Открыть левое меню лофотенские острова. Лофотенские острова – жемчужина северной Норвегии Общественный транспорт на лофотен островах

Лофотенские острова нужно обязательно посетить хотя бы раз в жизни. Их территория находится за полярным кругом, в 1 800 км от Петербурга, прямо на север - примерно на широте Мурманска. Дорога к ним напоминает сказку и проходит через зелёную Финляндию, мрачную Швецию, а после перевала Керуна переходит в яркую Норвегию. Недалеко города Нарвик построен мост на Лофотенский архипелаг.

О том, что посмотреть на Лофотенских островах, как добраться, что есть, где затариваться, где жить и ещё много чего полезного рассказали опытные гиды турклуба «Время приключений».

Денис Алимов

Старший гид турклуба «Время приключений», в активном туризме с 2004 года. Разработчик программ по Норвегии, Исландии, Непалу, Шри-Ланке, Тайланду.

Дмитрий Клименко

Гид-лидер, работает в клубе «Время приключений» с 2007 года. Руководитель путешествий по Норвегии, Финляндии, Непалу, Тайланду, Шри-Ланке, Вьетнаму.

Стас Пиирайнен

Гид-лидер, работает в клубе «Время приключений» с 2011 года. Руководитель путешествий по Норвегии, Исландии, Грузии, Непалу, Шри-Ланке и Тайланду.

Материал основан на лекции «Лофотенские острова. Как попасть в сказку с друзьями», прошедшей в магазине «Спорт-Марафон» осенью 2016 года. Вы можете посмотреть видео или прочитать в блоге. К сожалению, в видеотрансляции на первых минутах был сбой звука, так что материал в блоге оказался более полным.

Лофотенские острова. Как попасть в сказку с друзьями.

Что смотреть на Лофотенах?

Прежде всего, горы с белоснежными верхушками и незамерзающий прозрачный океан со множеством рыбы. Но не только. Лофотены - это ещё и белоснежные пляжи, обрывистые берега, леса, сочные зелёные луга со множеством овец. Острова практически безлюдны.


Если посмотреть на статистику, то в сезон сюда приезжает довольно много людей, дело в том, что сезон длится 1.5-2 месяца. Но даже в это время нет никакого столпотворения. Острова стали известны во многом благодаря своим панорамным видам.


На видовые точки ведёт большое количество маршрутов - и они все сведены в единый гайд. Впрочем, смотреть острова только с суши недостаточно, их нужно увидеть с воды. Лучше каяка для этого ничего не придумаешь - он позволяет пройти между маленькими островами и рассмотреть те пики, на которых был вчера. А ещё почувствовать мощь океана. Без каяка не получится увидеть, например, лагуну Лауквика. Это безлюдная местность, собранная из множества мелких островов с белоснежными пляжами. В самой лагуне очень спокойно, но как только выходишь за её границы, сразу понимаешь - ты в океане. Поверхность воды может плавно подниматься на 3-4 метра - это так называемая океанская зыбь. На каяке хорошо добираться до Тролль-фьорда, узкого морского залива с отвесными скалами. Его глубина более 100 метров, туда заходят круизные лайнеры. Мы тоже туда заходим на каяках, ловим рыбу - и это одно из самых ярких впечатлений на Лофотенах.


Лекнес и Сволвер - два относительно больших города Лофотенов. Каждый из них имеет свою особенность. Сволвер - приморский город с большим портом, куда приходят с материка паромы, а Лекнес - административный центр, он находится в глубине и у него нет выхода к морю. На Лофотенах есть ещё множество поселков, по-своему колоритных. Например, знаменитый маленький городок Å - последний населённый пункт на Лофотенском архипелаге.

Горный треккинг на Лофотенах

Погода на островах переменчива, и чтобы правильно построить своё пешее путешествие, этот момент нужно учитывать. К точкам старта всех маршрутов ведут дороги: где-то грунтовые, где-то асфальтовые. Это позволяет очень быстро перемещаться. Очень важно иметь в запасе блоки, которые позволяют менять маршруты - скажем, тот, который на севере, на тот, который на юге, в зависимости от направления ветра. Таким образом можно менять направления, не терять времени и сделать путешествие более продуктивным. Практически все маршруты, даже самые длинные, - однодневные. Они требуют раннего выхода, часов в 6‑7 утра, но при этом всю дорогу можно уложить в 17-18 часов. Есть и двухдневные маршруты, с ночёвкой. Впрочем, больше чем на два дня уйти на островах просто невозможно.

Есть и совсем небольшие маршруты, которые можно пройти за 4-5 часов. Но они очень классные - поднявшись на одну вершину, хочется подняться и на остальные семьдесят. Информацию по маршрутам можно найти на специализированных сайтах.


Во время треккинга очень расслабляет длинный световой день - в июне-июле солнце светит 24 часа, за вычетом непогоды. Кстати, о непогоде. На маршруте нужно обращать внимание на то, где можно укрыться в случае дождя, чтобы не идти по мокрой скользкой тропе, которая становится достаточно опасной. Переменчивая погода подразумевает внимательное отношение к одежде. Нужно, разумеется, иметь рюкзак с водозащитой - в нем должна быть сменная сухая одежда. Куртки и штаны - из гортекса. Ещё нужно иметь хорошие треккинговые палки и ботинки , потому что горы достаточно крутые и каменистые. Возьмите с собой в поездку кроксы (тапки, которые очень быстро сохнут и ничего не весят - покупать лучше дорогие, живут дольше). Хорошо иметь в машине резиновые сапоги, не очень высокие, средней длины - с ними ноги точно всегда будут сухими.

Лофотенская продуктовая раскладка

Если вы едете на Лофотенские острова на автомобиле, то большую часть продуктов лучше везти из России. Однако имейте ввиду, что на территорию Шенгена нельзя ввозить овощи, фрукты, мясо и молочные продукты - их могут изъять на границе. Учтите это, когда будете планировать свою раскладку. Если вы планируете проезжать Швецию, имеет смысл что-то купить там. Мы рекомендуем заехать в супермаркеты сети ICA и запастись недорогим картофелем, капустой, луком, сыром, сосисками, маринадами (свёклой, огурцами) и оливковым маслом (берите сразу пятилитровую бутылку)

Почему нужно покупать это именно в Швеции? Потому что в Норвегии всё очень дорого. Например, в кемпинге съесть яичницу на завтрак обойдётся в 1 000 рублей.

Где покупать продукты в Норвегии? Мы стараемся заезжать в сетевые магазины - Rema1000, KIWI или Coop. Лофотены - это рыбное место, но в магазинах свежей рыбы вы не купите, в основном она замороженная и стоит бешеных денег. Попадаются и относительно дешёвые продукты - например, креветки за 29 крон, макароны за 7 крон и так далее. Имеет смысл покупать сливочное масло, спреды, конфитюры, варенья, сельдь в вёдрах, йогурты, молоко и хлеб марки Kneip. Кстати, небольшая хитрость - идите за хлебом с утра, потому что именно в это время в магазинах появляются так называемые социальные продукты, которые приходят в небольшом количестве и стоят не очень дорого.

Лофотенская треска

Рыбалка на Лофотенах всегда ассоциировалась с весьма дорогим занятием, но выяснилось, что треску запросто можно ловить с каяка. Мой первый опыт был ужасен - за два часа я поймал около 35 кг трески. Это была не рыбалка, это было долгое, постоянное доставание и складывание рыбы. При том, что рыбины меньше 2.5 кг я не брал. Мы много тогда намучались, очищая рыбу. И только потом узнали, что брать нужно только филе. В этом году у нас его получилось 15-16 кг - мы ели около четырёх дней.


