Лучше дать удочку чем рыбу. Если хочешь помочь голодному, дай ему не рыбу, дай удочку

    Даже сочувственный взгляд. А равнодушие убивает. Есть пословица: "Лучше подарить удочку, чем рыбу ". Удочка хороша, но если поблизости нет реки или...
    ... или человек не умеет ловить рыбу, то что тогда? На мой взгляд, иногда, чтобы добраться до...
    ... до реки, тоже нужны силы и рыба тоже не помешает. А потом уже пригодится и удочка. "Милосердие...

    В местечке Цзан царь Вэнь-ван повстречал необычного рыбака, который удил рыбу удочкой, но так, словно и не удил вовсе: он просто держал удочку в руке, как будто не замечая её. Вэнь-ван хотел...

    Дали даже не рыбу - рыбёшку, вместо того, чтобы научить рыбу ловить. Всегда есть разные пути. Можно научить человека быть сильным...

    Что получится, если таким образом посмотреть на известную притчу про рыбу и удочку? Получится что жестокий человек не дал страждущему рыбу...
    ... рыбу! :)) Ценность притч, и этого сайта, на мой взгляд, в том...

    И считали, что они тем самым человеку помогли (притчу про рыбу и удочку надеюсь помните), а потому люди хорошие и духовные...

    Некий благочестивый епископ видел во сне одного юношу, который ловил рыбу из студёной воды золотой удочкой с серебряным удилищем. И этой удочкой извлёк юноша из воды женщину некую благочинную. Этот...
    ... что душа той женщины молитвою сына от муки избавлена: золотой удочкой - Господней молитвой «Отче наш», а серебряным удилищем - псалмом 50 «Помилуй...

    Однажды встретил сытый голодного и спрашивает: - Брат, что с тобой случилось? - Я не ел целую неделю, - ответил человек. - Расскажи, как ты дошёл до этого? - Я был таким глупым, что хотел разбогатеть...
    ... то мудрая мысль о том, что лучшая помощь - дать человеку удочку и научить ловить рыбу, чем ежедневно кормить его. Так он...
    ... он и сделал - пошёл и купил самую дорогую удочку и начал учить беднягу ловить рыбу. К вечеру они так...
    ... к тому водоёму, чтобы читать им проповеди и учить ловить рыбу. Но мало кто шёл к нему в обучение, ибо большинство...

    Сын правителя удела Жэнь сделал огромный крючок и толстую чёрную лесу, наживил для приманки пять десятков бычков, уселся на горе Куйцзи и забросил свою удочку в Восточное море. Так удил он день за...
    ... днём, но за целый год не поймал ни одной рыбы. Наконец какая-то гигантская рыба заглотнула приманку, утащила крючок на...
    ... твари были напуганы громом, словно исторгнутым божественными силами. Поймав эту рыбу, царевич Жэнь разрезал её, высушил и накормил всех, кто жил...
    ... Если, взяв бамбуковую палку и тонкую леску, ходить на ловлю рыбы к придорожной канаве, добудешь не гигантскую рыбу, а разве что...

    Удочку в пруд и выловил немного рыбы, смыслит больше того, кто даже всю жизнь изучает рыболовство, но...

    Однажды вечером Учитель гулял по берегу реки и увидел старика, который сидел с удочкой и смотрел на поплавок. Учитель около часа простоял позади старика и заметил, что тот за это время не выловил ни...
    ... одной рыбы. Старик обернулся и с интересом посмотрел на Учителя: - Тебе не...
    ... раз, и для этого ни к чему сидеть тут с удочкой! Учитель задумался ещё на какое-то время и предположил: - Скука...
    ... за это время старик так и не вытащил ни одной рыбы. Учитель пожал плечами и тихо сказал: - Ты ловишь рыбу?! И...

    Цзян Цзыя, прозванный также Цзян Таньгуном, покинул столицу и поселился на берегу реки Вэй, большом притоке реки Хуанхэ. Эта местность находилась под властью Цзи Чана из рода Чжоу, противника...
    ... советниках. Чтобы привлечь внимание Цзи Чана, Цзян Цзыя начал удить рыбу в реке Вэй. Но он удил совершенно необычным образом. Его...
    ... держал крючок на расстоянии добрых трёх футов от воды, поднимал удочку высоко в небо и громко произносил фразу: « Рыба, которой надоело...
    ... должна сама ухватиться за крючок». Об этом редкостном методе ловли рыбы вскоре услыхал Цзи Чан. Он нашёл, что этот рыбак - забавный...

    Понимать. Тот кто изучает рыболовство, может не заниматься удочками - он из офиса может управлять ловом рыбы кораблями с тралами...

    Однажды два мужика из деревни собрались на рыбалку. Дело было летом. День жаркий, солнечный. Сели они на плот, добрались до середины озера и закинули удочки. Сидят, ждут, когда клюнет. Жарко. ...
    ... удят. Уже и удить стало невмоготу. А как ещё плеснёт рыбка по воде, так они только пересохшие губы облизывают. - Пить! - снова...
    ... рту пересохло, язык не ворочается. - Теперь, - говорит первый, - мне и рыбы не надо, только бы глоток воды найти. А второй лишь...

