Сообщение о острове пасхи кратко. Статуи острова Пасхи – одна из самых больших тайн на Земле! Ошибочно обвиненные моаи

Сегодня мы совершим путешествие на знаменитый Остров Пасхи, который славится своими каменными изваяниями Моаи. Остров окутан множеством тайн и загадок, которые вряд ли когда-либо удастся разгадать. Мы попытаемся рассмотреть самые распространенные теории происхождения каменных статуй, созданных древней цивилизацией Рапа Нуи

Это один из наиболее изолированных островов в мире, с тех пор как 1200 лет назад сюда приплыли древние мореплаватели на каноэ, и облюбовали эти берега. На протяжении столетий в изоляции острова развилось уникальное сообщество, по неизвестным причинам начавшее вырезать гигантские статуи из вулканической породы. Эти статуи известные, как Моаи – одни из самых удивительных древних реликвий, когда либо найденных. Люди острова называли себя Рапа Нуи, но откуда они пришли и куда исчезли – неизвестно. Наука выдвигает множество теорий о загадке острова Пасхи, но все эти теории противоречат друг другу, истина как всегда неизвестна

Современные археологи считают, что первые и единственные люди острова – отдельная группа жителей Полинезии, которые однажды попав сюда, затем не имели никаких контактов с родиной. До рокового дня в 1722, когда, на Первый день пасхи голландец Якоб Роггевен стал первым европейцем, который обнаружил остров. То что засвидетельствовала его команд и вызвало жаркие споры относительно происхождения Рапа Нуи. Исследователи сообщили о смешанном населении острова, здесь были и темнокожие, и люди со светлой кожей. У некоторых даже были рыжие волосы и загорелые лица. Это не совсем увязывается с полинезийской версией происхождения местного населения, несмотря на давние свидетельства, подтверждающие миграцию с другого острова в Тихом океане. Поэтому археологи все еще обсуждают теорию известного археолога и исследователя Тура Хейердала

В своих заметках Хейердал говорит об островитянах, которые делились на несколько классов. Светлокожие островитяне носили большие диски в мочках уха. Их тела были сильно татуированы, и они поклонялись гигантским статуям, совершая церемонии перед ними. Как светлокожие люди могли жить среди полинезийцев на таком отдаленном острове? Исследователь считает, что остров Пасхи был населен в несколько этапов двумя различными культурами. Одна культура была из Полинезии, другая из Южной Америки, возможно из Перу, где также были найдены мумии людей с рыжими волосами

Хейердал также указывает на общие черты статуй Моаи с похожими памятниками в Боливии. Согласно его теории тысячи лет назад люди уже освоили океан, и плавали на больших каноэ на огромные расстояния.Сам Хейердал проделал путешествие от берегов Перу к острову Пасхи на самодельном плоту в 1947 году, доказав что такое перемещение возможно

Современные археологи категорически не согласны с Хейердалом. Они указывают на долгую историю обитания полинезийцев в Южнотихоокеанском регионе. К тому же, согласно лингвистическим исследованиям, наиболее вероятное происхождение местного населения – острова Маркизы или Питкэрн. Исследователи обращаются к легендам Острова Пасхи, которые говорят о происхождении с запада. К тому же, ботанические и антропометрические исследования подтверждают, что остров был колонизирован только однажды - с запада

Существует третья теория, совсем молодая. Приблизительно в 1536 испанское судно Сан Лесмемс исчезло близ берегов Таити. Легенды говорят о басках, оставшихся в живых и вступивших в брак с полинезийскими женщинами. Что интересно, генетическое тестирование показало присутствие баскских генов в крови Рапа Нуи

Но есть третья история происхождения, у которой как далеко принесено, поскольку это кажется, есть научное доказательство позади этого. Приблизительно в 1536 испанское судно, Сан Лесмемс был потерян около Острова Таити. Легенды говорят о баскских оставшихся в живых, вступающих в брак с Жителями Полинезии. Или они или их потомки отправляются из Острова Таити, чтобы попробовать и возвратиться домой в 1600-ых и никогда не замечались снова. Интересно, генетическое тестирование чистой крови Rapa Nui показало присутствие баскских генов

Возможно, остров Пасхи был заселен потерявшейся командой Испанских и Полинезийских моряков?


