Как посадить самолет если пилоту стало плохо. Статистика аварийных посадок на воду

Существуют специальные марки самолетов, предназначенных для приземления на воду. Но история знает немало примеров, когда пилотам обычных самолетов приходилось совершать посадку не в аэродроме, а на водную поверхность. В роли посадочной полосы выступали реки Нева, Волга, Гудзон и даже Тихий океан.

К сожалению, в авиации случаются аварийные ситуации, когда техника по тем или иным причинам выходит из строя. Сегодня мы расскажем об уникальных случаях, когда обычные пассажирские самолеты, а не гидросамолеты, удалось благополучно посадить на воду. Большинство из них было обречено на гибель из-за отказа двигателей или по иным причинам. Но благодаря мужеству и профессионализму пилотов удалось совершить посадку на воду и во многих случаях обойтись без жертв.

Посадка Ил-12 на Волге

Эта история приводнения самолета с 23 пассажирами на борту произошла 30 апреля 1953 года. Пассажирский самолет выполнял рейс «Москва-Новосибирск» с посадкой в аэропорту Казани. Как раз перед заходом на промежуточную посадку у самолета отказали оба двигателя. Как выяснилось позже, эта аварийная ситуация возникла из-за встречи со стаей уток, которые попали в двигатель. Самолет стал быстро терять высоту, и в сложившихся непростых условиях экипаж принял решение посадить самолет на воду. Аварийная посадка была совершена в районе Казанского речного порта. Так как это произошло довольно далеко от берега (глубина места посадки составляла около 18 метров), то самолет стал заполняться водой и медленно погружаться. Спасательную операцию осложнял тот факт, что посадка произошла в 21.37 по местному времени и было уже темно. Всем пассажирам и членам экипажа удалось выбраться из тонущего самолета. Местные жители на лодках доставили до берега всех пострадавших, кроме одного пассажира, который, к сожалению, утонул, став единственной жертвой этой авиакатастрофы.

Посадка Боинг-377 в Тихом океане

Второй успешный случай посадки воздушного судна на воду произошел 15 октября 1956 года. На борту судна, следовавшего из Гонолулу в Сан-Франциско, находились 24 пассажира и 7 членов экипажа. После отказа 2-ух двигателей из четырех командир принял решение посадить лайнер на воду. В результате успешной посадки никто из пассажиров не пострадал, и их подобрали спасатели службы береговой охраны.

Посадка Ту-124 на Неву

Этот случай произошел 21 августа 1963 года в небе над Ленинградом. Воздушное судно совершало перелет по маршруту «Таллин – Москва». На борту находились 52 человека: 45 пассажиров и 7 членов экипажа. Спустя некоторое время после вылета из аэропорта Таллина экипаж обнаружил, что заклинило опору шасси. После переговоров с диспетчерами было принято решение посадить самолет в ближайшем аэропорту, которым оказался «Пулково» в Ленинграде. Из-за проблем с шасси стало сразу ясно, что посадка будет аварийной и для того, чтобы избежать возгорания и взрыва, необходимо было выработать топливо. После часа кружения над Ленинградом, когда топлива оставалось уже немного, возникли проблемы с двигателем. Один за другим отказали оба двигателя, и единственным шансом спасти экипаж и самолет оказалась посадка на водную гладь Невы. Если бы в составе экипажа не было второго пилота Василия Григорьевича Чеченева, который имел опыт посадки воздушных судов на воду, то неизвестно, чем бы все закончилось. В считанные секунды капитан передал управление самолетом Чеченеву, который, благодаря своему опыту работы в морской авиации, сумел сбалансировать положение самолета для посадки на воду. Самолет благополучно приводнился на Неве напротив Александро-Невской Лавры, где его уже ждали спасатели и службы эвакуации. Все пассажиры и члены экипажа остались живы.

