X. Перевозка багажа и ручной клади

Вопросы, связанные с багажом, допустимым к перевозке авиатранспортом, достаточно волнующие для многих. Ведь правила постоянно меняются, часть из них ужесточается. А для многих пассажиров размер багажа в самолете является принципиально важным значением. Поэтому стоит заранее изучить вопрос, чтобы потом на сдаче сумок в багаж и при взвешивании ручной клади не возникало каких-то серьезных проблем.

Сегодня перевозчики используют две системы, принятые за основные, которые позволяют провести окончательный расчет по провозу сумок и чемоданов. Это:

  1. Весовая система
  2. По числу мест

Первый вариант зачастую используется на рейсах, которые отправляются по странам СНГ и в Азию.

Важным пунктом в системе измерений является допустимый вес, т.е. тот, что провозится бесплатно. Градация количества килограммов напрямую зависит от класса билета. Сегодня действуют следующие нормы:

  • 20 кг на 1 пассажира в классе эконом
  • 30 кг – в бизнесе
  • 10 кг на ребенка до 2 лет

В первой системе расчета того, сколько багажа можно взять с собой на борт, работает следующий принцип – пассажир может брать сколько угодно сумок, но их вес не должен превышать допустимый норматив. За все лишние килограммы придется оплачивать.

Вторая система подразумевает, что минимальные бесплатные килограммы должны быть упакованы только в одну сумку или две, если это предусмотрено классностью билета. То есть если чемодан будет наполнен на 10 кг, он уже займет допустимое количество мест, а за второй чемодан или дорожную сумку, не относящуюся к ручной клади, даже если она будет наполнена килограмм на 5, все равно придется платить. Такой вариант расчетов используется по большей части в Америке. Из российских компаний подобную схему ввела совсем недавно «Аэрофлот». В такой системе расчетов бонусом является тот факт, что тут бесплатная норма провоза багажа чуть больше:

  • Для эконома – 23 кг
  • Для бизнеса – 32 кг

Тут важно понимать, что если пассажиры отправляются в путешествие вдвоем, их багаж просуммировать нельзя. Каждый отвечает сам за себя. В результате, если у донного будет перевес, а у другого дефицит килограммов в чемодане, первому придется доплачивать за избытки.

Есть и бонус для постоянных клиентов авиакомпании – для них предусмотрены льготы по членским карточкам и за мили в виде предоставления дополнительного количества мест на борту самолета, либо допускается вариант с добавлением килограмм к общему количеству веса багажа.

Багажные габариты

Габариты багажа даже для перевозки в специальном отсеке самолета должны быть учтены. Так, считается стандартным и допустимым к перевозке без каких-либо дополнительных процедур, кроме взвешивания, чемодан, который в сумме своей ширины, длины и высоты равен 1,58 м. Эта мера действительная для системы, учитывающей количество мест. В весовой системе такой показатель должен быть равен 2,03 м.

Если багаж выходит за рамки, например, вы везете с собой лыжи, велосипед и прочие негабаритные вещи, их придется оформлять на отдельной стойке, а в некоторых случаях и вовсе доплачивать. Багаж в самолете по размерам и весу в 2018 году имеет одни параметры, но стоит помнить, что ситуация может поменяться.

Ведь принципы определения допустимого на борт багажа определяет сам перевозчик. И стоит регулярно просматривать соответствующий раздел на сайте авиакомпании или звонить по телефону горячей линии, чтобы не попасть впросак.

Багаж сверх нормы

Багаж, который по весу или количеству мест превышает предусмотренные билетом нормы, называется сверхнормативным. И за него в большинстве случаев придется доплачивать. Есть, конечно, перевозчики, которые допускают небольшой перевес – килограмм или два – без доплаты. Но по большей части за каждый килограмм сверх меры придется отдавать деньги. Стоимость сверхнормативного багажа у каждого перевозчика разная. Стоит заранее уточнить, сколько денег придется отдать за переизбыток вещей, если нет возможности или желания выложить лишнее.

Тяжеловесный багаж

Отдельное внимание уделяется багажу, который весит свыше 30-32 кг. Такой называют тяжеловесным. К такому относят и те варианты, которые выходят за рамки допустимых габаритов:

  • Лыжи и спортинвентарь
  • Музыкальные инструменты, типа гитары или контрабаса
  • Бытовая техника, к примеру, печь или холодильник

Подобные грузы можно перевозить только по договоренности с перевозчиком – его следует поставить в известность заранее. В день вылета надо приехать заранее, т.к. сдача такого багажа занимает некоторое дополнительное время. При этом стоит понимать, что авиаперевозчик может отказать в провозе багажа, например, если багажные отсеки оказались маленькими, или закончилось место в них.