Конечно, со временем наука даст нам ответ, кем были Рапа Нуи. Они построили высоко организованное общество на маленьком острове, и за недолгое время своего существования создали загадку, которая озадачила весь мир и не решена до сих пор

Вид на океан

Остров Пасхи обладает уникальным ландшафтом с вулканическими кратерами, формациями из лавы, сияющей голубой водой, пляжами, невысокими холмами, скотоводческими фермами и множеством археологических раскопок, причем большая их часть посвящена изучению фигур-моаи. Они достигают высоты 10 м. Одна из фигур, на пляже Анакена, была установлена почти в первоначальном положение, а рядом помещена мемориальная доска в память приезда Тура Хейердала в 1955 году.

Остальные фигуры разбросаны по острову. Каждая из них имеет свое название. Поике – статуя с раскрытым ртом, которую очень любят местные жители. Аху Тахаи – еще одна примечательная статуя, с красивой формой глаз и камнем-прической на макушке. Отсюда можно добраться до двух из множества пещер острова – одна из них, кажется, была центром религиозных церемоний.


История острова Пасхи


Моряки, когда они впервые увидели остров, были поражены этими колоссальными каменными изваяниями, выстроившимися вдоль берега острова. Что это были за люди, способные установить многотонных каменных гигантов? Почему они поселились в столь уединенном месте? Откуда доставлен камень, из которого сделаны скульптуры?

Первыми поселенцами на острове стали полинезийцы в V в. Их культура сохранилась до наших дней в виде гигантских каменных фигур (моаи) . Носителей этой культуры также называли «длинноухими», потому что у них было принято растягивать ушные мочки до плеч. В XIV в. под водительством Хоту-Мату"а на острове высадились «короткоухие», приверженцы культуры «человекоптиц». К концу XVII в. им удалось уничтожить «длинноухих» аборигенов, и их культура была утрачена. О древней культуре острова Пасхи сохранились лишь отрывочные сведения.


Принято считать, что вождь племени в преддверии смерти приказывал вырезать в туфовой породе вулкана Рану-Рараку моаи - собственный портрет в виде человека-птицы. После смерти вождя моаи ставили на ahu, т.е. в святилище, причем взгляд его был устремлен на жилища племени. Считалось, что таким образом он способен передать наследникам силу и мудрость, а заодно охранять их в минуту беды. В наши дни многие моаи (высотой 12 м, весом в несколько тонн) отреставрированы и их можно осмотреть. Это Tahai, Tongariki, Akivi, Hekii и Anakena - то место, где Хоту-Мату"а высадился на берег.

В Оронго (Orongo) , местечке у подножия вулкана Рану-Кау, первопоселенцы устроили святилище верховного божества Макемаке и ежегодно приносили жертвы человеку-птице. Для этого с острова Моту-Нуи, расположенного на расстоянии 1 км, сюда доставляли первое яйцо крачки, которое считалось воплощением божества. В состязаниях на скорость плавания участвовали все местные племена, и вождь победившего племени занимал место человека-птицы.

У подножья вулкана Рано Рараку

Ему выбривали голову и брови, а лицо покрывали черной и красной краской и поселяли в специальном ритуальном жилище. Таким образом, он на год становился духовным лидером всех населяющих остров племен. Не был забыт и победивший в соревновании воин, принесший победу своему вождю, - его награждали всевозможными дарами.

Обитатели острова Пасхи владели письменностью, которая не до конца расшифрована. Резными письменами покрыты маленькие деревянные таблички (гопдо гопдо) , сохранившиеся до наших дней. Эти таблички есть в каждом доме на острове, однако ни один из жителей не смог толком объяснить их смысл и назначение. Ронго-ронго размером не больше 30-50 см, рисунки на них изображают животных, птиц, растения и астрономические знаки. Условно изображения можно разделить по трем темам: первые изображают местных богов, вторые - поступки островитян, в том числе совершенные ими преступления, третьи посвящены истории междоусобных войн. Островитяне были также великолепными резчиками-портретистами, как свидетельствует об этом маленькая церковь в Ханга-Роа. Здесь древние языческие верования сливаются с христианством: над головами святых непременно изображается птица.

