Нагорный карабах по армянски. Открыть левое меню нагорный карабах

Нагорный Карабах (Арцах) - история, конфликт, итоги. Узнайте, чем живёт Карабах сегодня.

Нагорный Карабах. Предыстория конфликта.

Волею судеб и территориального положения Нагорный Карабах располагался именно между двумя независимыми республиками – Азербайджаном и Арменией . Изучая Нагорный Карабах, карта которого представляла собой четкую середину между двумя государствами. Во времена процветания Великой Армении (правление царя Арташеса, II век до н.э.) Нагорный Карабах был присоединен к республике и стал частью Арцаха – армянской местности. В то время Арцах был провинцией и, разумеется, коренное население Карабаха составляли армяне . Со временем, Армения и Нагорный Карабах перестали восприниматься, как единое целое, а после завоевания Нагорного Карабаха Албанией, так и вовсе Карабах перестал быть собственностью Армении. Но, несмотря на завоевания, и бесконечную передачу из рук в руки, в Карабахе проживали армяне, которые были настроены на то, чтобы вернуть историческую местность во владения Армении. Но даже тогда, армяне не подозревали о том, что из-за обостренного чувства справедливости они вновь подвергнуться чудовищным мукам.


В 1921 году, через 3 года после официального завершения геноцида против армянского народа, был подписан документ, в котором значилось, что Карабах отныне принадлежит Азербайджану. Опять таки, при подписании документа, никто и подумать не мог, что принципиальность армянского народа не даст покоя никому. Стоит еще раз подчеркнуть, что принципиальность эта была не враждебной, армяне не хотели кровопролитий, стычек, войн и смертей. Со стороны это выглядело, как обычный принцип и попытка добиться справедливости, однако все было гораздо сложнее и запутаннее.

Армянское население Карабаха ни раз жаловалось на то, что власти Азербайджана не дают свободы жителям, всячески притесняют и не объективны в своих поступках и действиях. До заявления Алиева (глава Азербайджана, на то момент первый секретарь республики) о том, что правительство Азербайджана в 80-е годы старалось перенаселить Нагорно-Карабахскую республику, переселяя туда большее количество азербайджанцев, а 94 % армянского населения просто автоматически выдавливалось за пределы Карабаха.

Анализируя события того времени, многие историки приходят к выводам, что азербайджанское правительство сознательно подталкивало свой народ к вражде и сталкивало лбами с мирными жителями Карабаха. Нагорный Карабах, конфликт в котором не мог пройти незаметно, набирал ощутимые обороты. Другая группа историков и политологов утверждают, что отсутствие дипломатического стремления к завершению конфликта не позволило правительству Азербайджана мирно договориться с армянами Карабаха.

Начало конфликта.

В конце 80-х годов XX века азербайджанские власти вновь принялись за противостояние с армянами. Было принято решение искусственно «выдавливать» армян, и разработана целая стратегия для этого:

  1. Запрет армянского языка в школах, учреждениях, школах. Азербайджанский язык становится обязательным везде, в каждом уголке Карабаха. Разумеется, этого не понимают армяне и начинаются волнения. Именно после этого шага, в прессе появляются новости о том, что на улицах зарезаны несколько азербайджанцев. Главные подозреваемые – группа армян. Всем понятно, что армяне были ни при чем. Просто нужно было раззадорить народ, показать то, что армяне хотят войны.
  2. Парадоксальная несправедливость. В Нагорно- Карабахской республике в армянских селах отключали все коммуникации. Люди месяцами сидели без воды, газа, электричества. Рядом с такими селами, как издевка, вырастали новые поселения – красивые, с ровными дорогами и проведенными коммуникациями и заселялись они только азербайджанцами. Именно на этом этапе, многие мужчины принимают решение уезжать из Карабаха, так как понимают, что после такого, ничего хорошего уже не получится. Тогда еще никто не мог предположить, что Нагорный Карабах и война станут синонимами.
  3. Армянское население начало волнения. Митинги, демонстрации – они просили относиться к ним по- человечески и боролись за свои права. Но правительство Азербайджана преподнесло это так, что армяне опять чем-то недовольны. И люди со стороны, на самом деле не понимали, чем же так недовольны армяне. Поразительная разница было в действиях двух сторон: Азербайджан подогревал конфликт тихо, незаметно для посторонних, армяне просили помощи во всеуслышание.

Данная стратегия привела к необратимым последствиям. Политологи охарактеризуют этот этап, как подражание геноциду. Все те же похожие действия: армяне никого не трогали, никому не мешали и никому не угрожали. Противник решил действовать жестоко, бесчеловечно и без каких-либо видимых на это причин. До сих пор, многие армяне с содроганием вспоминают то, что было позже. Весь мир ужаснулся и сочувствовал армянскому народу.

Первые жертвы и основные воинские действия.

Следует отметить, что власти Азербайджана аргументировано отрицали свое командование в массовых беспорядках, которые произошли позже. Это неудивительно: азербайджанская сторона не отдавала команды военным. В данном конфликте не было военнослужащих ни с чьей стороны. Сейчас можно смело заявить, что произошедшее в городе Сумгаит – четко спланированная агитация населения, «зомбирование» местного населения и натравление друг на друга. Власти сообщили толпе, что армяне убивают азербайджанцев, а далее все можно было спрогнозировать за доли минут.

В Сумгаите произошли первые массовые убийства ни в чем не повинных граждан. Власти выдавали толпе, жаждущей крови, адреса армян. Обычных людей, которые в это время занимались домашними делами и ни о чем не подозревали. Те, кто каким-то образом смог спрогнозировать данные события, бежали из города. По предварительным данным, в то время город покинуло 18 тысяч армян. Они снова покинули свои жилище, своих родных, свои дома в поиске обычной безопасности. Люди уезжали с документами и в чем были на момент отъезда. Никто не вывозил вещи, драгоценности, честно нажитое имущество. Люди хотели жить и бежали при первой же возможности.

Волнения прошли по всей Нагорно-Карабахской республике. Разъяренные азербайджанцы убивали всех, кто был у них на пути – женщин, детей, стариков. Они целенаправленно шли по данным им адресам и как палачи, врывались и лишали людей жизни.

До сих в сознании людей сохранился случай, который позже освещали все журналисты мира. В Степанакерте, в столице НКР убили беременную женщину. И без подробностей этот факт ужасен. Но корреспонденты уточняли способ убийства: живот несчастной был порезан, а ребенка достали из тела матери. От этого ужаса содрогнулся весь мир, но не Михаил Горбачев. По непонятным причинам, генеральный секретарь, не отдавал приказ советским военнослужащим. У многих сложилось мнение, что советские военные просто наблюдали за резней.

Те, кто не успел убежать и кому не отключили телефон, пытались дозвониться в милицию. Люди считали, что в милиции им помогут, смогут защитить. Однако всем отвечали и советовали не выходить из дома. Стражи правопорядка, которые должны быть объективны при любых обстоятельствах, косвенно отправляли на смерть тех, кто смог дозвониться. Дозвонившиеся беспрекословно слушали милицию, оставались дома и были убиты в течение 3 часов. После данного конфликта, армяне мира прольют слезы при знаменитой фразе Горбачева: «Мы всего лишь не успели на 3 часа». И это «всего лишь» стоило многим жизни.

Оставшиеся в городе армяне, оборонялись, как могли. Мужчины выходили на улицу с камнями и ножами, оставляли дома старших сыновей, братьев и отцов, для того, чтобы те хоть как-то смогли защитить женщин и детей. Выжившие в той борьбе не любят распространяться о своем героизме, но их подвиги не должны быть незамеченными.

Один из участников того конфликта, Арташес, вспоминает: «Когда азербайджанцы стали врываться в наши дома, было уже поздно бежать, нужно было попытаться остаться в живых. Я оставил отца дома, со своей женой и маленьким ребенком, а сам, как мог, отбивался кирпичом и ножом. Папа закрыл собой мою семью, когда в дом ворвались они. С тех пор, я редко кому рассказываю данную историю, а второго ребенка мы назвали в честь отца. Если бы не он, то страшно подумать…».

Асмик: «Я маленькая была, помню, как папа отчаянно пытался куда-то дозвониться. Сейчас понимаю, что звонил в милицию. Когда дозвонился, я навсегда запомню его лицо…Он побледнел, и слеза покатилась по щеке…мама бегала в панике вокруг него и спрашивала, что же ответили в милиции. А он сухо сказал: «Сказали ждать. Их наверно». Через несколько минут в дом ворвались несколько человек, без ножей - это было чудом. Нас сильно побили, но мы выжили».

Эти комментарии людей, которые были непосредственными участниками конфликта, помогут всем сомневающимся убедиться, что же было тогда на самом деле в городах республики. Никто не захочет наговаривать и накликать на себя и на свою семью несчастья. Те, кто был тогда в эпицентре событий, честно рассказывали обо всех ужасах, которые творились вокруг них.

