Падение ту 134. Выжившая в авиакатастрофе под Петрозаводском пассажирка: «Самолет падал в абсолютной тишине

В Карелии потерпел катастрофу самолет Ту-134. Рейс авиакомпании «Русэйр» ДЖ 9605 вылетел из аэропорта Домодедово в 22.30 мск и должен был приземлиться в аэропорту у поселка Бесовец в полночь. Лететь в столицу Карелии изначально должна была другая авиакомпания.

Рейс должен был выполнять самолет компании «Руслайн» Bombardier CRG 200 на 50 кресел, сообщили «Газете.Ru» в самом «Руслайне».

«Но из-за слишком обильного пассажиропотока, который наблюдается в летний период, решено было заменить рейс, его выполняла компания «Русэйр», так как самолетов марки Ту у нашей авиакомпании нет», — сказали «Газете.Ru» в пресс-службе. В итоге в Петрозаводск полетел Ту-134 авиакомпании «Русэйр» c бортовым номером RA-65691. На борту было 52 человека — 43 пассажира и девять членов экипажа.

О том, что во время полета у экипажа были какие-то проблемы, не сообщается.

По неизвестной пока причине пилот пытался совершить посадку на автотрассе, проходящей рядом со взлетно-посадочной полосой.

Как сообщают в МЧС, «самолет совершил жесткую посадку на автомобильную трассу Петрозаводск — Суоярви», не долетев до ВПП 700 метров. Машина буквально рухнула на 16-й километр дороги. Известно, что в Петрозаводске были сложные погодные условия: температура воздуха была около +15° С, безветренно, сильный туман. Показатели видимости пока не сообщаются.

От удара фюзеляж самолета повредился, на борту вспыхнул пожар, а затем произошел взрыв. Открытый огонь прибывшим на место спасателям удалось ликвидировать только через час — в 00.30.

На фотографиях с места катастрофы видно, что машина разлетелась на мелкие фрагменты.

На фото можно разглядеть только перевернутое шасси, остатки хвостовой части и лежащее в стороне крыло. Осколки самолета разлетелись по радиусу в 300 метров, сообщает (СК).

Гендиректор аэропорта Алексей , в свою очередь, заявил, что аэропорт был обесточен три секунды и по вине экипажа.

«Ту-134 зацепил линию электропередачи, оборвал ее, обесточив таким образом посадочную полосу», — цитирует его . Но уже через три секунды включились резервные источники питания, говорит Кузьмицкий, и огни снова загорелись, но «экипажу это уже не помогло».

Сейчас на месте происшествия работают следователи, транспортные прокуроры, на место прибыли представители МАКа, днем в Петрозаводск прибудут сотрудники Минздравсоцразвития. Аэропорт Бесовца закрыт и принимает только спецрейсы.

Генпрокурор в связи с авиакатастрофой распорядился начать проверку исполнения требований законодательства о транспортной безопасности авиакомпанией и службами аэропортов.

Московская межрегиональная транспортная прокуратура уже проверяет работу «Русэйр» и службы аэропорта «Домодедово», готовившие борт к вылету. Северо-Западный транспортный прокурор Александр Чубыкин включен в состав правительственной комиссии по расследованию причин авиационного происшествия, сообщает пресс-служба Генпрокуратуры.

Известно, что потерпевший катастрофу самолет Ту-134-А3 с бортовым номером RA-65691 находился в эксплуатации с 7 мая 1980 года.

Согласно данным авиакомпании, за 31 год лайнер налетал около 40 тыс. часов и совершил около 25 тыс. посадок.

Сразу после выпуска «тушка» перешла в пользование советского авиаотряда особого назначения, выполнявшего правительственные рейсы. В 1993 году самолет приобрела компания «Волгаавиаэкспресс» (она прекратила полеты в апреле 2010 года), которая использовала его до 2000 года, после этого он год находился в собственности у «Авиалиний Татарстана». В 2001 году машину в лизинг получило Чебоксарское авиационное предприятие, но в этом же году Ту-134 вернулся в «Авиалинии Татарстана». Там он находился на хранении до 2011 года, пока его не приобрела компания «Русэйр».

