Зал пятисот палаццо. Тайны Старого дворца: Палаццо Веккьо во Флоренции

Строительство Палаццо Веккьо

Палаццо Веккьо расположен на площади Синьории, на месте, где раннее находился римский театр. Природный склон на 5 метров с юго-восточной стороны римской колонии Florentia был использован строителями для постройки театра, работы по которому начались в 1 веке до н.э.

После образования Флорентийской республики, для размещения правительства понадобилось новое здание, строительство которого поручено гильдиями Арнольфо ди Камбио в 1298 году. В 1342 году, 30 лет спустя после завершения строительсства проекта Арнольфа ди Камбио, Гуальтеро VI из Бьена, герцог Афинский, новый Синьор или правитель города, начал расширение здания. Больше переделок здание претерпело в 1440- 1460 гг, под руководством Козимо Медичи.

Архитектура Палаццо Веккьо

Палаццо Веккьо был построен по образцу более раннего административного здания Палаццо Тоскана в городе . Но в отличие от прообраза, Палаццо Веккьо выглядит более монументальным, единым. Предполагались четкие прямоугольные формы, но по фасаду идут тонкие карнизы, которые зрительно делят здание на три блока. Увенчанная зубцами башня, высота которой составляет 94 м, как бы повторяет карниз здания.

Башня палаццо Веккьо

Арнольфо ди Камбрио включил древнюю башню семьи Ферабоски (известную под названием La Vacca, или «Корова») в фасад нового здания. Именно по этой причине башня не центрирована относительно постройки, а сдвинута на угол. В этой башне расположены две небольшие камеры, в которых, в разное время, томились в заточении Козимо де Медичи (1435) и Жироламо Савонарола (1498). Башня получила название в честь своего дизайнера - igner Torre d’Arnolfo . Большие часы на башне изначально были спроектированы в 1353 году флорентийцем Николо Бернардо, но в 1667 году их зменили копией, сделанной Георгом Ледерде из немецкого городка Аугсбург.

Сейчас в башне висит 3 колокола. Старейший из них датируется 13-м веком.

Темная история палаццо Веккьо

В 1478 году под предводительством Франческо Пацци был организован заговор с свергнуть власть Медичи. Неудачливых заговорщиков вместе с их предводителем в резульате повесили на окнца Палаццо Веккьо. Бернардо ди Бандино Барончелло, убийца Джулиано Медичи, был повешен на окнах того же Палаццо Веккио 20 декабря 1479 года. История с повешением Франческо Пацци обыграна в романе Томаса Харриса «Ганнибал» и одноимённых фильме Ридли Скотта и телесериале Брайана Фуллера; сцена повешения также показана в компьютерной игре Assassin’s Creed II.

«Старый дворец»

Герцог Козимо I Медичи (позже ставший Великим Герцогом) перенес свою официальную резиденцию из их дворца ( , расположенного на via Larga, в Palazzo della Signoria в мае 1540 года, тем самым утверждая власть Медичи во Флоренции. Когда позже тот же Козимо перенес опять резиденцию в , он переименовал бывший дворец в Palazzo Vecchio , то есть «Старый Дворец», хотя примыкающая к нему площадь, Piazza della Signoria , до сих пор носит первоначальное название. Козимо также заказал Джорджио Вазари построить надземный проход, Коридор Вазари, идущий от Палаццо Веккьо, через , проходя над к . Козимо I также перенес резиденцию правительства в Уффици.

Палаццо Веккьо вновь занял важное место, став резиденцией итальянского временного правительства в 1865 - 71 гг, в период, когда Флоренция стала временной столицей Королевства Италия. Хотя в настоящее время большая часть Палаццо Веккьо превращена в музей, он до сих пор остается символом и центром правительства. С 1872 года здесь располагается офис мэра Флоренции и зал Городского Совета.

Музей Палаццо Веккьо

Посещение башни палаццо Веккьо:

  • Нет входа для детей до 6 лет
  • Вход в башню может быть ограничен из-за дождя
  • До 18 лет - только в сопровождении взрослых

Посещение Палаццо Веккьо:

  • Адрес: Piazza della Signoria

Время работы Палаццо Веккьо:

  • С октября по март
    еж, кроме чтв 9:00 - 19:00
    чтв 9:00 - 14:00
  • С апреля по сентябрь
    еж, кроме чтв 9:00 - 23:00
    чтв 9:00 - 14:00

  • MEZZANINE-LOESER BEQUEST
    еж, кроме чтв 9:00 - 19:00
    чтв 9:00 - 14:00

Башня и укрепления

  • С октября по март
    еж, кроме чтв 10:00 - 17:00 (последний вход 16:30)
    чтв 10:00 - 14:00 (последний вход 13:30)
  • С апреля по сентябрь
    еж, кроме чтв 9:00 - 21:00
    чтв 9:00 - 14:00

ЗАКРЫТО В РОЖДЕСТВО

Билетные кассы закрываются за 1 час до закрытия музея

Билеты в Палаццо Веккьо:

Льготный билет - европейцы 18 - 25 лет, студенты

Бесплатный вход - до 18 лет.

