Гора кармель в израиле координаты. Пещерный комплекс горы Кармель (заповедник Нахаль Меарот, Израиль) - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации

Кармил (гора сада, плодоносное поле) – название города и горы, упоминаемых в Свящ. Писании:

а) () – город в пустыне, или между пустыней Зиф и пустыней Маон, принадлежавший колену Иудину, в который удалился Саул по одержании победы над амалекитянами и в котором он поставил себе памятник на память своей победы ().

Здесь на Кармиле паслись многочисленные стада Навала, человека очень богатого, жена которого, Авигея, по смерти мужа сделалась женой Давида и называлась Авигея Кармелитянка по имени означенного города ().

Несомненно также и то, что к означенному городу относится место из II кн. Пар. (), в котором говорится об Озии, что он имел земледельцев и садовников на горах и на Кармиле.

Ныне означенная местность называется Курмуль , лежит, по Евсевию и Иерониму, в 10 римск. милях на ю. от Хеврона, и на месте его находятся большие развалины; в особенности обращают на себя внимание развалины замка, наружная стена которого очень древняя и, быть может, сооружена Иродом или римлянами. Внутренность здания содержит в себе заостренные арки, несомненно выработанные позднейшей сарацинской архитектурой. Когда Саладин вторгся в Палестину в 1172 г., Амалрих расположился лагерем на Кармиле, где он открыл источник, обильно снабдивший его войско водой. С сего времени город Кармил был предан забвению, пока на него снова не обратили внимания в настоящем столетии;

б) Кармил-гора (; , , и др.) – одна из замечательнейших гор в Палестине, лежащая в пределах колен Асирова и Манассиина и выдающаяся северным концом своим в Средиземное море. Она составляет одну из высочайших вершин цепи гор, носящих то же самое название и берущих свое начало в долине Ездрилонской. Это одна из самых красивых гор в Палестине; почва ее славилась некогда своим плодородием и годностью к хорошей обработке (, ). Название оной Кармилом означает плодоносное поле , или страну виноградников и садов .

Новейшие путешественники свидетельствуют, что остатки прекрасных дубов, дикого винограда, оливковых деревьев, благоухающих цветов доселе еще указывают на ее прежнюю богатую производительность, хотя она далеко уже не та, что была во времена пр. Михея, когда он говорил: Паси народ Твой жезлом Твоим, овец наследия Твоего, обитающих уединенно в лесу среди Кармила ().

На красивый вид и зеленеющую цветущую красоту вершины Кармила содержится указание и в кн. Песни песней: Голова твоя на тебе, как Кармил, а волосы на голове твоей, как пурпур (), говорит таинственный Жених своей возлюбленной невесте.

Подошва горы омывается потоком Кисонским, а к ю. от нее расширяется прекрасная равнина Сарон. Тогда как вершины Ливанских гор покрыты большую часть года снегом, вершина Кармила красиво одета во всякое время года цветущей зеленью.

Предсказывая цветущее состояние и славу царства Мессии, пр. Исаия восклицает: Слава Ливана дастся ей (прежде бывшей пустыне и сухой земле) великолепие Кармила и Сарона (). Кроме того, вершина Кармила отличается своим чистым, ободряющим и здоровым воздухом. По сторонам горы, особенно на з. к морю, находилось прежде и находится множество пещер и гротов, служивших в древности, быть может, складочным местом товаров или местом убежища для разбойников и преступников.

Но что особенно замечательно для нас, г. Кармил служила некогда местопребыванием св. пророков Илии и Елисея. Здесь пр. Илия низвел огонь с неба на приготовленную жертву и посрамил жрецов Ваала при громких народных кликах: Господь есть ! Господь есть Бог! () Здесь испросил он дождь на землю после трехлетней засухи.

Вблизи горы находился г. Изреель, новейший Церин , где был дворец Ахава, куда и поспешил он в своей колеснице после предсказания пр. Илии о пролитии обильного и скорого дождя, Илия же бежал перед его колесницей до самого Изрееля (). Здесь укрывались пророки от Иезавели (), и сюда уединялся пр. Елисей (). Доселе еще показывают путешественникам пещеру, в которой пребывали пророки.

