Лукино. Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь

Крестовоздвиженский ставропигиальный Иерусалимский монастырь - действующий женский монастырь в Московской области. Его появление датировано 1837 годом. Относится к Московской епархии. Изначально при церкви Святых Мучеников Флора и Лавра была создана женская благодетель. А уже по истечении более 20 лет, после вливания денежных средств в обитель, был основан Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь.

Как добраться

Монастырь находится в селе Лукино, Домодедовского района, Московской области. Если вы решили добираться до Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря на общественном транспорте, то лучше всего это сделать на метро. Если ехать из центра Москвы, нужно сесть в последний вагон, доехать до станции метро "Домодедово", выйти из вагона и по ступенькам подняться наверх. Тут вы увидите магазин дубленок и меха. По правую руку от него останавливается маршрутка под номером 871.

Водителю обязательно сообщите о том, что вы едете к монастырю, так как ему необходимо будет свернуть с трассы по направлению к обители. В противном случае вы рискуете не попасть к месту назначения. Если же маршрутки долго не будет, то есть другой вариант - воспользоваться любым автобусом, который направляется в сторону аэропорта Домодедово. На автобусе доедете до остановки «Санаторий» и повернете в сторону моста (идти примерно 15 минут), от которого необходимо будет перейти трассу, и прямо пойдете до ворот монастыря.

История создания Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря

В 1855 году уроженец деревни Съяново Иван Степанович обратился к вдове Саватюгиной за денежной помощью, аргументируя это тем, что необходимо организовать чтение Неусыпаемой Пластири, так как муж женщины недавно умер. Именно это событие впоследствии послужило началом появления на месте женской обители монастыря.

На деньги вдовы было выстроено из камня двухэтажное здание. После этого Прасковья Родионовна стала одной из его сестер. Она считается и основателем монастыря, а духовным наставником того времени стал юродивый, который обратился к ней за помощью. Основной святыней стала икона Божьей Матери, которую прислал владыка Филарет в качестве своего благословения для освещения женской общины.

Хотя появление монастыря датировано 1837 годом, переименовали его в Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь гораздо позже. По ходатайству владыки Филарета в 1865 году богадельня стала называться Флоро-Лаврской общиной для женщин.

Смена местонахождения монастыря

Женская благодетель была создана в селе Старый Ям. Но некая дворянка Александра Головина после смерти своей семьи (мужа и дочери) решила все свои земли и имение, которые находились в селе Лукино, передать общине. Таким образом сестрам пришлось поменять местожительство и переехать за 7 километров.

В переезде им помогал архимандрит Пимен. Обустройством жилья занимался племянник создательницы общины Егор Федорович Саватюгин. В это же время община получила название Крестовоздвиженской, благодаря церкви, которая была создана в 1846 году и находилась на территории бывшего имения Саватюгиных.

Строительство нового здания началось в 1871 году, а закончились работы в 1873 г. В новое здание сразу перевезли главную его святыню - икону Божьей Матери. Тогда же состоялось освящение.

Развитие общины за время служения монахинь Павлы и Евгении

Монахиня Павла, она же вдова Саватюгина, за время своего служения в храме отстроила несколько новых корпусов, постоялый, конный и скотные дворы. Была воздвигнута колокольня, вокруг всей территории соорудили каменную ограду. Нынешняя гостиница, которая находится возле аэропорта Домодедова, - постройка того времени.

Позднее был разбит огород и фруктовый сад. Так как интерес к общине с годами все больше возрастал, молящимся необходимо было более просторное помещение. И было принято решение о строительстве нового просторного здания.

В 1886 году на место монахини Павлы была назначена монахиня Евгения. Вдова Саватюгина самостоятельно приняла решение о своем увольнении по состоянию здоровья.

И уже с приходом новой служительницы и с помощью княгини Мещериной был построен приют, больница на несколько мест. И только в 1887 году община была преобразована в монастырь. В 1893 году было завершено строительство нового храма. А тремя годами позже были освещены главный, южный и северный престолы.

Развитие Крестовоздвиженского Иерусалимского женского монастыря на протяжении 20-го столетия

Новым покровителем монастыря в начале прошлого века стал купец Жулебин. Благодаря ему был выстроен сестринский корпус Васильевский, который дожил до нашего времени. В 1909 году специально для того, чтобы принимать высокопоставленных лиц, было построено отдельно здание.

После революции Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь в Лукино был национализирован, а все монахи отправлены в коммуны и завхозы на работы. На территории монастыря были размещены беспризорные дети. Позднее в стенах обители организовали санаторий. Купола и кресты сняли, а храм закрыли. Во время Великой Отечественной войны, чтобы икона Божьей Матери не была сожжена, ее тайком вывезли верующие в храм, который расположен в селе Мячково.

Там она находилась около 50 лет. Сам монастырь был разрушен еще в 1919 году. Все книги, иконы были сожжены. Храмы, которые находились на территории монастыря, были перепланированы в общежития. В семидесятые годы открылся детский реабилитационный центр.

И только после распада СССР монастырь отдали в ведомство Русской православной церкви. В монастыре начался процесс возрождения с чтения Неусыпной Псалтири, реконструкции зданий монастыря.

Нынешнее состояние монастыря

На сегодняшний день постепенно в монастыре возрождается монашеская жизнь. Возвращена чудотворная икона Божьей Матери, которая все это время пряталась от советской власти. Новый этап возрождения начался в 2001 году - именно тогда, когда Московская епархия назначила новую настоятельницу монахиню Екатерину.

Был отреставрирован храм Иконы Божьей Матери и сестринский корпус, который непосредственно к нему относится, также отстроен Крестовоздвиженский храм. Были возвращены иконы, которые находились в храме до его разрушения. Монастырь активно занимается благотворительной деятельностью.

Действующая настоятельница женского монастыря Екатерина Чайникова

С ее приходом монастырь начал развиваться и возрождаться как никогда ранее. Она занялась реставрацией всех храмов, разрушенных еще в послереволюционные времена.

Под ее управлением были возвращены все сохранившиеся иконы, которые так и не удалось найти и уничтожить. Под ее руководством начала работу новая Воскресная школа. Возродилось огородничество. Весь собранный урожай монахи отдают сиротам и малоимущим семьям. В целом сложно переоценить ту работу, которую проделала игуменья, чтобы возродить монастырь.

