Поехать в норвегию самостоятельно. Туры в норвегию

Я родился, вырос и живу в городе Вильнюсе.Так уж получилось, что, считая себя непрофессиональным путешественником, блогером, музыкантом и фотографом, я всем эти занимаюсь очень давно и в какой-то мере могу считать себя знатоком по всем этим направлениям. С 2004 года начал активно путешествовать и на данный момент посетил 55 стран мира. Одновременно с этим начал и много фотографировать. Со школы занимаюсь музицированием, немало концертировал, сочинял, играл в разных группах и проектах. Ну, а интерес к истории, особенно военной, у меня, видимо, заложен на генном уровне. Я пишу о нестандартных путешествиях, интересных местах, истории и музыке всего мира.Мои тексты все авторские, фотографии по большей части тоже.

Большинство из нас думает, что путешествие по Норвегии очень затратное мероприятие. Но пока сам не попробуешь — не узнаешь. Сектрет экономии для этой страны прост — держаться подальше от дорогих отелей и ресторанов, не пренебрегать ночёвками в палатках, закупать продукты в магазинах, отказаться от алкоголя, передвигаться на машине и ехать сюда небольшой компанией. Если придерживаться этих правид, то вот что может получиться…

Один мой знакомый заметил, что посещение Норвегии надо оставлять на десерт, когда объездишь по максиму наш земной шарик и начнёт казаться, что ни что уже в этом мире тебя не удивит. Мы не послушались этого совета и, словно голодные дети, набросились на сладкое при первой возможности. Беспроигрышный вариант с дешёвыми авиабилетами Вильнюс-Осло не мог остаться нами без внимания. Сама собой родилась идея отказаться от посещения самого дорогого города мира Осло, а прямиком ехать на недельку к вожделенным фьордам.

И вот наша небольшая компания из пяти человек уже стояла на норвежской земле в аэропорту «Гардемон». Здесь мы взяли в аренду совсем небольшой автомобильчик «Тойота Карис». После загрузки наших спальников, рюкзаков и палатки аккуратная машинка начала напоминать сарайчик, что, правда нас не смутило. Ведь лучшего познания мира для таких непревзойдённых путешественников, как мы, было не найти. Нам предстояло проехать две тысячи километров вдоль практически всего западного побережья южной Норвегии. Исходной точкой нашего заранее продуманного маршрута стал Люсефьорд. Фотографии скалы Прекистолен манили наши неискушённые сердца и ничто не могло остановить нас. Хотя уже в самом начале нашего пути нас ждало немало испытаний…

Про Осло мне написать нечего — этот супердорогой город мы проскочили, воспользовавшись скоростными туннелями. Изначально поставленная цель ознакомиться с природой страны гнала нас вперёд. Исключение было сделано лишь для «ставкирке» или по-нашему церкви подле городка Хеддал неподалёку от Осло. Это удивительное по своей скромности и одновременно изысканности деревянное строение завораживало. Резные фрагменты крыши напоминали чем-то корабли викингов, а орнаменты стен в виде рунических знаков и фигурок, несомненно, обладали какой-то магической силой. В этой церкви, казалось, переплелись воедино христианство и язычество, легенды и были. Подобных церквей в Норвегии немало, но всё же именно эта запала в мою память особенно ярко.

В городке Конгсберге мы увидели первые пороги, ну а дальше пошло-поехало, словно по наклонной - первый горный перевал, первая горная долина, первый снег и, конечно, первый, настоящий водопад. Мне кажется, у всех это бывает в горах — первый мощный, стремительный, какой-то нереальный для жителей равнин водопад. Его мощь, красоту, стремительность трудно описать. Он ввёл нас в состояние дикого восторга, из которого мы практически уже не выходили на протяжении всей недели этого путешествия. Этот безымянный водопад для нас стал воротами в удивительную страну сказок и грёз наяву.

В Норвегии стоит выбирать пути, как можно сложнее, по возможности избегая популярных здесь туннелей, пронзающих насквозь огромные горные массивы. Конечно, это удобно, быстро и безопасно, но если в поездке руководствоваться такими соображениями, то и ехать из дома никуда не стоит. А вот серпантинные узкие горные дороги практически всегда ведут туда, где реальный мир теряет свою власть, уступая место суровым фантастически красивым декорациям матушки-природы, где чувствуешь себя букашкой и забываешь обо всех своих таких мелочных проблемах и радостях.

К небольшому поселению Лисеботн расположенного у самого начала Лисефьорда вела дорога, обозначенная на карте, чуть ли не пунктирной линией. На самом деле прекрасное асфальтовое покрытие было дополнительным бонусом к великолепным пустынным горным пейзажам. Дорога эта, как и большинство подобных ей, закрывается на зиму и, возможно поэтому, не так уж популярна и летом. Под самый конец этот путь обрывается незабываемым серпантином вниз к устью фьорда с высоты тысячи метров. Это был мой первый серпантин за рулем, он подарил мне множество эмоций. Когда после затяжного спуска я взглянул на пройденный путь снизу вверх, мне не верилось, чтос этой почти отвесной горы можно не только съехать, но ещё и заехать.

Не смотря на то, что наша компания и не планировала этого делать, судьба распорядилась по-своему и уже на следующее утро мы без особых проблем въехали назад на верх и затем уже совсем обыденно спустились вновь вниз. Именно в Лисеботне исчез навсегда мой страх вождения машины в горах. Но этому предшествовали другие не маловажные события. Сразу же по приезду выяснилось, что в этом крошечном поселении отсутствовала бензоколонка, а значит путь назад с практически пустым баком был невозможен. Паром же ходил всего два раза в день ранним утром и днём. Пришлось искать ночлег.,

С этим в Норвегии проблем нет. Такой разветвленной сети кемпингов и придорожных отелей, как здесь, нет более нигде в мире. Места для палаток, кемперов, домики и номера люкс для продвинутых финансово — короче, полный перечень услуг наблюдался практически на любой населённой территории. В Лисеботне мы поселились, сами не ведая, в весьма примечательном месте, Оказалось, что в кемпинге у самого берега фьорда селились экстремалы со всего мира.Джамперы или прыгуны съезжаются сюда круглый год для прыжков с парашютами со здешних отвесных скал высотой более тысячи метров. Все стены небольшого двухэтажного приютившего нас отеля оказались увешаны отличными фотографиями, сделанными во время таких прыжков, а в небольшой закусочной рядом под потолком висело несколько куполов парашютов. В интерьер забегаловки также удачно вписывались несколько раздолбанных горных велосипедов, сноубордов и явно часто используемая здесь по прямому назначению гитара. Позже ребята рассказали нам, что особым шиком среди местной компании были прыжки на парашюте с велосипедом или лыжами в зависимости от времени года.

Нашей ближайшей целью было посещение скалы Прекистолен, поэтому мы собирались уехать отсюда с самого утра. Неожиданно наши планы поменял разговор с путешественником — голландцем, случайно встреченным нами в кафе вечером. Оказалось этот парень уже три месяца путешествует пешком по Норвегии. По его словам более красивых мест, чем местные горы даже при всём изобилии выбора в Норвегии не много. Ну а Прекистолен он обозвал — достопримечательностью для толстых и ленивых американцев. Вот Кьераг по его словам был совсем другим делом. Так назывался яйцеобразный камень, застрявший в расщелине на высоте 1080 метров от моря. Стоило лишь присмотреться, чтобы увидеть изображение этого камня повсюду в Лисеботне Дорожныё указатели, открытки, путеводители и картины — везде был изображён легендарны камень. Взять и просто проехать это место, было бы безумием.

Пешая прогулка к Кьерагу заняла более двух часов, во время которых мы то карабкались по едва заметным тропам, то переходили ручьи и трещины, то бодро скользили по снежным заносам, так и не растаявшим после зимы. Перепады высот с 600 метров на 800, а потом и на весь километр в небозаставляли нас иногда практически карабкаться по скалам на коленках. Но все трудности этой первой вылазки по горным кручам Норвегии перекрывали необыкновенные пустынные пейзажи Лисефьорда. Не смотря на обилие талой воды, на этих скалах, со следами сползавшего когда-то вниз ледника, на плато практически ничего, кроме мха, не росло. Суровость эти местам добавляли головокружительные пропасти, в которых в дымке проглядывались соседние берега фьорда и затерянная деревушка Лисеботн. Детский восторг на грани помешательства наполнил нас, когда мы подошли к обрыву, с которого прыгали парашютисты — джамперы. Я раньше не часто жаловался на боязнь высоты, но здесь к краю километровой пропасти подходить совсем не хотелось. Разве что подползти и заглянуть в бездну со смешанным чувством ужаса и пьянящей эйфории. Второй шок нас ждало подле самого Кьерага.

Ни одна открытка или даже самый достоверный рассказ не может передать девственной красоты этого места. Этот, в общем-то, совсем не маленький кусок скалы, казалось, повис в воздухе, готовый вот-вот соскользнуть вниз в бездну. Пока все мы примерялись, с какого ракурса лучше запечатлеть это не забываемое зрелище, моя жена внезапно появилась на верхушке Кьерага.

Надо заметит, что ещё на автомобильной площадке я обратил внимание на замечание в конце информационного стенда:»Немногие из тех, кто доходит до Кьерага, решаются взобраться на него. Большинству достаточно просто любоваться им со стороныэ». Когда я ринулся вслед за своей женой, я понял, что имели в виду составители этой информации. К камню можно было подойти только по узенькой покатой тропинке с внешней стороны высокой скалы. Причём зацепиться руками там было не за что. Мне было достаточно взглянуть в низ, чтобы отказаться от рисковой затеи. Не сочтите меня за труса, но инстинкт самосохранения оказался сильнее и я присоединился к тому самому большинству, которому было достаточно просто увидеть это место.