Согласно легенде, в 1400 г. небольшая горстка полинезийцев во главе с вождем Хоту Матуа на своих каноэ добралась до необитаемого острова в необъятном Тихом океане. Они нарекли его Те-Пито-те-Хенуа, «Пуп земли». И Хоту Матуа учредил вдоль берега несколько святых мест. На островах, откуда он был родом - возможно, Маркизских, существовал обычай устанавливать моаи, памятники вождям племени в виде монументальных каменных статуй.

Истуканы - числом 900 в завершенном виде - имеют высоту больше 10 м и обхват 4,5 м, а в карьере лежат незаконченные статуи, чья высота должна была равняться 22 м! Возможно, их перемещали с места на место при помощи толстых деревянных катков, изготовленных из стволов деревьев, росших в джунглях.


Грандиозные фигуры сперва погружались на стволы деревьев, служившие либо катками, либо салазками. Затем их медленно толкали через километры непроходимых джунглей. Чтобы справиться с такой работой, потребовались бы усилия не одной сотни человек.

В 1722 г. на острове высадился первый европеец - нидерландский адмирал Якоб Роггевен. В этот день христианский мир праздновал Пасху, оттого и происходит европейское название Рапа-Нуи.

Капитан Джеймс Кук побывал на острове Пасхи в 1774 г. и обнаружил, что большинство истуканов повержены, а кое-какие вообще разбиты или носят следы надругательств. Остров был практически необитаем, а жалкие остатки некогда многочисленного племени в страхе ютились в каких-то жутких пещерах. Что случилось? Объяснения островитян были отрывисты и противоречивы. Археология дала ученым более связную информацию: вскоре после отплытия голландской экспедиции на острове случилась демографическая катастрофа - перенаселение и голод. Культ каменных истуканов привел к тому, что лес на острове свели, соответственно сократив источники пропитания. Несколько неурожайных лет подряд сделали ситуацию катастрофической. Начались кровавые междоусобицы и каннибализм. Когда на острове оказался капитан Кук, он насчитал всего 4000 жителей вместо 20000, о которых докладывал Роггевен в 1722 г. Но худшее еще было впереди. В 1862 г. на острове высадились перуанские солдаты и увезли 900 человек в качестве рабов. Позже часть населения отправили в Перу как рабов, а оставшиеся тоже не задержались надолго на острове. К 1877 г. на острове Пасхи осталось только 111 человек. Позже часть населения отправили в Перу как рабов, а оставшиеся тоже не задержались надолго на острове. В 1888 г. Чили присоединила его к своей территории. Здесь не было самоуправления вплоть до 1966 г., когда островитяне впервые выбрали своего президента.

Восточная часть острова Пасхи, которая называется Poike, образовалась 2,5 млн лет назад в результате мощного извержения вулкана. Спустя 1 млн лет появилась южная часть острова, Рану-Кау, а 240 тыс. лет назад - Маунга-Теревака на северо-востоке, самая высокая островная гора (509 м) .


На острове Пасхи есть поселение Ханга Роа, где проживает большая часть населения. Их существование обеспечивает главным образом туризм. Здесь есть различные отели и рестораны, а чрезвычайно дружелюбные местные жители обязательно позаботятся о том, чтобы ваше пребывание здесь стало комфортным и незабываемым.

С 1964 г. на острове Пасхи действует аэропорт, укрепивший связи с внешним миром. Каждый год этот загадочный клочок суши посещает не менее 20000 туристов. Для живущих сейчас на острове 3800 человек овцеводство по образцу конца XIX в. является важной составляющей экономики.

Когда приезжать

Самый подходящий период для посещения острова Пасхи - с октября по апрель, в этот период температура воздуха прогревается до 22-30 °С, а вода в океане - до 20-23 °С. С мая по сентябрь часто идут дожди, погода ветреная и пасмурная, однако все равно тепло и температура колеблется между 17 и 20 °С.

Пляжи острова Пасхи

Пляжи острова Пасхи - одни из самых лучших в Чили, в летнее время вода хорошо прогревается, поэтому сюда часто приезжают семьи с детьми. Особенной рекомендации заслуживает пляж Анакена: тихая бухта, высокие пальмы, песок, который, когда намокает, приобретает розовый оттенок, безмолвные статуи грозных моаи - все это покоряет с первого взгляда и заставляет забыть о времени.

