Вим авиа чья дочерняя компания. Руководитель Росавиации рассказал о вероятном отъезде владельца «ВИМ-авиа» из России

Сотрудник пресс-службы компании «ВИМ-Авиа» Алена Панарина сообщила РБК, что передвижения собственников она не комментирует.

По данным «СПАРК-Интерфакса», Светлане Мурсекаевой принадлежит 99% «ВИМ-Авиа», Рашиду Мурсекаеву — 1% (ранее 20% авиакомпании принадлежало лихтенштейнскому «Геркулес Партнерс Фонду Близнецы-Близнецы II»).

25 сентября после массовых задержек рейсов «ВИМ-Авиа» и появившейся информации о том, что у авиакомпании нет средств для оплаты топлива, Мурсекаев признал, что «у авиакомпании сложилась сложная экономическая ситуация, оборотные средства закончились и финансирование заморожено». «Поскольку авиакомпания не может осуществлять полеты без дополнительного финансирования, изучаем возможности для введения внешнего антикризисного управления», — говорил в интервью «России 24» Мурсекаев.

В понедельник, 25 сентября, в отношении неназванных должностных лиц «ВИМ-Авиа» по ч. 4 ст. 159 УК России (мошенничество). Они подозреваются в том, что получили 1 млн руб. за счет реализации билетов, зная при этом, что денег для закупки топлива и выполнения рейсов у авиакомпании нет.

Вечером 27 сентября расследование в отношении должностных лиц «ВИМ-Авиа» по поручению главы Следственного комитета Александра Бастрыкина по расследованию особо важных дел.

Ситуация с «ВИМ-Авиа» в среду с членами правительства, которое проводил президент Владимир Путин. Глава государства выразил недоумение тем фактом, что авиакомпания, по словам чиновников, соответствует всем критериям, но при этом работать не может.

Рашид Мурсекаев в начале 1990-х годов занимался поставками продуктов питания из Азии в счет долгов за поставки российского оружия вместе с Сергеем Недорослевым (сейчас — председатель совета директоров группы компаний «Каскол»). Партнеры учредили компанию «Белуха», которая скупала акции оборонных и авиационных предприятий. Впоследствии Мурсекаев занялся самостоятельным бизнесом — консолидировал 68% акций Дальневосточного морского пароходства, которые в 2002 году продал Сергею Генералову за $60 млн. В 2002 году Мурсекаев стал партнером основателя «ВИМ-Авиа» — Виктора Меркулова, а в 2003 году выкупил у него 75% в авиаперевозчике. В 2003 году, как писал Forbes , Мурсекаев потратил на закупку 12 подержанных самолетов Boeing $160 млн.​

Авиакомпания «ВИМ-Авиа»

Авиакомпания «ВИМ-Авиа» была создана в октябре 2002 года. Первые рейсы перевозчик осуществлял в основном на азиатском направлении (Вьетнам, Китай, Таиланд). Парк авиакомпании состоит из Boeing 777-300, 777-200, 767-300, 757-200 и Аirbus 319-111, 330-200. По данным ЕГРЮЛ, учредители ООО «ВИМ-Авиа» — Рашид (1%) и Светлана (99%) Мурсекаевы. Также они числятся учредителями признанного в июле 2017 года банкротом ПАО «Инвест Холдинг».

Финансовые показатели
В 2016 году компания показала чистую прибыль 89 млн руб. при выручке 17,174 млрд руб. Стоимость активов по состоянию на 31 декабря 2016 года составила 10,481 млрд руб., а чистый финансовый долг — 7,007 млрд руб. (источник: ГМЦ Росстата).

Объемы перевозок
По данным Росавиации, в 2016 году компания «ВИМ-Авиа» перевезла 2,076 млн пассажиров, показав прирост по этому показателю на 30% и заняв девятое место в отрасли. В самой компании такой рост связывали с введением в строй новых воздушных судов (четыре Boeing 737-500, два Boeing 767-300, шесть Boeing 777-200 и один Airbus A330-200). С января по август 2017 года количество перевезенных пассажиров продолжило расти по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — на 31,4%. Тем не менее компания опустилась на десятое место, пропустив вперед «Северный ветер».

