Скачать путевые морские карты. Морская навигационная карта

Географическая карта -это уменьшенное, измеримое и обобщенное изображение земной поверхности на плоскости, полученное по определенному математическому закону и передающее размещение, состояние и взаимосвязь различных явлений природы и общества.

Морская карта -специальная карта, отображающая часть или весь Мировой океан, предназначенная для обеспечения мореплавания, решения специальных задач и использования природных ресурсов. МК подразделяются на навигационные, специальные для ВМС, вспомогательные и справочные.

Навигационные карты по своему назначению подразделяются на четыре группы: общенавигационные, обычно называемые морскими навигационными картами;

  • радионавигационные
  • навигационно-промысловые
  • озерные и речные

Морские навигационные карты (МНК) являются основной подгруппой морских карт, обеспечивающих безопасность судовождения. На них подробно отражены рельеф морского дна, характер берега и вся навигационная обстановка в описываемом данной МНК районе. На МНК выполняют ответственнейшую задачу судовождения -ведут счисление пути судна и определяют его местонахождение; МНК издают в масштабе от 1:500 до 1:5 000 000. Выбор масштаба МНК обусловлен удалением от берега трасс следования судов. Понятно, что по мере приближения к берегу условия плавания в общем случае усложняются, возможность выбора курсов ограничивается, количество навигационных опасностей увеличивается. Поэтому на такой карте необходимо иметь большую подробность в элементах содержания (большую нагрузку карты), что требует ее большего масштаба. В зависимости от масштаба МНК подразделяются на генеральные, путевые, частные и планы.
Для рыботы в навигационных программах на ПК, морские карты должны быть в .

Генеральные (обобщенные) карты предназначены для общего изучения условий плавания в большом водном бассейне, счисления пути судна при плавании в открытом море, предварительной прокладки маршрута предстоящего перехода и общих навигационных расчетов. Такие карты обычно составляют в масштабах от 1:5 000 000 до 1:1 000 000. На генеральных МНК нанесены важнейшие маяки, навигационные опасности, расположенные на значительном удалении от берега, плавучие средства навигационного ограждения, выставленные у опасностей, лежащих вдали от берегов.

Путевые карты предназначены для обеспечения плаваний вдоль побережий на некотором удалении от берегов, а также для обеспечения подходов судна с моря к берегу; составляются в масштабах от 1:500 000 до 1:100 000. На путевых картах нанесены маяки, огни и знаки, обеспечивающие прибрежное плавание, все навигационные опасности и все плавучие средства навигационного ограждения.

Частные карты служат для обеспечения плавания в непосредственной близости от берегов, в стесненных навигационных условиях (узкости, проходы, фарватеры и т. п.); их составляют в масштабах от 1:50 ООО до 1:25 ООО. Частные МНК представляют собой более подробные путевые карты. На них нанесены все маяки, огни и знаки, включая рейдовые и портовые, все навигационные опасности, включая малые банки и камни, все плавучие средства ограждения.

Планы необходимы для обеспечения входа в порты, гавани, бухты, на рейды и для ориентировки при передвижении в пределах этих акваторий. Их составляют в масштабах от 1:25 ООО до 1:500. На планы наносят те же элементы морской обстановки, что и на частные карты. По внешнему виду план отличается от карты тем, что его рамка не разбита на градусы и минуты, а промежуточные меридианы и параллели отсутствуют. Планы издают отдельно, но нередко их помещают в виде врезок на свободных местах путевых и частных карт.

Радионавигационные карты (РНК) представляют собой МНК с дополнительной нагрузкой в виде сеток изолиний, предназначенных для упрощения графического решения задач по определению места судна с помощью РТС судовождения. На РНК часто наносят также поправочные величины и пояснения, необходимые при определении места с помощью РНС.
На практике судоводитель обязан пользоваться картой самого крупного масштаба для данного участка моря, озера или реки.

Специальные карты так же, как и МНК, предназначены для графического решения задач судовождения при использовании особых технических средств или при плавании в особых условиях (например, на особо быстроходных судах).

Вспомогательные и справочные карты включают карты различного содержания и назначения. Состав этой группы карт по ряду причин постоянным не остается и время от времени меняется. Наиболее распространенными из вспомогательных карт являются карты-сетки для участков океанов и отдельных морей (не перекрываемых путевыми картами) без элементов специальной морской обстановки. Наиболее важными из справочных карт являются карты рекомендованных путей, гидрометеорологических элементов и грунтов, радиомаяков и радиостанций, звездного неба, часовых поясов и др. Справочные карты, объединенные общностью содержания и назначения, часто сводятся в один общий атлас, например Атлас приливо-отливных течений, Атлас течений для плавания в шхерах и т. д.