Авиакатастрофа Ту-134 под Сыктывкаром — катастрофа, произошедшая 2 июля 1982 года с самолетом Ту-134АК авиакомпании Аэрофлот, следовавшим рейсом Воркута – Сыктывкар — Москва. Из-за пожара лайнер совершил вынужденную посадку в лес и потерпел катастрофу. Погиб 54 человека.

События

Летом 1982 года авиалайнер Ту-134АК совершал рейс Воркута – Сыктывкар – Москва под управлением экипажа 75 летного отряда Аэрофлота. В аэропорту Воркуты весь багаж был загружен в заднее багажное отделение, при этом его досмотр не осуществлялся, что допускалось инструкциями. Самолет без происшествий прибыл в Сыктывкар и готовился отбыть в Москву. На борт сели еще 5 пассажиров. Всего в самолете было 86 человек, в том числе 19 детей.

В 09.55 по Москве лайнер покинул аэропорт Сыктывкара и начал набор высоты. Когда, спустя 15 минут самолет был уже в 140 километрах от аэропорта и набрал высоту 6700 метров, командир доложил диспетчеру о пожаре и приступил к экстренному снижению с разворотом обратно к Сыктывкару.

Самолет быстро снизился до высоты в 1000 метров. Салон быстро наполнился дымом. Пытавшиеся потушить пожар члены экипажа не справились и вернулись в кабину. Вскоре, командир экипажа сообщил диспетчерам, что готовится к аварийной посадке вне аэродрома. Когда самолет снизился до 300 метров, радары его потеряли.

К этому времени часть пассажиров уже потеряла создание из-за отравления дымом. В течение 9 минут экипаж пытался найти площадку для посадки, но из-за низкой высоты полёта при ограниченной видимости (6 километров) им это не удалось. С учётом сильного задымления, командир был вынужден принять решение осуществлять аварийную посадку прямо на расположенный под ними смешанный лес, не подготавливая самолёт и пассажиров к экстренной эвакуации.

В 10:27 в 75 километрах к юго-западу от Сыктывкара летящий на высоте 23-25 метров над землёй Ту-134 столкнулся с верхушками деревьев и разрушаясь помчался через лес. При этом сразу погиб штурман, который остался на своём рабочем месте в носовой части самолета. Спустя 195 метров от места первого удара авиалайнер коснулся земли, а через 25 метров у него оторвало обе консоли крыла. Промчавшись по земле 145 метров разрушенный на три части фюзеляж самолёта остановился. Вытекшее из повреждённых топливных баков топливо вспыхнуло и возник низовой пожар, частично уничтоживший самолёт.

Пассажиры эвакуировались самостоятельно через служебную дверь переднего багажного отделения, форточку кабины и разломы фюзеляжа, а бортпроводники тем временем помогали выбраться пилотам и бортмеханику.

В 13:35 место катастрофы было найдено спасательным вертолётом, а примерно в 19 часов выжившие были эвакуированы. Всего в катастрофе погибли 45 взрослых пассажиров, 7 детей, штурман и бортмеханик (скончался от ран). Остальные 38 выживших (22 взрослых пассажира, 12 детей, пилоты и бортпроводники) получили разные травмы.

Расследование авиакатастрофы

В целом расследование комиссии МАК длилось 5 месяцев, при этом были проведены полсотни дополнительных исследований в разных научно-исследовательских институтах и организациях. Так для наземных испытаний в аэропорту Еревана даже был сожжён Ту-134А борт 65657.

По данным, полученным из черных ящиков самолеты выяснилось, что спустя 10 минут после взлета экипаж получил сигнал «Дим в заднем багажнике». Проверить сигнал отправился бортмеханик, но когда он это подтвердил, командир экипажа решил удостовериться лично. В итоге, было потеряно еще 4 минуты, за которые самолет еще больше отдалился от аэропорта и поднялся на высоту 6700 метров.

Пока командир разворачивал самолет для возвращения в аэропорт, второй пилот и бортмеханик пытались потушить пожар, но задымление было таким сильным, что они не справились и вернулись в кабину помочь с посадкой.

Существует основная версия причины возгорания:

возгорание запрещенного к перевозке самовоспламеняющегося вещества или жидкости в багаже пассажиров с последующим проникновением горящей жидкости в подпольное пространство или возгорание пропитанной горючей жидкостью изоляции электропроводов багажном отсеке

И альтернативная версия:

Среди севших в Сыктывкаре 5 дополнительных пассажиров были 2 человека, работавших в Коми лесорубами. С собой они везли в ручной клади бензопилу «Урал». Существует версия, что эта бензопила была отложена в заднее багажное отделение и именно бензин в ее бензобаке мог воспламениться.

