Анкор кхмеры. Анкор-ват, камбоджа - самый большой храм в мире

Чтобы посетить археологический комплекс Ангкор, я прилетела в Камбоджу, в Сием Рип, именно там находится Ангкор Ват и другие древние храмы. Из столицы Малайзии , где я провела три дня после 4 месяцев самостоятельного путешествия по Индии, добралась утренним рейсом, и несмотря на бессонную ночь, проведенную в аэропорту, ступила на землю Камбоджи в прекрасном настроении. Ну наконец-то я посмотрю древние храмовые достопримечательности в этой совсем незнакомой мне стране. Погода была чудесной.

Приезд в Сием Рип

Город Сием Рип он же Сием Риеп, Сием Реап, Симреп и еще есть варианты, в зависимости от перевода и произношения — это небольшой, но один из самых посещаемых туристами город Азии. Аэропорт в Сием Рипе маленький и спокойный. Визу получаете по приезду, желательно иметь с собой маленькую фотографию, но это было в 2012 г, может что и поменялось с тех пор. Я поменяла 30 долларов, чтобы было чем платить за транспорт до города, ну и на первые траты чтобы хватило. Оказалось, что рейсовых автобусов из аэропорта нет и из самого дешевого остается только — мотобайк-такси, т.е. мотоцикл с водителем.

Совет — доллары лучше было и не менять, тем более в аэропорту, где курс намного ниже. В Камбодже все с удовольствием принимают доллары, даже выгоднее расплачиваться американской валютой.
Пока я проковырялась в своем рюкзаке, народу уже не осталось. Тут меня работник транспортной стойки спрашивает: «Ты на чем поедешь, на такси?» — Он оформлял такси рядом стоящему китайцу и наверное думал, что и я туда захочу.
-«Нет, мне на чем-нибудь подешевле. На мотоцикле поеду», — ответила я подняв голову, при этом продолжая сидеть на корточках и рыться в рюкзаке. Тот удивился, ибо все мотоциклисты, как и пассажиры, кто мог бы их нанять уже разъехались. Тут этот китаец предложил мне поехать с ним.

-«Нужно ли делить цену на двоих?»
-«Нет, не беспокойся,» — ответил он улыбнувшись. — «О, здорово, тогда поеду», — обрадовалась я.

Мы сели в очень приличную машину и поехали в город. По дороге познакомились. Я с трудом понимала его акцент. Он спросил меня в какой отель меня везти. Ха-ха — я уже и забыла, что когда-то останавливалась в отелях, а сейчас я путешествую самостоятельно и дешево, поэтому ничего не бронирую, а просто еду и на месте нахожу. Сказала, чтобы остановили в туристическом месте возле недорогого гестхауса, не более 10 долларов за комнату.
Китаец обалдел немножко, ведь он забронировал за 60 долларов, но я объяснила, что путешествую сама и уже побывала в Индии и проехала ее сама с севера на юг. Он был удивлен 🙂
Приехали в город. Он сказал, что только зарегистрируется в отель и поедем смотреть храмы. Буквально через 5 минут он вернулся в машину, водитель завернул за угол и показал мне гестхаус. Они сказали, что подождут меня в машине. Я сторговала комнату за 8 долларов, пулей приняла душ, переоделась в свою желтую юбку и выбежала обратно.

Мы сразу же поехали смотреть главные достопримечательности Камбоджи .

Храмовый комплекс Ангкор

находится в городе СиемРиеп в Камбодже. Археологический комплекс Ангкор, является наследием ЮНЕСКО включает несколько храмов с руинами, сохранившимися со времен империи Кхмеров с IX по XV вв. Комплекс сооружений, отображает небо на земле и включает в себя множество храмов, основные это храм Ангкор Ват, Ангкор-Тхом, Та-Пром (1186 г.), Бантей-Кидей (который считают самым ранним из храмов), Неак-Пеан, Та-Сом, Сра-Сранг, Пра-Хан (1191 г.), храм Байон, завершенный в 1219 г.

Билет на посещение комплекса старинных храмов стоил 20 долларов на один день или 40 долларов на 2-3 дня. Билет на 7 дней стоит 60 долларов. Они делают фотографию, чтобы по этому билету никто другой не прошел и четко следят за этим.

Часы работы: Посещение открыто с 5:00 утра до 6:00 вечера. Ангкор-Ват закрывается в 6:00, Бантей Срей закрывается в 5:00 вечера, Кбальспеан в 3:00 вечера. Всегда носите с собой билет, его проверяют при каждом входе. Чтобы посетить Пном Кулен, Koh Ker или Beng Melea, нужно купить отдельный билет стоимостью $ 20, $ 10 и $ 5 соответственно, там этот не нужен.

Карта Ангкор

На этой карте видно, что храм Ангкор Ват, который у всех на слуху — это всего лишь часть большого комплекса достопримечательностей Ангкор, где каждый древний храм по своему интересен.

Забегая вперед скажу сразу, что имея машину, основные три храма можно посмотреть за один день, поэтому мне несказанно повезло встретить этого доброго китайца. Вообще же храмов очень много и разбросаны они на огромной территории, некоторые находятся в 30 км от города и даже дальше.

Храм Ангкор Ват

Находится примерно в 5 км от города Сием Рип. Ангкор Ват — это индуистский храм, посвященный богу Вишну, является самым главным и посещаемым в Камбодже. Построен в годы правления короля Сурьявармана II (1113 — 1150 гг.). После того, как в 1432 году столица государства переместилась в , заботу о храме поддерживали буддийские монахи. Заброшенный в 15 веке, он был вновь «открыт» для европейцев в 1861 г. французским путешественником Анри Муо, который обнаружил его 22 января, хотя француз, не единственный, кто побывал там, но сумел донести до общества свои впечатления.

Храм занимает примерно 2 км.кв., включает ров шириной 190 метров, окруженный каменными стенами внутренний двор, где как бы на платформе размещены три концентрические строения — террасы, каждая имеет галерею по периметру, через входы в которых можно попасть внутрь храма. Главный вход на территорию, расположен с западной стороны. Храм имеет пять башен, которые все пять могут быть видны из определенных углов. А обычно взору предстают только три башни. Самая высокая — центральная, имеет высоту 213 метров от земли. Дабы не утомлять вас длинными историями и архитектурными подробностями, которые в случае пристального интереса можно прочитать или на официальном сайте на английском, давайте уже посмотрим фото Ангкор Ват, а как оно там. Утром все было в дымке.

Подъехали, к месту откуда до храма еще идти и идти. Мне очень понравились длинные, как змея скульптуры, которые казались загадочными и необычными. А сам храм окружен рвом шириной 190м, наполненным водой.

Структура и внешний облик храма должен был символизировать мифическую священную гору Меру, повторяя её очертания, соответственно башни храма являются её вершиной, стены - скалами, а ров - океаном, окружающим центр Вселенной!


