Национальный музей рима термы диоклетиана. Термы Диоклетиана в Риме – огромный комплекс для водных процедур

Национальный музей Рима — один из главных центров исторической и художественной культуры единой Италии. Здесь потрясающее собрание древних скульптур, мозаик, фресок, монет. Музей не популярен у туристов, а зря.

Национальный музей Рима, фото Richard Mortel

Национальный римский музей (Museo Nazionale Romano) - это комплекс из четырех объектов, посвящённых римской истории:

  • Палаццо Массимо,
  • Крипта Бальби.

Он один из лучших музеев по устройству экспозиции, организации работы, удобству для посетителей. Национальный Музей Рима был создан в 1889 г. Он собрал воедино многочисленные экспонаты античного периода. Основа коллекции — собрание музея Кирхериано, которому в 1901 г. перешла коллекция виллы Людовизи. Сначала все экспонаты находились в помещении бывшего монастыря на территории Терм Диоклетиана. В 1990 г. была произведена реформа музея, и собрание рассредоточили по 4-м объектам. Сегодня Национальный музей располагает одной из богатейших коллекций античной скульптуры.

Палаццо Массимо

Крипта Бальби

Термы Диоклетиана, фото HEN-Magonza

Термы Диоклетиана (Terme di Diocleziano) — это руины древнеримских бань недалеко от . Возвели их в 298 – 305 гг. В 537 г. готы разрушили акведук, и бани прекратили своё существование. В 1561 г. Пий IV поручил Микеланджело реконструировать территорию терм. Кальдарий был перестроен в церковь Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири; появилось строение монастыря картезианцев. С 1889 г. некоторые помещения Терм Диоклетиана занимает историческая часть коллекции Национального музея Рима с собранием греческого и римского искусства. На трех этажах находятся различные артефакты, рассказывающие о развитии Римского государства с античных времен. В залах выставлены собрания надписей и скульптур.

Адрес Терм Диоклетиана: Viale Enrico de Nicola, 76, 00185 Roma,
Сайт: www.coopculture.it .

Дворец Массимо

Мозаика, фото David Morgan-Mar

Фрески с виллы Ливии, фото Devon D’Ewart

Палаццо Массимо (Palazzo Massimo alle Terme) построен в 1883-1887 гг. архитектором Камило Пиструччи. В цокольном этаже находится нумизматическая коллекция. Два этажа дворца занимает коллекция античной скульптуры, на третьем – мозаика и античная живопись. Запоминаются фрески, на которых нарисованы деревья, цветы и птицы, из зимнего триклиния с виллы жены Августа — Ливии. Гордостью музея считаются фрески Виллы Фарнезина. В залах выставлены саркофаги.

Сидящий боксер, фото @@@@@

«Сидящий боксер» — один из шедевров, статуя Эллинистической эпохи Iв. Кроме художественных достоинств, она являет образец металлообработки.

Адрес дворца Массимо: Largo di Villa Peretti, 2, 00185 Roma,
Сайт: www.museonazionaleromano.beniculturali.it .

Дворец Альтемпс

Палаццо Альтемпс, фото mctl

В Палаццо Альтемпс (palazzo Altemps) находятся собрания предметов искусства: собрание кардинала Людовизи, состоящее из 104 скульптур античного периода; египетская коллекция, коллекции князей Маттеи и австрийского кардинала Альтемпса.

Дворец Альтемпс возвели по проекту Мелоццо да Форли для Джироламо Риарио в XV в. на Марсовом поле, рядом с

Трон Людовизи, фото edk7

Трон из коллекции Людовизи — это шедевр греческого искусства V в. Он был частью алтаря храма Афродиты в Локрах. На центральном барельефе трона мы видим, как из пены морской рождается Афродита.

Зал с пергамской скульптурной группой «Самоубийство галла», фото M.Pardy

«Галл Людовизи» — это мраморная копия бронзовой группы большого триумфального монумента, который воздвиг Аттал I в пергамском храме Афины ок. 220-230 гг. Галл убивает себя и жену. Скульптура выполнена с подробной детализацией и экспрессией.

Саркофаг «Гранде Людовизи», фото GianJames

Еще один шедевр коллекции Людовизи — саркофаг «Гранде Людовизи» (II-III вв.), его высота 1,5 м.

