Скульптуры во Флоренции: фото, описание. Площади флоренции Флорентийская скульптура

Когда гуляешь по Флоренции, на площадь Синьории просто невозможно не наткнуться! Ее окружают Галерея Уффици, мост Веккьо, Палаццо Веккьо... и многие другие достопримечательности. Сама площадь имеет неправильную форму – в виде буквы “L” – и по всему ее периметру расположены рестораны.

Когда я была во Флоренции, эта площадь стала местом моих встреч с друзьями. Достаточно просто обозначить одну из многочисленных скульптур, где вы будете друг друга ждать, и вы уже ни в коем случае не потеряетесь.

Как добраться

Площадь Синьории расположена в самом центре Флоренции, и добраться до нее пешком от знаменитых базилик и достопримечательностей достаточно просто.

Но если вы находитесь в отдаленных от центра районах Флоренции, вам придется воспользоваться общественным транспортом.

От базилики ди Сан-Миниато или площади Микеланджело можно добраться на автобусе под буквой D. Для этого вам надо идти по направлению к набережной до остановки Lupo – Il Chiosco Potenza и ехать до остановки Ponte Vecchio, которая находится рядом со знаменитым мостом. Оттуда до площади вам останется пройти пару минут пешком.

Из музея Сан-Марко вы можете доехать на автобусе № 23 – от остановки Piazza di San Marco до Tintori. Дальше, опять же, до площади надо немного прогуляться пешком.

История

Время перемен

Площадь Синьории известна со времен Древнего Рима. По обыкновению римляне оставляли открытые площадки в центре города на пересечении главных дорог. Изначально она носила практический характер – там располагался театр и лавки ремесленников.

Позже на здесь построили 36 башен, в которых проживала семья Уберти. Ее члены были приверженцами императора и относились к партии гибеллинов. Надо сказать, что главными противниками гибеллинов были гвельфы – сторонники направления, поддерживавшего папство и выступавшего против императорства. В то время между ними шла ожесточенная политическая борьба. В 1260 году гвельфы одержали вверх. Они выгнали с площади семейство Уберти и снесли все 36 башен, в которых оно располагалось. С тех пор площадь начала приобретать знакомые нам очертания – то, что мы видим сейчас.

Название

Всего у площади было несколько названий. Изначально она была площадью Приоров, позже – площадью Великого Герцога, далее – площадью Наций. В 1310 году на площади возвели дворец Веккьо, где стало заседать правительство Флорентийской Республики. Тогда она получила свое новое и последнее на сегодняшний день название: площадь Синьории.

Как только на площади появилась резиденция власти, здесь возвели различные скульптуры, призванные вдохновлять членов правительства.

Скульптуры

По обе стороны от главного входа во дворец Веккью стоят две статуи: “Давид” и “Геркулес, победивший Какуса”.

"Давид"

Скульптура "Давид” работы Микеланджело является символом Флорентийской Республики. Изначально она была установлена именно на площади Синьории. Чтобы избежать порчи от воздействия осадков, оригинал скульптуры был перенесен в Академию изящных искусств Флоренции, а на площади оставили копию.

Давид изображен перед схваткой с Голиафом. Такая подача героя стала новшеством, потому что ранее было принято изображать Давида именно в момент торжества победы.

Скульптуру, конечно, хочется рассмотреть со всех сторон, однако ее круговой обзор на площади Синьории невозможен – Давид установлен спиной к стене.

"Геркулес, победивший Кактуса"

Скульптура изображает Какуса перед гибелью от рук Геркулеса. Существует несколько легенд, посвященных этой истории. Самая известная гласит, что Какус похитил коров Геркулеса. После долгих поисков Геркулес нашел своих коров. Услышав их мычание из пещеры Какуса, Геркулес со злости убил его дубинкой, разрушил пещеру и воздвиг на этом месте алтарь Зевса Еврисейского.

По легенде изваяние загораживает камень в стене, где Микеланджело нацарапал человеческий профиль. Это был портрет преступника, которого в тот момент вешали на площади.

“Юдифь с головой Олоферна”

Скульптура руки Донателло установлена недалеко от центрального входа во дворец. Выразительная и сложная по композиции бронзовая Юдифь отрезает голову Олоферна. Героиня изображена в простом одеянии – тем самым она олицетворяет безграничную внутреннюю женскую силу и отвагу, данную Богом.

Голова Юдифи считается идеальным примером творения Раннего Ренессанса.

Мне кажется, ее отрешенный, жестокий взгляд, направленный прямо перед собой, придает лицу какое-то необыкновенное выражение.

"Мардзокко"

Статуя льва с щитом, на котором изображен герб Флоренции, – еще одно творение рук Донателло. Изначально статуя создавалась для внутреннего дворика базилики , но позже был перенесена в музей Барджелло. На площади Синьории установлена точная копия.

Лев – это символ покровителя Флоренции евангелиста Марка – стал под именем Мардзокко еще и символом самой Флоренции.

Фонтан Нептуна

Фонтан Нептуна располагается в самом центре площади. Его создателем был скульптор Бартоломео Амманати. Скульптурная группа имеет восьмиугольную форму, по центру располагается фигура Нептуна, выполненная из белого мрамора. Его окружают мифические морские существа.

