Русские девушки в саудовской аравии. Необычные женщины саудовской аравии

10 октября 2018, 22:52

ТАЛИДА ТАМЕР

Первая модель Саудовской Аравии. Ей всего 17 лет, она родилась в портовом городке Джидда в итало-арабской семье и является гражданкой Саудовской Аравии. Мама девушки итальянка, была профессиональной моделью. Сейчас Талида учится в Милане, но жить собирается в Саудовской Аравии.

В этом году девушка открыла показ Antonio Grimaldi в белом брючном костюме.

А за несколько дней до показа Талида появилась на обложке июльского номера Haper’s Bazaar Aribia. И это была ее первая фотосессия для журнала.

Быть моделью для девушки из Саудовской Аравии довольно смелый шаг, потому что за это ее могут осудить.

Но в Саудовской Аравии явно веет «свежий ветер». Принцесса Хайфа бин Абдалла аль-Саид снялась для Vogue Arabia за рулем автомобиля - фотосессия приурочена к отмене запрета на вождение для женщин.

ПРИНЦЕССА АМИРА АЛЬ-ТАВИЛ

Амира познакомилась с принцем, когда выполняла журналистское задание для школьной газеты, тогда ей было 18 лет. До замужества девушка закончила университет Нью-Хейвена в США и получила ученую степень в области делового администрирования.

Она отказалась от абайи и предпочла носить современную одежду.

Кроме того, Амира имеет международные водительские права и сама водит автомобиль.

В 2008 году Амира выходит замуж за Аль-Валид ибо Талал Аль Сауд. Ее супруг член королевской семьи, племянник нынешнего короля Салмана, предприниматель и международный инвестор.

Выйдя замуж, она стала третьей, но на тот момент единственной женой принца. Муж был старше принцессы на 28 лет

В 2013 году брак распался. Возможно, из-за отсутствия детей. Говорят, Амира не может родить по медицинским показателям.

Ее бывший супруг достаточно интересная личность. Во-первых, его бабушка армянка. Ее семья бежала из Османской империи во время геноцида армян. В 12 лет была представлена королю Абдул-Азизу, в 15 родила первого сына, который скончался.Во-вторых, он никогда не имел одновременно несколько жён. В-третьих, он единственный из принцев, арестованных в ноябре 2017 года, не имевших никакого отношения к государственной службе. Он всегда занимался только бизнесом. За время ареста, во время которого принц не раз объявлял голодовку, его состояние уменьшилось на 1 миллиард $. Видимо, это цена свободы.

Вернемся к принцессе. 9 сентября этого года Амира аль Тавил вышла замуж за 39-летнего бизнесмена с миллиардным состоянием Халифа ибо Бутти аль-Мухайри. Жених из ОАЭ. Роскошная церемония прошла во дворце Во-ле-Виконт во Франции.

Гости свадьбы

Еще один инцидент связывают с именем принцессы и этой свадьбой. В эти дни в Париже ограбили анонимную саудовскую принцессу. Из номера отеля Ritz вынесли драгоценностей на общую сумму 800 тысяч евро.

ДИНА АБДУЛАЗИС

Я уже писала о ней в посте «Забавы богатых арабов», поэтому только фотографии

ФАТИМА КУЛСУМ ЗОХАР

Эта девушка жена бывшего Короля Саудовской Аравии Абдалла, который скончался в январе 2015 года в возрасте 90 лет. Он был большим любителем женщин, имел около 30 жён. Но был истинным мусульманином, поэтому больше 4-х жён одновременно во дворце не держал.

О Королеве Фатиме известно очень мало. Она родилась в очень простой семье, училась в международном колледже Дубая, получила профессию юриста. Никто не знает, как девушка из простой семьи привлекла внимание Короля. Фатима единственная из жён Короля, которая жила в его покоях. Мы бы никогда не увидели ее лицо, если бы она неожиданно не завела страничку в Фейсбуке, которую ведёт на английском языке.

АДИЛА БИНТ АБДАЛАХ

Любимая дочь бывшего Короля Саудовской Аравии. Она известна своей приверженностью к реформам, хочет изменить положение женщины в арабском обществе. Принцесса выступает против чёрного покрывала и абайи, которую девочки носят с 13 лет. Помимо реформ Адила привлекает внимание общественности к проблемам людей с особыми потребностями.