Ани, домохозяйка: «Родственники моего мужа бежали в Карабах после геноцида. После свадьбы мы переехали к ним, и представьте себе ужас наших родственников. Я молодая была и не могла поверить в такую жестокость, ведь ничего ужасного не было совершенно. Я навсегда запомню ужас матерей, чьих детей убивали. Маленькие детки после очень долго снились мне и, наверно, всем, кто видел этот ужас».

Артак, бизнесмен: «Я очень плохо помню события тех дней. Когда услышал про отмену армянского языка в школах, схватил жену и детей и уехали спокойно. Мы уезжали еще с вещами и с тем, что успели нажить. Я как-то интуитивно почувствовал, что будет что-то ужасное. Жена долго не верила мне, не соглашалась, а когда на пороге увидела наших соседей в окровавленных вещах, поверила».

Вопиющая несправедливость или «развязанные руки».

После распада СССР многие войска, оружие и техника остались на территории Азербайджана. Мирно было решено, что Азербайджан просто будет держать у себя все страшное оружие. Страшное, потому что Азербайджан был в такой агонии после Карабаха, что владение такой «мощью» развязывало не только руки, но и давало невидимый толчок для возобновления боевых действий, но уже совсем на другом уровне. В 1991 году Азербайджан становится независимой республикой, что позволяет совершенно свободно продолжить начатое и отвоевать земли. ООН принимает «страшное» решение, поддерживает Азербайджан, и власти Азербайджана принимают решение продолжить военные действия с целью полнейшего завоевания Карабаха.

Казалось бы, для армян это было ужасной новостью. Никто не говорит, что все это время было затишье и армяне стали свыкаться с ролью жертвы. Признание Азербайджана независимой республикой стал ножевым ранением в сердце всему армянскому народу. Армяне стали опускать руки, и это было неудивительно. Они наблюдали следующую картину: их обманным путем задерживали в городе, вырезали семьями, убивали, их жен насиловали, а детей забивали насмерть. И обидчики не только не наказаны, но еще и поощрены независимостью. Армяне знали, что за все те ужасы, которые они пережили в НКР, ответило всего несколько человек.

Гарик, в то время работал учителем в школе: «Мой сосед и коллега, азербайджанец, не был в числе тех варваров. Он прятал моих детей в подвале, а его обвинили в убийстве людей в другой части города. Этого не могло быть, но это сделали с моим товарищем. Я знаю, что обвинили еще несколько человек, которые никак не могли узнать наши адреса без помощи властей». Этот единичный случай помощи, но он имел место быть. Разумеется, не все азербайджанцы слепо шли на поводу у властей. Кто-то понимал еще в самом начале, что людей попросту стравливают друг с другом, однако понимающих были единицы. Основная масса предпочла бездумно следовать за своими властями и испачкать свои руки в крови. Известные историки отметят, что азербайджанское правительство имело сильнейшую власть над простым народом. Им хватило поверхностных убеждений для того, чтобы за ними последовал народ.

Обстановка накалялась. Азербайджанцы торжествовали и потирали руки, армяне боялись повторной резни. Азербайджанские войска вторглись на территорию Карабаха, совершенно не подготовленными. Они ощущали себя победителями, у них было оружие, танки и самоуверенность. Они и подумать не могли, что армяне, узнав о признании независимости, предугадали все желания Азербайджана. Армяне организовывали воинские отряды, вооружались винтовками и пистолетами. Именно это считается первым противостоянием и попыткой армян отстоять свою честь и достоинство. В то время, как на территории Карабаха, отряды из мирных жителей готовились к встрече, как могли, на территории Армении происходили последние приготовления к войне. Продумывание стратегий, планов и полная боеготовность. От отрядов армян Карабаха было необходимо лишь одно: открыть коридор, связывающий Карабах и Армению.

Армяне встречали «гостей» подготовленными. Спланированные тактики и специальные операции заставили властей Азербайджана понервничать. Однако только операция «Свадьба в горах» принесла необходимый урон азербайджанцам. После этой операции, коридор в Армению был открыт и полноправные войска Армении смогли прорваться в Карабах. Этот Лачино-Кельбаджарский коридор был создан Сержем Саргсяном . В то время Серж Саргсян был одним из создателей «Арцахского движения», которое было призвано вернуть Карабах Армении.

Для наглядности, следует отметить, что Карабах владел 8 танками, у азербайджанцев их было несколько сотен. Подбитые танки армяне ремонтировали, присваивали себе и использовали против их же владельцев.

Армения добилась всего того, что было задумано: армяне добились исторической и территориальной справедливости. Азербайджанцы отныне не имели никаких прав на Нагорный Карабах, а Нагорно-Карабахская республика стала независимой. Армяне торжествовали и плакали на могилах тех, кто не дожил и тех, кто стал жертвой человеческой жестокости.

Настоящее Нагорного Карабаха.

Нагорный Карабах сегодня – процветающая республика, которая восстает из пепла и огня медленно, но верно. Расцвет инфраструктур, процветание туризма все это дает надежду на мирное будущее. Разумеется, те, кто пережил произошедшее в 90-х годах, каждый день боятся за свое будущее и будущее своих детей.

Грач, водитель такси. «Я каждое утро просыпаюсь и боюсь, что в мою дверь постучат. Ни для дружеского визита, а для того, чтобы убить меня и мою семью. Я выжил тогда и что-то подсказывает мне, что второй раз мне так не повезет».

2015 год стал для Карабаха довольно продуктивным и насыщенным. В Карабахе провели перепись населения. Первую со дня объявления независимости и это вызвало довольно неоднозначную реакцию у Баку. Баку довольно резко относится ко всему, что происходит в Карабахе сегодня. По сей день у Азербайджана и НКР натянутые отношения. При этом армяне отмечают, что именно правительство Азербайджана до сих пор не может успокоиться, несмотря на то, что жертвами были все же не они. Социологи провели исследование, в ходе которого было выявлено, что азербайджанцы и армяне не являются враждующими сторонами на сегодняшний день. Их отношения между собой можно назвать нейтральными, лишенными жестокости. Дети того времени, сейчас взрослые люди, которые сами вправе выбирать себе окружение, друзей и приятелей. Армяне и азербайджанцы нового поколения не конфликтуют, не держат зла, но при этом, их отношения сложно назвать дружескими. Старшее поколение предпочитает держать нейтралитет.

Так как во время военных действий армяне лишились буквально всего культурного наследия в Карабахе, то все это время было положено на строительство церквей, мемориалов, воздвижение памятников героям и знаменитым и значимым людям.

Направления экономики: сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность, туризм стали наконец-то работать на республику. Властям понадобилось больше 20 лет для того, чтобы поднять республику и вывести ее на должный уровень.

Несомненно, конфликт в Нагорном Карабахе поразил своей жестокостью и бесчеловечностью. Многие социологи, политологи и историки отмечают, что после геноцида армян и Великой Отечественной войны, произошедшее в Карабахе является жестоким преступлением против целого народа. Парадоксален тот факт, что в отличие от геноцида, Карабахский конфликт постепенно забывается и стирается в памяти. Возможно, из –за того, что количество жертв все же меньше, а может просто потому, что армяне свыклись со своей участью. Все произошедшее в Нагорном Карабахе еще раз доказывает, что армянский народ силен духом, непоколебим и ничто не в силах его сломить. Те, кто бежал из Нагорного Карабаха в те времена, не спешат возвращаться обратно. Они приезжают в гости к друзьям, к родным, к своей земле, а также к могилам тех, кого они потеряли. Именно это и не дает полностью отпустить и принять этот конфликт как данность и историческое событие.

Нагорный Карабах это исторический регион населенный преимущественно этническими армянами, являющийся де юре частью Азербайджана, но де факто с декабря 1991 года – независимой республикой под патронажем Армении. Конфликт в Карабахе начался в 1988 году, в последние годы существования СССР. Армянское населения Карабаха, являвшееся здесь большинством, и никогда не признававшее власть Баку, почувствовало, что распад Союза дает им шанс добиться независимости от республики Азербайджан, чуждой во всех аспектах жизни: религия (армяне – христиане, азербайджанцы – мусульмане шииты в массе своей), язык, менталитет. Со своей стороны, власти тогда еще советского Азербайджана используют партийные рычаги, чтобы осудить "националистические", "экстремистско-сепаратистские" процессы.