Проблемы авиакомпании
В 2016 году у компании возникли проблемы с осуществлением пассажирских перевозок. «ВИМ-Авиа» допускала массовые многочасовые задержки рейсов. В июле 2016 года Росавиация предупредила «ВИМ-Авиа» о возможности ограничения сертификата эксплуатанта в связи с массовыми задержками и дала ей неделю на решение всех проблем. Пресс-секретарь перевозчика отмечала , что задержки были связаны с высоким сезоном и попыткой государственного переворота в Турции. На следующий день после вынесения предупреждения в компании заявили о стабилизации ситуации с перевозками и сообщили, что проблемы удалось решить благодаря вводу новых судов.

В 2017 году компания вновь столкнулась с проблемами, когда после задержек в начале июня несколько десятков рейсов было отменено. Представитель Ространснадзора тогда объяснил срыв чартерной программы задержками с ремонтом самолетов. Количество пострадавших из-за проблем «ВИМ-Авиа» в июне 2017 года оценивалось приблизительно в 30 тыс. человек. В итоге доля задержанных рейсов у авиакомпании в этом месяце составила 13,56%. В июле—августе проблемы остались : за июль доля задержанных рейсов составила 13,83%, а в августе — 19,45%. В сентябре авиакомпания задержала более 40% рейсов.​

В январе—сентябре 2017 года управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу провело в авиакомпании семь проверок, преимущественно по обращению граждан.

Консалтинговую фирму Рашида Мурсекаева за месяц до краха авиабизнеса обанкротил его знакомый Сергей Галан, а дочь Мурсекаева продала Галану свою топливную компанию.

Следователи по делу "ВИМ-авиа" выясняют, как совладельцы довели авиакомпанию до краха и куда они могли спрятать активы и деньги. Не исключено, что Рашид Мурсекаев догадывался о скором крахе авиабизнеса и загодя выводил активы, в том числе через родственников и доверенных лиц. По одной из версий, деньги шли в Люксембург — там у зятя Мурсекаева (или у его полного тёзки) обнаружился офшор. А дочь Мурсекаева продала свою топливную фирму с миллиардными оборотами за несколько недель до коллапса "ВИМ-авиа". Месяцем раньше обанкротили фирму, которая создавалась для управления финансами перевозчика. В обоих историях участвовал давний деловой партнёр Мурсекаевых Сергей Галан.

Крепкие узы семейного бизнеса

Большая часть фирм Рашида Мурсекаева завязана на семью. Даже в "ВИМ-авиа" основной владелец не он, а супруга Светлана. Две его сестры, к примеру, владели компаниями, действующими на рынке недвижимости.

А в 2014-м в бизнес подалась и дочь бизнесмена. Анна Амбросова (Мурсекаева) ещё на четвёртом курсе МГИМО основала топливную компанию "ФТ интернешнл". Уже через два года после создания "ФТ интернешнл" зарабатывала 2,5 млрд в год. Вторым совладельцем стал муж Анны, 25-летний выпускник Высшей школы экономики Николай Амбросов. Он — сын давнего делового партнёра Мурсекаева, Евгения Амбросова. Вместе они в начале нулевых управляли крупным морским хабом России — Дальневосточным морским пароходством.

Предположительно, топливная фирма дочери зарабатывала в том числе и на продаже керосина в аэропорту Братск в Иркутской области. Этим аэропортом давно владеет семья Мурсекаевых — сначала через контору "Инвест холдинг", а теперь через "ВИМ-авиа".

Братск — маленький, но важный хаб, который используют трансатлантические рейсы для дозаправки, а российское МЧС — для тушения пожаров в тайге и для наблюдательных полётов. "ВИМ-авиа" же он был нужен как перевалочный пункт для дозаправки и техобслуживания своих китайских рейсов: они начинали свой бизнес с чартерных рейсов в Китай. А этот аэродром на полпути из Москвы в Китай. На нём, говорят эксперты, можно зарабатывать за счёт продажи топлива.

