История. Овощи к царскому столу или о ботанике в летнем саду

Который был заложен в первые годы основания города большой группой архитекторов и садовых мастеров. Петр I мечтал создать сад в версальском стиле. Сначала в своем доме он отдыхал и следил за ходом работ, а затем здесь жил с семьей летом.

Режим работы Летнего дворца Петра I в 2020 г.

  • Музей открыт только в летний период (с 1 мая по 30 сентября). Летом в виду большого количества желающих билеты реально приобрести только в первый час работы кассы. Кассы работают с 10:00 ежедневно, кроме четверга и вторника. По четвергам с 13:00. Билеты продаются ежедневно только на текущий день.
  • Посещение возможно только в составе группы. Билеты продаются в кассе дворца.
  • По понедельникам, средам и пятницам сеансы в 12:00, 14:00, 16:00, 18:00 и 19:00.
  • По четвергам сеансы в 14:00, 16:00, 18:00 и 20:00.
  • По субботам и воскресеньям сеансы в 12:00, 13:00, 14:00, 15:00, 16:00, 17:00, 18:00 и 19:00.
  • Указано время сеансов для индивидуальных посетителей.

Стоимость билетов в Летний дворец Петра I в 2020 г.

  • Полный билет – 500 рублей
  • Для студентов и пенсионеров – 250 рублей
  • Для детей (до 16 лет) - бесплатно

Как добраться

На втором этаже здания, кроме поварни, гардеробной и комнаты для фрейлин, расположены тронная , спальня и детская , а также комната для танцев. Особенно привлекателен Зеленый кабинет , украшенный живописными вставками, лепкой и позолотой.

Если кто-то решил заделаться ботаном - лучшего места, чем огород для этого не найти. А история овощей может быть очень увлекательной. Вот, к примеру, все хорошо помнят историю кортошки. О том, что картошку завезли в Европу из Америки, что ее не сразу "раскусили"... В Россию ее привез Петр, но распространилась она после войны с Наполеоном, когда хозяйственные казаки навезли мешками трофейную картошку из Франции и насажали ее в своих огородах... А вот первый ее урожай был получен в Летнем саду.

История других овощей не менее познавательна. В Летнем саду в Санкт-Петербурге при Петре I существовал Аптекарский огород, в котором для царского семейства выращивались огородные и оранжерейные растения, а также пряные и лекарственные травы. На этом историческом огороде в боскете "Красный сад" можно поприсутствовать на лекции и узнать о том, что лук завезли к нам татаро-монголы, что новая модная фиолетовая морковка - просто хорошо забытая старая, о царских способах избавляться от комаров и моли, одним словом - о королях и капусте. Во всяком случае, с уверенностью можно сказать, что Петр едал и капустку и артишоки, а петровские повара знали, что делать с иссопом, пастернаком и спаржей. Я давно хотела написать о растениях, которые стали прообразами украшений, но под впечатлением от возможности заглянуть в кастрюлю к Петру 1 немного отвлекусь на злобу дня.

Эта картина дает представление о том, какие овощи могли присутствовать на столе европейца в 18 веке.


В Аптекарском огороде Петра I в Летнем саду перед оранжереей водят экскурсии (кстати бесплатно), посвященные растениям, выращиваемым здесь при Петре. Многие из этих растений благодаря Петру в России и появились. Экскурсии (очень интересные) проводит Виктор Мельников, у огорода есть своя группа вКонтакте - Ботанические экскурсии в Летнем саду .

На первой грядке чабрец или тимьян (или богородская трава). На второй грядке лук-батун и лук, который подстригают, чтобы были свежие перышки - лук-резанец.

Справа мелисса и мята перечная. Между прочим, мяту использовали как освежитель воздуха - ею, к примеру, натирали скамейки на свадьбах.

Это пижма - раньше с ее помощью избавлялись от домашних насекомых, в том числе от комаров и от моли:))

Это очень благородный овощ под названием артишок. В Древнем Риме его позволялось есть только патрициям. На одном кустике вырастал один-два плода, да еще из него вырезали серединку - понятное дело такого овоща не хватит для всех желающих. На грядке всего один артишок - он уже зацвел и теперь в еду не годится, на семена пойдет. Сейчас артишоки продаются в супер-маретах, во многих странах они популярны, но у нас никак не сообразят, что с ними делать.

Морковка не сразу стала тем оранжевым овощем, к которому мы привыкли. Сейчас входит в моду фиолетовая морковь, на самом деле самая первая морковь была как раз фиолетовой, но ее не очень любили использовать при приготовлении блюд, потому что она придавала им бледно фиолетовый, не слишком аппетитный оттенок. Такой симпатичной как сейчас она стала вообще недавно, а белая и желтая морковь, которую ели раньше, сегодня выращивают только в качестве кормовых. Эта культура пришла к нам из Афганистана.

