Версальский дворец – величественный символ французской монархии. Версальский дворец Версаль дворец фасад

Шато де Версаль или Версальский дворец признан крупнейшим историческим музеем мира.

Дворец включен в список всемирно культурного наследия ЮНЕСКО. Большая часть открыта для посещения туристами.

До строительства архитектурного шедевра, Версаль считался деревней. В настоящие дни Версаль является пригородом Парижа, куда съезжаются туристы из разных стран. В 1623 году Людовик XIII построил охотничий замок в деревне Версаль. Замок предназначался для отдыха. Небольшое здание в виде охотничьего замка стало основой строительства самого дорогостоящего и экстравагантного здания в мире.

Строительство дворца начал Людовик XIV в 1661 году. Действия короля вызвали некоторые противоречия среди голодающего народа, министров, но никто не посмел в открытую выразить свои недовольства. В строительстве принимали участие самые лучше в то время архитекторы Луи Ле Вау и Жюль Ардуэн. Возведение садов осуществлялось по проекту Андре Ле Нотре. О внутреннем интерьере и парковых скульптурах заботился Шарль Лебрен. Под строительство, возведение садов, дорожек, фонтанов была расчищена огромная площадь в 14970 гектар.


На всей территории дворца насчитывается 1400 фонтанов, а так же 400 потрясающих скульптур. В строительстве участвовали более 36000 рабочих. После завершения строительства Шато де Версаль мог вместить в себя до 5000 человек. Однако, несмотря на сумму денежных средств, а это более 250 миллиардов евро (по современным меркам), дворец имеет некоторые недостатки. В нем можно было жить только летом, в зимний период времени проживание в нем было невозможным, т.к. не было отопления, большая часть каминов не подлежала эксплуатации.

Строительство Версальского дворца было окончательно завершено к концу жизни Людовика XIV. Он был резиденцией королевской семьи с 1682 по 1789 год.

Величие Версальского дворца показывает, насколько властен и богат был монарх. Апартаменты короля находились в центре дворца, что символизировало абсолютную власть монарха. Король-Солнце был уверен в том, что сам Бог выбрал его правителем Франции.


Стоит отметить, что Петр Великий в качестве гостя имел возможность пребывать в Версальском дворце в 1717 году. Великолепие сооружений и садов привели Петра I в восторг. По возвращению в Россию Петр Великий перенял некоторые идеи, которые были применены в строительстве Петергофского дворца.

Во время войны значительная часть строений пострадала. Но, несмотря на шаткое финансовое положение в королевстве, Людовик XVI выделил часть средств на восстановление дворца и садов. В 1760 году большая часть повреждений была отремонтирована.

После падения монархии, Версальский дворец попал в руки нового правительства. В результате, в 1792 году часть мебели и других предметов роскоши была продана, а произведения искусства были переданы в музей, а именно в Лувр.

Среди архитектурных сооружений дворцового комплекса выделяют Малый и Большой Трианон.

Большой Трианон построен в 1687 году по приказу Людовика XIV. Сейчас Большой Трианон используется Президентом Франции для приема важных гостей.



Малый Трианон был построен в период с 1762 по 1768 год. В малом Трианоне жила любовница Людовик XV мадам де Помпадур. Позднее, в 1774 году Людовик XVI отдал здание королеве Марии-Антуанетте.



Шедевром Версальского дворца является Зеркальный зал, площадь которого составляет 73 метра. Из 17 окон Зеркального Зала открывается восхитительный вид на парк. Зал получил свое название из-за наличия семнадцати арок с зеркалами. В зале проводились важные события и празднования.

Вообще внутреннее оформление отличается роскошью. Повсюду можно наблюдать резьбу по дереву и камню, расписные потолки, дорогостоящую мебель, стены украшают многочисленные картины известных художников.


Версальский парк заслуживает особого внимания. На возведение парка ушло 10 лет. Версальский парк является прекрасным примером французского садового дизайна. Цветники и аллеи выполнены в строгой симметрии.

Деревья имели строгие геометрические формы. Кроны формировались в виде шаров, пирамид, квадратов.

Цветники всегда благоухали. Как только цветы увядали, их заменяли новыми. Деревья и другие растения привозили со всех провинций Франции. Тысячи людей участвовали в создании сада.