Посадка японского лайнера в Тихом океане

Эта аварийная посадка произошла 22 ноября 1968 года недалеко от Сан-Франциско. Воздушное судно DC-8 авиакомпании Japan Airlines, на борту которого находились 96 пассажиров и 11 членов экипажа, совершало рейс Токио – Сан-Франциско. На этот раз причиной аварийной посадки стал плотный туман, окутавший район посадки. Из-за плохой видимости и ошибки приборов, на которые ориентировался капитан судна, экипаж совершил посадку на воду вместо взлетно-посадочной полосы. Причем пилоты до последнего думали, что они садятся в аэропорту. Возможно, отсутствие паники и обеспечило успех всей операции. Никто из пассажиров не пострадал.

Посадка Ту-134 на канале имени Москвы

Этот случай произошел 17 июля 1972 года, когда самолет находился на испытании и совершал экспериментальный полет. В результате аварийной ситуации у лайнера произошла остановка двигателей. На борту в тот момент находились 5 членов экипажа. Благодаря профессионализму пилотов удалось посадить воздушное судно на Икшинское водохранилище, одно из водохранилищ системы канала имени Москвы. В результате происшествия никто не пострадал.

Посадка А 320-214 на Гудзон

Последний случай посадки крупного пассажирского авиалайнера произошел не так давно - 15 января 2009 года. Воздушно судно со 150 пассажирами и 5 членами экипажа на борту совершало полет по маршруту «Нью-Йорк – Сиэтл». Спустя всего 1,5 минуты после взлета лайнер столкнулся со стаей птиц, в результате чего произошла остановка обоих двигателей. К этому моменту самолет уже успел набрать высоту 975 метров, поэтому у пилотов было время на планирование. Экипаж сумел развернуть самолет и совершить успешную посадку на водную поверхность реки Гудзон напротив 48-ой улицы Манхэттена. Все пассажиры благополучно выбрались на поверхность и были спасены. И хотя некоторые их них получили травмы, приземление на реке Гудзон можно назвать просто чудом, так как все 155 пассажиров остались живы.

Во всех описанных случаях удалось избежать многочисленных жертв именно благодаря мастерству экипажа. К сожалению, все самолеты после таких приземлений больше не вернулись в небо. Как отмечают специалисты, благоприятный исход аварийной посадки на воду зависит от нескольких факторов. Наибольшее значение имеет состояние водной поверхности (наличие волн или преград), тип самого воздушного судна (крупные авиалайнеры посадить на воду легче) и мастерство экипажа. Именно последний фактор является решающим.

Вы когда-нибудь задавались вопросом, что бы вы сделали, если оказались в воздухе, а пилот авиакомпании потерял сознание? Если нет никакой возможности управлять самолетом, ваша безопасность может зависеть только от нескольких важных решений. Вашей посадкой, вероятно, будет руководить кто-то по радио, но этот обзор поможет вам узнать, чего можно ожидать. Сценарии развития таких событий часто можно увидеть в фильмах и телевизионных шоу, но в реальном мире нетренированным людям не пришлось бы сажать большой самолет. Но применяя некоторые базовые навыки и руководствуясь советами авиадиспетчеров, это возможно.

Шаги

Часть 1

Предварительные действия

    Садитесь в кресло капитана. Капитан обычно сидит в левом кресле, где сконцентрированы все "рычаги" управления самолетом (особенно для легких одноместный авиационных двигателей). Пристегните ремень безопасности и плечевой ремень, если таковой имеется. Почти все самолеты имеют двойное управление и вы можете успешно посадить самолет сидя в любой стороне. Не прикасайтесь к элементам управления самостоятельно! Этим, скорее всего, будет заниматься автопилот. Оставьте управление ему.

    • Убедитесь, что пилот, находящийся без сознания, не опирается на руль управления (эквивалент рулевого колеса самолета).Некоторые самолеты могут иметь боковой руль, который находится слева от сиденья капитана.
  1. Передохните. Вы, вероятно, будете в стрессовом состоянии от сенсорной перегрузки и серьезности ситуации. Правильное дыхание поможет вам сосредоточиться. Сделайте медленный, глубокий вдох, чтобы управлять своим телом.

