В англию на машине. Челябинск - Лондон на машине - это реально! Маршрут по англии на автомобиле

Очень любит путешествовать и уже успела побывать в Центральной и Южной Америках, Юго-Восточной Азии, США и многих странах Европы. Но очередная поездка в Великобританию стала для путешественницы не совсем обычной – в Лондоне была запланирована свадьба родственницы Дарьи, поэтому компанию девушке составила вся общая родня из Минска. Как собрать родственников в Великобритании, гульнуть на английской свадьбе, арендовать 3 машины на 15 человек и показать старшему поколению, что самостоятельное путешествие – это очень круто – читай ниже.

Подготовка, аренда авто и все родственники в сборе

Свадьба двоюродной сестры моего мужа Кати (она уже 10 лет живет в Лондоне) и англичанина Тома в конце декабря прошлого года стала отличным поводом, чтобы собрать всю нашу беларусскую родню и рвануть в Англию. А потом всем вместе отправиться в большое путешествие по Великобритании и там же встретить Новый год.

Предводителем и главным организатором путешествия единогласно выбрали моего мужа Макса. У нас за плечами уже были десятки пройденных маршрутов по Азии, США, Центральной и Южной Америке, Европе. Макс подошел к делу ответственно: долго продумывал маршрут с учетом пожеланий других участников, заранее забронировал машину и жилье. Всего нас было 15 человек и 3 машины.

Машину бронировали в Sixt в аэропорту Станстед за несколько месяцев до поездки – это отличный способ сэкономить. Наше путешествие выпало на рождественские каникулы и многие прокатные фирмы подняли стоимость аренды. Аренда авто Peugeot 3008 нам обошлась в £ 250 на 7 дней (и £ 300 блокировали на карте). Стоимость бензина в Великобритании – £ 1,2-1,3 за литр. Мы отказались от страховки, хотя работник Sixt очень уговаривал нас взять эту самую страховку. К слову, после путешествия мы решили, что в следующий раз обязательно ее купим. Потому что при возврате машины к нам придрались из-за крошечных сколов от камней на лобовом стекле. Хорошо хоть штраф не взяли.

Мы с мужем летели в Лондон из Вильнюса, а родители и другие родственники – из Минска. В ночь перед вылетом родителям позвонили сотрудники Belavia и сообщили, что рейс в Лондон откладывается на неопределенное время. В лондонском аэропорту Гатвик обнаружили два летающих дрона над взлетно-посадочной полосой, аэропорт закрыли. Но все, к счастью, обошлось, и беларусская родня вылетела всего лишь на несколько часов позже запланированного времени.

Кое-что об английской свадьбе

Свадьба Кати и Тома проходила в готической часовне Королевского колледжа в Кембридже. Часовня эта была построена в XV веке, и сам сэр Ньютон венчался здесь. Молодожены ждали в очереди целый год, чтобы обвенчаться именно в этом месте. Великолепие часовни не передать словами: витражи цветным калейдоскопом отливают под лучами света, резной 30-метровый потолок взлетает будто в небо, а старинный орган играл еще на свадьбе Ньютона.

Волшебной флейтой внутри часовни пел хор, все освещали свечи, а жених Том был одет в традиционный свадебный костюм: полосатые брюки, жилетку, яркий галстук и фрак. На шляпках английских дам шелестели перья. Шляпка для женщин, как и фрак для мужчин – обязательные элементы наряда на английской свадьбе.

Когда под руку с папой плыла невеста Катя, длинный шлейф ее платья несли детишки в костюмах гномов, а замыкала шествие свидетельница. Английская церемония венчания длится так долго, что дети успели даже уснуть на скамьях под проповедь священника.

Дальше нас ждал фуршет в здании Королевского колледжа, где смешались английские и беларусские гости. Пока разносили крошечные закуски и напитки, англичане увлеченно болтали. Любимые темы: кем мы приходимся молодоженам, погода, политика, хорошо ли нам жить в Беларуси. Англичане нам рассказали, в чем разница между английским языком в Великобритании и Америке. По их версии отличие в том, что американцы всегда говорят то, о чем думают, поэтому и язык у них проще. А англичане никогда не скажут свои мысли напрямую – вместо этого начнут вести витиеватые разговоры.

За пустыми свадебными столами не было майонезных салатов и миллионов закусок. Ведущих и конкурсов на английской свадьбе тоже не найти. А если вы пришли на праздник парочкой – вас рассадят и разбавят англичанами, дабы беседы и дальше лились рекой.

На английских свадьбах речь в виде тоста говорят только 3 человека: отец невесты, жених и свидетель. Дарить наличные деньги жениху и невесте на свадьбе не принято. Молодожены заранее составляют список того, что им необходимо для счастливой совместной жизни. Гости выбирают из списка и отправляют подарки по почте. Ну а деньги можно перечислить на специальный счет (honeymoon fund).

После праздничного ужина все гости пустились в пляс. Беларусские родственники привезли с собой даже танцы: польку, ойру и хороводы (даже специально занимались с хореографом). Англичане были в диком восторге – таких танцев они еще не знали, но быстро все подхватывали. Ну а после танцев гости тихо-мирно разошлись по домам.

Пьяный Ливерпуль

На следующий день мы, 15 человек из разных поколений и времен, поехали дальше – в наше большое путешествие. Сказать, что все обалдели праворульных авто и от левостороннего движения, – значит ничего не сказать. Это был настоящий взрыв мозга, особенно для старшего поколения. Хотя весь формат нашего путешествия, с ежедневными переездами и ночевками в отелях и апартаментах Airbnb, в принципе, был в новинку для наших старших родственников.

Первой остановкой был Ливерпуль. Добрались затемно, заселились в отель. Все тут же отметили дань английской традиции и приверженность принципам экономии – даже в отеле краны с горячей и холодной водой были раздельными. Чтобы помыть руки водой комфортной температуры, надо заткнуть пробкой слив раковины и набрать туда воду.

Ливерпуль показался мне слегка навеселе: толпы пьяных людей, грязные улицы, шумные пабы. Мы прошлись по знаменитой улице пабов Matthew street, заглянули в The Cavern club, где первый раз выступили Битлз, оказались на Альберт-док. Альберт-док – это множество модных баров и клубов в зданиях бывших складов и доков города. Вечером тут включают подсветку и гавань преображается.

Ливерпуль дышит историей Битлз: музей Битлз, скульптуры каждого из участников группы, паб, где любила выпить пинту пива известная группа, сувенирный магазин.

«Все наше путешествие было наполнено экономией и заботой старших родственников: из супермаркетов выносились огромные сумки на тот самый «мало ли что» случай, еда бережно перевозилась из одного города в другой»

Типичная Шотландия и Рождество по-беларусски

Дальше мы дружно отправились в шотландский Глазго, заглянув по дороге Лэйк-Дистрикт парк. Природа в «старой доброй Англии» и «типичной Шотландии» (как любит говорить папа моего мужа) даже зимой волшебна.
В Глазго мы попали поздним вечером, накануне Рождества. На улицах ни души, все закрыто, сверкает огнями елка на главной площади, кусает за щеки мороз. Пообещали себе еще вернуться сюда – Глазго достоин более тщательного осмотра.

Затем мы выдвинулись в старинный город Инвернесс, который встретил нас мостами, перекинутыми через реку Несс, и замком Inverness Castle на холме. Возле города находится деревня Tom Aitinn, где производят известный шотландский виски Тоmatin. А сам Инвернесс – отличная отправная точка для дальнейшего путешествия по трассе NC500.