Амманати строил фонтан целых десять лет. В работе ему помогал в то время еще начинающий мастер Джамболонья – именно он создал морских жителей, окружающих Нептуна. Лично мне кажется, что нимфы получились неестественными и вычурными.

Лицо Нептуна старались сделать похожим на лицо Козимо Медичи, чтобы подчеркнуть, что именно при этом правителе получила выход к морю.

Когда я была во Флоренции, фонтан включали только вечером. С наступлением темноты его еще и подсвечивали, что придавало ему величественности, а всей площади – таинственности.

Лоджия Ланци

Она стоит перпендикулярно дворцу Веккьо. Изначально Лоджия предназначалась для приемов и собраний Флорентийской Республики, а сейчас представляет собой музей под открытым небом, где размещены скульптуры из собрания Галереи Уффици. Нередко в летние месяцы на Лоджии устраивают оперные и инструментальные концерты.

Расскажу подробней о некоторых скульптурах, размещенных в Лоджии Ланци.

«Персей с головой Медузы»

Пожалуй, самая знаменитая статуя Лоджии. Ее создал Бенвенуто Челлини по заказу Козимо Медичи. Во время создания скульптуры возникали постоянные проблемы. Поначалу Козимо хотел, чтобы голова медузы свисала с руки Персея. Отлить таким образом голову казалось почти нереальным, но скульптор справился с поставленной задачей.

Позже заказчик отказывался платить за работу Бенвенуто, более того, хотел обвинить его в растрате, т.к. не мог себе даже представить, сколько в действительности требуется времени и материала для изготовления скульптуры. Когда у Бенвенуто закончились деньги на реализацию идей, чтобы избежать гнева правителя, он забросил в печку всю имевшуюся у в доме металлическую утварь, и, дабы огонь в печи не затухал, художник подтапливал ее своей мебелью. За свое творение Бенвенуто в результате получил деньги, обрел славу и почет. Персей с головой медузы является его самой знаменитой работой!

«Менелай с телом Патрокла»

История создания этой скульптуры доподлинно не известна.

Остатки мраморного шедевра были найдены в Риме – их приобрел Козимо Медичи. Он поручил скульпторам выполнить "восстановление" разрушенного и обезображенного изваяния.

“Геркулес и Кентавр”

Самая "пластичная" скульптура Джамболоньи. Поражает точность и реалистичность передачи тел: видна каждая прожилка, каждый мускул и позвонок.

Мне даже на секунду показалось, что живых людей заковали в мрамор.

“Похищение Сабинянок”

По легенде древний был заселен одними только мужчинами. Они были бедны, и соседние поселения не хотели выдавать своих дочерей замуж за нищих Римлян.

Тогда римляне устроили праздник и пригласили своих соседей – латинян и сабинян. Во время праздника римляне бросились на безоружных ничего не подозревавших гостей и похитили их девушек и женщин.

"Похищение Поликсены"

Работа скульптора Пио Феди по мотивам очень романтичной и красивой мифологической истории о том, как Ахилл влюбился в дочь Приама, против которого он воевал.

Для того чтобы быть со своей возлюбленной Поликсеной, Ахилл предал соотечественников и перешел на сторону врага. Но его, безоружного, предательски убил Парис прямо перед свадьбой с Поликсеной. После взятия Трои голос из могилы Ахилла потребовал свою часть добычи. Тогда греки принесли Поликсену в жертву.

Стоит сказать, что все скульптуры, находящиеся на площади или в Лоджии, это копии знаменитых произведений. Единственным оригиналом является “Персей с головой Медузы”.

Площадь Синьории чудесна и днем, и вечером. Гуляя по душным маленьким улочкам Флоренции, всегда приятно выйти на площадь и вдохнуть побольше воздуха. Провести чудный вечер, сидя с бокалом вина на одной из террас, наслаждаясь подсвеченными скульптурами и живой музыкой, которая так часто звучит в летние дни на площади Синьории.

    Площадь Синьории: такое название в городах средневековой Италии получали площади, на которых размещались органы самоуправления или резиденции представителей власти (Синьории Площадь Синьории (Флоренция) (итал. Piazza della Signoria)… … Википедия

    Эту страницу предлагается переименовать в Площадь Синьории (Флоренция). Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/22 июня 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского… … Википедия

    Город, адм. ц. обл. Тоскана, Италия. Упоминается в 200 г. до н. э. как этрусск. селение Faesuiae. На рубеже н. э. рим. колония Флорентина от латин. florens цветущий, процветающий, счастливый или Флорен ция Тускорум Флоренция тускорская, т. е.… … Географическая энциклопедия

    Флоренция - Флоренция. Панорама города. ФЛОРЕНЦИЯ, город в Италии. 408 тыс. жителей. Металлургия, разнообразное машиностроение; химическая, нефтеперерабатывающая, текстильная, кожевенно обувная, деревообрабатывающая, стекольная, полиграфическая, пищевая… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ФЛОРЕНЦИЯ, город в Италии. 408 тыс. жителей. Металлургия, разнообразное машиностроение; химическая, нефтеперерабатывающая, текстильная, кожевенно обувная, деревообрабатывающая, стекольная, полиграфическая, пищевая промышленность. Производство… … Современная энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Флоренция (значения). Город Флоренция итал. Firenze … Википедия