Праздник Тапати-Рапа-Нуи

Если вы окажетесь на острове Пасхи в конце января, обязательно посетите фольклорный праздник Тапати-Рапа-Нуи, который представляет собой состязание танцевально-музыкальных ансамблей. В конкурсе участвуют как островные коллективы, так и коллективы с Таити.

Кроме того, во время фестиваля будет избрана Королева. Причем за титул будут бороться не только сами претендентки, но и их родственники. Победит та девушка, которая будет самой миловидной и родственники которой смогут наловить больше всего рыбы и соткать самое длинное полотно.



Посещение достопримечательностей

С 2011 г. на острове Пасха работает новая система оплаты за посещение достопримечательностей. Приехав на остров, каждый турист будет приобретать браслет на руку, который даст ему право на многократное посещение всех достопримечательностей острова. Исключение составляют церемониальный центр Оронго и вулкан Рано-Рараку, которые можно будет осмотреть по одному разу. Власти были вынуждены пойти на такой нестандартный шаг, поскольку до сих пор большое количество туристов старались уклониться от уплаты за посещение. Теперь же ситуация с «зайцами» должна быть решена кардинальным образом.

Браслеты можно приобрести в аэропорту Mataveri, они действительны в течение пяти дней и стоят 21$ для жителей Чили и 50$ для иностранных туристов. Браслет можно передавать другому лицу.

Загадочные моаи

При словосочетании «остров Пасхи» первое, что возникает перед глазами - это ряды огромных статуй моаи, устремивших свои суровые взгляды вдаль. Создание и история этих застывших изваяний долгое время оставалась для ученых тайной, даже на сегодняшний день многие аспекты продолжают оставаться до конца не проясненными или спорными.

Считается, что жители острова Пасхи изготовляли статуи моаи в честь умерших родственников (в другом варианте - умерших вождей) и устанавливали на специальную платформу, которая носила название аху и была не чем иным, как местом захоронения. У каждого клана была своя аху. Островитяне поклонялись моаи, а те давали им силу и защищали своих потомков от различных бедствий. Обряд поклонения моаи выглядел следующим образом: напротив аху разводился огонь, рядом с которым размещались молящиеся на корточках, с опущенными вниз лицами, они ритмично подымали и опускали сложенные вместе ладони.


На сегодняшний день известно, что статуи изготавливались в каменоломне потухшего вулкана Рану-Рараку, там же были обнаружены недоделанные моаи, в том числе самая большая 21-метровая El Gigante. В среднем же высота статуй колеблется от 3 до 5 м, реже встречаются статуи 10-12 м. На головах некоторых изваяний можно увидеть «шапки» из красных пород вулкана Пуно-Пао - пукао. Они должны были символизировать типичную прическу островитян.

Больше всего научных споров разворачивается вокруг того, каким образом местным жителям удавалось транспортировать эти огромные статуи из каменоломни к платформам аху. В настоящее время существует две основные версии. Согласно одной статуи доставляли к месту назначения волоком при помощи различных деревянных рельс, упоров и других приспособлений. В качестве довода в пользу этой версии ее защитники приводят тот факт, что на острове фактически не осталось лесных массивов, все они были использованы для перекатывания статуй. В середине 50-х гг. XX в. норвежским ученым-антропологом Туром Хейердалом совместно с потомками туземного племени «длинноухих» был проведен эксперимент по высеканию, транспортировке и установке статуи моаи. Последние «длинноухие» показали ученым, как их предки высекали статуи при помощи каменных молотков, затем перетаскивали статую волоком в положении лежа и, наконец, при помощи нехитрого механизма, состоящего из камней и трех бревен-рычагов, устанавливали ее на платформе. На вопрос ученых, почему они не рассказывали об этом раньше, туземцы ответили, что раньше их никто об этом не спрашивал. Согласно другой версии (ее выдвинул чешский исследователь Павел Павел) статуи передвигали в вертикальном положении при помощи тросов. При таком способе транспортировки создавалось впечатление, что статуи «ходят». В 2012 г. группа ученых-антропологов в ходе эксперимента успешно доказала правомерность подобной версии.

