Мыс Ильи в Феодосии – романтика Крыма: фото, GPS-координаты. Мыс ильи или феодосийская легенда Нетронутый уголок дикой природы

Маяк на мысе Ильи под Феодосией уже 114 лет указывает путь кораблям. За это время высотные огни сориентировали в Черном море тысячи судов: корабли у этих берегов никогда не тонули. Сам маяк практически полностью был разрушен в годы Великой Отечественной войны, после заново построен, а в начале XXI столетия вместе с мысом-тезкой чуть не исчез с лица земли.

В мае 1890 года по решению российского правительства главная база Черноморского флота была переведена из Николаева в Севастополь. Город получил статус военной крепости 3-го класса и был закрыт для посещения иностранных судов. Встал вопрос о переносе коммерческого порта. После долгих дебатов приняли решение передислоцировать его в Феодосию. Там в срочном порядке начали возводить причальные сооружения и тянуть ветку железной дороги.

Феодосийский залив широким полукружием вдаётся в южный берег восточного Крыма, образуя удобную для стоянки судов бухту. Западная часть залива оканчивается скалистым мысом Святого Ильи. Крутолобый мыс, выступающий далеко в море, затрудняет подход к феодосийскому порту судам, идущим с запада. Здесь часты шквалистые переменные ветры, осенью и весной нередки внезапные туманы, летом - ливневые дожди, а многочисленные рифы, окаймляющие мыс, делают плавание вдоль его берегов крайне опасным. Не проходило года без морской аварии или катастрофы в этом месте. Собрал Нептун очередную дань с мореходов и в 1890 году: 16 февраля недалеко от мыса Святого Ильи разбился о рифы и затонул пароход «Великий князь Константин», а вскоре та же участь постигла и пароход «Владимир». Местные газеты с горечью писали: «Феодосия, сделавшись коммерческим портом, лишена даже портового огня… в бухту пароходы входят по огням феодосийского яхт-клуба».

И действительно, надёжного навигационного ограждения в ту пору не было на всём крымском южнобережье от Ай-Тодора (маяк там построили в 1835 году) до Чауды (здесь маяк начал действовать в 1888 году). Правда, как явствует из дошедших до нас исторических сведений, попытки поставить предупреждающий знак предпринимались не единожды, но сообщения эти больше похожи на легенды. Так, по одной из них, некий моряк-купец Илья Тамара, дважды терпевший крушение на рифах коварного мыса, но оставшийся в живых, на собственные средства поставил на самом высоком месте обрывистого берега церковь во имя святого пророка Ильи – распорядителя дождей, громов и молний. Что она собой представляла и сколько просуществовала - неизвестно. Есть сведения, что в 1816 году на её месте была освящена часовня Святого Ильи и моряки при подходе к порту днём ориентировались по купольному кресту, а ночью - по свету свечей, горевших в алтаре. Однако в 80-х годах XIX века мыс был первозданно пуст.

Взбудоражившие всех катастрофы 1890 года заставили Дирекцию маяков Чёрного и Азовского морей срочно рассмотреть вопрос о строительстве маяка на мысе Святого Ильи. С одобрения Гидрографического департамента в 1894 году мыс обследовали специалисты, и командир гидрографического судна «Ингул» выбрал место для установки маяка. Но из-за отсутствия средств начало строительства было отложено...

Неизвестно, сколь долго длились бы поиски морскими чиновниками средств на строительство маяка и скольких человеческих жизней стоило бы это бездействие, если бы в семье московского головы, известного мецената Константина Васильевича Рукавишникова, не стряслась беда - заболел туберкулёзом единственный сын, девятнадцатилетний Николай, только что поступивший в Московский университет. Консилиум врачей признал положение серьёзным, но мнения медицинских светил о способах лечения разделились. Захарьин предлагал немедленно везти больного в Башкирию на кумыс, а Остроумов категорически этому противился, настаивая на поездке в Крым. После молебна, совершённого у постели больного владыкой Иоанном Кронштадтским, семья решила везти Николая в Феодосию. Там основатель рода золотопромышленник Василий Никитич Рукавишников ещё в 60-х годах XIX века приобрёл имение, в котором любили проводить лето домочадцы.