При аварийной посадке и последующем пожаре самолет был почти полностью уничтожен и точных причин пожара выяснить не удалось.

Инфу о самолете и натолкнулся на эту интересную информацию. Собственно выкладываю потому, что во время рейсов заметил, что многие начинают апплодировать экипажу в момент посадки, когда самолет только касается шасси взлетной полосы. Рано, очень рано, так как еще как минимум надо остановиться в её пределах (о чем красноречиво говорит табличка под катом в этом топике).

И опять же — настоящее мастерство я наблюдал во время посадки в Норильске, где, во-первых, впп имела «пуп» (т.е. выпуклость, см Ершова «Записки ездового пса»), а, во-вторых, был сильный боковой ветер. Так вот — посадка шла реально боком, и самолет сначала опустился на правое шасси из-за сильного крена, потом довернул и мягко коснулся левым.

В общем, табличка интересная. Некоторые моменты просто убили (например где КВС поспорил, что посадит самолет по приборам). .

По данным сайтов Aviation Safety Network, http://airdisaster.ru/ и из неофициальных источников, на начало 2012 года в результате катастроф, авиационных происшествий и терактов было потеряно 78 самолётов типа Ту-134, из них 10 в результате боевых действий, 2 - из-за терактов (всего было произведено 854 единицы Ту-134 всех модификаций). В катастрофах погибли приблизительно 1494 человек, из них 32 на земле или в самолётах других типов.

Ну и да, сценарии некоторых остросюжетных фильмов откровенно пасуют перед такими жизненными ситуациями.

Дата Бортовой номер Место катастрофы Жертвы Описание
14.01.1966 45076 аэродром Чкаловский 8/8 Второй прототип Ту-134. Во время испытательного полёта командир экипажа на предельной скорости, не снижая её, резко повернул штурвал на 25° из-за чего самолет резко накренился не в ту сторону. Лётчик-испытатель, незнакомый с этим явлением (реверс элеронов), усугубил крен, и самолёт, потеряв управление, перешёл в пикирование и разбился.
19.11.1969 HA-LBA аэропорт Стамбула 0/н.д. При посадке выкатился за пределы ВПП из-за чего у него подломилась стойка шасси.
23.05.1971 YU-AHZ аэропорт Риеки 78/83 При посадке в условиях сильного ливня, сопровождавшегося порывистым ветром, перед самой землёй самолёт попал в мощный восходящий воздушный поток, из-за чего его начало «бросать». Командир экипажа сбросил скорость, самолёт увеличил угол спуска на 10° и в результате касание полосы произошло с большой вертикальной скоростью - около 10 м/с. В результате перегрузок разрушилась средняя часть правого крыла, самолет перевернулся «на спину» и в таком положении проехал по ВПП ещё 350 м. Из поврежденных топливных баков в салон хлынуло топливо и начался пожар, с которым аварийные службы аэропорта не смогли справиться почти полтора часа.
16.09.1971 HA-LBD Киев (аэрп. Борисполь) 49/49 При подходе к аэропорту в условиях сильного тумана у самолёта отказали все генераторы, из-за чего экипаж перешёл на питания от аккумуляторных батарей. Совершив два неудачных захода на посадку разбился при третьей попытке.
08.07.1972 65604 Мурманск 0/н.д. Пожар из-за провозки в багаже леговоспламеняющегося вещества.
17.07.1972 65607 Икшинское вдхр. 0/5 При выполнении испытательного полёта, в ходе которого отрабатывались вопросы функционирования электрооборудования при отказе всех генераторов, во время имитации отказа из-за низкого напряжения отключились топливные насосы обоих двигателей. Двигатели остановились. Малая высота полёта и израсходованный заряд аккумуляторов не позволили повторно запустить их в полёте, после чего экипаж принял решение приводниться на акваторию Икшинского водохранилища. Во время посадки самолёт не получил серьёзных разрушений, но был списан и использовался в качестве тренажёра.
30.10.1972 DM-SCA Берлин (аэрп. Шёнефельд) 0/н.д. При посадке в сложных метеоусловиях не смог вовремя остановиться и выкатился за пределы ВПП.
30.06.1973 65668 близ Аммана 7+2/85 Прерванный взлёт из-за ложного мнения у проверяющего о снижении скорости. Самолёт выкатился за пределы ВПП и столкнулся со зданием, разломившись на три части.
01.09.1975 DM-SCD Лейпциг 27/34 При снижении забыли проверить высоту, самолёт зашёл на посадку ниже глиссады и разбился. КВС был приговорён к пяти годам тюрьмы, остальные выжившие члены экипажа - к трём.
02.01.1977 OK-CFD Прага 0/48 Столкнулся на ВПП со взлетавшим Ил-18
02.04.1977 YU-AJS Либревиль 8/8 Грузовой рейс, разбился при посадке
21.09.1977 HA-LBC Румыния 29/53 Разбился при снижении, экипаж не заметил потерю мощности двигателей
22.11.1977 DM-SCM Берлин 0/74+ При посадке забыли отключить автопилот
16.03.1978 LZ-TUB около Врацы 73/73 В процессе набора высоты на отметке 4900 метров, произвел разворот на 135 градусов и начал снижение с большой скоростью, которое затем перешло в беспорядочное падение. Причину установить не удалось.
22.03.1979 65031 Лиепая 4/5 Перегруженный самолёт разбился, пытаясь сесть в сложных метеоусловиях.
19.05.1979 65839 Уфа 0/90 Выполнял посадку с превышением скорости и с заторможенным шасси. Из-за разрушения колёс выкатился с ВПП и загорелся
31.05.1979 65649 Тюмень 0/н.д. При посадке взорвалась шина шасси, вышла из строя гидравлика. Самолёт сгорел.
11.08.1979 65816 Днепродзержинск 94/94 Столкнулись в воздухе из-за ошибки диспетчеров
65735 84/84
23.01.1980 SP-LGB Варшава 0/н.д. Выкат с ВПП при посадке
06.01.1981 65698 Адлер 0/н.д. При посадке отказали тормоза
28.06.1981 65871 Симферополь 0/н.д. При посадке взорвалась шина шасси
17.06.1982 65687 Североморск 15/16 Самолёт - лаборатория ЛИИ. Экипаж игнорировал предупреждения диспетчера, отклонился от курса посадки, столкнулся с радиомачтой на вершине сопки и разбился. КВС остался жив.
14.08.1982 65836 Сухуми 11+0/82 На полосу, с которой взлетал Ту-134, выехал L-410
17.06.1983 65657 около Гали 0/н.д. Попал в зону турбулентности, благополучно сел, но получил критические повреждения.
30.08.1983 65129 около Алма-Аты 90/90 По указанию диспетчера снижался вне схемы захода, ночью, в горной местности. При срабатывании сигнализации опасного сближения с землей, экипаж думая, что полет происходит под контролем расценил её как ложную и поздно начал маневр уклонения.
18.11.1983 65807 Тбилиси 7/64 Попытка захвата лайнера. КВС резко повернул самолёт, находившиеся в кабине террористы не смогли вести прицельный огонь и были вытеснены оттуда. После возврата в аэропорт Ту-134 штурмовал спецназ. Лайнер получил критические повреждения и был списан.
1984 65095 Минск-1 0/0 Пожар при ремонте на минском авиаремонтном заводе, самолёт списан.
10.01.1984 LZ-TUR София 50/50 Разбился, пытаясь сесть в метель.
25.05.1984 02 красный около Донецка 7/7 Военный самолёт потерял управление и развалился в воздухе. Неправильно проведён ремонт демпфера рыскания.
01.02.1985 65910 около Минска 58/80 Разбился при взлёте. В двигатели попали куски льда с обледеневшего крыла.