    И так уже не один раз было!) "Нет смысла давать рыбу. Надо давать удочку." Вы думаете они сами себе не смогут...

    Детей - это в любом случае нелегко. Есть пословица: "Лучше подарить удочку, чем рыбу ". С другой стороны, не всегда у человека есть...
    ... есть силы, чтобы с удочкой дойти до реки. Плыть по течению в тысячу раз легче...

Притча об удочке

Сидит голодный человек на берегу реки. Добрый рыбак даёт ему рыбу. Бедный радуется, но тут появляется либерал и со словами «Да что вы делаете! Голодному надо дать не рыбу, а удочку!» рыбу отнимает и засовывает себе в ведёрочко. Бедный дёргается, порываясь вернуть свой ужин. Но либерал, ослепительно улыбаясь, достаёт из кармана складную пластиковую удочку, и торжественно вручает её голодному, со словами «За какую-то несчастную рыбу ты получил прекрасное орудие труда! Теперь ты сможешь поймать много-много рыбы, кормить себя и семью, а там, глядишь, и выбьешься в люди… Главное - трудись больше, вставай раненько, сиди долгенько… хе-хе».

Голодный берёт удочку, садится на берегу. Сидит час, другой. Сидит сутки. Никакой рыбы и в помине нет. Напрягая память, соображает, что удочка-то без лески.

На следующий день либерал появляется снова. Голодный бросается к нему и кричит что-то насчёт лески. Либерал пожимает плечами: «Вообще-то твоя дурацкая рыба не стоила и половины моей замечательной удочки. Но… ладно.» Вытаскивает из кармана леску и вручает её голодному с удочкой. «Учти: бесплатных ланчей не бывает. Леска по коммерческой цене. С тебя десять рыбин. Не выловишь - приду с судебным приставом. Но не ссы, десять рыбин - не такая уж большая цена… хе-хе». Голодный соображает, что десять рыбин и в самом деле не бог весть что, радостно привязывает к удочке леску и садится на берегу.

Час. Два. Три. День прошёл. Рыба не ловится.

Вечером мимо бедолаги проходит тот добрый рыбак, который когда-то дал ему рыбу. Внимательно смотрит на голодного с удочкой. Потом спрашивает а не забыл ли он привязать крючок.

На следующий день появляется либерал в сопровождении судебного пристава. Голодающий кричит, что его обманули, и что без крючка рыба не ловится. Либерал и пристав делают каменные морды и оформляют дело по закону. Наконец, либерал, дождавшись, пока пристав отойдёт в сторонку, шепчет на ухо отчаявшемуся голодному: «Ладно уж… жаль мне тебя, дурака… Если подпишешь вот эти бумажечки - будет тебе крючок… хе-хе». Бедолага, которому уже нечего терять, да и голод не тётка, не глядя подписывает всё, что ему дали, и получает вожделенный крючок.

Завтра к берегу подъедет машина с зарешетченными окошками. Бедолагу, скорчившегося на берегу, легонько возьмут под микитки два здоровенных чечена и потащат в машину. Тот не сопротивляется: ему уже всё равно. Сыто щёлкнут наручники. Голодного кинут мордой вперёд в кузов, где уже лежат вповалку несколько таких же, как он. Со словами «ужинать будешь в зиндане» дверь захлопнется.

Либерал подбирает брошенную удочку, аккуратно отцепляет крючок от лески, а леску от удилища. Складывает удилище, рассовывает всё хозяйство по карманам. Утирает пот со лба. Смотрит на часы: скоро надо будет идти в клуб рыболовов. Где он наденет белые перчатки и запон, послушает проповедь Великого Мастера, поужинает в кругу братьев…

И, конечно, вознесёт хвалу величайшей из богинь мира сего. Знание тайн её составляет главное в рыболовецком деле - неважно, ловишь ли ты рыб хвостатых или двуногих.

Её Высочеству Наживке .

Из книги Символический обмен и смерть автора Бодрийар Жан

ПРИТЧА «- Ах, ну почему существуют два пола? - Что же тебе не нравится? Тебе бы хотелось, чтобы их было двенадцать или один?» Современный роман Разброс значений можно и увеличить: почему не нулевое или бесконечное число полов? Вопрос о «цифрах» здесь бессмыслен (в то

Из книги Притчи автора Крылов Константин Анатольевич

Притча об ангелах 28 декабря, 2008Был некий мудрец из земли Уц, что в стране Нод, мудрый из мудрых. Познал он всё, что может познать посвящённый: действие стихий, и движение звёзд, природу живых существ и тайны недр. Заглядывал он и за завесу времён, и видел сиянье Начала, и