Рождество в Великобритании – семейный праздник. За несколько дней до праздника в магазинах можно купить специальные рождественские пирожки с изюмом – mince pies, а заведения готовят праздничное меню. Но 25 декабря и следующий день – День подарков (Boxing day) – официальные выходные. В эти дни не работают даже заправки.

Мы встречали Рождество в доме, арендованном на Airbnb. На столе вместо традиционной индейки была картошечка, потому что папа мужа другой еды не признает.

Вообще, все наше путешествие было наполнено экономией и заботой старших родственников: из супермаркетов выносились огромные сумки на тот самый «мало ли что» случай, еда бережно перевозилась из одного города в другой. А по вечерам мы устраивали настоящие вечеринки с запасами из магазинов, захваченным «на всякий пожарный» из Минска коньяком и обменом эмоциями от проведенного дня.

Трасса NC500

Проезжая по одной из самых красивых трасс – NC 500, мы только и успевали восхищаться природой Шотландии – высокогорьем Хайленд. Царственные леса сменялись горами, в тумане утопали деревушки и овечки на зеленых полях, вдали появлялись старинные замки как с картинки. На узких холмистых дорогах у старшего поколения замирало сердце и автоматически закрывались глаза – так им было непривычно ездить по такой местности. В этот же день мы попали в настоящий шотландский замок на холме с привидениями – Данробин, где снимал сцены фильма «Барри Линдон» Стенли Кубрик. Это было 26 декабря, внутрь замка мы не попали и не увидели ни одного туриста поблизости. Но ворота, ведущие в сад, были открыты, и мы смогли осмотреть строение со всех сторон. Замок принадлежит шотландскому роду Сазерленд. Вокруг стороения разбит огромный сад с фонтанами и редкими растениями, а с холма открывается вид на море. Летом здесь проводят концерты и разные ивенты. Крайне впечатляющее место.

К слову, передвигаться по дорогам Великобритании очень удобно. Через каждые 30-40 километров тут есть специальные парковки с большими фудкортами и магазинами. Перед поездкой я волновалась, что мне, вегетарианке, будет нечего есть в британских заведениях. Но даже в самой глухой деревушке в меню всегда были опции для веганов и вегетарианцев.

Виски-тур, хаггис и 400-летний паб

Дальше по плану был Эдинбург. Старшее поколение отправилось в виски-тур (из которого они сделали вывод, что коньяк все равно круче). Младшее (то есть мы) – гулять по городу. На рождественской ярмарке мы прокатились на летающей каруселе, почти касаясь руками памятника писателю Вальтеру Скотту. Потом перепробовали все местные блюда под звуки шотландской волынки: хаггис – бараньи потроха с овсянкой (есть и для вегетарианцев), нипс и таттис – пюре из брюквы и картошки, шотландские пироги с начинкой, фадж – молочный ирис. Дальше прошлись по Королевской миле (Royal mile) – старинному запутанному кварталу, который ведет к замку Эдинбурга. Затем забрались на холм Калтон-Хилл (Calton Hill), откуда открывается вид на весь город. А под вечер заглянули в 400-летний паб «Последняя капля». По легенде, раньше он находился на пути к городской виселице, и каждому приговоренному разрешалось выпить здесь последнюю пинту пива.

Чудеса прогресса и новые навыки

Завершилось наше путешествие в Лондоне. Город был переполнен туристами, шопинговая Оксфорд-стрит не вмещала в себя людей, в центре все передвигались буквально гуськом. Лондон сиял, как волшебная шкатулка, гудел и раздувался от людей. Это был наш третий раз в Лондоне, поэтому мы старались больше времени проводить в тихом районе, где сняли квартиру, чем в переполненном людьми центре.

«Было здорово наблюдать за взрослыми родственниками: они выходили из своей привычной среды, всему удивлялись и с осторожностью принимали что-то новое»

К концу поездки мы наконец уговорили родителей и других родственникам воспользоваться благами цивилизации. Установили им карты на телефоны, рассказали как прокладывать маршрут, познакомили с Uber. Взрослые были в восторге! Теперь они сами, без нашей помощи, передвигались по городу. Они даже обменяли старые фунты на новые, применив волшебные русские слова «мы туристы».

Путешествие подарило нам огромный опыт взаимодействия со старшим поколением в пути. Мы учились взаимодействовать друг с другом, уважать и принимать. Было здорово наблюдать за взрослыми родственниками: они выходили из своей привычной среды, всему удивлялись и с осторожностью принимали что-то новое. А мы счастливы, что смогли показать своим родным, как можно путешествовать без привычных шаблонов и границ.

Лайфхаки для путешествия по Великобритании на авто:

1. Бронируй машину заранее в прокатных фирмах с большим количеством хороших отзывов. Это отличный способ сэкономить и избежать проблем при возврате машины.

2. Покупай страховку при аренде авто. Даже незначительные повреждения могут вылиться в большую сумму.

3. Будь морально готов(-а) к левостороннему движению. Но не волнуйся слишком – водители в Великобритании очень вежливые и всегда уступают дорогу.

4. Во многих городах Великобритании – беда с парковками, плюс они чаще всего платные. Поэтому всегда уточняй наличие парковки возле отелей и арендованных квартир.

5. В центр Лондона или других крупных городов лучше не ездить на машине – устанешь от пробок и движения. Двухэтажные городские автобусы – отличная альтернатива.

6. На трассе всегда можно остановиться на специальных парковках со множеством магазинов и кафе, чтобы какое-то время передохнуть.

Фото: Дарья Андрианова , cookiesncandies, Marina Weishaupt, static.thousandwonders.net, www.telegraph.co.uk, www.visitscotland.com, handluggageonly.co.uk

Этим летом мы с семьей решили побывать в Великобритании. По сложившейся традиции, организацией путешествия занимались самостоятельно.

Кстати, едва ли не самой сложной задачей в этом процессе стало получение британской визы. Квест в общей сложности занял не меньше двух месяцев – документы удалось сдать со второго раза, получить – с третьего или четвертого. Имела место и необходимость сдать копии документов, не указанные в списке требований на сайте визового центра, и ошибочная отправка готовых паспортов в другой город. Поэтому тем, кто собирается отправиться в Соединенное королевство, советуем озаботиться вопросом получения визы максимально заранее – за три месяца до поездки. Кстати, виза действует как на всей территории Великобритании, так и в Ирландии.

Планируя маршрут поездки, мы хотели составить целостное впечатление о стране, увидев мегаполисы, небольшие городки, природу, и побывав в разных частях Англии и Шотландии, отличающихся климатом, ландшафтом, имеющих свою культурную и историческую специфику. Из Москвы мы прилетели в Лондон, откуда, взяв напрокат машину, отправились к Западному побережью Англии, и далее – через центр страны — на Северо-Восток. Затем мы двинулись в центральную часть Шотландии, завершив двухнедельный маршрут в Эдинбурге.

К слову сказать, мне больше всего запомнился не Лондон, красивый и интересный, но напоминающий другие многолюдные европейские столицы и предлагающий ожидаемый список известных достопримечательностей, а небольшие городки и отдельные дорожные впечатления.

Одно из самых ярких ждало нас уже при переезде из Лондона к первой «сельской» стоянке в небольшой английской деревушке. Навигатор решил провести нас по наиболее короткому (по километражу) маршруту, уведя с трассы на разветвленную сеть грунтовых однополосных дорог, проложенных сквозь поля и обсаженных плотной ежевичной изгородью. Мы окрестили их «кроличьими тропами». Это название появилось неслучайно – каких только зверушек мы ни встретили на этих проселках за время нашего пути – кроликов, фазанов, барсука – некоторые из них с достоинством пересекали дорогу, другие судорожно бежали впереди автомобиля до ближайшей развилки.