Поехать на Лофотены и не ловить треску - глупо. Но к ловле нужно подготовиться: купить спиннинг, катушку, шнур (не леску!), блесну. Не требуется никаких разрешений. Это если мы говорим про морскую рыбалку. Для речной и озёрной существует масса ограничений, вплоть до обеззараживания спиннингов. Какие есть нюансы при ловле трески? С мостов ловить не запрещается, но нежелательно, потому что проходящие небольшие судна могут зацепиться за блесну и поранить человека. В Норвегии за этим следят и могут даже позвонить в полицию, если увидят, что кто-то ловит рыбу с моста. Имейте в виду, если у вас есть плавсредство, то обязательно должен быть спасательный жилет - его отсутствие вызовет беспокойство местных жителей. Ловить нужно на глубине от 30 метров и во время прилива - треска в это время приходит и начинает кормиться (есть сайты, где указывают время прилива, не поленитесь заглянуть туда). Ловить лучше всего с возвышенностей - с отмелей или островов, там, где рельеф дна изгибается и где могут быть рачки или маленькие рыбки, которыми питается треска.


Ловить рыбу рекомендую с помощью крепкого спиннинга - и чем он проще, тем лучше. И желательно с морской катушкой. Обязательно нужно использовать шнур - его треска не перекусывает, хотя у меня были ситуации, когда даже он обрывался. Но вот леску рыба перекусит вообще без вопросов. Ловить нужно на большую блесну - чем больше блесна, тем больше шансов, что рыба клюнет. Блесна должна весить не меньше 100 граммов, при этом не нужно никакой наживки. Имейте ввиду, что она должна быть оборудована карабинчиком, на случай обрыва при закусе. Не короче 100 метров должен быть шнур, чтобы он смог дотянуться до стометрового дна. Пойманную рыбу можно не разделывать, не потрошить, просто срезайте специальным ножом филе с боков. Если мясо в течение дня не пожарить или не заморозить, оно начнёт разлагаться. Поэтому улов нужно сразу приготовить - так треска будет храниться уже значительно дольше. Куда девать отходы от рыбы после того, как вы срезали филе? Нужно их собрать, кучкой положить на берегу и дальше наблюдать битву между чайками. В течение часа от рыбы не останется и следа. К сожалению, пойманную треску (свежую или замороженную) в Россию не ввести. Первый вопрос на границе, когда узнают, что вы едете из Норвегии: «Треску везёте?». А вот жареную, сушёную и вообще обработанную рыбу ввозить можно. То же, кстати, касается и грибов.

Помимо трески на Лофотенских островах есть мидии. Но с ними не всё так просто. Во-первых, они находятся на камнях и собирать их нужно во время отлива. Брать нужно не всё подряд, а те, которые размером не менее половины ладони. (фото мидий в котле). Собирать их нужно в перчатках (подойдут самые обыкновенные строительные), потому что очень легко поранить руки. А ещё хорошо иметь нож, наподобие строительного, чтобы отделять мидии от камней. Где искать мидии? Обратите внимание на камни, которые резко уходят в море - на них видны целые колонии этих моллюсков. А готовить их лучше всего так - сначала отварить, чтобы они раскрылись (должны покипеть буквально 5 минут). Потом слить воду и мясо мидий обжарить в раскалённом масле.

На Лофотены - на своём автомобиле

Как попасть на Лофотенские острова? Есть два способа. Первый - на автомобиле. (фото карты) Поскольку мы сами из Питера, то рассматриваем дорогу именно оттуда. Прямой путь - через Финляндию. Есть несколько погранпереходов, самый оптимальный вариант в городе Светлогорске. Там как правило не очень много людей. Суммарное расстояние до Свольвера (административной столицы островов) - 1 600 км. Логично разбить дорогу пополам и сделать остановку примерно посередине в городке Кеми (Санкт-Петербург - Светлогорск - Кеми, 826 км - 1 день), можно, разумеется, запланировать больше остановок. Сама протяжённость Лофотенских островов по дороге примерно 190 км, то есть, чтобы посмотреть острова, нужно намотать ещё примерно 400 км. Так можно охватить все самые важные места. Суммарно вся поездка на Лофотены займёт примерно 11 дней (включая дорогу и нахождение там), а суммарный пробег составит 3 570 км. На бензин для легкового авто нужно будет потратить примерно 500 евро.

Лофотены и Мыс Нордкап - на своём автомобиле

Если вы едете на своём транспорте и забираетесь так высоко на север Скандинавии, логично заодно доехать и до знаковой точки - северной оконечности континентальной Европы, мыса Нордкап. Рекомендуем разбить этот переезд на два, остановиться где-нибудь в районе Шиботна (места, где находятся очень красивые горы, похожие на Альпы, со множеством треккинговых маршрутов) или Альта (там есть музей наскальной живописи). Это дополнительные 912 км: Сволвер - Шиботн - 393 км, Шиботн - Нордкап - 518 км. (фото карты обратного маршрута). Обратный маршрут имеет смысл проложить через территорию России, потому что так вы сэкономите на бензине - в России он всё-таки дешевле, чем в Скандинавии. Дорога проходит по новой трассе Кола, которая очень хорошо сделана. Впрочем, можно ехать и по Финляндии, это будет километров на 200 или 300 меньше, но вы выйдет дороже. Маршрут проходит через Карелию, это тоже очень красивые места. Суммарно путь назад, если вы едете с Нордкапа, составит больше 2 000 км (Нордкап - Кандалакша - 913 км, Кандалакша - Санкт-Петербург - 1 110 км). Маршрут с посещением Нордкапа суммарно займёт 14-15 дней и составит 4 900 км (до Москвы ещё 700 км). Это довольно напряжённо для тех, кто не ездил на большие расстояния, но плюс в том, что в автомобиль можно загрузить много еды и разных снаряжений.

До Лофотенов - на самолёте

Самолёт - это второй способ добраться до Лофотенских островов. В отличие от автомобиля, путь туда составит один день (на авто - два). А если купить правильные билеты, то и 12 часов. Из Москвы летает «Аэрофлот» (утренние рейсы), из Петербурга - компания «Руслайн» (тоже утренний рейс). Из того же самого аэропорта в Осло на внутреннем рейсе компании Norwegian нужно лететь до города Эвенес, откуда 2 часа езды до островов. Арендуйте машину или поезжайте на общественном транспорте. Но билеты не всегда можно подобрать так, чтобы долететь в течение одного дня - нужно очень постараться их найти.

, Где жить на Лофотенах

Палатка

Самый простой вариант - это палатка. У такого вида жилья есть плюсы и минусы, разумеется. К плюсам относится недорогая стоимость в кемпинге (а в диком месте ночёвка и вовсе бесплатна) и уединение. К минусам - ограниченный объём места и отсутствие электричества и вообще удобств. Стоять большим лагерем вне кемпинга на Лофотенах не рекомендуется. Если один человек или группа людей на одну ночь поставили палатку на берегу - это не будет сильным нарушением закона. Многие так делают, проблем нет. Но если уже две ночи - то с вероятностью в 90% на следующий день приедет полиция. Норвежцы относятся к природе, как к собственному дому, в их глазах такая ситуация выглядит так, будто вы пришли, скажем, на дачный участок, поставили там палатку и ходите в туалет под кусты. А жители Норвегии к туалетам относятся очень строго и, как правило, выкапывают ямки для этих дел. Но на пляжах и видных местах что-либо выкапывать с такой целью запрещено.

Наш первый день:

1. Площадь архипелага составляет 1227 км², а его население - 24,5 тыс. человек. Основные занятия жителей - рыболовство и овцеводство. Норвегия вообще самая наименее заселенная страна в Европе. В среднем у неё на одного жителя приходится 12 квадратных километров территории. Население всей же Норвегии составляет примерно четверть населения Москвы. Представляете, сколько у них пространства для жизни и свободы?