Музей + археологические раскопки + башня и укрпления
Полный билет 18,00 €
Льготный билет 16,00 €
Музей + башня и укрепления
Полный билет 14,00 €
Льготный билет 12,00 €
Ночной тур по укреплениям - летом
Полный билет 4,00 €
Музей + археологические раскопки
Полный билет 14,00 €
Льготный билет 12,00 €
Музей
Полный билет 10,00 €
Льготный билет 8,00 €
Башня и укрепления
Полный билет 10,00 €
Льготный билет 8,00 €
Археологические раскопки
Полный билет 4,00 €
Туры с гидом
на человека 4,00 €
Аудиогид
с 1 наушниками 5,00 €
с 2 наушниками 8,00 €

Любопытно, что в XIV веке Palazzo Vecchio (или же Старый дворец), который находится в центральной части Флоренции - на площади Синьории, назывался Новым дворцом.

С тех пор он успел побывать и Palazzo della Signoria (в его здании заседали синьоры), и Palazzo Ducale (Дворец Герцога), потому что в XVI веке здесь поселилось семейство Медичи - герцога Тосканского.

После того как Медичи обосновались в Palazzo Pitti, дворец переименовали в Старый, а именно в Palazzo Vecchio. Сейчас здесь находится городская ратуша.

Историю Palazzo Vecchio начинается в 1299 г., когда он был основан. Архитектором палаццо стал Арнольфо ди Камбио, он же руководил и строительством, продолжающимся 15 лет.

С Palazzo Vecchio связаны некоторые исторические события: в его окнах повесили заговорщиков, готовивших переворот и свержение власти Медичи. Во время церковной службы в соборе Санта-Мария-дель-Фиоре в 1478 г. был убит брат Лоренцо Медичи Великолепного Джулиан. Его убийца был схвачен и также повешен для устрашения сторонников заговора в одном из окон палаццо.

На площади Синьории, перед Palazzo Vecchio, в 1504 г. установили статую Давида высотой 5,17 м работы Микеланджело Буонарроти. Сейчас на площади можно увидеть ее копию, а оригинал в 1873 г. был перенесен в Галерею флорентийской Академии изящных искусств.

Чем же примечателен сам Palazzo Vecchio? Это строгое здание четкой прямоугольной формы, похожее на средневековую романскую крепость, разделяют на три части тонкие горизонтальные карнизы.

На самом верху оборудована галерея, которую увенчивают зубцы. Стиль поддерживают такие же зубцы на колокольной звоннице и башне палаццо высотой 94 м.

Башня носит имя архитектора Арнольфо. Одно время в ней располагалась тюрьма - об условиях, в которых содержались узники, могли бы рассказать, если бы были живы, и монах-реформатор Савонарола, чьи суровые проповеди перестали устраивать и правителей, и горожан; и один из членов семейства Медичи, пострадавший за интриганство.

Благодаря наружному декору, в частности зубцам, галерее, арочным окнам, разделенным тонком столбиком на две части, строгий силуэт палаццо, который должен был выражать непоколебимую мощь правителей, несколько смягчается.

По обеим сторонам главного входа в палаццо - Львиных ворот вот уже несколько столетий стоят скульптуры «Давид» Микеланджело и «Геркулес, победивший Какуса» Бандинелли. Над входом два мраморных льва охраняют мраморную табличку, на которой написано по латыни «Царь царей, властитель владык».

С середины XVII в. горожане могли узнавать время по часам, установленным на башне. Точное время они показывают и сейчас.

В период раннего Возрождения появилась мода на внутренние дворики. Не стал исключением и наш палаццо. Его внутренний дворик оформил архитектор и скульптор Микелоццо ди Бартоломео. А когда сочетались браком сын Козимо I Медичи и Иоанна Австрийская, стены дворика были расписаны фресками Джорджо Вазари с видами крупнейших австрийских городов.

Палаццо Веккьо славится своими залами. Их убранство поражает воображение, и неудивительно, ведь здесь работали лучшие итальянские мастера.

Зал пятисот, где заседал Большой совет, должны были расписать батальными сценами Леонардо да Винчи и Микеланджело. Однако совместный проект не осуществился: Микеланджело так и не приступил к работе, а Леонардо да Винчи покинул город, оставив фреску незаконченной.

В итоге Зал пятисот расписал любимый художник герцога Тосканского Джорджо Вазари, изобразивший «Битву при Марчиано» во славу Козимо I. Предполагают, что начатая Леонардо да Винчи работа сохранилась под фреской Вазари, который не решился ее уничтожить.

Здесь же, в Зале пятисот, находятся скульптуры работы итальянских скульпторов эпохи Возрождения и раннего барокко, в том числе Микеланджело. Покои Козимо I Медичи, называемые Апартаментами стихий, размещались на втором этаже дворца. На потолочных и настенных росписях работы Джорджо Вазари мы видим аллегорические фигуры Земли, Воздуха, Воды и Огня.

Кроме того, в Palazzo Vecchio есть Зал Юпитера - бога неба и отца богов, Зал Кибелы - Матери богов, Зал Цереры - богини урожая и плодородия, Зал Пенелопы - верной супруги Одиссея, Зал Папы Римского Льва X, Зеленый зал (незаметная дверь которого выходит в коридор Вазари, который ведет в Палаццо Питти), Зал для аудиенций и Зал Лилий.