Сначала прошли по внутренним галереям, там на стенах множество красивых рисунков выгравированных на камне — эпосы из Рамаяны и изображения, похожие на кружева


Дойдя до центра, увидели очередь, чтобы подняться наверх. Пришлось постоять, народ уже успел собраться, хотя еще было около 10 утра. Правда очередь двигалась быстро — запускали партиями.

За 2 человека перед нами закрыли проход после запуска очередной группы. Тут мне работник сообщает, что у меня не подходящая для храма кофточка, что надо с рукавами, хотя бы с короткими. Я оглянулась на стоящих сзади туристов, из очереди уже предлагали платки и шарфы, но работник сказал, что все это не годится, что надо кофту или жакет. Я начала немного беспокоиться мягко говоря, ведь уже заходить скоро. Тут парень лет 15, тоже китаец, стоявший с мамой, следом за нами снял с себя, как говорится, последнюю рубаху, а точнее какую-то кофту и отдал мне. Просто сказал, что подождет на выходе. Я была поражена туристической солидарностью части очереди и тем более дружелюбным жестом очередного китайца. Поэтому на фотографии я в этой кофте, не вписывающейся в стиль моей одежды, но очень выручившей меня в нужный момент. Есть что вспомнить опять же.
Подъем занимает примерно 700 ступенек и оттуда открывается хороший вид. Даже воздушные шары были видны вдалеке.

Это мы увидели внутри, видимо след заботы буддийских монахов о храме в периоды его забвения.





А теперь предстоит крутой спуск



Бывает же такое, что в самый не подходящий момент моя камера полностью разрядилась, но к счастью и тут меня выручил мой компаньон и дал мне фотографировать свой абсолютно новенький, только вышедший Samsung Note. Так что остальные фото храма Ангкор и других я имею благодаря моему приятелю и его, тогда новому, телефону.

Храм Байон

Еще очень интересный храм Байон, который также входит в комплекс Ангкор. Этот храм уже не индуистский, как предыдущий, а буддистский. Постороенный в 12 веке, королем Джаяварманом VII, который и сделал буддизм государственной религией в Камбодже. Трехуровневый храм окружен тремя рядами стен и имеет множество каменных изображений огромного размера. Храм построен без применения цементного раствора, соединяющего камни. Очень понравился.

Храм служил еще и усыпальницей для императоров и знатных людей.


Храм Та Пром

Ближе к вечеру мы поехали в самый необычный и сказочный храм Та Пром, который тоже входит в археологический комплекс Ангкор. Мне очень понравился. В этом храме деревья и каменные стены храма настолько переплелись, что непонятно уже, кто кого поддерживает. Убери дерево — рухнут стены, уберешь камни — погибнет дерево. Вот такой симбиоз.


Меня больше всего поразили эти гигантские корни деревьев, так что я даже забыла сделать достаточно фотографий. Говорят, здесь снимали фильм с Анжелиной Джоли в главной роли, кажется Лара Крофт называется.

Так мы успели за один день посмотреть три храма, имея машину — такси.

Традиционное национальное блюдо Камбоджи

В перерыве между посещениями, я была приглашена в хороший ресторан на обед, где подавали национальный суп в кокосе Амок amok — готовится суп на основе кокосового молока, с добавлением карри, мяса или морепродуктов и немного овощей — очень вкусно. Я млела от удовольствия. Думаю суп Амок — это самое популярное блюдо у туристов. Рекомендую попробовать. Я ела с морепродуктами. На столах белые скатерти и приборы, как положено и конечно хорошее обслуживание. Ресторан находится неподалеку от храмов.

Вот это мне повезло!

Это был еще не конец череде неожиданных сюрпризов, приготовленных для меня вероятно Богом, пославшим мне этого китайца. После обеда мы поездили по городу — мой новый знакомый решил поменять билеты на самолет, посчитал, что успел посмотреть основные достопримечательности за один день, а меня завезли в ювелирный магазин по пути, чтобы скучно не было… на обратном пути подхватили.

Вечером мы встретились снова, чтобы погулять по городу и попробовать местную кухню — она оказалась очень даже вкусной, по крайней мере после 4 месяцев индийской ужасной и острой еды, мне понравилась. И разошлись по домам. Он мне отдал два талончика на завтрак в его отеле, который находился рядом с моим гестхаусом.
Так что на следующее утро у меня был завтрак в Отеле. Как у настоящего белого человека. Я не уставала благодарить Бога за этот подарок, сидя за накрытым белой скатертью столом и попивая кофе из нормальной посуды. За окном был небольшой бассейн, журчала вода и пели птички — это был какой-то Рай после 4 месяцев путешествия по грязной Индии. (вы уже прочитали мои похождения в Индии — понимаете меня)

Возвращаясь после завтрака, встретила в фойе моего знакомого китайца. Он был с вещами и собирался уезжать. Я поблагодарила его за подаренный мне завтрак. Он попросил подождать пока выпишется из отеля. Я отошла в другой конец фойе, чтобы не мешать.

-«У тебя есть с собой паспорт?» — крикнул он, обернувшись. -«Конечно!» — удивленно ответила я. -«Давай», — попросил он и … Переписал номер на меня, ибо у него было оплачено 2 суток, а он поменял билет и улетал раньше. Вот это подарок судьбы! Я не могла сдержать радости и вся светилась от счастья и от неожиданного сюрприза. Мы распрощались и я побежала за вещами. Так я провела в этом добром и удивительном по отношению ко мне городе еще ночь и два дня. Наслаждаясь прелестями отельной жизни и, о счастье! Бассейном — это было настоящим спасением в жуткую жару.


Счастливая и довольная, пошла гулять по городу. Лучше это делать с утра, а то потом жуткая жара начинается.

Мне понравился вот этот маленький парк с красивыми воротами, скульптурами и башней внутри.

Очень мне нравятся вот эта скульптура змеи с несколькими головами, которую тянут множество сидящих людей — тоже скульптур. Голова такого памятника змеи красиво украшена, словно корона. Такие скульптуры часто можно встретить в Сием Рипе у храмов. У Ангкор Ват, Байон и Та Пром я делала фото таких змей, но они плохо получились.


В общем целый день гуляла по городу, сходила в супермаркет — тогда там все было производства соседних стран.

Купила билет на ночной автобус за 19$, чтобы уехать в столицу Камбоджи, а оттуда во Вьетнам, о чем читайте в следующей статье про .

Когда смотришь на Ангкор Ват, на его ажурные башни и стены, на которых изображены мифические животные и танцующие небожительницы, начинаешь понимать, почему местные жители убеждены, что храм этот возвели боги в знак дружбы бога и человеческого принца.