Хрупкий багаж

Бывает необходимость провезти хрупкий багаж – стекло, элементы декора, картины и т.д. В этом случае оформлять его придется также отдельно и поставить соответствующую пометку на груз. Если багаж проходит по габаритам ручной клади, оптимальным решением станет пронести его с собой в салон – это позволит обеспечить целостность вещей.

Вопрос с провозом ручной клади в 2018 году не теряет своей актуальности. Тем более что данные по ней постоянно меняются. Сейчас работают изменения, внесенные в закон. Раньше в ручную кладь входило до 10 кг бесплатного веса, теперь от 5. Но при этом авиаперевозчики самостоятельно определяют, какой вес они разрешают проносить на борт. Так, крупные авиакомпании страны заявили, что пока останутся на цифре 10 – причем как для обычных билетов, так и для невозвратных.

Вообще, в среднем, действуют такие варианты провоза ручной клади:

  • В бизнес-классе – 1 место весом 15 кг
  • В экономе – 1 место 10 кг

Важно учитывать и габариты сумки, чтобы она прошла под все ограничения. Итак, ручная кладь должна быть упакована в сумку 55 см высотой, 40 см шириной, 20 см толщиной. Некоторые перевозчики, как например, Аэрофлот планируют проверять соответствие габаритам при помощи специальных рамок-ограничителей, которые позволят тут же определить все необходимые параметры.

Берем в салон без оформления

К ручной клади и иным вариантам багажа относятся следующие вещи:

  • Костюм
  • Ноутбук
  • Видео- и фотокамеры
  • Мобильный телефон
  • Книги, газеты и журналы
  • Верхняя одежда
  • Женская сумочка
  • Портфель
  • Трость и костыли
  • Зонтик

Также можно брать с собой в салон, никак не оформляя, детское питание и переноску для крохи.

Пакуем ручную кладь

В качестве ручной клади в салоне самолета оформляются:

  • Инструменты для ремонта очков
  • Кардиостимулятор
  • Фармацевтические приборы, которые разрешено держать только при себе
  • Игрушки-робот
  • Бритвы
  • Щипчики для завивки ресниц
  • Кислородные баллоны для медицинских целей и т.д.

Внимательно изучайте нормы багажа, чтобы не было никаких неприятностей с их провозом. И если есть сомнения в том или ином багажном месте, лучше приехать в аэропорт заранее, чтобы все правильно оформить, оплатить или отложить излишки.

По закону Приказ Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (ред. от 14.01.2019) «Об утверждении Федеральных авиационных правил „Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей“» (зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2007 № 10186)
в любой российской авиакомпании вы можете бесплатно пронести на борт до 5 кг вещей. Есть перевозчики, которые разрешают взять 10 или 15 кг.

Как правило, чем дороже билет, тем больше вещей можно провезти в салоне. Обычно для перелётов экономклассом предусмотрено одно место ручной клади, а для бизнес-класса - два. Но здесь всё зависит от перевозчика: у одних компаний свои нормы для каждого тарифа, направления, самолёта, а у других единый стандарт для всех.

Габариты в законе не прописаны, поэтому здесь каждый перевозчик может установить свои правила. Обычно на борт допускают сумки размером 55 × 40 × 20 см или с суммой трёх измерений, равной 115 см. Такой чемодан поместится на верхней багажной полке вместе с ручной кладью других пассажиров.

Также можно взять с собой сверх нормы дамскую сумку, портфель или рюкзак с вещами. Предполагается, что их вы разместите под впереди стоящим креслом, поэтому разрешённый вес и габариты могут быть меньше, чем для ручной клади. Например, до 3 кг и не более 80 см по сумме трёх измерений.

Внимательно читайте правила на сайте компании: если там не указан вес бесплатного багажа сверх нормы, уточните это на сайте или по телефону.

Также вместо дополнительной сумки, портфеля или рюкзака вы можете бесплатно взять:

  • букет цветов;
  • верхнюю одежду;
  • детское питание для ребёнка на время полёта;
  • костюм в портпледе (вес и габариты уточняйте);
  • устройство для переноса ребёнка (люльку, кресло, коляску) - при условии, что вы летите с ребёнком и можете уместить эти вещи на полке или под сиденьем;
  • лекарственные препараты, специальные диетические потребности в количестве, необходимом на время полёта;
  • костыли, трости, ходунки, роллаторы, складное кресло-коляску, если вы их и можете уместить в салоне на полке или под сиденьем;
  • товары из Duty Free, если они подходят по весу и габаритам и запечатаны в опломбированный пакет (вес и габариты уточняйте).

