Как называется корзина с шаром полета. Воздушный шар с корзиной своими руками: инструкция и схемы

Собственный воздушный шар - детская мечта многих. Сегодня возможно его не только приобрести, но и сделать самостоятельно. Как? Читайте далее!

Купить воздушный шар

Сегодня несколько магазинов как за рубежом, так и в России предлагают купить воздушные шары, оболочки к ним. Новые тепловые аэростаты (тепловые воздушные шары) российского производства стоят порядка 700 тыс. рублей со всеми необходимыми комплектующими - оболочкой, корзиной, горелкой, вентилятором, воздухозаборником и т.д. Большая часть цены приходится именно на оболочку - 300-400 тыс. рублей. Стоимость с корзиной производства Чехии начинается от 30 тыс. долларов, Англии - от 40 тыс. евро.

Бывшие в употреблении аэростаты можно приобрести от 400-500 тыс. рублей за полный комплект. Кроме стоимости самого аппарата владельцу воздушного шара придется потратится на:

  • расход газа;
  • регистрацию и сертификацию в Росавиации;
  • ежегодное продление сертификата, свидетельствующего о летной годности;
  • вознаграждение пилоту (возможно, и на его обучение);
  • вознаграждение наземной обслуживающей бригаде и пр.

Воздушный шар с корзиной своими руками: купол

Если вы решили сконструировать собственный воздушный шар, то в первую очередь следует заняться куполом. Для него нужно закупить прочный нейлон - полиэстер или полиамид. Важно, чтобы материал не пропускал воздух - покройте ткань с оборотной стороны жидким полиуретаном или силиконом.

Следующим этапом нейлон разрезают на сегменты нужного размера, которые сшивают особо прочными нитками. Отверстие для надувания воздушного шара с корзиной своими руками обшивают защитным слоем материала, стойкого к воздействию высоких температур.

Чтобы купол был более прочным, его дополнительно обшивают вертикально и горизонтально тканевыми лентами. Закрепляют их на самой вершине купола, а нижние края лент прикрепляют к канатам корзины-подвески.

Как сделать воздушный шар: корзина

Традиционно стенки корзины плетутся из виноградной лозы, а дно делают из так называемой морской фанеры, которая устойчива к перепадам температур и прочим экстремальным моментам. Каркас - это стальные тросы из нержавеющего материала. Ими корзина крепится к куполу. На тросы надеваются специальные кожаные чехлы, оберегающие их от повреждений.

Необходимо также сконструировать специальные подвески, где будет храниться багаж и принадлежности для воздухоплавания.

Важный элемент: горелка

Перед тем как сделать воздушный шар, необходимо тщательно продумать конструкцию горелки. Топливом для нее в настоящее время служит сжиженный пропан. Средняя мощность устройства - 4,5-6,0 тыс. мегаватт. Приобретать следует именно специальные горелки для воздушных шаров, которые изготавливаются из прочной нержавеющей стали по особой технологии, позволяющей устройству выдерживать большие перепады температур.

Собственный воздушный шар: инструкция

Пассажирский аэростат в домашних условиях, конечно, изготовить затруднительно, но вот сделать испытательный бумажный воздушный шар с корзиной своими руками весьма возможно. Вам понадобятся:

  • плотная бумага;
  • тонкая бумага (так называемая папиросная);
  • клей;
  • нитки;
  • шпагат;
  • ножницы;
  • карандаш;
  • длинная линейка;
  • треугольник.

Теперь за работу:

  1. От диаметра вашего шара будет зависеть число и размер вырезаемых полосок. Если он равен 1,5 м, то будет нужно 12 полос, 2 м - 16, 2,5 м - 20, 3 м - 24.
  2. Чтобы начертить ровный шаблон, сначала проведите на бумаге вертикальную линию, равную длине будущей полоски. Через нее прочерчивайте на некотором расстоянии перпендикулярные отрезки, равные пределам ширины сегмента. Конечные точки отрезков соединяются плавной линией, которая и будет контуром полоски.
  3. По картонному шаблону обведите и вырежьте контуры сегментов на папиросной бумаге. Удобнее всего наложить друг на друга несколько ее слоев, образовав пачку, и вырезать разом несколько сегментов.
  4. Сегменты сначала склеиваются между собой "лодочками". Затем уже эти "лодочки" нужно приклеить одна к другой. Перед тем как заклеить последний шов, выверните конструкцию так, чтобы она имела форму шара.
  5. Основание шара скрепляется наклеенными полосками бумаги с бечевкой - эта конструкция удержит шар при нагревании.
  6. Вершину купола заклейте кругом из той же папиросной бумаги.
  7. После того как клей высохнет, расправьте купол, подержав его над паяльной лампой.
  8. К конструкции на той же бечевке можно приделать корзинку для специального груза.

Для запуска шара включите горелку или разожгите костер, подержите над источником тепла свой шар, не отпуская из рук бечеву. Как только воздух внутри вашего самодельного воздухоплавательного средства нагреется, его можно отпускать в полет.

Таким образом воздушный шар с корзиной своими руками можно сделать и дома. Но вот пассажирские аэростаты возможно только купить или взять в аренду.

Сложно представить, да, чтобы плетеная корзина воздушного шара стоила как новый Rolls Roice - больше полумиллиона долларов? Но именно в такой корзине полетит Федор Конюхов в одиночное путешествие вокруг земного шара. Конечно, она совсем не плетеная, напичкана электроникой и современным оборудованием, и больше похожа на батискаф, чем на старую добрую гондолу для воздушного шара...

Гондола шара "Мортон", на котором полетит Конюхов, была разработана и изготовлена специально для этого проекта в английском Бристоле. Она является одновременно и кабиной для управления полетом шара, и жилым домом для Федора, и спасательной шлюпкой с полной автономностью до 7 дней. Здесь навигационная рубка, место для сна, печка на которой можно разогреть еду - вот тот минимум удобств, который есть у пилота в гондоле. На изготовление и полное оснащение гондолы ушел почти год, а стоимость превысила 500 тысяч долларов.
Для отправки столь нестандартного и хрупкого груза из Бристоля были задействованы силы сети экспресс-доставки на международном уровне. Маршрут был рассчитан специально с учетом негабаритных размеров гондолы таким образом, чтобы на всем пути использовались только самые большие самолеты DHL, позволяющие загрузить и безопасно транспортировать такой нестандартный груз. Сначала из Бристоля на автомобильном транспорте она была доставлена в Восточный Мидландс, затем самолетом следовала по маршруту: Бристоль - Лейпциг - Бангкок - Сингапур - Сидней, а затем из Сиднея официальный автомобиль экспедиции Toyota Hilux доставил гондолу на базу команды в Нортхэм.
Ниже смотрите, как выглядит эта технологичная корзина внутри...


2. Гондола изготовлена из сверхпрочного и легкого углепластика и имеет габариты 2х2,2х1,6м. Попасть в гондолу можно через люк, расположенный на крыше, который также выполняет функцию смотрового окна.
Под днищем гондолы установлены два киля для сохранения плавучести на случай вынужденной посадки в океан. Внутри гондола напоминает отсек спасательной шлюпки с автономностью до 7 дней.

3. Как таковой передней и задней частей у гондолы нет. Но условно их можно определить следующим образом: там, где располагается все навигационное оборудование - передняя часть, а где системы жизнеобеспечения - задняя.
Штурманское место выглядит впечатляюще. Все передняя панель заполнена дисплеями, приборами и управляющими тумблерами.
На центральной консоли большой дисплей многофункционального навигатора

4. Штурманский столик и бортовой журнал на нем.
Навигационное оборудование и радиосвязь аналогичны тем, что установлены в кабине самолета. Без них невозможно было бы получить разрешения на вылет и пролет в зоне активного авиатрафика.

5. Гондола оборудована автопилотом. Спросите, что это означает, ведь у воздушного шара нет крыльев, руля высоты и вообще какого-либо руля? Задача автопилота поддерживать шар в заданном диапазоне высот, не давая выйти из воздушного потока.
Делается это при помощи управления горелками. Когда необходимо, подогревается воздух под оболочкой шара, когда необходимо, часть теплого воздуха стравливается.

