Наказание за нелегальный извоз. Как и почему надо бороться с незаконными автобусными перевозками

Межрегиональные пассажирские автобусные перевозки «прославились» тем, что были и остаются одним из самых непрозрачных видов бизнеса в России. Нелегальные перевозчики - в этом собственно и состоит смысл их деятельности - не платят налоги, работают без лицензии, не оформляют билеты и не заботятся о безопасности перевозок. Ну и, конечно же, демпингуют. По оценкам экспертов, примерно 60% от всех автобусных пассажирских перевозок находятся в «серой зоне».

«Нелегальные перевозчики не выполняют всех тех законных требований, которые предписаны для легальных перевозчиков с точки зрения безопасности, а также они не контролируются. Нелегальный перевозчик - это не перевозчик, а путь на кладбище», — считает заведующий кафедрой МАДИ, директор Транспортной ассоциации Московской агломерации (ТАМА) Норайр Блудян.

В течение уже практически десятилетий на эту проблему закрывают глаза, в результате чего в целом ряде регионов страны отрасль оказалась, если называть вещи своими именами, во власти криминальных группировок. Более того, стремясь сохранить полный контроль над «крышуемым» бизнесом, они еще и активно противодействуют легальным транспортным компаниям, делая их работу «по-белому» во многом бессмысленной.

После каждого ужесточения законодательной базы злоумышленники находили новые лазейки.

Теперь же наблюдается стабильная тенденция: объем нелегальных перевозок продолжает медленно, но верно расти. В том числе благодаря распространившейся в последнее время практике, когда лицензированные компании позволяют работать под своей вывеской перевозчикам, не имеющим необходимых разрешений.

И еще одно негативное явление, получившее в России широкое распространение — деятельность онлайн-агентов (агрегаторов), пользующихся в том числе услугами «попутчиков» и нелицензированных перевозчиков.

Оборот рынка «попутчиков» в этом году составит 16,3 млрд. рублей и 31 млн. пассажиров.

Рост теневых схем в сфере междугородних автобусных перевозок происходит, понятное дело, за счет сокращения легального рынка. Так, отток пассажиров с автовокзалов и маршрутов легальных перевозчиков на «попутчиков» только за последние три года составил примерно 20%.

Это вызывает настолько сильную озабоченность легальных участников рынка, что они ищут правду в судах. Неделю назад несколько десятков автоперевозчиков и автовокзалов обратились в Таганский суд Москвы с требованием заблокировать популярный сервис райдшеринга BlaBlaCar. Компанию обвиняют в организации нелегальных перевозок, взимания несогласованной платы за перевозки, а также в том, что из-за работы сервиса под угрозой находится работа регулярного автобусного сообщения.

В настоящее время, по данным Ассоциации «Единая Транспортная Система «Автобусные Линии Страны», ситуация на рынке регулярных пассажирских перевозок выглядит следующим образом: 55% - пассажиропоток регулярных перевозчиков, 25% - «серые» перевозчики, 20% - сервисы «попутчиков» (онлайн-агенты).

Нелегалы также пользуются приемом, при котором регулярные перевозки маскируются под заказные — по тем же маршрутам, что и официальные, тем самым, перехватывая пассажиропотоки и лишая легальные автопредприятия выручки.

При этом билеты на автобусы доступны в свободной продаже в интернете, а рекламу соответствующих сервисов размещают на своих автобусах сами нелегальные перевозчики.

По данным Общественной палаты РФ, около 75% рынка межрегиональных пассажирских перевозок приходится на «псевдозаказных» перевозчиков. При этом действующий порядок регулирования перевозок по заказу не позволяет сделать однозначное разграничение. В результате возникают постоянные споры и конфликты между контрольными органами и перевозчиками.

Угроза безопасности пассажиров

Очевидно, что нелегальные перевозки пассажиров не отвечают требованиям безопасности. «Серые» компании используют старые и даже неисправные автобусы, отказываются страховать пассажиров на случай ДТП, не контролируют режим труда и отдыха водителей. Кроме того, водители не проходят медкомиссию, а транспортные средства - должный технический контроль. В целом по стране доля автобусов, находящихся в эксплуатации с превышением нормативного срока службы, с 2000 по 2016 годы увеличилась с 43% до 51%.

В последние годы фиксируется стабильно высокое количество ДТП, связанных именно с технической неисправностью транспортных средств. По данным ГИБДД, за первые шесть месяцев 2018 года по этой причине произошло 2 626 ДТП (103 человека погибли, еще 3,9 тыс. получили ранения). В 2017 году произошли 5 тыс. серьезных ДТП, в которых погибли 290 и были ранены 7700 человек.

В Твери, например, недавно произошел резонансный случай, когда в аварии погибли 13 человек.

Причем по одному и тому же маршруту шли два автобуса. Первым - нелегальный перевозчик. Его услугами воспользовалось большинство пассажиров, которые согласились ехать за меньшие деньги, сев в автобус не на остановочном пункте и не на автовокзале.

МЧС России/РИА «Новости» Авария с участием автобуса и микроавтобуса в Тверской области, октябрь 2018 года

Работа низкоквалифицированных водителей в процессе нелегальных перевозок также повышает вероятность ДТП. Например, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области около 55% водителей автобусов являются трудовыми мигрантами. По их вине в этих регионах ежегодно происходит 50-60 ДТП.