— Основной заработок там — заправка вертолётов и самолётов, — считает руководитель консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак.

Несмотря на хорошие финансовые показатели, в августе этого года Анна Амбросова с мужем неожиданно решили продать "ФТ Интернешнл". Интересно, что у авиакомпании отца к тому времени как раз начинались проблемы с долгами за авиационный керосин. Если предположить, что Мурсекаевы догадывались о скором коллапсе и готовились к бегству за границу, то этот шаг выглядит как избавление от российских активов. Особенно учитывая личность покупателя. Им стал московский бизнесмен Сергей Галан — давний знакомый семьи. Офисы его фирм даже расположены в том же бизнес-центре, что и у Мурсекаевых.

Интересно, что за месяц до выкупа "ФТ Интернешнл" Галан через подконтрольный ему "Технополис" обанкротил ту самую компанию Мурсекаевых, которая изначально владела аэропортом Братск. Речь об "Инвест холдинге". Мурсекаевы создали его 10 лет назад для управления активами и ценными бумагами, словом, для управленческой и операционной поддержки "ВИМ-авиа". Согласно базе Kartoteka.ru, в прошлом году "Инвест холдинг" показал чистую прибыль в 9 млн рублей. Однако почему-то ему не хватило миллиона на то, чтобы вовремя погасить некие обязательства перед "Технополисом". В судебных материалах не говорится, за что именно задолжал "Инвест холдинг".

Офшорные широты

Интерес у следствия могут вызвать и зарубежные активы семьи. Одно время авиакомпанией на 20% владела фирма из Лихтенштейна под названием Hercules Partners Fund. Это может говорить как минимум о том, что у Мурсекаевых там есть связи, а как максимум — что туда выводилась часть прибыли.

А сейчас благодаря базе данных Mossack Foneska удалось выяснить, что человек с таким же именем и фамилией, как у зятя Мурсекаева, связан с офшором в Люксембурге. Это фирма под названием Aloma S.A. Николай Амбросов — её бенефициар. Следствию предстоит выяснить, действительно ли фирму контролирует зять Мурсекаева или просто его однофамилец. Для этого в Люксембург могут отправить запрос по линии Интерпола.

Aloma выбрала своим банком-корреспондентом крупнейший французский Credit Agricole. "Банк-корреспондент" означает, что через него осуществлялись все расчёты, и, скорее всего, в нём же хранятся средства компании. Она расположена в том же здании, которое занимает люксембургский филиал банка.

Эксперты разделились

Одни эксперты говорят, что весь этот путь банкротств, смен владельцев и офшоров мог служить для вывода активов. Мурсекаевы понимали, что авиакомпании может скоро прийти крышка, и готовили почву для отхода. Так, председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов уверен, что владельцы "ВИМ-авиа" и не планировали спасать авиакомпанию.

— Владельцы "ВИМ-авиа" действовали по известной мошеннической схеме. Набрали кредитов под гарантии имущества (лайнеров) в четырёх банках (по предварительным данным следствия, это Сбербанк, "Абсолют банк", "ВТБ" и "Зенит"), — рассказал Лайфу Кирилл Кабанов.

По словам председателя НАК, скорее всего, большинство денежных средств банков Мурсекаевы вывели за границу. И процесс этот начался не сейчас, а года три назад, когда владельцы начали оформлять кредиты в крупных российских банках, считает Кабанов.

— Есть вопросы к надзирающим органам, которые плохо контролировали движение средств с банковских счетов авиакомпании, — отмечает глава НАКа.

Впрочем, другие специалисты полагают, что Мурсекаевы не планировали спешно покидать страну. По мнению эксперта, главного редактора журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексея Синицкого, скорее всего, причиной краха "ВИМ-авиа" стала нехватка оборотных средств из-за желания заработать максимум в высокий сезон.

— Владельцы не рассчитали свои финансовые возможности. Денег, которые авиакомпания получила за проданные билеты в осенне-зимний сезон, оказалось недостаточно, чтобы расплатиться с кредиторами, — предполагает Синицкий. — Мог возникнуть кассовый разрыв, и дальше всё просто посыпалось.

