Танаис где находится. История танаиса

Расскажу вам еще об одной из жемчужин Ростовской области – заповеднике Танаис.
Что такое Танаис? Это раскопки под открытым небом древнегреческого города III в. до н.э. То есть это самая северная точка древнегреческого государства. Задумайтесь только на минутку, куда доплывали греки, насколько обширна была эта страна! И это все без современных средств передвижения и связи. Насколько любознательны были эти люди, как они жаждали новых открытий. Восхищаюсь и завидую им.
Город получил название по имени реки Танаис, современный Дон, и служил пограничным пунктом между Европой и Азией. Позднее здесь был итальянский город Тана. Еще позже он перешел под контроль генуэзцев. В XIV веке войска Тамерлана сравняли город с землей. Позже генуэзцы восстановили колонию Тана на месте современного Азова. Ну, а историю Азова вы уже знаете из предыдущего .
Впервые Танаис привлек археологов в 1826 году. Но тогда их интересовали только сокровища скифских курганов. Не найдя ничего ценного, раскопки забросили.

Несколько десятилетий спустя при строительстве железной дороги "Ростов-Таганрог" рабочими был вторично обнаружен древний город. Городище никак не охранялось, и местные жители растаскивали артефакты для хозяйственных нужд. Только в 1959 году объект объявили заповедной территорией, в 1961 году был открыт музей. А в 2009 году Танаис стал кандидатом в списки всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сейчас ансамбль заповедника объединяет памятники разных эпох - от палеолита до XIX века. Находится музей на окраине хутора Недвиговка на берегу Мертвого Донца в 30 км. от Ростова-на-Дону.

Весь маршрут по заповеднику Танаис можно условно разделить на две части. Первая часть – это музеи, вторая часть – раскопки. Вначале мы прогулялись по музейной части, потом пошли гулять по территории заповедника.
В нескольких музейных зданиях, представлены вещи, найденные при раскопках: оружие, скелеты танаитов, предметы быта, скифские бабы. Реконструкции одежды и украшений разных эпох, макеты отдельных зданий и всего города, на голографической пирамиде можно увидеть облик танаитской дамы.







































Так же на территории заповедника есть несколько восстановленных объектов – хижина земледельца, макет западных ворот, римский мост, половецкое святилище, собрание объемных предметов из раскопок.
В музеи будет очень интересно сходить с детьми. Здесь дают мастер-классы по ткацкому и гончарному делу. Обучают технике боя на мечах.
Каждый сентябрь музей проводит праздник – День Танаиса. Это театрализованное представление в стиле прошлых эпох. Так же на территории оборудованы места для пикника. Есть столы и скамьи под навесами. После интересной и познавательной экскурсии посетители могут устроить обед в греческом стиле.




Вот такое еще одно интересное место в копилку достопримечательностей Ростовской области. А я, пожалуй, съезжу туда еще разок. Как-то мало у меня фотографий и впечатлений. Мне требуется повторение пройденного материала.

В Ростовской области располагается множество памятников архитектуры, музеев и мемориальных построек. Однако есть территория, которое занимает самое важное место в истории и культуре не только страны, но и всей планеты. Это известный музей-заповедник "Танаис".

История

Один из крупнейших археологических музеев-заповедников Ростовской области - "Танаис". Он расположился под открытым небом и занимает более 3 га земли. В 3 веке до нашей эры город основали греческие купцы. Тогда поселение состояло из трех частей: основной район, западный и приречный. Последний, к сожалению, невозможно исследовать из-за современных построек. В конце I века до нашей эры город был уничтожен и захвачен правителем Боспорского царства. Вся западная часть населенного пункта была уничтожена и больше не перестраивалась.

Уже в I-III века нашей эры жители превратили свой город в крепость, окруженную глубоким рвом. Благодаря удобному расположению (у берегов реки Мертвый Донец, которая через таганрогский залив связывала город с Черным морем), Танаис постепенно превратился в крупнейший торговый порт. Именно с этого времени начинается культурный и экономический рассвет города Танаис. В подвале одного богатого купца уже в ходе раскопок было обнаружено множество ваз с нефтью. Население занималось ловлей и обработкой рыбы, о чем свидетельствуют специальные помещения.