Разноцветная морковь

Так цветет морковка

Натюрморт с дичью, овощами и фруктами, художник Хуан Санчес Котан, 1602, музей Прадо (Мадрид). Похожий на сельдерей овощ - это испанский артишок (справа), точнее кардон. В результате селекции чертополоха получили артишок с развитым соцветием и кардон, овощ с развитым стеблем

Бархатцы - их иногда продают как шафран на восточных базарах

Тоже бархатцы, справа капуста кольраби по краю и в середине белокочанная

Иссоп, пряность и древнее лекарственное растение

Картофель белый и красный. После того, как картофель попал в Европу из Америки, его долго выращивали на клумбах из-за цветочков и пытались есть ягоды, но они были горькими. 5-конечный цветок картошки носили как украшение

Слева капуста, справа иссоп

Одно из названий полыни - вермут, еще из нее делали абсент

Померанцевые деревья плоды имели горькие, поэтому им предпочитали апельсины, зато очень ценились цветы померанца

Померанцевые деревья

Пастернак

Спаржа - на картине связаный пучок спаржи, справа она же на грядке




Цветок руты в виде мальтийского креста

Рута душистая - пряность и лекарственное растение. Цветы имеют форму креста, поэтому ей приписывали религиозное знчение. Использовалась для окропления храмов перед воскресной мессой.


Тоже шалфей

Карликовый подсолнечник - завезен из Америки, а делать подсолнечное масло придумали у нас в России

Душица - вокруг нее летает особенно много пчел

Душица крупным планом

Это синюха голубая, листья похожа на рябиновые

Базилик - благородный в переводе. В умелых руках обретал колдовскую силу. Бывает зеленый тоже, но у нас он не приживается из за низкой морозостойкости. Пахнет божественно.

Цветы настурции похожи на шлемы, а листья - на щиты, то есть на военные трофеи - отсуда его латинское название "trophae". Ели всю, начиная с корней.



Еще забыла сфотографировать календулу и клубнику. При Петре здесь выращивали махорку. В основе петровского огорода - план монастырских европейских огородов. В плане крест из двух дорожек, в центре фонтан. Монастыри были одновременно крепостями и для них был важен источник воды.


Садовые розы

Это каморка садовника

Такой очаровательный букет образовался из того, что нам перепало понюхать. Букетик совершенно уникальный, другой возможности заполучить растения с исторических грядок может и не подвернуться

Этому дубу на момент осования Петербурга было порядка 40 лет - самое старое дерево в Летнем саду.

Решетка Летнего сада

300-летние липы петровского времени

Брусника

Старая липа

Фонтан "Коронный"

Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге построен в 1711–1712 гг. по проекту архитектора Доменико Трезини. К оформлению фасадов и интерьеров Летнего дворца были привлечены архитекторы и скульпторы из Западной Европы: Андреас Шлютер, Георг-Иоганн Маттарнови, Жан-Батист-Александр Леблон.

Летний дворец Петра I имеет счастливую судьбу: после кончины Петра дворец никогда не перестраивался, хотя были некоторые потери в оформлении интерьеров. До наших дней в неизменном виде сохранились планировка и внешний облик здания, живописные плафоны аллегорического содержания, сосновые шкафы для одежды, изразцовые печи и отделка стен расписными голландскими плитками, отделка деревянными панелями помещений первого этажа, внутренняя отделка Нижней и Верхней Поварен и Зеленого кабинета. Уникальный ветровой прибор в Кабинете Петра I по-прежнему показывает направление и силу ветра, а также время. На втором этаже стоит данцигский шкаф, в котором, по преданию, Петр I хранил свое белье и ботфорты.

Летний дворец ценен не только как один из ранних памятников архитектуры Санкт-Петербурга, но и как свидетельство вкусов, интересов, устремлений Петра I, которые отразились в особенностях архитектуры памятника.

Для устройства своей резиденции Петр I выбрал обжитую и выгодно расположенную мызу на мысе между Невой и Безымянным ериком (ныне река Фонтанка), где располагалось имение шведского майора Эриха Берндта фон Коноу (Конау) - небольшой домик с хозяйственным двором и садом. Первое время Петр мог использовать для проживания домик Конау, но, возможно, уже тогда для него построил собственный дом. Иван Матвеев (Угрюмов), который с 1705 по 1707 г. руководил всеми инженерно-строительными работами на бывшей шведской мызе. Именно эту постройку видел в 1710–1711 гг. автор «Описания Санкт-Петербурга и Кроншлота»: «Вплоть у речки, - пишет он, - царская резиденция, то есть небольшой домик в саду голландского фасада, пестро раскрашенный с золочеными оконными рамами и свинцовыми орнаментами».