РИМ БИНТ АЛЬ-ВАЛИБ ИБН ТАЛАЛ

Принцесса родилась в 1982 году в Саудовской Аравии. Много лет жила в США, где ее отец был послом, училась в университете Джорджа Вашингтона, получила диплом бакалавра искусств по музейным исследованиям. Когда вернулась на родину, стала гендиректором в Al Hama LLC - корпорация, которая управляет несколькими модными брендами на Ближнем Востоке.

Ее имя стало известно мировой общественности, когда ее арестовали в ноябре 2017 года. Ее отцом является принц Аль-Валид ибн Талал,о котором я писала выше. Это первая первая принцесса, которая была арестована в Саудовской Аравии.

До этого принцесс арестовывали только за пределами страны. Например, в 2013 году принцессу Мешаэль Алайбан, супругу принца Абдулрахмана бин-Насера аль-Сауда, арестовали в Калифорнии за то, что она держала в рабстве домработницу-африканку.

В 2001 году в г. Орландо во Флориде арестовали Бинах аль-Саид, она издевалась над горничной.

В 1995 году другая принцесса прилюдно избила слугу.

Часто положение женщин в Королевстве Саудовская Аравия сравнивают с положением жителей КНДР, но молодые и смелые пытаются изменить положение. У молодого преемника Короля, о котором я писала в прошлом посте, только одна жена. Конечно, принц ещё молод и может быть у него будет ещё много-много жён, но он пытается что-то изменить в положении женщин своей страны. Почему-то мне кажется, или я просто фантазирую, что единственная жена что-то нашептывает по ночам в ушко будущего Короля.

В Саудовской Аравии мы оказались практически случайно. Муж работал в международной компании, и на банкете после одной конференции к нему подошел один из региональных руководителей и поинтересовался, не хочет ли мой супруг поработать в другой стране. Например, в Саудовской Аравии. Настроение у мужа было хорошее, и он сказал, что побывать в Саудии - его давняя мечта.

На следующее утро эта идея уже не казалась столь заманчивой, но отказываться было поздно.

Перед поездкой я стала шерстить интернет в поисках информации об этой стране. Пять лет назад найти что-то, кроме «страшилок», было почти невозможно. И не только в интернете: уже приехав в страну, я познакомилась с одним товарищем из Шотландии - он на тот момент уже лет восемь находился в Эр-Рияде и в моих глазах был мегаспециалистом по вопросам жизни в Саудии. Он стал рассказывать мне о том, как тут опасно, что без мужа мне вообще нельзя никуда ходить. Я ему поверила, но вскоре поняла, что все эти ужасы существуют только в воображении нашего знакомого. Все оказалось значительно проще. Да, конечно, есть своя специфика, но ничего страшного или особенно сложного нас не ждало.

Такое восприятие Саудовской Аравии присуще многим иностранцам.

Они приезжают сюда в ожидании ужасов, потом живут в закрытых поселках и ездят по маршруту «дом-работа».

В итоге у них даже нет возможности выяснить, правда ли все то, что они вычитали, или нет: они нигде не бывают, страну не видят и с местными не общаются.

Единственное, что для меня оказалось действительно неожиданным, это то, что со мной не везде будут разговаривать. Я привыкла все свои проблемы решать сама, а тут мне пришлось постоянно привлекать мужа и просить у него помощи в самых простых бытовых вопросах.

Было забавно, что продавцы в магазине не отвечают на мой вопрос, если рядом находится муж. Они будут разговаривать только с ним, даже если вопрос задавала я. Это вызвано тем, что у них не принято говорить с посторонней женщиной и смотреть на нее. Если же я прихожу одна, то со мной общаются, не глядя мне в глаза. Пристально посмотреть на женщину - это проявление крайнего неуважения. Это примерно то же самое, как если бы на московской улице вас схватят за попу, да еще и радостно об этом всем сообщат.

Если случается авария, но машины получают незначительные повреждения, то водители могут даже не остановиться, не говоря уже о том, чтобы вызывать полицию.

Из развлечений здесь только шопинг и рестораны. Магазинов очень много, и все они просто огромные. Выбор товаров гигантский. Несколько раз в год скидки, и довольно большие. Огромное количество товаров можно купить дешевле на 70–90%. Хотя, конечно, есть свои особенности. Многие магазины завозят старые коллекции, которые в Европе уже никто не покупает.

Ресторанов тоже очень много, на самый разный вкус. Но почти все они, даже самые дорогие, не дотягивают до роскошных европейских. У местных очень распространено заказывать еду на дом. Каждый ресторан или даже самая маленькая забегаловка предлагают услуги доставки.

