"Самолёты Судного дня". Воздушные командные пункты

В конце прошлого года был принят на вооружение модернизированный стратегический воздушный командный пункт (ВКП) второго поколения Ил-80, созданный на базе гражданского самолета Ил-86. 25 февраля генеральный директор НПП «Полет», выпускающего аппаратуру связи, Алексей Комяков сообщил, что Министерство обороны заказало второй командный пункт. Неофициально эта машина называется «самолетом Судного дня». Лишь два государства в мире владеют этими уникальными бортами, предназначенными для использования во время ядерной войны. Их количество ограничено — 4 у России и 4 у США.

Россия

Стратегический воздушный командный пункт предназначается для управления Сухопутными войсками, ВКС, ВМФ и ракетно-ядерными силами на тот случай, если в результате массированной ракетной атаки будут выведены из строя наземные пункты управления, узлы и линии связи.

В США такой самолет появился в начале 60-х годов. В Советском Союзе ВКП первого поколения был создан на базе турбовинтового лайнера Ил-18, получив название Ил-22. Его приняли на вооружение в 1974 году, передав в ВВС два самолета. Впоследствии самолет модернизировали, не только усилив аппаратную часть, но и частично изменив фюзеляж. Всего было выпущено около тридцати Ил-22 и Ил-22М. Их предполагалось использовать не только в качестве глобального ВКП, но и для управления различными родами войск. Однако эти машины уступали американскому Boeing E-4B. Прежде всего по грузоподъемности и по продолжительности полета. Поэтому в конце 70-х годов было принято решение о создании ВКП второго поколения.

Ил-80 (в некоторых источниках обозначается как Ил-86ВКП) был разработан на ОКБ Ильюшина на излете «холодной войны». Свой первый полет он совершил 29 мая 1985 года. После чего его начали укомплектовывать оборудованием, необходимым для осуществления главной функции — приема и передачи на наземные пункты командной информации. Бортовой комплекс технических средств, разработанный НТП «Полет», был создан и испытан к концу 1991 года. На вооружение самолет был принят в 1992 году. Было построено 4 самолета с регистрационными номерами СССР-86146, СССР-86147, СССР-86148 и СССР-86149. В 1993 году номера были изменены на RA-86146, RA-86147, RA-86148 и RA-86149.

Самолет на этапе его изготовления и испытания был строго засекречен. В связи с чем его фотографии появились в открытом доступе лишь в 1992 году. В соответствии с требованиями обеспечения режима секретности самолеты были окрашены по схеме, принятой для самолетов гражданской авиации. Как и большинство бортов специальной авиации, Ил-80 не имеет вооружения.

Все четыре самолета были приписаны к Отдельной авиационной эскадрилье управления и ретрансляции 8-й Авиационной дивизии особого назначения. В 1997 году были переданы в сформированную 3-ю Авиационную эскадрилью в/ч 22737, базирующуюся на подмосковном аэродроме «Чкаловский» при Государственном летно-испытательном центре Министерства обороны РФ.

При создании Ил-80 в качестве базового самолета был выбран широкофюзеляжный авиалайнер Ил-86, который, по мнению экспертов, и поныне является самым надежным гражданским самолетом в мире. Из 106 произведенных самолетов было потеряно лишь 4. При этом не погиб ни один пассажир. К тому же самолет довольно вместителен, принимает на борт до 350 пассажиров.

В случае возникновения реальной угрозы применения противником ядерного оружия Ил-80 поднимается в воздух, взяв на борт Верховного главнокомандующего Вооруженными силами, сопровождающих его лиц, а также боевой расчет воздушного пункта управления, состоящий из оперативной группы Генерального штаба во главе с дежурным генералом и технической группы, отвечающей за бесперебойную работу специального оборудования самолета.