В целом за 9 месяцев текущего года произошло 11 ДТП с участием лицензионных перевозчиков, погибло 25 человек и 109 ранены, а в случае с перевозками пассажиров «по заказу» - 16 ДТП, погибло 40 человек и ранено 206.

Любая нелегальная деятельность игнорирует определенные требования правил безопасности и отчетности, замечает автор блога «Пробок.Нет» .

«В случае, если водитель не проходит предрейсовый осмотр, неизвестно, сколько он находится за рулем без отдыха: день, неделю. Это в дальнейшем приведет к серьезному ДТП. Также если техническое состояние автобуса никто не проверяет, то у него могут отказать тормоза», — заявил он в интервью «Газете.Ru». - Нелегалы обычно очень часто попадают в ДТП. Это проблема плохой подготовки водителей: как и где он получил права, непонятно».

Кроме того, пассажиры могут стать заложниками деятельности криминальных структур, которые порой в жесткой и агрессивной форме «выдавливают» легальных перевозчиков с рынка. Нередко под угрозу ставится безопасность и здоровье пассажиров - например, неоднократно имели место случаи обстрела из пневматического оружия автобусов, находящихся в рейсе, и проколы шин.

Ущерб для экономики

Из-за незаконной деятельности «серых» перевозчиков в бюджеты регионов не поступают налоги. К примеру, только Московская область теряет по этой причине ежегодно около миллиарда рублей. При финансовой неустойчивости «белых» перевозчиков возникает недостаток средств на обновление автобусов и снижается качество обслуживания.

По итогам 2016 года среди организаций, предоставляющих услуги регулярных автобусных перевозок, убыточными являются 63% предприятий, а сальдированный финансовый результат их деятельности составляет убыток в размере 9,5 млрд. руб.

В последнее время также усиливается тенденция падения доходов автовокзалов и автостанций - они оказались на острие атаки со стороны онлайн-сервисов (агрегаторов), работа которых не регулируется надлежащим образом.

Нерешенность проблемы функционирования нелегального перевозочного бизнеса наносит существенный вред российской экономике, препятствует формированию цивилизованного рынка транспортных услуг и развитию конкурентной среды.

Что делать

Государство является фактическим заказчиком безопасных и качественных транспортных услуг для населения, а также экономическим регулятором, обеспечивающим равные условия для всех участников на рынке. Поэтому решением обозначенных выше проблем должно заниматься государство, в первую очередь, путем внесения необходимых изменений в нормативно-правовую базу, уверены эксперты.

Такая работа ведется. 31 октября президент Путин подписал закон об обязательном лицензировании автобусных перевозок, который предписывает перевозчикам получить лицензии в течение четырех месяцев со дня вступления закона в силу.

Вместе с тем, по мнению экспертов, упорядочение системы государственного лицензирования усилит контроль над перевозчиками, но не решит всех проблем отрасли. Как считает Норайр Блудян, искоренить нелегальные перевозки возможно только в случае, если все органы власти будут жестко и без личных корыстных интересов выполнять свои обязанности. «Если есть те лазейки, благодаря которым нелегальные перевозчики продолжают свою деятельность, то почему государственные органы их не перекроют. Все всё прекрасно знают и понимают. Всем известно, кто владелец этого бизнеса, чей автобус и куда он приезжает», — подытожил Блудян.

Шумский соглашается с ним, добавляя, что для искоренения нелегальных перевозок, необходимо действовать не только запретительными методами, но и предлагать выгоду.

«То есть необходимо сделать так, чтобы выгоднее было стать легальным перевозчиком. Штрафы не смогут искоренить проблему. Можно конфисковать транспортное средство. Сейчас нелегальные перевозчики маскируются под частные заказы, поэтому бороться с ними не так легко», — пояснил он.

Среди других необходимых мер эксперты называют внедрение государственного регулирования сервисов попутных перевозок, повышение эффективности взаимодействия автовокзалов, интернет-агрегаторов и перевозчиков.

В свою очередь, администрация сервисов «попутчиков» должна нести ответственность за противоправные действия, также как и владельцы транспортных предприятий.

Автовокзалы же должны исключить предоставление билетов на рейсы легальных автобусных перевозчиков сервисам, не готовым отказаться от рекламы «попутчиков» и нелегальных перевозчиков, перейти на автоматизированные системы управления и новую модель работы, документально закрепляющую перечень обязательных и дополнительных услуг.

Однако, как показывает практика в смежных отраслях, все эти меры не позволят в полной мере решить проблему нелегальных перевозок. Для достижения результата необходимо также максимально исключить человеческий фактор и автоматизировать процесс контроля. Подобный подход, например, был использован при решении проблемы неоплаты парковок и превышения скорости на дорогах. При этом, чтобы такая цифровая система была эффективна, она должна не только выполнять контрольные функции, но и опираться на запросы легальных перевозчиков, позволяя им решать проблему недобросовестной конкуренции, а также помогать снижать затраты и повышать результативность работы.

Статья 11.141. КоАП РФ

Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси

1. Отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, -

2. Невыдача пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности, предусмотренных Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и подтверждающих оплату пользования легковым такси, -

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.

3. Отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства -

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.

Штрафы для таксистов 2016 года предусматривают наказание за то, что в салоне автомобиля отсутствуют информация, предусмотренная правилами перевозок пассажиров, а также за то, что водитель не выдал кассовый чек пассажиру.