В ресторанах предусмотрены отдельные зоны для семейных и женщин и для одиноких мужчин.

К русским относятся совершенно нормально. Честно говоря, за все годы, прожитые в самых разных странах, мы не сталкивались с открытой неприязнью. Только один раз на каком-то барбекю в Эр-Рияде к моему мужу подошли сирийцы и стали объяснять, что он виноват в гибели их соотечественников.

Нам повезло с людьми, с которыми мы тут познакомились. Например, один коллега мужа оказался совершенно прекрасным человеком. Он с огромным удовольствием погружал нас в саудовскую действительность, помогал адаптироваться, показывал интересные места, знакомил с местной культурой. Среди наших знакомых оказались люди из самых разных стран, и это дало возможность постоянно узнавать что-то новое. Я нисколько не пожалела, что когда-то мы приняли решение поехать в Саудию. Да, мы не останемся здесь на много лет, несмотря на все финансовые блага, но увезем отсюда только приятные воспоминания.

Ксения Иванова

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

От выбора мужа до поездок в общественном транспорте - в этой стране для женщин под запретом практически все. По данным Всемирного экономического форума, Саудовская Аравия по равенству полов занимает 129-е место среди 134 стран. Как на самом деле живется прекрасной половине человечества в стране арабского мира, где права женщин ограничиваются особенно жестко? Что из привычных нам стереотипов миф, а что - правда?

сайт расскажет о самых неожиданных запретах, с которыми местные жительницы сталкиваются каждый день. Дочитайте до конца, чтобы узнать, как наказывают тех, кто отказывается жить по строгим правилам и рискует их нарушить.

1. Ни шагу без махрама

Женщины в Саудовской Аравии не имеют права перемещаться самостоятельно без законного супруга или родственника мужского пола. Такого сопровождающего называют махрам . Без его разрешения девушка не может выехать за границу, устроиться на работу, выйти замуж, поступить в университет и даже сделать операцию.

В случае обращения в суд или полицию мужчина-опекун нужен для подтверждения личности, поскольку женщина не может снять хиджаб. В таких условиях пожаловаться на махрама невозможно, даже если он превышает полномочия. Впрочем, местные девушки не только не бунтуют, но и активно защищают свое право быть под опекой мужчины.

2. Право на права?

А вот этот пункт совсем скоро станет мифом. За последние годы в странах Персидского залива был принят целый ряд законов по либерализации прав женщин. В сентябре 2017 года король Саудовской Аравии издал указ , позволяющий жительницам страны водить авто. Разрешение вступит в силу в июне 2018 года. Впрочем, чтобы сесть за руль, автолюбительницам нужно будет получить разрешение от опекуна. Пока же вождение автомобиля, увы, вне закона.

3. Общественный транспорт - под запретом

Казалось бы, нельзя использовать автомобиль, поезжай общественным транспортом. Но и тут все не так просто. В поезде передвигаться можно, но только в отдельном вагоне , расположенном в конце состава. А большинство автобусных компаний и вовсе отказывают женщинам в обслуживании.

В связи с этим жительницам Саудовской Аравии приходится перемещаться пешком, на такси или с личным водителем.

4. Совсем немаленькое черное платьице

На улице жительницы Саудовской Аравии полностью покрывают тело, оставляя открытыми только овал лица, кисти и стопы. Черная абайя (длинное платье с рукавами) и хиджаб (головной убор) - вот и все разнообразие, которое может себе позволить женщина. Одежда должна быть из плотной ткани, свободной, непрозрачной и не подчеркивать изгибы. Правила могут быть более или менее строгими - в зависимости от региона. Например, город-порт Джидда более либеральный, а округ Неджд, где обитает династия саудитов, - очень строгий и консервативный. В некоторых районах до сих пор обязателен никаб - головной убор по типу вуали, оставляющий открытыми только глаза.

Мухаммед ибн Салман Аль Сауд, наследный принц Саудовской Аравии, заявил, что женщины вправе отказаться от столь строгого дресс-кода. Прислушаются ли они к такой рекомендации - большой вопрос. В стране имеют большой вес общественное мнение и племенные законы. Так, жертва изнасилования может быть признана виновной, если ее одежда была недостаточно скромной.

5. Высшее образование - можно. А нужно?