1. Нижегородская еп., в Нижнем Новгороде. История его восходит к XIV в. Он совмещал в себе три женских монастыря, существовавшие прежде в Нижнем: Зачатиевский, основанный (в 1355 - 65) супругой кн. Андрея Константиновича Анастасией Ивановной, Воскресенский, неизвестно когда и кем основанный, и Происхожденский, который сначала находился близ Волги, но по причине тесноты в 1815 перенесен на новое место. Соборный храм в честь Воздвижения Креста Господня был построен в 1814 -23.
С.В. Булгаков
2. Тульская еп., в Белёве. Основан в 1625; в 1764 упразднен; в 1768 восстановлен. Здесь находилась местночтимая икона Божией Матери «Троеручицы». Монастырю принадлежали две часовни, находящиеся в городе: Николаевская, построенная в XVIII в., и Боголюбская, построенная в 1839, где находилась древняя чтимая Боголюбская икона Божией Матери и куда 18 июня и 12 июля совершался из монастыря крестный ход.
С.В. Булгаков

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"

  • - Владикавказская еп., в г. Кизляре, Терской обл. Основан в 1736 игум. Даниилом, родом из грузинских князей. Сначала был мужским, но в 1908 обращен в женский...

    Русская энциклопедия

  • - в г. Москве. В XV столетии на месте монастыря находился дом одного из потомков именитой фамилии кн. Хавриных, Вл. Гр. Хаврина, любимца вел. князя Василия Темного...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Владикавказская еп., в Пятигорском у., близ ж.-д. станции Хасавюрт. Учрежден в 1885...

    Русская энциклопедия

  • - Омская еп., при церкви на Святом Ключе, близ Старо-Семипалатинского поселка, Семипалатинской области. Учрежден в 1912 из женской общины, основанной в 1906...

    Русская энциклопедия

  • - Волынская еп., близ г. Дубно. Основан в к. XIV в. Здесь 20 лет подвизался прп. Иов, отстаивая права православных против козней иезуитских, пока не удалился, наконец, в Почаевскую обитель...

    Русская энциклопедия

  • - Полтавская еп., на высокой лесистой горе, у берега р. Ворсклы, возле Полтавы. Основан в 1650. В 1695 был опустошен татарами; в 1709 подвергся разорению от шведов...

    Русская энциклопедия

  • - в гор. Вязьме, Смоленской губ. На месте мон. в XI веке жил преп. Аркадий. В 1661 основан мужской мон., не существовавший уже в XVIII ст. В 1780 образовалась здесь община из упраздненного Ильинского мон. в Вязьме...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - из-за Петровских ворот, в Пскове, сгорел в 1561 г., был возобновлен, после издания новых штатов 1764 г. упразднен, а церковь с 1786 года приписана к Покровской...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ныне приходская церковь Знамения Богородицы в г. Суздале, Владимирской губ. Существовал в XIII стол.; в 1237 г. был разрушен Батыем; был возобновлен, но существовал недолго...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - основан в 1864 г., с приютом при нем для воспитания сирот православного духовенства и дочерей состоящих на службе в том крае недостаточных русских чиновников...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - в 4 в. от Новгорода, на берегу р. Волхова. Осн. в 1335 г. Церковь 1700 г. При м-ре училище для девиц духовного звания основанное митроп. Исидором...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Енисейской губ., Красноярского у., в 45 в. от Красноярска; образовался в 1888 г., из женской общины, устроенной, незадолго перед тем, при церкви З. коноваловского завода...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - женский, единоверческий, 3 класса - Нижегородской губернии, Семеновского уезда. С 1849 по 1856 г. существовал под именем общины, переустроенной из раскольскита Спасова согласия...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Разг. Шутл. О месте, где живут или работают только женщины. Николай вспомнил, как познакомился он с Мариной...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - 1. Разг. Шутл.-ирон. О месте, где живут или работают только женщины. Ф 1, 303. 2. Жарг. студ. Шутл.-ирон. Педагогический институт, университет. . 3. Жарг. арест...

    Большой словарь русских поговорок

"КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ женский монастырь" в книгах

Женский монастырь

Из книги Писательский Клуб автора Ваншенкин Константин Яковлевич

Женский монастырь Слышал по радио интервью с настоятельницей женского монастыря, расположенного вблизи Вышнего Волочка.У святой обители множество проблем. Одна из первоочередных задач - выселение с монастырской территории воинской

Матренинский женский монастырь

Из книги Записки старого чекиста автора Фомин Федор Тимофеевич

Матренинский женский монастырь Летом 1920 года на Украине чекистам вместе с частями Красной Армии пришлось вести упорную борьбу против бандитов, шайки которых, состоявшие главным образом из кулаков, грабили население, убивали коммунистов, работников советского аппарата,

Из книги автора

Алексеевский женский монастырь Вчера до ночи просидел я на кладбище, все смотрел вокруг себя; полустертые слова я разбирал… М. Ю. Лермонтов Алекссевский женский монастырь был основан в 1360 году митрополитом Киевским и Владимирским Алексеем. За более чем 600-летнюю историю

Алексеевский женский монастырь

Из книги автора

Алексеевский женский монастырь Вельтман Александр Фомич (1800–1870) – писатель, поэт, драматург и археолог, директор Оружейной палаты в КремлеВигель Филипп Филиппович (1786–1856) – бессарабский вице-губернатор, тайный советник, автор «Записок»Корнильев (Карнильев) Василий

1.4.3. Женский монастырь в Суздале

Из книги Советское биологическое оружие: история, экология, политика автора Фёдоров Лев Александрович

1.4.3. Женский монастырь в Суздале Биологический отдел НИХИ был чрезвычайно опасен для большого города - Москва была совершенно не готова к встрече с агрессивными штаммами опаснейших инфекций. А работать с бактериями чумы и холеры посреди Москвы все-таки тогда не

Покровский женский монастырь

Из книги Места силы автора Комлев Михаил Сергеевич

Покровский женский монастырь В Свято-Покровском женском монастыре находятся мощи святой блаженной Матроны Московской и чудодейственная икона с ее изображением. Паломники из разных стран мира прилетают в Москву, чтобы посетить Покровский женский монастырь. Независимо