Морская навигационная карта (МНК) - карта , которая используются для обеспечения судовождения и безопасности плавания. Карты данного вида обычно представлены в равноугольной нормальной цилиндрической проекции Меркатора , которая позволяет прокладывать курс судна прямой линией. Морские навигационные карты отражают: береговую линию и характер берегов, рельеф дна , глубины и характеристики донного грунта, опасные для судовождения объекты и препятствия (скалы, камни, затонувшие суда), естественные и искусственные навигационные объекты, фарватеры, места для якорных стоянок, знаки разделения движения судов, информацию о приливах, а также данные об участках суши, попавших в поле карты (реки, рельеф, дорожная сеть, населённые пункты и другое).

Энциклопедичный YouTube

Элементы морской навигационной карты

Элементы математической основы карты

  • геодезическая и высотная основы;
  • внутренние рамки и их разбивка;
  • картографическая сетка;

Элементы содержания

Специальные морские

  • рельеф морского дна;
  • навигационные опасности;
  • грунты морского дна;
  • средства навигационного оборудования (СНО);
  • навигационные ориентиры;
  • фарватеры;
  • морские каналы и рекомендованные пути;
  • системы разделения движения судов;
  • различные районы на морской части карты;
  • гидрологические элементы;
  • мерные линии;
  • подводные кабели;
  • элементы специальной нагрузки.

Общегеографические элементы

  • береговая линия с обозначением характера берега;
  • гидротехнические сооружения;
  • гидрографическая сеть и рельеф суши;
  • населенные пункты;
  • дорожная сеть;
  • почвенно-растительный покров;
  • государственные границы;
  • элементы земного магнетизма.

Надписи и элементы оформления

  • заголовок карты;
  • графики и шкалы масштабов;
  • схемы;
  • виды берегов, ориентиров и СНО;
  • предупреждения и примечания;
  • надписи;
  • элементы зарамочного оформления.

Классификация и назначение морских навигационных карт

По масштабу и назначению морские навигационные карты делятся на:

  • генеральные (масштаб 1:5 000 000 - 1:1 000 000);
  • путевые (масштаб 1: 1 000 000 - 1: 100 000);
  • частные (масштаб 1: 100 000 - 1:25 000);
  • морские планы (масштаб 1:25 000 - 1: 500);

Генеральные карты

Генеральные карты предназначены для общего изучения условий плавания и общих навигационных расчетов, предварительной прокладки перехода при плавании в открытом море в большом удалении от берегов.

Путевые карты

Путевые карты предназначены для обеспечения плавания между портами в значительном удалении от берега и вне его видимости.

Частные карты

Частные карты предназначены для обеспечения плавания в непосредственной близости от берега или в стесненных условиях (в узкостях, шхерах и т. д.)

Морские планы

Морские планы предназначены для руководства при входе в порты, бухты, на рейды, якорные места и т. д.

Коллекции морских навигационных карт

Карты коллекции Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации (ГУНиО МО РФ)

В СССР, а теперь в России, морские навигационные карты издаются ГУНиО МО РФ (ныне УНиО МО РФ) на листах размером 75×100, 50×75, 38×50 см. в масштабе от 1:500 до 1:10000000. Нумерация навигационных карт производится по схеме ABCDD, где A - морской район, B - масштаб, C - море или часть морского района, DD - номер карты в районе (увеличение нумерации по часовой стрелке начиная с севера). Карты, совместимые с международными, имеют второй номер, начинающийся с Int , и выпускаются на двух языках, русском и английском. В основном использовались системы координат «Пулково 1942» и «Потсдам 1950», в настоящее время чаще используется система «WGS-84 ». Также выпускаются специальные навигационные карты (радионавигационные, навигационно-промысловые и т. п.), вспомогательные и справочные карты (сетки без элементов специальной морской обстановки (для плавания вдали от берегов)), карты районов боевой подготовки кораблей ВМФ , атласы течений и т. п. Для корректуры карт еженедельно выпускаются «Извещения мореплавателям».

Карты Британской коллекции

Коллекция Британского Адмиралтейства не подвержена экономическим или политическим рискам. Карты удобны в использовании и корректуре (выпускаются кальки). Карты имеют префикс BA и номер от 1 до 4999, например BA2246 или BA34. Также может существовать префикс AUS, если карта является перепечаткой австралийской карты, или NZ - новозеландской карты.

