Триумфальная арка на площади карусель в париже. Триумфальная арка на площади каррузель в париже

Описание

В столице Франции Париже на площади Каррузель расположена триумфальная арка, сооруженная в XIX веке по приказу Наполеона, чтобы увековечить его военные достижения.

Впервые в истории Франции зодчие не создали ничего нового, пусть даже с опорой на классику. Они практически скопировали чужой шедевр, арку Септимия Севера, римского императора конца II – начала III веков.

Мастерства архитекторов хватило на то, чтобы воспроизвести чужую работу, но не хватило, чтобы продемонстрировать собственный вкус. Перегруженная барельефами арка скорее свидетельствует об их способности украшать мебель и интерьеры, чем об умении создавать шедевры, достойные центра Парижа. Впрочем, за двести лет арка Карузель прочно вросла в окружающий пейзаж и стала его неотъемлемой частью.

При Наполеоне она была увенчана четверкой коней, снятых с собора Святого Марка в Венеции после падения Венецианской республики. В этой истории можно видеть своеобразную историческую справедливость. Знаменитую квадригу, предположительно работы Фидия или Лисиппа, сами венецианцы украли во время грабежа Константинополя крестоносцами в 1204 году.

Однако после отречения Наполеона лошадей пришлось вернуть в Венецию. Теперь они спрятаны под крышей тамошнего собора на верхнем этаже, а их прежнее место на фасаде заняли копии.

Арку Каррузель венчает еще одна копия, усовершенствованная. Повозкой правит символическая фигура Мира, а по бокам стоят позолоченные статуи Победы. Всё вместе призвано славить Реставрацию – восстановление Бурбонов на французском троне. Тем не менее барельефы и надписи в честь побед Наполеона сохранились и при Бурбонах.

Восемь солдат, напоминающие о лермонтовских строчках: «уланы с пестрыми значками, драгуны с конскими хвостами», – изображают рода наполеоновских войск. Со стороны Лувра стоят слева направо кирасир, драгун, кавалерист и карабинер. Надпись над ними гласит: «Французская армия, высадившаяся в Булони, угрожала Англии. Тогда на континенте образуется третья коалиция. Французы мчатся от океана к Дунаю, Бавария освобождена, австрийская армия в плену в Ульме. Наполеон входит в Вену и побеждает под Аустерлицем. Меньше чем через сто дней коалиция распускается».

На противоположной стороне стоят гренадер, пехотинец, канонир и сапер. За ними написано: «По велению победителя Аустерлица рушится Германская империя, рождается Рейнский Союз, создаются Баварское и Вестфальское королевства, Венеция присоединена к Железной короне, вся Италия принимает законы своего освободителя».

Еще две надписи выбиты на узких боковых фасадах арки. На южном, обращенном в сторону Сены, написано: «Слава великой армии, победительнице под Аустерлицем и в Моравии! Второе декабря 1805 г. – годовщина коронации Наполеона». На северном: «Владыка государств своего врага, Наполеон их ему возвращает. Он подписывает мир 27 декабря 1805 г. в столице Венгрии, занятой победоносной армией».

Сегодня арка Каррузель стоит одиноко чуть ли не в чистом поле, а в свое время служила торжественным обрамлением парадного входа во Дворец Тюильри, который император выбрал в качестве своей резиденции.

Триумфальная арка на площади Каррузель – первая из трех знаменитых сооружений, протягивающих через весь Париж отчетливую оптическую ось. В любой точке этой оси можно видеть арки, лежащие на девятикилометровой прямой, – Каррузель, Триумфальную на площади Шарля де Голля и Большую района Дефанс.

Арку перед дворцом Тюильри приказал построить Наполеон Бонапарт в память собственных побед 1806-1808 годов. Проект был поручен архитекторам Шарлю Персье и Пьеру Фонтену, которым император доверял: они были законодателями вкуса, ведущими мастерами стиля ампир. Это стиль воплощал в себе ощущение имперской мощи и военной силы. Он идеально подходил для прославления успехов империи.

В работе над проектом Персье и Фонтен вдохновлялись античными образцами: первыми триумфальные ворота стали строить для своих победителей римляне. Известны арка Тита (81 год), арка Септимия Севера (205 год) и арка Константина (315 год), находящиеся в Риме. Наполеоновские зодчие взяли за образец арку Септимия Севера, но несколько сократили размеры (высота 19 метров против 21 метра в Вечном городе). Однако парижское сооружение получилось не менее торжественным и парадным.

Фасады Каррузель богато украшены скульптурами. Сюжеты для композиций отбирал Доминик Виван-Денон, талантливый египтолог-любитель, назначенный Наполеоном директором Лувра. На рельефах изображены вступление Наполеона в Мюнхен и Вену, Аустерлицкая битва, Тильзитский конгресс, падение Ульма. Арка украшена также геральдикой Французской империи и Итальянского королевства.

