Новые двухэтажные вагоны ржд. Как устроен изнутри двухэтажный поезд ржд

Многим из нас кажется, что появились совсем недавно, с пуском маршрута Москва - Адлер. Однако их история в нашей стране насчитывает уже более полутора веков. Начнем с главных особенностей этого обновленного средства перевозки.

Двухэтажный вагон: ключевые моменты

Двухъярусный, - модернизация обычного пассажирского вагона для пущей пассажировместимости. Здесь предусмотрено двухуровневое расположение салонов (один над другим). Самыми показательными примерами являются TGV Duplex, Shinkansen E4, Shinkansen E1.

В зависимости от своей конструкции, такой вагон может вместить на 40-70% больше пассажиров. Учитывая то, что для прохождения путепроводов, туннелей, электрифицированных участков маршрута с навесной контактной сетью требуется ограниченная высота состава, конструкторы таких вагонов идут на всевозможные хитрости: первый этаж опускают как можно ниже между тележками, уменьшают высоту обоих салонов. В туристических двухэтажных поездах нижний уровень выполняет техническое назначение, оттого его высота небольшая, а верхний - более просторный, комфортабельный, нередко с панорамным остеклением. Ниже представлена краткая сравнительная характеристика.

Российские двухэтажные поезда

Есть ли в России двухэтажные поезда? РЖД предлагает пассажирам четыре вида таких вагонов:

  • купе (64 вместо 36 мест);
  • СВ (30 вместо 18);
  • штабной вагон-купе (50 вместо 18-24 мест);
  • ресторан (44-48 мест для посетителей обеденной зоны).

Двухэтажные поезда в России обладают целым списком особенностей:

  • климат-контроль - кондиционирование и отопление;
  • герметичные и безопасные межвагонные переходы;
  • энергосберегающее светодиодное освещение;
  • три биотуалета, которыми можно пользоваться вне зависимости от стоянок;
  • лестницы с и удобными поручнями;
  • электропитание вагонов ведется только от электровоза;
  • система навигации и спутниковой связи ГЛОНАСС в штабном вагоне;
  • модернизированная система безопасности - видеонаблюдение, управление доступом и охраной состава.

Купе в двухэтажном вагоне

Двухэтажные поезда в России (СПб, Москва, Самара и другие направления) имеют следующие особенности своих купе:

  • стандартные места для отдыха и сна, светильники, столик, зеркало;
  • лестницы для подъема на верхнее место;
  • полочки для мелкого багажа;
  • возможность доступа в купе только при помощи магнитного индивидуального ключа;
  • две розетки (100 Вт) для подзарядки мобильных, ноутбуков и прочей электроники;
  • застил всех постельных мест в СВ и верхних в купе;
  • индивидуальный ЖК-дисплей для просмотра медиафайлов у каждого пассажира (СВ), выход для наушников (купе, СВ).

Дополнительно пассажирам предлагаются следующие услуги: питьевая и кипяченая вода на всем маршруте, санитарные и гигиенические принадлежности, продажа сувениров, чайных и кондитерских изделий.

Двухэтажные поезда в России: маршруты

На всех направлениях следования двухуровневых составов РЖД гарантирует:

  • возможность более доступной цены билета из-за большей пассажироемкости;
  • минимальный вред окружающей среде из-за использования новых материалов и технологий в изготовлении вагонов;
  • удобные графики движения (двухъярусные составы - скорые).

Ниже представлены направления, куда ходят двухэтажные поезда в России.

Положительные отзывы пассажиров

Положительные черты, которые отметили пассажиры, опробовавшие двухэтажные поезда в России:

  • уют, комфортность;
  • новые современные вагоны;
  • доступная цена;
  • уменьшение времени пути;
  • вежливый и доброжелательный персонал;
  • удобство пользования биотуалетами;
  • устройство доступа в купе;
  • бесплатный WI-FI;
  • высокое качество еды в ресторане;
  • безопасность;
  • чистота;

  • наличие мест для инвалидов;
  • предварительно застланное проводниками спальное место;
  • розетки непосредственно в купе;
  • кнопка вызова проводника;
  • на верхнем этаже практически не слышен шум движения;
  • система кондиционирования;
  • необычность для российского путешественника.