Морские навигационные карты по своему содержанию и масштабу делятся на

генеральные, путевые, частные и планы.

Генеральные карты изображают заливы, моря, океаны или их части. Эти карты служат для общего изучения условий плавания на протяжении всего рейса, на них выполняют предварительную прокладку перехода и делают общие расчеты, связанные с рейсом судна. Масштаб генеральных карт обычноот 1:500 000 до 1:5

На путевых картах изображают отдельные районы перехода судна, на них содержатся все необходимые подробности для безопасного плавания и подхода к берегу. Следовательно, масштаб путевых карт не должен быть слишком мелким. Издаются путевые карты в масштабахот 1:100 000 до 1:500 000 .

На путевых картах ведется прокладка пути судна и производятся определения его мест. Поскольку путевые карты изображают отдельные части моря, то по мере продвижения судна приходится переходить с одной карты на другую. На путевых картах в зависимости от районов моря изображается и определенная часть прибрежной полосы.

Частные карты предназначены для плавания вблизи берегов и в стесненных районах- проливах, шхерах, подходах к портам и т. д. Масштабы частных карт

от 1:25.000до 1:75 000.

Планы додержат изображения со всеми подробностями бухт, гаваней, рейдов, портов и предназначены для входа в порты, прохода узкостей. Планы составляются в масштабахот 1:500 до 1:25 000.

Географическими элементами являются изображения берегов океанов, морей, заливов, населенных пунктов, рельефа морского дна и суши.

Навигационные элементы - порты, средства навигационного оборудования, морские каналы, фарватеры, навигационные опасности, навигационные ориентиры и другие сведения, имеющие навигационный характер.

Надписи - заголовки карт, различные пояснения и предупреждения, географические названия, данные об издании карты и ее корректуры.

Элементами дополнительной характеристики являются небольшие крупномасштабные планы портов или карты важных в навигационном отношении участков побережья, которые помещаются на свободных местах листа карты, а также таблицы со сведениями о приливах и течениях, рисунки маяков и т. п.

Все перечисленные элементы содержания карты наносят условными знаками и символами, а также условными сокращениями, которые приводятся в периодически переиздаваемой Главным управлением навигации и океанографии Министерства обороны СССР(ГУНиО МО) книге" Условные знаки для морских карт и карт внутренних водных путей" (приложение2,

листы 1, 2, 3).

Прежде чем пользоваться морской картой, следует ее внимательно изучить. Для этого надо научиться читать карту. Чтобы уметь читать карту, необходимо разбираться во всех условных обозначениях и дополняющих их сокращенных надписях.

Изучая карту, следует прежде всего начинать с чтения ее заголовка, всех примечаний и предостережений, помещенных на карте. Затем надо ознакомиться с навигационно-географическими данными района, изображенного на карте; глубинами, грунтами, навигационными опасностями, береговой чертой, различными навигационными знаками, маяками, огнями. Особое внимание следует уделить изучению опасностей (рифов, банок, затонувших на небольшой глубине судов) и их навигационного ограждения.

Способ условного изображения поверхности Земли на плоскости называют картографической проекцией, а полученное при этом изображение меридианов и параллелей - картографической сеткой. Существует несколько видов картографических проекций. Все они разделяются на две группы - в зависимости от характера искажений и в зависимости от способа построения картографической сетки.CUT$

По характеру искажений проекции делят на равноугольные, равновеликие, равнопромежуточные и произвольные проекции.

На картах в равноугольной проекции бесконечно малые фигуры изображаются подобными соответствующими фигурами на земной поверхности. Подобие фигур дает возможность сохранить равенство углов. На картах в равновеликой проекции сохраняется пропорциональность площадей соответствующим площадям на земной поверхности, но не сохраняется подобие фигур. На картах в равнопромежуточной проекции сохраняется постоянство масштаба по одному из главных направлений. Произвольные проекции не сохраняют ни равенства углов, ни пропорциональность площадей, но имеют свои особые свойства.

По виду меридианов и параллелей нормальной картографической сетки проекции делятся на: конические, цилиндрические и азимутальные. При конических проекциях земную поверхность проектируют на боковую поверхность касательного или секущего конуса с последующей разверткой этой поверхности в плоскость. При цилиндрических проекциях земную поверхность проектируют на боковую поверхность касательного или секущего цилиндра. При азимутальных проекциях земную поверхность проектируют на плоскость, касательную к земной поверхности в любой ее точке.

