Полисная государственность. Что такое греческий полис и чем он отличен от обычного города? Полисная система Древней Греции

Греческий полис - «город-государство», форма организации которого была основана на общинных отношениях.

Особенностью полиса являлась собственность на землю всего гражданского коллектива, член которого имел собственный земельный участок, и потому являлся полноправным гражданином полиса.

Становление греческого полиса в период архаики (VIII - VI вв. до н. э.).

Этот период иногда называют временем становления «греческого чуда». Фактически всего за три столетия были сформированы основы цивилизации: складывается более совершенная экономическая система, основанная на рыночных отношениях, греки переходят от общества родоплеменного к обществу гражданскому, где отношения строятся на базе существующих (письменных) законов. В это время возникает мировоззрение, отличающееся рациональным взглядом на окружающий мир, развивается греческое искусство, воплощающее в себе высокие эстетические идеалы. Но главным феноменом, определяющим суть эпохи, было становление греческого полиса.

Характерной чертой полиса были его небольшие размеры. Типичный греческий полис, как правило, имел свою хору (т.е. сельскохозяйственную территорию), достигавшую нескольких десятков, а то и сотен километров. В таком полисе проживало приблизительно 5 - 10 тысяч человек, из которых не более 2000 имели права гражданства.

Были и более крупные полисы: в Афинах проживало до 200 тысяч человек, хотя граждан в нем было не более 35 тысяч человек. Могли существовать и очень мелкие полисы, где проживало всего несколько сотен человек. Но каждый полис был суверенным государством, имевшим свое гражданство, свои законы и свои органы управления.

Центром полиса всегда являлся город, и греческая цивилизация, по сути, была цивилизацией городской. Именно город своими экономическими возможностями, динамичной жизнью формировал более высокий уровень потребностей, чем традиционный деревенский быт.

Греческий полис стал такой формой античного общества и государства, где впервые оказалось возможным существование понятий «гражданин», «гражданское общество».

В эпоху архаики одновременно со становлением греческого полиса формируется представление о гражданском статусе. Первым качеством гражданина был его статус свободного человека. После повсеместной отмены долгового рабства гражданин в своем государстве ни при каких условиях не мог быть обращен в рабство. В принципе постепенно складывается убеждение, что грек, любой грек, не может быть рабом.

Самым главным правом гражданина было право на земельную собственность. Земледелие долго оставалось основным занятием граждан, и именно оно рассматривалось как самое подобающее дело для свободного человека. С крестьянским трудом было связано такое важное для греков понятие, как автаркия , экономическая самодостаточность, поскольку считалось, что экономическая независимость является необходимой предпосылкой свободы политической.

В силу этого труд ремесленника, торговца, менялы считался менее престижным, поскольку делал человека зависимым от рыночной стихии. Наемный труд, труд на другого человека для гражданина был вообще невозможным. Гражданин работает на себя, на другого человека работает раб.

Другим правом и одновременно обязанностью гражданина было личное участие в защите своего полиса. Каждый гражданин был воином. Поскольку полисы как очень небольшие политические образования не могли содержать постоянную армию, защищать свою родину от внешней угрозы должно было все мужское население.

В период архаики в связи с ростом благосостояния значительной части демоса тяжелое вооружение, ранее доступное только представителям аристократии, получает более широкое распространение. Теперь в греческом войске основной фигурой становится гоплит - тяжеловооруженный пехотинец.

Получив возможность хорошо вооружить большой отряд воинов, греки создали фалангу - тесно сомкнутое, действующее как единое целое тактическое построение гоплитов. Тесно сомкнув строй, выставив вперед копья, под звуки музыки, которая задавала ритм движению, фаланга, как бронированная стена, сметала боевые построения врага. Именно в монолитности всего строя, в слаженности действий всех воинов заключалась ударная сила фаланги. Здесь не было места проявлениям индивидуальной отваги и личной храбрости, здесь требовались мужество и дисциплина всех.

Греки были прекрасными воинами, и это было связано как со специальной физической подготовкой граждан, с развитием греческой спортивной агонистики, так и с теми высокими волевыми качествами, которые они демонстрировали на поле боя. Военные столкновения, и особенно войны с персами в V в. до н. э., доказали способность греческих воинов сражаться до последней капли крови, защищая свое государство.

Патриотизм был важной составляющей в системе духовных ценностей граждан. Житель греческого полиса защищал не какую-то отвлеченную идею, а себя самого, своих близких, свою собственность, свою свободу, свой гражданский статус. Гражданин, который не смог защитить свою родину, терял свой статус, а значит, по представлениям греков, становился неполноценным человеком. Фаланга приучала гражданина к мысли, что его интересы, его статус и собственность могут быть защищены только совместными усилиями всех граждан-воинов, что только коллектив является гарантией его существования как гражданина.

В обществе, где гражданин является частью вооруженного народа и, помимо этого народного ополчения, нет иной силы для принуждения отдельного человека к выполнению каких-либо действий, складывается иная система отношений между властью и отдельной личностью, между членами этого общества. С отмиранием родовых установлений, которые раньше контролировали различные сферы жизни, в эпоху архаики возникает система правового регулирования отношений, определяющим фактором становится закон.

В полисе источником правовых норм был сам народ, а высшим законодательным органом - народное собрание. Участие в принятии законов или решений, касающихся интересов всего населения, было важным правом гражданина полиса. Убежденность в том, что лично от тебя, твоего решения зависит и судьба государства, и твое личное благополучие, стимулировала политическую активность граждан. Общественная индифферентность считалась недостойной статуса гражданина. Именно участие в политической жизни государства делало человека гражданином, что принципиально отличало, по мнению Аристотеля, греков от варваров.

