Сталинская высотка на котельнической. Высотка на Котельнической набережной: история и наше время

Жилой дом на Котельнической набережной – это символ ушедшей эпохи. Его строительство было запланировано согласно единому градостроительному плану, который был принят в 1947 году. Восемь высотных зданий должны были стать доминантами нового архитектурного облика Москвы. Закладка всех восьми состоялась в один день, в день 800-летнего юбилея Москвы. Но зданий было построено только семь: из-за отмены строительства Дворца Советов не было сооружено последнее, восьмое, здание в Зарядье.

Фактически, строительство этой высотки началось в 1938 году, когда по проекту архитекторов Д.Н. Чечулина и А.К. Ростковского началось сооружение девятиэтажного правого крыла по Котельнической набережной как самостоятельного здания. Однако в 1948-1952 годах оно было включено в новый ансамбль с частичным изменением парадного фасада.

Дом расположен у слияния русла Москвы-реки и Яузы. Он выстроен таким образом, чтобы быть отправной точкой для всех улиц, идущих к реке. Здание высотой в 176 метров замыкает перспективу Москвы-реки от Кремля на восток.

Выразительный силуэт здания оживлен декоративными башенками и завершениями. На центральном корпусе дома расположены скульптурные группы и обелиски. Цоколь, облицованный гранитом, позволяет увидеть четкое разделение здания на объемы с центральным корпусом в 32 этажа. За счет ступенчатой структуры здание плавно и гармонично вливается в сложный ландшафт. Его архитектура – яркий образец советского классицизма, органичного синтеза архитектуры и скульптуры.

Здание задумывалось как город в городе: в его комплекс были включены почта, гастроном, химчистка, булочная и даже кинотеатр. Возведение осуществлялось руками заключенных, которые во время строительства проживали в только что отстроенных квартирах. Говорят, что они оставляли метки на стеклах окон – «строили зэки».

Заметим, это первая из высоток, которую сдали в эксплуатацию. В доме насчитывалось около 700 квартир, они сдавались сразу под ключ с белоснежной мебелью на кухне, импортной сантехникой и бронзовыми светильниками. Получить квартиру в этом доме – предел мечтаний многих людей в советское время! Одно крыло предназначалось для военных, а другое было отдано под заселение творческой элиты. Квартиру в доме получил и главный архитектор здания, Дмитрий Николаевич Чечулин. Он прожил там до самой смерти.

В доме проживало очень много знаменитостей – представителей советской творческой интеллигенции, выдающихся деятелей науки, военных и чиновников партийной номенклатуры. Об этом свидетельствует большое количество памятных досок. Здесь жили Никита Богословский, Александр Твардовский, Клара Лучко, Нонна Мордюкова, Наталья Сац и многие другие.

Знаменитая жительница этой высотки Фаина Георгиевна Раневская шутила: «Живу над хлебом и зрелищами!», – так как проживала на втором этаже над булочной и кинотеатром «Иллюзион». Этот последний, кстати, был единственным кинотеатром, где показывали фильмы без предварительного просмотра специальной комиссией. Из-за этого он часто бывал под угрозой закрытия, но знаменитые жильцы дома всегда спасали его.

Сегодня можно окунуться в советскую эпоху, посетив Музей Г. Улановой, который открылся в 2004 году. Экспозицию развернули прямо в её квартире. Там сохранена доподлинная обстановка – всё как было при жизни великой русской балерины.

Узнать точное число квартир в настоящее время, к сожалению, представляет большую трудность, так как нынешние жильцы соединяют несколько квартир в одну и переделывают их.

Cталинские высотки в Москве оказались весьма любопытной темой для читателей нашего сайта. Поэтому было решено опубликовать материалы о всех семи зданиях, связанных между собой сакральным смыслом. Товарищ Сталин задумал великое, не успел реализовать. Но тем не менее, столицу нашей родины город Москву украшают семь прекрасных зданий, потрясающих воображение и чарующих своей архитектурой.

Дом официально заложен 7 сентября 1947 г. — в день 800-летия Москвы у устья р. Яузы. На самом деле тут уже стоял корпус, построенный в 1938–1940 гг., в итоге ставший правым крылом высотки. Таким образом, строили после 1947 года центральную часть и левое крыло. Строили до 1952 гг. Авторы проекта - Д.Н.Чечулин, А.К.Ростковский, инженер Л.М.Гохман (они же - авторы правого крыла).

Дом как бы замыкает перспективу от Кремля к устью Яузы и построен так, чтобы быть отправной точкой для всех улиц, идущих к реке. В центральной части имеет 26 этажей (32 вместе с техническими этажами), в высоту достигает 176 м.

