PanAm - история легендарной авиакомпании. PanAm - история легендарной авиакомпании Строительные объекты Pan Am

История банкротства легендарной авиакомпании.

В закладки

Название Pan American вписано в историю авиаиндустрии. Использование метеопрогнозов и радиопеленгаторов, компьютерное бронирование билетов, отели для экипажа и пассажиров, разделение на классы в самолетах - это и многое другое до сих пор используют все авиакомпании. Однако, став первопроходцем, компания не смогла продолжить существование в условиях перемен, и в 1991 году была закрыта. Обозреватель сайт изучила, чем знаменит бренд и что привело к его банкротству.

История авиакомпании Pan Am началась с мечты бывшего пилота военно-морского флота Хуана Триппа организовать пассажирскую авиацию для богатых людей. С помощью финансистов Корнелиуса Уитни и Уильяма Рокфеллера Трипп привлек $250 тысяч стартового капитала. Первый полет самолет Pan Am совершил в 1927 году, правда, перевозил он не пассажиров, а почту - из Флориды в Гавану.

Хуан Трипп

Благодаря Закону об иностранной воздушной почте у Pan Am практически не было конкурентов. Согласно нему, заниматься перевозкой международной почты могли только те авиакомпании, которые достойно представляли США в Латинской Америке.

Хуан Трипп поддерживал дружеские отношения с большинством стран этого региона и часто лично встречался с иностранными лидерами, тем самым гарантировав поддержку со стороны американского правительства и фактически монополию на международную почтовую перевозку.

В 1929 году сбылась мечта Триппа - авиакомпания совершила первый пассажирский рейс из Майами в Сан-Хуан. Протяженность в 2 тысячи миль самолет Pan Am преодолел за 56 часов, включая две ночные остановки. Вскоре путем слияния и покупки небольших авиакомпаний Pan Am получила статус главного авиаперевозчика США.

Взлет Pan Am

30-е годы 20 века стали периодом расцвета для авиакомпании. На руку Pan Am сыграла даже Великая Депрессия, во времена которой правительство ввело экономическое регулирование монополий: банков, авиации и других областей.

Благодаря государственному управлению, а именно созданию Совета по гражданской авиации, практически была уничтожена любая конкуренция в этой сфере. Совет утверждал тарифы, маршруты и закреплял их за перевозчиками. Без разрешения Совета никто не мог войти или уйти с авиарынка.

Руководство Pan Am активно зарабатывало себе репутацию. По указанию Триппа авиакомпания стала учитывать метеопрогнозы, применять радиопеленгаторы, навигационные приборы. Особой строгостью отличался подход к отбору летного экипажа и обслуживающего самолет персонала. За счет принятых мер летать становилось безопаснее, бренду Pan Am начинали доверять.

В те годы авиакомпания открыла межконтинентальные перелеты на клипперах (названы в честь Clipper - люксовых океанских лайнеров в 19 веке), каждому из которых присваивали имя. На смену кожаной куртке и шлему пилотов почтовых перевозок пришла легендарная сине-белая униформа, выполненная в типичной морской цветовой гамме.

Полеты отличались длительностью и комфортом - качественная еда, безупречный сервис, удобные каюты. Тариф также был на высоком уровне. Одним из самых дорогих был трансазиатский перелет. Стоимость билета на рейс из Сан-Франциско в Гонконг в 1937 году составляла $950 в одну сторону (в пересчете на сегодняшний день - около $16 тысяч).

Обычный ужин пассажиров из первого класса состоял из пяти блюд. В 50-х годах авиакомпания заключила договор на поставку еды с элитным парижским рестораном Maxim’s.

Для пассажирских перевозок компания Pan Am заказала шесть самолетов Boeing 314. На этом судне был совершен первый трансатлантический перелет из Балтимора в Лиссабон, а позже - во Францию и Великобританию.

В начале 40-х годов авиакомпания получила партию судов Boeing 307, которые летали на высоте шести тысяч метров и не зависели от метеоусловий. Однако использовались по прямому назначению они недолго. Все четырнадцать самолетов были переданы ВВС США во время Второй Мировой войны. Но даже в те годы компания Pan Am не стояла на месте.

Нововведения Pan Am

Впервые членом экипажа авиакомпании стал бортинженер. Кроме того, зародился первый сервис для пассажиров, ожидающих вылета. В частности, им был предложен напиток - ирландский кофе. Согласно истории, кофе с алкоголем впервые приготовил бармен Джозеф Шеридан для американцев, ожидавших свой рейс в терминале аэропорта в Ирландии. Довольные клиенты спросили у Шеридана, как называется напиток, на что тот ответил первое, что пришло на ум - «ирландский кофе».

Историческим для Pan Am стал первый полет с американским президентом на борту. Случилось это в 1943 году, когда Франклин Д. Рузвельт сел в самолет авиакомпании Boeing 314, чтобы добраться на военную конференцию в Касабланку. На обратном пути глава США отпраздновал на борту свой 61-й день рождения.

Мирное время принесло рост интереса к авиаперевозкам. В ответ на спрос Pan Am открыла больше дальнемагистральных маршрутов. Так, в 1946 году путь из Майями до Буэнос-Айреса пассажиры преодолевали за 71 час (через 12 лет авиакомпании удалось сократить его до 25 часов). Цены на такие перелеты были доступны немногим, поэтому в голове Хуана Триппа родилась идея разделить самолет на классы подобно морским лайнерам.

Pan Am стала первой международной авиакомпанией, представившей экономический класс The Rainbow («Радуга»). Клиенты занимали небольшие сиденья, поэтому в рядах «эконома» помещалось больше кресел. Кроме того, пассажирам предоставлялся более скромный сервис.

Цена на билет эконом-класса на рейс из Нью-Йорка до Рио-де-Жанейро в 1949 году составляла $382, вместо $460 за место в первом классе. Появление экономического класса резко повысило спрос на перелеты.

Однако тем, кто был готов платить, Pan Am продолжала предлагать роскошные условия. Например, предоставлять за отдельную плату спальные места. Пассажирам, которые предпочитали летать лёжа, стюардессы подавали завтрак в постель.