Несмотря на сильный пожар, случившийся во II веке, после которого были уничтожены многие важнейшие ценности города, Танаис оставался могущественным центром торговли около 8 столетий подряд.

Достопримечательности археологического музея

Заповедник "Танаис" хранит множество построек античности, а также лапидарии - это каменные плиты с надписями. Здания музея часто принимают в своих стенах различные выставки, а самой главной достопримечательностью считается открытый амфорный зал, который является единственным в Европе.

К уникальным экспонатам, представленным в залах заповедника, относится плита ручной работы, на которой высечен именной знак правителя Риметалка. Во II веке нашей эры он украшал стены крепости Танаис. Также исторически значимым объектом является алтарь из мрамора, который украшают бюст женщины и тело быка. В ходе раскопок здесь был обнаружен удивительно изящный флакон для ароматной воды, аккуратно украшенный драгоценными камнями.

Раскопки

Первые исследования музея-заповедника "Танаис" начались еще в середине 19 века под руководством члена Парижской академии наук И. А. Стемпковского. В 1823 году его экспедиция обнаружила странные окопы на территории Ростовской области. Однако при детальном изучении это оказались никакие не окопы, а останки древних исторических строений.

В земле были обнаружены многочисленные вазы, монеты, орудия труда и останки одежд. Тогда великий археолог выдвинул теорию о нахождении здесь древнего города и о необходимости дальнейших раскопок. Сюда приезжали другие археологи и нумизматы. В 1870 году исследования прекратились, раскопки возобновились только в советское время.

После создания в 1955 году экспедиции при институте археологии РАН начались систематические исследования территории музея-заповедника "Танаис". Были реконструированы хижины древних жителей, мост, ворота и башни города. Через шесть лет открылся первый в России археологический музей-заповедник "Танаис". На входе в заповедник археологов и туристов встречают две скульптуры - каменные бабы.

Музей исторического костюма

Музей-заповедник одним из первых в Ростовской области завладел современными технологиями. Здесь находится голографическая пирамида, которая без специальных приборов позволяет увидеть объемные изображения. Посетители музея могут подробно разглядеть, какие украшения носили древние жители Танаиса.

Кроме того, в музее можно посмотреть на реконструированные костюмы боспорян, скифов и сарматов. Древние украшения, булавки, застежки, пуговицы - вот, что еще хранят стены историко-археологического музея-заповедника "Танаис".

Работники музея обещают, что скоро появится виртуальная примерочная, в которой посетитель сможет переодеться в древний костюм и потом отправить себе фотографии на электронную почту.

Выставочный комплекс

Расположился он в здании старого музея. Оно было построено в середине прошлого века. В настоящее время здесь находятся постоянные и временные выставки. Первый зал музея посвящен живописи и изобразительному искусству. Здесь часто выставляют свои картины художники, посещающие "Танаис". В летний период здесь устраивают собрания и съезды, на которых изображают на бумаге ход раскопок, добытые предметы. Затем все картины можно лицезреть на выставке.

Историческая экспозиция

Она находится в здании, которое было построено четыре года назад и соответствует мировым стандартам: современные витрины, хорошее освещение и отапливаемые полы.

В музее хранятся предметы, найденные во время раскопок на территории археологического музея-заповедника "Танаис". Более 100 тысяч единиц находок расположились на полках экспозиции, в основном это глиняная посуда, украшения и предметы быта. Все сделано очень аккуратно.

Амфорный зал

Это уникальное место, в котором хранится множество амфор под открытым небом. Такого в Европе больше нет.

Амфоры представляют собой глиняную посуду, которая использовалась для хранения жидкости, зерновых, ягод и фруктов. В подобный сосуд, согласно легенде, залез в страхе микенский царь, увидев Геракла с ужасным трехголовым псом в руках. Другое древнегреческое повествование гласит о том, что в таком сосуде прожил философ Диоген.