Солнце, море и воздух, напоённый ароматами степных трав, мало-помалу возвращали силы в ослабленный болезнью организм. Здоровье шло на поправку. Немного окрепнув, Николай стал совершать прогулки в порт. Там любознательного юношу приметили, и вскорости он познакомился со многими капитанами судов, которые стали частыми гостями на даче Рукавишниковых.

Видя, как на глазах поправляется сын, растроганная мать, Евдокия Николаевна, задумала отблагодарить город Феодосию. Слушая рассказы капитанов о частых кораблекрушениях у мыса Святого Ильи, унёсших не одну сотню человеческих жизней, и о тщетности многочисленных попыток достучаться в двери морских чиновников, она всё больше укреплялась в мысли построить столь необходимый маяк на свои средства. Капитаны, с которыми Евдокия Николаевна поделилась задумкой, горячо поддержали благородное намерение и охотно давали советы, куда следует обращаться и какие шаги предпринимать для решения этого вопроса.

Осенью 1897 года Рукавишникова подала заявление в Дирекцию маяков о желании принять на свой счёт постройку маяка на мысе Святого Ильи. Через некоторое время пришёл ответ, в котором Дирекция маяков рекомендовала ей взять для будущего маяка световую установку «шведского огня». К письму прилагались план и чертежи башни, а световой аппарат чиновники заказали в Финляндии. Руководство постройкой маяка Евдокия Николаевна поручила технику Алексею Алексеевичу Полонскому, с братом которого была знакома, а сама не мешкая приступила к сбору денег: заложила дачу, отправила в Москву письмо супругу. Константин Васильевич одобрил задуманное предприятие и прислал недостающие средства.

Через год строительство маяка и дома для смотрителя закончили. Вскоре получили осветительный аппарат, и маяк начал действовать. В «Извещении мореплавателям» № 5 от 17 февраля 1899 года появилось официальное уведомление: «Дирекция маяков и лоций Чёрного и Азовского морей извещает мореплавателей, что в Чёрном море, вблизи Феодосии, на мысе Ильи, у зюйд-остового обрыва, установлен в деревянной будке на вершине деревянных козел часто переменный огонь с белыми и зелёными миганиями... Высота огня на уровне моря 214 фут и над поверхностью земли - 32 фута».

Чтобы оснастить маяк ещё и колоколом, для подачи сигналов в ненастье, Евдокии Николаевне пришлось заняться вязанием и благотворительной продажей цветных шерстяных кошельков. Жители Феодосии и отдыхающие с энтузиазмом поддерживали Рукавишникову. Кошельки шли нарасхват, и бóльшая часть их возвращалась исполнительнице наполненными золотыми монетками. Вскоре на маяке установили и туманный колокол.

Благодарные горожане и моряки Феодосийского порта настойчиво предлагали Евдокии Николаевне назвать устроенный маяк её именем, но она решительно отказалась, заявив, что это бескорыстный дар городу Феодосии за чудесное исцеление от страшного недуга любимого сына, а маяк должен называться Ильинским, по имени мыса Святого Ильи, на котором он установлен. Тогда капитаны судов, взволнованные не меньше, чем дарительница, сообщили ей, что, проходя мимо маяка, они каждый раз снимают фуражки и молятся о ней. От этих слов, как свидетельствует старшая дочь Евдокия, «матушка не выдержала и разрыдалась...».