Здание задумывалось как город в городе. Это целый комплекс, куда входили почта, гастроном, химчистка, булочная и даже кинотеатр. Кстати этот самый кинотеатр – «Иллюзион» – существует и сейчас, в нем не крутят голливудские экшены, сюда приходят любители киноклассики из коллекции Госфильмофонда России.

Кто строил дом на Котельнической и кто в нем жил

Возведение дома осуществлялось как ни странно руками заключенных, которые во время строительства тут же и жили. Странное то, что Сталин допустил использование рабочей силы, явно не любящей вождя. А ведь затея у Сталина была далеко не только в том, чтобы построить удивительные по своей архитектуре здания. Он вкладывал в комплекс из восьми высоток смысл некого энергетического центра невиданной силы и непостижимой нами пока энергетики.

Дом на Котельнической сдали в эксплуатацию первым из сталинских высоток. В доме тогда насчитывалось около 700 квартир. Как теперь выражаются – квартиры с отделкой и мебелью. Во всяком случае кухни были обставлены белоснежной мебелью, импортной сантехникой и бронзовыми светильниками.

Квартира в этом доме – предел мечтаний многих людей в советское время! Одно крыло предназначалось для проживания военных, а другое отдали творческой элите. Жильцам дома предоставлялось и представляется много удобств – живут прямо в центре Москвы, прекрасные виды из окна, зимой можно кататься на лыжах прямо на крыше дома и там же встречать Новый год – прямо с видом на Спасскую башню и под бой курантов, но не по телевизору или радио.

Квартиры в этом доме, а точнее их количество, является одной из самых странных тайн высотки на Котельнической. Ходит легенда о том, что в доме существует специальная сеть тайных проходов, по которым когда-то перемещались бдительные чекисты дабы узнать о чем говорят жильцы.

Учитывая, что дом строился также под контролем чекистов это не очень убедительная версия – подслушивающие устройства (пусть и не такие миниатюрные как теперь) существовали и тогда. Вероятнее, в доме действительно существуют тайные помещения, но вряд и они предназначены для контроля над жильцами дома.

"А когда отступит страх, на секунду, миг короткий,
Я как взмою на крылах над бульваром и высоткой,
И, над Яузой летя, звонко свистнув что есть мочи,
Пронесусь дугой шутя в чёрной ночи между прочим." (Г.Сукачев)

Жилой дом на Котельнической набережной в Москве — одно из «высотных зданий», построено в устье Яузы в 1938—1952. Авторы проекта — Д. Н. Чечулин, А. К. Ростковский, инженер Л. М. Гохман. Курировал строительство, в том числе, настоял на выборе площадки для строительства дома Лаврентий Берия.

Высота здания 176 метров. Это третья по высоте сталинская высотка (после МГУ и гостиницы "Украина"). Строили её, разумеется, пленные, которые проживали недалеко, в "Лагпункте" (концлагерь на Таганке). Списки жильцов утверждал сам И.В.Сталин. Поэтому часть квартир были заселены всевозможными работниками КГБ, партийными и военными деятелями, другую часть получили известные учёные, артисты, писатели.

"В нашем доме будут жить наши люди". (И.В.Сталин о высотке на Котельнической).

Точное количество квартир в этом доме всегда было тайной. Сперва из-за засекреченных агентов, которые жили в квартирах без номеров, потом из-за "новых русских", которые массово скупали и объединяли-разъединяли квартиры между собой. Можно сказать, что в доме где-то 700-800 квартир.

Главным архитектором высотки был Дмитрий Николаевич Чечулин. Этот человек вообще являлся генералом среди архитекторов советского периода, работать он начал при Сталине, а закончил при Брежневе. Кроме дома на Котельнической он построил, например, гостиницу «Россия», дом Советов РСФСР (Белый дом), бассейн «Москва», жилые дома на Кутузовском и Ленинском проспектах. Его образ мы можем видеть в знаменитом фильме "Верные друзья".

Высотное здание строилось в два этапа. До войны существовал так называемый "корпус А", который тянется вдоль реки. А уже после войны архитектор "вписал" само высотное здание, прилегающее к корпусу в том месте, где в Москву-реку впадает Яуза.

Чечулин был необычный для своего времени человек. Он не боялся проверять приказы самого Сталина на целесообразность. Сталинских высоток на самом деле планировалось построить не семь, а восемь. Последняя, самая высокая, должна была встать возле самого Кремля. Но Чечулин прекрасно понимал, как это изуродует и оттенит центр Москвы, и тянул, мешкал со строительством, забраковывал все предложения. И дотянул до того, что вместо высотки была построена гостиница «Россия».

