Древние цивилизации латинской америки. Древние цивилизации Америки: инки, майя, ацтеки Что дали миру ацтеки майя инки кратко

Самые известные цивилизации древней Америки, о которых слышал каждый образованный человек, - это майя, инки и ацтеки. Эти народы населяли территории центральной Мексики (ацтеки), южной Мексики, Гватемалы, Сальвадора, западной части Гондураса (майя) и запада Южной (инки). Грандиозные архитектурные сооружения этих древних цивилизаций сохранились и до наших времен. Наиболее известные из них – это пирамиды американских племен майя и ацтеков. Инки, как считают ученые, пирамид не строили, хотя и умели возводить сооружения довольно внушительных размеров (как, например, крепость Саксайуаман).

Народы майя и ацтеков населяли Америку в разное время. Расцвет цивилизации майя пришелся на VII - VIII вв., а ацтеков – на XIV - XV вв. Но оба эти народа отличались высоким уровнем развития. Они строили большие города, пользовались письменностью, было развито судоходство. Календари тех времен удивляют своей точностью. Особое место у народов майя и ацтеков занимала религия. Недаром пирамиды, которые были ими возведены, использовались для проведения различных религиозных обрядов.

Точный возраст пирамид Майя неизвестен. Эти сооружения выполнены из грубо отесанных камней, которые скреплены довольно прочным раствором.

Склоны пирамид представляют собой ступени, т.е. строились они поэтапно – на каждой платформе возводилась следующая, меньшей площади. Процесс этот был довольно длительный.

Одна из самых известных пирамид – Кукулькана , названная в честь главного бога в мифологиях племен майя и тольтеков, который изображался в виде змеи с человеческой головой. Расположена она в древнем городе Чичен-Ица (п-ов Юкатан). Это сооружение 25 метров в высоту, имеет 9 платформ. Число 9 не случайно, оно символизирует области царства мертвых. Венчает пирамиду храм. С четырех сторон есть широкие лестницы, каждая из них насчитывает 91 ступеньку, в сумме - 364, что соответствует количеству дней в году. Сами лестницы делятся на 18 пролетов – в календаре племен майя насчитывалось именно такое количество месяцев. У пирамиды Кукулькана четыре стороны четко смотрят на юг, север, запад и восток.

Именно эта пирамида очень популярна у туристов. Все дело в том, что дважды в год на ее поверхности можно наблюдать очень необычное явление. В дни равноденствия в 17:00 на северной стороне пирамиды начинает появляться огромное изображение змея, становясь все более четким. Этот эффект достигается за счет солнечных лучей, и длится иллюзия около 3 часов.

В городе Чичен-Ица была построена еще одна пирамида, основание которой имеет размеры 40 х 40 метров.

Еще одно известное строение племен майя – . Она расположена на территории древнего города Паленка, в Гватемале. Свое название пирамида получила из-за огромного количества различных рисунков и иероглифов. Ученые и по сей день пытаются разгадать смысл этих надписей. Только в этой пирамиде была обнаружена гробница с саркофагом, поверхность которого также была покрыта рисунками и надписями. До этой находки считалось, что майя не использовали пирамиды для захоронений. В саркофаге были обнаружены останки мужчины, который, судя по всему, занимал высокое положение в обществе.

На полуострове Юкатан есть еще один древний город – Ушмаль. Именно там находится известная . Это одно из самых внушительных строений, которое осталось нам в наследие от племен майя. Пирамида 38 м высотой имеет плоскую вершину. Углы у нее закруглены. Это сооружение возводилось в течение многих лет. Археологические исследования показали, что строительство длилось с шестого по десятый века. Внутри пирамиды располагается 5 храмов – по числу этапов строительства.

Самые известные пирамиды ацтеков

Пожалуй, самое впечатляющее сооружение ацтеков – пирамида Солнца , расположенная на месте древнего города Теотиуакана, недалеко от современного Мехико. Она занимает третье место в мире среди древних сооружений, пропуская вперед только пирамиду Чолула, времен тольтеков, и пирамиду Хеопса, что находится в Египте, рядом с Каиром.

Пирамида Солнца ранее поднималась ввысь на 71 м (в настоящее время – 64,5 м), а периметр основания этого грандиозного строения составляет 893 м. Для ее возведения понадобилось около 3 млн тонн камней. Спустя 300 лет после того как пирамида была построена, на ее вершине поставили храм, который был разрушен еще до открытия города Теотиуакана испанскими завоевателями. В настоящее время множество туристов посещают пирамиду Солнца. Чтобы взобраться на самую вершину, приходится преодолевать сложнейший подъем длиной в 248 ступеней, которые отличаются своей крутизной. Но несмотря на все трудности, находится немало желающих подняться на самый верх. Ведь если верить легендам, именно там находится так называемое «место силы». Благодаря положительным энергетическим потокам, человек может обрести гармонию и душевное равновесие.

На севере Теотиуакана находится . Это меньше, чем пирамида Солнца, – ее высота равна 42 м. Расположилась данная пятиярусная пирамида на небольшом холме. К вершине ведет довольно широкая лестница – она является продолжением пути, который назвали Дорогой мертвых. При проведении археологических раскопок в пирамиде Луны было обнаружено множество останков и захоронений. Предположительно, на вершине этого строения проводились различные ритуалы.

В Теотиуакане расположена Цитадель – площадь, которая получила свое название благодаря испанцам. Именно здесь находится Храм Пернатого змея – здание, построенное в виде пирамиды. Стены его были украшены каменными орнаментами, которые представляли собой головы пернатых змей, – с западной части они хорошо сохранились и по сей день. В стенах этого храма были обнаружены останки животных, которые приносились в жертву во время ритуалов.

Пирамиды американских племен майя и ацтеков до настоящего времени еще не изучены полностью. Загадки, связанные с этими сооружениями, еще долго будут привлекать ученых всего мира.

Мексиканский полуостров Юкатан – плоская равнина. Омываемый водами Карибского моря, полуостров является самым засушливым местом материка. Индейское слово «Маауйа» означает «земля без воды». Примерно пять тысяч лет назад, там возникла великая цивилизация МАЙЯ.

По мнению жрецов майя, человек произошел от кукурузы: «Когда-то все спало. В пространстве не было земли, ни времени, ни океана. Однажды на Востоке дни родились, и время начало отсчет. День первый создал небо и всю Землю. Второй день создал лестницу, используя которую спускался дождь с небес. День третий породил приливы и отливы, используя которые разлился океан. В четвертый день родился горизонт, соединив между собою Землю с небом. В день пятый появился смысл жизни и указал, что все должны работать. На день шестой зажегся первый свет. Седьмой создал материки. Восьмой установил порядок в мире. Девятый создал подземелья. Десятый сделал путь под землю тем, кто подло жизнь прожил и ядовит душой. Одиннадцатый день от Солнца создал камни и леса. На день двенадцатый подули ветры. От ветра духи появились. На день тринадцатый полился дождь и, увлажнив всю землю, создал человека. Сначала люди делались из глины. Но быстро разрушались, прежде чем ходили. Потом создали деревянных кукол. Но выяснилось, что они глупы и неуклюжи. Тогда Бог взял маиса (кукурузы), размял, как тесто, и слепил людей. Маисовые люди стали жить на свете. Но были слишком любопытны и везде совали нос. А видели гораздо больше, чем должны. Тогда Бог напустил тумана, и человек стал видеть лишь до горизонта…»

Пирамида МАГИИ

Согласно древней легенде, мир создавался четырежды, но трижды разрушался Всемирным потопом. Вначале появился мир карликов. В те времена Солнце светило слабо, и в полнейшей темноте карлики построили большие города.

