Где находится спиридон тримифунтский на корфу. Где находятся мощи Спиридона Тримифунтского? Феномен нетленных мощей Спиридона Тримифунтского

Святой Спиридон широко известен своими чудесами, которые продолжаются по сегодняшний день, хотя его нет в живых уже свыше 1000 лет. Он вёл богоугодную жизнь и отличался добротой сердца ко всем страждущим и нуждающимся. За это Господь наградил своего угодника особыми дарами.

Мощи преподобного

О том, в какой семье рос Спиридон, о его отрочестве почти ничего не известно. Он родился в конце третьего века. Занимался выпасом скота. Юноша всегда с большим состраданием относился к нищим и странникам. Старался помочь им, предоставить крышу над головой и накормить. Видя такое благочестие, Бог удостоил его дара прозорливости и исцеления, а также Святой мог изгонять бесов из одержимых.

Старец прожил довольно длинную жизнь и отошёл в мир иной, когда ему было уже больше 80 лет. Ему была открыта дата его кончины Всевышним. Перед смертью он молился и проповедовал о любви к Господу.

Его тело остаётся нетленным. Даже спустя 1700 лет ткани мощей остаются мягкими, их температура равна 36,6 С, а вес тела святого сравним с весом здорового взрослого мужчины. Никто из учёных не может до сих пор дать объяснение этому загадочному явлению.

Интересно! Башмачки Спиридона постоянно изнашиваются и святителям приходится его переобувать. Говорят, что старец продолжает приходить на помощь всем нуждающимся. Только этим можно объяснить состояние обуви святого.

Чудо-тапочек Спиридона Тримифунтского

Ещё при жизни Святой Спиридон сотворил множество чудес. В источниках описываются случаи, когда старцу удавалось по своей молитве вернуть к жизни умерших. Он исцелял от болезней и умел разговаривать с усопшими. После смерти старца чудеса всё также продолжают происходить.

Интересно! Одно из преданий гласит, что к раке с мощами святого приезжал в своё время Николай Васильевич Гоголь. Он стал свидетелем разговора одного человека, который утверждал, что тело не может так долго не поддаваться гниению. Это всё бальзамирование и только. В этот момент тело Спиридона Тримифунтского повернулось в сторону говорящего. Гоголя очень сильно впечатлило увиденное.

В настоящее время к его мощам стекаются толпы паломников, которые ищут помощи святого в своих проблемах.

Где находятся мощи

Изначально тело святителя Спиридона находилось в Тримифунте. Следующим местом, где покоились мощи святого, стал Царьград.

В XV веке он был разрушен, а тело преподобного Спиридона переправили на остров Корфу, в Керкиру. Там почивают мощи святого и сегодня. Жители острова считают старца своим небесным заступником и с большим уважением почитают его память. Примечательно то, что остров остался нетронутым в тяжёлые времена завоеваний Османской империи.

По легенде, когда над этой землёй нависла опасность со стороны турков, разразился жуткий шторм, ливень и ураган. Враги просто не смогли подступиться к Корфу. Так святой защитил обитель, где покоится его тело.

Мощи святого Спиридона Тримифунсткого

Также частицы мощей хранятся в Московских храмах. В соборе Воскресения Словущего есть чудотворная икона с изображением святого и мощи. Для хранения мощей был изготовлен небольшой ковчег. По словам верующих, дверца ковчега во время молитвы сама открывается и закрывается.

Икона славится своей чудотворностью. О ней даже снят документальный фильм.

В Свято-Даниловском монастыре есть башмачок святого с частицей его мощей и старинная икона.

До 30 годов прошлого века в Москве действовал храм Спиридона, которые очень любили прихожане. Он имел древнюю историю и был построен ещё в XVII веке. Но во времена советской власти был разрушен и более восстановлению не подлежал.

Как добраться

Храм Воскресения Словущего расположен по адресу: г. Москва, Успенский вражек, переулок Брюсова, No 15/2.

Добираться удобно на метро. Выходить лучше на станции «Охотный ряд». Выйдя из метро на ул. Тверскую, нужно пройти несколько сотен метров. Кремль при этом останется за спиной. Идя по Тверской, по пути можно осмотреть местные достопримечательности. На этой улице проживало много известных лиц, о чём свидетельствуют мемориальные таблички.

Свято-Даниловская обитель находится на улице Даниловский Вал, дом 22.

Чем помогают святые мощи

В православной практике не принято обращаться к святым с просьбами о получении материальных благ. Но в случае со Спиридоном Тримифунтским такое возможно. Через мощи богоугодника и искреннюю молитву можно получить помощь в различных жизненных ситуациях.

Люди приходят, когда хотят решить свои финансовые трудности, вопросы жилья. У него просят помощи в укреплении православной веры, при внутренних разногласиях. Святой Спиридон оказывает содействие в поиске работы, в благополучном заключении юридических сделок. Возле раки с его мощами часто можно заметить людей, занимающихся предпринимательством.

Важно! Перед тем как попросить, нужно поцеловать святыню, совершить крестное знамение, а после - помолиться. Просьба должна быть искренней и от всего сердца. Духовники обращают внимание, что святой приходит на помощь только тем, кто в ней на самом деле нуждается.

Иногда священнослужители не могут открыть дверцы раки с мощами. В таком случае говорят, что Спиридон отправился помогать кому-то. Он путешествует по всему свету, а доказательством тому является его стоптанная обувь. Башмаки преподобного, которые износились, разрезают на лоскутки и раздают верующим.

Важно! Всеми почитаемый святой всегда откликается на просьбы верующих, но каждый должен помнить, что для получения результата необходимо прилагать собственные усилия. А Спиридон Тримифунтский поможет сделать всё таким образом, чтобы проблема обязательно решилась.

Мощи Спиридона Тримифунтского

СВЯТИТЕЛЬ СПИРИДОН ТРИМИФУНТСКИЙ (†348)

Земная жизнь Святителя была полна горя, и много в ней было того, что можно пережить только великим страданием и терпением. Святой Спиридон был женат и имел дочь, но сначала умерла супруга, а потом в расцвете лет почила и его дочь.

Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века в простой крестьянской семье. Точная дата его рождения неизвестна (ок. 270 года).

Родиной святителя Спиридона Тримифунтского является остров Кипр. Деревни Аския , в которой родился святой, и древний город Тримифунт (сейчас это деревня Тремефусья), где служил св. Спиридон, находятся в той части острова Кипр, которая оккупирована Турцией и входит в состав так называемой Турецкой Республики Северного Кипра. Обе деревни Тремефусья и Аския расположены примерно в 6 км. друг от друга и в 12 км к востоку от столицы острова г. Никосия в оккупированной части провинции Ларнака (Larnaca).

В настоящее время, все православные храмы в деревнях Аския и Тремефусья осквернены и разрушены. Некоторые перестроены в мечети. Храм свт. Спиридона в Тремефусье находится за забором турецкой воинской части и используется как казармы.

С детских лет Спиридон пас овец, был кроток и скромен, не любил шумные игры, избегал праздных забав, но уединенный образ жизни не превратил его в замкнутого человека с диковатым нравом, занятого только присмотром за мелким скотом. Необычайная доброжелательность и душевная отзывчивость привлекли к нему многих: бездомные находили в его доме приют, странники — пищу и отдых. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников.

Вступив в законный брак с целомудренной женой, родившей ему детей, Спиридон недолго прожил с супругой. Прожив немного лет в супружестве, жена его умерла. Однако утрата любимой спутницы не породила в нём печали или отчаяния. В надежде на вечную жизнь славный угодник Божий не впал уныние - он, не давая себе отдыха, ночью возносил молитвы, а днем пас овец и коз, дабы доставить своим трудом пищу для нищих и накормить странников.

После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (306—337), он был избран епископом города Тримифунта . В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия.Святитель с большой любовью заботился о своей пастве.

Когда Спиридон достиг в молитве высшего совершенства, сердечной чистоты и непрестанной памяти о Боге, Господь наделил святителя благодатными дарами: прозорливости, исцеления неизлечимых больных и изгнания бесов. По его молитве засуха сменялась обильным животворящим дождем, а непрерывные дожди — вёдром, исцелялись больные, изгонялись демоны.

Засуха на Кипре и скупой купец

Вскоре после избрания Спиридона епископом, на острове Кипр случилась страшная засуха. У крестьян на полях погибали посевы, и жестокий голод грозил многих лишить жизни. Святой Спиридон, видя бедствие, постигшее народ, и отечески жалея погибающих от голода, обратился с усердною молитвою к Богу, - и тотчас небо покрылось со всех сторон облаками и пролился обильный дождь на землю, не прекращавшийся несколько дней; святой помолился опять, и ливень тот час же прекратился. Земля обильно напоена была влагою и дала обильный плод: дали богатый урожай нивы, покрылись плодами сады и виноградник и, после голода, было во всём великое изобилие, по молитвам угодника Божия Спиридона.

Однако во время засухи на острове не все киприоты проявляли сочувствие к страданиям соотечественников. Многие купцы в погоне за большой прибылью не соблюдали установление Божье: «раздели с голодным хлеб твой» (Ис. 58:7). Для быстрого обогащения на высоких ценах перекупщики придерживали зерно и бессовестно наживались на горе людей. Они не хотели, продавать хлеб по старой цене, которая в то время стояла в городе, а ссыпали его в склады, чтобы дождаться усиления голода и тогда, продав подороже, получить больший барыш.

К одному из таких весьма преуспевших в торговле уроженцев Тримифунта пришел крестьянин из предместья. Засуха оставила его без урожая, и земледелец вместе с женой и детьми сильно страдал от голода. У бедняги совсем не было денег, и селянин попытался одолжить зерно под проценты - он плакал и даже валялся в ногах у жадного богача, но слезы и мольбы разорившегося человека не тронули окаменевшее сердце купца.

Ступай, принеси деньги, и у тебя будет всё, что только купишь.

Бедняк, изнемогая от голода, пошёл к святому Спиридону и с плачем поведал ему о своей бедности и о бессердечии богатого.

Не плачь, - сказал ему святой, - иди домой, ибо Дух Святой говорит мне, что завтра дом твой будет полон хлеба, а богатый будет умолять тебя и отдавать тебе хлеб даром.

Бедный вздохнул и пошёл домой. Едва настала ночь, как по повелению Божию пошёл сильнейший дождь, которым подмыло житницы немилосердного сребролюбца, и водою унесло весь его хлеб. Хлеботорговец со своими домашними бегал по всему городу и умолял всех помочь ему и не дать ему из богача сделаться нищим, а тем временем бедные люди, видя хлеб, разнесённый потоками по дорогам, начали подбирать его. Набрал себе с избытком хлеба и тот бедняк, который вчера просил его у богача. Видя над собою явное наказание Божие, богач стал умолять бедного брать у него задаром столько хлеба, сколько он пожелает.

Так Бог наказал богатого за немилосердие и по пророчеству святого избавил бедного от нищеты и голода.

Как змея по молитве святого обратилась в золото

У святого был обычай из собранного урожая одну часть раздавать бедным, а другую отдавать нуждающимся в долг. Сам он лично ничего не давал, а просто показывал вход в кладовую, где каждый мог взять, сколько нужно, и потом возвратить таким же образом, без проверки и отчета.

Милосердный святитель всегда помогал бедным, а богатых, ради их же спасения, наказывал за жадность, ибо корень всех зол есть сребролюбие (1 Тим. 6:10). Уроки славного чудотворца не прошли бесследно для его паствы. Люди каялись и впредь старались быть лучше, но скупой купец не исправился и не стал добрее. Злой демон крепко держал сердце этого ненасытного стяжателя в своих когтях. Хозяин амбара, хотя и пострадал от стихии, все же не разорился, поскольку имел еще несколько житниц, наполненных хлебом и плодами.

Вскоре после наводнения другой крестьянин пришел к нему с просьбой одолжить зерно для посева и пропитания семьи. Он обещал непременно вернуть долг с лихвой после жатвы.

Увы, для людей, не боящихся Суда Божьего, страшнее потерять деньги, нежели обречь человека на неминуемую смерть. Поэтому алчный торгаш потребовал от селянина немалый залог. Бедному хлебопашцу нечего было дать жадному богачу.

Без денег, - сказал он, - ты не получишь от меня ни одного зерна.

Тогда бедный крестьянин заплакал и отправился к святителю Спиридону, которому и рассказал о своей беде. Святитель утешил его и отпустил домой, а на утро сам пришёл к нему и принёс целую груду золота (откуда взял он золото, об этом речь после). Он отдал это золото крестьянину и сказал:

Отнеси, брат, это золото тому торговцу хлебом и отдай его в залог, а торговец пусть даст тебе столько хлеба взаймы, сколько тебе сейчас нужно для пропитания; когда же настанет урожай и у тебя будет излишек хлеба, ты выкупи этот залог и принеси его опять ко мне.

Бедный крестьянин взял из рук Спиридона золото и поспешно пошёл к богачу. Корыстолюбивый богач обрадовался золоту и тотчас отпустил бедному хлеба, сколько ему было нужно.

Потом голод миновал, был хороший урожай, и после жатвы крестьянин тот пошел к богачу, чтобы отдать с лихвой взятый у него хлеб и забрать у него залог обратно. Но б НоН огач не захотел расстаться с золотом и, намереваясь утаить чужое добро, ответил:

Не знаю, о чем ты говоришь: я у тебя ничего не брал и денег взаймы тебе не давал.

Крестьянин пытался напомнить купцу, как тот во время голода дал ему до жатвы пшеницу под залог золота, но бессовестный лихоимец не хотел его слушать.

Уходи от меня: я не знаю, о чем ты говоришь, - повторял плут.

Крестьянин вынужден был покинуть двор богача. Он направился к Спиридону и рассказал ему о бесчестном поступке коварного кредитора.

Не грусти, чадо, - утешил своего друга святитель. - Ступай домой и жди. Скоро жадный купец сам будет разыскивать тебя. Ты только не потрать эти деньги.

Тем временем хлеботорговец пребывал в отличном настроении. Из постыдной корысти вероломный мошенник завладел золотом, и теперь ему захотелось полюбоваться им. Богач открыл сундук, где хранил чужое сокровище, и, о ужас, вместо золота там лежала живая змея. Мерзкая тварь бросилась на купца, и он едва успел спастись, захлопнув крышку сундука. Перепуганный плут трепетал от страха и думал, каким способом теперь избавиться от залога. На следующий день богач послал к крестьянину-земледельцу своего раба, чтобы позвать его к себе и отдать золото. Крестьянин обрадовался внезапному приглашению и немедленно отправился в путь. Увидев вчерашнего посетителя, лукавый богач приветливо встретил гостя и дружелюбно к нему обратился:

Знаешь, дорогой, я забыл о твоем залоге. Расплатись со мной и можешь забрать свою вещь.

После того, как должник вернул деньги, хитрый хозяин достал ключ, дал его земледельцу и ласково произнес:

Отопри сундук, там лежит твоя драгоценность. Бери ее и ступай себе с миром.

Крестьянин открыл сундук и вынул из него залог. Богач увидел, что в руках бедняка сверкает золото.

Богом заклинаю тебя, скажи мне, чье это сокровище? - воскликнул изумленный купец и услышал в ответ:

Когда ты потребовал у меня залог за зерно, я пошел к нашему архиерею и попросил святителя помочь моей голодавшей семье. Тогда он одолжил мне золото.

Забрав у богача залог обратно, селянин отнёс его с благодарностью к святому Спиридону. Святой взял золото и направился к своему саду, захватив с собою и земледельца.

Пойдём, - сказал он, - со мною, брат, и вместе отдадим это Тому, Кто так щедро дал нам взаймы.

Вошедши в сад, он положил золото у ограды, возвёл очи к небу и воскликнул:

Господи мой, Иисусе Христе, Своею волею всё созидающий и претворяющий! Ты некогда Моисеев жезл на глазах у царя Египетского превратил в змия, повели и этому золоту, ранее превращенному тобою из животного, опять принять первоначальный вид свой: тогда и сей человек узнает, какое попечение Ты имеешь о нас и самым делом научится тому, что сказано в Св. Писании: «Господь творит всё, что хочет» (Пс. 134, 6).

Когда он так молился, кусок золота вдруг зашевелился и обратился в змею, которая стала извиваться и ползать. Таким образом, сначала змея по молитве святого обратилась в золото, а потом также чудесно из золота стала снова змеёю. При виде сего чуда земледелец затрепетал от страха, пал на землю и называл себя недостойным оказанного ему чудесного благодеяния. Затем змея уползла в свою нору, а земледелец, полный благодарности, возвратился к себе домой, изумляясь величию чуда, сотворенного Богом по молитве святого.

Гостеприимство святителя Спиридона

Святой Симеон Метафраст, описатель его жития, уподоблял святого Спиридона патриарху Аврааму в добродетели гостеприимства. Дом Спиридона Тримифунтского не закрывался для странников. Из его кладовой любой бедняк мог взять в долг любое количество пищи. Возвращал долг бедняк когда мог. Никто не стоял рядом и не контролировал количество взятого и возвращённого.

В любое время года, дня или ночи Спиридон с искренним радушием принимал утомленных от путешествия гостей - и добрых, и злых. Владыка безропотно прислуживал путникам и стремился изо всех сил никого из них не обделить.

Однажды во время Великого Поста к Спиридону пришел странник. Видя, что гость очень устал, святой Спиридон сказал дочери:

Обмой-ка ноги этому человеку, да предложи ему поесть.

Но в доме архиерея не оказалось даже хлеба и ячменных лепешек, ибо святитель «вкушал пищу только в определенный день, а в прочие оставался без пищи». Дочь не смогла найти ничего из постных припасов. Тогда святитель, попросив у Бога прощения, велел дочери сварить мясо свиньи, засоленное в их доме.

Однако гость не сразу согласился вкусить мясо. Он боялся прервать пост и называл себя христианином. Тогда Спиридон убедил его словом апостола Павла:

Тем более тебе не следует отказываться от еды. Ведь в Священном Писании сказано: «все чисто для чистых» (Тит. 1:15).

Пост очень полезен для христианина, ибо помогает смирить душу и победить страсти, однако он не является самоцелью, поскольку воздержание в еде в нашей воле, а любовь к людям -необходимое требование заповедей. Согласно Священному Писанию если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас (1 Ин. 4:12). Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4:16).

О сокрушении языческих идолов

Все житие святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа. По слову святителя пробуждались мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы.

Однажды блаженнейший Патриарх Александрийский призвал всех местных архипастырей вместе пойти вокруг капищ, которые наполняли столицу Египта, с молитвой о низвержении кумиров. Епископы обошли языческие святилища и усердно молились Владыке Христу, уповая на древнее пророчество: «и потрясутся от лица Его идолы Египетские» (Ис. 19:1). По молитвам верных служителей, тотчас земная твердь сотряслась, обрушив множество капищ, которые наполняли Александрию (в исторических документах было зафиксировано крупное землятресение в Александрии в 320 году) . Все городские статуи рухнули с пьедесталов, и лишь одна из них, самая почитаемая, устояла во время землетрясения и осталась на прежнем месте. Отцы собора просили Господа низвергнуть и это богомерзкое изваяние; однако, к великому огорчению ревностных христиан, статуя не упала. Безмолвный идол уцелел не потому, что Бог не услышал соборную молитву архиереев, а по мудрому усмотрению Небесного Царя, пожелавшего прославить еще неизвестное многим имя святого Спиридона.

Во сне Патриарху Александрийскому явился ангел и сказал, что идол этот остался для того, чтобы быть сокрушенным только по молитве епископа из Тримифунта. Сразу, после того как Ангел исчез, преподобному Спиридону было отправлено письмо. В нем Патриарх сообщил о явившемся ночью видении и просил не отказываться от посещения Египта.

Получив приглашение Патриарха, Спиридон без промедления сел на корабль и прибыл в Александрию. В тот момент, когда корабль пристал к берегу и святитель ступил на землю, идол в Александрии рухнул с пьедестала и со всеми жертвенниками превратился в прах.

Участие святителя Спиридона на I Вселенском Соборе

Богу было угодно сделать известным Тримифунтского епископа во всем христианском мире, прославить его среди многих иерархов Церкви и даже перед лицом самого императора.

В то время ересь некого священника Ария поколебала вселенную. Он дерзнул учить, что Христос не Бог, что Он не равен Отцу и было время, когда Сына Божия не было.

Арий утверждал, что Господь наш Иисус Христос не вечен, ибо имеет начало Своего бытия. Он есть творение Отца, порожденное Им ради создания мира. По Арию, Сын по рангу ниже Отца, обладает иной сущностью и Бог только по имени, а не истинный Бог, поскольку Божественная слава сообщается Ему от Отца причастием благодати.

Ересь Ария, породив бурю ненависти и раздоров, стала сильно искушать стадо Христово, еще не успевшее оправиться от жесточайшего гонения. В каждом городе епископы вступали в борьбу с епископами, народ восставал на народ, и все сталкивались друг с другом. Те, кто носил Христа в сердце, содрогнулись, услышав такие слова. Но те, кто ещё не победил свою греховность и кто слишком доверял своему разуму и логике, подхватили Ариево кощунство. Таковых было много. Украшенные внешним знанием, кичливые и говорливые, эти философы страстно доказывали свои мнения... И Спиридон решил вступиться за Истину.

Чтобы раз и навсегда разрешить все споры, император Константин в 325 году решил созвать со всех концов великой империи епископов на I Вселенский Собор в Никею . Впервые в одном месте собрались служители Божьи из православных Церквей Европы, Африки и Азии. В Никею приехали даже персидский и скифский епископы. Среди 318 архипастырей, а также сопровождавших их пресвитеров, дьяконов и ученых мужей на Соборе можно было увидеть знаменитых богословов Александра Александрийского, Евстафия Антиохийского, дьякона Афанасия, ставшего в последствии предстоятелем Александрийской Церкви. Прибыли в Никею и великие чудотворцы Николай Мирликийский и святитель Спиридон Тримифунтский.

На Соборе верные исповедники Христа подвергли тщательному и всестороннему исследованию учение Ария и размышляли, как следует опровергать его богомерзкую ересь. Дабы не осталось более места для разномыслия и споров, император Константин велел пригласить на Собор известных философов. Но вскоре один из них присоединился к Арию и искусно противостоял обвинителям еретиков. Он, обладая исключительным даром красноречия и особой, казалось бы, непобедимой силой убеждения, предводительствовал среди ученых мужей. Этот оратор, подобно угрю, вывертывался при помощи уловок и обмана, и не было ни одного вопроса, на который философ не нашел бы хитроумный ответ в защиту ереси. Постепенно его изысканная речь привлекла немалую часть присутствовавших на Соборе слушателей, желавших узнать, кто станет победителем. Так произошло столкновение истины и искусного языка, однако победа осталась не за пустой риторикой, а за святым учением Церкви, ибо исповедание Бога не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы (1 Кор. 2:4).

Спиридон увидел, что философ кичится своими знаниями и направляет их против православной веры. Преподобный служитель Христов попросил отцов Собора позволить ему вступить в борьбу с надменным еретиком.

Отцы Собора знали, что этот епископ в пастушеской шапке свят, но не искусен в слове. Они удерживали его, опасаясь поражения в диспутах. Но Спиридон явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и, сотворив молитву, сжал его в руках. В руках святого старца вспыхнул огонь, потекла вода и осталась мокрая глина. Кирпич, силою Божией, разложился на свои составные части. «Смотри, философ, — сказал с дерзновением Спиридон защитнику арианства, — плинфа (кирпич) одна, но в ней — три: глина, огонь и вода. Так и Бог наш един, но три Лица в Нём: Отец, Слово и Дух». Против таких доводов должна была умолкнуть земная мудрость.

Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией: «Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно».

В результате беседы противник христианства сделался его ревностным защитником и принял святое Крещение. После разговора со святым Спиридоном, обратившись к своим друзьям, философ сказал: «Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но когда, вместо доказательства от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог».

Воскрешение собственной дочери

В Тримифунте славного пастыря ожидало печальное известие. Пока защитник Православия находился в Никее, в цветущем возрасте умерла его дочь Ирина. Глубокая вера в загробную жизнь, конечно, облегчила владыке горе расставания с родным человеком, но разве отец может легко пережить смерть любимого дитя? Благочестивая дочь была очень близка Спиридону. Она усердно ухаживала за великим старцем, во всем помогала ему и, подражая ангелонравному наставнику целомудрия, отличалась особой набожностью. Праведная Ирина удостоилась Царства Небесного: она провела свою недолгую жизнь в чистом девстве и безбрачии, уневестив себя Христу, - дар, достойный небесных чертогов.

Между тем к святому Спиридону пришла одна знатная женщина и, с плачем, рассказала, что она отдала его дочери Ирине некоторые золотые украшения для сохранения, а так как та в скором времени умерла, то отданное пропало без вести. Святитель был на Соборе в Никее и поэтому ничего об этом не знал. Владыка тщательно обыскал весь дом, но не нашел чужого сокровища. Искренне желая помочь хозяйке драгоценностей, Спиридон отправился вместе с обливавшейся слезами гостьей и несколькими спутниками на кладбище. Он вошел в склеп, где был гроб его дочери и с непоколебимой верой и твердым упованием на Бога обратился к ней, как к живой:

Дочь моя Ирина! Где находятся украшения, вверенные тебе на хранение?

По соизволению Божьему Ирина словно пробудилась от крепкого сна и поведала, в каком месте зарыто сокровище.

Благоговейный ужас и изумление охватили всех, присутствовавших при столь удивительном событии. Когда голос Ирины смолк, отец ласково произнес:

Теперь, дитя мое, упокойся, пока не воскресит тебя Христос после Второго пришествия.

Всеславный иерарх вернулся домой, сразу нашел украшение и возвратил владелице ее золото, а она вместе с другими свидетелями чуда с радостью и ликованьем славила Бога и святого отца нашего Спиридона.

Исцеление императора Констанция

После смерти императора Константина его сын, Констанций, унаследовал восточную часть государства. Многолетняя война с персами вынудила молодого монарха постоянно пребывать в Антиохии - столице подвластной ему Сирии. В этом городе он тяжело заболел, и никто из самых известных светил медицины не мог излечить его.

Не получив помощи от людей, царь обратился к Милосердному Господу, единственному Врачу, способному избавить от любых телесных и душевных недугов. Ночью в сонном видении императору явился Ангел, показал двух святых архипастырей среди множества епископов и сказал, что только они обладают даром исцелить Констанция от болезни, причинявшей ему невыносимые страдания. Но Ангел не открыл самодержцу ни имен святителей, ни того, где их следует искать.

Император приказал разослать письма по всем своим городам с повелением иерархам Церкви явиться в его резиденцию. Из многих епархий в Антиохию стали прибывать епископы. Но никто из владык не походил на тех целителей, которых в сонном видении ему показал Ангел.

Наконец царское приказание достигло и острова Кипра и города Тримифунта, где епископствовал святой Спиридон. В то же время Ангел сообщил Спиридону о сонном видении государя и об одежде, в которую надлежало ему облечься. Тотчас же святой Спиридон отправился к Императору, взяв с собою ученика своего Трифиллия, вместе с которым он являлся Царю в видении и который в то время, как сказано было, не был еще епископом.

Прибыв в Антиохию, они пошли во дворец к Царю. Спиридон был одет в бедные одежды и имел в руках финиковый посох, на голове - митру, а на груди у него привешен был глиняный сосудец, как это было в обычае у жителей Иерусалима, которые носили обыкновенно в этом сосуде елей от святого Креста.

Убогий наряд владыки вызвал гнев у одного из дворцовых придворных. Он решил, что гость глумится над царской властью и своим неподобающим видом хочет оскорбить Его Величество. Надменный сановник не знал, кто перед ним, и ударил епископа по лицу. А блаженный Спиридон, следуя заповеди Христа, подставил вельможе другую щеку (ср. Мф. 11:8). Царедворец был поражен кротостью Спиридона и видел перед собой уже не наглого чужака, как ему показалось вначале, а Божьего человека, обладавшего истинной мудростью. Он устыдился и, стараясь исправить опрометчивый поступок, с горячим покаянием стал просить у незлобивого гостя прощение за нанесенное оскорбление. Добрый владыка ласково вразумил дерзкого обидчика и направился к императору.

Едва только святой вошел к Царю, последний тотчас узнал его, так как в таком именно образе он явился Царю в видении. Констанций встал, подошел к святому и поклонился ему, со слезами прося его молитв к Богу и умоляя об уврачевании своей болезни. Лишь только святой прикоснулся к голове Царя, последний тотчас же выздоровел и чрезвычайно радовался своему исцелению, полученному по молитвам святого.

В знак благодарности за избавление от мучительной и очень опасной болезни, царь велел принести для святого много золотых монет. Спиридон решительно отказался от целого состояния, ибо силой действовавшего в нем Святого Духа достиг бесстрастия и попрал беса сребролюбия.

Поскольку государь продолжал настойчиво упрашивать Спиридона, смиренномудрый архиерей решил не отказывать самодержцу в его просьбе, но одновременно подать любезному хозяину дворца и царским сановникам ясный пример бескорыстного служения людям. Владыка принял щедрый дар от Констанция, простился с императором и вышел из тронного зала. Покидая дворец, Спиридон раздал все деньги встретившимся ему по дороге слугам и воинам императора. Благодаря тримифунтскому архипастырю многие из царских слуг избавились от рабства сребролюбия.

Легкость, с которой святитель расстался с целым состоянием, произвела сильное впечатление на императора. Монарх задумался и произнес:

Неудивительно, что такой человек способен творить великие чудеса.

Воодушевленный спасительными наставлениями учителя благочестия и особенно назидательным примером нестяжания бесстрастного Спиридона, Констанций приказал щедро оделить бедных вдов, сирот и нищих хлебом и одеждой. Император повелел отпустить на свободу христиан, попавших в рабство. С духовенства он запретил взимать подать, дабы пресвитеры и клирики церковные могли невозбранно служить Богу.

Воскрешение младенца и его матери

Однажды к нему пришла женщина с мертвым ребенком на руках, прося заступничества святого. Помолившись, он вернул младенца к жизни. Мать, потрясенная радостью, упала бездыханной. Но молитва угодника Божия вернула жизнь и матери.

Святой запретил женщине и всем присутствовавшим там рассказывать о чуде кому бы то ни было; но диакон Артемидот, после кончины святого, не желая умолчать о величии и силе Божиих, явленных чрез великого угодника Божия Спиридона, поведал верующим обо всем происшедшем.

Спасение друга, приговоренного к смерти

Завистники оклеветали одного из друзей святителя, и тот был заключён в тюрьму и приговорён к смертной казни. Святой поспешил на помощь, но путь ему преградил многоводный поток. Вспомнив, как перешёл разлившийся Иордан Иисус Навин (Нав.3:14-17), святитель с твёрдой верой во всемогущество Божие вознёс молитву, и поток расступился. Вместе с невольными очевидцами чуда, святитель Спиридон перешёл посуху на другой берег. Судья, предупрежденный о происшедшем чуде, с почетом встретил святого Спиридона и отпустил его невиновного друга.

Пение ангелов на богослужении Спиридона

Известен случай, когда святому Спиридону незримо сослужили ангелы.

Как-то он зашел в пустую церковь, повелел возжечь лампады и свечи и начал Богослужение. Провозгласив «Мир всем» , он и диакон услышали в ответ сверху раздавшееся великое множество голосов, возглашающих: «И духови твоему» . Хор этот был велик и сладкогласнее всякого пения человеческого. На каждой ектении невидимый хор пел «Господи, помилуй» . Привлеченные доносившимся из церкви пением, к ней поспешили находившиеся поблизости люди. По мере того, как они приближались к церкви, чудесное пение все более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но, когда они вошли в церковь, то не увидели никого, кроме епископа с немногими церковными служителями, и не слыхали уже более небесного пения, от чего пришли в великое изумление.

Вразумление воров

Известен также рассказ Сократа Схоластика о том, как воры решили похитить овец святого Спиридона: глубокой ночью забрались они в овчарню, но тут же невидимой силой оказались связанными. Когда настало утро, святой пришел к стаду и, увидев связанных разбойников, помолившись, развязал их и долго уговаривал оставить беззаконный путь и добывать пропитание честным трудом. Потом, подарив им по овце и отпуская их, ласково сказал: «Пусть же не напрасно вы бодрствовали».

В праведности и святости прожил святой Спиридон земную жизнь. Господь открыл святителю приближение его кончины. Последние слова святого были о любви к Богу и ближним.

Святитель Спиридон преставился ко Господу около 348 года во время молитвы. Погребли его в храме в честь святых апостолов в г. Тримифунте .

В истории Церкви святитель Спиридон почитается вместе со святителем Николаем, архиепископом Мирликийским.

Мощи святителя Спиридона Тримифунтского

Мощи святого Спиридона покоились в городе Тримифунте на острове Кипр до середины VII века. Затем, из-за нашествия на Кипр арабских войск, они были перевезены в Константинополь, а после его падения - в 1453 году - оказались сначала в Сербии, а затем - в 1456 году - на острове Корфу .


Сейчас святые мощи святителя Спиридона покоятся в городе Керкира (главный город острова Корфу) в храме его имени.

Храм Спиридона Тримифунтского находится в центре города на улице Агиос Спиридос. Колокольня его является самым высоким зданием в Керкире и видна с любой точки города. В течение всего дня храм не закрывается, впуская многочисленные группы туристов и паломников. Необыкновенной красоты росписи на стенах, позолоченные фигуры ангелов и святых, скрытых наполовину мягким полумраком, не отпускают приходящих сюда. Некоторые из верующих задерживаются здесь, сидя на выставленных скамьях из темного резного кипариса или стасидиях, отполированных самим временем, молясь про себя, и может быть, стараясь пережить то, что вместил в себя этот старинный храм, хранящий столь почитаемую в православном мире святыню.

Десная (правая) рука некоторое время находилась в Риме, но 1984 году десница была возвращена на Корфу и в настоящее время хранится в серебряном ковчежце вместе с остальными мощами.


Мощи святого Спиридона Тримифунтского обладают совершенно уникальными свойствами: его тело имеет температуру 36,6 градусов, у него растут волосы и ногти, а одежда снашивается.

На Корфу очень популярно предание о том, что Спиридон Тримифунтский очень много ходит по миру, творя добрые дела, и башмаки его все время стаптываются. Поэтому раз в год их меняют, а прежняя пара становится реликвией для верующих. Иногда раку, в которой хранятся мощи нельзя открыть. В такие дни в народе говорят, что святой Спиридон ушел побродить по окрестностям...



Четыре раза в год, помимо дня преставления святого (25 декабря), а именно: в Вербное воскресенье, Великую субботу, в день памяти об одержанной победе над турками, который празднуется 11 августа, и в первое воскресенье ноября - в память о чудесном избавлении от чумы - верующие стекаются со всего острова, дабы пройтись с Великой святыней крестным ходом. Впереди торжественной процессии идет священство, несущее на своих плечах раку с мощами Спиридона Тримифунтского. При этом греки держат раку вертикально, считая, что сам архиерей возглавляет шествие. Множество народа, страдающего различными недугами, собирается на этот крестный ход, дабы получить посильную помощь и возможное исцеление от чудотворных мощей.

В московской церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Москва, Брюсов переулок, д. 15/2 ) находятся две чтимые иконы святителя Спиридона с частицей его святых мощей (по вторникам в 18.00 здесь читают Акафист святителю Спиридону Тримифунтскому ). Чудотворная икона Святителя Спиридона Тримифунтского находится у правого клироса. Святитель Спиридон изображен на богато украшенной ризой иконе, в центре которой находится открывающийся ковчег с находящимися в нем частичками святых мощей Святителя.

В Покровском храме Данилова монастыря в Москве хранится башмачок с мощей святителя Спиридона , подаренный монастырю в 2007 году митрополитом Керкиры, Пакси и близлежащих островов Нектарием.


Башмачок с мощей святителя Спиридона Тримифунтского

Святые мощи, которые являются проводниками благодати, - это чудо Божие. Молясь перед мощами и чудотворными иконами, мы получаем от Бога просимое.

«Люди неверующие и даже некоторые христиане не понимают, почему Церковь Православная поклоняется честным мощам и святым иконам. Нам говорят: «Что же может исходить от доски, на которую нанесено изображение, или от останков умершего человека? Благодать - от Бога, как же она может исходить от физических предметов? Некоторые даже обвиняют нас в идолопоклонстве за то, что мы поклоняемся святым образам и останкам угодников Божиих.

Ответ на эти обвинения очень прост: Бог - Источник жизни и Причина всего творения. Для того, чтобы действовали физические законы, перемещались в пространстве планеты, функционировали живые организмы, необходима энергия, и эту Божественную энергию мы и называем благодатью Святого Духа. Благодать пронизывает собой все творение: живое и неживое , и человеческое сознание, и мертвые камни. В этом смысле весь мир облагодатствован Богом. На каждом предмете пребывает Божественная энергия, потому что без этого дара они просто не существовали бы.

Но когда мы, взирая на святую икону, с верою молимся тому, кто изображен на ней, когда мы вкладываем силу нашей веры в эту молитву, тем более, когда молитву совершает не один человек, но тысячи и тысячи людей на протяжении долгих лет, Бог являет великое знамение Своей милости. По нашим молитвам Господь дает знак Своего присутствия через святую икону, а мощи являются также знаком особой благодати, почивающей на праведнике, чьи останки мы почитаем. «Кости ваши расцветут» (Ис. 66. 14), - говорится в Священном Писании о праведниках.

Но поклоняясь святым мощам и чудотворным иконам, мы не должны думать, что своими действиями автоматически приобретаем спасение. Мы должны понимать, что Бог спасает нас Своей благодатью.

Мы с благоговением должны почитать святые мощи, прикладываться к ним, лобызать святые иконы, молиться перед ними, но помнить, что Бог не спасет нас автоматически, но лишь в ответ на нашу веру и на наш жизненный подвиг ».

(Из проповеди патриарха Кирилла во время паломничества к мощам св. Спиридона в Грецию)


Тропарь, глас 1:
Собора перваго показался еси поборник, и чудотворец, богоносе Спиридоне отче наш. Темже мертву ты во гробе возгласив, и змию в злато претворил еси: и внегда пети тебе святыя молитвы, ангелы сослужащыя тебе имел еси священнейший. Слава давшему тебе крепость, слава венчавшему тя, слава действующему тобою всем исцеления.

Кондак, глас 2:
Любовию Христовою уязвився священнейший, ум вперив зарею Духа, детельным видением твоим деяние обрел еси богоприятне, жертвенник божественный быв, прося всем божественнаго сияния.

Молитва святителю Спиридону Тримифунтскому, чудотворцу:
О великий и пречудный святителю Христов и чудотворче Спиридоне, Керкирская похвало, всея вселенныя светильниче пресветлый, теплый к Богу молитвенниче и всем к тебе прибегающим и с верою молящимся скоропредстательный заступниче! Ты веру православную на Никейстем Соборе посреде отцев преславно изъяснил еси, триединство Святыя Троицы чудесною силою показал еси и еретиков до конца посрамил еси. Услыши нас, грешных, святителю Христов, молящихся тебе, и сильным твоим предстательством у Господа избави нас от всякаго злаго обстояния: от глада, потопа, огня и смертоносныя язвы. Ты бо во временней жизни своей от всех сих бедствий избавлял еси людей твоих: от нашествия агарян и от глада страну твою сохранил еси, царя от неисцельнаго недуга избавил и многия грешники к покаянию привел еси, мертвых преславно воскрешал еси, за святость же жития твоего Ангелы, невидимо в церкви поющия и сослужащия тебе, имел еси. Сице убо прослави тебе, вернаго Своего раба, Владыка Христос, яко вся тайная человеческая деяния дарова тебе разумети и обличати неправедно живущия. Многим, в скудости и недостаточестве живущим, ты усердно помогал еси, люди убогия изобильно во время глада напитал еси и ина многа знамения силою в тебе живущаго Духа Божия сотворил еси. Сице и нас не остави, святителю Христов, поминай нас, чад своих, у Престола Вседержителя и умоли Господа, да подаст многих наших грехов прощение, безбедное и мирное житие да дарует нам, кончины же живота непостыдныя и мирныя, и блаженства вечнаго в будущем веце сподобит нас, да выну возсылаем славу и благодарение Отцу и Сыну и Духу Святому, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Святитель Спиридон Тримифунтский (из цикла Мульткалендарь)

СВЯТЫЕ. Спиридон Тримифунтский (2010)

Документальный фильм Аркадия Мамонтова «СВЯТОЙ СПИРИДОН» (2018)

Самая главная святыня острова Корфу - мощи Святителя Спиридона Тримифунтского. На поклонение к этой великой святыне едут люди со всех концов мира. Церковь Святителя расположена в самом центре столицы острова - Керкиры, в ней и находятся мощи святого, который по праву почитается небесным покровителем Корфу . Первоначальная церковь во имя Спиридонанаходилась в другом районе города, однако при сооружении городских стен ее пришлось снести. Нынешний храм был возведен в 1590 году. Здание построено в характерном для Ионических островов стиле, который отличается от церквей в остальной Греции. В других регионах страны до сих пор строго следуют византийским архитектурным образцам. Но на Ионических островах, испытавших сильное влияние итальянской архитектуры, церкви - небольшие и низкие, с впечатляющими звонницами.

Древняя церковь святогоСпиридона считалась богатейшей на Востоке, на храм жертвовали не только православные христиане, но и католики. Многочисленные вклады были сделаны российским императорским домом, в частности, императрицей Екатериной II и императором Павлом I. В храме посетителя поражают огромные золотые и серебряные паникадила, мраморный иконостас, непривычного вида иконы в золотых рамках на своде. По всему собору и над ракой с мощами святителяСпиридонана цепочках висит большое количество металлических и серебряных фигурок (тамы): кораблей, машин, отдельных частей тела, а также множество лампад. Это знаки благодарности прихожан и паломников, получивших помощь от святого.

В 1801 году, после освобождения Корфу адмиралом Федором Ушаковым от войск Наполеона, храм святителяСпиридона в Керкире был принят под особое покровительство России. В знак этого над его западными вратами был установлен императорский герб. Хотя после 1807 года это покровительство сохранило лишь номинальный характер, поскольку по условиям Тильзитского договора, подписанного Александром I и Наполеоном, Ионические острова отошли к Франции.


Для того, чтобы понять, насколькоСпиридон Тримифунтскийпочитаем на Корфу, нужно побыть в храме несколько часов. Кажется, что это центр притяжения для всех жителей острова, место, вокруг которого строится вся их размеренная жизнь. В течение всего дня храм ни на минуту не бывает пустым, и дело не только в многочисленных паломниках. Сюда постоянно заходят местные жители, прикладываются к раке с мощами святителя, берут свечи. В отличие от российских храмов, здесь продают не только маленькие, но и огромные свечи — почти в рост человека. Их ставят на улице, перед входом в собор, где оборудован специальный подсвечник. Обычно в пять часов вечера раку с мощами святителя открывают, и выстраивается огромная очередь из желающих приложиться к святыне. Честные мощи Спиридонасохранились нетленными и, что особенно замечательно - кожа плоти его имеет обычную для человеческого тела мягкость.

Святитель Спиридон считается покровителем странников и путешественников. Но ч удо состоит в том, что святой сам по сей день продолжает «странствовать», помогая всем, кто с верой в молитве к нему обращается. В православном мире онпочитается,как «ходящий» святой. Бархатные башмачки,одетыена его ступни, изнашиваются, и несколько раз в год их заменяют новыми. А изношенные башмачки разрезают на части,икак великую святыню передают верующим. По свидетельству греческих священнослужителей, во время «переобувания» чувствуется ответное движение.

На Керкире в день блаженной кончины святителя
Спиридона совершается торжественное празднование в его честь: раку с мощами Святого на три дня (с 11 декабря до вечерни 13 декабря) выносят из придела на особое место у иконостаса для поклонения и молебных пений Святому. Есть еще четыре дня в году, когда по давней традиции чтят память Святителя. Выражением любви и благодарности к нему стали крестные ходы с мощами Святого (Литании) . Литании совершаются в Вербное Воскресенье, Великую (Страстную) Субботу, 11 августа и первое воскресенье ноября.

В днипраздниковпокрытый стеклом саркофаг с мощами Спиридона вынимают из серебряной раки, устанавливают в вертикальное положение, а затем на носилках несут на плечах четверо священнослужителей под специальным золототканым балдахином. Перед святыми мощами следуют архиереи, духовенство всех чинов, хор, военные духовые оркестры, свещеносцы в парадных одеяниях с толстыми свечами. Их несут в специальных портупеях, перекинутых через плечо. На пути следования происходят остановки для чтения Евангелия, ектений и молитв. Ближе к храму многие люди, надеющиеся получить исцеление, на середине мостовой ложатся на спину, чтобы нетленные мощи святителя Спиридонав ковчеге пронесли над ними.


Крестный ход (Литания) в Вербное воскресение проходит в память об избавлении жителей Керкиры от бубонной чумы. В 1629 - 1630 годах на острове вспыхнула пандемия чумы. Все усилия властей по её укрощению были напрасны. Молодые и старые мужчины и женщины в городах и сёлах ежедневно умирали от этой неизлечимой болезни. Острову грозило полное опустошение. Вопреки рекомендациям врачей избегать многолюдных собраний из-за опасности заражения, местные жители собрались в храме и умоляли господа и святителя Спиридонаспасти их от неминуемой гибели. Ночью городские стражники с высокой крепостной стены увидели над храмом Святого чудесное сияние. После этого болезнь пошла на убыль и до Вербного Воскресенья вовсе прекратилась. Этот крестный ход самый протяженный, так как проходит по улице, очерчивающей периметр города, где находились в то время городские стены.

В Страстную субботу совершается ещё один крестный ход, который был утвержден в память чудесного спасения жителей острова от голода. В начале 16 века на Керкире была сильная засуха, которая привела к страшному голоду. Люди собрались в церкви святого Спиридонаи сутками молили своего заступника о помощи. Спасение скоро пришло - три парусника, груженые зерном, держали путь в Италию. Но проходя мимо Керкиры, корабли вдруг сами поменяли курс и направились в сторону острова. Именно в Страстную субботу суда доставили спасительный груз в гавань. Удивлённые моряки рассказывали местным жителям, что впереди парусников, как бы показывая дорогу, двигался одетый в рясу старец. Он обещал им хорошее вознаграждение: моряки слышали сильный голос, который несколько раз повторил: " В сторону Керкиры, там люди голодают. Вам заплатят, вам заплатят. В сторону Керкиры". В память чудесного спасения Венецианское правительство установило каждую Страстную Субботу проводить крестный ход со святыми мощами святителя Спиридона. В этот день священное шествие начинается в 9 часов утра. После возвращения в церковь мощи Святителя выставляются на три дня: до захода солнца во вторник пасхальной недели.


Крестный ход 11 августа совершается в память о спасении Керкиры от турецкого нашествия в 1716 году. 24 июня остров был осажден 50-тысячной турецкой армией, с моря его блокировали турецкие корабли. Жители города 46 дней отчаянно отбивались от атак противника, но после кровопролитных боев силы у них были на исходе. Женщины, дети и старики собрались в церкви святителя Спиридонаи молились, стоя на коленях. Турки уже назначили день генерального сражения, который скорее всего, стал бы для горожан последним.

Но внезапно 10 августа ночью разразилась ужасная гроза, невиданная доселе в это время года. Остров буквально заливали потоки воды. На рассвете следующего дня разведчики сообщили, что вражьи окопы пусты, повсюду лежат тела утонувших солдат и офицеров. Оставшиеся в живых турецкие воины попали в плен. Они и рассказали, что над стенами крепости в грозовом небе вдруг появилась фигура воина, который держал в одной руке зажженную свечу и меч, а в другой - крест. За ним следовал целый сонм ангелов, и они вместе начали наступать и гнать турок прочь. По описанию местные жители узнали в этом небесном воине своего защитника и покровителя - святителя Спиридона Тримифунтского.

В знак неожиданного освобождения правитель острова - адмирал Андреа Пизани подарил церкви серебряный подвесной светильник со множеством лампад. А местные власти приняли решение, что каждый год будут предоставлять масло для зажигания этих лампад и будет проводится крестный ход. Замечено, что именно в нем принимает участие самое большое количество верующих. После возвращения крестного хода в церковь святыемощи выставляются для трёхдневного поклонения. Корфу - единственный остров в Ионическом море, который никогда не находился под властью турок. Местные жители очень гордятся этим.

Крестный ход в первое воскресенье ноября связан с чудесной помощью святителя Спиридона, который во второй раз избавил свой остров от эпидемии чумы. За три дня до прекращения смертельной болезни на верху колокольни жители города увидели сияние яркого света, внутри которого была в идна фигура Святителя с крестом в руке. После этого явления жители острова обратились к властям с просьбой об установлении дня празднования. 29 октября 1673 года Венецианское правительство приняло решение ежегодно в первое воскресение ноября проводить крестный ход в память чудесного избавления от страшной болезни.

Побывав на Ионических островах, все время ловишь себя на мысли: не хочется уезжать из Греции, и особенно с этого загадочного, гостеприимного и очень зеленого острова Корфу. Здесь удается увидеть такое, что никогда больше не сможет повториться. Теперь, по прошествии времени, мои путешествия в Грецию вспоминаются с большой теплотой. И не покидает мысль, что опять хочется туда вернуться.

В православном мире святитель Спиридон Тримифунтский почитается как чудотворец. Особенно его почитают на Корфу, где он стал небесным покровителем острова и самым любимым и чтимым народом святым. Остров Корфу (греч. Керкира), расположенный на юго-западе Греции, является самым живописным островом Ионического моря.

Но ту благость, разлитую здесь повсюду, в утопающей зелени, окруженном теплыми водами, голубым небом и благоухающем, словно в Эдеме, острове, никогда не сравнить с благодатью и целительной силой, исходящей от мощей святого Спиридо-на. Именно поэтому сюда каждодневно стремятся попасть многие сотни паломников.

Сведения о жизни святителя достаточно скудны. Известно, что он родился на Кипре и с детских лет пас овец. В зрелом возрасте женился и стал отцом. Необычайная душевная щедрость отличала его с юношеских лет. Он старался всегда помогать ближним, творил добрые дела, бездомные находили у него приют, а странники - пищу и отдых. За непрестанную милостыню и по-мышления о Боге наделил его Господь благодатными дарами чудотворения. Но однажды случилось несчастье, его жена заболела и умерла. После смерти супруги, в царствование византийского императора Константина I Великого (306-337), он избирается епископом кипрского города Тримифунта. Но он не изменяет своего образа жизни, соединяя пастырское служение с делами милосердия. Уже будучи епископом, святой Спиридон продолжал простую до-бродетельную жизнь: пас овец, убирал хлеб. Трудолюбивый и мягкий к людям, он был строг к соблюдению церковного чина и сохранению в неприкосно-венности Священного Писания. Святитель жестко требовал от священников точного употребления текстов Евангелия и других боговдохновенных книг. Был он строг и к людям недостойным. По его молитве был наказан торговец, завышавший немилосердно цены на хлеб, а бедные горожане избавлены от голода. Во время засухи на Кипре, по молитве святителя Спиридона, про-шли обильные дожди, и бедствие прекратилось. Однажды недоброжелатели оклеветали одного из друзей святителя, и тот был заключен в тюрьму. Святой сразу же поспешил к нему на выручку, но путь преградила полноводная река. Вспомнив, как переходил Моисей море, святитель с молитвой и твердой верой на Божие могущество вступил в воду, и она расступилась. Со своими спут-никами Спиридон перешел посуху на другой берег, а они рассказали потом о случившемся чуде, коему стали свидетелями. А судья, узнав, что к нему идет уважаемый епископ, сразу же отпустил невинного.

По церковному преданию, святитель Спиридон совершил множество чу-дес. Однажды во время богослужения погасла лампада, так как в ней кончился елей. Но святитель не прервал богослужения, и Господь утешил его, чудесно наполнив ее елеем. Иногда святому Спиридону незримо служили ангелы, подпевая на службе. Так, описан случай, когда святой зашел в совершенно пустую церковь и начал богослужение. Но на каждой ектении невидимый хор подпевал множеством голосов «Господи, помилуй». Привлеченные громким церковным пением, к храму поспешили люди, и, приближаясь, они четче слышали чудесное пение, услаждавшее их слух. Но, войдя в храм, к своему изумлению, они не увидели никого, кроме епископа с церковными служи-телями. Небесного пения они больше не слышали.

Житие рассказывает также о случае, когда воры решились похитить овец святого. Ночью они залезли в овчарню, но тут же были невидимой силой связаны. Утром святой вошел к стаду и, увидев связанных разбойников, милостиво развязал их. Потом долго уговаривал оставить пагубный путь и честно добывать свой хлеб. Подарив им по овце, он отпустил их, ласково напутствуя: «Чтоб не напрасно вы бодрствовали». Святой всегда призывал людей к покаянию и исправлению грехов, помогая им духовными наставле-ниями. Тех, кто не слышал голос совести и слов святого, постигало суровое наказание Божие.

Количество чудес, совершенных им, описывается множество. Святитель сумел исцелить больного византийского императора Констанция, разго-варивал со своей скончавшейся дочерью Ириной, уже приготовленной к погребению, чтобы она сказала, где драгоценности, переданные ей на хра-нение знатной дамой. А однажды к нему пришла удрученная мать с мертвым ребенком на руках, прося оживить младенца. По молитве святого младенец ожил, а мать, потрясенная чудом, упала сразу бездыханной. Но угодник Божий вернул к жизни и мать дитяти.

Все житие святителя Спиридона проникнуто удивительно теплым от-ношением к людям, простотой жизни и целительной силой чудотворения, дарованной ему Богом. По его слову укрощались стихии, пробуждались мертвые, сокрушались идолы. Так, в египетской Александрии по молитвам святых отцов Церкви пали все идолы, кроме одного, самого почитаемого. Патриарху Александрийскому было видение, что идол этот остался для того, чтобы быть сокрушенным Божиим угодником Спиридоном Тримифунтским. Вызванный в Александрию святитель сел на корабль, и, когда он ступил на египетскую землю, идол сам повергся в прах, чем возвестил всем приближение святого Спиридона.

По свидетельству церковных историков, святитель Спиридон в 325 г. при-нимал участие в I Вселенском соборе, вместе с Николаем Чудотворцем, где вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ариеву ересь. Но простая речь святителя показала всю немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией. Так, святитель обратился к нему: «Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту по-стигнуть человеческим разумом невозможно». После этого его противник стал ревностным сторонником христианства.

На этом же Соборе святитель продемонстрировал доказательство Един-ства во Святой Троице. Так, взяв в руки плинфу (кирпич), он стиснул ее. И мгновенно истекла из нее вода, а вверх вышел огонь, лишь глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а плинфа одна, - сказал тогда святой Спиридон, - так и в Пресвятой Троице - Три Лица, а Божество Едино».

Святитель Спиридон скончался около 348 г, во время благодатной мо-литвы. Его погребли в храме в честь Святых апостолов в г. Тримифунте. О дальнейшей судьбе мощей существует несколько версий. По основной, константинопольской, мощи оставались на Кипре до вторжения в середине VII в. сарацинов, после чего были перевезены в Константинополь. Там они оставались до падения Византии, и в 1453 г. их вывозит из города иерей Георгий Калохерет, сначала в Сербию, а потом на о. Корфу. Хотя эта версия не без явных недостатков, потому что, по более позднему свидетельству Христодула Вуль- гариса (великого протопопа Керкиры XVII в.), десница святителя Спиридона в 1592 г. была доставлена в Ватикан Папе Клименту VIII из Константинополя, который в 1606 г. передал ее в церковь Святой Марии.

Согласно второй, кипрской версии, мощи святителя оставались на Кипре до 1448 г., когда королева Кипра Элени продала их Ватикану. На обратном пути корабль сел на мель около города Арту, и здесь православный венецианский правитель Кароло отобрал у них мощи. Жена его, по вероисповеданию католичка, упросила православных отдать ватиканским эмиссарам хоть десницу святого, а сами мощи остались в городе, пока позднее не были перевезены на Корфу. Десница святого многие века хранилась в Риме, пока в 1984 г. не была возвращена на Корфу, где теперь хранится в серебряном ковчеге.

Святитель Спиридон неоднократно являл свое заступничество право-славным, став настоящим покровителем острова. Существует множество свидетельств, как он спас остров от чумы в 1553 г., как помог преодолеть голод в 1630 г., как рассеял в 1716 г. полчища турок, напавших на остров. Рассказывают, что он появился среди них одетым монахом со свечой, сея повсюду панику. В честь этих избавлений каждый год совершаются в городе торжественные крестные ходы.

Первая церковь Святого Спиридона была построена в местечке Сарокосе, но она была разобрана венецианцами для постройки оборонительных стен. Настоящий храм возведен в 1590 г., в который ведут два входа, выходящих на параллельные улочки, полностью отданных под суетливую сувенирную торговлю. Высокая колокольня храма, возвышающаяся над столицей Керкирой своим красным куполом, видна отовсюду в городе.

Церковь Святого Спиридона всегда считалась одной из богатейших - православные и католики совершали многочисленные пожертвования. Большие вклады делались многими именитыми родами, в том числе россий-скими императорами - Екатериной II и Павлом I. Внутри храма поражают огромные позолоченные паникадила, мраморный иконостас, но больше всего атмосфера происходящего какого-то таинства, где ты являешься свидетелем непостижимой тайны. Ведь мощи святителя, упокоенные в XIX в. в серебря-ный саркофаг, остаются нетленными на протяжении многих столетий. Они поражают уже одним видом, сохраняя мягкость, свойственную обычному живому телу, и даже его температуру. Кожа на его лице сохранилась удивитель-ным образом, хотя и потемнела, сохранились губы, нос. Святому Спиридону несколько раз в год меняют обувь, потому что она, говорят, стаптывается, когда он отправляется в дорогу помогать людям. Меняют ему и облачение, раздавая старое осчастливленным верующим. Нетленные мощи открывают для обозрения верующих дважды в день, к которым выстраивается сразу длинная очередь. Производить фотосъемку здесь запрещено. Над ракой с мощами и в храме во множестве висят на цепочках металлические фигурки, по греческому обычаю, с изображением отдельных частей тела, от исцеленных благодарных прихожан.

Одним из свидетелей посмертных чудес Спиридона Тримифунтского стал писатель Николай Гоголь, о чем упоминает знаменитый старец Амвро-сий Оптинский в одном из своих писем. Писатель поведал об увиденном чуде монахам Оптиной пустыни, где часто бывал. Гоголь прибыл на Корфу 12 декабря (25 по нов. стилю), когда отмечается на острове день святого по-кровителя. В этот день с большой торжественностью обносились крестным ходом святые мощи вокруг города. Все благоговейно тогда прикладывались к ним, за исключением одного англичанина, который скептически высказал предположение, что в спине угодника, видно, сделаны надрезы, а тело тщательно забальзамировано. Каково же было его изумление, когда он подошел ближе, видя, как мощи медленно приподнялись у него на глазах из раки и повернулись к нему спиной, словно предлагая убедиться в своей неправоте. Видевшего это чудо Гоголя потрясло до глубины души.

В храме Святого Спиридона хранится дар России, икона святого правед-ного воина Феодора (Ушакова) с частицами его мощей, а в 2002 г. на Корфу был открыт памятник адмиралу Ф.Ф. Ушакову. Имя адмирала носит и одна из улиц города Керкиры. Именно под командованием российского флотоводца русские войска в 1799 г. взяли штурмом укрепленный остров, освободив его из-под власти Наполеона. После одержанной победы Ушаков назначил тор-жественное богослужение с выносом мощей святителя. Храм святителя был принят под особое покровительство России, но после подписания Тильзит-ского договора (1807 г.) Ионические острова вновь отошли к Франции.

На Руси, из-за близкого совпадения дня памяти святителя с зимним солнцестоянием, издревле называли святителя Спиридона «солнцеворотом», а день 25 декабря - «Спиридоновым поворотом». Первый храм в Москве был воздвигнут в честь святителя в 1633 г. на улице Спиридоновка, разрушенный в 30-х гг. прошлого века. А в 2007 г. десница святого Спиридона приносилась в Россию.

Рядом с храмом находится Кафедральный собор острова, где хранятся мощи святой византийской царицы Феодоры (она восстановила иконопочитание в VIII в.), они были перевезены сюда из Константинополя после завоевания его турками.

Святой Спиридон Тримифунтский (270-348) почитается как чудотворец православной и католической церквами. Святому молятся также люди о материальном благополучии, испытывая серьезные финансовые затруднения.

Благодать Божия почивает на святых его мощах особенно благоговейное почитание местными, наверное, подчеркивается здесь теми огромными све-чами почти в человеческий рост, которые благодарно ставятся верующими перед входом в храм.

Молятся о решении материальных проблем в жизни. Спиридон Тримифунтский и сейчас помогает найти работу, решать юридические вопросы, касающиеся денежных дел, ведения дел в бизнесе, к Спиридону Тримифунтскому обращаются за помощью в покупке и продаже недвижимости.

Точная дата рождения Спиридона, епископа Тримифунтского (Саламинского) неизвестна. Предполагается, что произошло это в 270 г., в селенье под названием Аския, расположенном недалеко от города Тримифунта (о. Кипр).

Существование епископии в этой местности началось с IV столетия и продолжалось до 1222 г. Первым епископом стал Спиридон Тримифунтский, служение которого назначил Константин Великий.

Мало информации сохранилось о жизни Спиридона Тримифунтского. Рос он в простой семье, с ранних лет знал, что такое труд – часто отправляли родители мальчика пасти овец. С детства пришлось это занятие по душе будущему епископу. И после принятия его в епископский стан не перестал этим он заниматься, чем и обусловлено изображение Спиридона на всех иконных списках в пастушьей шапочке.

Имел святитель супругу и детей. Когда горячо любимой им жены не стало, не усомнился он в Господе Боге, а вера его стала еще сильнее. Решил Спиридон Тримифунтский делами добрыми Всевышнему любовь свою доказать. Простил он долги каждому, кто занимал у него, затем продавать и раздавать имущество свое начал.

Не могли действия святителя остаться незамеченными, наградил Бог его за то даром чудотворца. И стали твориться дива: исцеления больных от самых тяжких недугов, изгнание бесов, выпадение долгожданного дождя, удивительные урожаи и много другого.

Душе святителя спокойней было вдалеке от шума, предпочитал уединяться он. Но люди продолжали идти к нему за советами и просьбами о помощи. Всегда святитель Спиридон готов был помочь человеку, пытаясь облегчить жизнь его. Все старания были направлены на укрепление веры в сердцах людских в Бога Единого.

Важно чрезвычайно для епископа Спиридона Тримифунтского сохранение неприкосновенности Священного Писания, поэтому чудотворец заботился о том, чтобы священники в своих проповедях точно употребляли сказания из Евангелия и других богодуховенных писаний.

О мудрости Спиридона Тримифунтского можно судить с исторического события Первого Никейского собора, который созван был в 325 г. Константин Великий и сторонники его сделали все, чтобы посрамлен был еретик Ария. Говорил муж и последователи его, что Иисус Христос – тварное существо, а не Творец. Известнейшие епископы стали на сторону Арии. Спиридон Тримифунтский не считался пригодным вести богословский спор, поскольку почитался человеком простым.

Когда поступило от чудотворца прошение принять участие в соборе и вступить в спор с мудрейшими философами греческими, то ему поначалу отказывали. Однако вера Спиридона в то, что премудрость Божия выше логики земной и рассуждений философских, была настолько сильна, что он не просто победил в споре сторонника еретиков. Противник христианства решил принять крещение и призывать друзей и знакомых начал к тому, чтобы следовали они тем же путем. После речи промолвленной взял чудотворец в руки кирпич – плинфу, затем стиснул его. С одной стороны огонь появился, с другой – вода, а в руках святителя осталась глина. После с уст Спиридона прозвучало следующее: «Видите, плинфа одна, а стихии три. Так и в Троице Пресвятой: Три лица, а Божество Едино». Это и стало окончательным посрамлением еретиков.
Одним из чудес, сотворенных Спиридоном Тримифунтским, является исцеление старшего сына Константина Великого, Констанция. Остался на некоторое время святитель при царе, который попытался однажды отплатить за спасение свое золотом. Но отказался чудотворец от платы, говоря, что золото – причина всяческого зла, а любовь истинную и доброту купить нельзя. Констанций настолько уважал своего наставника, что освободил в своей империи служителей христианской церкви от податей.

В «Житии» чудотворца написано, что вышел он однажды на поле в жаркую пору жатвы. Голова его, как обычно бывало, покрылась прохладной росой. Волосы Спиридона в один миг окрасились в три цвета: желтый, белый и черный. Потрогал святитель голову свою, подумал и сказал, что видать скоро закончится пребывание его на земле. И ушел он, примерно, в 348 г.

С 1453 г. мощи святого хранятся на острове Кофру в храме, освященном в его честь. В день памяти о святителе состоится крестный ход, во время которого мощи обносят вокруг острова. Дважды в год меняют шитые золотом тапочки, которые снашиваются – это означает, что спешит святой на помощь тем, чья вера в Бога и его могущество чиста и сильна.

Чудеса епископа Спиридона Тримифунтского

До этого времени тело святителя остается нетленным, мягкие ткани его до сих пор хранят температуру, присущую живому человеку.

Однажды, во время паломничества Н.В. Гоголя, в день крестной ходы в честь Спиридона Тримифунтского, нашелся неверующий в чудеса человек. Был он англичанином, воспитанным в протестантской семье. Заявил мужчина во всеуслышание, что выглядит святитель так, поскольку тело его через надрезы в спине хорошо набальзамировано. Каким же удивлением стало поднятие тела из раки, продемонстрировавшее, что никаких надрезов нет.

И в наше время существует много людей, ощутивших на себе результат молитв к чудотворцу. Перечислить чудотворения все невозможно, но почитать об изумительных и впечатляющих историях можно на православных порталах, а также в сети Интернет по запросу «Чудеса Спиридона Тримифунтского».