Таким образом, триединство понятий: землевладелец, воин, участник политической жизни, - характеризует статус гражданина полиса. Совокупность граждан полиса и есть гражданское общество.

Рекомендуемая литература

Андреев Ю.В. Раннегреческий полис. СПб, 2003.

Кошеленко Г.А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. М., 1979.

Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. СПб, 2004.

Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIIII-V вв. до н.э.

Вообще-то, полисом назывался отдельный город. Но здесь следует сделать важное уточнение: в те годы города зачастую были фактически отдельными государствами. Та же Финикийская империя была, в современном понимании этого слова, конфедерацией, образованной отдельными странами, которые могли выйти из ее состава в любое время. Кроме того, основная часть населения полиса была политически активной: любой свободный человек считал своим долгом участвовать в голосовании, в принятии важных государственных решений.

Все это зачастую выливалось в ожесточенные споры и даже драки прямо на улицах, отчего современники считали греков «взбалмошными и крикливыми людьми». Таким образом, полис следует считать отдельной, особой формой политического и социального устройства. Территория такого образования ограничивалась не только городскими стенами, но и теми землями, которую основная часть населения полиса (то есть люди, состоявшие на государственной службе) могла защищать и возделывать.

Афины

Отвечая на вопрос о том, что такое полис в Древней Греции, первое государство, которое следует рассмотреть, – это Афины. Территория Афинского полиса занимала весь полуостров Аттика в Центральной Греции. Сами Афины расположены в центре плодородной равнины в 5 км от моря.

Господствующее положение в новом государстве принадлежало родовой знати. Главные правительственные должности занимали аристократы. Высшая власть принадлежала ареопагу, состоящему из представителей родовой знати, и архонтам – государственным чиновникам (голове, верховному жрецу, главнокомандующему, шести общественным судьям).

Постепенно бедные члены общины распахивались и были вынуждены брать займы у богачей. На земле заемщиков ставили долговой камень. Когда же они не могли вернуть долг с процентами, то теряли землю. Принимающие землю в аренду оставляли себе лишь шестую часть урожая, а остальное отдавали владельцу земли. Крестьяне скудели, становились должниками, впоследствии превращаясь в рабов.

Прошло 20 лет с начала правления Солона, и в Афинах снова начались смуты. Родственник Солона, полководец Писистрат, в 560 году до н. э. захватил власть и стал править в Афинах единолично, силой обеспечив в Афинском полисе мир и согласие. Так в Афинах была установлена тирания.

Земли аристократов, покинувших страну, распределили между крестьянами. Для них тиран ввел налог (десятую часть урожая), чем обогатил государственную казну.Писистрат пытался способствовать развитию земледелия, ремесел, торговли, кораблестроения. Он начал большое строительство в Афинах: по его приказу воздвигались храмы, пути и водопроводы. В город приглашались знаменитые художники и поэты, были написаны «Илиада» и «Одиссея», которые к тому времени передавались устно. Собственно, именно в период правления Писистрата Афины превратились в культурный центр Греции. С тех пор берет начало и их морское могущество.

Как вообще возникли города-государства?

Полис уникален тем, что возник в переломный момент древней истории, при переходе от родового и общинного строя к первым «протогосударствам». В те далекие годы началось расслоение общества: умелые люди предпочитали становиться ремесленниками и продавать результаты своего труда, а не отдавать даром создаваемые ими блага. Появились купцы, умеющие продавать ремесленные изделия другим племенам, жестко обособилась «каста» воинов, которые защищали тех самых купцов и общее благополучие всех членов этой «предтечи государства».

Вообще, практически все города-полисы Древней Греции имели неплохую армию, а потому в случае необходимости могли за себя постоять.

Разумеется, все эти люди предпочитали жить не в голом поле. Начали быстро возникать и развиваться крупные города. За счет того что в их стенах жили ремесленники и землевладельцы, купцы и воины, ученые и политики, они были полностью самодостаточными. Так и возникли полисы.

Но каким же было социальное устройство столь удивительных (по современным меркам) «городов»? Как ни странно, но основная часть населения полиса греческого образца была представлена свободными людьми, гражданами. Они участвовали как в производстве всего необходимого (скотоводы, аграрии, ремесленники), так и в защите своей земли. Воинское сословие защищало населенные пункты от не слишком опасных угроз, в то время как во времена вражеских набегов на защиту стен полиса выходили всего его жители.

Законы Солона

В 8-7-м веке до н. э. определенная часть демоса – купцы, владельцы мастерских и кораблей, зажиточные крестьяне – разбогатела. Теперь они стремились участвовать в управлении полисом, однако были лишены этого права. Именно они развернули и возглавили борьбу демоса с аристократией.

В разгар смуты граждане обратились к афинскому политику Солону, который возглавлял полис в Древней Греции – это привело к осуществлению нескольких реформ. Прежде всего он отменил долги афинян и запретил долговое рабство. Земельные участки вернули должникам. Афиняне, которые попали в рабство за долги, получили свободу. Отныне ни один афинянин не мог быть рабом!