Часть 3 статьи 11.14, пожалуй, наиболее интересная. Теперь отсутствие на автомобиле такси специальной цветографической схемы или специального фонаря (шашечек) на крыше приведет к наложению на водителя штрафа в размере 3 000 рублей. Можно сделать вывод, что все автомобили такси теперь будут выделяться из транспортного потока, а заниматься частным извозом, не имея соответствующего разрешения, будет достаточно сложно. Кроме того вводится и штраф за нелегальное такси 2016 года, который будет рассмотрен далее.

Статья 11.142. Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу

1. Отказ водителя предъявить договор фрахтования или его копию либо заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу, если договор фрахтования заключен в форме заказа-наряда, должностным лицам, уполномоченным на осуществление контроля за наличием у водителей указанных документов, -

2. Перевозка пассажиров и багажа по заказу без заключения в письменной форме договора фрахтования транспортного средства -

3. Взимание платы с пассажиров при перевозке по заказу неопределенного круга лиц -

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.

4. Посадка пассажиров в транспортное средство, предоставленное для перевозки пассажиров и багажа по заказу, без предъявления пассажирами документов, удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, или при отсутствии списка пассажиров в случаях, когда предъявление указанных документов или наличие указанного списка пассажиров является обязательным, -

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.

Статья 11.142 предусматривает для таксистов штрафы за нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу. В отдельных комментариях её части не нуждаются.

Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения, а также разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси

21. Перевозка пассажиров и багажа легковым транспортным средством, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси , -

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.

Отсутствие у водителя такси разрешения на осуществления деятельности по перевозке пассажиров с 1 января 2012 года будет наказываться штрафом в размере 5 000 рублей. Это и есть штраф за нелегальное такси.

В статью 12.4 также были добавлены части, относящиеся к опознавательным знакам автомобилей такси:

Статья 12.4. Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб, цветографической схемы легкового такси или незаконная установка опознавательного фонаря легкового такси

2. Установка на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) или незаконная установка на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч пятисот рублей с конфискацией указанных устройств; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, - двадцати тысяч рублей с конфискацией указанных устройств; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей с конфискацией указанных устройств.

3. Незаконное нанесение на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб или цветографической схемы легкового такси -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, - двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.

41. Управление транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный фонарь легкового такси, -

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

7. Управление транспортным средством, на которое незаконно нанесена цветографическая схема легкового такси, -

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.

http://pddmaster.ru/shtrafi/shtrafy-dlya-taksistov.html

Среди которых обязанность осуществлять перевозку пассажиров только при наличии соответствующей лицензии. Такой разрешительный документ выдается компании только после ее проверки Федеральной службой по надзору в сфере транспорта на предмет ее соответствия всем требованиям законодательства.

Чтобы избежать необходимости подготовки всех документов, многие компании работают без лицензии. Это касается и частных перевозчиков, которые не торопятся оформляться в качестве индивидуальных предпринимателей, предпочитая таксовать и не платить за это никаких налогов.

Почему нелегальное такси пользуется популярностью?

Такси – это неисчерпаемый вариант заработка, который позволяет водителю буквально за пару часов заработать немного денег для своей жизни. С первого появления, эта услуга пользуется большой популярностью у населения, ведь такой вариант передвижения по городу очень удобен. В отличие от обычного общественного транспорта, передвигающегося по строго составленному для него маршруту, автомобиль может довести клиента прямо до подъезда, обеспечив высокий комфорт пассажира на протяжении всей поездки.

Такая популярность такси у населения обусловила его притягательность для водителей. В особенности для тех, кто предпочитает неофициальный заработок, так как такой вид дохода приносит гораздо больше прибыли, чем обычный официальный труд.

Водители, таксующие без лицензии, не пользуются счетчиками, а договариваются с пассажирами о стоимости своих услуг.
Основная опасность использования нелегального такси – несоответствие автомобиля требованиям законодательства. Закон о такси предусматривает штрафы за нелегальную перевозку пассажиров, так как это может негативным образом сказаться на безопасности пассажира.

Что делать, если незаконная перевозка пассажиров была обнаружена?

Сотрудники дорожной инспекции постоянно проводят проверки для выявления незаконных пассажирских перевозок без лицензии. По требованиям законодательства, этот документ необходим для осуществления нескольких видов пассажирских перевозок:

  1. Передвижение водными видами транспорта.
  2. Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом.
  3. Передвижение на автомобиле, если он вмещается более восьми человек.
  4. Перевозка пассажиров на легковом такси.

Перевозка пассажиров без лицензии наказывается штрафом, который накладывается на нескольких лиц:

  1. На водителя, который нелегально перевозил пассажиров.
  2. На лицо, которое допустило такую перевозку пассажиров.
  3. На организацию, не имеющую лицензии на осуществление такого вида деятельности.

Если в ходе повторной проверки снова будет выявлено такое же нарушение законодательства, помимо штрафа допускается конфискация транспортного средства.

Какой штраф за нелегальное такси для частных перевозчиков?

На данный момент, за нелегальное такси без соответствующей лицензии действует штраф в размере 5 тысяч рублей. В зависимости от региона сумма штрафа может меняться и достигать до 10 тысяч рублей (максимальная сумма штрафа действует в Москве).

Если автомобиль, который осуществлял незаконную перевозку пассажиров, не имеет никаких опознавательных сигналов (наклеек шахматной расцветки), водитель привлекается к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 тысяч рублей.