Поставленный на средства Рукавишниковой деревянный маяк исправно служил морякам до 1912 года. Потом его перестроили: козлы и маячную будку сделали металлическими, заменили осветительный аппарат более мощным, а вместо колокола смонтировали пневматическую сирену. После реконструкции дальность видимости маячного огня и слышимость туманного наутофона значительно увеличились. В таком виде маяк пережил и революцию, и гражданскую междоусобицу и встретил Великую Отечественную войну. Но в декабре 1941 года во время Керченско-Феодосийской операции при ликвидации вражеской батареи, окопавшейся на мысу, огнём артиллерии эсминца «Железняков» маяк был разрушен. После освобождения Феодосии от фашистских захватчиков (13 апреля 1944 года) на мысу установили временный навигационный огонь. Капитальный маяк и городок для обслуживающего персонала были построены лишь в 1955 году.

Маяк сохранился до наших дней. Круглая пятнадцатиметровая белокаменная башня со светлыми трехъярусными окнами, увенчанная цилиндром фонарного сооружения, очаровывает изяществом и строгой красотой. Просторные лестничные марши ведут в маячную комнату, отделанную дубовой филёнкой. Здесь место вахтенного смотрителя. Из окон хорошо виден весь район ответственности - от мыса Киик-Атлама с остроконечной скалой-островом Иван-Баба на юго-западе до мыса Чауда на востоке. Из маячной комнаты вертикальный трап ведёт в святая святых - фонарное сооружение. Там, в центре гранёного стеклянного цилиндра, в 2006 году установили современный светооптический модуль, собранный на ярких светодиодах, а заботу о соблюдении режима работы маяка поручили электронике. Отпала необходимость и в ежечасных метеорологических наблюдениях. Входящая в состав системы управления мини-ЭВМ на экране монитора выдаёт в реальном времени все необходимые синоптические данные без участия человека.

А историю постройки маяка на мысе Святого Ильи бережно сохранила в своих дневниках и после окончания Великой Отечественной войны поведала в письме (от 21 октября 1947 года) начальнику Гидрографической службы Черноморского флота дочь Рукавишниковых Евдокия Константиновна. В конце трогательного повествования она сообщала, что все эти годы внимательно следила за судьбой дорогого сердцу Ильинского маяка: «Ещё в 1902 году, - писала она, - мы с умилением влезали на маяк с покойным мужем по его крутой ажурной лестнице и интересовались судьбой маяка в 1944 году после освобождения Феодосии от немецких оккупантов». Не будь этого письма, мы так и не узнали бы о благородном поступке замечательной русской женщины.

Если смотреть на географическое расположение, то с одной стороны Феодосия граничит с курортным поселком Береговое, а с другой стороны прикрыта хребтом Тепе-Оба. Он защищает город от сильных ветров, а также замыкает собой главную гряду Крымских гор, растянутых от Севастополя до Мыса Святого Ильи в Феодосии.

Сегодня я расскажу о том, как лучше всего добраться до мыса и что интересного можно там увидеть.

Мыс Святого Ильи, — это самая выпирающая часть хребта Тепе-Оба. Тепе-Оба в переводе с крымскотатарского означает вершина горы или конец гор. Так и есть, можно смело сказать, что в Феодосии горы кончаются, или наоборот начинаются. Кому как больше нравится.

Только потом за Керченским проливом, на Таманском полуострове они соединятся с цепью Кавказских гор.

За Феодосией можно встретить только равнины и поля, уходящие за горизонт.

На мыс Ильи лучше всего добираться на машине.
Дорога плохого качества, в основном проселочная.

Доехав до мыса, открылся замечательный вид на Феодосийский залив.
Я припарковал машину и решил прогуляться.

Сверху видно на много километров вперед!

Хорошо видны соседствующие с Феодосией поселок Береговое и поселок Приморский:

Кстати, с моря мыс Ильи выглядит так:

Вдоль дороги на склонах красиво цветут дикие огурцы Каперсы.

Внизу в бухте рыбаки расставляют сети и ловят рыбу.

Сейчас полным ходом идет строительство элитной недвижимости.