Негативные аспекты

Не скрылись от глаз пассажиров и недостатки двухуровневого новшества:

  • Обслуживание. Если раньше два проводника приходилось на 36-местный вагон, то сейчас такое же количество работников предусмотрено на 64 пассажира.
  • Наличие лестниц. Чтобы попасть на второй этаж, нужно преодолеть довольно крутые ступеньки.
  • Исчезла верхняя багажная полка над входом - багаж теперь можно хранить только в рундуках.
  • Туалеты. Двухэтажные поезда в России имеют только три кабинки - одну на 21 пассажира (вместо 18, как в обычном купе).
  • Сильная качка. Из-за особенностей российских железных путей велика вероятность сильной качки на втором уровне. Небезопасно будет во время пути находиться на лестнице.

Также среди недостатков пассажиры отмечают низкие потолки, не отрегулированный климат-контроль, неприятный запах в вагонах, неприветливых проводников, узкие места для сна, неудачное расположение окон (слишком низкие), перебои в работе WI-FI, завышенные цены на продукты, некачественную, невкусную еду в пайке для СВ.

История двухэтажных вагонов в России

30 октября 2013 года из Адлера в Москву отправился двухэтажный состав из 15 вагонов Перед этим в августе в Минеральных Водах было открыто первое российское депо для двухъярусных составов. Но перечисленные события отнюдь не являются началом истории двухэтажных составов в нашей стране - первые такие вагоны были построены еще в 1864 году на Коломенском заводе. "Кукушка" (так прозвали поезд из-за неофициального клича "ку-ку", которым машинист знаменовал начало движения поезда) курсировала между Петергофом и Ораниенбаумом, участком пути в густонаселенной дачной местности.

В 1905 году двухуровневые вагоны выпускались на Тверском вагоностроительном вагоне. Вновь их ввели в эксплуатацию только спустя 50 лет - вагоны производства ГДР курсировали между Белгородом и Харьковом, Ковелем и Львовом. По их подобию Ленинградский вагоностроительный завод создал отечественную модель двухэтажного вагона в 70-х. На первом этаже располагались спальные отсеки-купе, а второй этаж был туристическим, обзорным - там были только места для сидения. Выпуск их был ограниченным - всего 16 моделей. На этом история двухъярусных составов снова прервалась, чтобы начать свою новую страницу в наши дни.

Частные поезда

Говоря о новшествах на отечественных железных дорогах, нельзя не отметить, что недавно начали курсировать первые частные поезда в России:

  • Электропоезд "Трансэкспресс" направления Москва - Калуга. Его владелец - "ТрансГрупп АС", которому производство этого транспорта на Димихинском машиностроительном заводе обошлось в 2 миллиона долларов. В каждом из вагонов есть проводники и охранники, поэтому там не мусорят, не пьют спиртные напитки и не курят, ничего не продают и не просят подаяние. Один минус: все вагоны одного класса - третьего.
  • Частный поезд класса люкс "Гранд Экспресс" курсирует по маршруту Москва - Петербург. Состав считается самым комфортабельным в РФ. Среди его услуг: экотуалеты с подогревающимся полом, душ, WI-FI, медиапроигрыватель, система микроклимата, пульт для регулировки освещения, электронные замки с магнитным ключом, кнопка вызова проводника, служба безопасности.

  • 4. Электропоезд "Северстальрельс", Москва - Петербург. Комфортабельный электропоезд, имеющий в своем составе вагоны 1 и 2 класса, два вагона-бара. Состав соответствует всем европейским требованиям к комфорту и безопасности, снабжен системой климат-контроля.

РЖД и частные операторы

Появление частных составов никак не отменяет монополии РЖД. Собственники всего лишь владеют подвижным составом или вовсе его арендуют. При этом они оплачивают предоставление ж/д пути, диспетчерское обслуживание, локомотивную тягу. Что касается льготного проезда граждан, то новые операторы пока что ее не отменяют. Пока налицо тенденция, что РЖД отдает в руки частников самые рентабельные направления, но руководство надеется, что в будущем негосударственные составы преобразят и невостребованные маршруты. В последнее время на российских железных дорогах можно увидеть ряд новшеств - частные поезда, двухуровневые вагоны. Конечно, недостатки можно найти во всем, но такие продвижения в модернизации одного из самых старых видов транспорта в нашей стране не могут не радовать.

Всего как несколько лет на российских железных дорогах появились двухэтажные вагоны, но они уже приобрели популярность среди пассажиров. Двухэтажные поезда РЖД ходят в основном в южном направлении из Москвы и Санкт-Петербурга. Давайте рассмотрим, чем они отличаются от обычных составов и так ли дорого стоит билет в новый вагон.