6. Рабочие записи Федора Конюхова для радиообмена с авиадиспетчерами. Буквы здесь называются не так, как мы привыкли, а по первым звукам в английский словах: А - Альфа, Б - Браво и т.д... Причем, эти слова четко определены и используются авиадиспетчерами по всему миру.

7. Есть и кнопка SOS глобальной системы спасения КОСПАС-SARSAT
Это международная спутниковая система, которая является одной из основных частей глобальной морской системы спасения при бедствии и предназначена для обнаружения и определения местоположения судов, самолетов, других объектов, потерпевших аварию.
Функционирует она следующим образом. Покупается буй этой системы, который, фактический, является неким "страховым полисом".
Стоимость его достаточно высока, что позволяет аккумулировать системе спасения очень крупные суммы, которые направляются, в случае необходимости, на организацию спасательной операции. Иногда такие операции стоят сотни тысяч долларов.
Первый практический случай спасения людей с помощью системы произошел 10 сентября 1982 года еще на стадии отработки технических средств системы, когда советский спутник «Космос-1383» ретранслировал сигнал бедствия с разбившегося в горах Канады небольшого самолета. Аварийный сигнал через спутник был принят канадской наземной станцией. В результате спасательной операции были спасены три человека. На начало 2002 года с помощью системы КОСПАС-SARSAT спасено более 10 000 человек. В одном только 1998 году произведено 385 спасательных операций, в результате которых было спасено 1334 человека.
Количество же проданных спасательных модулей-буев на данный момент превышает 1 миллион

8. Управление системой жизнеобеспечения кабины. Она оборудована печкой, т.к. на высоте 5-10 км, на которых будет проходить полет в течение 2 недель очень холодно. Ни один пуховик не спасет, поэтому в кабине нужно нагревать воздух.
По техническим причинам кабину нельзя сделать герметичной, как салон самолета, чтобы в ней было комфортно находиться все две недели полета.
Дело в том, что в процессе полета Федору придется не один раз выбираться на верхнюю часть гондолы для работы с горелками, отстегивания пустых баллонов из-под газа и переключения шлангов подачи газа с пустых баллонов на полные.

9. Будильник, который был у Федора на лодке, когда он переплывал на ней Атлантику и Тихий океан.

10. Рабочие записи... Они пригодятся там, в небе, во время экспедиции

11. Задняя часть гондолы, она же бытовая. Кармашки для мелочей, трубы отопления, по которым будет циркулировать теплый воздух

12.

13. Внутренний объем не такой уж и большой, как может показаться. В передней части навигационная панель, по бокам рундуки, одновременно являющиеся и спальным местом. В них, внизу, хранятся необходимые вещи, продукты, запас воды.

14. Верхняя часть гондолы. Она не менее технологичная, чем внутренняя. Это система горелок, которые должны безотказно отработать во время всего перелета на экстремальных высотах при экстремальных температурах

15. Подвес гондолы. Стальные тросы пропущены сквозь корпус из карбона насквозь.

16. Наружная часть печки.

17. Место входа кабелей, идущих от внешнего навигационного оборудования.

18. Горелки снизу во время тестовых пусков.

19. GPS-передатчики расположены примерно в метре от гондолы на внешних штангах. Здесь же будет закреплено несколько камер GoPro, запитанных на постоянной основе. Управление из гондолы при помощи пульта ДУ. Если включить на постоянную запись, надолго карты памяти не хватит...

20. Телеметрический модуль ОКО, который будет мониторить полет Федора.
Этот уникальный аппарат сконструировали инженеры «Русского технического общества», которое является одним из технологических партнеров подготовки кругосветного полета Федора Конюхова на воздушном шаре «Мортон».
Устройство представляет собой куб 17х17х17 см. Оно оснащено бортовым компьютером, который будет записывать характеристики и параметры полета: высоту полета, атмосферное давление, GPS/Глонасс-координаты, скорость перемещения гондолы, направление полета, температуру окружающей среды, ускорение, крен, уровень освещённости, уровень радиации и т.д. Всего модуль будет отслеживать более 20 различных параметров. Кроме того, в устройство встроена фото-видеокамера, которая будет делать 1 снимок каждые 2 минуты на протяжении двух недель полета. Питание автономное при помощи солнечных батарей.