В Танаис амфоры завозились в первые века нашей эры, когда город промышлял торговлей. На рукоятках ваз имеются следы от штампованных печатей с именами купцов, которым принадлежал товар.

Праздники

"Танаис" ежегодно принимает множество туристов, археологов и просто любителей древнейшей архитектуры. Для привлечения гостей ежегодно здесь проводятся различные праздники:

  • «Пушкин и древности» в июне. Вот уже более 30 лет в начале лета музей-заповедник "Танаис" собирает любителей архитектуры, стихов и авторской песни. В это время руководство музея приглашает музыкальных исполнителей из соседних регионов и областей. Многие из них приезжают сюда ежегодно и стали местной знаменитостью.
  • «День Танаиса» в сентябре. Начал проводится с конца 2008 года, согласно надписям на древней плите, день города - очень древний праздник. Проводился еще во II веке нашей эры, и тогда его организацией занималось руководство поселения. Сегодня присутствующие на празднике могут понаблюдать за древней традицией открытия, торжественным ритуалом возведения в почетных людей города Танаиса.

Все гости, которые попали в музей на праздники, остаются довольными. Они делятся с друзьями своими красочными фотографиями и обещают вернуться сюда снова. Сделанные в музее-заповеднике "Танаис" фото завораживают своей красочностью и необычностью.

Расположение заповедника

Музей находится недалеко от Ростова, в деревне Недвиговка, Мясницкого района. Есть возможность из Ростова в музей-заповедник "Танаис" доехать на автобусе или электричке.

  • Автобусы № 458 или № 455 отправляются с центрального рынка города Ростов-на-Дону. Стоимость проезда составляет не более 100 рублей на одного человека. Автобусы отправляются ежедневно, в 8 и 12 часов. Время в пути составляет 90 - 120 минут.
  • Электропоезд отправляется с вокзала Таганрог-2 и пригородного вокзала. Время отправления такое же, как и у автобусов. Цена билета составит 150 рублей. Время в пути равняется 50 минутам.

Время работы музея-заповедника "Танаис": ежедневно с 9 до 17 часов, кроме выходных и календарных праздников.

Стоимость билетов невысокая: для взрослых цена составляет 40 рублей, школьники должны заплатить 30 российских рублей за вход на территорию музея. Для осмотра различных выставок, располагающихся внутри зданий, необходимо приобрести входные билеты. Цена устанавливается руководством музея, в среднем - 100-200 рублей.

При музее работает отель, в котором имеется несколько номеров. Стоимость ночи одному взрослому человеку обойдется в 1500 рублей. Но во время праздников (в июне и сентябре) цена увеличивается. Номера оборудованы кухней, в которой имеются микроволновая печь, тостер и духовой шкаф. Также есть ванная комната с банными принадлежностями и индивидуальным набором одежды.

Путешествие в музей-заповедник

Из Москвы сюда можно добраться различными способами.

  • Авиабилеты Москва - Ростов обойдутся в 3 тысячи рублей (только в одну сторону). Самолеты летают из многих аэропортов столицы, примерное время вылета - 12 часов. На борту проведете не более двух часов.
  • Поезд Москва - Ростов-на-Дону отправляется ежедневно с Курского и Казанского вокзалов. Стоимость билета на одного человека составит не более 3 тысяч рублей.
  • Самостоятельно добраться на автомобиле можно за 13 часов. Выезжая из Москвы, нужно направляться на юг по трассе Е-115.

Обновлено 05.08.2019 Просмотров 223 Комментариев 31

На территории Ростовской области есть несколько крупных заповедников, один из них мы и посетили. Это почти идеально сохранившийся археологический музей Танаис, древнее античное городище, раскопки которого ведутся и по сей день. И наша поездка в это место произвела на нас неизгладимое впечатление. И не только потому, что это место является очень значимым в историческом и культурном плане, но и потому что нам выдалась замечательная возможность немного пообщаться там с удивительным человеком Валерием Федоровичем Чесноком, чьи размышления и вообще жизненная позиция заставили по-другому посмотреть на многие интересующие нас вопросы.


