтовые лестницы работы Бернини и Борромини соответственно. Изначально на территории палаццо существовало ещё несколько построек, которые не сохранились до нашего времени (большие конюшни, театр и манежный двор были снесены при строительстве улицы Барберини).

История дворца тесно связана с историей фамилии Барберини. В трудные времена, чтобы достойно содержать палаццо, многие его сокровища были проданы. Например, в 1900 году библиотека кардинала Франческо, а также антикварная мебель Бернини, были куплены Ватиканом. Впоследствии парковая территория палаццо была разделена на участки и продана под застройку министерских зданий. Начиная с 1949 года, дворец Барберини и вся принадлежащая ему обстановка и произведения искусства были полностью проданы государству. В результате в левом крыле здания разместили часть Национальной галереи старинного искусства, а правое крыло было отдано вооружённым силам, разместившим здесь Офицерское собрание, что вряд ли можно признать удачным решением для достопримечательности высокой исторической ценности.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Национальная Римская галерея, расположенная в палаццо Барберини, наверное, самая молодая художественная коллекция Рима. Здесь собрано большое количество первоклассных произведений итальянских мастеров XVI-XIX веков. Римская галерея разместилась в двух зданиях, одним из которых является палаццо Барберини.
Палаццо Барберини было задумано как монаршая резиденция, поскольку предполагалось, что после 1625 года там разместится семейство папы Урбана VIII (Барберини). Здание возводилось на территории прежнего виноградника семейства Сфорца – там некогда располагался небольшой дворец (палаццетто), в свою очередь сооруженный на месте античных построек, в частности храма Флоры. Новому дворцу, воздвигнутому с истинно барочным великолепием, надлежало прославить семейство Барберини, и, надо признать, этот замысел был осуществлен с блеском.
Первоначально работами руководил Карло Мадерно, которого сменил Франческо Борромини, однако и ему пришлось уступить это место Джанлоренцо Бернини, завершившему строительство в 1634 году при участии Пьетро да Кортона.

Громадное здание включало главный корпус и два боковых крыла, повторяющих очертания Квиринальского холма; позади палаццо раскинулся обширный парк. Кардинал Франческо Барберини сделал все, чтобы дворец был завершен в срок. Не последнюю роль сыграло в этом финансирование строительства его дядей, папой Урбаном VIII, который без зазрения совести повысил налоги с подданных, дабы изыскать требуемые средства, за что народ прозвал его «папой-пошлиной».


Джанлоренцо Бернини. Портрет папы Урабпна VIII. 1625

Строительство шло стремительно. Сначала обрели плоть архитектурные идеи Борромини, по проекту которого были созданы окна, винтовая лестница и задний фасад. Затем по проекту Бернини в левом крыле возвели большую лестницу, заключенную в квадратный колодец. Бернини оформил главный фасад, выходящий на виа делле Кватро Фонтане. Сейчас с этой стороны находится главный вход и железная ограда XIX века (архитектор Франческо Адзурри) с восемью столбами, украшенными изображениями атлантов.
На нынешней виа Сан-Никола да Толентино напротив портала, созданного по проекту Пьетро да Кортона, были сооружены конюшни, а со стороны современной виа Бернини возведен театр с Манежным двором: отсюда начинался устроенный под палаццо проход, выводивший в сад позади него.
Все эти строения, располагавшиеся на левой стороне современной пьяцца Барберини, ныне не существуют: их снесли при прокладке виа Барберини.



Фонтан Франческо Адзурри. XIX век.