Что представляет из себя 2-х этажный поезд?

В этом составе нет плацкарта - только купе и СВ. В обычном купейном вагоне 36 мест, а в новом двухэтажном 64 спальных места. СВ же вмещает 30 человек вместо 18. Также в новом составе есть штабные купейные вагоны на 50 мест, а в одноэтажных вагонах таких мест всего 18-24.

Вагоны состоят из 4-местных или 2-местных изолированных купе, расположенных на двух этажах. Купе застеклены стеклопакетами и имеют: спальное место, стол, зеркала, полочки для мелких вещей, светильники, лестницы для подъема на верхнее место. Они оборудованы двумя розетками для подключения электробритв, мобильных и других устройств мощностью не более 100 Вт. В 2-местном купе (СВ) у каждого посадочного места установлен ЖК-дисплей для просмотра видеопрограмм.

Открыть купе в двухэтажном вагоне можно с помощью индивидуального магнитного ключа-карты.

Все новые вагоны оборудованы тремя биотуалетами, которыми можно пользоваться во время остановки поезда. Также РЖД учли особые потребности людей с ограниченными возможностями, предоставив им специальные купе и подъемники для колясок (в штабном вагоне). Позаботились и об остальных пассажирах - все лестницы оборудованы крепкими поручнями, есть системами кондиционирования воздуха и отопления для комфортного микроклимата.


Маршрут двухэтажных поездов

Первые двухэтажные вагоны курсировали только в южном направлении, в основном из Москвы и Санкт-Петербурга. В 2018 году список немного расширен:

Номер поезда Маршрут
фирменный
№ 642/641
Ростов-на-Дону - Адлер
фирменный
№ 003/004
Кисловодск - Москва (только из Кисловодска, в обратном направлении идет одноэтажный состав)
фирменный
№ 23/24
Москва - Казань
фирменный
№ 5/6 и № 25/26
Москва - Санкт-Петербург
фирменный
№ 103/104
Москва - Адлер
фирменный
№ 738/737 и № 740Ж/739Ж
Москва - Воронеж
пассажирский
№ 49/50
Москва - Самара
фирменный
№ 35/36
Санкт-Петербург - Адлер
пассажирский
№ 26/25
Москва - Ижевск (будет запущен с 9 декабря 2018 года, уже можно бронировать билеты)

Стоимость проезда в двухэтажном вагоне

Пассажирских мест в одном двухэтажном вагоне больше, чем в обычном одноэтажном. Соответственно цена на жд билеты должна быть меньше. Так ли это?

РЖД использует динамическую систему ценообразования. Например, если смотреть билеты на двухэтажный состав на пятницу, то они будут дороже, чем на понедельник или другой будний день. Стоит учесть, что по мере заполнения мест и в случае высокого спроса на конкретную дату, тариф несколько увеличится.

Например, билет на пятницу из Москвы в Казань в купе стоит от 4726 рублей.

Если же покупать белит на тот же поезд в понедельник, он обойдется дешевле.

Какие услуги доступны в двухэтажном поезде?

В стоимость проезда включены: постельное белье и питьевая вода. В купе проводники застилают только верхние спальные места, в СВ - все. Пассажирам предложат санитарно-гигиенический набор улучшенного качества. Есть дополнительные услуги за отдельную плату: чай, пресса, кондитерские изделия, сувениры и прочие товары.

Всем известно, что курить в поездах запрещено. Поэтому проводники легально продают электронные сигареты для курящих пассажиров, которыми можно пользоваться в коридоре.


Преимущества и недостатки двухэтажных вагонов

Новый тип вагонов имеет весомые плюсы:

  • наименьшее время в пути и удобный график движения для большего количества пассажиров;
  • пониженная стоимость билетов на купе и СВ за счет увеличения количества мест в вагоне;
  • экологичная эксплуатация - энергоснабжение осуществляется от электровоза, а вагоны созданы с использованием новых технологий, оборудования и материалов.

Однако есть и минусы. Во-первых, проводников всего двое, а пассажиров в двухэтажном вагоне больше на 28 человек. Поэтому чай принесут медленнее, чем в плацкарте. Да и посадка в вагон длится дольше.

Во-вторых, в новых вагонах нет багажной полки над входом. Весь багаж приходится размещать под нижними полками. Естественно, разместить все вещи не получится.