Орел и решка: Остров Пасхи

Факты

  • Название и размеры: Остров Пасхи также известен как Рапа-Нуи. Его площадь около 162,5 кв. км.
  • Расположение: Остров лежит на 27° ю.ш и 109° з.д. Политически он считается территорией Чили. Ближайшая обитаемая земля - остров Питкэрн, в 2000 км с лишним к западу. До Чили 3700 км, до Таити - 4000 км.
  • Уникальность: Известность острову Пасхи принесли его каменные истуканы, изготовленные из местного вулканического туфа. Высотой больше 10 м, они весят более 150 тонн.
  • Список Всемирного наследия ЮНЕСКО: Остров включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1995 г.

Остров Пасхи - самый удаленный обитаемый клочок суши в мире. Площадь его - всего 165,6 квадратных километра. Принадлежит остров Чили. Но до ближайшего материкового города этой страны, Вальпараисо, 3703 километра. Да и других островов рядом, в восточной части Тихого океана, нет. Ближайшая обитаемая суша расположена в 1819 километрах. Это - остров Питкэрн. Он известен тем, что на нем пожелала остаться взбунтовавшая команда корабля «Баунти». Затерянный на просторах Пасхи хранит много тайн. Во-первых, непонятно, откуда прибыли туда первые люди. Они не могли ничего объяснить европейцам по этому поводу. Но самыми таинственными загадками острова Пасхи являются его каменные истуканы. Они установлены по всей береговой линии. Туземцы называли их моаи, но объяснить, кто они, внятно не могли. В данной статье мы попытались суммировать результаты всех недавних научных открытий, чтобы разгадать тайны, окутавшие самый удаленный от цивилизации участок суши.

История острова Пасхи

Пятого апреля 1722 года матросы эскадры из трех кораблей под командованием голландского мореплавателя Якоба Роггевена увидели на горизонте сушу, которой еще не было отмечено на карте. Когда они приблизились к восточному побережью острова, то увидели, что он обитаем. К ним плыли туземцы, причем их этнический состав поразил голландцев. Среди них были европеоиды, негроиды и представители полинезийской расы. Голландцам сразу же бросилась в глаза примитивность технического оснащения островитян. Их лодки были склепаны из кусочков дерева и так пропускали воду, что половина людей в челне ее вычерпывала, а остальные гребли. Ландшафт острова был более чем уныл. Ни одного дерева не возвышалось на нем - только редкие кустики. Роггевен записал в своем дневнике: «Запустелый вид острова и истощенность туземцев наводят на мысль о бесплодии земли и крайней нужде». Но больше всего капитана потрясли каменные идолы. Как при такой примитивной цивилизации и скудных ресурсах у туземцев хватило сил вырезать из камня и доставить на берег столько тяжелых статуй? На этот вопрос у капитана не было ответа. Поскольку остров был открыт в день Воскресения Христова, он получил имя Пасхи. Но сами туземцы называли его Рапа-Нуи.

Откуда прибыли первые обитатели острова Пасхи

Это - первая загадка. Сейчас на островке протяженностью 24 километра проживают свыше пяти тысяч человек. Но когда на берег высадились первые европейцы, туземцев было значительно меньше. А в 1774 году мореплаватель Кук насчитал на острове всего семьсот островитян, отощавших от голода. Но при этом среди туземцев были представители всех трех человеческих рас. Выдвигалось немало теорий о происхождении населения Рапа-Нуи: египетская, мезоамериканская и даже совсем мифическая, о том, что островитяне - выжившие люди после крушения Атлантиды. Но современный анализ ДНК показывает, что первые рапануйцы высадились на берег около 400-го года и прибыли, скорее всего, из Восточной Полинезии. Об этом свидетельствует и их язык, который близок к наречиям обитателей Маркизских и Гавайских островов.

Развитие и упадок цивилизации

Первое, что бросилось в глаза первооткрывателям, были каменные идолы острова Пасхи. Но самая ранняя скульптура относится к 1250 году, а самая поздняя (недоделанная, оставшаяся в каменоломне) - к 1500-му. Непонятно, как развивалась цивилизация туземцев с пятого по тринадцатый век. Возможно, на определенной этапе островитяне перешли от родо-племенного общества к клановым военным союзам. Легенды (весьма противоречивые и фрагментарные) рассказывают о вожде Хоту Мату’а, который первым ступил на Рапа-Нуи и привел с собой всех жителей. У него было шестеро сыновей, которые поделили остров после его смерти. Таким образом, кланы стали иметь своего родоначальника, статую которого они пытались сделать крупнее, массивнее и представительнее, чем у соседнего племени. Но что послужило причиной того, что в начала шестнадцатого века рапа-нуйцы прекратили вырезать и устанавливать свои памятники? Это открыли лишь современные исследования. И эта история может стать поучительной для всего человечества.