Герб Барберини с тремя пчелами




Борромини. Винтовая лестница


Франческо Адзурри. Металлическая ограда с восемью столбами. XIX век

Эта резиденция семейства Барберини, славившегося меценатством, стала местом притяжения лучших культурных сил XVII века. Среди посещавших салон были поэты Габриэелло Кьябрера, Джованни Чамполи, автор религиозных стихотворений, и Франческо Браччолини, снискавший известность поэмой «Гнев богов». Среди завсегдатаев дворца были ученые, историографы и, конечно же, Лоренцо Бернини, который в дополнение ко всем прочим талантам проявил себя и как театральный художник. Представления в театре Барберини начались 23 февраля 1634 года мелодрамой «Святой Алексий» на музыку Джулио Роспильози. Во дворце ставили музыкальные комедии, устраивали танцевальные праздники во время карнавала и свадебные торжества, как это случилось в 1656 году, когда Маффео Барберини женился на Олимпии Джустиниани.



Пьетро да Кортона. Триумф Божественного Провидения. 1633-1639

Хотя меценатство и составляло предмет гордости Барберини, в основном они использовали художников для возвеличивания самих себя. Особенно ярко это воплотилось в оформлении дворца, в частности его левого крыла, залы которого расписал (1633-1639) великолепными фресками Пьетро да Кортона.
Среди них выделяется гигантский плафон центрального салона второго этажа – «Триумф Божественного Провидения», барочный апофеоз семейства Барберини, на что указывают изображенные на фреске папская тиара и ключи Урбана VIII, а также геральдические пчелы Барберини. Еще один зал украшен роскошным плафоном Андреа Сакки «Триумф Божественной Мудрости»: эта фреска не только прославляет Барберини, но и призвана засвидетельствовать триумф гелиоцентрической теории, о которой Урбан VIII имел частые беседы с Галилео Галилеем.
Правое крыло дворца отделано не менее роскошно, о чем свидетельствует зал Мраморов, или зал Статуй, в котором были выставлены великолепные образцы классической скульптуры, которую Барберини коллекционировали. Этот зал пользовался особой известностью, демонстрируя бесспорное превосходство Барберини над остальным римским патрициатом. От коллекции уцелело немногое, например, «Велата» Антонио Коррадини. Зал использовался для проведения банкетов, а также, пока не был выстроен театр, и для театральных представлений: он вмещал до 200 зрителей.
С 1627 по 1683 год во дворце работала мастерская по изготовлению гобеленов. Из ее стен вышли так называемые фламандские ткани, украсившие барочные залы: они изготавливались под руководством художника Якопо делла Ривьера, которого Франческо Барберини выписал из Фландрии, по рисункам и картонам Пьетро да Кортона, что позволяло достичь художественного совершенства.
На последнем этаже дворца разместилась библиотека кардинала Франческо, насчитывавшая 60 тысяч томов и 10 тысяч рукописей. Эта библиотека, один из выдающихся памятников культуры XVII века, также говорит об интеллектуальных запросах ее владельца. Правда, в том же самом дворце проживал другой папский племянник, кардинал Антонио, отличавшийся беспокойным и амбициозным нравом. Ему не уступал другой папский племянник, Таддео, родной брат Франческо и Антонио, имевший звание генерала папской армии. Он получил титул князя Палестрина и был назначен префектом Рима. Таддео обесчестил себя, присвоив часть налогов, собранных с римлян. Кстати, наследником родовой собственности был как раз Таддео, избранный для продолжения династии. Однако в 1645 году братьям пришлось пережить немало тревожных минут, когда после смерти Урбана VIII, папа Иннокентий X назначил комиссию для расследования деятельности Барберини, в ходе работы которой вскрылись все их злоупотребления. В течение нескольких лет братья скрывались во Франции, в то время как их римский дворец был конфискован. Вскоре буря улеглась, и, полагаясь на заступничество кардинала Мазарини, они вернулись в Рим и получили назад свое состояние, включая и палаццо.