Все залы Palazzo Vecchio украшены старинными гобеленами, скульптурами, картинами (среди которых картины Сандро Боттичелли) и расписаны фресками работы лучших мастеров, в частности Франческо Сальвиати, Андреа Верроккьо и др.

Полы залов палаццо выполнены в технике интарсии. Именно при посещении музеев Флоренции - колыбели Возрождения тонкие натуры нередко переживают синдром Стендаля. Красота настолько поражает их воображение, что у них усиливается сердцебиение, они могут впасть в истерику или потерять сознание. Подобные чувства испытал и описал Стендаль в книге «Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио».

Официально такой синдром был признан психиатрами, изучившими ряд подобных случаев, произошедших с туристами Флоренции, в 1982 г.

Полезная информация

Как добраться до палаццо Веккьо

Palazzo Vecchio находится на Piazza della Signoria. На площадь можно доехать городскими автобусами C3, С1, С2 и D. Не составит труда дойти до палаццо пешком - он находится на пути пеших туристических маршрутов.

Режим работы палаццо Веккьо

Палаццо открыт для посещений с 9:00 до 19:00, в четверг (в день заседания городских властей) - с 9:00 до 14:00. Посетить башню Арнольфо летом можно с 9:00 до 27:00, зимой - с 10:00 до 17:00.

Стоимость входного билета

Билет в палаццо стоит 14 евро. Чтобы попасть в башню Арнольфо, следует уплатить еще 10 евро, поэтому более целесообразно купить единый билет за 14 евро.

Официальный сайт

Узнать актуальный телефон или купить билет можно на сайте

Одним из обязательных пунктов поездки в случае, если Вам предстоит поездка по Италии и на маршруте будет Флоренция скорее всего будет дворец Палаццо Веккьо, который раньше называли дворцом Сеньории. Построенный почти 8 веков назад, он и сегодня поражает своей роскошью и изысканностью.

Даже если Вы совершенно не разбираетесь в тонкостях архитектурных стилей и средневековой живописи, Вы будете очарованы его немного грозным внешним видом самого здания и кокетливостью трех внутренних двориков, которые буквально дышат древностью и пропитались ароматами прежних столетий.

Дворец Палаццо Веккьо возьмет Вас в плен безо всякого боя. А потом Вы будете сражены наповал богатством интерьеров центрального зала Чинквеченто, он же Зал Пятисот, длиной 52 метра, который украшают 500-летние фрески, величием капеллы Сеньории и роскошью Гардеробной комнаты.

2.
Фрески дворца

Страницы истории:

  • 1299 – год постройки. Был воздвигнут как резиденция флорентийского правительства на месте старой крепости гибеллинов, и назывался Новым дворцом.
  • 15 век – поскольку руководство коммуны стало называть себя синьорами, то их резиденция стала Дворцом Синьории.
  • Середина 16 века – здесь поселился герцог Тосканы Козимо Медичи и назвал свое обиталище Палаццо Дукале.
  • Конец 16 века – Медичи переехал в Палаццо Питти, а старую резиденцию стали именовать Палаццо Веккьо (старый дворец). Здесь стали хранить фамильные драгоценности и церемониальные костюмы.
  • 1871 – все вернулось на свои круги, и здесь опять расположилась флорентийская городская администрация.

Что обязательно посмотреть во дворце:

  • Центральный вход. По бокам от него статуи Микеланджело «Давид» и Бандинелли «Геркулес и Какус». Поехать в тур по Италии и не увидеть ни одного творения великого Буонаротти – непростительная оплошность.
  • Внутренние дворики со статуями Вероккьо, фонтаном-дельфином и фресками Вазари.
  • Стены зала Чинквеченто со сценами битв, в которых побеждала Флоренция. Там же потолки, запечатлевшие 39 событий из жизни Козимо Медичи и скульптуру в нишах, среди них микеланджеловский «Гений победы».
  • Зал Стихий на втором этаже.
  • Террасса Сатурна, с которой открывается Флоренция в лучшей своей красе.
  • Капелла Сеньории с библейскими фресками и статуей Донателло «Юдифь и Олоферн».
  • Гардеробная комната с глобусом и картами 16 века. Именно через эту комнату сбежали из дворца герои романа Дэна Брауна «Инферно».

3.
Вечерняя панорама

Информация для путешественников:

Адрес: Piazza della Signoria, Firenze, Италия

Время работы:

Музей:
Октябрь — Март: Чт.: 9.00 — 14.00, остальные дни: 9.00 — 19.00
Апрель — Сентябрь: Чт.: 9.00 — 14.00, остальные дни: 9.00 — 24.00

Башня:
Октябрь — Март: Чт.: 9.00 — 14.00, остальные дни: 9.00 — 17.00
Апрель — Сентябрь: Чт.: 9.00 — 14.00, остальные дни: 9.00 — 21.00
Бесплатный вход за полчаса до закрытия.