фотография побольше

2. Лофотен (др.сканд. Lófót) – иногда путают, неправильно называя «лофонтены». Слово состоит из двух частей: ló "рысь" и древнескандинавского fótr "стопа". Видимо, форма островов напоминала стопу рыси. На фотографии – прекрасный и неповторимый Хемнёй.

3. На Лофотенских островах уже около тысячи лет ведётся ловля трески, особенно в зимний период, когда треска мигрирует на юг от Баренцева моря и собирается на Лофотенских островах на нерест. Выловленная треска перенаправляется в Берген, крупный город на юго-западе Норвегии, и оттуда поступает в остальные страны Европы. Вот такие жерди, большие конструкции, и служат для высушивания трески. Летом, к сожалению, они в основном пустуют – и можно увидеть сушеную рыбу только в музее...


фотография побольше

4. У фьордов на вертикальных бревнах ставят сараи (называются «стаббюр») для сушки и хранения рыбы, для хранения рыболовецкого инвентаря и лодок, а также баню с открытым очагом («бадстюэ») и овин для сушки зерна. Традиционные постройки - с двухскатной крышей. Поверх дощатого настила ее покрывали раньше берестой и дерном. Сейчас, конечно, побеждают новые материалы, но раньше так делали почти все жители. И старые дома (а многие сохранились ещё с позапрошлого века) часто можно увидеть с целым лесом на крыше. Срубы обшивали снаружи и изнутри вертикально поставленными досками. Наличники, карнизы, а иногда и коньки крыш жилого дома (стуве) покрывали искусной резьбой.

5. Стуве, окрашенные в традиционные красный, зеленый или синий цвет, с белыми наличниками и торцами срубов, и сейчас выглядят очень живописно на фоне суровых Лофотенских пиков. А рыбацкие деревушки расположились вдоль берегов Лофотен, с характерными рыбачьими хижинами («рорбу»).

6. Лофотены - старейшие на Земле скальные образования, их возраст составляет приблизительно 3 миллиарда лет. Их теперешний облик сформировался 10 000 лет назад, когда закончился последний Ледниковый период.

7. Самые популярные острова, Эуствогей, Вествогей, Флакстад и Москенес, являются излюбленным местом отдыха писателей и художников, а также всех любителей активного отдыха на природе. Большинство норвежцев приезжают сюда из южных городов просто отдохнуть, порыбачить, поохотиться.

8. Мосты Норвегии удивительны: с широкими пролётами, массивные, но в то же время выглядящее очень легко – они лежат между фьордами, заводями. Это, конечно, не знаменитый Стортезандский мост, уходящий в небо, но тоже красив. В этом месте мне запомнился интересный случай, который произошёл с моим другом, Димкой на этой развилке. Мы немного проскочили вперёд, а он нас догонял – и уехал не туда (как раз в сторону этого моста: видимо, пейзаж ему понравился). И мне с горы осталось лишь наблюдать, как моя группа едет в одну сторону, а Димка – в другую. Ну ничего, Саша потом «втопил» – догнал Диму…


фотография побольше

9. На любой остановке есть зона для отдыха, смотровые площадки и башни для наблюдения за птицами, а также домики для отдыха велосипедистов и кафе. Некоторые места отдыха напоминают целые архитектурные памятники, хорошо вписываясь в ландшафт (прямые, резкие линии, дерево и бетон). А некоторые - попроще:

10. Лофотенские острова также носят название "Lofotveggen" или «Лофотенская стена». Архипелаг выглядит как закрытая стена, длиной около 100 километров и 800-1000 метров высотой.


фотография побольше

11. Мне кажется, что благодаря добыче рыбы для всей Норвегии и экспорту, которым занимались еще викинги с 15 века, страна сейчас самая богатая в мире (считая на человека). Традиционно вяленая лофотенская треска поставляется в Испанию, Португалию и в Италию, где ее можно в изобилии встретить в меню ресторанов. Может это потому что рыболовство требует большого терпения, труда и бережного отношения к природным богатствам? К слову о бережном отношении к природе: рыбу сейчас выращивают вот так, в вольерах. Хотя вокруг – открытое море с «неисчерпаемыми богатствами»…

12. В целом передвигаться по Лофотенским островам на велосипеде достаточно легко, однако в разгар сезона дороги были заполнены машинами, автофургонами и трейлерами. Все очень порядочные, но дороги – узкие и иногда за нами скапливалась пробка. Очень хороши белоснежные пляжи Лофотен. Ступаешь на песок – и кажется, будто под ногами – снег… Душа отдыхает, когда видишь лазурное море, пики гор, чувствуешь мягкий песок.

13. На Лофотенах вы найдете множество уютных коттеджей «рорбу». Изначально эти коттеджи служили просто для ночлега рыбаков. В рыбацких деревнях можно увидеть большие здания у пристани («sjøhus»), в которых когда-то рыбаки хранили свой улов. Можно поселиться в кемпинге, отеле или молодежном хостеле. Цены довольно умеренные (по норвежским меркам, разумеется;)). Так, снять рорбу будет стоить порядка 100 евро в сутки.

14. В течение велосипедного маршрута постоянно приходится набирать высоту. И в скучный серый день (а их была большая часть) это иногда заставляет погрузиться в свои мысли, как-то забыть об окружающих горах, фьордах и долинах… А в этом месте были замечательные черничные поля. И ещё интересно: везде в лесистых участках есть ограды и препятствия на дороге для овечек. Препятствия – трубы, проложенные так, что овечки будут проваливаться копытами сквозь них, что должно у них отбить охоту продолжать прогулку. А заборы, кажется, под напряжением (пробовать не хотелось).

15. Иногда погода совсем портится – и чувствуешь, что за тобой из темноты следит тролль…

16. На этом чудеса Лофотен не заканчиваются: по пути встречаются очень живописные озёра и реки. Как-то я увидел табличку на турстоянке с надписью «Во всех водоемах Норвегии можно пить воду».

17. Отельная тема для рассказа – это отлив на фьорде. Конечно, он весьма портит «фотогеничность» места: бурые водоросли, остатки частей кораблей, серый песок вместо глади воды. Но, как оказалось, через фьорд во время отлива можно проехать на велосипеде! Так и я – взял у Дениса велосипед с широкими покрышками – и поехал колесить по фьорду на закате (это часа 2 ночи, почти полярный день). Так и закончился наш первый день на Лофотенах.

18. А на следующий день маршрут был такой:

19. И опять непогодилось. Вот бывает: нависают серые тучи над островами – и не хотят уходить. Тут спасло, что меня немного подождали товарищи, и удалось просвет поймать. Видимо, это каркас старого корабля, заброшенного штормом на берег.

20. Лофотенские острова – одно из тех мест в Норвегии, где жизнь переплетена с природой, с морем. По мнению журнала National Geographic, Лофотенские острова занимают третье место по привлекательности среди всех островов земного шара.


фотография побольше

21. Если вы едете на машине, то можно проехать через Финляндию до Заполярья. Потом можно заглянуть и на самую северную точку Европы – мыс Норд Кап… А возвращаться лучше всего по берегу, через все фьорды Норвегии.

22. Зима на Лофотенах достаточно теплая, несмотря на то, что острова расположены за полярным кругом. Такие высокие зимние температуры характерны для островов благодаря теплому течению Гольф Стрим и его производным: северо-атлантическому течению и Норвежскому течению. На островах Рёст и Вэрёй зимой температура чаще всего выше нуля, что вообще не характерно для местностей, расположенных выше полярного круга. Летом там достаточно прохладно, но сухо. Средняя температура июля +15°С. Часто дует сильный ветер.