Танаис Ростовская область

Чтобы оценить важность Танаиса, нужно почитать исторические справки и походить по музеям (ведь во многих музеях мира хранятся экспонаты с этих раскопок), но для нас это городище оказалось значимым своей символичностью. И понять это нам помог бывший директор археологического музея Валерий Федорович Чеснок, проработавший здесь 30 лет. Он провел нам небольшую экскурсию по музеям античного городища и по самим местам раскопок. Рассказал, что первые строения датируются 3 веком до н.э. Этот город стоял одновременно в устье реки и на берегу Азовского моря, являлся крупным экономическим и торговым центром и портом. Просуществовал Танаис около 8 веков, но из-за того, что море стало мелеть и отступать, торговля угасла, а город соответственно потихоньку умер.
























Танаис — развивающаяся структура

Валерий Федорович не раз подчеркивал, что Танаис — развивающаяся структура, а не просто музей под открытым небом. Тут и кружки для детей организованы, и праздники театрализованные проводятся, и большая реконструкция города планируется, и новые экскурсионные маршруты будут разрабатываться. Например, олимпийский маршрут Танаис-Сочи, в котором нам тоже предложили участвовать.




Мы все едины

Но что привлекло наше внимание больше всего в рассказах Валерия Федоровича, так это то, что в этническом отношении Танаис является очень сложным памятником. Это не просто греческий город, это греко-скифо-сармато-миотский памятник, и получилось так, что его жители образовали свою общность, особый этнос — танаиты. И вот тут-то и началось самое для нас с Олегом увлекательное в повествовании нашего интересного собеседника. Если выразить эту мысль Валерия Федоровича в двух словах, то в историческом пространстве мы все перемешаны, в истории очень много моментов, которые объединяли разные национальности и этносы. И если по-настоящему смочь это прочувствовать, то всякие современные болячки общества, такие, как шовинизм, национализм и т.д., начинают казаться смешными и бесполезными. Вы вот знали, например, что во Владимирской области было найдено целое древнее поселение Сунгирь, и по останкам заметили, что жившие там поселенцы обладали ярко выраженными негроидными чертами лица? Получается, все мы немножечко негроиды, где-то монголоиды, в чем-то азиаты… А сколько раскопок еще не произведено, сколько еще нам только предстоит найти и какие неожиданные открытия про нас же самих нам еще предстоит узнать! Может быть археология сможет нас всех примирить и доказать наглядно, что мы все братья и сестры, во всех нас течет одна и та же кровь.

Путешествия, как познание истины

Я никогда в жизни не сопоставляла археологию и путешествия, никогда не задумывалась, как много общего в этих двух явлениях. А Валерий Федорович, известный и уважаемый археолог, с такой легкостью проводит аналогии между ними, рассказывая нам о том, как важно путешествовать, видеть жизнь, обычаи других людей проникать в другую культуру. И не только потому, что «все познается в сравнении», но и потому, что у других народов всегда есть, чему поучиться, есть, что у них перенять. И может быть не стоит так переживать, что мы перенимаем особенности культуры некоторых других стран, что у нас считается модным то, что не было присуще нам раньше: «Закройте двери заблуждению. – А как же истина войдет?»

Информация для посещения

Находится Танаис в Ростовской области на окраине хутора Недвиговка в 30 км от .

Танаис режим работы: с 9 до 17 часов без выходных и перерывов.
Стоимость посещения музея-заповедника: зависит от того, будете ли вы посещать музеи или только гулять по городищу (на фото есть все цены).
Как добраться до Танаиса: электричкой Ростов-Таганрог до станции Танаис, автобусами 158 и 158А от Ростова (центральный рынок).