    - (итал. Firenze, прежде Fiorenza, лат. Florentia цветущий город) гл. гор. провинции Ф., до 1859 г. гл. гор. Тосканского великого герцогства, с 1865 до 1871 г. столица Итальянского королевства, под 43° 46 с. ш. и 11° 17 в. д. от Грин., на высоте,… …

    - (итал. Firenze, прежде Fiorenza, лат. Florentia цветущий город) главный город провинции Ф., до 1859 г. главный город Тосканского великого герцогства, с 1865 до 1871 г. столица Итальянского королевства, под 43°46 с. ш. и 11°17 в. д. от Гринвича,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Площадь Синьории (Флоренция) Общественное место здания, сооружения, территории, природные объекты или пространство потенциального местонахождения людей, которые могут свобо … Википедия

    Геркулес - Геркулес. Скульптурная группа Б. Бандинелли. Геркулес и Как. Мрамор. 1534. Площадь Синьории. Флоренция. Геркулес. Скульптурная группа Б. Бандинелли. Геркулес и Как. Мрамор. 1534. Площадь Синьории. Флоренция. Геркулес в мифах древних римлян бог и … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Известная на весь мир площадь Синьории во Флоренции в свое время была очень важным объектом для жителей республики. Еще при империи Рима на ее территории был расположен театр, где не только ставили пьесы, а и поднимали важные политические темы.

Центр свободы

Впоследствии место заняли дворянство и знать. На земле они строили пышные имения. Так, было построено 36 башен, принадлежавших семье Уберти. Представителей этого рода называли гибеллины. Они поддерживали императора. Но в 1260 году торговцы, купцы и ремесленники - гвельфы, которые осуждали правителя и пропагандировали власть папы, разбили все построения. С тех пор считалось, что эта земля проклята и строить на ней запрещено.

Свидетелем многих политических, социальных и общественных перипетий была площадь Синьории во Флоренции. Фото места, где решали важнейшие вопросы, можно увидеть в статье. Позже территория стала центром правления республики.

Новый старый дворец

Одним из важнейших объектов считают дом, который в настоящее время исполняет функцию ратуши. Это работа итальянского архитектора Арнольфо ди Камбио. Первые камни заложены в 1298 году. После завершения строительства сооружение заняло правительство коммун (приор). Его представителями были главы цехов и мануфактур. Переехали они сюда из здания Барджелло. Поэтому предыдущую обитель начали величать старым дворцом, а часть здания, где окна выходят на площадь Синьории во Флоренции, - новым.

От заседателей пошло первое имя. Территорию перед зданием называли площадью Приоров.

В XV веке дом переписали на делла Синьория. Трансформация была вызвана тем, что правящее звено объявило себя сеньорами. Но такое прозвище просуществовало до 1540 года. Тогда во дворце поселился Козимо I, представитель линии Медичи (олигархический клан). Сооружение окрестили Палаццо Дукале, а участок под стенами - площадью Великого Герцога. Но богачу не понравилось здесь жить. Вскоре он переехал. Сооружение, которое считали новым, автоматически стало старым, отчего и получило следующее имя - Палаццо Веккьо, которое носит по сей день.

Греческие герои в искусстве Италии

Тысячи городов и площадей пережили революции и Не исключение и Флоренция, площадь Синьории. Скульптуры, которыми гордится весь город, ставили за цель не только возвеличить изобразительное искусство, но и создать определенный Правители, которые шли решать судьбу республики в Палаццо Веккьо, должны были настроиться на справедливость.

Еще один интересный памятник площади - Лоджия Ланци. Сначала арку использовали для приемов, которые проводила республика.

Сейчас все экспонаты стоят просто на улице. Это такие гениальные композиции, как «Геркулес и кентавр», «Персей и голова медузы», «Похищение сабинянок», «Менелай с телом Патрокла». В настоящее время они являются не просто для современных художников, а бессмертными произведениями искусства и гордостью человечества.

Визитка Флоренции

Фигура, которая изменила представление о скульптуре, была представлена ​​8 сентября 1504 года. Честь показать Давида миру имела площадь Синьории во Флоренции. Фото этого мраморного мужчины - самое популярное среди всех снимков работ из камня и металла. Микеланджело изобразил героя перед битвой с Голиафом.

Имеет статуя настоящее боевое повреждение. В 1528 году, во время восстания, из окон Веккьо бросали вниз тяжелые предметы. Одна из скамеек попала в Давида и отбила ему руку. За три дня ее приклеили обратно.

В 1873 году статую решили перенести в Академию изящных искусств, чтобы сохранить ее от вредного воздействия атмосферных явлений. В 1910-м ее место заняла копия.

Соперник Микеланджело

Символом силы стал «Геркулес, победивший Какуса». Над ним трудился Баччо Бандинелли. Полубог расположен рядом с Давидом, по правую сторону от входа во дворец, что отделяет от города площадь Синьории во Флоренции. План этой композиции многозначен.

По задумке мастера это воплощение закона и справедливости. Свое место скульптура заняла в 1534 году.

Проект принес популярность Баччо Бандинелли. После того как автор Давида покинул город, первенство в искусстве отдали именно ему. Несмотря на то что слава предшественника его раздражала, мужчина пытался перенять стиль соперника.

Его Геркулес гордо поднял голову, ведь в равном бою победил сына Гефеста, страшного монстра.