23. Над местностью в летнее время не заходит полуночное солнце. На Лофотенских островах данное явление можно наблюдать с 25 мая по 17 июля. Мы как раз в первые дни и попали в эти «чудесные» круглые сутки. Для фотографии это ужасно – ни закатов, ни рассветов, просто постоянная хмарь на небе.

24. А это загадка вам. Объявляю конкурс на угадывание предназначения этого сооружения. Ответ – в следующей части рассказа про Северные Острова Норвегии.


фотография побольше

25. На norse.ru нашёл интересный рассказ про Лофотены:
Капитан поведал нам, что все рыбаки очень суеверны, и уважают приметы:
- нельзя начинать путину в пятницу. Никогда.
- нельзя свистеть.
- никаких вафельных тортов.
- никогда не произносить слово "лошадь".
- палтус нельзя называть палтусом.
- когда черная птица садится на мачту, надо отрезать все сети и плыть назад. Здесь Харальд заметил: "Я этого не делал, но мой отец делал".
- для успешной рыбалки надо обязательно провести ночь с красивой девушкой. Тут капитан вздохнул: "Это раньше так было…".
(http://norse.ru/geography/norway/lofoten.html)

26. Одна из церквей в пригороде Свёльваера, на берегу фьорда.


фотография побольше

27. Рядом с церковью лежал «Тролльштайн» - камень троллей. Рассказать про Норвегию и не упомянуть троллей – непростительно.
Легенды о троллях зародились в Скандинавии. Согласно легендам они пугали местных жителей своими размерами и колдовством. По другим поверьям тролли жили в замках и подземных дворцах. В мифологии тролли бывают не только огромными гигантами, похожими на огров, но и маленькими, похожими на гномов существами, обыкновенно живущими в пещерах (таких троллей обычно называли лесными). Детали образа троллей в фольклоре сильно зависят от страны. Иногда они описываются разнообразно даже в одной и той же легенде. Чаще всего тролли - уродливые существа, от трёх до восьми метров ростом (иногда могут менять свой размер), почти всегда атрибутом внешности тролля на изображениях является очень большой нос. Имеют природу камня (рождаются из скалы), обращаются в камень на солнце. Питаются мясом. Часто пожирают людей. Живут по одному в пещерах, лесах или под мостами. Тролли под мостами несколько отличаются от обычных. В частности, могут появляться на солнце, не едят людей, уважают деньги, падки на человеческих женщин (видят в них не еду). Есть легенды о детях троллей и человеческих женщин. (вики)
С христианизацией Норвегии у троллей появился новый враг - Улав Святой. Улав обладал особым даром: он мог управлять горами и скалами, умел обращать троллей в камень. Впоследствии великаны пытались бороться и с церквями.

28. Существуют рассказы о том, что тролли иногда появляются среди людей в человеческом обличье. Обычно человек не сразу может догадаться, с кем имеет дело. Однако рекомендуется, что, если он заподозрит неладное, ни в коем случае не должен жать незнакомцу руку. Они также могут принимать облик собаки, чёрного козла или дружелюбного человека с хвостом. Главное - знать, как обращаться с ними. Во-первых, храните тайну своего имени. Не принимайте от тролля угощенья и бегите прочь так, чтобы ваши следы образовали крест с борозами плуга на пашне. Если вы повстречались в ущелье, пригласите тролля проследовать за вами к свету: он окаменеет с появлением яркого солнца.
Когда едешь по дорогам Норвегии, сгущаются тучи над горами и наступает темнота – всерьёз начинаешь задумываться о троллях…

29. Тролли часто похищали людей. Однако фольклорная традиция предоставляла несколько способов защититься от троллей или противостоять им. Прежде всего, это, конечно же, христианский крест, звук церковных колоколов и всё остальное, что связано с христианской религией. Если нужно было освободить тролльского пленника из гор, то надо было звонить в колокола. Если же церковь была так далеко, что до гор не доносился колокольный звон, то колокол приносили в горы и звонили там. Саша мне потом в Москве подарил даже замечательную книжку про Троллей, в которой очень наглядно описаны способы борьбы с ними. Фотография – как раз о спускающихся сумерках на фьорд:


фотография побольше

30. И ещё одна фотография уходящего света:

31. На северных землях почти ничего не выращивается. Норвежцы просто скашивают траву с полей – и продают её на корм скоту. Зерновых полей мы ни разу не видели…

32. За один день на Лофотенах можно проскочить огромное количество живописных мест. В каждом из них хочется остаться как минимум на всю неделю. Максимум – на всю жизнь.


фотография побольше

33. Иногда совершенно не ясно, где заканчивается озеро, а начинается фьорд. Пока не попробуешь воду на вкус или не посмотришь на берега – не узнаешь. Иногда реки смешиваются с водой из фьорда.

34. Наш второй день подошёл к концу. Троллей вроде нет рядом, поэтому ложимся спать. Хотя желание сфотографировать тролля всё ещё живо. И наш следующий день начался:

35. Этот день пока побил все рекорды по ненастной и скучной погоде. Снова отлив на фьорде, гигантская пустыня.

36. Весной на побережья Норвегии, по пути на север, к полярным гнездовьям, слетаются миллионы птиц. В таких местах, как Йерен, что к югу от Ставангера, вы сможете понаблюдать за гагарами, поганками, цаплями и другими дикими птицами. В скучный серый день я решил устроить фотоохоту на таких вот птичек. Что это за птица – я не знаю.

37. К слову сказать, эта фотоохота была для меня первой, только до поездки я купил никкор 70-300.

38. В июле-начале августа берега Лофотен зарастают травой и Иван-чаем. В дождливый день они хорошо добавляют цвета в пейзаж.


фотография побольше

39. Норвежские тоннели очень знамениты. Сколько же это надо труда, чтобы построить такое количество тоннелей для удобства своих граждан? Кажется, если какой-нибудь бабушке из рыболовной деревни захочется ходить за ягодами не через перевал – правительство специально для неё построит тоннель.
По протяженности тоннелей Норвегия бьёт все рекорды. Cамым длинным автодорожным тоннелем в мире считается норвежский горный тоннель Laerdal (24,5 км.), являющийся частью скоростной дороги, соединяющей столицу Норвегии Осло и западный порт страны Берген.
Честно говоря, ощущения те ещё, когда въезжаешь в подводный тоннель: едешь минут 15 вниз, не нажимая педальки с одной лишь мыслью – сколько же потом крутить наверх! А внизу здорово: мокрые стены, капли капают с потолка. Шумят камни о стенки тоннеля… Некоторые – не вентелируются (даже по 3-5 км!). И явно чувствуешь нехватку кислорода.

40. Да и в серый денёк можно снять что-то необычное. Например, вот такую большую панораму обычного озера.

41. День заканчивается. Не богат на «улов», а просто приятен. Снова паром, фьорды, маяки, горы… На ночь встаём прямо около берега, чуть-чуть поднявшись от паромной станции. С видом на фьорд.

42. На этот день мы планировали восхождение на Мойсален, большую гору над фьордами.

43. Но не вышло: над горами – тучи. Покрапывает дождик. Нам бы точно ничего не было видно на высоте больше километра. Жаль. Но есть повод вернуться.


фотография побольше

44. Норвегии идёт такая погода. Солнце и скалы – было бы слишком обманчиво.

45. Во многих уголках Лофотен – никого. В пасмурный день жизнь словно замирает. Тишина и покой.


фотография побольше

46. Выезжаем на грунтовку к Зигельфьорду. Около дороги – болота и дома на болотах;)

47. Вот и наша грунтовка. По асфальту ехать надоедает. Хотя дороги в Норвегии очень хорошие. Удивляет, как им удаётся поддерживать в таком хорошем состоянии дорожное покрытие. Ведь дожди всё размывают, а горная порода движется.

