Собор Св. Петра в Риме: горькая правда

Собора очень долгая и непростая история - даже сложно назвать год его постройки, поскольку он многократно перестраивался, и каждый мастер имел свои преставления о том, как должна выглядеть эта католическая святыня. Первая базилика появилась здесь еще в 326 году в период правления императора Константина, сделавшего Рим христианским. Дело в том, что вблизи места, где расположен храм, когда-то находился цирк Нерона. В 67 году нашей эры на ней принял смерть на кресте апостол Петр, и над его могилой был возведен первый Собор Святого Петра.

Картина Караваджо «Распятие апостола Петра»

К 800 году церковь была обновлена для коронации императора Карла Великого, но уже в 846 году она пережила нападение сарацин и была разграблена. После этого ее восстановили, однако в середине 15-го века снова назрела необходимость капитальной реконструкции. Папа Римский Николай V начал перестройку здания и значительно расширил его. Кардинальные же изменения были внесены при Юлии II.

По поручению понтифика за проектирование нового храма взялся в 1506 году известный архитектор эпохи Возрождения Донато Браманте. Он планировал построить базилику в виде греческого креста с куполом в центре. Но закончить работу Браманте не успел - ему на смену пришел другой знаменитый мастер, Рафаэль Санти, предложивший схему собора в виде удлиненного латинского креста. После смерти Рафаэля в 1520 году архитекторы Бальдассаре Перуцци и Антонио де Сангалло отошли еще дальше от первоначального плана, вовсе отказавшись от идеи купола.

Рафаэль Санти. При дворе Папы получил должность «художника апостольского Престола»

Однако вслед за ними руководство строительством было поручено Микеланджело Буонарроти, который вернулся к изначальному замыслу собора в форме греческого креста. Правда, скульптору на тот момент исполнилось уже 72 года, и он воспринял эту задачу без восторга, утверждая, что не силен в архитектуре. И все же под руководством великого мастера строительство Собора Святого Петра значительно продвинулось: он возвел несущие конструкции, основное здание храма и каркас центрального купола.

После смерти Буонарроти в 1564 году работу продолжили архитектор Джакомо делла Порта. Однако и тогда еще храм не приобрел завершенный вид - это случилось лишь в начале 17-го века, когда Папа Римский Павел V решил пристроить к нему трехнефное здание. Таким образом, после долгих перестроек собор в честь святого апостола все же вернулся к форме латинского креста.

Несколько позже, в середине 17-го столетия, благодаря усилиям итальянского мастера Джованни Лоренцо Бернини появилась огромная площадь Святого Петра, которая составляет с храмом единый архитектурный ансамбль. Она выполнена в виде окружности с высоким обелиском в центре - по легенде его привез сюда сам император Калигула.

Интересный факт: за годы строительства собора скончалось несколько великих итальянских архитекторов и скульпторов, последовательно работавших над его проектом. Каждый из них занимался храмом вплоть до своей смерти.

Как добраться до Собора Святого Петра

Местонахождение главного католического храма известно всем - он расположен в центре Ватикана.

Точный адрес: Piazza San Pietro, 00120 Città del Vaticano, Папский Престол (Государство-город Ватикан)

Как добраться от ж/д вокзала Termini:

    Вариант 1

    Автобус: На вокзале необходимо сесть на автобус №40 и ехать до остановки Traspontina/Conciliazione. 21 минута в пути, 7 остановок.

    Пешком: 450 метров. Следуйте на юг по Via della Traspontina в сторону Via della Conciliazione, а затем поворачивайте направо на Via della Conciliazione. Продолжайте движение по Piazza Papa Pio XII. Далее двигайтесь по Largo degli Alicorni. Пункт назначения перед вами.

    Вариант 2

    Метро: Садитесь на станции метро Battistini и езжайте до станции Отавиано. 17 минут в пути, 6 остановок.

    Пешком: 850 метров. Следуйте на юг по Via Ottaviano в сторону Via degli Scipioni, а затем по Via di Porta Angelica. Via di Porta Angelica плавно поворачивает налево и переходит в Largo del Colonnato. Далее продолжайте движение по Piazza Papa Pio XII, а затем по Largo degli Alicorni. Пункт назначения перед вами.

Важно: путешествующим на автомобиле проще всего оставить машину подальше от исторического центра. и территория вблизи него входят в зону ZTL - это значит, что въезд открыт не всегда, а парковка будет платной. Впрочем, и другие парковки в Риме бывают бесплатными лишь на несколько часов либо ночью.

Собор Святого Петра на карте

Что посмотреть

Фасад

В настоящее время храм украшает роскошный фасад в стиле барокко - с колоннадой, изящным аттиком и двумя часами работы Джузеппе Валадье. Его создал в 17-м веке итальяно-швейцарский мастер Карло Мадерна, который постарался не нарушить традиции, заложенные Браманте.

По обе стороны от фасада, что в длину насчитывает 118 метров, установлены статуи святых Петра и Павла. Остальных же апостолов, а также Иоанна Крестителя, можно увидеть на самой вершине базилике, вдоль аттика. Здесь находится 13 скульптур во главе с центральной фигурой Иисуса Христа.