За спиной постамента скрывается рельеф, выцарапанный Микеланджело. По легенде, создатель с кем-то поспорил, что он настолько талантлив, что сможет изобразить лицо преступника, который ждал казни, даже не посмотрев на него.

Образ независимости

Одной из первых статуй, украсивших площадь Синьории во Флоренции (Италия), стала работа Донателло «Юдифь с головой Олоферна». Легенда сюжета приобрела большую популярность в эпоху Возрождения. Миф говорит, что на мирное селение напало войско. Одна красавица решила помочь родному краю. Она переоделась в лучший наряд и отправилась в военный лагерь. Там под чары Юдифь попал главнокомандующий армии. Пара уединилась, а когда полководец заснул, красавица убила его. Таким образом поселок был спасен. В искусстве храбрую деву изображают с отсеченной головой в руке.

Площадь Синьории во Флоренции имеет цель донести до власти разного рода идеи. Героиня стала символом патриотизма и независимости. Сначала она предназначалась для сада Медичи, где украшала фонтан. Но в 1495 году произошел переворот, олигархов свергли. Скульптуру похитили и поставили на площади. Когда правители вновь возглавили республику, все, что забрали люди, вернули. Единственное, что не отобрали назад, - «Юдифь с головой Олоферна». Она стала воплощением борьбы народа против власти.

Два мастера одного проекта

Еще одна жемчужина - Автор - Бартоломео Амманати, один из самых трудолюбивых скульпторов. Год рождения постамента - 1570-й. Композиция расположена в центре и визуально возглавляет площадь Синьории во Флоренции. Интересные факты, связанные со статуей, заставляют улыбнуться. На открытии публика были неприятно удивлена ​​работой мастера. Жители скандировали: «Амманати, Амманати, сколько мрамора потратил».

Главный герой - бог океанов. Он руководит колесницей, запряженной морскими конями.

Дополнил ансамбль Джамболоньи. Причудливые существа из бронзы на краю - его произведения.

Ежедневно фонтан использовали для бытовых нужд. В 1720 году власти повесили табличку на стене дворца, которую можно увидеть и сегодня. В ней говорилось, что отныне все, кто будет стирать, выбрасывать мусор или купаться в фонтане, должны платить штраф.

Италия славится карнавалами. Принимала гостей в масках и площадь Синьории во Флоренции. Так, в 1830 году одну из статуй (накинув поверх костюм) вандалы похитили. Ее судьба неизвестна до сих пор. За год город установил на ее месте копию.

Еще в эпоху готики при постройке главной площади Флоренции было стремление придать ей по возможности форму прямоугольника в соответствии с планомерным строительством домов. Площадь представляется глазу много симметричней, чем на плане. Это - эпоха Данте. Гордясь своим освобождением, флорентийский народ решил построить городской дворец, который говорил бы о величии республики. Арнольбо ди Камбио возвел в 1299 году богатый массив с Terre della Vacca, этим «господствующим над городом гигантом» (Вазари) на юго-восточном углу ровной площади, которая образовалась от разрушения домов гибеллинов Убрети и сноса купленных домов Орманни по прозвищу Форабоски и della Vacca в Sesto S. Pier Scheraggio/ В 1319 и 1355 году площадь, благодаря дальнейшим закупкам участков, была расширена и приобрела еще более правильную форму. Начиная с Орканьи, оттуда, где род Малеспина имел свой городской дворец, в 1376-1378 годах были выстроены лоджии деи Ланци для проведения важнейших республиканских торжеств. Архитектоническая отделка площади никогда, впрочем, не была доведена до конца, несмотря на то, что даже Микеланджело, отвечая на запрос Козимо I (Медичи), советовал ему окружить всю площадь лоджиями. Площадь в целом создает впечатление замкнутой, хотя прилегающие улицы и выходят на нее. Однако они не нарушают общего впечатления, открывая к тому же местами очаровательный вид издали.

Ложа Ланци

Постройка Уффиций была начата Вазари в 1560 году, для чего понадобилось снести старинную церковку св. Петра Скераджио и много других домов. В 1574 году Уффиции были закончены; однако они не увеличили пространства площади, а создали лишь монументальный подступ к ней, так энергично выраженный у Torre della Vacca, что в нем уже чувствуется становление барокко. Улица, открывающая противоположную дворцу Веккио сторону площади, когда-то была столь же широка, как и Via Calzaioli. Здесь находилась раньше церковка св. Цецилии.

Площадь делла Синьории - сердце города Флоренции. Сюда привезли в 1495 году, во время народного восстания «Юдифь» Донателло, взятую со двора палаццо Медичи, и установили ее слева от входа городского дворца на Рингиера, где уже раньше стоял «Марцокко» Донателло, - лев, держащий городской герб: «Exemplum salutis publicae posuere cives» - выражение, характеризующее тесную связь народа с его скульптурой. Когда через девять лет фигура Юдифи должна была уступить свое место «Давиду» Микеланджело, ее поместили под одной из арок лоджии.

Бронзовый "Персей" Челлини

В января 1504 года представители цеха ткачей созвали собрание лучших флорентийских художников. На этом собрании было доложено, что колоссальный «Давид» работы Микеланджело уже закончен, и нужно только обсудить место его установки. Протокол этого заседания сохранился и опубликован Гайе. В нем интересны прежде всего высказывания мессера Франческо, первого герольда Синьории, и архитектора Джулио да Сангалло, к мнению которого присоединился и Леонардо да Винчи.