По указанию Петра на месте его прежнего дома построили каменное здание по проекту архитектора Д. Трезини. 17 апреля 1712 г. Петр уже переехал жить в Летний дворец, а уже через год царскую резиденцию посетили «заморские» гости: «Третьего дня [июля] пришли сюда 6 кораблей торговых Голландских и Английских, из которых галиот да гукар (типы голландских судов XVIII в.) ко мне причалили, то есть к самым моим палатам….»

После смерти Петра I Летний дворец теряет значение царского жилища. Некоторое время здесь жили придворные служители. В царствование Елизаветы Петровны, дочери Петра, чтившей память об отце, «ветхости» чинят, и бывшую царскую резиденцию в перовой половине XIX века начинают употреблять как место для летнего проживания видных сановников того времени.

К 200-летию Санкт-Петербурга в Летнем дворце состоялась выставка памятников петровской эпохи. Из императорских дворцов, Эрмитажа, Государственного архива были доставлены портреты и гравюры, знамена, военные орудия, предметы мебели и прикладного искусства, книги, чертежи. Кровать Петра I из Александро-Невской лавры, представленная на выставке, и сейчас находится на экспозиции дворца.

После 1917 г. дворец сохранялся как исторический и архитектурный памятник, но еще не имел статуса музея. В 1925 г. дворец был передан в ведение историко-бытового отдела Государственного Русского музея, в нем устраивались выставки, не связанные с историческим прошлым дворца.

С 1934 г. Летний дворец Петра I становится самостоятельным музеем мемориально-исторического и художественного характера. На экспозиции музея можно увидеть одежду Петра I, мебель, картины и гравюры, предметы прикладного искусства петровского времени.

В годы Великой Отечественной войны Летний дворец пострадал от удара взрывной волны, но повреждения ликвидировали уже в 1946 г., а на следующий год дворец - музей открыли для посетителей. В 1960-е гг. во дворце проходила всесторонняя реставрация под руководством архитектора А. Э. Гессена.

С 2004 г. Летний дворец вошел в состав Государственного Русского музея. В 2015–2017 гг. во дворце осуществлена комплексная реставрация, которой предшествовала кропотливая работа историков и искусствоведов. В процессе реставрации во дворце восстановлена атмосфера царского жилища начала XVIII века.

Особо следует отметить реставрацию живописных плафонов в семи помещениях Летнего дворца, после чего потемневшая уникальная живопись была приближена к своему первоначальному цвету. Появилось ощущение воздуха и парения аллегорических фигур.

В Зеленом кабинете, где в специальных шкафах-витринах располагались петровские раритеты, положившим начало истории Кунсткамеры в Санкт-Петербурге, была произведены очистка и укрепление уникальной настенной живописи по дереву начала XVIII в. Во дворце отреставрированы дубовые двери и ставни, а также в соответствии с историческими материалами обновлен паркетный пол и ткани на стенах. Оконные переплеты XIX в. были заменены.

Особое внимание было уделено знаменитому ветровому прибору (анемометру), который был заказан Петром I в Дрездене и в 1714 году установлен в Летнем дворце. Прибор объединяет три циферблата: один из них - часовой, другие два - указатели направления и скорости ветра. Стрелки правого и левого циферблатов соединены с флюгером, находящимся на крыше, посредством шахты, прорубленной в стене. Прибор является неотъемлемой частью Летнего дворца, его уникальнейшим раритетом. Ветровой прибор имеет резное обрамление, на котором представлены мифологические персонажи: повелитель ветров Эол, владыка морей Нептун и морские эмблемы - рули кораблей, весла, трезубцы и венчающая раму корона из ростров - носов кораблей.

Специалисты бережно подошли к реставрации Нижней и Верхних Поварен, отделанных расписными голландскими плитками. В Нижней Поварне представлена раковина из черного мрамора, которая является частью системы водоснабжения петровского времени. Под зданием дворца сохранился кирпичный сводчатый тоннель, который обеспечивал действие проточно-промывной канализации - первой в Санкт-Петербурге.

На крыше дворца засиял обновленный позолоченный флюгер.

Изучая историю появления садов в Петербурге, Царском Селе, невольно погружаешься в малознакомую большинству из нас деятельность Петра I в качестве устроителя и создателя, ревностного хозяина первых садов.

Он бережно сохранял лесные массивы при начальном строительстве города. Самой ценной из широколиственных пород - дуба - почти не встречалось. А те деревья, что встречались, берегли особо. В первом описании Петербурга 1710-1711 гг. упоминается о распоряжении Петра содержать "в особом почете" два старинных дуба, которые росли на взморье острова Ретусари (Котлин). Их обнесли оградой, в тени устроили беседку с видом на море, в которой царь любил "сиживать с корабельщиками". Но в описаниях города пятью годами позже упоминаний об этих дубах уже нет.