Если водитель, осуществляющий перевозку пассажиров, после приема денежных средств, не выдал кассовый документ, подтверждающий оплату своих услуг, он также может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в 1 тысячу рублей.

Если лицо, управляющее легковым транспортным средством, незаконно использует атрибутику такси, он привлекается к ответственности в виде штрафа в 5 тысяч рублей.

Наказание за перевозку пассажиров без лицензии для организаций

Организации, которые осуществляют перевозку пассажиров, не имея на это соответствующего разрешения, привлекаются к штрафам в других размерам.

За отсутствие информации в салоне авто о правилах работы такси, должностное лицо должно в размере 10 тысяч рублей. Организация привлекается к ответственности в виде штрафа в 30 тысяч. Аналогичные штрафы установлены и для случаев, когда пассажиру не выдается чек или любой другой документ, подтверждающий оплату услуг такси.

Если автомобиль, используемый для перевозок, не оборудован опознавательными сигналами (фонарями или цветографическими схемами), организация обязана уплатить штраф в размере 50 тысяч рублей. Должностному лицу за такое же наказание придется оплатить 10 тысяч рублей.

Как избежать ответственности за перевозку пассажиров без лицензии

Сейчас избежать ответственности за нелегальную перевозку пассажиров можно только следуя требованиям законодательства. Чтобы таксовать, водителю потребуется:

  1. Зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.
  2. Купить соответствующую лицензию.
  3. Установить на свой автомобиль все необходимые аксессуары.

Если перевозка пассажиров — это основной вид предпринимательской деятельности, лучше выбрать упрощенную систему налогообложения.

Вся процедура по легализации предпринимательской деятельности занимает минимум времени и потребует расходов в размере до 30 тысяч рублей.


Порядок получения лицензии на пассажирские перевозки

Чтобы получить лицензию на право перевозить пассажиров, предпринимателю или представителю организации нужно обратиться в транспортное ведомство, расположенное по адресу проживания/юридическому адресу. При обращении необходимо иметь при себе:

  1. Документы, подтверждающие право собственности на автомобиль.
  2. Технический паспорт авто.
  3. Паспорт заявителя/доверенность.
  4. По две копии всех вышеперечисленных документов.

Транспортное ведомство принимает решение о выдаче лицензии в течение месяца с момента получения всех документов. Если специалисты приходят к положительному решению, заявителю выдается лицензия на пять лет.
Разрешительный документ должен содержать следующую информацию:

  1. Данные об автомобиле, на котором может осуществляться перевозка пассажиров.
  2. Данные о владельце авто.
  3. Дата оформления лицензии.
  4. Серийный номер документа.

Стоимость лицензии

Для получения лицензии на перевозку пассажиров, необходимо заплатить определенную сумму. Цена разрешительного документа варьируется от 5 до 10 тысяч рублей, в зависимости от региона. Самая большая цена установлена в Москве.

Гаганов Александр Андреевич - эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.ю.н.

Статья Гаганова А.А. «Правовые аспекты противодействия нелегальным перевозкам пассажиров и багажа легковыми транспортными средствами. Некоторые вопросы правового регулирования перевозок легковым такси» опубликована в журнале «Административное и муниципальное право», 2015, № 3. С. 256 - 262. Ссылки на законодательство приведены по состоянию на конец 2014 года.

Борьба с нелегальным извозом в крупных городах России обусловила принятие ряда специальных нормативных правовых актов в этой сфере, в том числе внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Однако недостаточная четкость определения понятия перевозок легковым такси, отсутствие единообразной судебной практики вызывает вопросы в разграничении составов административных правонарушений в сфере транспорта (глава 11 КоАП РФ), дорожного движения (глава 12) и предпринимательской деятельности (глава 14). Федеральный закон от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», так называемый закон о такси, имеет сложную структуру и несколько предметов регулирования, что существенно затрудняет его применение.
В настоящей статье мы рассмотрим составы административных правонарушений, связанных с перевозками легковыми такси, осветим некоторые проблемы разграничения составов и привлечения к административной ответственности за соответствующие правонарушения и предложим пути их решения.

ЗА ЧТО ОТВЕТИТ ЗАКОННЫЙ ТАКСИСТ, А ЗА ЧТО - НЕЛЕГАЛЬНЫЙ?

Административные правонарушения, предусматривающие ответственность водителей легковых такси, а также индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, закреплены в главе 11 КоАП РФ (правонарушения на транспорте) и главе 12 КоАП РФ (правонарушения в области дорожного движения).

В главе 12 КоАП РФ предусмотрено пять статей, связанных с легковым такси. Однако из них всего две устанавливают ответственность специального субъекта - водителя легкового такси (получившего соответствующее разрешение на перевозки). Это такие составы, как управление легковым такси, не прошедшим технический осмотр (ч. 2 ст. 12.1 КоАП РФ), и перевозка пассажиров и багажа водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (ч. 2.1 ст. 12.3 КоАП РФ).

Вторая группа составов 12 главы предусматривает ответственность за незаконное использование знаков отличий легкового такси: незаконная установка на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси (ч. 2 ст. 12.4 КоАП РФ); незаконное нанесение на наружные поверхности транспортного средства цветографической схемы легкового такси (ч. 3 ст. 12.4 КоАП РФ). Незаконными эти действия являются в случае, если на транспортное средство отсутствует разрешение на использование в качестве легкового такси. По этим двум составам штраф предусматривается как для граждан, так и для должностных лиц и юридических лиц.