Однажды бог Индра, живший на горе Меру, пригласил в гости принца Преа Кет Меалеа (имя юноши переводится как Божественное сияние, которое дали ему за то, что он был на удивление хорош собой и при этом обладал многими талантами). Сказать, что принцу понравились небесные чертоги – означает не сказать ничего. А дворец, на стенах которого были изображены мифические животные, с башнями в форме лотоса и золотыми вершинами, попросту покорил его.

Преа Кет Меалеа и Индре подружились, и юноша долгое время жил в доме бога. И вряд ли покинул бы его, если бы против его присутствия не высказались тевода, небесные танцовщицы: принц, прибывший из человеческого мира, несмотря на все свои совершенства, нёс с собой все его соблазны, которые сильно смущали их покой и манили за собой. Чтобы сохранить мир в своём доме, бог попросил друга возвратиться домой, пообещав ему возвести копию своего дворца на земле.

Храм богов

Расположен храм Ангкор Ват в Королевстве Камбоджа, на юге полуострова Индокитай (на географической карте мира этот храм можно отыскать по следующим координатам: 13° 24′ 45″ с. ш., 103° 52′ 0″ в. д.). Находится он среди джунглей, в 240 км от Пномпея, столице страны, в пяти с половиной километрах на север от города Сиамприап (добраться сюда автобусом с Пномпеня можно всего лишь за пять часов).

Ангкор Ват (в переводе означает «Город-храм») возвели в начале XII ст. в столице государства кхмеров Ангкора, по приказу правителя Сурьявармана II и изначально был посвящён верховному богу индуизма Вишну. Храм этом является одним из наибольших культовых построек в мире, так как площадь его занимает около 2 км², при этом длина составляет 1,5 тыс., а ширина – 1,3 тыс. метров.

Несмотря на то, что размеры храмового комплекса древнего Королевства Камбоджа не могут не поражать, в действительности ничего удивительного здесь нет: территория города Ангкор превышала 400 км², а последние исследования говорят о том, что здесь вполне могло проживать около полумиллиона человек.

Поэтому он являлся одним из крупнейших городов своего времени, в котором очень хорошо были развиты архитектура и искусство: на его территории на сегодняшний день обнаружено более двухсот памятников – павильонов, храмов, дворцов, пирамид и гробниц, среди которых – и огромных размеров храмовый комплекс Ангкор Ват. Святилище это по замыслу строителей, должно было символизировать Меру, священную гору кхмеров: башни – вершина горы, стены храма – скалы, а ров – океан, что окружает Вселенную.

Строительство храма

История строительства Ангкор Ват началась во времена Сурьявармана II, который правил с 1113 по 1150 года. Окончания строительных работ он не дождался, и комплекс был достроен уже после смерти правителя: в святилище была найдена его усыпальница (в том, что гробницу обустроили на территории святыни, нет ничего удивительного, так как кхмеры были убеждены, что их правитель является воплощением бога, а возведённый храм считали его небесным домом на Земле).

Учёные утверждают, что на возведение храма Вишну ушло столько же камней, что и при строительстве пирамиды Хефрена – около 5 млн. тонн.

Вложено было намного больше усилий, так как абсолютно все каменные глыбы подверглись художественной обработке (на всех поверхностях, колоннах, перемычках и даже крышах изображен тот или иной сюжет, связанный с жизнью кхмеров) – факт, который не может не удивлять и наглядно показывает не только уровень мастерства древних строителей, но и их трудолюбие.


Каменные глыбы привозили из каменоломен, расположенных на плато Кулен (на карте оно расположено в сорока километрах на север от Ангкор Ват, поэтому чтобы добраться туда, использовали реку Сиемреап). Чтобы закрепить их между собой, строители растворы не использовали: глыбы настолько плотно подгонялись друг к другу, что швы между ними в некоторых местах невозможно отыскать.

Город-храм с внешней стороны

Ангкор Ват находится в центре обширного комплекса, который состоит из двухсот других культовых сооружений. Внешняя его стена окружена рвом, который вода заполняла до краёв во время периода дождей. Ширина его составляла 190 м – такие размеры водоёма не случайны, поскольку он является символом мирового океана. На западе строители возвели каменную дамбу, сверху которой вымостили ведущую к храму дорогу – этот вход является центральным. Также попасть на территорию храма можно с восточной стороны по земляной насыпи.

Сразу за рвом начиналась внешняя стена, длина которой составляла 1024 м, ширина – 802 метра, а высота – около 4,5 м. Была она прямоугольной формы, каждая сторона которой была ориентирована на одну из сторон света и имела надвратную башню (горупу), через которую можно было попасть на территорию храмового комплекса.

Возле башни с южной стороны находилась статуя Вишну, а самая большая горупа была установлена с центрального входа, на западе, и состояла из трех башен. Все башни были соединены между собой узорчатыми стенами: на западе их украшают барельефы, на которых изображены танцующие фигуры, а с восточной – мужчины, которые танцуют на спинах прыгающих животных, а также существа с божественной природой, деваты.

Город-храм с внутренней стороны

От центральной горупы до храма можно добраться по дороге, протяжённость которой составляет 350 метров, вдоль которой установлена балюстрада со скульптурами семиглавых змей. Сам Ангкор Ват выглядит очень интересно, так как представляет собой три расположенных друг на друге квадратной формы террасы, каждая из которых несколько меньше предыдущей.

Первый ярус расположен на высоте 3,5 метров, вторая – семь, третья – тринадцать. Благодаря разнице в высоте, древним мастерам удалось добиться интересного эффекта: по мере приближения храм не просто увеличивается в размерах, но и как будто растет.

Соединены террасы друг с другом огромным количеством лестниц, а каждый уровень опоясывает галерея. Стены, расположенные на первом ярусе, декорированы двухметровыми барельефами, изображающими мифологию и бытовые сюжеты из жизни кхмеров.


На стенах второго яруса изображено около двух тысяч скульптур танцующих небожительниц – все они отличаются друг от друга: у всех разное выражение лиц, разные фигуры, украшения. По подсчётам археологов, общая площадь созданных из песчаника скульптур и барельефов, на которых изображены сцены из индийской мифологии, история кхеров, их богов составляет более 2 тыс. кв. м.

На верхнюю террасу можно попасть по чрезвычайно крутой лестнице с узкими и высокими ступенями. Здесь расположено пять башен в форме лотоса (внешне они очень сильно напоминают шишки). Четыре башни расположены по углам, самая высокая, которая изображает гору Меру – в центре. Высота её составляет около сорока двух метров, но так как расположена она на третьей террасе, общая высота храма составляет 65 метров.

История Города-храма

В 1431 году войско соседнего государства Сиама, напав на Ангкор, полностью разрушило город, заставив жителей покинуть его – и история существования одного из самых больших поселений древнего мира подошла к концу, а джунгли надёжно укрыли своей растительностью, оставив местным жителям лишь легенды и различные сказания (правда, покинут он всё же оказался не до конца – довольно скоро в нём поселились буддистские монахи).