Внутрь собора ведут пять дверей:

  • Главный портал Филарета,
  • Святой портал,
  • Портал смерти,
  • Портал добра и зла,
  • Портал семи таинств.

Из них самым древним является центральный вход, остальные же были созданы в 20-м веке.

Интересный факт: Святой портал открывают лишь один раз в четверть века. Более того, со стороны храма на его месте находится глухая кирпичная стена, которую разбирают каждые 25 лет в преддверии Рождества. После того как через образовавшийся проем проходит Папа Римский, стену закладывают снова. Также редко открывается Портал смерти, он нужен лишь в день похорон понтифика.

Купол

Благодаря величественному куполу, что возвышается над землей на 138 метров, Собор Святого Петра считается самым высоким храмом в мире. Эту его часть неразрывно связывают с именем Буонарроти, ведь именно он начал над ней работу. Правда, завершить купол великому скульптору не удалось, отделкой занимались вначале Джакомо да Виньола, а после Джакомо делла Порта вместе с инженером и архитектором Доменико Фонтана. Однако все они следовали замыслу Микеланджело без существенных отступлений.

В целом строительство купола завершилось в 1590 году, а после на него водрузили крест с мощами святого Андрея Первозванного и небольшим кусочком святого креста, на котором был распят Иисус.

Интерьер

Богатое внутреннее убранство сделало Собор Святого Петра не только величайшей, но и одной из самых красивых базилик в мире. Скульптуры и фрески, иконы, тонкая золотая роспись - все это поражает воображение своей красотой и величием. Интересно, что в храме нет ни одной живописной картины, все изображения выполнены мозаикой.

Кратко об основных достопримечательностях интерьера:

  • Отметки размеров самых известных храмов мира на полу центрального нефа - они призваны подчеркнуть грандиозность собора. Здесь можно воочию увидеть, насколько это здание превосходит по величине другие прославленные базилики.

  • Фреска «Навичелла» на тему спасения Иисусом тонущего Петра - эту работу Джотто ди Бондоне можно увидеть сразу над центральным входом. Она была создана еще в начале 14-го века и стала образцом для представителей итальянской школы иконописи.

  • Статуя апостола Петра - она предположительно была создана Арнольфо ди Камбио в 13-м столетии. Считается, что ее можно попросить об исполнении желаний, прикоснувшись губами или рукой к ступне святого. Паломники утверждают, что если желание благое, оно обязательно сбудется. Изваяние находится справа в самом конце главного нефа, у последней арки.

  • Статуя Святого Лонгина 17-го века - ее создатель, скульптор Лоренцо Бернини, работал над этим 5-метровым изваянием почти полвека. Скульптура установлена в нише у одной из колонн, поддерживающих купол собора. В других же нишах установлены скульптуры святых Елены, Андрея и Вероники.

  • Балдахин над центральным алтарем - еще одна уникальная работа Бернини. Величественный, роскошный киворий высотой почти 30 метров держится на четырех столбах с фигурами ангелов.

  • Мраморная «Пьета» работы Микеланджело - эта скульптура Девы Марии с телом Христа была создана мастером еще в молодости, когда ему было всего 23 года. В Собор Святого Петра она попала в 18-м веке, а в 20-м столетии была заключена в стеклянный пуленепробиваемый ящик после нападения одного злоумышленника.

  • Деревянное распятие Каваллини - реликвия 13-го или начала 14-го века высотой более 2-х метров. Вырезанное из орехового дерева и покрытое несколькими слоями краски, оно изображает Иисуса Христа в миг смерти. Это самое древнее распятие Ватикана.

Интересно: знаменитая «Пьета» является единственной работой мастера, которую он подписал своим именем. Согласно легенде Микеланджело сделал это после того, как случайно услышал спор об авторстве скульптуры.

Ризница

Изначально ризница располагалась в южной части храма, и так было вплоть до 18-го века, когда она потребовала масштабной реконструкции. Среди присланных проектов лучшей посчитали идею Филиппа Астории, который предложил не восстанавливать старую ризницу, а построить новую в виде отдельного здания.

Однако от идеи до ее воплощения прошло более 60 лет. Строительство началось лишь в 1776 году под руководством архитектора Марчионни, который сделал все для того, чтобы пристройка казалась единым целым с архитектурой собора. В настоящее время в ризнице находится Музей Сокровищ, где собрана коллекция ценностей католической церкви. Для туристов сюда регулярно проводятся экскурсии.

Один из выставочных залов Музея Сокровищ. На итальянском он называется «Museo del Tesoro della Basilica di San Pietro Vatican»

Гробница Святого Петра

Это место - одно из самых необычных во всем Ватикане. Дело в том, что еще во времена постройки первого Собора Святого Петра было известно, что базилика располагается на могиле апостола, однако саму гробницу никто не видел. Она находилась глубоко в подземелье под алтарем, где рискованно проводить раскопки, чтобы не нарушить всю конструкцию храма.