Давид Микеланджело на фоне грубого руста

Франческо считал два места особенно подходящими: место перед городским дворцом, где стояла «Юдифь», и середину его двора, где с момента ограбления палаццо Медичи стоял «Давид» Донателло. Здесь прежде всего сказывается желания связать эту скульптуру, как эмблему города, с дворцом. «Лучше всего, - прибавляет Франческо, - было бы, конечно, если бы эту фигуру поставить на место, где стоить Юдифь». Прекрасно понимая, что требуется для скульптуры, трактованной еще целиком фронтально, и отмечая практическую нецелесообразность подвергать хрупкий мрамор воздействию природы, Джулиано высказывается за то, чтобы установить фигуру под средней аркой лоджии или же у ее внутренней задней стены с тем, чтобы нарисованная черным цветом ниша служила ей фоном. В обоих случаях было бы достигнуто рельефное впечатление от фигуры.

Теоретически требование ниши для расположения статуи выдвинуто и у Альберти. Она была и до этого времени главным местом для скульптуры и как раз своим резким, заимствованным от готики обрамлением принципиально отличается от позднейшей ниши времен барокко. Последняя является неопределенно расширенным пространством, дающим фигуры и выключении ее обозреваемости сзади. Ниша Ренессанса обрамляет фигуру и действует, как темный фон, так что Джулиано мог в конце концов удовольствоваться нарисованной нишей. При односторонней трактовке фигуры и выключении ее обозреваемости сзади весь художественный эффект сосредоточивают на передней плоскости. Все концентрируется на выявлении рельефа и контуров. Фигуры капеллы Медичи работы Микеланджело являются наиболее зрелым плодом этой художественной традиции.

Наконец, предоставляют самому Микеланджело выбрать место для своей скульптуры. Он выбирает место слева от ворот городского дворца, перед темной, однообразной, но мощной каменной стеной. Установка молодого гиганта 18 мая 1504 года становится событием для Флоренции. После установки фигуры Микеланджело кое-что исправил в ней, так как окружение и условия освещения потребовали некоторых изменений. У Вазари неоднократно попадаются замечания, что только под открытым небом и благодаря особому освещению места установки выявились пластические достоинства этого произведения.

Таким образом скульптура, трактованная наподобие рельефа, устанавливается у стены, которая ограничивает возможность видеть ее с других сторон и дает темный фон, благодаря чему белый мрамор резко выделяется и привлекает к себе внимание. Расположенная у стены скульптура отнюдь не нуждается в господстве над всей площадью, что так необходимо для художественного эффекта скульптуры, помещенной посреди площади; кроме того, при таком расположении создается возможность разместить самым выгодным образом большое количество пластических произведений. Конечно, при это должны быть соблюдены известные соотношения между отдельными изваяниями в смысле мотива, пропорций, материала, цвета и правильных дистанций. «Драгоценности, сбитые в кучу, не восхищают», - говорит Альберти.

Микеланджело более зрелой поры и последующая за ним эпоха, конечно, иначе трактовали бы мотив круглой фигуры. Но и независимо от этого они порицали бы легковесность ее на фоне огромной плоской стены (в раннем Ренессансе неоднократно обнаруживается весьма зыбкая связь пластики с ее фоном) и скорее присоединились бы к предложению Джулиано и Леонардо. Еще на исходе XVI столетия этот принцип «прикрепления» продолжает оказывать свое влияние: «Похищения сабинянок» Джиованни да Болонья устанавливается в 1538 году под правой аркой лоджии, хотя эта скульптура целиком проработана в округло-пластической форме. Лучше расположена бронзовая фигура «Персея» Челлини (1533 год), находящаяся в сквозной угловой арке лоджии: вокруг этой бронзы имеется простор, и вид ее сзади не пропадает. Бандинелли, из побуждений ревнивого тщеславия, поместил своего «Геркулеса» (1534 год) рядом с фигурой «Давида» на углу Ринтиера.

Учитывая, что расположение фонтана посреди площади нарушило бы гармонию всего ансамбля, так как из-за неравновесия сторон площади ее центр тяжести не совпадает с математическим центром плоскости, Амманати установил свой фонтан на углу палаццо Синьории (1571 год). Там этот фонтан благодаря фронтальности, создаваемой фигурой Нептуна и водяными конями, хорошо гармонирует с остальными скульптурными украшениями. Бронзовый конный памятник Козимо I работы Джиованни да Болонья (1594 год) удлиняет собой шеренгу мраморных скульптур, вынесенных на открытое место, и удачно срезывает оставшуюся позади него часть пространства, чтобы таким образом придать главной площади прямоугольную форму.

Ту же функцию выполняет фонтан Нептуна работы Джиованни да Болонья (1567 год) на пьяцца дель Непттуно в Болонье. В этом городе в честь посещения его Павлом III была воздвигнута в 1541 году конная статуя из известняка на том самом месте, где сейчас стоит памятник Виктору-Эммануилу. Очевидно, выбор этого места нашли неудачными и установили фонтан там, где он является целью движения Via Indipendenza, главной улицы, и Via d’Azeglio, но прежде всего он так делит неправильную площадь, что возникли две отдельные прямоугольные площади.