Стоимость билетов:

Музей или башня по отдельности:
взрослый — 10 евро, 18-25 с старше 65 лет — 8 евро, до 18лет — бесплатно.

Комплексный билет (музей + башня):
взрослый — 14 евро, 18-25 с старше 65 лет — 12 евро, до 18лет — бесплатно.

На башню запрещен вход детям до 6 лет, а также всем посетителям при дожде. Посетители до 18 лет должны быть в сопровождении взрослых.

Как добраться:

Из достаточно популярного курорта добраться сюда можно двумя способами:

  • автобусом (ходит 1-2 раза в неделю в зависимости от месяца);
  • с пересадкой в городке Фаенца (Faenza). Поезд туда - в районе 06-24, обратно - 19-40. Дешевле почти в 2 раза, чем автобусом!!! Также можно добраться, например, через

Мощные зубчатые стены, башня с часами Палаццо Веккьо и скульптура Давида работы Микеланджело у входа известны всему миру. Старый дворец декорировали самые знаменитые итальянские мастера Леонардо да Винчи, Микеланджело, Вазари и Гирландайо. В коллекции музея есть скрипки Амати и Страдивари.

Из зала Пятисот открывается потайная комната, некогда принадлежавшая сыну Козимо, Франческо Медичи, служившая ему кабинетом и лабораторией. Она оформлена картинами и статуэтками работы Вазари. На стенах под многими картинами скрываются тайники.

Зал Лилий

В часовне Элеоноры Толедской сохранились работы Аньоло Бронзино – цикл сюжетов из жития пророка Моисея и картина «Снятие с креста».

Часы работы

Пт — ср 09:00-19:00, чт 09:00-14:00.

Стоимость входных билетов

Музей
взрослый — €10 евро,

Башня
взрослый — €10 евро,
студенты и пенсионеры — €8 евро,
дети младше 18 лет — бесплатно.

Можно купить комплексный билет за €14 (льготный — €12), включающий посещение музея и башни. Прогулка по террасе будет стоить еще €2.

Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio)
Piazza della Signoria Firenze Италия
museicivicifiorentini.comune.fi.it

Ехать автобусом С2 до остановки Condotta; C3, D до Ponte Vecchio; С1 до Galleria Degli Uffizi

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Палаццо Веккьо - старый дворец на площади Синьории является одним из самых известных символов Флоренции. Я хотела посетить его в первую очередь, ведь практически вся история политической жизни города крутится вокруг этого мрачного здания. Дворец застал древние времена республики, на его фоне произошло возвышение, расцвет, а затем и угасание семьи Медичи, объединение Италии и много других событий бурной флорентийской истории. А в наши дни Палаццо Веккьо превратился в музей, в который я очень рекомендую вам зайти, если окажетесь во Флоренции.

История

В древнеримскую эпоху на месте нынешнего дворца располагался театр, а в раннее Cредневековье тут обосновалась знатная семья Уберти, выстроившая здесь, как тогда было принято, целую крепость с десятками домов и башен - для более спокойного общения с соседями. В ту пору во Флоренции яростно сражались две партии - гвельфов (сторонников Папы) и гибеллинов (приверженцев императора). Уберти принадлежали к последним и после поражения гибеллинов были частью вырезаны, частью изгнаны из города. Их крепость была полностью снесена, говорят даже, что земля на этом месте была посыпана солью - яростное неистовство гражданской войны…

А спустя некоторое время на покинутом пустыре начали возводить новый дворец. Руководил работами Арнольфо ди Камбио, строительство длилось почти 15 лет и завершилось в 1314г. Практически сразу новый дворец стал использоваться как правительственное здание. В XV веке его назвали Палаццо дела Синьория, поскольку в нём заседала республиканская власть - синьория, включавшая в себя гонфалоньера справедливости и 24-х приоров, переизбираемых раз в два месяца.

Архитектура дворца типична для средневековой Флоренции - это закрытое со всех сторон здание, напоминающее крепость и практически лишённое всяких художественных изысков. В те беспокойные годы знатные фамилии, как уже говорилось, строили свои дома таким образом, чтобы в них можно было выдержать вражескую осаду. Примеров таких зданий и в наши дни встречается во Флоренции предостаточно. Что же касается нашего дворца, то обратите внимание на арочные пролёты наверху. Сейчас мы видим здесь изображения гербов флорентийских гильдий, а когда-то там были амбразуры для метания камней и вара в осаждающих.

Итак, к XV веку дворец и площадь перед ним стали центром политической жизни Флоренции: отсюда колокол возвещал народный сбор, здесь оглашали приговоры, казнили преступников, устраивали бунты - в общем, протекала нормальная средневековая жизнь.
С момента возвышения семьи Медичи и постепенного прихода их к власти дворец несколько утратил своё значение. Однако основные события флорентийской истории по-прежнему вершились вокруг него. Дворец пережил изгнание Медичи в 1494 г, возвышение и последующую казнь вдохновенного и фанатичного монаха Савонаролы (во дворце в тот период заседала Ассамблея) и возвращение Медичи к власти. Представитель новой ветви династии - Козимо I - был первым из Медичи, кто поселился во Дворце Синьории в 1537 г. Это было символично: игры в республику закончились, началась эпоха монархического, по сути, правления. Правда, вскоре растущему семейству стало здесь тесно, и Медичи переехали в Палаццо Питти, на другом берегу реки Арно. С тех самых пор дворец на площади Синьории и получил нынешнее название - Палаццо Веккьо (Старый дворец).