Еще два состава в этой группе правонарушений предусматривают запрещение эксплуатации транспортного средства и наложение штрафа на водителя: управление транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный фонарь легкового такси (ч. 4.1 ст. 12.5 КоАП РФ); управление транспортным средством, на котором незаконно нанесена цветографическая схема легкового такси (ч. 7 ст. 12.5).

Третья группа составов (ст.12.31.1 КоАП РФ) предусматривает ответственность за нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом (включая легковое такси): нарушение профессиональных и квалификационных требований к водителям легкового такси (штраф налагается на должностных лиц и на юридических лиц); нарушение требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей; нарушение требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства (штраф устанавливается как для граждан, так и для должностных лиц и юридических лиц).

В главе 11 КоАП РФ предусмотрена одна статья, касающаяся нарушения правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси (ст. 11.14.1 КоАП РФ). Данная статья введена Федеральным законом от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ и предусматривает административную ответственность за нарушение требований к перевозкам пассажиров и багажа легковым такси, установленных названным Федеральным законом, а также Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее - Правила перевозок). В частности, административный штраф налагается на водителя, должностное лицо или юридическое лицо за следующие правонарушения: отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок; невыдачу пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности; отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства.

К нелегальному извозу также может быть применима статья 14.1 КоАП РФ, предусматривающая ответственность гражданина за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).

Исходя из распределения составов по главам КоАП РФ, можно предположить, что объектами правонарушений, совершаемых водителями легковых такси, могут быть: правила транспортных перевозок, безопасность дорожного движения. Водители, занимающиеся частным извозом без соответствующего разрешения, могут совершать правонарушения в сфере дорожного движения и предпринимательской деятельности.

Примечательно, что некоторые обстоятельства отражены как в главе 11, так и в главе 12 КоАП РФ. Так, требование установки опознавательного фонаря на крыше легкового такси и нанесения особой цветографической схемы на боковых поверхностях кузова легкового такси установлено Федеральным законом от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ и Правилами перевозок. Это требование обосновывается Федеральным законом в том числе целями обеспечения безопасности пассажиров. Поэтому ответственность за нарушение данного требования установлена в главе 11 КоАП РФ в специальной статье о нарушении правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси (ст. 11.14.1): здесь имеется в виду ситуация, когда транспортное средство в соответствии с разрешением на перевозки используется в качестве легкового такси, однако не имеет обязательных опознавательных знаков.

В главе 12 данное обстоятельство рассматривается в ситуации, когда «знаки отличия» легкового такси нанесены на транспортное средство незаконно: если на транспортное средство не выдано разрешение на осуществление перевозок пассажиров и багажа. В этом случае ответственность наступает как за незаконное нанесение цветографической схемы и установку опознавательного фонаря, так и за управление транспортным средством с незаконными «знаками отличия». Последнее действие образует самостоятельные составы правонарушения, потому что эксплуатация такого транспортного средства запрещена.

Обращает на себя внимание отсутствие в статье 11.14.1 административной ответственности за нарушение требования соответствия установленным цветовым гаммам кузова, если такое требование установлено законами субъектов Федерации. Видимо, это связано с тем, что в таких случаях ответственность может предусматриваться законом соответствующего субъекта Федерации. Можно предположить, что если законом субъекта РФ установлена обязательная цветовая гамма кузова легкового такси, то в подзаконных актах субъекта РФ (административном регламенте или порядке выдачи разрешений на осуществление перевозок) будет содержаться норма о последствиях несоблюдения данного требования (например, отказ в приеме документов на выдачу разрешения в отношении транспортных средств несоответствующего цвета). Так, Законом города Москвы от 11 июня 2008 года № 22 «О легковом такси в городе Москве» введено требование желтой цветовой гаммы кузова легкового такси (статья 2.1, введенная законом города Москвы от 22 мая 2013 года № 24). Согласно п.2.8.1 постановления Правительства Москвы от 28.06.2011 № 278-ПП «О мерах по реализации Федерального закона от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» несоответствие цветовой гаммы кузова транспортного средства является основаниями для отказа в приеме документов. Это означает, что в Москве вообще не может быть такси другого цвета, кроме желтого (если только разрешение на извоз не было получено до 2013 года).

В главу 12 включена статья о нарушениях требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (ст. 12.31.1 КоАП РФ), которая, несомненно, распространяется на легковое такси как вид автомобильного транспорта. Требования к квалификации водителей такси, к проведению предрейсовых медицинских осмотров и проведению контроля технического состояния легковых такси перед выпуском на линию установлены Федеральным законом от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ. Общее требование о необходимости проведения предрейсовых медицинских и технических осмотров установлено Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ст. 20). Учитывая, что соблюдение или несоблюдение данных требований непосредственно влияет на безопасность дорожного движения, включение соответствующей статьи в главу 12 КоАП РФ обосновано.

ЕСТЬ ЛИ ЭФФЕКТ ОТ ЗАКОНА О ТАКСИ?

Как принятые правовые меры юридически способствуют или не способствуют противодействию нелегальному извозу ?

Рассмотрим введенное в нормативных правовых актах определение понятия «такси». Федеральный закон от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ, хотя неофициально и называемый законом о такси, определения понятия такси не содержит. Отсутствует определение понятия такси и в других федеральных законах. Понятие «легковое такси» закрепляется в Правилах перевозок (пункт 2), утвержденных постановлением Правительства РФ, то есть подзаконном правовом акте. Под легковым такси понимается транспортное средство категории «M1», используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования.