Пирамида ПРЕДСКАЗАТЕЛЯ

Затем последовал первый потоп, смывший все, что успели построить карлики.

Во втором мире остались жить лишь самые изворотливые люди, которые спаслись от этого наводнения. Третий мир был освоен самими Майя, которых также смыло водой. Четвертый, современный мир составляют потомки древних майя, которые смешались с другими племенами. С тех пор потомки Майя ждут следующего потопа.

Вначале бог Хунаба-Ку создал четыре кукурузных человека Балам-Кице, Махукутаха, Балам-Акаба и Ики-Балама. Затем, как и следовало, были созданы четырех прекрасные женщины: Каха-Палуна, Чомиха, Цунумиха и Какишаха. В работе богу помогали лиса, койот, попугай и ворона. Они носили кукурузу, из которой бог лепил свои творения. Початки были желтые и белые. Из белых делали мужчин, из желтых – женщин.

Главным Богом считался владыка небес Итсамна. Он изображался колоритным бородатым стариком. Считалось, что Итсамна был первым жрецом, который создал иероглифы и написал первые мистические кодексы. На втором месте был бог дождя Чак. От него зависел весь будущий урожай. Третьим по популярности был бог кукурузы Йум Каах. Он изображался, как молодой человек с деформированной головой. Считалось, что его голова распухла и потеряла свою форму от сильной заботы о хорошем урожае. И наконец, весьма важным был бог смерти Ах Пуч, который имел весьма устрашающий вид.

Жрецы майя создали несколько точных календарей. Из них наиболее известны два. По солнечному календарю год имел 365 дней и делился на 18 месяцев по 20 дней в каждом. Там же был дополнительный месяц продолжительностью всего 5 дней. Второй календарь – ритуальный. Он состоял из 260 дней, и счет велся промежутками времени по 13 дней. Каждый день обоих календарей имел своего бога-покровителя. Майя имели оригинальную циклическую систему летоисчисления: все годы проходили полный цикл (по кругу) и снова возвращались в исходную позицию. Цикл повторялся через 52 года.

Храмовый барельеф бога дождя ЧАКА

АХ-ПУЧ покровитель мертвых

Бог ТЕСКАТЛИПОКА

Тотемный столб

Вся жизнь древнего народа проходила в ожидании очередного ритуального праздника. Подготовительные мероприятия состояли из четырех этапов:

1. Сначала шли пост и воздержание.

2. Затем жрец, находившийся в состоянии озарения, выбирал наилучший день проведения праздника.

3. Потом готовили будущее место праздника. Там изгоняли злых духов, читали заклинания и окуривали идолов.

4. В назначенный день проводилось главное праздничное мероприятие – жертвоприношение.

У народа майя существовало поверье, что мировой порядок поддерживается богами только за счет жертв. В древнейшие времена майя почти не практиковали человеческих жертвоприношений. Обычно к божественному алтарю приносили украшения, животных, рыбу, различные фрукты. Однако в наиболее важных случаях богам приносили человеческие жертвы. Обычно такое мероприятие устраивали на верхней площадке пирамиды. Жертву раздевали и окрашивали в синий цвет. Затем четыре помощника жреца укладывали человека на круглом камне, также синего цвета. К жертве выходил жрец-препаратор (наком), и острым кремневым ножом вскрывал грудную клетку. Руками он вырывал живое бьющееся сердце, клал его на специальное блюдо, которое подносил церемониальному жрецу (чилану). Тот обмазывал кровью лица идолов, а жертву сбрасывали вниз, где её разрывал на кусочки ликующий народ…

Майя построили большие города (Тикаль, Балак-баль, Волактун, Копана, Вашактуна). В каждом городе проживало более 200 тысяч жителей. Их центры украшали храмовые пирамиды, которые были окружены террасами и статуями богов. До наших дней сохранились Пирамида Надписей, Храм Солнца, Храм Воинов, Храм Ягуаров, Храм Луны и Пирамида Кукулькана.

Ацтекская мать богов КОАТЛИКУЕ

ЮМ КААХ – бог маиса

ЧАК – бог дождя

Внезапно, без видимых причин в Х веке практически весь народ майя куда-то исчез. Пришли в запустение огромные города и храмы. Исчезла великая цивилизация. Однако вскоре неизвестно откуда в центральной Мексике появился другой народ – АЦТЕКИ. В отличие от Майя, они были воинственны и очень свирепы. Это были совсем другие люди, которые называли свою родину островом Астлаан («место, где живут цапли»).

Согласно легенде, ацтекский бог Уицилопочтли предсказал, что их народ поселится там, где увидит орла, сидящего на кактусе и пожирающего змею. Долгие 165 лет бродили ацтеки по древней Мексике. 18 июля 1325 года они увидели долгожданного орла и основали первое поселение Тиночтитлан там, где теперь находится столица Мексики.

Главным божеством воинственного народа был бог войны Уицилопочтли. Деревянный идол этого бога имел внушительные размеры и изображался сидящим на голубой скамейке. Скамейка символизировала небеса, как место жительства этого бога. Главному божеству помогали: Тескатлипока (бог-творец), Тонатиу (бог Солнце), Метстли (бог Луна), Тлалок (бог воды), Кетсалькоатль (бог воздуха), Сентеотль (богиня кукурузы), Хиукетиуктли (бог огня), Михкоатль (богиня охоты), Хикатеуктли (бог торговли), а также боги ада Миктлактеуктли и Миктлансеуатль. Каждое имя мексиканских божеств похоже на короткое заклинание, обращенное к данному богу.

Жертвоприношения ацтеков были более жестоки и разнообразны, чем у их соседей. Для бога войны казнили пленных, для бога воды Тлалока топили детей, а богине запретной любви Тласолтеотль жертвовали проститутками. Особой формой жертвоприношений были бои воинов, захваченных в плен. Напротив алтаря сражались люди, вооруженные только копьями. Это было подобие гладиаторских боев, где призы доставались хозяину самого храброго воина.

Все церемонии ацтеков были строго упорядочены. В отличие от майя (где день праздника выбирал жрец), ацтеки заранее имели календари праздников. В сентябре проводился праздник богини маиса Чикомекохуатль. Сначала семь дней постились и периодически терли свои уши руками. Если из растертых ушей показывалась кровь, то считалось, что покаяние свершилось и человек чист перед Богом. Потом выбирали самую красивую девочку-рабыню 11–12 лет. Ей плели венок и делали ожерелье из кукурузных початков. Звучала приятная музыка, и девочку торжественно усаживали посреди цветов и кукурузы. Два дня ей поклонялись, она была олицетворением богини, которую благодарили за урожай. Потом «богиню» торжественно убивали, и все присутствующие радостно пускались в пляс.

Ацтеки были убеждены, что Солнце живет на Востоке в собственном доме, из которого выходит по утрам в сопровождении погибших воинов и принесенных в жертву людей. Поэтому всегда жертвовали самых лучших. До полудня божья свита менялась. Дальше Солнце сопровождали женщины, скончавшиеся во время родов, которых ацтеки приравнивали к воинам, погибшим в бою. В вечернее время Солнце доходило до царства мертвых (Миктлан), а ночью возвращалось домой.

Ацтекский век продолжался 52 года, потом наступал новый. Последний день каждого пятидесятидвухлетия был великим праздником, поскольку ацтеки опасались, что скоро будет конец света и новый век может никогда не наступить. Согласно древним легендам, мир создавался пять раз. Каждое появление нового мира называлось «Солнце».

В первое Солнце на Земле жили великаны. Но через 13 ацтекских веков (676 лет) бог Тескатлиопок превратился в большого ягуара и съел всех гигантов. Второе Солнце продолжалось 7 веков (364 года). В этот период бог Кетсалькоатль вновь сотворил человека. Однако разразилась страшная буря и все уничтожила. Оставшиеся люди одичали и превратились в обезьян. Третье Солнце создал бог воды Тлалок. Однако спустя 6 веков (312 лет) огонь все уничтожил. Остались только птицы. В конце четвертого Солнца был потоп, после которого уцелели только рыбы. Пятое Солнце создал бог Кексалькоатль из собственного члена. Этот век продолжается и поныне. В отличие от известных мифов о сотворении мира, ацтекская легенда содержит достаточно точные даты стихийных бедствий, которые настигали «город богов» Теотиуакан в долине Анауак. Согласно ацтекскому календарю каждое стихийное бедствие было в конце периода времени, кратного цифре 52.

Церемонии похорон у многих народов Центральной Америки проходили в одинаковой последовательности. Сначала несколько старейших жрецов украшали покойника священными фигурами, вырезанными из ткани. Затем окропляли его очистительной водой, приговаривая: «Эта вода, которую ты получил, придя в мир. Пусть она служит тебе в дальней дороге!» Затем наполненный водой кувшин ставили у ног покойника. Если хоронили женщину, то ее дополнительно укутывали в теплые одежды. Это облегчало странствия души. Существовало поверье, что на пути в потусторонний мир необходимо пересечь восемь пустынь, обойти огромного дракона, преодолеть сдвигающиеся горы, увернуться от выпрыгивающих каменных ножей и избежать множества других опасностей.

На территории современных Перу, Эквадора, Боливии, Аргентины и Чили существовала ВЕЛИКАЯ ИМПЕРИЯ ИНКОВ, которая появилась примерно четыре тысячи лет назад. Согласно легенде, из озера Титикака вышли супруги Манко Капак и Мама Окльо. Отец Солнце вручил им волшебный жезл, который должен был указать место, где надлежало основать новую страну. Долго путешествовали Капак и Окльо. Однажды их жезл внезапно выпрыгнул из рук и ушел глубоко в землю. На этом месте построили столицу инков – город Куско («центр» или «сердце»).

Бог Солнца инков

Верховный Инка (император) был прямым потомком бога Солнца. В его большую семью помимо нескольких жен и детей входил даже Верховный Жрец (Вильяк Уму), подчеркивая божественное происхождение своего императора. Как в Древнем Египте, империя Инков имела наследственные касты жрецов, которые делились на следующие категории:

Вильяки – жрецы и прорицатели.

Пунчавильяки – жрецы бога Солнца.

Малькипвильяки – жрецы усопших.

Уакаквильяки – жрецы помощники идола (уака).

Мамакуны – женщины-жрицы.

Алькас – «девственницы Солнца». Они жили в специальных храмах алькауасисах и были хранительницами огня. Девственницы шили ритуальные одежды и готовили праздничные угощения для всей императорской семьи.

Инки были менее кровожадны, чем их соседи. В качестве даров, приносимых богам, обычно использовали кукурузу, муку, овощи и животных. Год начинался в декабре и сопровождался праздником Капак Райми («праздник императора»). Год инков завершался в ноябре очень необычным праздником Айя Маркай Килья («месяц извлечения усопших»). В последние дни года инки проникали в могилы собственных предков и извлекали их останки. Покойников наряжали в лучшие одежды и выставляли в самых людных местах. Все веселились и плясали, считая, что их предки пляшут вместе с ними. Затем покойников перегружали на носилки и «водили в гости», переходя из дома в дом. В конце этого веселого праздника в могилы приносили подарки и угощения, а самих покойников торжественно укладывали на место. В июле был другой праздник в честь бога Солнца – Инти Райми. Для его открытия жрец специальным вогнутым зеркалом направлял солнечные лучи и зажигал священный огонь. Очень интересным был праздник урожая Ситуа, который был похож на карнавал и отмечался в сентябре. В эти дни устраивали генеральную уборку всего города. До блеска отмывали улицы и дома. В солнечные тона раскрашивали все, что было на виду. Везде было шумное веселье. Толпы людей приходили к храмам. Люди держали в руках идолов и мумии собственных предков. Богов уговаривали защитить от болезней и других неприятностей.

Богов было много. Самым главным был бог Солнца (Инти). Ему подчинялись Почакамак (бог огня), Часка (богиня красоты), Ильяна (бог грома), Пачамама (богиня плодородия), Чукуилья (богиня молнии), Килья (богиня Луны) и Кон (бог шума). По их представлениям, мир создал бог-творец Виракоче. Инки делили мир на три уровня: верхний (Хачан Пача), средний (Кай Пача) и нижний (Уку Пача). Соответственно эти боги олицетворяли небо, землю и преисподнюю. В преисподней хозяйничал дьявол (Супай), который противостоял небесным богам и причинял вред людям.

В империю инков входил знаменитый остров Пасхи. На его берегах установлены тысячи огромных истуканов высотой до 8 метров и весом более 20 тонн. Ученые до сих пор не могут сообразить, зачем были нужны эти изваяния? Одни предполагают, что это следы какой-то таинственной внеземной цивилизации. Другие считают, что истуканы – это обычные идолы древних богов.

Автор этой книги выяснил, что назначение огромных фигур было более простое и практичное. Известно, что когда-то на острове Пасхи обитал древний народ, обладавший необычными для дикарей знаниями о мире. Его представителям были известны точнейшие параметры планет Солнечной системы. Они были уверены, что Юпитер заселен, а себя они считали выходцами из космоса. Не вызывает сомнений, что эти люди были умны и не похожи на другие народы.

Для того чтобы защитить свой остров от неожиданного нападения дикарей, которые могли появиться только со стороны моря, они изготовили гигантские пугала-истуканы, которые расставили вдоль берега. Можно представить, как завоеватели в ужасе поворачивали назад, издалека увидев отряд мрачных великанов, стоящих на берегу. Таким образом находчивые островитяне отпугивали завоевателей, которых было достаточно много в то неспокойное время.

Рядом с империей инков на территории современного Чили проживали независимые племена арауканов. Себя они называли Мапуче («люди земли»), поскольку их основным занятием было земледелие. Эти племена не составляли единого государства и внешне были похожи на другие индейские народы. Самобытными были только их легенды и обряды.

В отличие от других племен, арауканы имели стойкую веру в привидения (тени усопших), которые периодически появлялись в ночное время. Они верили также в подземную ящерицу Колоколо, которая подкрадывалась к спящим людям и кусала их до смерти. Периодически из «царства тьмы» прилетали Чончоны, животные с человеческими головами и огромными ушами. Они летали, махая ушами, как крыльями, и пили кровь у слабых людей. На небе царствовал верховный бог Генупильяна.

Храм Зевса

Арауканы верили в загробную жизнь и не боялись смерти. По их представлениям, все пространство вокруг было населено душами предков. Поэтому в праздники арауканы угощали духов своих предков, выплескивая в воздух напитки и бросая еду. Они кричали облакам, плывущим по небу, поскольку считали, что там восседают души погибших воинов. Своих покойников арауканы торжественно хоронили в земле. Но через год вновь приходили к могилам для того, чтобы рассказать покойным о том, что произошло за время их отсутствия.

Самым авторитетным жрецом древних арауканов был Дунгуве (прорицатель). Он занимался предсказаниями и давал практические советы. Вопросы здоровья решал Мачи (врачеватель). Процедура лечения болезней напоминала действия современных филиппинских хиллеров. В доме больного собирались друзья и родственники. Входил Мачи и клал у изголовья постели больного ветку дерева.

Затем приносили жертвенное животное, и Мачи его убивал. После этого он обрызгивал ветку кровью и поджигал специальные травы. Постепенно дым заполнял помещение. Врачеватель наклонялся к больному и делал вид, что высасывает плохую кровь из больного места. Дым рассеивался, и Мачи показывал восхищенным родственникам какой-нибудь предмет (щепку, камешек, или насекомое), якобы извлеченный из больного места. Все были в восторге и очень благодарили доктора. Во время всей лечебной церемонии присутствующие женщины пели ритмичные песни, аккомпанируя себе на сушеных тыквах, наполненных камешками.

Из книги Большая книга тайных наук. Имена, сновидения, лунные циклы автора Шварц Теодор

Из книги Боги и инопланетяне в истории автора Дрэйк Рэймонд

АЦТЕКИ И ИНКИ 8 ноября 1519 года Эрнан Кортес и его конкистадоры изумленно взирали на Теночтитлан, столицу Нового Света. Белых чужеземцев пригласил император Монтесума II. Повинуясь тому, что выпало на его долю по давнему роковому предсказанию, он сдался испанцам вместе со

Из книги Психонавигация. Путешествия во времени автора Перкинс Джон М.

Глава 3. Дон Хосе, древние инки и путешествие «Кон-Тики» Город Куэнка, в котором живут сто двадцать тысяч человек, расположен в горной долине к югу от экватора. Центр города был построен испанцами еще в начале XVI века. Белые, сложенные из необожженного кирпича здания

Из книги Светоносная Змея: Движение Кундалини Земли и восход священной женственности автора Мельхиседек Друнвало

Глава восемнадцатая Инки приглашают меня в Перу Еще до начала описанного выше путешествия ангелы сказали мне, что Перу и империя инков станут одним из тех мест, где необходимо будет провести церемонию для привнесения в мир равновесия. Когда я был на Юкатане, ко мне сразу

Из книги Хиромантия и нумерология. Секретные знания автора Надеждина Вера

Майя Значение и происхождение имени: происхождение этого имени следует искать в самых истоках индоевропейской (арийской) цивилизации. Корень слова «майя» тот же, что и в слове «магия», что поначалу определялось как чудесная способность Вселенной и Бога к перевоплощению

Из книги Имена и фамилии. Происхождение и значение автора Кублицкая Инна Валерьевна

Майя Беспокойная и подвижная. Общительна и способна на многое. Характер обычно с норовом. Без особых переживаний вступит в конфликт, чтобы отстоять свои

Из книги МАЙЯ. Реальность – это Иллюзия автора Серрано Мигель

Майя Мы жили, и живём до сих пор, в иллюзорном мире, в котором уже никто не знает, кто есть кто, и, разговаривая с определённым человеком, мы не можем быть уверены, говорим ли мы именно с ним, настоящим, или же с кем-то, кто не существует вовсе. Сегодня, тайна копирования

Из книги Тень и реальность автора Свами Сухотра

Майя Это санскритское слово имеет много значений. Одно из его значений «энергия». Йога-майя – это духовная энергия, поддерживающая трансцендентное проявление Вайкунтхи, духовного мира, в то время как ее отражение – маха-майя – это энергия материального мира.

Из книги Шри Ауробиндо. Духовное возрождение. Сочинения на Бенгали автора О чем знали инки? Кабрера окрестил камни глиптолитами, а их создателей - человечеством глиптолитов. Он утверждает, что это «дочеловечество» было создано инопланетянами, которые прибыли на Землю в ту эру. Когда они не обнаружили разумной жизни, они решили создать ее от Древние цивилизации. Майя и ацтеки.

Майя - цивилизация Центральной Америки, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре и математической и астрономической системам. Начала формироваться в предклассическую эру (2000 до н. э.- 250 н. э.), большинство её городов достигло пика своего развития в классический период (250 н. э. - 900 н. э.). Продолжала своё существование до прибытия конкистадоров.

Pyramid Of The Magician With Bougainvillea, Uxmal

Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная.
Весомый вклад внес наш соотечественник, Юрий Валентинович Кнорозов, первые публикации которого на данную тему появились в начале 1950-х гг. Сохранились многочисленные надписи на памятниках. Создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии.


Face Sculpture On El Caracol, Chichen Itza

Потомками древних майя являются не только современные народы майя, сохранившие язык предков, но и часть испаноязычного населения южных штатов Мексики, Гватемалы, Гондураса. Некоторые города майя включены ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия: Паленке, Чичен-Ица, Ушмаль в Мексике, Тикаль и Киригуа в Гватемале, Копан в Гондурасе, Хойя-де-Серен в Сальвадоре - небольшая деревня майя, которая была погребена под вулканическим пеплом и сейчас раскопана.

Temple Of Foliated Cross, 892 AD, Palenque

Майя полагали, что вселенная состоит из 13 небес и 9 подземных миров. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы. На каждой из четырех сторон земли стояли еще по одному дереву, символизируя страны света - востоку соответствовало красное дерево, югу - желтое, западу - черное и северу - белое. Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес), имевших соответствующий цвет. Одним из важных богов у майя классического периода был бог кукурузы, представляемый в облике молодого человека с высоким головным убором.


Thousand Columns, Chichen Itza

Для счисления времени майя пользовались сложной календарной системой, включавшей в себя несколько циклов. Один из них представлял сочетание чисел от 1 до 13 («неделю») и 20 «месяцев», имевших собственные названия. Был также в употреблении солнечный календарь с годом в 365 дней. Он состоял из 18 месяцев по 20 дней и пяти «лишних», или «несчастливых» дней. Кроме того, майя пользовались так называемым длинным счетом, который, помимо 20-дневного месяца и 18-месячного года, учитывал 20-летний период (катун); период в 20 катунов (бактун) и так далее. Имелись и другие способы датирования. Все эти способы менялись во времени, что значительно затрудняет соотнесение дат, записанных майя, с европейской хронологией.

Chac Mool With Columns In Temple Of Warriors, Chichen Itza

Календарь майя предрекает конец света.
Речь идёт о календаре, называемом «цолькин», служившему для ритуальных обрядов. Согласно этому календарю, 21 декабря 2012 года должно произойти событие, сравнимое с концом света. Заключается оно в том, что во время зимнего солнцестояния, Солнце переместится в сферу Млечного пути и встанет на одну линию с Землёй и центром Галактики. На нём произойдут мощные вспышки, от которых плазменные потоки распространятся на огромные расстояние, достигая даже Земли. Вследствие чего будет выведена из строя вся энергетическая система нашей планеты, а значит – погибнут многие миллионы живых существ.

Видимо, именно это глобальное событие майя считали соизмеримым с концом света. На основании чего сделали такие выводы древние астрономы – мы можем лишь догадываться. Но именно этой датой – 21 декабря 2012 года – заканчивается календарь майя.

Historical Architectural Scene

Возможно, что конечная дата календаря майянцев просто означает окончание цикла их летоисчисления, после которого начнётся следующий цикл. А может, они имели в виду исторические перемены, новую эпоху в истории нашей Земли, связанную с необходимостью менять взгляды на жизненные ценности и с духовным прозрением землян.

Temple Of The Warriors With Thousand Columns, Chichen Itza

Ancient Site Of Monte Alban, Near Oaxaca

Ацтеки - индейская народность в центральной Мексике. Численность свыше 1,5 млн человек. Цивилизация ацтеков (XIV-XVI века) обладала богатыми мифологией и культурным наследием. Столицей империи ацтеков был город Теночтитлан, расположенный на озере Тескоко (Тешкоко) (исп. Texcoco),
там, где сейчас располагается город Мехико.

На языке науатль, родном языке ацтеков, слово «ацтек» означает буквально «некто из Ацтлана», мифического места, расположенного где-то на севере. Современное использование слова «ацтеки» как термина, объединяющего народы, связанные торговлей, обычаями, религией и языком, было предложено Александром фон Гумбольдтом (Alexander von Humboldt) и заимствовано мексиканскими учеными XIX века как средство отличать современных им мексиканцев от коренного индейского населения. Сами
ацтеки называли себя «мешика», или «теночка» и «тлальтелолька» - в зависимости от города происхождения (Теночтитлан, Тлателолько). Что касается происхождения слова «мешика» (аст. mexica, от которого, собственно, и происходит слово «Мексика»), то высказываются весьма различные версии его этимологии: слово «Солнце» в языке науатль, имя вождя ацтеков Мешитли (Мекситли, Мекштли), тип водоросли,произрастающей в озере Тескоко. Самый известный переводчик с языка науатль, Мигель Леон-Портилья (исп. Miguel León-Portilla), утверждает, что это слово означает «середина луны» - от слов metztli (Мекстли, Мецтли, Мештли, Метчтли - Луна) и xictli (середина). Самоназвание
«теночки», возможно, происходит от имени Теноча - ещё одного легендарного вождя.


Avenue Of The Dead, Teotihuacan


Ball Court From Archeological Zone Of Monte Alban

Beach View Of Mayan Ruins, Tulum


Chac-Long-Nosed Rain God On Temple Of Warriors


Detail of Wall of Skulls-Tzompantli, Chichen Itza

El Caracol-The Snail

El Castillo-The Castle, Chichen Itza


Entry Door In Mayan Ruins, Uxmal


Governor"s Palace At Mayan Ruins, Uxmal


Intertwined Serpents In Relief, Cholula


Monte Alban, 1500 BC-750 AD


Nunnery Quadrangle, Uxmal

Overview Of Pyramid Of The Moon And Pyramid Of The Sun

Palace-7th Century Mayan Ruins, Palenque

Pyramid Of The Sun At Teotihuacan Ruins, Near Mexico City


Rattlesnake Sculpture On Nunnery, Uxmal


Temple Of Sun, 692 AD, Palenque

Temple Of The Jaguars, Chichen Itza.

Templo Mayor, Mexico City

Viking Group At Teotihuacan
© Corel Photo: Mayan & Aztec Ruins

Немногим более десяти лет назад - 12 октября 1992 года на планете Земля была отмечена одна из знаменательнейших дат в истории человечества — 500-летие открытия Америки. Суще-ствует множество гипотез о том, когда в Западном полушарии, в Северной и Южной Америке, на многочисленных островах по-явился человек и когда люди пришли на Американский конти-нент. Вот уже пятое столетие (начиная с XVI века) ученые мужи ведут споры по этому вопросу. В многочисленных исследовани-ях на эту тему среди первых жителей Америки называют выход-цев с Канарских островов, финикийцев и карфагенян, древних греков и римлян, евреев, испанцев, египтян и вавилонян, китай-цев и даже татар и скифов.

Наука развивалась, и по мере новых открытий накапливались знания, происходил отбор гипотез. Сегодня уже нет никакого со-мнения в том, что часть света, обозначенная на карте мира как Америка, была заселена выходцами с других материков. Однако с каких именно — окончательно не решено. Тем не менее ученым удалось выделить много общих, присущих всем индейцам черт, сближающих их с монголоидными народами Азии. Внешний вид исконных жителей Америки ко времени их первых встреч с евро-пейцами был следующим: коренастая фигура, короткие ноги, сред-ний размер ступней, довольно длинные, но с небольшими кистями руки, высокий и обычно широкий лоб, слабо развитые надбровные дуги. Лицо индейца имело крупный, сильно выступающий нос (нередко, особенно на севере, так называемый орлиный), довольно большой рот. Глаза чаще всего темно-карие. Волосы черные, пря-мые, густые.

Во многих первых европейских документальных и литератур-ных источниках указывалось на то, что индейцы краснокожие. На самом деле это не соответствует истине. Кожа у представителей всевозможных индейских племен скорее желто-коричневая. По мнению современных исследователей, название «краснокожие» им дали первые белье поселенцы. Возникло оно не случайно. У севе-роамериканских индейцев когда-то был распространен обычай в торжественных случаях натирать себе лицо и тело красной ох-рой. Поэтому европейцы и прозвали их краснокожими.

В настоящее время антропологи выделяют три основные груп-пы индейцев — североамериканскую, южноамериканскую и цент-ральноамериканскую, представители которых различаются между собой по росту, цвету кожи и другим признакам.

Большинство исследователей считает, что заселение Амери-канского континента шло из Азии через Берингов пролив. Уче-ные полагают, что преодолеть водное пространство древним лю-дям помогли четыре великих оледенения. Согласно этой гипотезе, во время оледенений Берингов пролив замерзал и превращался в некий огромный мост. Азиатские племена, которые вели коче-вой образ жизни, беспрепятственно перебирались по нему на соседний материк. Исходя из этого, определено и время появления человека на Американском континенте — это произошло 10-30 тысяч лет назад.

Kо времени появления испанских каравелл под командовани-ем Христофора Колумба у восточного побережья Нового Света (октябрь 1492 года) Северная и Южная Америка, включая остро-ва Вест-Индии, была населена множеством племен и народностей. С легкой руки прославленного мореплавателя, предполагавшего, что он открыл новые земли Индии, их стали именовать индейцами. Эти племена находились на разных уровнях развития. По мнению большинства исследователей, до европейского завоевания самые развитые цивилизации Западного полушария сложились в Мезоамерике и в Андах. Термин «Мезоамерика» был введен в 40-х годах XX столетия германским ученым Паулем Киргофом. С тех пор в археологии так обозначают географи-ческий регион, включающий в себя Мексику и большую часть Центральной Америки (до полуострова Никойя в Коста-Рике). Именно эта территория ко времени открытия ее европейцами была заселена множеством индейских племен и являла собой пе-струю картину культур, которые они представляли. По верному определению чешского американиста Милослава Стингла, «культуры эти находились на различных ступенях развития родового общества, и общие закономерности эволюции, свойственные первобытно-общинной формации, проявлялись здесь во мно-жестве местных вариантов и форм». К наиболее ярким и разви-тым цивилизациям Древней Америки (доколумбового периода) ученые относят такие культуры, как ольмекская, теотихуаканская, майяская, тольтекская и ацтекская.

Изучение искусства Древней Америки, ее истории сравнительно молодо. Оно насчитывает немногим более ста лет. Исследователи-американисты в настоящее время не располагают таким богатым материалом и достижениями, которые имеются на сегодняшний день в области изучения античного искусства. Большие затрудне-ния они испытывают и в связи с тем, что для подкрепления сво-их выводов, полученных в результате археологических раскопок и открытий, не имеют такого количества памятников письмен-ности, которые находятся, например, в распоряжении исследо-вателей Древнего Востока. У древних американцев письменность появилась значительно позднее и никогда не достигала высокого развития. Дошедшие до нас памятники письменности народов Мезоамерики еще недостаточно изучены. Поэтому большинство сведений, касающихся политической истории, социального строя, мифологии, завоеваний, титулов и имен правителей, бази-руются лишь на индейских преданиях. Многие из них записаны уже после испанского завоевания и относятся к первой половине XVI века. Важно помнить и о том, что до этого времени древне-американские цивилизации развивались без какого-либо воздей-ствия со стороны европейских или азиатских центров. До XVI века их развитое шло совершенно самостоятельно.

Искусство Древней Америки, как и всякое другое искусство, обладает рядом особенностей и характерных, только ему прису-щих черт. Для того чтобы постигнуть это своеобразие, необходим диалектический подход, учет исторических условий, при которых развивались искусство и культура древнейших цивилизаций Мезоамерики.

Наивысший расцвет культуры индейского племени майя уче-ные относят к VII-VIII векам. Империя ацтеков апогея своего развития достигла к началу XVI столетия. Очень часто в трудах ученых-археологов и исследователей древних культурных циви-лизаций индейские народы майя (как более старшие по возрасту) называют по аналогии «греками», а ацтеков (как существовав-ших позже) — «римлянами» Нового Света.

Культурные традиции индейцев майя имели огромное влияние на полуострове Юкатан, в Гватемале, Белизе, Гондурасе и Сальва-доре, а также на территории нескольких штатов современной Мексики. Географические границы распространения этой цивилизации составляли 325 000 км2 и охватывали ареал обитания не-скольких десятков, а возможно, и сотен племен. В целом племена унаследовали единую культуру. Однако во многом она имела, ес-тественно, и региональные особенности.

Цивилизация майя выделялась прежде всего своими достиже-ниями в строительстве и архитектуре. Представители этой народ-ности создавали изысканные и совершенные произведения живо-писи и скульптуры, имели уникальных мастеров по обработке камня и изготовлению керамических изделий. Майя обладали глубокими познаниями в области астрономии и математики. Ве-личайшим достижением является введение ими такого математи-ческого понятия, как «ноль». Они стали применять его на сотни лет раньше других высокоразвитых цивилизаций.

Ацтеки появились на территории Центральной Мексики во второй половине XII века. Каких-либо исторических данных о них до этого времени не обнаружено. Существует лишь не-сколько легенд и преданий, из которых известно, что своей роди-ной они называли остров Ацтлан (Астлан). Известно одно из традиционных описаний предполагаемой жизни предков в Ацтлане, составленное якобы для последнего из доиспанских пра-вителей ацтекского государства знаменитого Монтесумы II Млад-шего на основе древних рукописей. Согласно этому источнику, прародина Ацтлан располагалась на острове (или представляла собой остров), где была большая гора с пещерами, служившими в качестве жилищ. От этого слова, обозначавшего местонахож-дение острова (Ацтлан), и произошло название племени — ацте-ки (точнее, астеки). Однако наукой до сих пор не установлено точное географическое положение этого острова.

На самых ранних этапах существования у ацтеков преобладал кочевой образ жизни, они занимались по преимуществу охотой. Это наложило отпечаток на их характер. По своей натуре они были весьма воинственными. В течение почти двух столетий ац-теки вели завоевательные войны и в начале XIV века, покорив многие другие племена, обитавшие в Центральной Мексике, создали могущественную империю. Примерно около 1325 года ее столицей стал основанный ими город Теночтитлан (современный Мехико).

В настоящее время интерес к изучению древнейших индейских цивилизаций не угас. Памятники архитектуры, скульптура, украшения, предметы быта, обнаруженные в местах, где несколько тысячелетий тому назад проживали народы, обладавшие самобытной, уникальной культурой, таят в себе еще очень много неразгаданного. Познавая историю доколумбовой Америки, ве-дущие археологи и ученые современности пытаются найти объяснение многим важнейшим сторонам жизни древних чело-веческих общин.

Народность, населявшая территорию Центральной и Южной Америки, незадолго до испанского завоевания мексиканских земель в 1521 году. История ацтеков - это история множественных объединений племенных групп, обладавших собственными городами-государствами, и царскими династиями. Под “ацтеками” также подразумевается могущественный союз величественных городов-государств - Теночтитлана, Тескоко и Тлакопана, городов, установивших свое господства на территории современной Мексики, в период с 1400 по 1521 года.

Цивилизация ацтеков, города индейцев и их быт.

Города-государства и поселения цивилизации ацтеков возводились на обширных горных плато мексиканской долины, на которой в наши дни располагается столица Мексики. Это плодородные земли общей площадью в 6.5 тысяч кв. км, - земли, простирающиеся приблизительно на 50 км, в длину и ширину. “Долина Мехико” лежит на высоте 2500 метров над уровнем моря и со всех сторон окружена вулканическими горами высотою в 5 тысяч метров.

Цивилизация ацтеков пришла на данные земли из-за озера Тескоко, способного снабдить тысячи людей пресной водой и пищей. Озеро питалось ручьями и горными стоками, периодически выходя за края, и разливаясь на сотни метров. Однако, озеро снабжало местных жителей питьевой водой, создавало среду для обитания рыб, млекопитающих и птиц. Тройственный союз городов-государств подчинял своей власти обширные территории от границ Гватемалы до нынешней северной Мексики. Прибрежные равнины Мексиканского залива, горные ущелья Оахака и Герреро, тропические леса Юкатана - все это принадлежало цивилизации ацтекам. Тем самым в распоряжении индейцев были всевозможные природные ресурсы, которых не наблюдалось в местах их первоначального расположения.

Языки группы науатль являлись главенствующими в цивилизации ацтеков. Диалекты науатль были приняты вторым языком и играли роль языка-посредника почти на всех территориях Южной Америки в период испанской колонизации. Языковое наследие ацтеков обнаруживается во множественных топонимах - Акапулько, Оахака. По оценкам историков, около 1.5 миллиона человек до сих пор используют язык науатль или его варианты в ежедневном общении. Цивилизация ацтеков говорила поголовно на языках науатль. Языки данной группы распространились от Центральной Америки до Канады и включают в себя около 30 родственных диалектов. Цивилизация ацтеков, индейцы этой империи, являлись большими знатоками и любителями словесности. Они собирали целые библиотеки пиктографических книг с различными описаниями религиозных обрядов и церемоний, исторических событий, сборов дани, и простые реестры. Ацтеки в качестве бумаги использовали кору. К сожалению, большая часть книг, принадлежащих древним ацтекам, была уничтожена испанцами в период завоевания. В наши дни, ученым, занимающимся исследованиям древней народности ацтеков, приходится работать с крупицами, уцелевшей письменной информации. Первые сведения об индейцах ацтеках были получены, что не удивительно, в период конкисты.

В пяти письмах, донесениях, королю от Кортеса содержались первичные сведения об индейцах Америки . Спустя 40 лет солдат, участник одной из экспедиций испанцев - Берналь Диас Кастильо, составил подлинную историю испанского завоевания, где в подробностях описывались теночки и братские им народы. Первые информационные справочки об аспектах жизни ацтеков и культуры были составлены в конце 16 и начале 17 веков, - всевозможные этнографические описания, созданные ацтекской знатью, и испанскими монахами. Наиболее ценным образцом подобной письменности, дошедшей до наших дней, является многотомная рукопись “Всеобщая история Новой Испании”.

Культура ацтеков по средствам языка была связана с культурным комплексом народов науа. Согласно мифам и индейским легендам, племена, которые впоследствии образовали некогда величественную, и могущественную империю ацтеков, пришли в долину Анауак с северных земель. Место расположения долины Анауак известно наверняка - это территория современной столицы Мексики, но достоверно неизвестно, откуда на эти земли пришли ацтеки. Исследователи постоянно выдвигают свои теории об исторической родине индейцев, однако, все они оказываются ложными. Согласно легендам, предки ацтеков пришли с севера, из места, именуемого Ацтлан. По легенде, индейцев в новые земли вел бог Уицилопочтли - “бог колибри”, “колибри левша”.

Индейцы Америки обосновались на месте, указанном им самими богами, - общеизвестна легенда об орле, восседавшем на кактусе, об орле из пророчества о новой земле ацтеков. В наши дни эта легенда - орел, поедающий змея, - отображена в рисунке мексиканского флага. Таким образом, согласно легендам, ацтеки еще в 1256 году очутились на землях долины Мехико, окружаемой скалами, и омываемой водами озера Тескоко. До прихода племени ацтеков, земли озера Тескоко были разделены между главенствующими городами-государствами. Ацтеки, признав власть правителя одного из городов, обосновались на его землях и построили свой город, свою великую столицу - Теночтитлан. Согласно историческим данным город был построен в 1325 году нашей эры. Сегодня бывшая столица ацтеков является историческим центром Мехико. Согласно поверьям, местное население приняло ацтеков в штыки, их считали нецивилизованными и необразованными, а главное невообразимо жестокими. Однако, пришедшие племена индейцев, не ответили на агрессию агрессией - они решили учиться; и они взяли все знания, какие только могли, от своих соседей.

Ацтеки впитали веды окружающих их племен и близких им народностей. Основным источником развития племен послужили знания и опыт древних тольтеков, и сами тольтекские племена, как учителя. Для всего ацтекского народа тольтеки являлись создателями культуры. В языке этого народа слово “тольтекайотль” являлось синонимом слова “культура”. Ацтекская мифология отождествляет тольтеков и культ Кетцалькоатля с городом Толлан (современный город Тула в Мексике). Вместе со знаниями ацтеки впитали и традиции тольтеков и приближенных к ним народностей. Среди традиций были и основы религии. К таковым заимствованиям в первую очередь относится миф о сотворении мира, описывающий четыре солнца, четыре эпохи, каждая из которых заканчивалась гибелью жизни и вселенской катастрофой. В культуре ацтеков текущая четвертая эпоха, четвертое солнце, избежало разрушения благодаря самопожертвованию верховного бога - бога Нанауатля, что означает “весь в ранах”.

Известно, что столица ацтеков делилась на 4 района, называемых мейкаотлъ, во главе каждого из которых находился старейшина. Каждый район - мейкаотлъ в свою очередь делился на 5 кварталов меньших размеров - кальпулли. Калъпулли ацтеков изначально являлись патриархальными семьями, родами, а объединяющие их районы - мейкаотлъ - фратрии. До прихода испанских завоевателей на земли ацтеков в одном жилище, доме, проживала одна община - большая патриархальная семья в несколько поколений - сенкалли. Земельные участки, принадлежащие племени, разделялись на сектора, за которыми ухаживали отдельные домашние общины ацтеков - сенкалли. Кроме того, при каждом более или менее крупном селении существовали земли, выделенные под нужды жрецов, правителей и военачальников, урожай с которых шел на содержание соответствующих каст общества.

Племена ацтеков и особенности развития империи.

Земельные участкииндейцев Америки всегда обрабатывались совместно - мужчина и женщина. Однако, при вступлении в брак мужчина получал права на личное пользование земельными угодьями. Земельные наделы, как собственно и земля общины, являлись неотчуждаемыми. Жизнь ацтеков строилась по определенным социальным канонам, нарушения которых строго карались. Во главе каждого квартала ацтеков - кальпулли стоял свой общественный совет, в которых входили лишь избранные старейшины племени ацтеков. Вожди фратрий и старейшины, задействованные в общественном совете, также входили в племенной совет - совет вождя ацтеков, в составе которого состоял и главный вождь племени. Подобное общественное построение наблюдалось во всех без исключения племенах.

Племя ацтеков , общественный строй индейцев разделялись на касты свободных людей и рабов. Рабами могли быть не только военнопленные, но и должники, попавшие в рабство, а также бедный люд, продавший себя и свои семьи. Рабы племени ацтеков всегда носили ошейники. Достоверно неизвестно в каких отраслях сельского, и прочих хозяйств ацтеков, был задействован рабский труд; вероятнее же всего, что их использовали при строительстве масштабных сооружений - дворцы и храмы ацтеков, а также в качестве прислуги, носильщиков и ремесленников низких профессий.

На землях, покорившихся древним индейцам, военачальникам в качестве трофеев за службу выдавались данники, положение которых было сравни крепостным крестьянам. Но не одни лишь рабы являлись ремесленниками, в крупных общинах всегда были свои ремесленники из свободного люда. Таким образом, в империи ацтеков помимо остаточных общинных отношений наблюдалось полное отсутствие прав на землю, вкупе с частной собственностью, т.е. правами на рабов, продукты земледелия и ремесла. Очевидно, что наряду с частной собственности и господскими отношениями - хозяин и подчиненный, в племенах ацтеков существовали и пережитки первобытно - общинного строя, свойственного Европе до нашей эры. Рабы, или у индейцев Америки - “тлакотин”, составляли важную общественную касту, отличающуюся от военнопленных.

Город Теночтитлан являлся рабовладельческой столицей. Правила поведения рабов, да и сама рабская жизнь сильно отличалась от того, что можно было наблюдать в Европе той эпохи. Рабство у ацтеков скорее походило на рабство периода классической древности. В первую очередь, рабство являлось личным, не передаваемым по наследству, дети раба были свободными с рождения. Раб в племени ацтеков мог обладать личной собственностью и даже личными рабами. Рабы имели право выкупить себя, или завоевать свою свободу трудом, службой. Также, в случаях, когда с рабами обращались жестоко или у рабов были общие с хозяевами дети, они могли опротестовать свое рабство и стать свободными людьми.

Индейцы Америки чтили традиции. Так, в большинстве случаев при смерти хозяина рабы передавались по наследству, как частная собственность. Однако, рабы, особо отличившиеся службой и трудом предыдущему хозяину, освобождались. Еще одна особенность и свойство рабства у ацтеков: если на рынке раб мог по не внимательности своего хозяина выбежать за рыночную стену и наступить на экскременты, то ему предоставлялось право на обжалование своего рабства. В случае победы, раба мыли, давали ему чистую одежду и отпускали. Случаи подобного освобождения рабов встречались весьма регулярно у индейцев Америки, поскольку, человека, мешавшего рабу сбежать, помогавшему хозяину, объявляли рабом вместо беглеца.

Кроме того, раба нельзя было подарить или продать без его согласия, за исключением тех случаев, когда власти объявляли раба непослушным. Вообще к непослушным рабам, диким индейцам, применялись усиленные меры контроля; их заставляли повсеместно носить деревянные кандалы на шее и обручи на руках. Кандалы служили не только в качестве отличительной черты, обличающей вину раба, но и в качестве приспособления, усложняющего процесс бегства. Пре перепродаже таких рабов, новому хозяину сообщалось, сколько раз он пытался сбежать и сколько раз до этого он перепродавался.

Раба, предпринявшего 4 неудачных попытки к бегству, в большинстве случаев отдавали для обрядов жертвоприношений. В ряде случаев свободные ацтеки могли стать рабами в качестве наказания. Убийцу, приговоренного к смерти, могли отдать в рабство вдвое или вдовцу убиенного. Также рабством карались неоплаченные долги, долги сыновей, отцов и матерей. Родители имели право продажи ребенка в рабство лишь в тех случаях, когда власть объявляла отпрыска непослушным, диким индейцем. Подобная участь ожидала и непослушных учеников. И последняя важная отличительная черта - ацтеки имели право продать самих себя в рабство.

В ряде случаев добровольные рабы, которых захватывала цивилизация ацтеков , награждались отпуском, дабы насладиться ценою своей свободны, после чего передавались во владения хозяину. Подобный удел ожидал неудачных игроков, старых куртизанок и проституток. Также известно, что с некоторыми пленными рабами обращались, как с должниками и провинившимися, - по всем правилам владения рабами. В Южной Америке в период рассвета ацтекской империи жертвоприношения являлись широко распространенным и повсеместным явлением.

Однако, ацтеки практиковали их со свойственным им масштабом, принося в жертву, как рабов, так и свободных людей в каждый из своих многочисленных праздниковкалендаря. Известны случаи, описанные в ацтекских хрониках, когда в жертву ежедневно приносились сотни, тысячи людей. Так в период постройки главного храма - великой пирамиды ацтеков в 1487 году, в жертву было принесено около 80 тысяч военнопленных и рабов за четыре дня. Не совсем ясно, как город с населением в 120 тысяч жителей и несколькими племенами индейцев вместил такое количество пленных, и рабов, как их смогли поймать, и тем более казнить, с учетом того, что жертву богам собственноручно приносил Ацицотль. Однако факт остается фактом. Также стоит отметить, что племя ацтеков не всегда приносило в жертву людей; часто роль подаяния богам играли животные. Как известно для подобных целей ацтеки специально разводили животных, к примеру, лам.

Имели место и жертвования вещей: общины ломали наиболее ценное им имущество во славу богов. К тому же, отдельные боги и их культы требовали особых подаяний: Культ Кетцалькоатля, наряду с человеческими жертвами, требовал жертвоприношения птиц колибри и бабочек. Практиковались в племенах ацтеков и самопожертвования. Во время специальных обрядов люди умышленно наносили себе ранения, совершали церемониальные кровопускания, облачались в кандалы и одежды с шипами на обратной стороне. Кровь занимала главенствующую позицию в религии и церемониях ацтеков. Ведь в местной мифологии боги не единожды проливали свою кровь ради помощи человечеству. Так в мифе о перерождении мира - миф о пятом солнце, боги пожертвовали собой, дабы люди могли жить.

Обряды, традиции и сама религия древних ацтеков готовили людей к высшему пожертвованию, к жертвованию человеческой жизни. Обряд жертвоприношения проходил согласно канонам: кожу жертвы окрашивали в синий цвет, при помощи мела; жертва проводилась на верховную площадь храма или пирамиды; жертву укладывали, и начинался процесс жертвоприношения. Сердце, отделяемое от тела первым, ацтеки всегда складировалось в специальный каменный сосуд. Живот жертвы вспаривали при помощи каменного ножа, - обсидиан был не способен вскрыть плоть, а железа индейцы для себя не открыли.

В конце обряда жертва скидывалась вниз, по лестнице храма, где ее подбирали жрецы, а позже сжигали. Жертвоприношения древних индейцев в большинстве случаев являлись добровольными, за исключением жертвования военнопленных. До обряда жертвоприношения с плененными солдатами обращались, как с рабами, однако, без возможности помилования и освобождения. Существовали у древних ацтеков и другие виды жертвования, к примеру, пытки. Жертв сжигали, в них стреляли стрелами, топили, части их тел скармливались священным животным. Племя ацтеков славилось своей жестокостью. Границу между жертвенными пытками и пытками плененных солдат, и знати, трудно уследить.