Строительные объекты Pan Am

Сразу после войны авиакомпания основала сеть отелей Inter Continental для членов экипажа и пассажиров Pan Am. Под проект американское правительство выделило $50 млн, ровно столько же вложила и сама авиакомпания. Первая гостиница появилась в бразильском городе Белем. По мере расширения маршрутного листа росло и количество отелей. Сменив нескольких владельцев, сеть функционирует до сих пор.

Останавливаться на достигнутом было не в привычке Хуана Триппа. В конце 50-х годов прошлого века руководство авиакомпании приняло решение построить собственный терминал. Легендарный круглый Worldport появился в аэропорту JFK в Нью-Йорке в 1960 году.

Терминал вмещал в себя шестнадцать выходов на посадку, рестораны, бар, две отдельные заправочные станции. Новое здание с раздвижными дверями и автоматической системой багажа вызвало восторг у общественности. В дальнейшем терминал был несколько раз достроен. Сменив нескольких владельцев, в 2013 году он был снесен.

Ещё одним показателем успеха авиакомпании Pan Am стало строительство небоскреба, известного сейчас как Metlife Building на Манхэтенне. Компания занимала 15 из 59 этажей здания восьмиугольной формы с собственной вертолетной площадкой. Взяв помещения в аренду на 25 лет, Трипп подписал контракт на сумму более $100 млн. Несмотря на то, что в небоскребе были и другие офисы, на здании красовалось название Pan Am.

Небоскреб стал последним строением в Нью-Йорке, которого не коснулись новые строительные нормы, запрещающие размещать логотипы и названия на фасаде. В 1981 году здание было продано страховой компании Metlife за $400 млн. В 2005 году небоскреб перешел в руки нового владельца за рекордные $1,72 млрд.

Новаторство Pan Am

Революционным в авиабизнесе стало введение авиакомпанией компьютерного бронирования билетов. После долгих споров с Советом по гражданской авиации компании удалось отстоять идею «кинотеатра в воздухе». Впервые на борту самолетов пассажирам за отдельную плату был предложен просмотр фильмов. В 1966 году компания Pan Am перевозила более 6,7 млн человек, резервы наличных превысили $1 млрд.

Pan Am открыла эпоху реактивных самолетов, вытеснив винтовые. Авиакомпания стала первым покупателем Boeing 707, увеличив дальность полета и количество посадочных мест. Позже компания стала первым эксплуатантом Boeing 747, заказав самолеты на сумму в $525 млн.

На самолетах Boeing 747 компания совершала беспосадочные перелеты в Европу, Японию. Pan Am стала первой и до 1979 года единственной авиакомпанией, предлагавшей прямые рейсы из США в СССР.

Грамотный маркетинг создал Pan Am репутацию роскошной авиакомпании для утонченной публики. Пассажирам первого класса при регистрации выдавалась фирменная сумка Pan Am. Этот модный аксессуар можно было увидеть у множества знаменитостей: от актрисы Джуди Гарленд до президента Джона Кеннеди.

В своей статье писатель говорил о том, что чувствует себя в безопасности, летая с пилотом Pan Am. Кроме того, Хемингуэй отметил, что авиакомпания, как и он, обладает огромным опытом в путешествиях. Это и стало лозунгом Pan Am - «Самая опытная авиакомпания в мире».

Там же в терминале состоялась пресс-конференция музыкантов на фоне баннеров авиакомпании. Это стало хорошим пиаром для Pan Am в Европе.

Закат Pan Am

Началом неудач для Pan Am стал нефтяной кризис 1973 года. Страны-члены ОАПЕК, а также Египет и Сирия прекратили поставки нефти странам Западной Европы, США и Японии в качестве ответной меры на их поддержку Израиля в ходе войны. В течение следующего года цены на нефть за баррель взлетели в четыре раза. Убытки компании Pan Am к 1976 году составили $364 млн, долг вырос до $1 млрд.

Последующие события, по мнению главного редактора «Авиатранспортного обозрения» Алексея Синицкого, не оставили Pan Am ни единого шанса остаться в бизнесе.

​Принципиальное изменение на рынке авиаперевозок США - до сих пор ещё крупнейшем в мире - произошло в 1978 году, когда был принят Deregulation Act, в результате которого прекратилось госрегулирование отрасли.

В результате авиакомпании США из монопольной среды перешли в рыночную, началась реальная конкуренция. Это привело к резкому сокращению тарифов, что было выгодно пассажирам, но плохо для авиакомпаний. Pan Am, выполняя фактически только международные рейсы, имела распределенную структуру управления и высокие накладные расходы.

В целом авиакомпания не смогла приспособиться к конкуренции. Попытка в 1980 году сбалансировать международную сеть маршрутов внутренними перевозками за счет приобретения авиакомпании National Airlines за $437 млн оказалась не слишком удачной. Доходы выросли на 62%, однако расходы на топливо увеличились на 157%, а прочие расходы - на 74%.

Алексей Синицкий

Во второй половине 80-х годов руководство компании отказалось от попытки перейти на принципиально новые самолеты Airbus A320; заказ был сделан, но впоследствии отменен. Даже переход на распространенные в то время самолеты Boeing 737-300 поставил бы компанию в существенно более положительные условия.

Часовой расход топлива у 737-300 составляет примерно 2,5 тонн керосина, тогда как у 727-200 - 3,95 тонн керосина. Резкое повышение цен на топливо и снижение международных перевозок из-за войны в Персидском заливе привели к банкротству компании.

Алексей Синицкий

Руководство авиакомпании пыталось спасти бренд - сокращало сотрудников, избавлялось от части воздушного флота и офисных помещений в небоскребе на Манхэтене. За $500 млн была продана сеть отелей. Компания United Airlines за $750 млн выкупила всё азиатско-тихоокеанское направление. Однако эти меры не спасли Pan Am.

В январе 1991 года компания объявила о банкротстве. Оставшиеся прибыльные активы выкупила Delta Airlines. За $416 млн был приобретен терминал Worldport в аэропорту JFK. Delta также вложила $100 млн, став владельцем 45% реорганизованной, но меньшей компании Pan Am, обслуживавшей Карибский бассейн, Центральную и Южную Америку.