Синицкий уверен: Мурсекаевы надеялись, что их поддержат кредитами банки, а аэропорт Домодедово продолжит обслуживать в долг.

— Осень — финансово всегда сложное время года, и владельцы "ВИМ-авиа" не смогли найти выхода из сложившейся ситуации, — резюмирует собеседник. — Но, похоже, они до последнего боролись за живучесть компании и заранее не планировали уезжать из России.

Улетел, но не обещал вернуться

Планировали Мурсекаевы покидать страну или нет, но они это сделали. По данным СК, семья вылетела из России в начале прошлой недели. Предположительно, они улетели в Турцию сразу после того, как публично объявили о доследственной проверке СК.

Турция обычно довольно охотно сотрудничает с российским силовыми структурами. Поэтому Лайф в предыдущем материале о "ВИМ-авиа" предположил, что семья может из Турции перебраться в ОАЭ, Великобританию или в Узбекистан.

В России у них остались некоторые недвижимые активы. Так, Светлана Мурсекаева прописана в апартаментах в двух шагах от Арбата. Долями в этой квартире владеют сын Мурсекаева Рашид и дочь Анна. Доходный дом в Скатертном переулке построили в начале прошлого века, а в нулевых отреставрировали и сделали клубным. Теперь в нём всего 12 квартир, каждая в среднем по 200 квадратных метров и ценой не ниже 200 млн.

От Арбата по московским пробкам дети Мурсекаевых добирались до места своей учёбы. Оба поступили в МГИМО. Причём Рашида рекомендовали к зачислению всего с 65 баллами за ЕГЭ по русскому языку.

Мурсекаев-младший, в отличие от сестры, ещё не закончил учёбу. По пути в университет он порой нарушает правила дорожного движения. Он лихачит, ездит по встречке и проявляет неуважение к другим водителям. В начале 2017-го он не уступил дорогу машине со спецсигналами. Об этом говорится в материалах столичных судов. Правда, там не сказано, кому точно Рашид не уступал дорогу — скорой или полиции.

Лайф по судебной базе насчитал у него четыре штрафа на сумму 18 тысяч. Он не оплачивал их вовремя, отчего сумма штрафа удваивалась и ложилась на парня долговым бременем.

В этом смысле Мурсекаев-младший пошёл по стопам отца. Проблемы у Мурсекаева-старшего начались тоже из-за долгов. Это привело к коллапсу его бизнеса, уголовным делам, а тысячи наших соотечественников не могли вовремя вернуться домой.

Первая волна претензий обрушилась на его компанию в мае: перевозчик задержал десятки чартерных рейсов по всей стране. Тогда компания оправдывалась тем, что якобы не все самолёты успели вернуться с планового обслуживания.

Вторая волна оказалась для компании и последней. Поставщики топлива и аэропорты заявили, что "ВИМ-авиа" задолжала им более полумиллиарда и больше заливать горючку в долг они не намерены. А в августе-сентябре к "ВИМ-авиа" стали предъявлять претензии все ведомства: Ространснадзор, Росавиация, Роструд, Генпрокуратура, Следственный комитет.

Ространснадзор пенял на то, что компания нарушала условия и сроки обслуживания самолётов. Генпрокуратура и Роструд обнаружили космические — более чем в 200 млн — долги по зарплате.

А Следственный комитет вообще возбудил на бухгалтера и гендиректора уголовное дело о мошенничестве. Следствие считает, что авиакомпания знала о нехватке средств на топливо для полётов, но всё равно продавала пассажирам билеты. Из-за этого имущественный вред был нанесён как минимум 2997 пассажирам. Всего же на курортах за рубежом и в РФ из-за коллапса застряло более 40 тыс. пассажиров. Ещё когда претензии СК были на стадии доследственной проверки, семья Мурсекаевых и сбежала за границу.

В пятницу президент Владимир Путин заявил курирующему транспорт вице-премьеру Аркадию Дворковичу, что тот не справляется с ситуацией. А к министру транспорта Максиму Соколову вообще применил дисциплинарные меры — подписал указ о неполном служебном соответствии. Президент раскритиковал подход Минтранса к выработке критериев, по которым ведомство оценивает работу перевозчика.