21. Каждый вечер на протяжении недели экспедиционная Toyota Hilux выкатывает прицеп с гондолой из ангара для отработки Федором Конюховым навыков работы с горелками. В вечернем свете это выглядит очень красиво!

22. Во время полета Федору придется быть постоянно в теплом комбинезоне и использовать для дыхания кислородную маску. Огромный баллон с кислородом также будет находиться в гондоле..

Серия репортажей о подготовке кругосветной экспедиции Федора Конюхова осуществляется благодаря спонсору экспедиции и официальному автомобилю команды

Название этого летательного аппарата легче воздуха говорит само за себя. Огромную оболочку из непроницаемого для газа материала - прорезиненной ткани или пластика - надувают либо теплым воздухом, который, как известно, легче холодного, либо легким газом (водородом или гелием), и воздушный шар поднимается, увлекая за собой корзину с пассажирами.

Шар, надутый теплым воздухом, назвали монгольфьером - по имени французов, братьев Жозефа и Этьена Монгольфье. Летом 1783 г. они соорудили воздушный шар, первыми пассажирами которого были баран и петух. Полет прошел удачно. Убедившись, что полеты безопасны, на монгольфьерах стали летать и люди. Первый такой полет в ноябре того же 1783 г. совершили французы Пилатр де Розье и д"Арланд. Так началась эра воздухоплавания - полетов на летательных аппаратах легче воздуха.

Поскольку монгольфьеры летали очень недолго - они опускались вниз, как только в них остывал воздух,- полеты на них были лишь чисто развлекательными. Для полетов с практическими, военными и научными целями стали использовать воздушные шары, надуваемые водородом или гелием. Для наблюдения солнечного затмения в 1887 г. на таком шаре совершил полет известный русский ученый Д. И. Менделеев.

Постепенно воздушные шары стали делать самых различных форм. Поэтому название - воздушный шар - устарело. В наше время все летательные аппараты легче воздуха называют аэростатами.

В 30-е гг. XX в. было построено несколько высотных аэростатов, предназначенных для исследования верхних слоев атмосферы - стратостатов. Чтобы люди могли подолгу находиться на большой высоте, не страдать от недостатка кислорода, гондола стратостата, в которой находился экипаж, делалась герметичной. Стратостаты с такими кабинами достигали высоты свыше 20 км.

Однако свободно летящий аэростат - игрушка ветра. Он летит не туда, куда хочет экипаж, а куда тянет его поток воздуха. Поэтому широкого распространения неуправляемые аэростаты не получили. На смену им пришли сначала управляемые аэростаты - дирижабли, а потом и летательные аппараты тяжелее воздуха - самолеты и вертолеты. Правда, во время первой и второй мировых войн в армиях многих стран в качестве подвижных наблюдательных пунктов, для подвески радиоантенн, воздушных заграждений против авиации противника использовались привязные аэростаты, связанные с наземной поверхностью прочным стальным тросом.

В настоящее время воздушные шары находят себе применение в метеорологии (см. Метеорологическая техника) для запуска на большие высоты автоматических метеорологических станций и в спортивных целях. Современные прочные газонепроницаемые материалы, газовые горелки, позволяющие без особых хлопот поддерживать высокую температуру воздуха внутри шара достаточно продолжительное время, дали возможность достичь высокой безопасности таких спортивных полетов. Спортсменам на воздушных шарах порой удается преодолеть весьма значительные расстояния. Так, в 1978 г. был совершен благополучный перелет на воздушном шаре через Атлантический океан.

На воздушном шаре нет ни моторов, ни привычного нам руля. Из всего технологического арсенала — только горелки, мешки с песком и специальный клапан в верхней части купола для травления воздуха. Как же управлять этим летательным аппаратом?