В-третьих, посетить уборную или взять кипяток можно только на первом этаже. Поэтому пассажирам, желающим выпить чаю или освежиться, придется спускаться на первый этаж. Это не совсем удобно, да и риск получить травму в движущемся составе весьма велик.

Уже несколько лет я езжу в Петербург Сапсаном, экономлю время, которого и так никогда не хватает. По дороге туда я обычно работаю, по дороге обратно — трезвею.

В начале февраля на самом популярном в стране железнодорожном маршруте появился двухэтажный поезд. Такой же, как запущенный год назад к Олимпиаде поезд Москва-Адлер. Я на нём тогда так и не прокатился, в недавний блогерский пресс-тур в депо не попал, ну так сам прокачусь. Время в пути обычное, восемь часов, ночь. Странные и размазанные люди рядом — мои питерские друзья, которые пришли проводить алкоголика из Москвы обратно в столицу.

1 Три поколения железнодорожной техники в одном кадре. Пригородная электричка, быстрая “Ласточка” и двухэтажный поезд.

2 О дизайне не спорят, но здесь его нет. Да, не красавец-Сапсан, флагман железных дорог. Это вообще экономический класс, будущая замена плацкарту по всей стране. Цена на билет начинается от 1300 рублей.

Вагоны сделаны на Тверском заводе, в том городе вообще странное понимание чувства прекрасного. Но ведь нам ехать, а не шашечки? Гораздо важнее, какой вагон внутри, и не тесно ли там.

3 Железнодорожная загадка. Всего в вагон влезают шестьдесят четыре человека, а на втором этаже места с 81 до 112. Проводница потом ответила мне на вопрос, но хочу предложить вам отгадать самостоятельно. Если не получится, допишу ответ позже, а если угадаете — получите бесплатный пиар:)

4 Заходим внутрь. Внешне достаточно сильно отличается от привычного нам поезда.

5 Сами коридоры точно такие же, конечно. Просто на двух этажах.

6 Лестницы есть с двух сторон вагона. Они не такие и узкие, кстати, чемодан затащить не сложно.

7 Купе стандартное, четырёхместное. Внутри все купе тверских вагонов выглядят именно так. Это второй этаж, и фотография должна развеять миф о тесноте и низких потолках на втором этаже. На самом деле, тесноватым может показаться первый, но и то — зависит от габаритов человека.

8 Индивидуальные светильники представлены в количестве четырёх штук на купе, а вот розетки почему-то всего две. Но и это прогресс, в прошлом поколении была лишь одна, а до этого вообще розетки в купе предусмотрены не были.

10 Туалеты сосредоточены в одной части вагона. Санузла здесь три. На 25% меньше, чем было раньше, потому что в обычном вагоне по два туалета, а в двухэтажном — три.

12 Вагонные туалеты давно перестали быть чем-то неприличным, здесь и унитаз нормальный, и кран работает как обычно, а не по принципу деревенского умывальника.

13 Напротив туалетов урны для раздельного сбора мусора. В стране ещё не существует такой программы, но когда-нибудь, наверное, мы тоже будем все-все отходы паковать в разные вёдра или сортировать при выбрасывании.

14 Взгляд на обычный вагон с верхней полки второго этажа. Виды из окна — не сильная сторона этого маршрута, даже летом поезд из Питера в Москву идёт в такое время, что на улице темно почти всю дорогу, снимать неудобно.

15 Переход между вагонами. Помните, как там наметало снега в своё время?

16 На первом этаже оказалось свободным купе для маломобильных людей. Здесь всего два места, нижняя полка в полтора раза шире, есть место, куда поставить коляску. Обратите внимание на потолок — здесь теснее, но если вы будете лежать на верхней полке, носом в крышу всё равно не уткнётесь.

17 Туалет для инвалидов. Пока только один вагон оборудован для нужд людей с ограниченными возможностями. К сожалению, в России они не очень свободны в перемещениях.

18 Ой, что это! Тверской вагоностроительный завод исправил свой косяк предыдущей версии! Как-то так вышло, что в некоторых поездах отсутствовала возможность регулировать громкость звука в коридорах, и только проводник мог отключить радио или объявления начальника поезда. Сейчас это может сделать любой человек.

19 Самое классное место — бар. Здесь наливают не только кофе!

20 Вагон-ресторан тоже двухэтажный, и как раз на втором этаже обеденный зал. Обычно в поездах Москва-Петербург вагоны-рестораны не популярны. Ну что там, сел в поезд, лёг спать — проснулся уже на вокзале. Но здесь он был битком.