Он поплатился за это, слава Богу, не сроком, а всего лишь тем, что получил квартиру в своём собственном детище не на высоком этаже, как он мечтал, чтобы видеть оттуда весь город, а в самом низу.

Высотка на Котельнической - это словно город в городе. В этом доме есть всё: магазины всех видов, библиотека, школа, детский сад. Есть и свой кинотеатр. Москвичи его прекрасно знают.

Сейчас это единственный в Москве кинотеатр-музей. А в старое время мы ломились сюда на премьеры новых фильмов с Бельмондо или Делоном, а раньше кто-то так же ломился сюда на Жана Габена или фильмы Акиры Куросавы.

«Иллюзион» работает до сих пор. Здесь ничего не изменилось. То же уютное кафе, так же под немые фильмы играет живой пианист, те же редкие премьеры. Плюс, кинотеатр этот считается чем-то вроде клуба знакомств для интеллигентных одиноких людей. Мы взяли на пробу два свежевыжатых сока, пирожное и 50 грамм "Арарата".

В квартирах некоторых знаменитых жильцов дома даже устроили музей. Например, сейчас тут работает дом-музей Галины Улановой.

В этом доме жил композитор Никита Владимирович Богословский («Тёмная ночь», «Шаланды, полные кефали», «Любимый город», «Лизавета»). Он был большой шутник. Его любимым занятием было доводить своих соседей, коллег-композиторов до инфаркта.

Однажды композитор Анатолий Григорьевич Новиков («Смуглянка», «Эх, дороги…») поздним вечером захотел полюбоваться Москвой. Но подойдя к окну он вдруг заметил с той стороны Никиту Богословского, бледного как смерть, в одежде из простыни, зловеще завывающего. Этаж был не высокий, но и не низкий. Новиков в ужасе отпрянул от окна, а там продолжало завывать: "Оу-у-у! Вау-у-у!" Набравшись мужества, Новиков подошёл к окну и увидел, что Богословский стоит в подъёмной корзине машины для работ на большой высоте. Он за десятку договорился с шофёром повалять дурака.

В другой раз наш шутник позвонил композитору Дмитрию Шостаковичу, и изменённым голосом объявил, что звонят ему из разведки, и агентура доносит, что ночью в его квартире произойдёт ограбление. Грабители предположительно будут переодеты врачами. Шостакович, конечно, позвонил в милицию, и та устроила засаду. Глубокой ночью в Скорую помощь раздался звонок, и плачущий голос сказал, что великому композитору Шостаковичу плохо. Ну, ясное дело, врачи приехали по вызову, где их и свинтили менты.
Утром раскаявшийся Богословский сам явился с повинной, и заплатил штрафы за ложный вызов и мелкое хулиганство. А могли бы и посадить.

В высотке жило столько знаменитых людей, что мемориальных досок на всех не напасёшься. Я не знаю, по какому принципу одним доски вешали, а другим - нет. Например, есть доска Константина Паустовского.

А вот доски моей любимой Фаины Георгиевны Раневской, с именем которой у большинства москвичей этот дом и ассоциируется, мы не обнаружили. Раневская получила здесь двухкомнатную квартиру, кажется, на втором этаже в левом крыле здания. Она говорила, что живёт "над хлебом и зрелищами" (булочной и кинотеатром).

Её соседом по лестничной клетке был писатель и поэт Александдр Трифонович Твардовский, который называл её "моя великая соседка". Однажды Твардовский потерял ключи от квартиры, не мог войти и очень хотел в туалет. Он попросил Раневскую воспользоваться её туалетом. Та, конечно, впустила, но потом при встрече с ним кричала на весь двор: "Александдр Трифонович, мой клозет всегда в вашем распоряжении!"

Другим её соседом был композитор Вано Ильич Мурадели. Ему она говорила: "Вы лажовщик, мой друг, ни в одну ноту не попадаете, му вместо ми, ра вместо ре, де вместо до и ли вместо ля".

"Я б вас послала, да вижу - вы оттуда" (Ф.Г.Раневская) .

Приглашая в гости соседей, она говорила:
- Если звонок не работает, стучите ногами.
- Почему ногами, Фаина Георгиевна?
- Ну не с пустыми же руками вы ко мне придёте!

Перед смертью у неё поселилась сестра, Белла Фельдман, которая была поражена тем, что Раневская совсем не богата. Последние годы жизни актриса жила не в этом доме, а в Южинском переулке. По её популярности она, конечно, должна была быть похоронена на Новодевичьем кладбище, но она скромно попросила похоронить её с сестрой на Донском кладбище. Она была удивительным человеком.