В течение года Delta пыталась сохранить Pan Am, но потери в $3 млн в день и пессимистичные прогнозы окончательно поставили крест на бренде. Последний рейс легендарная авиакомпания совершила из Барбадоса в Майами. После чего тысячи человек остались без работы. Pan Am стала третьей крупной американской авиакомпанией, которая была закрыта в 1991 году - после Eastern Air Lines и Midway Airlines.

Позже было предпринято несколько попыток возродить легендарный бренд. В 1998 году железнодорожная система Guilford приобрела права на имя, логотип и цвета Pan Am, которые использует с 2006 года.

Перестав летать, авиакомпания по-прежнему остается популярна. В 2002 году Pan Am появилась в фильме «Поймай меня, если сможешь», где в одном из эпизодов стюардессы в типичной сине-голубой униформе сопровождали героя Леонардо ДиКаприо.

Одной из самых примечательных авиакомпаний, летавших в Советский Союз была американская Pan Am - единственная авиакомпания США летавшая в СССР. Ещё в 1956 году основатель и владелец воздушной империи Pan American World Airways Хуан Трипп (Juan Trippe) прилетал в Советский Союз для переговоров с Аэрофлотом по открытию совместных рейсов в советские города. В январе 1958 года стороны пришли к соглашению по основных принципам совместных полетов, но переговоры затормозились по техническим причинам, одной из которых был английский язык, советская сторона не хотела чтобы английский язык использовался для коммерческой коммуникации на её территории и должны ли быть члены экипажа гражданами той страны, на самолете авиакомпании которой они летят, эти вопросы обсуждались и на переговорах в 1959 году Хрущева и Эйзенхауэра в Кемп-Дэвиде, затем на саммите в Париже в 1960 году и длились почти десятилетие, и только администрация президента Кеннеди в самые первые дни своей работы взялись окончательно завершить переговоры с Аэрофлотом. В течении нескольких месяцев обе стороны подписали соглашение о прямых двухсторонних рейсах между Нью-Йорком и Москвой, обслуживаемых совместно авиакомпаниями Pan Am и Аэрофлот. Советская сторона согласилась на мультинациональных составах экипажей, но настояла на использовании исключительно русского языка в её воздушном пространстве. Но даже с этими уступками предварительное соглашение так и не стало образцом доверия или предполагало потенциальную коммерческую прибыльность от этих рейсов. Авиакомпания Pan Am и не планировала что еженедельные рейсы покроют их стоимость, и тот факт что ей не было разрешено перевозить пассажиров или грузы за пределами их места посадки также не способствовало ожиданию хоть какой-то прибыльности. Тем не менее, Хрущев и Кеннеди окончательно утвердили это соглашение.

Pan Am было особенно сложно заполучить советского пассажира, поскольку все билеты продаваемые в Советском Союзе должны были приобретаться только в Аэрофлоте. Только когда Аэрофлот распродавал все билеты на свои рейсы, открывалась продажа на рейсы других авиакомпаний, что случалось очень редко. Ради заполняемости своих самолетов, Пан Ам договорился с Аэрофлотом, по сути о сдаче в лизинг своих самолетов Советскому Союзу, что покрыло бы половину расходов и места на рейсы Пан Ам продавались бы также свободно как и на рейсы Аэрофлота. Однако краеугольным камнем был вопрос по оплате билетов советскими пассажирами. Советские граждане могли оплачивать билеты исключительно рублями, которые не могли быть конвертированы в другие валюты. Рубли даже не могли быть использованы для оплаты расходов Пан Ам на территории Советского Союза, страна требовала оплаты в долларах или других твёрдых валютах.

Производится набор пилотов на ЛЮБОЙ тип ВС! Создам любой маршрут для любого борта на выбор! Нет требований к обязательным полетам!

1. Природа

Готовы поспорить, таких видов не видели даже самые заядлые путешественники. Аляска не тронута цивилизацией - это колыбель природы.

2. Свежий воздух


Отсутствие машин и неразвитость городов делают воздух Аляски невероятным. Здесь хочется вдыхать сверх способностей. От морозной эйфории хочется кричать!

3. Дикие животные


На Аляске ты можешь встретить диких животных прямо у себя во дворе. Животные чувствуют себя здесь полными хозяевами

4. Закаты

Расположение штата, природа и заснеженные просторы открывают незабываемый вид на солнечные закаты в которых хочется раствориться.

5. Размеренный образ жизни


Местный ритм очень сдержан и размерен. Климат сказывается. В такой обстановке очень здорово путешествовать и отдыхать.

6. Собачьи упряжки


Золотоискатели, покорители Аляски, бесстрашные искатели приключений. Кто в детстве не читал Джека Лондона. Собака - друг человека. Это невероятно ощущается именно в упряжке. Почувствуй себя одним целым.

7. Свежие морепродукты


Прямой доступ к океану, прохладный климат и хорошая экология открывает доступ к свежайшим морепродуктам, которые по праву оценят ценители.

8. Помахать домой


На Аляске есть места от куда видно бегера России. В такие моменты понимаешь, какая большая наша страна.

9. Широкий спектр активных видов спорта


Любителям зимних видов спорта будет чем заняться. Прогулки, снегоходы, борд, свежий воздух. Горючая смесь!

10. Путешествие с PackAndBack.ru


Это будет круто, как всегда. Отличная команда, лучшая подготовка, поездка на Аляску через Лос-Анжелес, посещение Солт-лейк Сити, Роут66, парк Йеллоустон и других незабываемых мест.

Это будет бомба. Гарантия 146% !

По итогу нашего новогоднего путешествия по Австралии - начинаем делиться опытом.

1. Зайдите на сайт посольства, указанный в видео (или по этой ссылке )
2. Зарегистрируйтесь и загрузите форму анкеты.
3. Заполните анкету и отправьте ее вместе с копией паспорта и документами о работе и доходе на адрес консульства. Важно: вам не нужно отправлять сам оригинал загран паспорта - Австралия не ставит визу в паспорт, а просто присылает разрешение на въезд на имейл. (виза в паспорте вам понадобится только в случае транзита через США)
4. Спустя какое-то время (не больше двух недель) вы получите ответ по электронной почте.
5. Летите в Австралию:-)

Успехов вам! Команда Pack&Back.