Впоследствии здесь размещались различные государственные учреждения Медичи, а в тот недолгий период, когда являлась столицей Итальянского Королевства, дворец служил местом заседаний парламента. В наши дни Палаццо Веккьо используется в качестве городской ратуши и привлекает туристов как один из самых интересных флорентийских музеев. Что же можно увидеть внутри Палаццо Веккьо?


Покупка билетов. Внутренний двор Палаццо Веккьо

Музей во дворце работает в следующем режиме:

  • с октября по март ежедневно с 9:00 до 19:00 (в четверг с 9:00 до 14:00);
  • с апреля по сентябрь с 9:00 до 23:00 (в четверг с 9:00 до 14:00).

Билетные кассы Палаццо Веккьо (1) расположены не на улице, а внутри дворца на первом этаже. Поэтому во внутренний двор здания любой желающий может попасть совершенно бесплатно. Войти можно либо через парадную дверь (2), рядом с которой стоит копия знаменитого «Давида» Микеланджело, либо через ворота со стороны via dei Gondi (3).


Имейте в виду, что парадный вход часто бывает закрыт, но это не значит, что музей сегодня не работает - просто нужно обойти дворец по левой стороне. Кстати, рядом с этим «боковым» входом в Палаццо Веккьо, в стене, находится фонтанчик с очень вкусной и холодной питьевой водой. Летом для меня он стал настоящим спасением, тем более, что во Флоренции таких «поилок» не так много, как в Риме. Однако если парадная дверь открыта, заходить во дворец лучше через неё.


Задержитесь у входа: со стеной дворца, находящейся за спиной статуи Геркулеса, связана интересная легенда. Якобы, на этой стене нацарапан рисунок и не абы кем, а самим Микеланджело. Он вроде бы наблюдал за казнью некоего преступника на площади Синьории и поспорил с товарищем, что сумеет нарисовать лицо приговорённого на стене, стоя к ней спиной и не поворачивая головы. Могу подтвердить: что-то такое здесь действительно нацарапано, хотя мне не сразу удалось сие найти. Интересно, получится ли у вас?


Пройдя внутрь, мы оказываемся в маленьком, роскошно украшенном дворике (4): на потолке арабская вязь, стены расписаны панорамами австрийских (на момент XVI века) городов, а в центре - фонтан авторства Верроккьо. Двор был оформлен в таком стиле в честь свадьбы Франческо Медичи с Иоанной Австрийской - для Медичи в то время было крайне важно породниться с королевскими фамилиями Европы и укрепить таким образом собственную власть.


Насмотревшись на убранство дворика, проходим в центральный вестибюль дворца (5). Музейные кассы (6) находятся ближе к входу со стороны боковой улицы. Вход в гардеробную и туалеты (7) расположен в противоположном конце зала. Обращаю ваше внимание на то, что в туалет пускают только при предъявлении музейного билета, просто так - ни-ни, даже объявления об этом развешены на разных языках.


В гардеробной стоит большой деревянный макет Палаццо Веккьо, а рядом с ней в нескольких залах расположена маленькая выставка, которую можно осмотреть бесплатно.


Теперь самое время купить билеты. Здесь выделяют три основные зоны, билеты в которые продаются как вместе, так и по отдельности. Во-первых, это собственно Музей (залы дворца), во-вторых - Археологическая зона (можно спуститься вниз и осмотреть результаты раскопок). И в-третьих, - Башня и крыша дворца: она работает по своему графику:

  • с апреля по сентябрь с 9:00 до 21:00 (в четверг – до 14:00);
  • . с октября по март с 10:00 до 17:00 (в четверг с 10:00 до 14:00).

Касательно башни, сразу отмечу: посетителей пускают туда нерегулярно. Так, например, доступ прекращается на время дождя. А когда я поднималась на Башню, дождя не было, однако в какой-то момент ко мне подбежала нервная смотрительница и сказала, что у них что-то случилось, и на самый верх подняться нельзя, а можно только на предпоследний уровень, и побыстрее - через полчаса надо уже спуститься. В общем, мне тогда пришлось изрядно побегать, а вы просто примите эту информацию к сведению.

Теперь несколько слов о ценах. Они разнятся в зависимости от того, какую зону дворца вы хотите посетить:

  • Музей 10 EUR;
  • Музей+Башня 14 EUR;
  • Музей+Археологическая зона 14 EUR;
  • Общий билет 18 EUR;
  • Археологическая зона 4 EUR;
  • Крыша и Башня 10 EUR.

У меня при покупке билета случилась непонятная заминка. Я выбрала вариант Музей+Башня, а билетёрша стала мне объяснять, что башня откроется через полчаса, а пока мне надо подождать. Моего итальянского так и не хватило, чтобы выяснить: почему нельзя купить билет сейчас и подождать полчаса до открытия – тётенька была непреклонна. Пришлось мне через 30 минут снова выстаивать очередь – тогда проблем уже не возникло.

