Гуляем по стамбулу. Экскурсия по стамбулу самостоятельно что посетить в первую очередь

Стамбул — великолепный город с очень древней историей. Многие называют его «Колыбель цивилизации», и это очень точно отражает реальность: здесь сосредоточены артефакты всех времён и народов нашей цивилизации, начиная с египтян. Многие путешествуют по миру дешёвыми турецкими авиакомпаниями с пересадкой в Стамбуле. В таком случае не сложно взять вместо одного билета с пересадкой два разных и побыть хотя-бы день-полтора в Стамбуле. Обратите внимание, в Стамбуле 2 аэропорта: «Ататюрк» недалеко от центра и «Сабиха Гёкчен» далеко на окраине.

Вот то, с чего нужно начинать знакомство со Стамбулом. Программа рассчитана на 1.5 дня.

Потрясающий музей на 4-х этажах, представлены все времена, начиная с египтян. Состоит из трёх музеев - главного здания, музея Древнего Востока и Изразцового павильона - и содержит более миллиона экспонатов различных эпох. Вход 20 лир(7.5 долл) открыт 9-19.

Проживание в центре Стамбула дорогое. Например, кровать в 6-местном номере обойдётся от 12 долларов(c завтраком). О проживании лучше позаботиться заранее, например через сайт booking.com .

Турецкий мегаполис Стамбул, разноликий и шумный, раскинувшийся по обоим берегам Босфорского пролива, основан почти 3 тыс. лет назад. Он был столицей Римской империи под названием Константинополь в честь императора Константина (330-395 г). Более 1000 лет город служил столицей Византийской империи, а с 15 в. стал центром Османской империи и позже (до 1923 г) – Турции. Стамбул, воплотивший в себе черты трех мировых империй, огромный музей уникальных памятников архитектуры, религии и культуры. Для знакомства с ними нужно немало времени. Эта рекомендательная статья предлагает, что посмотреть в Стамбуле за 4 дня и маршрут по городу.

Из аэропорта Ататюрк в центр Стамбула можно доехать на такси (25-30 долларов), автобусе ТН1 (11 лир, первый рейс – в 4 утра) или на красной линии метро Havalimani, куда из терминала прилёта ведут указатели. Для проезда приобретается разовый купон или карта истамбул. 6 остановок на метро, затем пересадка на скоростной трамвай Т1, идущий в центр. Из аэропорта Сабиха Гекчен в центр Стамбула курсирует только наземный автотранспорт – такси (примерно 45€) и автобусы Хавабас (15 лир, 1,5 часа в пути, отправляются каждые полчаса).

Где остановиться

Если вы не хотите переплачивать за еду в ресторанах и хотите избежать огромного скопления туристов, то рекомендуем остановиться в одном из отелей или хостелов в районе улицы Истикляль в Бейоглу. Здесь отдыхают и проводят свободное время в кафе и ресторанах, в основном, местные жители, поэтому цены ниже, чем, например, в центре. Если вы хотите разместиться в непосредственной близости к основным достопримечательностям, то рекомендуем остановить свой выбор на районе Султанахмет. Еще одними из самых популярных мест для проживания являются Аксарай и Лалели. Если вы приобретаете тур, то агент, скорее всего, предложит вам проживание в одном из этих районов.

Titanic City Taksim

Всего в 5 минутах ходьбы от площади Таксим

394 отзыва

Очень хорошо 8,3

Забронировано сегодня 12 раз

Забронировать

Opera Hotel Bosphorus

Бассейн и ресторан на крыше

69 отзывов

Очень хорошо 7,8

Забронировано сегодня 10 раз

Забронировать

Swissotel The Bosphorus Istanbul

С потрясающим видом на Босфор

922 отзыва

Очень хорошо 9,0

Забронировано сегодня 50 раз

Забронировать

Rixos Pera Istanbul

В 200 метрах от улицы Истикляль

148 отзывов

Очень хорошо 8,8

Забронировано сегодня 28 раз

Забронировать

Radisson Blu Hotel Istanbul Pera

Крытый бассейн и турецкая баня

739 отзывов

Очень хорошо 8,3

Забронировано сегодня 28 раз

Забронировать

1 день

Очутившись в центре Стамбула, сразу ощущаешь его многоголосье, городскую суету и шум, многолюдность и разноликость. Стройные башни минаретов чередуются с авангардными высотками из стекла и бетона, древние соборы – с развлекательными центрами, старинные узкие улочки – с современными широкими бульварами. Пёстрая людская толпа разноцветным потоком «течёт» бурным потоком в разные стороны.

Мечеть Айя София

Самый известный религиозный памятник Турции Собор Святой Софии (Айя-София), по сути, является сейчас популярным музеем византийского зодчества, символизирующим «золотой век Византии. Больше 1 тыс. лет собор оставался самой грандиозной христианской церковью (537-1626 г). Возведённый на месте прежних базилик, уничтоженных пожарами, собор был призван символизировать могущество византийских императоров.
Уникальная церковь была воздвигнута ценой кропотливого ежедневного труда 10 тыс. человек.

Стены отделаны белым мрамором, доставляемым с одноименного острова, зелёные мраморные колонны – их эфесского храма Артемиды, порфировые колонны – из римского храма Солнца. Несколько раз собор, страдавший от землетрясений, выстоял. Был основательно разграблен крестоносцами (1204 г), а после завоевания османами после частичной реконструкции преобразован в мечеть – несомненное украшение Стамбула и популярный туристический объект. 4 минарета, богатая библиотека, медресе, шадырван делают её востребованной у местных жителей.

Голубая мечеть

Современный космополитизм Стамбула не в состоянии затмить неповторимый исламский колорит, символ которого – бесценный архитектурный шедевр, пленяющий красотой и изяществом форм. Голубая Мечеть, притягивающая взоры, видна издали – мимо неё невозможно пройти равнодушно. Грандиозный религиозный объект был возведён по указу султана Ахмеда I как знак его мольбы о божьей помощи в победе над врагами. 7 лет шло сооружение шедевра из камня дорогих пород и ценных сортов мрамора. В архитектурном стиле сооружения слились византийские и османские черты, создавшие неповторимый облик мечети.

Виртуозные инженерные решения, оригинальный декор здания дали право называть руководителя проекта ювелиром. Молитвенная ниша (махриб) вытесана из монолитного куска мрамора. Стены и потолки внутри декорированы высокохудожественными изразцами голубых и белых оттенков (20 тыс. штук), давшими название мечети. Кафедра для молитв (минбар), также вытесанная из цельного куска мрамора, покрыта филигранной резьбой. Золотые росписи, чёрно-красный орнамент на стенах, великолепные витражи дополняют богатое и пышное убранство.

Топкапы

Помпезный, величественный дворец Топкапы, построенный по велению султана Мехмеда, 4 столетия был роскошным пристанищем 25 турецких султанов. Занимающий площадь более 170 га, он является олицетворением безграничной власти султанов и их несметных богатств. При первом президенте Турции, освободившем народ от власти султаната, дворец стал музеем. Массивное входное сооружение, именуемое «пушечными воротами» (так переводится топ капы) ведет к дворцу. Каждый въезд или выезд султанов сопровождался пушечным выстрелом, отсюда и название. По сути, это было мини-государство: мечети, больницы, янычарские казармы, рабочие и парадные кабинеты.

Убранство дворца поражает роскошным убранством и грандиозностью 4-х экспозиций-дворов, знакомящих туристов с бытом султанов. 1-й двор – различные служебные помещения; 2-й – султанская канцелярия, казначейство; 3-й – султанские покои, гаремные помещения; 4-й – тематические павильоны. Среди экспонатов богатейшие коллекции фарфора, ювелирных украшений.

Музей мозаик

Раскопки, производимые в 20-х гг. 20 в. вблизи Голубой мечети, обнажили среди развалин площадку, окружённую разрушенной колоннадой (перистиль) — остатки византийского дворца. Самой ценной находкой явилось мозаичное покрытие (пл. 2 тыс. кв. м), украшавшее дворец и портик галереи. Археологи были потрясены необыкновенной сохранностью мозаики и художественной выразительностью.На месте раскопок был организован музей (1953 г), входящий вначале в состав Музея археологии, а затем – в Музей св. Софии. Мозаичное панно «накрыли» деревянным зданием, плохо защищающим раритет от влажности и контраста температур. Затем выстроили каменное здание (1987 г), модернизированное в 2012 г с целью лучшей сохранности мозаик.

Виртуозное мастерство, невероятный талант и кропотливость труда древних мастеров-мозаичников потрясает воображение и восхищает максимальной реалистичностью. Многочисленные сюжеты бытовой и мифической тематики широко знакомят с жизнью и мировоззрением доисторических предков: кормление младенца, охота, будничные дела, мифологические животные и т д. – всего 90 жанров.

Мечеть Баязид

Расположенная в центре исторической части Стамбула мечеть Баязида – 2-я по величине купольная мечеть города, выстроенная по указанию султана Баязида II в 16 в. вместо византийского форума Феодосия. При сносе последнего все ценные материалы: мраморные колонны, цветной камень, украшения из мрамора — использовались при возведении религиозного комплекса. Поскольку Баязид замыслил не просто мечеть, а целый комплекс, это сказалось и на необычности архитектуры сооружения. Высокие минареты находятся друг от друга на расстоянии 100 м, в облике зданий смешались ранние османские и западные стили.

Центральный купол и 2 полукупола, на которые он (главный купол) опирается, снабжены большим количеством окон (34). Массивные колонны из порфира поддерживают купольную группу, весь двор выложен мраморными плитами. Сейчас здания, входившие в религиозный комплекс, имеют разное назначение: в бывших караван-сарае и столовых размещена библиотека, в религиозной школе – уникальный Музей каллиграфии. В одном из мавзолеев похоронены останки Баязида. На территории мечети регулярно проводится книжный базар, где туристы покупают редкие книги.

Акведук Валента

Глядя на грандиозное сооружение, расположенное в р/не Фатих, акведук Валента, невольно вспоминается крылатая фраза Маяковского «сработанный ещё рабами Рима». Традиционный римский акведук колоссальных размеров, построенный в 4 в. н э., потрясает своими гигантскими арками з серого камня. Названный в честь императора Валенты, при котором он был сооружён, акведук был важной частью водопровода Константинополя. Длина сооружения, сделанного из серого камня, взятого со стен Халкидона, равнялась 1 км, высота – 26 м. Всё, кто имеет возможность созерцать монументальное древнее сооружение, потрясены технологическими возможностями древних строителей, не имевших никакой тяжёлой автотехники. Удивляет отличная сохранность арок и тот факт, что акведук функционировал до 19 в. Сейчас это ещё один символ города.

Мечеть Сулеймание

Самая большая по величине и 2-я по значимости мечеть Стамбула — Сулеймание находится в р-не Вефа, являясь его главным украшением и знаменитой достопримечательностью. В её пределах покоятся останки султана Сулеймана Великолепного (инициатора стройки) и его легендарной жены Хюррен (Роксоланы).
По преданию, архитектор Синан, автор и исполнитель проекта, на торжествах в честь открытия объекта воскликнул: «Эта мечеть будет стоять вечно!» Прошедшие столетия подтверждают его пророчество: детище Синана, пережив 96 землетрясений, устояло практически без разрушений. Архитектор выполнил требование Сулеймана сделать мечеть сейсмически устойчивой.

Основа мечети – мощнейший фундамент (60Х57 м) с надёжной системой крепления, не позволяющего сползания строения вниз с холма и устойчивого к тряске. Ров после закладки камнями заполняли водой, в течение 3-х лет фундамент выстаивал, образуя монолит, а затем возводились стены. 4 стройных минарета, расположенные по углам, гордо устремлены ввысь, аскетическая красота стен и куполов восхищает и завораживает.

Мечеть Рустема-паши

Подлинная жемчужина в ряду своих «сестёр» мечеть Рустем-паши не так доступна туристам, как другие, потому что расположена в отдалённом уголке Старого города. Это ещё одно детище архитектора Синана (автора Сулеймание), его поэтический штрих в строительстве (1561-1562 г). Все посетители уходят из мечети в полном восхищении. Величественное купольное здание в османском стиле воздвигнуто на квадратный подиум. Многочисленные арки-входы, своды, колонны и столбы, украшающие подиум, надёжно поддерживают купол, декорированный решётчатыми окнами. Могучие серые стены несут на себе печать прошедших веков и воплощённый тяжёлый труд тысяч рабочих.

Невозможно не замереть от восторга, зайдя внутрь святилища – настолько здесь всё красиво и торжественно, богато и художественно! Изумляет оформление стен дорогой измирской плиткой с цветочным орнаментом в бело-голубых, синих и коричневых тонах. Пол, отделанный плитами тёплых оранжевых оттенков, как бы освещает пространство снизу. Гирлянды каплевидных стеклянных светильников украшают верх подобно каплям дождя.

2 день

Если кому-то после первого дня путешествия по городу покажется, что уже всё интересное позади, то это будет ошибочное мнение. Стоит хорошо отоспаться, набраться сил и продолжить осмотр неповторимых достопримечательностей наследника Константинополя. Прогулки по городу на 2-й день откроют новые тайны Стамбула, познакомят с более современными сооружениями, позволят проникнуть в ритм жизни мегаполиса и его обитателей.

Долмабахче

В одном из самых красочных р/нов города находится самый большой дворец, точнее, дворцовый комплекс Долмабахче, поражающий воображение своей красотой и размерами. Построенный в середине 19 в. (1843-1856 г) в качестве новой резиденции султанов дворец символизирует невиданную роскошь и богатство османов.
Султан Абдулмеджид I, задумавший «переплюнуть» роскошью европейских монархов, приказал выстроить монументальный дворец в стиле барокко. На его сооружение была потрачена колоссальная сумма – 5 млн. фунтов золотом. Украшение зданий потребовало 14 т. чистого золота и 40 т. серебра.

Туристы, активно посещающие архитектурную жемчужину Стамбула, поражаются масштабами богатства и роскоши в отделке дворцовых зданий. Их удивляют часы, показывающие одно и то же время – 9. О5 (момент смерти Ататюрка). Сейчас дворцу присвоен статус музея и объекта национального наследия, который величием и красотой может соперничать с выдающимися дворцами мира.

Таксим

Современный вид скоростного передвижения по Стамбулу – подземный фуникулёр, вход в который находится рядом с остановкой Кабаташ (трамвай — Т 1), позволит быстро оказаться на площади Таксим. Это легендарное место города, связанное с самыми судьбоносными событиями страны, вокруг которого расположены известные достопримечательности города. Именно здесь находится условная граница между старой частью Стамбула и новой. «Таксим» в переводе означает «распределение», поскольку много лет площадь служила пунктом распределения воды по городской системе водоснабжения.

Помимо этого отсюда берут начало многие транспортные линии, туристические маршруты по городу. Здесь проводились и проводятся торжества, праздничные шествия и акции протеста. Интерес туристов вызывает величественный монумент Республики (1928 г), со скульптурными изображениями Ататюрка и его сподвижников. Посещение церкви Святой Троицы оставляет глубокое впечатление как островок православия в мусульманской вере. С площади берёт начало пешеходная ул. Истикляль, заканчивающаяся древней Галатской башней (визитная карточка Стамбула).

Истикляль

Бывший главный проспект Константинополя Grande Rue de Pera стал называться Истикляль («независимость») с 1928 г., когда на пл. Таксим был установлен монумент «Республика». Сейчас здесь кипит бурная демократичная жизнь: толпы туристов, местных жителей гуляют вдоль многочисленных заведений, уличные музыканты удивляют своим мастерством. В уличной инфраструктуре на каждом шагу ощущается двуликость Стамбула – соседство фешенебельных ресторанов с непрезетабельными забегаловками, религиозных заведений – с шумными ночными клубами, восточного стиля архитектуры – с западным стилем.

Хотя ул. считается пешеходной, по ней ходит раритетный трамвай (с 1871 г.), являющийся данью традиции. Учитывая огромный поток туристов, на Истикляль открыты сотни отелей различной категории, от элитных гостиниц, до самых дешёвых хостелов. Предлагается большой выбор апартаментов, отелей с бассейнами, спа-салонами.

Церковь святого Антония

Это не только самый большой католический храм Стамбула, но и настоящий архитектурный шедевр, покоряющий своей величественностью и великолепием. Выстроенная в 1911 г. католическая церковь – дань уважения местных властей католической вере, проповедниками которой были францисканские монахи. С храмом связана многострадальная история францисканских монахов, впервые появившихся в городе в 1221 г. Следствием этого стало возведение в 1230 г. в окрестностях р/на Галаты церкви св. Франциска (или св. Софии). 2 раза храм восстанавливали после сильных пожаров, и, хотя после 3-го пожара, он уцелел, его по требованию султана Мустафы II превратили в мечеть.

Надо отдать должное монахам, упорно желавшим иметь свой храм, и построившим заново церковь, названную по имени святого Антония (1724 г). Но и ей была уготована печальная участь – прокладка трамвайных путей уничтожила творение монахов. Новую жизнь церковь святого Антония, выстроенная в стиле неоклассицизма, приобрела 15. 02. 1912 г, когда состоялось первое богослужение. Сегодня здесь каждый день собирается много прихожан из разных стран.

Галатская башня

Древний старожил Стамбула – Галатская башня, расположенная на высоком холме (140 м. над уровнем моря), находится в р/не Бейоглу и видна из всех концов города. Башня, сооружённая в 6-м в., предположительно, при византийском императоре Юстиниане в качестве сторожевого объекта из дерева, в 14 в. была перестроена из камня. Размеры каменного исполина, как бы парящего над водами Босфора, впечатляют: высота 65 м., в диаметре 16,5 м., толщина стен 3,7 м. Когда-то башню окружали исчезнувшие крепостные рвы, давшие названия старым соседним улочкам, находящимся рядом.

После сильного землетрясения (1503 г.), причинившего Галате существенные повреждения, её реставрировали и сделали надстройку. В 17 в., когда изобретатель-первый воздухоплаватель Турции Хезафрен Кулеси на сконструированных им крыльях совершил перелёт через Босфор, стартовав с верхнего этажа башни, её стали называть башней Хезафрена. Несколько веков в нижних этажах сооружения размещалась тюрьма, а верхняя площадка была наблюдательным пунктом.

Галатский мост

Уникальная переправа, соединяющая берега залива Золотой Рог — Галатский мост с разводным механизмом не может не восхищать своей красотой и масштабностью. 2-х-этажный красавец-мост шириной 142 м. протянулся над бирюзовыми водами на 484 метра – детище турецкой компании STFA. Первый деревянный мост возник в этом месте в 1845 г. по велению Валиде, жены султана Махмуда II, именем которой и был назван. Прослужив 17 лет, сооружение пришло в негодность, и к визиту в Стамбул Наполеона III (1863 г) мост практически полностью был перестроен.

Существенная реконструкция Галатского моста была осуществлена в 1875 г, после чего проход по нему стал платным. Нынешняя переправа – пятое по счёту грандиозное сооружение (1992-94 г). Сегодня Галатский мост – не только востребованная переправа, но и популярный туристический объект, куда приходят тысячи людей. 2–й этаж – оживлённая транспортная линия, по которой ходят не только авто, но и трамвай. 1-й этаж — пешеходно-досуговая зона, где находится множество различных заведений.

Египетский рынок

Особый экзотический штрих в колоритной панораме Стамбула – Египетский рынок или базар, на котором торгуют восточными пряностями. Такое название рынок получил потому, что специи доставлялись из Индии через Египет, а египтяне ими торговали. Согласно истории, на этом месте ещё в византийскую эпоху здесь также существовал рынок. Старый Египетский базар начаили строить из дерева в 1660 г. как объект спонсорского финансирования строительства Новой мечети, сохранившейся до наших дней.

Позже перестроенное из камня и кирпича здание рынка дважды горело, а в 1940 г. в процессе капитальной реконструкции приобрело современный облик. В монументальное здание, построенное в виде буквы L, ведут 6 арочных входов, свинцовый купол венчает крышу. Ещё издали можно почувствовать дурманящий аромат всевозможных приправ, поэтому трудно ошибиться с поиском базара. Помимо специй и пряностей, здесь торгуют сухофруктами и молочными продуктами.

3 день

За первые 2 дня пребывания в Стамбуле вы узнаёте столько интересного, что, кажется, что больше здесь уже нечему удивляться. Но нет, древний город, расположенный на 2-х континентах, способен дарить много новых впечатлений и в 3-й день путешествия по нему. Объекты, которые предстоит увидеть в 3-й день, позволят глубже проникнуть в историю славного прошлого города, ощутить его византийскую аутентичность. Вам предстоит знакомство с легендарными личностями, внёсшими свой вклад в судьбу города.

Музей Карие

В отдалённом р/не Стамбула находится внешне скромное, но внутренне очень содержательное строение Музей Карие. С исторической и культурной точки зрения это настоящий кладезь бесценных раритетов византийского периода. Здание было построено в 4-5 в. в качестве церкви Христа Спасителя, позже служившей монастырём Хора. 2 раза перестроенное сооружение в разные эпохи меняло своё назначение: из церкви преобразовывалось в монастырь и наоборот, потом служило мечетью.

В стенах здания воплотилась история византийского Константинополя и турецкого Стамбула. Под слоем штукатурки, нанесённой при турках, сохранились художественные росписи византийцев. Рядом Храмовый музей, официально открытый в 1958 г, состоит из 3-х залов, каждый из которых потрясает удивительными мозаиками и фресками. Это истинные шедевры византийского искусства 14 в, отражающие библейские сюжеты. Общее убранство музея-церкви по красоте может соперничать с любым другим византийским храмом Европы.

Мечеть Михринах Султан

Рядом с музеем Карие находится мечеть Михринах Султан – красивейший архитектурный и религиозный памятник с романтической историей. Названа мечеть именем любимой дочери Сулеймана Великолепного и Роксоланы и возведена в её честь архитектором Синаном, влюблённым в Михринах. Многие считают, что внешний облик мечети напоминает фигуру девушки в длинном одеянии. Это сходство создают 2-х-ярусные портики у основания здания и под куполами.

Центральный купол, венчающий мечеть, плавно переходит на нижние купола. Особую роль здесь играет дневное освещение, проникающее в залы и создающее небывалое впечатление, отражаясь на оконных витражах и ажурных стенах. Вокруг мечети ходит молва о её небесной связи в день рождения Михринах, 21 марта. Считается, что если стать в этот день между 2-мя мечетями (2-я находится в р/не Эдирнекапы), то будут видны между минаретами Луна и Солнце одновременно. Мечеть очень почитаема местными жителями.

Стены Константинополя

Остатки мощных крепостных стен и башен – уникальный памятник архитектуры, наглядное напоминание о византийском Константинополе, о его былом величии. Их иначе называют Феодосиевы стены, потому что сооружены они были по инициативе императора Феодосия Ii (408-413 г), когда город разросся дальше границ.
Простояв 3 в., стены частично были разрушены сильным землетрясением 747 года, но заново отстроены и укреплены дополнительным рвом.

После завоевания города Мехмедом (1453 .) повреждения стен Константинополя были устранены. Но в 19-20 в. укрепительное сооружение стали разбирать за ненадобностью. Оценив историческое и культурное значение памятника, общественность взяла стены под охрану Юнеско, в 80-е годы 20 в. они были восстановлены. Хотя землетрясения последних лет значительно повредили новую кладку, мы имеем возможность видеть символы могущества Византии.

Холм и кофейня Пьер Лоти

Это знаковое место расположено в р/не Эйюп, на большом холме бывшего османского кладбища. Вершина холма – своеобразная смотровая площадка, с которой открываются потрясающе красивые виды залива и города. Подняться на него можно пешком или по канатной дороге. Предприимчивый владелец, открывший кафе в этом живописном месте, окружённом стройными кипарисами, назвал кофейное заведение именем популярного в 19 в. писателя Пьера Лоти. Это псевдоним французского офицера ВМФ Луи М. Ж. Вио, описавшего в своих произведениях страны, которые он посетил.

Романы Лоти, посвящённые жизни древнего, загадочного Востока, его традициям глубоко волновали читателей, и названное его именем кафе привлекало множество посетителей. Сейчас оно так же не пустует – сотни туристов по пути осматривают окрестности с мраморными надгробиями, любуются видами Золотого Рога, потом пьют яблочный чай и кофе в кафе Пьера Лоти.

4 день

Немало интересных впечатлений оставляет 4-й день осмотра города, соединившего Восток и Запад, воплотившего богатейшую историю 2-х империй. Впечатлит посещение Археологического музея, османской крепости, оригинальной базилики и грандиозного базара.

Крепость Румели Хисары

Историческая крепость Румели Хисары, поражающая своей масштабностью, была возведена в 1452 г. по приказу падишаха Мехмеда (Завоевателя) в качестве стратегического сооружения для осады Константинополя. 2 тыс. строителей и 1 тыс. проектировщиков возвели мощные стены и башни за 4,5 месяца, чтобы «отрезать» город от моря. Основой Румели стал фундамент разрушенной древней византийской крепости Фонеус, на котором возвели стены толщиной 7 м., 3 огромные основные башни с воротами и 13 небольших, соединяющих 2-й ряд стен. Во дворе были выстроены солдатские казармы и мечеть (от неё сохранился только минарет). В 17 в. крепость утратила стратегическое значение и стала использоваться в качестве тюрьмы, которую стали называть «замком забвения». В 50-е годы прошлого века крепость отреставрировали, организовали в ней Артиллерийский музей, Летний театр и открыли для посещений.

Археологический музей

Стамбульский музей археологии в момент создания назывался «музеем саркофагов» (именно они стали его первыми экспонатами). 1-е здание неоклассического стиля в городе в 1896 г. стало музейным. С появлением множества других артефактов построили ещё 2 здания, и сегодня это 3 тематических музея. Далеко не все музеи мира могут похвастать таким количеством уникальных, подлинных экспонатов, отражающих различные эпохи н. э. в развитии человечества.

Бесценные находки раскопок, проводившихся в Стамбуле, Африке, Афганистане, на Балканах, нашли своё место в Археологическом музее, в павильоне Древнего Востока и Изразцовом павильоне. Саркофаги А. Македонского или царские – наиболее значительные артефакты, привезённые из Древней Сирии. Здесь хранятся мумии фараонов Египта, фрагменты скульптур из древнегреческих храмов Зевса и Афины, коллекции клинописных текстов, оттоманских монет и многое другое.

Цистерна Базилика

Если кому-то покажется, что уже нечему удивляться в Стамбуле, то он ошибётся, если ещё не побывал в абсолютно уникальном сооружении – цистерне Базилике. Это бывшее водохранилище (так переводится «цистерна») – технологическое и архитектурное чудо, сработанное при императоре Юстиниане. Когда отпала надобность в водохранилище, в этом уникальном помещении открыли Йеребатан-сарай, то есть подземный дворец, ставший интереснейшим музеем. Нет границ восхищению туристов мастерством византийских строителей, когда они спускаются сюда.

Гигантских размеров зал заставлен 336-ю 8-9-ю-метровыми мраморными колоннами, подпирающими потолок. Их преимущественно свозили из античных храмов, что заметно по их обработке. Самые примечательные из них – 2 колонны, основания которых оформлены в виде голов Медузы Горгоны. Оригинальная подсветка помещения создаёт поистине волшебную обстановку.

Гранд Базар и Чемберлиташ

Один из самых посещаемых туристами р/нов Чемберлиташ известен колонной Константина, банями хамам, одноименной площадью и Гранд Базаром. Первую колонну со статуей императора установили в 330 г., последнюю – через 2 столетия. Турецкие хамамы, сейчас известные во всём мире, здесь имеют особый колорит.
Старинный крытый рынок возник на этом месте ещё при Мехмеде Завоевателе в 1453 г. Неоднократно перестраиваясь и расширяясь, Гранд Базар превратился в главный центр торговли и бизнеса Стамбула и даже работорговли (до 19 в.).

В начале 17 на территории рынка было 67 улиц, 5 мечетей, 7 фонтанов, 18 ворот. Иначе как восточной сказкой этот огромный рыночный комплекс не назовёшь. Придя сюда на час, можно задержаться здесь на полдня – настолько базарное пространство колоритно, ярко, красиво и разнообразно. Кажется, в его павильонах есть всё, что только пожелаешь – ассортимент товаров зашкаливает. Не стоит здесь демонстрировать своё благосостояние, нужно обязательно торговаться при покупке.

Весной был в Стамбуле и рассказывал вам про . Это была очень быстрая однодневная экскурсия и по ее ходу пришлось пробежаться по городу.

Огромный город, в котором очень много истории и очень много современного интереса. Тут нужно неделю погулять по городу, чтобы как то более серьезно понять его.

Ну посмотрите мимолетные кадры, каким я увидел Стамбул…

Сначала по традиции видеоверсия прогулки:

Подписывайтесь на мой канал в Ютюбе — https://www.youtube.com/c/MasterokST

Вот такая телефонная будка

Все для туристов.

Мы конечно больше гуляли по исторической части города. Идем к площади Султанахмет.

Этот обелиск изначально установил в Египте в XVI веке до н.э. фараон Тутмос III. Он выполнен из красного гранита и высота его ранее составляла 30 метров. На каждой из четырех его сторон повествуется о победах фараона Тутмоса III в сражении на берегах реки Евфрат в 1450 году до н.э.

Спустя столетия римский император Констанций II перевез обелиск по Нилу в Александрию, где и установил в честь 20-летия своего правления в 357 году. Однако на этом путешествие обелиска не закончилось. Он простоял в Александрии до 390 года, а затем был перевезен в Константинополь (нынешний Стамбул) последним императором единой Римской империи Феодосием I.

В результате многочисленных транспортировок, демонтажа и повторных установок основание обелиска пострадало, и сегодня высота его составляет лишь 25,5 метров.

На барельефе мраморного постамента можно увидеть изображение Феодосия I, который протягивает венец победы победителю в гонках на колесницах. Его окружают зрители, музыканты и танцоры. Еще один сюжет посвящен установке самого обелиска на площади Ипподрома.

Любопытной достопримечательностью площади Султанахмет Стамбула является Змеиная колонна. Это античная бронзовая колонна отлитая в 478 год до н.э. — сохранившаяся часть жертвенного треножника, созданного из оружия погибших персов в битве при Платеях (сентябрь 479 год до н.э.) во время греко-персидских войн. Когда-то Змеиная колонна находилась в греческих Дельфах, а впоследствии была перевезена Константином в новую столицу Римской империи Константинополь. Изначально 8-метровую колонну увенчивали три змеиные головы.

Изначачально — эта была колонна подпиравшая посвятительный золотой треножник Аполлону. Как и треножник, Змеиная колонна являлась даром десятой части от добычи 31 древнегреческого полиса в святилище Аполлона в Дельфах в честь победы греков над персами при городе Платеи, (Беотия, Греция) в 479 году до н.э. Змеиная колонна была отлита из лома бронзовых деталей персидских щитов в технике «сфирелатос» (способ литья или ковки полых статуй). Согласно Геродоту «…Из этой десятины был (сделан и) посвящён золотой треножник, который стоит в Дельфах на трёхглавой медной змее непосредственно у алтаря…».

На рисунке — реконструкция этого треножника стоящего на Змеиной колонне.

Этот великий дар греков находился непосредственно в храме Аполлона у алтаря рядом с его золотой статуей. Первоначально вся композиция имела высоту около восьми с половиной метров и представляла свившихся в жгут трех змей, головы которых расходились между собой на ее вершине в разные стороны под уголом в сто двадцать градусов. Ствол колонны имеет классический энтасис (per medias columnae), т.е. расширение диаметра ствола примерно в конце первой трети ее высоты с последующим сужением. По изображениям именно змеиных тел идет перечень всех союзных греческих городов.

В 326 году император Константин Великий (306-337 гг.) приказал доставить Змеиную колонну из Дельф в Византий как и многие другие известные артефакты того времени. Позже, после 390 года, она была установлена на разделительном барьере Большого ипподрома, но находилась не на нынешнем месте, а ближе к центру спи́ны, с другой стороны Египетского обелиска.

Не знаю, как там обычно, но в этот раз на площади народу было очень много. Между туристами приходилось протискиваться.

Фото 10.

Флаги везде. Это традиция наверное такая — государственные флаги ВЕЗДЕ!

Фото 11.

Собор Святой Софии.К сожалению времени было очень мало и внутрь я не попал.

Фото 12.

А это хамам. Хамам Хюррем Султан, который был построен для легендарной жены султана – Роксоланы. Даже через пять столетий продолжает радовать и принимать посетителей. Отличительная особенность бани Роксоланы – огромные размеры бани. Роскошь, белый мрамор, изобилие дерева, огромный купол, изысканные детали останутся в сердце навсегда. Располагается: между Голубой Мечетью и Музеем Святой Софии.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Много передвижных торговых точек для туристов

Фото 16.

А это мы зашли на рынок

Фото 17.

Самый известный базар Стамбула является одной из главных его достопримечательностей. Он был основан в 1461 году и сейчас под его крышей находится более 5.000 магазинов и лавок. Базар Капалы Чарши заложил султан Мехмед II через 8 лет после завоевания Константинополя, заказав в 1461 году строительство бедестена. Сейчас это небольшое здание сохранилось в недрах огромного базара. Сегодня сеть торговых улиц и галерей сформировала запутанный лабиринт, где можно купить все, что душе угодно.

Сотни тысяч людей, находящиеся под сводами Капалы Чарши каждый день создают тут непередаваемую атмосферу смешения культур, языков, традиций. На Гранд Базаре можно купить абсолютно все, но не удивляйтесь невероятно высоким ценам - рядовые турки на этом рынке не закупаются вовсе и работает он исключительно для туристов.

Фото 18.

Понимал, что все тут с бешеной наценкой, но все равно не удержался и купил какие то мелочи.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 28.

Все это сооружение предназначено для хранения воды. Все тут до потолка должно быть заполнено водой.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 34.

Местная керамика

Фото 35.

Фото 36.

Фото 37.

А вот из таких органических красителей делают разноцветную пряжу для турецких ковров

Фото 38.

Фото 39.

Фото 40.

Фото 41.

Много полиции и военных не видел, но вот бронетехника на улице встречается.

Фото 42.

Фото 47.

И рогалики … вкуснейшие рогалики!

Фото 43.

Магазинные сувениры.

Фото 44.

Фото 45.

Фото 46.

Фото 48.

Фото 49.

Фото 50.

Вот такие фонтаны в Турции

Фото 51.

На корабле плыли по Босфору (сделаю отдельный пост) и причалили к берегу. Рыбаки как ловили там что то, так чуть ли не из под корабля продолжали ловить.

Фото 52.

Что там можно ловить из под уходящих и приходящих кораблей!!!

Самым дорогим отелем Турции, который оказался заброшен

Это копия статьи, находящейся по адресу

Почему-то многим идея провести двухнедельный отпуск целиком в Стамбуле казалась странной. Да, конечно, это огромный и совсем не курортный заповедник, но «олинклюзив» это не наш вариант, поэтому мы решили посвятить чуть меньше двух недель изучению города и окрестностей.

Первое знакомство

Первый день нашего путешествия отдельно примечателен квестом по поиску апартаментов и встречей зазевавшейся супруги с местным юродивым попрошайкой.
Уложив свои телеса спать в 3 часа ночи и подорвав их бежать в 5 часов утра, исключительно на перманентном впрыскивании адреналина в кровь, мы бежали сначала в метро под гадким осенним московским дождем, потом по переходу на новокузнецкую, обгоняя таких же как мы, в большинстве своем, ранних птах с чемоданами и рюкзаками, а потом на аэрэкспресс, на который мы внезапно успели, не смотря на то, что вышли на 10 минут позже запланированного.

Не буду писать про то, как без приключений погрузились на самолет, только слегка попереживав за Леву Пельмана, которого с безнадегой в голосе искала больше получаса тетенька в мегафонах, улетавшего (или не улетавшего) в Тель-Авив. И не буду писать про то, как боялась турбуленции стюардесса, пристегнувшаяся прямо перед моим носом своими ремнями к стене, и тетенька, молившаяся справа от нас.

Стамбул встретил нас просторным аэропортом, ярким солнцем и таможенником, смущенно поинтересовавшимся у Лизаветы как произносится ее фамилия.
Преодолев все формальности мы поспешили стать мобильными и обинтернеченными на территории чужбины. Т.е. направились к стойке Turkcell за местной симкой. Никакой карты, кроме достаточно мелкой схемы города из путеводителя у нас не было, и вся надежда была на гуглмэпс, поэтому мы были несколько обескуражены тем, что интернет сходу не заработал. 65 лир стоил сам контракт, 20 лир было положено сверху, чтобы получить лимит в 500 мегабайт трафика, о чем даже была получена смска. Но все попытки воспользоваться благами 3G были тщетны. Лишь на другой день в салоне оператора, турки сами настроили мне в телефоне какое-то АПН-соединение, и я наконец-то стал онлайн не только в апартаментах. Кстати, об апартаментах, найти их было непросто. Доехать до самого района особого труда не составило, а вот дальше начались блуждания по переулкам.

Через полчаса попыток найтись самостоятельно, мы начали приставать к туркам, которые начинали незамедлительно и очень забавно «решать наш вопрос». В бумажке с букингкома был телефон, ко которому они звонили и заводили долгую беседу чуть ли не за жизнь, после второго такого звонка нас нашел мальчик — сотрудник апартаментов. С отелями тут все не так просто, что-то совсем приличное стоит вполне московских денег, а селиться в хостел мы были как-то не готовы. Поэтому был найден средний и весьма неплохой вариант - апартаменты в десяти минутах ходьбы от Султанахмета.

Если в отзыв об апартаментах, я опубликую вот этот вид из окна, то к ним, конечно мало кто еще приедет)) Но все совсем неплохо! Внутри свежий ремонт, кондиционер, вайфай и мягкие матрасы.

Но вид из окна это нечто. На улице большая часть домиков занята обувными мастерскими. Реальная, а не туристическая, жизнь Стамбула , ради которой мы и ехали, оказалась совсем рядом.

Впрочем, с мусором тут все нормально, не встретить мусорную машину на улице практически невозможно. И центральные улицы почти чистые.

Первое впечатление от города - тут живу одни торгаши, кажется, что большая часть населения только торгует, при том местные принимают участие в процессе не только с стороны продажи, но и активно покупают. Торгуют в магазинах, магазинчиках, подземных переходах, огромных рынках (гранд-базар мы тоже как следует изучили), торговых центрах - везде. Даже вот так просто вывалив сумки или джинсы прямо на землю.

Гранд Базар

Пометавшись немного по старому городу, мы таки нашли колонну Константина, которую тот воздвиг в честь переноса столицы Римской Империи в Константинополь. Невозможно не отметить, как было просто правителям в древности в плане ознаменования чего-либо. Не надо было ломать голову над очередным памятником - поставил фаллический символ повыше и потолще на площади с хорошим обзором, и все счастливы! Про еще несколько подобных монументов чуть позже.

Так вот, от этой колонны, спустившись по живописной улочке, мы попали к главным воротам Гранд Базара. Вообще, Стамбул сам по себе - один большой базар , но тут, как бы, самое сердце.

Отдельной строкой впечатлили общественные туалеты, судя по всему, стоящие здесь с тех самых пор. Конечно, на жителя современной Москвы, самый главный рынок самого главного, на протяжении многих столетий, торгового города Европы и Азии, не производит такого впечатления, как описывают путеводители, но, тем не менее, он будоражит воображение, зрительные нервы и рецепторы организма своей яркостью, шумом и гамом, ароматами кофе, чая и еды, ну и, конечно, бесконечными рядами всяческих товаров. Это такая особенность человеческого организма, что более характерно для женщин, когда глаза и уши не могут выбрать одного направления для разглядывания и прослушивания — ноги становятся немного ватными, нижняя челюсть отвисает, а выражение лица становится немного придурковатым. Примерно так и выглядят 99% посетителей Гранд Базара.

Хозяева многочисленных лавок, семьи многих из которых бессменно тут работают с 15 века, этим беззастенчиво пользуются, добавляя в общий гам собственные подвывающие дефирамбы своим лампам, коврам, платкам ювелирным изделиям или шлепанцам. Вообще, не важно, что лежит на том или ином прилавке - оно всяко оказывается самым лучшим, самым новым (или самым старым в зависимости от запроса клиента), самым дешевым и вообще самым-самым жизненно необходимым.

Так торговать как в Сатмбуле умели только на Черкизоне, но тут сервис менее навязчив.

Мы прошли вдоль, поперек, по диагонали и сделали несколько кругов по торговым улочкам, впав в полубессознательное состояние, прикупив несколько сувениров и совершенно потеряв способность к ориентации на местности, когда внезапно оказались на площади Бояйзит, вывалившись из этого блестящего галдящего муравейника во внезапную тишину.

Египетский базар

Кроме Гранд Базара туристами еще весьма любим рынок специй или, как его называют, Египетский базар. Тут, конечно, торгуют далеко не только специями и, если побродить, можно найти все, что угодно. Сладости, турецкие стеклянные светильники, чайники, украшения, орехи ста сортов, табак на вес и так далее.

Донеры из баранины и курицы нигде давно не в новинку, но в Стамбуле съесть шаверму в том или ином виде можно вообще на любом углу. Навязчивые зазывалы соревнуются друг с другом в угадывании национальности проходящих мимо туристов - приветствуют на родном языке и японцев, и русских, и итальянцев, и тем более англоговорящих граждан.

Было бы странно, если бы для города, стоящего на двух морях (Черном и Мраморном) основой кухни не была рыба. При желании, с легкостью можно отужинать свежепойманной рыбкой поблагородней за несколько сотен лир с видом на Босфор. А можно за 6 лир купить «балык екмек» - жареный кусок самой простой безымянной рыбы, вложенный в половинку батона вместе с луком и еще какой-то зеленью - предельно простое и очень вкусное кушанье. Для туристов и гуляющих горожан «балык екмек» продают со специальных декоративных лодочек, красиво раскачивающихся у пристани.

Рыбный рынок

В Стамбуле , естественно, есть и несколько рыбных рынков - один из них на берегу Мраморного моря в европейской части. Небольшой, но колоритный и пахучий. Вообще в этом Мраморном море и Босфоре рыбы полным полно. Водится даже рыба-меч. Кстати, довольно вкусная;) Как и на любом другом рынке продавцы-полиглоты зазывают купить хоть что-нибудь. Я очень люблю рыбу, и, если бы я жил в Стамбуле , обязательно стал бы завсегдатаем такого рынка.

Вообще основное правило в отношении к товару - товара должно быть много. Если ты продаешь стеклянные лампы, то их должно быть не меньше тыщи штук, карманные швейные машинки - будь любезен выставить на прилавок хотя бы полсотни, кукурузу - сложи хотя бы десяток невероятных пирамид из кукурузных початков. Рыба - не исключение.

Тут же ряд ресторанов с видом на лодочки, на которых турки и ходят за этим рыбным изобилием в Мраморное море.

Святая София

Как бы мы ни уклонялись от посещения самых-самых туристоориентированных объектов, и как бы нам в этом ни помогал топографический кретинизм - не посетить Святую Софию, будучи в Константинополе, просто невозможно.

Вообще, к нашему стыду, мы при первом посещении Султанахмеда самонадеянно решили, что Святая София - это та, что с 6 минаретами. Почему - загадка. Возможно, что от жадности. Но про ту, что с 6 минаретами - ниже.

Итак, мы твердо решили с утра, что хватит откладывать, пора идти приобщаться к мировому фонду Юнеско и потопали в Софию. Честно, как и при каждой попытке тут посетить ту или иную достопримечательность, мы сделали несколько кругов почета, пока не нашли вход, отстояли в очереди и, поддавшись туристическим миазмам, взяли по аудиогиду.
Ну что сказать?Конечно она впечатляет размерами, а еще больше, при наличии фантазии, отделкой и убранством. Хотя, после многочисленных грабежей от убранства почти ничего и не осталось. Колонны - тяжело унести, а мозаику трудно отколупывать от потолка, поэтому они сохранились нам на радость.

Мозаика, в свое время, подсвеченная огромным количеством светильников на каждом ярусе, должна была просто гореть золотым огнем. Представьте себе тысячи маленьких золотых зеркал — это как оказаться в вывернутом зеркальном шаре. Всяких дикарей, т.е. тех, кто не был византийцем, во времена постройки Софии это должно было поражать до самых глубин души раз и навсегда. Здесь становится очевидно, что Владимир не мог не выбрать для Руси ничего иного, кроме православия. У каждого нормального варяга, посетившего ее, безусловно начинал щелкать в голове еще не изобретенный в ту пору арифмометр, подсчитывающий сколько тут всякого блестящего добра, которое можно было бы эвакуировать на родину и пустить на фибулы. И каждому из правителей того времени и многих столетий спустя, да и сейчас, не сомневаюсь, хотелось бы иметь благообразный предлог для завоевательных войн, грабежей, а также поборов собственных подданных. Православная традиция в отношении драгметаллов и блестящих минералов - просто идеальный вариант.

Варяги, кстати, в большом количестве служили Юстиниану в качестве наемной дружины, и, по долгу службы, им приходилось посещать религиозные мероприятия в Софии, а так как они были не совсем дикарями, то занимательное ковыряние в носу им быстро надоедало, и они развлекали себя как могли, оставляя памятные зарубки и надписи всюду, куда могли незаметно дотянуться.

К слову о постройке. Имхо, для возведения этой жемчужины зодчества изначально было выбрано неудачное место, потому как церкви, построенные на нем до Святой Софии, постоянно сгорали. То пожар, то восстание - нехорошая тенденция. Но императоры византийские были упертыми и самоуверенными людьми, поэтому Юстиниан велел возвести этакую махину все на том же месте. И не прогадал — несколько раз храм частично разрушался, включая разрушение купола, в результате землетрясений, разграблялся братьями-христианами, а потом и вовсе был обращен в мечеть, а затем в музей.

Нам, как всегда, «повезло» в том, что здание сейчас на реставрации и полностью обозреть его пространство нам не удалось, но главные сокровища — сохранившиеся мозаики мы посмотреть смогли. Особенно нас впечатлила чета императрицы Зои и ее третьего супруга - Константина. На ее примере мы можем наблюдать преемственность между античным и византийским искусством — при каждой смене супруга мозаика не переделывалась полностью и не создавалась новая - просто выкладывали новый портрет и меняли имя императора.

Отдельным продолжительным монологом аудиогид нам рассказал о выдающихся и самых-самых образчиках исламского искусства - медальонах с именами Аллаха, пророка и халифов. Мы посмотрели на них и прокрутили файл еще раз. И снова посмотрели. Оставим это без комментариев.

В общем и целом, посещение Святой Софии оствило двоякое впечатление. Очень жаль разграбленных сокровищ.

София слева, а справа - Султанахмет.

Султанахмет

Султанахмет это и название района, и название мечети. Мечеть действующая, но поскольку есть масса желающих поглазеть на интерьеры и мусульман туристов, она оборудована для посещения неправоверными. Есть отдельный вход, где туристам выдают пакетики для обуви, платки и юбки - чтобы те не смущали молящихся своим видом. Мечеть открыта не постоянно, а лишь когда не происходит ничего сакрально-важного. Ничего сверхъестественного внутри мечети не обнаружилось.

Башня Галата

Еще одно на сто процентов туристическое место - Галатийская башня, но мимо пройти невозможно. Потому что больше не от куда посмотреть на Стамбул с высоты . Башню видать отовсюду. За столетия башня была и тюрьмой, и обсерваторией, и пожарной каланчой, но изначально она строилась ради наблюдения за Босфорским проливом. Впрочем, вот на этой фотографии Золотой Рог, Босфор слева и чуть дальше.

Прогулки по Стамбулу (Турция)

Первую башню тут построили аж в конце пятого века, но, конечно, то, что показывают туристам сейчас, новодел - четырнадцатый век. Современный вид башня приобрела еще позже, ну а в прошлом веке внутри башни вообще построили лифт. Внутрь пускают за 13 лир с носа, и наверху на узенькой кольцевой террасе набивается целая толпа зевак-туристов. С высоты Стамбул так же прекрасен, как и при прогулке по узеньким грязноватым улочкам. Кстати, мы выяснили, что азиатский берег пусть и чуть менее колоритен, но чище несравнимо.

Обелиски

На нынешней площади Султанахмет раньше был ипподром. Вернее, она сама раньше и была ипподромом, если мы ничего не перепутали. Как на каждом приличном ипподроме, на Константинопольском тоже стояли и стоят по сию пору обелиски. Я уже писала, что с монументами и идеями для их создания у древних все было намного проще, чем теперь. Частенько даже не надо было ничего создавать нового, потому что у Византии был целый Египет, практически под боком, битком набитый всякими колоннами, обелисками и сфинксами. Но, в отличие от строителей города на Неве, Константинопольские правители большее предпочтение отдавали классическим фаллическим формам и импортировали колонны и те самые обелиски. При этом, как ни странно, но единственным привезенным непосредственно оттуда памятником обелискостроения является Обелиск Феодосия, доставленный из южной части Великого Храма Атума-Ра-Амона, что в Фивах.

Изначально он был сооружен к тридцатилетию правления Фараона Тутмоса III, между прочим, в 1460 году до н.э. По приказу императора Феодосия, с немалыми усилиями, его выкорчевали из родной земли, погрузили на лодку и отправили к нынешнему местонахождению. Надо отдать должное византийским такелажникам – они хоть и уронили обелиск так, что он лопнул поперек себя, но уронили удачно – лопнул он ровненько. А может, он целиком просто не помещался на баржу, Все же он был больше почти на треть? Но этот вопрос навсегда останется под покровом тайны.

Неподалеку от него примостился еще один обелиск. Хоть и выше, но менее ровно, уходящий в небо, чем его египетский сосед. Это образец местного творчества – обелиск Константина(чувствуете разнообразие в названиях колонн города?), установленный императором Константином VII в честь, внезапно, Василия I. Поговаривают, что раньше он был покрыт листами позолоченной бронзы, которые скрывали общую неидеальность форм колонны, и которые были благополучно оторваны от него крестоносцами и переплавлены в крестики.

Сравнивая эти два одинаковых по сути, но несколько разнящихся по форме монумента, начинаешь понимать, что значит «Не разбрасывайся». Египтяне умудряются до сих пор поражать воображение четкостью исполнения. Может они и не придумывали всяких ужасов типа рококо, но создавать огромные геометрические фигуры они научились мастерски.
Совсем печально смотрится рядом с этими соседями Змеиная колонна, представлявшая собой трех сплетенных змей, созданная из оружия поверженных персов греческими мастерами для дельфийского святилища Аполлона и, правильно, добытая оттуда усердным собирателем прекрасного в лице Константина. В 1700 году головы змей были разбиты неизвестным герпетофобом. Уцелела только одна голова, которую сейчас демонстрируют отдельно от тела в Стамбульском археологическом музее.

Стамбул

Стамбул впечатляет и размерами. Кроме азиатского и европейского берегов, в состав города входят Принцевы острова в Мраморном море. Из четырех островов мы посетили только самый большой, смотреть там особо нечего, да и ехали мы ради посещения пляжа. Те же кошки, торгаши, ресторанчики. Приятно удивил запрет на автомобили - передвигаются по острову только на конных повозках.

Большой же Стамбул постоянно кишит людьми, кораблями, трамваями. Все куда-то бегут, говорят на самых разнообразных языках.

Мы постоянно старались уходить с туристических маршрутов, сворачивали в переулки, заглядывали в двери, искали места, где бы было побольше нищих и шпаны. Фотоматериал, конечно, требует еще переработки, но вот покажу несколько кадров более реального Стамбула , чем вылизанные до блеска достопримечательности.

Даже апартаменты мы выбрали на рабочей улице, сплошь набитой обувными мастерскими. Удивительно отношение турок ко всяким развалинам. На древних стенах Константинополя - чуть ли не 20 километров неплохо сохранившихся стен - местные жители растят петрушку и помидоры, а прилепленная к нашему домику развалюха 1880 года благополучно исполняла роль помойки.

На европейской стамбульской набережной туристы кучкуются только в одном месте - у причалов напротив Египетского базара, остальная набережная представляет собой узкую полоску бетона вдоль чуть более широкой полоски наваленных вдоль берега валунов. Местные промышляют рыбой в любом удобном месте.

Мусульмане, как и в Москве, не помещаются всей толпой в мечетях, поэтому бывают моменты, когда внезапно улицы застилаются ковриками и заполняются молящимися.

Люди

Никак обобщить стамбульцев, разбить их на группы и вообще как-то систематизировать людей, наполняющих улицы города, я не могу. Попытка перечислить все ингредиенты толп на улицах потерпела провал: лавочники, ресторанные зазывалы, туристы, нищие, правоверные мусульманки, белые воротнички, полицейские, туристы, мусорщики и десятки других обособленных групп смешаны в особый коктейль таким образом, что людская масса не превращается в одно серое целое, как в Москве и в десятках других мегаполисов.

Ни разу мы не попали ни в какие неприятности, хотя я наделся поснимать и беспорядки, да и ночными не туристическим улицами мы не гнушались. Небольшие группы полицейских на площади Таксим и в окрестностях (вооруженных, кстати, не в пример солиднее московских «анти-несогласных» полков) добавляли драматизма, но никаких погромов и свержений власти в наш визит не произошло.

Продолжаю свой рассказ о самостоятельном путешествии по Турции.
Второй день в Стамбуле я решила провести более спокойно. Наметила для себя посещение Галатской башни, Гранд базара и прогулку на пароме до района Эйюп. Далее по программе – подъем на фуникулере на холм, с которого открывается живописный вид на залив Золотой рог.

Итого, сегодня у меня будет как минимум две обзорные площадки, которые я обожаю и стараюсь в каждом городе найти возможность взобраться повыше.
Если вы еще не читали мои отчеты о первом дне проведенном в Стамбуле, то welcome – и .

Галатская башня.

Башню построили в 14 веке, чтобы наблюдать за входом Босфор.

Ну что же, пойдемте понаблюдаем 🙂 .
До башни можно доехать на трамвае, но я решила снова прогуляться по Галатскому мосту, чтобы еще раз увидеть помешанных на своем увлечении рыбаков. Удивительные люди!

К башне ведут узкие, петляющие улочки.

Временами башня теряется между домами, но я ориентируюсь по и какими-то “огородами” пробираюсь к ней.

Вход стоит 25 лир. За эти деньги вам не придется пешком подниматься наверх. Заходите в лифт, пара секунд и вы уже на самой верхней точке.

На верхнем этаже Галатской башни функционирует кафе. Самые любимые столики посетителей, конечно же, у окна.

Вот он, Стамбул, с обзором на 360 градусов. На фото плохо видно, но там, на горизонте уже просматривается Мраморное море.

Стамбул разделен не только Босфором. Залив Золотой Рог тоже привносит свою толику пробок. Он на фото ниже. Почему у залива такое название, расскажу чуть позже.

Слева – Босфор, справа – Золотой рог. А там вдалеке – Мраморное море и вход в Босфор.

Специально перевернула Гугл-карты, чтобы показать точку обзора.

Утром я еще даже не подозревала, что вечером снова окажусь около Галатской башни. Но об этом чуть позже.

Район Эйюп. Смотровая площадка.

Поскольку в Стамбуле причалов великое множество, с паромами не так то просто разобраться. Я очень долго не могла сообразить откуда отправляются паромы на Эйюп. Для таких же первооткрывателей прикладываю карту.
Две красных точки на карте это места посадки на паром, следующий до Эйюп. Если вы находитесь на причале Еминеню, то нужно идти далеко за Галатский мост. Причал будет около автостоянки.

Если вы находитесь на другой стороне залива Золотой Рог, то есть на причале Кадикой, нужная пристань будет слева от моста.

Жетономатиков рядом нет, так что покупкой жетона нужно озаботиться заранее. Расписание на причале есть всегда. Таким образом можно вычислить, что время в пути от Кадикой до Эйюп – 40 минут.

Паром выполняет роль маршрутного такси, курсируя от берега к берегу, постоянно пересекая залив Золотой Рог. Такой трансфер вполне можно использовать в качестве водной прогулки. Стоимость поездки стандартная – 4 лиры.

Паром гораздо меньше вчерашнего прогулочного, но здесь тоже есть кафетерий с вкусным чаем.

Немного фотозарисовок.


Самая настоящая подводная лодка, только старенькая.

На причале фотографирую на память расписание паромов и отправляюсь к фуникулеру. Есть такое мнение, что Эйюп один из самых религиозных районов Стамбула. Не могу ни подтвердить, ни опровергнуть данное мнение. Здесь я чувствовала себя также комфортно, как и в туристическом Султанахмете.

Телеферик ничто иное как фуникулер. Он располагается у подножия холма чуть дальше от пристани.

Угадайте стоимость подъема на фуникулере? Правильно – 4 лиры.
Забыла сказать, что склон холма представляет из себя мусульманское кладбище. Лично меня данный факт нисколько не смущал. Я потом даже потихоньку присоединилась к французской туристической группе и прошлась вместе с ними по кладбищу.

Наверху холма находится знаменитая кофейня Пьер Лоти с очень живописной террасой. Смотровая площадка располагается рядом.
Залив Золотой рог назван так из-за своего крутого изгиба.

В Стамбуле прохладно, туристический сезон еще не начался, поэтому практически все столики в кафе свободны.

А вот и большая группа французских товарищей, с которыми я спустилась вниз к причалу.

Разумеется, можно было снова воспользоваться фуникулером, но прогуляться гораздо интереснее.

Гранд базар.

Неважно планируете ли вы делать покупки на Гранд базаре или нет, заглянуть сюда стоит. Большой рынок привлекателен в первую очередь своим колоритом. Ассортимент товара довольно разнообразен: кожаные изделия, ковры, посуда, одежда, ювелирные украшения.

Строить рынок начали в 1453 году, одно время он даже был центром работорговли.

А я все ходила, приглядывалась к красивому потолку, абсолютно не обращая внимания на местных зазывал.

Кстати, в районе Гранд Базара самый выгодный обмен валюты.

После посещения Гранд Базара у меня не осталось никаких спец.планов, но световой день еще даже не собирался клониться к вечеру и надо было что-то придумать.
Вот тут то мне и пришла в голову “гениальная” идея – увидеть Мраморное море. На карте расстояния казались вполне вменяемыми. Мне предстояло пересечь район Султанахмет и выйти к Kennedy Cadesi.
На деле оказалось, что весь проспект закрыт какой-то стройкой. Мраморное море я увидела только издалека.

Пока шла к морю, глазела по сторонам. Мне показалось, что уровень цен в этой части Султанахмет несколько ниже.
Не знаю, что это за домики, но очень симпатичные.

Прогулка по набережной у меня не получилась и я решила вернуться к Голубой Мечети. Вчера я не все успела осмотреть. Прямо за мечетью находится площадь Ипподром. Другое название – площадь Султанахмет.

В древности на площади проводились конные бега, по обе стороны стояли трибуны для зрителей. В наши дни беговые дорожки находятся под пятиметровым слоем земли.

На площади есть два обелиска. Один из обелисков я узнала, он из Карнакского храма. Когда мы были в , экскурсовод рассказывал группе про этот обелиск.

У входа на площадь находится Немецкий фонтан. Если заглянуть внутрь, то можно увидеть позолоченную мозаику.

К этому времени я изрядно проголодалась и решила двигаться в сторону Галатского моста, чтобы покушать в одном из рыбных ресторанов.

Проходя мимо парка Гюльхане решила заглянуть туда ненадолго. Около входа расположился фонтан-книга.

Думаю, что летом здесь должно быть замечательно. Ранней весной зелени все таки маловато.

В Стамбуле никуда не спрятаться от каштанов, вареной кукурузы и бубликов. Даже в парке.

Специальный ресторан на Галатском мосту я не стала выбирать. Зашла в тот, который показался мне более симпатичным.
В хорошую погоду приятно посидеть на улице. Я же выбрала внутреннее помещение, так как было довольно прохладно и ветрено.

В турецких кафе и ресторанах все официанты и повара мужчины. Возможно, такая работа считается исключительно мужской в Турции. Девушки работают кассирами в магазинах, а вот взрослых работающих женщин я вообще не видела.

После обедо-ужина я некоторое время раздумывала чем себя занять. Ноги просились в отель, а душа требовала зрелищ (с хлебом вообще никаких проблем не было). Развернув карту Стамбула и изучив еще раз достопримечательности, я решила посмотреть на старинный акведук.

Акведук Валента.

Все бы ничего, только город начал стремительно погружаться в сумерки. К акведуку я пробиралась какими-то турецкими трущобами, долго плутала и наконец-то увидела его.

Акведук Валента – часть водопроводной системы Стамбула. Мост как бы соединяет два холма, а по верху раньше были проложены трубы для воды. Сооружение было построено в III веке. Только вдумайтесь сколько ему лет!
Специальная подсветка придает древнему строению какой-то особенный шарм и я даже обрадовалась, что решила посмотреть на акведук именно вечером.