Европейские путешественники иногда случайно во время странствий обнаруживали его, но не сумев привернуть к находке общественного интереса, отступали – и про город снова на долгое время забывали.

Так продолжалось до тех пор, пока в 1861 году к Ангкор Ват не смог добраться француз Анри Муо, который, мгновенно оценив находку, смог популяризовать её на Западе – и нова веха в истории Ангкора началась: после того, как его освободили от джунглей, он не переставал привлекать внимания не только ученых, археологов и исследователей, но и огромное количество туристов.

В 70-х годах прошлого века в Королевстве Камбоджа началась война – и археологи вынуждены были покинуть страну, а храмовый комплекс оказался в руках «красных кхмеров», коммунистов, отличающихся особой жестокостью: придя к власти, они пытаясь построить в стране социализм, казнили несколько миллионов людей. Не забыли они добраться и до Ангкор Ват – считая, что страну надо освободить от влияния религии, они обезглавили и изуродовали практически все скульптуры, где были изображены боги.

К счастью, уникальному комплексу уцелеть удалось – и в начале 90-хх годов реставрационные работы были возобновлены, а сам город и храмовый комплекс, ЮНЕСКО в 1992 году внесло в список мирового наследия.

– это визитная карточка Камбоджи, Сиемрипа, а возможно и всей Юго-Восточной Азии. Но на самом деле Ангкор Ват – это лишь один из самых знаменитых храмов Ангкора и помимо него на территории археологического комплекса расположилось более сотни других храмов, разной степени интересности и целостности. Но в этом посте я хочу рассказать лишь об одном из храмов Ангкора – непосредственно об Ангкор Вате, том что изображён на флаге Камбоджи.

Ангкор-Ват (Ангкор Ват) – это современное название храмового комплекса, которое в переводе означает «Город Храм» , историческое его название до нас, к сожалению, не дошло.

Считается, что «Ангкор» происходите слова «нагара», что в переводе с санскрита означает город или столица. «Ват» – обозначает храм. Так и получился Ангкор-Ват – Город Храм .

Ангкор Ват – является одним из крупнейших культовых сооружений, когда-либо построенных в мире, ну по крайней мере из тех, что как-то дошли до наших дней. Изначально он был индуистским храмом, посвящённым богу Вишну, но с течением времени стал буддистским.

С связано множество тайн и легенд, домыслов и предположений. Не претендуя на энциклопедические знания, попробую собрать хоть часть достоверной и интересной информации об Ангкор Вате в этом посте.

Ангкор Ват

Местоположение: .

Важно: Ангкор Ват осматривается обычно в рамках Малого круга и это первая точка этого маршрута.

Время работы: с 5:00 до 17:30

Важно: Ангкор Ват открывается к посещению раньше всех других храмов Ангкора. Здесь принято встречать рассвет, и это настолько популярно, что за спинами туристов есть риск не рассмотреть сам храм ☺. Я бы рекомендовала приезжать в храм не раньше 10:00 , когда основная масса «встречающих рассвет» схлынет. На осмотр Ангкор Вата нужно закладывать минимум 2 часа – это необходимый минимум, лучше больше.

Стоимость посещения:

  • Билет на 1 день – 37$ ;
  • Билет на 3 дня – 62$ ;
  • Билет на 7 дней – 72$ .

Важно: В стоимость билета входит не только Ангкор Ват, но и другие храмы группы Ангкор. Подробнее о посещении Ангкора можно будет прочитать здесь (пост пока в разработке).

Итак, для начала немного занимательной математики ☺.

  • Ангкор Ват расположен на 72 градуса восточнее пирамид Гизы в Египте;
  • Ангкор Ват расположен в 5,5 км к северу от современного города Сиемреап;
  • Ангкор Ват окружён рвом, ширина которого 200 метров , а протяжённость каждой его стороны – 1500 метров ;
  • Высота главной башни (гопуры, кукурузники) 65 метров от уровня земли, при этом над всей территорией храма она возвышается на 42 метра . Т.е. это примерно высота современного 21-этажного дома!
  • 1800 апсар изображено на стенах Ангкор Вата. Честно скажу, эту информацию я вычитала в не очень проверенном источнике, и сами мы апсар тоже не пересчитывали. Если вдруг кто-то решит взяться за этот нелегкий труд – дайте знать сколько же на самом деле апсар (о том кто этот такие я расскажу как-нибудь отдельно) изображено на стенах Ангкор-Вата.

Как я уже писала выше, Ангкор Ват был изначально индуистским храмом, и сам он символизировал мифическую гору Меру – обитель богов.

Тут нужно понимать, что в представлении кхмеров времён строительства Ангкор Вата, храм вовсе не был местом скопления верующих. Нет, храм – это место, где живут, или по крайней мере иногда появляются, боги. Но король Сурьяварнам II несколько отошёл от этого правила и пожелал сделать Ангкор Ват своей усыпальницей, чтобы быть ближе к богам.

Ангкор Ват построен из латерита, об этом интересном материале мы уже рассказывало в нашей статье про чудесный . Для барельефов и других «отделочных работ» здесь использовался песчаник.

При этом блоки из латерита были настолько гладкими, что их идеально, почти без зазоров, подгоняли друг к другу, даже не используя никакой соединительный раствор.

В некоторых местах блоки удерживаются лишь только тяжестью собственного веса, а в некоторых пришлось использовать различные способы крепления, вроде защелок, штырей и т.п.

Главный вход в Ангкор Ват расположен с западной стороны комплекса и к нему ведёт широкий мост из песчаника и латерита. Но во время нашего посещения мост находился на реконструкции, а рядом был сооружён пантонный мост. Реставрационные работы должны быть завершены к 2020 году .

Первое что открывается на территории Ангкор-Вата – это два чуть более современных здания библиотек.

Предполагается, что ранее там хранились книги, манускрипты и какие-то храмовые ценности. Сейчас же здания пусты, хотя иногда на их стенах появляются «послания» потомкам от наших с вами современников.

Но главная цель туристов и паломников, коих здесь не мало, – это центральные гопуры, та самая проекция божественной горы Меру.

Важно: что нужно знать при посещении гопуры (кукурузинки):

  • Для того чтобы подняться наверх придётся отстоять очередь, в нерезонно она занимает в среднем 15 минут, что происходит в сезон – страшно представить;
  • Камни очень быстро нагреваются, запаситесь водой – для жажды, зонтиком – для тени, терпением – для себя;
  • За один раз наверх могут подняться не более 100 человек, остальные будут терпеливо дожидаться пока они не закончат осмотр;
  • Лестница в гопуры очень крутая и нужно быть очень осторожным на ней. При нас женщина навернулась на спуске – приятного мало;
  • Требования к одежде: колени и плечи должны быть обязательно прикрыты. Причём, просто палантин не подойдёт, обязательно нужна футболка!