Однако после того как Пий XI, умерший в 1939 году, завещал похоронить себя вблизи могилы святого, раскопки в этом месте все же начались. И в результате археологи обнаружили не только пол самого первого собора, но и находящийся под ним некрополь с языческими и христианскими захоронениями. Папа Пий XII принял решение продолжать работы, чтобы найти гробницу апостола. И она была найдена, однако… оказалась пустой. Значит ли это, что мощи святого безвозвратно утеряны? На этот вопрос нет ответа, ведь в глубокой нише одной из стен, окружающих гробницу, были обнаружены древние человеческие кости. Но принадлежат ли они святому апостолу - так и осталось загадкой.

Как попасть в это удивительное место? Непросто, но возможно. Сюда проводятся экскурсии, однако бронировать их нужно не менее чем за месяц. И, по отзывам, эти туры стоят того, чтобы постараться на них попасть.

График работы и стоимость билета

Собор Святого Петра

Часы работы:

  • С 1 апреля по 30 сентября - с 07:00 до 19:00.

Стоимость входа: бесплатно.

Туристам предлагается аудиогид с лекциями на нескольких языках (русского нет, но есть английский).

По предварительной договоренности возможны групповые экскурсии, и этот тип посещения, конечно же, платный. В базилику можно пройти без очереди - нужно лишь заполнить форму бронирования на .

Смотровая площадка на куполе

Время работы:

  • С 1 апреля по 30 сентября - с 08:00 до 18:00.

Стоимость билета:

  • 10 € (~695 руб. ) при поднятии на купол лифтом (320 шагов пешком);
  • 8 € (~556 руб. ) при подъеме пешком от начала до конца (551 шаг);
  • 5 € (~348 руб. ) для детей школьного возраста.

К сожалению, купить билеты онлайн нельзя - только на месте.

Гробница святого апостола

Часы открытия:

  • По субботам - с 09:00 до 17:00.

По воскресеньям туры не проводятся.

Экскурсии к могиле святого проводятся по расписанию, их следует бронировать заранее, отправив письменный запрос на почту [email protected] . на английском или итальянском языке. Цена билета - 13 € (~904 руб. ) .

Важно: для посещения храма есть свой дресс-код - длинные брюки и юбки, закрытые плечи, головные уборы для женщин, комфортная обувь без каблука.

  • Площадь собора составляет 23 000 квадратных метров, а его высота вместе с куполом - около 138 метров. Традиционно в Риме не строятся здания выше этой святыни.
  • Последней работой Микеланджело, найденной не так давно в архивах Ватикана, был набросок одной из колонн для поддержки купола Собора Святого Петра.
  • Характерная особенность главного храма в Ватикане заключается в том, что он обращен в западную сторону, в то время как большинство христианских церквей обращено на восток.
  • Долгое время бытовало поверье, что в шаре на верхушке центрального обелиска площади Святого Петра хранятся мощи Юлия Цезаря. Однако на самом деле шар пуст.
  • На площади перед храмом есть две точки, из которых все колонны, расположенные в четыре ряда, скрываются друг за другом.
  • Заглянув в замочную скважину двери Виллы Мальтийского ордена на , можно увидеть 3 государства: резиденцию самого ордена, Ватикан и непосредственно .
Виртуальная экскурсия по Собору Святого Петра в Ватикане
Собор Святого Петра в Ватикане на видео

Собор Святого Петра - один из самых ценных объектов из списка ЮНЕСКО, его стоит увидеть даже тем, кто мало интересуется религией. Это место загадок и тайн возрастом в 2000 лет, где можно рукой прикоснуться к далекому прошлому. Простое описание, конечно, не способно передать его удивительной атмосферы, и того впечатления, которое он производит на паломников и туристов. Однозначно, этот символ Рима должен быть первым в любой экскурсионной программе. Тем более что местоположение храма позволяет вместе с ним посетить Музей Ватикана

Гробница святого апостола:
Цена билета - 13 € (~904 руб. )

Время работы

Собор Святого Петра:
С 1 октября по 31 марта - с 07:00 до 18:30;
С 1 апреля по 30 сентября - с 07:00 до 19:00

Смотровая площадка на куполе:
С 1 октября по 31 марта - с 08:00 до 17:30;
С 1 апреля по 30 сентября - с 08:00 до 18:00

Гробница святого апостола:
С понедельника по пятницу - с 09:00 до 18:00;
По субботам - с 09:00 до 17:00

Что-то не так?

Сообщить о неточности

Собор св. Петра, в том виде, в котором мы его сейчас знаем – это результат перестроек, осуществлявшихся на протяжении долгих веков. Теперь это самый большой собор в мире. Собор стоит на месте, где по преданию был погребен апостол Петр. О месте захоронения упоминается около 200 года в письме одного римского христианского священника, Гайя.