Плоское уменьшенное изображение земной поверхности, на котором искажения подчинены определенному математическому закону, называется морской картой .

Плоские изображения небольших участков земной поверхности, на которых искажениями можно пренебречь называются планами.

Основным признаком, отличающим карту от плана, является то, что масштаб карты не постоянен, а на плане масштаб сохраняет постоянство по всей его поверхности.

За единицу линейного масштаба для измерения расстояний и разностей широт на меркаторской карте принимают меркаторскую милю. Длина одной минуты дуги меридиана на данной параллели карты в проекции Меркатора, выраженная в миллиметрах, носит название меркаторской мили.

Поскольку меридианы на меркаторской карте растянуты в каждой точке пропорционально, то изображение одной минуты дуги меридиана изменяется с переменой широты и по мере удаления от экватора непрерывно увеличивается. Поэтому, измеряя расстояние на морской карте, необходимо меркаторскую милю брать на боковой рамке карты в той же самой широте, где расположено измеряемое расстояние.

Районы, близкие к полюсам Земли, на меркаторской проекции изображаются с очень большими искажениями, а сами полюсы не проектируются на боковую поверхность цилиндра. Поэтому меркаторские карты составляются для широт не более 85°.

Степень уменьшения перенесенных на карту действительных размеров фигур или линии земной поверхности называется масштабом. Масштаб характеризуется отношением длины какой-либо линии на карте к длине той же линии на поверхности Земли. Различают числовой и линейный масштабы.

Числовой масштаб представляет собой дробь, числитель которой - единица, а знаменатель - число, показывающее, сколько единиц длины на местности содержится в единице длины на карте.

Линейный масштаб представляет собой графическое изображение числового масштаба и показывает, какое число более крупных единиц расстояния на местности содержится в одной более мелкой единице на карте.

Как уже упоминалось выше, масштаб сохраняется постоянным только на планах. На морских картах масштаб является величиной переменной и подразделяется на главный и частный.

Главным называется масштаб, указанный на самой карте в ее заголовке и сохраняющийся лишь вдоль некоторых определенных направлений. Так, для морской карты в проекции Меркатора масштаб сохраняется постоянным вдоль параллелей и изменяется при переходе с одной параллели на другую. Параллель, вдоль которой соблюден главный масштаб, указанный в заголовке карты, называется главной параллелью.

С увеличением широты масштаб на проекции Меркатора увеличивается, и наоборот, с уменьшением широты становится мельче. Во всех точках карты значения масштабов оказываются крупнее или мельче главного масштаба и поэтому называются частными.

От масштаба карты зависит точность, с которой на ней можно выполнять линейные измерения. Предельной точностью масштаба называется линейное расстояние на местности, соответствующее 0,2 мм на карте (предельное расстояние, различимое невооруженным человеческим глазом на бумаге).

как пользоваться морской картой

Перед пользованием морской картой ее нужно внимательно изучить. Прежде всего, необходимо прочитать заголовок карты, примечания и предостережения, год издания и даты корректур. В заголовке карты указывается ее название, то есть район, а ниже названия приводятся следующие данные: масштаб и главная параллель, к которой он отнесен; год, к которому приведено магнитное склонение; меры, в которых выражены глубины.

Глубины на морских картах приводятся к единому уровню - нулю глубин. На советских картах в морях с приливами за нуль глубин принят самый низкий возможный уровень моря, то есть уровень наименьший из малых сизигийных вод, а для морей без приливов - средний многолетний уровень.

Глубины на морских картах для отечественных вод указываются в метрах следующим образом: до 5 м с точностью до о 0,1 м; от 5 до 20 м с точностью до 0,2 м; от 20 до 50 м с точностью до 1 м.

Наименьшая глубина - самая малая глубина на банке, рифе, баре и других возвышениях дна, а также на фарватере, в канале.

Поддерживаемая глубина - наименьшая глубина в канале или на фарватере, поддержание которой обеспечивается в течение всей навигации.

Отличительная глубина - глубина, отличающаяся в большую или меньшую сторону от окружающих глубин (не менее чем на 10 % при ровном и на 20 % при неровном рельефе дна).

Для большей наглядности изображения рельефа морского дна на картах, кроме глубин, наносят изобаты (линии равных глубин). Их проводят через глубины 10, 20, 50, 100, 200 м, а в глубоководных районах - иногда через глубины 500, 1000 и 2000 м.