В зависимости от времени суток ездить по этим дорогам можно на средней скорости от 10 до 20 километров в час, а потому впоследствии, если это было возможно, мы отдавали предпочтение большим магистралям. Тем не менее, мы были благодарны этим тропкам за атмосферу викторианской Англии, которую ощущали, проезжая многочисленные усадьбы и деревушки со старинными фермерскими домами, церквушками и живописными деталями типа каменного горбатого мостика со статуей над крохотной речушкой или зеленого туннеля, образованного переплетенными над дорогой кронами деревьев.

Отдельного упоминания заслуживают места, куда мы заезжали по пути нашего следования, каждое – со своей изюминкой и необычным колоритом. Хотелось бы перечислить все, однако ограничусь наиболее яркими. Среди расположенных в Англии стоит упомянуть древний Стоун Хэндж – грандиозное каменное сооружение, которое исследователи относят к эпохе неолита и бронзового века. Город Бат, основанный древними римлянами и сохранивший термы (римские бани) с огромным бассейном. Стратфорд-на-Эйвоне – родину Уильяма Шекспира, где на маленькой пешеходной улочке с уютными магазинчиками и кафе мы увидели дом, где родился великий драматург. Портовый город Уитби, расположенный на Северном море, с разрушенным аббатством. Солсбери, где в кафедральном соборе с самым высоким в Англии шпилем, хранится одна из четырех старинных копий Великой хартии вольностей.

Поездка в Шотландию невозможна без посещения главного города этой части Великобритании – Эдинбурга. Очень красивый город с компактным историческим центром. Здесь вы найдете все: средневековый замок, где можно бродить целый день, великолепные готические сооружения, роскошную Королевскую милю – улицу с дорогими магазинами, где можно приобрести кашемировое пончо или элитный виски, Роуз Стрит с кучей ресторанчиков и баров, в которых вы весело проведете вечер.

Городок Форт-Вильям расположен у подножья самой высокой шотландской горы Бен-Невис на берегу озера Лох-Линн. В Форт-Вильяме можно заглянуть на вискокурню Бен-Невис и укрепить свое мужество одноименным виски перед встречей с чудовищем Несси, которое по легенде обитает неподалеку, в озере Лох-Несс.

Город Алекзандрия неожиданно встречает огромным, почти безлюдным торговым центром, расположенным в здании ушедшей в небытие автомобильной марки Argyll.

И, конечно, не стоит забывать, что Шотландия славится своими замками. Нас больше всего впечатлил Эйлин-Донан, где снимался фильм «Горец».

Отдельного упоминания заслуживает британская природа. Идиллические поля равнинной Южной и Центральной Англии, холмистая Северная Англия с более суровой природой и холодным Северным морем, гористая Шотландия, напоминающая Норвегию, только вместо фьордов – длинные и узкие разломные озера. И везде – свободно пасущиеся на бесчисленных пастбищах коровы и овцы.

Ну, и напоследок несколько ценных бытовых наблюдений, которые вам пригодятся при поездке в Англию: не забудьте взять с собой переходник для розеток – они отличаются от европейских; переходя дорогу, обязательно сначала смотрите направо, а потом – налево, т.к. в Англии левостороннее движение; обращайте внимание на единицы измерения и не забудьте узнать эквиваленты таких мер как пинта, миля и галлон.



Прочитали рассказ? Теперь можно и поиграть. Спорим, не выйграете!


Обсуждение: оставлено 4 коммент.

    Авто муж бронировал на economycarrentals.com. Там можно ввести даты, на которые хотите забронировать машину, в каком городе планируете ее забрать, и сайт выдает соответствующие предложения прокатов — так что можно будет выбрать конкретный прокат, подходящий класс автомобиля, условия проката, стоимость и т.п. Доп. бонус от использования этого поисковика — скидка на цену, которую предлагает прокатная контора, если вы пришли в нее с экономикар. Конкретный авто вы выбрать не сможете — только класс, в рамках которого вам будет предоставлен автомобиль, имеющийся в наличии. Если будет несколько — сможете выбрать, в принципе на сайте указано, какие машины данного класса у них есть. Мы брали Hyundai I30 и i40 — очень удобные машинки для семейных путешествий. Цена сильно зависит от страны, от доп.оборудования, которое вы хотите использовать, типа страховки и т.п. Перед тем, как брать машину, стоит почитать про различные виды страховок, наличие бесплатных парковок там, куда вы собираетесь, платных дорогах, стоимости бензина и т.п. Иначе издержки на авто могут существенно превысить запланированную сумму. Эту инфу можно найти в поисковиках, в т.ч. в рунете, на форумах путешественников и т.п.

    Очень понравился Ваш рассказ о поездке, какой-то природный магнит в Вас, «Навигатор решил провести нас по наиболее короткому (по километражу) маршруту, уведя с трассы на разветвленную сеть грунтовых однополосных дорог, проложенных сквозь поля и обсаженных плотной ежевичной изгородью. Мы окрестили их «кроличьими тропами». Это название появилось неслучайно – каких только зверушек мы ни встретили на этих проселках за время нашего пути – кроликов, фазанов, барсука – некоторые из них с достоинством пересекали дорогу, другие судорожно бежали впереди автомобиля до ближайшей развилки.» Этот рассказ вызывает очень добрые и любопытные чувства, читаю и в голове сказка как будто это все происходит со мной, признаюсь погрузили меня в то доброе детство) Спасибо Вам). Хотел бы спросить если не секрет в какую сумму обошлась такая замечательная поездка, начиная с оформления визы заканчивая всеми мелочами включая плату за парковку? ну или хотя бы примерную сумму еще раз Вам спасибо.

    Очень впечатляющий рассказ и сама поездка на автомобиле. Мне тоже повезло побывать в Англии в далёком 1985 году в составе профсоюзной делегации по программе обмена профсоюзными группами.Конечно, времена были советские и свободы самостоятельного передвижения тогда не было. Всё было организованно и программа была утверждена заранее. В основном это был Лондон и его окрестности. Программа была очень насыщенной и крайне интересной. Не всякий турист увидит то, что увидел я. Чтобы не быть голословным, приведу программу нашего пребывания в Англии.
    Туристическая профсоюзная поездка в Англию в 1985 году Путёвка – 280 рублей
    Пролёт — 170 рублей
    Валюта — 47 рублей
    Уважаемый товарищ Багаутдинов А.Н.!
    Вам оформлен выезд в Великобританию по туристической путёвке.
    Прошу Вас внести в любую сберкассу на расчётный счёт облсовпрофа № 00695406 в Липецком горуправлении Госбанка 497,07 рублей за путёвку, пролёт, валюту.
    Квитанцию из сберкассы и паспорт необходимо принести в облсовпроф (ул. Советская, 7 ,к.111) до 21 мая 1085 г.
    Инструктаж туристов состоится в облсовпрофе (к.109) 5 июня 1985 года. В 15 часов, иметь при себе 50 рублей на обмен валюты.
    Выезд из Липецка 12 июня в 21-30.
    Возвращение в Липецк 27 июня в 7-30.
    Тел. 4-11-69, 4-71-38.
    Зав. отделом облсовпрофа И.В.Теньков
    Приложение №4 к Протоколу о сотрудничестве между Центральным Советом по туризму
    и экскурсиям и туристической организацией «Первый профсоюзный клуб Великобритании» в 1985 году на безвалютной основе