Экологическая катастрофа в малых масштабах

Оставим пока в стороне идолов острова Пасхи. Их изваяли далекие предки тех одичалых туземцев, которых застали экспедиции Роггевена и Кука. Но что повлияло на упадок некогда богатой цивилизации? Ведь у древних рапа-нуйцев была даже письменность. Кстати, тексты найденных табличек до сих пор не расшифрованы. Ученые только недавно дали ответ, что случилось с этой цивилизацией. Ее гибель не была быстрой вследствие извержения вулкана, как предполагал Кук. Она агонизировала столетиями. Современные исследования слоев почвы показали, что некогда остров был покрыт пышной растительностью. Леса изобиловали дичью. Древние рапа-нуйцы занимались сельским хозяйством, выращивая ямс, таро, сахарный тростник, батат и бананы. Они выходили в море на хороших лодках, сделанных из выдолбленного ствола пальмы, и охотились на дельфинов. На то, что древние островитяне питались хорошо, указывает анализ ДНК пищи, найденной на черепках глиняной посуды. И эту идиллию разрушили сами люди. Леса постепенно вырубались. Островитяне остались без своего флота, а следовательно, и без мяса океанической рыбы и дельфинов. Всех животных и птиц они уже съели. Единственной пищей рапа-нуйцев остались крабы и моллюски, которых они собирали на мелководье.

Остров Пасхи: статуи моаи

Туземцы ничего не могли толком сказать о том, как были сделаны и, главное, как были доставлены на берег каменные истуканы весом в несколько тонн. Они называли их «моаи» и верили, что в них заключена «мана» - дух предков определенного клана. Чем больше идолов, тем сильнее концентрация сверхъестественной силы. А это приводит к процветанию клана. Поэтому, когда в 1875 году французы вывезли одну из статуй моаи острова Пасхи, чтобы доставить ее в парижский музей, рапа-нуйцев пришлось сдерживать с помощью оружия. Но, как показали исследования, около 55 % всех идолов не были транспортированы на специальные платформы - «аху», а остались стоять (многие в стадии первичной обработки) в каменоломне на склоне вулкана Рано Рараку.

Художественный стиль

Всего на острове насчитывается более 900 изваяний. Они классифицируются учеными хронологически и по стилям. Ранний период характеризуется каменными головами без туловища, с обращенным вверх лицом, а также столбами, где торс выполнен очень стилизованно. Но есть и исключения. Так, найдена очень реалистичная фигура коленопреклоненного моаи. Но она так и осталась стоять в древней каменоломне. В Среднем периоде идолы острова Пасхи стали гигантами. Скорее всего, кланы соперничали друг с другом, пытаясь показать, что их мана более могущественная. Художественная отделка в Среднем периоде отличается большей изощренностью. Тела истуканов покрыты резьбой, изображающей одежду и крылья, а на голове у моаи часто водружены огромные цилиндрические шапки из красного туфа.

Транспортировка

Не меньшей загадкой, чем идолы острова Пасхи, оставался секрет их перемещения на платформы «аху». Туземцы утверждали, что моаи сами пришли туда. На правда оказалась более прозаичной. В самых низших (более древних) слоях почвы ученые обнаружили остатки эндемичного дерева, которое родственно винной пальме. Оно вырастало до 26 метров, а его гладкие стволы без ветвей достигали в диаметре 1,8 м. Дерево служило отличным материалом для перекатывания скульптур из каменоломен к берегу, где их устанавливали на платформы. Чтобы водрузить идолов, использовали канаты, которые плели из луба дерева «хаухау». Экологическая катастрофа объясняет и тот факт, почему более половины скульптур так и «застряли» в каменоломнях.