Самолет максимально защищен от воздействия поражающих факторов ядерного оружия, что частично можно определить по его внешнему виду — по отсутствию иллюминаторов. В связи с секретностью, фотографии салона и приборных отсеков отсутствуют. Но можно предположить, что фюзеляж имеет защиту от проникающей радиации.

Все бортовые приборные комплексы имеют защиту от электромагнитного импульса, возникающего при взрыве ядерного заряда. Также внедрена система радиоэлектронной борьбы. Все каналы приема и передачи информации защищены, благодаря чему предотвращен перехват, а также подавление информации.

Бортовой комплекс средств автоматизации предназначен для сбора, хранения, обработки, отображения и передачи информации, циркулирующей в сетях боевого управления Генерального штаба. Он состоит из ЭВМ «Аргон-50», автоматизированных рабочих мест, аппаратуры передачи данных и специальной аппаратуры, позволяющей осуществлять доведение команд боевого управления до пунктов управления пуском межконтинентальных баллистических ракет, атомных ракетных подводных лодок и самолетов стратегической авиации.

Бортовой узел связи обеспечивает многоканальную телеграфную и телефонную связь, а также передачу данных по ультракоротковолновым, коротковолновым, сверхдлинноволновым радиоканалам и космическим каналам.

Сверхдлинноволновая (СДВ) связь осуществляется при помощи выпускающейся тросовой антенны, имеющей длину около 4 километров. Она позволяет передавать команды на борт стратегических ракетных подводных лодок, находящихся в погруженном положении. Поскольку лишь сверхдлиннные радиоволны способны проникать сквозь толщу воды в несколько сотен метров. СДВ обладает и еще одним положительным свойством, она не зависит от состояния земной ионосферы, испытывающей значительные электромагнитные возмущения из-за множественных ядерных взрывов.

В 2015 году на один из Ил-80 было установлено новое оборудование, разработанное в НПП «Полет», которое позволяет более эффективно реализовывать командные функции в чрезвычайных обстоятельствах. Предполагается модернизация и трех других самолетов.

Следует сказать, что Ил-80 входят в состав системы «Звено» наряду с двумя самолетами-ретрансляторами Ил-82. Ретрансляторы созданы на базе военно-транспортных Ил-76МД.

К самолету ВКП также относится Ил-96−300ПУ, предназначенный для полетов президента. В нем установлена аппаратура, которая позволяет вести управление вооружёнными силами в случае ядерного конфликта. Также имеется оптоэлектронная станция постановки помех для головок самонаведения ракет.

НПП «Полет» сообщает, что в настоящий момент проводится разработка ВКП третьего поколения. Он будет создан на базе авиалайнера Ил-96−400.

Американцы ввели в строй свой первый ВКП в 1962 году, модернизировав топливозаправщик КС-135А, который в свою очередь был модернизированным лайнером Boeing-707. Параллельно строили и ретрансляторы. И тоже на базе топливозаправщика. Всего было построено 11 машин, получивших обозначение ЕС-135.

Когда появился широкофюзеляжный Boeing-747−200, то на его базе построили 4 ВКП Boeing Е4А. Смена поколений «самолетов Судного дня» произошла в 1975 году.

Пассажирская кабина Е-4А разделена на шесть отсеков: рабочий кабинет высшего военного руководства, две комнаты для совещаний, помещение для оперативной группы, узел связи и комната отдыха. На верхней палубе самолета была оборудована комната отдыха летного экипажа.

В 1985 году произошла модернизация самолетов, получивших название Е-4 В. В них была установлена штанга топливоприемника, благодаря чему продолжительность полета с дозаправкой в воздухе была доведена до 72 часов. Была обновлена и приемо-передающая аппаратура. Существенным новшеством стало появление канала сверхдлинноволновой связи, когда на самолете была установлена тросовая антенна длиной около 8 километров. Аппаратура связи аналогичная той, что установлена на Ил-80.