Это письмо цитирует Евсевий Памфил в своей «Церковной истории»: «Я могу показать тебе победный трофей апостолов. Если ты пойдешь в Ватикан или по Остийской дороге, ты найдешь трофей тех, кто основал эту Церковь» (2. 25. 7; имеются в виду захоронения апостолов Петра и Павла; это именуется «Трофей Гайя»). Во второй половине II столетия над этим местом был установлен небольшой памятник, который и является центром собора.

Последующие столетия вносили свои реконструкции во все архитектурное обустройство пространства вокруг этого памятника. Когда во времена императора Константина на этом месте было решено возвести церковь, засыпали древний некрополь под памятником Петра (320 г.). Вскоре была построена базилика, которую освятил папа Сильвестр I, как считается, в 326 году.

Мы опустим рассказ о более чем тысячелетней истории перестройки церкви и перенесемся в эпоху Микеланджело, когда на этом месте был воздвигнут Собор св. Петра.


Кликабельно 1920 рх , взял себе на обои …

Нужно заметить, что вся истории строительства собора св. Петра — это история борьбы двух архитектурных концепций — собора в виде греческого креста и храма в виде латинского креста Греческий крест – равносторонний крест, символ Христианской Церкви. Латинский крест – в христианстве символ Христа, его страстей и искупления. В латинском кресте продольная перекладина длиннее поперечной. Пересечение двух перекладин обычно таково, что верхний конец продольной перекладины равен по длине каждому из концов, образуемых горизонтальной перекладиной, а нижний конец продольной перекладины значительно длиннее.]. Причем, как свидетельствует история, значимые проекты строительства собора, которое велось, к слову сказать, 160 лет, в том, что касается лежащей в его основе фигуры креста – греческого или латинского, — чередовались в шахматном порядке.

И конечно, такие «качания» в самом что ни на есть принципиальном вопросе дизайна, как мы теперь сказали бы, не могли не тормозить общее строительство. Даже беглый взгляд на эти планы дает представление о том, что решение этого ключевого вопроса являлось первостепенным для всех остальных проблем, связанных с трактовкой и декором пространства. Для ясности представления о периодичности смен архитектурных решений мы помещаем в левой части полосы архитектурные планы, в основе которых греческий крест, и с правой — с латинский.

Когда в начале XVI столетия папа Юлий II (понтификат: 1503 — 1513) на месте старой базилики решил построить новый огромный собор, он пригласил для этой работы в качестве архитектора Браманте. Браманте начал с того, что сломал половину старой базилики (теперь мы можем судить о ней по сохранившейся фреске школы Рафаэля).

Официальная дата закладки Собора — 18 апреля 1506 года. Браманте «приступил к работе, — пишет Вазари в биографии архитектора, — с мечтой о том, чтобы новый собор по красоте, искусству, выдумке и стройности, а также по огромности, богатству и окрашенности превзошел все сооружения, воздвигнутые в этом городе могуществом государства, а также искусством и талантом стольких доблестных мастеров. С обычной быстротой он заложил фундамент и до смерти папы и своей собственной равномерно довел строительство до высоты карниза под арками всех четырех столбов и вывел самые арки с величайшей быстротой и искусством.

Вывел он также и свод главной капеллы с нишей и в то же время начал строить и капеллу, именуемую капеллой французского короля». Сорок лет спустя Микеланджело в одном из писем воздаст должное проекту Браманте (хотя к самому архитектору он питал сложные чувства): «Нельзя отрицать, что Браманте был силен в архитектуре, как никто другой со времен древних и до наших дней. Он оставил первый план Санто Пьетро, не запутанный и простой светлый и со всех сторон обособленный, так что он ничему во дворце не мешал. И почитался он вещью прекрасной, как это и сейчас всем очевидно. Поэтому всякий, кто отклонился от названного решения Браманте, как это сделал Сангалло, отклонился от истины». (На этом сейчас прервем цитирование и возвратимся к нему ниже, когда речь пойдет о проекте Сангалло).

Браманте руководил строительством Собора с 1506 до своей смерти в 1514 году. Перечисленное Вазари, хотя и кажется весьма значительным, но пропорционально собору в целом, каков он теперь, это количественно не так много. После смерти Браманте его детище подверглось множеству перестроек. В 1514 году руководителем строительства Собора был назначен — уже папой Львом X (понтификат: 1513 — 1521) — Рафаэль. С июля 1515 он становится главным архитектором собора.

В этой должности он оставался пять лет, до своей смерти (1520). Несмотря на то, что Рафаэль многим был обязан Браманте и высоко ценил художественную завершенность его проекта, под натиском духовенства, желавшего видеть собор с длинным центральным нефом (форма латинского креста представлялась не столько более предпочтительной с художественной точки зрения, сколько более символически значимой с теологической), ему пришлось существенно изменить проект Браманте. Рафаэлевский план, однако, остался только на бумаге.

После смерти Рафаэля работами руководил сиенский художник и архитектор Балдассаре Перуцци. Он приехал в Рим в 1503 и в то время находился в окружении Браманте. Примечательно, что почти все сохранившиеся рисунки с ранними проектами Собора принадлежат именно Перуцци, но представляют архитектурные идеи Браманте. Став во главе работ по строительству Собора, он вернулся к разработке плана по типу греческого креста.