    П Р О Г Р А М М А
    пребывания советских туристов в Великобритании
    12 июня — отправление ж.д. из Липецка в 21.30
    13 июня – прибытие в Москву на Павелецкий вокзал
    14 июня – вылет в Лондон в 8.30 с Шереметьева-2 рейсом СУ-243
    14 июня – 1-ый день: прибытие в Лондон (аэропорт Хитроу) в 12.00 по московскому времени (9.00 по местному времени), доставка из аэропорта ав-тобусом в Центр отдых Пло Хэтч холл (старинный замок постройки 1874 года в 50 км от Лондона), размещение, свободное время (фактически — ознакоми-тельная экскурсия по Лондону).
    15 июня – 2-ой день: утром – поездка на побережье Английского канала (пролив Ла-Манш) с посещением города Брайтон (аттракционы, игорные ав-томаты, океанариум);
    вечером — приём у членов «Первого профсоюзного Клуба Великобритании» (день рождения королевы Великобритании Елизаветы II)
    16 июня – 3-ий день: поездка на Лондонский воскресный базар, посещение Хайгетского кладбища с возложением цветов на могилу Карла Маркса, посещение парка отдыха Хэмстед (пикник) и Гайдпарка
    17 июня – 4-ый день: обзорная экскурсия по Лондону с посещением Вестминстера, палаты лордов и палаты общин Парламента, общеобразовательной школа «Томас Беннит»
    18 июня – 5-ый день: экскурсия на станкостроительный завод «Сайкс» (изготовление зуборезных станков для КАМАЗА), знакомство с рабочими и посещение с ними паба, посещение Виндзорского замка (одна из действующих резиденций королевы)
    19 июня – 6-ой день: экскурсия по Лондону и посещение театра «Принца Гарварда» с просмотром мьюзикла «Эвита»
    20 июня – 7-ой день: посещение Лондонского Тауэра, музея мадам Тюссо, Национальной галереи и библиотеки имени К.Маркса
    21 июня – 8-ой день: посещение Британского музея, Исторического музея (Natural Historic Museum of London) и Галереи Тейта (художественный музей), собора Святого Павла
    22 июня – 9-ый день: экскурсия в город-спутник Лондона Кроули (спорт-комплекс в составе плавательного бассейна, зала для занятий тяжёлой атлетикой, тренажерного зала и футбольного комплекса), вечером – ответный приём членов профсоюза (Британский Конгресс Трейд-юнионов)
    23 июня – 10-ый день: посещение воскресного Лондонского базара, пар-ка Святого Джеймса и площади перед Букингемским дворцом (постоянная резиденция королевы)
    24 июня – 11-ый день: поездка в Хэмптон, экскурсия по королевскому дворцу, время от времени посещаемому королевой (достопримечательности — огромный и высокий приёмный зал, выполненный из дерева, с ложами для гостей и с кострищем в центре, входной холл со стенами из древнего оружия – пики, алебарды, щиты и т.д.).
    25 июня – 12-ый день: вылет в Москву из аэропорта Хитроу, рейс СУ-244, прибытие в 17.40 по московскому времени
    26 июня – выезд в Липецк поездом с Павелецкого вокзала
    27 июня – прибытие в Липецк в 7.30

    Посольство СССР в Лондоне: Кепсингтон Палас Гарденс В-8-13
    Тел. 229-36-28, 229-36-29
    Консульство 223-32-15

    С уважением АнварНуртдин

Попасть в Англию на машине можно двумя путями - на пароме и по Евротоннелю. Первый - в разы дешевле, второй - в разы быстрее. Выбирать Вам. Хотя ради "для экзотики" разочек через тоннель проехать можно. Итак, направляясь на машине в Англию через Евротоннель, Вам необходимо оказаться во Фраации, на трассе А-16 (Е 402), держа "генеральное" направление на город Кале (Calais). Навигатор можно настрооить на координаты въезда на территорию терминала тоннеля
51° 5" 49" N, 1° 9" 20" E. По мере приближения к нужной точке указателей будет все больше. Проехав по ним, Вы окажетесь на площадке перед кассами терминала.

Теперь необходимо выбрать коридор для оплаты. При въезде на терминал 4 типа коридоров:
-касса с кассиром для английских машин - на табло изображение кассира, под ним - английский флажок;
-касса с кассиром для остальных машин - на табло изображение кассира;
-касса-автомат (оплата картами) для английских машин - на табло изображение кассы с картой, под ним - английский флажок;
-касса-автомат (оплата картами) для остальных машин - на табло изображение кассы с картой.
Если у Вас есть распечатка билета, приобретенного через интернет, то нужно выбрать коридор, который обслуживает касса с кассиром.
Если билета еще нет, то можно ехать как к кассиру, так и в коридор автоматической оплаты платиковыми картами. Однако для второго варианта надо хорошо знать английский. А кассиры карты тоже принимают.
Стоимость билета может колебаться от 40 до 230 евро в одну сторону за легковую машину независимо от количества пассажиров в ней. Чем раньше зарезервирован билет, тем он дешевле. Кроме того, при приобретении билета заранее цена ниже, если фиксируется дата возврата и т.д., могут быть специальные акции и пр. Если билет заранее не заказан, то стоимость будет максимальная - 220-230 евро в одну сторону.
Если высота Вашей машины около 180 см, кассир, увидев это, спросит, не выше ли она этого значения - тогда билет будет стоить дороже. Обманывать не стоит - при въезде в зону погрузки в поезд на уровне 180 см висит планка.

Из моей практики: 2-3 см превышения (бокс на крыше моей машины слегка задевал подвешанную "сигнальную" планку) служащими "не замечаются".

Билет дает право проезда по тоннелю в любое время в течении 4-х часов с момента покупки. Поезда отправляются каждые 15 минут. Поэтому, оплатив проезд, можно заглянуть в здание терминала - купить сувениры, сходить в туалет, перекусить. Есть Duty Free - ведь мы же покидаем территорию Евросюза и, "по закону" на выезде работает магазин беспошлинной торговли, отдел алкоголя весьма неплох и по ценам, и по ассортименту (особенно виски).
Дальше все просто: следуя по указателям и сигналам персонала, выезжаете на площадку, где формируется очередь на погрузку в поезд, выбираете коридор "по высоте" (для машин высотой до 180 см или выше) и встаете в очередь.


Затем по команде служащего проезжаете на платформу и в поезд, проезжая по вагонам, пока не "упретесь" в стоящую впереди машину.
Ехать около 25 минут. Можно выходить из машины и проходить по вагонам - в передней и задней частях состава есть туалеты.

Пользоваться фотоаппаратами можно, но вспышки категорически запрещены: в вагонах стоят датчики вспышки и поезд может остановиться из-за нее.
Выезжая не забудьте, что Вы уже на дороге с левосторонним движением.
Удачной дороги!

Итак на этот год я рассматривал 3 варианта места где я буду путешествовать на машине: Британия, Штаты и что-нибудь в Латинской Америке. Штаты после некоторых колебаний отпали - после событий 11 сентября. В Латинской Америке я не нашел у ведущих фирм сведений об аренде машин. Значит - Британия.

В "диком" путешествии, в отличие от организованного, участвуешь как минимум 2 месяца: месяц до него самого (подготовка маршрута, изучение весомости для себя достопримечательностей, которые планируешь посетить, поиски в Интернете карт городов и описаний мест) и месяц после (оформление, упорядочение фотографий и, как я в данном случае, - составление описания для Интернета). Больший или меньший от этого кайф - это каждому свое...

Изучив статистику о погодных условиях (дождевых, в первую очередь), и чтоб не разгар тур сезона - конец мая - меньше шансов застать сплошной дождь. Изучив возможные маршруты (по путеводителю Полиглота "Англия", общей информации по Британии на сайтах " " и другим) по Англии, Уэльсу и Шотландии, я понял, что мне нужно минимум 2 недели с утра 23.05. до вечера 5.06.2002 .