Покровский женский монастырь

Из книги Коды новой реальности. Путеводитель по местам силы автора Фад Роман Алексеевич

Покровский женский монастырь Находится неподалеку от Таганской площади.Имеет мощную социальную, религиозную и этническую окраску.С 1998 г. в монастыре покоятся останки блаженной Матроны Московской. Матрона Дмитриевна Никонова (1885–2.05.1952) от рождения слепая, а

Крестовоздвиженский монастырь

Из книги Сторожи Москвы автора Молева Нина Михайловна

Крестовоздвиженский монастырь Рече же воину смерть: «пришла если к тебе, а хощу тя взяти», рече же ей удалый воин: «аз же слушаю тебе, а тебе не боюся». Повесть и сказание о прении живота с смертью о храбрости его и о смерти его. По списку 1620 г. Обитель была упразднена так

Крестовоздвиженский монастырь

Из книги Тайны московских монастырей автора Молева Нина Михайловна

Крестовоздвиженский монастырь Рече же воину смерть: «пришла если к тебе, а хощу тя взяти», рече же ей удалый воин: «аз же слушаю тебе, а тебе не боюся». Повесть и сказание о прении живота с смертью и о храбрости его и о смерти его. По списку 1620 г. Обитель была упразднена так

ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Из книги Владивосток автора Хисамутдинов Амир Александрович

ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В годы Гражданской войны игуменья Руфина попыталась основать здесь женский монастырь. Она была настоятельницей женского монастыря в Чердыни, когда вихрь войны подхватил ее и перенес с насиженного места на Дальний Восток. Сначала игуменья поселилась

Крестовоздвиженский женский монастырь

автора Мудрова Ирина Анатольевна

Крестовоздвиженский женский монастырь Россия, г. Нижний Новгород, Окский съезд, д. 2а, около площади Лядова.Ныне включает в себя три ранее основанных и упраздненных монастыря: Зачатьевский, Воскресенский и Происхожденский. Обитель ведет свою историю с 1370-х годов. Она была

Мироносицкий женский монастырь

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Мироносицкий женский монастырь Марий Эл, Медведевский р-н, с. Ежово, в 15 км на северо-восток от г. Йошкар-Олы.Это один из древнейших монастырей не только Марийского края, но всего левобережья Волги.Возникновение обители относится к середине XVII в. и связано с явлением

Знаменский женский монастырь

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Знаменский женский монастырь Россия, г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, д. 37.При въезде в Кострому, на берегу Волги, возносит к небу свои купола и кресты знаменитая церковь Воскресения на Дебре. Название церкви – «на Дебре» – указывает на то, что в древности здесь рос глухой,

Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь Украина, г. Полтава, ул. Свердлова, д. 2а.Основан в 1650 году вблизи тогда небольшого полкового города Полтавы, на горе, на берегу реки Ворсклы, неподалеку от места впадения в нее ее притока – небольшой речушки Полтавки.

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ШЕВЕТОНИ

Из книги 100 великих монастырей автора Ионина Надежда

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ШЕВЕТОНИ Основатель этой обители - отец Ламбер Бодуэн - родился в 1873 г. в Варемме (провинция Льеж). В 1906 г. он решил посвятить себя монашеской жизни и поступил в монастырь Мон-Сезарн (в Лювене), а уже через три года основал Литургическое

Дата публикации или обновления 15.12.2017

Адрес Крестовоздвиженского монастыря: 142031, Московская область, Домодедовский район, пос. Лукино
Как проехать к Крестовоздвиженскому монастырю на общественном транспорте: с Павелецкого вокзала на электропоезде до станции «Домодедово», маршрутное такси № 871 до монастыря; от станции метро «Домодедовская» автобусом, следующим в аэропорт до остановки «Санаторий», далее 15 минут пешком.
Подробный рассказ о поездке в Видное , и в том числе в Лукино в Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь.
Сайт Кресто-Воздвиженского Иерусалимского монастыря : http://krest-mon.ru
Посмотреть на карте яндекса:
Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь в Лукино.

История Крестовоздвиженского монастыря.

Основание нынешнему Крестовоздвиженскому Иерусалимскому ставропигиальному женскому монастырю было положено в 1837 году в селе Старый Ям Подольского уезда, что на Каширском шоссе. Там, при церкви святых мучеников Флора и Лавра села Ям , была устроена богадельня для лиц женского пола. Точное число живших в ней неизвестно, но можно предположить, что их было от 10 до 15 человек. Устроенная на церковной земле богадельня эта ничем не отличалась от подобных ей домов призрения бедных и неимущих и содержалась "трудами живущих в ней и доброхотными дателями".

В таком виде она просуществовала около 20 лет. С 1855 года богадельне стал активно помогать крестьянин Иван Степанович, уроженец деревни Съяново. Это был необычный человек. В возрасте 34 лет Иван Степанович оставил свою работу (а был он московским извозчиком) и принял на себя подвиг юродства. Случилось это так. Иван заболел и отправился в Троице-Сергиеву лавру поклониться святым мощам преподобного Сергия Радонежского и попросить об исцелении. За время своего паломничества он познакомился с юродивым Христа ради Филиппом, который по благословению митрополита Филарета (Дроздова) проживал в знаменитом Гефсиманском скиту лавры, а затем для большего уединения поселился в ветхой необитаемой сторожке, находившейся позади скита в густой лесной чаще.

Подвиг юродства Христа ради и весь образ жизни Филиппа сподвигли Ивана удалиться от мирской суеты и полностью посвятить себя служению Богу. В одной сорочке, босой, зимой и летом ходил он по Москве , носил вериги , терпел всякого рода лишения. Много странствовал по святым местам и монастырям России. Подражая святым подвижникам, он и жизнь проводил подвижническую.

Иван Степанович был известен Московскому Митрополиту Филарету , который имел к нему особое расположение и подолгу беседовал с юродивым.

Знали Ивана Степановича и московские купцы, но особенно любили его в благочестивой семье купцов Саватюгиных. После смерти главы семьи, Николая Кирилловича Саватюгина, блаженный пришел к его вдове, Параскеве Родионовне, и попросил у нее денег на чтение Псалтири по усопшему. С подобными просьбами он обращался и к другим лицам, и мало кто ему отказывал. Иван Степанович решил устроить в богадельне чтение Неусыпаемой Псалтыри, что стало тем основанием, на котором впоследствии возник монастырь.