Активизация националистов в среде армян Карабаха с одной стороны, и непродуманные, грубые и бездарные действия и бездействие властей Азербайджанской ССР с другой (как, например, погромы в Сумгаите, жертвами которых стали 26 армян, плюс решение Азербайджана лишь Карабах статуса автономии), лишь только усугубляют ситуацию. Положение быстро перерастает в вооруженный и кровопролитный конфликт, где обе стороны проявляют немало жестокости по отношению к гражданскому населению, как среди армян, так и среди азербайджанцев. После почти 5 лет вооруженного конфликта между азербайджанскими войсками и поддерживаемыми Арменией карабахскими националистами, Карабах переходит под контроль армян. Ни одна страна мира, за исключением, собственно Армении, не признала независимость Карабаха. Вопрос Нагорного Карабаха является камнем преткновения в отношениях Армении и Азербайджана, и обе страны по сей день пребывают в состоянии войны. Кроме того, вопрос принадлежности Карабаха чрезвычайно чувствителен как для армян, так и для азербайджанцев. Все эти вещи следует иметь в виду туристу, путешествующему по Армении, Азербайджану и Карабаху.

В Арцахе (Нагорный Карабах) зафиксировано более 1700 историко-архитектурных памятников, в том числе около 600 монастырских комплексов и более 500 церквей, таких как церковь Ованеса Мкртича в Гандзасарском монастырском комплексе (1216-1238 гг.), соборная церковь монастыря Дади (1214 г.), главная церковь Гтчаванка (1241-1248 гг.), соборная церковь Хадаванка (1204 г.) и уникальные храмовые фрески Хутаванка. Стоит осмотреть руины дворца Хачена (XIII в.) севернее Хоханаберда, монастырь Аваптук (1163 г.) в 5 км. южнее Гандзасара, кладбище Вачара с церковью из отесанных базальтовых камней, церковь Мамакан в Цмакаохе, крепость Качахакаберд (IX в.), знаменитый монастырь Сурб Акоба (предположительно VI в.), монастырский комплекс кошика Анапат (XII-XIII вв.), церковь Сурб Геворк (XIII в.), труднодоступный монастырь Егиш Аракял (XIII в.), монастырь (ХVI в.) и замок (ХVIII в.) в Уреке, огромную крепость Гюлатах, Мардакертскую церковь (1883 г.), монастырский комплекс Сурб Аствацин (1174 г.) недалеко от Дадиванка, крепость Акана у подножья горы Балин, фрагменты загадочного церковного комплекса Инн Мас на плато Чкаарта, а также множество исторических и архитектурных ансамблей в долине реки Тартар.

В настоящее время посещение Карабаха не составляет труда, а Степанакерт связан с Ереваном регулярным автобусным сообщением. Для осмотра многих достопримечательностей потребуется автомобиль, или такси, поскольку регулярное пассажирское сообщение между населенными пунктами внутри Карабаха развито плохо.

Княжеская резиденция Цар интересна церквями Сурб Саргиса, Сурб Григора и Сурб Аствацацин и монастырем Гетамеч (ХII-ХIII вв.), по праву считающимися выдающимися произведениями средневековой армянской архитектуры. Хутаванк ("монастырь на холме") - крупный архитектурный комплекс, один из известных исторических центров национальной культуры. Уникальна и старинная крепость Джраберд, которая ни разу не была взята неприятелем, до сих пор многие секреты ее оборонительной системы остаются непознанными.

pin_dos | октябрь 2014

stereochippie | май 2013

puerrtto | октябрь 2012

asketic_travel | июль 2011

Все свои поездки всегда планирую за полгода, а то и больше. Весной этого года хотел посетить тур. выставку в Гостином дворе, но не мог выкроить время. Вдруг все мои знакомые, побывавшие там в первый день, стали рассказывать о произошедшем там скандале. Две женщины и мужчина представляли туры в Нагорный Карабах . Они не простояли и полдня, потому что молодые ребята, человек 15-20, блокировали их стенд, развернув свои флаги и плакаты.

Эта группа лиц выдвигала политические требования. По словам очевидцев, поражало не безучастие милиции, а спокойствие карабахцев. Не каждый способен сохранять выдержку, когда превосходящие числом люди оскорбляют и угрожают. Стенд Нагорного Карабаха на следующий день сняли, но скандал все же получил огласку.

Так я узнал, что есть туры в Карабах, а впоследствии задумал туда съездить дня на три-четыре. Позже решил взять такой тур: Нагорный Карабах 2 дня + Армения 2 дня. Пытался собрать информацию о турах в эту непризнанную республику, но почти ничего нигде не было. Немного выручил товарищ, стоявший рядом с карабахцами на выставке, потому что они успели передать моему другу кое-какие рекламные буклетики.

На карте Армении, продающейся в московских магазинах, Карабах не обозначен. На карте Азербайджана Степанакарт именовался Ханкенди. Приложение рассказывало, что в Ханкенди открыт университет, один институт, две-три школы. Также сообщалось, что жизнь налаживается, но ж/д в Баку временно закрыто. Негусто. Интернет тоже мало что дал. В общем, информацию собирал по маленьким капелькам.

Поездку запланировал на начало октября (в это время погода там - что надо), маршрут передвижения тоже продумал и через своего постоянного туроператора вышел на турфирму в Ереване.

В общем, в среду с утра мы с женой вылетали в Ереван, а в воскресенье вечером должны были вернуться. Конечно этого мало, но все же лучше чем сидеть в слякотной Москве.

Полет прошел хорошо. Пролетая над Кавказом, видели Эльбрус. Два раза развернулись над Севаном, и вот нас уже встречают в аэропорту с табличкой. Сразу едем в Карабах, а это почти 400км от Еревана. Знакомимся с встречающей стороной. Гид, девушка по имени Лилит, имеет историческое образование, преподает в университете и работает в свободное время в турфирме. Водитель Агас. Машина - старенький Опель.

Непередаваемый армянский колорит почувствовался сразу. Остановил нас гаишник. Агас вышел, поздоровался с ним за руку, о чем-то немного поговорил и только потом показал документы. На мои вопросы водитель ответил так: "Гаишников у нас мало, почти каждого мы знаем в лицо".

Проезжаем по араратской долине. Справа от нас гора Арарат, закрытая облаками. Тут мне приходит эсемеска: "Приветствуем вас в зоне роуминга Турции". Турция совсем рядом. Лилит рассказывает, что когда сюда приезжал царь Николай Второй, Арарат был закрыт. Николай хотел увидеть гору, но это никак не удавалось в течение трех дней, а на четвертый царю донесли: "Арарат открылся". "Теперь я не хочу его видеть," - ответил последний правитель России.

Агас - прекрасный водитель, летим 100-120км/ч. Обгоняем старую "Волгу", под завязку забитую гранатами. Агас решает нас угостить. Тормозим "Волгу", покупаем гранаты, усаживаемся и едем. Лилит и Агас переговариваются на армянском, гид начинает ругать водителя, тот оправдывается. Выясняется, что фрукты мы купили дорого, а главный аргумент, который приводит в защиту Агас, - что торговец был из г. Ардашата. Люди оттуда известны в Армении как жадины, у которых сбивать цену бесполезно. Тут немного отвелекусь и отмечу, что если армянин не сбрасывает цену, его нужно спросить: "Ты что, ванети?". Ванети - это выходцы из Ардашата. Ванети быть не почетно.


Трасса начинает петлять, подъезжаем к горам. Пейзажы меняются, один вид краше другого. Останавливаемся возле крутого склона. "Наша дорога к Карабаху обстреливалась из Нахичевани во время войны" - поясняет Агас и показывает два торчащих в горе снаряда. Они не взорвались, их разминировали и воткнули на приличной высоте. На память потомкам.

Петляем, петляем, поднимаемся все выше и выше, уши немного закладывает. Один перевал, другой, и вот мы влетаем в настоящие облака. Начинается дождь, становится прохладно. "Здесь всегда не жарко, это сисианский перевал," - обьясняет гид. Наш Опель взобрался на плато, то туман, то снова ясно. Дома крестьян небогатые, да и где они в Армении богатые? Вокруг альпийские луга, в этом районе проживают люди, разводящие скот.

Часто останавливаемся, - то коровы, то барашки переходят дорогу. День близится к концу. Вдруг в одном месте опять остановка, дорогу перегрождает стадо коров. Тут я заметил, что стоим не только мы. Чуть впереди Мерседесы с мигалками и джипы сопровождения покорно ждут, потому что коровы никогда не уступят дорогу. Из Карабаха возвращается мэр Еревана, но узнали мы об этом потом.



Темнеет в горах быстро, успеваем посмотреть сверху на Горис. "Это последний город Армении, дальше Карабах, полюбуйтесь видом Гориса," - рекомендует Агас. Городок зажигает свои огоньки, мы все немного отдыхаем перед самым трудным участком дороги. У водителя хорошее чувство юмора: "Черное золото Армении - это асфальт," - мимолетом замечает он. Будет асфальт - будет работа у армян, будут дороги, тогда и деньги тоже будут. Нужно заметить, трассы везде отличные.