Из книги Тень дракона. Дневник ученицы мага автора Сумирэ Нина

Притча о справедливости 31 декабря, 2007Давным-давно, но всё же во времена не столь отдалённые (ибо все времена похожи, просто не все об этом догадываются) в земле Уц, что в стране Нод, жил праведник. Во всякой земле временами появляются праведники, даже в стране Нод, совершенно

Из книги Жемчужины мудрости: притчи, истории, наставления автора Евтихов Олег Владимирович

Притча о желаниях 27 декабря, 2007Как известно всякому любознательному посвящённому Третьего Круга, единственный действующий Храм Тьмы находился в земле Уц, что в стране Нод, - ну а где сейчас находится страна Нод, известно даже посвящённым Второго Круга, так что не будем

Из книги Занимательная философия [Учебное пособие] автора Балашов Лев Евдокимович

Притча о дарованиях 22 декабря, 2010Однажды царь Голконды плыл через великую реку в лодке. С ним был художник, которого царь вёз во дворец, чтобы тот нарисовал его портрет. Из жалости царь взял с собой трёх бедолаг, которые просились в лодку. Один был пьяница с опухшим лицом,

Из книги автора

Притча об эльфах 15 февраля, 20101.Полководец Элберет Высокий поднял меч, полыхнувший зелёным пламенем.Войско ответило дружным рёвом.- Высокородные эльфы! - закричал Элберет, выше вздымая меч. - Сегодня - день величайшей битвы в истории Средиземья! Мы сокрушим проклятых

Из книги автора

Притча о големе 12 июля, 2006В пражском гетто жило множество раввинов, сведущих в Каббале. Некоторые говорят, что их было тринадцать, некоторые - что двадцать четыре, а некоторые даже считают, что мудрецов было целых девяноста девять. Трудно сказать, кто прав, потому что все

Из книги автора

Притча об антисемитизме 29 июня, 2003Типа, притча. Об антисемитизме.Было то в тридевятом царстве, в тридесятом государстве, вельми православном. Однако ж, и там были евреи, ибо где их нет?И вот, собрался как-то некий еврей обратиться в Святое Православие, трудно сказать почему.

Из книги автора

Притча о родителях Одному юноше не везло в Любви. Все как-то попадались девушки ему «не те» в жизни. Одних он считал некрасивыми, других – глупыми, третьих – сварливыми. Устав от поисков идеала, юноша решил обратиться за мудрым советом к Шаману.Внимательно выслушав

Из книги автора

Притча о Марии Однажды Божественная Мария решила спуститься на Землю, чтобы пообщаться с людьми и чем-нибудь помочь им в дружеской беседе.Она появилась у сельской дороги. Под кроной могучего дуба сидело четыре молодых человека лет тридцати. Их глаза были мечтательно

Из книги автора

УТКИ Суфийская притча Один путешественник подошел к Насреддину, сидевшему на берегу речки, и спросил, можно ли перейти ее вброд. Тот заверил его, что можно. Однако, не дойдя и до середины, путешественник понял, что его голова вот-вот окажется под водой, и ему пришлось

Из книги автора

ВИНОГРАД Суфийская притча Однажды мулле сказали:– Никогда не ешьте пищи, посланной вам в дар, если не знаете пославшего.– Ну, в таком случае она пропадет, – возразил мулла.– Тогда, прежде чем есть, надо проверить пищу, например, дайте ее попробовать коту. Если кот

Из книги автора

КРАЙНОСТИ Восточная притча Старец упрекал молодого монаха:– В твоем возрасте я работал по десять часов в день, а еще десять проводил в молитве.Молодой монах отвечал:– Я восхищаюсь твоим юношеским рвением, отче, но еще больше меня восхищает твоя зрелость, благодаря

Из книги автора

СУДЬБА Восточная притча Кто-то спросил Учителя, что такое судьба. Учитель ответил: «То, что ты часто называешь «судьбой», в действительности является предположением. Ты просто предполагаешь, что должно произойти что-то плохое или хорошее. А вот то, что случается в

Из книги автора

ИМЯ ОБЯЗЫВАЕТ Греческая притча Однажды Александр Македонский заметил среди своих воинов человека по имени Александр, который во время сражений постоянно обращался в бегство. И он сказал ему:– Прошу тебя, либо преодолей трусость, либо измени свое имя, дабы сходство наших

Из книги автора

Притча о надежде В одной книге приводится мудрая притча о надежде. Ее рассказал Александр Жебровский, один из героев-моряков, выдержавших 82-дневное вынужденное плавание на небольшом катере в океане. Вот как передает этот рассказ писатель Л. Наумов:“- А кто из вас, ребята,

И про те мысли, которые он у меня вызвал.

Вебинар, на мой взгляд, стал для многих контрастным душем. И это хорошо.

Меня в этом вебинаре больше всего повеселил разрыв между уровнем вопросов и уровнем ответов. Я на своей шкуре знаю, как нелегко давать вежливые и корректные ответы на вопросы, заданные с другого уровня... нет, не «знания» и не «понимания». С другого уровня умственной лени.