48. Под вечер пошёл сильный дождь. Мы все промокли до последней нитки. Но духом мы сломлены не были. Награда – прекрасный закат. Минут 30 удивительного света над фьордом.

49. Капает дождик, солнце ярко освещает лучами тяжёлые свинцовые тучи.


фотография побольше

49(2). И ещё один кадр:

50. Оттенки зелёного сменяются каждую минуту.

51. А это река, втекающая во фьорд, снято в другую сторону от фьорда. Тучи садятся на горы…


фотография побольше

52. Лучи заходящего солнца… На этом чудеса не закончились. Мы хотели было посушиться в «хютте», это домик в горах специально для туристов и охотников. Но, к сожалению, хютта была занята в этот день. И мы уже было собрались расстроиться, как к нам подошёл местный охотник и пригласил пожить в своём домике. Он долго перед нами извинялся, говорил: мол, ребята, у меня нет туалета и домик совсем маленький. Но мы были поражены, насколько там всё аккуратно сделано. Дерево, впервые за неделю мягкие кровати, тёплые батареи. Вот это был подарок для нас. Но и мы в долгу не остались. Приготовили ему утром оладьи с черничным вареньем, только что сделанным. Правда, нам же он их и скормил. А ещё познакомились утром с его маленькими любопытными спаниэлями.


фотография побольше

53. Вот наш следующий день. Маршрут мы решили немного порезать: не успевали. Решили взять вечером скоростной паром из Харштадта прямо в Финнеснес, на Сеню.


54. Утром спустились к фьорду и сели на паром. Паром шёл всего-то 10 минут, но «роскошь» тут была традиционная (вспоминая Севастопольский паром с деревянными скамейками). Любой паром обычно украшен картинами местных художников. Обязательно есть кафе с также традиционно высокими ценами.

55. Этот день теперь точно побил все рекорды по «серости». Вот такие умиротворяющие пейзажи сменяли один другой.

56. Почти засыпаешь на ходу от такой идиллии…

57. Днём мы уже приехали в Харштадт, погуляли по городу, и вечером уже сели на паром, унесший нас как ветер в Финнеснес. Сам паром ходит до точки нашего назначения – до Тромсо. Но у нас же впереди ещё Сеня и Линген-альпы! Паром не грузовой, едет очень быстро – рассекая гладь воды. Удивительно смотреть из окна, как быстро он режет волны и набирает скорость, словно самолёт на взлётно-посадочной полосе.


Вечер – и мы уже на «Сене»… Об этом острове – отдельный рассказ в следующей части.

Для норвежцев Лофотенские острова — отдаленный край, лежащий за Полярным кругом, куда, впрочем, добраться довольно просто. Сами жители уверены, что лучше их островов в мире места нет. Туристы приезжают сюда со всего света, чтобы увидеть причудливо изрезанные берега и узнать об истории Лофотен, сыгравших важную роль в жизни викингов.

Лофотенские острова — архипелаг в составе , в 200 км к северу от полярного круга.

В ОБЪЯТИИ ТЕПЛЫХ ТЕЧЕНИЙ

Не свойственный таким широтам теплый климат Лофотенских островов сформировался благодаря соседству сразу с тремя теплыми течениями севера Атлантического океана.

Эта цепочка островов расположена в Норвежском море около северо-западного побережья Скандинавского полуострова. От континента острова отделены бухтой Вест-фьорд, образуя 170-километровый барьер между Вест-фьордом и Северным морем. Отсюда их неофициальное название — Лофотвегген, или Лофотенская стена.

В состав архипелага входят семь крупных и десятки небольших островов.

Самый большой — Эуствогёй площадью свыше полутысячи квадратных километров (на нем находится самая высокая гора архипелага — Хигравстинден), еще три — Вествогёй, Москенесёй и Флакстадёя — свыше 100 км 2 .

Скалистые острова разделены узкими извилистыми проливами, а соединены друг с другом мостами и тоннелями. Главная здешняя автодорога — западное продолжение европейской трассы ЕЮ — протянулась через весь архипелаг, заканчиваясь на юге, на острове Москенесёй, в деревушке с лаконичным названием из одной буквы — О, а начинаясь аж на берегу Ботнического залива в .

Рельеф архипелага горный. Отдельные вершины поднимаются до километра и выше, при этом они встают практически прямо из моря, представляя впечатляющее зрелище.

Возвышенности покрыты льдом и сложены главным образом твердыми горными породами: гранитами, гнейсами, сиенитами, кристаллическими сланцами.

Лофотенские острова, возможно, являются старейшими на Земле скальными образованиями возрастом около 3 млрд лет. Нынешний ландшафт островов сформировался 10 тыс. лет назад с окончанием последнего ледникового периода.

Берега всех островов скалистые, они изрезаны небольшими фьордами. Вдоль моря местами пролегает узкая прибрежная полоса.

Море у берегов Лофотенских островов не замерзает. Необычно мягкий для столь высоких широт климат формируется под влиянием теплых течений — Гольфстрима, Северо-Атлантического и Норвежского. В течение всего июня и июля солнце над островами не заходит за горизонт, а с сентября по апрель над островами мерцает и переливается северное сияние.

Типичный ландшафт Лофотенских островов — горная тундра и верещатник, встречаются рощи рябины, березы и хвойных деревьев.

Море вокруг островов полно китов, в том числе кашалотов и косаток. Скалы превратились в большой птичий базар, где обитают миллионы птиц: тупики, тонкоклювые кайры, бакланы, серые цапли, варакушки, глупыши, олуши и лебеди. У подножия скал — большие лежбища тюленей. Из сухопутных млекопитающих самые большие — выдра и лось.

К югу от острова Москенесёй находится популярный в мировой художественной литературе водоворот Мальстрём, возникающий как результат соприкосновения приливных и отливных волн с выступающими формами рельефа морского дна, который здесь крайне сложен, и сильно изрезанной береговой линией. «Ужасы» Мальстрёма довольно преувеличены: на деле он представляет собой никак не громадную воронку, затягивающую на дно больше корабли, а систему завихрений в проливе. Хотя в древности такое могло случиться с деревянным судном или лодкой. Реальную опасность Мальстрём представляет во время максимального прилива, при сильном западном ветре, когда направление течения становится непредсказуемым и судно может разбиться о камни острова Москенесёй.


ОСТРОВА СУШЕНОЙ ТРЕСКИ

На Лофотенских островах сушеная рыба возведена в ранг символа, вокруг нее сложились традиции и развился фольклор, она стала основой экономики и прославила острова на весь мир.

Первые поселения на Лофотенских островах появились около 8 тыс. лет назад, найдена также пещера Рефсвикхула с наскальными рисунками, которым более 3 тыс. лет.

Название островов изначально — старое имя второго по величине острова архипелага Вествогёя. Очертаниями остров напоминал древним викингам отпечаток звериной лапы, и Лофотен переводится как «Лапа рыси»: «ло» — рысь, «фотр» — лапа, нога. Такие названия были в ходу у викингов: например, название соседнего острова Флакстадёя — Варьфот, или Волчья лапа, от «варь» — волк.

Обосновавшиеся на Лофотенах викинги, как считается, открыли способ заготовки трески. Для этих отважных путешественников сушеная треска очень удобна: килограмм сушеной рыбы по своим питательным свойствам равен 5 кг свежей, а храниться может четыре года.

В 1120 г. норвежский король Эйстейн I Магнуссон, многое сделавший для экономического и культурного развития страны в начале XII в., построил на Лофотенах первые рыбачьи хижины-рорбу и объявил себя их хозяином.