Венчала арку квадрига святого Марка, выполненная из позолоченной бронзы. Считается, что изваял её сам Лисипп в IV веке до н. э. В своё время четверка бронзовых лошадей украшала ипподром Константинополя, во время Четвертого крестового похода дож Дандоло вывез её в Венецию и установил на базилике Сан-Марко. Наполеон, завоевав Италию, увёз, в свою очередь, квадригу во Францию, чтобы украсить ею арку Каррузель. После падения Бонапарта французы вернули скульптуру итальянцам. Сейчас на арке высится композиция, изображающая триумф Бурбонов (авторы – Франсуа-Фредерик Лемо и Франсуа Жозеф Бозио).


Рубрика: Париж

Не все, возможно, знают, что в столице Франции имеется целых пять триумфальных арок. Самая известная Триумфальная арка – та, что находится на площади имени Шарля де Голля. Еще две расположены на одной прямой с ней: это Большая арка Дефанс в деловом квартале города и Триумфальная арка на площади Каррузель, раскинувшейся между знаменитым Лувром и садом Тюильри . Арка хорошо просматривается с южного крыла Лувра – она видна слева. Глядя на нее, невольно задумываешься: как появился в Париже этот величественный монумент?

По образу и подобию древнеримских арок

Наполеон Бонапарт, выигравший в декабре 1805 года под Аустерлицем в Моравии решающее сражение с армиями Российской и Австрийской империй, решил увековечить свою блестящую победу для истории. С этой целью он приказал Шарлю Персье и Пьеру Фонтену разработать проект некоего монументального сооружения, которое бы одновременно служило въездными воротами во дворец Тюильри – резиденцию императора. Архитекторы взяли за образец построенную в 315 году трехпролетную арку Константина в Риме и с воодушевлением взялись за работу. Строительство продолжалось с 1807 по 1809 год, и в результате восхищенным взорам парижан предстала 19-метровая трехпролетная арка. Сооружение венчала вывезенная из Венеции квадрига святого Марка, изготовленная из позолоченной бронзы.

Триумфальная арка на площади Каррузель, выполненная в стиле ампир, весьма напоминает триумфальные арки древнеримской эпохи. Она украшена восемью колоннами коринфского ордера – одного из трех главных архитектурных ордеров. Колонны изготовлены из бело-красного мрамора, на каждой из них находится по статуе солдата наполеоновской армии. Это кирасир, гренадер-кавалерист, драгун, кавалерист, гренадер-пехотинец, канонир, карабинер и сапер. У каждого воина своя униформа и… свой скульптор (авторы статуй, соответственно, Тонэ, Шинар, Корбе, Фоку, Дардель, Бридан, Мутон и Дюмон). На барельефах изображены сюжеты военных баталий. Их отбирал лично Виван Денон, директор музея Наполеона I в Лувре (один из отделов современного музея Лувр носит имя этого деятеля).

Барельефы Клодиона и символы геральдики

Автором барельефов с сюжетами военных баталий является французский скульптор Клодион (настоящая фамилия Мишель). Они изображают уже упомянутое нами сражение под Аустерлицем, триумфальный въезд Бонапарта в Мюнхен и Вену, а также падение Ульма, города в Германии, в который император в 1805 году заманил австрийскую армию под командованием генерала Макка и принудил ее сдаться. Кроме того, на барельефах увековечены заключение Пресбургского мира 1805 года между Францией и Австрией, согласно которому Наполеон заполучил ряд итальянских земель, и конгресс в Тильзите (ныне г. Советск в Калининградской области РФ). Здесь в 1807 году был заключен мирный договор между Наполеоном I и Александром I, по которому Россия признавала все завоевания Бонапарта.

Триумфальную арку на площади Каррузель также украшают геральдические символы Итальянского королевства (государства в Северной Италии во времена Наполеона) и собственно бонапартистской Французской империи. После того, как в 1815 году Франция вернула Венеции квадригу святого Марка, венчавшую арку, ее место заняла скульптурная композиция Франсуа Жозефа Бозио и Франсуа-Фредерика Лемо, аллегорически изображающая триумф Бурбонов. С 1871 года арка перестала быть въездными воротами во дворец Тюильри, поскольку не стало самого дворца: его сожгли французские революционеры. Однако это не помешало монументу органично вписаться в 9-километровую историческую ось, которая включает площадь Согласия, Елисейские поля, Триумфальную арку на площади де Голля и Большую арку Дефанс .


Эту размещенную на территории луврского дворца-музея созданную из стекла, алюминия и стали пирамиду, сооружение которой продолжалось на протяжении пяти лет, торжественно открыли в конце марта 1989 г. Имея почти 22-х метровую высоту и занимая площа...


У французов (и не только) есть не очень честный, но эффектный и эффективный способ «пустить пыль в глаза» потенциальным партнёрам, покупателям, клиентам. Они арендуют за несколько сотен евро почтовый ящик - на Елисейских полях (Champs-Élysées). Эпи...


Отправляясь знакомиться с многочисленными достопримечательностями французской столицы, следует, в первую очередь, обратить свое внимание на исторический центр города, точнее, старейшую его часть – остров Сите (Île de la Cité). Именно здесь можно не...