Вскоре, по совету Ивана Степановича, Параскева Родионовна Саватюгина (первая жертвовательница) вступила в число сестер богадельни, решив посвятить свою жизнь служению Богу и ближнему.

На пожертвованные ею деньги для богадельни был выстроен двухэтажный каменный дом. Ко дню освящения этого дома Владыка Филарет прислал в благословение богадельне Иерусалимскую икону Божией Матери греческого письма, ставшую главной святыней монастыря.

Владыка Филарет не переставал опекать богадельню и в последующие годы, всячески помогая ей. Посетив село Старый Ям в 1860 году, осмотрев богадельню, он сказал так: "Здесь не богадельня, а монастырь!". Эти слова оказались пророческими.


Иерусалимская икона Божией Матери, присланная в благословение богадельне Митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым).

Через 5 лет, в 1865 году, благодаря его ходатайству богадельня была переименована во Флоро-Лаврскую женскую общину. Первой ее начальницей становится Параскева Родионовна Саватюгина, а духовным руководителем сестер - Иван Степанович.

Скончался Иван Степанович 7 января 1865 года, в возрасте 50 лет. Этот святой человек и был первым и главным основателем нынешнего монастыря.

При жизни Ивана Степановича богадельня почти ни в чем не нуждалась, так как московские купцы, знавшие его лично, охотно жертвовали на нее деньги, а со смертью блаженного община стала испытывать нужду... Но неисповедимы пути Промысла Божия. В 1869 году в жизни общины происходит очень важное событие.

В семи верстах от села Старый Ям находилось село Лукино, которое принадлежало Александре Петровне Головиной, женщине весьма благочестивой. Похоронив мужа и свою единственную дочь, она решила подарить село и имение со всеми земельными угодьями (212 десятин земли) Флоро-Лаврской женской общине. Александра Петровна обратилась к Владыке Филарету , который всячески содействовал исполнению ее желания, и на лукинское имение была составлена дарственная. Сестрам общины предстоял переезд в имение Головиных.

Для устройства на новом месте требовалось много сил. Поэтому Параскева Родионовна Саватюгина попросила епархиальное начальство назначить попечителем общины ее племянника, московского купца Егора Федоровича Саватюгина. С его помощью из села Старый Ям в село Лукино перенесли прежний благоустроенный дом под жилье для сестер, были выполнены и другие работы по обустройству на новом месте.

Перевести общину в Лукино было поручено Благочинному общежительных монастырей, архимандриту Николо-Угрешского монастыря Пимену (Мясникову) (в 2004 году он канонизирован как местночтимый святой Пимен Угрешский).

Прибыв на новое место, сестры начали обустраиваться.

На территории имения находилась небольшая каменная церковь во имя Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженская), построенная еще в 1846 году. Так отныне стала именоваться и община - Крестовоздвиженской.

Но со временем этот старый Воздвиженский храм стал тесен для сестер, поэтому в 1871 году приступили к сооружению нового в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, который пристроили к трапезному корпусу. Теперь именно здесь и днем, и ночью сестры читали Неусыпаемую Псалтырь. Здесь же поместили и главную святыню общины - Иерусалимскую икону Божией Матери, дар Владыки Филарета. 13 октября 1873 года новый храм был освящен, а в конце месяца началось строительство колокольни и каменной ограды.

В 1873 году в Иерусалимском храме был совершен первый постриг - настоятельница общины Параскева Родионовна Саватюгина приняла монашество с именем Павлы, а большинству сестер было благословлено ношение монашеской одежды.

За время настоятельства монахини Павлы в период с 1871 по 1886 гг. были выстроены двухэтажный келейный корпус, дом для причта, настоятельский корпус, небольшая гостиница, колокольня, конный и скотный дворы, начато строительство каменной ограды, посажены фруктовый сад и огород.

Постепенно интерес к общине со стороны окружающих возрастал, количество желающих помолиться в храме увеличивалось с каждым годом, поэтому появилась нужда в постройке новой просторной церкви для богомольцев. На свои собственные деньги, заработанные тяжелыми и праведными трудами, простой крестьянин Сергей Тихонович Сорокин строит обширную трапезную для Крестовоздвиженского храма. Кладка пристройки была доведена почти до окон, когда Сергей Тихонович скончался. Стройку приостановили на три года, пока не нашелся новый жертвователь - московский купец Дмитрий Михайлович Шапошников, который и достроил трапезную.

Монахине Павле в то время было уже около 90 лет, и она подала прошение об увольнении ее на покой.

В 1886 году в управление общиной была назначена монахиня Московского Страстного монастыря Евгения (Виноградова). Она имела за плечами 30-летний опыт монашеской жизни и ревностно принялась за преобразование общины в монастырь.

При содействии княгини Марии Яковлевны Мещериной были устроены церковно-приходская школа с приютом на шесть девочек-сирот и больница на пять кроватей. На территории общины имелся свой аптечный огород, своя аптека. Сестры сами делали лекарства не только для себя, но и для окрестных жителей. Они ходили по селам и деревням, обстирывали немощных, разносили больным лекарства и еду. Была открыта богадельня для немощных стариц из числа сестер.

Жизнь общины все более стала походить на монастырскую, в ней насчитывалось уже около 100 сестер. В феврале 1887 года определением Священного Синода община была преобразована в Крестовоздвиженский Иерусалимский общежительный второго класса монастырь. Официальное открытие и торжественное освящение монастыря состоялось 28 июня (11 июля нов.ст.) 1887 года.

При игуменье Евгении было начато грандиозное строительство соборного храма в честь Вознесения Господня.

Вскоре после этого разговора монастырь посетил московский мещанин Василий Федорович Жолобов. Его поразило, что в праздничные дни Крестовоздвиженская церковь не может вместить всех молящихся. Василий Федорович предложил игуменье Евгении 10 тысяч рублей на начало строительства соборного храма. В 1889 году епархиальным архитектором С. В. Крыгиным был подготовлен проект, а весной 1890 года состоялась закладка собора. В. Ф. Жолобов ежегодно выделял определенную сумму из своих доходов, а впоследствии всю организацию работ по строительству храма взял в свои руки, при этом сам закупал материалы, нанимал рабочих и производил с ними расчет.