Дальше движемся в полной темноте, становится жутковато. Встречные машины не попадаются минут по 10-15, жизнь, кажется, замерла. Наконец въезжаем в Лачин. По волнам памяти пробегает словосочетание "Лачинский коридор". Этот поселочек называется теперь "Бердзор", здесь жили азербайджанцы. За Лачин шли упорные бои, ведь это главный въезд в Карабах. Людей в поселке не много, как впрочем и работы.

После Бердзора кажется, что дорога издевается над нами, виражи становятся особенно крутыми, начинается страшный ливень, на лобовом стекле взбунтовалась щетка и чуть не улетела в туман, а может, и в пропасть.

Скорость у автомобиля небольшая, вспышки молнии освещают шоссе. Наконец мы в Степанаперте. Это название город получил в 1923г. в честь одного из 26 бакинских комиссаров Степана Шаумяна (на самом деле, бакинских комиссаров теперь не 26, а непонятно сколько, в Баку армян вычеркнули.). Город кажется непривычно большим после посёлков по дороге, расположен он на холме и имеет несколько уровней. Везде горят фонари, в центре необычайно много частников-таксистов. Клиентов не видно, но таксисты упорно их ждут.

Отель мы с трудом нашли, вселяемся. Отель нормальный, но с ужином есть проблемы. Продукты покупаются под заказ, население здесь бедное... Мы с Диной (моя жена) решаем все же поужинать. На улицах ни души, таксистов стало меньше, а армянское время - только 23:00. Видим какую-то кафешку с огоньками, идем к ней. Что нас там ждет - неизвестно, я готов ко всему.

Может, там боевики с автомтатами, может, продуктов тоже нет, может, на нас, русских, набросятся местные. Предполагали все что угодно, но увиденным я был просто ошарашен: в полупустом зале работает телевизор, официант смотрит "Дом-2". Ксюша Собчак разбирает отношения в какой-то паре. Эх, не в свое время Ксюша родилась, появилась бы лет на двадцать пораньше, тогда эта выпускница МГИМО и секс-символ молодежи без проблем разрулила бы отношения на Кавказе.

Ужинаем вкусным шашалыком и идем спать, день наконец-то закончен.

Утром осматриваем город. Война закончилась 12 лет назад, никаких следов от нее не видно. Лишь некоторые дома хранят следы от пуль и снарядов. Людей на улицах много, все отлично говорят по-русски (много беженцев из Баку), в центре продают продают цветы и похоронные венки в одной палатке. У нас в Москве такое вряд ли возможно. Детвора идет в школу с букетами, вспоминаю, что сегодня праздник - день учителя.

Символ Карабаха - памятник возле выезда из города "Папик и Татик". Две большие и удивительно милые головы дедушки и бабушки из красного камня. Дедушка с бородой, у бабушки рот закрыт платком, это национальная одежда карабахских женщин.

В советские временя в этих местах было зафиксировано самое большое число долгожителей, и это не удивительно: лес, горы и воздух, который можно не только пить, но и есть, как кислородный коктейль. Что еще нужно было в те времена для счастья? Даже самое старое дерево на территории СССР (возраст 2000 л.) растет где-то здесь.

Теперь я хочу сделать небольшое отступление и спросить: "Что такое история?". Прошедший день уже история, мы его помним. А тот период, когда нас не было, воспринимаем от других людей, хотя хронология событий, да и сами события могли развиваться по-другому. А были ли они вообще? Я знаком с двумя версиями истории Карабаха. Теория о том, что армяне появились в этих местах в 18-19 веке, и все исторические постройки специально состарены, мне кажется неправдоподобной.

В грузинских и персидских летописях упоминается с 14-15 веков местность Баги Сиах, по-персидски это "черный сад", а на тюркском языке звучит как "кара бах". Армяне Карабах именуют Арцахом. Был такой царь Ар, который сажал деревья "цах". Другая версия: "сар" - гора, "цах" - лес. Гор, покрытых лесом, тоже предостаточно. Историк Страбон упоминает об Арцахе, входившем в Великую Армению и прославившимся своей конницей. После крупного антиперсидского восстания в 5 веке, известного как Священная Вардановская Война, большая часть армян скрылась на территории Арцаха в густых лесах и продолжила партизанское движение. К концу пятого века Арцах приобрел определенную независимость, появились первые цари.

В 10 веке ведущую роль в царстве начинает играть княжество Хачен. До монгольского вторжения край сильно развивается, строятся монастыри. После монголов Арцах сильно дробится, появляется институт управления под названием "меликство". Потомки царей, "мелики", правят каждый своим наделом.

В 1701г. армяне Арцаха просят Петра Первого о вхождении в состав России, но тогда осуществить это было просто невозможно. Воспользовавшись внутренней распрей в 50-х годах 18 века, предводитель кочевого племени Сарыджаллу Танах Али при поддержке мелика Варанды Шанхазара Второго обосновывается в крае, ставит на месте крепости Шовшаберд крепость Шуши и провозглашает себя ханом Карабаха. В 1805г. Карабах добровольно вступил в состав России, что было потом записано в "Гюлистанском мирном договоре".

В 1826г. карабахцы вместе с русскими воевали с Персией. Посетивший театр военных действий А. С. Пушкин упоминал карабахский полк.


Первые большие и известные межнациональные столкновения произошли в 1905г., а затем еще большие в марте 1920г. Побывавший в Шуши в мае 1920г. С. Орджоникидзе описывал большие разрушения в городе.

Советская Власть присоединяет Карабах сначала к Армении, а затем решает вопрос в пользу Азербайджана. Бакинская нефть - серьезный аргумент. В то же время Ленин отдает Турции Карскую область- армянскую территорию. После погромов людей там оставалось мало, а обороняться молодая Советская Власть была не в состоянии. Так Армения теряет свой символ - гору Арарат. Нахичевань - тоже бывшая армянская территория.

Мы, осмотрев памятник, движемся в сторону монастыря Гандзасар (это почти 50км от Степанакерта). Дорога великолепная: горы, лес, желатая и зеленая листва - заглядение, одним словом. Встречаем старую женщину на ослике, она пасет овец. На вопрос о ее возрасте хитро улыбается. "Кокетничает. Замуж хочет выйти," - шутит Агас. На осликах здесь ездят 10% населения, еще 10% - на мотоциклах, а остальные - на российских авто.



Лилит обращает наше внимание на старую крепость под названием Качахаберд (сорочья крепость), которая упоминается в девятом веке. Там пряталась от врагов княгиня Спрам из Хачена. Качахаберд расположена довольно далеко от дороги, да и взобраться туда проблематично.

Едем дальше. Чистая и быстрая речка Тартар шумит в долине, а сверху наша дорога. Останавливаемся в деревне Ванг. Памятник воинам Отечественной войны соседствует здесь с монументом "Герои Арцаха", все ухожено. Карабахские армяне всегда были известны в Армении и за ее пределами своим стойким характером, многие из них во время ВОВ были награждены орденами и медалями. Во всем мире нет такого, чтобы из одного небольшого местечка вышли два маршала. Из деревни Чардахлы - маршал Баграмян и маршал Бабаджанян.



Наше внимание привелекает забор из одних азербайджанских автомобильных номеров. Оказывается, бывший сотрудник ГАИ огородил так свою территорию. А рядом стоит отель в форме корабля. Богатый человек, выходец из этой деревни, построил дорогу, отель и отреставрировал монастырь Гандзасар, куда мы и направлялись. Монастыри в Армении строили всегда в труднодоступных местах, на горах или в ущельях. Страна много раз подвергалась нашествиям, а туда пока еще враг доберетя. Это и спасало постройки.

Гандзасар был построен в 1238г., но крещение было отложено на два года в связи с нашествием монголов на Хачен. Историк Киракос Гандзакеции писал, что при крещении присутствовало более 700 одних только священников.

Ныне здесь немноголюдно, чувствуется удивительная благодать и спокойствие. Прекрасный вид на покрытые в жёлто-зелёно-рыжие тона горы. Даже шум реки Тартар здесь почти не слышен. Только сороки удивляясь нашему присутствию переговариваются на своем трескучем языке.

Заходим в храм. Могильные плиты князей, как символ покорности судьбе, уложены так, чтобы по ним ходили. Потолок в претворе храма в виде сталактитов. Лилит показывает нам два еле видных изображения. Справа и слева от алтаря на старых стенах и высоте в три метра угадываются лики ангелов. Они появились после окончания войны в 1995г. Иконопись в армянских церквях была не развита, может, батюшка сам нарисовал? Думаю, что нет. В жизни много необычного и необъяснимого.

На выходе из монастыря встречаем армянских туристов из Австралии. Каждый армянин считает своим долгом побывать на исторической Родине. К тому же посмотреть в Арцахе и в Армении есть на что.

Вновь проехав через Степанакерт, движемся в Шуши.