Все и всюду восхищаются древним культурным наследием: домики, всякие там фонтанчики - скучно же было предыдущим поколениям:). Мельбурн, Сидней, Брисбен - города, бурно развивающиеся лишь с 19го века и ставшие мегаполисами в 20м, вдохновляют своим устройством.
Продуманные транспортные сетки, огромные площади парков, зон отдыха, развязки, продуманный подход к проблемам урбании 21 века и много чего еще. Австралия впитала лучшее из опыта прошлого и стала лучшим представителем Нового света.

Кенгуру не прыгают по улицам
Камон, вы думали они здесь повсюду? Нет? А мы - да:) Если вы находитесь в городе, сумчатых вы сможете найти только в зоопарках. Другой вопрос, национальные парки, которых достаточно в каждом штате. Поэтому совет: если вы нацелены пообщаться с сумчатыми мира сего - планируйте места для посещения заранее.

Свободная страна - свободна во всем (полицейские)
Проведя несколько дней на континенте, мы осознали, что ни разу не видели полицейских. Наверняка, есть места, где их много, но это точно не в городах. Может быть вам повезет и, гуляя по городу целый день, вы встретите настоящего полицейского.

Австралия - маленький Пекин
Исконное общение с бритишами можно заметить со стороны. Множество крепких парней шотландско-ирландской наружности, хотя акцент все же больше напоминает штатовский.
Но что уж совершенно удивляет - количество азиатов. Не только туристов, местных. В процентном соотношении говорить не буду - очень весомый. Продолжая удивляться, мы компнули историю и оказалось, что антимиграционные восстания против китайцев проходили в Австралии еще в 19 веке.

Здесь тоже была золотая лихорадка

Легендарная и известная многим калифорнийская лихорадка не была единственной. Докопав Штаты, искатели приключений, видимо, отправились в Австралию, потому что американское влияние во многом чувствуется именно с тех времен. Да, дикий запад в прямом архитектурном смысле можно почувствовать в некоторых отдаленных районах современного Мельбурна и Сиднея до сих пор.

Австралийцы чтят традиции
Несмотря на молодость нации и наследие британии, австралийцы любят свои традиции. В праздники на улицах можно встретить мужчин в шляпах-цилиндрах и с тростью, а женщин в причудливых элегантных шляпках. Просто потому что им нравится и потому что это традиции.

Пиво
Ну и конечно пивасик. Пить за завтраком здесь можно. Пить за обедом вполне. За ужином - обязательно. Ох, ух это бритишовое наследие. Пиво льется рекой 24h и даже включается в меню бизнес-ланчей (вместе с картошой фри, ясное дело).

“Все для людей” по-умолчанию

В Австралии быстро перестаешь удивляться феномену “все для людей”. Начиная от городских и транспортных служб и заканчивая музеями, все сделано для комфорта посетителей, жителей, туристов.

В австралии не всегда тепло
Снега мы не видели, но застать московскую весну во время австралийской весны - странно, черт возьми! Океан свое берет и… дает. В жаркие дни жарко, в холодные дни - холодно. Не так, как в Москве 9 месяцев в году, но не курорт.

Благодарим наших друзей за фотки и собственное мнение.

Франкфурт-на-Майне , Международный аэропорт имени Джона Кеннеди , Хитроу , Майами , Токио и Нарита Слоган

"The System of the Flying Clippers" (1946–1953) "World"s Most Experienced Airline" (1953–начало 1970ых) "Pan Am makes the going great" (конец 1960ых/начало 1970ых) "Experience makes the difference" (начало 1970ых) "America"s airline to the world" (конец 1970х) "You can"t beat the experience" (1980ые) "Die Flügel Berlins" (На немецком для "Крыльев Берлина", 1980ые, только в Германии) "Every country has an airline. The World has Pan Am." (конец 1980ых) "Expect More From Pan Am" (в некоторых ТВ-рекламах)

"Say Hello To Pan Am"

Размер флота 226 Штаб-квартира Нью-Йорк Руководство Рассел Л. Рэй-мл. Сайт panam.org

История

Pan American Airways, Incorporated (PAA) была создана в качестве шелл-компании 14 марта 1927 года майором Генри Арнольдом , Карлом Спаатсом и John H. Jouett в противовес колумбийскому перевозчику SCADTA , которым владели немцы. SCADTA лоббировала свои интересы на права приземляться в зоне Панамского канала , якобы для обслуживания рейсов в Соединённые Штаты, но США рассматривали это как возможную воздушную угрозу каналу со стороны Германии. Арнольд и Спаатс составляли финансовое предложение для инвесторов на Pan American, когда SCADTA наняла компанию из Делавэра, для получения контрактов на перевозку почты от правительства США. Pan American смогла получить контракт на доставку почты на Кубу, но не удалось найти подходящий самолёт и получить права на посадку на Кубе.

2 июня 1927 года Хуан Трипп сформировал Aviation Corporation of the Americas (ACA), за которой стоял ряд влиятельных политиков и финансистов, включая Корнелиуса Вандербильта Уитни , и получил 250 тысяч долларов от продажи акций. Им удалось получить права на посадку в Гаване, и приобрести American International Airways - небольшую авиакомпанию, выполнявшую рейсы на гидросамолётах из Ки-Уэст (Флорида) в Гавану. ACA смогла вписаться в оговорённый срок и начать перевозить почту с 19 октября 1927 года, используя самолёт Fairchild FC-2, взятый в чартер у небольшой компании West Indian Aerial Express из Доминиканской республики.

Компания Atlantic, Gulf, and Caribbean Airways была основана 11 октября 1927 года в Нью-Йорке банкиром Ричардом Хойтом (Richard Hoyt), который стал президентом этой компании. 23 июня 1928 года, эта компания была объединена с PAA и ACA. Ричард Хойт был назван президентом новой компании Aviation Corporation of the Americas, но Трипп и его партнёры располагали 40 % капитала, и они сделали президентом Уитни. Трипп стал операционным директором Pan American Airways, подразделения новой компании.