Полное наименование компании: Общество с ограниченной ответственностью "Авиакомпания «ВИМ-Авиа » - российская компания со штаб-квартирой в Москве и базовым аэродромом в «Домодедово». 100% акций принадлежит супругам Рашиду и Светлане Мурсекаевым. Специализация авиакомпании «ВИМ-Авиа » - чартерные и регулярные внутригосударственные и международные пассажирские перевозки. В 2010 году воздушный флот компании насчитывал 11 самолетов зарубежного производства, старые отечественные самолеты были сняты с выполнения рейсов.

Контактная информация

Сайт компании: www.vim-avia.com
Контактный телефон для получения консультаций, заказа и бронирования билетов: 8-800-700-0-757(для звонков внутри России)
Центральный офис компании «ВИМ-Авиа» находится по адресу: г.Москва, ул. Новохохловская, д.23 стр.1.

Международные обозначения компании

Код ИАТА: NN
Код ИКАО: MOV
Внутренний код: НН

Руководство компании

Генеральный директор авиакомпании: Кочнев Александр Яковлевич

История авиакомпании

История компании начинается с 2002 года, названа она была в честь своего первого руководителя Виктора Ивановича Меркулова (умер в 2006 году). Авиакомпания «ВИМ-Авиа » считается одной из самых крупных чартерных компаний России, часть регулярных рейсов в 2010 году была всего 32,4% от общего пассажиропотока. На протяжении последних лет руководство компании большое внимание уделяет внутрироссийским рейсам. В 2011 году компания открыла рейсы во многие города РФ, в том числе в Петропавлоск-Камчатский, Магадан, Барнаул, Новосибирск и другие населенные пункты. В течении 2009 года число перевезенных пассажиров превысило 1 200 тыс. человек. В некоторые крупные города количество регулярных отправлений было увеличено до двух раз в сутки. Авиакомпания «ВИМ-Авиа» совершает регулярные и чартерные рейсы в Барселону, Базель, Римини и Салоники.

Самый молодой, а с недавних пор и самый крупный чартерный авиаперевозчик страны "ВИМ-Авиа", стоимость которого эксперты оценивают в $60 млн, официально раскрыл своего владельца. Если верить материалам компании, она на 100% принадлежит предпринимателю Рашиду Мурсекаеву.

До последнего момента ООО "ВИМ-Авиа" держала в тайне финансовые показатели и информацию о владельцах. Но теперь она стала общедоступной. О том, что Мурсекаев является собственником "ВИМ-Авиа", компания сообщила в инвестмеморандуме. подготовленном для вексельного займа объемом 500 млн руб. (его копия имеется в распоряжении "Ведомостей"). Заем организуют группа компаний "Регион" и Импэксбанк. Сотрудник одной из этих компаний, участвовавший в написании меморандума, уточняет, что Мурсекаев контролирует все 100% капитала "ВИМ-Авиа". Рынок догадывался, что предприниматель контролирует компанию, замечает источник из окружения Мурсекаева. Но многие полагали, что хотя бы небольшой пакет остался у основателя "ВИМ-Авиа" - Виктора Меркулова, добавляет он.

В транспорте Мурсекаев не новичок, хотя авиацией занялся только в 2003 г., когда появилась "ВИМ-Авиа". А начинал свою карьеру Мурсекаев в торговле вместе с земляком из Барнаула, основателем "Каскола" Сергеем Недорослевым. Сначала партнеры занимались поставками китайского ширпотреба - в счет долгов за российское оружие и авиатехнику. Потом скупали акции режимных и авиационных предприятий. В 1997 г. разошлись, и Мурсекаев занялся бизнесом самостоятельно. Из самых известных его сделок за этот период перепродажа 68% акций Дальневосточного пароходства экс-главе Минтопэнерго Сергею Генералову.