    Выровняйте самолет. Если плоскость заметно повысилась или понизилась, нужно аккуратно выровнять линию горизонта с помощью внешнего руководства. Наконец - то все навыки, полученные от видеоигр могут пригодиться!

    • Найдите авиагоризонт. Иногда его еще называют искусственным горизонтом. Он состоит из миниатюрного набора «крыльев» и изображения горизонта. Верхняя часть синего цвета (небо), а нижняя - коричневого. На некоторых сложных самолетах индикатор отображается на дисплее перед пилотом. В старых самолетах он находится в центре верхнего ряда инструментов. На современных авиалайнерах основной индикатор полетных данных (PFD) будет прямо перед вами. Здесь отображается важная информация, такая как приборная скорость полета (IAS) в узлах, скорость относительно земли (GS) в узлах, высота в футах и названия. Также здесь отображается информация, включен ли автопилот. Обычно это обозначается как АР или CMD.
    • Скорректируйте движение (высоты или снижения) и крен (поворот), если необходимо. Миниатюрные крылья должны находиться на одном уровне с искусственным горизонтом. Если они уже установлены в этой позиции, не трогайте элементы управления, переходите к следующему шагу. Если вам нужно выровнять самолет, потяните за руль на себя, чтобы приподнять нос самолета или толкните вперед, чтобы опустить нос. Вы можете изменить крен (поворот), вращая руль влево или вправо, чтобы включить нужное направление. Одновременно, необходимо применить обратное давление на руль, чтобы уберечь самолет от потери высоты.
  2. Включите автопилот. Если вы пытались исправить траекторию полета, автопилот, вероятно, был отключен. Включите его нажав кнопку "Автопилот" или "АВТО ПОЛЕТ", "АФН" или "AP" или что-то в этом роде. На пассажирских самолетах кнопка автопилота расположена в центре дисплея, так, чтобы оба пилота могли легко до нее дотянуться.

    • Только если эти действия заставят самолет работать не так, как вы хотите, отключите автопилот, нажав все кнопки на руле управления (среди которых, вероятно, будет и кнопка отключения автопилота). Обычно, лучший способ заставить самолет лететь нормально - не касаться средств управления. Автопилот предназначен для того, чтобы большинство людей, не являющихся пилотами, могли сохранять контроль плоскости.

Часть 2

Процедура посадки
  1. Обратитесь за помощью по радио. Ищите ручной микрофон, который обычно находится слева от кресла пилота чуть ниже бокового окна, и используйте его как CB радио. Найдите микрофон или возьмите гарнитуру пилота, нажмите и удерживайте кнопку, и повторяйте "Первомай" три раза с последующим кратким описанием вашей чрезвычайной ситуации (пилот без сознания и т.д.). Не забудьте отпустить кнопку, чтобы услышать ответ. Авиадиспетчер аэропорта поможет вам управлять самолетом и безопасно его посадить. Слушайте внимательно и отвечайте на вопросы диспетчеров в меру своих способностей, чтобы они могли помочь вам по максимуму.

    Используйте позывной самолета, когда вы говорите с диспетчером. Позывной самолета находится на панели (к сожалению, у него нет стандартного положения, но позывной должен быть где-то на панели). Позывные для самолетов, зарегистрированных в США начинаются с буквы "N" (например, N12345). По радио буква "N" может быть перепутана с другими буквами, поэтому нужно сказать например, "Ноябрь". С помощью вызова можно будет четко определить местонахождение самолета, а также дать диспетчерам важную информацию о самолете, чтобы они могли вам помочь его посадить.