В Законе города Москвы от 11 июня 2008 года № 22 «О легковом такси в городе Москве» дано другое определение понятия «легковое такси»: это легковые автомобили, предназначенные для осуществления таксомоторных перевозок (часть 1 статьи 1). В соответствии с Законом таксомоторные перевозки - это деятельность по перевозке пассажиров и их багажа легковым такси. Нетрудно понять, что данные определения по существу не являются таковыми в связи с наличием логической ошибки - круга в определении.

На фоне московского определения понятия легковое такси федеральное определение выглядит более понятным и правильным. Хотя на наш взгляд, в определение понятия «такси» следовало бы включить признаки, вытекающие из семантического смысла слова «такси», а именно, применение таксы (точно установленной цены) за определенное время или расстояние поездки, либо фиксированной таксы в качестве определяющего фактора формирования стоимости поездки. Важно также то, что эта такса устанавливается перевозчиком, а не государством.

В центре определения понятия легкового такси лежит публичный договор фрахтования. Договору фрахтования посвящена статья 787 Гражданского кодекса РФ (части второй): по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Данный договор относится к договорам перевозки (глава 40 части второй Гражданского кодекса РФ). Статья 787 Гражданского кодекса РФ содержит отсылку к транспортным уставам, определяющим порядок заключения таких договоров. Такой порядок закреплен в главе 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Важной характеристикой договора фрахтования в перевозках легковым такси является его публичность. Особенности публичного договора установлены статьей 426 Гражданского кодекса РФ. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Цена услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается.

Именно публичность договора фрахтования отличает легковое такси от нелегального извоза. Понятно, что при перевозке пассажиров водителем, не имеющим соответствующего разрешения, тоже заключается договор, как правило, в устной форме. Однако такой водитель вправе сам решать, с кем он будет заключать договор, а кому откажет. Цена договора также определяется соглашением сторон, и любая сторона может отказаться от заключения договора, если цена не устраивает.

На некоторых интернет-сайтах даются рекомендации водителям, осуществляющим перевозку пассажиров и багажа без соответствующего разрешения, о том, как избежать ответственности за нелегальный извоз. В частности, предлагается заключать письменный договор аренды транспортного средства с экипажем. По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (статья 632 Гражданского кодекса РФ).

В общих чертах договор аренды транспортного средства с экипажем и договор фрахтования различаются по предмету договора. Предметом договора аренды (в том числе договора фрахтования на время транспортного средства), является предоставление определенного имущества (транспортного средства) во временное владение и пользование арендатора. Предметом договора фрахтования (перевозки), является доставка пассажиров, грузов, почты и багажа в пункт назначения. Очевидно, что главная цель пользователя услугами такси, легального или нет, - одна: доставить себя и свой багаж из пункта, А в пункт Б. Если имеет место аренда автомобиля с водителем на время (безусловно, есть и такие случаи и, соответственно, договоры), то время является существенным условием договора и оплата должна зависеть от времени. Данный вид договора также следует разграничивать с договором перевозки пассажиров и багажа по заказу, который также должен заключаться в письменной форме. Правила перевозки пассажиров и багажа по заказу установлена разделом III Правил перевозок. Ответственность за нарушение этих правил предусмотрена статьей 11.14.2 КоАП РФ.

На наш взгляд, заключение письменного договора аренды транспортного средства с экипажем при перевозке пассажиров водителем, не имеющим соответствующего разрешения, в некоторых случаях может расцениваться как притворная сделка (часть 2 статьи 170 Гражданского кодекса РФ), то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку. Такая сделка ничтожна.

Так или иначе, договор фрахтования, заключаемый при перевозках пассажиров легковым такси, можно подменить перевозками по заказу, или договором аренды транспортного средства с экипажем, или другими договорными схемами. Однако по существу не публичный договор фрахтования уже не является договором перевозки, заключаемым легковым такси. Вопрос в том, какой ответственности пытаются избежать те, кто изобретает договоры для прикрытия нелегального извоза.

На первый взгляд, ответ очевиден: это ответственность, предусмотренная частью 2.1 статьи 12.3 КоАП РФ. Часть 2.1 статьи 12.3 КоАП РФ устанавливает штраф в размере 5000 рублей за перевозку пассажиров и багажа водителем, не имеющим при себе соответствующего разрешения. Размер штрафа в десять раз превышает санкции за аналогичные правонарушения, например, если водитель забыл взять лицензионную карточку, путевой лист, страховой полис, регистрационные документы на машину или даже водительское удостоверение. Более того, есть предложения по повышению размера штрафа по части 2.1 статьи 12.3 КоАП РФ именно в целях противодействия незаконному извозу (см. Резолюцию Международного Евразийского форума «Такси», 8-9 августа 2013 г., г. Санкт-Петербург). И повышенный размер штрафа, и предложения по его дальнейшему увеличению для борьбы с незаконным извозом указывают на то, что законодатель считает, что эта норма должна применяться в случае перевозок пассажиров легковым транспортным средством, на которое не получено соответствующее разрешение.