Гора Кармил и в последующее время всегда почиталась иудеями. Самые язычники, по свидетельству Тацита и Светония, называли оную святой и почитали ее жилищем Дия или Зевеса. Существует предание, что и Пр. Дева Мария с Богомладенцем Иисусом посещала пещеру пр. Илии, находившуюся на горе Кармиле, и если принять во внимание близость Назарета к Кармилу, то это предание оказывается очень правдоподобным. Арабы называют в настоящее время гору Кармил Джебель-Мар-Елиас , т.е. гора пр. Илии.

Итак, покинув Бахайский сады, мы отправились дальше. Хайфа, как вы заметили, делится на верхнюю часть - гора Кармель - и нижнюю часть, у моря. Гора Кармель в верхних точках превышает 500 метров над уровнем моря, постепенно понижаясь к западу до 300 метров - туда мы и отправились - к Стеле Марис. Но давайте сначала я вам расскажу о горе Кармель немного. Эта гора с незапамятных времен считалась священной у многих народов.

Ханаанеи, населявшие эту землю еще до прихода евреев, считали Кармель местом пребывания своего верховного божества Баала. (Ваала, в переводе - Господин, Господь) Финикийцы поклонялись здесь местному божеству Хададу. Греки называли Кармель горой Зевса и поставили на ней жертвенник. Римляне вопрошали здесь оракулов об уготованной им богами судьбе. Римский историк Светоний рассказывает о посещении Кармель римским императором Веспасианом, разрушившим Второй Храм:

"Между Иудеей и Самарией — гора Кармель. Там гора и там — бог. У бога нет пристанища и нет дома. По преданию, есть там жертвенник. Веспасиан совершал там жертвоприношения, и тогда вышел служитель и сказал: "Всякое дело, какое ни задумаешь, — построить ли дом или разрушить чужие владения — но всем тебе будет удача и благословение".
Название Кармель состоит из двух ивритских слов: "керем", "эль" (керем — виноградник, эль — бог). Действительно, в древности склоны Кармель были покрыты виноградниками и масличными рощами, и она всегда символизировала обилие и плодородие. Арабы вырубили виноградники, а затем турки вырубили почти все деревья. Большая часть деревьев, что вы видите на склонах горы высажено фондом Керен Каемет ле Исраэль.
На горе, особенно в западной ее части, много естественных карстовых пещер. Человек облюбовал их для поселения и стоянок в тот далекий период истории, который называется палеолитом - еще 250 тыс. лет назад. Селился человек в пещерах Кармель и в более поздние времена.
В ХIII-ХII вв. до н.э. гора Кармель служила естественной границей между израильскими коленами и финикийцами. В библейские времена Кармель входила в надел колена Ашера. Потом эти земли захватили ассирийцы. Веками Кармель переходила из рук в руки, его завоевывали то вавилоняне, то персы, то финикийцы. Александр Македонский использовал эту гору как удобный стратегический плацдарм и построил тут военные лагеря. Дальнейшие завоеватели поступали также.

Стелла Марис - церковь и монастырь Кармелитов




В 12 веке, во время правления на территории современного Израиля, крестоносцев, образовался очередной монашеский орден, главным отличием которого, было его образование на святой земле.
Кармелиты, так назвали себя братья и позже сестры этого ордена, поселившиеся на одноименной горе Кармель.