- (греч. polis - лат. сivitas), город-государство, формасоциально-экономической и политической организации общества и государствав Д... Энциклопедический словарь

Полис

- Англ. policy документ, подтверждающий заключение договора страхования. П. выдается страховщиком страхователю после совершения сдел... Бизнес словарь

Полис

- М. франц. страховое свидетельство.. Словарь Даля

Полис

- - возникшая в Греции ок. 6 в. до Р. X. гражданско-демократическая форма государственного устройства, где была устранена власть ц... Философский словарь

Полис

- (от греч. polis - город-государство (1) и от фр. police - расписка, квитанция (2) - англ. polis(l)/policy(2); нем. Polis.... Социологический словарь

Полис

- - небольшой город- государство и прилегающие к нему селения в Античной Греции.. и еще 1 определение Политический словарь

ПОЛИС

- I а, м. Город-государство в античном мире (Др. Греции, Др. Риме), состоящее из самого города (см. МЕТРОПОЛИЯ) и прилегающей к не... Словарь иностранных слов

полис

- Род. п. -са "страховое свидетельство". Из франц.1 роliсе – то же; см. Преобр. II, 102.. Этимологический словарь Фасмера

Полисы бывают разные: Лакедемон, Спарта(аграрные полисы) и Афины(торгово-земледельческий) как представители двух основных направлений -крупные полисы. Самый маленький- фокидский полис Панопей (на границе с Беотией). Полис – это гражданская община с античной формой собственности. Идеальный полис (Платон, Аристотель) – это утопия. В самом полисе уже заложены предпосылки к его кризису.

Пути возникновения. Синойкизм, завоевание, колонизация.

Территория и население. Классический Полис должен был быть такого размера, чтобы его легко можно было защитить, чтобы им легко можно было управлять (прямая демократия!). Желателен доступ к морю и наличие удобных дорог. Среднестатистический полис имел территорию 100–200 км2, население 5-10 тыс. чел. (из них 1-2 тыс. – полноправные мужчины). В центре города – народное собрание, агора, храмы. Вокруг полиса – хора. В случае опасности ее жители укрываются за стенами полиса (если они есть).

Социум. Все знают друг друга в лицо, место в фаланге соответствует месту в обществе. Три основных класса: господствующая верхушка(крупные землевладельцы, собственники больших мастерских, торговых кораблей, солидных денежных сумм, пускаемых в рост), свободные мелкие производители(осн масса населения)(земледельцев (в Афинах они назывались зевгитами и фетами), а также ремесленного и торгового люда, добывающего пропитание собственным трудом), рабы и зависимые работники самых различных категорий. Рабов в VI в. до н. э. было немного, труд рабов применялся лишь в крупных поместьях и ремесленных мастерских, их роль в греческих полисах VI в. до н. э. была небольшой.

Экономика. В классическом полисе основное занятие – земледелие. В силу природных условий сельское хозяйство включало несколько отраслей: хлебопашество, виноградарство, оливководство, огородничество-садоводство и скотоводство. Виноградарство, оливководство и огородничество требовали значительных затрат труда и материальных средств и потому нуждались в использовании труда рабов. Есть и торговля. Чем больше она развивается, тем больше рабов. Многие греческие полисы из-за малых размеров не имели на своей территории достаточного количества необходимых металлов (железа, меди, бронзы), строевого леса и других видов сырья. Поэтому возникала необходимость их приобретения в других местах. Товарные отношения, торговый обмен стали одной из основ всей хозяйственной жизни полиса.

Политика. Греческий полис имел республиканское устройство. Верховная власть принадлежала Народному собранию, которое состояло в принципе из всех полноправных граждан. Народное собрание управляло полисом совместно с Советом и должностными лицами, избираемыми на определенный срок (как правило, на один год). Постоянного государственного аппарата, за исключением малочисленного штата технических служащих, не существовало. Повторное переизбрание на одну и ту же должность, как правило, не допускалось. Должностные лица после истечения срока их пребывания в должности отчитывались перед Народным собранием или его органами. Домирующее значение Народного собрания и Совета воплощало главный принцип политического мышления древних греков: право участия в управлении всего гражданского коллектива. Право на решение дел своего полиса, государственное управление рассматривалось как одно из важнейших прав гражданина.

Гражданство. Четкое разделение на граждан и неграждан (метеков). Гражданин – это коренной житель, владеющий наследственным земельным участком, участвующий в народных собраниях и в народном ополчении (триада «гражданин-землепользователь-гоплит»). Прибывшие на жительство из других греческих городов, даже из соседнего полиса, расположенного в нескольких километрах, не могли входить в состав граждан и составляли особое сословие метеков, неграждан. Потеря земельного участка могла привести к лишению гражданских прав и выбыванию из гражданского коллектива. В каждом полисе существовал резервный фонд, так называемый ager publicus (общественное поле), из которого могли нарезать новые участки для наделения ими потерявших землю граждан. В состав агер публикус входили также неудобья, болота, карьеры, речные поймы, леса, угодья, которые находились в пользовании всего коллектива полиса. Владение земельным участком рассматривалось как главная гарантия выполнения гражданином своих обязанностей перед полисом, перед всем гражданским коллективом. Своими земельными участками граждане полисов владели как собственники с правом полной хозяйственной самостоятельности вплоть до продажи участка, однако возможности продажи земли были ограничены. На богатых граждан налагались так называемые литургии, т. е. обязанность тратить часть своих средств на общественные нужды (поставка кораблей, устройство общественных празднеств и др.). Общественное мнение осуждало граждан, занимающихся накоплением богатств, ведущих праздный образ жизни. Напротив, достойным гражданином считался среднезажиточный земледелец, который заботливо ведет свое хозяйство, ревностно выполняет все гражданские обязанности, является умелым и доблестным защитником своего полиса, неся службу в гоплитах. Гражданство в античном полисе – это не подчинение государству, а участие в нем. Профанация гражданства – первый признак кризиса полиса.

Менталитет. Главная ценность – свобода. Полис – это такой же ойкос общины, как космос – ойкос Зевса (принцип подобия). Полис, по мнению греков, отличал их от варваров. Осуждение накопительства (ничто сверх меры). Коллективное отправление культа. Полисные праздники. Патриотизм: в любом другом полисе гражданин данного полиса – метек => держится за свой полис, любит его.