Заслуживает внимания, и Большой канал, протяженность которого составляет 1670 метров. Работы по созданию канала длились 11 лет. Канал создавали под руководством Андре Ле Нотре. Большой канал был местом для многочисленных водных зрелищ во времена правления Людовика XIV. В настоящее время, любой желающий может прокатиться на лодке по каналу у Версальского дворца.

Королевский дворец в Версале – это главная жемчужина Франции, которая находится всего в 20 км от Парижа в небольшом городке. Именно большой Версальский дворец служил образцом для многих европейских замков. Архитектурно-ландшафтный шедевр включает роскошные дворцовые здания и изысканные сады с искусственными и естественными озерами. Версаль стал символом могущества и власти французского монарха Людовика XIV.


Причины строительства королевского дворца в Версале:

  1. В связи с революционным движением проживание в для королевской семьи было опасным.
  2. Амбиции. В XVII веке Франция активно развивалась, став новой сверхдержавой. Мощному государству требовался достойный политический центр, которым стал Версаль. Париж в то время был провинциальным городом.
  3. Зависть молодого короля, возникшая после того, как Людовик XIV увидел замок Во-ле-Виконт Николя Фуке. К слову, владелец замка в скором времени был казнен.

Дворец в Версале мог одновременно разместить 10 000 людей – из них 5 000 придворных и 5 000 слуг. Внутренняя политика Людовика XIV заключалась в бдительном контроле аристократии. Те придворные, которые покидали Версальский дворец, навсегда лишались королевской милости и, как следствие, имущества и чинов.

В строительстве архитектурно-ландшафтного комплекса были задействованы лучшие французские мастера: Луи Лево, Андре Ленотр, Шарль Лебрен. Всего из государственной казны было потрачено 25 млн. ливров или 259,56 млрд. современных евро. Это несмотря на то, что строительство большого дворца во Франции велось в условиях крайне жесткой экономии, из-за чего некоторые окна не открывались, а камины не работали. Зимой жить в Версальском дворце было некомфортно.

Зеркальная галерея, Версальский дворец, Франция.

Самой грандиозной и впечатляющей достопримечательностью Версальского дворца справедливо считают Зеркальный зал. Гениальные мастера эпохи Возрождения воплотили в нем идеи абсолютизма. Зал поражает и восхищает богатством и роскошью. Каждая деталь интерьера щедро декорирована золотом. Огромные зеркала, скульптуры и многочисленные хрустальные люстры гармонично соединены в едином ансамбле.

Интересно, именно в Зеркальной галерее в 1919 году был подписан знаменитый Версальский договор.


Королевская капелла, Версаль, Франция.

Королевская капелла находится в правой части дворцового комплекса в Версале. Позолоченный царский алтарь контрастирует с белоснежными колоннами, украшенными лепниной. Изысканные бронзовые фигуры греческих богов сразу же приковывают взгляд. Капелла состоит из 2 этажей. Подняться на верхний ярус имели право только монархи.

Любопытный факт: каждая вторая придворная дама мечтала стать фавориткой любвеобильного Людовика XIV. Именно поэтому представительницы прекрасного пола никогда не пропускали богослужение.


Зал Аполлона, дворец в Версале, Франция.

Тронный зал предназначался для проведения торжественных приемов иностранных делегаций. Вечером здесь иногда устраивали праздники.


Салон Войны, дворец в Версале, Франция.

Салон Войны посвящен военному триумфу Франции. Стены зала украшены полотнами, прославляющими легендарные победы французов.


Салон Дианы, дворец в Версале, Франция.

Интерьер данного салона украшают золотые своды и расписные стены, античные скульптуры и бюсты. Когда-то в этом зале стоял большой бильярдный стол, за которым развлекались монархи и придворные.


Спальня королевы, Версальский дворец, Франция.

Спальню королевы украшают тканые портреты, живописные панно, лепнина, хрустальные люстры. Каждая деталь декора покрыта чистейшим золотом.

Интересно: в XVII веке королевы рожали прилюдно.


Спальня короля, дворец в Версале, Франция.

Экстравагантный король Франции больше всего любил помпезность и роскошь. Именно такой и является его опочивальня, расположенная в самом сердце Версальского дворца. Королевское ложе украшено шелковым балдахином алого цвета.