Из внутреннего дворика можно по довольно крутой лестнице подняться на Швивую горку, к храму Никиты Мученика и музею Русской иконы.

В этом доме живёт Александр Ширвиндт. Он написал книгу "Ширвиндт, стёртый с лица земли" (так назывался город в Пруссии), в которой он несколько раз упоминает высотку на набережной. Ширвиндт предлагает ввести для наших чиновников три новых ордена - "за частичную, временную и окончательную потерю чести и достоинства".

Он отмечает, что старые жильцы, которые давно на пенсии, не могут платить за огромные квартиры в знаменитом доме и вынуждены их продавать всяким крутышам.

Однажды его старая соседка, вдова генерала, встретив Ширвиндта, пожаловалась, что ей приходится продавать квартиру, но главная проблема в том, что она не может найти евреев для ремонта. При чём тут евреи? - удивился Ширвиндт. Ну как же, ведь я должна сделать тут евро-ремонт, - ответила старушка.

Высотка уникальна и асимметрична. Вот, например, с одного боку прилепился огромный балкон, на нём можно играть в футбол.

А во многих квартирах теперь живут наследники великих, которым просто повезло родиться в надлежащей семье. Трёшку в этом доме можно разменять на несколько других очень приличных квартир, одну из них сдавать и никогда больше не работать.

Любопытна история, как в доме получила квартиру знаменитая актриса Лидия Николаевна Смирнова. Они с мужем, оператором Владимиром Раппопортом жили в коммуналке и мечтали из неё переехать.

Владимир Раппопорт тоже был знаменитостью, он снимал такие фильмы, как "Тихий Дон" или "Молодая гвардия", но сколько он не ходил по инстанциям, ничего не получалось. Он просто не умел просить, и мямлил, как мол, хорошо им жить и так.

И Лидия Николаевна решается на отчаянный шаг - она пишет прошение самому Берии, что в то время являлось строжайшим нарушением субординации, и за такие шутки могло быть очень плохо.

Но Смирнова оказалась в числе любимых актрис Берии, и он моментально наложил резолюцию: "Выдать им квартиру!"

Не успели они собрать вещи, как Берию арестовали. На все его решения было наложено вето, и Смирнова пришла в полное отчаяние. И вдруг звонок оттуда: "Почему вы до сих пор не переехали?!" Одно из немногих решений Берии не отменили, потому что новое начальство тоже оказалось поклонником Лидии Николаевны.

И когда она приехала смотреть новую квартиру, у неё случился от счастья обморок, бедняжка ездила в таком состоянии на лифте вверх-вниз, пока её не обнаружили соседи.
Уже совсем старая, перед смертью, Смирнова говорила, что сейчас её спасает только вид из окна высотки на любимую Москву.

В этом же доме проживала знаменитая Ирина Николаевна Бугримова — советская артистка цирка, дрессировщица львов, первая в СССР женщина-дрессировщик. Мужем её был известный мотогонщик Александр Буслаев.

Правда, развелись они довольно быстро. Бугримова потом говорила, что у женщины-укротительницы редко складывается личная жизнь, потому что укрощать мужа намного проще, чем льва или тигра.

Она первая стала выступать с группой львов самцов. Это очень опасно. Дело в том, что львы живут прайдами, в одном прайде не бывает двух матёрых самцов, а если такие находятся вместе, то их агрессивность возрастает на порядок.

У Бугримовой в группе было около 80 львов. Успех был бешеный, но рвали львы Ирину Николаевну неоднократно, и несколько раз она заканчивала номер на арене вся в крови.

В 1976 г. во время гастролей во Львове львы неожиданно в очередной раз взбунтовались и напали на Бугримову прямо на арене. Помощники отбили её от хищников, но после этого происшествия дрессировщица решила прекратить выступления.

Вожаком этого неформального мужского львиного прайда был огромный лев по имени Цезарь. Все остальные львы его боялись. Он выступал 23 года, что для льва невероятно долго. Но вот он одряхлел, выступать уже не мог, и его было решено списать в зоопарк. Но Бугримова встала за него грудью, мол, не за что его за решётку, взяла его к себе и всюду таскала за собой огромного льва. Так что он отчасти тоже являлся жильцом знаменитого дома на Котельнической.

Когда Бугримова выступала на арене с другими львами, Цезарь сидел за кулисами в клетке, и очень переживал, что номер проходит без него. Он катался по клетке и скулил, а когда раздавались трубы, он грудью кидался на прутья, чтобы занять своё почётное место на арене среди других. Однажды после номера его нашли на полу мёртвым. Лев умер от огорчения, что больше не может выступать.