10. Первое десятилетие греко-персидских войн. Предпосылки к войне. Дарий I рядом реформ устаканил общество. Огромные богатства, территория, армия. По сравнению с Персией Греция – лилипут. Вместе с тем – соблазнительный кусок, т.к. завоевав Грецию можно получить контроль над Эгейским морем. В 540-530 захвачены М. Азийские полисы. Поначалу лояльная политика, но при Дарии – ужесточение => Милетское (ионийское) восстание. Ионийское восстание (500-494). Началось с Милета (Аристагор). Все побережье. Обратились за помощью в Балканскую Грецию. Откликнулись только Афины, да и то 20 судов. Взятие Сард. Победа над финикийцами при Кипре. 495 – поражение при о. Лада. 494 – взятие Милета и подавление восстания.

Поход Мардония (492-490). Повод – помощь Афин М. Азийским городам. В Греции – страх и растерянность. Программа минимум – Фракия и сев. побережье. Если все пойдет хорошо, то и дальше. 492 – переправа через Геллеспонт. Буря около м. Афон и гибель персидского флота. Возвращение назад. Поход неудачен, но персы имеют плацдарм в Эгеиде.

Поход Датиса и Артаферна (490). С ними Гиппий. 491 – дипломатия: во все полисы – персидские послы с требованием «земли и воды». Фессалия и Беотия дали, Аргос – нейтралитет, остальные – против. Тогда поход. Смело: переправа не каботажная, а прямо через море. Высадка на Эвбее, разгром Эретрии, затем – Марафон (видимо, по совету Гиппия). В Афинах – споры, наступать или обороняться? Мильтиад: наступать. 12 сентября 490 – сражение. У персов – конница и лучники, атака лавой => засеки, узкое место, фаланга держит фланги, разделение ее на 3 части. Сначала сколько могли держали удар лучников, последние 100 м – бегом. Победа. Персов можно бить!

Первый Афинский морской союз и Афинская архэ. Деятельность Перикла.

Статика.Первый АМС. 2 периода его существования: Делосская симмахия (478-455) и Афинская архэ (455-404).

Форос. Централизованная система. Платится не кораблями и солдатами, а $ => в распоряжении Афин 460-600 талантов в год. 427 размер фороса удвоен в связи с Пелопоннесской войной. Размер фороса в зависимости от возможностей полиса. 5 округов, во гл. каждого – епископ и 2 помощника. Сначала хранился на Делосе, 454 перенесен в Парфенон.

Унификация мер и весов. Единая монета. Пирей как основной торговый терминал всего союза.

Клерухии. Группа афинских граждан из низших слоев населения выселяется на территорию союзного города. Результат: снятие социальной напряженности в Афинах и еще один оплот демократии и афинского влияния в союзных городах.

Афины. Постепенно Афины – не только гегемон, но и почти столица (империализм – одна из причин кризиса полиса). Большая часть союзников не возражает. Поддержка Афинами демократических порядков в полисах Архэ (Самос 440 – свержение олигархии). Весь суд – в афинской гелиее.

Динамика. Создание Делосской симмахии. 481 был создан общегреческий антиперсидский союз. После первых побед (480-479) возникли разногласия Афин и Спарты. Спарта вышла из союза, а оставшиеся начали собираться вокруг Афин. На о. Делос собрались представители всех заинтересованных в войне полисов и создали Делосскую симмахию. Формально это союз равных, но с самого начала выделились Афины.

Рост афино-спартанских противоречий => Фемистокл строит Длинные стены (461-404, 393 восстановлены). Ими город связывается с портом и с Фалероном => можно выдержать практически любую осаду, т.к. всегда остается возможность для эвакуации и бесперебойого снабжения.

Рост авторитета Фемистокла => он несовместим с демократией => 471 Ф. подвергается остракизму (живет при дворе Ксеркса). На его место – Кимон Мильтиадович. Затем – Перикл 463 осудил его, поддержал реформы Эфиальта.

Расширение Делосской симмахии. Сначала во Фракию и на оставшиеся Киклады. Очистка акватории Эгейского моря от персов и пиратов. Битва при Эвримедонте (469): сначала удар по персидскому флоту, затем по пехоте, затем по финикийской эскадре. Богатая добыча (одних рабов 20 000) => ряд построек в Афинах. К 430 в составе Архэ уже ок. 200 полисов, т.е. подавляющее большинство. Большая часть – торгово-ремесленные, демократические. Первые попытки выхода из Д. симмахии. Наксос (469), Фасос (465), Халкида (446). Пресечены с жестокостью (срыты стены, штраф, присяга, замена олигархического правления демократическим).

Отношения с Пелопоннесским союзом. Почти чразу сильно ухудшаются. Доходит до войны с отдельными членами ПС (Коринф, Эпидавр, Дорида). В 457 вмешивается Спарта, сначала – успешно (Танагринское сражение 57 года). Потом отстраняются, зато вмешиваются персы, препятствуя усилению А. => до 47 перевес скорее у афинян. Но потом – перелом, их изгоняют с Кипра, А. Отдают все завоевания => 445 – 30-ти летний мир со Спартой, поделены сферы влияния. 440-430 – обострение противоречий. Провал общегреческого конгресса в Афинах 449.