Средние века на Лофотенах ознаменовались стычками между сторонниками ловли трески на удочку с леской и одним крючком и теми, кто ставил переметы и использовал сети. В 1644 г. король Кристиан IV — владелец всех рорбу — запретил переметы и сети, но с 1786 г. рыбакам было разрешено ловить всеми снастями.

В начале XIX в. короли, нуждавшиеся в деньгах, продали рорбу и земли вокруг них богатым рыбакам. Прочие рыбаки жили в постоянном долгу, отрабатывая его ловлей рыбы для владельцев рорбу по 24 дня в месяц.

В 1938 г. кабалу разрушили: норвежский стортинг (парламент) принял Закон о сырой рыбе: отныне рыбаки сами устанавливали минимальную цену на свой улов и не отдавали более по дешевке владельцам рорбу, сетей и лодок.

Сегодня на Лофотенских островах рыбаки сами решают, где ловить сетями, где переметами, соблюдая главный закон ловли: вести промысел в строго отведенном месте. Сезон ловли трески — январь, февраль и март, когда рыба идет из Баренцева моря на нерест.

Жизнь на островах всегда протекала довольно мирно, войны обходили их стороной. Лишь в 1941 г. британские коммандос провели на островах операцию «Клеймор», уничтожив немецкие нефтехранилища и фабрики по производству рыбьего жира и глицерина, использовавшегося немцами для производства динамита.

В наши дни туризм играет все большую роль в экономике островов, и рыбачьи хижины-рорбу превращаются в домики для туристов. Но тёррфиск — пойманная во время нереста и завяленная треска, которую продавали по всей Европе начиная с XIV в. — традиционно занимает важнейшее место в жизни островитян.

Они все так же строят стаббюр — сараи для сушки и хранения рыбы, бадстюэ — бани с открытым очагом и стуве — жилые дома с двускатной крышей. Сохранились старые дома, крышу которых крыли берестой и дерном и которые заросли небольшими деревьями.
Занимаются на острове и овцеводством, но в ограниченных масштабах: травы тут немного.

Самый большой по местным меркам населенный пункт — портовый Сволвер на острове Эуствогёй, на протяжении многих веков — рыбацкая деревня, сумевшая утвердится в статусе города в 1996 г. Городок живет за счет причала, принимающего паромы с туристами, и обслуживания тех же туристов.

Главная историческая достопримечательность Лофотенских островов — в Музее викингов Лофотр, в деревне Борг, на острове Вествогёй. В нем выставлено самое длинное из когда-либо найденных жилищ викингов: дом вождя длиной 83 м и шириной 9 м.


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Природные:

■ Тролльфьорд.

■ Птичьи базары.

Исторические:

■ Стоянка людей каменного века (пещера Стурботхелларен, 5500 лет).

■ Петроглифы (пещера Рефс-викхула, более 3 тыс. лет).

Культовые:

■ Флакстад-ская церковь (Флакстадёя, 1780 г.).

■ Гимсёйская церковь (Гимсёя, 1876г).

■ Церковь Букснес (Вествогёй, 1905 г.).

Архитектурные:

■ Автодорожный Рафтсуннский мост (между островами Эуствогёй и Хиннёя, 1998 г.).

Культурные:

■ Музей викингов Лофотр (Борге, Вествогёй).

■ Музей сушеной трески (деревня О, Москенесёй).

■ Музей норвежской деревни рыбаков (деревня О, Москенесёй).

Город Сволвер (Эуствогёй):

Мемориальный музей Второй мировой войны.

■ Дом художественного творчества.

Художественная галерея Стига Тобиассена.

■ Горнолыжный центр «Конгстинд Альпинсентер».

■ Сволверская церковь (1934 г.).

■ 150-метровая скала Сволвергейта.


ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Водоворот Мальстрём впервые появляется в атласе Герарда Меркатора в XVI в. Самые известные произведения, в которых фигурировал «ужасный водоворот», затягивающий в бездну суда: рассказ Эдгара По «Низвержение в Мальстрём» (1841 г.), роман Жюля Верна «20 ООО лье под водой» (1869 г.), роман ЛуиЖаколио «Грабители морей» (1890 г.).
■ Принято считать, что альпинизм, столь популярный в наши дни на Лофотенских островах, появился в 1889 г.: два местных рыбака — то ли на спор, то ли от нечего делать — взобрались на гору Вагакаллен высотой 942 м.
■ Название деревушки О на норвежском языке пишется как А. Эта буква является также отдельным словом, означающим «река» или «поток». Чтобы отличать деревню О от других населенных пунктов в Скандинавии с таким же названием, ее принято называть О-и-Лофотен, т. е. О-на-Лофотенских островах.
■ Самым странным законом из принятых норвежскими властями для Лофотен оказался указ 1816 г., по которому каждой деревне рыбаков назначалось определенное время и место лова трески. Но так как треска этого закона не знала, то плавала свободно из одного места в другое. В результате одним доставалось много рыбы, другим — ничего. Дело едва не дошло до вооруженного бунта рыбаков, и в 1857 г. «Лофотен-акт» отменили, заменив принципом «Свободные воды — свободная ловля».
■ Лофотенские рыбаки считаются самыми суеверными во всей Скандинавии и стараются следовать приметам: нельзя начинать лов трески в пятницу, на палубе нельзя свистеть, никто из рыбаков во время лова не должен произносить слово «лошадь» и называть палтус палтусом. В старину, если черная птица садилась на мачту, рыбаки поспешно отрезали сети и направлялись к берегу.
■ Рыбаки Лофотен ловят атлантическую треску (здесь ее называют северо-восточ-ной арктической). Рыба достигает длины 2 м, весит до 96 кг и способна прожить 25 лет.
■ Вяленая треска тёррфиск сохраняет все питательные свойства, притом что вес сушеной рыбы уменьшается на три четверти. Рыбу совсем не солят и не подвергают никакой другой обработке. Сушится треска около 2 месяцев. Традиционно вяленая лофотенская треска поставляется в Испанию, Португалию и в Италию.
■ Изображение сушеной трески попало на герб острова и коммуны Вествогёй: на нем изображены сразу две засушенные рыбины.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Местонахождение: Норвежское море.
Административная принадлежность: регион Нур-Норге, Норвегия.
Города: Сволвер (Эуство-гёй) — 4590 чел. (2015 г.).
Язык: норвежский. Этнический состав: норвежцы.
Религия: лютеранство (Церковь Норвегии).
Денежная единица: норвежская крона.

ЦИФРЫ

Площадь архипелага: 1229,53 км 2 .
Площадь крупных островов: Эуствогёй — 526,10 км 2 , Вествогёй — 411,05 км 2 , Москенесёй — 185,94 км 2 , Флакстадёя — 109,76 км 2 , Гимсёя — 46,36 км 2 , Верёй — 15,74 км 2 и Рёст — 3,60 км 2 .
Население: 24 178 чел. (2015 г.).
Плотность населения: 19,6 чел/км 2 .
Самая высокая точка: 1161 м, г. Хигравстинден.

КЛИМАТ

Умеренный (с чертами субарктического) океанический влажный с относительно теплой зимой и нежарким летом.
Средняя температура января: 0°С.
Средняя температура июля: +12°С.
Среднегодовое количество осадков: до 800 мм.
Среднегодовая относительная влажность: 75%.

ЭКОНОМИКА

Сельское хозяйство: животноводство (овцеводство).
Морское рыболовство (сельдь, треска). Рыбоводство.
Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые.

2 509

Пожалуй, на всей Земле не так много мест, о совершенной красоте которых говорит каждый, кто там побывал. Но Лофотенские острова на севере Норвегии – определенно среди них. Здесь вечные льды встречают океанскую бурю, а погода меняется буквально каждые пять минут.