И так, собравшаяся группа единомышленников, взявшая себе название «Кармелиты», поселилась на горе Кармель, той самой, на которой сегодня находится город Хайфа. В 1226 году они получили от папы Гонория третьего, официальное признание их, как монашеского ордена, а так же был утвержден устав данной братии.
Пребывание ордена на святой земле, не было продолжительным, но в вади Сиах, рядом с пещерами, в которых они обитали, кармелиты выстроили монастырь, останки которого, все еще находятся на своем месте.
Как известно, власть крестоносцев на святой земле, закончилась в 1291 году, с падением города Акко, тогда же кармелиты, покидают наши края, и вернутся они только в 1631 году.
Что же случилось в 1631 году?
В этом году, глава монастыря кармелитов в Халеб, что в Сирии, по имени Проспер, смог купить землю на вершине горы Кармель. Но, есть как всегда небольшое НО!
Кармелитам противостояли две заинтересованные стороны. С одной стороны, греческая ортодоксальная церковь, которой принадлежали останки церкви на вершине. С другой стороны мусульмане, которым принадлежала тогда пещера, над которой стоит современная церковь Стелла Марис.
Глава кармелитов выстроил монастырь, который был невелик размером, и высечен в горной породе чуть ниже гребня скалы. Простоял, около 150 лет, и впоследствии, был разрушен правителем Акко - Дахар эль Омером, а позже отстроен заново.
В 1769 году с помощью французов, кармелиты получили разрешение на постройку нового монастыря, который в том числе видел один очень знакомый вам полководец.
Что скажет вам 1799 в истории города Хайфы, или в мировой истории? Ближе всего русскоговорящему читателю, конечно, другая цифра - 1812! Так вот, в 1799 году, за 13 лет до Москвы, товарищ Наполеон посещал наши края, с не особо дружественным визитом.
Это был египетский, или ближневосточный поход Наполеона, в котором, завоевав Египет, он направился в сторону Сирии.
Из Африки, в Евразию, по суше, как известно можно добраться только через современный Израиль, что и сделал Бонапарт, он же Наполеон.
Пройдя с боями через Яффо, и держа путь на Акко (Акра), тов. Наполеон остановился на вершине горы Кармель, и где бы вы думали? Правильно, у кармелитов. Разбив здесь свой военный госпиталь, в котором находились, как раненные, так и больные чумой он продолжил к Акко(Акра)
После 54 дней тяжелейших боев, и после того, как, наконец, была пробита одна стена города, но за ней появилась раньше не стоявшая там вторая, Наполеон свернул осаду и отправился в обратный путь.
Этот путь проходил в том числе, через ранее открытый походный госпиталь у монахов кармелитов, из которого вышли монахи, понурив головы, и сообщили, что сюда заглядывали турки, и 300 солдат Наполеона, больше нет…
Перед входом в современный монастырь кармелитов и его церковь (Стелла Марис), есть памятник в виде пирамиды с крестом. Данный памятник стоит над братской могилой Наполеоновских солдат, погибших тут в 1799 году.


Современное здание было построено в 1853 году.
Комплекс, включает в себя монастырь, закрытый для посещения и открытую к таковому церковь Стелла Марис.
Стелла Марис католическая церковь, и из церквей Хайфы, пожалуй, самая красивая!



В церкви Стелла Марис есть пещера, которую христианская традиция приписывает Илие пророку, точнее тому, что именно в ней он прибывал.
У подножья горы, есть еще одна пещера, связанная с тем же рассказом, но она свята для иудеев и мусульман. Иудеи говорят, что пещера в церкви Стелла Марис у Кармелитов принадлежала ученику Илии - Элише (Елисею) , а в той, нижней гораздо большей по размеру, обитал какое-то время Илья пророк. Но мы в этот раз туда не попали.




Напротив Стелы Марис, находится военная база «Цахаль» (Цва Хагана ле Исраель - Армия Обороны Израиля) и маяк, перед которыми необычная для базы, но обычная для церкви статуя Марии с младенцем Иисусом.
Статуя была подарена в 1894 году правительством Чили, монастырю, и сделана она из переплавленного оружия, которое участвовало в братоубийственной войне, которая проходила в Чили до того.





Тут же рядом есть верхняя станция Хайфского фуникулера, и смотровая площадка, которая является частью панорамной дороги, а та в свою очередь проходит по всей Хайфе, и показывает вам самые лучшие углы обзора, открывающиеся с вершины горы.
И собрались мы поехать по канатной дороге. Вот она какая с разных точек - и сверху и уже снизу.






Тени на склоне от кабинок


Мне было страшно - я вообще боюсь высоты - дочке тоже. Жене нет - бесстрашная она такая - хош коня на скаку - хош в подвесной вагончик войдет. Ну вошли и мы. И как только поехали - стало не страшно - быстрым движении казалось лишь снаружи - а внутри я его даже не чувствовал.
Вот видео - не ахти что, но для передачи ощущения.

С севера - Хайфским заливом и долиной Звулун. На юге и востоке хребет понемногу понижается, переходя в холмы в районе городов Биньямина на юге и Йокнеама на востоке (примерно 25 километров в каждую сторону). Впрочем, на востоке холмы быстро снова превращаются в горы, окружающие долину реки Иордан .

