Руководство по эксплуатации прицепа дачи амфибии. Быстроходная плавучая дача

Лодка, прицеп, плавдача «Дон» выпускалась на Горьковском авиационном заводе (сейчас ОАО НАЗ Сокол) с 1978 года. «Дон» является многофункциональным устройством, основное назначение которого – организация отдыха у воды и на воде. Лодка-трансформер может использоваться и в качестве грузового прицепа, и в качестве домика для временного проживания на природе и в качестве моторного судна. При этом, в качестве лодки может использоваться как весь корпус, так и носовая его часть.

Корпус

Конструктивно «Дон» представляет из себя две секции, имеющие шарнирное крепление в верхней части. Корпус выполнен из дюралюминия. Поперечный набор сделан шпангоутами, продольного набора нет, а жесткость обеспечивается реданами и ребрами жесткости, отформованными в бортах. Соединения элементов корпуса выполнены клепками.

Лодка длиной 5 метров

Использовать «Дон» как полноразмерную лодку можно жестко соединив обе секции. Катамаранные обводы носовой части сглаживаются гидрощитком для плавного перехода к плоскодонной кормовой секции. В таком варианте лодки можно установить дистанционное рулевое управление, которое несколько скрадывает полезную площадь при эксплуатации Дона как палатки.


Транец лодки позволяет устанавливать на него подвесной лодочный мотор мощностью до 30 л.с. Скорость лодки при этом может достигать 37 км/ч. Не смотря на значительную остойчивость лодки на стое, ее мореходные качества далеки от идеала. Район плавания ограничен производителем внутренними водоемами с высотой волны до 0,3 метров и удалении от берега до 1 км.

Лодка длиной 3 метра

Переднюю секцию лодки «Дон» можно использовать отдельно. В этом варианте размерения лодки также неоптимальны, и для снижения эффекта дельфинирования практически квадратного судна применяются транцевые плиты с полостями плавучести. В таком виде лодка способна глиссировать на скорости до 42 км/ч и даже тянуть лыжника при том же максимальном 30-сильном двигателе.

Плавдача

Обе секции Дона имеют длину около 2,5 метров, что позволяет вполне удобно размещаться в ней на ночлег. Для этого предусмотрены прибортные сидения. В комплекте в Доном предлагался двухсекционный тент, раздельный для передней и задней частей. Тент устанавливается на алюминиевые ребра скелета, возвышающегося над бортом почти на полтора метра. В случае, если отдыхающая компания небольшая, в качестве палатки можно взять кормовую часть и оставить ее на суше. Носовую же секцию использовать на воде.


Общая площадь собранных секций плавдачи составляет 8,5 квадратных метров и может вместить на ночлег до 6 человек. Гидрощиток, закрепляемый на днище может применяться как столик.

Прицеп

Корпусом прицепа служит кормовая секция Дона. На нее закрепляются колеса с подвеской с пружинно-гидравлическими амортизаторами. Дышло съемное и крепится непосредственно к корпусу лодки-прицепа. Многие владельцы модернизируют подвеску прицепа для увеличения ее надежности. При транспортировке лодки ее носовая часть укладывается поверх кормовой. Пространство между тренцем носовой части и переборкой кормовой зоны закрывается все тем же гидрощитком. Вес носовой секции составляет более 70 кг. Для разборки лодки необходимо минимум два человека.

Заключение

Прицеп лодка-плавдача «Дон» продавалась по цене 2300 рублей и выпускалась относительно небольшими тиражами. В настоящее время популярность этой модели не спадает и стоимость такого трансформера на вторичном рынке в зависимости от состояния достигает 150 тысяч рублей*

*2014 год.

Иметь небольшой каютный катер - самоходную плавучую дачу - мечта многих. Место стоянки такой дачи можно менять; рек и озер у нас много и берега большинства их очень красивы. Привлекательность жизни на воде бесспорна.

Каким же требованиям должна удовлетворять самоходная дача минимальных размеров?

На ней должны быть спальные места, место для приготовления пищи, стол с сиденьями вокруг него, открытая площадка,- чтобы греться на солнце или обсохнуть после купания; желательно иметь гальюн. Наконец, катер-дача должен стоить недорого и быть доступным для эксплуатации каждому. Минимально катер-дача рассчитывается на двух человек, однако большей частью необходимо предусмотреть еще два места для детей.