    • Если вы находитесь на коммерческом самолете (воздушные суда таких авиакомпанией, как United, American, USA Airways и т.д.), воздушное судно не нужно называть по его букве "N". Наоборот, нужно назвать его позывной или номер рейса. Иногда пилоты могут положить записку на панель управления, чтобы помнить эту информацию. Можно спросить стюардессу, какой номер рейса у этого самолета. При вызове по радио говорите имя авиакомпании, а затем номер рейса. Если номер рейса 123 и вы летите компанией United, ваш позывной будет "United 1-2-3". Не читайте цифры, как обычное число, а говорите "United сто двадцать три".
  2. Поддерживайте безопасную скорость. Смотрите на указатель скорости (обычно он обозначается как ASI, воздушная скорость или узлы), который обычно располагается по направлению к верхней левой части панели управления, и следите за скоростью. Скорость может отображаться либо в MPH, либо в узлах (они аналогичны). Скорость маленького 2-местного самолета не должна быть менее 70 узлов, большого – не меньше 180 узлов. В конечном счете, просто убедитесь, что горит "зеленая" зона для нормального полета, пока вы не свяжетесь по радио с диспетчером.

    • Если скорость полета начинает расти и вы не касались дросселя, вы, вероятно, летите вниз, поэтому следует мягко подправить штурвал. Если скорость полета уменьшается, аккуратно оттолкните нос, чтобы увеличить скорость. Не позволяйте самолету лететь слишком медленно, особенно вблизи земли. Это может привести к тому, что мотор заглохнет (крыло уже не поднимется).
  3. Начинайте спуск. Диспетчер проинформирует вас о порядке посадки и направит в безопасное место для приземления. Скорее всего, вам выделят взлетно-посадочную полосу в аэропорту, но в редких случаях вам может быть придется садиться в поле или на дорогу. Если вы должны приземлиться и не можете добраться до аэропорта, избегайте мест с линиями электропередач, деревьями или другими препятствиями.

    Перейдите к посадке. Вы будете работать с различными сопротивлениями (планки и закрылки рядом с дросселями), чтобы замедлить скорость самолета не теряя равновесие. Опустите шасси вниз, если они выдвижные. Если механизм работает, то вам не нужно ничего делать. Ручка передач (конец ручки имеет форму шины), как правило, находится только в правой части центральной консоли, немного выше того места, где должно располагаться колено второго пилота. Если вам нужно приземлиться на воду, оставьте шасси в положении вверх.

    • Прежде чем приземлиться, вы должны будете поднять нос самолета и приземлиться на так называемую «подушку», коснувшись земли главными колесами. «Подушка» образуется с помощью угла 5-7 градусов в малой авиации, а в некоторых более крупных самолетах она может означать подъем носа самолета до 15 градусов.
    • Управляя большим коммерческим самолетом, активируйте обратную тягу, если она у него есть. На самолетах типа Boeing за дросселем есть бары. Потяните за них и тяга будет направлена вперед, что поможет остановить самолет. Если ничего не помогает, потяните за дроссель быстро, насколько это возможно.
    • Уменьшите мощность до холостого хода, потянув дроссель на себя, пока не увидите знак с надписью "не работает". Этот черный рычаг обычно располагается между пилотом и вторым пилотом.
    • Осторожно нажимайте на тормоза на педаль сверху . Используйте достаточно давления, чтобы остановить самолет без заноса. Сами педали используются для того, чтобы направить самолет к земле, так что не нужно их использовать, если самолет не отклоняясь от взлетно-посадочной полосы.
  4. Поздравьте себя. Как только пилоту без сознания окажут первую помощь, можете, наконец, расслабиться. Идите вперед, вы заслужили это! И если вы можете остановиться, чтобы посмотреть на другой самолет, не говоря уже о том, чтобы попасть снова на один из них, вы просто можете быть обладателем "правильного материала" и рассмотреть вопрос о курсах у сертифицированного инструктора. С другой стороны, может быть и нет. Просто напишите книгу об этом.

Для среднестатистического пассажира успешная посадка самолета в аэропорту — это конец путешествия. Но мало кто задумывается, что подготовка к этому начинается задолго до соприкосновения шасси с полосой. посадки колеблется в районе 200 км/час. Самолет проходит несколько этапов, касается полосы (в этот момент, как правило, за самолетом взлетает облако пыли), затем гасит скорость по специальныму алгоритму и останавливается.