Понт Эвксинский. 430-е – распространение власти Архэ сюда. Логично, т.к. большинство причерноморских колоний ионийские, а большинство монийских полисов уже в составе Архэ. Понтийская экспедиция Перикла. Синопа, Амис, Аполлония, Нимфей, Ольвия. Ключевые полисы т.о. входят в Архэ. Великая Греция. Очень развитые полисы. Соблазнительная перспектива объединить в Архэ почти все Средизменоморье. Кроме того – палка Пелопоннесскому союзу. 435 в Архэ входит Керкира, а это основной терминал связи с Сицилией. 443 – основание Фурий (Геродот), оплота Афин в ВГ. Затем союзы с Регием и Леонтинами. Сиракузы – оплот Спарты в ВГ. Объежиняет антиафинские полисы и сводит влияние Афин в ВГ на нет. Перикл. Родился 495. Хорошо образован. В большом футболе с 463 (поддержал Эфиальта против Кимона). 444-429 – первый стратег. Нонсенс, т.к. годичность магистратур – один из основных приницпов демократии. Умер от чумы в Афинах 429. Знатного рода (Алкмеонид, сын Ксантиппа). Укреплял значимость Афин. Дал нижним и средним слоям реальную власть. Инициатор денежных раздач и оплачиваемости буле и гелиеи. Ограничил афинское гражданство.

11. Экономика Греции в V - IV вв. до н.э. Проблемы товарного производства в Греции.

1. Общая тенденция. Военные потребности (флот, доспехи, фортификация) вызвали развитие ремесла и общий технический прогресс. Расширение экономического пространства Греции после победы в Греко-персидских войнах. Завоевано много золота и рабов. Из всего этого – подъем экономики и усиление рабовладения.

2. В связи с этим ведущие полисы в V-IV в. – торгово-ремесленные. Яркий пример, подкрепленный хорошими источниками, - Афины.

3. Сельское хозяйство.

3.1. Основные производительные ячейки.

Небольшой участок (3-5 га), принадлежащий гражданину полиса, возделываемый силами его семьи и 1-2 рабов. Слабая связь с рынком, удоволетворение нужд одной семьи. Поместье (15-25 га), возделываемое рабами (15-25 чел.). Ориентировка прежде всего на рынок. Свидетельство распространения таких поместий в Греции IV в. – «Экономика» Ксенофонта.

Земледелие. Хоть полис и торгово-ремесленный, земледелие все равно не очень важно. Выращивают зерновые культуры, оливки, виноград, садово-огородные культуры. Из зерновых в силу неплодородности почвы, неразвитости с/х инвентаря и отсутствия удобрений – не пшеница, а более неприхотливый ячмень. Его все равно не хватает => зерновая проблема. Особые высоты в виноградарстве, виноделии и выращивании оливок. Все эти работы трудоемки => нужно много рабов. Скотоводство. Не играет особой роли, т.к. нет достаточного пространства, да и средиземноморская пищевая парадигма позволяет обходиться без мяса. Выращивают в основном овец (для шерсти) и тягловых.

4. Ремесло. Им занимаются в основном метеки, жители хоры и рабы. Сырье не всегда есть рядом => торговля или война. Война => особенное развитие металлургии. Добыча полезных ископаемых шахтно-штрековым методом особенно трудоемка, поэтому здесь работают рабы. Некоторые районы Греции были особенно богаты полезными ископаемыми: Лаконика - железной рудой, Южная Аттика - железной рудой и серебром, Эвбея - железной рудой и медью. Одной из самых богатых была область Пангея на северном побережье Эгейского моря, где активно разрабатывались залежи железной руды, меди, олова, золота, серебра. Этот район не случайно стал предметом ожесточенной борьбы ведущих полисов Греции У-IV вв. до н. э. Необходимый для строительства кораблей лес рос в горах Македонии, в окрестностях Синопы и Амиса (Южное Причерноморье) и в области Киликия в северо-восточной части Средиземного моря. Затем – сыродутная обработка и проковывание железной заготовки в кузнице. Искусные греческие кузнецы, применяя различные приемы обработки железа, могли получать твердую сталь, которая была необходима для изготовления оружия (мечи, наконечники копий и др.) и орудий труда (например, лемехи, столярный инструмент и др.). Об успехах греческой металлургии говорит наличие нескольких разновидностей стали: самыми известными были лаконская, лидийская, синопская, халибская. Медь и бронза также не выходят из оборота. Shit Ахилла. Керамика. V-IV вв. до н. э. - время самого активного строительства: возводились крепостные стены, общественные и частные здания, храмы и театры. Греки освоили обработку многих пород камня, мрамор. Камень добывали в открытых каменоломнях, транспортировали крупными блоками на место строительства и там тщательно обрабатывали: пилили на мелкие блоки, сверлили, подготавливали фигурные детали, подгоняли их друг к другу, шлифовали. Особенно тщательной отделкой и красотой отличались здания общественного назначения, в первую очередь храмы, выполненные в одном из трех ордеров: дорическом, ионическом или коринфском. Высокое мастерство требовалось для изготовления статуй, причем в IV в. до н. э. большую их часть делали из мрамора, и скульптору, помимо чисто художественных задач, была необходима квалификация для работы по камню. Строительство флота - военные суда - триеры - были быстроходны, маневренны, устойчивы на волне и превосходили военные корабли своих противников - персов. Торговые суда с парусным движителем бороздили волны Средиземного и Черного морей, обеспечивая интенсивные торговые операции. Ткачество. Эрагстерии: хозяин работает вместе с рабами. Специализация производства - Выделяются мастерские по производству только светильников (у афинского оратора Гипербола была мастерская светильников), только мечей, только лож (обе у Демосфена), только щитов (у отца Лисия). Тесная связь с рынком, где ремесленник продавал свою продукцию, покупал сырье, орудия труда, рабов, продовольствие для их пропитания. Подъем деловой активности в торгово-ремесленных центрах, успехи в технологии, специализация эргастериев при устойчивых источниках пополнения рабов делали занятия ремеслом выгодным делом.