При папе Павле III (понтификат: 1534 1549) руководителем работ строительству был назначен Антонио да Сангалло Младший. Сохранился его деревянный макет Собора (736см x 602см, и 468см в высоту; он был отреставрирован в 1994 году, но не выставлялся для широкой публики). Как и предыдущие архитекторы, Сангалло занимал этот пост до своей смерти (1546).

Здесь уместно продолжить цитирование письма Микеланджело с того места, где мы остановились: Сангалло «благодаря тому закруглению, которое делает снаружи, прежде всего, лишает план Браманте всех источников света. И не только это. Он и сам по себе не предусматривает никакого источника света.

У него между верхом и низом столько темных закоулков представляющих великие удобства для бесконечного количества бесчинств, как то: для укрывательства людей, преследуемых законом, для производства фальшивых монет, для оплодотворения монахинь и других бесчинств – что по вечерам, когда церковь нужно запирать, потребовалось бы двадцать пять человек для разыскивания спрятавшихся в ней злоумышленников, да и найти их можно было бы с трудом».

В 1546 Антонио да Сангалло Младший умер. Теперь всеми работами стал руководить Микеланджело. Он всячески отказывался от этого, говоря, что архитектура не его дело (вспомните, он и живопись считал не своим делом и неохотно поначалу согласился взяться за роспись потолка Сикстинской капеллы). Вазари посвящает этой истории яркий рассказ в биографии Микеланджело. В тот год Микеланджело было 72 года. Он возглавлял работами до самой своей смерти в 1564, то есть 18 лет. Микеланджело вновь возвращается к фигуре греческого креста.

Но на Микеланджело колебания в выборе основного пана Собора не закончились. Нужно было дождаться прихода Карло Мадерно, чтобы собор св. Петра приобрел свой окончательный архитектурный облик. В 1605 папа Павел V приказал разобрать все, что оставалось от древней базилики, снести недостроенный фасад и удлинить неф. Таким образом, в основе пана собора опять оказался латинский крест.

Теперешний фасад о и портик Собора — творение Карло Мадерно. 18 ноября 1626 года папа Урбан VIII освятил собор.

Но вернемся к Микеланджело. Именно он спроектировал тот купол, который, в конце концов, увенчал Собор. Задуман купол был еще Браманте. Но к моменту его смерти закончены были только пилястры и соединяющие их арки.

Все восемнадцать лет работы Микеланджело были отданы строительству купола. В качестве модели Микеланджело остановился на куполе Флорентийского собора, сооруженном Брунеллески. При этом он укрепил колонны, считая, что они были слабы. По свидетельству Вазари, «он их частично расширил, пристроив сбоку две витые или винтовые лестницы с пологими ступеньками, по которым вьючные животные доставляли материалы до самого верха, а также и люди могут подниматься по ним верхом на лошади до верхнего уровня». Это интересная деталь, хотя бы до некоторой степени проясняющая вопросы инженерного решения постройки этого уникального по своим масштабам здания.

Хотя Микеланджело и спроектировал купол, но увидеть собор завершенным ему не суждено было. Он успел возвести лишь барабан для купола. Круглый свод был закончен лишь в 1590. В венчающем купол так называемом глазе помещена надпись, прославляющая папу Сикста V, в последний год понтификата которого было завершено строительство собора св. Петра. Высота купола до верхушки креста 136,57 м, его внутренний диаметр – 42,56 м.

Можно подвести итог: удлинение нефа, вызывавшее множество обсуждений и споров, нарушило гармонию первоначального проекта Браманте. Однако церковь в виде латинского креста больше соответствовала римской традиции.

Когда-то на том месте, где теперь стоит собор св. Петра, располагались сады цирка Нерона (от него, кстати, остался обелиск из Гелиополя, который до сего дня стоит на площади Св. Петра). Первая базилика была построена в 324 г., в правление первого христианского императора Константина. Алтарь собора был размещен над могилой, со второго века считаемой захоронением св. Петра, принявшего в 66 г. мученическую кончину в цирке Нерона. Во втором соборе в 800 г. папа Лев III короновал Карла Великим Императором Запада. В XV в. базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае V её начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния католицизма.

Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело.

Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивали уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны.

Но на этом история не закончилась. В начале XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь креста - пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрытыми фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с делла Кончильяционе.

Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающихся виа к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656-1667 гг. площадь перед собором - одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики.

Святые ворота. Высота фасада, построенного архитектором Мадерна, 45 м, ширина - 115 м Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор. Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. «Навичелла».

Рельефы крайнего левого портала - «Врат смерти» - созданы в 1949-1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Очень выразителен образ папы Иоанна XXIII.

Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления - здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.

Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным, собором св. Петра.

В конце центрального нефа, у последнего столба справа, находится статуя св. Петра XIII в., приписываемая Арнольфо ди Камбио. Статуе приписываются чудодейственные свойства, и многочисленные паломники благоговейно прикладываются губами к бронзовой ноге.

Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Лонгина работы Бернини. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини - огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини.

Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа. Справа от кафедры - надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева - надгробие Павла III (XVI в.) работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.

Правый неф. В первой капелле справа находится шедевр Микеланджело - мраморная «Пьета». Она была создана им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 23 лет. После того как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом. Рядом располагается небольшая капелла Распятия (или Реликвии), в которой хранится великолепное деревянное распятие конца XIII - начала XIV в., приписываемое Пьетро Каваллини. Чуть дальше находится надгробие маркграфини Матильды Каносской работы Бернини с учениками; это была первая женщина, удостоившаяся чести быть погребённой в этом соборе. (В 1077 г. в Каноссе, замке маркграфини Матильды, император Священной Римской империи Генрих IV, который был отлучён от церкви и низложен, униженно вымаливал прощение у папы Григория VII.) Решётка капеллы св. Причастия выполнена по рисунку Борромини. Рядом с капеллой - надгробие Григория XIII; барельеф напоминает об осуществленной папой реформе - введении нового календаря (григорианского). Чуть дальше находится выполненное в стиле классицизма скульптором Кановой (1792 г.) надгробие Климента XIII.

Надгробие Александра VII работы Бернини. Огромный интерес представляет созданное в 1490-х гг. скульптором Антонио Поллайоло надгробие Иннокентия VIII, это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике. Недалеко от входа вы видите ещё одно создание скульптора Кановы - надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт.

Интересные факты

В 2007 году в архивах Ватикана была найдена последняя работа Микеланджело Буонарроти выполненная незадолго до его смерти. Это зарисовка, на которой красным мелом изображена деталь одной из радиальных колонн, составляющих барабан купола собора Святого Петра в Риме.

Алтарь собора св. Петра обращён на запад, а не на восток, как большинство[источник?] христианских храмов.

Крупнейшая в мире христианская церковь - базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ в Ямусукро - возведена по образцу Собора Святого Петра.

При Соборе Святого Петра работала собственная мозаичная мастерская. В 1803 году папой Пием VII художник Винченцо Камуччини был назначен директором этой мозаичной мастерской.

В фильме 2012 показано, как во время католической молитвы о конце света, читаемой Папой Римским, Собор рушится на части и хоронит под своими обломками сотни тысяч человек, в том числе итальянского премьер-министра с его семьёй.

Джованни Паоло Панини → Собор св Петра в Риме. 1731

можно посмотреть много удивительных картин этого художника.

Площадь Святого Петра в Риме (Рим, Италия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Площадь Святого Петра в Ватикане (Пьяцца-Сан-Пьетро) раскинулась в виде двух полукружий перед одной из главных католических святынь - собором Святого Петра . Она была сооружена в середине 17 века по проекту Джованни Бернини - великого итальянского архитектора и скульптора.

Именно на Пьяцца-Сан-Пьетро собираются тысячи католиков со всего мира для того, чтобы вживую услышать выступление Папы Римского. Это также излюбленное место тех туристов, которые трепетно относятся к истории и культуре.

Увидеть Папу своими глазами (и даже услышать своими ушами) можно каждую среду в 11 утра: именно в этот время он традиционно читает проповедь своей пастве. Все действо транслируется на два больших экрана, так что не бойтесь что-то пропустить.

Площадь обрамляется полукруглыми колоннадами тосканского ордена. В самом «сердце» площади установлен египетский обелиск, который был доставлен в Рим из африканской страны скандально и печально известным Калигулой (к слову, император придерживался древнеримской религии и верил в существование различных божеств). Обелиск одновременно выполняет роль гномона - древнейшего астрономического инструмента.

Площадь Святого Петра

Между прочим, обелиск на площади Святого Петра является единственным, который простоял до эпохи Возрождения в неизменном виде, так как римляне считали, что на его вершине хранится прах Гая Юлия Цезаря.

Примечателен тот факт, что площадь Святого Петра от Рима отделяет тонкая белая линия, начертанная прямо по брусчатке. Как правило, никто не обращает на нее внимание, а зря: это самая что ни на есть государственная граница.

Площадь Святого Петра в Риме раскинулась перед одним из самых грандиозных храмов мира – базиликой Св. Петра. До реконструкций, проведенных при Муссолини, площадь Святого Петра буквально ошеломляла всех, кто посещал ее. Римляне, выходившие с узких улочек, где до последнего момента не было видно купола собора, вдруг попадали на огромное открытое пространство, окруженное с двух сторон колоннами, а с третьей – величественным соборным фасадом.

Площадь Святого Петра построена в форме овала, размеры которого составляют 340 метров в длину и до 240 метров в ширину. Образовавшаяся полусфера является символом веры, которая принимает любого человека, решившего посетить храм Святого Петра. К базилике ведет широкая лестница, с двух сторон площадь обрамлена колоннадой.

Ватикан - колоннада Бернини

Колоннада на площади Святого Петра была построена по проекту архитектора Джованни Бернини в 1656-1667 годах. Она состоит из 284 дорических колонн, распределенных в четыре ряда, над которыми установлены 162 восьмиметровых скульптуры католических святых.