При всем своем несовершенстве пьяцца делла Синьория - одна из чудеснейших площадей Италии. «Когда входишь на нее, взор погружается в необъятную ширь, и всем своим существом радуешься многообразию и красоте ее обаятельного наряда». Палаццо и лоджии производят мощное впечатление, и приходится лишь пожалеть о том, что не было осуществлено предложение Микеланджело. Ряд сплетающихся изваяний обвивает площадь словно пояс, сияющей пряжкой которому служит фонта Амманати.

Скульптура Бандинелли "Геракл и Какус"

В первом издании этой книги в 1908 году было высказано сожаление по поводу отсутсвия на площади фигуры Давида, хотя бы в копии. В 1873 году фигура Давида была перенесена в здание Флорентийской академии и огорожена решеткой. Здесь она находилась в совершенно противоположных пространственных и световых условиях, так что при обозрении фигуры со всех сторон разрушалась связь плоскостей и непрерывность контурных линий. По настоянию скульптора Фанфани в 1909 году с нее была сделана копия, которая водружена на старое место. Таким образом, ущерб нанесенный площади, исправлен.

Как показывают план и снимок, сделанный мной в 1921 году, три огромный мраморные фигуры - Геркулеса, Давида и Нептуна - и бронзовая конная фигура установлены в один ряд. Их функция в целом такова: образовать выступающую вперед базу дворцового блока и продолжить ограничивающее влияние его стен на пространство площади далеко за их реальные пределы; создавая ряд, зрительно связанный с фигурами лоджий, утвердить прямоугольную форму площади Ренессанса. Только бронзовый лев Донателло выдвинут вперед, и в этом сказался тонкий художественный расчет: будучи меньше по масштабу, он пострадал бы от рядоплоложности с другими, и на нем нужно было сделать особый акцент.

Памятник Козимо I (Медичи), Джиованни да Болонья

Сейчас, наоборот, допущена другая ошибка, хотя и без ущерба для самой площади, но не без ущерба для одного из самых ценных памятников скульптуры флорентийского кватроченто.
«Юдифь» Донателло неоднократно меняла свое место. Вначале она стояла посреди двора палаццо Медичи, и, по свидетельству Вазари в жизнеописании Бандинелли, ее можно было прекрасно видеть сквозь арку ворот. После изгнания Медичи она была поставлена перед палаццо Веккио и снабжена надписью. Когда впоследствии, после долгих совещаний, это место было предоставлено для колосса «Давида» Микеланджело, ее переместили под арку лоджии деи Ланци, и там она в благоприятных масштабных условиях стояла вплоть до 1919 года. Окончания войны дало подов опять перед дворцом - exemplum publicae salutis: Олоферн является символом уже не Медичи, а Австрии. Она стоит сейчас между копией «Давида» и «Марцокко». Нельзя было оказать этой бронзовой фигуре в нормальный человеческий рост худшую услуги, чем поместив ее среди гигантских статуй Микеланджело, Бандинелли и Амманати, мраморк которых еще увеличивает их мощность своей сияющей белизной. Она производит впечатление жалкой кучки; ее темная бронза едва выделяется на фоне тяжелой рустики, когда как бронза нуждается в воздухе со всех сторон.

Флоренция является одним из самых популярных туристических городов в Италии. Флоренция известна как один из крупнейших центров итальянского Возрождения и имеет древнюю историю, уходящую в римский период. Во Флоренции расположены одни из лучших музеев Италии, кроме этого вы сможете увидеть великолепные соборы и церкви, пройтись по исторических улицам и площадям, а также заняться шопингом в местных магазинах. Ниже мы приводим список основных и наиболее популярных исторических памятников Флоренции. Большинство главных достопримечательностей Флоренции расположены в историческом центре города.

Площадь Синьории и Палаццо Веккьо

Самая известная площадь Флоренции - площадь Синьории - находится в самом сердце исторического центра города. История площади начинается в римский период, когда на ее территории располагался театр. В период средневековья площадь стала главным центром политической жизни Республики Флоренция. На площади располагался дворец правительства республики, известный как палаццо Веккьо. Дворец был построен по проекту Арнольфо ди Камбио в период с 1298 по 1310 год. Именно в здании дворца располагалось помещение для осужденных на смерть, здесь сидел под арестом Козимо Медичи, и здесь прошли последние дни Савонаролы. Именно в оконных проемах дворца были повешены участники заговора Пацци, совершившие покушения на Лоренцо Великолепного. После упразднения республики дворец стал резиденцией великих герцогов Тосканы из династии Медичи.

Площадь Синьории известна своими скульптурными памятниками, к сожалению, большинство из памятников являются копиями. Подлинником среди скульптур площади является статуя Челлини «Персей». В числе памятников на площади вы сможете увидеть «Давида» работы Микеланджело, «Юдифь с головой Олоферна» работы Донателло, а также Фонтан Нептуна, созданный Бартоломео Амманати по случаю бракосочетания герцога Франческо Медичи в 1570 году.

Дуомо - собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Флорентийский дуомо (Собор Санта-Мария-дель-Фьоре) по праву является одной из самых известных достопримечательностей города, которую в период Возрождения называли одним из чудес света. Огромный готический кафедральный собор был спроектирован несколькими архитекторами. Первоначальный проект принадлежал Арнольфо ди Камбио, после проект был доработан Филиппо Брунеллески и Джотто. Строительство собора велось с перерывами, начиная с 1296 года, и было завершено только в 1436 году. Собор способен вместить до 20 000 прихожан. Одной из главных достопримечательностей собора является знаменитый купол, спроектированный Брунеллески и являющийся одним из символов города. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре стал свидетелем ряда исторических событий, здесь в 1478 году было совершено покушение на Лоренцо и Джулиано Медичи, с кафедры собора читал свои проповеди Саванорола.