Не очень приятный опыт поиска приемлимой по цене гостиницы сразу из аэропорта с тяжелой сумкой на плече подсказал мне: сначала путешествие на машине (ночевка в машине), затем поиск на ней гостинницы, а потом жизнь в столице. Поэтому теперь я заказал еще из Израиля машину кл. "А" в аэропорту на 7 дней (20 фунтов в день), чтобы сдать ее через 7-8-9 дней в Лондоне по указанному адресу.

Машина и дороги

В Гатвике мне предложили вместо заказанной (см. www.ofran.com) - машину Пежо 106 1,1 3-х дверную с полупрозрачным люком и особо подписать два неясных мне условия:
1.Scuff OSF Wheel Trim - это диски или протектор в порядке (?)
2.Damage Waiver Accepted - Допустимый Аварийный Отказ (?)
Third Party Insurance Accepted - Страхование Третьей Стороны Принято (кем?).

Еще я попросил оплатить проезд (согласно опции) по скоростным дорогам 7,8 ф, а зря: в Англии и Шотландии турникетов вообще нет, а при въезде в Уэльс со стороны Бристоля мне все равно пришлось заплатить 4,4 ф, как сейчас понимаю - за мост через пролив. Но тогда в расстроенных чуствах (после долгих препирательств с их начальником - была надпись, что ты възжаешь в Уэльс!) я этого длинного моста не ощутил! В дальнейшем мне пришлось еще однажды платить за красивый арочный мост на остров Skye - по 5.7 ф туда и обратно.

Забегая вперед: когда я сдавал машину, то за один исцарапанный диск-накладку колеса мне пришлось уплатить по их расценкам еще 30 ф (!) за замену всех 4-х дисков (эту таблицу ущербов мне показали). Отсюда напрашивается совет : снять сразу хотя бы 2 левых диска и одеть их перед возвратом машины.
С левым движением я с трудом, но освоился. Но две вещи меня мучили до конца пути: Это отсутствие ощущения левого края дороги. При том, что дороги и полосы движения в Британии невероятно узкие, то с отсутсвием присутствия оного ощущения я часто выезжал на мощеную часто острым камнем бровку. В итоге пришлось выкинуть одну шину (новую купил за 23 ф), и один раз править кувалдой(!) и балансировать диск все того же переднего левого колеса (2 ф). А на каком-то участке скоростной дороги в три полосы машины плотно двигались только по крайним полосам, я заехал сгоряча в среднюю полосу, но почуствовал себя там крайне неуютно даже на своей маленькой машинке - настолько узкие были полосы - и покинул ее.

Второе - это коробка передач: расположенная слева, но действующая в той же последовательности. В экстремальных ситуациях, когда действуешь автоматически - хочется заднюю скорость включить "под себя", а пятую от себя на полный вынос руки... Сказывается 30-летняя наработка? Может молодым переорентация дается много легче..?.

В этот раз мне не приложили с документами карту дорог Британии - я сам ее попросил и она была дополнительным помощником при ориентировании. На ней нанесены сервисные станции скоростных дорог, множество туробъектов и уточнены номера дорог. Одной такой станцией я воспользовался - перед въездом в Лондон, на окружной дороге М25 за 20 миль от центра - громадный сервисный центр. Несколько круглосуточных кафе,супермаркет, койка на ночь, душ при туалете, платная стоянка 5ф за 24 часа. Двумя последними я и воспользовался...

С британских дорог, в отличие от тех стран, где я уже побывал (Италия, Испания и Португалия, ), практически невозможно выехать в лесную рощу, на луг,- никуда съехать с дороги нельзя физически! И даже остановиться. Вероятно от овец, которых видишь на всех пространствах страны, все дороги защищены или древним каменнымнизким забором или небольшой насыпью с живым забором, вредких просветах которой видна проволочная изгородь. Вплотную к забору - сплошная краевая линия дороги. Для остановок на всех дорогах есть карманы, о которых заблаговременно оповещается дорожным знаком. И на которых обязательно естьнадпись "ночевка запрещена". На сервисных станциях ночная стоянка или запрещена или должна быть оплачена.

Вместо перекрестков дорог и улиц очень распространено "круговое движение". Круги диамером от 0,7м, нарисованном прямо на асфальте, до нескольких десятков метров, заросших деревьями так, что иногда не понятно куда ты выехал (знак "круговое движение" отсутствует - благо, что "помеха справа" имеет всеобъемлющее право).

В арендованной мною машине здесь я впервые обнаружил неоткидывающуюся до конца спинку сиденья, пришлось демонтировать спинки задние (у меня с собой раздвижной ключик и отвертка), да это оказалось и к лучшему: теперь я спал на ровной горизонтальной поверхности. В спальнике израильской армии(сын презентовал) и в сшитой мною простыне-вкладыше. С приоткрытым на 1см люке. Кипятильник 12v 200w (для кофе, чая в термос, супов и пюре) я подключал прямо к аккамулятору (по грубому расчету я могу им пользоваться около часа, не боясь посадить аккамулятор).

Надо сказать, что пробок и аварий я ни разу не видел, даже в те 20 миль, что я наездил по Лондону. При том, что за рулем, наверное, большинство - женщины, не помню ситуации, о которой говорят: "скорость каравана определяется первым верблюдом". А когда я в первый день, съехав со скоростной дороги, заехал вправо на первом же круге движения, все водители остановились на его въезде и терпеливо ждали, когда я управлюсь с непослушной коробкой передач и развернусь в ихнее "правильное" направление (вот она экстремальная ситуация).

Цена литра бензина по всей стране 0.76-0.78 ф (1ф=1.45$), а солярка даже чуть дороже(!??). За 8 полных дней я проехал 3540 км. Расход бензина 5,2 л на 100 км.

Музыка на радио
Из-за того, что я много времени был за рулем, то музыкальное "сопровождение" играло (тавтология?) большое значение. При моей большой любви к качественной музыке я ею в пути наслаждался!!! Современный, но простой приемник и хорошие динамики, а главное качественное вещание тому способствовали. По Англии, Уэльсу и части Шотландии я слушал классику по двум круглосуточно вещающим каналам классической музыки. Качество (вероятно, исходной записи!), в отличие от ежедневно вещающегоподобного канала в Израиле, очень высокое (музыкальный дизайн?), а репертуар более популярный - оперы, симфонии, балеты. (В отличие от в основном опусного - в Израиле. А комуинтересны музыкальные опусы - наверно только музыкантам, как критика, в прошлом, только самим критикам).Когдая выезжал из радиуса вещания одной станции, то нажатием кнопки RDS приемник, не прерывая прием находил, тот же канал, но ближайшей станции и фиксировал ее на той же кнопке.

После ухода на север от широты Глазго - Единбург эти оба канала исчезли, но зато появился прекрасный музыкальный канал "BBC-Scotland": блюзы, рок, классика джаза... Аналогичный израильскому каналу "88FM".

Несколько слов о цифровом фотоаппарате (Olympus C4040), который в путешествии у меня впервые. При небольших габаритах и F1.8 до F2.6 при 3х кратном Zoomе, докупив память на 64М, я делал снимки без ограничения: без вспышки на ночных улицах, в метро, театре на Ковент Гарден, музеях, соборах, а также панорамы Лондона(~180`) с нового пешеходного моста, идущего от театра Глобус к собору св. Павла, у Биг Бена (~270`) и круговую панораму (360`) панорамной картины древнего Рима в Галерее Виктории и Альберта (V&A). Видя сразу будущий результат съемки, корректируешь экспозицию, неудачные - стираешь. В итоге я получил около 450 снимков в основном в формате экрана моего компьютера 1024х768 пкс.