«Танаис» – первый из созданных в России археологических музеев-заповедников на территории России. Его основу составляют участки античного города Танаиса, открытые в результате исследований Нижне-Донской экспедиции Института археологии Российской Академии наук, ведущихся с 1955 г. Город, названный по имени реки Танаис (Дон), в устье которой при впадении ее в Меотиду (Азовское море) был основан, почти восемь столетий играл значительную роль в экономической и политической жизни городов Северного Причерноморья и пограничных с ними пространств Великой Степи.

Археологический музей-заповедник «Танаис» расположен в 35 км к юго-западу от Ростова-на-Дону. Он создан на базе раскопок памятника федерального значения, городища и некрополя Танаиса – крайнего северо-восточного центра античной цивилизации (III в. до н.э. – V в. н.э.). Исследованные археологами участки древнего города составляют экспозицию под открытым небом. Наиболее яркие находки демонстрируются в исторической экспозиции музея. Кроме того, для посещений открыты Музей исторического костюма и Выставочный комплекс. В черте охранных территорий музея-заповедника находится уникальный ансамбль памятников истории, культуры и природы.

Музей Танаиса находится на окраине поселка Недвиговка Мясниковского района Ростовской области. Он представляет на своей усадьбе реконструкцию античных строений и лапидарий - собрание крупных находок, преимущественно, каменных плит с высеченными на них текстами. В залах «музея под открытым небом» работают тематические и постоянные выставки: «Античная и расписная керамика», «Музей исторического костюма», «Танаис и Нижний Дон в искусстве». Особая гордость Танаиса - уникальный зал амфорных эталонов, единственный в Европе опыт открытого хранения амфор.

Танаис - греческая колония

Танаис основан в III в. до н. э. греками, выходцами из Боспорского царства, на правом берегу тогдашнего основного рукава устья реки Танаис (ныне Дон) - Мёртвого Донца, по имени которой город получил своё название.

В течение многих веков Танаис был крупным экономическим, политическим и культурным центром Подонья-Приазовья. Греческий географ Страбон называет его самым большим после Пантикапея (столица Боспорского царства, на территории нынешней Керчи), торжищем варваров . Древние географы и историки проводили от Танаиса границу между Европой и Азией. Город постепенно приобретал черты, характерные для образа жизни местных племен. Танаис вёл борьбу за независимость от боспорских правителей. В 237 г. н. э. он был разрушен готами. Восстановленный через 140 лет сарматами, Танаис постепенно превратился в центр земледельческого и ремесленного производства, а в начале V века н. э. пришёл в запустение.

Танаис - итальянская колония

В начале средних веков венецианцами была основана торговая фактория Тана на новом месте - на изменившемся основном рукаве устья Дона, ныне называющемся Старый Дон. Позднее контроль над городом перешёл к Генуе, построившей здесь генуэзскую крепость.

В половецкое время колония Танаис стала называться сокращённо Тан. В 1395 году войска Тамерлана сровняли город с землёй, полностью разрушив стены.

В XV веке колония Тан (средневековое название генуэзской колонии Танаис) частично была восстановлена на месте позднейшего города Азова.

Господству генуэзцев пришёл конец осенью 1475 года. Турки-османы, захватив до нападения на Тан в том же году все генуэзские крепости Крыма (Капитанство Готия) и православное крымское княжество Феодоро, высадили десант и захватили колонию Тан. Турки владели городом, окончательно получившим название Азов, с небольшими перерывами (в 1637-1643 и 1696-1711 годах) с 1475 по 1736 год, когда в результате многочисленных войн город Азов перешёл к Российской империи.

Среди наиболее интересных объектов, хранящихся в фондах музея, плита с рельефным знаком боспорского царя Риметалка II века. По предположениям ученых, она была встроена в оборонительные стены города, а украшает ее именной знак царя. Еще один уникальный экспонат: мраморный алтарь, украшенный с одной стороны головой быка, с другой - женским бюстом. Необыкновенно изящен и найденный в Танаисе серебряный флакон для духов. Поверхность его украшена вставками из граната и золотой проволоки.