Главным образом благодаря его стараниям, к лету 1893 года храм с внешней стороны был почти готов. Высота собора от земли до креста составила 38 метров. Следующим летом приступили к внутренней отделке. На устройство иконостаса крупную сумму выделила монахиня Афанасия, насельница Крестовоздвиженского монастыря, которая, вступив в монастырь, принесла и все свое состояние. Роспись стен и написание икон были поручены иконописцу Ерзунову. Иконы для иконостасов были написаны по золотому чеканному фону, а по краям украшены эмалью. На стенах собора было изображено около 150 библейских сюжетов. Церковную утварь также помогли приобрести благотворители.

Строительство собора было закончено уже при другой настоятельнице - игуменье Нине (Евстафьевой). (После 7 лет неусыпных трудов монахиня Евгения была переведена настоятельницей в Московский Вознесенский женский монастырь в Кремле.)

15 июля 1896 года в соборе освятили два престола: главный, Вознесенский, и северный, Успенский. Южный же придел во имя Митрополита Московского Филиппа (по преданию село Лукино было родиной этого святителя) был освящен 15 сентября того же года.

Василий Жолобов построил при игуменье Нине еще один сестринский корпус, который сохранился до нашего времени и именуется "Васильевским".

После игуменьи Нины, умершей в 1900 году, настоятельницей монастыря стала монахиня Александра (Егорова). Обновив Крестовоздвиженскую церковь, она ушла на покой, а посох игуменьи в 1906 году перешел к монахине Маргарите (Петрушенковой). Монахиня Маргарита была переведена из Вознесенского девического монастыря в Кремле, где несла послушание келейницы у игуменьи Евгении (Виноградовой).

При игуменье Маргарите было завершено строительство ограды. Теперь весь комплекс монастырских строений представлял собой единый ансамбль.

Помимо перечисленных и описанных выше храмов и зданий монастыря, на его территории располагалось много других построек.

Возле западных ворот обители находилась колокольня, построенная в 1874 году (разрушена в советское время). Была она невысокой - 37 аршин, но удивительно красивой. Святые врата в ней были искусно расписаны "в благодарную память о лицах, послуживших благоустроению обители". На колокольне размещалось 10 колоколов. Они издавали благо звучный, чистый звон, который был хорошо слышен далеко окрест.

Самый большой из них был весом 308 пудов.

Для размещения сестер и разных монастырских нужд имелись отдельные здания.

Трапезный корпус, как уже говорилось, перенесли в Лукино из села Старый Ям при переходе общины.

В корпусе, расположенном за Иерусалимским храмом и тоже двухэтажном, находились одно время просфорная, хлебная, башмачная, больница на пять кроватей, небольшая аптечная комната и около 10 келий.

При входе в монастырь, с правой стороны, рядом с колокольней в 1909 году был построен деревянный двухэтажный дом для приема начальствующих лиц при посещении ими обители.

Дом настоятельницы монастыря первоначально был деревянный, одноэтажный. В мае 1910 года при игуменье Маргарите провели закладку нового каменного двухэтажного дома. На первом этаже в двух больших комнатах размещались рукодельная и белошвейная мастерские, а остальные предназначались для жилья сестер. Верхний этаж занимали настоятельские кельи.

В западной части монастыря, недалеко от нового дома настоятельницы, стояла деревянная двухэтажная монастырская церковно-приходская школа, где обучалось около сорока девочек. На втором этаже был приют для шести сирот, живших на полном монастырском содержании. (Здание школы построили в 1889 году при игуменье Евгении.)

Кроме перечисленных строений в пределах монастырской ограды было еще семь отдельных домиков, выстроенных на средства проживавших в них сестер. У южной стены монастырской ограды, по склону горы, находилась пасека. В юго-западном углу монастыря в начале XX века был построен обширный каменный погреб для хранения хозяйственных припасов, а выше него, у въездных ворот, стояли каменная баня и прачечная.

За монастырской оградой располагались дома причта и хозяйственные постройки. Напротив Воздвиженского храма и восточных ворот монастыря - помещение для священника и дьякона. Второй монастырский священник, который был назначен в 1904 году, жил в доме рядом с колокольней.

Дом располагался между двумя фруктовыми садами. Напротив - сосновая роща, посаженная игуменьей Евгенией. В.Ф. /Колобов, о котором говорилось выше, выстроил в роще двухэтажную гостиницу на 15 номеров. А в 1911 году на заднем дворе, ближе к лесу, была построена и оборудована паровая мельница.

В центре монастырской территории находился пруд. Раньше на этом месте стоял большой усадебный дом с мезонином, принадлежавший Головиным. В ночь на 18 февраля 1893 года дом этот сгорел, и на его месте вырыли пруд, на который по праздникам совершались крестные ходы для освящения воды.

В юго-западной от монастыря стороне, среди монастырских огорода и пашни, стояла небольшая часовня с колодцем. Здесь, по преданию, была когда-то церковь с чтимой иконой святой мученицы Анисий, потому и колодец впоследствии стал называться Анисиевским. Вода этого колодца удивительно чиста и вкусна. В 1901 году пониже часовни устроили небольшую купальню.

В уединении, молитве и трудах протекала монастырская жизнь вплоть до октября 1917 года. После революции хорошо развитое и налаженное хозяйство обители было национализировано, ценную утварь изъяли, библиотеку сожгли.

В стенах монастыря разместили беспризорных детей. Самих монахинь определили рабочими сначала Сельскохозяйственной коммуны, а затем совхоза "Лукино". Через некоторое время земли совхоза передали фармацевтическому заводу "Ферейн". Образцовое монастырское хозяйство постепенно приходило в упадок...

В начале 20-х годов в монастыре организовали Дом отдыха № 10 ВЦСПС. Тогда еще были сохранены фруктовый сад, кленовый парк и пасека. Но уже были сняты купола и кресты Вознесенского собора, которые так мешали новым хозяевам...

27 апреля 1924 года в 10 часов вечера состоялось собрание, на котором постановили храм закрыть. Внутри сделали перекрытия для второго этажа и открыли клуб.