В корме такого судна расположена спальная каюта, в которой вдоль бортов размещают две складные кровати из алюминиевых трубок. Под кормовым окном в каюте установлен узкий столик, одновременно придающий жесткость кормовой переборке. Столик в средней части можно сделать раздвижным, На противоположной стенке каюты - сдвижная дверь и вешалка для одежды. На окнах можно повесить занавески, а в промежутках между окнами установить полочки для книг.

В носовой части находится салон (он же - рулевая рубка, столовая, гостиная н т. д.). В середине салона размещен стол, слева - место рулевого со штурвалом и рычагами управления двигателями. Стол, как и в спальной каюте, может быть раздвижным. В салоне могут также размещаться две кровати для детей-(или для гостей).

Между спальной каютой и салоном по левому борту размещается камбуз. В камбузе имеются полки для посуды и продуктов. Если снять часть кухонного стола, то в открывшемся проеме может быть установлена туристская газовая плитка или керосинка. Справа размещается небольшая раковина; она служит для мытья посуды, а в холодные дни, когда нельзя купаться,- для умывания.

По правому борту между спальной каютой и салоном расположен гальюн-унитаз с открытым отверстием, без промывки. При плавании по каналу он заменяется ведром.

Для удобства швартовки к берегу в носовой части расположена широкая открытая площадка; с нее удобно сходить на берег или купаться.

В качестве двигателей на катере-даче предлагаются подвесные моторы.

Желание сделать катера-дачи как можно более быстроходными привело к применению глиссирующих обводов. Высокие надстройки требуют использования широкого остойчивого корпуса. Выход найден в применении двухкорпусной конструкции, при которой каждый из корпусов может быть как угодно узок. Применение двух двигателей при двухкорпусной конструкции логично и удобно.

Описание конструкции. Конструктивной основой двухкорпусного катера-дачи является платформа, к которой прикреплены снизу два поплавка, а сверху - каюта. Поперечная жесткость платформы, имеющей толщину 100 мм в средней части и 200 в носовой, обеспечивается легкими балками, поставленными через 300 мм, двумя внутренними переборками, а также передней и задней стенками каюты. Продольную жесткость платформе придают борта поплавков и продольные стенки каюты.

Каждый из двух поплавков имеет по две переборки или состоит из трех отдельных частей - носовой, средней и кормовой. Части поплавков формуются из гидрофобного стекловолокна на полиэфирных смолах. Небольшая ширина поплавков позволяет выполнить их без шпангоутов; прочность поплавков обеспечивается концевыми переборками и кильсонами, вклеиваемыми в поплавки в готовом виде. Поплавки имеют несложную форму (за исключением днища носовой части) и малые размеры, что упрощает их изготовление.

Возможно также изготовление поплавков из водоупорной фанеры. Обводы носовой части в этом случае могут быть получены путем наклейки на фанерное дннще слоя пенопласта, который затем обрабатывают по шаблонам, снятым с теоретического чертежа, и оклеивают тканью. Днище носовой части может быть также выклеено из шпона.

Кормовая часть каждого нз поплавков имеет смещенный к днеметральной плоскости катера вырез для установки подвесного двигателя и выгороженный ящик для защиты остальной полости поплавка от заливания водой. Транец кормовой части поплавка усилен и приспособлен для крепления на нем двигателя.

Внешний периметр платформы служит привальным брусом и окантован полосой прочного материала. Для защиты от воды фанерная обшнвка платформы оклеивается тканью на полиэфирной смоле.

Стенкн каюты до окон состоят нз фанерных окантованных щнтов, средняя часть - из рам, в которые вставляют стекла или плексиглас на резиновых профилях. Крышу выклеивают из стеклоткани на квадратной решетке из пенопластовых профилей, окантованных снизу полосками фанеры. В случае трудностей с выклейкой крыша может быть выполнена и из гнутых листов фанеры.

Сдвижные дверн каюты (две внешние, одна в гальюн и одна в спальную каюту) устанавливают на пластмассовых полозках.

Кормовая часть каюты свешивается за транцы поплавков, в связи с чем верхние части подвесных моторов оказываются внутри каюты н доступны нз нее. Для уменьшения проникновения в каюту запаха верхние части двигателей заключены в ящикн-кожухи, выступающие над полом каюты.

Результаты подсчетов скорости, основанные на величинах замеренного прн испытаниях двигателя «Москва» упора, представлены в виде графика. Как видно из этого графика, при ходе под одним двигателем «Москва» при любом водоизмещении катера-дачи скорость его будет колебаться от 12 до 14 км/час. С двумя двигателями скорость катера, в завнснмостн от водоизмещения, возрастает до 27-35 км/час. Для того, чтобы общий вес судна-дачи не превышал 720 кг (в этом случае может быть получена скорость хода 35 км/час) она должна быть построена легко и без всяких излишеств. Примерное распределение веса (в кг) между отдельными частями судна выглядит следующим образом.