Есть интересная особенность у колоннады. В центре площади между фонтанами и обелиском есть две точки, отмеченные белым мрамором. Если встать на одну из них, то четыре колонны из разных рядов сольются и будут видны только первые колонны и Вам покажется, что колоннада состоит из одного ряда колонн. А стоит сделать шаг в сторону, то за первой будут видны все остальные колонны.

Колоннада Бернини была несколько раз воспроизведена в других странах, так одно из похожих сооружений мы можем видеть на Невском проспекте в Санкт-Петербурге – это колоннада Казанского собора, построенная в начале XIX века русским архитектором Андреем Воронихиным.

Обелиск на площади Святого Петра

Обелиск в центре площади датируется I веком до нашей эры, его привезли из Египта, из окрестностей современного Каира – Гелиополя для цирка Нерона, где он оставался долгое время. По легенде в шаре, венчающем монумент, хранился прах Юлия Цезаря.

10 сентября 1586 года по приказу папы Сикста V обелиск перетащили на площадь с помощью сложного приспособления, построенного инженером Домеником Фонтаном. Эти трудные маневры машина выполняла с участием 140 лошадей. Доменико Фонтан предупредил, что любой звук может обрушить конструкцию и поэтому за любое произнесенное во время работы слово полагалась казнь.

В самый ответственный момент веревки стали слабеть и огромная махина должна была завалиться набок. Но в это время генуйский моряк выкрикнул: «Воду на канаты!». Это был капитан корабля по имени Доменико Бреска и он отлично знал, что когда канаты намокают, они стягиваются.

Обелиск высотой 25,5 метров был спасен и успешно установлен, а капитана Бреска вызвали к Папе. Согласно легенде, тот похвалил капитана и спросил, чем он мог бы отблагодарить его. Просьба капитана была скромна – он попросил разрешения привозить в Ватикан ветви пальм в Пальмовое воскресенье, предшествующее Пасхе.

Высота обелиска вместе с постаментом и крестом на вершине составляет 41 метр.

Однако, прах Юлия Цезаря во время этих работ так и не был обнаружен. Шар был помещен в Ватиканские музеи, а на обелиске установили крест.

Рядом с обелиском находятся два фонтана XVII века работы Мадерна и Бернини.

Площадь Святого Петра в настоящее время

По воскресеньям и в праздничные дни здесь собираются все, кто хочет услышать проповедь папы. Площадь заставляется стульями и пришедшие слушают речь главы католической церкви на 20 языках. Ровно в полдень Папа произносит свою речь с балкончика над главным входом в базилику или из окон своего кабинета, которые расположены с левого края на последнем этаже здания, находящегося за колоннадой справа.

Есть еще одна возможность увидеть папу. В среду в 10 часов утра он проводит всеобщую аудиенцию. Правда, если не занять место заранее, то ничего, кроме спин и фотокамер, Вы не увидите.

В остальное время Площадь Святого Петра полна туристами, пришедшими в музей. При этом нельзя забывать, что никакие фривольности в одежде здесь не допускаются. Если же Вы одеты не соответствующе, лучше сразу по пути купить в сувенирном киоске футболку с рукавами или какую-нибудь накидку-платок.

Собор Святого Петра – это главная церковь для более миллиарда католиков. Только представьте, больше чем 1 000 000 000 человек по всему миру считают это место святым и хотят попасть сюда. Для сравнения, православие насчитывает около 225 миллионов человек.

Поэтому, если вы собираетесь в Рим, то посетить Ватикан с этим собором почти необходимость, даже если вы не католик – эта достопримечательность мирового масштаба. А чтобы посещение было более интересным, ниже я расскажу интересные факты о храме и его историю создания.

Ватикан хранит в себе огромное количество тайн и секретов, и если вы планируете поездку в Рим, рекомендую посетить музеи Ватикана и Собор Святого Петра с нашим гидом.

История строительства церкви

До того как был построен собор, на этом месте расположились сады. Неподалеку был цирк императора Нерона. Цирк был одним из любимых мест горожан, там часто отдыхали и веселились. Однако параллельно правительством совершались гонения на первых христиан: истязали, ссекли кнутами и даже бросали львам на .

И вот однажды в 67 году нашей эры власти схватили одного из учеников Христа – Апостола Петра. Необходимо уточнить, что святой Петр прибыл в Рим в 43 году для того, чтобы объединить и поддержать римских христиан, Апостол Петр 24 года руководил Римской церковью.

И вот, в злосчастный 67 год святой был схвачен и приведён на судилище. Конечно судьи, поклонявшимся множеству божеств, вынесли смертный приговор апостолу, посчитав его веру неверной и чужой. После приговора святого Петра привели в цирк Нерона.

За какой-то год увеселительное место успели превратить в место казни, на этом месте уже замучали до смерти несколько сот христиан, теперь был черед Петра.