21 У поваров на кухне — стильная униформа, похожая на ту, что носят в японских ресторанах.

22 В меню есть стейки и свиные рёбрышки, ну и просто гигантские бургеры! Этот сэндвич мне кажется особенно аппетитным, потому что я сейчас на диете и его нельзя!

23 Кухня находится на первом этаже, и всю еду поднимают на специальном лифте. Дзынь! Официант несёт бургер на стол!

24 Говорят, что через несколько лет на большинстве направлений в стране будут пускать именно такие двухэтажные поезда, а плацкартные вагоны вымрут, как давно устаревшие.

Понравилось? Мне важно ваше мнение о том, что я делаю и что пишу в журнале. Ваш комментарий - лучшая оценка моей работы. Давайте общаться больше!

Новое! Теперь доступна подписка на новые фотоматериалы блога! Нажмите

Первый двухэтажный вагон сделали мастера Тверского вагоностроительного завода в 1905 году. И спустя 108 лет – в ноябре 2013 года двухэтажный вагон этого же завода отправился в путешествие по России. По каким же маршрутам в России ездят сейчас двухэтажные поезда, что в них особенного и какие услуги можно получить в непривычных пока для нас вагонах?

Двухэтажные поезда в России: где и когда они появились?

Идея двухэтажного поезда владела умами инженеров еще в позапрошлом веке. Результатом разработок стал выпущенный на Тверском вагоностроительном заводе в 1905 году двухэтажный вагон. Предназначался он для дальних перевозок, и первый этаж отводился для животных и домашнего скота.

В СССР несколько раз предпринимались попытки пустить двухэтажные поезда. Сначала пробовали закупать вагоны производства ГДР. Они курсировали на некоторых пригородных маршрутах. Затем были попытки создать собственные варианты. Ленинградский завод имени Егорова выпустил прототип, в котором первый этаж был спальным, а второй – с сидячими местами. Дальше пригородных и показательных запусков дело не пошло.

С 2007 года в РЖД работали над проектом двухэтажных поездов. Искали технологии, формировали заказ. Двухэтажные вагоны взялся изготовить тот самый Тверской вагоностроительный завод, в 2013 году первый двухэтажный вагон был сдан заказчику. И в том же году двухэтажный состав двинулся по маршруту Москва – Адлер.

Сейчас составы с двухэтажными вагонами курсируют на 10 маршрутах. В основном, двухэтажными являются фирменные скорые поезда.

  • № 642/641, Ростов-на-Дону – Адлер;
  • № 003/004, Кисловодск – Москва;
  • № 23/24, Москва – Казань;
  • № 5/6, Москва – Санкт-Петербург;
  • № 7/8, Москва – Санкт-Петербург;
  • № 103/104 Москва – Адлер;
  • № 738/737 Москва – Воронеж;
  • № 49/50 Москва – Самара;
  • № 35/36 Санкт-Петербург – Адлер;
  • № 740Ж/739Ж Москва – Воронеж.

По программе модернизации подвижного состава РЖД количество двухэтажных поездов на маршрутах планируется постепенно увеличивать.


Особенности двухэтажных поездов

В отличие от экспериментов прошлого века полноценные спальные купе в современных вагонах расположены на обоих этажах. На второй пассажиры попадают по обычным лестницам. Они не слишком широкие, но «картину, корзину, картонку» по ним легко пронести.

Многие пессимисты ожидали, что купе на втором этаже окажутся с низкими потолками, их опасения не оправдались. Высота потолков стандартная и комфортная для пассажиров на обоих этажах.


Между вагонами – комфортные переходы-«гармошки». Двери между ними открываются автоматически после нажатия кнопки. Гремящие стыки между вагонами с разъезжающимися под ногами пластинами остались в прошлом.

Пассажиры отмечают комфорт, безопасность и хорошую оснащенность двухэтажных вагонов. Купе закрываются индивидуальным магнитным ключом, который выдают пассажиру в момент посадки. В вагоне стеклопакеты, энергосберегающие светильники. Установлены системы кондиционирования и отопления. Система наблюдения, контроля и мониторинга передает данные в купе проводника. Пассажиры могут быть спокойны за свою безопасность. Также в купе есть две розетки для подключения бритвенных приборов и мобильных устройств.