В период войны, на мысе были построены доты, удерживающие осаду противника.
Их раскопали, и они торчат из-под земли.

Название мыса Святого Ильи, связано с легендами:

На самом высоком месте мыса когда-то давно был древний храм. Феодосийская легенда рассказывает о моряке, которого звали Илья Тамар, дважды он потерпел у мыса кораблекрушение в день Ильи Пророка. Оба раза просил богов о прощении. И оба раза являлся ему Илья Пророк и спасал его от гибели.

После этого он построил здесь церковь во имя Святого Ильи Пророка.

С этого момента это место и стало называться мысом Святого Ильи.

Если присмотреться на западную часть Феодосийского залива, то именно у скалистого мыса Ильи создается сильная иллюзия для приходящих кораблей. Мыс Ильи как бы прикрывает вход в гавань. И не всегда это можно четко определить и понять. В период осенне-зимних штормов здесь часто тонули корабли. Появилась необходимость обозначить опасное место.

17 февраля 1899 года был построен маяк на оптической шведской системы Линдберга.
Его так и назвали Ильинский Маяк. Он был далек от теперешнего современного, зато очень помог сориентировать корабли и впоследствии обезопасил их от крушения.

Фото Маяка 1899 года.

Сейчас же маяк выглядит иначе:

Сегодня от Одессы до Новороссийска насчитывается 18 маяков, но таких, как Феодосийский, – всего 4.

Проход на территорию к маяку запрещен.

Я прошел параллельно вдоль территории маяка, чтобы посмотреть на противоположный берег.

Там нет спуска вниз, но передо мной открылся очень красивый вид на Двуякорную бухту и поселок Орджоникидзе.

Я смотрел и любовался бухтой. Слева от меня находился маяк.

Справа в 50 метрах забор и огороженная военная территория.
А возле меня паслись козы.

Наверху кое-где росли одинокие деревья.

Это отличное место, куда не водят экскурсий.
С мыса, как я уже говорил, открывается прекрасный вид, отсюда виден весь Феодосийский залив.

Тут ощущается прохлада. С моря дует очень чистый воздух, которым хочется дышать полной грудью.

Я побыл еще некоторое время на мысе.
Потом я сел в машину и на закате спускался вниз...

Наш гостевой дом находится в уютном заливе, на окраине Феодосии - мыс Ильи. Пьянящий и насыщенный морской бриз, создает свежесть в номерах, что прекрасно подходит для отдыха всей семьей, когда Вы вдали от городского шума, можете организовать свое пребывание в Крыму на должном уровне. Если Вам необходимы развлечения, то добраться до центра Феодосии несложно, а именно в центре есть все необходимое для потрясающих воспоминаний.

У нас Вы найдете номера, как для двоих человек, так и для компаний. Светлые и просторные рассчитаны на 2-х и более человек, и конечно же с видом на море. Выйдя утром на берег, Вы сможете наслаждаться восходом Солнца, окунуться в бодрящую прохладу моря, а вечером собраться и провести время в тишине или за бурным застольем.

Чистое море, до кромки воды всего 7 метров, собственный пляж и абсолютная свобода в чистой морской воде, что еще нужно для того, чтобы отдых в Крыму удался…

Вы можете отдыхать с комфортом под тентом, который находится на пляже, либо воспользоваться шезлонгом, который выдается бесплатно. И конечно же, собственный катер, необходимый атрибут эллинга, с этим удобством Вы отдыхаете незабываемо и с комфортом. Для всех гостей нашего Гостевого дома Алиса в Феодосии - первая прогулка и рыбалка на катере - бесплатная.