Сверху открываются потрясающие виды на весь Ангкор Ват.

Только сверху можно в полной мере понять и оценить всю красоту и геометрию Ангкор Вата.

Вообще, если кто-то захочет лучше подготовиться к посещению Ангкор Вата, или кого-то заинтересует эта тема, а может просто возникнет желание узнать что-то новое и интересное, рекомендуем посмотреть фильм Суперсооружения древности: Ангкор-Ват от National Geographic :

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня целью нашего виртуального путешествия будет храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже. Область Ангко́р была центром Камбуджадеши, древнего государства кхмеров. Кроме самой Камбоджи, оно включало территории сегодняшних Лаоса, Вьетнама и Таиланда.

Как известно из , существовало это феодальное королевство с IX по XIII века. Своего наивысшего расцвета достигло в XII веке, когда и строился Ангкор Ват. История умалчивает, как храм назывался в те времена.

Сурьяварман II, один из правителей Кхмерской империи, возвёл его в честь бога индуистов Вишну. Поэтому есть предположения, что историческое название могло звучать как «Варах Вишнулока», то есть «место, где обитает святой Вишну».

Что означает современное название

«Ангкор» (от санскритского «нагара») значит «город». Интересно, что в Камбуджадеше разговаривали на двух языках: правители на санскрите, а простолюдины – на кхмерском языке. Слово «Ват» в языках азиатских странах может обозначать храм, пагоду или монастырь.

Храмовый комплекс Ангкор Ват, Камбоджа

Кхмерский язык здесь не исключение, но в нём есть и второе значение слова «Ват»: это «восхищение» или «почитание».

Камбоджийцы невероятно гордятся своей главной святыней. Изображение Ангкор Вата присутствует на государственных символах страны: гербе и флаге.

Таким образом, название святилища можно перевести как:

  • город-храм;
  • городской храм;
  • столичный храм.

Но фактически слово Ангкор уже давно стало именем собственным и оттого никак не переводится. Поэтому Ангкор Ват – это храм Ангкор.

Расположение

Развалины Ангкора расположены совсем рядом с Сиемреапом. Это столица камбоджийской провинции с таким же названием. Ангкорский археологический парк занимает примерно четыреста кв. км вместе с лесистой его территорией.


Храмовый комплекс Ангкор Ват на карте

Здесь находятся величественные реликвии столиц Кхмерской империи, существовавших в разное время с IX по XV века. Они включают и храм Ангкор Ват, о котором пойдёт речь в нашем рассказе. Ангкорский археологический парк с 1992 года находится под охраной ЮНЕСКО.

Открытие миру заново

Некогда великая Камбуджадеша была обескровлена бесконечными войнами с соседями и непомерными расходами на грандиозное строительство. В XIV веке она перестала существовать. Ангкор Ват постепенно пришёл в запустение, но окончательно заброшен не был, так как тут всегда жили монахи.

Спустя два века священное место посещают первые европейцы. Ими стали португальцы. Вначале купец Диогу ду Коуту опубликовал свои заметки путешественника. А через 36 лет и монах Антониу да Мадалена, посетив развалины храма, описал его в превосходных тонах.


Но по-настоящему европейцы заинтересовались святыней в 1860 году. В этот раз французы внесли свою лепту в привлечении внимания к святыне:

  1. Проповедник Шарль-Эмиль Буйево, издавший двухтомник своих впечатлений от посещения этого места.
  2. Естествоиспытатель и путешественник Анри Муо, популяризировавший среди западных людей великий кхмерский храм.
  3. Анри Эрнест Жан Пармантье, археолог, а впоследствии директор Французского института Дальнего Востока, который изучал, описывал в документах и участвовал в восстановлении памятников Ангкора.

Парижская колониальная выставка, которая проводилась в 1931 году, экспонировала макет святилища Ангкор Ват.


Модель Ангкор Вата в Королевском дворце, Камбоджа

Не обошлось и без варварских выходок. В 70-х годах часть построек и скульптурных изображений были повреждены полпотовцами. Ну а сейчас, охраняемый мировой общественностью, храм является достопримечательностью номер один в Камбоджийском королевстве, и как сюда добраться, подскажут в любом туристическом агентстве.

Те, кто здесь уже побывал, делятся с туристами своим опытом:

  1. Входной билет можно купить на день, три дня или неделю. Его нужно сохранять, так как контролёры периодически проверяют билеты. С билетом можно покидать комплекс любое количество раз в течение оплаченного времени и входить вновь. Он именной: на кассе сделают вашу фотографию, и она будет на билете.
  2. Подделка билета карается законом, равно как и разграбление и порча имущества Ангкора.
  3. В 5 часов утра здесь принято встречать рассвет, а закрывается комплекс в 17:30.
  4. Одеться нужно подобающим образом, закрыв плечи и колени. Головной убор спасёт вас от солнечного удара. А обувь, несмотря на жару, рекомендуют выбирать удобную, типа кроссовок, так как лестницы с каменными ступенями очень круты.
  5. Ну и совершенно очевидные истины: не стоит мусорить, курить, трогать изображения руками. Нужно уважительно относиться к и выполнять предписания указателей и табличек на территории.


Перед посещением храма, конечно, неплохо подковаться в теоретическом плане. Поэтому обратимся к описанию его архитектуры.

Архитектурные особенности

Ангкорианский стиль, в котором построено это святилище, сочетает черты как кхмерской, так и индуистской архитектуры. Это храм-гора, олицетворяющий , в сочетании со множеством галерей. Постройка состоит из трёх прямоугольных террас, составляющих пирамиду.

Внутренний прямоугольный двор занимает двести гектаров. Его окружает стена высотой в четыре с половиной метра. С внешней стороны стены больше чем на три с половиной километра тянется ров, наполненный водой.

По его краям земля расчищена от джунглей на ширину тридцать метров. Ширина рва – сто девяносто метров, и считается, что именно он спас храм от гибели и от нашествия диких животных из джунглей в годы забвения.


Башни Ангкор Вата

Неповторимую красоту монастырю придают пять башен. Каждая из них по форме напоминает цветок лотоса. Башня, которая в центре, возносится в небо на шестьдесят пять метров. Она выше остальных четырёх на сорок два метра.

Кхмерские верующие не ходили в храмы: здесь обитали их боги. Вовнутрь можно было заходить лишь представителям духовенства и правителям. Агкор Ват также служил усыпальницей Сурьявармана II.

Вход в храм осуществляется через западную гопуру (башню над воротами), считающуюся главной. Она состоит из трёх полуразрушенных башенок, за которыми поначалу не видно гигантского основного здания, и является его подобием по форме. Выйдя из гопуры, путник проходит к храму по дороге, с обеих сторон которой тянется парапет с изваяниями змей о семи головах.