Для успешного завершения полета требуется слаженная работа обоих пилотов (капитан и второй пилот) и нескольких авиационных диспетчеров. Если в одном из звеньев происходит сбой — результат, чаще всего, один. По статистике взлет и посадка самолета — это два самых опасных момента любого полета.

Выключите мобильные телефоны

В суперсовременных авиалайнерах этой фразы, может, и не услышишь, но в большинстве самолетов это требование должно выполняться неукоснительно. Правила безопасности полетов, с которыми вы соглашаетесь, вступая на борт, требуют выполнения этого пункта во избежания помех для работы приборов, которых в современном пассажирском лайнере более сотни. Конечно, с повсеместной компьютеризацией вроде бы число приборов и уменьшилось, за всем следит один бортовой компьютер, но, например, данные о высоте этот компьютер получает с альтиметра, расположенного на панели перед членом экипажа, сидящим слева. Если говорить о других параметрах полета, то датчиков, с которыми сверяется компьютер, не стало меньше, скорее, наоборот.

Вот так выглядит кабина пилотов в лайнере Боинг 777. Экраны (у каждого из пилотов свой) и управление находятся на горизонтальной панели между пилотами. Экраны независимы — каждый пилот может просматривать и настраивать нужную в данный момент информацию. Посадка самолета производится по приборам, имеющим отдельные экраны перед штурвалом, но в новых аэропортах компьютер на борту способен сам взаимодействовать с оборудованием полосы.

Верните шторки в исходное положение (открытое)

Просьба поднятия шторок имеет под собой особенности конструкции современного лайнера. Пилоты, сидя в кабине, могут оценивать ситуацию в полете по показаниям компьютера, но какую-то внештатную ситуацию компьютер или датчик покажет далеко не сразу. Но ни они, ни компьютер не способны увидеть, что происходит с крыльями. Утечку топлива приборы зафиксируют, но где именно она происходит - прибор сказать не способен. И если посадка самолета будет происходить внештатно, стюардессы, имея картинку за бортом, сумеют предупредить пилота, а через него наземные службы.

О чем компании не скажут

Есть несколько правил, о которых вам не скажет компания, но знать их стоит. Каждая компания входит в какую-то группу, и иногда пользование самолетами одной группы (или просто компании) поможет сэкономить на билетах — программу лояльности ценят все авиаперевозчики. Отправляясь в полет, стоит проверить отзывы о компании и то, как она проводит эту программу.

Всегда рекомендуется иметь при себе сосательные конфеты. Взлет и посадка самолета связаны с быстрым набором или потерей высоты, и хотя сейчас существуют системы, позволяющие компенсировать изменение давления за бортом, у пассажиров может отмечаться заложенность в ушах и другие не очень приятные ощущения. Если вы путешествуете с маленьким ребенком — рекомендуется захватить ему книжку-раскраску.

Если вы летите впервые, стоит вспомнить о туалете. Им можно пользоваться на стоянках или в полете. Но когда начинается посадка самолета — стюардесса обязана его закрыть.

О том, как будете добираться от аэропорта до места проживания, тоже стоит поинтересоваться заранее. Служащие компании об этом знают, но в 9 из 10 случаев вам подскажут самый «дорогой» способ. Если же вы летите в туристическую поездку, задайте этот вопрос агенту. Доставка до места проживания часто включается в стоимость путевки.

Внештатные ситуации

В каждом полете могут возникнуть ситуации, для разрешения которых потребуется экстренная посадка самолета на ближайшем аэродроме. В большинстве случаев особых действий от пассажира не требуется.

Самолет сел на брюхо в результате проблем с шасси. В таких случаях рекомендуется:

  • быстро покинуть самолет;
  • не отходить от самолета далеко, чтобы спасательные бригады смогли вас найти;
  • убрать столик, и по указанию бортпроводников принять позу для аварийной посадки.

Такая ситуация может никогда с вами не произойти, но поговорку «предупрежден = вооружен» еще никто не отменял.