За дополнительную плату можно заказать вкусное 3-х разовое питание (домашняя кухня), а в мини-баре на первом этаже приобрести прохладительные напитки, соки, воду, пиво, мороженое.
Как добраться: 1. От автовокзала Феодосии встретим Вас бесплатно.
2. Организуем трансфер за дополнительную плату от аэропорта Симферополя.
Количество зданий: 1
Этажность здания: 4
Всего номеров: 7
Автостоянка: рядом (бесплатно)
Питание: - столовая: 3-х разовое питание по меню
- самостоятельное приготовление пищи в номерах не предусмотрено
Расстояния: - пляж галечный - 0 минут (выход на пляж)
- набережная - 20 минут
- центр города - 20 минут
- центр развлечений - 20 минут
- аквапарк - 1 час (на автомобиле)
- дельфинарий - 30 минут (на автомобиле)
- рынок - 10 минут
- магазин продукты - 1 минута
- остановка маршрутки - 5 минут
- аптека - 5 минут
К Вашим услугам (дополнительно): - трансфер (платно)
- Wi-Fi интернет
- стиральная машинка
- мангал
- детская площадка
- беседка
- гладильная + утюг
- СВЧ
- кабельное ТВ
Смена белья: через 5 дней
Смена полотенец: через 5 дней
Уборка в номере: через 5 дней
Ограничения: - детей принимаем с 3-х лет
- с животными не принимаем
- в номерах не курить
Скидки: возможны индивидуально
Бронирование: - заявка по телефону или на e-mail, предоплата за 2-е суток проживания
- при отмене бронирования менее, чем за 15 дней до даты приезда, предоплата не возвращается

Ильинский маяк далек от стандартных туристических маршрутов по Крыму. Сюда редко организуют экскурсионные туры. Однако год за годом это место все больше привлекает особо любопытных путешественников, готовых сойти с проторенных дорог. Ничего удивительного, ведь у маяка интересная история, а с земли, на которой он расположен, открывается необыкновенно красивый вид на море.

Примечательно, что у этой достопримечательности Феодосии нет конкретного адреса. Маяк находится на мысе Святого Ильи на южном побережье Крыма, в западной части Феодосийского залива.

В древние времена

Мыс издавна представлял угрозу для кораблей. Здесь часто гуляют сильные ветра, в осеннее и весеннее время бывают туманы, а весь берег окружен скалами и рифами, которые трудно заметить. Еще с древних времен в истории осталось немало упоминаний о суднах, потерпевших крушение в этих местах. Поэтому уже тогда жители Феодосии задумывались о необходимости ориентиров, которые были бы заметны с дальнего расстояния.

За несколько столетий до нашей эры территорию Феодосии занимали греки. На тогда еще безымянном мысе они выстроили небольшой храм. Постройка служила не только религиозным целям. Она также была указателем для проходящих кораблей. Судя по всему, разрушен храм был тоже в древности. Потому что морские суда продолжали разбиваться о скалы.

Гораздо позже, в XVIII-XIX веках, здесь была построена часовенка. Кто именно ее построил, неизвестно. Существует легенда, что во время сильного шторма рядом с мысом Святого Ильи терпел крушение корабль богатого купца. Когда надежды на спасение уже не оставалось, купец начал молиться и ему явился сам Святой Илья. Купец пообещал Святому построить часовню, если выживет. Он пережил бурю, но забыл данное обещание. И спустя несколько лет в этих же местах корабль все того же купца вновь терпел бедствие. Пережив одно и то же событие второй раз, торговец все-таки сдержал свои слова и построил часовню. Сейчас от нее остались только руины.

История Ильинского маяка

Сам Ильинский маяк начинает свою историю с 1890 года. В этот год из Николаева в Севастополь была передислоцирована главная военно-морская база Черноморского флота. А торговый порт был перенесен в Феодосию, так как бухта здесь очень удобная для стоянки. Однако свободному проходу судов, идущих с запада, препятствовали рифы в окрестностях мыса Святого Ильи. Не проходило и года без очередного повреждения или крушения. Самые известные случаи — крушение пароходов «Великий Князь Константин» и «Владимир», которые унесли жизни большого количества людей. Все это заставило Дирекцию маяков задуматься о строительстве путеводной башни. Однако денег на финансирование не было, поэтому реализацию затеи были вынуждены отложить.