Единственным утешением верующих в те годы была Крестовоздвиженская церковь, куда перенесли Иерусалимскую икону Божией Матери. Там еще продолжалась богослужебная жизнь.

В 1937 году году на Бутовском полигоне расстреляли священника Крестовоздвиженского храма Козьму Коротких. Погасла последняя свеча монастырской молитвы. В церкви устроили склад для хранения угля и торфа, а Иерусалимскую икону Божией Матери положили на пол как настил...

Страшное время Великой Отечественной войны... В зданиях и помещениях бывшего монастыря срочно располагают военный госпиталь. Верующим женщинам чудом удается спасти Иерусалимский образ Божией Матери и переправить его в храм села Мячково, где икона и будет находиться 50 лет.

После войны в монастыре открыли санаторий "Ленинские горки". Для проведения спартакиады вырубили фруктовый сад, кленовую аллею.

В 1980 году на территории монастыря расположили Всесоюзный центр реабилитации детей. В Крестовоздвиженском храме размещалась администрация Центра. Храм был разделен перекрытием на два этажа и разбит на множество небольших комнат. В Иерусалимском храме устроили водолечебницу. В алтаре стояли ванны, в которых больные принимали водные процедуры.

Возможно, молитвами основателя обители блаженного Ивана Степановича и обретших в вечности Милость Божию настоятельниц и насельниц монастыря святая Иерусалимская обитель была спасена Господом от большего осквернения, подобного тому, которому подверглись многие другие храмы и монастыри.

В то время, когда в других обителях и храмах устраивались тюрьмы, гаражи, склады удобрений и химикатов, заводы, производящие оружие массового поражения, и прочие несовместимые с церковным служением учреждения, Крестовоздвиженский монастырь всегда оставался местом, где страждущие получали облегчение от своих недугов - богадельней, приютом для беспризорников, Домом отдыха, госпиталем, санаторием, Детским реабилитационным центром. (Для реабилитационного центра на монастырской территории в 1980-е годы построили новый современный корпус. "Пригодился" и фундамент разрушенной паровой мельницы: на нем тоже возвели одно из зданий Центра. На лечение сюда по-прежнему приезжают дети со всей России.)

Но вот исполнились времена и сроки, закончился период духовного опустошения, и пришло время "собирать камни".

В 1992 году монастырь передали Русской Православной Церкви, и началась его вторая жизнь. В обитель пришли новые насельницы, затеплились лампады перед святыми образами, светлым ручейком потекла монашеская молитва, возобновились богослужения в Крестовоздвиженском храме обители. Трудными были первые годы возрождения монастыря, переживавшего со всей страной падение экономики, финансовые обвалы, нравственную деградацию общества. Только искренняя вера в непреложные обетования Божий и Небесный Покров Божией Матери, чей чудотворный Иерусалимский образ, чудом спасённый от уничтожения, вновь вернулся в стены монастыря, дали силы насельницам перенести все физические и духовные тяготы периода становления.

Новый период восстановления монашеской жизни и реставрации монастыря начался в 2001 году с приходом на настоятельство монахини Екатерины (Чайниковой), прошедшей духовную школу старцев Псково-Печерской обители, приобретшей монашеский опыт в Пюхтицком Свято-Успенском женском монастыре и на послушании в Московской Патриархии. Под её руководством, при непосредственном отеческом попечении о монастыре Святейшего Патриарха Алексия Второго, обитель начала благоустраиваться, вести активную социальную работу.

В этот период духовного "собирания камней" произошли многочисленные события, качественно изменившие жизнь обители.

Восстановлен храм Иерусалимской Иконы Божией Матери с примыкающим к нему сестринским корпусом. Святая Иерусалимская икона Божией Матери была водворена на свое историческое место.

Крестовоздвиженский храм был полностью отреставрирован, расписан фресками, украшен величественным иконостасом и многими святыми иконами. Некоторые из икон, которые сейчас находятся в храме, были в нем и до закрытия.

При монастыре, под непосредственным патронатом настоятельницы, начала свою жизнь небольшая, но активная и весёлая Воскресная школа, в которой дети прихожан обрели возможность общения со своими верующими сверстниками. Воспитанники школы поют за богослужениями, устраивают спектакли и концерты как для насельниц и прихожан монастыря, так и "на гастролях" - то в соседнем реабилитационном центре, то в различных московских приходах, то с поздравлениями у Святейшего Патриарха Алексия. Но не только праздники, которые проводит монастырь для больных детей, связывают обитель с реабилитационным центром.

Священники монастыря оказывают необходимую пастырскую помощь находящимся в этом центре детям и их родителям, причём, как в самом монастыре, так и на территории корпусов центра. Особую страницу в жизни монастыря занимает дружба с православным Детским домом из посёлка Успенское Ногинского района Московской области. Уже несколько лет дети из этого учреждения приезжают на каникулы в монастырь: отдохнуть, внести посильный вклад в возрождение обители, пообщаться с монастырскими животными.

Продолжает свою тихую жизнь богадельня, с которой когда-то и началась история Крестовоздвиженского монастыря. Здесь нашли приют, заботу и утешение несколько немощных, нуждающихся в помощи душ.

Возрождая традиции русского монастырского хозяйства, монастырь обзавёлся новым скотным двором, обеспечивающим насельниц молочными продуктами. Прославившиеся своим качеством монастырские продукты с удовольствием покупают окрестные жители, а доход от продажи идет на восстановление обители.

Огороды всегда были неотъемлемой частью жизни монашества, питающегося от плодов труда своего и потребляющего преимущественно пищу растительного происхождения. Есть они и в Крестовоздвиженском монастыре. В этом кропотливом земледельческом труде - глубокий духовный смысл. Возделывая плодоносящую землю и удаляя из неё сорняки, монах молитвенно возделывает "землю сердца своего", удаляя из него греховные страсти, насаждая и выращивая в душе христианские добродетели.

И всё же главная "работа" монаха - молитва. Именно этот тяжёлый духовный подвиг является основой жизни монастыря, главным инструментом христианского совершенствования души. Ежедневно сестрами монастыря прочитывается полностью вся Псалтырь, поминаются синодики со множеством имён живых и усопших православных христиан.

Каждый день в храме совершаются монашеские молитвенные правила, служатся молебны с акафистами и заупокойные литии. Часто совершаемые Божественные Литургии дают мощную благодатную поддержку в многотрудной монашеской жизни насельниц. Келейные же подвиги сестёр ведает лишь Сердцеведец Господь...

Немаловажную роль в обогащении душ монашествующих играют паломнические поездки к великим русским святыням: в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру , в Серафимо-Дивеевскую обитель, серпуховские Владычний монастырь и Высоцкий монастырь и в другие святые обители, куда настоятельница организует поездки сестёр, порой вместе с воспитанниками Воскресной школы и прихожанами. Получаемый в таких поездках опыт способствует в дальнейшем развитию духовной жизни и в собственном монастыре.

В 2006 году у монастыря появилось подворье в первопрестольной Москве - храм Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой (ул. Талалихина, 24). Этот храм был построен в 1912 году архитектором С.Ф. Вознесенским в стиле русских шатровых храмов XVI века. Он вмещал до 2000 богомольцев и по убранству был один из лучших в Москве. Теперь от его былого великолепия не осталось и следа...

Подворье сразу притянуло к себе тех московских прихожан, которые чувствуют особый дух и вкус монастырской молитвы, и стремятся приобщиться хоть отчасти к жизни "земных Ангелов - небесных человеков" - монахов. Вокруг храма сложилась община верующих, храм стал для них тем Домом, где их души нашли благодать и успокоение от многочисленных горестей и забот современной жизни.

И подворье, и сам монастырь живут напряжённой жизнью единого духовного организма, служением Богу и православному народу. "Собираются камни", - те "камни" веры и монашеского подвига, на фундаменте которых уже тысячу лет незыблемо стоит великая Русская Православная Церковь, и будет стоять до скончания Века.

Святыни Крестовоздвиженского монастыря.



Частица мощей великомученицы Екатерины.




С использованием материалов из книги «Время собирать камни… Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь».

Год основания Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального монастыря для женщин - 1837. Тогда при церкви св. муч. Флора и Лавра создали женскую богадельню, просуществовавшую 20 лет.

Начиная с 1855 г. в её жизни стал участвовать уроженец д. Съяново, принявший подвиг юродства, Иван Степанович. Он был известен многим купеческим семьям, одной из которых, - Саватюгиным - он полюбился больше всего. После кончины главы семейства, блаженный обратился к вдове Прасковье Родионовне с просьбой денежной помощи для организации чтения Неусыпаемой Псалтири по умершему. Это и послужило началом возникновения монастыря.

На пожертвованные вдовой денежные средства, было воздвигнуто двухэтажное строение из камня. Иерусалимская икона Матери Божьей, присланная вл. Филаретом в качестве благословения освящения богадельни, стала её основной святыней. Сама же Прасковья Родионовна приняла решение посвятить оставшуюся жизнь богослужению, став одной из сестёр.

По ходатайству вл. Филарета в 1865 г. богадельню переименовали во Флоро-Лаврскую общину для женщин, родоначальницей которой стала П.Р. Саватюгина (впоследствии - монахиня Павла). Духовным наставником сестёр был назван Иван Степанович.

После кончины мужа и дочери уроженки села Лукино, Александры Головиной, ею было принято решение подарить своё имение и земельные наделы женской общине. Совместно с вл. Филаретом, была составлена дарственная. Сёстрам общины предстояло переехать за 7 вёрст от с. Старый Ям, в котором располагалась богадельня изначально.

Организация переезда легла на плечи архимандрита Пимена (Мясникова). А перевозом жилого, обустроенного дома для сестёр было поручено заняться племяннику П.Р. Саватюгиной, Саватюгину Егору Фёдоровичу. Он же впоследствии занимался обустройством.

Так как на территории бывшего имения купцов Саватюгиных находилась Крестовоздвиженская, построенная в 1846 г. церковь, то община получила название Крестовоздвиженской. С течением времени в храме стало очень тесно, поэтому было решено отстроить более просторное здание. Начало строительства приурочено к 1871 г. Новый корпус пристроили к трапезной. Отныне чтение молитв и Псалтири сёстрами проводилось здесь. Также было решено перевести главную святыню храма в новое здание. Освящение состоялось 13 октября 1873 г.

За всё время служения м-ни Павлы (1871-1886 г.) в храме было выстроено:

Настоятельский корпус;
- Келейный корпус в 2 этажа;
- Постоялый двор для паломников;
- Дом для причта;
- Колокольня;
- Каменная ограда;
- Конный и скотный дворы.

Также был организован фруктовый сад и разбит огород. По мере возрастания окружающего общину интереса возникла необходимость возведения более просторного помещения для молящихся. Значимый вклад в данное строительство внесли крестьянин Сорокин Сергей Тихонович и купец Шапошников Дмитрий Михайлович, которые на свои деньги выстроили просторную трапезную.

После поданного прошения м-ни Павлы об увольнении, на её место была назначена в 1886 г. м-ня Евгения (Виноградова). С её помощью и при участии княгини Мещериной Марии Яковлевны в 1889 г. были построены больница на 5 койко-мест, приют для сирот на 6 мест и церковно-приходская школа в 2 этажа для обучения 40 девочек.

Февраль 1887 г. ознаменован преобразованием общины в монастырь, открытие которого состоялось 11 июля 1887 г. Летом 1893 г. при участии купца Жолобова Василия Федоровича практически завершено строительство нового соборного храма. В 1896 г. состоялось освящение престолов:

Сохранившийся до наших дней "Васильевский" сестринский корпус был построен также Жолобовым В.Ф. В 1909 г. для принятия высокопоставленных лиц справа от входа в монастырь был выстроен дом. Примерно в этот же год Жолобовым была возведена гостиница "Иерусалимская" в 2 этажа на 12 номеров и с мансардой.

После революции 1917 г. была произведена национализация монастырского хозяйства. Впоследствии в храме были размещены беспризорные дети, а монахини - отправлены в качестве рабочих в коммуны и совхозы. В 20-х годах в стенах обители организовали Дом отдыха ВЦСПС №10. Уже тогда с Вознесенского собора были сняты мешавшие хозяевам, кресты и купола.

Постановлением собрания от 27 апреля 1924 г. было решено закрыть храм. В то время службы совершались только в Кресто-Воздвиженской церкви, куда и была перенесена главная святыня. В условиях ВОВ в монастыре обустраивают госпиталь. В этот период верующие чудом вывозят икону Божией Матери в храм с. Мячково, где она пробудет порядка 50 лет.