Правительство США одобрило первоначальный контракт Pan Am на перевозку почты, с той оговоркой, что SCADTA не будет иметь конкуренции на рейсах между Латинской Америкой и США. Правительство также помогло Pan Am изолироваться от американской конкуренции, рассматривая авиакомпанию как «выбранный инструмент» для организации международных рейсов. Компания развивалась в международных направлениях, получая выгоду от виртуальной монополии на зарубежных маршрутах.

Трипп и его партнёры планировали расширение сети Pan Am на Центральную и Южную Америку. В конце 1920-х - начале 1930-х, Pan Am покупает несколько мелких и вышедших с рынка компаний, и проводит переговоры с почтовыми представителями, получая большинство правительственных почтовых контрактов в регионе. В сентябре 1929 Трипп вместе с Чарльзом Линдбергом посещает Латинскую Америку для переговоров по правам посадки в нескольких странах, включая Колумбию и Венесуэлу. К концу года, Pan Am предлагает полёты вдоль западного побережья Южной Америки до Перу. В следующем году, Pan Am приобретает New York, Rio, and Buenos Aires Line (NYRBA Air Lines), что даёт ей возможность летать вдоль восточного побережья Южной Америки до Буэнос-Айреса, а на западном побережье до Сантьяго. Бразильское подразделение NYRBA do Brasil вскоре было переименовано в Panair do Brasil. В 1929 Pan Am также участвовала в партнёрстве с Grace Shipping Company, образовав Pan American-Grace Airways (Panagra), чтобы закрепиться в Южной Америке. В том же году Pan Am приобретает контрольный пакет Mexicana de Aviación, получив маршрут из Техаса в Мехико и продлив его до Юкатана, соединив со своей сетью на Карибах.

Компания-холдинг, в которую входила Pan Am - Aviation Corporation of the Americas - стала очень известна после размещения своих акций на New York Curb Exchange в 1929 году; колебания курса акций и спекуляции на них сопровождали каждое открытие нового маршрута. В апреле 1929 года, Трипп и его партнёры достигли соглашения с United Aircraft and Transport Corporation (UATC) о том что Pan Am занимается всеми маршрутами южнее границы США с Мехико, в обмен на крупный пакет акций. В 1931 году Aviation Corporation of the Americas меняет своё название на Pan American Airways Corporation .

На протяжении многих лет Pan Am по сути являлась национальным перевозчиком США, одним из лидеров трансатлантических перелетов. Pan American внесла значительный вклад в становление международных авиаперевозок, выступила стартовым заказчиком таких ключевых для развития авиации типов самолётов, как Boeing-707 , Boeing-747 , а также одной из первых авиакомпаний стала применять компьютеризованные системы бронирования билетов.

Причиной банкротства послужил ряд грубых ошибок и просчётов руководства компании, не сумевшего подготовить Pan Am к резко изменившимся условиям рынка после вступления в силу закона о дерегулировании воздушных перевозок США 1978 года . С этого момента авиакомпания ежегодно несла ощутимые убытки, постепенно распродавая активы для погашения задолженностей. В 1985 году азиатско-тихоокеанское направление полностью было продано авиакомпании United Airlines . Война в Персидском заливе 1991 года привела к росту цен на нефть и авиатопливо, что стало роковым для Pan Am, находившейся в плачевном финансовом состоянии. Комиссией по расследованию взрыва лайнера ПанАм над Локерби в 1990 также была установлена вина компании, допустившей на борт багаж с бомбой в отсутствии пассажира. 4 декабря 1991 года авиакомпания объявила о банкротстве.

В 1996 году бывшие сотрудники авиакомпании попытались воссоздать Pan Am как малобюджетного авиаперевозчика, для чего выкупили несколько самолётов Airbus A300 , но в феврале 1998 года компания вновь подала на банкротство. Несмотря на низкие издержки, она не смогла конкурировать с крупными авиаперевозчиками.

В 1998 году железнодорожная компания Guilford Transportation Industries (США) приобрела права на торговую марку Pan Am и в течение нескольких лет выполняла чартерные рейсы вдоль восточного побережья США на самолётах Boeing-727 , некоторые из которых принадлежали «оригинальной» Pan Am. В настоящее время [когда? ] авиаперевозки прекращены.

Флот

Состояние флота компании в марте 1990 года, за полтора года до закрытия:

Флот Pan Am на март 1990 года
Самолёт Используются Заказано Пассажиров Примечания
П К Э Всего
Airbus A300-B4 12 - - 24 230 254
Airbus A310-200 7 - - 18 207 225
Airbus A310-300 12 - 12 30 154 196
Boeing 727-200 91 9 - 14 131 145 Заказаны б/у самолёты
Boeing 737-200 5 - - 21 95 116
Boeing 747-100 18 - 39 52 286 377 Конфигурация мест 1989 года (для Южно-Американских перелётов)
Boeing 747-200B 7 - 21 44 347 412 Конфигурация мест 1987 года
Всего 152 9

Авиационные происшествия

  • 12 декабря 1968 года лайнер Boeing 707-321B потерпел катастрофу в Карибском море , севернее Каракаса .
  • 26 декабря 1968 года лайнер Boeing 707-321C потерпел катастрофу в Анкоридже , при этом погибло 3 человека.
  • 30 января 1974 года лайнер Boeing 707-321B потерпел катастрофу в Паго-Паго .
  • 22 апреля 1974 года лайнер Boeing 707-321C потерпел катастрофу при заходе на посадку в Денпасаре (Бали). Погибло 107 человек.
  • 27 марта 1977 года лайнер Boeing 747-121 столкнулся в Аэропорту Лос-Родеос (Тенерифе) с другим Boeing 747 авиакомпании KLM . Погибло 583 человека. Это крупнейшая катастрофа в истории гражданской авиации .
  • 9 июля 1982 года лайнер Boeing 727-235 потерпел катастрофу в Кеннере (США), при этом погибло 153 человека, из них 8 на земле.
  • 5 сентября 1986 года в аэропорту Карачи был захвачен лайнер Boeing 747-121. Из 380 пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту 22 погибло.
  • 21 декабря 1988 года в Boeing 747-121 летящем из Лондона в Нью-Йорк взорвалась бомба когда самолёт находился над городом Локерби (Шотландия), в результате чего погибло 270 человек - 243 пассажира, 16 членов экипажа и 11 человек на земле.