Дорога проложена по дамбе, сделанной из песчаника. Вероятно, дамбу ранее заменял деревянный мост. С восточной стороны к святыне ведёт земляная насыпь. Со всех четырёх сторон света есть гопуры, но три другие поменьше, чем западная.


Статуя Вишну в южной башне, Ангкор Ват, Камбоджа

В южной башне есть статуя Вишну. Предполагают, что он появился в ней позже, а первоначально его место было в центральном зале. Четыре гопуры на каждом из трёх ярусов соединяются галереями, украшенными по внешней стене квадратными колоннами.

Галереи настолько просторны, что в них, при желании, мог бы пройти слон. Из-за этого другое название гопур – «слоновьи ворота». Потолок галерей имеет украшения в виде каменных цветов лотоса. А стены имеют богатейшую отделку, более тысячи квадратных метров. Что это:

  • барельефы с сюжетами из истории кхмеров, древнеиндийского эпоса и индуистских мифов;
  • фигурки двух тысяч обворожительных полубогинь – апсар с замысловатыми изысканными причёсками;


Барельефы на стенах храма — апсары

  • грифоны;
  • скульптуры танцующих людей;
  • драконы с крыльями, запряженные в колесницы;
  • танцующие на спинах бегущих животных фигуры мужчин;
  • единороги;


  • воины с предводителями, шествующими верхом на слонах;
  • деваты.

На карте комплекса изначально были и городские постройки, и королевский дворец. Но все они разрушились со временем, так как были построены не из камня. Лишь очертания некоторых улиц сохранились до сих пор.

От главной дороги к храму перпендикулярно ей есть шесть пар боковых лестниц, по которым можно спуститься на территорию бывшего города. Здесь есть два здания библиотек, расположенных симметрично с обоих боков дороги, а перед ними – пруды. Эти водоёмы, как и терраса в виде креста, в которую переходит главная дорога, появились позже, чем другие элементы комплекса.


Тонкости постройки

Камни, служившие для постройки, настолько гладкие, что кажутся полированными. Никакого раствора для их сцепки не использовалось. Они так плотно прилегают к соседним камням, что швов вообще не видно.

Иногда в блоках вообще отсутствуют соединения, их удерживает сила тяжести. В большинстве блоков исследователями были замечены множественные отверстия около трёх сантиметров в длину и чуть меньше в сечении. Мнения об их назначении расходятся: одни учёные считают, что они предназначены для металлических прутов-соединений, другие – что они для соединительных деталей, при помощи которых облегчалось перемещение камней при монтаже.

Имеются сведения, что для приведения в действие блочного механизма использовались слоны. Канаты были сделаны из койра – среднего слоя стенки кокосов. Так камни поднимали на место.


Отверстия есть и в стенах. Это позволяет предположить, что некогда тут были панели из бронзы. Это было верхом шика в древности, но и привлекало мародёров.

Цифра, обозначающая количество песчаника, ушедшего на строительство этого памятника старины, впечатляет: свыше пяти миллионов тонн.Этот строительный материал доставляли с плато Кулен по реке Сиемреап.

По современным представлениям сооружение такой сложности должны были возводить несколько сотен лет. Тем не менее строительство Ангкор Ват завершили примерно за сорок лет – время жизни его основателя. Это свидетельствует, что строители обладали какими-то особыми знаниями и навыками.

И напоследок совсем сенсационная информация: учёные установили с помощью компьютерных программ, что расположение храмов комплекса Ангкор в точности соответствует расположению звёзд в созвездии Дракона, каким оно было во время восхода солнца за десять с половиной тысяч лет до нашей эры, в день весеннего равноденствия.Так что это чудо света , которому всего около тысячи лет, продолжает хранить свои тайны.

Заключение

Посетив храм Ангкор-Ват, даже закоренелые скептики признают, что знаменитое место обладает удивительной энергетикой и надолго западает в душу. Многие возвращаются сюда снова, и не единожды. В одном побывавшие здесь туристы единодушны: это чудо обязательно нужно увидеть собственными глазами хоть раз в жизни.


Увидел отличную панораму с воздуха известнейшего на весь мир камбоджийского храма, впечатлился, и решил вам рассказать подробнее. Но для начала все равно обязательно полетайте над этим древним сооружением. Впитайте дух древней цивилизации. Огромный храм с остроконечными башнями - чудо симметрии. Символизирует священную гору из индийской мифологии. Вокруг храма находятся рвы, которые символизируют океаны, омывающие подножья божественной горы. Ангкор Ват - самый огромный храмовый комплекс в мире. Интересен он своими галереями, башнями, павильонами и воротами, богато украшенными резьбой по камню, но все они уступают по величию центральному храму.