Этот городок расположен в 10 км. от Степанакерта и возвышается над ним, до войны там были санатории. Въезд в Шуши только с одной стороны, по одной дороге, с трех сторон неприступные скалы. На подъеме в гору - старое армянское кладбище, часть плит повалена, они, как солдаты, тоже пали во время войны. Остатки крепостной стены напоминают, что Шуши всегда был городом-крепостью.


Вдруг замечаем пятиэтажку с обгоревшей вывеской "Товары для детей". Окна в доме почти все выбиты, часть квартир подвергалась пожару, первый этаж (бывший магазин) завален кирпичами, а на доме следы от пуль и снарядов. Но на трех или даже четырех балконах развешено белье. Значит здесь живут люди.





Подьезжаем к небольшому отреставрированному после боев зданию. Там висит плакат на армянском языке. Лилит нам читает: "Да здравствует Карабахская Армия-освободительница". Направляемся к мечетям, их две. В советские временая обе работали, но ни одна карабахская церковь не функционировала, хотя армян-христиан намного больше, чем мусульман. В этом районе квартиры в домах разбитые и не очень расположились в шахматном порядке.


Смерть и жизнь играли здесь свою партию. Много пустых пятиэтажек, жилые заселены лишь на треть. Хотя, честно говоря, "заселены" - слишком громкое слово, значащее лишь то, что на балконах развешено белье, чтобы никто не претендовал на квартиру. А так значит место занято. Дверей в подъездах нет, а вместо стекол порой целлофан, везде груды строительного мусора и следы, следы, следы войны.

Вылезаем из машины, идем пешком. Проходим мимо пяти-шести женщин. Здороваемся, молча проходить здесь не принято. Первый вопрос нам: "Откуда вы?". Отвечаем. Они сразу говорят: "Посмотрите, как мы живем!". Начинают рассказывать про свою жизнь. История у всех практически одна: "... Я жила в Сумгаите, попала там под погром...... Я жила в Баку, в 88-ом переехала в Карабах...... Я жила в Азербайджане, теперь здесь вот...". "А я жила и буду здесь жить! Они меня выгнали из квартиры, я потом вернулась...," - говорит одна старушка. "Наши освободили.... Наши их прогнали.... Наши молодцы..." Люди доверяют нам свою боль, к разрухе они привыкли. Как говорится: "Глаз замылился". Но обида осталась.

Подходим к верхней мечети. Она похожа на красивую женщину в старости, чувствуется её былое великолепие. Минареты в нарядной мазайке и с дырками от снарядов. Входим внутрь. Там разруха, но мусора нет. Очень красивый потолок подпирают белые колонны, из разных окон через литые решётки льётся мягкий свет. Перемещаюсь к дальнему окну с правой стороны и вижу заросшие травой могильные плиты, на них надписи "лапшой". Впечатление такое, что они изучающе смотря на меня, как будто хотят пожаловаться: "Выслушай, у нас тоже есть обиды.... С нашими живыми обошлись нехорошо... Нас никто не навещает... За что всё это?!"






Пробежал холодок по спине, я отпрянул. Посмотрел на левую сторону окон, в разбитой пятиэтажке на балконе женщина вытряхивала коврик, причем делала это так, будто призывала: "Посмотри, как живут победители!".

Мощеной былужником улочкой мимо разбитых частных домиков поднимаемся вверх города. Подъем довольно крут, разница между нижней и верхней частью - сто пятьдесят метров. Какой же это раньше был город! Красивый, зеленый, великолепный, как и вид на окрестности. Как такое могло случиться, почему красота не спасла мир?

Наверху видим сгоревший автобус, он приехал на свою конечную. Железные ворота в одном дворике изрешечены пулями, а дома самого уже нет, лишь только стена, которую и стеной трудно назвать, и так почти везде.

Нам встречается группа мужчин. Из них резко выделяется один человек, зовут его Андроник. Одет в пиджак, левый рукав пуст, на правой руке нет двух пальцев. Андроник пользуется уважением. Сколько же ему лет? Вдруг понимаю, что Андроник лет на пять-шесть моложе меня. Дурацких вопросов про войну не задаем. Какое-то время он идет рядом с нами: "Вот подождите, восстановим Шуши, как Степанакерт, тогда приедете отдыхать к нам снова! Здесь великолепный воздух, для легких полезно. Вчера приезжал мэр Еревана, будут собирать деньги для нашего города". Жму на прощание Андронику руку. Фотографируемся. Записываем его адрес, обязательно пришлём фотографию.


В верхнем городе картина чуть лучше. Пятиэтажки тоже после боев, но в одной квартире замечаем пластиковые окна. Беженка из Грозного продает нам свечки возле отремонтированной церкви, жизнь она делит на "до 91-ого" и "после 91-ого".


Ставим свечи за всех этих несчастных людей. Вдруг дневную тишину храма нарушает весёлое автомобильное бибикание. Пять разукрашенных машин привезли невесту, жениха и гостей. Значит, что-то налаживается, по крайней мере, очень хочется в это верить.

Едем обратно, я замечаю памятник. Человек из белого мрамора сидит на скамейке, слева от него место свободно. Может, присесть? Да нет, как-то жутковато все здесь. Вдруг статуя обнимет левой рукой и утащит в свой мир мертвых?

Рядом расположен Дом Культуры, а на нем плакат. Прошу Лилит перевести, она сначала мнется, но потом исполняет просьбу: "Родина одного народа не может долго быть Родиной другого народа".

Осенью 91-ого оставшийся без "горбачевской" крыши "Ласковый май" сворачивал свой бизнес. А оставшийся без прямого управления из Москвы Карабах готовился к войне. Уже давно нет в Степанакарте азербайджанцев, а в Шуши - армян, зато есть перебои со светом, теплом, продуктами. Степанакерт вообще оказался отрезан от внешнего мира: дорога на Лачин была тогда блокированна, три раза в день прилетал вертолёт из Армении, но что это для целого города и окрестных послеков?

У Советской Армии была такая тактика войны в Закавказье: принять на себя удар врага в Нахичевани и Армении, измотать его, и перейти в наступление на его территорию. Исходя из этого, крупные склады оружия распологались в тылу, в Азербайджане. Поэтому перевес в вооружении после развала Союза был почти 1:3 в пользу Баку. В сентябре война в первый раз по-настоящему заявила о себе, произошел первый ракетный обстрел Степанакерта из Шуши. Ереван и Степанакерт всячески стремились потянуть время, хотя, конечно, горячие головы есть всегда и везде.

И вот над Карабахом в ноябре сбит вертолет с журналистами и руководством МВД Азербайджана, выжить не удалось никому. В случившимся обвинили Ереван. Наверно, это и было началом большой войны. Обстрелы стали почти стали ежедневными. Первый ответ из Степанакерта пришелся на поликлинику в Шуши. В обоих городах были большие потери. Такое положение сохранялось всю зиму 91-92г. Зима эта и последующие, начала девяностых, - самые трудные годы в истории Армении.

Беженцы из Азербайджана, прошедшее землетрясение, отрезанность дорогами от всего мира, электричество давали в сутки на 1 час, начавшаяся война с превосходящим по силам противником, да и экономика после развала Союза была почти никакой. Везде было холодно. Люди собирались погреться в каком-то одном доме, человек клал на печку принесённый с собой кирпич или камень и бежал потом домой, согреть этой крохой тепла близких. Армяне выстояли. Удивительное дело, количество разводов в семьях в то время по Армении было равно нулю.

Весной командование Степанакерта поставило задачу овладеть Шуши, но лобовые атаки успеха не приносили были большие потери. Первой ласточкой победы стало открытие "Лачинского коридора". Почти три месяца боёв, и небольшой, но очень стратегически важный посёлок взят.

В Шуши ситуация тоже была не лучше: дороги отрезаны, но сдаваться гарнизон не собирался. На этой войне таких вариантов, как у Салмана Радуева (он со своим отрядом 150-170 боевиков + 30 пленных омоновцев ускользнул из тройного оцепления) не было. Вопрос стоял: "или они, или мы", "ковалевы, новодворские, боровые", общество их наверное просто разорвало бы.

Шуши взяли в мае 1992г. Армянские бойцы по отвесным скалам, буквально цепляясь зубами за камни, взобрались ночью. Противник этого не ожидал, но и не сдавался. Бои шли за каждый метр, пощады быть не могло. Я когда был там, думал об одном - находились или нет женщины и дети в осаждённом городе. В Сепанакерте - да, а здесь? Наверное, тоже да. Куда ты денешься, когда твой дом, двор, улица вдруг стали линией фронта? Да и любой человек всегда надеется на лучшее.