Самовлюбленный монарх Людовик XIV обожал театр. И поэтому всю свою жизнь он превратил в помпезное представление, которое с достоинством было дано на великолепной сцене – в королевском дворце в Версале !

Можно ли найти еще одно такое же эстетически гармоничное место, как Версальский дворец?! Его внешнее оформление, изящество интерьера и парковая зона выполнены в едином стиле, весь комплекс заслуживает, чтобы по нему прогуливались представители аристократии. Каждый турист непременно почувствует дух времен правления королей, так как на дворцово-парковой территории легко примерить на себя роль могущественного самодержца, во власти которого целая страна. Ни одно фото не способно передать истинного изящества, так как каждый метр этого ансамбля продуман до мелочей.

Кратко о Версальском дворце

Наверно, нет людей, не знающих, где находится уникальное сооружение. Знаменитый дворец – гордость Франции и самая узнаваемая королевская резиденция в мире. Она расположена недалеко от Парижа и ранее представляла собой отдельно стоящее строение с парковой зоной. С ростом популярности этого места у аристократии вокруг Версаля появились многочисленные дома, в которых проживали строители, прислуга, свита и прочие люди, допускаемые ко двору.

Идея создания дворцового ансамбля принадлежала Людовику XIV, известному как «Король-Солнце». Он сам изучал все планы и картинки с набросками, вносил в них коррективы. Правитель отождествлял Версальский дворец с символом власти, самой могущественной и нерушимой. Только король мог олицетворять собой полное изобилие, поэтому роскошь и богатство чувствуются во всех деталях дворца. Его основной фасад раскинулся на 640 метров, а парк занимает более ста гектаров.

В качестве главного стиля был выбран классицизм, бывший на пике популярности в 17 веке. Несколько лучших архитекторов привлекалось к созданию этого масштабного проекта, пережившего несколько этапов строительства. Только известнейшие мастера трудились над оформлением внутри дворца, созданием гравюр, скульптур и прочих ценностей искусства, которые до сих пор его украшают.

История строительства знаменитого дворцового комплекса

Сложно сказать, когда был построен Версальский дворец, так как работа над ансамблем велась даже после того, как король поселился в новой резиденции и устраивал балы в изысканных залах. Официально статус королевской резиденции постройка получила в 1682 году, но лучше упомянуть об истории создания культурного памятника по порядку.

Изначально с 1623 года на месте Версаля был небольшой феодальный замок, где располагались королевские особы с небольшой свитой во время охоты в местных лесах. В 1632 году владения французских королей в этой части страны расширились за счет покупки близлежащего поместья. Небольшие строительные работы рядом с деревушкой под названием Версаль велись, но глобальная перестройка началась лишь с приходом к власти Людовика XIV.

Король-Солнце рано стал правителем Франции и навсегда запомнил восстание Фронды, которое отчасти стало причиной того, что резиденция в Париже вызывала у Людовика неприятные воспоминания. Более того, будучи молодым, правитель восхитился роскошью замка министра финансов Николя Фуке и пожелал создать Версальский дворец, превосходящий красотой все ныне существующие замки, чтобы никто в стране не усомнился в богатстве короля. На роль архитектора был приглашен Луи Лево, уже зарекомендовавший себя при выполнении других масштабных проектов.

В течение всей жизни Людовика XIV велись работы над дворцовым ансамблем. Помимо Луи Лево, над архитектурой работали Шарль Лебрен и Жюль Ардуэн-Мансар, парк и сады принадлежат руке Андре Ленотра. Главным достоянием Версальского дворца этого этапа строительства считается Зеркальная галерея, в которой картины чередуются с сотнями зеркал. Также во время правления Короля-Солнце появились Галерея битв и Большой Трианон, была возведена часовня.

В 1715 году власть перешла пятилетнему Людовику XV, который вместе со свитой вернулся в Париж и долгое время не занимался перестройкой Версаля. За годы его правления был завершен Салон Геркулеса, созданы Малые апартаменты Короля. Большим достижением на этом этапе строительства считается возведение Малого Трианона и завершение Зала Оперы.