Наименование горы «Виноградник Божий» (Керем-Эль) происходит от винограда , который когда-то в изобилии рос на её склонах. Высшая точка горы - или хребта - находится между городом Хайфа и друзским поселением Осфия к юго-востоку от Хайфы, в этом месте высота хребта Кармель составляет 546 метров над уровнем моря. На этой вершине возведена телебашня Хайфы. На соседней вершине расположен кампус Хайфского университета .

Среднегодовая температура на Кармеле - плюс 19 °C. Примерное количество осадков - 600 мм в год, в отдельных местах - до 900 мм. Раз в несколько зим на вершинах гор выпадает снег (например зимой 2005/2006 года), но он крайне тонок и редко держится более нескольких часов.

Географические особенности и геологическое строение

Внешне хребёт Кармель напоминает гигантский утюг, направленный на северо-запад. «Нос» «утюга» врезается в Средиземное море, образуя с севера Хайфский залив . Вся северо-западная часть хребта находится в городской черте Хайфы . Утёсы подходят очень близко к воде, обрываясь вниз крутым склоном, поросшим хвойно-лиственным лесом. В самом узком месте скалистое основание утёса отделяет от вод Средиземного моря не более нескольких десятков метров. Этот промежуток занят железной дорогой Хайфа-Тель-Авив и четырёхполосной улицей Хагана, которая переходит затем в 4-е междугородное шоссе Хайфа-Тель-Авив.

Происхождение хребта Кармель - вулканическое , однако ни сколько-нибудь значительного вулканического кратера , ни больших базальтовых массивов, образующихся вследствие извержений, на хребте нет. Можно сказать, что гора Кармель - несостоявшийся вулкан : давление магмы заставило подняться скалистое основание, образовав горный хребет, однако сама магма на поверхность не прорывалась.

Горообразовательная деятельность в районе Хайфы давно прекратилась, и небольшие землетрясения , сотрясающие Хайфу раз в три-четыре года, связаны исключительно с проходящим менее чем в сотне километров центральным каналом Сирийско-Африканского тектонического разлома, являющегося частью Восточно-Африканской рифтовой зоны . Бо́льшая часть материала, составляющего гору Кармель, - это осадочные породы, известняк и мел , следы простиравшегося когда-то над этой местностью моря Тетис . Мягкость этих материалов объясняет существование в горе Кармель множества больших и маленьких пещер.

Исторические находки на территории хребта Кармель

Пещеры горы Кармель издавна использовались людьми для жилья. На западном склоне горы Кармель, в окрестностях города Зихрон-Яаков , в пещерах Табун и Схул в 1929-1934 гг. были найдены костные остатки людей вместе с каменными орудиями леваллуазского типа и костями ископаемых животных. В пещере Табун обнаружен почти полный скелет женщины неандертальского типа и нижняя челюсть мужского черепа с отчётливым подбородочным выступом. В пещере Схул открыты кости десяти скелетов разной сохранности (характеризуются большими индивидуальными различиями и сочетанием неандертальских и современных особенностей в строении черепа и др. частей скелета). Находки относятся к периоду 45-40 тыс. лет тому назад. Одни учёные считают, что население пещер Кармеля - результат смешения людей неандертальского и современного типа; другие видят в них эволюционный переход от древних людей к новым. Это открытие позволило выделить новый подвид предков человека, который, правда, не всеми учёными признаётся.

Другие открытия, сделанные на основании находок на горе Кармель, заставили пересмотреть некоторые предположения относительно неандертальцев. В пещере Кебара на горе Кармель был найден скелет неандертальца, жившего 60 тысяч лет назад, у которого полностью сохранилась подъязычная кость , совершенно идентичная кости современного человека. Так как от подъязычной кости зависит способность говорить, то ученые были вынуждены признать, что неандерталец мог обладать этой способностью.

Кроме того, учеными были обнаружены фрагменты первых украшений, сделанных из просверленных раковин. Две такие бусины, датируемые 100 тыс. лет до нашей эры, нашли при раскопках уже упоминавшейся пещеры Схул (Skhul ).

Пешера Ильи-пророка в Хайфе.

В пещерах Кармеля скрывался когда-то пророк Илья (Элияху ). Сейчас пещера, в которой, по преданию, он жил, является религиозным центром поклонения иудеев и христиан. Эта пещера находится в городской черте Хайфы, практически прямо под единственной в Хайфе линией канатной дороги, у подножия горы. На вершине горы пророк молил Бога о прекращении трёхлетней засухи, а потом с трепетом следил за появлением в небе дождевого облака.