Наконец, осмотрев всё описанное выше, начнём наш путь по залам Палаццо Веккьо.


Музей Палаццо Веккьо

Зал Пятисот

Начать осмотр удобнее всего с самого большого и известного помещения дворца - Зала Пятисот. Когда-то здесь собирался Народный Совет, а в годы изгнания Медичи в этом зале заседала Ассамблея. Нынешний свой вид Зал Пятисот, как и большинство прочих комнат, приобрёл в XVI веке. До того, как переехать сюда, Козимо Первый заказал Вазари большую работу по реконструкции залов дворца. Интерьер Зала Пятисот был почти полностью изменён. Для Козимо было принципиально избавиться от всякого напоминания о периоде республиканской власти и оформить зал в новом, идейно выдержанном стиле. В результате от старого убранства мало что сохранилось, а жаль - ведь над росписью стен в те годы, помимо прочих мастеров, работали Леонардо да Винчи и Микеланджело. Считается, что это был единственный раз, когда два гения участвовали в одной работе (они друг друга на дух не переносили). Существует не то легенда, не то обоснованная гипотеза о том, что Вазари сохранил фреску Леонардо, просто поместив на неё сверху свою работу.


Так или иначе, но и нынешний вид Зала Пятисот весьма впечатляет. Во времена Медичи здесь проводились торжественные приёмы, да и сейчас зал часто используется для различных мероприятий. Так, например, проходя как-то поздним вечером мимо дворца, я увидела, как в парадную дверь чинно заходят дамы и кавалеры, одетые под старину. Очевидно, что такие балы здесь - не редкость.
Картины на стенах, как водится, прославляют военные победы Флоренции. Изображения очень масштабные и пафосные. Воодушевившись, можно поверить, что побеждала всех и вся. В реальности же флорентийцы успешно воевали только с соседними городами, да и то не всегда. Однако настоящий художник и из малозначительных побед сотворит произведение искусства.


Пройдитесь по залу, посмотрите картины и обратите внимание на скульптуру Микеланджело «Гений, попирающий грубую силу». Двигаемся дальше.


Апартаменты Льва X

Несколько залов, объединённых под названием Апартаментов Льва X, расположены по соседству с Залом Пятисот. Эти комнаты посвящены трём членам семейства Медичи, которые, в основном, и заложили основу богатства и власти этой фамилии. Речь идёт о Козимо Старшем (не путать с Козимо Первым!), Лоренцо Великолепном и о Джованни Медичи (ставшим Папой Римским по имени Лев X). Картины во всех комнатах этих апартаментов содержат сцены жизни каждого из них.


Козимо Старший был первым из Медичи, фактически пришедшим к власти. Точнее, власть в то время оставалась республиканской, однако ушлому банкиру с большим количеством денег и влиятельных друзей необязательно было иметь герцогский титул, чтобы дёргать за нужные верёвочки и вершить политику Флоренции. Козимо жил довольно скромно, много работал, накапливал капиталы, одалживал сильных мира сего и обрастал связями. Борьба за политическое влияние в республике кипела нешуточная, и у Козимо было немало тяжёлых моментов: и в тюрьме он побывал (кстати, сидел в башне Палаццо Веккьо), и в изгнании жил, но несмотря ни на что, к концу его жизни семья Медичи была самой влиятельной силой во Флоренции. Кстати, Козимо водил дружбу с Донателло и многими другими мастерами и щедро спонсировал искусство (как впоследствии и все Медичи). Обратите внимание на картину, где Козимо стоит в окружении Донателло и Микелоццо, а Брунеллески и Гиберти показывают ему макет церкви Сан-Лоренцо.


Следующая комната украшена сценами из жизни внука Козимо Старшего - Лоренцо Великолепного. Будучи уже настоящим главой Флорентийской республики, Лоренцо с успехом продолжил дело своего деда. На его веку тоже хватало заговоров и вооружённых конфликтов, но Лоренцо умел мастерски выходить из самых сложных ситуаций. Так, когда Неаполитанский король шёл на флорентийцев с войском, а союзники отказались помочь республике, Лоренцо сам, без армии, выехал навстречу противнику и так умело провёл переговоры, что Флоренция сохранила все свои земли, даже не вступив в битву с врагом. Эта знаменитая история нашла отражение на одной из представленных здесь картин.


Окружение Лоренцо составляли лучшие учёные, поэты и деятели искусств своего времени, да и сам правитель писал стихи и занимался наукой. Можно без преувеличения сказать, что Лоренцо Великолепный пользовался в народе наибольшей популярностью из всех Медичи, что правили до и после него.


Третья большая комната освещает события из жизни сына Лоренцо Великолепного - Джованни. История запомнила его не как Джованни Медичи, а как Папу Льва X -www.win2 он был первым из семейства, кому удалось заполучить папскую тиару. Надо ли говорить, насколько помогло семье Медичи такое возвышение Джованни: в те времена папская власть открывала практически безграничные возможности. Понтификат Льва X во многом заложил основы для будущей, практически королевской, власти Медичи в Тоскане.


Льву X приписывают известную фразу: «Господь даровал нам папство, так будем же им наслаждаться!» Папа и наслаждался вовсю: жил на широкую ногу и не думал о последствиях. Некоторые исследователи вообще считают, что Лев X был одним из первых атеистов своего времени. Не буду слишком углубляться в его историю, приведу лишь ещё один интересный факт: считается доказанным, что за время понтификатов Льва X и его преемника (тоже из Медичи) множество сокровищ и произведений искусства перекочевало из Ватикана во Флоренцию.

Апартаменты Стихий

Ну а теперь, познакомившись с тремя столпами семейства Медичи, поднимемся наверх - в апартаменты их потомка, Козимо Первого.


Своё название эти комнаты (их всего 5) получили благодаря фрескам, на которых аллегорически изображены основные стихии - огонь, земля и вода. Здесь обитал Козимо Первый до того, как переехать в Палаццо Питти. Это был суровый правитель, сумевший навести порядок в государстве после долгого периода смутного времени. При нём Флоренция вышла на пик своего могущества и влияния. Собственно, это наследие Козимо его потомки затем усердно проматывали без малого аж два века. Осматривая эти комнаты, можно выйти на лоджии и полюбоваться чудесным видом на монастырь Сан-Миниато аль Монте.


А в последней комнате можно увидеть фигуру мальчика с рыбой, копия которой украшает фонтан во внутреннем дворике дворца.


Апартаменты Элеоноры Толедской

Сейчас мы переходим в комнаты, которые занимала жена Козимо Первого - Элеонора. Судя по всему, жили супруги душа в душу, Козимо даже не изменял жене, что было крайне необычно для правителя той эпохи. Говорят, жена была единственным человеком, который имел влияние на Козимо и которому тот полностью доверял.


Задержитесь в Зелёном зале - здесь сразу привлекает внимание прелестная маленькая часовня (Элеонора была ревностной католичкой). Часовня украшена работами Бронзино, самые известные - «История Моисея» (обратите внимание на его «рожки») и «Пьета» в алтарной части.


Дальше мы проходим несколько тематических залов - Зал Сабинянок, Зал Эстер, Зал Пенелопы и др. В каждом из них картины иллюстрируют события соответствующего мифа. В Зале Пенелопы обязательно найдите «Мадонну с ребёнком» Боттичелли - как видим, не все шедевры Возрождения помещаются в Галерее Уффици.


Не спеша, рассматривая картины и убранство залов, мы вскоре перейдём в Апартаменты Приоров. Здесь можно увидеть богато украшенную Капеллу Приоров, а также посмертную маску Данте Алигьери. Великий поэт занимался также политикой и был избран приором в 1300–1301 гг. Но уже в 1302 г ему пришлось бежать из Флоренции навсегда (в борьбе чёрных и белых гвельфов, к которым принадлежал Данте, чёрные победили).


Ну а мы сейчас проходим в один из самых красивых залов Палаццо Веккьо - Зал Аудиенций.

Зал Аудиенций и Зал Лилий

В Аудиенц-зале Козимо Первый проводил рабочие встречи, и это одно из немногих мест во дворце, где частично сохранились старые «республиканские» интерьеры. Так, на большой фреске Гирландайо мы видим, помимо прочих, Брута, Цицерона и других ярых республиканцев древнеримской поры.


Фрески периода Козимо Первого, естественно, уже не содержат никаких республиканских намёков. Заметное место занимают работы Сальвиати, представляющие сцены из жизни римского диктатора Камилла. Судя по всему, это прозрачная аллегория на правление самого Козимо, сделанная по его же заказу. Так, интерьеры Палаццо Веккьо дают нам наглядное представление о разных этапах развития флорентийской государственности.


Находясь в Аудиенц-зале, не пройдите мимо знаменитейшей скульптуры Донателло «Юдифь и Олоферн».


Мастер создал её в 1457г по заказу Козимо Старшего и был так впечатлён собственной работой, что подписал её (обычно он так не делал). Сначала «Юдифь» украшала фонтан в первом родовом гнезде Медичи - Палаццо Медичи-Рикарди. После изгнания семейства из Флоренции в конце XV века дворец был разграблен, а «Юдифь» выставили на площади Синьории, вроде как в назидание на тему «что бывает с тиранами». Когда Медичи вернулись к власти, чтобы не злить народ, скульптуру решили оставить на месте - этакий жест примирения. Так и стояла она на площади Синьории, потом - в Лоджии Ланци, потом - снова на площади. В 80-х годах XX века скульптуру перед Палаццо Веккьо заменили копией, а оригинал с тех пор демонстрируется в Аудиенц-зале. Из Зала Аудиенций мы попадаем в Зал лилий - когда-то эти залы были одним помещением, перегородка появилась позже. Обратите внимание на дверь с изображением Данте и лилии на потолке - герб французской фамилии Анжу, помогавшей гвельфам одолеть гибеллинов. Отсюда небольшой коридор ведёт в Зал Географических Карт Средневековья. Мне было интересно их рассматривать - нашлась даже карта «Карелии и Северной России».