Два поплавка...............................................................144
Платформа...................................................................132
Каюта............................................................................136
Двигатели с половинным запасом топлива...............84
Туристское снаряжение и личные вещи.....................74
Два пассажира..............................................................150
Всего 720

Если на борт будут приняты еще два пассажира и общий вес поднимется до 870 кг, скорость снизится до 27 км/час, что тоже, в конечном счете, не так уж плохо.

Остойчивость двухкорпусного судна, в котором предельное водоизмещение каждого поплавка более чем в три раза превышает приходящуюся на него нормальную нагрузку, является заведомо достаточной. На ходу, за счет влияния динамических сил, остойчивость возрастает. Качка двухкорпусных судов происходит вместе с волнами, как у плота, так как собственный период колебаний очень мал.

При желании можно построить еще меньшее судно примерно с такими же характеристиками, но под один подвесной двигатель «Москва». Такой катер-дача строится без каюты, с одной платформой, на которую можно поставить палатку. Все размеры поплавков по приведенному теоретическому чертежу должны быть уменьшены в 1,26 раза. Общая длина по ватерлинии будет 4000 мм вместо 5040, полная ширина по поплавкам 2330 вместо 2940 и так далее.

В нижней части графика приведено сопротивление судна таких уменьшенных размеров для водоизмещения 436 и 360 кг.

Проект этой плавучей дачи на базе 9,5-метрового водометного катера с упрощенными обводами разработал Я. Кобачевский. Он же построил добротный корпус с двойной диагональной обшивкой из сосновых досок, облицованной снаружи 3-миллиметровыми листами сплава АМг-3. Достраивать плавдачу довелось мне. Задача эта осложнялась тем, что после кончины конструктора все сделанные им эскизы и схемы оказались утерянными.

В какой-то мере судно похоже на «Березку», проект которой опубликован в третьем выпуске «Катеров и яхт» (1964 г.), но, как выяснилось, корпус проектировался задолго до выхода сборника, а вот при достройке и оборудовании «Янты» широко использовались сведения из «КиЯ» и все доступные материалы.




В форпике хранятся якорная цепь длиной 20 м и два . В носу устроена «веранда» с двумя диванами-рундуками по бортам, накрытая легким дюралевым тентом из двух половин, соединяемых на рояльной петле.

Надстройка имеет размеры в плане 5,0X3,0 м. Стенки ее и крыша выполнены из бакелизированной фанеры толщиной 10 мм; крыша покрыта эпоксидной смолой. Высота стенок 1100 мм. Поскольку горизонтальный настил (пол) опущен ниже палубы (на 300 мм от ОЛ), высота помещений получилась равной 1800 мм. Для теплоизоляции по стенкам и подволоку проложен слой пенопласта. Внутренняя зашивка выполнена декоративной фанерой под красное дерево и пластиком с раскладками вдоль бимсов. Бортовые окна салона сделаны по типу троллейбусных с опускающимися стеклами, передние смотровые - выполнены из оргстекла.


В кормовой каюте, отделенной от салона сдвижной металлической дверью, оборудованы встроенные шкафы различного назначения, вешалки и полки. Здесь же расположены кухонный стол с полками, газовая плитка и мойка-раковина, в которую подается горячая и холодная вода. Рядом совмещенный санузел - душевая и гальюн.

В корме - в моторном отсеке - установлен автомобильный 45-сильный двигатель «Шкода 1201» с дополнительным кожухом на выхлопном коллекторе для подогрева воды. Под палубой подвешены два бензобака емкостью по 80 л; здесь же помещаются канистры и надувная лодка - тузик. Палуба «Янты» покрыта рифлеными резиновыми ковриками на глифталевом лаке.

Пост водителя размещается по левому борту в носовом салоне, у переднего стекла. Над головой водителя сделан световой фонарь из оргстекла.

Два года, зимой и летом мы всей семьей с большим увлечением работали на достройке и оборудовании плавучей дачи. И вот наступил долгожданный момент первого выхода «Янты» в плавание. Что же можно сказать в целом о нашем судне? Это надежный и комфортабельный плавучий дом. Из-за высокой каюты «Янта» имеет большую парусность, так что скорость находится в прямой зависимости от силы и направления ветра и колеблется от 15 до 20 км/ч. Большой вес обуславливает значительную инерцию. Надо было привыкнуть и к особенностям управления судном за счет реакции струи водомета.