Дворец елизаветы петровны. Панорама Летний дворец Елизаветы Петровны

И, безусловно, символом Летнего сада и одним из символов Санкт-Петербурга является ограда, выходящая на набережную Невы, построенная в 1770-1784 годах архитектором Ю.М.Фельтоном. Но мало кто знает, что на этом самом месте некогда стоял Летний дворец Анны Иоанновны , удивлявший современников своим великолепием.

Набережная Невы у Летнего сада. Именно здесь некогда стоял Летний дворец Анны Иоанновны

История строительства дворца Анны Иоанновны

Первоначально, при императрице Екатерине I здесь была построена «Зала для славных торжествований», представлявшая собой деревянную галерею и зал, насчитывающие 11 окон по фасаду. 21 мая 1725 года в ней состоялось бракосочетание великой княжны Анны Петровны (1708-1728) с герцогом Голштинским (Карл Фридрих Шлезвиг-Гольштейн-Готторпский, 1700-1738). От этого брака родился Карл Петер Ульрих, будущий российский император Петр III (1728-1762).

В 1731 году по приказу императрицы Анны Иоанновны (1693-1740, годы правления 1730-1740) «Зала» была сломана, и всего за 6 недель в 1732 году был возведен роскошный деревянный дворец. Его архитектором был Франческо Растрелли, в работах также принимал участие его отец, Бартоломео Растрелли. 1 июня 1732 года императрица торжественно въехала в новый Летний дворец. Последующие годы она жила здесь с начала мая по конец сентября.

Императрица Анна Иоанновна, с гравюры И.Соколова, 1740

Дворец представлял собой одноэтажное, вытянутое в длину помещение. Центральная часть фасада была выделена, от боковых крыльев отходили спуски к Неве. Вдоль кровли шла балюстрада, украшенная резными деталями и скульптурой. Частые окна были зеркальные – редкость для того времени; через них можно было увидеть внутреннее убранство. Во дворце насчитывалось 28 комнат, 10 из которых занимал Бирон. Когда Анна Иоанновна жила в Летнем дворце, на Неве были пришвартованы четыре яхты, которые во время празднеств и застолий давали салют.

Чертежи Летнего дворца Анны Иоанновны, выполненные Ф.-Б. Растрелли

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Загадочная смерть императрицы

В Летнем дворце императрица скончалась, здесь же проходила церемония прощания. Ее кончине предшествовали странные события. Еще 5 (16) октября 1740 года во время обеда с Бироном Анна Иоанновна потеряла сознание. Врачи признали болезнь смертельной. М.И.Пыляев в книге «Старый Петербург», ссылаясь фрейлину Блудову, пишет следующее (сохранены грамматика и пунктуация):

За несколько дней до смерти Анны Иоанновны, караул стоял в комнате, возле тронной залы, часовой был у открытых дверей. Императрица уже удалилась во внутренние покои; было уже за полночь, и офицер уселся, чтобы вздремнуть. Вдруг часовой зовет на караул, солдаты выстроились, офицер вынул шпагу, чтобы отдать честь. Все видят – императрица ходит по тронной зале взад и вперед, склоня задумчиво голову, ни на кого не обращая внимания. Весь взвод стоит в ожидании, но, наконец, странность ночной прогулки по тронной зале начинает всех смущать. Офицер, видя, что государыня не желает идти из залы, решается, наконец, пройдти другим ходом и спросить, не знает ли кто намерений императрицы. Тут он встречает Бирона и рапортует ему. – Не может быть, — говорит Бирон: — я сейчас от государыни, она ушла в спальню ложиться. – Взгляните сами, она в тронной зале. – Бирон идет и тоже видит ее. – Это что нибудь не так, здесь или заговор, или обман, чтобы действовать на солдат, — говорит он, бежит к императрице и уговаривает ее выйдти, чтобы в глазах караула изобличить самозванку, пользующуюся некоторым сходством с ней, чтобы морочить людей. Императрица решается выйдти, как была в пудермантеле. Бирон идет с нею. Они видят женщину, поразительно похожую на императрицу, которая нимало не смущается. – Дерзкая! – говорит Бирон, и вызывает весь караул; солдаты и все присутствующие видят «две Анны Иоанновны», из которых настоящую и призрак можно было отличить только по наряду и по тому, что она пришла с Бироном. Императрица, постояв минуту в удивлении, подходит к ней, говоря: «Кто ты? Зачем ты пришла?» Не отвечая ни слова, привидение пятится, не сводя глаз с императрицы, к трону, всходит на него, и на ступенях, обращая глаза еще раз на императрицу, исчезает. Императрица обращается к Бирону и произносит: Это моя смерть, — и уходит к себе.