Комфорт складывается из мелочей. Помните радио в старых вагонах, выключить которое мог только проводник? В купе двухэтажного поезда вам решать, когда слушать музыку, а когда нет.


Плюсы двухэтажных вагонов

Какие еще плюсы можно отметить в двухэтажных вагонах, помимо современного дизайна купе и хорошего уровня комфорта?

  • Число перевозимых пассажиров больше по сравнению с обычными. В новых поездах по 64 спальных места в вагоне, в обычных в купейном вагоне помещаются 36 человек.
  • Стоимость проезда в двухэтажном поезде ниже, чем в обычном купе, потому что больше пассажиров. По сравнению со скорыми фирменными вагонами того же класса билеты дешевле на 20–25 %.
  • Экологичность. В вагонах установлены энергосберегающие светильники и системы теплоснабжения, биотуалеты, специальные контейнеры для раздельного сбора мусора.

При покупке билетов на фирменный двухэтажный поезд действует программа динамичного ценообразования. Чем раньше вы берете билеты, тем дешевле они обходятся. С приближением даты поездки цена может возрастать в зависимости от востребованности и загруженности ж/д направления.

Заказывая билеты на двухэтажный поезд, обратите внимание, что для каждого этажа отдельная схема размещения.

Услуги в двухэтажных поездах

За стоимость билета вам предоставят:

  • постельное белье;
  • верхнее место в купе и все места в СВ будут уже застелены;
  • питьевую воду;
  • питание (один раз);
  • санитарно-гигиенические принадлежности;
  • Wi-Fi;
  • в вагонах повышенной комфортности – плазменные экраны для просмотра кинофильмов или новостных каналов.

В фирменных двухэтажных поездах работает вагон-ресторан. На первом этаже расположены бар и кухня, на втором – ресторанный зал.


В вагонах есть купе, оборудованные подъемником и широкими полками, для маломобильных пассажиров.

Хорошая новость для любителей домашней еды и родителей маленьких детей – в пассажирских вагонах установлены микроволновки. Можно сделать горячий бутерброд или разогреть взятую из дома еду.

Двухэтажные поезда сейчас связывают юг и центр России. Есть маршруты из Москвы в Казань, Самару, Воронеж. Планируется, что в будущем на большинстве маршрутов дальнего следования двухэтажные вагоны полностью заменят плацкартные.

Авиафото с и я уже показал, а теперь дошла очередь и до двухэтажного вагона, которым я вернулся с пределов кубанских. Очень интересный опыт, на который напросился сознательно. Итак, на обратный путь был взят билет на нижнюю полку в купе второго этажа, место 109. Идёт поезд очень быстро, меньше 19 часов от Краснодара до Москвы. Но проход его там весьма неудобен - в районе четырёх утра. Однако чего не сделаешь ради интересного эксперимента! :)

Ниже - рассказ не про путь, а про сам двухэтажник и про его пассажирские свойства.
Рассмотрим, чего же в нём хорошего, а чего - неудобного, и каков общий баланс.

Двухэтажный поезд №104 на станции Лиски


2. 04.10 утра. Ждём нашего поезда на перроне краснодарского вокзала, уже объявили. Сейчас на соседний путь придёт анапский, обычный, а через пять минут - и наш Сто Четвёртый.

Видео его прибытия я уже публиковал, но повторю здесь ещё раз:

3. Вагон высокий, для наших краёв непривычный. До контактной сети от верхней точки остаётся, если я верно понял, 75 см. Первый этаж ниже обычного уровня, второй - много выше.

Поезд подошёл, вхожу. Садится ещё человек семь, несмотря на ночь. За мной - мини-скандал: у следующей пассажирки проводница не пропускает провожающего, который хотел занести тяжёлый чемодан наверх. Проводница по инструкции права - стоянка менее 7 минут, но и чемодан затаскивать по крутой лестнице на второй этаж тоже не фонтан. Так и не пустила.

4. А вот и проход второго яруса, в свете ламп. Окна непривычно низко, на уровне живота; ниже будет дневное фото с людьми, там нагляднее видно. На этом фото хорошо виден аварийный выход 2-го этажа со стороны прохода. Кстати, интересно: проход 2 этажа расположена над купе 1 этажа. Так что, когда ходят и садятся на станциях, топот слышен тем, кто едет на первом ярусе.

5. Рано утром проезжали Ростов-Главный. Выходящие и входящие массово снимаются "на фоне" - поезд воспринимается как очень необычный, за полгода к нему так и не привыкли.

6. Вот ещё :) И даже на перегонах люди с любопытством смотрят на состав, а то и достают телефоны поснимать.

Ну что же, теперь давайте посмотрим купе.

7. Самое первое, на что ложится взгляд, это розетки. Да, их по две на купе, в изголовье у окна! И это очень хорошо. Наконец-то энергия с нами рядом! Зато окошко стало заметно меньше. Хорошо, что световые панельки расположили не сбоку, а прямо по курсу лежания - теперь свет не падает на противоположного пассажира. Но... Полностью исчезли занавески - которые ФПК признало, видимо, ненужным рудиментом. Так что теперь от солнца закрыться не получится - только если опустить плотный козырёк и погрузиться в темень.

8. Самое радикальное изменение - это то, что место на верхней полке уменьшилось. Причём сильно. Хотя, справедливости ради, на первом этаже вагона места для "верхних" больше. Но тут, на втором - совсем мало. Теперь уже не получится даже присесть сверху. Только лежать, или привстать, но оставшись в полусогнутом положении. Впрочем, ребёнок 7-9 лет может и присесть, но не взрослый.

9. Чай разносят в подстаканниках, чтя традиции. Впервые мне попался на глаза не просто стандартный подстаканник "РЖД", но ещё и с надпечаткой ниже "ОАО ФПК". Чай дают сетчатый Greenfield, не помойно-сорный. Это хорошо. Стакан с заваркой - 20 р., с сахаром-лимоном - 30 р. В билет также входят наборы питания, они стоят дальше у окна. Водичка 0,25, мини-паштет, две галетки, вафли, джем, пластиковые приборы и ещё что-то.

10. В обязательный набор входит пресса (на фото). Мы ехали 4 мая, пресса была за 29-30 апреля. Второй свежести, прямо скажем;)

11. Бельё в комплекте, гигиенический набор (щётка, паста, салфетки).

12. Поезд позиционируется с wi-fi. В коридоре висит карта покрытия, показывающая солидные значения скорости.

13. В реале же всё гораздо прозаичнее: сеть берётся из мегафоновского 3G-трафика, так что где она есть - то есть (10-15% времени пути), а где нет - не обессудьте. Есть на крупных станциях, кое-где ближе к Москве после Рязани, у Ростова и его городов-сателлитов... пожалуй, всё. Роутеры стоят прямо у проходов вниз по лестнице, у меня вагонный вай-фай ловился отлично. Но это, как вы понимаете, не тождественно наличию Сети.

14. Верхние ёмкости для багажа, понятно, исчезли. На первом этаже - тоже. Теперь пассажиру верхней полки свой багаж можно ставить только внизу, деля место с "нижними". То есть, относительно обычного купейного вагона, пространство размещения багажа для 4 человек пассажиров уменьшилось примерно в 2,2 раза - учитывая ещё и немного уменьшенное расстояние под нижней полкой.

15. Однако, самая главная засада для "летних" пассажиров выяснилась уже среди дня, в районе Мичуринска. Оказалось, что кондиционирование проектировщики вагона разместили не только сверху, от крыши - но и снизу под окном, показано стрелкой. И если ты, не дай Бог, прилёг отдохнуть головой к окну на подушечку, то дуть тебе будет аккурат в ухо. В общем, верный путь к отитам и простудам по пути на курорт. Вот такой засады мы, конечно, не ожидали - по приезде домой мне пришлось давить поползновения на простуду ударной дозой витамина С.

Ехали мы в купе втроём, соседка с 9-летним сыном тоже села ночью в Краснодаре. Интересно, что она тоже взяла билет на второй этаж отчасти из-за любопытства, попробовать. Отчасти - из-за скорости, поезд идёт очень быстро и приходит в Москву в 11 вечера. В общем, мы с ней по пути как раз и обсуждали, что там хорошо, а что нет.
Потом разговорился ещё и с проводницей - краснодарской армянкой лет пятидесяти. Такая словоохоотливая попалась, доброжелательная, но въедливая. Спрашиваю:
- А вас так двое и осталось на вагон, ведь 2 этажа?
- Да, так и осталось...
- Тяжело постоянно по лестницам туда-сюда, с этажа на этаж?
- Ну терпимо... мы же привыкшие... вот только спускаться через некоторое время сложно, устаёшь. Подниматься совсем не так утомительно, как часто спускаться. Особенно с чаем или бельём в руках.

16. Проводница настолько прониклась моим интересом к вагону, что открыла незаселённое купе и дала возможность поснимать. Общий вид на полки и пространство.

А полки тут поставили плацкартные, короткие... Не трансформеры.
- Да уж вижу.

17. Полки действительно укороченные, плацкартные. И более жёсткие, чем в новых тверских купе. Мне показались некомфортными на лежание. Общее ощущение - "чистенько, но бедненько". Этакий купе-лайт. Самое неприятное, что их сократили не только по длине, но и по ширине - они стали уже. Немного, сантиметра на 2-3 - но это очень чувствуется!

18. Дверь с внутренней стороны полностью зеркальная.

19. Ещё серьёзный минус - теперь нельзя просто переложить подушку на другую сторону и прилечь головой к проходу, как в аммендорфе (если, к примеру, в голову дует кондишен или прямо в лицо светит солнце, без занавесок-то). Большая щель, и подушка падает вниз. Пичалька. Полки-то укороченные...

20. Карты от купе нам не выдавали. Но техническая возможность есть.

21. Большой плюс нижней полки второго этажа - идеальный высокий обзор на местность. Кроме того, у стёкол второго этажа меньше факторов загрязнения, так что они чистые, смотреть хорошо. Но если тебе не повезло и ты взял билет наверх - то увы. Ни посмотреть оттуда, ни в проходе посмотреть - надо сгибаться вдвое.

22. Вот так выглядят обычные поезда, если смотреть на них с нашего уровня.

Теперь давайте выйдем из купе и походим по вагону.

23. Тут можно оценить высоту коридора второго этажа и уровень окон. Окна хороши для ребенка 6-9 лет, а в проходе высокие мужчины, где-то от 180, вынуждены пригибаться.

24. Давайте сходим на первый уровень. Лесенка с зеркалом - видно, идёт ли кто снизу. Виден также wi-fi роутер. Под зеркалом - мусорка.

25. Спускаемся...

26. И вот он, первый этаж.

27. Он, конечно, посвободнее второго. Расстояние до потолка выше, окна на комфортном уровне взрослого человека. Тут в целом ехать заметно комфортней. Купе изнутри я не решился снять с другими людьми, но видно было, что и у верхней полки пространства больше сверху. Окна нигде не открываются - только кондиционирование. Еели его нет, воздух немного спёрт по ощущениям.

28. В нерабочем конце - три туалета. Они едины на 2 этажа. Раньше было 2 туалета на 36 мест, тут - 3 на 64.

Туалеты я тоже снял, памятуя блогерский закон "без фотографирования очка нет успешной поездки", но они у меня сильно размазались, как назло. Так что, просто поверьте на слово - узенькие, но очень чистые. Всё внутри есть, от салфеток до увлажнителя и жидкого мыла. Туалеты био, работают и на станциях.

31. Проход из вагона в вагон. Тут надо кнопочку жать, а не открывать ручкой механически. Дверь отъезжает, если не блокирована.

32. Вид от туалетов на первый этаж с купе.

33. В рабочей стороне вагона - служебное купе проводников и рабочий отсек.

34. Тут же - мини-буфет, можно купить сладости-воду-жевачьку. Неприятное изменение - титан с кипятком уменьшился вдвое и спрятан у проводника. Теперь уже не подойдёшь просто так к нему и не наберёшь кипяточку в любое время, хоть на станции, хоть когда проводник ушёл или спит. Только - когда он есть:(((

35. Поднимаемся снова наверх. Обход вагона завершён. Для памятки - 2 этаж это 81-112 места, 1 этаж - 1-32 места.

И немного видов с перрона. Снимал в Лисках, где мы стояли 15 минут.

36. Сравнительный вид 2-этажного вагона и высокого крытого вагона с другой стороны.

37. Выход из вагона. Да, двери теперь только с одной стороны.

38. Высота вагона в сравнении с локомотивом (вёл новейший ЭП20).

39. ...и прибытие под своды Казанского вокзала в Москве. Конец пути.

Общий баланс: на первом этаже - ближе к нормальному купе и комфортней; на втором - тесно и похуже плацкарта по габаритам.
Обзор наверху идеальный, хороший. Тащиться с вещами - тяжело. Места дла вещей сократились более чем вдвое.
Ради интереса проехать можно, но в целом - лучше ехать в обычном простом купе.

Потом ещё постараюсь рассказать