Есть всем известная притча про рыбу и удочку:

«Дай голодному рыбу - и ты накормишь его на один день.
Дай ему удочку, научи его ловить рыбу - и ты накормишь его на всю жизнь»
.

Почему-то эта притча описывает процесс принятия решения с позиции того, у кого уже есть и много рыбы, и много удочек. С позиции сытого. С позиции человека, который уже состоялся, и теперь может сам решать, кому давать рыбу, а кому - удочки.

Меня давно интересует вопрос: а почему эта притча обращена не к тем, кому она гораздо нужнее – к голодным?

Почему одни люди становятся сытыми, а другие вечно остаются голодными?

Да потому что одни люди из раза в раз выбирают рыбу. А другие люди из раза в раз выбирают удочку.

И то, и другое сейчас всем доступно. Легко доступно. И даже зачастую бесплатно доступно.


Это выбор регулярно делаете вы сами, а вовсе не кто-то другой за вас.

Но одни люди привыкли из раза в раз выбирать удочку. Поэтому они давно и постоянно сытые. И теперь сами принимают решения, кому что давать, а кому чего не давать.

А другие люди привыкли регулярно выбирать рыбу. Поэтому они остаются голодными, а сытыми становятся лишь тогда, когда их накормит кто-то из умеющих владеть удочкой.

Какое отношение это все имеет к прошедшему вебинару?

Вопросы вроде «покупать ли золото?» и «продавать ли Норникель?» - это вопросы глупых, бедных и голодных. Точнее так: глупых, и ПОТОМУ бедных и голодных.

У слушателей вебинара была возможность задать любые вопросы. Но они задавали... те, которые задавали.

Ну что ж, каждому воздастся по вопросам его. По уровню его интеллектуального любопытства или, напротив, его интеллектуальной лени.

Если вы чего-то пока не знаете, это не позорно. Позорно настолько гипертрофировать свои мозги, чтобы и не стремиться узнать. Позорно изо дня в день выбирать рыбу, а не удочку. Позорно стремиться к готовым ответам вместо стремления к пониманию, как эти ответы находить самому.

До тех пор, пока вы продолжаете ставить вопросы «ЧТО ДЕЛАТЬ?» (продавать ли золото? покупать ли норникель?), а не «ПОЧЕМУ?» и не «КАК УЗНАТЬ, ЧТО ДЕЛАТЬ?», вы ничему не научитесь.

Думаю, у многих сейчас в голове мелькнула мысль: «Ну и ладно, что не научусь. Зато заработаю».

На самом деле, и не заработаете тоже. Или заработаете немного несколько раз, а потом быстро потеряете заработанное, когда Олег (или какой-то другой гуру, по чьим рекомендациям вы торгуете) в очередной раз надолго уедет в новое путешествие и пропадет из вашего поля зрения, а вы останетесь без его советов.

Ведь без него вы не в состоянии сами решить, что и когда покупать, а что и когда продавать.

Почему-то в заголовке «советы самостоятельным пенсионерам» (это регулярная рубрика сайта «вОкруг-да-ОкОлО» , если кто не в курсе), никто не хочет обращать внимание на слово «самостоятельные».

Не пойдут вам впрок «советы самостоятельным пенсионерам», до тех пор, пока вы не научитесь не просто торговать по чужим подсказкам, а думать и принимать решения.

СА-МО-СТО-Я-ТЕЛЬ-НО.

Древняя китайская пословица гласит: «Дайте человеку одну рыбу, и он получит пропитание на день, научите его ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь» .

Другими словами, эта история повествует о следующем. Один человек подошел к рыбаку и умолял его дать ему рыбу. Старый рыбак в ответ промолвил: «Вместо того, чтобы дать тебе рыбу и пропитание на один раз, не лучше было бы, если бы я показал тебе, как рыбачить? Тогда ты смог бы прокормить себя» . Однако человек ответил, что его не интересует процесс обучения ловле рыбы. Голод, разгулявшийся в его желудке, подавил жажду знаний.

Эту же историю можно рассказать еще и по-другому. Это произошло у великой реки, когда огромное дерево упало в стремительные воды. Дерево было таким большим, что человек мог пройти по нему и рыбачить, чтобы добыть себе пропитание. Однажды, спустя некоторое время, великий мудрец решил сесть на это бревно, чтобы собрать свой рацион пищи на день.

Мудрец рыбачил довольно долго, и, наконец, поймал сказочно большую рыбу. С огромным удовлетворением он аккуратно положил ее рядом с собой на бревно. Это увидел молодой человек, проходивший мимо с женой и двумя детьми. Он осторожно приблизился к мудрецу и попросил рыбу, объяснив, что его семья нуждается в пище.

Старый мудрец с радостью предложил научить молодого человека, как поймать свою собственную рыбу, но сразу же получил упрек за такое предложение. Молодого человека не интересовало обучение мастерству. Он просто хотел получить немного пищи.