Главная особенность Лофотенских островов – их удаленность от любых туристических маршрутов. Еще каких-то 20 лет назад архипелаг был богом забытым местом, населенным одними лишь рыбаками, но все изменилось в 2007 году, когда была проложена автомобильная трасса Е-10, связавшая острова с материком. Правительство Норвегии решило быстро окупить расходы на постройку трассы и занялось настоящей пиар-кампанией Лофотенов как главной туристической приманки – и, в общем-то, не прогадало. Половина жителей архипелага теперь заняты в сфере услуг, многие сдают свои дома туристам и охотно показывают местные красоты.

Одним из лучших сезонов для путешествия на Лофотены считается март: дни уже достаточно длинные и светлые, по ночам все еще можно застать северное сияние, а полчища туристов еще не заполонили все доступные варианты жилья. Еще и сезон ловли атлантической трески. Я не смогла отказаться от возможности побывать там, и нашла попутчиков на острова благодаря фейсбук-сообществу международных студентов Тромсе, пока училась в Арктическом университете Норвегии, и мы отправились в четырехдневное путешествие космополитичной компанией из украинки, испанки, голландки, венгерки и американки.

Транспорт

Есть всего несколько способов добраться на Лофотены: самолетом, паромом, или автомобилем. На самом архипелаге расположены два аэропорта: Лекнес и Эвенес, которые связаны с и крупными городами Новрегии самолетами авиакомпании Wideroe. Один билет в один конец обойдется примеро в € 90. Также можно из Нарвика или Буде в Свольвер (главный город архипелага) за € 130. Либо, как было в нашем случае, арендовать авто в – ближайшем крупном городе – и ехать 500 км до островов по прекраснейшей горной трассе Е6, прозванной «дорогой северного сияния».

Транспорт на Лофотенах развит весьма своеобразно. Доехать можно везде и отовсюду, но возможны варианты, когда в нужное направление идет только один автобус в день, без возможности вернуться обратно. Потому аренда авто остается фактически безальтернативным вариантом. Помимо традиционных Sixt, Europcar и Avis, в Норвегии функционирует сервис Rent-a-Wreck, который работает по принципу Airbnb и позволяет здорово сэкономить. Четверо суток аренды комфортного хетчбэка обошлись нам в € 350.

«Запах трески, которая сушится на морозном ветру, вначале немного шокирует, но здорово добавляет атмосферности этому удивительному месту»

Жилье

Классика размещения на Лофотенах – красные рыбацкие домики рорбу, стоящие прямо у воды. Мы, как истинные студенты, выбрали самый бюджетный рорбу на всем Airbnb, и получили изумительный вид на фьорд в районе Лекнеса (город в центральной части архипелага), соседство с настоящими рыбаками и угощение свежевыловленной треской от хозяина домика. Как выяснилось позже, наш вариант размещения был невероятно удачным, поскольку возле нашего рорбу не было ни одного настила для сушки рыбы… В норвежском языке есть даже отдельно слово, обозначающее тот самый запах трески, которая сушится на морозном ветру, и это слово имеет корень «lofote». И пусть запах вначале немного шокирует, он здорово добавляет атмосферности этому удивительному месту.

Достопримечательности

Весь архипелаг – одна сплошная достопримечательность. Есть условный список обязательных к посещению мест: деревушки Рейне или Хеннингсваер, пляжи Укланд и Рамберг, и конец дороги в поселке с лаконичным названием О. Именно фото из этих мест чаще всего выпадают по запросам и тегам «Лофотенские острова». Планируя маршрут, стоит подготовиться к тому, что лучшие смотровые площадки будут оккупированы туристами с продвинутой фототехникой, а над головой будут постоянно жужжать дроны.

Мы сошлись во мнении, что именно забытые богом рыбацкие деревушки, где можно сделать действительно необычные снимки на пустынных пляжах, лучше всего передают дух этих мест. Например, от знаменитого пляжа Укланд через туннель идет дорога к поселку Уттакельв, где десяток рыбацких домиков и красных сараев стоят, отрезанные от остального мира, прямо у подножия огромных черных скал. А деревушка Эггум стоит на границе национального парка, где обитают тысячи видов птиц, и где в хорошую погоду можно наблюдать пары орлов за охотой. Там же находится и небольшой бастион, который в 1943-м построили нацисты для локации флота союзников. С мая по октябрь внизу бастиона действует небольшая экспозиция.

Весьма интересна экспозиция в музее викингов Lofotr . История музея очень проста: в 70-е местный фермер вспахивал поле новым трактором и внезапно обнаружил остатки жилья викингов тысячелетней давности, со всеми артефактами вроде монет, кольчуг, шлемов и двуручных мечей. Сегодня жилище восстановлено, а благодаря рунам на камнях удалось выяснить, что дом некогда принадлежал семье опального вождя викингов, который противился принятию христианства и в конце концов уплыл открывать Исландию. Об этом расскажет более традиционная часть экспозиции, тогда сам «дом вождя» предлагает почувствовать себя настоящим варягом: можно подержать мечи, проверить комфортность тогдашней одежды и шлемов, научиться ткать и вырезать свое имя рунами на дереве, и много чего еще. В летнее время активностей еще больше, включая кузнечную мастерскую и уроки владения мечом. Стоимость билета для взрослого – € 17.

«История музея очень проста: в 70-е местный фермер вспахивал поле новым трактором и внезапно обнаружил остатки жилья викингов тысячелетней давности»

Еще одно открытие – деревня Нусфьорд, на полпути между туристическими Рейне и Лекнесом: двадцать желтых и красных домиков буквально втиснуты в узкую долину, в крошечном порту разгружают рыболовецкие катера, а в единственном кафе готовят ароматный картофельный суп с треской и блюда из свежего улова.

Геологи говорят, что Лофотенские острова – одна из старейших горных систем мира. Возможно, именно поэтому эти отвесные скалы, вырывающиеся прямо из океана, горные ущелья и ледники так потрясают своим величием и заставляют задуматься, как бы пафосно это не звучало, о нашем месте на этой планете.

Погода

Поскольку Лофотены растянулись почти на 300 километров к западу от материковой Норвегии, климат здесь крайне изменчив и непредсказуем. Пасмурная погода так же легко перетекает в метель, как и в безмятежное сияние мартовского солнца. Но преимущество поездки в межсезонье – как раз в том, что получаса бывает достаточно, чтобы переждать непогоду и вновь наслаждаться фантастическими пейзажами.

Бюджет

Оптимальный вариант поездки на Лофотены – компанией из 4-5 человек, бюджет поездки сократится до минимума, если разделить на всех аренду авто, бензин, и проживание в коттедже рорбу, готовить самостоятельно. Билеты по маршруту Киев – Гданьск – Тромсе – Гданьск – Киев обойдутся примерно в € 150 на человека, в зависимости от дней недели и текущих скидок Wizz Air.



Лофотенские острова

Говорят, что Лофотенские острова - одно из красивейших мест на Земле. Хотя горы здесь не очень высокие, самый высокий пик - Higraftindan достигает в высоту только 1161 метр, но они поднимаются практически прямо из моря, представляя необычное и впечатляющее зрелище.