Грунты на картах обозначают сокращенно, например: И-ил, Гбк-губка, Гл-глина, Кор-кораллы, П-песок, Р-ракушка, Гр-гравий, К-камень и т. д. Цвет и характер грунта указывают сокращенно строчными буквами, например: зличИ-зеленый нечистый ил, блмП - белый мелкий песок, плГл - плотная глина.

Отметки высот, высоты островов, надводных скал и камней даются в метрах от уровня моря, принятого на картах данного района для отсчета высот. Отметки высот, смешенные относительно своего положения, и высоты сооружений заключаются в скобки.

Навигационные опасности и их ограждение на картах обозначают условными знаками. Если положение опасности точно не установлено, то около нее ставятся условные сокращения - ПС (положение сомнительно) или СС (существование сомнительно).

Средства навигационного оборудования для определения места судна обозначаются также условными знаками; а те, что не имеют знака, обозначают на карте кружком с точкой в центре и пояснительной сокращенной надписью. Например: РПС - радиопеленгаторная станция, пам - памятник, РЛО - радиолокационный ориентир.

Огни светящих средств навигационного оборудования на картах масштаба 1:500000 и крупнее показываются по их действительному цвету. Белые, желтые и оранжевые огни показываются оранжевой краской; перед характером желтых и оранжевых огней помещается сокращение «ж».

Радиусы окружностей и дуг, обозначающие цвет огней, не соответствуют дальности видимости огня. Дальность видимости огня дается в морских милях.

На морских картах масштаба мельче 1:500000 все огни светящих средств навигационного оборудования независимо от вида (круговой или секторный) и цвета огня, изображаются «рожками» фиолетового цвета.

На морских картах масштаба 1:500000, предназначенных для использования в качестве генеральных (внутренние или окраинные моря), все огни, независимо от вида и цвета, изображаются «рожками» фиолетового цвета. Цвет огня указывается сокращениями перед характером огня.

На створах указаны прямые и обратные направления (истинные азимуты); первое направление дано с берега, второе с моря. При плотной нагрузке карты на створах может указываться одно направление с берега. Ходовая часть навигационных створов показывается непрерывной линией, неходовая часть - точечным пунктиром.

Если из-за мелкого масштаба морские карты два створных светящих знака не выражаются раздельно и показаны в одной точке, то сначала дается характеристика огня переднего знака, а затем заднего.

Буи на морских картах изображаются в соответствии с их видом. Без указания формы изображаются буи, форма которых неизвестна или не соответствует Системе ограждения МАМС.

У буев, вех и знаков показываются топовые фигуры и принятыми сокращениями указывается их окраска. В районе действия Системы ограждения МАМС на картах с плотной нагрузкой у обозначений плавучих средств навигационного оборудования и несветящих знаков цвет окраски может быть опущен, если они имеют топовые фигуры.

В связи с тем, что в районах действия Системы ограждения МАМС радиолокационные отражатели установлены на всех плавучих СНО, выставленных в важных в навигационном отношении местах, на картах радиолокационные отражатели на плавучих средств навигационного оборудования, как правило, не показываются.

На картах внутренних водных путей окраска буев, бакенов и щитов береговых знаков соответствует их действительному цвету, за исключением белого, который дается оранжевым цветом.

У маяков и светящих знаков дают условными сокращениями характеристики огней и другие пояснения. Например: ГрПр (4) 20с 22МТ(н) АРМкРОТ, то есть огонь группопроблесковый с четырьмя проблесками и периодом 20 сек, дальность видимости 22 мили туманный сигнал наутофон, аэрорадиомаяк, радиостанция обнаружитель тумана.

Течение на морских картах показывают стрелками: скорость течения с точностью до 0,25 узла пишется над стрелкой. Сведения о приливо-отливных течениях помещают в таблицах на свободных местах карты.

Магнитное склонение для данного района указывают на морских картах с точностью до 0˚,1. Годовое изменение склонения на Эпоху, к которой оно относится, помещают в заголовке карты. Район магнитном аномалии показывают контуром, обведенным сплошной черной линией.

классификация морских карт

Все морские карты делятся на навигационные, справочные и вспомогательные карты. Навигационные карты предназначены для решения различных навигационных задач и являются обязательным официальным документом. Навигационные морские Карты подразделяются на общие и специальные.

В зависимости от масштаба общие навигационные карты делятся на генеральные, путевые, частные карты и планы.

Генеральные карты составляются в масштабах 1:500000 - 1:5000000 и служат для ведения счисления пути судна при плавании в открытом море, предварительной прокладки и общих навигационных расчетов.