Учиться девушкам можно, но ограничений тоже достаточно. Как ни странно, процент женщин в Саудовской Аравии, имеющих высшее образование, выше, чем среди мужского населения. При этом качество преподавания в женских вузах оставляет желать лучшего.

Если опекун девушки даст разрешение, она может получить образование за пределами страны, однако с присуждением стипендии будет сложнее: предпочтение отдается мужчинам . Большинство женщин имеют педагогическое или естественнонаучное образование. Но после обучения не работают.

6. Работа не волк?

Несмотря на многочисленные реформы и снятие запретов, доля женщин на рынке труда составляет лишь 17 %. Это значит, что уделом большинства жительниц Саудовской Аравии остаются дом и дети.

Шариат не запрещает работать женщинам, если при этом они не пренебрегают семейными обязанностями. Для получения работы обязательно разрешение мужчины-опекуна. Выбор профессий у женщин здесь невелик: они могут быть врачами, медсестрами, воспитателями - чтобы избежать общения с незнакомыми мужчинами. Редкими исключениями становятся женщины-политики и юристы. Строить карьеру жительницам Саудовской Аравии гораздо сложнее, чем мужчинам: они получают более низкую заработную плату и лишены привилегий вроде медицинского страхования. Чтобы взять на работу женщину, работодателю придется потратиться на обустройство отдельных офисов, туалетов, зон отдыха и даже входов.

7. Замуж по любви?

Семейные отношения в Саудовской Аравии - одна из самых горячих тем для дискуссий и международных обсуждений. Дело в том, что девочки здесь выходят замуж очень рано - часто еще до наступления полового созревания. В связи с этим им приходится бросать обучение. К тому же ранние беременности и роды подрывают здоровье и могут даже привести к смерти. Права на ребенка старше 7 лет принадлежат исключительно отцу.

Принимать гостей тоже нельзя. Точнее, можно общаться с подругами, но строго в «своей» половине дома , называемой харим. Здесь дресс-код можно не соблюдать. Гостей принимают в мужской половине, куда дамам, разумеется, вход строго запрещен. Если жене нужно что-то сообщить мужу, она может связаться с ним по внутреннему телефону.

Большинство домов в Саудовской Аравии оборудованы двумя отдельными входами - для мужчин и для женщин.

9. Мальчики - направо, девочки - налево

Половая сегрегация - один из основополагающих принципов жизни женщин в Саудовской Аравии, помогающий избежать контакта с незнакомыми мужчинами. Он предполагает разделение общества на женскую и мужскую зоны - не только дома, но и в общественных местах: на пляжах, в транспорте, в ресторанах. Особенно строго это правило соблюдается в учреждениях питания: там существуют пространства для семейных людей, для холостяков и для незамужних девушек.

Крупные западные компании , такие как Pizza Hut, McDonald’s, Starbucks, не желая терять клиентов, также отказываются от общих залов, за что становятся объектами критики либерально настроенных граждан. В стране есть также места, где половая сегрегация строго не соблюдается: больницы, банки и медучреждения.

10. Все люди равны, но некоторые равнее


18 февраля 2016, 21:37

Мне повезло - я ходила в частную школу, одну из лучших в стране, на мой взгляд. Я поступила туда примерно в восемь лет, поэтому всё моё детство, вплоть до выпускного, прошло в окружении почти одних и тех же людей, вроде такого большого комфортного пузыря. В школе было около 48 учениц, до переезда в Англию у меня особо и не было других контактов со сверстниками. Школа, разумеется, была исключительно женская. Что касается предметов, в основном это были религиозные дисциплины и точные науки, гуманитарные направления почти игнорировались, что странно, ведь это была хорошая частная школа. Образование в стране достаточно плохое как для мальчиков, так и для девочек, тут особой разницы нет. Я ходила в частную школу и могла получить какие-то дополнительные знания, пусть и не в официальном порядке, в государственных учреждениях всё в разы хуже. Детей вроде учат биологии, математике и физике, но вот такие предметы, как история или обществознание, практически отсутствуют. Могут, конечно, рассказать какие-то вещи на уроках религии, но это всё ангажированно и является, по сути, правительственной пропагандой. Получается, что подростки выпускаются из школы, не понимая элементарных вещей об окружающем их мире.

Twitter и Facebook очень популярны в Саудовской Аравии, это было видно по моей школе. Девушкам, например, просто больше нечем заняться, кроме как переписываться и сочинять новые твиты. Когда Facebook только появился, женщинам не рекомендовалось выкладывать туда свои фотографии. Я помню, как все девочки в моей школе шептались и называли меня «шлюхой», потому что я постила свои фотки. Сейчас всё изменилось, и эти самые девочки стали самыми невыносимыми спамерами в моём инстаграме.