Экипаж E-4B может включать до 114 человек, включая команду операторов, летный экипаж, группы обслуживания, связи и безопасности. E-4 оснащены средствами защиты от различных поражающих факторов ядерного оружия, включая электромагнитный импульс. Имеется система фильтрации от радиоактивной пыли в системах забора и кондиционирования забортного воздуха для вентиляции кабины и отсеков.

Помимо ВКП объединенное стратегическое командование США располагает и 16-ю самолетами-ретрансляторами Е-6 В, переделанными из Boeing-707−320С. На них используется оборудование, снятое со списанных ЕС-135.

В контексте статьи нельзя не упомянуть и американский борт номер один С-32, созданный на базе Boeing 757−200. В 1998—1999 годах было выпущено 4 таких самолета, предназначенных для перевозки особо важных персон, включая президента и его окружение. Они поступили в 1-ю эскадрилью 89-го авиакрыла авиабазы Эндрюс.

Самолет оснащен новейшим радиосвязным оборудованием, которое можно использовать и для осуществления командой функции в экстренных ситуациях.

В 2006 году министр обороны США Дональд Рамсфельд объявил о намерении заменить весь флот E-4B модернизированными до уровня ВКП на случай ядерной войны президентскими С-32. Пока эти планы не реализованы. Однако в январе 2015 года главный финансист Министерства обороны США Майк МакКорд подал заявку в конгресс на перепрограммирование и модификацию коммуникационного оборудования президентского самолета с целью приведения его к уровню требований, возлагаемых на ВКП.

Только две страны в мире — Россия и США — имеют на вооружении подобные самолёты. Технические характеристики Ил-80 позволяют осуществлять управление сухопутными войсками, военно-морским флотом, воздушно-космическими силами, ракетными войсками стратегического назначения.

В Аэропорту Толмачево замечен Ил-80 - Стратегический воздушный командный пункт предназначается для управления Сухопутными войсками, ВКС, ВМФ и ракетно-ядерными силами на тот случай, если в результате массированной ракетной атаки будут выведены из строя наземные пункты управления, узлы и линии связи.

Ил-80 отличается от своего «прародителя» Ил-86 большим «горбом», расположенным на крыше, спереди. Кроме этого у него нет иллюминаторов, а под крыльями подвешены «ракеты» (на самом деле это дополнительные турбогенераторы — источники энергии)

Ну и конечно наш «АВАКС», самолет ДРЛО (самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления). Он используется для управления самолётами истребительной и ударной авиации при их наведении на воздушные, наземные и морские цели, а также может служить воздушным командным пунктом.


Вот такая у нас воздушная связь. Это еще не все, а то, что я сам снимал.

В международном аэропорту «Казань» собрался более чем странный пасьянс из самолетов. Среди привычных Боингов и Эйрбасов можно увидеть и более редкие машины. Вот Ил-62, на котором зимой прошлого года прилетал в Москву в атмосфере секретности президент Сирии Башар Асад. Рядом – гигантский Ан-124 «Руслан» на длительной стоянке. Неподалеку – два военно-транспортных Ил-76М. Но самым неожиданным бортом является Ил-80 –«самолет Судного дня»! Таких выпущено всего четыре штуки, и, по данным «Казанского репортера», ни один из них раньше не был в Казани, тем более в гражданском аэропорту. Все эти самолеты стоят рядом. «Казанский репортер» попытался выяснить, что свело все эти воздушные суда в гражданский аэропорт столицы Татарстана. Пикантности ситуации добавляет то, что секретные самолеты на этот раз как бы невзначай продемонстрировали прессе. Правда, заметили «наживку», похоже, немногие.

Фотосессия в аэропорту, официальной заявленной целью которой было «привлечение студенческой молодежи Республики Татарстан в сферу авиационной фотожурналистики», оставила целую россыпь интригующих вопросов. Похоже, самое время сопоставлять незначительные детали бытия и с головой окунуться в рассуждения на тему «Теории заговора».