В 1150 году гигантский комплекс Ангкор Ват был воздвигнут в Камбодже. Скорей всего строительство заняло около 30 лет, поэтому можно считать, что Ангкор Ват начал строиться где-то в 1110 году. Развалины Ангкора лежат приблизительно в 240 км к северо-западу от столицы Камбоджи (бывшей Кампучии) - города Пномпеня, неподалеку от большого озера Тонлесап. Хотя, по идее, храмам Ангкор Ват самое место в Индии, так как они являются типичным образцом индуистской архитектуры.
Кликабельно 3000 рх Ангкор Ват посвящен индуистскому богу Вишну и служит одновременно святилищем и усыпальницей самого Сурьявармана. Ангкор Ват для кхмерцев, которые правили с IX до XV век в Камбодже - это что-то вроде небесного дворца, в котором может пребывать дух царей. Перед храмом находится ров шириной в 200 метров. В сезон дождей, который в Камбодже может продолжаться до 4 месяцев, ров наполняется водой. Кроме того, в пределах города вырыто еще несколько озер. Внутрь можно попасть только через главный портал в стене, которая окружает Ангкор Ват на участке в 260 квадратных километров.
Сам храм построен из нескольких платформ, следующих одна за другой. Первая платформа (180 на 180 метров) высотой в 3,5 метра, вторая платформа (110 на 115 метров) возвышается на 7 метров, а третья (75 на 75 метра) - находится над землей в 13 метрах. Все три террасы окружены галереями с двускатными крышами. Башни соединены между собой абсолютно симметричными галереями. Все постройки симметрично расположены. Это странно, ведь в древние времена кхмеры были не знакомы с законами равновесия. Все постройки в Ангкор Вате отличаются строгостью линий и четкостью. Пышные украшения никак не соответствуют этому. Каждый камень храма покрыт резьбой или барельефами. Чего стоит только галерея первой платформы длиной в 600 метров. Здесь 8 панно общей площадью более 1000 квадратных метров. Чаща всего изображаются сцены из жизни богов. Много эротических мотивов. Самая популярная фигура, которая здесь встречается - это танцующая богиня Апсара. В центре комплекса на храме Байон изображен лик Бодхисатвы Авалокитешвары, одного из главных персонажей буддийской мифологии. Кроме изображений богов в храмах есть исторические картины. Например, те, которые изображают местных правителей, воинов, идущих на сражение.
Всего в храме 5 главных святынь. Первая расположена в 60-метровой башне, в которую можно попасть только через ворота, лестницу и открытые дворы. Вокруг этой башни находятся еще четыре, где хранятся оставшиеся святыни. Всего в Ангкор Вате более 200 мелких храмов.
Обычно туристы начинают свое путешествие по Ангкор Вату от западного входа. Поднявшись по короткому лестничному пролету на первую террасу в форме креста, охраняемую гигантскими каменными львами, попадают на длинный тротуар, ведущий к центру вашего путешествия. Взгляд падает на гопура (gopura - подъезд, вход в индуистской терминологии) с тремя башнями, верхняя часть которых полуразрушена. Форма этого гопура столь развита и удлинена, что почти походит на отдельное здание. Длинная закрытая галерея, через которую приходится проходить, простирается вдоль рва в обе стороны. Это главный фасад Ангкор Вата. В середине достаточно узкий для основного входа проход, а по краям галереи можно пройти через громадные арки, расположенные на уровне земли. Арки раньше служили проходами для слонов, лошадей и телег.
От центрального входа экскурсоводы ведут туристов направо и проводят до конца галереи, обращая внимание на окна с точеными колоннами и искусно вырезанные барельефы на стенах. В конце галереи можно увидеть все пять башен Ангкора.
Во внутреннем дворе слева и справа находятся два небольших здания - это библиотеки. Они, как и все строения Ангкор Вата, имеют форму креста. За библиотеками - два бассейна (65×50 метров). Левый всегда заполнен дождевой водой, а правый, обычно, сух. Стоя перед левым бассейном можно хорошо разглядеть 10 башен Ангкора (пять из них отражаются в воде).
Между первым и вторым уровнем комплекса находятся крестообразные переходные галереи с квадратными колоннами, делящими двор на четыре части. Некоторые колонны украшены надписями на кхмерском языке и Санскрите. Все остальное свободное место отдано под изящные розетки, карнизы и барельефы. Фактически нет места, которого не коснулась бы рука резчика. Далее вверх по лестнице можно попасть в галерею второго уровня (100×115 метров). Ее главной особенностью является изображение более 1500 скульптур прекрасных богинь.
Следующий третий, и последний, уровень разрешено было посещать только королю и монахам. Двенадцать лестниц с 40 ступенями каждая - одна в центре каждой стороны и 2 по углам - поднимаются под углом 70 градусов к самому важному уровню. Ступени очень узкие, поэтому подниматься нужно боком, а спускаться спиной, то есть лицом к ступеням.
Ангкор Ват мог до нас и не дойти. Слишком много желающих было уничтожить его, даже после того, как Ангкор Ват был открыт. Сегодня на стенах храма видны следы стрельбы. Согласно политическим убеждениям красных кхмеров, страну нужно было освободить от религиозной зависимости, поэтому многочисленные фигуры богов были обезглавлены. Теперь, по прошествии двух десятилетий, начинаются реставрационные работы. Как ни странно, но об этом мощном комплексе узнали сравнительно недавно - примерно 100 лет назад. Заблудившись в камбоджийских джунглях близ озера Тонлесап, французский путешественник Шарль Эмиль Буйво долго плутал среди густых зарослей, гигантских деревьев, напуганный хищниками и замученный тучами москитов, но вдруг наткнулся на древний город. До этого о существовании этого комплекса даже не догадывались. Так был «извлечен из небытия» Ангкор Ват («Пагода столицы») - жемчужина мастерства древних кхмеров, крупнейшее в мире культовое сооружение, воздвигнутое в середине XII века, в правление короля Сурьявармана II.

История Ангкорского периода берет свое начало в 800 г. до НЭ, когда кхмерский король Джаяваман II объявляет о независимости Кампучии (Камбоджи) от Явы и основывает столицу нового государства — город Харихаралая, располагавшуюся на севере озера Тонле Сап . Начиная с этого момента, Джаяваман II ведет активную деятельность по захвату территорий ближних государств и к 802 г. до НЭ Кампучия владеет землями, которые сейчас принадлежат Китаю и Вьетнаму. В том же 802 г. он объявляет себя полноправным правителем и создает культ поклонения богу Шиве.

В 889 г. Ясоварман I восходит на трон и принимает решение о начале строительства новой столицы — Ясодхармапура, что в переводе с санскрита - «святой город». Сохраняя традицию, он также, как и его предшественники, строит огромное водохранилище. Строительство водохранилищ было связано не только с бытом и нуждами города, но так же и с соблюдением традиции, корни которой уходят в миф о священной горе Меру, окруженной великим океаном. Гору Меру в религиозном строительстве символизировал храм окруженный водой, а лингам*, находящийся внутри храма, символизировал правителя, который являлся наместником бога на земле. Ясоварман I построил свой храм на холме Пном Бокенг и окружил его рвом, который наполнялся водой из созданного им водохранилища. За время своего правления Ясоварман I построил немало храмов и провел не меньше реформ.

На протяжении последующих 300 лет великие правители Кхмерской Империи построили немало храмовых комплексов, которые по прошествии многих веков, донесли до нас историю о жизни великой цивилизации. Последний храм был возведен во времена правления Джаявамана VII. После его смерти многовековое строительство прекратилось.


Известно, что уже к 1000 году, в период наивысшего расцвета, город занимал территорию в 190 кв. км, а это означало, что он был крупнейшим городом средневекового мира. Город Ангкор был размером с современный Манхэттен. На обширном пространстве его улиц, площадей, террас и храмов жило 600 000 человек, а в окрестностях города - еще не менее миллиона. Жителями Ангкора были кхмеры, исповедовавшие индуизм, принесенный в Юго-Восточную Азию в I веке н. э. Самые ранние упоминания об Ангкоре в камбоджийских летописях относятся лишь к XV веку. К сожалению, документов от самого древнего народа не осталось. Они использовали в качестве материала для записей очень непрочный материал, который не выдержал времени. Но большое историческое значение имеют высеченные в камне надписи, их насчитывается более тысячи, большинство из них сделаны на кхмерском языке и на санскрите. Как возводился комплекс не известно - не сохранилось ни одного источника, кроме легенды, в которой говорится о божественном происхождении города. По этой легенде, принц Преа Кет Меалеа гостил на небесах у бога Индры. Жил там он в прекрасном дворце. Однако принц не понравился небесным танцовщицам, и те упросили бога вернуть его на землю. Чтобы не обидеть Преа Кет Меалеа, Индра велел небесному зодчему Преа Пушнуку построить на земле дворец-храм в точности повторяющий тот, в котором гостил принц. Так по легенде возник Ангкор Ват.
Абсолютно точно, что Ангкор Ват был процветающим городом. Совершенно не понятная причина - почему же он превратился в заброшенный город, куда делись все его жители? Ведь плодородная почва давала три урожая риса в год, озеро Тонлесап изобиловало рыбой, а густые леса - различной дичью. Сейчас существует две основные теории. По первой, в 1171 году город был разгромлен чамами - соседями кхмеров. А в 1431 году тайцы окончательно добили и без того ослабевший народ. Но, тогда совершенно не понятно, почему захватчики не заняли отвоеванные земли …
Существует и вторая теория, которая отрицается ученым миром, так как совершенно фантастична. Она опирается на буддистскую легенду: император был так оскорблен сыном одного из жрецов, что приказал утопить мальчика в водах озера Тонлесап. В ответ разгневанный бог вывел озеро из берегов и сокрушил Ангкор вместе со всеми его жителями.
Ангкор Ват, пожалуй, самое крупное религиозное сооружение когда-либо возводимое человеком. Он гораздо больше любой мусульманской мечети, европейского собора, любой пагоды или пирамиды. Однако, несмотря на всю историческую и культурную ценность, комплексу угрожает серьезная проблема. К сожалению, реконструкцией Ангкор Вата не хотят заниматься серьезно, так как это требует очень больших затрат. Но этот исторический памятник древней культуры находится в очень плачевном состоянии. Очень пагубные последствия для памятников имела война, ведущаяся здесь в течение двух последних десятилетий, а также разграбление храмов ворами. Но, кроме того, неумолимо наступающая растительность джунглей разрушает ангкорские комплексы, его каменные строения покрыты мхами и лишайниками.