Так всегда происходит в королевстве: сначала все очень боятся новшеств и сплетничают о тех, кто начал ими активно пользоваться, а потом и сами присоединяются. Я, кстати, почти никогда не носила никаб (накидку, почти полностью закрывающую лицо), но вот абайю (длинное одеяние, закрывающее только тело) надевать приходилось, так как это предписано законом. Когда я была совсем маленькой, абайя должна была быть абсолютно чёрной.

Но вот мне исполнилось 12 лет и женщинам разрешили носить разноцветную одежду. Конечно, сначала это воспринималось обществом негативно, некоторые женщины распускали сплетни о тех, кто посмел надеть цветную абайю. Это модное веяние пришло из элит и постепенно было подхвачено женщинами по всей стране, но потребовалось время. Мне кажется, простое разрешение носить цветную абайю сделало много для общества. Появились дизайнеры, определённые тренды, новые фабрики. Сейчас можно определить, есть ли у женщины чувство стиля, просто посмотрев на неё на улице. Раньше это была нереальная задача.

В Саудовской Аравии принято, что мужская половина семьи несёт ответственность за репутацию своих женщин. Если твой отец или брат узнают, что ты курила или проводила время с парнем, это повлечёт серьёзные последствия. В стране принято защищать дочь или жену от дурных слухов, даже если они правдивы, бывают серьёзные стычки на этой почве. Моя семья со стороны отца очень консервативна, дурная молва очень волнует их, с родственниками мамы всё немного проще. Вообще я до сих пор стараюсь скрывать какие-то вещи от них, несмотря на взрослые годы. Почти из всех девушек родом из Саудовской Аравии вышли бы гениальные преступницы: они умеют скрывать информацию о себе и избегать лишнего внимания лучше всех на свете.

Переезд в Великобританию из Саудовской Аравии до сих пор напоминает мне освобождение из неволи. Словно я 18 лет провела в тюрьме, а потом оказалась на свободе. Для меня долгое время были счастьем даже прогулки до университета или магазина без обязательного сопровождения мужчины. Теперь я могу носить любую одежду и тусоваться с парнями, не думая, что кто-то примет меня за потенциальную проститутку. Раньше я даже не могла высказывать своё мнение на школьных уроках, особенно если оно не вписывалось в религиозные нормы, сейчас всё иначе.

Родственники отца жутко волновались и до последнего пытались отговорить его отправлять меня учиться в Великобританию. Им в принципе в голову не приходило, что женщина может жить одна, да ещё и в другой стране! А вот родные по маминой линии и друзья очень круто меня поддерживали, несмотря на то, что девушки из Саудовской Аравии стали ездить учиться за границу только с 2008 года, насколько я помню. Общество не до конца смирилось с этим фактом. Но мой папа сам окончил университет в другой стране и настоял на том, чтобы я тоже попробовала. Ему, естественно, пришлось подписывать бумаги, что он разрешает мне учиться за границей и всё в этом духе. Для особенно религиозных людей даже существует специальный сервис, который за 600 фунтов стерлингов и оплаты расходов на жильё, позволяет нанять студентке опекуна за границей. Но, по-моему, это довольно абсурдная вещь.

Вообще, исполнение и подчинение законам Саудовской Аравии - это отдельная тема. В стране есть негласное противостояние между ортодоксально религиозными и умеренными семьями. Первые вечно всё усложняют, но почти всегда есть способ обойти предписанные религией официальные законы. Например, пишет тебе папа или брат записку о том, что тебе можно самой передвигаться по городу, и опекун уже не нужен. Надо только эту записку и паспорт с собой всегда брать, подобные бумажки работают иногда даже в отношении выезда за границу. Многое, конечно, зависит от семьи. Если отец - либерал, законы вряд ли сильно отразятся на твоём образе жизни. Но если глава семьи придерживается традиционных взглядов, ты, скорее всего, никогда не выйдешь из дома одна, он имеет полное право запереть тебя в четырёх стенах.