Однако судебная практика идет по другому пути, и виной тому несовершенная формулировка части 2.1 статьи 12.3 КоАП РФ. Так, в постановлении Верховного Суда РФ от 23.10.2013 № 18-АД13-30 состав данного правонарушения толкуется следующим образом: «Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как следует из буквального толкования данной нормы, выражается в перевозке пассажиров и багажа легковым транспортным средством, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, водителем, не имеющим при себе ранее полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси». На этом основании Суд полагает обязательным для правильной квалификации деяния установление факта получения разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. В случае неполучения такого разрешения, по мнению суда, деятельность по перевозке пассажиров и багажа квалифицируется по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). Кроме того, здесь может быть применима также часть 1 статьи 14.1 КоАП РФ в случае осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица. Однако для привлечения к ответственности по этим статьям КоАП РФ необходимо будет доказать, что деятельность по перевозке пассажиров носит систематический характер и имеет целью извлечение прибыли (в соответствии с определением понятия предпринимательской деятельности, описанным в части 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ).

КАК УЛУЧШИТЬ ЗАКОН?

Важным вопросом является достижение целей правового регулирования сферы перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Установлены существенные требования к легковым такси и повышенная ответственность за их нарушения. Возможно, некоторые требования и штрафы даже завышены. Все это, с одной стороны, обеспечивает безопасность пассажиров, которые получают больше гарантий пользоваться качественными услугами перевозки - квалифицированными водителями на исправных транспортных средствах. Но с другой стороны, это усложняет работу легальных перевозчиков и снижает ее рентабельность. Усиление государственного регулирования и контроля в сфере легкового такси уже привело к уходу с рынка многих легальных перевозчиков. Если введенные государством меры влекут за собой рост расходов перевозчиков, логично предположить, что будут расти и тарифы на перевозку легковым такси. Если при этом цены у нелегальных таксистов останутся ниже, граждане продолжат пользоваться их услугами и будут избегать легальных такси. На данный момент цели усиления правового регулирования сферы перевозок легковым такси не достигнуты (об этом говорится и в Резолюции Международного Евразийского форума «Такси», 8-9 августа 2013 г., г. Санкт-Петербург), и только мерами административной ответственности решить проблему нелегального извоза, по-видимому, не удастся.

Таким образом, экономический аспект в решении проблемы нелегального извоза нужно учитывать, и комплексно подходить к вопросу совершенствования законодательства в этой сфере.

Уже появились законодательные инициативы, предусматривающие экономические методы улучшения положения легальных такси, а также способствующие «выходу из тени» незаконных перевозчиков (например, законопроект № 564236–5). К таким мерам, в частности, относятся: уменьшение размера отчислений в пенсионный фонд для индивидуальных предпринимателей, налоговые льготы, внедрение системы работы в такси для физических лиц без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя на основании государственного патента и другие. Некоторые из этих мер потребуют расходов из федерального бюджета.

Если же говорить о мерах, не требующих бюджетного финансирования, в том числе мерах юридико-технического характера, то для совершенствования законодательства в сфере перевозок легковым такси, а также противодействия нелегальному извозу можно предложить следующее.

1. Учитывая отсутствие комплексного и последовательного правового регулирования сферы перевозок пассажиров легковым такси, а также несовершенство структуры и содержания Федерального закона от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ, считаем необходимым принятие нового федерального закона с четким предметом регулирования - легковым такси.

2. Необходимо закрепить понятие «легковое такси» в федеральном законе, включив в него видовые отличительные характеристики такси (принципы формирования цены договора перевозки).

3. Следует конкретизировать формулировку части 2.1 статьи 12.3 КоАП РФ таким образом, чтобы она была применима к водителям, осуществляющим перевозку пассажиров и багажа и не получившим соответствующего разрешения.

4. Необходимо внести изменения в статью 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ, предусмотрев право не только сотрудников государственной инспекции безопасности дорожного движения, но и всех должностных лиц органов внутренних дел (полиции) требовать предъявления разрешения на перевозки пассажиров легковым такси. Это было бы логично, потому что они уполномочены составлять протоколы административных правонарушений, предусмотренных частью 2.1 статьи 12.3 и статьей 14.1 КоАП РФ.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Собственный легковой транспорт многие автовладельцы используют как средство основной или дополнительной прибыли, занимаясь частным извозом на временной или постоянной основе. Сегодня в любом городе работает множество так называемых бомбил, которые предлагают услуги такси нелегально. Несмотря на то что это является предпринимательской деятельностью, лишь малый процент водителей предпочитает зарегистрировать себя как ИП и получить лицензию на предоставление услуг такси.

Между тем с 2012 года в законодательстве предусмотрено административное наказание за незаконный частный извоз в размере от 10 до 30 тысяч рублей, в зависимости от города. Кроме оплаты штрафа, вам может грозить также снятие номеров или официальный запрет на пользование вашим транспортным средством. Из этого следует, что для водителя, желающего зарабатывать или подрабатывать частным извозом, выгоднее, проще и безопаснее будет делать это на легальной основе.