В июне-июле Баку перешёл в мощное наступление. Перевес в тяжелом вооружении сильно сказывался, но Арцах вновь выстоял. Из разных концов света приезжали армяне-добровольцы помочь своим братьям. Затем боевые действия шли с переменным успехом. В критические моменты министры обороны обеих сторон отправлялись в отставку.

Ну а армянский юмор остается таковым и на войне. На одном участке фронта с вертолета рассыпали муку, противник решил, что это химическое оружие, и отступил. На другом участке, к ишаку привязали аккумулятор, присоединили автомобильные фары, засыпали в зад красного перца, и ночью ишак побежал на вражеские позиции. Противник подумал, что это новое чудо-оружие, открыл обстрел. Так были выявлены огневые позиции.

Второй тяжелый период для Степанакерта - конец 93-го года, приход к власти в Баку Г. Алиева и последовавшее за ним мощное наступление. Помните вино "Агдам"? За этот город тогда шли упорные бои. Арцах отбил натиск и перешел в контр-наступление.

"Что вы здесь делаете, в Москве? Армянские танки в 300 км от Баку!" - кричал тогда перед телекамерами на торговцев азербайджанцев В. Жириновский. Победа, как женщина, достается тому, кто ее больше желает.

Мы покидаем город-призрак. Нам нужно попасть к вечеру в Ереван. Едем той же трассой. Впечатление очень сильное, какое-то время разговаривать не хочется. От мыслей отвлекает дорога, как только мы вчера в тумане тут проскочили. Спасибо Агасу, он отличный водитель. Ну а мы с женой смотрим участок, который в темноте не видели. Очень понравилась деревня Тех, бывшее село Кёрес. Это целый пещерный город, люди жили здесь с незапамятных времён. Даже церковь пещерная имеется.



В одном месте любуемся горами в виде перевёрнутых вверх сосулек. Красота и загляденье, других слов нет. В Ереван попадаем поздно вечером. Следующие два дня у нас - г. Дилижан, озеро Севан, ц. Хор-Вирап, мон. Нараванк и Гегард, сам Ереван и, особо хочу отметить, гарнийское ущелье. Стоит ехать в Армению, хотя бы чтобы всё это увидеть.

Я очень хорошо помню одну байку, ходившую в народе в конце 80-х годов прошлого века. В маленьком городке (название тогда упоминалось, а сейчас я его уже точно не помню) близ Ленинграда, в детском саду, повариха кипятила молоко, в которое случайно попала мышь. Времена были тяжелые, с продуктами напряженка, и женщина, выбросив мышь, дала молоко детям.

В том городке травили грызунов, и отрава попала в еду. Дети от яда почти все умерли, повариха повесилась, директора детского сада посадили. Смысл байки - Советская Власть плохая. Историй с подобным выводом тогда ходило много. Но если взяться за ум и подумать в данном конкретном случае, то картина будет другой.

Мышь весит 100-150г, попавший в еду и убивший ее яд - 3-10г. Оказавшись в пятилитровой (возможно, и большей) бадье, эти 3-10г растворяются. Что будет человеку, который весит 25кг, от этой дозы, растворенной в пяти литрах, если он выпьет 250 гр.? Да и целиковая доза отравы, которую взяла на себя мышь, не будет смертельной для ребенка. Максимум - понос. В. Ющенко более сильная доза не взяла. Но тогда мы верили в подобные байки, их было много, они вызывали недовольство.

Специальная агентура распространяла их. Наше. общество того времени было сравнимо с ребёнком 3-5 лет. Думали переименуем улицу, отсоеденим соседа нахлебника и заживём как в Америке. Распространялась тогда и байка, что Армения закрыла свою атомную станцию заботясь о своей экологии, а электричество хочет брать из России. Выдающийся философ современности С. Г. Кара-Мурза в своих книгах "Советский проект", "Манипуляция сознанием" и др. подробно разбирает как нас тогда дурили.

Он сам неполенился, ездил в городок, где "мышь отравила детей" и опрашивал жителей. Ничего подобного там небыло. Да и журналисты современные обязательно расскопали бы эту историю. А тогда общество медленно, шаг за шагом, готовили к слому жизнеустройства. Внушали мысль, что лучше будем жить одни, без Кавказа, Средней Азии и Прибалтики.



Каждый из нас имеет соседей: по дому, по даче, по гаражу и т. д. С кем-то дружим, а с кем-то так, не очень, но стараемся не драться. Люди, посещавшие Карабах в советские времена, отмечают, что два народа жили обособленно. Смешанные браки были крайней редкостью. Но жили. Пришёл Горбачёв, пошла гласность, наметились первые трудности в жизни. Монолит советского общества дал трещину. Виноградники вырублены-" сухой закон ", те противоречия, которые сглаживались в дружеских застольях, выплыли на поверхность. Посадив немецкого пилота на Красной Площади скинули прежних армейских руководителей, поставили своих.

У В. И. Ленина есть работа о самоопределении наций. Что сложного? Армян почти 70%, дайте им автономию. А. Д. Сахаров предлагал решить проблемы Карабаха "по-ленински", но верные "ленинцы" Горбачев и Алиев таковыми не оказались. Пошли первые выступления народа, как с одной, так и с другой стороны. КГБ в Карабахе устранился, а может, выполнял другие задачи (вспомните учения с гексогеном в Рязане послы взрывов домов в Москве). В обществе запахло кровью.

И вот в Агдаме застрелены из пистолета двое пастухов-азербайлжанцев. Неизвестно, кто это сделал. В ответ на это почти за 800км. в г. Сумгаит ночью на автобусах приезжают "пэтэушники" с металлическими прутьями, вернее их туда организованно привозят (нужно отметить, что людей привезли из тех районов, в которых армяне не жили). В мирном городе жителей вытаскивают из квартир, бьют, забирают имущество, раненых даже катком переезжают только за то, что они армяне.

Всё это продолжается 3 дня. Вдумайтесь в эту цифру, ведь это 72 часа. Где милиция, армия, КГБ? "Мы опоздали в Сумгаите на 3 часа," - цинично скажет потом Горбачёв. Ну и как говориться: "Процесс пошёл, процесс необратим." Армяне и азербайджанцы, веками, пусть и не всегда дружно, но жившие рядом, разъезжаются.

Почему был выбран Сумгаит, а не Баку? Да потому что знаменитая на весь мир бакинская интеллигенция никогда не допустила бы погромов. Последние армяне покинут Баку в 1990г. Азербайджанцев из Армении уедет 190 тыс, армян из Азербайджана 350 тыс. В. В. Жириновский утверждал, что в КГБ всё знал заранее, но никто ничего не делал специально.

Как организовываются погромы, мы все видели в 1999г. возле американского посольства в Москве. Ведь кто-то шепнул футбольным фанатам, что можно и нужно похулиганить, а милиция не тронет. Потом этот сюжет, как призыв к действию, долго крутило телевидение.

Сейчас Армения и Азербайджан не имеют дипломатических отношений, на границе - противотанковые рвы и минные поля. Думаю, это надолго. Определенные люди умышленно вели дело к распаду Советского Союза, стравили между собой два народа, цивилизованный развод не вписывался в сценарий. А сколько из-за этого искалеченных судеб, сколько жертв.

Кто организовал погромы в Сумгаите? Почему ракетную воинскую часть из Чечни вывели сразу в 1985г., а стрелковое оружие оставили?

Самое главное - обществу это уже не интересно.



Автохтонным населением региона были различные кавказские племена. Не позже чем со II в. до н. э. регион вошел в состав Великой Армении , как провинция Арцах (в греко-римских источниках Орхистена ). С начала II века до н. э. до 90-х гг. IV века н. э. территория современного Нагорного Карабаха находилась в границах армянского государства Великая Армения династии Арташесидов , затем Аршакидов северо-восточная граница которого проходила по реке Кура . После падения Великой Армении Арцах отошли к вассальной от Персии Кавказской Албании . В период долгого нахождения в составе Армении регион был арменизован . Антропологические исследования показывают, что нынешние карабахские армяне являются прямыми физическими потомками автохтонного населения области . С этой эпохи на территории Нагорного Карабаха процветает армянская культура . Согласно сообщениям исторического источника 700 года , население древнеармянской провинции Арцах говорило не просто по-армянски , но и на своём собственном диалекте армянского языка .

Российский историк конца XIX-го века П. Г. Бутков ссылаясь на Санкт-Петербургские ведомости от 1743 года приводит следующую цитату:

В Нагорном Карабахе находился Гандзасарский (агванский) католиксат Армянской церкви (Из письма Есаи Гасан-Джалаляна к Петру I):

В документе конца XVIII веке говорится:

Формально оно было признано за Россией по российско-персидскому Гюлистанскому мирному договору 1813 года.