Династия Барберини сохраняла чистоту крови до 1728 года, когда последняя в роду, Корнелия Костанца, вышла замуж за Джулио Чезаре Колонна Шарра, что положило начало ветви Барберини-Колонна. В 1893 году с браком последней представительницы этой ветви Марии с Луиджи Саккетти возникла новая ветвь – Саккетти-Барберини-Колонна.
В истории дворца отразились все перипетии судьбы владевшего им семейства, которое не однажды прибегало к продаже своих художественных сокровищ, дабы изыскать средства для содержания роскошной резиденции. Следует упомянуть работы по благоустройству сада, в ходе которых по проекту Джованни Маццони, с 1867 года служившего садовником Барберини, были созданы оранжерея и рыбный садок. В тот же период Франческо Адзурри устроил фонтан в саду, расположенном напротив дворца со стороны виа делле Куаттро Фонтане. Фонтан, воздвигнутый над восьмигранным бассейном и украшенный четырьмя маскаронами и тремя пчелами, бесспорно, последняя роскошь, которую позволили себе Барберини. В 1900 году библиотека кардинала Франческо, а также мебель, созданная Бернини, были проданы Ватикану, а этаж, где размещалась библиотека, занял Итальянский институт нумизматики. Была разделена на участки и продана та часть парка, которая протянулась в сторону виа Венти Сеттембре. Когда-то там была площадка для игры в браччале; впоследствии на ее месте поднялись министерские здания, и загородный колорит этого некогда аристократического квартала с его замечательными виллами исчез навсегда.
Отказаться от дворца наследников Барберини вынудил постигший их кризис. В 1935 году судоходная компания Финмаре приобрела старое крыло дворца, которое было затем полностью перестроено. В 1949 году государство выкупило весь комплекс, а спустя три года Барберини распродали все принадлежавшие им картины и различные произведения искусства. В левом крыле расположилась Национальная галерея старинного искусства, которая сохраняет его великолепные интерьеры; правое же было передано вооруженным силам, разместившим здесь Офицерское собрание, что вряд ли можно признать удачным решением. Гарантией сохранения архитектурных и художественных сокровищ дворца может быть лишь его полное превращение в музейный комплекс. Лишь тогда дворец сумеет вновь обрести прежнее великолепие.
Художественные собрания галереи возникли из слияния нескольких крупных частных коллекций. В основу его легло собрание кардинала Неро Корсини, дворец которого является второй частью Римской национальной галереи. Этот дворец кардинал купил в 1737 году. Для убранства его залов и комнат приобретались самые лучшие произведения изобразительного и прикладного искусства, и уже к 1740 году коллекция Корсини насчитывала 600 полотен. Спустя полтора столетия князья Томмазо и Андреа Корсини подарили коллекцию итальянскому государству. Позже она пополнилась собранием герцога Дж. Торлониа, сюда же поступили 187 картин из Галереи дель Монте ди Пьета. Таким образом, в палаццо Корсини собрались несколько больших коллекций, поэтому встал вопрос об их объединении в одно собрание. Так в 1895 году была образована Национальная галерея античного искусства. Позже она вошла в состав Национальной Римской галереи.
В палаццо Барберини сейчас находится собрание картин до XVII века, а в палаццо Корсини экспонируется более поздняя живопись.