Помимо этого есть куча мест, куда могут ходить только мужчины или только женщины. По моим ощущениям, в один прекрасный день какие-то юристы придумали такую штуку, как повсеместная сегрегация, а потом она почему-то стала частью национальной культуры, что не может не огорчать и не создавать проблем. Вот, допустим, идёт женщина в булочную на своей улице, чтобы купить сэндвич на завтрак, а потом выясняется, что вход в эту булочную разрешён только мужчинам, в итоге она остаётся без перекуса. Большинство каких-то магазинов или ресторанов в стране оккупировано, разумеется, мужчинами. В итоге люди начинают воспринимать это разделение как норму; и женщины, и мужчины начинают вести себя очень странно, попадая в одно помещение, всем дико не комфортно.

Моё возвращение домой - это большая дилемма. С одной стороны, я понимаю, что в Англии сумею реализовать себя по полной; с другой - маленький моралист внутри меня говорит, что я становлюсь частью «утечки мозгов» из родной страны. Я разрываюсь между легко достижимым счастьем и принесением себя в жертву Саудовской Аравии, где всё будет гораздо сложнее. Ведь очень долгое время для женщины в профессиональной среде было уготовлено только два пути: медицина и преподавание. Сейчас ситуация улучшается, в основном из-за нефтяных компаний, ориентированных на Запад и США в частности. Для них не проблема нанять женщин-инженеров - главное, чтобы было образование. Государство тоже приняло ряд реформ, позволяющих женщинам работать в частном секторе, постепенных, но, в принципе, работающих. Но, если честно, женщину-кассира в супермаркете я впервые увидела только в 2012 году.

Вопреки всем реформам на работающую женщину всё ещё давит общество, особенно это заметно в консервативных семьях. В принципе, сейчас даже они стали относиться к идее работающей женщины спокойней, но религиозный отец никогда в жизни не позволит тебе работать в месте, где не соблюдается половая сегрегация: «Окей, ты можешь работать, но будь добра делать это в школе, где идёт чёткое гендерное разделение, или в магазине для женщин». Соответственно, это лишает многих женщин в стране возможностей карьерного роста, так как международные компании ориентированы на западные стандарты общения. Плюс на работающую женщину обычно смотрят как на изгоя какого-то: «О, да вы гляньте, она никому не нужна и умрёт в одиночестве!».

Поэтому в Саудовской Аравии одна из важнейших проблем - это женская безработица, потому что устроиться на работу продавщицей, например, легко, а вот получить должность в крутой компании сложно - предпочтение обычно отдают мужчинам. Что касается моей возрастной группы (20–25 лет), то тут безработица среди обоих полов вообще достигает 40%, но больше отражается на женской половине. У меня есть подозрение, что все либеральные реформы были проведены правительством именно из-за того, что новое поколение молодых мужчин больше не в состоянии обеспечить свою семью.

Обычно девочки, покидая Саудовскую Аравию и начиная жить в другой стране, начинают тусоваться на новом месте с арабами или арабками. Им так легче, ведь не приходится полностью приспосабливаться к особенностям западной культуры, да и подружиться с кем-то из твоей родной страны проще. Но вопреки этому они всё равно понимают, что являются независимыми и значимыми, поэтому даже консервативным девушкам становится тяжело возвращаться на родину после того, как они привыкают к свободе. Некоторые из них возвращаются и начинают заниматься реально крутыми вещами - феминистским активизмом, например.

Про девушек, которые на тачках гоняли, наверное, все уже знают. Это очень смело, потому что в Tumblr посты писать может каждая, а вот сделать такой радикальный для Саудовской Аравии шаг - нет. Но вот общество их не то чтобы не смогло понять - не оказало должной поддержки. Вообще радикальный феминизм практически нелегален, тут такая же ситуация, как с вашим российским законом про ЛГБТ-сообщество. У вас думают, что гомосексуалисты развращают детей, а у нас воспринимают феминисток как женщин, пропагандирующих публичное обнажение, беспорядочный секс, проституцию.

Требование установить равноправие полов вызывает какую-то массовую паранойю и ассоциируется с сексуальной революцией. Правительство и общество скорее готовы прислушаться к женщинам, которые пытаются трактовать правила ислама в своих интересах и не рубить с плеча. Это, наверное, менее честно, но зато более эффективно в реальной борьбе за реальные права.

Заниматься борьбой за права, конечно, очень круто. Но в Саудовской Аравии открыть НКО самостоятельно - задача не из лёгких, очень много бумажной волокиты, поэтому этим обычно занимаются частные корпорации. То есть на базе многих больших компаний существуют некоммерческие организации, занимающиеся каким-то важным общественным делом: проблемой безработицы, женским трудоустройством, образованием для девочек-подростков. Моя подруга работает в одной из таких НКО и это потрясающе - видеть, как её усилия и работа окупаются. Если после окончания магистратуры решу вернуться в Саудовскую Аравию, обязательно попробую поработать в этой сфере.