5. Торговля. В основном морская (из-за географических условий). Продукты питания, предметы обихода, оружие. В торговлю вовлечены все слои общества. Зерновая проблема. Хлеб дешевле купить, чем вырастить. Поэтому – торговля с черноморским хлебным рынком, важность контроля над проливами. Покупают хлеб, а продают вино и масло. Покупают сырье для ремесла. Интенсификация торговли приводит к господству монетной системы и унификации мер и весов, в основном в рамках Афинского морского союза. Основные центры производства монеты – Коринф и Афины («жеребчики и «совы»). Большой размах торговых операций в греческом мире привел к появлению зачатков банковских операций и элементов безвалютных расчетов. Эти операции осуществлялись особыми лицами - менялами, или трапедзитами, существовавшими в каждом торговом городе. Менялы следили за курсом многочисленных монетных серий (ведь в обращении находилось множество монет различных греческих полисов), производили обмен одних монет на другие, размен крупных монет, принимали деньги на хранение, давали ссуды под проценты, производили расчеты между оптовыми торговцами. Для большего удобства в проведении торговых операций купцы-оптовики, особенно связанные с дальней заморской торговлей, создавали купеческие объединения - фиасы, основной задачей которых были взаимная страховка и выручка ссудами, обмен информацией, контроль за ценами.

21. Афинская демократия как политическая система в V - IV вв. до н.э. Формирование гражданства как политической категории.

Важность проблемы. По Афинам – наибольшее количество источников. Яркий пример полиса. Но не классического!

Политика.

Народное собрание. Экклесия. Коллектив граждан – суверен => важность гражданства. Остракизм. Выбор архонтов. Постепенное введение платы за посещение Народного собрания с целью привлечь к власти низшие слои.

Буле (50х10). Годичность. Создано Солоном (400), дополнено Клисфеном (500).

Ареопаг. Аристократия. Пожизненно. Уголовный суд.

Гелиея. Суд присяжных. 6000 (500+100х10). Возрастной ценз (30). Дела – по жребию. Состязательтность (отсюда важность устного слова). Графэ парномон.

Высшие магистратуры. Архонты (9) и стратеги (10). Годичность. Коллегиальность. Отчетность по истечении срока.

Более мелкие магистратуры – гиппарх, филарх, таксиарх, казначеи, полеты аподекты, логисты. Социум. Граждане (18 лет – эфеб, 2 года на посту). Метеки. Рабы. Гражданство. Поскольку гаржданский коллектив – суверен, институт гражданства основополагающий для самого полиса. Триединая сущность гражданства (Гоплит-землепользователь-гражданин). Мама-папа – афиняне. Замкнутость гражданского коллектива Право на свободу. Право на гос-помощь. Соответственные обязанности.

22. Классово-сословная структура Греции V - IV вв. до н.э. Основные признаки классического рабства.

1. Классово-сословная структура Греции V – IV вв. до н.э. и классическое рабство в частности определяются развитием экономики (см. билет 20): трудоемкость новой экономики (рыночное ремесло, эргастерии, добыча полезных ископаемых) вызывает взрывной рост количества рабов (до 1/3 населения полиса, причем абсолютное большинство из них – мужчины).

2. Господствующий класс.

2.1. Экономика. В экономическом отношении - частные собственники поместий, эргастерий, крупных сумм денег, рабов. В общем того, с чего можно поиметь прибыль. Имущественное расслоение есть, но оно несущественно, т.к. совсем разориться сложно – община поможет, а совсем разбогатеть пока неприлично. К тому же есть летургии (хорегии, гимнасиархии, триерархии) и представление о равенстве всех граждан полиса.

2.2. Социум и политика. Наименьшая часть полиса. В социально-политическом отношении господствующий класс двойственен: состоит из старой земельной аристократии (мало интересуются ремеслом и торговлей, получают доход со своих земель, в политике – олигархи) и новой торгово-ремесленной аристократии (заинтересованы в развитии экономики, внешней политике, умеренные демократы). К торгово-ремесленной аристократии могут принадлежать не только граждане, но и метеки (последние за особые заслуги все чаще становятся гражданами – и это признак кризиса полиса). В Спарте господствующий класс – это только земельная аристократия (никакой торговли и ремесла, тем более – метеков!).

3. Свободные мелкие производители (средний класс). 3.1. Экономика. В экономическом отношении – владельцы мелких эргастерий и небольших хозяйств (3-5 га, работают сами + 1-2 раба, слабая связь с рынком). Связь с рынком есть, но эпизодическая и слабая. Если гражданин лишался земли (аклер), община могла ему помочь, наделив землей в апойкии данного полиса он становился ктистом). Иногда искусственно создавались рабочие места, чтобы люди могли заработать (Перикл). Устанавливались максимумы цен, особенно на хлеб. 3.2. Социум и политика. Большая часть населения полиса. В социальном отношении – свободные граждане (а именно зевгиты и феты по Солону) + основная часть метеков. В политике – умеренные демократы. Принимают участие в политике. В Спарте еще есть периэки. Они не имели политических прав, хотя, как и спартиаты, считались лакедемонянами, участвовали в войнах. Свободные люди с ограниченными гражданскими правами. Основная функция – экономический «шлюз» между Спартой и внешним миром: занимались торговлей и ремеслом.

4. Рабы. Классическое рабство.

классич рабство(возн в товарном хозяйстве, а не в натуральном, измен состав рабов – это уже не «бедные родственники», в античности сумели запретить долговую кабалу и отныне стали переобладать рабы-чужаки, полностью были лишены каких-либо прав, норма эксплуатации растет).