Илья-пророк вообще очень любил северную часть Израиля и район Хайфы. Место, в котором он победил жрецов Ваала (эта история описана в 18-й главе Третьей книги Царств), называется «Мухрака» - что на арабском означает «Огненное место». Мухрака находится в северо-восточной части горы Кармель, оттуда открывается вид на всю долину Изреэль . Мухрака расположена на высоте 482 м, в 27 км от Хайфы и в 13 км от Мегиддо .

Многие верят, что пещера, в которой будущий царь Давид скрывался от гнева царя Саула , тоже находится в горе Кармель. Это связано с геологическими особенностями южных районов Израиля, в которых, согласно Ветхому Завету , родился царь Давид - из-за небольшого количества осадков там крайне мало подходящих для укрытия пещер. Таким образом, все сколько-нибудь удобные для беглеца с юга пещеры находятся в горе Кармель или севернее. Но до пещер в более северных горных грядах добираться дольше, а единственная удобная дорога с юга на север в любом случае проходит по побережью, мимо подножия горы Кармель. Некоторые даже считают, что пещера, послужившая укрытием пророку Илье, и та, где укрывался Давид - одна и та же.

Флора и фауна хребта Кармель. Государственный заповедник

Осадочные породы, из которых, как было сказано выше, состоит хребет, являются превосходным источником минеральных солей для плодородной почвы. Фантастическое плодородие склонов горы, особенно в сочетании с мягким климатом и большим количеством осадков, было известно ещё в древние века и вошло в легенды.

Как следует из названия горного хребта, в древности на склонах горы Кармель в изобилии рос виноград . Однако мусульмане, властвовшие над этой местностью без малого тысячу лет, вырубили виноградники, а турки во времена Османской империи вырубали леса, поэтому к началу XX века леса сохранились лишь на небольшой части горного массива. Фонд охраны природы Керен Каемет ле-Исраэль и Государство Израиль прилагают множество усилий, чтобы восстановить леса горы Кармель.

Сейчас большая часть леса на горе Кармель - это кедровый лес, высаженный фондом. (Лес только называется кедровым; в иврите просто нет отдельного слова для обозначения иерусалимской сосны). Однако вследствие страшного лесного пожара весной 2005 года хвойный лес на юго-западных склонах сильно пострадал. На освободившихся площадях собираются высадить лиственные леса, которые, из-за более низкого содержания смолы в деревьях, будут гореть хуже.

В лесах преобладает иерусалимская сосна , таворский дуб , фисташковые деревья , встречается дикая маслина . В увлажнённых района встречается лавр . В начале мая склоны гор покрыты зелёной травой, на фоне которой растут алые колониты (цветы, похожие на маки). Весной цветут розовые и белые цикламены , жёлтые крокусы и колючий ракитник, позже расцветает белый люпин и жёлтая календула . В низинах, вблизи озёр и болот можно увидеть влаголюбивые тропические растения: папирус , олеандры ; на поверхности водоёмов - жёлтую и белую кувшинку .

В Кармельских лесах до сих пор водятся дикие кабаны , волки . Очень часто встречается шакал . Часто можно встретить cредиземноморскую лисицу . Весьма распространён барсук . Встречается дикобраз . Из грызунов-вредителей можно отметить полёвок, крыс . Встречается также олень благородный , лань , газель (животное) , гривастый баран, муфлон , кролики , зайцы . Широка популяция ежей . Искусственно поддерживается популяция орлов. В лесах живут также совы, ястребы , филины , сычи и др.. Водятся дикие кошки: одичавшие домашние, рысь , леопард , (правда, численность последнего исчисляется единицами, а величиной он немногим больше обычной кошки). Часто можно встретить дамана .

В парке сосуществуют десятки видов насекомых. Среди них следует отметить саранчу , богомолов , тараканов . Самые крупные из них имеют в длину до 90 мм, отлично летают и часто приживаются в квартирах. Встречается много видов бабочек . Разнообразны жуки . Распространена пчела медоносная. Следует отметить досаждающих людям москитов , комаров , слепней , мух , но их не столь многo, как в России.