Основное правило: то, что вы собираетесь взять в салон, должно помещаться на полке или под сиденьем. Заранее спросите у перевозчика, какое количество ручной клади сверх нормы он разрешит провезти.

Как проверяют ручную кладь в аэропорту

Если ваша ручная кладь выглядит объёмной, в аэропорту её обязательно взвесят и проверят габариты с помощью специальной рамки. Это такой пластиковый контейнер или две стенки, в которые должен поместиться ваш чемодан. При этом влезть должно всё, включая ручки и колёсики.


Рамка для проверки размеров ручной клади / consumerreports.org

Чтобы не пришлось доплачивать за ручную кладь, выбирайте мягкие сумки или рюкзак с ремнями-утяжками, которые уменьшают размер уже упакованного дорожного аксессуара.

Авиакомпаниями теперь смогут продавать билеты, в которые вообще не входит провоз багажа - раньше 10 кг были гарантированно бесплатными (новые правила провоза багажа в самолете).

20 июля Госдума приняла поправки в Воздушный кодекс (Правила провоза багажа в самолете), которые коснутся миллионов авиапассажиров. Теперь в билеты на самолет авиакомпании могут вообще не включать бесплатный провоз багажа . Правда, это касается только невозвратных тарифов - а они самые дешевые, и большинство путешественников именно их и покупают.

Новости многих туристов привели если в ступор, то в легкое замешательство: как так, давно ж безбагажные тарифы ввели, я еще прошлым летом за чемодан на рейсе S7 платил? А «Победа» и вовсе только с дамской сумочкой пускает, за рюкзак денег требует!

На самом деле безбагажные тарифы российских авиакомпаний до сих пор были условно безбагажными - любой из них позволял бесплатно взять 10 кг. Даже «Победа» при всех ее строгостях с ручной кладью 10 кг в багажном отсеке возить разрешала. Именно потому, что эта норма была прописана в Воздушном кодексе. Теперь ее отменили. И перевозчики имеют полное право вообще багаж не включать в стоимость билета. Нужен чемодан - плати, готов лететь налегке - экономь.

И что теперь, завтра во всех аэропортах страны начнут брать деньги за каждый чемоданчик? «Комсомолка» разобралась в деталях новых правил.

КАК БЫЛО

Багаж и ручная кладь: Воздушный кодекс позволял каждому пассажиру бесплатно провезти минимум 10 кг. При этом не оговаривалось, где именно - в багажном отсеке или ручной клади. И авиакомпании трактовали, как им удобнее. Например, S7 по безабагажному тарифу разрешает взять в салон 10 кг ручной клади, бесплатного багажа нет вовсе. «Победа» - наоборот: чемодан весом до 10 кг можно бесплатно сдать в багаж, но не разрешают брать ничего, кроме прописанного в Федеральных авиационных правилах списка (см. «Важно»). У остальных перевозчиков даже по самым дешевым тарифам бесплатные нормы щедрее, чем положенный по закону минимум: у «Уральских авиалиний» 5 кг ручной клади и 10 кг багажа, у «Аэрофлота» 10 кг ручной клади и 23 кг багажа.

В итоге : в 10 кг вполне можно уложиться, если летишь на выходные или в короткую командировку. И действительно неважно, где эти 10 кг летят, в багажном отсеке или салоне. Пассажиры действительно могли сэкономить, покупая условно безбагажные билеты — ведь 10 кг в них все равно входят.

КАК БУДЕТ*

Багаж: авиакомания может вообще не включать в стоимость билета бесплатный багаж. А может и включать - как сама решит.

Ручная кладь: пассажир имеет право бесплатно провозить ручную кладь «в пределах нормы, которая устанавливается перевозчиком в соответствии с федеральными авиационными правилами». То есть - и тут практически все отдано на откуп авиакомпании. Может разрешить брат в салон 5 кг, может 10 кг. А может ограничить предметами из тех самых федеральных авиационных правил (см. «Важно») , их поправки не коснулись.

То есть: авиакомпания вполне законно сможет требовать плату за все, кроме дамской сумочки или портфеля. И за багаж, и за ручную кладь - будь она рюкзаком, спортивной сумкой, пакетом из дьюти-фри. А много вы видели аскетов, которые летят в другой город одной лишь дамской сумочкой через плечо, без, пардон, сменного белья и носков ? При таком раскладе пассажиру придется платить сверху в любом случае — либо за чемодан, либо за ручную кладь. Но. Есть надежда, что авиакомпании обойдутся без крайностей и оставят какие-то разумные нормы бесплатной ручной клади. В мире происходит так, во всяком случае (см. «А как у них»).