Старый мудрец остался твердым в своем решении предложить только обучение и отправил молодого человека восвояси. Между тем, он продолжал рыбачить и вскоре поймал рыбу еще больше прежней. Увидев это, молодой человек поспешил вернуться к бревну. Он умолял мудреца дать ему рыбу, ведь у мудреца, вне всякого сомнения, теперь ее было больше чем достаточно.

Мудрец смутился, думая, имеет ли смысл дать молодому человеку рыбу. В конце концов, у него теперь действительно было рыбы больше чем достаточно.

Пока мудрец раздумывал, какой же выбор сделать, на конце упавшего дерева появился свет. Вначале величие этого света напугало мудреца, ведь он только слышал о таких проявлениях из древних легенд, передаваемых учителями из поколения в поколение. Свет начал наполнять его энергией, какую ему никогда не доводилось ощущать прежде. Преисполненный благоговения, старый мудрец услышал низкий, звучный голос, обращающийся к нему. Свет говорил с ним с таким умиротворением и красотой, что мудрец сразу понял, что находится в присутствии великого и чудесного учителя.

И свет молвил.

«Старый мудрец, разреши мне выразить мысль. Если ты выберешь последовать ей, это изменит твою жизнь на все времена.

«Во-первых, вытащи из своего кармана точило, которое ты уже так давно носишь с собой. Пока мы говорим, начинай затачивать крючок, который ты привязал к своей лесе. Заточи крючок, как никто другой в этом мире. Сделай его таким острым, чтобы, когда рыба возьмет его в рот, она бы не почувствовала боли. Затем, когда будешь готов, помолись вместе со мною таким образом:

Я взываю к Творцу с просьбой помочь мне разыскать самую старую рыбу в реке, готовую покинуть это измерение, так как испытала все, что суждено было испытать. В этом Свете, укажи ей путь к моей лесе. Зная, что жизненный план рыбы завершен, и что я заточил мой крючок так хорошо, мы объединимся, чтобы выполнить наши путешествия.

Когда свет закончил говорить, мудрец закинул в воду свой только что заточенный крючок и через мгновение вытащил огромнейшую рыбу. Не дожидаясь, пока мудрец начнет праздновать новообретенную ясность, свет заговорил снова.

«Если ты посмотришь на берег, то найдешь более легкую лесу. Приделав крючок к более легкой лесе, ты сможешь закидывать его в более глубокие части реки и ловить рыбу еще больших размеров».

Старый мудрец сделал так, как предложил свет. Его усилия вновь были вознаграждены, и он вытянул из воды рыбу еще больше. А затем еще и еще.

Он думал, что уже достиг наилучших возможных результатов, но тут свет дал мудрецу еще одно наставление - сконцентрироваться на своем запястье. Сгибая запястье сильнее при забрасывании лесы, он смог бы отправить крючок еще дальше.

Вскоре куча рыбы стала такой большой, что мудрец почувствовал удовлетворение от своих достижений. Он отложил в сторону рыбу для еды на этот день, а остальную отпустил обратно в воду.

Затем мудрец вспомнил о молодом человеке, просившем у него рыбу. Он заметил его невдалеке на берегу, конечно же, подумав, что молодой человек опять будет просить у него рыбу.

К изумлению мудреца, молодой человек энергично затачивал свой собственный крючок.

Мораль

Мораль, друзья мои, заключается в том, что никогда не следует учить другого человека чему-либо, что он или она уже знает на некотором уровне. Вместо этого сосредоточьтесь на затачивании своего собственного крючка. Совершенствуя мастерство того, что вам уже известно, вы, вне всякого сомнения, улучшите мир на своем собственном пути.

Когда-то давно, жили два брата. Один был рыбак, ловил рыбу, продавал на рынке и хорошо жил. Второй брат был батрак. Много и тяжело работал, но никак не мог свести концы с концами. В конец изматавшись и видя невзгоды своей семьи, решился батрак пойти к своему брату рыбаку, попросить денег.

«Здраствуй брат, пришёл к тебе не от лёгкой жизни! Прошу тебя, помоги, ты же мой брат! Мои дети не ходят в школу, им не на что купить тетради и карандаши! Моя жена не может выйти из дома, потому что её одежда обветшала! Наша хижина вся покосилась и вот-вот рухнет! Мы три дня ничего не ели, а работы всё нет и нет!» – сказал батрак и заплакал. Сжалился рыбак, дал батраку рыбы и денег, чтобы тот смог поправить свои дела.

Прошло пару месяцев, и опять пришёл батрак к рыбаку с просьбой о помощи. И опять рыбак помог своему брату. В следующий раз, батрак пришёл уже через месяц, с мольбой о спасении. Но ответил ему рыбак:

«Давай, я подарю тебе удочку и научу тебя удить рыбу!»

Открытия:

Если нужна помощь – просигнализируй.

Когда наступает тот момент, когда пора «открыть» клетку? (Строится клетка).

Провокация: слон («я») приглашается в дом к тётушке (тоже в клетку). Проживание жизни в клетке «на своей шкуре». На самом деле это был только сон, хотя, возможно, вещий.

Черепаха (дочь), находясь в клетке тоже впадает в анабиоз как и слон в страшном сне. Что делать? – Разбудить, клетку убрать.

Как вывести из анабиоза? Возможно, дождаться весны. Свобода и ответственность.

Хвалить результат труда.

Миф про Психею.

Психея – в античной мифологии - простая смертная девушка, наделенная красотой, возлюбленная бога любви Эрота (Амура), которой было даровано бессмертие.

Ну, а теперь сама история по мотивам Апулея и его "Метаморфоз".

В некой стране жили царь и царица. У них было три дочери-красавицы, причем младшая - Психея - была настолько хороша, что превосходила прелестью саму Венеру.

Люди почитают ее, как саму Венеру, забросив старые святилища богини.

Венера досадовала на смертную красавицу и решила сурово ее покарать.

Справедливо вознегодовавшая Венера "сейчас же призвала к себе сына своего крылатого, крайне дерзкого мальчика, который, в злонравии своем общественным порядком пренебрегая, вооруженный стрелами и факелом, бегает ночью по чужим домам, расторгая везде супружества, и, безнаказанно совершая такие преступления, хорошего решительно ничего не делает. Его, от природной испорченности необузданного, возбуждает она еще и словами, ведет в тот город и... показывает" девушку, призывая сделать так, "чтобы Психея влюбилась в самого ничтожного из людей и всю жизнь была бы с ним несчастна". Амур полетел выполнять приказание матери, но все вышло не так, как хотела Венера. Увидев Психею, Амур был поражен ее красотой, и прекрасная царевна, о том не подозревая, уязвила любовью самого бога любви. Амур решил, что красавица должна стать его женой, и принялся отваживать от нее всех женихов.

Царь и царица недоумевали: две старшие дочери уже благополучно вышли замуж, а Психея, несмотря на свою красоту, все еще жила в родительском доме и к ней не посватался ни один жених.

Царь обратился к оракулу, и оракул объявил (разумеется, по наущению Амура), что царевне суждена необычная судьба.

Оракул сказал, что мужем ее станет не человек, а некто крылатый, палящий огнем, гроза богов и даже Стикса. Он повелел облачить Психею в свадебный наряд, отвести на высокую гору и оставить там в ожидании предназначенного ей неведомого супруга.

Долго горевали царь и царица, но не посмели ослушаться воли богов и исполнили все так, как велел оракул.

Несчастная Психея в свадебном наряде оказалась одна на вершине горы. В ужасе озиралась она вокруг, ожидая, что вот-вот появится какое-нибудь чудовище.

Но вдруг налетел легкий, ласковый ветерок-Зефир, подхватил Психею, перенес ее с неприютной скалы в зеленую долину и опустил на шелковистую траву.

Поблизости росла тенистая роща, а среди деревьев стоял беломраморный дворец. Видя, что пока с ней не произошло ничего дурного, царевна приободрилась и захотела рассмотреть дворец поближе. Двери сами собой распахнулись перед ней, и царевна, робея, вошла внутрь.

Никогда еще не доводилось Психее видеть подобной роскоши. Стены сияли золотом и серебром, потолок был сделан из слоновой кости, а пол, который она попирала ногами, выложен из драгоценных камней.

Неожиданно откуда-то послышался приветливый голос: "Здравствуй, царевна! Будь здесь хозяйкой".

Целый день гуляла Психея по дворцу, но так и не смогла обойти всех его комнат. Незримые слуги сопровождали царевну, исполняя всякое ее желание, едва она успевала о нем подумать.

Вечером, утомившись, Психея легла спать, и под покровом темноты к ней на ложе сошел Амур. Психея не видела, а лишь осязала своего неведомого супруга, но, тем не менее, горячо его полюбила. Утром, до того как рассвело, Амур удалился, чтобы снова прийти, когда стемнеет.

Амур, будучи не в силах видеть любимую жену в печали, сказал: "Я исполню твое желание. Повидайся с сестрами, но будь осторожна - они могут дать тебе дурной совет".

Он послал Зефиров за сестрами Психеи, и те доставили их на своих крыльях во дворец.

Придя в себя после путешествия по воздуху и увидев, что их младшая сестра жива и здорова, сестры очень обрадовались. Но когда Психея рассказала им, как она счастлива, провела по дворцу и показала свои богатства, в их сердцах проснулась зависть.

Когда же сестры стали расспрашивать ее о муже, простодушная Психея ответила, что муж ее добр и ласков, и, судя по всему, молод и хорош собой, хотя утверждать этого наверняка она не может, потому что он посещает ее только под покровом темноты.

Тут сестры исполнились еще большей зависти, поскольку у одной из них муж был стар и лыс, как тыква, а у другой - скрючен от ревматизма и постоянно мазался вонючей мазью.