В этой истории много непонятного. Еще в детстве Анне Иоанновне некий юродивый предсказал, что она умрет после того, как увидит свое отражение без зеркала. В 1721 году, во время пира по случаю провозглашения Петра I императором, шутиха заявила, что женщин царского дома будет поджидать смерть в женском обличии. Можно было бы поверить в мистику, но… На следующий день после смерти Анны Иоанновны, близ Зеленого моста у реки Мойки был обнаружен труп женщины, поразительно похожий на покойную императрицу. Была ли она тем самым призраком?

По завещанию Анны Иоанновны, подписанному на следующий день после явления двойника, престол переходил к 10-месячному Иоанну Антоновичу, регентом при котором был Бирон. Однако ему недолго пришлось править. В ночь на 8 ноября Бирон был арестован Минихом и сослан в . Младенца-императора из Летнего дворца увезли в Зимний дворец, а оттуда – тоже в Шлиссельбург.

Дальнейшая судьба дворца

В 1748 году, уже в царствование Елизаветы Петровны, Летний дворец был разобран и перевезен в Екатерингоф, послужив строительным материалом для двух флигелей, расширивших главный дворец. А уже после революции, в 1926 году, после нескольких пожаров, Екатерингофский дворец разобрали окончательно. Так прекратил свое существование Летний дворец Анны Иоанновны.

© Сайт , 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Летний дворец Елизаветы Петровны - несохранившаяся императорская резиденция в Санкт-Петербурге , построенная Б. Ф. Растрелли в 1741-1744 годах на месте, где теперь расположен Михайловский (Инженерный) замок . Снесён в 1797 году

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Дворец Елизаветы Петровны.

    ✪ Деревянный летний дворец Елизаветы

    ✪ «Царское Село Елизаветы Петровны»

    ✪ Зимний дворец Елизаветы Петровны

    ✪ Зимний дворец Петра I

    Субтитры

    История строительства

    Уже тогда появилась идея замкнуть аллею Летнего сада напротив Карпиева пруда дворцовой постройкой. Об этом свидетельствует проект - гг., сохранившийся в архивах. Возможный его автор Ж. Б. Леблон . На нём изображён небольшой девятиосный дворец, повышенный центр которого завершён четырёхгранным куполом. Широкие одноэтажные галереи охватывают курдонёр с пышным фигурным партером , обращённый к Мойке. Позади разбит сад с многочисленными боскетами разнообразных очертаний. Сохранены плодовые посадки на территории нынешнего Михайловского сада. Однако дальше замыслов дело не пошло .

    Однако, пока велось строительство произошёл переворот , и хозяйкой здания стала Елизавета Петровна . К г. деревянный на каменных погребах дворец был вчерне закончен. Зодчий в описании созданных им построек так говорил о нём:

    «Это здание имело более 160 апартаментов, включая сюда и церковь, зал и галереи. Всё было украшено зеркалами и богатой скульптурой, равно как и новый сад, украшенный прекрасными фонтанами , с Эрмитажем , построенным на уровне первого этажа, окружённого богатыми трельяжами , все украшения которых были позолочены» .