Но все решило стечение обстоятельств, и строительство все-таки состоялось. В тот период из Москвы в Феодосию приехали супруга статского советника Евдокия Николаевна Рукавишникова и ее 19-летний сын Николай. Молодой человек был тяжело болен туберкулезом, прогнозы врачей были неутешительными. Однако морской воздух сотворил чудо — юноша излечился. В знак благодарности Евдокия Николаевна, которая не раз слышала от местных капитанов о постоянных кораблекрушениях, приняла решение построить маяк на собственные сбережения.

Осенью 1897 года в Дирекцию маяков пришло заявление, в котором Рукавишникова выразила желание профинансировать строительство. Имеющиеся у нее средства были весьма скромными, но их хватило, чтобы построить деревянную будку, установленную на козлах. В будке установили швейцарскую систему освещения Линдберга, которая поочередно мигала зеленым и белым цветами. Сооружение маяка и дома для смотрителя было закончено в 1899 году. Чуть позже рядом с маяком был установлен колокол, с помощью которого подавались звуковые сигналы при ухудшении видимости. Постройку хотели назвать в честь Евдокии Николаевны, но она настояла на том, чтобы закрепить название «Ильинский маяк». Только совсем недавно на территории маяка разместили памятную табличку, посвященную Евдокии Николаевне Рукавишниковой. Об этом городские власти попросила ее внучка Евгения Гиппиус.

В 1910-1912 годах маяк был реконструирован: колокол заменили на звуковую сирену, будка и козлы стали металлическими. В таком виде он профункционировал до начала 40-х годов. В годы Великой Отечественной войны Ильинский маяк был разрушен. Поговаривают, что русским солдатам пришлось специально взорвать его, чтобы уничтожить немцев, сидевших в окопах рядом с сооружением.

Маяк в наше время

Новый маяк был построен лишь в 1955 году. И с тех пор внешне остается нетронутым. Теперь это 15-метровая белая башня с окнами в 3 яруса. Относительно уровня моря высота маяка составляет 65 метров. Так что верхушка видна из любой точки Феодосийского залива. Удобные лестницы ведут в маячную комнату, отделанную дубовой филенкой. Отсюда открывается вид на всю подответственную зону. И только из маячной комнаты по вертикальной лестнице можно попасть на самый верх, к фонарю. В 2006 году на верхушку был установлен современный светооптический модуль из светодиодов. Светодиоды питаются энергией от кварцевого генератора, способного работать автономно много дней подряд. Каждые три секунды появляется белый проблеск, пауза между сигналами составляет 6 секунд. А управлением всей деятельностью маяка теперь занимается компьютер. Электроника позволила не проводить каждый час метеорологические измерения. Встроенная мини-ЭВМ без человеческого участия выдает все необходимые погодные показатели в режиме реального времени.

Историю маяка до середины XX столетия сохранила в своих личных записях Евдокия Константиновна, дочь тех самых Рукавишниковых. В 1947 году она рассказала ее в письме начальнику Гидрографической службы Черноморского флота. Все эти годы дочь Евдокии Николаевны следила за судьбой Ильинского маяка и несколько раз посещала его с мужем. Скорее всего, без ее письма мы бы уже никогда не узнали, кому Крым обязан столь важным объектом.

Территория вокруг маяка еще недавно была открыта. Сейчас, чтобы попасть за ограду и в саму башню, нужно получить разрешение от охраны. В постройках рядом с маяком можно зайти в небольшой импровизированный «музей», в котором собраны экспонаты, связанные с историей постройки. Если позволяет время, стоит задержаться у маяка до наступления темноты. В это время белая башня выглядит особенно привлекательно. Освещенные изнутри оконные проемы завораживают смотрящих.