Меркулов был основателем "ВИМ-Авиа"". Авиаторы шутят, что ВИМ расшифровывается как "Виктор Иванович Меркулов". Изначально парк компании состоял из четырех Ил-62 и четырех Ан-12. Затем Мурсекаев выкупил контрольный пакет перевозчика и организовал лизинг 12 подержанных Boeing 757, за счет которых "ВИМ-Авиа" и достигла сегодняшних высот. Продавцом выступила немецкая Condor Flugdienst - чартерная "дочка" Lufthansa. Собственниками лайнеров, как следует из меморандума, пока остаются кредиторы "ВИМ-Авиа" - "Меридиан-Лизинг", Импэксбанк и "Авангард-Лизинг". Сроки соглашений с ними - 3-6 лет.

С Мурсекаевым и Меркуловым вчера связаться не удалось.

Мурсекаев приобрел неплохой бизнес. Как следует из меморандума "ВИМ-Авиа", выручка компании за 10 месяцев этого года составила 4,5 млрд руб. При том что за весь прошлый год тот же показатель равнялся 822 млн руб. Продвинуться компании помимо прочего помогли и ее недавние покупки других перевозчиков - "Чита-авиа", "Аэробратска" и "Русского неба", отмечается в документе. К октябрю "ВИМ-Авиа" переместилась с 42-го на 6-е место по пассажирообороту обойдя "Домодедовские авиалинии", "ЮТэйр", вплотную приблизившись к "Трансаэро". А по итогам года оборот компании должен составить 6 млрд руб., или $210 млн, заключается в меморандуме. Правда, доходность "ВИМ-Авиа" не высока. За 10 месяцев ее чистая прибыль составила всего 2,6 млн руб., а рентабельность продаж - 0,19%, указывается в документе.

"Компания быстро влетела на рынок и за небольшой срок сумела стать шестой по объемам перевозок", - отмечает аналитик группы "ЦентрИнвест" Михаил Ганелин. По его мнению, сегодня стоимость всей компании может доходить до 30% ее годовой выручки, т. е. около $63 млн.

История краха авиакомпании «ВИМ-Авиа» привлекает всеобщее внимание не только из-за того, под ударом оказались десятки тысяч авиапассажиров, но еще и потому, что делом заинтересовался президент России Владимир Путин , и заинтересовался настолько, что даже объявил о неполном служебном соответствии главе Минтранса Максиму Соколову и высказал критические замечания в адрес вице-премьера Аркадия Дворковича , курирующего авиатранспорт.

Критика из уст президента прозвучала на фоне серии отставок губернаторов и сообщений в СМИ, что ротация кадров в высших эшелонах власти, возможно, будет продолжена.

По последним данным, правоохранительные органы задержали гендиректора и главного бухгалтера авиакомпании по делу о мошенничестве, в ближайшее время им будут предъявлены обвинения, за которыми последует обращение в суд для избрания задержанным меры пресечения. При этом совладельцы компании бежали за границу.

Как сообщила журналистам официальный представитель Следственного комитета РФ Светлана Петренко , задержаны - генеральный директор «ВИМ-Авиа» Александр Кочнев и главный бухгалтер Екатерина Пантелеева .

«Совладельцы компании Рашид и Светлана Мурсекаевы поспешно покинули страну и, по имеющимся у следствия данным, находятся за границей. В связи с этим принимаются меры к установлению их местонахождения», - отметила Петренко.

Хроника событий

Авиакомпания «ВИМ-Авиа» и раньше попадала в поле зрения контролирующих органов из-за нередких задержек своих рейсов, особенно чартерных (компания специализировалась на курортных направлениях, в основном по России, а также на полетах в Турцию и Грецию). Ситуация с задержками вылетов обострилась 23 сентября.

На этом фоне руководство авиаперевозчика заявило, что у «ВИМ-Авиа» не хватает средств для продолжения полетов из-за огромных долгов за топливо и за использование инфраструктуры аэропортов, и что компания прекращает свою деятельность.

В дело вмешались Минтранс и Росавиация, которые попытались разрешить ситуацию. Тем временем прокуратура начала проверку, а 25 сентября Следственный комитет возбудил уголовное дело.