Короткоухие и длинноухие

Современные жители Рапа-Нуи уже не испытывают религиозного почтения к моаи, но считают их своим культурным наследием. В середине 50-х годов прошлого столетия исследователь раскрыл тайну о том, кто создал идолов острова Пасхи. Он обратил внимание, что Рапа-Нуи населяют два типа племен. У одного мочки ушей с детства удлинялись за счет ношения тяжелых украшений. Предводитель этого клана, Педро Атана, рассказал Туру Хейрдалу, что в их роду предки передавали потомкам искусство создавать статус моаи и транспортировать их волоком к месту установки. Это ремесло хранилось в тайне от «короткоухих» и передавалось в устной форме. По просьбе Хейердала Атана с многочисленными помощниками из своего клана высек в каменоломне 12-тонную статую и в вертикальном положении доставил ее на платформу.

Остров Пасхи является самым уединенным уголком нашей планеты, представляет из себя небольшой кусочек суши, который находится в Тихом океане и удален от ближайшего обитаемого острова Питкейр на 2600 км.

Коренные жители называют свой остров Рапа-Нуи. А известное всему миру название он получил потому, что был открыт в Пасхальное воскресенье 1722 года голландцем Якобом Роггевеном.
Cамая известная загадка острова Пасхи, которую уже сотни лет пытаются разгадать исследователи – гигантские каменные статуи, моаи. Эти таинственные монолиты были вырезаны из окаменевшего вулканического пепла.

Всего на острове 887 статуй, 397 из них находятся возле вулкана Рано Рараку, в кратере которого изготавливались и все остальные моаи.
Там же обнаружили множество незаконченных статуй и еще больше брошенных рубил, что наталкивает на мысль о внезапном прекращении работ в связи с каким-то серьезным катаклизмом.

На острове существует два вида моаи. «Великаны» от 10 метров ростом, без шапок-пукао, все они преимущественно стоят на склоне вулкана Рано Рараку, по шею в осадочных породах.

И четырехметровые «карлики», водруженные на постаменты-аху вдоль океанского побережья, в оригинальных головных уборах. Они выглядят помоложе своих 10-метровых родственников, да и лица у них не такие длинные.

Дальше начинаются теории и легенды. Одно из сохранившихся преданий гласит, что когда-то на острове правили люди с длинными мочками ушей. У них в подчинении находились короткоухие. В это время вовсю велось строительство моаи, беспощадно вырубались пальмовые леса, пока экология острова не была доведена до нынешнего плачевного состояния. Население росло, есть стало нечего, дерева не хватало даже для изготовления лодок, начался каннибализм… Одним словом, короткоухие не выдержали и низвергли элиту.

Большинство ученых согласно с этой версией заката эры таинственных создателей гигантских каменных статуй. Некоторые даже дополняют общую картину подробностями. Так, считается, что короткоухими простолюдинами были выходцы из Полинезии, а длинноухой элитой – путешественники из Южной Америки, которые, прибыв на остров где-то в 800 г., каким-то способом на долгие годы смогли захватить власть над аборигенами.

Нашли научное объяснение и множеству брошенных рубил в кратере Рано Рараку. Специалисты считают, что это отработанные инструменты. А поскольку изготовить новое каменное орудие труда намного легче, чем заточить старое, древние мастера выбрасывали отслужившие свое рубила. Вот и собралось их за сотни лет изрядно.

А неоконченные истуканы остались такими, потому что, вырубая их из относительно мягкого вулканического туфа, мастера натыкались на более твердые породы, преодолеть которые им было не под силу.

Но как доставляли каменных исполинов на нужное место? Местные жители ничего определенного сказать по этому поводу не могут, кроме того, что статуи ходили сами. В их языке даже есть слово, которое означает медленное передвижение без помощи ног. Но что они имели в виду неизвестно.

А потом появилась теория движения вертикальным вращением вразвалку. Так еще передвигают тяжелые бочки и баллоны. Удачно проведенные полевые испытания этого метода все расставили по местам: с помощью веревок и коротких деревянных рычагов моаи уверенно «шагали» вперед.

Место нахождения: Чили, остров Пасхи
Изготовлены: между 1250 - 1500 годами
Координаты: 27°07"33.7"S 109°16"37.2"W

Содержание:

Краткое описание

Остров Пасхи затерян в тихоокеанских просторах на расстоянии 4000 км от Чили . Ближайшие соседи - жители острова Питкэрн - проживают за 2000 км отсюда.