Адрес дворцаАльтемпс: Piazza di Sant’Apollinare, 46, 00186 Roma,
Сайт: www.museonazionaleromano.beniculturali.it .

Крипты Бальби, фото Christopher Mendes

Экспозиция Крипты Бальби (Crypta Balbi) хранит экспонаты археологических раскопок и посвящена истории развитии Рима.

Адрес Крипты Бальби: Via delle Botteghe Oscure, 31, 00186 Roma,
Сайт: www.museonazionaleromano.beniculturali.it .

Время работы

ВТ-ВС с 09:00 до 19:45;

ПН выходной.

Билеты

Вход в один из 4-х музеев — €10,00; льготный — €5.
Если в музее проводится выставка, то билет стоит — €13,00; льготный — €8.

Комбинированный билет включает посещение всех музеев (Термы Диоклетиана, дворцы Массимо и Альтемпс, крипту Бальби) и действителен 3 дня.
Полная стоимость комбинированного билета — €12,00; льготная — €6.
Если проводятся выставки, то комбинированный билет стоит — €15,00; льготный — €9.

При покупке онлайн билета на сайте стоимость увеличивается на €2.

До 18 лет вход бесплатный.
Каждое первое воскресенье месяца — вход бесплатный.

Покупайте билеты заранее по интернету:

Купить билет →

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Руины древнеримских бань – термы Диоклетиана – были возведены в далеких 298–305 годах нашей эры. В современном Риме эти старинные термы относятся к . Кроме бань музей включает в себя еще три объекта, расположенных отдельно: , крипта Бальби и .

История терм Диоклетиана

Римский император Гай Диоклетиан хотел построить самые большие термы, с которыми не могли бы сравниться никакие другие. Так появились бани, общая площадь которых вместе с садами занимала около 13 гектар.

С 537 года, после разрушения акведука остготским королем Витигесом, термы больше не функционировали по назначению.

В 1563 году, по поручению императора Пия IV, Микеланджело провел масштабную реконструкцию Диоклетианских терм. Так кальдарий терм был перевоплощен в церковь, посвященную Богородице, ангелам и мученикам. Было сооружено здание монастыря картезианцев. Благодаря столь усердной реконструкции эти древнеримские термы сохранились до наших дней намного лучше, чем другие.

Термы Диоклетиана могли одновременно вместить до 3 тысяч человек. Очень обширные сады украшали фонтаны и павильоны. На территории были залы для проведения собраний и спортивных упражнений, работала библиотека.

Музей в термах Диоклетиана

С 1889 года в термах расположена коллекция римского и греческого искусства . В целом, есть на что посмотреть и чем восхититься.

В музее терм вы увидите не только шедевры Микеланджело, воплощенные в жизнь в церкви и монастыре, но и старинные статуи, саркофаги, рельефы, алтари, гробницы и много другого.

Как доехать

Термы Диоклетиана в Риме расположены рядом с площадью Республики. Напротив главного вокзала Рима Термини.

Время работы : Музей-термы можно посетить со вторника по воскресенье, с 9:00 до 19:30. Стоимость билета составляет 7 евро. Лицам от 18 до 25 лет – 3,5 евро. В первое воскресенье каждого месяца для посетителей до 18 лет вход бесплатный. В стоимость билета включено посещение остальных объектов Национального музея Рима. Билет действителен 3 дня.

Термы Диоклетиана (Terme di Diocleziano ) были построены между 298 и 306 годами, став венцом творения инженерной мысли своего времени, и представляли собой колоссальный термальный комплекс площадью более 13 000 кв. метров, крупнейший из когда-либо существовавших в Риме. По преданию, их возведением занимались осужденные на смерть христиане.

Термы занимали пространство между , Виминалом и . Их размеры можно оценить, пройдясь вокруг объектов выстроенных на их месте. Это , базилика , Национальный Римский Музей, базилика . Главный вокзал Рима, Термини, тоже назван в честь терм Диоклетиана.

Сооружения терм располагались огороженной искусственной платформе. Они включали в себя фонтаны, павильоны, библиотеки, залы для собраний. В центре комплекса находились сами бани, построенные по ставшему к тому времени стандартным плану - центральной осью с симметрично расположенными помещениями.