В целях сохранения дикой природы на горе Кармель основан гигантский национальный парк , открытый для туристов. В парке проложено множество пешеходных и велосипедных маршрутов, продолжительность которых - от получаса до 18 часов. Сходить с проложенных и тщательно помеченных дорожек строжайше запрещено. На границе национального парка организованы автомобильные стоянки с кемпингами , туалетами и водопроводом. На этих стоянках разрешается разжигать костры. В пределах парка запрещена ночёвка в палатках. Кроме того, в парке основан заповедник «Хай-Бар», целью которого является восстановление популяции крупных животных в лесах севера Израиля.

Кармель и Хайфа

Как уже отмечалось выше, город Хайфа частично захватывает северо-западную, самую высокую и обрывистую часть хребта Кармель. На отрогах гор построено множество городских районов («Адар » (1909), «Неве Шеанан » (1925)). На самом гребне горы находятся наиболее престижные районы Хайфы «Кармель », «Хорев », «Дэния », Хайфский университет . На северо-западной оконечности хребта - там, где он с высоты в почти 300 метров чуть ли не отвесно спускается к морю, - построен хайфский маяк . Там же находится верхняя станция единственной в Хайфе канатной дороги .

Помимо канатной дороги, покорить гору Кармель в городской черте можно и другими способами. Например, на единственном в Израиле метро «Кармелит ». Этот подземный фуникулёр способен преодолеть расстояние от хайфского порта до центра района Кармель примерно за 6 минут. Подробнее о хайфском метро см. статью Кармелит .

Третьим, не менее интересным способом подняться на гору Кармель является проход по Бахайским садам . 19 террас общей длиной более километра и большой сад, разбитый вокруг возведённой в 1909 году усыпальницы Предтечи Основателя религии Бахаи Ба́ба (настоящее имя Сийид Али-Мухаммад), являют собой праздник красоты, симметрии и торжественного величия в центре промышленного города. По обе стороны от ступеней лестницы текут искусственные ручьи, на верхней и нижней террасах находятся фонтаны. Центральная часть каждой террасы засажена травой зойсия, однолетними цветами, живыми изгородями сантолины и дюранты, кустами и подстриженными деревьями. На боковой зоне каждой террасы посажены засухоустойчивые, не требующие большого ухода суккуленты , олеандры , розмарин , лантана, оливковые деревья, джакаранда (палисандровое дерево), коралловое дерево и плюмерия. Третья зона была оставлена в качестве естественной рощи, которая служит «коридором» дикой природы. На более крутых склонах были использованы засухоустойчивые дёрнообразующие растения: плющ , можжевельник и липпия.

Примечания

Ссылки

  1. http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/059/373.htm (рус.)
  2. http://www.avialine.com/country_additional.php?id=80 (рус.)
  3. http://www.ufolog.nm.ru/homo.htm (рус.)
  4. http://www.isrutc.org/facts8.asp (рус.)
  5. http://www.machanaim.org/history/shm-israel/sh-1-4.htm (рус.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Гора Кармель является частью одноименного горного хребта на северо-западе Израиля. Всего несколько десятков метров отделяют ее в самом узком месте побережья от Средиземного моря. Название происходит от слов «Керем Эль», что означает «виноградник Бога». Здесь действительно были виноградники, однако их уничтожили мусульмане во время арабского завоевания. Самая высокая точка горы возвышается на 546 м над уровнем моря. На одной из вершин Кармеля находится телебашня. На другой расположен знаменитый университет «Технион». Также на возвышении находится маяк. Склоны горы покрыты хвойно-лиственным лесом. В основном это сосны, дубы, фисташковые деревья, маслины. Весна в Израиле наступает рано, среди травы можно увидеть множество ярких красивых цветов.

Гора Кармель имеет вулканическое происхождение. Большая часть породы состоит из мела и известняка, поэтому здесь еще в древние времена образовались пещеры. Археологи обнаружили следы присутствия человека, относящиеся к 45-60 тыс. лет до н.э. Кармель упоминается в Библии в связи с рассказом о пророке Илии. Считается, что пророк Илия жил в одной из пещер. Сейчас это место паломничества как иудеев, так и христиан.

У подножия горы и на ее склонах находится один из крупнейших городов Израиля – Хайфа. На одном из склонов также расположен небольшой город Зихрон Яаков. В средней части горы – один из старейших районов Хайфы – Адар (1909 г.). На самой вершине – престижный район Кармель. Хайфа знаменита своим единственным в Израиле метро из 6 станций, проложенным прямо в горе. Кроме того, здесь есть канатная дорога. И, наконец, главная достопримечательность города – Бахайские сады.