Заключение

Заключительный этап полета — это посадка самолета. И если среднестатистический пассажир сидит до полной остановки самолета в конце ВПП, то для сопровождающих рейс и обслуживающего персонала на земле наступает авральная пора. Самолет нужно заправить, почистить и отправить в новый полет как можно скорее.

22 ноября 1968 года пассажирский самолёт DC-8 Японских авиалиний (Japan Airlines), регистрационный номер JA8032, позывной Shiga, КВС – Кохэй Асо, вылетевший из Токио в Сан-Франциско, в условиях низкой облачности совершил аварийную посадку, приводнившись в полукилометре от американского побережья. Никто из 96 пассажиров и 11 членов экипажа во время аварии не пострадал.

17 июля 1972 года самолёт Ту-134, борт СССР-65607 Министерства авиапромышленности, выполнял испытательный полёт. КВС – Вячеслав Кузьменко. Во время полёта в зоне ожидания выключились топливные насосы обоих двигателей. Двигатели остановились. Сравнительно малая высота и израсходованный заряд аккумуляторов не позволили запустить их в полёте. Самолёт совершил приводнение на акваторию Икшинского водохранилища, в районе деревни Большая Чёрная. В результате приводнения самолёт не разрушился и никто из 5 членов экипажа серьёзно не пострадал.

2 июня 1976 года , днём, в простых метеоусловиях, при заходе на посадку в аэропорту Жуляны произвёл вынужденную посадку вне аэродрома самолёт Як-40, бортовой номер СССР-87541 Литовского управления гражданской авиации, выполнявший рейс Каунас – Киев. КВС – Штилюс В.С. На высоте 700 метров, получив указание диспетчера занять высоту 400 метров, командир корабля дал команду бортмеханику Синкявичусу установить режим двигателям «малый газ» и приступил к снижению. В это время произошла одновременная остановка трёх двигателей. Попытка экипажа запустить двигатели в полёте результатов не дала. Экипаж принял решение садиться на воду Днепра. Но до реки самолёт не дотянул. Командир воздушного судна произвёл вынужденную посадку с убранным шасси на болотистом мелководье в местности Осокорки, которая сейчас является спальным районом Киева, а тогда была пустырём. Самолёт получил незначительные повреждения. Экипаж и пассажиры не пострадали.

8 августа 1988 года военно-транспортный самолёт Ан-12 (535-й ОСАП, Ростов-на-Дону) выполнял задачу по перевозке личного состава с аэродрома Батайск на аэродром Ейск после проведения партсобрания в Батайске. В полёте бортмеханик переключил подачу топлива от напольных баков, которые были заправлены давно и не использовались. Керосин в них отстоялся и содержал воду. На предпосадочной прямой в 3–4 километрах от взлётно-посадочной полосы все четыре мотора поочерёдно заглохли. Экипаж попытался совершить вынужденную посадку в лимане Азовского моря на мелководье. Самолёт стойками выпущенных шасси задел воду и клюнул носом. При ударе о воду и дно фюзеляж раскололся и частично погрузился в воду. Грузовой отсек, где находилось большинство пассажиров, заполнило водой, перемешанной с керосином. Это был самолёт-лаборатория, не приспособленный для перевозки людей. Внутри салона стояло оборудование, которое сорвало при ударе, что стало главной причиной гибели людей. В этой авиакатастрофе погибли 24 человека.

23 ноября 1996 года самолёт «Боинг-767», принадлежавший эфиопской авиакомпании Ethiopian Airlines и выполнявший рейс № 961, вылетел из Аддис-Абебы в Абиджан, с остановками в Найроби, Браззавиле и Лагосе. Вскоре после входа в воздушное пространство Кении трое террористов захватили самолёт и потребовали взять курс на Австралию. На подходе к Коморским островам у самолёта закончилось топливо, и экипаж попытался произвести посадку на воду в неглубоком тихом прибрежье в 500 метрах от пляжа Ле Галава. Самолёт зацепил воду левым крылом, перевернулся и разрушился прямо в воде. Из 175 человек на борту погибли 125, включая террористов.