*После вступления поправок в силу. Все это касается только невозвратных билетов. Для пассажиров с возвратными тарифами новый закон ничего не меняет.

6 НАИВНЫХ ВОПРОСОВ

Когда новые правила начнут действовать?

Спокойно - только через 60 дней после официальной публикации поправок. Ориентировочно, с конца сентября - начала октября. То есть в летние отпуска успеем отлетать, как привычно, 10 кг бесплатно гарантированы даже по безбагажным тарифам.

Деньги за чемодан будут брать на любом рейсе?

Нет. Все зависит от авиакомпании и от тарифа, по которому вы покупаете билет. Поправки позволяют сделать полностью безбагажными только невозвратные билеты. Если билет можно вернуть - то в его стоимость автоматом входят минимум 10 кг багажа (или больше, это уже право авиакомпании).

Скорее всего, перевозчики за ближайшие два месяца перекроят свои тарифные сетки под новые правила. Будут самые дешевые билеты, которые нельзя сдать и любой багаж только за деньги, будут средние, с 10 кг бесплатного багажа и ограничениями по возврату (со штрафом, например) и дорогие, где можно взять чемодан весом 23 кг и сам билет менять и сдавать. Это условная схема, конечно.

Как узнать, положен ли мне бесплатный багаж?

Поправки обязывают авиакомпанию информировать пассажира об условиях провоза багажа и ручной клади при покупке билета. Справедливости ради, они и сейчас на своих сайтах эту информацию не прячут. Как правило, надо нажать на название тарифа рядом с ценой или иконку, символизирующую багаж. Увидите: только ручная кладь, 10 кг, 23 кг... Если спохватились уже после покупки, в электронном билете ищите графу «Багаж».

Сколько будет стоить сдать чемодан?

Тарифы устанавливает перевозчик. В среднем, по нынешним расценкам, - 2 000 рублей или 50 евро (на международных рейсах) за чемодан весом до 23 кг.

Подешевеют ли билеты?

Главный аргумент сторонников закона - билеты на самолеты подешевеют. Почему? Провоз багажа - это услуга, за которую пассажир платит. Ведь с чемоданами самолет тяжелее, ему нужно больше топлива, опять же погрузка-разгрузка-зарплата грузчиков, багажная лента. Сейчас за эту услугу платят все. А если разделить - полет отдельно, багаж отдельно - часть пассажиров смогут платить только за сам перелет и тем самым экономить. Базовые тарифы «Победы», как уверяют, снизятся на 20%.

Те, кто готов лететь по «голому» тарифу и вообще без багажа, возможно, заплатят меньше. Но для большинства пассажиров полеты в итоге подорожают, считает Александр СИЗИНЦЕВ, генеральный директор интернет-сервиса для путешественников Biletix. Потому как вдобавок к тарифу будут раскошеливаться за багаж, даже минимальный.

А КАК У НИХ?

Посмотрим, появятся ли у нас билеты за 10 евро!

В Евросоюзе и США вопрос с багажом законы вообще никак не регулируют, авиакомпании сами решают, что разрешат пассажиру везти бесплатно, а что за деньги, - комментирует PR-директор Aviasales Янис Дзенис.

Так что и в России теперь - как во всем мире. Любой, кто летал западными лоукостерами , знает: у Ryanair, EasyJet и им подобных в билет действительно вообще никакой багаж не входит. Зато с ручной кладью щедро - Ryanair даже две сумки разрешает провезти, одну на полке над сиденьем, другую под креслом. Так что пассажиры на чемоданах экономят, а в салон берут по максимуму.

Российские авиаторы, которые лоббировали свежепринятые поправки, как раз доказывали: наша норма в 10 кг бесплатного багажа мешает отечественным лоукостерам конкурировать с иностранными, у которых таких ограничений нет. Что ж, посмотрим, появятся ли у нас теперь билеты за 10 евро, как в Европе - препоны-то сняли!

ЦИФРЫ

50% пассажиров не знают, включен ли бесплатный багаж в купленный ими билет.

30% платят за чемодан уже в аэропорту , с удивлением узнав, что тариф безбагажный.

60% можно сэкономить, если оплачивать не входящий в билет багаж заранее, на сайте авиакомпании.