Во внутреннем интерьере собора выделяются знаменитые часы Уччелло, установленные в 1443 году и действующие по сей день (уникальность часов составляет обратное движение стрелок). Стены собора украшают фрески, на которых изображены выдающиеся городские деятели Флоренции периода средневековья, включая Данте. На территории собора расположены гробницы Джотто и Брунеллески.

Памятники Флоренции: Баптистерий Сан-Джованни

Баптистерий святого Иоанна Крестителя (Баптистерий Сан-Джованни) расположен на площади Пьяцца дель Дуомо, рядом собором Санта-Мария-дель-Фьоре и кампанила Джотто. Баптистерий Сан-Джованни является одним из старейших сохранившихся зданий Флоренции. Здание баптистерия было построено в романском стиле в период между 1059 и 1129 годом. До XIX века именно здесь проходил обряд крещения всех младенцев Флоренции, включая поэта Данте Алигьери и всех представителей династии Медичи.

Внутренний свод купола здания украшают византийские мозаики работы XIII-XIV веков. Уникальный мраморный пол здания содержит изображения знаков зодиака. На территории здания расположена знаменитая гробница антипапы Иоанна XXIII, работы Донателло и Микелоццо. Баптистерий Сан-Джованни открыт для посещения каждый день с 12.00 до 19.00, в праздники и воскресение здание открыто с 8:30 до 14:00.

Кампанила Джотто - памятник архитектуры Флоренции

Кампанила Джотто (Колокольня Джотто) расположена на площади Пьяцца дель Дуомо и является колокольней кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Строительство колокольни, спроектированной Джотто, началось в 1334 году, и после нескольких перерывов было завершено в 1359 году. Высота колокольни составляет 84,7 метров (согласно проекту Джотто высота башни должна была составить 122 метра).

Отдельную часть здания составляют уникальные барельефы колокольни, расположенные на нижних ярусах здания, созданные в XIV и XV веке такими мастерами как Джотто, Андреа Пизано и Лукой делла Роббиа. В нишах третьего яруса здания помещены 16 скульптурных фигур, многие из которых являются работами Донателло, в настоящие время замененными копиями (оригиналы статуй можно увидеть в Музей собора). На вершину колокольни ведет лестница из 414 ступеней. С вершины колокольни открывается прекрасный вид на собор и купол Санта-Мария-дель-Фьоре, а также на город Флоренцию и его окрестности.

Понте Веккьо

Знаменитый мост Понте Веккьо (Старый мост), был построен в 1345 году по проекту архитектора Нери ди Фьораванти. Отличительным моментом моста являются дома, расположенные с обеих сторон. Над зданиями расположена надстройка, называемая Коридор Вазари, созданная специально для Козимо Медичи, чтобы герцог имел возможность спокойно проходить из палаццо Питти в палаццо Веккьо, так как на мосту располагались лавки мясников, от которых исходил неприятный запах. В центральной части коридора расположена смотровая площадка, специально созданная для визита Гитлера. Понте Веккьо был первым мостом Флоренции через реку Арно и является единственным сохранившимся средневековым мостом Флоренции (остальные мосты уничтожены в период Второй мировой войны). Понте Веккьо находится в самом узком месте реки Арно, недалеко от галереи Уффици.

Галерея Уффици

Галерея Уффици - один из самых известных и крупнейших музеев Флоренции и Европы. В музее представлена одна из крупнейших коллекций итальянского искусства эпохи Возрождения. Галерея Уффици - один из самых посещаемых музеев Италии, ежегодно его посещает около 1,5 миллиона человек. Музей расположен в здании дворца, построенного Джорджо Вазари в период с 1560 года по 1581 год. Размещение коллекции и превращение дворца в музей началось в 1575 году. Основную часть музейной экспозиции составила частная коллекция династии Медичи. В музее представлены работы таких выдающихся мастеров Возрождения как Джотто, Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Микеланджело, Джорджоне, Рафаэль, Тициан, Уччелло и фра Филиппо Липпи. В числе знаменитых экспонатов музея - картины "Весна" и "Рождение Венеры" Боттичелли, "Поклонение волхвов" и "Благовещение" Леонардо да Винчи, "Венера Урбинская" Тициана.

Помимо коллекции эпохи Возрождения, в музее представлена обширная экспозиция, посвященная античному, испанскому, немецкому, французскому и фламандскому искусству. Музей открыт для посещения с 8.15 до 18.50 со вторника по воскресенье. Выходные дни: понедельник, 1 января, 1 мая и 25 декабря.

Академия изящных искусств

Академия изящных искусств во Флоренции (Accademia di belle arti di Firenze) была основана в 1561 году. Академия изящных искусств известна своей коллекцией скульптур периода XIII-XVI веков. В числе экспонатов музея вы сможете увидеть оригинал одной из самых знаменитых статуй мира «Давида» и «Пленников» работы Микеланджело, а также «Похищение сабинянок» Джамболоньи. В музее представлена богатая коллекция флорентийской живописи XV-XVI веков. Отдельную музейную экспозицию составляет коллекция музыкальных инструментов семьи Медичи.