1 — Кальдарий, 2 — Тепидарий, 3 — Фригидарий, 4 — Бассейн, 5 — Палестры, 6 — Главный вход, 7 — Экседра

Простые, покрытые штукатуркой «под мрамор» фасады терм оживлялись скупыми мозаичными панно у входов. Такая простота декоративной отделки и постепенное нарастание объема к центральному залу подчеркивали грандиозность комплекса и отличали его от культовых сооружений. Отсутствие криволинейных помещений, а следовательно, и разнообразия форм интерьеров - это влияние Востока.


Термы Диоклетиана вмещали в себя более 3000 посетителей одновременно. Здесь было 3000 индивидуальных ванн и три бассейна с чистейшей водой. Холодные ванны располагались во фригидарии, теплые - в тепидарии, а горячие - в кальдарии. Самое горячее помещение - лаконик - использовалось, в основном, больными. Жар создавался огнем под полом, поддерживаемым рабами. Для нагревания воды также использовалось солнечное тепло. Вода поступала через отвод от акведука Марция.

Термы были открыты для всех жителей, в том числе для женщин и детей, и совершенно доступны по цене. Но даже скромная плата за вход зачастую покрывалась щедростью императора или какого-либо богатого человека, бравшего на себя стоимость посещения бань гражданами на срок от одного дня до года.


Посетители приходили в термы не только мыться. В их стенах устраивались всевозможные развлечения, пиры и другие мероприятия. Здесь, например, находилась библиотека, в которой проходили философские диспуты, а в гимнастических залах можно было заниматься спортивными играми и физическими упражнениями. Помимо этого, здесь просто можно было получить тепло зимой и прохладу летом.

Комплекс функционировал до 6 века и начал приходить в запустение и разрушаться с приходом готов, перекрывших акведуки для лишения римлян воды. И только в 16 веке под руководством великого 87-летнего скульптора и архитектора Микеланджело на руинах тепидария, с сохранением его стен, была построена базилика Санта Мария дельи Анджели э деи Мартири, названная так в честь христианских мучеников, погибших при возведении терм.


Базилика Санта Мария дельи Анджели э деи Мартири

Ряд помещений терм стал частью музея, а один из круглых вестибюлей преобразовали еще в одну базилику — Сан Бернардо алле Терме. Остатки другого такого вестибюля можно увидеть между улицей Виа Виминале и Пьяцца деи Чинквеченто.


Базилика Сан Бернардо алле Терме

Решение о создании Национального Римского Музея было принято в 1889 году. Его отделение в термах Диоклетиана было задумано для ознакомления с началом римской истории. Экспозицией музея являются сами стены терм, античные скульптуры, предметы быта, оружие древних римлян, этрусков и других населявших Апеннинский полуостров народов. Самые редкие экспонаты - саркофаги античного и христианского Рима. Обширный эпиграфический раздел демонстрирует возникновение и развитие латинского языка на различных носителях периода 8 века до н.э. — 4 века н.э.

Музей Терм Диоклетиана - это одно из четырех зданий, в которых располагается Национальный Римский Музей. Другие места следующие: Палаццо Массимо алле Терме , Палаццо Альтемпс , Крипта Бальби . Пост об музее Палаццо Массимо алле Терме , где через маршрут музея, можно вновь пережить историю, мифы и повседневную жизнь в Риме.


Изначально Термы Диоклетиана представляли собой колоссальный термальный комплекс имперской эпохи, построенный между 298 и 306 г. н.э., который занимал площадь более 13 000 м2.


По преданию, термы были построены осужденными на смерть христианами. Они вмещали более 3000 купающихся за раз, приблизительно в два раза превышая число людей, на которое были рассчитаны термы Каракаллы. На их строительство ушло 10 лет, по сравнению с 5 годами, которые ушли на строительство терм Каракаллы. При термах было три тысячи ванн и три просторных бассейна с чистой, прозрачной водой.