Рафаэль. Форнарина



Содома. Три Парки. 1535



Гарофало (Бенвенуто Тизи). Пико, обращенный в дятла. 1480-1559


Пьеро ди Козимо. Мария Магдалина. 1490


Бартоломео Венето. Портрет дворянина. 1512


Ганс Гольбейн. Портрет Генриха VIII. 1540


Аньоло Бронзино. Портрет Стефано Колонна. 1546



Тинторетто. Христос и грешница. 1550



Тициан. Венера и Адонис. 1550



Симон Вуе. Гадалка. 1590–1649


Эль Греко. Крещение Христа.1596-1600


Эль Греко. Поклонение младенцу.1596-1600



Караваджо. Иоанн Креститель. 1603-1604


Караваджо. Нарцисс. 1598-99


Караваджо. Святой Франциск. 1606


Караваджо. Юдифь, отсекающая голову Олоферна. 1599-1600


Рубенс. Мучения Святого Себастьяна. 1608


Андреа Ансальдо. Бегство в Египет. 1620



Никола Пуссен. Вакханалия путти. 1626


Никола Пуссен.Агарь и ангел. 1660


Гвидо Рени. Мария Магдалина. 1633



Гвидо Рени. Спящий путто. 1627


Ян Корнелис Верспронк. Портрет невесты. 1640



Гверчино. Аллегория живописи и скульптуры. 1657



Гверчино. Саул и Давид. 1656

Обычно в любом мало-мальском итальянском городе есть своя пинакотека - картинная галерея. Где-то, как в Венеции, Флоренции и Милане, эти пинакотеки забиты шедеврами, и поход туда может занять полдня. Где-то пинакотеки скромные и даже бесплатные. А вот в Риме долгое время такой городской пинакотеки не было. Были частные собрания (Дориа-Памфили, Спада, Корсини, Барберини), ставшие музеями. Но путеводитель честно меня предупредил: римские пинакотеки - странные и непривычные. Все стены завешены картинами, так что нет пустого места; подписей нет. Хочешь информации - бери в углу картонку, на которой нарисованы четыре стены зала, а двери, окна и картины заменены пустыми прямоугольниками; что сможешь распознать, то твое. В галереях Спада и Корсини именно так дело и обстоит, а потому я, раз туда сходив, больше не испытываю желания возвращаться. А от галереи Барберини у меня с прошлых лет остались смутные воспоминания, и я решил повторить опыт.

Оказалось, что с палаццо Барберини за эти годы произошла радикальная трансформация: залов стало больше, картин тоже, то есть к прежнему фамильному собранию семьи Барберини явно добавлены экспонаты со стороны. И называется теперь это Национальной галереей старинного искусства (Gallerie nazionali d"arte antica). Правда, билет стал ощутимо дороже, и в него включили находящуюся на другом конце города галерею Корсини - унылое собрание картин XVII века. Но палаццо Барберини стОит этих денег!


Вид с одноименных площади (той, где фонтан Тритона стоит в центре) и метро.


А это главный фасад, выходящий на улицу Четырех фонтанов

И сады за дворцом тоже очень приятные.

Во дворце имеются две лестницы: одну (левую) выполнил Бернини, вторую (правую) - Борромини. Как эти два люто ненавидевших друг друга человека умудрились работать в одном месте, я не знаю. По лестнице Бернини организован подъем на второй этаж, где и находится пинакотека.

На лестницу Борромини можно только взглянуть снизу (фото не мои):

Ну а дальше пошли всякие разные шедевры. По счастью, в палаццо Барберини все картины висят порознь, разные авторы в разных залах, так что здесь, в отличие от не к ночи упомянутых Спада и Корсини, гулять - одно удовольствие.

Расписное Распятие, автор - Мастер Бигалло


Автор - Бонавентура Берлингери

Далее две картины Филиппо Липпи; я вам показывал его фрески в соборах и :

Мадонна Тарквиния. Поглядите, с каким жаром толстенький Младенец прижался к Матери.


Благовещение с донаторами.

Вам по Умбрии больше запомнился ? Он здесь тоже имеется:

Святой Филиппо Беници Святой Филиппо Беници - один из основателей ордена сервитов


Кающийся Иероним в пустыне. Автор писал Иудейскую пустыню с родных мест, не иначе.

Совершенно неизвестный мне доселе автор - Педро Фернандес да Мурсия.


Картина называется "Видение блаж. Амедео Менез да Сильва". Честно сказать, никогда не слыхал о таком блаженном, да и само видение - так себе, а вот пейзажи внизу - это чудесно.

Пьеро ди Козимо "Читающая Магдалина"

Куда же без Рафаэля, это его возлюбленная Форнарина

Так и не оцененный мной Лоренцо Лотто, за которым я бегал .


Мистический брак св.Екатерины

Часовня, расписанное Пьетро да Кортона

Бронзино, который так здОрово писал семейство Медичи. Но в данном случае это - портрет Стефано Колонна

Главный сюрприз галереи - знаменитый портрет Генриха VIII Ганса Гольбейна