Население

XIX век

По данным переписей первой половины XIX века, около трети населения всей территории всего Карабаха (вместе с равнинной его частью) составляли армяне, и около двух третей азербайджанцы . Джордж Бурнутян указывает, что в переписях показано: армянское население было, в основном, сосредоточено в 8 из 21 магалов (районов) Карабаха, из которых 5 составляют современную территорию Нагорного Карабаха, а 3 входят в современную территорию Зангезура . Таким образом, 35 процентов населения Карабаха (армяне) проживали на 38 процентах земли (в Нагорном Карабахе), составляя на ней абсолютное большинство (около 90 %) . Согласно к.и.н. Анатолию Ямскову, следует учитывать тот факт, что переписи населения велись в зимний период, когда кочевое азербайджанское население находилось на равнинах, а в летние месяцы оно поднималось на высокогорные пастбища, меняя демографическую ситуацию в горных районах. Однако Ямсков отмечает, что точка зрения на права кочевых народов считаться полноценным населением сезонно используемой ими кочевой территории, на сегодняшний момент не разделяется большинством авторов, как из постсоветских стран, так и из стран «дальнего зарубежья», включая и проармянские, и проазербайджанские работы; в российском Закавказье XIX века эта территория могла являться собственностью только оседлого населения .

Однако некоторые азербайджанские авторы, например кандидат политических наук Адиль Багиров в соавторстве с американским политиком Камероном Брауном , возражают против утверждений об историческом преобладании армян в Нагорном Карабахе, указывая статистику XIX века по всему Карабаху (с чисто азербайджанонаселенным равнинным Карабахом и частично азербайджанонаселенным Зангезуром), которая показывает азербайджанское большинство в бывшем Карабахском ханстве (без выделения отдельных районов) .

Население Нагорного Карабаха в начале ХХ века

В 1918 году карабахские армяне утверждали:

По статистическим данным, относящимся к последним годам, армянское население Елизаветпольского, Джеванширского, Шушинского, Карягинского и Зангезурского уездов, распределенное почти исключительно в нагорных частях этих уездов, составляет 300.000 душ и является абсолютным большинством в сравнении с татарами и другими этническими группами, которые лишь в некоторых местностях составляют более или менее значительную часть населения, тогда как армяне всюду представляют сплошную массу. Следовательно, мусульманская часть населения может состоять лишь на положении меньшинства, и из-за этого меньшинства в 3-4 десятки тысяч нельзя приносить в жертву кровные интересы народа

В 1918-1920 годах эта область была спорной между Арменией и Азербайджаном; после советизации Армении и Азербайджана, решением Кавбюро ЦК РКП(б) от 4 июля 1921 г. было решено передать Нагорный Карабах Армении, но окончательное решение оставить за ЦК РКП(б), однако новым решением от 5 июля он был оставлен в составе Азербайджана с предоставлением широкой областной автономии . В 1923 году из армянонаселенной части Нагорного Карабаха (без Шаумянского и части Ханларских районов) в составе Азербайджанской ССР была образована Автономная область Нагорного Карабаха (АОНК). В 1937 году АОНК была преобразована в Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО).

Этноязыковая динамика

Население НКАО
Год Население армяне азербайджанцы русские
157800 149600 (94 %) 7700 (6 %)
125.159 111.694 (89,2 %) 12.592 (10,1 %) 596 (0,5 %)
НКАО 150.837 132.800 (88,0 %) 14.053 (9,3 %) 3.174 (2,1 %)
Степанакерт 10.459 9.079 (86,8 %) 672 (6,4 %) 563 (5,4 %)
Гадрутский район 27.128 25.975 (95,7 %) 727 (2,7 %) 349 (1,3 %)
Мардакертский район 40.812 36.453 (89,3 %) 2.833 (6,9 %) 1.244 (3,0 %)
Мартунинский район 32.298 30.235 (93,6 %) 1.501 (4,6 %) 457 (1,4 %)
Степанакертский район 29.321 26.881 (91,7 %) 2.014 (6,9 %) 305 (1,0 %)
Шушинский район 10.818 4.177 (38,6 %) 6.306 (58,3 %) 256 (2,4 %)
130.406 110.053 (84,4 %) 17.995 (13,8 %) 1.790 (1,6 %)
150.313 121.068 (80,5 %) 27.179 (18,1 %) 1.310 (0,9 %)
162.181 123.076 (75,9 %) 37.264 (23,0 %) 1.265 (0,8 %)

За годы советской власти процент азербайджанского населения НКАО возрос до 23 %. Армянские авторы объясняют это целенаправленной политикой властей Азербайджанской ССР по изменению демографической ситуации в регионе в пользу азербайджанцев. Похожие этнические сдвиги в сторону титульной национальности наблюдались также в автономных республиках Грузинской ССР: Абхазии, Южной Осетии и Аджарии. Доля русского населения в Нагорном Карабахе, как следует из таблицы, стремительно увеличивалась в довоенные годы и, достигнув максимума в 1939 г., начала столь же стремительно сокращаться, что коррелирует с процессами, происходившими во всем Азербайджане и вообще во всем Закавказье.


Нагорно-Карабахская Республика (НКР) - государство, образовавшееся в процессе распада СССР на базе Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) - национально-государственного образования в государственном устройстве СССР, и армянонаселенного Шаумянского района. Столица - город Степанакерт. НКР была провозглашена 2 сентября 1991г. в соответствии с основополагающими нормами международного права.

Исторический очерк

Нагорный Карабах (армянское самоназвание - Арцах), расположенный на северо-востоке Армянского нагорья, издревле являлся одной из провинций исторической Армении, северо-восточной границей которой, согласно всем античным источникам, являлась Кура. Природно-климатические условия горного края обусловлены благоприятным географическим положением. В древнеармянском государстве Урарту (VIII-V до н.э.) Арцах упоминается под названием Уртехе-Уртехини. В сочинениях Страбона, Плиния Старшего, Клавдия Птолемея, Плутарха, Диона Кассия и других авторов указывалось, что по Куре проходила граница Армении с соседней Албанией (Алуанком) - древним государством, представлявшим собой конгломерат разноязыких кавказских горских племен.

После раздела Армении между Византией и Персией (387г.) территория Восточного Закавказья (включая Арцах) перешла к Персии, что, однако, до позднего средневековья не повлияло на этнические границы в регионе: правобережье Куры вместе с Арцахом (Карабахом) остается армянонаселенным. И только в середине XVIII века в северные районы Карабаха началось проникновение тюркских кочевых племен, что положило начало многолетним войнам с армянскими княжествами. Меликства (княжества) Нагорного Карабаха, управляемые наследными удельными князьями - меликами, сумели сохранить фактический суверенитет, включая собственные дружины, княжеские дружины и т.п.Будучи вынужденными столетиями отражать нашествия войск Османской империи, набеги кочевых племен и отрядов многочисленных и часто враждебно настроенных соседних ханов, а то и войск самих шахов, меликства Арцаха стремились освободиться от иноверной власти.С этой целью в ХVII-XVIII веках карабахские мелики вели переписку с русскими царями,в том числе с императорами Петром I, Екатериной II и Павлом I.

В 1805 году территория исторического Арцаха, формально получившая название Карабахского ханства, вместе с обширными районами Восточного Закавказья “на веки вечные” перешла к Российской империи, что было закреплено Гюлистанским (1813г.) и Туркменчайским (1828г.) договорами между Россией и Персией.

Арцах в 20-ом веке

Начался период мирной жизни, в целом продолжавшийся до 1917 года. После развала Российской империи, в процессе формирования на Кавказе государств, Нагорный Карабах в 1918-1920гг. превратился в арену жестокой войны между восстановившей свою независимость Республикой Армения и новосозданной в условиях турецкой интервенции Азербайджанской Демократической Республикой, которая с момента своего образования предъявила территориальные претензии на значительные армянские территории Закавказья.

Регулярные турецкие войска и азербайджанские вооруженные формирования, воспользовавшись смутой, вызванной мировой войной и распадом Российской империи, в продолжение геноцида армян в Турции в 1915 году, в 1918-1920гг. уничтожили сотни армянских деревень, устроили резню армян в Баку, Гяндже. И только в Нагорном Карабахе эти формирования натолкнулись на серьезное вооруженное сопротивление, организованное Национальным Советом НК, хотя Шуша - столица края, 23 марта 1920 года была сожжена и разграблена, а армянское население города уничтожено.

Именно тогда международное сообщество сочло необходимым вмешаться в конфликт, приобретавший все более трагический характер. 1 декабря 1920 года на основе доклада своего третьего подкомитета Пятый Комитет Лиги Наций, реагируя на территориальные притязания Азербайджана и массовые антиармянские погромы, единогласно высказался против принятия Азербайджанской Демократической Республики в Лигу Наций. Тогда же Лига Наций, до окончательного урегулирования конфликта, признала Нагорный Карабах спорной территорией, с чем согласились все вовлеченные в конфликт стороны, в том числе и Азербайджан. Таким образом, в период возникновения в 1918-20гг. Азербайджанской Демократической Республики ее суверенитет не распространялся на Нагорный Карабах (равно как и на Нахичеван).