Во времена империи термы были открыты для мужчин, равно как и для женщин и детей, и даже очень скромная плата в один квадрант иногда покрывалась щедростью императора или какого-нибудь богача, который мог взять на себя целиком стоимость посещения бань на срок от одного дня до одного года. Римляне ходили в термы, чтобы встречаться с другими, погулять и поболтать, одни – чтобы поиграть в мяч и другие игры, другие – чтобы испытать более интенсивную физическую нагрузку, такую как борьба, или посмотреть, как это делают другие, и конечно же получить прохладу летом и тепло зимой. Холодные ванны находились во фригидарии – прохладной комнате в бане; имелись также теплое помещение, или тепидарий, а также отапливаемое помещение, калидарий, где были теплые ванны и горячий пар, чтобы вызвать потоотделение, как в наших современных турецких банях. Помещением еще горячее, лакоником, пользовались в основном больные. Тепло обеспечивалось яростным огнем под полом, разжигаемым рабами, с использованием большого количества дерева.

Купающиеся могли насладиться любым из них или всеми по очереди и в любом другом порядке. Сейчас мало что осталось от былой славы терм, но они все равно будоражат наши впечатления. Такие же чувства переполняют при виде .

Сегодня это месторасположение Национального Римского Музея, основанного в 1898 году. Его археологическое наследие - одно из самых богатых в мире, оно происходит из различных коллекций, а частично состоит из находок, найденных в термах. На территории термального комплекса Микеланджело умело расположил Церковь Санта Мария дельи Анджели в стиле эпохи Возрождения, которую пожелал Папа римский Пий IV в 1561 г.

В монастырском дворе, созданном Микеланджело, выставлены более 400 скульптур всех типов, принадлежащих римским мастерам (архитектурные находки, мраморные группы и статуи, саркофаги, алтари пожертвований).

Отделение музея в Термах Диоклетиана было задумано для ознакомления с началом римской истории.

В нем находится обширный эпиграфический раздел, демонстрирующий возникновение латинского языка благодаря текстам, написанным на различных носителях, относящимся к периоду с VIII века до н.э. до IV века н.э.

Термы Диоклетиана. О популярности терм в древнем мире свидетельствует тот факт что, например в знаменитых термах Диоклетиана, могли мыться около 3 500 человек.

Использование термов для гидротерапии было известно в Средиземноморье с древнейших времен. В частности, термальными водами пользовались греки. Об этом свидетельствует масса археологических находок, литературных и научных доказательств. Купания в горячих водах ценились греками прежде всего потому, что они верили их божественное начало. Не случайно в районах термальных источников строились храмы, такие как храм Аполлона в Дельфах или храм Олимпа. Несмотря на то, что древние народы ошибались насчет происхождения термальных источников, но в одном они оказались правы: вода из них действительно положительно влияет на организм человека. Достоинства горячих источников и минеральных вод в своем трактате «Использование жидкостей» восхвалял Гиппократ.




До наших дней термы Диоктетиана дошли в достаточно сохранном виде, подвергшись, правда, реконструкции в 1566 году. Один из круглых залов перестроен в церковь Сан-Бернардо-алле-Терме

Жизнь человека немыслима без воды. Вода является источником живительной влаги, с ее помощью мы готовим пищу и главное - после тяжких трудов совершаем омовение, которое приносит нам свежесть, здоровье и бодрость телу.С достоверностью трудно сказать, кем, когда и при каких обстоятельствах была придумана первая баня. Подробное письменное описание, посвященное баням, составил древнегреческий историк Геродот Галикарнасский в 5 веке до н. э. Он предполагал, что первые бани возникли у разных народов почти одновременно.Одними из первых, кто ввел культ бань, были египтяне. Эти бани выступали в качестве лечебных учреждений, так как в Древнем Египте многие болезни лечили с помощью воды. В египетских папирусах приводится множество рецептов, помогавших женщинам и мужчинам избавиться от признаков старения. Бани выступали главным средством омоложения и оздоровления. Греки в свою очередь переняли многие конструкции по устройству бань.


Греческие бани в начале возникновения имели название «лаконикумы» , от города Лаконика, откуда и распространились банные процедуры по всей Греции.

Нельзя не отметить в нашем рассказе большого поклонника бань Ирода - царя Иудеи. Его самым известным строением стал построенный в Масаде Северный дворец. Бани Масады были отделаны мозаикой и мрамором и поражали своей роскошью. Состояли они из комнаты для переодевания, комнаты с бассейном (она же и называлась прохладной комнатой), теплой комнаты и горячей парилки (калдарий) с двойным полом. Устройство самого помещения калдария чем-то напоминало современную финскую сауну. Также у царя была специальная комната для умащения тела целебными маслами и благовониями.