Мероприятия на таких режимных объектах, как аэропорты, в наше непростое время редкость. Особенно если они не связаны с приездом каких бы то ни было VIP-персон, спортивных команд, заполучивших кубки, или звезд эстрады всемирной величины. Впрочем международный аэропорт «Казань» такие праздники для любителей авиации и фотографии иногда устраивает.



Зазывая на «праздник авиации», работники аэропорта изначально указывали на наличие в программе неких изюминок. День для парней с дорогими камерами сложился удачно, светило солнце, пели птички, в том числе и железные. Бросающимся в глаза рефреном встречи фотографов с техникой стали фототочки около гиганта АН-124 «Руслан», вставшего в аэропорту на длительную стоянку. Самый крупный в мире серийный грузовой самолет действительно производит на публику неизгладимое впечатление.

Впрочем, для большинства фотокоров контакт с «изюминками» случился уже в уютной редакции, на этапе обработки фотографий и изучения бортовых номеров отснятой техники. К примеру, на картинках из казанского аэропорта журналисты «Казанского репортера» обнаружили Ил-62М. О том, что самолет особенный говорит характерный «горб» правительственной спецсвязи. Судя по бортовому номеру (RA-86539) , участвовавший в спецоперации по доставке «несломимого» президента Сирии Башара Асада из охваченного огнем Дамаска в Москву прошлой зимой. этого перелета отследили энтузиасты, специализирующиеся на авиации.

Рядом идентифицировались два неординарных военно-транспортных воздушных судна Ил-76. Историки авиации вспомнят, что такой же в ночь с 18 на 19 августа 1996 года приземлился в Казани. Тогда Владимир Шарпатов и Газинур Хайруллин смогли организовать побег из талибского плена и привести машину в родную гавань.

Однако жемчужиной фотоколлекции в полной мере можно считать по каким-то причинам оказавшийся на картинках так называемый «самолет Судного дня». Ил-80 – секретный воздушный пункт стратегического управления, построенный на базе Ил-86. Именно поэтому на борту самолета и красуется имя базовой модели. Всего таких выпущено 4 экземпляра, однако этот, судя по всему, самый-самый. Это первый и, вероятно, единственный борт второго поколения, прошедший модернизацию и оснащенный комплексом технических средств второго поколения «Звено 2». В декабре прошлого года АО «Объединенная приборостроительная корпорация» передала Ил-80 RF-93645 Министерству обороны России. Именно этот борт сейчас и находится в казанском аэропорту. Однако что делает один из самых секретных самолетов мира в гражданской гавани – непонятно.

Воздушные суда данной специализации находятся в распоряжении только двух стран мира: России и США. Летательный комплекс Ил-80 в первую очередь предназначен для поддержания связи между различными регионами страны, управления ударным вооружением в максимально экстремальных условиях и перемещения высшего руководства государства, то есть самолет станет штабом на самый крайний случай, если наземные пункты связи уничтожены. Помимо огромного «горба», особенно бросается в глаза отсутствие иллюминаторов. Сделано это для того, чтобы снизить воздействие поражающих факторов ядерного взрыва. В час X самолет готов принять президента страны и высшее военное командование. Еще одна яркая деталь экстерьера – топливная штанга. Благодаря автономной системе дозаправки в воздухе машина может находиться в полете трое суток.

СПРАВКА ПО Ил-80 Воздушный пункт стратегического управления предназначен для применения в условиях оперативного развертывания войск, отсутствия наземной инфраструктуры, а также в случае выхода из строя наземных пунктов управления, узлов и линий связи.
Второе поколение воздушных командных пунктов отличается повышенной живучестью, функциональностью, надежностью, улучшенными массогабаритными характеристиками и более низким энергопотреблением.
«Это уникальный по своим характеристикам комплекс, обеспечивающий стратегическое управление всеми видами и родами войск», - приводит слова заместителя генерального директора Объединенной приборостроительной корпорации Сергея Скокова официальный сайт корпорации. – Помимо России, авиационную технику такого уровня выпускают только в США – у американских военных аналогичный комплекс получил название самолета Судного дня».