Составляющие дворцово-парковой зоны

Описать достопримечательности Версальского дворца просто невозможно, так как все в ансамбле настолько гармонично и изысканно, что любая деталь является настоящим произведением искусства. В ходе экскурсий обязательно стоит посетить следующие места:

  • Большой Трианон (использовался для отдыха на природе);
  • Малый Трианон (являлся домом фаворитки Людовика XV);

  • Ферму Марии-Антуанетты;
  • Покои Короля;
  • Зеркальную галерею.

У парадного входа на территорию дворцового комплекса установлены ворота из золота, украшенные гербом и короной. Площадь перед дворцом украшена скульптурами, которые встречаются также внутри основного помещения и на всей территории парка. Можно найти даже статую Цезаря, культ которого ценился французскими мастерами.

Отдельно стоит упомянуть про парк Версаля, так как он является исключительным местом, чарующим своим многообразием, красотой и целостностью. Здесь встречаются удивительно украшенные фонтаны с музыкальной аранжировкой, ботанические сады, оранжереи, бассейны. Цветы собраны в необычные клумбы, а кустарникам ежегодно придают определенные формы.

Значимые эпизоды в истории Версаля

Хотя в качестве резиденции Версальский дворец использовали непродолжительное время, он сыграл значимую роль для страны – в 19 веке получил статус национального музея, куда перевезли многочисленные гравюры, портреты, картины.

С поражением во Франко-прусской войне хоромы перешли в собственность немцев. Они избрали Зеркальный зал для провозглашения себя Германской империей в 1871 году. Французы были задеты выбранным местом, поэтому после поражения Германии в Первой мировой войне, когда Версаль был возвращен Франции, мирный договор подписали в том же помещении.

С 50-х годов 20 века во Франции появилась традиция, по которой все приезжающие главы стран должны были встречаться с президентом в Версале. Только в 90-х годах было решено отойти от этой традиции из-за большой популярности Версальского дворца у туристов.

Монархи других стран, посещавшие французскую достопримечательность, дивились изяществу и роскоши королевской резиденции и часто по возвращении домой пытались воссоздать не менее изысканные дворцы с похожей архитектурой. Конечно, аналогичного творения в мире нигде не встретишь, но многие замки Италии, Австрии и Германии имеют некоторую схожесть. Даже дворцы в Петергофе и Гатчине выполнены в том же классицизме с заимствованием ряда идей.

Из исторических описаний известно, что во дворце было очень сложно хранить тайны, так как Людовик XIV предпочитал знать, что на уме у его придворных, чтобы избежать заговоров и восстаний. В замке есть много скрытых дверей и потайных ходов, о которых было известно только королю и архитекторам, их проектировавшим.

Во время правления Короля-Солнце практически все решения принимались в Версальском дворце, ведь здесь круглосуточно находились государственные деятели и приближенные лица самодержца. Чтобы стать частью свиты, приходилось проживать в Версале регулярно и присутствовать на ежедневных церемониях, в ходе которых Людовик нередко раздавал привилегии.

Ландшафтный дизайн версальского парка определяется классической геометрической формой, заимствованной из Римской архитектуры.

Традиционный французский стиль был разработан между 17-м и 18-м веками и являлся отражением богатства и власти. Французские сады Версаля, расположенные на территории 800 гектаров недалеко от Парижа, были и остаются одними из самых величественных и красивых стилей садового искусства.

Версальский дворец был главной резиденцией французских королей со времен Людовика XIV. Украшенный несколькими поколениями архитекторов, скульпторов, декораторов и ландшафтных архитекторов, парковый ансамбль дал Европе модель идеальной королевской резиденции.

Версальское чудо архитектуры и паркового дизайна имело большое влияние на художественную форму других дворцов и садов в Европе. Это символ системы абсолютной монархии и ее придворной жизни старого режима.

В 1661 году, Людовик XIV поручил Андре Ленотру проектирование и разбивку Версальского парка, который, по его мнению, был так же важен, как и сам дворец.

Потребовалось сорок лет и титанические усилия, чтобы полностью закончить работы по ландшафтному дизайну. Но Андре Ленотра не работал в одиночку. Жан-Батист Кольбер, смотритель королевских сооружений, руководил проектом с 1664 по 1683 год.

Шарль Лебрен, в январе 1664 года был назначен первым живописцем короля, и по его чертежам было создано большое количество скульптурных композиций, статуй и фонтанов.