    Несмотря на расположение в городской черте, здание решено по усадебной схеме. План создан под явным влиянием Версаля , что особенно заметно со стороны курдонёра: последовательно сужающиеся пространства усиливали эффект барочной перспективы двора, огражденного от подъездной дороги решёткой пышного рисунка с государственными гербами. Одноэтажные служебные постройки по периметру курдонёра подчеркивают традиционную для барокко замкнутость ансамбля. Довольно плоскостный декор светло-розовых фасадов (пилястры бельэтажа с коринфскими капителями и отвечающими им рустованными лопатками каменного цоколя, фигурные наличники окон) компенсировался богатой игрой объёмов. Сложные в плане, сильно развитые боковые крылья включали внутренние дворы с небольшими цветочными партерами. Пышные подъездные портики вели в лестничные объёмы, как всегда у Растрелли, смещенные с центральной оси. От парадной лестницы череда гостиных, украшенных золочёной резьбой, вела в самый представительный зал дворца - Тронный. Его двухсветный объём акцентировал центр здания. Снаружи к нему вели фигурные лестницы, со стороны сада дополненные пандусами . Завершали облик дворца, придавая ему барочную пышность, многочисленные статуи и вазы на увенчивающих здание фронтонах и балюстраде . Пространство до Мойки Растрелли украсил цветочными партерами с тремя фонтанными бассейнами сложных очертаний.

    Как нередко бывало с творениями зодчего, с течением времени логичный и стройный первоначальный план изменяется в угоду сиюминутным требованиям. В 1744 г. для перехода императрицы во 2-й Летний сад через Мойку он строит одноэтажную крытую галерею, украшенную развешанными по стенам картинами. Здесь же, г. у северо-западного ризалита он создаёт террасу висячего сада на уровне бельэтажа с павильоном Эрмитаж и фонтаном в центре партера. По контуру её ограждают пышной вызолоченной трельяжной решёткой, устраивают многомаршевые сходы в сад . В дальнейшем к северо-восточному ризалиту пристраивают дворцовую церковь, расширяя его дополнительным рядом помещений со стороны Фонтанки . На западном фасаде появляются эркеры -фонарики .

    На прилегающей ко дворцу территории разбили декоративный парк с огромным сложным зелёным лабиринтом, боскетами, трельяжными беседками и двумя трапециевидными с полукруглыми выступами прудами (сохранившиеся до сих пор, они приобрели свободные очертания при реконструкции парка под великокняжескую резиденцию ). О своей работе в парке в 1745 г. Растрелли сообщает:

    «На берегу Мойки в новом саду я построил большое здание бань с круглым салоном и фонтаном в несколько струй, с парадными комнатами для отдыха».

    В центре парка находились качели, горки, карусели. Устройство последних необычно: вокруг большого дерева разместили вертящиеся скамейки, а в кроне скрывалась беседка, в которую поднимались по винтовой лестнице .

    Ещё одна постройка, расположенная в непосредственной близости от северо-восточного угла дворца связана с именем зодчего: система водоснабжения фонтанов Летнего сада, выполненная в 1720-х гг. уже не давала достаточного напора, и не соответствовала блеску и величию императорской резиденции. В середине 1740-х гг. Растрелли строит водовзводные башни с акведуком через Фонтанку. Сложное в техническом плане, чисто утилитарное сооружение из дерева было украшено с дворцовой роскошью: роспись стен имитировала пышную барочную лепку .

    Несмотря на то, что дворец являлся парадной императорской резиденцией, прямого сообщения с Невской перспективой не было: дорога, шедшая среди малопрезентабельных случайных построек (на берегу Фонтанки стояли ледники , оранжереи, мастерские и Слоновый двор) поворачивала на Итальянскую улицу, и только минуя дворец И. И. Шувалова , построенный Саввой Чевакинским , экипажи через Малую Садовую попадали на центральную транспортную артерию города . Прямая связь появится только в следующем веке благодаря работам К. Росси .