Первым на место, где впоследствии был раскопан Танаис, обратил внимание полковник Иван Алексеевич Стемпковский, член-корреспондент Парижской академии наук. Он вошел в историю как создатель музея древностей в Одессе и Керчи. В зарослях у хутора Недвиговки в 1823 году Стемпковский обнаружил странные «окопы», которые оказались не окопами вовсе, а остатками древних укреплений. Осколки битой посуды - греческих амфор, а также боспорские монеты подтверждали эту догадку.

Первые регулярные раскопки, начатые спустя 30 лет под руководством профессора Московского университета Павла Михайловича Леонтьева, а потом известного нумизмата, барона Владимира Густавовича Тизенгаузена, в целом подтвердили гипотезу знаменитого археолога. Были обнаружены стены и выявлен примерный план города. Однако в 1870−е годы раскопки прекратились, чтобы возобновиться уже в советское время. Продолжаются они до сих пор. Именно благодаря этой работе сегодня перед нами предстает волнующая и драматичная история огромного города, исчезнувшего с лица земли.

В древности Танаис считался крупнейшим торговым центром Северного Причерноморья и Меотиды (Меотидским озером греки называли Азовское море). В Римскую эпоху полагали, что именно здесь проходит граница между цивилизованным миром и степью, населенной варварами-кочевниками. Плиний Младший писал: «Для входящего сюда по левую руку находится Европа, по правую - Азия».

Само имя города происходит от названия великой реки Танаис. В эллинской географии - это Северный Донец и Дон (в нижнем течении). Однако за два с лишним тысячелетия береговая линия сильно изменилась. Город был построен у впадения Танаиса в Азовское море. Теперь же в этих местах протекает лишь один из рукавов Дона - Мертвый Донец…

Первые поселения здесь основали греки с Боспора в III веке до н. э. Не позднее начала II века до н. э. жилые кварталы были обнесены крепостной стеной. Однако между14−м и 8−м годами до н. э. город был разрушен боспорским царем Полемоном. Греческий географ Страбон писал об этом событии как о слухе с дальней окраины: «Недавно его разрушил царь Полемон за неповиновение». Сильнее всего пострадала западная часть города, которая больше не отстраивалась. Остальную территорию жители восстановили достаточно быстро, и в память лю этих событиях ежегодно праздновали День Танаиса.

Период с I по III век н. э - время наивысшего расцвета Танаиса. Местные жители занимались торговлей, рыбной ловлей, ремеслами и искусствами. В Танаисе существовало единственное в Северном Причерноморье стекольное производство. Вероятно, именно отсюда в Рим, к столу патрициев, доставляли благородную рыбу - осетрину, стерлядь. Причем везли ее живой: римские аристократы могли позволить себе такое удовольствие. Жили здесь представители самых разных народов - греки, евреи, сарматы, меотийцы. Однако, судя по археологическому материалу, город быстро стирал этнические различия. Складывался собственный, танаисский стиль жизни, о чем свидетельствует существовавший у горожан особый культ Высочайшего Бога. Этот Бог был похож одновременно и на Зевса, и на еврейского Яхве, и на фракийского Сабазия. К тому же, представители местной знати - купцы, аристократы, чиновники - входили в фиасы, своего рода религиозно-общественные союзы. Сегодня к нам из глубокой древности взывают лишь имена людей, членов этих союзов, которые были начертаны на мраморных плитах…

В конце III века Танаис постигла новая беда. На сей раз его разрушили практически до основания, а женщин и детей увели в рабство. Жители вернулись сюда почти через сто лет, и то ненадолго. Это были уже совсем другие люди, не владевшие тонкими ремеслами, не имевшие представления об архитектуре. Они не удосужились даже разобрать завалы на улицах, так и жили среди руин. Письменных свидетельств той эпохи не сохранилось.

Но и последние горожане ушли в начале V века. Танаис окончательно опустел. Не исключено, что причина проста: море отступило, и город потерял стратегические выгоды своего положения.