Airbus A310 в раскраске Pan American

Примечания

Boeing 314

Boeing 314 Clipper - американский дальний пассажирский гидросамолёт (летающая лодка). Разработан и производился компанией Boeing Airplane Company с 1938 г. по 1941 г. Эксплуатировался на трансатлантических линиях, основной эксплуатант - Pan American. Три самолёта эксплуатировались авиакомпанией BOAC. Всего выпущено двенадцать самолётов.

InterContinental

InterContinental Hotels and Resorts - международная сеть отелей (бренд), принадлежащая британской компании InterContinental Hotels Group.

Сеть оперирует 181 отелем в 60 странах.

Sikorsky S-38

Сикорский S-38 (англ. Sikorsky S-38) - американский двухмоторный самолёт-амфибия (летающая лодка). Разработан и производился предприятием Sikorsky Aircraft. Серийное производство - с 1928 по 1930 г. Выпущено более ста самолётов. Sikorsky S-38 стал самым массовым серийным самолётом Игоря Сикорского.

Авария Boeing 377 в Тихом океане

Авария Boeing 377 в Тихом океане - авиационная авария, произошедшая ранним утром во вторник 16 октября 1956 года посреди Тихого океана. Самолёт Boeing 377-10-26 Stratocruiser авиакомпании Pan American World Airways (Pan Am) с 31 человеком на борту выполнял ночной пассажирский рейс из Гонолулу (Территория Гавайи) в Сан-Франциско (штат Калифорния), когда на полпути у него сперва вышел из-под контроля один из воздушных винтов, а вскоре отказал другой двигатель. Не имея возможности достигнуть побережья, экипаж стал кружить около ближайшего метеорологического судна и подошедшего пограничного сторожевого корабля береговой охраны США, а с рассветом приводнился на поверхность океана, после чего все люди на борту были спасены.

Среди посадок больших пассажирских самолётов на воду (кроме гидросамолётов), это первый известный случай, обошедшийся без жертв.

Бханот, Нирджа

Нирджа Бханот (хинди नीरजा भनोट; 7 сентября 1963 - 5 сентября 1986) - стюардесса авиакомпании Pan American World Airways (отделение в городе Мумбай, Индия), которая, спасая пассажиров рейса 73 компании Pan Am, погибла от рук террористов, захвативших самолёт 5 сентября 1986 года. Стала самым молодым человеком, награждённым орденом «Ашока Чакра» - наивысшей индийской наградой за отвагу, проявленную в мирное время (награждена посмертно).

Инцидент с Boeing 707 над Атлантикой

Инцидент с Boeing 707 над Атлантикой - авиационный инцидент, произошедший ночью во вторник 3 февраля 1959 года в небе посреди Атлантического океана. Пассажирский самолёт Boeing 707-121 авиакомпании Pan American World Airways выполнял трансатлантический рейс, когда неожиданно вошёл в крутое снижение и помчался вниз, опустившись примерно на 29 000 футов (8800 м), прежде чем экипаж сумел восстановить контроль, после чего благополучно приземлился на острове Ньюфаундленд.

По имеющимся данным, это первый авиационный инцидент в истории Boeing 707 (первое происшествие случится 15 августа того же года). Также это первый инцидент в истории американской реактивной гражданской авиации.

Катастрофа Boeing 377 в Тихом океане (1955)

Катастрофа Boeing 377 в Тихом океане - авиационная катастрофа, произошедшая в субботу 26 марта 1955 года в Тихом океане близ побережья Орегона. Самолёт Boeing 377-10-26 Stratocruiser авиакомпании Pan American World Airways (Pan Am) выполнял пассажирский рейс из Портленда (штат Орегон) в Гонолулу (Территория Гавайи), когда при полёте над океаном отделился один из двигателей. Экипаж попытался вернуться, но из-за невозможности продолжать полёт, совершил аварийное приводнение на океан, при этом в процессе эвакуации погибли 4 человека.

Катастрофа Boeing 707 в Анкоридже

Катастрофа Boeing 707 в Анкоридже - авиационная катастрофа самолёта Boeing 707-321C авиакомпании Pan American World Airways (Pan Am), произошедшая в четверг 26 декабря 1968 года близ Анкориджа (Аляска, США), при этом погибли 3 человека.

Катастрофа Boeing 707 в Паго-Паго

Катастрофа Boeing 707 в Паго-Паго - крупная авиационная катастрофа пассажирского самолёта Boeing 707-321B авиакомпании Pan American World Airways (Pan Am), произошедшая в среду 30 января 1974 года у аэропорта Паго-Паго (Тутуила, Американское Самоа). Авиалайнер выполнял международный пассажирский рейс из Окленда (Новая Зеландия) в Лос-Анджелес (США) и заходил на промежуточную посадку в Паго-Паго (Американское Самоа). Снижение происходило ночью в условиях тропического ливневого дождя и сильных ветров. Экипаж не уследил за вертикальной скоростью, из-за чего в километре от аэропорта самолёт врезался в джунгли и разрушился. На месте падения возник пожар, который уничтожил авиалайнер и убил 97 человек из 101 на борту. Это крупнейшая авиакатастрофа в истории Американского Самоа.

Катастрофа Boeing 707 на Бали

Катастрофа Boeing 707 на Бали - авиационная катастрофа пассажирского самолёта Boeing 707-321C авиакомпании Pan American World Airways (Pan Am), произошедшая в понедельник 22 апреля 1974 года на острове Бали. Авиалайнер выполнял международный пассажирский рейс Гонконг (Китай) - Денпасар (Индонезия) - Сидней (Австралия), но при подходе к аэропорту Денпасара врезался в гору и разрушился, при этом погибли 107 человек. На тот момент это была крупнейшая авиакатастрофа в Индонезии.