Своё необычное название остров Пасхи получил неслучайно: он был открыт голландским мореплавателем в Пасхальное воскресенье утром 5 апреля 1722 года. Пейзажи острова составляют потухшие вулканы, горы, холмы и луга. Здесь нет рек, основной источник пресной воды - дождевая вода, скапливающаяся в кратерах вулканов. Пасхальцы называют свой остров «Пупом Земли» (Те-Пито-те-хенуа). Этот уединённый и изолированный от остальной части мира уголок манит к себе учёных, мистиков, любителей тайн и загадок.

В первую очередь, остров Пасхи знаменит гигантскими каменными статуями в виде человеческой головы, их называют «моаи». Безмолвные истуканы весом до 200 тонн и высотой до 12 метров стоят спиной к океану. Всего на острове Пасхи обнаружено 997 статуй . Все моаи монолитные. Мастера вырезали их из мягкого вулканического туфа (пемзы) в каменоломне на склонах вулкана Рано-Рораку. Некоторые статуи передвинуты на ритуальную площадку («аху») и дополнены шапкой из красного камня (пукау). По предположениям учёных, когда-то моаи имели глаза: белки выкладывались из коралла, а зрачки - из сверкающих кусочков вулканического стекла.

Очевидно, установка статуй требовала огромных затрат труда. По легенде, истуканы шли сами. Однако гипотезы, подтверждённые научными экспериментами, доказывают, что моаи передвигали жители острова и никто другой, но пока не определено каким именно способом они это делали. В 1956 году норвежский путешественник Тур Хейердал поставил эксперимент с перемещением статуи моаи, наняв бригаду туземцев острова Пасхи, которая успешно воспроизвела все этапы изготовления и установки моаи.

Вооружившись каменными топорами, туземцы вытесали 12-тонную статую, и, ухватившись за канаты, начали тянуть её по земле. А чтобы не повредить хрупкого исполина, островитяне изготовили деревянные салазки, предотвращающие его трение о землю. С помощью деревянных рычагов и камней, подкладываемых под основание статуи, её водрузили на платформу-постамент.

В 1986 году чешский исследователь П. Павел вместе с Туром Хейердалом организовал дополнительное испытание, в котором группа из 17 туземцев довольно быстро установила 20-тонную статую в вертикальное положение, используя канаты .

«Окаменевший мир со своими окаменевшими жителями»

Заселение острова Пасхи началось в 300 - 400 годах выходцами из Восточной Полинезии. По другой версии, предложенной Туром Хейердалом, первыми жителями острова являлись переселенцы из Древнего Перу . Переплыв Тихий океан от берегов Южной Америки до Полинезии на деревянном плоту «Кон-Тики», норвежский учёный доказал, что даже в условиях древней цивилизации американские индейцы могли преодолевать большие водные пространства.

Коренное население острова Пасхи принадлежало к двум племенам - «длинноухим», которые и создали моаи, и «короткоухим». «Длинноухие» получили своё название потому, что они носили в ушах тяжёлые украшения, иногда такого размера, что мочки оттягивались до плеч. Пасхальцы верили, что в каменных изваяниях заключена сверхъестественная сила их клана, называемая «маной». Вначале длинноухие и короткоухие жили в мире и согласии друг с другом, но их поздняя история отмечена чередой жестоких войн, вызванных нехваткой продовольствия.

Из-за засухи снижались урожаи, не хватало деревьев на изготовление лодок, с которых можно было ловить рыбу. Теперь моаи отождествлялись с образом врага, и статуи уничтожались племенами-соперниками. Существует множество теорий относительно назначения моаи. Возможно, это были островные боги, запечатлённые в камне, или портреты вождей, правивших островом. По мнению Тура Хейердала, статуи изображают белых индейцев, прибывших на остров из Латинской Америки . В эпоху культурного расцвета (XVI-XVII вв.) на острове Пасхи проживало до 20 тысяч человек.

После прибытия европейцев численность населения сократилась, многие пасхальцы были вывезены в Перу для каторжных работ. Сегодня остров населяют около 4000 человек. Условия жизни островитян значительно улучшились, построен аэропорт, туристы приносят небольшой доход. Но остров Пасхи по-прежнему кажется безлюдным, как во времена исследований Тура Хейердала, когда норвежцу виделся «какой-то окаменевший мир со своими окаменевшими жителями».