Что «самолет Судного дня» делает в Казани и по каким причинам был продемонстрирован СМИ – вот главные вопросы, которые задал себе корреспондент «Казанского репортера» в ходе подготовки данного материала.

Первый звонок – в Аэропорт «Казань», руководителю пресс-службы Аделю Гатауллину . Такой набор самолетов на территории аэропорта Гаталуллин назвал «совпадением, ради которого ничего не подгадывалось»; кроме того, официальный аэропорт «не знает владельца и предназначение Ил-80» и не дает по этому вопросу каких-либо развернутых комментариев. А вот реакция на Ил-62 (самолет Башара Асада) была более открытой: «По поводу Башара Асада вы своим звонком открыли мне глаза, ничего об этом не знал, самому сейчас стало интересно».

Второй логичный звонок – в строгую до сухости или в сухую до строгости пресс-службу Казанского авиационного производственного объединения имени С.П.Горбунова. Ответ короткий: «Завод этими самолетами не занимается». Работники предприятия, управляющие контактами со СМИ, даже предостерегли нас от отправки письменного запроса, упорно настаивая, что вся история не по их душу.


Ряд звонков в пустоту. Авиационные специалисты, должностные лица и историки авиации разводят руками. Причем так разводят, что не поймешь, чего в этом больше – страха, правды или преданности делу.

Наиболее терпеливым и открытым собеседником из собранного микро-пула авиационных интересантов оказался Антон Бортяков , председатель первичной профсоюзной организации «КАПО-Авиа».

По словам авиационного специалиста, некоторые пойманные в фотообъективы самолеты как минимум проходят в Казани процедуру технического обслуживания. «Ничего экстраординарного в присутствии в гражданском аэропорту Казани указанных вами самолетов нет. «Руслан» прилетает раз в месяц и забирает вертолеты Ми-8 для заказчиков. По другим самолетам ведутся регламентные работы. Компания «КАПО-Авиа» имеет в аэропорту свою лабораторию, арендует бетонные площадки, у компании имеется авиационно-техничиская база. К обслуживаемым самолетам могут попадать, в том числе, и приглашенные профильные специалисты из других регионов России. Проводится тестирование систем. Такое случается… В прилет В.В.Путина в аэропорту вообще выстроилась вся история гражданской авиации».

Впрочем, несмотря на открытость к прессе, даже Бортяков по отдельным вопросам ссылался на закрытость информации. Так, к примеру, авиатор отреагировал на тему модернизации Ил-80, по слухам проводившуюся с участием казанских авиастроителей.

Сама модернизация, к слову, не секретна. Пресс-релиз о ее прохождении самолетом Ил-80 размещен на официальном сайте Объединенной приборостроительной корпорации. В нем, в частности, говорится о том, что работы по первому бортовому комплексу технических средств (БКТС) ведет нижегородское НПП «Полет». Бортовые номера машины с сайта Ростеха и казанского аэропорта совпадают.

Еще один источник в авиаотрасли на условиях анонимности сообщил, что самолет в Казань прибыл на техобслуживание, которая проходит под контролем Министерства обороны России. Казанские специалисты на эти работы будут допущены только после соответствующей проверки спецслужб, так что пока Ил-80 ждет своего часа. Эта версия выглядит весьма правдоподобной, однако существуют и другие. В условиях ограниченной информированности можно строить самые смелые гипотезы:

– Казань участвовала в проекте и хочет продемонстрировать это;

– Казань каким-либо образом претендует на участие в проекте разработки воздушного пункта стратегического управления третьего поколения. О том, что он будет, уже официально заявлено;

– Казань (специалисты и технический комплекс) доводит машину, исходя из нареканий, появившихся после прохождения модернизации.