4.1. Социальный статус классического раба. Более жесткая эксплуатация по ср. с патриархальным рабством. Снижение соц. статуса рабов: орудие, наделенное речью (Аристотель). Хоть хозяин и имел абсолютную власть над рабом, он не стремился его замочить, далее по тексту. Рабов становится много, они четче отделяются от прочего населения => выделение рабов в отдельный класс. Обостряется классовый антагонизм «раб-господин», появляется опасность восстания рабов (восстание илотов 464). Однако, то, что рабы были из разных мест, занимались разными делами и т.д. не позволяло им объединиться и поднять крупное восстание. Отличие раба от илота (пенеста, войкея, кларота, мариндина): раб – это Частная Собственность одного человека. Собственность на илота напоминает античную форму собственности на землю: верховная собственность – у государства, но работает илот на одного спартиата. Спартиат не имеет права замочить илота (не считая криптий).

4.2. Кто такие рабы и чем они занимаются. Вторая по численности часть полиса. Рабы – это преимущественно мужчины, в основном негреческого происхождения (Сев. Причерноморье, Фракия, М. Азия), хотя в IV в. обращали в рабство и плененных в ходе междуусобиц греков. Классическое рабство развилось в осн. в торгово-ремесленных полисах (пример – Афины). Источники получения рабов: войны, самовоспроизведение, продажа скифской и фракийской знатью в рабство своих соплеменников и родственников (для предотвращения заговоров). Рабы продаются на спец.-рынках. Существовала возможность выкупиться на свободу. Работают в эргастериях и поместьях. Существовала практика отпуска раба на оброк: хозяин выделяет рабу отдельное жилье, немного денег, позволяет завести семью. Раб открывает свою мастерскую, хозяину платит оброк. Раба можно также сдать в аренду.

5. Деклассированные элементы. 5.1. Кто такие? Разорившиеся люди (например, не выдержавшие конкуренции с рабским трудом, применявшимся в крупных мастерских), которые не хотели наниматься в эргастерии (такой труд стал считаться уделом рабов, был непрестижен) или получить новый земельный надел, а перебивались случайными заработками. Главный признак: сочетание полной нищеты со всей полнотой гражданских прав. Полис старался им помочь: организовывались хлебные раздачи, была установлена плата за простое посещение народного собрания. Эта людская взрывоопасна. К примеру, могут служить наемниками, чем подстегивают нарастающие в IV в. усобицы.

Полис - город, государство, особая форма экономической и политической организации общества. Территория полиса состояла из городских территорий и из окружавших их земледельческих поселений (хоры).

Полис возник в процессе борьбы с пережитками родового строя, роста товарно-денежных отношений, отделения ремесла от земледелия, обострения социальной борьбы земледельцев-общинников и торгово-ремесленных слоёв с родовой знатью. Экономическим базисом полиса являлась античная форма земельной собственности, которая выступает всегда в противоречивой, двойственной форме - как собственность государственная (общинная) и как собственность частная, причём последняя обычно обусловлена первой. Право частной собственности на землю имел лишь полноправный гражданин полиса (общины), являвшийся таковым благодаря своему происхождению. Наряду с полноправными гражданами территорию полиса населяли свободные, но неполноправные жители - метеки, периэки, вольноотпущенники, которые обычно занимались ремеслом и торговлей, а также лишённые всяких прав рабы.

Полис обеспечивал коллективу полноправных граждан право собственности на землю и на рабов; обязанностью полиса была забота об экономическом поддержании граждан полиса; соответственно внешняя и внутренняя экономическая политика полиса направлялась на восстановление мелкой и средней земельной собственности (выведение колоний и клерухий). В полисе вводились т.н. литургии, раздача зрелищных денег, плата за несение военной и государственной служб.

Все граждане от 17-18 до 60 лет составляли народное ополчение. Богатые и средние слои общества служили всадниками и тяжеловооружёнными пешими воинами (гоплиты), а более бедные - легковооружёнными воинами. Специфика полисных отношений способствовала формированию полисной идеологии, полисного патриотизма.

Политическое устройство полисов при всём их разнообразии представляло некоторое единство. Государственный аппарат полиса состоял из народного собрания (апелла, эклессия) полноправных граждан-мужчин, совета (герусия, ареопаг, сенат) и различных выборных должностных лиц (магистратов). Народное собрание - наиболее демократический орган управления - было атрибутом всякого полиса. Оно осуществляло право гражданина управлять государством. В зависимости от того, какой вес в политической жизни удалось приобрести торгово-ремесленным слоям и земледельцам-общинникам в борьбе с родовой знатью, полис мог быть либо олигархическим (Спарта), либо демократическим (Афины). В экономическом отношении различие между полисами определялось большей или меньшей ролью хоры, т.е. соотношением между земледелием и ремеслом и торговлей. Типичным земледельческим полисом была Спарта; Коринф, имевший незначительную хору, был типичным торгово-ремесленным полисом.

С установлением рабовладельческого строя полис становится формой рабовладельческого государства. Однако рост частной собственности, эксплуатации рабского труда приводят к разорению основной массы земледельцев-общинников, разложению античной формы собственности, а следовательно к кризису полиса. Кризис полиса в Греции (пережившей период наивысшего расцвета полиса в 5в. до н.э.) приходится на начало 4в. до н.э.

Законодательство Дракона

Оно представляло собой сборник законов. До нас дошли лишь их наименования. Законы были чрезвычайно жестоки, возможно поэтому в современном лексиконе появилось устойчивое выражение «Драконово законодательство». Дракон своим законодательством:

Дал гражданские и политические права всем способным носить оружие;

Ввел 9 архонтов (архонт Эпоним);

Ввел совет 401 (он избирался жребием из числа граждан Афин);

Сохранил патриархат;

Узаконил рабство (долговое);

Узаконил право кровной мести;

Ввел коллегию эфетов;

Узаконил высокий имущественный ценз.