Однако многие ещё скептически смотрят на возможность в ближайшем будущем отменить запрет на вождение, так как большинство консерваторов, чьё влияние в стране велико, твёрдо убеждены, что разрешение на вождение машины может стать рычагом к переходу к западному образу жизни и уничтожению традиционных ценностей.

В начале 2012 года правительство начало рассматривать предложение о создании общенациональной автобусной системы только для женщин. Активисты разделились во мнениях, одни поддержали идею, утверждая, что это снизит частоту сексуальных домогательств таксистов и транспортные расходы. Другие критикуют, утверждая, что это бегство от реального вопроса, касающегося признания права женщин на вождение. В июле 2011 года женщина из Джидды была приговорена к десяти ударам плетью за вождение машины. Это вызвало общественный резонанс, так как до этого женщина была обязана подписать обязательство, что никогда не сядет за руль. Наказание поркой стали применять после проведения акций в поддержку женских прав в июне. Король Абдалла пообещал защитить права женщин и отменил приговор.

Женщины также не могут выехать за границу без разрешения мужчины-опекуна, этот запрет распространяется на жён, взрослых незамужних дочерей и сыновей саудовцев, не достигших 21 года, даже если они являются гражданами других стран.

В сентябре 2013 года группа из 16 женщин-активисток устроили автопробег, за что должны были заплатили штраф в размере 80$, а их опекунов обязали прятать ключи от женщин.

Правовые вопросы

Политическая жизнь

Нура аль Фаиз, заместитель министра по женскому образованию, первая саудитка, занимающая государственную должность такого уровня.

Принцесса Лолва аль-Фейсал описывает свои взгляды как умеренно-консервативные, выступая за реформы, которые однако будут соответствовать нормам ислама, утверждая следующее:

« Ислам видит мужчин и женщин равными, но разными. Ультра-консерваторы и ультра-либералы на деле добиваются разрушения истинного исламского образа, но мы сохраняем его. Хотя сейчас всё ещё имеется проблема интерпретации закона в судах, однако саудовские женщины в некоторых моментах имеют больше прав, чем на Западе: их собственность неприкосновенна, а мужчины обязаны заботится о них, а западная нескромность ведёт к дурному воспитанию детей »

Тем не менее Лолва поддерживает избирательное право женщин на муниципальных выборах. Во время интервью с принцессой Томас Фридман спросил её, чтобы она сделала, если бы стала королевой на день, она ответила: «Первым делом я бы позволила женщинам сесть за руль».

В 2013 году саудовское правительство впервые организовало для девочек спортивные занятия в частных школах. В конце 2015 года женщины впервые получили право голосовать и принимать участие в муниципальных выборах. Среди кандидатов были зарегистрированы 5938 мужчин и 978 женщин. Пост депутата в провинции Мекки получила Салма бинт Хизаб аль-Отейби. Несмотря на это во время баллотирования женщины-кандидаты обязаны были выступать за перегородкой или их представлял мужчина. Помимо этого более 130 тысяч женщин приняли участие в голосовании, что хотя и незначительно по сравнению с 1,35 миллионами голосующих мужчин мало, но уже считается внушительной цифрой для первого голосования женщин.

Новые формы общения

На фоне сильной гендерной сегрегации свою популярность стали набирать альтернативные виды общения, с помощью технологии и связи. Например огромной популярностью пользуется анонимная переписка женщин и мужчин через технологию bluetooth, и саудиты были первооткрывателями такого вида общения.

Саудовские женщины, зачастую не имея какой-либо возможности высказывать своё мнение, используют для этого социальные сети , одна из таких женщин утверждает следующее:

« В Саудовской Аравии мы живём больше в виртуальном мире, чем в настоящем. Я знаю многих людей, которые заводят романы по перепискам на Facebook, но в реальности никак не могут встретиться. Многие женщины также используют Facebook, чтобы выражать свои политические и человеческие права, так как в реальной жизни просто не могут или боятся »

Некоторые консервативные священнослужители призывают к блокировке Facebook, утверждая, что она способствует гендерному смешению и является «дверью в похоть». В 2010 году социальная сеть была временно заблокировала по причине того, что не «соответствовала моральным ценностям жителей этой страны».