Жаль, нам не довелось увидеть один из тех 2000 прыжков, которые делают здесь ежегодно. На обратном пути к машине нам повстречалась не одна группа экстремалов с парашютными рюкзаками на плечах. Когда же после затяжного спуска, мы, наконец, оказались в своём отеле, многие из тех ребят уже, как ни в чём не бывало, просматривали недавно отснятые кадры прыжков. Несомненно, один плюс в этом развлечении была явная быстрота спуска вниз. На что нашей компании потребовалось три с лишним часа и вёдра пота, им хватило нескольких минут свободного падения.

Свой путь мы продолжили на пароме, который провёз нас вдоль всего Лисефьорда до поселения Форсанд. По дороге нам посчастливилось увидеть и морских котиков, чья колония облюбовала этот дикий уголок Норвегии, и самую большую в мире деревянную лестницу в 4444 ступеньки, и полюбоваться абсолютно правильной квадратной формой той самой скалы Прекистолен. Как мне кажется теперь, свое первое путешествие по Норвегии стоит не начинать, а заканчивать Лисефьордом одним из самых романтических мест на Земле.

Переехав по автомобильному мосту Лисенфьорд, от Форсанда мы не укоснимо начали продвигаться вверх на север Скандинавского полуострова. Несмотря на среднюю скорость, которая не превышает в горах 50 км/час, за четверо суток наша Тойота Карис почти доехала до древней столицы Норвегии Тронхейма. Верные своему плану избегать больших городов, затем мы повернули назад к Осло. Этот удивительный маршрут пролегал вдоль высоких гор, вечных снегов, огромных озёр, стремительных рек и, конечно, несметного количества водопадов. По праву Норвегию можно смело назвать королевой водопадов мира. Иногда казалось, что на каждый дом здесь приходится по одному водопаду. Среди высоких скалистых гор с шапками снега наверху их не сосчитать. Тем не менее, мне совсем не сложно выделить среди того увиденного изобилия тройку самых-самых по силе впечатления.

Одно из этих призовых мест в моём рейтинге, несомненно, принадлежит двойному водопаду Латефоссен. Проскочить его никак невозможно. Дорога, проходящая через старинный каменный мост, идёт как раз подле самого водопада. Два мощных потока с оглушительным грохотом несутся вниз буквально в нескольких метрах от офигивающих автомобилистов. Весь мост постоянно окутан облаком водяных брызг. Решающие остановиться здесь туристы, долго не задерживаются, рискуя промокнуть до нитки и оглохнуть от постоянного шума падающей воды.

Немного свернув от намечено пути, мы решили посетить место, отмеченное на карте названием Ворингфоссен. Долгий затяжной подъём вверх через многочисленные туннели и извилистые повороты привёл нас на большую автомобильную стоянку с огромным количеством людей и машин. Водопад Ворингфоссен оказался самым высоким и величественным из всех увиденных нами в этом путешествии. Несколько мощных потоков воды срывались причудливыми белыми струями с краёв полукруглой впадины. Высота водопада достигала почти 200 метров. С обзорной площадки весь водопад был словно на ладони. Неподалёку от края Воригфоссена виднелось трехэтажное продолговатое здание мотеля. Рядом с гигантским божьим творением гостиница выглядела спичечным коробком, построенным людьми. Я чувствовал себя здесь всего-навсего песчинкой вечного круговорота жизни.

И ещё один водопад, о котором, несомненно, стоит упомянуть — Твиндефоссен. В отличие от остальных, к нему мы ехали, заранее зная, куда попадём и что приблизительно увидим. Изображение Твиндефоссена — это один из самых распространенных природных брендов Норвегии. Тем не менее, практически идеальная ступенчатая форма водопада, его красота и королевское величие не может не восхищать заехавших сюда туристов. 60-ти метровый высоты водопад кажется сотканным из сотен небольших каскадов и ручейков. Своей формой он напоминает некий царственный трон или пьедестал. У подножья Твидефоссена расположен большой кемпинг. Очарованные сказочной красотой этого места мы наряду со многими тоже решили здесь переночевать. Здесь нам удалось поставить палатку почти у самого края водопада на небольшом островке, образуемого ручейками с Твиндевоссена. Не смотря на довольно громкий рокот падающей воды, спал я в эту ночь очень крепко, а обалденный утренний пейзаж из проема палатки мог заменить даже сытный завтрак. Короче, достойный водопад в прекрасном месте сказочной страны Норвегия -такая оценка неискушённого туриста, подобного мне.

Стоит заметить что, не смотря на восхитительные природные декорации всех этих ночлегов, завтраков, обедов и ужинов, не перестаивающих нас удивлять своим разнообразием и изыском, были места, из которых нам хотелось убежать, да побыстрее. Никому из нашей скромной компании не забыть третьего по счёту ночлега в Норвегии. Здесь, едва мы заплатили за место и начали расставлять свою палатку, нас яростно атаковала местная мошкара. Она, буквально роем, накрыла все неприкрытые части тел, явно получая огромное удовольствие от нашего бешенства по данному поводу. Единственное, что нас спасло из этой безнадёжной ситуации -неадекватное поведение насекомых в закрытом помещении. Едва попав с воздуха в палатку или машину, мошкара тут же теряла всю свою агрессивность, видимо мечтая лишь об одном- выбраться на волю. Зато с утра нашей компании удалось поставить рекорд времени по свёртыванию лагеря. За 15 минут после пробуждения, палатка и все вещи были скиданы в багажник и салон машины, а ещё через пару секунд мы уже мчались подальше от такого варианта норвежского гостеприимства маленьких кровососов.

Наверное, любой представляет себе, что дороги Норвегии великолепны. Тем не менее, не надо забывать об огромных перепадах высот её горной части. Видимо устав от этого бесконечного петляния по скалистым кручам вверх-вниз, норвежцы решили не жалеть денег на прокладку удобных сквозных туннелей. Шутка ли прорубать многокилометровые дыры в горной породе!Многое теряют те путешественники, которые предпочитают эти удобные, но такие унылые пути, тому великолепию, которое можно увидеть, лишь следуя старыми кривыми и труднодоступными маршрутами. Нет ничего более удивительного, чем наблюдать, как быстро меняется ландшафт от ярко-зелённого побережья фьордов к пустынно-неправдоподобному серому фону склонов хребтов. Самое же интересное путника ждёт наверху. Здесь дорога продолжается посреди вечных снегов, голубого льда и лишь местами оттаявшей поверхности с многочисленными ручьями и лужами. Подчас трёхметровые сугробы обступали наш путь, грозя отбить нам память о лете, из которого мы приехали лишь несколько минут назад.

Где-то за ледником Юстедалсбрином наша Тойота вновь поднялась на высоту тысячи метров над уровнем моря и за очередным заснеженным поворотом мы внезапно для себя увидели действующий горнолыжный курорт. Как полагается здесь были и подъемники, и пункты проката необходимого снаряжения, и снегоуборочная техника, и непременное уютное кафе. Наверное, я дико смотрелся со стороны в шортах, майке и бейсболке среди закутанных в комбинезоны молодых людей с лыжами и сноубордами. Зато теперь становилось понятным, почему норвежцы -неизменные чемпионы зимних видов спорта.

Замечательной местной достопримечательностью оказался и сам ледник Юстедалсбрин. К сожалению, на него самого нам подняться не удалось. Но и вид снизу на эту бесформенную глыбу спрессованного голубоватого льда не мог оставить нас равнодушными. Чем-то очень холодным и мрачным веяло от этого по не многу исчезающего с лица земли древнего ледника, немого свидетеля и участника славных сказаний о викингах и троллях.

Объехав ледник по его западной стороне, мы начали искать варианты ночлега. С это целью было решено свернуть на узкую дорожку, ведущую в горы к местечку под названием Бодал. Чем выше мы подымались вверх, тем как-то тревожней становилось на душе. Что-то неуловимо жуткое было в стенах гор по сторонам и тихой озёрной глади вдоль дороги. С ночлегом здесь тоже был явный напряг. Как-то не привычно дико и пустынно выглядела вся это, в общем, очень живописная горная долина. Где-то на полпути мы сделали небольшую остановку возле информационного придорожного стенда. История этого места оказалась печальна и поучительна для царя природы — человека. В 1905 году здесь возле небольшого селения произошел природный катаклизм. Подточенный ежегодными таянием снега в долину сошел гигантский сель. В глубоководное озеро обрушилась часть отвесного горного массива. Тонны скалистой породы в считанные минуты заполнили водные глади тянущегося на многие километры озера. Находящуюся всего в нескольких километрах отсюда деревушку захлестнула гигантская волна. Без вести пропало более 35 человек. Но удивительно было другое. Ровно через 33 года катастрофа повторилась один в один. Точно в том же месте произошёл новый гигантский обвал. На этот раз смыло посёлок, вновь выросший за эти годы неподалёку. Вновь погибло более 70 человек. Как ни странно в этом, казалось бы Богом проклятом месте, люди живут до сих пор. Причиной тому служило не только плодородная земля здешних мест, но и то, что по уверениям учёных подобной катастрофы больше не может произойти, так как подводное пространство озера уже полностью завалено каменной породой произошедших ранее катастроф.