После аудиенц-зала мы проходим так называемые Старые канцелярии - последние несколько залов музея. Здесь выставлены без особой системы самые разные экспонаты - картины, скульптуры, предметы мебели разных времён и т. п. Оцените панорамный вид средневековой Флоренции - похожие карты, кстати, активно продаются в городе как сувениры.


Я задержалась также возле изображения Никколо Макиавелли - ещё одного знаменитого флорентийца. В годы изгнания Медичи он поддерживал Савонаролу и занимал важные государственные посты в республике. Возвращение Медичи, казалось, не сулило Макиавелли ничего хорошего, однако опала оказалась недолгой. Впоследствии Медичи даже прибегали к его советам по некоторым государственным вопросам. Высоких постов Макиавелли, правда, больше не занимал, довольствуясь должностью историографа. А мировую славу ему принесла книга «Государь», популярная и поныне, в которой Макиавелли изложил своё видение наилучшего способа управления государством.


На этом мы заканчиваем осмотр залов Палаццо Веккьо, однако если силы ещё остались, приглашаю вас подняться на башню дворца.

Крыша и Башня Палаццо Веккьо

Как я уже говорила, посещение Башни надо планировать, ориентируясь на погоду - во время дождя посетителей туда не пускают. Если же с погодой вам повезло, то купив билет, найдите в вестибюле дворца широкую лестницу, возле которой стоит указатель с надписью «Tower And Battlements». Поднимайтесь наверх, и через несколько этажей вы окажетесь возле лестницы поменьше, которая и ведёт на крышу. Здесь у вас проверят билет и, возможно, попросят немного подождать. На крышу людей пускают небольшими группами и, похоже, ведут учёт посетителей: наверное, существуют определённые ограничения по весу, который гарантированно выдерживает крыша, или просто стараются избежать столпотворения.


Когда вас пропустят, идите наверх по узкой лестнице, и вот - вы уже на крыше. Во Флоренции отовсюду открываются чудесные виды, и обзорных площадок хватает, но крыша и башня Палаццо Веккьо для меня оказались в этом плане вне конкуренции.


Отсюда можно разглядеть буквально каждое историческое здание или церковь, а внизу открывается потрясающий вид на площадь Синьории.


Прогулявшись по крыше, поднимаемся вверх, на Башню. Подъём здесь не такой сложный, как на купол Дуомо или Кампанилу Джотто, да и людей гораздо меньше. На самый верх пускают не всегда, но и вы так не будете разочарованы - эти виды Флоренции навсегда останутся в вашей памяти.




При спуске загляните в небольшую комнатку в одном из пролётов башни. Наверно она когда-то служила караульным помещением, а может быть, и камерой. Напомню, что долгие годы Башня Палаццо Веккьо являлась тюрьмой, в которой сидели, например, такие люди, как Козимо Старший и Савонарола.


Рассмотрев всё интересное, спускайтесь вниз - на сегодня культурная программа выполнена с лихвой.

Как добраться до Палаццо Веккьо

Сориентироваться в окрестностях дворца нам поможет карта, приведённая ниже.


Палаццо Веккьо (1) расположен на одной из главных площадей Флоренции - piazza della Signoria (2). Если вы живёте в центральной части города, настоятельно рекомендую вам передвигаться пешком: тут всё в шаговой доступности и на то, чтобы дойти, например, от вокзала Санта-Мария Новелла до площади Синьории, у вас уйдёт 10–15 минут. Можно, конечно, доехать сюда и на автобусе: ближайшая остановка маршрута С2 (3) находится недалеко от площади.

Площадь Синьории и сама - музей под открытым небом, так что в окрестностях Палаццо Веккьо вас ждёт много интересного. Зайдите в Лоджию Ланци (4), благо пока туда пускают бесплатно. Полюбуйтесь скульптурами, особенно, конечно, «Персеем с головой Медузы» авторства Челлини.


Рассмотрите все памятники на площади. С «Давидом» Микеланджело (5) все фотографируются только здесь: в музее, где стоит оригинал, фотосъёмка запрещена. Говорят, что однажды во время очередного восстания в ходе бурных дебатов из окна Палаццо Веккьо выпал диван и отколол Давиду руку. Вроде бы даже после её восстановления остались швы, и их можно разглядеть.


Обратите внимание на фонтан Нептуна (6). При его открытии в 1565 г над архитектором Амманати толпа смеялась: «Какой прекрасный мрамор ты испортил!», а в наши дни площадь уже трудно представить без этого фонтана.


Невдалеке от фонтана стоит конный памятник Козимо Первому (7), с которым так много связано в Палаццо Веккьо.


Можете обойти дворец кругом: со стороны via dei Leoni (8), на задах Палаццо Веккьо, в средние века находился львиный питомник. А со стороны via della Ninna (9) можно увидеть дверь, через которую бежал из дворца один незадачливый правитель во время бунта 1342г.

Ну и нельзя не упомянуть, что буквально в 20 метрах от Палаццо Веккьо расположен один из главных музеев мира - Галерея Уффици (10), а за ней - набережная Арно и самый старый мост в Европе - Понте Веккьо (11). Поверьте, вас не разочарует!


Есть что добавить?