На огромной территории расположены тщательно ухоженные газоны, геометрические и , цветники, каналы с мостиками, оранжереи, водоемы, статуи, скульптуры и 1 400 поражающих воображение водных фонтанов в виде водопадов и каскадов.

Квадраты, прямоугольники, треугольники и круги создаются с помощью низко стриженой живой изгороди из кустарников, соблюдая цветовую схему. Цветы на садовой территории меняются каждый год. Самыми распространенными оттенками являются синий, желтый, красный, лиловый и пастельный.

Центральной осью садов Версаля проходит Гранд-Канал, который создает водную перспективу до самого горизонта, отражая заходящее солнце.

Вокруг канала расположены геометрические просторы насаждений, клумб, дорожек, прудов и озер, а также рощи, где придворные танцевали в летнее время на фоне декоративных светильников и чудесных растений. Мраморные и бронзовые статуи установлены вдоль дорожек и спрятаны в листве.

Рядом с дворцовым комплексом для развлечения Марии-Антуанетты была построена очаровательная уединенная деревня. Ее домики с соломенными крышами, водяная мельница и озеро отражали крестьянский быт Франции той эпохи.

Поскольку французский сад спроектирован на обширной территории, то дорожки также являются важным компонент садового дизайна. Они, как правило, выложены камнем или плиткой. Вдоль дорожек можно увидеть множество скульптурных композиций, солнечные часы, колонны, купальни для птиц и другие парковые украшения.

В 1979 году Версальский парк был причислен к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО. После разрушительного зимнего шторма в 1989 году, который уничтожил более 1000 деревьев на территории дворца, французское правительство приступило к реализации широкомасштабного проекта ремонта и реконструкции. Сильнейший ураган в 1999 году привел к потере около 10 000 деревьев, в том числе посаженных Марией-Антуанеттой и Наполеоном.

Около девяти миллионов человек ежегодно посещают этот потрясающий парковый комплекс. Дизайн Версальского парка претерпел изменения на протяжении многих лет, но что остается неизменным, так это его красота, заполняющая душу посетителя.

– резиденция французских королей династии Бурбонов . Шедевр классицизма завораживает своим блеском, и ежегодно притягивает миллионы туристов со всего мира. Мы не упустили возможность присоединиться к этому миллиону.

Версаль — история создания

История создания Версаля отсылает нас в эпоху правления Людовика XIV , которого прозвали «король-солнце» . И при свете солнца ансамбль действительно смотрится по-королевски (впрочем, в дождливую погоду он смотрится не менее красиво, может немного скромнее).

При Людовике XIII на месте современного дворца стоял обычный охотничий домик, который король повелел возвести для охоты в тамошних местах. Но у его сына Людовика XIV были свои планы на данную местность.

На торжественном приеме у своего министра финансов Николя Фуке в честь завершения строительства дворца Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte ), Людовик XIV был поражен «королевской» роскошью и дороговизной строения, и даже взбешен открытым выставлением всего этого напоказ. Такого дворца не имел он сам, и это ударило по самолюбию монарха.

По возвращении с приема, он подозвал своего верного помощника по имени д’Артаньян – реального, а не мифического героя из романов Дюма . Людовик повелел д’Артаньяну разобраться с Фуке , и д’Артаньян разобрался. Фуке был арестован и пожизненно посажен в тюрьму. А его новенький замок был конфискован. Так то. А вы говорите «красиво жить не запретишь».

Вдохновившись дворцом Во-ле-Виконт , Людовик переманил авторов данного произведения — архитекторов Луи Лево и Андре Ленотра , а также художника Шарля Лебрена на свою сторону, и предложил им построить для него подобный дворец с парком, только чтоб было «покрасивше, побогаче, да побольше». Вариантов отказаться не было – перед глазами стоял печальный облик Фуке , сидящего в темнице, и они согласились. Так и появился .

Строительство началось в 1661 году и растянулось на долгие года. Денег было вбухано невиданное количество. «Король-солнце» построил такой же яркий и солнечный комплекс, каким был он сам. Поэтому они неизменно ассоциируются друг с другом, несмотря на то, что Версальский комплекс достраивался и после смерти Людовика XIV его правнуком и приемником Людовиком XV . Достройки были не столь глобальны, как при «короле-солнце» , хотя тоже стоили немалых денег казне. Регулярные подобные траты стали одними из предпосылок для будущих волнений французского народа, которые ярко проявятся в конце XVIII века.