Критика

Западные критики часто ставят параллель между положением саудовских женщин и апартеидом, который существовал в ЮАР и распространялся на чёрное население. В качестве доказательства они приводят ограничения женщинам на поездки, учёбу, выбор профессии, доступ к судам и политические высказывания.

Представители газеты The New York Times пишут, что саудовские женщины лишены сейчас тех же прав, что и когда-то чёрные/цветные во время апартеида в ЮАР . Некоторые критики напрямую заявляют, что гендерная политика Саудовской Аравии является преступлением против человечности и нуждается во вмешательстве со стороны международного сообщества. Они также критикуют правительство США, которое ведёт информационную войну против их врагов - талибов, а политического союзника - Саудовскую Аравию зачастую проходит стороной, хотя их гендерная политика во многом похожа на талибскую. Мария Калдор утверждает, что дискриминационная политика в Саудовской Аравии и талибов фактически одна и та же. Напротив, политический обозреватель Даниэль Пайпс, видит, что несмотря на гендерную сегрегацию, женщины имеют возможность посещать школу или работу.

Критике также подвергаются западные компании, которые сотрудничают с Саудовской Аравией и на территории их страны соблюдают гендерную сегрегацию. Так, например, компании Starbucks и Pizza Hut в своих ресторанах строили отдельные помещения для женщин, и в мужских зонах обслуживание гораздо лучше и быстрее.

В 2001 году редактор Washington Post Колберт Кинг отметил, что, как и в Саудовской Аравии, в ЮАР правительство в период апартеида рассматривало международную критику как вмешательство её суверенитета и во внутренние дела. И тогда американским корпорациям, работающим в ЮАР , приходилось подчиняться местным законам. А политику западных компаний в Саудовской Аравии Колберт сравнивает с «расистскими» Принципами Салливана, существовавшими среди западных компаний в ЮАР, но в данном случае объектом притеснения становятся женщины, а не чёрные. Журналист Энн Эпплбаум утверждает, что гендерный апартеид в Саудовской Аравии не интересует американских феминистов. Так как если при гражданском движении за права чёрных в ЮАР им оказывали крупную поддержку американские лидеры гражданского права, такие, как например Джесси Джексон, то американские феминисты мало заинтересованы в сотрудничестве с саудовскими активистами. Одна из причин заключается в том, что анти-апартеидные акции практически невозможно проводить в условиях жёсткой гендерной сегрегации, особенно иностранным женщинам.

Культурный релятивизм Саудовской Аравии является корнем фактического бездействия феминисток, таких, как например Азар Маджеди, Памелы Бом и Марьям Намази. Они утверждают, что политический ислам в стране плотно связан с женоненавистничеством, а желание западных либералов относиться терпимо к исламу зачастую их ослепляет, и они игнорируют проблему, связанную с дискриминацией и насилием против женщин. Маджеди и Намази сами родом из Ирана, где также в течение 40 лет проводится дискриминационная политика против женщин, одна из них говорит следующее:

« Грубо говоря, из-за места моего рождения я обладаю меньшими правами, чем та же женщина, которая родилась в Швеции, Англии или Франции »

Памела Бон говорит, феминистическая апатия поддерживается тоскливым культурным релятивизмом, который пронизывает многих женщин: «Мы ничем не лучше, чем они; Мы не должны навязывать свои мнения им; Мы должны смотреть только на собственные недостатки», а культурный релятивизм исходит из страха, так как критика ислама может зачастую приравниваться к расизму в западном понимании.

Энн Элизабет Майер, американский специалист в области исламского права, считает, что гендерный апартеид, закреплён в самой конституции Саудовской Аравии:

9) «Уважать ценности саудовского общества, его традиции и обряды», воспитание молодого поколения «на основе исламской веры, предписываемой ею преданности и повиновении Всевышнему Аллаху, Его Пророку и представителям власти».

10) «Укреплять арабскую семью, сохранять исламские семейные ценности, создавать необходимые условия для повышения благосостояния и развития способностей членов арабских семей».

Майер утверждает, что статьи 9 и 10 являются рычагом для лишения саудовских женщин любой возможности участвовать в публичном праве или правительстве, а именно при соблюдении ценностей до-современного исламского права в целях поддержания традиционной патриархальной семьи, и держать женщин подчинёнными, таким образом это и является главным корнем гендерного апартеида.

Теги: женщина, саудовские инвесторы, Саудовский принц, животные,