Катастрофа Boeing 707 на Таити

Катастрофа Boeing 707 на Таити - авиационная катастрофа, произошедшая 22 июля 1973 года у побережья Таити в районе Папеэте через 30 секунд после взлёта самолёта Boeing 707-321B авиакомпании Pan American World Airways, в результате которой погибли 78 человек. Крупнейшая авиакатастрофа во Французской Полинезии.

Катастрофа Boeing 707 под Каракасом (1968)

Катастрофа Boeing 707 под Каракасом - авиационная катастрофа пассажирского самолёта Boeing 707-321B американской авиакомпании Pan American World Airways (Pan American), произошедшая в четверг 12 декабря 1968 года в Карибском море близ Каракаса (Венесуэла), при этом погиб 51 человек. На то время это была крупнейшая авиакатастрофа в Венесуэле.

Катастрофа Boeing 727 в Кеннере

Катастрофа Boeing 727 в Кеннере - крупная авиационная катастрофа, произошедшая в пятницу 9 июля 1982 года в Кеннере. Авиалайнер Boeing 727-235 авиакомпании Pan American выполнял пассажирский рейс PA759 по маршруту Майами-Новый Орлеан-Лас-Вегас, но сразу после вылета из Нового Орлеана рухнул на жилые кварталы Кеннера (пригорода Нового Орлеана) и полностью разрушился. Погибли все находившиеся на его борту 145 человек (138 пассажиров и 7 членов экипажа) и 8 человек на земле.

Катастрофа рейса 759 стала одной из крупнейших в истории авиации США, а также крупнейшей авиакатастрофой в истории штата Луизиана.

Катастрофа DC-4 под Сан-Хуаном

Катастрофа DC-4 под Сан-Хуаном - крупная авиационная катастрофа, произошедшая в страстную пятницу, 11 апреля 1952 года в Атлантическом океане близ побережья Сан-Хуана (Пуэрто-Рико). Пассажирский самолёт Douglas DC-4 авиакомпании Pan American World Airways (Pan Am) должен был выполнять рейс в Нью-Йорк (США), когда почти сразу после взлёта экипаж доложил о возврате в аэропорт из-за отказа двигателя. Диспетчер дал разрешение на это, однако вскоре на самолёте забарахлил ещё один двигатель, в связи с чем экипаж совершил вынужденное приводнение на поверхность океана во время сильного волнения, а через несколько минут авиалайнер затонул, при этом погибли 52 пассажира.

Метлайф-Билдинг

Метлайф-Билдинг (англ. MetLife Building, до 1981 года Pan Am Building) - небоскрёб в США, в Манхэттене между 44 и 45 улицами, Вандербилт Авеню и DePew Place, Нью-Йорк. Имеет восьмиугольную форму, оснащено площадкой для посадки вертолётов, которая после несчастного случая с пятью жертвами в 1977 году была повторно закрыта.

Дизайн здания был основан на нереализованном проекте небоскрёба в Алжире архитектора Ле Корбюзье.

Строительство здания началось в 1960 и закончилось в 1963 году. Здание имеет 58 этажей и находится на 11 месте по высоте среди небоскрёбов Нью-Йорка.

До 1981 года в здании было расположено управление авиакомпании Pan American World Airways. С 1981 здание выкупила Metropolitan Life Insurance Company, в связи с чем и поменялось его название.

Пан Американ (телесериал)

«Пан Американ» (англ. Pan Am) - американский драматический телесериал, действие которого разворачивается в середине 1960-х годов. Премьера сериала состоялась 25 сентября 2011 года на телеканале ABC. Заключительная серия первого сезона вышла в эфир 19 февраля 2012 года. 11 мая 2012 года телеканал ABC объявил, что не будет продлевать сериал на второй сезон.

Теракты в аэропорту Рима (1973)

Теракты в аэропорту Рима - серия террористических актов, произошедших в понедельник 17 декабря 1973 года в римском Международном аэропорту имени Леонардо да Винчи (Фьюмичино), при этом погибли около 34 человек.


PAA ИКАО
PA Позывной
Clipper Дата основания 14 марта 1927 года Прекращение деятельности 4 декабря 1991 года Хабы Франкфурт-на-Майне , Международный аэропорт имени Джона Кеннеди , Хитроу , Майами , Токио и Нарита Слоган

"The System of the Flying Clippers" (1946–1953) "World"s Most Experienced Airline" (1953–начало 1970ых) "Pan Am makes the going great" (конец 1960ых/начало 1970ых) "Experience makes the difference" (начало 1970ых) "America"s airline to the world" (конец 1970х) "You can"t beat the experience" (1980ые) "Die Flügel Berlins" (На немецком для "Крыльев Берлина", 1980ые, только в Германии) "Every country has an airline. The World has Pan Am." (конец 1980ых) "Expect More From Pan Am" (в некоторых ТВ-рекламах)

"Say Hello To Pan Am"

Размер флота 226 Дочерние компании Ransome Airlines [d] и SAHSA [d] Штаб-квартира Нью-Йорк Руководство Рассел Л. Рэй-мл. Сайт panam.org Медиафайлы на Викискладе

История

Pan American Airways, Incorporated (PAA) была создана в качестве шелл-компании 14 марта 1927 года майором Генри Арнольдом , Карлом Спаатсом и John H. Jouett в противовес колумбийскому перевозчику SCADTA , которым владели немцы. SCADTA лоббировала свои интересы на права приземляться в зоне Панамского канала , якобы для обслуживания рейсов в Соединённые Штаты, но США рассматривали это как возможную воздушную угрозу каналу со стороны Германии. Арнольд и Спаатс составляли финансовое предложение для инвесторов на Pan American, когда SCADTA наняла компанию из Делавэра, для получения контрактов на перевозку почты от правительства США. Pan American смогла получить контракт на доставку почты на Кубу, но не удалось найти подходящий самолёт и получить права на посадку на Кубе.