Установление советской власти в Закавказье сопровождалось утверждением новых политических порядков. После провозглашения в 1920г. Советского Азербайджана российские войска, до мирного разрешения вопроса, согласно Договору между Советской Россией и Республикой Армения, временно оккупировали Нагорный Карабах.

Однако сразу после установления советской власти в Армении Ревком (революционный комитет - главный орган власти большевиков в то время) Азербайджана декларирует признание “спорных территорий” - Нагорного Карабаха, Зангезура и Нахичевана - неотъемлемыми частями Армении. К моменту декларирования отказа от притязаний на Нагорный Карабах, Зангезур и Нахичеван эти территории не входили в Азербайджанскую Республику.

На основе отказа Советского Азербайджана от притязаний на “спорные территории” и на основе соглашения между правительствами Армении и Азербайджана Армения в июне 1921г. объявила Нагорный Карабах своей неотъемлемой частью. Текст декрета правительства Армении был опубликован в прессе как в Армении, так и в Азербайджане (“Бакинский рабочий” (орган ЦК Компартии Азербайджана), 22 июня 1921г.). Таким образом, состоялся акт цессии, который оказался последним в международно-правовом смысле законным актом по Нагорному Карабаху за время коммунистического режима в Закавказье.

Акт цессии приветствовали как международное сообщество, так и Россия, что зафиксировано в резолюции Ассамблеи Лиги Наций (18.XII.1920г.), в Справке-ноте Генерального секретаря Лиги Наций членам - государствам Лиги Наций (4.III.1921г.) и в Годовом отчете Народного комиссариата (министерства) иностранных дел РСФСР за 1920-1921гг. высшему органу власти - XI съезду Советов.

Вскоре, однако, большевистское руководство России в контексте политики содействия “мировой коммунистической революции”, в которой Турции отводилась роль “факела революции на Востоке”, меняет свое отношение к этнически ей родственному Азербайджану и к проблеме “спорных” территорий, в том числе к Нагорному Карабаху.

Руководство Азербайджана по указанию из Москвы возобновляет свои притязания на Нагорный Карабах. Пленум Кавбюро РКП(б), пренебрегая решением Лиги Наций и отвергая плебисцит как демократический механизм установления границ между Арменией и Азербайджаном, в 1921 году под непосредственным давлением Сталина и вопреки состоявшемуся акту цессии, с процедурными нарушениями принимает решение об отторжении Нагорного Карабаха от Армении с условием сформирования на этих армянских территориях национальной автономии с широкими правами в составе Азербайджанской ССР.

Азербайджан всячески оттягивал выполнение требования о предоставлении автономии Нагорному Карабаху. Но после двухлетней вооруженной борьбы карабахцев и по настоянию РКП(б) в 1923г. незначительной части был предоставлен статус автономной области - одной из конституционных форм национально-государственного образования в государственном устройстве СССР. Более того, Нагорный Карабах, видимо, с далеким прицелом, был раздроблен - на одной части сформировали автономию, а остальную растворили в административных районах советского Азербайджана, причем таким образом, чтобы ликвидировать физическую и географическую связь между армянской автономией и Арменией.

Таким образом, значительная часть территории, признанная Лигой Наций как спорная, была прямо аннексирована, и за пределами автономии осталась большая часть Нагорного Карабаха (Гюлистан, Кельбаджар, Карахат (Дашкесан), Лачин, Шамхор и др.). Тем самым, карабахская проблема была не решена, а заморожена почти на 70 лет, хотя и армянское большинство Нагорного Карабаха неоднократно обращалось с письмами и петициями к центральной власти в Москве, требуя аннулировать антиконституционное и неправовое решение 1921 года и рассмотреть возможность передачи Нагорного Карабаха в состав Армении. Даже в годы сталинских репрессий под угрозой высылки всего армянского народа со своей исторической родины (по примеру других репрессированных наций) не прекращалась борьба армян Нагорного Карабаха и Армении за выход края из состава Азербайджанской ССР.

Борьба за независимость

1988г. стал поворотным в истории Нагорного Карабаха. Народ Арцаха поднял голос в защиту собственных прав и свобод. Соблюдая все действующие правовые нормы и используя исключительно демократические формы выражения своей воли, армянское население Нагорного Карабаха выступило с требованием о воссоединении с Арменией. Эти события стали переломными не только в жизни арцахцев; они, фактически, предопределили последующую судьбу всего армянского народа. 20 февраля 1988г. внеочередная сессия Совета народных депутатов НКАО приняла решение, которое содержало просьбу к Верховным Советам Азербайджана - о выходе из его состава, Армении - о принятии в свой состав, СССР - об удовлетворении этой просьбы и опиралось на правовые нормы и прецеденты разрешения подобного рода споров в СССР.

Однако за каждым актом демократического волеизъявления и стремления перевести спор в цивилизованное русло следовали эскалация насилия, массовое и повсеместное попрание прав армянского населения, демографическая экспансия, экономическая блокада и др. Начались погромы и массовые убийства армян в удаленных на сотни километров от НКАО городах Азербайджана - Сумгаите, Баку, Кировабаде, Шамхоре, затем по всему Азербайджану, в результате которых сотни людей погибли и были ранены. Около 450 тысяч армян из городов и сел Азербайджана и Нагорного Карабаха стали беженцами.

2 сентября 1991 года совместная сессия Нагорно-Карабахского областного Совета и Совета народных депутатов Шаумянского района провозгласила Нагорно-Карабахскую Республику (НКР) в границах бывшей НКАО и Шаумянского района. Была принята Декларация о независимости НКР. Таким образом было осуществлено право, отраженное в действующем тогда законодательстве, в частности, в Законе СССР от 3 апреля 1990г. “О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР”, которое предусматривает право национальных автономий самостоятельно решать вопрос о своем государственно-правовом статусе в случае выхода союзной республики из состава СССР. В это же время (ноябрь 1991г.), вопреки всем правовым нормам, Верховный Совет Азербайджана принял закон об упразднении НКАО, который Конституционным судом СССР был квалифицирован как противоречащий Конституции СССР.

10 декабря 1991 года, всего за несколько дней до официального распада Советского Союза, в Нагорном Карабахе в присутствии международных наблюдателей состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения - 99,89% - высказалось за полную независимость от Азербайджана. На последовавших за этим парламентских выборах 28 декабря был избран парламент НКР, который сформировал первое правительство. Правительство независимой НКР приступило к исполнению своих обязанностей в условиях абсолютной блокады и последовавшей за ней военной агрессии со стороны Азербайджана.

Используя сосредоточенное на своей территории оружие и боеприпасы 4-й армии вооруженных сил СССР, Азербайджан развязал широкомасштабную войну против Нагорного Карабаха. Эта война, как известно, продолжалась с осени 1991 года до мая 1994 года с переменным успехом. Были периоды, когда почти 60 процентов территории НК находилось под оккупацией, а столица Степанакерт и другие населенные пункты подвергались почти непрекращающимся массированным авианалетам и артиллерийским обстрелам.

К маю 1992 года силы самообороны НКР сумели освободить г.Шуши, “пробить” коридор в районе г.Лачин, воссоединивший территории НКР и Республики Армения, тем самым частично ликвидировав многолетнюю блокаду НКР.

В июне-июле 1992 года в результате наступления азербайджанская армия оккупировала весь Шаумянский, большую часть Мардакертского, часть Мартунинского, Аскеранского и Гадрутского районов НКР.

В августе 1992 года Конгресс США принял резолюцию, осуждающую действия Азербайджана и запрещающую администрации США на правительственном уровне оказывать экономическое содействие этому государству.

С целью отражения агрессии Азербайджана жизнь НКР была полностью переведена на военные рельсы; 14 августа 1992 года был создан Государственный комитет обороны НКР, а разрозненные отряды сил самообороны были реформированы и на основах жесткой дисциплины и единоначалия организованы в Армию Обороны Нагорного Карабаха.

Армии Обороны НКР удалось освободить большую часть ранее оккупированных Азербайджаном территорий НКР, заняв в ходе боевых действий и ряд прилегающих к республике районов Азербайджана, превращенных в огневые точки. Именно с созданием этой зоны безопасности была предотвращена возможность непосредственной угрозы мирному населению.

5 мая 1994 года, при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали Бишкекский протокол, на основании которого 12 мая теми же сторонами была достигнута Договоренность о прекращении огня, действующая по сей день.

В 1992г. для урегулирования карабахского конфликта была создана Минская группа ОБСЕ, в рамках которой осуществляется переговорный процесс с целью подготовки Минской Конференции ОБСЕ, призванной добиться окончательного решения вопроса статуса Нагорного Карабаха.