На склонах Кармеля сейчас раскинулся национальный парк-заповедник. Здесь разнообразная фауна: водятся дикие кабаны, шакалы, средиземноморские лисы, дикобразы, олени, даманы. Некоторые животные иногда забредают в жилые кварталы города. В парке проложены прогулочные и велосипедные маршруты, а у его границы имеется оборудованный кемпинг.

Кармель — горный массив на северо-западе Израиля, стал колыбелью монашеского Ордена братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель, более известных как кармелиты. Место, которое Священное Писание и традиция связывают с пророком Илией, стало одним из мест почитания Богородицы. Чтобы понять, почему так произошло, нам надо отправиться в Хайфу, город, расположенный на склоне библейской горы и к берегу Средиземного моря.

В библейские времена скалистые вершины Кармеля были свидетелями культа хананейского бога Ваала. На горных вершинах стояли многочисленные алтари, посвященные этому божеству. По сей день арабы называют Кармель Djebel Mar Elyas – т.е. гора Илии, в честь пророка, посрамившего язычников . Он построил на вершине алтарь Бога Авраама, Исаака и Иакова. Рядом, у жертвенника Ваала, собрались его многочисленные жрецы. Несмотря на длительные камлания, языческий бог так и не подал признаков существования. В свою очередь, даже на обильно политый водой алтарь, сооруженный Илией, по его молитве, сошел огонь и сжег принесенную жертву.

Впрочем, давайте спустимся с вершин и отправимся в Вади Сиах, т.н. Долину мучеников. Здесь в одной из пещер, согласно легенде, жил пророк Елисей , в ней он встретился с женщиной, просившей о воскресении сына. Что и было сделано. Именно в этой пещере в первой половине V века появился небольшой монастырь, называемый в исторических документах монастырем Елисея.

Пещера имеет прямоугольный вид. Примерно по центру пещеры расположен выбитый в скале столб. В северной и восточной стенах можно увидеть углубления, напоминающие своим видом ясли. В стенах пещеры находятся три известняковых обруча, подобные тем, к которым привязывали животных. Соединяя воедино факты: наличие значительного количества византийской керамики, а так же соседство отшельнических пещер, исследователи идентифицируют это место как часовню, в которой собирались на молитву монахи . Однако самой большой загадкой оказалось убранство часовни, напоминающей своим видом хлев. Историки предполагали, что это мусульмане стали использовать ее подобным образом уже в более позднее время. Однако, археологи опровергли эту версию, сделав удивительное открытие!

Несмотря на то, что часовня имеет вид хлева, она совершенно не приспособлена для подобного использования. Находящийся по центру столб просто-напросто мешает использованию пещеры как стойла, слишком уж много пространства он занимает. Кроме этого дотошные археологи обнаружили в углублениях, напоминающих ясли, следы голубой краски, мирры и ладана, т.е. веществ, которые указывают на литургические обряды. Вряд ли бы они остались при интенсивном использовании пещеры как хлева. Что характерно, когда был открыт оригинальный настил часовни, ясли оказались на высоте 120 сантиметров. Получается, что единственные животные, которые могли бы из них есть – кони, но для них помещение слишком мало. Кольца для привязи расположены так, что звери не могут дотянуться до яслей. Да и хрупкая известь не могла бы долго выдержать привязанных к ней своенравных четвероногих. Кроме того, присутствие лошадей в этом каменистом и труднодоступном районе почти нереально. По мнению специалистов, пещера-часовня изначально была сделана в виде хлева, ее внутреннее убранство должно было напоминать тайну Боговоплощения – Рождества Христова в Вифлеемской пещере.

Дело в том, что византийские отшельники, поселились на склоне горы Кармель спустя несколько лет после Никейского собора, на котором Дева Мария была провозглашена Богородицей. Решение Собора предваряла серьезная и острая полемика с Константинопольским патриархом Несторием, утверждавшим, что Мария не могла родить Бога, Христос в тот момент был просто человеком. Таким образом, часовня, сделанная в виде хлева, была наглядной декларацией того, что монахи, поселившиеся в Вади Сиах, считали, что Христос с самого начала был Богом и исповедали Марию именно Богородицей.