Для зарядки аккамуляторов NiMH-1,8а/ч я сделал зарядное устройство, подключаемое кприкуривателю автомобиля, а в гостинице Лондона использовал стандартное от сети. Гибкая треножка, установленная, например, на крышу автомобиля, позволяла разбавлять пейзажи своей физиономией...

В музеях, галереях Лондона, где вход свободен (Британский музей, Галерея V&A, музей Натур. Истории, национальный Морской музей) нет запрета на съемку. А вот в великолепной Шотландской национальной галерее в Эдинбурге снимать запрещено, там в каждой комнате - по солидному служителю. Поэтому я только записывал названия и авторов понравившихся работ с надеждой отыскать их потом в Интернете.

Погода мне сопуствовала, вопреки мрачным ожиданиям.

Ну а теперь о самом путешествии.

Сняв деньги в автомате аэропорта Cache Point(высокие комиссионные,также как и в Лондоне на улицах - 2ф за операцию! Та же история, что и в аэропорту Афин,но там в самом городе - без комиссионных) и, получив машину в 12:30, я поехал сразу в Дувр . Въезд в Дуврский Замок стоил 7,5ф. С учетом, что за стоянку уже не надо платить и не беспокоиться. что стоянка просрочена (это преимущество я понял в дальнейшем) - это оказалось не очень дорого. Кроме осмотра крепости, некоторых музеев это включало осмотр одной из башен с "палкой"-путеводителем на 5 европейских языках (не понятных мне), просмотр иммитируемого сражения во время блокады 1216 года - на нескольких проемах внутри башни проектировались фильмы-эпизоды этого сражения со звуковыми и световыми эффектами (мне это надо?). Но с вершины холма из крепости открывался прекрасный вид на громадный порт Дувра - с его транспортными развязками, причалами, отходящими и приходящими паромами и белыми скалами, окаймляющими обрыв к морю...

На второй день с утра шел мелкий дождь, из-за чего я пропустил милый старинный (по описанию) городок Rye (Рай), а по еще более старинному Winchelsea XI-XIIв, часть которого оставшейся нетронутым на холме после наводнения 1287 года - 500 жителй - рано утром ходил и снимал в промежутках между дождями. Потом был Hastings - галечный пляж, бурное море. И вот Ч"ичестер , центр его - это обособленный старинный уютный красивый городок, с кафедральным собором 1091года, где в 14:00 я попал на службу: прихожане что-то пели под орган (текст дают при входе). Между пениями с трибуны выступал один цивильно одетый человек, потом второй - прихожане сдержанно похохатывали (напомню, что церковь протестантская), а в конце речьдержал человек, одетый в светлую (цветная вышивка на белом) рясу.

Собственно что описывать само путешествие? Охи Ахи я оставлю при себе.

Лучше я расскажу о самих англичанах , которых наблюдал, фотографировал ик которым пришлось обращаться. Сразу признаюсь: английский я не знаю , т.е. я могу понять большинство надписей и даже что-то спросить, но понять любой усный ответ - это выше моих возможностей (согласитесь, что для этого необходим хороший опыт - а где его было найти на нашем бывшем советском пространстве?!).

Выезжая, по-моему, из города Wells (громадный собор с тремястами статуй - по описанию -, расположенными в нишах собора на разных высотах), я, заблудившись, спросил женщину, только что вышедшую из машины. Она стала мне объяснять путь, но, увидя мой растерянный вид, махнула рукой - езжай за мной. На выезде остановилась, вышла из машины, показала мой поворот налево и поехала обратно. Сама любезность. Я бы сказал больше - щедрость души.

В другом месте я искал в Лондоне путь к центру (милях в 5 от центра указатели "City centre" зациклились вокруг какой-то площади) и спросил у мужчины, сидевшего в открытом кафе. Посмотрев мою карту Лондона, повесил щепотку пальцев вне карты - вот сейчас ты здесь - и махнул рукой - езжай в ту сторону. Я спросил: по каким улицам? - Самым разным, немножко вправо, немножко влево: они все время меняют названия. И, посмотрев на солнце, дал гениальный по простоте совет: чтоб солнце было в среднем у тебя слева. Так я успешно и самостоятельно въехал в пределы своей карты, а там было "дело техники" добраться до района Bayswater, где запланировал искать гостиницу. Кстати, по предыдущему опыту знал, что почти во всех гостиницах можно торговаться. Так и здесь в небольшой гостинице "Hyde Park" на Inverness Terrasce в 100 метрах от метро Bayswater за одноместный номер мне предложили 26ф в сутки - договорились на 100ф за 5дней. (Я прошу прощения у определенной части читающей публики за сообщения по тексту цен на услуги, не боясь показаться меркантильным, т.к. я всегда взвешивал удовольствие, которое я получу за предлагаемую цену, но знаю, что для другой, оставшейся от первой, части публики, - это также важно). В комнате на третьем этаже с душевой-туалетом, телевизором, холодильником, чайником. И этот принимающий-араб не был даже хозяином ее! А только одним из трех служащих, которых я видел на его месте. На третий день он заговорил со мной на иврите (несколько фраз), высказав мне почему-то свое почтение - оказалось, что он жил в Газе, работал в Петах-Тикве и 30 лет как в Лондоне. На вид ему лет 45.

Наулицах Лондона подавляющее большинство служащих сферы обслуживания - негры (в метро, полицейские, оффисы, водители автобусов, служащие вокзалов), а в сфере бизнеса - арабы (продавцы в магазинах, секьюрити у входов во всевозможные учреждения, принимающие в отелях...). Есть общеизвестный китайский район в Сохо (я думаю, что это касается только ресторанов и их посетителей). Есть "арабская" улица Edgware Road, я шел по ней в полночь пятницы: открыты магазинчики, множество открытых (в смысле столы на улице) кафе, и арабы, арабы... разговаривающие, слушающие музыку, жующие, курящие какие-то трубы, поставленные на пол (м.б. это и есть фимиам?).

Сохо ..., воспетое моей предшественницей . (А почему - Алиса? М.б. потому, что она описывает Лондон как страну чудес? (:>) Но в ее рассказ я влюбился. И им руководствовался - по мере возможности). Несколько по другому предстало ночноеСохо моему взору (правда, описание Алисы касается осени).Множество ресторанов на вторых этажах; кафе, кафе, кафе - в цокольных. Выходящие из кафе-баров молодые люди с бутылками пива. Тусуются. Ставят бутылки тут же у выхода. Что-то падает, разливается. Запах пива. Кто-то бутылки тут же собирает. Туалет-дуплекс для мужчин прямо на улице, закрывающий их только с трех сторон...

Множество рикш - трехколесных велосипедов и четырехколесных электросипедов и даже закрытый автомобиль-селедка метров 10-11 длиной. Прелестно одетые китайские пары, входящие в свои китайские рестораны и, далее, во все стороны от Сохо столики прямо на улицах, сидящие, стоящие и прогуливающиеся, разговаривающие, жующие и попивающие люди - таким предстал этот центр Лондона моему любознательному фотоаппарату двумя вечерами пятницы и субботы, в последний день весны и в первый день лета 2002 года...