Сады Боболи и дворец Питти

Палаццо Питти крупнейший дворцовый комплекс, расположенный во Флоренции. Палаццо Питти первоначально служил резиденцией семьи Медичи, а впоследствии герцогам Лотарингским и королевской семье Италии. Длина дворцового фасада достигает 205 метров, высота 38 метров. Внутренний интерьер дворца отличается роскошью с обилием золотой лепнины, гобеленами, фресками и шелковыми обоями.

На сегодняшний день палаццо является крупнейшим музеем Флоренции. На территории дворцового комплекса размещены Галерея современного искусства, Палатинская галерея, Музей фарфора, Музей серебра, Музей карет, а также крупнейший итальянский музей истории моды - Галерея костюма.

В Палатинской галерее вы сможете увидеть крупнейшую в мире коллекцию картин Рафаэля, а также полотна Рубенса, Тинторетто, Караваджо, Тициана, Ван Дейка. Уникальной является роспись залов галереи, выполненная Пьетро да Кортона.

В Музее серебра расположена частная коллекция ваз, принадлежавшая Лоренцо Великолепному. Здесь вы сможете увидеть римские амфоры, персидские вазы эпохи Сасанидов, а также образцы ваз Венеции и Византии. Основную часть коллекции представляют ювелирные украшения работы мастеров Европы, включая миниатюрную версию площади Синьории из золота и драгоценных камней.

Сразу за зданием палаццо Питти на холмах расположен один из самых известных итальянских парков периода Возрождения - Сады Боболи. Сады Боболи были заложены в XVI веке по желанию супруги герцога Козимо Медичи, Элеоноры Толедской. Проект парк был разработан Никколо Триболо, Бартоломео Амманати и Джорджо Вазари. На территории парка расположены скульптуры работы Бернардо Буонталенти, который также создал проекты специального грота, разделяющего парк и палаццо. В парке расположены: амфитеатр, служивший местом проведения первых оперных представлений; посреди амфитеатра установлен древнеегипетский обелиск, вывезенный из Луксора; на главной парковой дорожке можно увидеть фонтан Нептуна.

Памятники Флоренции: Санта-Кроче

Базилика Санта-Кроче расположена в самом центре Флоренции и является крупнейшей церковью францисканцев в Италии во всем мире. Согласно легенде, Санта-Кроче была основана святым Франциском Ассизским. Строительство нынешнего здания началось в 1294 году и завершилось в 1442 году, когда базилика была освящена папой Евгением IV. Здание построено в готическом стиле.

Внутренние стены украшают многочисленные фрески и скульптуры работы Джотто, Донателло, Антонио Канова и многих других выдающихся итальянских мастеров. В базилики расположены гробницы выдающихся деятелей Италии - Данте Алигьери, Никколо Макиавелли, Галилео Галилея, Микеланджело Буонарроти, Гульельмо Маркони и Энрико Ферми. Всего на территории храма расположено около трехсот захоронений выдающихся итальянцев. Базилика Санта-Кроче открыта для посещения с понедельника по субботу с 9.30 до 17.30 и в воскресенье с 13.00 до 15.30.

Главные достопримечательности Флоренции: площади

Флоренция известна своими историческими площадями, которые сами по себе являются достопримечательностями и музеями под открытым небом. Наиболее известной площадью города является площадь Синьории, расположенная в центре города вблизи галереи Уффици. Площадь Пьяцца дель Дуомо небольшая по размерам и практически занята зданиями собора Санта-Мария-дель-Фьоре, Баптистерия и колокольни Джотто.

Площадь Республики является одной из крупнейших площадей города, на которой расположены роскошные отели и дорогие кафе, а также карусель для детей.

Пьяцца Санта-Кроче расположена недалеко от берега реки Арно и является одной из самых больших площадей во Флоренции. На площади регулярно проходят фестивали, концерты и митинги. Площадь находится в окружении средневековых построек, включая францисканскую базилику Санта-Кроче.

На площади Санто-Спирито расположены кафе, рестораны, а также флорентийский продовольственный рынок, который работает ежедневно с 8.00 до 14.00. По воскресеньям на площади Санто-Спирито проходит большой блошиный рынок антиквариата.

Площадь Микеланджело (Piazzale Michelangelo) расположена в районе Ольтрарне. Площадь расположена на возвышенности над Флоренцией и является лучшим местом для наблюдения за пейзажем города и его окрестностями. На площади расположена копия статуи "Давид" Микеланджело. Кроме этого, площадь является популярным туристическим центром, здесь вы сможете увидеть множество сувенирных лавок.

Шопинг во Флоренции

Флоренция известна одними из лучших магазинов в Европе. Во Флоренции вы сможете приобрести изделия из кожи, одежду, бумажные и ювелирные изделия, а также чудесные сувениры и ремесленные изделия местного производства. Флоренция имеет ряд открытых рынков для продажи продуктов питания, одежды и антиквариата. Наиболее известным является рынок, расположенный вокруг площади Сан-Лоренцо, где вы сможете найти изделия из кожи. Еще одним замечательным местом является Nuovo Mercato (Porcellino) на Via Porta Rossa. Лучшим местом для покупки продуктов во Флоренции является Mercato Centrale.