15 января 2009 года самолёт «Аэробус-A320» авиакомпании US Airways, выполнявший рейс № 1549 из Нью-Йорка в Сиэтл с промежуточной остановкой в Шарлотт (Северная Каролина), КВС – Чесли Салленбергер, со 150 пассажирами на борту, совершил аварийную посадку на воду реки Гудзон в Нью-Йорке. При взлёте отказали оба двигателя. Все находившиеся на борту выжили. Пятеро человек получили серьёзные травмы (больше всех пострадала бортпроводница) и семьдесят восемь – незначительные.

Ровно 55 лет назад, 21 августа 1963 года, пассажирский самолет, летевший из Таллина в Москву, совершил аварийную посадку на Неву. Ту-124 приземлился на воду неподалеку от Александро-Невской лавры. Это единственный случай в российской авиации, когда при посадке пассажирского самолета на воду никто не погиб.

Как экипажу Ту-124 удалось избежать жертв, почему этот случай сравнивают с «Чудом на Гудзоне» в США и в чем сложность посадки самолета на воду? «Бумага» поговорила с авиажурналистом Андреем Меньшениным.

- Посадка Ту-124 на Неву - это уникальный случай в истории авиации?

В истории российской авиации это единственный случай успешного приводнения (посадки на воду - прим. «Бумаги» ) с пассажирами на борту, когда никто не погиб. В мировой истории таких случаев тоже очень мало, самый известный был в 2009 году в Нью-Йорке, когда самолет сел на воду реки Гудзон. Про это сняли фильм «Чудо на Гудзоне». Подавляющее большинство попыток приводнения оканчивается неудачно - как правило, с жертвами.

- Во многих публикациях СМИ сравнивают историю Ту-124 с «Чудом на Гудзоне ». Насколько эти два случая действительно похожи?

Оба случая подходят под описание «реактивный самолет с пассажирами на борту недалеко от центра густонаселенного города вынужден совершить посадку на реку». Но, конечно, важны детали. В нью-йоркском случае причина отказа двигателя была очевидна: самолет врезался в стаю птиц. Роль экипажа ясна: выполняли полет по процедуре, столкнулись с нештатной ситуацией, выполнили комплекс процедур для ее решения, вышли за пределы этого комплекса с успешным результатом.

В случае с Ту-124 до конца все-таки непонятно, что случилось. Выполняли полет по стандартным инструкциям, столкнулись с нештатной ситуацией (заклинило переднюю опору шасси - прим. «Бумаги» ), потом что-то произошло, и экипаж оказался в самолете без двигателей над густонаселенным городом.

Приводнение ТУ-124 на Неву. Фото: Юрий Туйск

- Есть ли вообще возможность посадить самолет с заклинившим шасси?

Отказ шасси не является однозначной предпосылкой к катастрофе, хотя и увеличивает ее вероятность. В современной гражданской авиации большинство вынужденных приземлений с убранными шасси заканчиваются без жертв. У экипажа Ту-124 было много шансов завершить полет благополучно.

- Почему им пришлось садиться на воду?

Здесь нужно отметить два фактора. Если бы они не совпали, самолет бы сел на Шоссейной (старое название аэропорта Пулково - прим. «Бумаги» ), пусть и с заклинившим шасси. Во-первых, самолет вырабатывал топливо (чтобы уменьшить вероятность возможного пожара при посадке - прим. «Бумаги» ) на малой высоте - 500 м. Чем меньше высота, тем больше топлива самолет потребляет и тем меньше нужно времени, чтобы его выработать.

Во-вторых, самолет остался без топлива. Почему оно закончилось, до конца не ясно. По одной версии, в Ту-124 барахлили датчики, показывая топливо, которого на самом деле не было. По другой, пилоты просто прозевали момент, когда закончилось топливо, пытаясь поправить заклинившую стойку шасси. Еще одна версия: якобы при определенных ситуациях в топливной системе Ту-124 возникает некая воздушная воронка, которая мешает топливу поступать в двигатель. Для меня это, конечно, звучит сомнительно. С другой стороны, в Ту-124 могли быть какие-то конструктивные недостатки, поскольку тогда была самая заря реактивной авиации. В современных самолетах все эти опыты учтены: крыло разделено внутри на отсеки и можно из любого из них перекачать топливо так, как тебе надо.