Из истории воздухоплавания

Появление на свет воздушных шаров стало первым реальным воплощением вековой мечты человечества о покорении пятого океана. В 1306 году французский миссионер Бассу впервые описал, как находясь в Китае, стал свидетелем полета воздушного шара при вступлении на престол императора Фо Киена.

Однако родиной воздухоплавания считается французский городок Аннонэ, где 5 июня 1783 года братья Этьен и Жозеф Монгольфье подняли в небо созданный ими шарообразный аэростат, наполненный нагретым воздухом.

Полет летательного аппарата весом около 155 кг и диаметром 3,5 метров длился всего 10 минут. За это время он преодолел около километра на 300-метровой высоте, что стало выдающимся событием для своего времени. Позже, воздушные шары в честь создателей стали называть монгольфьерами.

Воздушный шар братьев Монгольфье состоял из льняной оболочки, обклеенной бумагой. Чтобы ее наполнить горячим воздухом был разведен костер из мелко нарубленной соломы. А 3 месяца спустя, в конструкцию летательного аппарата было внесено дополнение в виде специальной корзины для пассажиров.

Современные воздушные шары несомненно более совершенны, но сделаны практически по той же схеме. Для изготовления сферической оболочки шара используется специальный тонкий и прочный полиэфирный материал. Изменилась система нагрева воздуха. Функцию костра выполняет регулируемая пропановая газовая горелка, установленная в корзине прямо под куполом.

Несмотря на большую зависимость от ветра, современные воздушные шары управляемы. Высота полета регулируется выпускным отверстием в верхней части купола с помощью разрывного шнура. Для изменения курса предусмотрен боковой клапан. Существуют и более сложные конструкции, где внутри основного купола может размещаться еще один, заполненный гелием.

Как управлять воздушным шаром с корзиной

Управление воздушным шаром – занятие, требующее серьезной подготовки и немалых финансовых затрат. Достаточно сказать, что курс обучения пилота аэростата стоит сегодня около 200 тыс. рублей. Цена самого аэростата (в зависимости от модели) соизмерима с ценой легкового автомобиля.

Подготовка

Полету предшествует тщательная подготовка. Прежде всего необходимо изучить метеоусловия – облачность, видимость и скорость ветра. В соответствии с полученными данными планируется маршрут полета. Ввиду непредвиденных изменений метеоусловий выбирается именно такой маршрут, где на пути есть достаточно мест для безопасных посадок.


Взлет

Чтобы воздушный шар взлетел, необходимы усилия всего экипажа. Оптимальный вариант места для старта – ровная площадка 50 х 50 метров в открытом поле, где рядом нет никаких посторонних объектов – столбов, деревьев, ЛЭП.

Затем начинается сборка шара: к корзине крепятся горелки, которые соединяются специальными шлангами с газовыми баллонами. После пробного запуска горелки экипаж приступает к растягиванию купола (обязательно по направлению ветра). Далее растянутый купол специальными карабинами пристегивается к корзине.


Следующий этап – заполнение купола холодным воздухом с помощью вентилятора, после чего запускается горелка для нагрева воздуха. Разогретый воздух поднимает купол с земли, и экипаж (с пассажирами) занимает свои места. Чтобы шар не улетел, его предварительно привязывают к автомобилю.

Полет

Несмотря на отсутствие мотора и крыльев, воздушный шар управляем, что требует определенных навыков. Основные средства управления – горелки и выпускной клапан. Для набора высоты горелка включается и воздух дополнительно нагревается, а для снижения – клапан приоткрывается. Горизонтальный полет происходит за счет попутного ветра. Именно здесь проявляется мастерство пилота. Так, чтобы лететь быстрее, он может увеличить высоту полета, где скорость ветра сильнее.

Спуск

Место посадки выбирается заранее. Оно должно быть большим и безопасным. Идеальный вариант – футбольное поле рядом с автомобильной дорогой. О месте посадки экипаж по радио сообщает на землю. Далее пилот выпускает воздух из купола при помощи клапана. Шар плавно опускается на землю.