Вернувшись домой, сестры даже не сказали родителям, что Психея жива, и составили коварный план, как погубить ее счастье.

Вскоре Психея снова захотела повидаться с сестрами, и они, как и в прошлый раз, на крыльях Зефиров прилетели к ней в гости.

Увидев Психею, сестры изобразили на своих лицах притворное горе и воскликнули: "О, несчастная! Твой муж - отвратительный и злобный змей. Здешние земледельцы не раз видели, как он переползает на брюхе через реку и скрывается в твоем дворце. Берегись! Однажды он ужалит тебя - и ты умрешь страшной смертью!" И обе они громко зарыдали.

Напуганная и сбитая с толку Психея спросила: "Что же мне делать?"

Сестры сказали: "Спрячь под постелью острый нож, и когда нынче ночью твой супруг придет к тебе, убей его".

Коварные сестры вернулись домой, оставив Психею в страхе и печали.

Поразмыслив, она усомнилась в словах сестер и решила, прежде чем убить мужа, взглянуть на него, чтобы убедиться, что он и вправду змей. Она наполнила маслом светильник и спрятала его возле постели.

Ночью Амур, как обычно, пришел на ложе Психеи. Когда он уснул, Психея потихоньку встала, зажгла светильник и, замирая от ужаса, взглянула на супруга. Каковы же были ее изумление и радость, когда вместо отвратительного змея она увидела златокудрого бога любви. Нечаянно уколовшись стрелой Амура, Психея воспылала еще большей любовью к богу, однако, рука Психеи дрогнула, светильник наклонился, и капля горячего масла упала на плечо спящего.

Амур тотчас же проснулся. Увидев Психею со светильником в руках, он воскликнул в гневе и горести:

"Ведь я, простодушнейшая Психея, вопреки повелению матери моей Венеры, приказавшей внушить тебе страсть к самому жалкому, последнему из смертных и обречь тебя убогому браку, сам предпочел прилететь к тебе в качестве возлюбленного. Я знаю, что поступил легкомысленно, но, знаменитый стрелок, я сам себя ранил своим же оружием и сделал тебя своей супругой для того, значит, чтобы ты сочла меня чудовищем и захотела бритвой отрезать мне голову за то, что в ней находятся эти влюбленные в тебя глаза. Я всегда то и дело убеждал тебя остерегаться, всегда дружески уговаривал. Почтенные советницы твои немедленно ответят мне за свою столь гибельную выдумку, тебя же я накажу только моим исчезновением", - сказал он, остановившись в саду, и улетел.

Несчастная Психея осталась одна, горько плача и проклиная свое легковерье.

Она попыталась утопиться, но река, не желая ссориться с богом любви, отринула ее тело. Увидев ее, заплаканную, изможденную, Пан посоветовал ей не убиваться, а молиться Купидону, и хотя такой совет был едва ли не абсурден, Психея решила во что бы то ни стало найти супруга.

Достигнув ближайшего города, в котором, царицей была ее сестра, Психея отправилась к ней и рассказала, что свет лампы открыл ей, что мужем ее был сам Купидон, но что он проснулся и выгнал ее, объявив, что предпочитает ее сестру (и Психея назвала имя). Восторженная сестрица тут же села на корабль, уплыла к тому утесу, откуда прежде Зефир переносил ее во дворец Купидона и, не дожидаясь ветра, спрыгнула с обрыва.

Тем временем Психея дошла до города, где жила ее вторая сестра и рассказала ей ту же историю, что и первой; и эта завистница точно так же разбилась. Так, переходила она из одного города в другой в поисках возлюбленного.

Амур тем временем прилетел в чертог своей матери Венеры. Обожженное плечо его сильно болело, он громко стонал и жаловался.

Расторопная чайка, узнавшая об этом, поспешила к Венере и рассказала ей о болезни сына и о том, что люди более не влюбляются и не женятся, что ругают за это бездельников Венеру и Амура. Не забыла чайка также упомянуть и Психею, которую Амур сделал своею возлюбленною вопреки приказу матери.

Венера разгневалась на сына, посмевшего без ее ведома взять в жены ту, которой она желала зла, но еще сильнее разгневалась богиня на Психею. Венера строго-настрого запретила богам и людям помогать несчастной, давать ей приют и утешение и принялась за поиски «беглой служанки».

Венера является к Юпитеру на колеснице, запряженной птицами, и требует предоставить ей Меркурия. Меркурий объявляет всюду, что тот, кто «вернет из бегов или сможет указать место, где скрывается беглянка, царская дочь, служанка Венеры, по имени Психея», получит в награду от Венеры «семь поцелуев сладостных и еще один самый медвяный с ласковым языка прикосновением».

Но Психея готова сама идти на поклон к свекрови, чтобы смягчить ее гнев и найти супруга.

Долго скиталась Психея, отвергнутая всеми, и наконец пришла к чертогу Венеры.