Особое пристрастие Петра I к дубу объяснялось тем, что это была основная древесная порода, из которой тогда строили корпуса кораблей. Один из построенных в 1718 году кораблей молодого флота даже назвали "Старый дуб". Рассказывали, что Петр Великий сам сажал желуди по Петергофской дороге, желая, чтобы везде разводили дубы. Заметив, что кто-то из знатных вельмож улыбнулся его трудам, обернулся и в гневе сказал: "Понимаю, ты мнишь, не доживу я до матерых дубов. Правда, но ты дурак. Я оставляю пример прочим, чтобы, делая то же, потомки со временем строили из них корабли. Не для себя тружусь, польза государству впредь!"

Крайне редко встречалась в лесах времен Петра I еще одна ценная широколиственная порода - бук. Возможно, последние его экземпляры были найдены в 50-х годах прошлого века на Дудергофских высотах.

Застраивая город, Петр I по возможности сохранял материнские леса: небольшая еловая роща была оставлена на берегу Невы перед нынешним Троицким мостом; другая еловая роща сохранялась на берегу Мойки, напротив Партикулярной верфи; ельник был оставлен на островке при устройстве Новой Голландии. Последний был объявлен Петром заповедным, что положило начало истории и самой охраны городской природы. Законы были строгие: за порубку заповедных лесов, а также деревьев, годных для строительства кораблей, "учинена будет смертная казнь без всякия пощады, кто бы ни был" (указы Петра I от 19 ноября 1703 г., от 19 января 1705 г.). Судя по тому, что указы повторялись, порубки продолжались, наказания за них были, но до смертной казни, как говорят историки, дело не дошло.

Но леса, конечно, были обречены на вырубку, поскольку город строился, и главным материалом вначале было дерево. Кроме того, владельцам поместий по Фонтанке приказано было вырубать густые леса, чтобы лишить мест обитания "лихих людей", которые "чинили нападения" на горожан.

Устройство первых садов

Сады в начале XVIII века устраивались в голландском стиле, который так любил Петр I. Ребенком он рос в таких садах Москвы, испытавших сильное влияние голландского барокко. Эта любовь к красивым садам, деревьям, душистым цветам и травам осталась с ним на всю жизнь. Увлечение садами было подкреплено немалыми познаниями в ботанике и садоводстве. Петр I, по сути, был первым и главным озеленителем Петербурга. Он единолично решал, какие растения будут здесь расти, и занимался этим увлеченно, как и множеством других неотложных дел. Откуда такая любовь и познания в садовом деле?

По словам историка И. Е. Забелина, "ни один из древних наших Царей, в домашнем своем быту, не занимался с такой страстью сельским хозяйством, как Царь Алексей Михайлович" (отец Петра). "...по живости характера, всякому делу предавался он с особой горячностью" и, кроме того, "любил доводить всякое дело...до полного благочиния и устроения". Удивительно, что в историю он вошел под именем Тишайшего... Плодами его трудов были обширные сады в Измайлово и Коломенском, в которых росли не только обычные плодовые деревья и ягодники, но и редкие, даже экзотические для Подмосковья виды: грецкие орехи, сибирские кедры, пихты. Виноградный сад тоже был заложен, но астраханская лоза плохо там росла.

(Интересно, что по велению царя Алексея Михайловича и с его участием был построен первый русский корабль "Орел" на реке Оке. Историки находят сходство профиля кораблика на шпиле Адмиралтейства с тем первым кораблем. Так что страсть к строительству кораблей, видимо, тоже не случайна в жизни и трудах Петра I).

Петр, по всей вероятности, унаследовал от отца и вкус к садоводству. Такие же сады он развел при дворце в Преображенском, где жил в начале своего царствования, до отъезда в Петербург. В садах Петра выращивались заморские диковины: кипарис, зимовавший под укрытием, множество цветов из Западной Европы. Здесь цвели тюльпаны, нарциссы, гвоздики, бархатцы, ноготки (календула), желтые лилии и прочие редкости. Почетом пользовался шиповник, который называли тогда "свороборинный цвет" (настоящей розы тогда еще в России не выращивали). Особенно любил Петр душистые травы, выписывал их семена и приказывал сажать вдоль дорожек: руту, пижму, иссоп, "мяту немецкую", калуфер (или кануфер, ромашник бальзамический - многолетник с Кавказа, Малой Азии, пряная трава, добавлялся в нюхательный табак в XVIII веке). Именно из Подмосковья и Москвы Петр велел присылать растения для посадки в Петербурге. Весной 1704 года первые цветы и травы были присланы для обустройства Летнего сада

Известно, что Летний сад был "разведен в 1711 г. по плану, нарисованному самим государем" (С. Н. Шубинский). Петр I заботился о насаждении садов не только в Петербурге, но и в Москве, Таганроге, Риге, на Украине. Он входил во все детали садового строительства, отдавал распоряжения, будучи и за границей; выписывал книги по садоводству, создавал проекты новых садов.