Несмотря на небольшую известность, маяк успел попасть в кадр кинокамер. В 2013 году здесь проходили съемки эпизода картины режиссера Дмитрия Моисеева «Такие красивые люди».

Что же касается прямого назначения? Ильинский маяк продолжает функционировать и по сей день, указывая кораблям путь в Феодосию.

Как добраться до Ильинского маяка

Добраться до маяка по суше можно несколькими способами:

  1. На автомобиле. Дорога от Музея свободного полета займет около 25 минут. GPS-координаты: N 45.012644, E 35.42197.
  2. На такси. Как подъехать к Ильинскому маяку в Феодосии знает каждый водитель.
  3. Общественным транспортом (но часть пути нужно будет проделать пешком). На автовокзале следует сесть на маршрутку под номером 1, 2а, 14 или 15 и доехать до остановки «Городская больница». Далее пешком двигаться по Корабельному переулку до СПК «Маяк», после которого начнется открытая местность. Около 1,5 километров по извилистой грунтовой дороге до мыса. В качестве ориентиров послужат военные укрепления, расположенные вблизи маяка.

Которая начинается под Севастополем. Мыс невысокий, с белесыми крутыми берегами, которые постоянно размываются морем.

Ч ем ближе к Ильину дню. тем ниже нависают облака, душнее становится воздух и чаще ночные грозы.

А в Ильин день потемнеют облака, забегают змеи молний и треском громовых раскатов напомнит о себе пророк.

Беда попасть тогда в море. Хорошо, если только сорвет снасти. Иной раз закружит судно, швырнёт на скалу и щепками выбросит у мыса Ильи.

Помолись, моряк, на церковь пророка - не случилось бы несчастья.

А видна та церковь с большого расстояния, хотя и не велика она. Такая, какие строили в древние времена.

В те времена, когда верили в Верхнюю силу и знали свою слабость перед Ней. Хотя и были смелыми, пожалуй, смелей, чем теперь.

Не выдумали люди, что Илья, сын Тамары, построивший церковь, в открытое море ходил на дощанке.

А когда стал богатым и приобрел свой корабль, в самую страшную бурю не боялся оставить гавань и в декабрьский шторм поднимал паруса.

Но раз случилось выйти под пророка Илью.

Освирепело в тот день море, озлились небеса и попрятались люди в жилища. А Илья Тамара поднял сразу флакос и тринесту и белой чайкой унёсся в волну.

Кто рискнул бы сделать это теперь? Разве только сумасшедший.

Далеко ушёл Тамара в море, не стало видно берегов. Не знал он опасности и не верил в рыбачью сказку об Илье.

И молния, и гром от облаков.

И когда подумал так, накатился на судно вал выше мачты намного мер.

Васта темони, клади руль, - крикнул Тамара рулевому, но оторвался руль, и понеслось судно по воле ветра к береговой скале.

Понял Илья, что близка гибель, и в испуганной душе шевельнулось сомнение, не карает ли его пророк за неверие.

И в ту же минуту пронёсся с севера на юг громовой раскат, и над мысом, где теперь церковь Ильи, в пламени и тысячах искр опустилась огненная колесница.

Илья! - воскликнул Тамара и подумал в душе: - На том месте, где видел его, построю ему церковь, хотя бы пришлось для того продать корабль.

Матим бистин, своей верой клянусь в том.

Не успела остыть эта мысль, как примолкла гроза, и ветер с берега погнал волну в море, а с нею и Тамарин корабль.

Васта темони, - прозвучал над Тамарой чей-то грозный голос, и увидел себя Тамара стоящим у руля, который, подплыв к судну, стал на свое место.

К вечеру достиг Тамара Сугдеи, сдал товар и, нагрузившись новым, вернулся в Кафу.

Не рассказал, однако, никому о случившемся, пожалел продать корабль и решил заработать прежде побольше денег и тогда построить храм.