Для отечественных археологов, специализирующихся на античных памятниках, этот давно погибший античный город давно уже стал знаковым и легендарным. Многие известные ученые начинали свою научную карьеру на раскопках в Танаисе. Чтобы понять и измерить это место, нужно быть историком. Но чтобы почувствовать - достаточно просто побывать в этих местах и посмотреть на плоды трудов нескольких поколений археологов.

РЕЖИМ РАБОТЫ:
Время работы: с 09:00 до 17:00 без перерывов и выходных.
+7 (86349)2−04−08, [email protected]
хутор Недвиговка, Ростовская область, Мясниковский район

История Танаиса удивительна и временами загадочна. Здесь в тесном единении сплелись судьбы многочисленных народов, населявших эти края. Скифы, сарматы, греки, половцы… Существуют в этих местах и легенды об амазонках.

Так что же это за город, Танаис? Правда ли здесь жили амазонки, или это все мифы? Правда ли, что некогда в устье Дона был процветающий античный город? Попробуем найти ответы на эти и другие вопросы в данном посте.

За 1000 лет до начала новой эры широкие просторы побережья Меотийского озера (ныне Азовского моря) и низовья впадающих в него рек заняли киммерийцы.

400 лет спустя киммерийцев с насиженных мест вытесняют воинственные кочевники скифы, пришедшие в степи придонья из Азии. Скифы были умелыми воинами. Очень быстро им удалось подчинить своему влиянию огромные территории вплоть до сирийских границ Египта. Но вскоре на юг России пришли родственные скифам сарматы.

На рубеже V- IV вв. до н.э. отношения скифов и сарматов начинают портиться. Постепенно сарматам удалось вытеснить скифов с плодородных пастбищ подонья в степи Крыма. Воинственные сарматы (савроматы) отличались от скифов тем, что оружием в них наравне с мужчинами владели и женщины. В том числе женщины могли и возглавлять свой народ.

Об одной такой сарматской женщине существует красивая легенда.

«В семье вождя племени Амора и его жены Грены в ту ночь ждали первенца. От пола ребенка зависела дальнейшая судьба всего рода. И вот из главного шатра послышался восхищенный возглас: «У вождя родилась дочь!» «Дочь!» – Словно шорох листьев на ветру пронеслось вокруг. Сомнений не было. Теперь племенем будет править женщина.

Девочку назвали Лисиппой, что означало «бесстрашная», «храбрая». С самых первых дней жизни девочка оправдывала свое имя. Ее любимой игрушкой был старый отцовский меч. Мать Грена очень гордилась своей дочерью и старалась передать ей все, что знала сама.

К 14-ти девочка освоила письменность, секреты местной магии и врачевания, боевое искусство и стратегию ведения боя. Тогда же она начала участвовать в вооруженных походах своего народа.

В 16 юная дева стала верховной жрицей нескольких савроматских племен. Вот только дела жриц мало интересовали Лисиппу. Ей было больше по душе решать военные вопросы. И тогда Амор принимает ответственное решение – передать бразды правления своей дочери. Недолго думая, Лисиппа согласилась.

Первым ее делом на месте вождя стал поход в дальние страны для заключения выгодных союзов с другими племенами. Она взяла с собой таких же девушек-воительниц и отправилась вдоль обрывистого берега. От местных Лисиппа узнала, что река, вдоль которой они шли, носит название Амазон, что на неведомом наречии означало «река женоуправляемого народа». Это название вождю очень приглянулось.

— Только мы, савроматские женщины-воины можем жить на берегах реки с таким удивительным названием! – провозгласила она.

Местные мужчины были поражены ее красотой, но даже приблизиться к ней никто не осмеливался. Домой Лисиппа вернулась уже царицей. Буквально сразу по прибытию она начала замышлять еще более дальний поход для заключения новых союзных связей. Месяц спустя войско Лисиппы отправилось в неведомые земли верховья Амазона, где жили греки.

Греческих верховных вождей поразили мудрость, красота и искусство дипломатии юной савроматской царицы. Еще более поразило их ее умение гордо сидеть в седле и умело владеть оружием. От сопровождавших царицу воинов греки узнали, что армия прибыла из степей вблизи Амазона. Тогда-то и появились первые легенды об амазонках, населяющих берега Амазона вблизи Меотийского озера.