Судя по бумагам царя, он сам выписывал саженцы деревьев из Голландии через Ревель, а также из Москвы, Львова, Сибирской губернии, Украины. Особенно любил он липы, привычные к северным местам, каштаны. Деревья вывозили под присмотром садовников, со всеми предосторожностями, чтобы сохранить их. В 1712 году из Голландии было заказано 1300 липовых деревьев. Кроме того, в Россию ввозили вяз, кедр, граб, лиственницу, тополя из Голландии. Дубы, которыми так дорожил Петр, ввозили из окрестных новгородских мест.

Еще в 1707 году приглашались иностранные садовые мастера, способные пересаживать крупные, взрослые деревья без повреждений, как это делалось при французском дворе. Одним из таких мастеров был Мартин Гендер - огородник из Потсдама. Сохранились письма Петра - Апраксину: "...вам купить молодых дерев померанцевых, лимонных и прочих, которые здесь в диковинку.

Посадить в ящики, чтобы перевозить будущей весной". Для зимовки теплолюбивых фиговых деревьев (инжира), винограда строили "теплые анбары" (оранжереи). Чем более обширными становились экономические связи с Европой, тем более разнообразным становился ассортимент растений, которые высаживали в Петербурге и его окрестностях.

Сохранилось немало документов, подтверждающих это. Т. К. Горышина в книге "Зеленый мир старого Петербурга" приводит интереснейшие сведения об этом. Так, в 1719 году в Гамбург садовнику Шульцу был отправлен заказ на "3000 шт. сиринги испаника (сирени), 100 шт. роз, 20 шт. махровых клематисов, вишни низких дерев" (т. е. кустовой формы), много абрикосовых, персиковых, каштановых деревьев. Садовнику Штеффелю было велено прислать обширный набор семян и луковиц цветочных растений, пряных и душистых трав, и еще "2000 аршин букшбому". Так называли самшит - вечнозеленый кустарник, который в XVIII веке выращивали в стриженом виде для создания сплошных линейных бордюров, при этом мерили на аршины (1 аршин = 711,2 мм). Заказы, подобные этому, рассылались в Амстердам, Гданьск, Швецию. Даже в указе Петра (от 3 января 1717 года, Конону Зотову) относительно отправки дворянских детей во Францию для обучения морской службе, в конце есть неожиданное указание: "Также приищи лавровых деревьев, которые в горшки ставят, чтоб от земли до кронов были не выше стебли, как 2 фута" (1 фут = 304,8 мм).

Для теплолюбивых южных растений пришлось строить оранжереи. Деревья привозили из Москвы, Новгородского уезда, из местностей севернее Петербурга. Из Швеции растения привозили на специально посланных туда кораблях. Для парков Петербурга привозили сотни и даже тысячи деревьев широколиственных пород: лип, кленов, вязов. Известно, что весной 1723 года в Летний сад было завезено около восьми тысяч саженцев липы, ясеня, вязов и кленов. Из этих пород в основном создавались европейские сады и парки. Благодаря начинаниям Петра I эти породы из экзотических насаждений теперь стали преобладающими в зеленом наряде города, его садов и парков.

Решительность, быстрота и натиск Петра сказывались и в приемах озеленения города. Ему некогда было ждать, когда подрастут мелкие саженцы, требовалось высаживать крупные, взрослые деревья. В письме майору Ушакову от 8 февраля 1716 года Петр велит зимой заготовить липы под Москвой, обрубить у них верхушки и весной везти в Петербург. Такая перевозка подводами на лошадях занимала не менее трех недель. Вскоре убедились, что это не лучший способ пересадки. Приступили к летним пересадкам с комом земли, что оказалось гораздо эффективнее. Даже зимнюю выкопку практиковали с помощью специальной машины, прикапывая деревья до весны. Таким способом удавалось пересадить даже весьма капризные породы. Но главным, конечно же, был тщательнейший уход высокопрофессиональных садовников за каждым растением.

Любопытно отметить, что требования привозных растений к теплу не слишком смущали заказчика, "южан" просто помещали в оранжереи. Внимательно относились к почвенным условиям, в которых на родине росли растения. Например, заказывая в Голландии конский каштан, Петр I велел брать деревья, растущие на разных почвах, при этом собирать и присылать в "кулечках" образцы почв, чтобы здесь подбирать наиболее подходящую для посадки землю.