Параллельно с Версальским дворцовым ансамблем обустраивался и город Версаль . Изначально в нем проживало около 500 человек, а к моменту переезда Людовика XIV вместе со всей своей свитой в Версальский замок , в городе жило уже 30000 . Основную часть составлял обслуживающий персонал, а также рабочие и крестьяне, поддерживающие бесперебойную и ни в чем не нуждающуюся жизнь королевского французского двора.

Однако, вернемся к себе любимым 🙂

Пройдя на территорию через главные ворота, мы оказались на площади, во главе которой и находится Версальский дворец . «Вот здесь то они и жили-не тужили» , — подумал я. Покои короля, королевы, а также гостевые залы находятся именно в этом месте. Где же им еще находится – не в лесу же у пруда.

Очутившись по ту сторону забора, мы не понимали с чего начать – никакой брошюрки у нас не было, да и вообще полного представления, из чего же состоит весь этот архитектурный ансамбль, также не имелось. Логично было первым делом пройти основной дворец, а дальше уже действовать по обстоятельствам.

Место, на котором ранее стоял охотничий замок Людовика XIII сейчас называется Мраморный двор

Но тут тоже возникла небольшая проблема. Фонтаны, на которые мы тоже хотели попасть, работают всего два раза в день – с 11 до 12 и с 15:30 до 17 . До 15 ждать не хотелось, и было решено пройти одно крыло дворца, потом сходить на фонтаны и вернуться досмотреть дворец. Так мы и поступили. Зашли в правое крыло, взяли аудиогид на русском языке. У меня были наушники, и я вонзил их в разъем – тем самым мне не пришлось ходить, прислоняя аппарат к уху, что весьма удобно. Глядел на всех, ухмыляясь довольной физиономией.

Народу, конечно же, тьма. Сидя практически друг у друга на плечах, мы перемещались из зала в зал, не забывая прослушивать аудиогид. Всё это было весьма познавательно.

Чуть менее часа нам хватило, чтобы обойти это крыло. Время подходило к 11, мы вышли из дворца и направились к садам и фонтанам. Меня сразу насторожило, что на выходе стоит человек с серьезным взглядом. И если ты вышел, обратно тебя не пускает. Тогда я не придал этому существенного значения, так как спешил к фонтанам.

У прохода к фонтанам также стояли контроллеры и проверяли билеты. Контроллеров там много – стоят у каждого объекта, потому что на каждый объект билеты продаются отдельно, и можно посетить не всё, а только то, что тебе интересно.

Ну вот подошло время, и заиграла музыка. Заструились фонтаны, защелкали фотоаппараты, началось движение.

Фонтанов много. Бродя по лабиринтам садов, можно наткнуться на какой-нибудь небольшой фонтанчик. Можно походить и понаблюдать, а можно и не ходить. Постфактум я подумал, что билеты на них брать не стоило – не впечатлили. То есть, фонтаны как фонтаны, ничего особенного. Надо понимать, когда они были построены. С тех пор они изменились не существенно. Нынче есть гораздо более продвинутые и интересные фонтаны, поэтому удивить человеков, усиленно блуждающих вокруг них, сложно.

Прошлись мы по садам, дошли до большого фонтана Аполлона .

Понятное дело, фоткались и так и сяк. Наверное, поэтому немного проголодались. Присели недалеко от фонтанов на освежающую мраморную скамейку и навернули приготовленных бутербродов. Уже после я вычитал на официальном сайте Версаля , что пикники устраивать запрещено, но нас не поймали, что весьма отрадно.

Потрапезничав и отдохнув, мы пошли в обратную сторону с целью досмотреть Версальский дворец . И тут все опасения подтвердились – человек с серьезным взглядом обратно нас впускать отказался, усилив свой взгляд решительными жестами. Показал на табличку с надписью «входа нет», улыбнулся и совершенно удовлетворенный собой, отвернулся.