Путевые карты предназначаются для обеспечения плавания вблизи берега и на некотором удалении от него. Такие карты составляются в масштабах от 1:100000 до 1:500000 по главной параллели.

Частные карты предназначены для обеспечения судовождения при плавании в непосредственной близости от берегов и стесненных навигационных условиях, составляются они в масштабах от 1:75000 до 1:25000.

Планы предназначаются для обеспечения входа в порты, гавани, бухты, на рейды, якорные места и для плавания в пределах их акватории. Планы составляются в масштабах 1:1000 - 1:25000.

Специальные навигационные карты отличаются от общих навигационных карт тем, что имеют дополнительную нагрузку для решения отдельных навигационных и других задач. К специальным навигационным картам относятся: радионавигационные карты, предназначенные для определения места судна с помощью РНС; навигационно-промысловые карты с подробной грунтовой характеристикой морского дна и др.

Справочные и вспомогательные карты различны по содержанию и назначению. Обычно вспомогательные карты представляют собой картографическую сетку без специальных элементов морской обстановки. К числу их относятся карты-сетки, бланковые карты, карты для расчетов плавания по дуге большего круга и др. Справочные карты предназначены для изучения физико-географических и других элементов района плавания, которые не могут быть показаны на навигационных картах. К справочным картам относятся карты радиомаяков и радиостанций, карты рекомендованных путей, карты гидрометеорологических элементов, карты элементов земного магнетизма, сборные листы, атласы (физико-географических данных, приливо-отливных течений, поверхностных течений, волнения, ветра и др.).

Картой называется уменьшенное изображение на плоскости части или всей земной поверхности.

Морские навигационные карты являются одним из важнейших пособий для обеспечения безопасного плавания судов. На морские навигационные карты наносят отдельные участки моря с указанием глубин и грунтов, очертания береговой линии и рельефа, навигационные знаки и опасности.

Значение морских навигационных карт в судовождении.очень велико. Являясь уменьшенным изображением участков земной поверхности на плоскости, морская навигационная карта как бы рассказывает судоводителю о тех районах и условиях, в которых проходит плавание судна. Морская навигационная карта предупреждает моряка об. опасностях и одновременно подсказывает, как ему лучше проложить свой курс.

Морские карты являются древнейшими среди географических карт. Первым известным прообразом современных карт были появившиеся в глубокой древности периоды (от греческого "периплюс" - объезд, окружное плавание). В периплах содержались данные о расстояниях между приморскими населенными пунктами, прибрежных опасностях, местах укрытия...

Позднее появились портоланы (карты), которые по сути представляли собой планы; чертили их на пергаменте. С дальнейшим развитием мореплавания и приемов судовождения портоланы вытесняются уже настоящими картами с нанесенной на них сеткой меридианов и параллелей; их изготавливали не рукописным, а печатным способом.

В 1569 г. голландский ученый картограф Герард Кремер, известный также под латинским именем Меркатор, предложил новые математически обоснованные принципы построения карт, в частности несколько картографических проекций, из которых наиболее известна цилиндрическая равноугольная проекция карты. Эта проекция под названием меркаторской получила всеобщее распространение, и с тех пор до настоящего времени в этой проекции составляются морские навигационные и другие карты, требующие точного изображения углов. Производство русских морских карт, организованное на государственных основах, было начато Петром I. Были составлены и изданы карты на Азовское и Черное моря, атлас карт на реку Дон, тридцать карт на Финский залив и карта Каспийского моря.

Так, в 1714 г. на русском языке был издан атлас морских карт под заголовком "Книга размерная градусных карт Остзее или Варяжского моря", к которому были приложены три частные карты входов в шхеры с моря у Тверминне, Баразунда и Гангута. Этот атлас, обслуживающий русский флот в эпоху Петра I, дважды переиздавался (в 1720 и 1723 гг.).

Большое развитие картографические работы получили в годы Советской власти. В 1953 г. был издан Морской атлас - результат многолетнего труда советских гидрографов.

В 1966 г. был создан полный комплект советских руководств для плавания в Мировом океане, а в 1975 г. завершилось создание мировой коллекции морских навигационных карт, не уступающей лучшим иностранным коллекциям.

В послевоенное время для изучения гидрографических и метеорологических режимов всех океанов регулярно организуются экспедиции на специально предназначенных и соответствующим образом оборудованных судах. В 1974 г. вышел из печати первый том Атласа океанов - уникального научного труда о Мировом океане.