На сегодняшний день храмовый комплекс Ангкор внесен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Интересный факт: все храмы Ангкора построены без применения цемента и каких-либо других связующих материалов. При возведении храмов чаще всего использовались блоки из камня-песчаника, которые сцеплялись по принципу замка, а крепостные стены выкладывали из туфа.


Ангкор Ват окружён рвом шириной 190 м. В старину в нём разводили крокодилов. С западной стороны ров пересекает каменная дамба, которая и является входом на территорию храма. Территория Ангкор-Вата обнесена стеной длиной 1025 м на 800 м. От ворот к храму ведёт длинная и широкая дорога, проложенная по насыпи, поднимающейся над землёй почти на полтора метра.

Ангкор Ват сохранился намного лучше, чем многие другие сооружения комплекса Ангкор, что объясняется тем, что после того, как последние поселения покинули эти места в Ангкор Вате жили буддийские монахи. Живут они здесь и сейчас.

Комплекс был обнаружен 22 января 1861 года французским путешественником Анри Муо. В 1970-е годы некоторые сооружения и скульптуры комплекса пострадали от актов вандализма со стороны солдат Пол Пота. В 1922 году вместе с прочими сооружениями города Ангкор был взят под эгиду ЮНЕСКО.


Велосипед — хорошая идея для прогулки по храмам. Безусловно, только в том случае, если вы предполагаете задержаться в Сием Рипе больше чем на день.

Большинство местного населения предпочитают именно этот вид транспорта, когда посещают Ангкор, а значит у вас есть возможность быть ближе к местному населению, что влечет за собой не только радость и удовольствие, но более низкие цены на еду и напитки на территории храмовых комплексов.

White Bicycles - довольно крупная местная компания, которая сдает велосипеды в аренду. Они поддерживаются многими отелями и гест-хаусами, т. к. основной процент их дохода идет на благотворительные нужды, в поддержку образовательных программ для детей из малоимущих семей.

Такси - довольно распространенный вариант путешествия по храмам. Он удобен для тех, кто хочет «прикоснуться» к сокровищам Ангкора, но предпочитает подобные путешествия в кондиционированной кабине автомобиля. Отрицательной стороной подобных прогулок вероятно может быть то, что вы оказываетесь изолированы от звуков, запахов и многих других прелестей.

Стоимость одного дня аренды такси, колеблется от 25$ до 35$. В основном цена зависит от того, во сколько вы планируете начать прогулку по храмовым комплексам. Если вы предпочитаете встретить рассвет в на одной из чудных террас Ангкор Вата, то стоимость аренды такси будет выше.

Аренда мопедов иностранцами в Сием Рипе запрещена законом. Однако некоторые умудряются привезти мопед из Пномпеня. Если вы нашли способ арендовать мопед, то настоятельно рекомендуем оставлять его на платных парковках, т.к. существует огромная вероятность кражи или угона.


Для желающих открыть вид на Ангкор Ват с высоты птичьего полета, компания Angkor Balloon может предложить вам путешествие в корзине воздушного шара. Маршрут фиксированный и нет возможности менять курс, высота полета около 200 метров над землей. Стоимость удовольствия 11$ с человека (в корзину помещаются до 30 человек). К сожалению, этот вид путешествия не всегда бывает доступен из-за погодных условий.
Путешествие на слонах было на пике популярности в начале 20-го века. Именно на слонах были проложены первые маршруты по храмам Ангкора. Сейчас, конечно же, все более цивилизованно и поставлено в колею организованного туризма. Вы можете прокатиться на слоне от ворот Ангкор Тома до храма Байон. Стоимость такого путешествия обойдется вам приблизительно в 10$. А вот в местечке под названием Ангкор Виладж вы можете не только заказать прогулку на слоне, но даже получить настоящий урок у профессиональных погонщиков. Они обучат вас уверенно сидеть на слоне и вы разучите некоторые команды, чтобы управлять слоном. Стоимость такого курса - приблизительно 50$. Популярен среди путешествующих группами. Стоимость аренды микроавтобуса с водителем (на 12 человек) - приблизительно 50$ в день.
Пожалуй, самый популярный транспорт для передвижения по территории комплекса Ангкор. Кабины рикш бывают достаточно удобные и важный бонус в том, что они могут защитить вас от дождя. Если вам повезет с водителем, то он может оказаться неплохим гидом, а так же, зная временные потоки туристов на основных маршрутах в комплексах, сможет помочь вам избежать толпы фотографирующих и кричащих людей. Стоимость аренды мото-рикшы колеблется от 10$ до 20$ в день.
Как мы и говорили ранее, прогулка пешком не самый удобный вариант путешествия и на то есть много оснований. Во-первых, Ангкор Том находится в 8 км от Сием Рипа. Во-вторых, немало живописных храмов находятся на расстоянии 15-10 км от Ангкор Тома. Немаловажно также учесть и тот факт, что после 11 часов утра солнце пребывает в зените и длительные пешие прогулки могут оказаться очень серьезной нагрузкой на организм. Однако если описанные выше факты не отпугнули вас вы решились на прогулку пешком, то откройте для себя дорогу, пролегающую за стеной Ангкор Тома. Этот маршрут откроет вам не только малоизвестные храмы, спрятанные в зарослях тропических деревьев, но и даст возможность насладиться пением птиц и музыкой джунглей.













Кстати, буквально в Августе 2014 года