Следует понимать, что с развалом СССР авиационный комплекс, имевший в свое время четкое деление на фирмы по именам легендарных конструкторов, фактически прекратил свое существование. Стареют оборудование и кадры, смена на заводы и в КБ идет по остаточному принципу. В стране скоро уйдут на пенсию первые авиационные специалисты, ни разу в своей жизни не поучаствовавшие в создании новых типов самолетов.

В этих условиях под крупные проекты по стране, как по сусекам, собираются остатки былой гвардии. На этом фоне визиты в Казань неожиданных видов авиационной техники, нуждающейся в обслуживании и модернизации, не выглядят чем-то странным и неуместным.

Антон Глухов, Антон Райхштат.

Ил-80 является воздушным командным пунктом, созданным на базе широкофюзеляжного пассажирского лайнера Ил-86 . Разработан в 1980-х годах для осуществления управления формированиями Вооружённых сил и Сил специального назначения. Другое название самолёта: Ил-86ВКП.

История создания и эксплуатации

В конце 70-х — начале 80-х годов XX века между СССР и США начался новый виток напряжённости. В связи с вводом советских войск в Афганистан соперничество между сверхдержавами достигло своего максимального пика со времён Карибского кризиса. Следствием сложной политической и дипломатической обстановки стал новый этап гонки вооружений, а также возросшая опасность перерастания Холодной войны в свою «горячую» стадию.

Именно поэтому в Генеральном Штабе Вооружённых Сил СССР было принято решение о создании самолёта — воздушного командного пункта, который смог бы обеспечить управление войсками и вооружениями (в том числе и ядерным оружием) даже в условиях ядерной войны. Иными словами, Вооружённые Силы Советского Союза нуждались в самолёте «Судного Дня».

Однако не следует делать поспешных выводов и обвинять в «кровожадности» или «агрессивных намерениях» наш Генеральный Штаб. Аналогичный самолёт (который и стал прототипом для разработки Ил-80) в США был разработан уже в начале 70-х и принят на вооружение в 1974 году под названием Boeing E-4. Так что создание Ил-80 стало также и естественной реакцией руководства СССР на своё отставание в данной области.

Разработка самолёта велась опытно-конструкторским бюро Ильюшина. При этом основой для создания нового самолёта был выбран лайнер Ил-86. Это объясняется тем, что Ил-86 имел широкий фюзеляж, размеров которого было достаточно для размещения в нём необходимой радиоаппаратуры и бортовой электроники. Уже в начале 80-х новый самолёт был разработан, а весной 1985 года был совершён его первый полёт. Первые впечатления о машине сложились весьма благоприятные — она уверенно и устойчиво вела себя в воздухе, а также при взлёте и посадке. После первого полёта началось оснащение его необходимым оборудованием, а также этап наземных испытаний. В итоге первый полёт с установленной аппаратурой Ил-80 осуществил весной 1987-го, два года спустя. В 1997 году начались работы по усовершенствованию воздушного командного пункта Ил-80 и его электронного оборудования.

Летом 1991 года началась разработка унифицированного бортового комплекса для Ил-80 для обеспечения возможности его использования по назначению. Уже в 1992 году самолёт был принят на вооружение Вооружённых Сил Российской Федерации. Всего по состоянию на 2019 год было построено 4 самолёта Ил-80. Изначально все эти самолёты находились в составе 8-й авиационной дивизии особого назначения. Однако уже в 1997 году Ил-80-е были переведены в состав 3-й авиационной эскадрильи ВВС России. По состоянию на сегодняшний день самолёты продолжают эксплуатироваться. Также один из Ил-80 принимал участие в параде в честь Дня Победы в 2010 году в Москве.