Законодательство Солона, реформы Клисфена

Реформам Солона предшествовала напряженная ситуация в обществе. Все это приводит к открытому выступлению против родовой аристократии в VIIв. до н.э. Также против старой родовой аристократии выступил новый круг лиц, который представлял собой разбогатевшие торговые и промышленные круги общества. Они стремились оттеснить родовую аристократию и взять власть в свои руки. Эта борьба выдвинула на политическую арену Солона, который в 594г. до н.э. был избран архонтом и наделен чрезвычайными полномочиями. Произведенные им реформы все таки носили компромиссный характер, они оставляли ряд привилегий для родовой аристократии.

Солон произвел т.н. сисахвию - реформу долгового рабства. Все долги крестьян были аннулированы и были запрещены впредь долговые обязательства, в силу которых закладывалась бы сама личность должника. Все лица находившиеся в кабале получали свободу, а проданные за пределы государства были выкуплены и возвращены на родину.

Солон разделил всех граждан на 4 разряда, в зависимости от их имущественного положения. Только граждане первых трех разрядов могли занимать государственные должности, а должности архонтов и членов ареопага могли занимать люди только из первого разряда. Четвертому разряду был открыт доступ лишь в народное собрание.

Солон создал новый орган государственного управления - совет четырехсот, который ежегодно избирался из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени. Также Солоном был создан суд присяжных -гелиэя, в ее состав могли входить граждане всех четырех разрядов.

Фактически, Солон сохранил, идущее от родового строя, деление афинского общества на 4 племени - филы. В течение 30 лет, установленный Солоном государственный строй сохранялся без изменений, но затем число архонтов было увеличено до 10(было 9) 5 из них выбирались от эвпатридов (благородных), 3 от геоморов (земледельцев), 2 от демиургов(ремесленников).

Реформа Клисфена

Клисфен возглавил движение знати против тирании пизистратидов. При содействии спартанского царя удалось изгнать пизистратида Гипия и положить конец тирании, власть была передана Клисфену.

В 509 г. до н.э. Клисфен проводит реформы по ликвидации остатков родового строя. Он ввел территориальное деление населения, уничтожив политическое значение старого деления населения на 4 филы. Клисфен разделил население на 10 территориальных фил. Каждая фила разделена на 3 тритии. Каждая фила представляла не сплошную территорию, а непременно была соединением трех отдельных территориальных единиц: в филу входила 1 трития от территории города Афин, 1 трития от приморской территории и 1 трития от внутренней части страны, т.о. в каждой филе 2/3 городское или тяготевшее к городу, население, а 1/3-сельское. Тритии делились на демы, в каждом деме был выборный староста - демарх, который ведал делами дема и приводил в исполнение постановления демовых собраний.

Совет 400 упразднен, вместо него создан совет 500, состоял из представителей 10 фил, избранных по 50 от каждой. Коллегия архонтов утратила свое значение и была образована коллегия 10 стратегов. Имущественный ценз для занимания высших должностей сохранился. Клисфен ввел т.н. остракизм или суд черепков. Посредством него народное собрание получило право изгонять из государства на 10 лет граждан, которые по мнению народа становились опасными для демократии.

Государственное устройство древних Афин

Эклессия - народное собрание. Каждый гражданин Афин имел право участвовать в эклессии с 20 лет. Чтобы им стать необходимо было выиграть docimasia в своем деме. С 18 лет гражданин Афин включался в список дема, который был основой списка созываемых на эклессию. Народное собрание созывалось 10 раз в год (позже - 40 раз в год). В Афинах существовало два вида календарей.

Эклессия собиралась по инициативе пританов, которые также назначали повестку дня. Объявлял ее городской глашатай, который оповещал всех жителей о предстоящем собрании. Срок действия эклессии - один день (от восхода до захода солнца). Уходить с собрания было нельзя (именно поэтому участвующие в собрании приносили с собой еду и вино, ведь собрание иногда длилось по 12 часов и больше).

Для участия в эклессии граждане Афин собирались на агоре (площади у подножия горы), отмечались у глашатая, получали жетоны (2 вида голосования: хиротонея и балатирвока) и рассаживались. Ученые до сих пор спорят как сидели граждане, участвующие в эклессии - хаотично или нет? Большинство ученых сходятся в том, что афиняне рассаживались беспорядочно (по крайней мере доказательства обратного до сих пор не существует).

Пританы - президиум эклессии, который состоял из 9 человек. Она руководила эклессией и производила подсчет голосов. Для принятия решений необходимо было 6000 человек.

Компетенция эклессии:

1.выборы и увольнение всех чиновников (кроме чиновников филов и демов)

2.заслушивала отсчет чиновников

3.рассматривала внешнеполитические дела

4.подтверждала государственный бюджет (налогов в Афинах не существовало. С граждан Афин взимался лишь налог с имущества, который начинал действовать при достижении определенной планки благосостояния. Вместо налогов существовали литургии.

5.судебная власть эклиссии распространялась лишь на дела государственной измене. Предварительная инновация.

6.эклиссия законодательствовала лишь косвенно. Псифизим - постановление эклиссии. Порядок принятия законов

Выдвигался законопроект в коллегии пританов. Закон рассматривался на эклессии. На народном собрании происходило предварительное голосование - эпихиротомия. Любой участник эклессии мог заявить исангелию (возражение). К примеру, он мог сказать, что закон противоречит принципу Афинского государства. Тогда дело предавалось в гелию, где закон либо отменялся, либо считался действительным. Если принимался, то происходила эпихиротонея. Если закон был одобрен, то тогда он отправлялся в коллегию номофетов.

После того, как закон был принят он направлялся в коллегию фесмофетов (официальные хранители законов). Там производилась окончательная проверка и его публикация.