…Приглушён свет. В зале опадает шум. И за мгновение до занавеса, до вихря и экстаза танца, за мгновение до чьей-то новой любви сумрак в ложе № 5 сгущается и мрачнеет… Эрик снова пришёл. Он пришёл за Ней. Но время оказалось сильнее всех сил на свет...


Сена начинается в Париже. Не символически, а буквально. Ключ реки «размыкает» землю в еловом парижском лесу и устремляется в путь - из Парижа - в Париж - в Ла-Манш, в океан… За 290 километров от столицы Франции, на бургундском плато Лангр (Langres...

В свою очередь венецианцы также стащили скульптуру у византийцев, эта квадрига украшала вход на в Константинополе (современный ). Её вывезли в 13 веке, во время 4 крестового похода, после разграбления столицы византии.
Архитектурный проект был поручен ведущим специалистам того времени, Персье и Фонтен, которые недолго думая соорудили из этой парижской достопримечательности точную копию арки Септимия Севера в Риме.
Впервые за всю историю её архитекторы не создали что-то новое, пусть даже с опорой на классику, а воспроизвели чужой шедевр.
Монумент украшал въезд во дворец Тюильри, тогда в нём располагалась резиденция императора. (Позже, во времена Комунны, дворец сожгли до тла, сохранились только два крыла, сегодня это правое и левое крыло музея ).


Саша Митрахович 30.11.2015 16:39


С обратной стороны фигуры обозначают гренадёров, пехотинцев, канониров и сапёров. За ними написано: «По велению победителя Аустерлица рушится Германская империя, рождается Рейнский Союз, создаются Баварское и Вестфальское королевства, Венеция присоединена к Железной короне, вся Италия принимает законы своего освободителя».

Надпись на южнои боковине арки со стороны Сены, гласит: «Слава великой армии, победительнице под Аустерлицем и в Моравии! Второе декабря 1805 г. - годовщина коронации Наполеона», а с северной: «Владыка государств своего врага, Наполеон их ему возвращает. Он подписывает мир 27 декабря 1805 г. в столице Венгрии, занятой победоносной армией».


Саша Митрахович 24.12.2015 11:05


Париж - прекраснейший из городов, в котором можно сутками бродить по улочкам и любоваться повсеместно встречающимися достопримечательностями, среди которых нередко бывают эстетически привлекательные архитектурные сооружения. Одной из них является но не та, что на площади Звезды (Этуаль). У нее есть «сестра». Это арка на площади Каррузель. О ней и пойдет речь.

Немного истории

Что объединяет «сестер», так это цель их возведения - прославление побед Наполеона. Их даже строить начали одновременно, в 1806, только главная арка была готова спустя 30 лет, а та, что на площади Каррузель, отпраздновала свое открытие в 1808 году, 15 августа.

Изначально планировалось, что монумент будет исполнять роль входных ворот во но дом французских королей сгорел задолго до ее появления, в 1871 году. Отказаться от возведения монумента не стали, просто решили, что арка на площади Каррузель будет самостоятельным объектом.

Когда проводилась подготовка к исполнению проекта, а руины сгоревшего дворца уже были убраны, архитекторы обнаружили, что, благодаря уничтожению этого громадного дома, открылся прекрасный вид на Елисейские поля. Так что монумент получил возможность стать дополнительным украшением Парижа.

Расположение арки: где находится площадь Каррузель?

Располагается арка на площади Каррузель, а она, в свою очередь, находится в Первом округе Парижа. Является разделительным элементом между и Лувром, если стать спиной к музею и пирамиде, можно будет увидеть знаменитую арку. Кстати, так была названа площадь, потому что ранее на этом месте проходили демонстрационные военные конные выездки (каррузели), которые основывал король Франции Людовик де Бурбон по случаю рождения своего сына.

Описание арки Каррузель и интересные подробности

Арка на площади Каррузель: архитектор

Точнее будет сказать, архитекторы, так как этим проектом занимались Пьер Фонтен и Шарль Персье. Пусть они создали творение, которое грубо называют плагиатом по-французски, но это были на самом деле талантливые люди. Даже их имена пишутся всегда рядом, так как архитекторы на славу работали вместе долгих два десятилетия и создавали такие шедевры, которые помогали Наполеону быть «отцом» великой империи.

Стоит отметить такую важную особенность: именно Шарль Персье и Пьер Франсуа Леонар Фонтен являются «родителями» прекраснейшего, изумительного и поистине грандиозного стиля ампир. Его можно назвать натуральным или естественным, ведь создавалось такое помпезное искусство целенаправленно.

Арка на площади Каррузель, стиль которой (как несложно догадаться) ампир, является лучшим достижением архитекторов. Она наглядно показывает, насколько тщательную работу провели Фонтен и Персье, чтобы в мировом искусстве этот стиль был не просто направлением в дизайне интерьеров и экстерьеров, а имел четко сформированную эстетику.