В жутковатом же месте мы очутились! Но поворачивать назад было поздно. Внезапно мы увидели придорожный знак «Бодан кемпинг». Спустившись вниз почти к самому берегу озера, мы остановились на пустынной, но, тем не менее, аккуратно подстриженной поляне. Судя по состоянию полусгнивших скамеек и разваленному туалету (экзотика для Норвегии!), можно было предположить, что кемпинг не действовал уже многие годы. Во всем же остальном это место идеально подходило для нашего первого бесплатного ночлега в здешних краях. Конечно, нам не трудно было догадаться, что мы очутились где-то рядом у погибшей деревни. Сбоку отлично просматривалась злополучная скала, с реально различимыми следами селя. Да и на душе какая-та тоска появилась… Когда же я пошёл набирать воду из озера,то неожиданно сам для себя сделал удивительное открытие. Разглядывая горный массив на противоположном берегу озера на потемневших от влаги скалах, я внезапно стал замечать какие-то правильные формы. Из этих форм складывался гигантский слегка неаккуратный рисунок. Мне не пришлось приложить много усилий, чтобы в этих контурах увидеть фигуру гигантского воина с мечом в одной руке и со щитов в другой. Конечно, читателю не сложно обвинить меня в через чур бурной фантазии, но мои друзья тоже без труда могли бы подтвердить эти строки. Хотя соглашусь и с тем, что в этот вечер все мы были очень перевозбуждены. Сон долго не мог прийти к нам в эту ночь. Мы прислушивались к малейшему шороху и скрипу в ночном лесу, а образ беспощадного воина-викинга ни как не мог покинуть наши очумевшие головы.
Но первые солнечные лучи быстро развеяли наши страхи, да и природный рисунок на скале с утра уже не казался таким страшным. Мы вновь мчались вперёд! Впереди нас ждало одно из самых разрекламированных мест Норвегии — дорога Троллей.

Этот день не был исключением из остальных. Приключений и сногсшибательных ощущений в Норвегии хватило бы, наверное, на год вперёд. В нашей компании даже завелась утренняя шутка: Ну и чем же нас удивит этот день?! -и каждые новые сутки не переставал удивлять. По пути мы сначала опять попали в зиму. Причём чем дальше на север мы заезжали, тем больше норвежский июнь был похож на поздний январь, и тем удивительней было спускаться вниз к берегам фьордов в царство ярко-зеленого лета. Особенно это почувствовалось в городке Геренжер на берегах одного из самых знаменитых норвежских фьордов включённых в список всемирного наследия Юнеско. Хотя, на мой взгляд, туда надо было бы всю Норвегию целиком включить, как место отдыха людских иллюзий и напрягов.

Но вот занавес вверх — мы на пустынном плоскогорье долины Троллей. Здесь внезапно на нашем пути начали возникать удивительные неземные декорации. Скалы-исполины по обеим сторонам дороги вдруг ожили прямо на моих глазах. Молчаливые грозные стражи, окаменевшие на века, без эмоций взирали на земную тараканью круговерть. Гора «Епископ» и впрямь напоминала присевшего отдохнуть служителя религии в сутане. Ну,а громадная скала «Король» походила на бородатого викинга, слегка наклонившего голову с короной. Древние легенды оживали прямо на нашем пути. Ни многочисленные толпы туристов, ни кучи сувениров, ни парашютисты-экстрималы не могли сбить ощущение мизерности нашего человеческого бытия. Древние же духи Троллей не обращали ровно никакого внимания на человеческую дребедень у своих подножий, снисходительно разрешая лицезреть себя сквозь глазки фото и видеокамер: “Суета сует, господа! Вы ничтожны, а мы вечны!

Наше время истекало. На десерт мы хотели увидеть Атлантику, а уж после этого возвращаться спокойно назад через Осло домой. Правда, перед этим удача вновь улыбнулась и нам удалось вкусить прелести норвежской рыбалки.

По пути к Атлантике мы завернули переночевать в кемпинге прямо на берегу очерёдного фьорда. Наше внимание сразу же привлекло огромное количество рыбачащего народа от мало до велика, как с берега, так и с различных плавучих средств. Надо было видеть наши лица, когда дядька из рецепции кемпинга без лишних слов сразу выдал нам удочку, в ответ на наш вопрос, как можно было бы здесь порыбачить. Какого же было моё удивление, когда после первой же попытки закинуть крючок в воду (а надо заметить что с берега я не ловил рыбу с детства!), я вытащил на берег огромную морскую звезду. Вслед за ней вскоре в ведре очутился и розовый морской ёж, ну а мой друг и товарищ Женька вскоре выудил среднего размера треску. Судя по всему, подводная жизнь здесь кипела. Казалось, что это ночка в Норвегии должна была быть весёлой, но внезапно переломившееся пополам удочка и ушедшая на дно фьорда блесна радикально поменяла наши планы. Рецепция уже не работала и мы с моим товарищем понуро поплелись спать. Тем не менее, не забыть мне никогда вкус утренней тресковой ухи и блеск Женькиных глаз от таких неожиданных норвежских поклёвок!

Норвегия завоевала наши сердца, а духи древних Троллей и Викингов вселились в наши души, но, словно желая окончательно растоптать наши пухнувшие от впечатлений головы, напоследок нам было приготовлено ещё несколько захватывающих приключений. Троллкирка или церковь Троллей — была комплексом соединенных между собой пещер, лежавших в часе ходьбы от трассы на Атлантику.

Пещеры эти располагаются как бы на трёх уровнях и соединены между собой сложной системой лазов и проходов различной величины. Первый уровень пещер длинной около 70 метров мы решили преодолеть вдвоём вместе с моей женой. Мягко говоря, жутковато было лесть по лишенному солнечного света проходу, то и дело, карабкаясь по завалам из скользких камней и перепрыгивая многочисленные протоки. Но зато какая награда ждала нас в конце этого пути! Протиснувшись сквозь очередной завал на своём пути, мы попали в огромный грот высотой до 7 метров. Из многочисленных расщелин в его своде пробивался дневной свет, а прямо по центру откуда-то сверху падал мощный каскад воды. Воистину — самый настоящий алтарь создала здесь сама мать-природа. И изощрённости её фантазий мог бы позавидовать любой архитектор мира. Во второй грот на более верхнем уровне мог спуститься любой желающий, включая тех, кто боится темноты и страдает от клаустрофобии. Этот грот не уступал по красоте первому нами увиденному, хотя и был лишён эффекта неожиданности. Здесь также по центру располагался водопад, а в высоту свод достигал 9-10 метров. Я сумел найти вход и на третий уровень пещер намного более узких и менее проходимых. Но здесь доводы рассудка оказались более весомыми, чем моя вечная страсть к новым приключениям. Тем более, время поджимало. Мы пустились в обратный путь к брошенной на обочине машине.

Финальным аккордом нашего путешествия стало посещение так называемой Атлантической дороги. Так назывался путь, проходящий через несколько десятков островов, соединенных между собой длинными дамбами и причудливыми арочными мостами. Некоторые из них извивались во всех мыслимых и немыслимых направлениях, словно стараясь нарушить мнимые законы математики и логики. Путеводитель советовал проехать по этому пути осенью во время сезона штормов. Наверняка это стоило сделать в другой раз и нам.

Что ж именно здесь, окунув ноги в прохладные воды Атлантического океана, я могу поставить точку в своём рассказе. Сомнений не осталось, я оказался в своеобразном плену Норвегии. Эти красочные горы, глубокие фьорды, яростные водопады и тихие деревушки с их древними обитателями-духами без труда отвоевали частичку моего сердца и души, навсегда оставив в них неумолимое желание вернуться суда вновь и вновь…

Путешествие позволяет расширить свой кругозор, получить массу новых впечатлений. Поэтому многие люди отправляются в другие страны. Туроператоры предлагают множество интересных туров. Однако гораздо интереснее выбрать маршрут самостоятельно. запомнится надолго. Одной из красивейших стран является Норвегия. Она влечет к себе туристов со всего мира. О том, как спланировать пойдет речь далее.

Общая информация о стране

Если человек чувствует тягу к новым впечатлениям, эмоциям, а также жаждет приключений, он просто обязан спланировать путешествие в Норвегию самостоятельно. Эта страна известна своей суровой, холодной красотой. Это особенное место на планете, куда стоит отправиться хотя бы раз в жизни. Такой красоты нельзя увидеть больше нигде.

Прежде чем планировать свое путешествие, нужно узнать определенную информацию об этой стране. В Норвегии - конституционная монархия. Площадь страны составляет 327 тыс. км². Страна граничит с Финляндией, Швецией и Россией. Столицей является город Осло. Это достаточно дорогая страна. Поэтому бюджетному путешественнику потребуется тщательно продумать не только свой маршрут, но и учесть все тонкости проживания, питания. Климат здесь довольно суров.

Страна расположена в часовом поясе UTC +1. Телефонный код +47. Население состоит на 95 % из коренных норвежцев. Лютеранство - преобладающая в стране признана одной из самых красивых стран на планете. Нетронутая природа является гордостью норвежцев. Западное побережье страны изрезано фьордами, которые завораживают своей дикой, первобытной красотой. Живописные горные ландшафты, ледники и прочие природные объекты влекут к себе туристов. Одним из лучших решений станет путешествие по Норвегии на автомобиле. Это позволит увидеть все сокровища страны.

Норвежцы очень дорожат экологической чистотой своей страны. Они заботятся об окружающей их природе. Любовь к ней является частью национального самосознания. Большие мегаполисы и тихие рыбацкие селения гармонично дополняют природные ландшафты. Это уникальная страна. Уровень преступности здесь является одним из самых низких на планете. Все жители четко следуют установленным правилам, поэтому и к туристам выдвигают подобные требования. Здесь не принято сорить, нарушать покой окружающих людей. Уважение к себе, социуму и природе - вот главные черты жителей этой прекрасной страны.

Рассматривая отзывы о путешествиях в Норвегию, стоит отметить, что это приключение точно запомнится на всю жизнь. Туристы могут столкнуться с определенными трудностями, к этому нужно быть готовым. Однако никакие трудности не могут остановить настоящих искателей приключений. Их старания и терпение с лихвой окупаются теми впечатлениями, которые дарит сказочная, холодная и такая необычайная Норвегия.

Ради чего стоит ехать в Норвегию?

Планируя свое путешествие в Норвегию на машине или же иные способы передвижения по стране, следует рассмотреть основные достопримечательности, ради которых сюда едут туристы. Суровость этого края не терпит безалаберности и импровизаций. Норвегия, словно строгий, молчаливый учитель, открывает свои секреты только тем, кто готов отбросить всю суету. Нужно с головой погрузиться в эту холодную красоту, проникнуться ею, открыв для нового свое сердце.

Можно отправиться в путешествие по Финляндии и Норвегии. Также можно спланировать поездку через Швецию. Каждая из этих стран отличается своим особым нравом. Норвегия не похожа ни на одно другое место на планете. Здесь стоит спуститься на каяке или лодке по реке, окруженной живописными фьордами. Те, кто успел побывать здесь, советуют остановиться не в крупном мегаполисе, а в маленькой деревне. Это позволит пройтись пешком по окрестностям, рассмотреть все красоты природы. Пейзажи здесь поистине живописны, словно в старой сказке. Даже не верится, что такие фантастические уголки нетронутой природы существуют в реальности.

Путешествие лучше начать с прогулок по городским улочкам, например, Бергена. Крайне приятно посидеть в одном из кафе у набережной. Чашечка горячего, крепкого кофе согреет и подарит незабываемые минуты счастья. Именно Берген является наиболее живописным туристическим городом этой страны.

Многие туристы утверждают, что путешествие в Норвегию на машине является лучшим решением. Однако посмотреть красоты этой земли можно и другим способом. Железнодорожные маршруты пролегают по нетронутым природным ландшафтам. Поэтому вполне можно спланировать свой путь на поезде. Это будет относительно недорого. Железная дорога Норвегии часто проводит разные акции, делает скидки. Это хорошее решение для бюджетного туриста.

Гостям страны будет интересно познакомиться с древней культурой викингов, некогда населявших эти земли. Одним из самых эффектных, сногсшибательных зрелищ является Северное сияние. Обязательно стоит увидеть льды Арктики, понаблюдать за китами и белыми медведями. Стоит заказать блюда из лосося, оленины, отведать козьего сыра.

Туристические регионы

Составляя план путешествия по Норвегии, нужно определиться, что именно хотелось бы посмотреть в этой стране. Здесь есть несколько туристических регионов. Зная особенности каждого из них, можно спланировать свой маршрут.

Если путешественник желает увидеть фьорды, нужно изначально ехать на западное побережье Норвегии. Здесь дикая красота природных ландшафтов, тишина и спокойствие позволят отвлечься от шума и суеты большого города, побыть наедине со своими мыслями, подумать о жизни. Самыми живописными являются а также Хардангер-фьорд. Также на западном побережье можно посмотреть историческую железную дорогу, которая называется Флом, отправиться в пешие или велопрогулки.

Горный серпантин можно увидеть на северо-западе страны. Это красивейшие фьорды, ледники. Популярны в этом регионе трекинг, каякинг, а также серфинг на морском побережье.

Если же хочется побывать в прекрасном городе, который является образцом норвежской размеренной жизни, стоит отправиться в Олесунн или Берген. Здесь можно расслабиться, провести время в приятной обстановке. Это ухоженные, красивые города с особой атмосферой. Отсюда действительно не хочется уезжать.

Наравне с путешествием по фьордам Норвегии стоит посетить и Лофотенские острова. Здесь можно наблюдать за морскими птицами и животными, отправиться на рыбалку. Это морской край, который также является уголком нетронутой дикой природы. Здесь можно увидеть одно из эффектнейших зрелищ природы - Северное сияние.

Экстремалы могут отправиться в круиз по островам, которые находятся за полярным кругом. Красивейшие пейзажи арктических ледников, белые медведи станут настоящим открытием для искателей приключений.

С историей страны можно поближе познакомиться в таких городах, как Осло, Тронхейм. Это города, которые скорее напоминают картинки из будущего. В них сконцентрировано наибольшее количество жителей этой страны. Это модные, динамичные города. Здесь можно узнать ближе национальную кухню Норвегии, ее традиции.

Как добраться?

Добраться в Норвегию довольно просто. Из многих крупных городов сюда летают самолеты. Всего в этой стране 50 аэропортов. Главный из них находится в Осло. Международные рейсы принимают также аэропорты в Бергене, Моссе, Кристиансанде, Ставангере, Тронхейме и т. д. Это позволяет без проблем добраться даже до самых удаленных уголков страны. Если самолет прилетает в Осло, удобнее всего добираться в центр города на «Флютоге». Это аэроэкспрес. Он доставит в центр города всего за 20 мин. Также можно доехать сюда на автобусе или пригородном поезде.

Планируя путешествие в Норвегию из Санкт-Петербурга, можно отправиться в страну на автобусе или поезде. Маршрут может проходить и через другие страны. Большинство путешественников на автомобилях попадают в Норвегию из Швеции. Однако вполне возможно добраться сюда из России или Финляндии. Посетить несколько стран, кроме Норвегии, будет гораздо интереснее. На границах всех стран нужно будет пройти таможенный досмотр. Пройти паспортный контроль, пересекая Норвегию со стороны российской границы, нужно будет между городами Стурскугом и Борисоглебским.

Путешествие в Норвегию на машине через Финляндию проходит по трассе Е8. Границу в таком случае можно будет пересечь в Кильписъярви. Трасса проходит через такие города, как Вааса, Турку, Оулу. Еще одной популярной трассой, по которой можно добраться на машине до Норвегии, является Е6. Это европейский маршрут, который предполагает пересечение границы в городе Свинесунде. Этот вариант нужно рассмотреть, планируя путешествие в Норвегию и Швецию. Трасса Е6 проходит через такие города, как Хельсингборг, Мальме, Гетеборг. Они находятся в Швеции.

В Норвегию можно доехать на автобусах из России, Дании, Швеции, Финляндии. Также существует железнодорожное сообщение. Оно соединяет Норвегию с другими странами Скандинавии, Европы. Поезда едут в эту страну преимущественно в ночное время. Поэтому они оборудованы спальными полками. Сервис и комфорт здесь высокие.

В страну также ходит водный транспорт. Паромы идут из Германии, Швеции, Великобритании, Дании.

Документы

Планируя путешествие из Петербурга в Норвегию или же следуя иным маршрутом, нужно иметь при себе ряд документов. Кроме загранпаспорта потребуется оформить визу. Она может быть долгосрочной, краткосрочной или транзитной. Для путешествия по стране лучше оформить второй вариант документов. Это шенгенская виза, которая оформляется для путешествий.

Путешествие в Финляндию, Швецию, Норвегию требует оформления стандартной визы. Ее получают граждане любой страны. Чтобы ее получить, потребуется собрать ряд документов. Заполняется анкета, которую можно получить в визовом центре или скачать в Сети. Обязательно требуется получить загранпаспорт. Также нужно подготовить фотографию 3,5 х 4,5 см. Обязательным условием для получения визы является доказательство финансовой обеспеченности туриста. Чтобы узнать сумму, которую нужно иметь на счету, надо умножить количество суток, которое планируется провести в этой стране, на 50 евро.

Предоставить данные о финансовой состоятельности нужно по стандартной форме. Следует взять бухгалтерскую справку с работы (указываются реквизиты, оклад и должность). Дается выписка с банковского счета или письмо от спонсора. Второй вариант подойдет тем, кто не имеет достаточный уровень дохода для такого путешествия. В этом случае справка с работы и выписка со счета не нужны.

Также нужно оформить страховой полис в размере более 30 тыс. евро, сделать копию обычного паспорта (все страницы, в том числе пустые). Также следует предоставить копии билетов или документ об их бронировании.

Для получения визы нужно расписать маршрут поездки в письменном виде. Здесь указывается информация, где турист будет останавливаться на ночлег. Нужно подтвердить это копией брони в отеле или хостеле. Если планируется совершать путешествие на автомобиле, готовят документы на транспортное средство. Также нужно оформить «зеленую карту».

Если у человека есть недвижимость в Норвегии, нужно предоставить копию документа владения. Родственники граждан, проживающих в этой стране, могут предъявить приглашение, высланное своими близкими. Для детей требуется предъявить свидетельство о рождении, согласие родителей на проезд (если ребенок едет без них или только с одним родителем).

Анкеты также заполняют на английском или норвежском языке. Писать нужно разборчиво. В противном случае документ потребуется переделывать.

Некоторые нюансы оформления документов

Планируя маршрут путешествия по Норвегии, большое внимание нужно уделить оформлению документации. Оформить визу можно в турагентстве, консульстве или визовом центре. Потребуется заплатить стандартный сбор. Он составляет 35 евро. Однако стоит быть готовым к тому, что в ходе оформления подобной документации появятся дополнительные расходы. Стоимость получения необходимых документов может составить около 100 евро.

Бесплатно оформляется виза для студентов, родственников граждан Норвегии, инвалидов, ученых, дипломатов.

Для жителей Мурманской, Архангельской областей получение документов проводится по упрощенной схеме. В этом случае не требуется получать приглашение от граждан, проживающих в Норвегии. Для людей, зарегистрированных в этих областях, возможно получить мультивизу при первой подаче документов. Этот документ называется еще «поморской визой».

Планируя путешествие в Норвегию, нужно знать причины, по которым может прийти отказ в получении визы. В первую очередь, это могут быть сомнения в финансовой состоятельности туриста. Также в получении визы отказывают при неправильном заполнении анкеты. Нельзя допускать ошибки, писать неразборчиво. Анкета должна быть заполнена исключительно для получения визы в Норвегию.

В получении визы отказывают в случае предоставления не исчерпывающей информации, при наличии зафиксированных случаев нарушения правил пользования этим документом. Нужно пройти собеседование. В получении визы может быть отказано, если человек нервничает в процессе беседы. Также отказать в посещении этой страны могут при наличии родственников-беженцев.

Следует учесть, что без визы пересечь границу Норвегии нельзя. Этот документ является обязательным.

Когда планировать поездку?

Многих туристов интересует вопрос о том, когда лучше планировать поездку в эту страну. Сюда можно приезжать в любое время года. Страна находится в северных широтах. Ее часть находится в Арктике. Однако ее климат мягче, чем в других странах на этой же широте. Дело в том, что к Норвегии близко подходит Гольфстрим. Теплое течение делает климат мягче. Однако суровый климат требует от туриста особого планирования своей поездки по Норвегии. Видео путешествия по стране, а также фото будут напоминать вам о незабываемых красотах этой загадочной местности.

Так как многие туристы едут в эту страну посмотреть Северное сияние, они едут в заполярные регионы. Это красивейшее природное явление можно наблюдать круглый год. Только погода (по понятным причинам) должна быть ясной. На большей территории страны зимы холодные, снежные и темные. Южное и западное побережье в это время года становится дождливым. Здесь зимой также холодно и некомфортно.

Особенно дождливыми являются октябрь и ноябрь. Поэтому в это время года сюда приезжают только истинные ценители дикой, холодной красоты норвежской природы. Комфортнее всего в этой стране летом. В такое время температура воздуха может достигать 20-25 °С. Однако погода даже в это время года может быть очень переменчивой. Обязательно нужно брать с собой теплые вещи. Это обязательно даже в летний период.

Отправиться самостоятельно в путешествие по Норвегии на автомобиле лучше всего в период с мая по сентябрь. Климат в это время наиболее комфортный. Вечером будет все же холодно. Однако днем можно будет насладиться природными красотами, не боясь промокнуть или замерзнуть на пронзительном ветру.

Стоит учесть, что в июле и августе жители Европы гораздо чаще отправляются в отпуск. Поэтому на фьордах будет больше людей. Если хочется уединения, лучше отправляться сюда до наступления пика туристического сезона. Май и сентябрь для путешествия подходят идеально.

Норвегия и Винский – вещи не совместимые.
Может быть потому, что люблю душой я больше чем глазами.
Норвегия – красивая страна. Но ее красота холодная и во многом повторяющаяся.
Я предполагал, что на поездку мне хватит 5 дней, но просчитался – то что я хотел увидеть и где хотел побывать осуществилось за 2 дня. На третий день можно было спокойно лететь домой.

Но по порядку: основой для поездки взял очень правильный отчет kortchak: Он хорош тем, что дает визуальный ряд. Причем это не чудовищное нагромождение фотографий, чем “блистают” многие отчеты, а правильная подборка миниатюр с комментариями. Единственно чего не хватает отчету: названий мест на языке оригинала. Ну и карты маршрута. Что я в своем эссе приведу.

Несколько раз по пути срабатывал инстинкт грибника-собирателя ягод. Тогда машина визжала тормозами и через несколько минут получалось собрать горсть крупной лесной земляники или дикой малины. Или лукошко белых грибов. Удивительно, что никто это не собирает. Я где-то читал, что норвежцы презирают собирательство грибов и вообще их в пищу не употребляют, предпочитая экспортировать из вездесущей Голландии шампиньоны. Ну и мудачье, что я могу еще сказать… Паста с белыми грибами или суп… мммм

Пейзаж, мелькавший вдоль нашего пути постепенно менялся от разнотравья, полевых цветов, сосен и березок, до карликовой растительности и мхов. Заехали в тундру, усеянную многочисленными линзами озер. То тут, то там вдоль дороги и в отдалении от нее появлялись сложенные из камней пирамидки. Мы гадали, к чему это. Я вспомнил о военных походах Тамерлана, мои спутники высказались куда интереснее: это вешки-ориентиры для норвежкой системы пространственного ориентирования (Глонас по-норвежски), или это укрытие троллей от солнца…

Остановились по пути что-нибудь поесть. Небольшой городок. Кафе. Заходим. Мама родная! Я таких цен на гамбургеры не видел: 10 евро за две булки и размороженную котлету между ними. Однако что-то есть надо. Я взял разогретую в микроволновке лазанью с целой пачкой хлеба к ней в довесок + пиво. Стоимость этого перекуса можно было сравнить со стоимостью хорошего обеда в среднем московском ресторане. Поковыряв вилкой горячую растекшуюся по тарелки массу, я отметил довольно большое количество людей с черной кожей, проходивших мимо и весело улыбавшихся. Вот им такая штука, которая передо мной сейчас – в самый раз.

Приехали в отель Fossli ближе к 6 часам. Водопад, шумящий в нескольких метрах от отеля ничем таким особенным не запомнился. Ах да, забыл сказать, что после виденных водопадов в Южной Америке и Южной Африке, все норвежские водопады, которых в стране подозреваю великое множество, будут выглядеть скромно. Ну шумит себе – пусть шумит.

Родина викингов Норвегия приглашает насладиться суровой северной романтикой: сплавать в круиз по фьордам, постоять под северным сиянием и погулять по меланхоличному Осло. Национальные парки, Дорога троллей и отличная рыбалка - все о Норвегии: туры, отели и цены.

  • Горящие туры в Норвегию
  • Туры на майские по всему миру

Земля фьордов, льда и полярных сияний, Норвегия, пожалуй, самая «богатырская» страна на всем земном шаре. Рождаются здесь исключительно викинги и валькирии, для которых все нипочем: холода, непроходимые леса, суровая северная природа. Вдобавок у норвежцев налицо прямо-таки маниакальная тяга к опасным (и впоследствии славным) предприятиям. Фритьоф Нансен, к примеру, в юном 27-летнем возрасте, выйдя на лыжах из родной страны, отмахал на своих двоих почти всю Гренландию, после чего возглавил экспедицию к Северному Полюсу и открыл кучу территорий на пути. А не менее знаменитый Тур Хейердал мало того, что целый год прожил робинзоном на необитаемом острове в Маркизском архипелаге, так еще после этого переплыл Тихий океан от Южной Америки до Полинезии (ни много, ни мало 8000 км!) - и это на примитивном плоту на парусной тяге. Секрет успеха, которым Норвегия делится со своими гражданами, думается нам, точнее всего озвучил сам Хейердал. «Границы?» - сказал он. «Слышал, что они существуют, но никогда их не видел».

Для туристов страна интересна живописными фьордами и самой уютной столицей Северной Европы Осло, отличными горнолыжными курортами и заполярной экзотикой, вкусной и сытной кухней (где лосось - всему голова), интересными музеями и великолепной «экскурсионкой».

Регионы и курорты Норвегии

Разница во времени c Москвой

− 1 час зимой −2 часа

  • с Калининградом
  • с Самарой
  • с Екатеринбургом
  • с Омском
  • с Красноярском
  • с Иркутском
  • с Якутском
  • с Владивостоком
  • с Северо-Курильском
  • с Камчаткой

Климат

В прибрежных областях - умеренный морской климат (на крайнем севере - субарктический). Во внутренних областях, особенно в горных районах, климат континентальный - более жаркий летом и холодный зимой. Температура января - от +2 °C на юго-западе до −12 °C на севере, июля - от +15 °C до +6 °C соответственно, хотя иногда воздух прогревается до +25 °C даже на севере.

Виза и таможня

Норвегия входит в число стран-участниц Шенгенского соглашения. Гражданам России и СНГ необходимы виза и страховка .

Путешественник, нарушивший таможенные правила, скорее всего лишится не только текущей визы, но и возможности легально попасть на территорию Норвегии в течение весьма длительного срока.

Ввоз и вывоз иностранной валюты не ограничен, суммы свыше 25 000 NOK нужно декларировать. Категорически запрещено ввозить в страну мясные и молочные продукты, а также свежие овощи. Беспошлинно ввозится до 2 л пива, до 1 л крепких спиртных напитков (крепостью до 60 °) и до 1 л вина (до 22 °) - или до 2 л вина, если крепкие алкогольные напитки не ввозятся; а также до 200 сигарет или 250 г табака; предметов и вещей домашнего обихода - в пределах личных потребностей; продуктов питания - до 10 кг; автомобильного бензина - не более 200 л (в том числе не более 10 л в канистре). Ввоз слабоалкогольных напитков и табачных изделий разрешается лицам, достигшим 18 лет, крепких - 20 лет. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Запрещены к провозу любое оружие, живые растения, автомобильные «антирадары». Разрешен ввоз лекарственных препаратов для личного пользования, при условии подтверждения (рецепта) от лечащего врача. Нельзя вывозить взрывчатку, боеприпасы, оружие и наркотики. Объекты культурного наследия должны сопровождаться специальными сертификатами.

Вниманию рыбаков: норма вывоза рыбы или рыбной продукции за пределы Норвегии составляет 20 кг на человека. Это касается только тех, кто ловил рыбу на рыболовных базах, прошедших соответствующую сертификацию и регистрирующих ежедневный улов. Для всех остальных норма вдвое меньше - 10 кг.

Tax free

Норвегия входит в число стран, использующих систему Tax free: туристы, совершающие в специально обозначенных магазинах покупки на суммы от 315 NOK, могут вернуть до 19 % их стоимости. Для этого потребуется попросить на кассе чек, где будут указаны точная стоимость товара, размер НДС и паспортные данные покупателя. Некоторые магазины возвращают Tax free прямо на месте, в остальных случаях нужно предъявить чек вместе с паспортом и нераспакованными вещами на таможне (не позднее чем через месяц с момента приобретения), получить штамп, а затем обратиться в пункт Cash Refund в аэропорту за выдачей средств.

  • Какие нужны документы для поездки в Норвегию с ребенком

Как добраться до Норвегии

В Норвегии несколько международных аэропортов: в Осло, Бергене, Киркенесе и Шпицбергене. Крупнейший авиаузел, Гардермуэн , базируется в столице. Из Москвы сюда регулярно летает «Аэрофлот»: отправление из Шереметьево , продолжительность полета - 2 часа 40 минут. «Эйр Балтик» везет с пересадкой в Риге: время в пути - от 4 часов 40 минут, рейсы по 5-6 раз в день. Из Санкт-Петербурга в Осло дешевле всего добираться с «Эйр Балтик» (от 5,5 часов перелета через Ригу), быстрее всего - со «Скандинавскими авиалиниями» (от 3 часов 40 минут через Стокгольм).

Из Москвы в Берген можно долететь лишь с пересадками: «Аэрофлот» и «Скандинавские авиалинии» везут через Осло (от 4 часов 30 минут). С двумя стыковками - дешевле: у «Эйр Балтик» и «Скандинавских авиалиний» есть маршруты через латвийскую и норвежскую столицы (от 7 часов в дороге). Из Питера доставляют все те же «Скандинавские авиалинии» (25,5 часов через Стокгольм), а также «Британские авиалинии» (22,5 часа через Лондон) и «Кей Эл Эм» (6,5 часов через Амстердам).

Самые дешевые билеты в Киркенес - у «Эйр Балтик» и «Скандинавских авиалиний» (от 20,5 часов в воздухе), из Питера (40 часов), стыковки в Риге и Осло.

В Шпицбергене пассажиров принимает аэропорт городка Лонгйир: из российской столицы сюда везет тот же тандем перевозчиков с теми же пересадками и 10 часов (с одной стыковкой - гораздо дороже, 10 часов через Осло), из Питера - «Скандинавские авиалинии» и 9 часов с двумя пересадками.

Поиск авиабилетов в Норвегию

Транспорт

Ж/д сеть Норвегии состоит из 9 основных магистралей, соединяющих практически все крупные города. Поезда комфортабельные, с розетками и бесплатным Wi-Fi (правда, чтобы воспользоваться им, придется создать профиль на оф. сайте Норвежских железных дорог (на англ.)). Билеты бывают двух категорий: стандартные, подлежащие возврату, и Minipris - безвозвратные, зато более дешевые. Приобретать их можно онлайн, в автоматах на станциях или в самих поездах с надбавкой около 40 NOK.

Путешествие из Осло в Берген обойдется в 650-915 NOK, в Трондхейм - в 600-965 NOK.

Крупнейший автобусный оператор - Nor-Way Busexpress (оф. сайт на англ.), есть также бюджетные и люксовые перевозчики. Большинство автобусов оснащены биотуалетами, кондиционерами и остальными удобствами. Ориентировочная стоимость поездки из столицы во Флом - 520 NOK.

В западной части Норвегии, вдоль и поперек изрезанной глубоководными фьордами, самый удобный и быстрый способ передвижения - по воде. Большинство паромов, скоростных судов и катамаранов ходят часто, проблем с ожиданием не возникает. Плата за проезд на паромах - только наличными, кредитные карты не принимаются.

Общественный транспорт внутри городов

В большинстве норвежских городов есть автобусы и трамваи, столицу и близлежащие районы покрывает сеть автобусных линий, метро (T-bane), трамваев и паромов. Одноразовый билет на любой вид транспорта в Осло стоит от 35 NOK (на все зоны - 123 NOK) и действует в течение часа после компостирования (провоз велосипеда оплачивается отдельно). Суточный проездной - 105 NOK на одну зону (237 NOK на все), месячный - 736/1876 NOK соответственно.

Такси достаточно дорогое и работает только в черте города. Принимаются кредитные карты. Все машины радиофицированы, поэтому заказать их можно с любого телефона, равно как и поймать на специальных стоянках или прямо на улице. Посадка обходится от 40 NOK, каждый км пути - от 10 NOK.

Аренда авто

Шоппинг и магазины

У норвежцев «пунктик» на качестве и экологичности, они готовы платить серьезные деньги за все, что соответствует их высоким стандартам. Посему шоппинг в стране - удовольствие небюджетное, зато купленные здесь вещи точно не разочаруют. Аутлетов и стоков нет, но есть много небольших бутиков с одеждой и обувью, произведенными по экотехнологиям.

Пополнить гардероб можно, к примеру, в квартале Грюнерлокка в Осло: ботинки из переработанной резины или бамбуковая блузка - модно, практично и корректно к окружающей среде.

Рекомендуем обратить внимание на вязаные вручную свитера с узнаваемым орнаментом, хотя стоят они немало: от 800 NOK. Если бюджет позволяет, можно замахнуться на высококачественные меха или выделанные шкуры коз и оленей. Хороши также украшения из серебра: местным ювелирным традициям несколько тысячелетий. Самые популярные сувениры - фигурки троллей, миниатюрные корабли викингов, посуда из олова и стекла, фарфор, керамика, деревянные изделия с цветочной росписью «росемалинг». Подарки для гурманов - сыр «бруност» (к нему можно прикупить специальный сырный нож), копченая рыба и крепкий алкоголь «линье-аквавит», настоянный на картофеле.

Зимой и летом, в сезон распродаж, скидки достигают 50-70 %.

Крупные магазины в больших городах работают с 9:00 до 17:00 по будням, по четвергам - до 19:00-20:00, по субботам - максимум до 16:00. Большинство супермаркетов, киосков, торговых центров и частных магазинчиков открыты допоздна.

Путешествие по Норвегии

Кухня и рестораны Норвегии

Суровый северный климат тысячелетиями вынуждал норвежцев питаться сытно и калорийно. Традиции хранятся и сегодня: главные блюда на местном столе - приготовленные по нехитрым рецептам рыба и мясо, а еще молоко, хлеб, каши и минимум соусов, чтобы сохранить натуральный вкус продуктов. В Норвегии обожают дары моря: из селедки, лосося, форели и палтуса сочиняют супы, паштеты, пироги и горячие блюда, разве что в десерты их не кладут.

Главные деликатесы - креветки, китовое мясо, лосятина и оленина.

Самые интересные из традиционных блюд - вымоченная в щелочи и воде треска «лютефиск», забродившая форель «ракфиск», ягнятина с картошкой и капустой «форикол», копченый или жареный лосось «ласк». Мясоедам с крепкими нервами рекомендуем тушеную баранью голову «смалахове». У козьего сыра «бруност» неповторимый вкус, напоминающий соленую сгущенку. Свинину норвежцы почти не едят, из овощей готовят разве что картофель - самый популярный гарнир и главный компонент сухих лепешек «лефсе», которые тут вместо хлеба. На первое стоит отведать фирменный рыбный суп, на закуску - холодный бутерброд «смерреброд», на десерт - вафельное печенье «крумкейк».

Перекусить в фастфуде можно за 50-100 NOK, отобедать в кафе - за 100-150 NOK, поужинать в ресторане - от 200-300 NOK на персону.

Наиболее распространенный общепит в Норвегии - рыбные рестораны и домашние кондитерские, пекущие всевозможные булочки и пироги. Сетевые точки быстрого питания массово закрываются: сознательные норвежцы отказываются от фастфуда. Много баров, где можно отведать местные сорта пива, крепкий аквавит или согревающий глек. Популярны кофейни, а также заведения с европейской и японской кухнями. В столичном районе Акер-Брюгге много первоклассных ресторанов, а рыбаки угощают свежевыловленными креветками и рыбой прямо с лодок.

Визитная карточка страны, ее главное богатство и туристический магнит. Но и человек создает объекты под стать: грозные крепости, лаконичные дворцы и необычные, Люсе-фьорд

Экскурсия «Норвегия в миниатюре»

Поездка на весь день по маршруту Осло - Мюрдаль - Флом - Согне-фьорд - Берген. Дорога из Осло на Берген пересекает национальный парк «Хардангервирда», крупнейшее высокогорное плато в Европе. Станция «Мюрдаль» находится почти на километровой высоте, отсюда начинается захватывающая экскурсия по Фломской железной дороге: ее длина - 20 км, а перепад высот - 865 м. Чтобы преодолеть такие испытания на столь коротком отрезке, дорогу проложили по спирали, проходящей через 20 тоннелей. Весь путь занимает 50 минут: поезд идет медленно, останавливаясь в самых красивых местах.

По прибытии во Флом, городок на берегу фьорда, туристы могут погулять пешком и пообедать. Финал путешествия - круиз на «экспресс-корабле» (катамаране) из Флома в Берген по Согне-фьорду.

Праздники и события

Самый яркий праздник в Норвегии - Рождество: 24 декабря, в Сочельник, близкие собираются вместе, дарят друг другу подарки, смотрят рождественские трансляции, ходят в церковь и, конечно, готовят торжественный ужин. 25 декабря на улицах не встретить прохожих: все остаются дома с родными и друзьями. 26 декабря празднуют День Св. Стефана с разудалыми вечеринками и - снова! - подарками.

Вечер 31 декабря озаряется новогодними фейерверками, застолья продолжаются, а малыши получают сладости от гнома Юленнисена - он почти как Санта-Клаус, только разъезжает на козе.

21 февраля чествуют августейшего именинника - действующего короля Харольда. В конце зимы, перед Великим постом, отмечают Масленицу: в «жирные» воскресенье, понедельник и вторник объедаются мясом, салом, молочными продуктами и прочей сытной пищей. Главный весенний праздник - Пасха, символ которой - желтый цыпленок. 1 мая, в День труда, многие предпочитают парадам и демонстрациям расслабленные пикники на природе. 8 мая - День освобождения от фашизма, с заходом солнца превращающийся в Ночь женщин - торжество феминисток.

September 27th, 2014 , 12:26 am

Впервые собираясь в Норвегию самостоятельно, очень важно иметь как можно больше сведений об особенностях путешествия по этой стране. Поездка на родину викингов окажется прекрасной, головокружительной и при этом не похожей ни на что другое; Норвегия на высшем уровне приспособлена именно к самостоятельным путешествиям, удивительным образом сочетая дикую, неокультуренную природу с цивилизованной инфраструктурой. Для достижения гармонии и полного взаимопонимания с этой страной нужно быть готовым к определенным моментам.

Итак, совсем не коротко, а очень даже подробно делюсь информацией, необходимой каждому, кто желает отправиться в Норвегию вне ограничений организованного туризма.


Норвегия - очень протяженная страна, вытянутая с юга на север. Если на всю поездку имеется не больше двух недель, я рекомендую выбрать какую-то одну часть: либо северную, либо южную. Говоря «южная часть», я вовсе не подразумеваю самый-самый юг страны. Это всего лишь условное обозначение, противопоставляемое северу, грубо говоря, южная половина государства. Западная часть этой половины является регионом знаменитых норвежских фьордов. Зачастую те, кто едет впервые, начинают именно с него.
Часть фьордов охватывает сразу несколько регионов или «фюльке» - Rogaland, Hordaland, Sogn og Fjordane, Møre og Romsdal .

Значительное число путешественников выбирают кочевой стиль поездки по Норвегии. Это значит, что каждую или почти каждую ночь они проводят в новом месте. Таким образом, за 10-14 дней охватываются все вышеперечисленные регионы, но в каждом из них уделяется внимание весьма ограниченному числу объектов - «что успели, то посмотрели».

Еще при подготовке нашей первой поездки в Норвегию я пришла к выводу, что для нашей семьи такой способ отдыха не вариант.
Во-первых, день через день собирать и разбирать весь свой скарб - это вовсе не прикольно.
Во-вторых, мы с ребенком. В этом случае чем больше оседлости, тем меньше усталости для всех.
В-третьих, всегда немаловажный фактор в Норвегии - это погода. Она совершенно непредсказуема и год из года может кардинально отличаться от предыдущих сезонов. Дождь и низкая облачность могут сменять солнце по несколько раз на день, а могут затянуть все небо на несколько дней вперед. Поэтому, проезжая намеченные места, турист рискует запросто их не увидеть, не сходить в какой-то трек - и все из-за скверной погоды. А вечером же надо быть уже в другом месте!

Нас такая схема не устраивает. Не получилось сегодня - можно осуществить завтра. Планы легко варьировать на ходу, корректировать программу под усталость, настроение, погоду, желание, самочувствие. И как можно больше исследовать район, в котором оказались, вовсе не ограничиваясь раскрученными, известными точками must see.

Как следствие, на поездки в Норвегию я обычно выбираю три-четыре места обитания, по несколько дней в каждом. И исследуем не все 5 регионов, а один или два. Не сомневайтесь - в любом из них можно провести не одну неделю, и все скучно не будет.

Обитая в одном месте, каждый день мы делаем радиальные выезды в разные стороны. Приблизительно в пределах 70-100 км от жилья. Вроде совсем мало? Ни фига. Надо знать норвежские дороги.

Дело в том, что регион фьордов - это почти сплошные горы, серпантины, тоннели. И узкие дороги. Порой даже однополосные, но при этом двусторонние - с уширениями для разъездов. Поэтому средняя скорость в горных районах примерно составляет 50 км/ч. Именно поэтому нужно много времени для дальних переездов.

Жилье

Об отелях в Норвегии можно забыть. Разве что жить в городе и иметь немалый капитал, потому как Норвегия - страна дорогая. Но в тамошних городах отдыхать мало кто стремится, не тем Норвегия славится. Да и обеспеченные путешественники нередко склоняются к определенной экономии. Потому в норвежских отелях лучше не останавливаться.

Что там распространено до небывалых масштабов, так это кемпинги, их великое множество. В них можно найти жилье на любой вкус и кошелек - от палаток (привезенных с собой) до коттеджей. Есть домики со всем необходимым, но без санузла и душа, есть домики со всеми удобствами.

Отдельно всегда имеется здание с душами и туалетами, чаще всего вылизанными до блеска. Конечно же, от отдыхающих ожидается соблюдение чистоты и уважение к ближним.
Кроме того, отдельно есть общественная кухня с необходимой посудой, а также прачечная.
Душевые и стиральные/сушильные машины платные. Душ в среднем 10 крон за 5 минут. Стиралка/сушка - по 10 крон за операцию. Чаще всего кроны нужно обменять на специальные жетоны на ресепшн в кемпинге.

Если вы не путешествуете с палаткой, а останавливаетесь в домике, то имейте в виду арсенал:
В стандартном домике имеется набор посуды для еды и готовки (хотя случаются досадные исключения), небольшая плитка, холодильник. Подушки и одеяла.

Почти всегда постельное белье (наволочки, пододеяльники, простыни) не входят в стоимость проживания. Они недешевы, так что лучше привезти свои. Изредка также приходится платить за подушки и одеяла. Если домик бронируется заранее, эти моменты лучше уточнить.

Финальная уборка («final cleaning») почти в 100% не входит в стоимость. Доплачивать за нее ощутимо дорого, поэтому многие убираются самостоятельно. Щетки-ведра-тряпки имеются в каждом домике. Главное правило: оставить после себя домик в том состоянии, в котором заехали. Но даже если вам не повезло, и перед вами была нечестная семейка, оставившая грязь, лучше им не уподобляться.

По поиску кемпингов в Норвегии могу предложить альтернативы:

Либо в гугл-карте в поисковой строчке вводите слово «camping», на карте появляется множество красных точек - это оно и есть. Точки активны, гугл даст всю информацию о них. Если у кемпинга есть свой сайт, гугл покажет ссылку.

С кемпингами можно списываться или созваниваться и договариваться о брони. Как правило, за бронь нет никакой предоплаты, даже данные кредитки с вас не попросят. Редкие кемпинги все же так поступают. Мы такие не выбирали.

Некоторые путешественники вообще ничего не бронируют, а ищут каждый раз кемпинг на месте, по ходу поездки. Мы так не очень любим делать, нам нравится определенность и гарантированность нужного нам ночлега в нужном месте и на необходимое количество дней.

Второй способ проживания в Норвегии - частные коттеджи. Они бывают и подороже, и подешевле кемпингов. Главная их особенность и зачастую недостаток: в высокий сезон (с июня по конец августа) почти все сдаются на полную неделю - с субботы по субботу. Это не всегда удобно при планировании поездки. Особенно с короткими отпусками. Кого интересуют сайты по поиску коттеджей - пишите, я дам ссылки.

Наконец, есть кемперы - дома на колесах. Они также распространены. В Норвегии снимать кемпер очень дорого, но зато их часто арендуют в других странах Европы и катят в Норвегию.

Честность

В норвежской туриндустрии многое построено на честности. К примеру, вы приезжаете в кемпинг, а хозяев нет. Вместо них видите объявление, типа: «в свободных домиках ключ находится в дверях. Заезжайте и живите. Мы будем вечером. Если вы уезжаете в наше отсутствие, оставьте домик в убранном состоянии, с ключом в двери, а деньги положите «туда-то». И все дела.

Другой пример честности: ягода на придорожных прилавках в летний сезон. На прилавке корытца с ягодой, а рядом небольшой ящик для денег.

Однако на такие случаи лучше иметь при себе наличные, хотя в 90% случаев вы можете обойтись кредиткой.

Путешествие на общественном транспорте

С этим делом в Норвегии не настолько комфортно, как, например, в Швейцарии. Однако же и такой вариант приемлем, в особенности в регионе фьордов, на севере ситуация похуже.
Возможно передвижение поездами и чаще автобусами. Трудности:

Удовольствие не из дешевых
- более скудный выбор возможных для посещения мест
- подстраивание под расписание (а в сельской местности автобусы, сами понимаете, не курсируют каждые 15 минут)
- поиск жилья в непосредственной близости от остановок.

Но даже при таких составляющих путешествие возможно и вполне осуществимо, я знаю ряд очень удачных примеров. Так что если заинтересуют сайты общественного транспорта - обращайтесь.

Но все же если существует возможность, то настоятельная рекомендация брать автомобиль.

Аренда авто

Как и все остальное, в Норвегии не дешево)).
Имея запас времени, можно прибыть не в Осло, а в Стокгольм, в Швеции прокат машины ощутимо дешевле, но зато в регион фьордов в Норвегии добираться почти 2 дня. Итого 4 лишних дня нужно иметь в запасе на подобные перегоны. У нас такой роскоши нет, поэтому мы переплачиваем в Норвегии. Поиск всегда ведем обширный, на всевозможных агрегаторах, а также в отдельных компаниях.

В этом году Volkswagen Tiguan 2.0 с механикой от Europcar обошелся нам в 1100 долларов за 15 дней, без дополнительной страховки.
Страховку муж приобрел отдельно в компании http://www.worldwideinsure.com/ , подбирал по удачным отзывам из сообществ.

Стоимость бензина (дизеля) = 15 (14) крон за литр, +/- полкроны в разных местах.

Денежные расчеты

В Норвегии действует национальная валюта - норвежская крона.

При расчетах в 95% случаев вы сможете обойтись кредитной картой. Можно и дебетовой, но в отдельных местах она не проходит, судя по многочисленным отзывам людей. Чаще всего на каких-нибудь заправках. Поэтому наряду с дебетовой картой лучше все же иметь запасную - кредитную. И обязательно знать пин-код карты! Он нужен везде.

Несмотря на вопиющую цивилизованность, определенный запас наличных денег лучше с собой иметь. Где порой нужны наличные:

Ягода у частников
- некоторые платные дороги к достопримечательностям (каждая дорога примерно 30-40 крон)
- в каком-то захудалом кемпинге, в котором мы так и не остановились, бабуська сказала, что оплата только наличными (а это 500-600 крон за ночь)
- оплата экскурсии-сафари на овцебыков гиду
- при обычной технической неисправности приборов по приему кредиток или прочих сбоях, от которых никто не застрахован - это где угодно.

Обычно мы приобретаем крон 400-500, на такие всякие случаи, если что - можно в Норвегии снять в любом банкомате. Везти валюту и менять в обменниках не советуют - они снимают свои драконовские комиссии. К слову, в израильских обменниках мы как раз покупали кроны в обмен на шекели.

Но в целом даже магнитик в сувенирном магазинчике можно спокойно приобрести по кредитке. Паромные переправы - та же история.

Питание

С общепитом как с отелями. Дорого, редко и не везде хорошо. Дорогой фастфуд, в том числе. Поэтому практически все самостоятельные путешественники готовят себе сами. Изредка заезжают в какое-нибудь кафе побаловать себя либо попить чай с национальным десертом - вафлями с вареньем.

Для примера цены на такое чаепитие в одном из мест, которое посетили мы:

Вафля с вареньем - 30 крон (около 5 долларов)
Два чая и кофе вместе - 70 крон (11 долларов)

Продукты для самостоятельного пропитания закупаются в супермаркетах разных сетей. Зачастую неплохие цены и скидки встречаются в сетях Coop и Kiwi . Их сайты очень удобны, можно посмотреть, какой магазин где расположен, узнать часы работы.

Весьма распространенный способ приготовления мяса и рыбы во время путешествий - на одноразовом гриле. Они продаются в суперах и на заправках. Цена каждого 15 крон. Угли уже чем-то пропитаны, так что загораются почти от одного пламенного взгляда. На слишком большую порцию мяса одного гриля не хватит, так что если едете большой компанией и хотите шашлычка на таком гриле, лучше приобрести несколько.

Попробую вспомнить цены на некоторые продукты…

Филе лосося свежее - 4 куска по 125 граммов = 42 кроны, замороженное - 38 крон (кстати, это дешевле, чем в Израиле).
Свиные стейки для гриля = от 50 крон за кг; говядина… мы ее там не берем, это выше ожидаемого))).
Намазки на хлеб, типа плавленого сыра со вкусовыми добавками = 18-25 крон за небольшую баночку.
Хлеб - размах от 13 (в этот раз нам не попадался) до 32 крон за буханку, в среднем 23 кроны.
Молоко = 15 крон.

Некоторые туристы пользуются газовыми горелками. Чаще всего это те, кто едет со своими палатками, но даже кто останавливается в домиках - иногда тоже предпочитают иметь свободу действия и обед приготовить на природе на горелочке. Здесь нужно иметь в виду, что газовые баллончики перевозить в самолетах нельзя, поэтому их нужно закупать на месте.
Мы горелкой не обзавелись. Завтракали и ужинали в домиках, а на обед собирали пакет для пикника: бутерброды или жареные рыбные палочки/котлетки/сосиски, хлеб, намазки, чуть овощей, сладкое. Плюс небольшой термос с кипятком и чай в пакетиках. Одноразовая посуда для подобных обедов.

Пикники

Раз уж речь о том зашла.

В Норвегии все располагает к дикому, но в то же время цивилизованному отдыху. К примеру, «елочки» для стоянок и пикников.

Вдоль шоссе зачастую можно увидеть знак, на котором расположена елка со столиком. Значит, скоро будет сбоку от дороги съезд на такое место отдыха, которое прозвали «елочкой». На ней стоят столики с лавками, иногда есть туалет (очень чистый, с бумагой, раковиной и мылом, притом бесплатный).

А местами у фьордов можно даже встретить домик с душевой и прачечной! Опускаешь монетки по 10 крон и пользуешься.

Зачастую такие елочки расположены в живописных местах - с видом на озеро или фьорд. Самое место для обеденного отдыха.

Одежда и дополнительная экипировка

Одежда должна быть разная и подходящая для холода, даже в августе. Я не говорю о пуховиках в летний сезон, но нормальная куртка, лучше непромокаемая и непродуваемая, должна быть. И кофта. Иногда хочется натянуть все это вместе, и даже жары не почувствуешь.

Итак, одеваться на прогулках лучше всего по принципу капусты: футболка, кофта, куртка. Так, чтобы снимать и надевать каждый верхний слой по необходимости.

Штаны. В любом случае рекомендуется взять не одни штаны, а со сменой. Для мая-июня, например, лучше взять одни чуть утепленные (не лыжные, а просто на утепленной флисовой подкладке), а другие полегче. Если предполагается длительное времяпрепровождение на воздухе, они очень выручают в холод и ветер. Если едете в конце июля-августе, без таких можно обойтись.

Хорошо иметь легкий непромокаемый костюм - куртка + штаны. Примерно такой:

Для треков - трекинговая обувь, трекинговые носки.
Дополнительно - легкие кроссовки, спортивные сандалии (эти по желанию), шлепки (очень пригождаются в кемпингах).

Повязка на уши (пользовались очень часто на треках в горах, даже в августе) или шапочка.

Трекинговые палки - прекрасная помощь для разгрузки коленей, подпорка для рук и прочее. Полезная вещь.

Фонарики (если едете не в белые ночи) - на всякий случай.

Сушилки для обуви - можно, НО (!!!) сушить термоприборами трекинговую обувь с непромокаемым слоем запрещено! Часто подобное предупреждение указано на ботинках. Даже если процент непромокаемости невысок, при термосушке пропадет и он, впоследствии такие ботинки будут промокать даже от небольшого дождя.

Для рюкзаков хорошо иметь водозащитный чехол. На треках никогда не знаешь, нагонит ли дождь, какой он будет силы и продолжительности.

Куда бы мы ни собирались в течение дня, в багажнике всегда у нас лежал для каждого сухой комплект одежды: штаны, носки, футболка, кроссовки.

От одежды к погоде

Основной сайт погоды в Норвегии: http://www.yr.no/

Погода, как я уже говорила, непредсказуемая. Может в мае быть жарко и солнечно, и в июле можно попасть в дождливый сезон и мерзнуть, аки Маугли в стужу. С Норвегии станется! Особенность северной страны - довольно частая низкая облачность. Не туман, а именно облачность. Когда густые перины укутывают горы вплоть до земли. Зрелище клевое, но если такая красота стоит несколько суток, то много не увидишь.
Потому нужно морально и физически быть готовыми к абсолютно любой погоде. Правил здесь не существует.

Сезоны

От погоды - к сезонам! Все же есть некие правила, по которым сезоны отличаются друг от друга. К примеру, в мае и июне безумно красивые снежные горы, часто полосатые, словно зебры, очень нарядно смотрятся. Водопады полноводные, стекающие от тающих на вершинах ледников и снежников. Цветов много, природа просыпается, горные озера наполовину во льдах, и это по-настоящему красиво! Кроме того, световой день - он практически круглосуточный. Но: не доступны многие высокогорные треки, в мае закрыты некоторые очень видовые горные дороги, в ледниках еще мало голубого цвета, т.к. они пока укутаны снегом, часто холодно. До конца июня в Норвегии царствует настоящая весна.

К августу цветение сокращается, горы перестают быть маняще-снежными, зелень не свежая, а уже по-летнему глубокая, темная. Собственно, по красоте природы август - не самое красивое время. Но зато ягод и грибов море, треки все доступны, достаточно тепло, даже если дождливо.

Сентябрь часто знаменует собой бабье лето, многие удачно попадают в хорошую и мягкую погоду, на севере страны даже порой видно северное сияние!

Конец сентября - начало октября - время золотой осени, багряных оттенков - услада для глаз и фотокамеры. Но и погода гораздо менее устойчивая, часты дожди, в горах возможны первые снегопады, день короток.

Но в целом, любой сезон в Норвегии хорош по-своему, нужно только найти правильный подход)).