Уголовное дело

СК РФ возбудил уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»). Следователи подозревают руководство компании в хищении более миллиона рублей у пассажиров. По версии следствия, в «ВИМ-Авиа» знали о нехватке денег на обслуживание самолетов в аэропортах и на топливо, но при этом продолжали продавать билеты.

27 сентября дело против руководства «ВИМ-Авиа» было передано в центральный аппарат Следственного комитета.

Компанией также занимается генпрокуратура, по данным которой, в «ВИМ-Авиа» задерживают зарплату сотрудникам.

Поскольку речь идет о большом количестве людей, которые приобрели билеты обанкротившейся авиакомпании, их судьбой занялось министерство транспорта. 27 сентября Минтранс договорился с аэропортами и компаниями, отвечающими за заправку самолетов авиатопливом, что до 15 октября все регулярные рейсы «ВИМ-Авиа» будут обслуживаться в полном объеме.

Впоследствии все рейсы «ВИМ-Авиа» передадут семи другим компаниям, которым на это выделят из бюджета 200 миллионов рублей. Пассажиров, купивших билеты «ВИМ-Авиа» на регулярные рейсы, будут перевозить «Уральские авиалинии», i-Fly, Red Wings, Nordstar, «Икар», «Северный ветер» и «Якутия».

Вывоз из-за рубежа пассажиров чартерных рейсов будет осуществлен за счет внебюджетных источников, сообщили в Росавиации.

По данным ведомства, на 27 сентября за границей, в основном в Турции, находятся около 38 тысяч клиентов «ВИМ-Авиа». Кроме того, по данным Ростуризма, в России застряли около трех тысяч туристов из Китая, также купивших билеты «ВИМ-Авиа».

Совладельцы «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев и его жена Светлана , также имеющая долю в авиакомпании, покинули Россию 26 сентября и, предположительно, скрываются где-то в Стамбуле. Об этом первым сообщил «Интерфакс» со ссылкой на собственные источники.

По данным издания, беглецы, находятся в Стамбуле и не выходят на связь со Следственным комитетом, который имеет к ним вопросы в связи с возбужденным уголовным делом о мошенничестве.

«Мурсекаев покинул страну еще во вторник , улетев из «Шереметьево»», - рассказал агентству источник.

По другим данным чета Мурсекаевых улетела в Турцию из «Внуково».

Позже информацию о возможном нахождении совладельцев компании в Стамбуле подтвердили другие издания.

Сообщалось, что 27 сентября Мурсекаев должен был участвовать в совещании с представителями Росавиации, на которое он так и не явился.

«Телеграммой [Мурсекаев] был приглашен на специальное совещание в связи с тем, что он давал обязательство из своих собственных средств произвести оплату текущих расходов для поддержания операционной деятельности [авиакомпании «ВИМ-Авиа»] в размере 50 миллионов рублей», - рассказал руководитель Росавиации Александр Нерадько .

По словам главы Росавиации, деньги владелец «ВИМ-Авиа» так и не перевел.

Ситуация с десятым по числу перевозимых пассажиров авиаперевозчиком возмутила президента России Владимира Путина , который сделал достаточно резкие заявления в адрес министра транспорта Максима Соколова и курирующего транспортную отрасль вице-премьера Аркадия Дворковича .

Главе Минтранса Максиму Соколову президент даже заявил о «неполном служебном соответствии».

«Максим Юрьевич [Соколов] мне сказал, что эта компания [«ВИМ-Авиа»] полностью соответствовала всем критериям», - сказал Путин на совещании правительства.

«Если вы выработали такие критерии, то чего они стоят, если за ними ничего не видно? Я объявляю вам о неполном служебном соответствии», - заявил президент, обращаясь непосредственно к Соколову.

Путин также потребовал от главы Минтранса «быстро и эффективно закрыть проблему», отметив, что по результатам работы решит, что делать с объявленным «неполным служебным соответствием».

Кроме того, президент подверг критике вице-премьера Аркадия Дворковича за то, что тот уделяет транспортной отрасли «недостаточно внимания».

Критика президента прозвучала на фоне серии отставок губернаторов и сообщений в СМИ, что ротация в высших эшелонах власти, возможно, будет продолжена.