Особо не расстроившись, мы решили обойти дворец, предполагая, что можно войти с другой стороны. Но с другой стороны не было ни серьезных людей, ни намека на вход, и мы вышли к забору, пройдя вдоль которого мы вновь оказались у огромной толпы, страждущих попасть внутрь, людей.

Вот тут то мы и начали чесать репу. Что делать дальше было решительно непонятно. Совершенно очевидно, что мы прошли не весь дворец. Плюс ко всему, оставалось стойкое впечатление, что есть еще неосмотренные объекты (давно я не был так близок к истине, таких объектов было еще часа на 4 ходьбы). Стоя, как вкопанные, и задумчиво вертя головами во все стороны, мы были как Штирлицы — близки к провалу. И тут слева попалась на глаза вывеска туристического информационного центра. Где-то внутри подсознания слегка зашевелился хрупкий зверек под названием «надежда».

Осторожной поступью мы пошли в том направлении. Были бы в России , никаких проблем не возникло бы, но мы были во Франции , с соответствующим знанием языков. Только английский на уровне «ес, ноу, айдонтноу» . Я до сих пор удивляюсь, как мы вообще ездили за границу своим ходом, практически не зная языка.

Дрожащими руками мы отворили дверь, и вошли. Подошла женщина и что-то спросила на английском. Тут я вспотел. Запинаясь, я начал своё прекрасное повествование о проблеме, которая свалилась на нас как весенний снег на голову.

Полчаса шла словесная борьба с этой женщиной, а точнее с заморским языком. Борьба была неравной — женщина явно знала больше слов, чем я. Но я победил. Чуть ли не на пальцах нам объяснили, что всё не так плохо. Нужно лишь отстоять очередь еще раз и больше не выходить из дворца, не посмотрев его полностью. Плюс ко всему, нам торжественно вручили план ансамбля на русском языке, с кратким описанием и картой-схемой. Только тогда я узнал, что мы не посмотрели еще практически ничего. Теперь же мы были вооружены исчерпывающей информацией. Самодовольной походкой, расправив еще полчаса назад сутулые плечи, и высоко подняв ожившую голову, мы пошли к концу петляющей змейки из людей. День был реанимирован.

Бесплатный совет:

Отстояв «змеиную» очередь второй раз, мы снова надеялись быстро прошмыгнуть через досмотр вещей. Но на этот раз наша хитрость не удалась. Заставили открыть рюкзак, и обнаружили там заботливо упакованный провиант – булочки, сосиски и листья салата. Предложили сдать рюкзак в камеру хранения и рукой показали направление. Я подумал, что, во-первых, потом идти обратно за рюкзаком будет не очень охота, а во-вторых, кушать через пару часов будет охота очень. Поэтому по пути к камерам хранения, я сделал вид, что забыл, зачем иду, и свернул. Ожидая безумных окликов французов, шел, не поворачиваясь, но никто на меня не обратил внимания. Всё оказалось очень просто. Таким нехитрым способом питание было сохранено, и мы спокойно пошли осматривать замок Версаль .

Со второй попытки мы осмотрели-таки весь замковый комплекс полностью – всевозможные покои короля и королевы, гостевые залы, зеркальная галерея, и всё остальное прочее (там залов столько, что я чуть не заплутал). Размах и роскошь просто поражают – всё в позолоте, яркое, блестящее, красивое. Там я осознал фразу «смотрится по-королевски» . С удовольствием пожил бы там пару-тройку веков.

Дошли до известной Зеркальной гелереи . Вот так она выглядит в разгар дня

А вот так, когда никого нет, только призраки

Честно говоря, во всех этих комнатах я совсем запутался. Если не быть совсем занудным исследователем архитектуры Версаля , то запомнить все нереально. Кто и где жил, для чего эта или та комната. По большому счету это не так важно. Просто ходишь и удивляешься богатству и роскоши, а также вкусу, с которым это всё было сделано. Все поистине прекрасно и шедеврально.

Послужил прообразом для многих королевских резиденций, и стал некой отправной точкой для архитектуры будущих столетий. Многие монархи, гостившие в Версале вдохновлялись на строительство своих резиденций. Самозабвенно тратили огромные деньги, и даже превосходили Версальский дворец в богатстве и величии. Примеры есть и в нашей стране — в некоем городе на Неве 😉