В 1980 г. монастырь приспособили под центр реабилитации детей, а в 1992 г. он был передан РПЦ. В храм возвратилась главная святыня.

На 2001 г. приходится начало реставрационных работ. Вновь стала работать воскресная школа, появился скотный двор, огород и подворье (в 2006 г.). Также стала принимать постояльцев тихая и уютная гостиница "Иерусалимская", отреставрированная в 2007 г.

В наши дни монастырь продолжает жить умиротворённой духовной жизнью, призывая верующих к добру и послушанию.

Когда собираешься в аэропорт Домодедово, то в связи с непредсказуемостью загруженности МКАД, выезжаешь заранее. Вот и сегодня поступил также, но доехал очень быстро и осталось много времени. Зная, что не доезжая 10 км до аэропорта Домодедово есть монастырь решил туда и заехать. Расположен он в с. Лукино, Домодедовского района Московской области.

1. Основание нынешнему Крестовоздвиженскому Иерусалимскому ставропигиальному женскому монастырю было положено в 1837 году в селе Старый Ям Подольского уезда, что на Каширском шоссе. Там, при церкви святых мучеников Флора и Лавра, была устроена богадельня для лиц женского пола. Точное число живших в ней неизвестно, но можно предположить, что их было от 10 до 15 человек. Устроенная на церковной земле богадельня эта ничем не отличалась от подобных ей домов презрения бедных и неимущих и содержалась "трудами живущих в ней и доброхотными дателями".

2. В семи верстах от села Старый Ям находилось село Лукино, которое принадлежало Александре Петровне Головиной, женщине весьма благочестивой. Похоронив мужа и свою единственную дочь, она решила подарить село и имение со всеми земельными угодьями (212 десятин земли) Флоро-Лаврской женской общине. Александра Петровна обратилась к Владыке Филарету, который всячески содействовал исполнению ее желания, и на лукинское имение была составлена дарственная. Сестрам общины предстоял переезд в имение Головиных.

3. На территории имения находилась небольшая каменная церковь во имя Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженская), построенная еще в 1846 году. Так отныне стала именоваться и община - Крестовоздвиженской. Но со временем этот старый Воздвиженский храм стал тесен для сестер, поэтому в 1871 году приступили к сооружению нового в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, который пристроили к трапезному корпусу. Теперь именно здесь и днем, и ночью сестры читали Неусыпаемую Псалтырь. Здесь же поместили и главную святыню общины - Иерусалимскую икону Божией Матери, дар Владыки Филарета.

4. 13 октября 1873 года новый храм был освящен, а в конце месяца началось строительство колокольни и каменной ограды.

5. Жизнь общины все более стала походить на монастырскую, в ней насчитывалось уже около 100 сестер. В феврале 1887 года определением Священного Синода община была преобразована в Крестовоздвиженский Иерусалимский общежительный второго класса монастырь. Официальное открытие и торжественное освящение монастыря состоялось 28 июня (11 июля нов.ст.) 1887 года. Было начато грандиозное строительство соборного храма в честь Вознесения Господня.

6. К лету 1893 года храм с внешней стороны был почти готов. Высота собора от земли до креста составила 38 метров. Следующим летом приступили к внутренней отделке. На устройство иконостаса крупную сумму выделила монахиня Афанасия, насельница Крестовоздвиженского монастыря, которая, вступив в монастырь, принесла и все свое состояние. Роспись стен и написание икон были поручены иконописцу Ерзунову. Иконы для иконостасов были написаны по золотому чеканному фону, а по краям украшены эмалью. На стенах собора было изображено около 150 библейских сюжетов.

7. Церковную утварь также помогли приобрести благотворители. 15 июля 1896 года в соборе освятили два престола: главный, Вознесенский, и северный, Успенский. Южный же придел во имя Митрополита Московского Филиппа (по преданию село Лукино было родиной этого святителя) был освящен 15 сентября того же года.

8. Васильевский корпус (для паломников).

9. Игуменский корпус.

10. Монастырская стена, святой источник и колокольня были восстановлены в конце 90-х годов.

11. Гостиница. Монастырь всегда с радостью принимает паломников, желающих потрудиться во Славу Божию. Проживание в монастырской гостинице и питание в трапезной для трудников бесплатное.

12. И еще немного советской истории. В 1937 году году на Бутовском полигоне расстреляли священника Крестовоздвиженского храма Козьму Коротких. Погасла последняя свеча монастырской молитвы. В церкви устроили склад для хранения угля и торфа, а Иерусалимскую икону Божией Матери положили на пол как настил. Во время Великой Отечественной войны в зданиях и помещениях бывшего монастыря срочно располагают военный госпиталь. Верующим женщинам чудом удается спасти Иерусалимский образ Божией Матери и переправить его в храм села Мячково, где икона и будет находиться 50 лет. После войны в монастыре открыли санаторий "Ленинские горки". В монашеских кельях располагались медицинские кабинеты, проживал персонал и дети младших классов. Рядом с гостиницей была деревянная школа, которая сгорела несколько лет назад. Старшие дети проживали в построенном корпусе (на фото слева), в котором сейчас расположена поликлиника.

13. Еще до войны здание Вознесенского собора было разделено на 2 этажа. На 1-м этаже была кухня и столовая, на втором клуб с кинотеатром, а еще в башенках располагались несколько медицинских кабинетов. В одном из них мне лечили зуб:). Как вы догадались, я там был в санатории зимой 1983 года. То что это был монастырь мы даже не знали. Куполов, конечно же, не было. Стены в были покрашены зеленой масляной краской. В монастырской трапезной, к которой пристроена церковь Воздвижения Креста Господня, были оборудованы дешевые. В Иерусалимском храме устроили водолечебницу. В алтаре стояли ванны, в которых больные принимали водные процедуры.

В 1992 году монастырь передали Русской Православной Церкви, и началась его вторая жизнь. Если и у Вас будет время перед вылетом или будет задерживаться рейс, который вы встречаете, заезжайте. Это гораздо приятнее, чем сидеть в машине на паркинге.

Всё самое оперативное можно смотреть у меня в