2 июня 1927 года Хуан Трипп сформировал Aviation Corporation of the Americas (ACA), за которой стоял ряд влиятельных политиков и финансистов, включая Корнелиуса Вандербильта Уитни , и получил 250 тысяч долларов от продажи акций. Им удалось получить права на посадку в Гаване, и приобрести American International Airways - небольшую авиакомпанию, выполнявшую рейсы на гидросамолётах из Ки-Уэст (Флорида) в Гавану. ACA смогла вписаться в оговорённый срок и начать перевозить почту с 19 октября 1927 года, используя самолёт Fairchild FC-2, взятый в чартер у небольшой компании West Indian Aerial Express из Доминиканской республики.

Компания Atlantic, Gulf, and Caribbean Airways была основана 11 октября 1927 года в Нью-Йорке банкиром Ричардом Хойтом (Richard Hoyt), который стал президентом этой компании. 23 июня 1928 года, эта компания была объединена с PAA и ACA. Ричард Хойт был назван президентом новой компании Aviation Corporation of the Americas, но Трипп и его партнёры располагали 40 % капитала, и они сделали президентом Уитни. Трипп стал операционным директором Pan American Airways, подразделения новой компании.

Правительство США одобрило первоначальный контракт Pan Am на перевозку почты, с той оговоркой, что SCADTA не будет иметь конкуренции на рейсах между Латинской Америкой и США. Правительство также помогло Pan Am изолироваться от американской конкуренции, рассматривая авиакомпанию как «выбранный инструмент» для организации международных рейсов. Компания развивалась в международных направлениях, получая выгоду от виртуальной монополии на зарубежных маршрутах.

Трипп и его партнёры планировали расширение сети Pan Am на Центральную и Южную Америку. В конце 1920-х - начале 1930-х, Pan Am покупает несколько мелких и вышедших с рынка компаний, и проводит переговоры с почтовыми представителями, получая большинство правительственных почтовых контрактов в регионе. В сентябре 1929 Трипп вместе с Чарльзом Линдбергом посещает Латинскую Америку для переговоров по правам посадки в нескольких странах, включая Колумбию и Венесуэлу. К концу года, Pan Am предлагает полёты вдоль западного побережья Южной Америки до Перу. В следующем году, Pan Am приобретает New York, Rio, and Buenos Aires Line (NYRBA Air Lines), что даёт ей возможность летать вдоль восточного побережья Южной Америки до Буэнос-Айреса, а на западном побережье до Сантьяго. Бразильское подразделение NYRBA do Brasil вскоре было переименовано в Panair do Brasil. В 1929 Pan Am также участвовала в партнёрстве с Grace Shipping Company, образовав Pan American-Grace Airways (Panagra), чтобы закрепиться в Южной Америке. В том же году Pan Am приобретает контрольный пакет Mexicana de Aviación, получив маршрут из Техаса в Мехико и продлив его до Юкатана, соединив со своей сетью на Карибах.

Компания-холдинг, в которую входила Pan Am - Aviation Corporation of the Americas - стала очень известна после размещения своих акций на New York Curb Exchange в 1929 году; колебания курса акций и спекуляции на них сопровождали каждое открытие нового маршрута. В апреле 1929 года, Трипп и его партнёры достигли соглашения с United Aircraft and Transport Corporation (UATC) о том что Pan Am занимается всеми маршрутами южнее границы США с Мехико, в обмен на крупный пакет акций. В 1931 году Aviation Corporation of the Americas меняет своё название на Pan American Airways Corporation .

На протяжении многих лет Pan Am по сути являлась национальным перевозчиком США, одним из лидеров трансатлантических перелетов. Pan American внесла значительный вклад в становление международных авиаперевозок, выступила стартовым заказчиком таких ключевых для развития авиации типов самолётов, как Boeing-707 , Boeing-747 , а также одной из первых авиакомпаний стала применять компьютеризованные системы бронирования билетов.

Причиной банкротства послужил ряд грубых ошибок и просчётов руководства компании, не сумевшего подготовить Pan Am к резко изменившимся условиям рынка после вступления в силу закона о дерегулировании воздушных перевозок США 1978 года . С этого момента авиакомпания ежегодно несла ощутимые убытки, постепенно распродавая активы для погашения задолженностей. В 1985 году азиатско-тихоокеанское направление полностью было продано авиакомпании United Airlines . Война в Персидском заливе 1991 года привела к росту цен на нефть и авиатопливо, что стало роковым для Pan Am, находившейся в плачевном финансовом состоянии. Комиссией по расследованию взрыва лайнера ПанАм над Локерби в 1990 также была установлена вина компании, допустившей на борт багаж с бомбой в отсутствии пассажира. 4 декабря 1991 года авиакомпания объявила о банкротстве.

В 1996 году бывшие сотрудники авиакомпании попытались воссоздать Pan Am как малобюджетного авиаперевозчика, для чего выкупили несколько самолётов Airbus A300 , но в феврале 1998 года компания вновь подала на банкротство. Несмотря на низкие издержки, она не смогла конкурировать с крупными авиаперевозчиками.

В 1998 году железнодорожная компания Guilford Transportation Industries (США) приобрела права на торговую марку Pan Am и в течение нескольких лет выполняла чартерные рейсы вдоль восточного побережья США на самолётах Boeing-727 , некоторые из которых принадлежали «оригинальной» Pan Am. В настоящее время [когда? ] авиаперевозки прекращены.

Флот

Состояние флота компании в марте 1990 года, за полтора года до закрытия:

Флот Pan Am на март 1990 года
Самолёт Используются Заказано Пассажиров Примечания
П К Э Всего
Airbus A300-B4 12 - - 24 230 254
Airbus A310-200 7 - - 18 207 225
Airbus A310-300 12 - 12 30 154 196
Boeing 727-200 91 9 - 14 131 145 Заказаны б/у самолёты
Boeing 737-200 5 - - 21 95 116
Boeing 747-100 18 - 39 52 286 377 Конфигурация мест 1989 года (для Южно-Американских перелётов)
Boeing 747-200B 7 - 21 44 347 412 Конфигурация мест 1987 года
Всего 152 9

Авиационные происшествия

  • 12 декабря 1968 года лайнер Boeing 707-321B потерпел катастрофу в Карибском море , севернее Каракаса .
  • 26 декабря 1968 года лайнер Boeing 707-321C