В послепетровское время состав иноземной флоры во многом зависел от работавших тогда садовников-иностранцев, привносивших в облик городских садов и парков свои вкусы и пристрастия, помимо колоссального профессионального опыта и знаний. Естественно, что садовники-немцы выписывали много растений из Германии, голландцы - из Голландии. При устройстве Таврического сада в конце XVIII века работы вел английский садовник В. Гульд, и большая часть деревьев, цветочных растений привозились из Англии. Были даже казусы садовые: в середине XVIII века, работая в Царскосельском парке, садовник Якоб Рехлин настоял на выкорчевке большей части основной древесной породы - липы, уже растущей в нем, как "не весьма пристойной". Ее заменили стриженым тиссом и лавром в кадках. (Надо отметить, что в последние несколько лет парадная часть регулярного парка и площадь перед Екатерининским дворцом снова были украшены кадочными деревьями лавра с шаровидной и пирамидальной формами кроны).

История голландских садов в России

Пытаясь перестраивать русский быт, Петр начал именно с создания садов, посылая за границу своих людей учиться голландскому садовому искусству. Любимым садоводом Петра был голландец Ян Розен, который создавал и Царскосельский сад. К классическому голландскому саду по желанию государя была добавлена скульптура, которой украшались аллеи и лабиринты сада. Идеологический замысел этого новшества заключался в том, чтобы ввести в мировоззрение посетителей элементы европейского, светского отношения к миру и природе. В сознание россиян внедрялась новая для них, общеевропейская эмблематика. В связи с этим в 1705 году в Амстердаме по приказанию Петра была издана книга "Символы и эмблемы", которая позже неоднократно переиздавалась.

В книге были представлены образцы символической системы садов, их украшений, триумфальных арок, фейерверков, скульптурных украшений зданий и садов. Фактически это был новый, светский "букварь" знаковой системы взамен прежней, церковной.

Стремясь как можно скорее установить более тесные культурные связи с Европой, Петр I стремился сделать понятной и привычной для русских образованных людей античную мифологию. Садово-парковое искусство явилось наиболее доступным и в то же время сильно действующим. Летний сад, как первый городской сад, стал своеобразной "академией", где русские люди проходили начала европейского культурного образования. Лабиринты из стриженых живых растений устраивались там по образцам Версаля, а также сюжетов из жизни людей на темы "эзоповых притчей". Петр настолько ценил "Притчи Эзоповы" в качестве важного элемента нового европейского образования, что они были переведены Ильей Копиевским и изданы в Амстердаме на русском и латинском языках в числе первых книг. Те же сюжеты использовались при строительстве парков в Петергофе, Царском Селе.

Историки отмечают особую любовь Петра к редким цветам (их семена и саженцы выписывались из-за границы), к "фарфоровым гарнитурам для убранства цветников", а еще пристрастие к садовым шутихам. Разнообразные фонтаны-шутихи до сих пор привлекают внимание многочисленных гостей прекрасных парков Петергофа.

Голландский сад был наполнен плодовыми деревьями и кустарниками, расположенными в регулярном стиле, и обязательно множеством цветов. Дом хозяина мог находиться сбоку от главной оси сада, по обеим сторонам которой располагались террасы и зеленые "кабинеты". (Летний сад тому пример.) В голландском садоводстве было принято густо обсаживать дом (или дворец) деревьями. Так и в Старом саду Царского Села деревья прежде плотно примыкали к садовому фасаду Екатерининского дворца.

Эти старинные липы в основном пережили Великую Отечественную войну. В 60-е годы началась реконструкция Старого сада, чтобы возродить его регулярный "Версальский" облик, в подражание которому он и создавался. Каждая реконструкция исторических объектов, будь то архитектурные памятники или парки, которые являются живыми, изменяющимися со временем объектами, вызывает у специалистов и общества дискуссии о том, на какой именно период существования данного объекта следует восстанавливать его исторический облик. В случае с Голландским садом в Екатерининском парке Царского Села выбор был сделан в пользу периода наибольшего расцвета парка и дворца в середине XVIII века, при правлении Елизаветы Петровны. Большая часть старых деревьев, которые уже невозможно было стричь согласно правилам регулярного сада, была вырублена, к великому огорчению многих почитателей царскосельских садов.

В дальнейшем понятие "голландский сад" стало означать небольшой сад около дома с большим количеством цветов. Сходное значение оно стало иметь в английском языке, называясь "Dutch Garden". "Голландские сады" относили к садам романтического типа. Таковыми были сады русских усадеб XIX века, являясь неотъемлемой и органической частью при переходе от архитектуры дома, особняка к пейзажной части усадебного парка. Д. С. Лихачев в своей книге "Поэзия садов" очень подробно и увлекательно описывает историю и разнообразные стили садов разных времен и стран, в том числе и романтические сады Царского Села.