По законам Эллады союз племен должен был подкрепляться браком знатных особ. Замуж Лисиппа выходить никак не собиралась, но из воинов союзников один ей все-таки приглянулся. Его звали Беросс. Долгие беседы под луной переросли для молодых в пылкую любовь. Вот только молодым так и не суждено было быть вместе. Союз был заключен. Лисиппа со своим войском вернулась домой, где жизнь потекла своим чередом.

Вскоре после смерти родителей у отважной амазонки родился сын. Мальчика предложили назвать Танаисом, что означало «рожденный от реки». Так в Савроматии появился юный наследник престола Танаис.

Он рос крепким и здоровым малышом. С раннего детства был скромен и трудолюбив. К четырнадцати он полностью овладел боевым искусством. Вот только отсутствие отцовского воспитания взрастило в молодом юнце высокомерность и циничность. Несмотря на все недостатки, мать души не чаяла в своем красивом отпрыске. Единственное, что она не могла простить – чрезмерное кокетство с девушками. Лисиппа верила, что ее сын станет настоящим воином, которому не стыдно передать трон, несмотря на то, что в семье подрастали еще две дочери.

Однажды на берегу Амазона Танаис увидел группу девушек. Он подошел к ним и завел диалог. Одна из красавиц настолько приглянулась царевичу, что он тотчас же пожелал быть с ней. На что получил укоризненный ответ: « Не стало царевичу водиться с простолюдинками. Законы Савроматии это запрещают».

Разгневанный юнец отправился к матери, желая убедить ее переписать законы. Однако разговор не задался. Мать не поддержала намерения сына.

Сердце юноши разрывалось на части. Его мать оскорбила его царское и мужское достоинство, внезапно вспыхнувшая любовь обречена… Всю ночь царевич не спал, а поутру увидел у своего шатра группу воинов из личной стражи матери.

— Она вздумала меня арестовать? Никогда не бывать этому! Если нет на этой земле свободной любви, то и жить здесь незачем! — с этими словами самовлюбленный юноша выскочил из шатра и отправился к обрывистому берегу Амазона.

Над степями зардело восходящее солнце. Последний раз взглянув в ярко-алую пелену, Танаис раскинул руки и бросился вниз.

Узнав о гибели любимого сына, Лисиппа тотчас поспешила туда, где все произошло. В скорби и печали она взглянула на небо и произнесла: «Отныне волны Амазона будут носить имя великого царевича Савроматии Танаиса».

Смерть сына очень сильно изменила царицу. Она перевооружила армию, чаще стала совершать частые набеги на соседей, ввела жесткую военную дисциплину. Все реже армия возвращалась в родные места, уходя все дальше в горы. В одном из жестоких боев пожилая царица была тяжело ранена и вскоре умерла. Дело ее жизни продолжили младшие дочери, еще более укрепив славу женщин-воительниц».

Годы спустя слава о царице Савроматии донеслась до Греции и Рима. Передаваясь из уст в уста, рассказы о женщине-воительнице обрастали все новыми мифами и легендами. В конце IV в. античные философы и историки увлеклись легендами о воительных амазонках. Первым всему миру о прекрасной Лисиппе и ее сыне поведал в своей знаменитой «Илиаде» великий Гомер. Так в народе и узнали миф о прекрасном царевиче Танаисе.

Со временем, греков стали манить берега далекого Танаиса. В III в. до н.э. эллины из Боспорского царства (ныне Восточный Крым) снарядили свои корабли и отправились к варварским племенам налаживать торговые связи.

Здесь, на правом берегу Мертвого Донца, в прошлом основного рукава устья реки Танаис, они основали свое поселение с одноименным названием. Очень быстро античный город в устье Дона стал крупнейшим торговым центром северного края обитаемого мира. Здесь греки торговали с кочевниками Подонья и Приазовья. