Начальное образование в индии. Учеба и образование в индии

Большинство российских студентов выбирают для поступления европейские или американские вузы. А вот жители Америки и Европы едут учиться в Азию. Ежегодно самый большой поток абитуриентов устремляется в Индию. Основная цель будущих студентов - получить хорошее образование за небольшие деньги, подучить язык и остаться жить за рубежом.

Длительность обучения зависит от выбранной специализации:

  • Для студентов, выбравших торговлю или искусство, этот период составит три года;
  • Для факультетов сельского хозяйства, ветеринарии, медицины и фармакологии - четыре года;
  • На юридическом факультете учатся пять-шесть лет;
  • Для получения степени магистра понадобится ещё два года;
  • Срок окончания докторантуры зависит от области исследований и успехов аспиранта.

Академический год начинается в августе и заканчивается в апреле. Раньше этот период не делили на отдельные семестры, но с недавних пор вузы в Индии перешли на схему двух семестров. Каждый длится около пяти месяцев.

Система оценок зависит от вуза и может быть:

  • Процентной;
  • Буквенной;
  • Описательной;
  • Балльной.

В конце каждого семестра проходит аттестация по четырём основным дисциплинам. В середине семестра проводят предварительное тестирование. Успеваемость по остальным предметам в течение года не проверяют. Экзамены сдают в конце года.

Программы образования

Начальное и среднее образование в Индии является обязательным. Дошкольное образование длится 2 года. В школе обучаются 10 лет. После окончания средней школы можно получить профессиональное образование в колледже и подготовится к поступлению в университет. В зависимости от специальности обучение там длится от 6 мес. до 3 лет.

Следующей ступенью является получение высшего образования. Индия располагает более 700 вузами. В зависимости от типа финансирования они бывают трёх видов.

  1. Частные. Отличаются независимостью от государства;
  2. Центральные. Находятся в подчинении у индийского Департамента высшего образования;
  3. Местные. Функционируют в соответствии с законодательством штата.

Университеты Индии включают три ступени:

  1. Бакалавриат. Степень присуждается после завершения основной программы обучения;
  2. Магистратура. Для получения необходимо пройти углублённое обучение и написать исследовательскую работу. Минимальный возраст для поступления - 21 год;
  3. Докторантура. Позволяет получить степень доктора наук после 3–4 лет обучения и защиты диссертации.

Широко распространено дистанционное обучение. Возможность присутствовать на бесплатных лекциях и получить высшее образование, не выезжая за пределы родной страны, предоставляет Национальный открытый университет Индиры Ганди (IGNOU).

Условия для поступления

В Индии распространена система открытого образования. Приём абитуриентов ведётся без вступительных экзаменов. Обучение зачастую бесплатное. А также существует возможность учиться удалённо.

Обучение в вузах строится на английских традициях, поэтому все предметы преподают на английском. Для тех, кто плохо владеет языком или имеет начальный уровень, университет предоставляет возможность закончить языковые курсы. Русский язык не используется.

Поступить в университет можно только после окончания средней школы, поэтому средний возраст поступающих 17-18 лет. Для поступления в магистратуру необходимо предоставить документ о получении степени бакалавра в своей стране или получить образование в Индии.

Перечень необходимых документов

Граждане РФ и абитуриенты из других стран для поступления в индийский вуз предоставляют:

  • Школьный аттестат о получении полного среднего образования;

  • Загранпаспорт;
  • Студенческую визу;

  • Медицинскую справку;
  • Пакет документов, подтверждающий платёжеспособность абитуриента.

Студенческая виза

Учебная виза даёт право находиться на территории страны во время обучения.

Для оформления понадобится предоставить в Генконсульство:

  • Справку о поступлении в вуз;
  • Загранпаспорт;
  • Заполненную анкету;
  • Цветную фотографию.

Стоимость обучения в 2019 году

Стоимость одного года занятий в крупном индийском вузе не превышает 15 тыс. дол. Размер оплаты зависит от престижности учебного заведения:

  • В популярных университетах плата за обучение для бакалавров составляет около 4000 дол. за семестр;
  • Для магистров - около 6 тыс. за семестр;
  • В частном вузе стоимость зачастую одинакова для бакалавров и магистров. В среднем это 5–10 тыс. дол. за семестр.

Можно ли получить образование бесплатно

Образование в Индии может быть бесплатным на любой ступени. Для получения бесплатного высшего образования индийское правительство предоставляет гранты и стипендии.

Основные требования для получения:

  • Хорошее знание английского языка;
  • Диплом об окончании средней школы.

Какие есть стипендии и гранты для иностранцев

Координатором программ для получения бесплатного образования выступает Индийский Совет по Культурным Связям (Indian Council of Cultural Relations, ICCR). Соискатели стипендии могут выбрать 3 учебных заведения для поступления. Студенты, поступающие на факультет искусств, должны предоставить аудио- или видеозапись своего выступления.

Будущие инженеры предоставляют результаты экзаменов по физике, химии, математике. Размер стипендии 160-180 дол/мес. Минус программы - длительное обучение (от 1 года до 4 лет) без возможности уехать на родину.

Для иностранцев также доступна программа технического и экономического сотрудничества (Technical and Economic Cooperation Programme, ITEC). Стипендиатам оплачивают расходы на перелёт, проживание и медицинскую страховку. Для некоторых курсов требуется получить степень бакалавра. Ежемесячная стипендия - 376 дол/мес.

Для получения необходимо быть моложе 45 лет. Требования к академической успеваемости вузы выставляют самостоятельно. Минус программы - отсутствие занятий по традиционным индийским искусствам и краткосрочность программы (от 3 недель до 3 месяцев).

Особенности для программ стажировок и учёбы по обмену

Учеба по обмену и программы стажировки помогают узнать чужую культуру, быт и традиции. Кроме того, это возможность завести деловые знакомства и трудоустроиться в будущем. Студенты, участвующие в программе, получают образование в лучших учебных заведениях страны.

Иностранные граждане, которые уже получали образование в Индии, не могут участвовать в программе. Все обучающие курсы ведутся только на английском языке. Правительство Индии выделяет ежемесячную стипендию и покрывает расходы на перелёт и проживание. Визы для студентов программы оформляют в посольстве государства.

Варианты проживания и питания студентов

Проживание и питание здесь стоит дешевле, чем в других странах Азии. Университеты предоставляют общежитие для иностранных студентов. Получить комнату бесплатно могут только коренные жители.

Примерные ценовые значения:

  • Стоимость комнаты в кампусе для иностранцев составит около 60–90 дол./мес.;
  • Аренда квартиры - около 160–220 дол. мес.;
  • На питание, проезд и учебную литературу в среднем уходит 130–150 дол. мес.

Лучшие университеты страны

  1. (англ. IndianInstitute of Science). Входит в число наиболее известных и престижных университетов в мире. Самые популярные дисциплины - химия и информатика. Иностранные студенты могут получить дополнительное финансирование. Ссылка на офиц. сайт - .
  2. Университет Мумбаи (англ.University of Mumbai). Государственный университет в г. Мумбай. Популярностью пользуются факультеты менеджмента, химии и медицинского дела. Образование в вузе можно получить удалённо. Ссылка на офиц.сайт - .
  3. Раджастханский университет (англ. Universityof Rajasthan). Основная специализация - сельское хозяйство. Офиц. сайт - .
  4. Делийский университет (англ.University of Delhi). Крупнейшее учебное заведение в стране. Высокий рейтинг у дисциплин - искусство, естественные науки, инженерное дело, менеджмент. Офиц. сайт - .
  5. (англ. University of Calcutta). Вуз принимает активное участие в программах обмена студентами. Стоимость обучения зависит от выбранного курса. Самые популярные направления - социальные дисциплины и менеджмент. Офиц.сайт - .

Разноплановые отзывы об учёбе

Наталья: Была в Индии по программе ITEC. Заявку на обучение подавала за три месяца до начала учебного года. Перед этим также нужно было заполнить небольшую анкету и рассказать в письме, почему именно я должна поехать. В принципе это несложно, главное основательно подготовится.

Михаил: Качество образования в Индии действительно хорошее. У меня сын поступил в прошлом году в Делийский университет. Долго изучали информацию, страшно ребёнка отпускать в незнакомую страну. На деле все гораздо проще. У университета охраняемый кампус со всем необходимым для жизни. Можно даже не выходить за территорию. Хотя в город, само собой, выпускают без проблем.

Индийские вузы на равных конкурируют с развитыми странами мира и предоставляют своим выпускникам хороший шанс для трудоустройства. Древние традиции постепенно уступают место современным технологиям. Наиболее востребованными в Индии являются технические вузы. Популярны также и университеты, специализирующиеся на информационных технологиях и ювелирном деле.

Обучение в Индии, где столь резкие контрасты между богатством и бедностью, казалось бы, теряет всякий интерес для иммигранта. Однако практика учёбы в этой экзотической стране показывает совсем другие результаты. Большой абитуриентский поток ежегодно устремляется в сторону Индии. Цель каждого потенциального студента - хорошее образование за небольшие деньги, в перспективе - жизнь за рубежом.

История индийского образования и основные принципы

История развития системы образования в Индии - это продолжительный по времени этап, начало которого по разным оценкам приходится на V век до нашей эры. Уже тогда в Древнем Таксила создавались образовательные учреждения, наделённые свойствами высшей школы.

Древний город Таксила считался центром высшего образования Индии . Именно там вместе с индуистскими храмами и буддийскими монастырями впервые начали создаваться светские институты. Эти учреждения привлекали иностранцев обучением в области индийской медицины. Однако кроме изучения живой материи, индийское образование открывало дорогу к знаниям логики, грамматики, буддийской литературы.

Образование в Индии начало зарождаться в V в до н.э

Древняя образовательная система Индии поддерживала принцип разделения общества на касты. В зависимости от принадлежности к той или иной касте давала людям необходимые знания. Современный мир несколько изменился. Индийское образование в нынешнем его виде позволяет научиться любому мастерству независимо от кастовой принадлежности человека.

Страна придерживается главного принципа обучения своих граждан – «10 + 2 + 3» . Такая модель предусматривает 10 лет школьного обучения, 2 года колледжа, плюс ещё 3 года учёбы отводится на первый этап высшей школы.

Десять лет школы включают в себя 5 лет образования в младших классах, 3 года в старших классах и 2 года профессионально-технического обучения.

Особенности индийского образования

Дошкольное воспитание

Воспитание индийских детей до поступления в школу проходит через систему яслей и детских садов. В ясли принимаются малыши возрастом от 6 месяцев и старше. На этой стадии воспитательный процесс может продолжаться до трёхлетнего возраста. С трёх до пяти (шести) лет малыши получают воспитание в детских садах, которые обычно являются первым звеном начальной школы.

Индийская образовательная система от начала до конца

В Индии существуют государственные и частные дошкольные учреждения . Причём частных детсадов больше почти в 2 раза. Услуги муниципальных детских учреждений, как правило, бесплатны, если не считать небольшие сборы на хознужды со стороны администрации и пожертвования от родителей. Однако качество воспитания здесь ниже, чем в частных заведениях, где родители оплачивают сервис.

…Сын ходил в садик и в Индии, и сейчас ходит в Москве. Моё личное мнение - в индийском садике практически бесплатно ребёнку дают то, за что в Москве нужно выкладывать немалые деньги. Ибо в госсадиках в Москве детей не учат, а содержат. Да ещё постоянные сборы от родительского комитета непонятно на что. При первой же возможности, при нахождении в индии, постараюсь сына отдать в местный традиционный садик. Единственной проблемой была еда, в Москве кормят, в Индии нет…

Nadezda Lisina

http://ttshka.livejournal.com/103803.html?thread=1499771#t1499771

…Классический индийский детский сад. Частный. Но в государственные детские сады тут ходят только дети из беднейших семей. Наш стоит чуть больше $10 в месяц. Такой могут позволить себе очень многие…

http://ttshka.livejournal.com/103803.html?thread=1501563#t1501563

Школьное образование в Индии

Обязательное школьное образование должны получать дети в возрасте от 5 до 14 лет. Учебный год в школах Индии начинается в конце марта - начале апреля. Учёба в школах делится на два семестра: апрель-сентябрь, октябрь-март. Самые продолжительные школьные каникулы в мае-июне, когда многие районы Индии накрывает жара (45–55º С).

Школьное образование является обязательным в Индии

Обязательное образование является приоритетом государственной политики Индии . Примерно 80% начальных школ принадлежат государству либо поддерживаются властями. Обучение бесплатное. Родители учеников выплачивают лишь небольшие суммы на школьные нужды. Все расходы на обучение берёт на себя государство.

Индийские школы разделяются по типам:

  • муниципальные,
  • государственные,
  • частные с господдержкой,
  • школы-интернаты,
  • специальные школы.

Муниципальные и неправительственные школы управляются и финансируются локально администрациями штатов и советами местных национальных образований. Как правило, родители учеников общественных школ вносят плату за обучение своих детей один раз - при поступлении. Большинство общественных школ Индии связаны с организациями CBSE (Центральный совет среднего образования) и ICSE (Международный центр среднего образования).

Государственные школы финансируются и управляются исключительно органами власти страны. Этот тип учреждений отличается самой низкой стоимостью услуг образования. Средства на содержание выделяются государством и филиалами CBSE, действующими на территории местонахождения школы. В государственных школах все преподаватели мужского пола. Ученикам обязательно предписывается носить школьную униформу . Причём каждая школа обеспечивает учащихся форменной одеждой индивидуального стиля.

Многие частные индийские школы требуют носить униформу

Частные школы с господдержкой не принадлежат государству, но функционируют по тем правилам, которые устанавливают индийские власти. Оплата за обучение здесь варьируется в зависимости от уровня сервиса и престижа . Поэтому тарифы могут быть от $15 за месяц обучения до $15 за один день уроков.

Школы-интернаты представляют собой структуру образования, где обеспечиваются не только условия для учёбы, но также для проживания. Услуги школ-интернатов платные - от $2300 до $6000 за год.

Специальные школы в Индии предназначены для детей, нуждающихся в особом уходе, имеющих отклонения в развитии. Дети получают в спецшколах стандартное или профессиональное образование, приобретают навыки, необходимые для полноценной жизни.

…У каждой индийской школы - своя школьная форма, в которую входят не только рубашки, юбки, жакеты и брюки, но даже носки, галстуки и ботинки. Самые маленькие обязательно носят бейджики, на которых указано их имя и адрес…

Анна Александрова

http://pedsovet.su/publ/172–1-0–5156

Видео про школу из уст индийского школьника

Средняя школа в Индии

Этап учёбы, приходящийся на курс старшей средней школы, индийцы обычно проходят за 6 лет (12–18). Последние два года считаются средним образованием высокого уровня с профессионально-техническим уклоном. Уже с 15-летнего возраста всем желающим предоставляется возможность сдавать экзамены, утверждённые директивами UGC, NCERT, CBSE .

UGC (University Grants Commission) - комиссия университетских грантов в Шри-Ланке. Занимается, кроме всего прочего, регулированием приёма абитуриентов в вузы. NCERT (National Council Of Educational Research) - национальный совет исследований в области образования. CBSE (Central Board of Secondary Education) - центральный совет среднего образования, которым утверждаются экзаменационные процессы в школах.

Стандартно экзаменационный процесс рассчитан на учеников в возрасте 17–18 лет (завершение обучения в средней школе). Успешное прохождение экзаменационной процедуры - это получение сертификата о законченном среднем образовании. Документ необходим каждому, кто планирует совершенствовать знания через высшую школу Индии.

Международные школы

В январе 2015 года на территории Индии действовали более 400 школ международного класса (ISC). Международные школы дают полное среднее образование, как правило, на английском языке. Дополнительно к школьным знаниям учащиеся ISC приобретают профессионально-технические навыки.

Многие из международных школ позиционируются в качестве общественных . Преподавание в таких учреждениях ведётся по образцу британских государственных школ. Это дорогие и престижные учебные заведения, среди которых можно выделить, например, Delhi Public Schools или Frank Anthony Public Schools.

Образование в индийских колледжах

Число индийских колледжей в 2011 году переваливало за отметку 33 тыс. учреждений. Из этого количества 1800 имели статус женских образовательных учреждений. Фактически этот вид образовательных площадок принадлежит к системе высшего образования страны. На базе колледжей организованы многочисленные курсы, охватывающие гуманитарные и естественные науки, а также курсы изучения иностранных языков, в частности, английского. Многие колледжи принадлежат индийским университетам. По сути, все они являются начальной ступенью университетского образования.

Колледжи, как правило, представляют собой начальную ступень университетстского образования

Приоритетное направление учёбы в колледжах – технические и технологические специальности. Также популярными считаются медицинское образование и бизнес-менеджмент. Технические колледжи в Индии часто называются институтами. Перечень лучших институтов содержит более 500 позиций. Вот только первые 5 из списка:

  1. Индийский технологический институт в Бомбее.
  2. Индийский технологический институт в Мадрасе.
  3. Канпурский технологический институт.
  4. Национальный технологический институт Тируччираппалли.
  5. Пенджабский институт разработок и технологий.

Система университетского образования в Индии

Система высшего образования Индии по своей масштабности уступает лишь Китаю и США . Пик развития индийской высшей школы пришёлся на период 2000 – 2011 годов. В конце 2011 года на территории страны действовали более 40 международных университетов, около 300 государственных, 90 частных. Ещё 130 учебных учреждений находились на стадии перехода в университетский ранг. Высоким уровнем образования, признанным на глобальном мировом уровне, выделяются следующие индийские учреждения высшей школы:

  1. Национальный институт технологий.
  2. Индийский институт информационных технологий.
  3. Индийский институт управления.
  4. Международный институт информационных технологий.
  5. Университет Мумбаи.
  6. Университет имени Джавахарлала Неру.
  7. Открытый национальный университет Индиры Ганди.

Приём студентов, как правило, ведётся без экзаменов . Академический год для университетов Индии начинается в августе и завершается в апреле. Традиционно индийскими вузами обучение проводилось по принципу единого семестра, охватывающего период от 10 до 12 месяцев. В конце каждого года студенты сдавали экзамены.

Сейчас идёт реформа с оглядкой на европейские принципы. Многие высшие учебные заведения уже перешли на схему двух семестров продолжительностью 5–6 месяцев каждый. Экзамены сдаются по завершении каждого семестра. Английский язык является основным языком преподавания для подавляющего большинства вузов. Студентам предлагается широкий выбор образовательных программ. Например, из следующего набора:

  • India - The IT Superpower,
  • Sample IT Curricula,
  • English Training,
  • Internship Programs.

…Я поступала в магистратуру в Бангалорский университет. Требует перевод российского диплома (degree certificate) на английский язык (можно 6ез нотариуса и апостиля. Мы делали в Индии). При этом интересуются финальным баллом в процентах. У нас раньше в дипломах проценты не ставили. Результат обозначали даже не цифрами, а словами: «хорошо», «отлично», «удовлетворительно»…

Dhimanika

http://www.indostan.ru/forum/2_7057_4.html#msg363097

Видео о Буддийском университете философии

Некоторые популярные учебные заведения Индии

Национальный институт открытого школьного обучения (NIOS) – учреждение, созданное Министерством развития людских ресурсов в правительстве Индии . Ранее именовалось Национальной Открытой Школой и предназначалось для обеспечения образования в отдалённых районах страны. Администрирует экзамены открытых школ в сельской местности.

Колледж Ражкумар - один из старейших колледжей Индии, обучающий студентов по системе К-12 (12-летнее образование с профессионально-техническим уклоном) . Находится в центре города Раджкот. Учреждение было построено ещё в 1868 году неким полковником Китингом. Однако сегодня имеет самое современное обеспечение и комфортабельное студенческое общежитие.

Национальный открытый университет Индиры Ганди - высшее учебное учреждение, находящееся в ведении правительства Индии . Один из крупнейших университетов, где помимо стандартных видов образования предлагается дистанционное обучение. В общей сложности вуз обеспечивает высшим образованием более 4 млн. студентов.

Инженерный институт Калькутты - фактически крупнейшее в мире многопрофильное инженерно-профессиональное сообщество . Год основания института - 1920. А в 1935 году учреждение было зарегистрировано Королевской хартией. Студенты разных стран получают здесь качественное высшее образование в области машиностроения и прочих технических направлений.

Индийский институт архитекторов - ещё одно уникальное учебное заведение, созданное в 1917 году . Институт даёт профессиональное образование по четырём направлениям архитектурного искусства. На базе института действуют многочисленные курсы, где учат основам градостроительства, развития инфраструктуры и другим тонкостям строительного сектора.

Фотогалерея популярных учебных заведений Индии

Инженерный институт Калькутты является полноправным членом Королевской хартии Административный корпус Национального открытого университета Индиры Ганди всегда готов принять студентов Колледж Ражкумар за долгие годы своей деятельности подготовил множество специалистов Национальный институт открытого школьного обучения - основа индийского образования в сельской местности Индийский институт архитекторов готовит специалистов высокого класса для уникальной сферы деятельности

Видео: образование по-индийски в Дели

Стоимость обучения в Индии

Бесплатное обучение в Индии для русских, украинцев, казахстанцев возможно, но только в рамках индийской экономической программы ITEC. Повышение квалификации и стажировка - вот основные направления краткосрочного (2–3 месяца) образования, предусмотренного программой ITEC. Всё остальное оплачивается по установленным международным тарифам.

Начиная с 2008 года затраты на образовательные услуги в Индии увеличилась многократно . Среднее образование и профессионально-техническое с каждым годом обходится индийскому правительству всё дороже. Министерство статистики совсем недавно опубликовало сведения на этот счёт.

За несколько лет расходы на индийское образование увеличились на 175%

Тем не менее для местных жителей стоимость индийского высшего образования остаётся низкой . За учёбу в университете на бакалавриате индусы платят около $300–350 за семестр. Иностранные студенты платят больше - до $6000 за академический год.

…Когда к нам на факультет приходил с лекцией представитель индийского консульства в СПб, он всячески рекомендовал программу ITEC. Это, конечно, нельзя назвать ни магистратурой, ни аспирантурой, но зато это бесплатно, при условии, что Вас отберут…

winterose

http://ru-india.livejournal.com/824658.html?thread=6673234#t6673234

…Отучилась год в Hyderabad Central University в магистратуре по антропологии через ICCR. Учёба и проживание бесплатно, платят стипендию. Документы подавать надо в январе. Из хороших унив-тов: IFLU в Хайде, в Пуне, Дели Унивёрсити и Дж.Неру Унивёрсити тоже в Дели. Вроде неплохой в Пондичерри, и город отличный…

http://ru-india.livejournal.com/824658.html?thread=6672978#t6672978

Какие требования предъявляются к иностранцам при поступлении?

Пошаговый процесс следующий:

  • сделать запрос в учебное учреждение через любые современные средства связи,
  • выбрать интересующий факультет,
  • подать заявление на поступление (обычной почтой, онлайн, другим способом),
  • в случае одобрения заполнить временную анкету, оплатить вступительный взнос €1000 + €100 за обслуживание,
  • получить справку, подтверждающую факт поступления,
  • оформить студенческую визу в посольстве Индии, предъявив справку о поступлении,
  • заполнить постоянную анкету студента и отправить вместе с пакетом документов.

Пакет документов к анкете студента (переведённый на английский язык):

  • аттестат или диплом,
  • заверенный администрацией бывшего учебного заведения список дисциплин квалификационного экзамена,
  • заверенная копия паспорта,
  • студенческая виза (оригинал),
  • медицинская справка, в том числе результаты теста на ВИЧ,
  • сертификат знаний английского языка (если требует вуз),
  • чек оплаты медицинского страхового взноса за первый год учёбы в размере €45.

Стипендия и гранты для русских и не только

Правительством Индии каждый новый учебный год утверждается пакет стипендий и грантов для иностранных студентов. Обычно все имеющиеся предложения по стипендиям направляются в разные страны мира через дипломатические представительства. Поэтому всю информацию по государственным индийским стипендиям и грантам можно получать в посольстве или консульстве Индии.

Для российских, украинских, казахстанских студентов интересны стипендии и гранты, которые предоставляются по следующим схемам:

  1. General Cultural Scholarship Scheme (GCSS) - Общекультурная схема стипендий.
  2. Indian Council for Cultural Relations (ICCR) - схема Индийского совета по культурным связям.
  3. Commonwealth Fellowship Plan - схема стипендий Содружества (только для аспирантуры).

Жильё для студентов и затраты на жизнь

Уровень расходов на проживание, питание, развлечения и т. д. напрямую зависит от местонахождения студента. Если учёба будет проходить в таких городах, как Дели или Мумбаи, следует быть готовым к тому, что уровень жизни в этих мегаполисах сопоставим с крупными городами Европы, Австралии, США. В целом же затраты на жизнь в Индии существенно ниже, чем в других странах мира.

Обычные варианты жилья для студентов - кампусы или проживание в частном секторе . Устройство в студенческих кампусах бесплатное только для местных граждан. Иностранцы имеют возможность поселиться в общежитиях для студентов, но за определённую плату - от $60 до $100 за месяц. Аренда квартиры составляет примерно $150–200 (двухкомнатная в Мумбаи). На питание и прочие нужды за месяц в среднем уходит $100–150.

Условия получения визы

Иммигранту-студенту необходимо иметь:

  • оригинал заграничного паспорта и ксерокопии важных страниц,
  • распечатку анкеты для визы в двух экземплярах, предварительно заполненную онлайн на сайте Правительства Индии (оба экземпляра документа должны быть подписаны),
  • одну фотографию размером 2х2 см, цветную, на белом фоне (лицо полностью открытое, без очков),
  • письмо от администрации учебного учреждения, куда поступил студент (с указанием деталей обучения),
  • ксерокопию удостоверения личности, выданного в стране проживания студента,
  • банковскую выписку о наличии средств, достаточных для учёбы и жизни в Индии.

Необходимо также оплатить все сборы, связанные с оформлением студенческой визы. Если вместе с абитуриентом в страну отправляются сопровождающие лица, им также требуется оформить разрешение на въезд и вид на жительство.

Работа во время обучения, перспективы трудоустройства

Для иностранных студентов в Индии нет практически никаких возможностей подработки во время учёбы . Администрация вузов относится к работе во время учёбы, мягко говоря, недоброжелательно. А вот после завершения учёбы выпускникам открываются неплохие перспективы трудоустройства. На выгодные контракты всегда могут рассчитывать выпускники факультетов высоких технологий. Такие специалисты очень востребованы зарубежными компаниями. Ценятся также инженеры и архитекторы, финансисты и технологи.

…Работать нельзя. Стипендия крошечная, согласна, посему нужна помощь родителей по-любому. Жить можно в студенческом общежитии либо снимать квартиру, что дороже, но лучше. Учиться интересно, что перекрывает все минусы…

http://www.indostan.ru/forum/2_7057_5.html#msg367209

Плюсы и минусы индийского образования (итоговая таблица)

Учёба в Индии, как демонстрируют студенческие примеры, позволяет успешно добиваться поставленных целей. Индийская высшая школа на равных конкурирует с развитыми странами мира и готова дать иммигрантам востребованную профессию. Дальше, как говорят студенты, дело техники. Работа в солидной международной компании и заманчивые жизненные перспективы.

Образование в Индии всегда являлось знаковым для населения, ведь большинство знаний, которыми мы пользуемся сейчас, были разработаны именно ими. Например, в области математики индийцам принадлежит ряд основополагающих открытий, такие как введение понятия и знака нуля, построение позиционной десятичной системы, «арабские цифры».

Различные навыки в областях науки широко применялись в повседневной жизни и активно передавались подрастающему поколению. Своя система знаний в Индии сложилась еще в VI в. до н.э. и просуществовала с незначительными изменениями до начала XII – XIII вв.

Одной из особенностей образования было устное обучение на всех его ступенях. Большинство произведений излагалось в стихотворной форме, для удобства запоминания материала, хотя это и не исключало изучение письма. Процесс получения образования начинался дома, где в качестве учителей выступали отцы или старшие мужчины в доме. Обучение начиналось с пяти - шестилетнего возраста. «В течение первого полугодия ученики осваивали алфавит и первые навыки чтения, а затем целый год занимались элементарной арифметикой. В течение следующего первого года или двух изучались начала грамматики, после чего, в возрасте от 8 до 12 лет, ученики проходили обряд упанаяны и поступали под руководство профессиональных учителей».

Стационарные школы со специальными помещениями, штатом учителей и определенной программой стали возникать только с IV – V вв. н.э. Содержались такие школы учителем, на пожертвования и милостыню, собираемую учениками. Кроме стационарных школ при некоторых индуистских храмах жрецы создавали религиозные школы.

Колонизация Индии привела к распространению в ней западных ценностей в образования, к коренным изменениям в отношении получения знаний и стремления к ним. До установления колониального режима в Индии была выстроена своя традиционная система образования, состоящая из двух ступеней: элементарной и высшей. Начальные школы существовали во всех городах и крупных населенных пунктах, высшие учебные заведения становились центрами религиозной и интеллектуальной жизни Индии. Сами колонизаторы также отмечали высокий интеллектуальный уровень индийцев, так согласно отчету от 1821 г. подтверждается данное наблюдение об образованности индийского населения: «На нашей территории едва ли найдется большое или малое селение, в котором бы не было школы; в больших деревнях их больше, в городах они есть в каждом районе; в них молодые туземцы обучаются чтению, письму и арифметике по такой экономной, но в то же время такой несложной и эффективной системе, что вряд ли найдется земледелец или мелкий торговец, которые бы вели свои дела хуже, чем это делают люди, занимающиеся подобными операциями в Англии, в то время как крупные торговцы и банкиры оформляют документы так же грамотно, четко и аккуратно, как…любой британский купец».

Индийская школа была бесплатной. Считалось, что знания столь священны, что никто не вправе их продавать. «Бесплатное обучение, - писал Дж. Неру, - было хорошо известно в Индии с самых древних времен. Это обучение было доступным для бедных студентов, которые не должны были ничего платить, не считая некоторых услуг учителю. В этом отношении у индусов и мусульман были одинаковые традиции».

С приходом в Индию колонизаторов начался процесс вестернизации образования – преобразование традиционной школы на основе западной модели. Благодаря христианским миссионерам было основано семнадцать школ для индусов и мусульман и четыре школы для христиан с английским языком обучения.

В 1835 г. генерал-губернатор Индии издал указ, по которому из казны финансировались только школы с изучением английского языка. В результате этого указа индийские языки стали постепенно утрачивать своё значение в жизни страны. Резко снизился уровень их преподавания, сократилось число традиционных школ.

В 1854 г. был издан закон, провозгласивший распространение в Индии европейского искусства, науки, философии и литературы. Была создана следующая структура системы образования: начальные школы с обучением на местных языках, средние заведения с обучением как на местных, так и на английском языке, колледжи и университеты с обучением на английском языке. Также признавалось право всех детей получать образование независимо от религиозной и кастовой принадлежности. В результате принятия закона образование стало проникать в наиболее отсталые в культурном плане слои населения. С 1873 г. по 1893 г. численность студентов колледжей возросла в четыре раза, учащихся средних школ – более чем в два раза.

К концу XIX в. в Индии сложилась система образования, которая во многом имитировала английскую. Дети малоимущих слоев населения обучались в «туземной школе». Это учебное заведение имело две ступени: низшую (2 года обучения) и высшую (4 года обучения). Содержание образования в младших классах включало обучение чтению, письму и счету на одном из местных языков. В высшей ступени обучения к этим предметам добавлялись история Англии и Индии, география, основы естественных наук.

После принятия закона лорда Кезона в 1904 году университеты получили право инспектировать школы и коллежи, определять профессиональную пригодность преподавателей, устанавливать содержание образования и оценивать учебно-воспитательную работу. По новому закону университеты могли лишать школы права посылать своих выпускников для сдачи вступительных экзаменов в высшие учебные заведения. В отношении начальной школы был провозглашен курс на увеличение их количества, для этой цели местные муниципалитеты увеличили финансирование с 1/3 до 1/2 всех расходов на образование.

Национально-освободительное движение 1905-1908 гг. заставило колонизаторов пойти на уступки коренному населению. В 1909 г. английский парламент принял закон об индийских законодательных советах, получивший название реформы Морли-Минто. Реформа давала индийской общественности возможность активнее включаться в решение образовательных проблем. Одновременно усилился контроль британских властей за деятельностью учебных заведений. Был создан Департамент просвещения. В 1910 г. член Всеиндийского законодательного совета известный индийский общественный деятель Г.К. Гокхале впервые в парламенте поднял вопрос о введении в стране обязательного образования. Правительство отказалось рассматривать этот вопрос.

В 1918 г. был принят Акт Индийского правительства, согласно которому «управление образованием переходило в руки индийских министров», при этом британское правительство продолжало распоряжаться военными институтами и учебными заведениями для госслужащих. Спустя год в ряде регионов страны началось распространение бесплатного начального образования. Реальный же переход на полное самоуправление в сфере обучения произошел только в 1947 г.

Мохандас Карамчанд Ганди, возглавивший в 30-е гг. национально-освободительное движение, привлек к себе внимание всей страны. Он считал, что именно невежество коренного населения Индии удерживает его в колониальном рабстве, и что встав на путь просвещения можно приобрести независимости, не прибегая к насилию. В 1930 г. прошла в стране началась кампания неповиновения – в ней приняло участие несколько миллионов жителей, бойкотировавшие школы и университеты.

Махатма Ганди считал, что только обучение на родном языке может принести пользу, а использование иностранного языка никогда не пробудит в человеке самосознание. Считая образование не самоцелью, а средством для становления нравственным и волевым человеком, он призывал воспитывать подрастающее поколению на источниках, написанных его народом: «Рамаяне», «Махабхарате» и др. Кроме этого процесс получения образования должен был совмещен с овладением какой-либо профессии, приближенной к сельскому хозяйству.

В основе составленной им программы национальной школы лежали такие принципы как: обучение на родном языке, возвращение к традиционному индийскому образованию, направленность образования на пользу общества. Помимо этого, Ганди предлагал подготовить детей сразу к практической стороне жизни – при обучении детей ремеслу, они тем самым могли бы частично оплачивать свою учебу, а позже зарабатывать этим себе на жизнь.

В 1937 г. с небольшими поправками программа национальной школы была одобрена правительством и начала осуществляться в реальной жизни. Так, начиная с 6-летнего возраста ребенок мог получить бесплатное образование на родном языке, попутно приобретая навыки той или иной профессии.

В 1944 г. индийскому правительству была предложена для реализации программа развития системы образования в послевоенные годы. Данная программа была рассчитана на 40 лет и направлена на достижение современного английского уровня обучения в Индии, тем самым индийцы получили возможность развивать свою собственную программу, соответствующую потребностям нации.

Крах общенациональной системы образования, основанной на синтезе западной и традиционной систем обучения, произошел в 1947 г. после раздела Британской Индии на два независимых государства: Республика Индия и Исламскую республику Пакистан. После этого события система и процесс получения образования у каждой страны развивался индивидуально, не соприкасаясь друг с другом.

Система образования в Индии. Парадигма и особенности

Подготовила Проскурякова Мария, 2 курс, магистратура


  • Древней Индии в начале I тысячелетия до н. э. сложилась педагогическая идея о том, что все члены высших каст обязаны пройти период ученичества под руководством наставника.
  • Древнеиндийское население было разделено на четыре касты, или варны, в соответствии с которыми целью воспитания становилась подготовка к жизни в условиях своей «ниши» (касты). Характерной особенностью воспитания в этот период было отсутствие общего для всех воспитательного идеала. Для каждой касты существовали свои цели воспитания. Для брахманов (жрецов) считалось необходимым воспитание чистоты и праведности, для кшатриев (воинов) важным было воспитание мужества и смелости, для вайшьев (земледельцев) - воспитание трудолюбия, а для шудр (слуг и ремесленников) - приучение к покорности. Важно и то, что обучение считалось обязательным только для трех высших каст.

  • С незапамятных времен Индия была образовательным центром.Тысячи лет назад великие ученые учили по священным писаниям.Велось преподавание,и создавались шедевры по таким разнообразным предметам,как:
  • 1)философия;
  • 2)религия;
  • 3)медицина;
  • 4)литература;
  • 5)драма и искусство;
  • 6)астрология;
  • 7)математика;
  • 8)социология;


Концепция современного образования в Индии направлена на воспитание разносторонне развитого человека, умеющего ценить красоту, искусство и богатое культурное достояние страны. В основе современной образовательной системы лежат ориентация на потребности народа, сохранение родного языка и культурных традиций. Одним из основных направлений социальной политики страны сегодня является повышение общего уровня образования населения, поэтому в штатах повсеместно строятся школы, пропагандируется обучение детей в школах в противовес домашнему образованию и работе с ранних лет.


Уровни образования

  • Образование в Индии делится на 4 уровня:
  • 1)Начальное образование;
  • 2)Неформальное образование;
  • 3)Образование женщин;
  • 4)Высшее образование;

  • Школьное образование Индии строится по единой схеме. Ребёнок начинает учиться в школе с четырёх лет. Обучение в первые десять лет (среднее образование) является бесплатным, обязательными и осуществляется по стандартной общеобразовательной программе. Основные дисциплины: история, география, математика, информатика и предмет, вольный перевод которого обозначается словом «наука». С 7-ого класса «наука» делится на привычные в России биологию, химию, физику. Также преподаётся «политика», эквивалент нашему естествознанию.
  • Подготовка к поступлению в вузы происходит в школах. Ученики, которые выбрали профессиональное обучение, переходят в колледжи и получают среднее специальное образование. Индия также богата большим количеством и разнообразием ремесленных школ. Там в течение нескольких лет ученик также помимо среднего образования получает востребованную в стране профессию.

Основное среднее образование в Индии сегодня обязан получить каждый гражданин вне зависимости от пола и социального статуса. Эта ступень является бесплатной. Минимальный образовательный уровень - 10 классов. Здесь дети учатся с 4 до 14 лет. Вторая ступень: 11 - 12 классы, этап является подготовительным для тех учащихся, кто решил продолжить своё образование в университете и получить специальность. Несмотря на то что каждый гражданин Индии имеет право получить бесплатное полное среднее образование, в стране существует система частных школ, где может вестись углублённое изучение отдельных предметов, уделяется повышенное внимание иностранным языкам.


Во всех учебных заведениях используются инновационные методы обучения, однако качество образования в частных школах значительно выше, чем во многих государственных общеобразовательных учреждениях. Средняя стоимость обучения в частной школе составляет от 100 до 200 долларов в месяц, а иногда и выше.

Это интересно:

  • во всех средних школах учащимся предоставляется бесплатное питание;
  • именно в Индии находится самая большая в мире (!) школа, в которой обучается более 32 тысяч учащихся.


Неформальное образование

  • В 1979 году была запущена Программа неформального образования (Non-Formal Education), которая была призвана обеспечить образование детям в возрасте 6-14 лет, оставшимся за рамками формального образования. В главном фокусе программы стали 10 штатов с низким уровнем образования, однако она осуществлялась и в городских трущобах, горных, племенных и других отсталых районах.


  • Образование женщин

Программы, направленные на улучшение положения женщин:

1) Женское собрание(Махила грамотность);

2) Кампания за повсеместную грамотность среди женщин;

3) Неформальные центры образования, созданные исключительно для девочек;

4) Профессиональное обучение;

5) Университетская Комиссия по предоставлению грантов на получение высшего образования.

После обретения независимости Индией уровень грамотности среди женщин значительно вырос. В 1951 году только 7,3% женщин были грамотными, в 1991 году этот показатель достигал 32,29%, а в настоящее время он составляет 50%.


Высшее образование

  • Система высшего образования в Индии подразделяется на 3 уровня:
  • 1. Бакалавриат. Бакалавр в искусствах, торговле и науках– 3 года. В сельском хозяйстве, стоматологии,фармакопеи, ветеринарии– 4 года. В области архитектуры и медицины–5,5 лет. В журналистике,
  • библиотековедении и правоведении–от3-5 лет.
  • 2. Магистратура. Получение степени магистра имеет двухгодичную подготовку, включает посещение занятий либо написание
  • исследовательской работы.
  • 3. Докторантура. Зачисление на докторский уровень происходит
  • после завершения степени мастера. Программа включает посещение классов и написание исследовательской работы. Степень Доктора присуждается по истечению дополнительно двух лет после получения или трех лет после получения степени Магистра.

Система высшего образования в Индии представлена более чем 200 высшими учебными заведениями, в которых обучается более 6 миллионов студентов из Индии и других стран мира. Сегодня Индия занимает третье место в мире после Китая и США по количеству высших учебных заведений. Индийские вузы делятся на университеты федерального значения и университеты, предлагающие обучение в пределах одного штата.


Индийские вузы пользуются всё большей популярностью среди молодёжи из многих стран мира. Несмотря на то что государственные вузы осуществляют набор на бюджетные места только абитуриентов, имеющих индийское гражданство, сегодня и иностранные студенты имеют возможность получить высшее образование в одном из университетов Индии бесплатно. Для этого следует подать заявку на получение стипендии или гранта и добиться её одобрения. Выдачей стипендий и грантов на обучение в одном из университетов Индии занимается Индийский совет по культурным связям. Как правило, ведущие федеральные университеты ежегодно выделяют несколько грантов для иностранных студентов. Поэтому если вас интересует учёба в конкретном вузе, следует дождаться, пока университет выделит грант по интересующей вас специальности (как правило, информация выкладывается на сайте Посольства Индии или на сайте соответствующего университета), и подать заявку.


Достоинства и недостатки высшего образования в Индии

Плюсы

Минусы

В период учёбы есть возможность поближе познакомиться с богатой индийской культурой, а также подтянуть знания английского языка.

Обязательное требование к студентам факультетов различных направлений - хорошее знание английского языка.

Низкая стоимость обучения.

Низкий уровень жизни.

Низкая стоимость проживания.

Нет возможности работать во время учёбы.

Индийские учебные заведения дают хороший уровень подготовки. IT-специалисты-выпускники индийских вузов востребованы сегодня во многих странах мира.

После получения диплома очень малы шансы трудоустройства в одной из индийских компаний.

Активно развиты программы выдачи стипендий и грантов, а значит, высока вероятность бесплатного обучения.

Для поступления в вуз не нужно сдавать вступительные экзамены.

Иностранным студентам предоставляется бесплатное общежитие или номер в гостинице.


Смолянская Л.Ю.
Заместитель директора по УВР
МАУ ДО «Народные ремесла»,
г. Хабаровск
«Поликультурное образование и воспитание за рубежом и в России»
Смолянская Людмила Юрьевна,
Зам. директора по УВР
МАОУ ДОД ЦДТ «Народные ремесла»,
г. Хабаровск
Поликультурная педагогика сравнительно молодая отрасль научного знания. Феномен поликультурности стал предметом особых исследований в мировой педагогике с 60-х гг. XX в. Зарубежной педагогической наукой накоплен солидный научный фонд по поликультурализму. Российские ученые к разработке поликультурной педагогики приступили сравнительно недавно - в 90-е гг. XX в.
Субъектам поликультурного образования и воспитания могут быть присущи три основные характеристики: 1) культурная общность; 2) языковая общность; 3) статус национального меньшинства или большинства. В поликультурном образовании и воспитании обычно задействованы два субъекта: ведущий и малый этносы, непременным свойством которых является культурное взаимодействие.
В современных странах обычно наличествует доминирующий тип цивилизации и его носитель- ведущий в культурном и политическом отношении этнос. Эти субъекты обладают мощной и давней культурой.
Доминирующие культуры - исторический продукт эпохи становления государств Нового времени. Единый народ, единый язык, единая страна, единая культура - такова идеология подобных сообществ, где этнические меньшинства постоянно ощущали давление и дискриминацию в социальной и культурной сфере.
Другой субъект поликультурного образования и воспитания - представители субкультур. На Западе, прежде всего в США, он нередко трактуется весьма широко, применительно как к национальным меньшинствам, так и любым субкультурам, включая женщин, людей с задержками в развитии, высокоодаренных, малоимущих, сексуальные меньшинства и пр.
Малые этнические группы - субъекты поликультурного образования и воспитания почти всегда объединяют этническая и языковая общность, культурные традиции (религия, искусство, история и пр.). Но в этих правилах есть исключения, порожденные специфическими историко-культурными процессами. Так, расово близкие афроамериканцы не имеют собственного языка. И, напротив, русскоязычные меньшинства ближнего и дальнего зарубежья связывает нередко не этническая, а языковая и культурная общность.
Разнообразие малых этнических групп порождено историческими, социальными, культурными и иными особенностями их возникновения. Среди них условно можно выделить следующие субъекты поликультурного воспитания.
1. Автохтонные группы, не обладающие государственно-культурной автономией: индейцы, народы Севера в США и Канаде, России, датчане, сорбы в Германии, корсиканцы во Франции, валлийцы, ирландцы в Великобритании, аборигены Австралии, курды в Ираке и Турции, айны в Японии, цыгане в Европе и пр.
2. Коренные группы, имеющие государственно-культурную автономию и самостоятельность: башкиры, калмыки, татары, якуты - в России, баски, каталонцы - в Испании, шотландцы - в Великобритании и пр.
3. Национальные меньшинства, оформившиеся на протяжении Нового и новейшего времени: афроамериканцы и латиноамериканцы - в США и Канаде, армяне - в России, Западной Европе и на Ближнем Востоке, немцы - в России, корейцы - в России и Японии, русскоязычные общины - в СНГ и Прибалтике, китайцы, индийцы - в странах АТР.
Представители этнических меньшинств сталкиваются со множеством образовательно-воспитательных проблем, придя в школу. Они располагают иными знаниями и ценностями (язык, религия, культурные традиции), и это мешает им реализовать себя в пределах педагогических требований, построенных на культурно-образовательной традиции большинства.
Страны, где в той или иной степени предусмотрена политика поликультурного воспитания, можно разделить на несколько групп:
с исторически давними и глубокими национальными и культурными различиями (Россия, Испания);
сделавшиеся поликультурными вследствие своего прошлого как колониальных метрополий (Великобритания, Франция, Голландия);
ставшие поликультурными в результате массовой добровольной иммиграции (США, Канада, Австралия).
Масштабы поликультурного воспитания в ведущих странах мира существенно различаются. Ему уделяется значительное внимание на официальном уровне в Австралии, Испании, Канаде. Активизировались усилия по поликультурному воспитанию и образованию в России и США. Власти Англии, Германии, Франции фактически проходят мимо проблем поликультурной педагогики. В условиях неприятия идей поликультурализма на государственном уровне его задачи в воспитании и образовании берут на себя сами этнические меньшинства.
Эволюция и становление поликультурной педагогики в США происходили в рамках изменений основных подходов к воспитанию как рычагу трансформации общества. До середины 80-х гг. XX в. американская педагогика ориентировалась на концепцию формирования единой американской нации - политику «плавильного котла». Эта стратегия воспитания и образования предполагает с помощью школы консолидировать этнические осколки вокруг языка и культуры англосаксонского протестантского ядра. С середины 1980-х гг. концепция «плавильного котла» стала подвергаться нарастающей критике. Критики сочли, что подобная концепция не только ошибочна, но и порочна, поскольку не учитывает сложность и динамичность человеческих культур, невозможность их нивелирования и сплава и была предложена иная концепция: «Америка - „салатное блюдо“».
В США и Канаде поликультурное образование и воспитание неразрывно с проблемой конвергенции этнических групп населения. В США и Канаде нации формировались из иммигрантов. Мощным инструментом создания нации на разноэтнической основе оказалось воспитание. В США разноэтнический состав объединялся вокруг англосаксонского протестантского ядра, культура которого остается доминирующей. В Канаде основы двуязычной культуры были заложены первыми поселенцами из Англии и Франции.
Непрестанный поток выходцев из Европы, Африки и Азии принес многоцветие культур. Входящие в состав населения США и Канады европейские потомки иммигрантов стремятся сохранить культурное наследие предков.
Население США состоит из огромного числа этнических групп - носителей собственных культур; 13%, или 32 млн, американцев не говорят дома на английском языке. Увеличение доли этнических меньшинств и уменьшение доли белого населения продолжается.
Этнические и языковые подвижки населения изменяют и состав учащихся. Так, в общественных школах Нью-Йорка ученики говорят почти на 100 языках. В этих условиях воспитание все заметнее берет на себя обеспечение культурно-образовательных интересов малых этнических групп.
Особые проблемы при получении образования возникают у национальных меньшинств и этнических групп из Азии и Латинской Америки. Они испытывают серьезные трудности в школе вследствие слабого знания языка и культуры коренного населения и остро нуждаются в пропедевтике отставания.
Выходцам из Азии усложнен доступ к достойному образованию в силу более низкого экономического уровня жизни, многолетнего ограничения в правах, проявлявшихся в предрассудках и предубеждениях белого окружения. В сходной тяжелой культурно-образовательной ситуации находятся многие выходцы из Латинской Америки. Испаноязычные группы отличаются устойчивым стремлением противостоять культурной ассимиляции со стороны англоязычного большинства. Они стараются сохранить национальную идентичность, говорят большей частью по-испански, как правило, живут замкнутыми общинами.
Значительную часть населения (прежде всего в США) составляют афроамериканцы. Темнокожие американцы, испытывая расовую дискриминацию со стороны белого большинства, стремятся утвердить свою этническую идентичность, в том числе посредством воспитания. С помощью воспитания они также пытаются приобщить себя к культуре Африки. Но это скорее декларация, чем реальная возможность, так как афроамериканцами выработана субкультура, отличная от культуры любого народа Африки.
Исторические судьбы коренных жителей Америки оказались крайне непростыми. Вплоть до XX столетия их подвергали жесточайшему геноциду, культурно-образовательной дискриминации. Аборигены были частью истреблены, частью изолированы и к настоящему времени являются этническим меньшинством. В Канаде, например, индейцы, эскимосы насчитывают около миллиона человек (3% населения).
Тем не менее, особые культурно-образовательные потребности индейцев остаются во многом без реализации. До недавнего времени индейцы подвергались систематической ассимиляции, обучаясь в школах интернатного типа, где их приобщали исключительно к еврокультуре.
В США и Канаде на официальном уровне признаются расовые проблемы в сфере образования и предпринимаются усилия для их решения. Мощное давление на официальную политику в области образования в США оказывают организации, борющиеся за гражданские права национальных меньшинств, особенно Национальная ассоциация за прогресс цветного населения. Они выступают за введение совместного обучения белого большинства «цветных» (интегрированные школы), за обеспечение расового равенства в учебных заведениях
В Канаде особую роль в поликультурном образовании и воспитании выполняют так называемые классы наследия для иммигрантов, приобщающие к культуре и языку исторической родины. Классы наследия организованы в шести провинциях. В них бесплатно обучают современным языкам, помимо английского и французского. Обычно классы наследия действуют во внеучебное время. В ряде случаев они включены в программы общеобразовательных школ. Для получения финансовой поддержки от государства учащиеся подобных школ должны демонстрировать эффективное овладение английским и французским разделами программы.
Западноевропейские педагоги видят в поликультурном образовании и воспитании выход из кризиса в межэтнических отношениях. Оно имеет несколько перспективных направлений:
адресуется ко всем школьникам, включая выходцев из этнического меньшинства и этнического большинства;
направлено на изменение содержания и методов образования, в результате чего поликультурность становится основополагающим педагогическим принципом;
отражает подвижную культурную среду, включая мигрантскую и доминирующую;
сосредоточено на взаимопонимании и культурном обмене, преодолении барьеров культурного отчуждения;
предусматривает обучение социальным наукам, истории и естествознанию, позволяющее подчеркнуть общечеловеческий характер научных знаний.
Так, Великобритания в 1967 г. уравняла валлийский язык в правах с английским на территории Уэльса. В начале 1980-х гг. численность говорящих по-валлийски составила около 20% населения Уэльса (500 тыс.). Растет число школьников, изучающих школьную программу на валлийском языке, увеличивается перечень базовых дисциплин среднего образования, преподаваемых на валлийском языке, создаются специальные учебные центры для оказания помощи по изучению этого языка. В результате наблюдается рост говорящих на валлийском языке детей до пяти лет.
Вследствие массовой иммиграции в Западной Европе появилось множество учащихся, отличающихся по культурным и расовым признакам от европейских сверстников.
Объективно поликультурное образование и воспитание иммигрантов в Западной Европе необходимо. Многомиллионные группы иммигрантов озабочены вхождением в европейскую культуру и одновременно сохранением собственной культурной общности. Многие из них являются носителями идей ислама: часть из них примыкает к толерантным его течениям и открыта для культурного диалога, другие находятся под воздействием радикально-экстремистских настроений и резко враждебны западной цивилизации. Юное поколение иммигрантов не намерено безоглядно соблюдать традиции родителей, отказываясь в то же время от полной ассимиляции. Возникают, следовательно, новые этнические общности, которые нуждаются в адекватном воспитании.
Слабое понимание культурных и расовых отличий иммигрантов обычно сопровождается негативным к ним отношением. Зачастую их причисляют к людям более «низкого сорта», заставляют мириться с низкими академическими достижениями.
В отдельных странах поликультурное воспитание в отношении иммигрантов становится частью официальной политики. Так, в Испании власти признают необходимость знакомить учащихся с культурами проживающих в стране этносов. В Дании официальная политика претерпела эволюцию от стремлений культурно ассимилировать юное поколение иммигрантов к приобщению их одновременно к собственной и датской культурам. Родители-иммигранты имеют право выбора. Они могут отдавать детей в школу, где обучают на двух языках - датском и родном, либо в обычное учебное заведение, где преподавание ведется только на датском языке. В первом случае с детьми работают учителя - носители датского языка и языка иммигрантской общины.
Поликультурная Австралия именуется теперь «семьей наций». Подобный курс перевернул отношения доминирующей этнической группы с аборигенами и иммигрантами. При сохранении англо-австралийского ядра в большинстве культурно-образовательных программ предусмотрено воспитание осознания той или иной культурно-этнической принадлежности.
Поликультурное образование и воспитание аборигенов находится лишь в начале пути. Аборигены, которые составляют около 1% населения, продолжают находиться в худшем положении по сравнению с остальным населением при получении образования. Хотя они имеют равные права на получение образования, их дети демонстрируют наиболее низкую образовательную подготовку, особенно в грамотности и арифметике.
Во многих развивающихся странах Африки и Азии существует билингвальное обучение: на местном языке и языке бывшей метрополии (английский, французский, португальский).
Задачи поликультурного образования решаются в Японии прежде всего с учетом необходимости культурного развития коренного этноса и приобщения иных этнических групп к его культуре.
Япония - одна из немногих крупных стран, сравнительно гомогенная в этническом отношении. Такая гомогенность, впрочем, не абсолютна. В последние годы в Японию прибывают выходцы из других стран Азии, европейцы и американцы.
В 1993 г. в начальных и младших средних учебных заведениях насчитывалось около 80 тыс. учеников-иностранцев. В большинстве они были довольны своими учителями, но часто жаловались, что им трудно найти общий язык с японскими сверстниками. Выходцы из Азии не имели претензий к организации школьного воспитания. Американцев и европейцев не устраивает прежде всего общинно-групповой стиль японской школы. Со своей стороны, японским детям многое в иностранцах непривычно: слишком отчетливы в суждениях и инициативны. Иностранцев осуждали за отказ от общения, привередливость в еде и пр. Японские педагоги не склонны драматизировать ситуацию. Напротив, они расценивают пребывание иностранцев в учебных заведениях как важную мотивацию к изучению других культур и языков, как позитивный опыт общения с представителями иных этнических групп.
В России проживает сложное по этническому и религиозному составу население. В отличие от стран, получивших поликультурный статус в силу своего колониального прошлого или в результате массовой миграции населения, наше государство обладает уникальным историческим опытом межрелигиозного и межэтнического взаимодействия, а также опытом поддержки и развития малых и больших культур. Необходимо также отметить, что утверждение принципа федерализма отражает толерантную природу самого государственного устройства Российской Федерации. Сфера образования в России в полной мере должна соответствовать усилиям государства по достижению гражданского согласия, демократических порядков и принципов толерантности общества. На основе данного подхода Общественной палатой при президенте Российской Федерации в отношении системы образования разработаны рекомендации «О толерантности и противодействии экстремизму в российском обществе».
Мы должны неизменно придерживаться как данных рекомендаций, таки исторических условий развития и помнить о том, что следует активно проводить внедрение в образовательную систему концепции поликультурности и многоукладности российской жизни; введения в образовательный процесс специальных курсов народоведения, истории традиционных религий России, истории кросс-культурного сотрудничества и т.д.; специальной подготовки преподавательского корпуса средней и высшей школы в целях повышения осведомленности в вопросах толерантности и межэтнического диалога и воспитания гражданской позиции; создания системы просветительско-воспитательной работы с детьми и родителями на принципах веро- и этнотерпимости и многое другое.
Развитие воспитания в современном мире - многосторонний процесс, масштабы и результаты которого весьма значительны. Важнейшей тенденцией можно считать прогресс школьного воспитания и образования, которые остаются опорой духовности, очагом приобретения национальных и общечеловеческих культурных ценностей.
Список литературы

1. Бондаревская Е. В. Современные концепции воспитания в отечественной педагогике. - М., 2001.
2. Воскресенская Н. М. Образование и многообразие культур // Педагогика. - 2000. - № 2. - С. 105-107.
3. Джуринский А. Н. Чему и как учат школьников в Японии. - М., 1997.
4. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. - М., 1999.
5. Корсунов В. И., Балицкая И. В. Актуальные вопросы образования в США. - Ю.-Сахалинск, 2000.
6. Макаев В. В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика. - 1999. - № 4. - С. 3-10.
7. Супрунова Л. Л. Поликультурное образование в современной России // Мagister. - 2000. - № 3. - С. 79-81.
8. Ямбург Е. А. Школа для всех: адаптивная модель. - М., 1996.