Понятие о локсодромии и ортодромии. Если судно совершает плавание между двумя пунктами и перемещается постоянным курсом, то оно пересечет все меридианы иод одним и тем же углом и его путь изобразится кривой линией, которая называется локсодромией (в переводе с греческого означает "косой бег"). Локсодромия на поверхности Земли изображается в виде спирали (рис. 37), которая приближается к полюсу, но никогда его не достигает. Плавание судна по локсодромии очень удобно, так как оно совершается ОДНИМ И тем же курсом и упрощает расчеты на все время перехода. Однако плавание по локсодромии не является наиболее кратчайшим расстоянием между двумя пунктами перехода.

Рис 37. Изображение локсодромии и ортодромии на поверхности Земли.

Кратчайшим расстоянием между двумя точками А и В на земной поверхности (см. рис. 37) является дуга большого круга, проходящая через эти две точки и называемая ортодромией (в переводе с греческого "прямой бег"). Ортодромия пересекает меридианы под разными углами. При плавании на небольшие расстояния разность в длине между локсодромией и ортодромией незначительна и поэтому ею пренебрегают, поскольку плавание по локсодромии удобнее. Однако при длительных океанских переходах плавание совершают по ортодромии, т. е. по дуге большого круга.

Построение карты в меркаторской проекции. Способ условного изображения поверхности Земли на плоскости называют картографической проекцией.

Поскольку поверхность Земли имеет форму шара, то ее изображение на плоскости невозможно осуществить без искажений. Значит, не существует такой картографической проекции, которая бы не искажала изображаемую на ней земную поверхность. Из большого числа различных картографических проекций можно, однако, выбрать такую, которая удовлетворяла бы основным требованиям, предъявляемым к морской карте.

1. Желательно, чтобы линия локсодромии (постоянного курса) изображалась на морской карте в виде прямой линии, как наиболее простой, прокладка

Рис. 38. Построение меркаторской проекции

Которой осуществляется с помощью линейки и транспортира.

2. Все углы на карте должны соответствовать тем же углам на местности, и тогда форма очертаний суши и различных предметов на земной поверхности будет соответствовать их изображениям на карте. Это значит, что картографическая проекция должна быть равноугольной.

Таким образом, углы, измеренные штурманом между какими-либо ориентирами на местности, будут соответствовать углам между теми же ориентирами на карте, отвечающей последнему условию. Зрительное восприятие района плавания будет соответствовать его изображению на карте. Наиболее полно таким требованиям удовлетворяет равноугольная нормальная цилиндрическая меркаторская проекция. Проекция позволяет изображать географические меридианы прямыми и параллельными между собой линиями, перпендикулярными другой системе параллельных между собой прямых линий, являющихся географическими параллелями. Для того чтобы получить меркаторскую проекцию (рис. 38, а), представим себе земной шар, а проще географический глобус с нанесенными на него линиями меридианов и параллелей; который по экватору "закутан" в цилиндр, ось которого совпадает с осью земного шара (глобуса). Затем спроектируем изображения земных меридианов и параллелей на поверхность цилиндра и развернем его в плоскость. Полученная на плоскости картографическая сетка, являясь нормальной цилиндрической проекцией, будет выглядеть как система прямых параллельных между собой линий - земных меридианов, перпендикулярных другим параллельным между собой прямым - параллелям.

Однако при этом длина меридианов не изменится, в то время как параллели растянутся по длине экватора, оставаясь параллельными ему. Параллели близ экватора растянутся незначительно, однако по мере удаления от него, т. е. с увеличением широты, растяжение будет увеличиваться.

Определим, как увеличилась каждая параллель в любой широте ф. Обозначим через г радиус параллели АВ (рис. 38, б) и через R - радиус Земли. Угол BOQ определит выбранную широту Можно сказать, что длина любой параллели, умноженная на секанс широты этой параллели, будет равна длине экватора, или, удлиняясь до окружности экватора, любая параллель растягивается пропорционально секансу широты.

Однако полученная проекция не является равноугольной, поскольку параллели на ней растянулись пропорционально секансу широты, а длина меридианов осталась прежней. Для того чтобы она стала равноугольной, надо и меридианы растянуть так же, как растянулись параллели, т. е. пропорционально секансу широты. Теперь полученная проекция равноугольна, т. е. подобие фигур и равенство углов между опреде ленными направлениями сохраняется; линия постоянного курса (локсодромия) будет только прямой линией, пересекающей меридианы под одним и тем же углом; масштаб в пределах карты меняется незначительно. Следовательно, и первое, и второе требования к проекции морской карты оказались выполненными.