Спустя столетия, когда Святая Земля оказалась под властью мусульман, а многие храмы и церкви были опустошены и разрушены, лишь смельчаки отправлялись на родину Спасителя. Пройдя через многочисленные испытания и добравшись до Обетованной земли, паломники часто уже не имели возможности вернуться обратно и оставались здесь до конца жизни. После начала крестовых походов, в начале XII века на склонах горы Кармель появились первые латинские отшельники. Спустя сто лет Иерусалимский патриарх Альберт утвердил Устав монашеской общины, написанный ее настоятелем святым Брокаром. Монахи получили название «кармелиты». В 60-х годах ХХ века археологи обнаружил в Вади Сиах руины часовни и первой кармелитской обители. Судьба отшельников была печальна – монастырь в 1291 году был сожжен мусульманами, а братья убиты. Однако зародившийся на склонах библейской горы монашеский орден перенесся в Европу и дал Церкви многочисленных святых.

На несколько столетий иноческая жизнь на святой горе прекратилась. Лишь в 1631 году монахи-кармелиты смогли вернуться к колыбели своего Ордена. Новый монастырь, сооруженный около маяка, был вновь разрушен мусульманами. Тогда братья переселились на место, где, согласно преданию жил, скрываясь от Ахава и царицы Иезавель, пророк Илия. Здесь уже в византийский период находилась небольшая часовня, а в Средневековье располагалось аббатство святой Маргариты. Именно на этих древних руинах и была построена новая обитель. Впрочем, монастырь не просуществовал долго. В 1799 году кармелиты приютили у себя раненных наполеоновских солдат. После отступления легендарного императора турки, убив воинов и монахов, разграбили церковь и монастырь. Вернувшиеся через некоторое время французы с почестями похоронили убитых, и воздвигли над братской могилой монумент в виде пирамиды, на вершину которой был водружен литой крест, отлитый моряками с корабля «Шато-Рено». Строительство новой церкви, названной Stella Maris – «Звезда моря» (названной так не только в честь Богоматери, но близлежащего маяка) началось лишь спустя 30 – лет и завершилось в 1836 году. Средство на его постройку собирали по всей Европе.

Церковь и монастырь расположены на высоте 150 метров над уровнем моря. Здание представляет собой большой четырехугольник, в центре которого располагается храм, увенчанный небольшим куполом. Напротив входа в церковь находится главный алтарь, над которым стоит скульптура Богоматери Кармелитанской. Голова фигуры была сделана из фарфора в 1820 году генуэзским скульптором Каравенто. Примерно через сто лет скульптор Реди вырезал из ливанского кедра тело. В одной руке Мария держит своего Сына, а в другой – скапулярий, один из типичных элементов кармелитской духовности. Составленную из двух частей фигуру Приснодевы отправили на Святую Землю. Перед этим скульптуру освятил Папа Римский.

Ежегодно, во второе или третье пасхальное воскресенье статую торжественно переносят в латинский католический приход в центре Хайфы. После богослужения скульптуру возвращают в храм на горе. Хайфская процессия, возглавляемая Латинским патриархом Иерусалима, является одним из крупнейших событий для христиан Святой Земли , уступая по значимости и масштабности лишь процессии на Вербное воскресение в Иерусалиме. В ней принимают участие не только тысячи христиан, но даже и мусульмане.

Впрочем, вернемся в храм Stella Maris. Под главным алтарем находится пещера, в которой как считается, жил пророк Илия. Алтарь, на котором стоит фигура пылкого борца с язычниками, всегда украшен живыми цветами, а рядом с ним всегда горят свечи и можно встретить молящихся.

Боковые алтари храма посвящены основным святым Ордена. «Малая базилика», а такой титул был присвоен церкви Римским Папой, расписана в 20-х годах прошлого века братом Луиджи Понто, иноком этого монастыря.

Со смотровой площадки, находящейся рядом с храмом, город виден как на ладони. Портовые краны разгружают суда. Мчатся поезда. Проезжающие мимо машины, украшенные бело-голубыми флажками, лишь слегка притормаживают на повороте у церкви. Город спешит, город трудится. А на него с высокой колонны, смотрит фигура Непорочной Девы, дар чилийских паломников, установленный рядом с бывшим маяком.

Михаил Фатеев