У ворот ее с бранью встречают Привычка, Забота и Уныние, бьют ее плетьми, Венера издевается над нею и отказывается признавать Психею невесткой, а себя бабушкой будущего ребенка. Она рвет на Психее платье, таскает ее за волосы и задает ей невыполнимые задания. Пообещав не позволить Психее родить, она перемешала рожь, ячмень, просо, мак, горох, чечевицу, бобы и велела Психее перебрать все это за день.

Психея заплакала, не решаясь даже приступить к этой бесконечной работе.

Однако над Психеей сжалились муравьи, и когда Венера вернулась с пира, работа была уже выполнена.

На следующее утро Венера приказала Психее принести клок шерсти с золоторунных баранов, что паслись на лугу. Девушка покорно пошла, но лишь для того, чтобы утопиться в ближайшей реке, по берегам которой рос тростник. Одна тростинка сжалилась над девушкой и сказала: "Психея, смотри, не приближайся в этот час к ужасным овцам: когда палит их солнечный зной, на них обычно нападает дикое бешенство... Когда же после полудня спадет солнечный жар и приятная речная прохлада стадо успокоит, тогда... ты найдешь золотую шерсть, застрявшую повсюду среди переплетенных ветвей, - стоит лишь потрясти листву соседних деревьев".

Психея послушалась совета, и принесла Венере целую охапку золотой шерсти.

Разгневанная богиня не замедлила дать следующее задание. На этот раз Психее необходимо было набрать в сосуд воды из источника, бьющего на вершине отвесной скалы. Когда Психея с хрустальным сосудом в руках стояла у подножия скалы и с отчаянием смотрела на неприступную вершину, мимо пролетал орел. Он подхватил хрустальный сосуд и, поднявшись на своих крыльях к вершине скалы, зачерпнул воды из источника.

Раздосадованная Венера придумала новую задачу: велела Психее спуститься под землю в царство смерти, попросить у его владычицы Прозерпины ларец с красотой и, не открывая его, принести Венере.

Горемычная Психея подумала, что легче умереть, нежели выполнить эту задачу. Она поднялась на высокую башню, чтобы броситься с нее вниз и положить конец своим мученьям. Горе ее было так велико, что холодные камни, из которых была построена башня, прониклись к ней жалостью. Они заговорили и указали Психее путь в подземное царство, научив подкупить перевозчика через реку, отделяющую мир живых от мира мертвых, двумя монетами и задобрив пса, охраняющего вход в подземное царство, двумя кусками хлеба. Еще камни башни предупредили: не вздумай открывать баночку, которая будет у тебя в руках, или заглядывать в нее, не проявляй любопытства к скрытым в ней сокровищам божественной красоты. Сделав все так, как советовала башня, Психея получила от Прозерпины баночку. Она помнила, что не должна в него заглядывать, но не смогла совладать с любопытством. Едва выбравшись из подземного царства на свет, она приоткрыла крышку.

В ларце был заключен сон подземного мира, подобный смерти. Черным туманом обволок он Психею, она упала на землю и заснула.

Тем временем обожженное плечо Амура зажило, и вместе с болью прошел его гнев на Психею. Он отыскал ее, погруженную в зачарованный сон, и разбудил поцелуем. Психея поведала супругу, как жестоко угнетает ее Венера, и Амур пообещал, что отныне этому наступит конец. «Но ты пока что усердно исполни поручение, которое мать моя дала тебе своим приказом, а об остальном я позабочусь», - сказал Амур и вновь улетел.

Он полетел к самому Юпитеру и стал просить, чтобы тот водворил мир между его матерью и женой.

Юпитер призвал Венеру и сказал ей: "О, прекраснейшая! Не сетуй, что твой сын избрал себе в жены не богиню, а смертную. Я подарю ей бессмертие, и она сравняется с богами". Он наполнил кубок амброзией - напитком богов - и дал выпить Психее.

Психея стала бессмертной, подобно своему супругу. Боги пели хвалу ее красоте и доброму нраву, Венере пришлось смириться и признать Психею своей невесткой.

Вскоре у Амура и Психеи родилась дочь, имя которой - Наслаждение.

История любви Амура и Психеи послужила основой многих произведений искусства - скульптур, картин, стихов и пьес. В европейской литературе наиболее известным переложением этого сюжета является поэтическая повесть французского поэта ХVII века Ж. Лафонтена. Русский поэт ХVIII века И.Ф. Богданович также создал поэму об Амуре и Психее. Свою поэму он назвал "Душенька", буквально и в то же время очень образно переведя на русский язык имя "Психея".

Предлагается перестроить картину: «Гармоничное состояние гармоничной семьи» (Пространство, где хорошо всем).

В доме, в семье, когда все собираются, следует задать два вопроса ко всем:

1. Что в жизни нового и хорошего?

2. Что в жизни нового и «хренового»?

3. Думаем вместе, решаем семейные задачи (мозговой штурм).

Продолжение следует…