Сначала решил так, но вскоре передумал.

Не может быть, чтобы всё это случилось. Просто приснилось. Колокитья!

И, успокаивая себя так, он со временем забыл о своей клятве.

Всё шло хорошо; за десятки лет ни один из кораблей его не потерпел крушения, и Илья Тамара стал богатейшим купцом Кафы.

Однако в душе, помимо воли, жило что-то, что напоминало о случае в молодые годы. Не любил Тамара смотреть на гору, где было ему видение, и избегал выходить в море под Ильин день.

Но однажды, незадолго до этого дня, пришлось ему возвращаться от Амастридских берегов.

Да будет благословенно имя Георгия, патрона той страны!

Попутный ветер резко нес корабль, и вдали стали уже синеть Таврские горы.

И вдруг сразу стих ветер, точно смело его с моря, и корабль попал в мёртвый штиль.

Больше всего боятся его моряки, но наступал Ильин день, когда по всему Понту носится ветер, и Тамара спокойно лежал на корме.

Он подсчитывал барыши и. закончив подсчеты, улыбнулся торговой удаче.

Не нужно быть знатным, не нужно быть учёным, чтобы хорошо жить. Нужно только быть умнее других, чтобы пользоваться их глупостью. Алю пулу яде грамата, алю полите гносис!

Скверная мысль, - сказал кто-то в душе его, и вздрогнул Тамара.

Поднялся с ложа, посмотрел на берег. Оттуда медленно надвигались тучи, и зарница сверкала зловещим глазом.

Побежала по морю предветренная рябь, за нею береговик погнал волну.

Корабль поднял все паруса и взял нос на восток, где была Кафа, но, попав в странное течение, не мог далеко уйти.

А ветер быстро крепчал, недобрым шумом гудело море, воздух шипел и свистел, завывая.

Не выдержала порыва главная мачта и обломилась.

Плохо дело!

И в последнем сумеречном свете увидели гору, где когда-то случилось видение.

Вспомнил о нём Тамара и смутился духом. Настала темнота, нельзя было видеть своей руки; ливень заливал потоками палубу; волна била через борта и в трюмах появилась течь. Истрепались в клочья штормовые паруса; не слушался корабль руля, как гнилая нитка, оборвалась якорная цепь, когда нагнало корабль к берегам и попытались бросить якорь.

Одно чудо может спасти!

И молили люди о чуде; умоляли Илью смягчить гнев, обещали весь первый улов отдать на свечу ему.

А Тамара упал на колени и в сердце своём поклялся выполнить, что обещал когда-то в своей юности.

Огненная молния рассекла небо, опалила воздух, озарила корабль и скалы, среди которых он носился; в последнем зигзаге скользнула по мачте и загорелась сиянием впереди судна.

Кто-то грозный и гневный поднял над кораблем руку. Сверкал молниями его взгляд; в бешеном порыве рвалась борода; готовы были открыться уста для гибельного слова.

Элейсон имас, Кирие! Помилуй нас!

Опустилась рука проклятия и указала погибавшим путь спасения.

В стороне зажглись кафские огни, и… потухло сияние.

Как убитые, заснули дома корабельные. Не заснул только старик Тамара. Стоял у городского храма и шептал слова тропаря:

Почитающих тебя, Илья, исцели.

Стоял всю ночь и утром нашли его на том же месте. Не узнали его, так изменился он. Покоем величия дышало его лицо и близостью Неба светились глаза.

И когда через год иконный мастер писал образ пророка Ильи для нового храма, который построил на горе Тамара, это с него он написал лик пророка.

Оттого не видно гнева в пророческих глазах и нет страха, когда смотришь на икону.

Умер Тамара глубоким стариком и под конец дней своих избегал говорить о пережитом, но люди читали об этом в чистом взоре его.

Ибо взор души человеческой проникает часто глубже, чем подсказывает речь.