История новых для Петербурга видов растений

В начале XXI века мы привыкли к изобилию декоративных растений, растущих и в частных садах, в парках, и просто на улицах городов. Но ведь так было не всегда, и собственно декоративные сады до сих пор весьма редки.

Чаще всего наши частные сады напоминают по составу культур те старинные голландские сады, с которых начинали украшать столицу и ее пригороды. А в них непременно высаживались плодовые деревья, ягодники, огородные овощи и много цветов. Как происходило накопление и обогащение видов декоративных и пищевых культур, способов ухода за ними? И снова приходится возвращаться в петровские времена.

На строительстве Петербурга были заняты тысячи человек. Условия труда в местном климате были чудовищно тяжелыми. Для того чтобы хоть как-то поддерживать здоровье работающих и армии, по указу Петра в 1714 году на одном из островов в дельте реки Невы был основан Аптекарский огород. Там начали выращивать разнообразные лекарственные растения. Но задумка Петра с самого начала была гораздо шире этой практической задачи.

Садовникам вменялось в обязанность разводить редкие "заморские" растения. Впоследствии Аптекарский огород перерос в Медико-ботанический сад. На его базе в 1823 году был учрежден Императорский ботанический сад, который к началу XX века становится одним из крупнейших ботанических садов мира, центром ботанической науки. Его коллекции живых растений, гербарий, собрание ботанической литературы становятся известными далеко за пределами России.

Начиналась коллекция с травянистых растений, но уже к 1736 году в ней были и древесные породы около 45 наименований. Силами ученых-ботаников коллекции непрерывно пополнялись после каждой экспедиции. В разные годы количество только древесных видов, акклиматизированных в наших условиях, достигало 1000 наименований, не говоря уже о травянистых садовых и оранжерейных растениях. Далее Ботанический сад стал источником введения в культуру Петербурга и его окрестностей новых, адаптированных к местным условиям многих сотен видов декоративных растений.

Специальные научные учреждения собирали коллекции сельскохозяйственных культур, разрабатывая новые технологии их выращивания, создавая новые сорта и гибриды. Таким учреждением стал Институт растениеводства, его Опытные станции, расположенные по всей стране. С 1938 года изучением и внедрением декоративных культур в производство и озеленение города занималась Контрольно-семенная опытная станция в г. Пушкине. В лучшие годы ее работы в коллекции и производстве насчитывалось более 1300 видов и сортов декоративных растений, включая цветочные культуры открытого и защищенного грунта, красивоцветущие кустарники и большой дендрарий. История многих привычных теперь декоративных растений начиналась в прошлые века.

Интересно, что столь обыкновенная теперь в озеленении карагана древовидная (желтая акация, как ее называют в просторечии), была "внедрена" в посадки ученым садоводом Г. Эклебеном, который в 1758-1778 годах занимал должность главного мастера Императорских садов. Он был горячим сторонником разведения "сибирского горохового дерева", как тогда называли эту породу, причем не только как декоративного, но и пищевого растения, употребляя его плоды в пищу как горох и чечевицу. Правда, пищевые достоинства караганы тогда так и не признали. Знакомясь с историей декоративного садоводства Петербурга, мы узнаем о модных в разные времена растениях, способах их возделывания и сохранения в северных местах. В первой половине XVIII века самыми модными считались розы и самшит. А привычное теперь укрытие их на зиму еловыми лапами, войлоком, рогожами изобрел голландский садовник Б. Фок.

Многие декоративные растения в те времена разводились как пряности: левкой, анемона, золотая розга (солидаго), горечавка (генциана) и другие виды.

В Петербурге были попытки акклиматизировать иноземные растения для практического использования, а не только в декоративных целях. Этими опытами занималось Вольное экономическое общество, созданное в 1765 году. В 1801 году Александром I ему была пожалована западная половина Петровского острова. На расчищенном от леса участке земли были посеяны кормовые травы (эспарцет, люцерна, тимофеевка), гречиха, масличные культуры, красильные и душистые травы, а также кунжут и хлопчатник в надежде доказать, что "все это может родиться под Петербургом".

Один из историков Петербурга впоследствии весьма критично отнесся к новым начинаниям, но справедливо отметил и несомненную ценность этих опытов. Это обогатило будущую культурную флору наших мест, а также стало одним из источников городских сорных растений. В ходе этих опытов удалось впервые вырастить из семян лиственницы, которые так украсили город и его парки. Но в целом дерзкий опыт не принес ожидаемого результата, и в 1836 году землю у Вольного экономического общества отняли, а на Петровском острове было разрешено строить дачи.