В древнем Риме бани возникли по греческому образцу бани, называли их термами (античная баня в Греции, при больших домах). Первые Термы в Риме выстроил император Агриппа (25-19 г.г. до н.э.) и передал их в пользование римскому населению.

А Римский император Андриан в свою очередь сделал культуру посещения терм массовыми. Он был родоначальником не только массового строительства общественных бань, но и основоположником типового строительства общественных зданий. Методы и системы отопления в его термах до сих пор вызывают восхищение современных специалистов. Системы подачи воды разной температуры для бассейнов поражает сложностью. О популярности терм в древнем мире свидетельствует тот факт что, например в знаменитых термах Диоклетиана, могли мыться около 3 500 человек.


Руины Терм Диоклетиана

Но если греки были одним из первых народов, оценивших горячие источники, то римляне стали теми, кто прославил это средство отдыха и лечения. Сделали это предки современных итальянцев посредством массового строительства общественных термов. Так, только в Риме число общественных и частных купален превышало 800 штук. Вообще, римляне старались строить темы везде, где обнаруживали термальные источники.



Термы Каракаллы

Самыми известными термальными строениями, дошедшими до наших дней являются термы Каракаллы и термы Диоклетиана. Взглянув на эти строения, несложно представить, как в купальнях отдыхали известные личности: Плиний Старший, Катулл, Витрувий, Тибулл, Тит Ливий, Гораций, Марциал и другие видные деятели. Последний, кстати, посвяти термам ряд своих эпиграмм. Примечательно, что несмотря на названные выше громкие имена, стоимость посещения купален была не очень большой. Так что они были доступны для всех жителей Римской Империи.

Термы Диоклетиана - это сооружение, которое архитектурно повторяет формы целого города. Оно было возведено в Древнем Риме и выполняло функцию бани. За один раз там могло поместиться 3 200 человек.

Диоклетиан, как один из древнеримских императоров, мечтал радовать своих гостей роскошными празднествами. Именно здесь, в конце III века н.э. были сосредоточены увеселительные мероприятия, богатые пиры и совершенно любые развлечения, какие можно было себе придумать. А для любознательных можно было пообщаться в библиотеках, которые располагались тут же.

Термы Диоклетиана были выстроены таким образом, что в любой день вода нагревалась теплыми лучами солнца, а там, где нужно было оставалась холодной. До VI века здесь функционировал легендарный древнеримский водопровод, пока он не был разрушен готами.

Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири (Santa Maria degli Angeli e dei Martiri), посвящённая Богородице, ангелам и мученикам в Риме. Расположена на площади Республики.

Позже на развалинах здесь была основана церковь Санта Мария дельи Анджели. Термы реконструировали в 1563 году по приказу папы. Всеми работами руководил Микеланджело. Кстати, ему тогда было 87.

Католическая церковь с ее высокими в то время нравами на руинах древнеримской бани, где народ предавался всем возможным грехам, от распития вин до любовных игрищ - вот это действительно ирония.

Об оздоровительном эффекте термальных источников говорили и римские медики, в том числе Гален, Плиний и Цельс. Они пытались обнаружить связь между заболеваниями и химико-физическими свойствами вод из термальных источников.

После падения Римской Империи многие ее структуры стали приходить в упадок. Естественно, это коснулось и термов, так как укреплявшееся христиантсво негативно относилось к этим местам, считая их неподобающими.


В средневековье термальные источники использовались только с лечебной целью. А в XIII веке началось их научное изучение. Свойствами и качествами воды интересовались многие ученые: Микеле Савонарола, Пьетро д ‘Абано и Пьетро да Эболи. Последний в одном из своих трактатов подробно описал целительные возможности 35 термальных источников в окрестностях Поццуоли. Постепенно из центров лечения термальные источники стали вновь приобретать статус центров отдыха и светской жизни, обрастая городами-курортами. Представители высших слоев общества Италии проводили на термальных источниках целые дни.



План Нолли, на котором запечатлены термы Диоклетиана

Современная популярность термальных источников в послевоенные годы стала вновь набирать силу. Признание реального оздоровительного эффекта термов позволило включить их в общенациональную санитарную систему и тем самым расширить способы лечения для всего населения.

источники
http://blog.design-class.com.ua
http://www.uadream.com