Под конец мы зашли в гастроном в высотке, чтобы купить попить что-нибудь холодненькое.

Я был очень удивлён. Этот гастроном напоминает бывший Смоленский или в высотке на Красной Пресне, но в отличии от них он остался таким же, как был много лет назад. Народу никого, цены очень низкие, продавщицы безупречные.

Я сфотографировал вот эти пирожные. Много лет назад я вот также любовался пирожными в знаменитых гастрономах, но тогда они мне были не по карману.

Много интересных историй хранит этот дом, высотное жилое здание на Котельнической набережной. Всего один дом в городе, а писать про него и писать. Самое первое фото с вертолёта, разумеется, не моё.

Вот очень и очень сокращённый список известных жильцов (и тех, и этих):
- Аксёнов, Василий Павлович
- Богословский, Никита Владимирович
- Бугримова, Ирина Николавна
- Вознесенский, Андрей Андреевич
- Евтушенко, Евгений Александрович
- Жаров, Михаил Иванович
- Зыкина, Людмила Георгиевна
- Литвинова, Рената Муратовна
- Лучко, Клара Степановна
- Любимов, Юрий Петрович
- Милютин, Юрий Сергеевич
- Мокроусов, Борис Андреевич
- Нагиев, Дмитрий Владимирович
- Огнивцев, Александр Павлович
- Паустовский, Константин Георгиевич
- Раневская, Фаина Георгиевна
- Смирнова, Лидия Николаевна
- Токарев, Вилен Иванович
- Уланова, Галина Сергеевна
- Чечулин, Дмитрий Николаевич
- Ширвиндт, Александр Анатольевич
- Шифрин, Ефим Залманович

Сталинская высотка на Котельнической набережной - один из памятников советской архитектуры сталинской эпохи. Авторами проекта этого монументального строения, выполненного в стиле сталинский ампир, являются известные архитекторы Дмитрий Чечулин и Андрей Ростковский.

Здание, которое замыкает перспективу от Кремля к устью реки Яуза, строилось в два этапа. Первый этап строительства длился с 1938 по 1940 год, второй - с 1948 по 1952 год. Высота центральной части строения насчитывает 26 этажей и составляет около 176 метров. Всего в высотке 700 жилых квартир, имеется несколько магазинов, отделение почты и кинотеатр «Иллюзион». Этот огромный архитектурный комплекс состоит из четырех корпусов.

Первым этапом возведения знаменитой высотки на Котельнической набережной стало строительство корпуса А. Это девятиэтажный корпус, фасад которого выходит на Москву-реку. Так как проектировался он ещё в тридцатые годы, то в нём было предусмотрено дровяное отопление: на кухнях стояли дымоходы, в комнатах - дровяные печки. Впрочем, такой вид отопления задействован не был - со временем к зданию была подключена подача газа.

В корпусе А, в нижней его части, находится самый первый в Москве частный автомобильный паркинг. Именно с него и начато было строительство, в котором, кстати, участвовало большое количество политзаключенных и пленных немецких солдат. Паркинг, помимо своего основного предназначения, выполняет ещё и функцию подпорной стены. Так проектировщики обезопасили находящееся на холме здание от возможных оползней.

Вторым этапом строительства высотки стало возведение корпуса Б - самой величественной и высокой части архитектурного комплекса. Всего в корпусе 33 этажа (вместе с подсобными и хозяйственными помещениями). Следует отметить, что эта часть здания действительно поражает своим великолепием и размахом. У центрального входа установлены красивые фонари и лавочки для отдыха, а при оформлении вестибюля была использована характерная для эпохи барокко архитектурная техника «гризайль». Фарфоровые барельефы, гигантские хрустальные люстры, шикарные бронзовые подсвечники, массивные входные двери - все это символизирует величие, мощь, силу и красоту.

Ещё один корпус, входящий в архитектурный ансамбль, называется корпусом В. Фасад этой части здания выходит на реку Яузу. Здесь находятся почтовое отделение и телеграф. Один из залов корпуса имеет форму каменного цветка. В его центре установлен гигантских размеров почтовый ящик, на котором изображён герб страны советов.

В здании также находится кинотеатр «Иллюзион». Некогда здесь выстраивались гигантские очереди в билетную кассу, в наше время кинотеатр тоже пользуется популярностью среди любителей старых фильмов. Являясь государственной организацией, кинотеатр предлагает билеты на сеансы по весьма демократичным ценам.