Лофотенские острова - это архипелаг состоящий из 5 больших и 5 маленьких островов, находящийся на севере Норвегии, к западу от Нарвика (Narvik) и в 200 километрах за Полярным кругом. Необычный климат этих мест вызван согревающим эффектом от течения Гольф Стрим. По этой же причине скалы высыхают здесь очень быстро даже после сильного дождя. На протяжении всего июня и июля солнце над островами не заходит за горизонт. Значительное оледенение и гранитные скалы предоставляют огромные возможности для скалолазания и альпинизма круглый год. Однако, следует помнить, что на островах вообще нет отмеченных туристических троп - норвежцы предпочитают наслаждаться природой в одиночестве, поэтому в путешествии по островам не лишними будут карта и компас. Лофотены - старейшие на Земле скальные образования, их возраст составляет приблизительно 3 миллиарда лет. Их теперешний облик сформировался 10 000 лет назад, когда закончился последний Ледниковый период. Площадь архипелага составляет 1,227 квадратных километров, а его население - 24500 человек.

Как добраться

Добраться до Норвегии из России - не самая сложная задача. Поэтому остановлюсь только на конечной части пути - с материковой Норвегии на острова.

Паромы на острова ходят из Трондхейма (Trondheim) и Боде (Bodø). Приходят они соответственно в Штамсундс (Stamsunds), Москенес (Moskenes) или Сволваер (Svolvaer). Кроме того, паромы до Сортланда (Sortland) ходят из Нарвика (Narvik), Шкутвика (Skutvik) и Мельбу (Melbu).

Для тех кто любит быстро и дорого есть авиа сообщение с островами из города Боде.

Скалы встают прямо из моря.

Погода

Лофотенские острова не балуют путешественников слишком хорошей погодой. Тем не менее, в июне, июле и августе погода здесь достаточно стабильно и это лучшее время для занятий альпинизмом. Но всегда надо помнить, что в любой момент теплая летняя погода может внезапно смениться бурей с резким понижением температуры. Очень полезным явлением является полярный день - лазать можно в любое время суток. Благодаря Гольфстриму на Лофотенах климат гораздо мягче, чем в других местах на этой же широте - на Аляске и в Гренландии. Среднемесячная температура самого холодного месяца января - 1°C, а самого теплого +12°C.

Где жить

Норвегия - одна из немногих стран где останавливаться в палатке можно где угодно, конечно за исключением частных владений и если ваш лагерь не стоит на сельскохозяйственном поле. Кроме того, в определенных местах могут стоять знаки запрещающие по каким-либо причинам установку палаток. Все тонкости можно узнать в ближайших туристических центрах. Помимо этого, относительно дешевым вариантом проживания могут оказаться домики рыбака, которые в бесчисленном количестве разбросаны по островам. Такой домик представляет из себя вполне приличное жилище.

Цены

Общеизвестно, что Норвегия - дорогая страна. Хотя здесь можно сэкономить на проживании (палатки, домики рыбака), но все остальные цены очень высоки. Так, пропустить после трудового дня на скалах кружечку пива с пиццей может стоить порядка 30 евро. Кстати, автомобилистам настоятельно рекомендуется соблюдать правила и скоростной режим: штрафы очень существенные.

Полночное солнце.

Альпинизм

История освоения

Считается, что альпинизм на Лофотенских островах зародился в 1889 году, когда два местных рыбака взошли на гору Вагакаллен (Vagakallen, 942 метра). Следующим важным шагом стало восхождение на вершину The Goat (Козел) - две заостренные башни в окрестностях Сволваера, совершенное двумя альпинистами из Осло в 1910 году. В первой половине ХХ века острова посещали в основном норвежские и британские альпинисты. В 1960-е годы целый ряд замечательных восхождений был совершен Арилдом Мейером (Arild Meyer) и братьями Несхейм (Nesheim) из Тромсо (Tromso). Мейер совершил первое восхождение на вершину Престен (Presten) по Западному контрфорсу (в наши дни это самый известный маршрут на островах) и прошел самый длинный и сложный маршрут на островах - The Great Pillar на вершину Вагакаллен. Стоит также упомянуть имя Ганса Христиана Досета (Hans Christian Doseth) много сделавшего для развития свободного лазания. Он первым прошел свободным лазание маршрут по Западному контрфорсу Престена.

В 1994 году Эд Вебстер (Ed Webster) опубликовал первый путеводитель по местным маршрутам под названием “Climbing in the Magic Islands” .

Снаряжение

Норвежцы являются приверженцами тредового лазания. Поэтому пробойники, перфораторы и можно спокойно оставить дома. Для прохождения маршрутов желательно иметь набор : стоперы, эксцентрики. Не помешает несколько . На некоторых маршрутах могут пригодится стопперы совсем маленьких размеров. Здесь должно хватать 50 метровой веревки, так как именно на таком расстоянии на маршрутах оборудованы станции.

Категории трудности

В Норвегии разработана своя шкала оценки трудности скальных участков. Если её сравнивать с системой , то к норвежской цифре надо прибавлять примерно половину категории или целую. Ниже приведено примерное соотношение норвежских и французских индексов.

Норвежская система Французская система
4+ 4b
5- 4c
5 5a
5+ 5b
6- 5c
6 6a
6+ 6b
7- 6c
7 6c+
7+ 7a
8- 7b

Восхождения

Визитной карточкой Лафатенских островов являются вершины Svolvaergeita, с классическим маршрутом 4+, и Presten. Основными недостатком первого объекта являются длинные подходы и слишком простое неинтересное лазание. Единственное что привлекает сюда альпинистов - это необычная вершина: две заостренных башни с 50 метровым провалом между ними. В отличии от Сволваергейта, подходы к подножию Престена занимает всего около десяти минут от дороги. Ещё одно интересное место - вершина Гандалфвегген (Gandalfveggen). Маршруты здесь короткие (80-100 метров), но с них открываются замечательные виды. Скала находится близко к дороге. Наиболее популярными маршрутами здесь являются Gandalf, разнообразный маршрут длинной в 4 верёвки, проходящий по правой части стены, Guns’n Roses и Rasmusekspressen. Рядом с деревушкой Калле (Kalle) расположены огромные скалы встающие прямо из моря. Здесь проходит популярный маршрут Storpillaren.

Кроме скального альпинизма, зимой на Лофотенских островах есть возможность отлично полазить с инструментами.


Энциклопедия туриста . 2014 .

Смотреть что такое "Лофотенские острова" в других словарях:

    Лофотенские острова - на карте Норвегии … Википедия

    Лофотенские острова - (Lofoten), в Норвежском море, близ северо западного побережья Скандинавского полуострова, в составе Норвегии. 1,2 тыс. км2. Высота до 1161 м. Фьорды, горные тундры. Рыболовство. * * * ЛОФОТЕНСКИЕ ОСТРОВА ЛОФОТЕНСКИЕ ОСТРОВА (Lofoten), в… … Энциклопедический словарь

    Лофотенские острова - (Lofoten) архипелаг в Норвежском море, близ северо западного побережья Скандинавского полуострова, от которого отделен проливом Вестфьорд. Принадлежит Норвегии. Включает острова Эствогё, Вествогё, Флакстадё, Москенесё и многочисленные… … Большая советская энциклопедия

    Лофотенские острова - (Lofoten), архипелаг в Норвежском море, близ побережья Скандинавского п ова, от которого отделён прол. Вест фьорд. Включает о ва Эуствогёй, Вествогёй, Флакстадёйя, Москенесёйя и многочисленные мелкие о ва. Общая пл. 1,2 тыс. км², горы высотой до… … Географическая энциклопедия

    Лофотенские острова - (Lofoten Islands)Lofoten Islands, группа гористых о вов в Норвежском море, у сев. зап. побережья Норвегии, расположенных за полярным кругом, к Ю. З. от о вов Вестеролен. Будучи частью фюльке Нурланн, отделены от материка проливом Вест фьорд.… … Страны мира. Словарь

    Норвежское море - Норвежское море … Википедия

    Датско-норвежская операция - Эту страницу предлагается переименовать в Норвежская кампания (1940). Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/17 декабря 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского… … Википедия