Масштабы и классификация морских карт по назначению. Масштабом карты называется отношение длины какой-либо линии на карте к действительной длине этой же линии на земной поверхности. Масштабы бывают числовые и линейные. Масштаб, выраженный в виде дроби, числитель которой единица, а знаменатель - число, показывающее, скольким единицам длины на поверхности Земли равна единица длины на карте, называется числовым, или численным. Например, 1:100 000 означает, что одной единице длины на карте соответствует 100 000 таких же единиц на земной поверхности (1 см на карте, например, равен 100 000 см на местности.

Масштаб, показывающий, сколько более крупных единиц длины на местности содержится в одной более мелкой единице длины на карте, называется линейным. Например, 10 км в 1 см или 3 мили в 1 см.

На морских картах в меркаторской проекции линейный масштаб изображается делениями боковых рамок карты. Так как меридианы в меркаторской проекции растягиваются с увеличением широты, то длина изображения на такой карте одной минуты широты, или одной морской мили, по мере удаления от экватора будет увеличиваться. При измерении расстояний на карте следует пользоваться боковой рамкой карты на той же параллели, что и измеряемое расстояние.

Морские карты служат для ведения навигационной прокладки и для получения сведений о районе плавания. Карты классифицируются в зависимости от назначения. Все морские карты делятся на две группы: навигационные и вспомогательные (справочные).

Морские навигационные карты по своему содержанию и масштабу делятся на генеральные, путевые, частные и планы.

Генеральные карты изображают заливы, моря, океаны или их части. Эти карты служат для общего изучения условий плавания на протяжении всего рейса, на них выполняют предварительную прокладку перехода и делают общие расчеты, связанные с рейсом судна. Масштаб генеральных карт обычно от 1:500 000 до 1:5 000 000.

На путевых картах изображают отдельные районы перехода судна, на них содержатся все необходимые подробности для безопасного плавания и подхода к берегу. Следовательно, масштаб путевых карт не должен быть слишком мелким. Издаются путевые карты в масштабах от 1:100 000 до 1:500 000.

На путевых картах ведется прокладка пути судна и производятся определения его мест. Поскольку путевые карты изображают отдельные части моря, то по мере продвижения судна приходится переходить с одной карты на другую. На путевых картах в зависимости от районов моря изображается и определенная часть прибрежной полосы.

Частные карты предназначены для плавания вблизи берегов и в стесненных районах - проливах, шхерах, подходах к портам и т.д. Масштабы частных карт от 1:25.000 до 1:75 000.

Планы додержат изображения со всеми подробностями бухт, гаваней, рейдов, портов и предназначены для входа в порты, прохода узкостей. Планы составляются в масштабах от 1:500 до 1:25 000.

Географическими элементами являются изображения берегов океанов, морей, заливов, населенных пунктов, рельефа морского дна и суши.

Навигационные элементы - порты, средства навигационного оборудования, морские каналы, фарватеры, навигационные опасности, навигационные ориентиры и другие сведения, имеющие навигационный характер.

Надписи - заголовки карт, различные пояснения и предупреждения, географические названия, данные об издании карты и ее корректуры.

Элементами дополнительной характеристики являются небольшие крупномасштабные планы портов или карты важных в навигационном отношении участков побережья, которые помещаются на свободных местах листа карты, а также таблицы со сведениями о приливах и течениях, рисунки маяков и т. п.

Все перечисленные элементы содержания карты наносят условными знаками и символами, а также условными сокращениями, которые приводятся в периодически переиздаваемой Главным управлением навигации и океанографии Министерства обороны СССР (ГУНиО МО) книге "Условные знаки для морских карт и карт внутренних водных путей" (приложение 2, листы 1, 2, 3).

Прежде чем пользоваться морской картой, следует ее внимательно изучить. Для этого надо научиться читать карту. Чтобы уметь читать карту, необходимо разбираться во всех условных обозначениях и дополняющих их сокращенных надписях.

Изучая карту, следует прежде всего начинать с чтения ее заголовка, всех примечаний и предостережений, помещенных на карте. Затем надо ознакомиться с навигационно-географическими данными района, изображенного на карте; глубинами, грунтами, навигационными опасностями, береговой чертой, различными навигационными знаками, маяками, огнями. Особое внимание следует уделить изучению опасностей (рифов, банок, затонувших на небольшой глубине судов) и их навигационного ограждения.