Краткий обзор Ил-80 и его характеристики

Аэродинамически Ил-80 представляет собой низкоплан с однокилевым хвостовым оперением и нормальной схемой. Шасси представлено 4 стойками: одной носовой и тремя основными. При этом для более равномерного давления на взлётно-посадочную-полосу основные стойки шасси оборудованы четырёхколёсными тележками.

Ил-80 имеет достаточно крупных размеров накладной отсек, находящийся в его носовой части. Данный отсек служит для размещения в нём необходимой радиоэлектронной аппаратуры. Также одним из крупных визуальных отличий от Ил-86 стало отсутствие иллюминаторов. На крыле самолёта «Судного Дня» установлены пилоны, в которых размещаются генераторы энергии для радиоэлектронного оборудования самолёта.

Ещё одной интересной особенностью Ил-80 является возможность его дозаправки в воздухе, что позволяет существенно увеличить его максимальную дальность полёта, а также время непрерывного нахождения в воздухе. Самолёт отличает также усиленная конструкция крыла и корпуса. Сделано это для уменьшения последствий воздействия на самолёт со стороны возможного ядерного взрыва.

Лётно-технические характеристики Ил-80:

  • Двигатели:
    • 4 х ТВРД НК-86 разработки КБ Кузнецова тягой по 13000 кг
    • 2 х турбогенератора в гондолах под крыльями — обеспечения электроэнергией бортового оборудования самолета.
    • Тактико-технические характеристики:
      • Экипаж — 5 чел. (летный состав)
      • Длина — 59,5 м
      • Размах крыла — 48,1 м
      • Высота — 15,8 м
      • Площадь крыла — 320 кв.м
    • Масса взлетная нормальная — 208000 кг
    • Скорость максимальная — 970 км/ч
    • Скорость крейсерская — 850 км/ч
    • Скорость посадочная — 275 км/ч
    • Дальность полета — 3600 км
    • Практический потолок — 11000 м
    • Оборудование – комплекс технических средств 83Т120.
    • На фюзеляже расположены следующие антенны:
      • КВ-приёмная антенна.
      • КВ-передающие антенны.
      • СДВ-передающие выпускные антенна.
      • СДВ-приёмная антенна.
      • Антенны релейной, УКВ связи и связи с РВСН.

    Достоинства и недостатки Ил-80

    Главным достоинством Ил-80 является то, что данный самолёт полностью подходит благодаря своим характеристикам к роли самолёта «Судного Дня». Имея усиленную защиту против возможного воздействия со стороны ядерного взрыва, а также возможность дозаправки в воздухе, он способен выполнять свои прямые функции практически в любых условиях. Также большим плюсом является надёжность самолёта Ил-80 и его устойчивость в воздухе.

    Однако, взяв от Ил-86 плюсы, Ил-80, к сожалению, обладает и рядом недостатков, «позаимствованных» у своего «старшего брата». Так, одним из основных минусов самолёта является его большая масса, в связи с чем неподготовленному пилоту поднять самолёт в воздух будет очень непросто. Также именно поэтому Ил-80 требует более протяжённой взлётной полосы, что уже само по себе исключает возможность его использования на ряде аэродромов. Ещё одним недостатком самолёта является его моральное устаревание, так как Ил-86 был разработан и пошёл в серийное производство ещё в середине 70-х годов XX века.

    Тем не менее, Ил-80 является машиной, которая способна составить серьёзную конкуренцию своему американскому сопернику — самолёту Boeing E-4. Однако будем надеяться, что использования этих самолётов по своему прямому назначению никогда не понадобится.

    Заключение

    Ил-80 является первым (и единственным) самолётом «Судного Дня», находящимся в составе Вооружённых Сил Российской Федерации. Его радиоэлектронное оборудование позволяет осуществлять управление войсками с воздуха даже в условиях ядерного конфликта, а салон обладает большой вместимостью. А начатые в 1997 году работы по усовершенствования воздушного командного пункта должны обеспечить ему блестящие перспективы в дальнейшем.

    Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них