Кстати в отличие от всех, наверное, западных стран - в провинциальных городах всей Британии (там практически нет инородцев из бывших колониальных стран, и толпы туристов - тоже большая редкость) народ на улицах внешне очень похож на российский. Но, присмотревшись, я заметил почти полное отсутствие курящих на улицах (Мальборо стоит около 5,5 ф - м.б. это закрепляющее следствие, а не причинауспешной борьбы с куревом?). Мужчины ходят в обычных брюках, а вот девушки и женщины - большинство в джинсах. В одном очень длинном подземном переходе, соединяющем Галерею V&A и музей Натуральной Истории с ближайщей станцией метро (на улице был дождь - и это было очень удобно!) один музыкант лет 35-ти играл на арфе! Я подумал, что он иностранец, а может даже русский? Когда он закончил играть, я подошел к нему и, представившись, спросил - не иностранец ли он. Нет. Он назвал какое-то место в Лондоне и поблагодарил за брошенную мною монету. А в средневековом Йорке , (основанным еще римлянами), на перекрестке улиц мужчина лет 40-ка играл на рояле! Что он делал с инструментом во время то и дело возникающем дожде - я не успел увидеть...

Нет, не видел я "чопорных англичан". Даже в театре Royal Opera Hause на Covent Garden , где я 4.6.02 слушал La boheme. Билет я покупал в самом театре за 6 часов до начала спектакля в амфитеатр (галерка - в российском понимании) по очень демократичной цене - 4ф при максимальной в партере - 120ф. У девушки-кассирши я спросил,удобно лимне прийти в белых брюках - улыбнулась, что-то сказала. Я уточнил: хоть в белых, хоть в черных? Она, смеясь, повторила меня: хоть в белых, хоть в черных. А видимость с моего последегоряда была полная! Сверху, над занавесом, две неяркие, но вполне читаемые строчки перевода пения на английский. В нижних боковых ложах, куда я заходил, установлены плоские дисплеи, вероятно для обзора необозримогоиз ложи пространства сцены. Театр вместе с примыкающим громадным стеклянным кафетерием построен, как и большинство других культурных центров Лондона, в середине 19 века.

А еще слушал концерт рояль + орган в соборе св. Павла (с 1675г - арх. Кристофер Рен). По совету все той же (спасибо ей) - в воскресенье вечером - только не в 6, а в 5 часов (м.б. переход на летнее время?). Проходишь через весь этот громадный собор и в глубине его, оставшаяся четверть кресел предназначены для тех, кто пришел послушать сегодняшний дуэт. Приглашают, дают программку. Несколько необычное сочетание - piano (некто Mark Williams) и монстр орган (Huw Williams). В том смысле монстр, что орган играл в сотую, м.б. часть своей силы. И это явно чуствовалось: как-будто лев облизывал своего щенка-львенка! Играли опусы неизвестных мне композиторов рубежа 1900-х годов. На обороте программы - "послужные списки" обоих исполнителей. Вообще в Англии и Шотдандии (особенно в Эдинбурге) есть традиция использовать церкви для концертов органной музыки: висят афиши с указанием цен по каждому концерту...

В Эдинбурге мне попалась программа концертов по Британии и Ирландии "Российские Грандиозные представления Центрального оркестра Белой Русской Армии (of the White Russian Army)", а снизу помельче - "известного прежде как Оркестр Красной Армии"! А? Я не слышал, чтоб в России его так переименовали!? Да, Эдинбург - это нечтоособо запоминающееся явление, не только своими древностями и международными фестивалями (в этом году с 11 по 31 августа), но и как двухуровневый город. Вокруг пересечения улиц Princes Street и North Bridge в радиусе, наверное, около полукилометра внизу существует другой город со своими улицами, но теми же зданиями. И разница в уровнях достигает 7-8 этажей! По краям этого радиуса есть съезды в этот город.

На улицах городов почти отсутствуют урны для мусора, ночасто встречаются мусоросборщики для кульков (?) с собачьими какашками, если я правильно понял надписи на них. А в каком-то городке я сфотографировал транспорантик: "Penalty 500 ф" рядом с нарисованной какающей собачкой. Чистота на дорогах и улицах городов, конечно, потрясающая. Но то,что я застал в Гайд иГрин парках во время празднования 50-ти летия правления действующей королевы - не поддается описанию! 3.6.2002 в обоих этих парках были установлены громадные телеэкраны и эстрадные сцены. Поздно вечером вГайд парке я застал как тысячи людей стотрели как королева подъезжала в автобусе к месту салютной артиллерии, поджигала шар, который объятый огнем покатился по желобу и дал началу грандиозного салюта. Люди что-то пели под музыку с экрана, заводили хороводы, бегали, кричали и прыгали. А под ногами пластмассовые бутылки, стаканы, кульки - все то, с чем они праздновали весь этот вечер. А утром на следующий день, во время парадау Букингемского дворца оба этих парка были белыми от гор мусора, оставшегося от прошедшей ночи. Это у меня не укладывается в голове - если я воспитан с детства не бросать мусор, то я даже свои окурки сигарет не смог выбросить по дороге, а складывал их в кулек (чтоб не вонялоиз пепельницы в машине), а тут мусор себе же под ноги!? Нет, нет - это не стоит "брать в голову", а тем более укладывать это в ней.

Так что же сам парад? В 9 утра самые разнообразные легионы конниц сосредоточились в аллеях Hyde Park. Вороные кони - всадники с блестящими касками; бежевые кони - всадники под гренадеров; белые кони с лохматыми ногами у копыт - всадники в черных полусферических кепи; вороные с белым кони - всадники с пышными черными папахами. Вокруг - неактивная полиция, тоже на конях, но пегих. Колесницы пушек времен конца 18 века. В 10 утра все это в определенной последовательности входит через ворота в Green Park, в конце которого на стыке с James Park и стоит Букингемский дворец. На площади у дворца (я добрался туда без помех) - крытая арочная конструкция. В ней хор и оркестр...

Очень повезло мне при поездке в Гринвич (я ехал туда на переднем седенье первого вагона Light Railway - по совету Алисы). Повезло, что с утра был солнечный день, повезло, что в Морском колледже (постройки 1696-1751) - сразу после выхода из подземного перехода от Docklands - был праздник его юбилея, а на его территории была экспозиция неизвестной (!) мне автомобильной фирмы, тоже праздновавшей юбилей, но 50-ти летний. Далее был Морской музей (свободный вход), за посещение которого в этот день давали купоны для бесплатного посещения галлереи (портреты полководцев армии и флота его и ее королевских величеств) Queen`s House (1617-35) и Обсерватории (1675), от которой открывался вид, не очень впечатляющий, на Docklands и, левее, на центр уже дождливого Лондона. А внизу улицы Гринвича одеваются в серпантины флажков Британии, возводится эстрадный помост и уже на него взбирается моленький оркестрик и даются первые аккорды торжеств, посвещенных завтрашнему Юбилею страны.

Royal Kew Gargens . По совету все той же я приехал туда "рано утром" -к 9:00. Но открывается он в 9:30. (Я могу понять женщин - для определенной части из них "рано утром" - это где-то в районе 10-12 часов:>)...). И вход уже не 5ф, а 6,5ф (при годовой инфляции около 3-5% - прогресс изумительный. В такой же прогрессии выросли цены и в другие тур места и даже в метро! Мой недельный проездной в 2 зоны стоил уже почти 20ф плюс 3ф за фото в автомате).На меня эти ботанические сады не произвели особого впечатления. Растения, растения с названиями и местами их родины, многие, как не странно, уже отцвели. Посаженные без особого дизайна, кроме 1-2х мест, одно из которых я сфотографировал, решив воспроизвести у себя в саду - водоемчик, обрамленный камнем, и лилии в болотистой воде. Многие из этих экзотических растений воспроизводятся у нас в садах гостиниц Эйлата и с таким великолепным дизайном, что я не перестаю восхищаться каждый год, бывая там. И. конечно же, не сравнишь с садово-парковым ансамблем 1740 года Stounhead , находящимся на пол-пути от Salisburyв Bath, где я с удовольствием гулял действительно "ранним утром" 25.5 с 8 до 12 часов. Ансамбль разноуровневых озер, гротов, пещер с мраморными Нептуном и Ариадной в них, здания, иммитирующие римский период, экзотические кусты и деревья, невиданных мною видов и во всем этом приятный запах от кустовых цветов. Почти никого нет (с основного шоссе нет указателя-съезда на это великолепное место). Редкие пожилые пары, тоже гуляющие там, обязательно сдоброй улыбкой здороваются с тобой.

После Stounhead был Бат и Уэлс, замки Kaernarfonи Conwy в Уэльсе;

кольцевой маршрут по Озерному краю (Lake District) с ночевкой на частной лужайке, где мне разрешили поставить машину после приятного ознакомительного разговора; высокохолмная страна - Highland с ее простором, заливами и озерами; кольцевая однопутка на острове Skye (вероятно в переводе cшотландского на английскийэто Sky - небесный) с карманами для разъездов; почти безжизненное шоссе №9 с безжизненным ландшафтом от Inverness до Brail Atholl, где я заночевал под кронистым деревом с нулем в бензобаке в ожидании открытия бензостанции, но которая не работала и пришлось ехать еще 4 мили самым экономичнейшим образом; незабываемая, достаточно пустынная дорога №68 среди лугов от въезда в Англию и до Castleside (поворот в Дархэм) - как американские горки (при хорошей скорости), дорога неширокая, но прямая и вверх-вниз на протяжении около 150км; ночевка на деревенской лужайке перед Darham, с которой в 5:30 утра меня "попросили" пара полицейских (он и она), но благодаря такой рани я непостижимым образом, кружа вокруг высокого холма, на котором стоят древние собор и крепость Дархэма, смог подняться по единственной узкой улочке, ведущей к ним; после Йорка - необъятный по простору двух- трехэтажный Кембридж весь в зелени и с многочисленными каналами и академическими байдарками в них и без карты нет возможности найти и посетить описываемые места.

/5 (6 )

Купить английскую машину и отправиться к ней на родину. Первые в России владельцы новых моделей Ягуара и Ленд Ровера решились на приключение.

Путь из Москвы в Англию (и обратно) занимает две недели, и проходит через 14 европейских стран. Я присоединился к экспедиции на несколько дней, и вместе с ними приехал в Лондон.

1 Начнём с представления: вот эти смельчаки, решившиеся на авантюру. Они обычные люди, не дальнобойщики. Проехать 10 тысяч километров за раз и провести две недели в пути совсем не просто. Четыре машины, четыре семейные пары. Владельцы машин - одни из первых покупателей новых Land Rover Discovery Sport и Jaguar XE. Чуть позже, мы познакомимся с ними получше.

2 Эту поездку можно назвать, в прямом смысле, галопом по Европам:) Такое количество разных стран за короткий срок даже у меня не было.

3 Мы встретились в Эдинбурге, куда я прилетел, чтобы присоединиться к автопробегу. Самый важный участок маршрута - прямая до Лондона.

4 К тому времени ребята даже освоились с английскими дорогами.

5 Ехать по левой стороне дороги на машине с левым рулём - то ещё испытание.

6 Живописный берег Северного моря.

7 Маленький шотландский городок Арброт неслучайно был выбран местом остановки. Здесь, в нескольких километрах от берега, находится легендарный маяк Белл-Рок, который стоит на крохотном утёсе Инчкейп: клочок суши появляется лишь на несколько часов в день, во время отлива. Мы не смогли туда попасть на лодке.

8 Думали добраться вплавь, на машинах, но благоразумие взяло верх:)

9 Это место имело сакральный смысл для экспедиции. Дело в том, что она организована официальным дилером Jaguar Land Rover в России, компанией Inchape, названной в честь скалистого утёса в Шотландии.

10 Да, ещё с нами был Jaguar XE, но он по камням и пляжам ездить не обучен.

11 Генеральный партнёр экспедиции - ЮниКредит Банк: они работают с Инчкейпом в области автокредитования.

12 Каждый из участников автопробега получил банковскую карту с пакетом услуг PRIME . Эта карточка - настоящая находка для путешественников: 10% cashback в кафе, страховка в поездках на всю семью, бесплатное снятие наличных где угодно, ну и доступ в бизнес-залы аэропортов.

13 Так выглядит граница Шотландии и Англии. Англичане продают хот-доги.

14 Шотландцы щетинятся колючками. Первый раз увидел чертополох, символ Шотландии, именно здесь: растёт прямо на границе.

15 Знаковое место северо-восточной Англии, и пример того, как всеми ругаемое современное искусство может менять окружающую действительность. Это Ангел Севера: скульптура, установленная 15 лет назад на въезде в депрессивный промышленный город Гейтсхед, переживавший не лучшие времена. Заводы закрыты, население бухает, никакого просвета. Сейчас город считается чуть ли не британской столицей современного искусства.

Теперь о людях. Каждый из четырёх экипажей ведёт собственную страничку путевых заметок на сайте автопробега.

16 Кирилл и Ольга - организаторы и идейные вдохновители путешествия. Они оба работают в Inchape, идею автопробега вынашивали давно, а к самой поездке готовились несколько месяцев.

17 Константин и Мария . Костя тоже сотрудник дилерского центра, в экспедиции он следит за техническими вопросами, Мария - его девушка, автогонщица и блогер.

18 Елена и Евгений - одни из первых владельцев нового Ягуара ХЕ в России. Женя из Оренбурга, занимается страхованием, Лена работает в банковском бизнесе. Это уже вторая машина марки Ягуар в семье: прошлый был X-type.

19 Василина и Арнольд . Всё делают вместе: растят детей, занимаются творчеством и управляют необычным бизнесом: визуальные 3D-проекции на мероприятиях по всему миру. Это редкое, но набирающее популярность направление аудиовизуального искусства, представляющее собой 3D-проекцию на физический объект окружающей среды с учетом его геометрии и местоположения в пространстве. Объяснить сложно, если не видели, лучше посмотрите у ребят на сайте .

20 Всё время в пути, времени на еду почти не остаётся: часто участники питаются на заправках, или даже на ходу. По себе всё это знаю.

21 Я свой шотландский номер в коллекцию нашёл ещё в прошлый раз. Теперь и Костя, надеюсь, начнёт собирать.

22 Мне очень понравился Дискавери Спорт, удобный для путешествий. Порулить не довелось: предлагали, но я решил быть ленивым пассажиром и созерцать хайвеи с заднего сиденья. Теперь хочу эту машину на тест.

23 На что успел обратить внимание - двойной экран. Включаешь телевизор или фильм переднему пассажиру, а водитель, при этом, не видит видео и не отвлекается. Хотя эта штука, кажется, уже была в прошлых моделях.

24 А вот этого не было. И нет почти ни у кого. По всему салону раскидано штук пять USB-розеток. Прикуриватель же сегодня чаще всего используют для зарядки гаджетов.

25 В Лондон въехали вечером, по-простому, без фанфар и музыки.

26 Лондонцы радостно приветствуют русскую экспедицию в своём городе.

27 Наутро, все разбрелись по своим делам: наконец, отдыхать от автомобилей. Гулять по прекрасному Лондону, о котором я ещё расскажу. Ведь он оказался вообще не таким, как я его представлял!

Сейчас автопробег уже прибижается к российским границам, и через считанные дни финиширует в Москве.