Как можно легализовать свою деятельность по предоставлению услуг такси

Если у вас есть свой автомобиль, и вы время от времени подвозите попутчиков на разовой, а не постоянной основе, то это не требует от вас каких-либо мер по узаконению своей деятельности. Но если вы подрабатываете в качестве шофера такси на собственной машине по вечерам или на выходных, зарабатывая на этом определенную сумму денег, то это требует от вас регистрации. Чтобы легализовать свою деятельность, вы можете пойти двумя путями:

  1. Зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель (ИП). Это не занимает много времени и не требует больших финансовых расходов. Став индивидуальным предпринимателем, вы во многом обезопасите себя и свои доходы. Ведь за незаконный частный извоз предполагаются не только штрафы со стороны дорожной полиции, но и санкции налоговой службы. Как всякая деятельность, направленная на получение прибыли, услуги такси являются предпринимательской деятельностью, следовательно, требуют перечисления части вашей прибыли в пользу государства. Если вы будете уличены в незаконной предпринимательской деятельности, то это может нанести вам двойной удар по вашему карману. Поэтому на самом деле выгоднее узаконить свою деятельность и тем, и тем способом: став законным частным извозчиком с действующей лицензией. Получить лицензию гораздо дешевле, чем платить двойные штрафы в налоговую и ГИБДД. Ее стоимость на сегодняшний день составляет в среднем 5-10 тысяч рублей, что, очевидно, более выгодно и позволит вам избежать других проблем, связанных с вашей работой.
  2. Устроиться на работу в службу такси, имеющую право на частный извоз. В вашем городе наверняка есть хотя бы несколько фирм, предоставляющих услуги такси населению, и почти каждая из них стремится увеличить территорию своей работы, приглашая на работу новых таксистов с собственными автомобилями. Наличие лицензии у такой компании позволит вам быть спокойным. Хороший и ответственный предприниматель расскажет вам, какие условия должны быть соблюдены во время работы в такси, чтобы не получать регулярные штрафы со стороны дорожной полиции.

Существует несколько правил и условий, которые требуется соблюдать для занятия частным извозом. Они относятся как к внешнему виду автомобиля, так и к условиям в салоне машины. Вот основные из них:

  • на автомобиле обязательно присутствуют опознавательные знаки (фонари и шашечки), свидетельствующие, что машина подходит для частного извоза;
  • транспорт окрашен в характерный для таксомоторов цвет;
  • в автомобиле установлен электронный таксометр;
  • в салоне авто в досягаемости пассажира имеется информация о правилах оказания услуг такси – правила перевозки пассажиров;
  • у водителя есть в наличии чековый аппарат или чековая книжка, с помощью которой пассажир может получить квитанцию об оплате услуги;
  • в обязательном порядке присутствуют ремни безопасности для всех пассажиров, в том числе на задних сидениях;
  • для перевозки детей до 12 лет должно быть специально автокресло.

Вы можете самостоятельно обеспечить себе эти атрибуты легального частного извозчика или получить их на правах сотрудника другой компании, которая предоставляет услуги такси. Наличие лицензии дает каждому водителю и определенные преимущества. Так, неплохо бы попросить у вашего руководства, с которым вы работаете, оплатить ремонт машины или частично компенсировать услуги на техосмотр и обслуживание в автосервисе. В случае возникновения споров и жалоб со стороны клиентов, вы можете получить защиту со стороны контролирующих органов.

Важно! Даже если вы не являетесь ИП, а работаете на юридическое лицо, которое имеет регистрацию индивидуального предпринимателя, вам все равно необходимо получить лицензию на предоставление услуг такси.

Как получить лицензию на предоставление услуг частного извоза

Для этого вам нужно обратиться в Минтранс или местную городскую (районную) администрацию за информацией, с соответствующим заявлением. Вместе с ним необходимо подать пакет следующих документов:

  • документ, подтверждающий ваше право собственности на автомобиль (копию);
  • копию вашего паспорта и/или водительских прав;
  • доверенность на автомобиль, если вы не являетесь его полноправным владельцем.

После приема и рассмотрения вашей заявки вам будет выдана лицензия сроком до 5 лет. В ней будут указаны следующие данные:

  • ваши личные данные (Ф. И. О., паспортные данные);
  • информация об автомобиле;
  • название организации, выдавшей лицензию;
  • данные о компании, от имени которой вы предоставляете услуги такси;
  • индивидуальный номер водителя;
  • дата выдачи лицензии.

Следует помнить, что далеко не каждый собственник автомобиля может получить лицензию на занятие частым извозом. Для этого водитель и его автомобиль должны соответствовать определенным требованиям и критериям:

  • стаж водителя от 5 лет и более;
  • наличие плафона с шашечками;
  • разметка авто в виде характерных квадратов;
  • наличие таксометра.

Какие преимущества вы имеете, если получите официальную лицензию на частный извоз

На первый взгляд может показаться, что официально регистрировать свой автомобиль и себя в качестве таксиста хлопотно и невыгодно, но на деле вы получаете определенные преимущества и бонусы. Вы больше можете не бояться штрафов со стороны контролирующих органов, если ваш автомобиль будет соответствовать обязательным требованиям (см. выше). Официальные частные извозчики пользуются большим доверием у крупных организаций, которые предпочитают заказывать машины для подвоза клиентов, партнеров и сотрудников в рамках услуг трансферта до аэропортов и т. п. А это всегда гарантированный регулярный заработок, нередко – по увеличенному тарифу.

Вы сможете отстаивать свои права на законных основаниях, когда вам предъявят незаконные претензии со стороны «бомбил», которым нежелательна дополнительная конкуренция. Их действия, в отличие от ваших, будут незаконными и могут повлечь за собой административное (а то и уголовное наказание). В случаях откровенных «наездов» и морального прессинга вы сможете заручиться поддержкой правоохранительных органах. Нелегальные извозчики всегда лишены такой возможности.

Самое популярное:

Какова длительность льготного периода оплаты штрафа ГИБДД в 2019 году