Но апостол не смутился перед смертью, и вместо обычной казни он пожелал мученическую смерть, как у Христа, на кресте. Похоронен святой был неподалеку, а близкие друзья Петра позже установили памятник на его могиле. Захоронение Петра стало первым культовым местом христиан – сюда приходили на исповедь или просто за советом.

Фото: Крупный план главного фасада

Строительство собора

После признания христианства, в 322 году император Константин велел построить базилику на месте распятия святого Петра, фактически она служила мавзолеем святого Петра.

В 1506 году папа Юлий II решил перестроить небольшую базилику в более престижный собор, который в действительности бы исполнял роль главной святыни христиан.

Разработку проекта поручили Донато Браманте, который и стал первым архитектором собора святого Петра в Ватикане. Позже к созданию церкви приложили усилие не один именитый мастер: Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло, Микеланджело Буонаротти и Джакомо делла Порта – непосредственно участвовали в возведении этого белоснежного чуда.

Чертёж от Антонио да Сангалло

Кстати говоря, Микеланджело долго отказывался от работы над собором, подкрепляя свои слова тем, что он не архитектор, хотя также Буонаротти не брался за роспись всем известной . Уже в последствие именно при Микеланджело Буонаротти работа продвинулась больше, чем за время всех предыдущих мастеров вместе взятых: практически с нуля были возведены стены, крыша и начата работа над огромным куполом.

Но каждый из предшествующих великих мастеров вносил свои идеи, которые отразились на конечном варианте чертежей Буаноротти, наиболее сильные изменения происходили в форме : изначальная идея была построить собор в виде греческого креста (с равными сторонами), затем латинского (с вытянутой нижней частью), затем опять греческого, но остановились всё-таки на латинском варианте.

Интерьер собора святого Петра создавал величайший зодчий Италии – Лоренцо Бернини.

Окончание строительства было ознаменовано освящением собора Урбаном VIII 18 ноября 1626 года. Тогда же был официально открыт собор и начались службы.

Архитектура собора

Размеры храма

Собор святого Петра поражает своим масштабом: высота – 136 метров, а ширина – 211. Долгое время имела статус самого огромного христианского собора в мире , однако статус был «отобран» 1990 году базиликой в городе Ямусукро, Кот-д’Ивуар, но по вместимости он все равно находится на первом месте среди всех церквей.


Вид на собор и

Гордость собора – алтарь к гробнице Апостола Петра (у алтаря есть отверстие, так что каждый может взглянуть внутрь), но Петр не единственный кто тут погребен: на территории собора похоронены многие люди, причисленные к лику святых.

Перед входом в храм стоят статуи Святых Павла и Петра. В руке у Петра ключи от “царства небесного”, которые вручил ему сам Господь.


Купол базилики

Шедевром архитектурного искусства является купол. Высота – 119 метров, а диаметр имеет 42 метра. Опирается купол на четыре огромных столба.

Внутри собора под куполом расположился шедевр Бернини – балдахин, высотой в 29 метров, на четырех витых колонах. Балдахин – это декоративный навес на столбах. Над каждой из четырех колон возвышаются статуи ангелов. Бронзу для балдахина взяли из , демонтировав бронзовые конструкции, поддерживающие портик.


Балдахин – шедевр Бернини

Входы в собор

Храм имеет 5 дверей. Одна из дверей имеет очень интересное назначение. Эти врата – последние с правого бока, и называются они – Святые. Открывается эти врата только в особый “Святой” год. Все остальное время дверь замурована. Разбивается замурованная дверь перед Рождеством через каждые 25 лет. После тройного коленопреклонения и 3 ударов молоточка, врата открываются, и папа с крестом заходит в храм. После окончания Святого года врата бетонируются на 25 лет.

Полезная информация

Дресс-код

При входе в храм существует некий дресс-код: ноги и руки необходимо прикрыть, у женщин должна быть покрыта голова, а мужчина обязан снять головной убор.

Подняться на купол

  1. Во-первых, подъем делиться на 2 этапа: сначала по удобным и широким лестницам, и потом по узким и неудобным (для людей с широкими плечами или имеющие избыточный вес) лесенкам.
  2. Во-вторых, услуга платная – 7€ на лифте и 5€ пешком по ступенькам, причем лифт работает только на 1 этапе (остальные 320 ступенек необходимо подыматься пешком). Чтобы не простаивать в огромных очередях, лучше прийти к самому открытию (кассы начинают работать в 8:00), а ещё лучше за 5-10 минут.
  3. В-третьих, если вы всё таки решитесь, вы будете награждены незабываемыми видами с самой высокой точки Рима.

Часы работы

Время и часы работы собора Петра: открыт с 9.00 до 19.00 с апреля по сентябрь и до 18.00 с октября по март. В среду утром закрыт на папские приемы.

Как добраться

Добраться до собора Святого Петра в Ваиткане: на – станция Ottaviano, далее пешком; на автобусе – 23, 34, 40 и 271

Карта

Отели в Ватикане

Ватикан это достаточно отдаленный район Рима, но если вы хотите быть подальше от городской суеты это будет отличным вариантом.