В целом количество видов иноземных растений в Петербурге было довольно значительным, хоть и не все попытки акклиматизации были удачными. Это, вместе с ансамблевой архитектурой, тоже делало столицу непохожей на остальную часть страны. Многие виды попали в оранжереи, а иные получили у ботаников наименование "беглецов из культуры", потому что они действительно просочились сквозь садовые ограды и рассеялись по улицам, пустырям, газонам и другим местообитаниям. Уже в конце XIX века (и ныне тоже) в городе попадались одичавшие садовые цветы: американская астра ранняя, среднеевропейская маргаритка, субтропическая космея, азиатская аквилегия, теперь - вездесущий североамериканский топинамбур. Одна из диких лекарственных ромашек - пахучая - с Аптекарского острова распространилась не только в Петербурге, но и пошла далее, вглубь России и на Дальний Восток.

Елена Кузьмина

Предыдущая фотография Следующая фотография

Летний дворец Петра I считается одним из самых старых зданий в Санкт-Петербурге. Дом находится в очень красивом месте под названием Летний сад. Этот парк был разбит в начале 18 века, когда Северную столицу только-только начинали застраивать. Для работы над своей летней резиденцией Петр I пригласил именитых архитекторов и садовых мастеров. Царь мечтал обустроить здесь сад в версальском стиле. Забегая вперед, скажем, что у него это получилось и до сих пор Летний сад остается одним из любимейших мест отдыха туристов и жителей города.

Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге не отличается пышностью. Это весьма скромное здание в стиле барокко, совсем непохожее на царские хоромы.

Место для Летнего дворца Петр выбрал между Невой и Фонтанкой (в те годы - Безымянным ериком), как раз там, где находилось имение шведского майора Эриха фон Коноу. Именно здесь был построен небольшой двухэтажный каменный дом по проекту архитектора Доменико Трезини. Правда, изначально план дома Петр сделал самостоятельно, а Трезини лишь скорректировал его. Стоит отметить, что Летний дворец Петра I не отличается пышностью. Это весьма скромное здание в стиле барокко, совсем непохожее на царские хоромы. Планировка обоих этажей совершенно одинаковая. Здесь всего 14 комнат, 2 поварни и 2 внутренних коридора. На первом этаже располагались комнаты царя, на втором - его супруги Екатерины. Хозяева использовали этот дом только в теплое время - с мая по октябрь. Именно поэтому в Летнем дворце Петра I тонкие стены и одинарные рамы в окнах. Фасад дворца украшают 28 барельефов, на которых изображены события Северной войны.

На крыше Летнего дворца Петра I расположен медный флюгер в виде Георгия Победоносца, поражающего змея. Флюгер приводит в движение механизм ветрового прибора, расположенного внутри дома. На специальном табло прибора указывались направление и сила ветра. Это необычное для того времени устройство Петр I заказал в Дрездене у придворного механика.

Несмотря на внешнюю простоту в Летнем дворце Петра I было все, что требовалось для нужд государя. В приемной он читал письма, рассматривал жалобы и иногда принимал посетителей. По соседству находились токарня и станок, за которыми Петр работал, спальня, гардеробная, поварня, столовая и большая комната - ассамблея. Для провинившихся был предусмотрен карцер. Внутреннее убранство дворца в аллегорической форме прославляло победу России над шведами в Северной войне. На втором этаже находились спальня Екатерины, детская, комната фрейлин и отдельная комната для танцев.

Интересно, что в Летнем дворце Петра I была оборудована система канализации - самая первая во всем Петербурге. Здание с трех сторон омывалось водой, которая поступала в дом с помощью насосов. Течение реки Фонтанки служило движущей силой системы канализации.

Рядом с дворцом находится еще одно здание - Людские покои. Здесь располагалась знаменитая Янтарная комната, огромная библиотека и многочисленные коллекции самых разных вещей, которые собирал Петр. Например, в Людских покоях хранилась анатомическая коллекция голландского ученого Рюйша. По сути в этом доме располагался большой музей: сюда царь привозил различные диковинки, механизмы, множество циркулей, астрономических приборов, камни с надписями, предметы быта разных народов и многое-многое другое.

Свою основную функцию загородной резиденции царя Летний дворец исполнял до середины 18 века. Затем им стали пользоваться чиновники. Некоторое время дворец даже стоял заброшенным. Именно это и сохранило его от перестроек. В 1934 году здесь расположился историко-художественный музей. Здание пострадало во время Великой Отечественной войны. Но масштабная реконструкция в середине 50-х годов 20 века помогла полностью восстановить дворец. Сегодня резиденция царя входит в состав Русского музея , любой желающий может зайти внутрь и узнать, как жил Петр I.

Практическая информация

Адрес Летнего сада: Санкт-Петербург, набережная Кутузова, 2. Ближайшая станция метро - «Гостиный двор». Вход в сад бесплатный, часы работы - с 10.00 до 20.00. Выходной день - вторник.