03.05.1985 65856 около Львова 15+79/79 Из-за ошибки авиадиспетчера столкнулся в воздухе с военно-транспортным Ан-26, вылетевшем изо Львова в Москву.
22.06.1986 65142 Пенза 1/59 Прерванный взлет, выкат с ВПП. У одного пассажира случился сердечный приступ
02.07.1986 65120 Сыктывкар 54/94 Пожар на борту.
19.10.1986 C9-CAA Драконовы горы 34/44 Разбился при заходе на посадку во время грозы. Президент Мозамбика Самора Машел погиб.
20.10.1986 65766 Куйбышев 70/92 КВС поспорил, что посадит самолёт по приборам. Приговорён к 6 годам тюрьмы.
12.12.1986 65795 Берлин 72/82 Не понял диспетчера, пытался сесть на закрытую полосу.
23.07.1987 65874 аэропорт Ивано-Франковска 0/н.д. Из-за перегруза командир экипажа принял решение взлетать от самого торца ВПП. Разворачиваясь, самолёт зацепил «улавливатель самолетов», служивший в качестве аварийного средства остановки истребителей. Из-за полученных повреждений машина была списана и передана в качестве наглядного пособия в Рижский институт инженеров ГА.
17.02.1988 VN-A108 Ханой 0/н.д. Жёсткая посадка. Самолёт списан.
27.02.1988 65675 Сургут 20/51 Разбился при заходе на посадку
09.09.1988 VN-A102 около Бангкока 76/90 Заходил на посадку в грозу
11.10.1988 OK-AFB Прага 0/н.д. Грубая посадка. Уцелевший фюзеляж использовался как закусочная.
28.07.1989 65670 Улан-Удэ 0/н.д. Военный самолёт. Ночью «сел» за 300 м до ВПП.
30.12.1989 65849 Новый Уренгой 0/н.д. Разрушение стойки шасси. При ремонте повреждения усугубились, самолёт списан.
13.01.1990 65951 у Первоуральска 27/71 Из-за пожара на борту совершил вынужденную посадку на заснеженное поле, где врезался в систему орошения
12.01.1991 VN-A126 Хошимин 0/76 При заходе на посадку резко потерял высоту
24.01.1992 65053 Батуми 0/н.д. Выкат с неочищенной от снега ВПП при посадке
27.08.1992 65058 Иваново 84/84 Заход на посадку в 2 км правее ВПП. Не смог уйти на второй круг.
29.08.1992 65810 Харьков 0/н.д. Выкат с ВПП, списан на запчасти.
20.09.1993 65809 Сухуми 0/н.д. Уничтожен на земле огнём абхазских войск.
21.09.1993 65893 Сухуми 27/27 Уничтожен абхазским ракетным катером на глиссаде. Упал в море.
23.09.1993 65001 Сухуми 1/н.д. Уничтожен миномётным огнём абхазских войск.
22.02.1994 HA-LBP Будапешт 4+0/0 В ангаре, где лайнер готовили к полёту, загорелся чистящий раствор.
07.05.1994 65976 Архангельск 0/62 При посадке из-за низкого давления в гидросистеме не вышла правая стойка шасси.
09.09.1994 65760 около Жуковского 8/8 Столкнулся с Ту-22М, который должен был «преследовать» и снимать на тепловизор во время испытательного полёта. Ту-22М сумел совершить успешную посадку на аэродром.
18.11.1994 HA-LBK Будапешт 0/н.д. При посадке после тренировочного полёта не вышла носовая стойка шасси.
01.12.1994 / 65896 / Грозный 0/0 Уничтожены в ходе авиаудара по аэропорту Грозного.
/ 65858
/ 65030
/ 65014
/ 65075
15.04.1995 OB-1553 Лима 0/73 При посадке заклинило шасси.
24.06.1995 65617 Лагос 16/80 Выкатился с ВПП при посадке в ливень. Самолёт был арендован нигерийской Harka Air.‎
24.10.1995 65855 Слепцовская 0/0 Повреждён при артобстреле, списан.
05.12.1995 65703 Нахичевань 52/82 Левый двигатель отказал при наборе высоты, однако экипаж по ошибке отключил правый. При вынужденной посадке врезался в ЛЭП.
16.11.1996 VN-A114 Дананг 0/н.д. Носовая стойка подломилась при движении по рулёжным дорожкам
03.09.1997 VN-A120 Пномпень 64/66 Разбился, пытаясь сесть во время ливня.
1997 65785 Шереметьево 0/0 На стоянке в самолёт врезался грузовик, управляемый нетрезвым водителем. Впоследствии самолёт перелетел на авиазавод в Минск, но там восстановление было признано нецелесообразным.
23.09.1999 / 65626 / Грозный 0/0 Уничтожен в ходе авиаудара по аэропорту Грозного
18.01.2002 65004 Пулково 0/0 Поврежден при ремонте. Списан.
04.03.2002 н.д. Моздок 0/н.д. Борт ВВС РФ. В условиях сильной метели совершил посадку за 450 метров до ВПП.
24.06.2003 65929 Нягань 0/11 Не смог взлететь после некачественного ремонта
24.08.2004 65080 Тульская область 43/43 Взорван террористкой-смертницей.
10.07.2006 05 красный на авиабазе РФ в Гвардейском 0/29 Борт Главкома ВМФ. После попадания при взлёте птицы в турбину КВС принял решение о перекращении взлёта практически на отрыве. Самолёт выкатился по курсу взлёта, миновав ближний привод. Подломил основные стойки, загорелся. Все пассажиры остались живы, самолёт полностью сгорел.
17.03.2007 65021 Самара (аэрп. Курумоч) 6/57 Самолет авиакомпании «ЮТэйр» разбился при посадке из-за ошибок диспетчеров и экипажа. Обязан был уходить на второй круг.
26.03.2009 65981 Долинск 0/н.д. Борт ВВС РФ. Прерванный взлёт во время снежной бури, самолёт повреждён и списан.
20.06.2011 65691 Петрозаводск 47/52 При выполнении захода на посадку в неблагоприятных погодных условиях командир экипажа, в условиях отсутствия визуального контакта с огнями приближения и наземными ориентирами, поддержав решение штурмана, находящегося в легкой степени алкогольного опьянения, и фактически отстранив второго пилота от управления, принял решение не уходить на второй круг, из-за чего самолёт снизился ниже установленной минимальной безопасной высоты и столкнулся с деревьями и землей.
14.10.2011 RA-65143 Новый Уренгой 0/74 Пожар двигателя при взлёте. Списан.
28.12.2011 EX-020 Ош 0/88 При посадке выкатился за пределы ВПП, завалился на бок и загорелся.

Практически одновременно в результате заранее спланированных террористических актов произошли две катастрофы пассажирских самолетов Ту-134 и Ту-154, совершавших полеты из московского аэропорта Домодедово в Волгоград и Сочи. Пассажиры и члены экипажа обоих самолетов — 90 человек погибли.

Самолет Ту-154Б2 (бортовой номер RA-85556) авиакомпании "Сибирь", выполнявший рейс № 1047 из Москвы в Сочи (аэропорт Адлер) с 38 пассажирами и восемью членами экипажа на борту вылетел из аэропорта Домодедово в 21 час 35 минут. Самолет Ту-134А (бортовой номер RA-65080) авиакомпании "Волга-Авиаэкспресс", выполнявший рейс № 1303 из Москвы в Волгоград (аэропорт Гумрак) с 35 пассажирами и девятью членами экипажа на борту, вылетел из того же аэропорта в 22 часа 20 минут.

В 22 часа 53 минуты связь с самолетом Ту-154Б2 была утрачена, а его отметка пропала с экранов радиолокаторов службы управления воздушным движением. Самолет в это время находился на высоте 12100 метров над территорией Ростовской области.

Спустя менее минуты, в 22 часа 54 минуты, прервалась радиосвязь с экипажем и исчезла радиолокационная отметка самолета Ту-134А, который в это время находился на высоте 8100 метров над территорией Тульской области.

Разбившийся под Ростовом-на-Дону самолет Ту-154 перед катастрофой .

В ходе поисково-спасательной операции были обнаружены обломки самолета Ту-154Б2 вблизи поселка Глубокий Каменск-Шахтинского района Ростовской области., а самолета Ту-134А — в районе деревни Бучалки Климовского района Тульской области. В Ростовской области к поисково-спасательным работам от МЧС России было привлечено более 220 человек, в Тульской области — более 300.

Никому из 90 пассажиров и членов экипажей обоих самолетов . Жертв и разрушений на земле в результате падения лайнеров не произошло.

К утру 25 августа были найдены тела всех погибших в авиакатастрофах под Тулой и Ростовом-на-Дону, а также самописцы разбившихся самолетов.

В связи с авиакатастрофами в Тульской и Ростовской областях 26 августа 2004 года в России было .

Расследование данных инцидентов совместная оперативно-следственная бригада в составе МВД, ФСБ и прокуратуры. На месте гибели самолетов Ту-134 и Ту-154 в Тульской и Ростовской областях работали специалисты профильных спецслужб, в том числе две бригады специалистов-взрывотехников ФСБ.

Согласно распоряжению президента РФ , была создана Госкомиссия по расследованию причин авиакатастроф самолетов Ту-154 и Ту-134 под председательством министра транспорта РФ Игоря Левитина.

В обломках самолетов Ту-134 и Ту-154 эксперты частицы взрывчатого вещества.

15 сентября 2004 года Госкомиссией по расследованию причин авиакатастроф был сделан вывод, что причиной катастроф самолетов Ту-154 и Ту-134 явилось разрушение конструкции самолетов в полете в результате воздействия зарядов взрывчатых веществ в пассажирских салонах.

Запись параметров самописцев показала, что в самолетах было идентичное ударное воздействие внутри фюзеляжа, а также что катастрофическая ситуация возникла на самолетах практически одновременно и неожиданно для экипажей. По его словам, после взрывов в течение 2-3 секунд произошло нарушение кинематического управления рулями и отделение хвостовой части. По словам Левитина, дальнейшее управление самолетами в условиях разгерметизации стало невозможным.

В то же время комиссия установила, что нападения на экипаж и захвата самолетов не было, а "тревожная кнопка" на разбившемся в Ростовской области Ту-154 сработала самопроизвольно, через несколько секунд после разрушения конструкции машины.

Генеральной прокуратурой РФ было возбуждено уголовное дело по статье 205 Уголовного кодекса РФ "Терроризм".

В результате оперативно-следственных действий и технических экспертиз было установлено, что предполагаемыми исполнителями терактов использовались паспорта, выданные на имя Аманат (Аманты) Нагаевой и Сациты Джебирхановой. Обе уроженки Чечни. Жительница Грозного Нагаева числилась среди пассажиров потерпевшего катастрофу в Тульской области самолета Ту-134, а Джебирханова была в списке пассажиров самолета Ту-154, разбившегося в Ростовской области.

Прокуратура предъявила обвинение троим арестованным по делу о терактах на Ту-134 и Ту-154 — капитану милиции — оперуполномоченному Линейного отдела внутренних дел на транспорте аэропорта "Домодедово" Михаилу Артамонову, жителю Краснодарского края Армену Арутюняну и сотруднику авиакомпании "Сибирь" Николаю Коренкову.

Что капитан Артамонов без досмотра пропустил двух чеченок, совершивших теракты. По его словам, Нагаева и Джебирханова прибыли в столичный аэропорт рейсом из Махачкалы (Дагестан) вместе с еще двумя чеченцами. Работники линейного отдела милиции выявили их, забрали у них паспорта и передали оперуполномоченному по борьбе с терроризмом капитану милиции для досмотра вещей и проверки на предмет возможной причастности к терактам, но капитан отпустил их без всякой проверки.

По словам генпрокурора, после этого чеченки стали спешно добывать билеты на самолет в здании аэропорта. Помощь им оказал некий гражданин, фамилию которого генпрокурор назвал как "Арутюнов", промышлявший спекуляцией на авиабилетах. Тот взял "за услуги" в общей сложности пять тысяч рублей — две тысячи с одной и три тысячи — с другой чеченки. Тысячу рублей Арутюнов передал сотруднику авиакомпании "Сибирь", в чьи обязанности входил контроль за регистрацией и посадкой пассажиров. "Чиновник написал на билете Джебирхановой "Принять к перевозке на рейс 1047 24.08.2004" и шахидка спокойно прошла в самолет", — сообщил генпрокурор.

В апреле 2005 года Домодедовский городской суд признал Армена Арутюняна и сотрудника авиакомпании "Сибирь" Николая Коренкова виновными в совершении преступления, предусмотренного статьей 204 УК РФ — коммерческий подкуп. С учетом данных о личности обвиняемых суд приговорил каждого к полутора годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.

Домодедовский суд приговорил Артамонова к семи годам лишения свободы — максимальному сроку статьи 293 УК РФ "халатность". Позднее Мособлсуд снизил ему наказание на один год, до шести лет.