    Елизавета Петровна очень любила Летний дворец. В конце апреля - начале мая (как позволяла погода) торжественный переезд императрицы из зимней резиденции оформлялся пышным церемониалом с участием двора, оркестра, полков гвардии под артиллерийский салют пушки у Зимнего дворца и орудий Петропавловской крепости и Адмиралтейства . Параллельно императорские яхты, стоявшие на рейде напротив Апраксина дома , отплывали к Летнему саду. В обратный путь царица отправлялась в последних числах сентября с теми же церемониями .

В мае 2009 года я уже писала про этот дворец. У меня тогда была серия постов про Покровское-Рубцово.
Вчера поздно вечером с Зиной и Лешой мимо ехали и я поняла, что они про него не помнят.
Так что пост повторяю.
Дворец расположен на ул. Гастелло 44 http://maps.yandex.ru/-/CZHEbkC
А во времена прекрасной Елисавет и раньше это было царское село Покровское-Рубцово.


В Покровском в молодости жила дочь Петра 1 Елизавета. Удаленная от двора Анной Иоанновной, она выстроила в усадьбе новомодный дворец, предавалась здесь беззаботным увеселениям, устраивая праздники с друзьями, заставляя танцевать на них покровских крестьян. Московский историк, писатель И. К. Кондратьев пишет, что, "будучи от природы веселого характера, княжна участвовала здесь в праздничных хороводах, составленных из Покровских девиц и молодиц, одеваясь в их красивый костюм: в цветной атласный сарафан и кокошник, или в парчовую кику с дробницами из жемчуга и с позументом, или просто по девичьи, вплетая в трубчатую косу свою ярославскую ленту... С тех пор, надо думать, и пели песню:

Во селе, селе Покровском,
Среди улицы большой,
Разыгралась, расплясалась
Красна девица душа".

Хотя после восшествия на престол Елизавета Петровна не забывала любезное ее сердцу Покровское, она приказала архитектору Бартоломео Растрелли сделать дворец еще более пышным - но все-таки уже не так часто бывает там.

Село затихает, однако иногда еще здесь устраивались праздники: на каруселях и качелях развлекались посетители, а с огромной, длиной почти 400 метров катальной горы скатывались сани или коляски. Эта гора была нарочно сделана к приезду Екатерины II в 1763 г., но и в свое отсутствие она дозволяла "кататца летом и зимою дворянству и купечеству и всякого чина людем, кроме подлых". Посетителей ждали также "трактир и в нем кушанье, чай, чека-лад, кофей, водка гданская и французская, виноградное питье, полпиво и меды". Примерно со второй половины XVIII в. село становится обычным предместьем города, а потом и частью его, в которой начинается интенсивное строительство фабрик и заводов.
Ну а теперь по-порядку.

Ул. Гастелло 44. Бывший Покровский дворец "прекрасной Елисавет" имеет долгую и во многом еще не выясненную историю. Известно, что здесь на берегу большого пруда стояли деревянные хоромы, предназначенные для пребывания царской семьи. Так, в 1713 г. в них жила царевна Мария Алексеевна, позднее будущая императрица Елизавета Петровна вместе с родственниками Скавронскими и Гендриковыми. Возможно, что в середине 1730-х г. вместо деревянных хором выстроили каменные палаты, арх. М.Г. Земцов.

В большой московский пожар в мае 1737 г. дворец сгорел полностью.
В 1742 - 1743 гг. он перестроен в нарядный барочный дворец по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли.
Это по данный С.К. Романюка.
А И.Кондратьев в 1893 году в своей "Седой старине Москвы" писал, что в 1742 году тут построен деревянный дворец, который значится во всех старинных московских путеводителях. Он сгорел и в 1753 году на его месте построен каменный.

В мезонине центральной части был домовый храм, его главу стоящую до сих пор без креста мы сегодня принимаем за бельведер.

Дворец стоит на пригорке, перед ним был небольшой курденер, который спускался к пруду, который был образован из запруженной реки Рыбинки, которая недалеков от дворца впадала в Яузу. От дворца на середину пруда, где был остров и стояла деревянная Воскресенская церковь был проложен красивый деревянный мост.
Теперь на месте пруда и всей этой красоты выстроен жилой дом в стиле сталинского ампира, Рыбинку заключили в трубу... а дворец сотрясается от поездов, которые проходят прямо перед ним по линии Курской железной дороги, которую построил промышленник П.фон Дервиз.

Но о нем, вернее о его следах в Покровской-Рубцове будет уже следующий пост.

Времена правления Елизаветы I ознаменовались новым этапом развития зодчества в государстве, зарождением елизаветинского (русского) барокко. Построенные под руководством главного зодчего императрицы Р.Ф. Бартоломео памятники архитектуры имели явное европейское влияние, однако, им был присущ российский размах и монументальность. Одним из таких шедевров являлся Летний дворец Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге, который по стилю, легкости архитектурных форм и богатству убранства сравнивали с французским королевским дворцом в Версале.

Географическое расположение и архитектурные особенности Летнего дворца Елизаветы

О том, как выглядел Летний дворец Елизаветы, мы можем получить представление по картинам и гравюрам, а также воспоминаниям современников. Императорская резиденция располагалась на участке между ул. Итальянской, Екатерининским каналом, реками Мойка и Фонтанка. Дворец был построен в 3-м Летнем саду, там, где сегодня расположен Михайловский (известные еще как Инженерный) замок.

По проекту дворец предусматривал наличие двух фасадов, выходящих на Мойку (главный) и в направлении Невского проспекта. Перед главным входом в здание был разбит регулярно действующий парк с деревьями и фигурными цветочными клумбами, скамейками и фонтанами. Во внутренний двор посетители проходили через кованые ворота.

Летний дворец Елизаветы Петровны Бартоломео Франческо Растрелли имел второе название – Деревянный дворец. Только цоколь и стены первого этажа были каменными, второй – полностью из дерева. Наружные стены в розово-серой расцветке выглядели элегантно и светло. Внутри помещения украшала богатая лепнина с позолотой, скульптуры и большое количество зеркал. Роскошный и нарядный дворец включал более 160 помещений, в том числе зал для торжественных приемов и галереи.

Любимая резиденция Елизаветы Петровны

Весь двор Елизаветы I перебирался в Летний дворец из Зимнего дворца как только теплело: в апреле – мае. Переезд обставлялся торжественно, с пушечным салютом и оркестром, при сопровождении гвардейского полка. Возвращение в зимнюю резиденцию в конце сентября проходило не менее помпезно.

Елизавета любила свой Летний дворец. В нем регулярно проходили официальные приемы и балы. Будущий император Павел I появился на свет именно здесь.

Летний дворец Елизаветы: история строительства

Задумка возведения летней императорской резиденции появилась еще при Анне Леопольдовне – регентше при малолетнем Иване VI, к которому перешел трон после Анны Иоанновны. Чертежи архитектор начал разрабатывать еще в конце 1740 года, а в июле 1741 года были начаты строительные работы. В том же году произошел переворот и к власти пришла Елизавета Петровна, младшая дочь Петра Великого. Новая императрица одобрила продолжение строительства дворца и работы выполнялись с 1741 по 1744 годы. Исторически сложилось, что строительство велось не точно по проекту. Так, по указанию Елизаветы через р. Мойку была сооружена крытая галерея для перехода из дворца во 2-й Летний сад.

После смерти Елизаветы I дворец оставался имперской резиденцией, здесь проходили праздничные мероприятия по окончанию семилетней войны с Пруссией, а Екатерина II в нем принимала официальные поздравления по поводу коронации от иностранных послов, хотя основное время она проводила в Царском Селе. Указом Павла I Летний дворец был разрушен в 1797 году (официально – по причине обветшалости), а на его месте был построен известный нам современный Михайловский замок, ставший резиденцией императора.

Автор проекта Б.Ф. Растрелли Строительство - годы Состояние разрушен

Координаты : 59°56′26.5″ с. ш. 30°20′15.5″ в. д.  /  59.940694° с. ш. 30.337639° в. д. (G) (O) (Я) 59.940694 , 30.337639

Летний дворец Елизаветы Петровны - несохранившаяся императорская резиденция в Санкт-Петербурге , построенная Б. Ф. Растрелли в 1741-1744 годах на месте, где теперь расположен Михайловский (Инженерный) замок . Снесён в 1796 году .

История строительства

Уже тогда появилась идея замкнуть аллею Летнего сада напротив Карпиева пруда дворцовой постройкой. Об этом свидетельствует проект - гг., сохранившийся в архивах. Возможный его автор Ж. Б. Леблон . На нём изображён небольшой девятиосный дворец, повышенный центр которого завершён четырёхгранным куполом. Широкие одноэтажные галереи охватывают курдонёр с пышным фигурным партером , обращённый к Мойке. Позади разбит сад с многочисленными боскетами разнообразных очертаний. Сохранены плодовые посадки на территории нынешнего Михайловского сада. Однако дальше замыслов дело не пошло .

Однако, пока велось строительство произошёл переворот , и хозяйкой здания стала Елизавета Петровна . К г. деревянный на каменных погребах дворец был вчерне закончен. Зодчий в описании созданных им построек так говорил о нём:

«Это здание имело более 160 апартаментов, включая сюда и церковь, зал и галереи. Всё было украшено зеркалами и богатой скульптурой, равно как и новый сад, украшенный прекрасными фонтанами , с Эрмитажем , построенным на уровне первого этажа, окружённого богатыми трельяжами , все украшения которых были позолочены» .

Несмотря на расположение в городской черте здание решено по усадебной схеме. План создан под явным влиянием Версаля , что особенно заметно со стороны курдонёра: последовательно сужающиеся пространства усиливали эффект барочной перспективы двора, огражденного от подъездной дороги решёткой пышного рисунка с государственными гербами. Одноэтажные служебные постройки по периметру курдонёра подчеркивают традиционную для барокко замкнутость ансамбля. Довольно плоскостный декор светло-розовых фасадов (пилястры бельэтажа с коринфскими капителями и отвечающими им рустованными лопатками каменного цоколя, фигурные наличники окон) компенсировался богатой игрой объёмов. Сложные в плане, сильно развитые боковые крылья включали внутренние дворы с небольшими цветочными партерами. Пышные подъездные портики вели в лестничные объёмы, как всегда у Растрелли, смещенные с центральной оси. От парадной лестницы череда гостиных, украшенных золочёной резьбой, вела в самый представительный зал дворца - Тронный. Его двухсветный объём акцентировал центр здания. Снаружи к нему вели фигурные лестницы, со стороны сада дополненные пандусами . Завершали облик дворца, придавая ему барочную пышность, многочисленные статуи и вазы на увенчивающих здание фронтонах и балюстраде . Пространство до Мойки Растрелли украсил цветочными партерами с тремя фонтанными бассейнами сложных очертаний.

Как не редко бывало с творениями зодчего, с течением времени логичный и стройный первоначальный план изменяется в угоду сиюминутным требованиям. В 1744 г. для перехода императрицы во 2-й Летний сад через Мойку он строит одноэтажную крытую галерею, украшенную развешанными по стенам картинами. Здесь же, г. у северо-западного ризалита он создаёт террасу висячего сада на уровне бельэтажа с павильоном Эрмитаж и фонтаном в центре партера. По контуру её ограждают пышной вызолоченной трельяжной решёткой, устраивают многомаршевые сходы в сад . В дальнейшем к северо-восточному ризалиту пристраивают дворцовую церковь, расширяя его дополнительным рядом помещений со стороны Фонтанки . На западном фасаде появляются эркеры -фонарики .

На прилегающей ко дворцу территории разбили декоративный парк с огромным сложным зелёным лабиринтом, боскетами, трельяжными беседками и двумя трапециевидными с полукруглыми выступами прудами (сохранившиеся до сих пор, они приобрели свободные очертания при реконструкции парка под великокняжескую резиденцию ). О своей работе в парке в 1745 г. Растрелли сообщает:

«На бергу Мойки в новом саду я построил большое здание бань с круглым салоном и фонтаном в несколько струй, с парадными комнатами для отдыха».

В центре парка находились качели, горки, карусели. Устройство последних необычно: вокруг большого дерева разместили вертящиеся скамейки, а в кроне скрывалась беседка, в которую поднимались по винтовой лестнице .

Ещё одна постройка, расположенная в непосредственной близости от северо-восточного угла дворца связана с именем зодчего: система водоснабжения фонтанов Летнего сада, выполненная в 1720-х гг. уже не давала достаточного напора, и не соответствовала блеску и величию императорской резиденции. В середине 1740-х гг. Растрелли строит водовзводные башни с акведуком через Фонтанку. Сложное в техническом плане, чисто утилитарное сооружение из дерева было украшено с дворцовой роскошью: роспись стен имитировала пышную барочную лепку .

Несмотря на то, что дворец являлся парадной императорской резиденцией, прямого сообщения с Невской перспективой не было: дорога, шедшая среди малопрезентабельных случайных построек (на берегу Фонтанки стояли ледники , оранжереи, мастерские и Слоновый двор) поворачивала на Итальянскую улицу, и только минуя дворец И. И. Шувалова , построенный Саввой Чевакинским , экипажи через Малую Садовую попадали на центральную транспортную артерию города . Прямая связь появится только в следующем веке благодаря работам К. Росси .

Елизавета Петровна очень любила Летний дворец. В конце апреля - начале мая (как позволяла погода) торжественный переезд императрицы из зимней резиденции оформлялся пышным церемониалом с участием двора, оркестра, полков гвардии под артиллерийский салют пушки у Зимнего дворца и орудий Петропавловской крепости и Адмиралтейства . Параллельно императорские яхты, стоявшие на рейде напротив Апраксина дома , отплывали к Летнему саду. В обратный путь царица отправлялась в последних числах сентября с теми же церемониями .

20 сентября г. в стенах дворца рождается будущий император Павел I . После смерти царицы дворец по-прежнему используется: здесь празднуется заключение мира с Пруссией . В тронном зале Екатерина II принимает поздравления от иностранных послов по случаю восшествия на престол . Однако с течением времени владелица начинает отдавать предпочтение другим летним резиденциям, особенно Царскому Селу , и здание ветшает . Сначала его отводят под жительство Г. Орлову , затем Г. Потёмкину . Катастрофическое наводнение в сентябре г. разрушило фонтанную систему Летнего сада . Мода на регулярные парки прошла, и водомёты восстанавливать не стали, ненужный же акведук Растрелли разобрали. Существуют две легенды основания Михайловского замка: по одной Павел I сказал: «Хочу умереть там, где родился», по другой стоявшему на часах в Летнем дворце солдату, когда тот задремал, привиделся архангел Михаил и повелел передать царю, чтобы построил на этом месте церковь. Как бы то ни было, в феврале г. «за ветхостью» елизаветинское жилище сломали и приступили к возведению новой императорской твердыни . И сегодня только объёмное построение фасада замка, обращённого к Летнему саду (возможно, по желанию монарха) да великолепные рисунки М. И. Махаева напоминают об исчезнувшей постройке.

Литература