Если исключить хотя бы один из этих факторов, то самолет мог бы долететь до аэропорта. Имея больший запас высоты - например, в несколько километров, - он мог бы спланировать без двигателей до Шоссейной. Таких успешных случаев в истории авиации намного больше, чем случаев успешного приводнения. Но 500 м - слишком маленький запас высоты. Им хватило, только чтобы долететь до Невы.

Реконструкция посадки Ту-124

- Почему так сложно посадить самолет на воду?

На больших скоростях свойства воды по упругости близки к бетону. Но дело в том, что, в отличие от подготовленной посадочной полосы аэродрома, поверхность воды - неровная. Из-за волн конструкция самолета просто разрушается. Сухопутный самолет не предназначен для таких нагрузок.

- Как пилотам удалось все-таки посадить самолет без жертв?

Каждый из случаев успешного приводнения рассматривается как результат огромного везения. В данном случае было несколько факторов. Во-первых, посадку производил второй пилот (Василий Чеченев - прим. «Бумаги» ), у которого был опыт полетов на гидросамолетах. Он владел методикой приводнения. Это было одним из факторов везения.

Вторым фактором было то, что, по-видимому, на Неве практически не было волн. Третье: когда самолет был в воде, мимо проходил буксир, который сразу же вытащил его на берег. Теоретически можно было бы выбраться из самолета, но в этом случае наверняка была бы паника и люди не знали бы, что делать.

- Как происходила посадка? Самолет падал?

Нет. Для каждого самолета есть руководство по эксплуатации, где в разделе о нештатных ситуациях написано, какую скорость и тангаж (угловое движение относительно главной поперечной оси инерции - прим. «Бумаги» ) нужно выдерживать для оптимального снижения.

В чем реально заслуга экипажа: когда они уже оказались в этой патовой ситуации, за считанные секунды успели принять решение. Эти секунды очень важны. Пилоты смогли оценить обстановку и договориться, что делать.

Если вспомнить экранизацию «Чуда на Гудзоне», то основная претензия к Салли (пилоту Чесли Салленбергеру - прим. «Бумаги» ) была в том, что ему хватило бы времени долететь до аэродрома, если бы он начал маневр, как только отказали двигатели. Но пока экипаж принимал решение, секунды утекали. В конце концов у них уже не было выбора - только садиться на реку.

В нескольких публикациях о посадке Ту-124 на Неву упоминается, что самолет, по воспоминаниям очевидцев, летел прямо на Исаакиевский собор. Если бы он не сел на Неву, то какие последствия могли бы быть?

Самолет мог упасть на землю, на жилые дома. Можно предположить, какая бы была катастрофа, с каким количеством жертв. Достаточно вспомнить, например, катастрофу в Иркутске 1997 года (самолет упал на жилые дома, погибло 72 человека - прим. «Бумаги» ).

Экипаж ТУ-124. Крайний справа - второй пилот Василий Чеченев, рядом с ним - командир воздушного корабля Виктор Мостовой

- После этой катастрофы продолжили выпускать Ту-124?

Да, они много где летали. Сейчас, конечно же, его не эксплуатируют.

- Разрешены ли сейчас полеты над Петербургом?

В Петербурге есть зоны ограничения полетов, есть зоны запрета полетов. При этом каждая из них открывается для определенных категорий воздушных судов. Но если, например, нужно долететь из Пулкова до Петропавловской крепости, то самолет полетит не над городом, а над Финским заливом.

В центре города - в зоне запрета полетов - можно летать только госавиации и санитарной авиации, то есть полиции, спасателям и президенту. По большей части это, конечно, вертолеты. Пассажирские лайнеры в центр вообще не залетают. Если самолет идет при посадке на второй круг, то траектория пройдет в облет всего города - вдоль КАД и ЗСД.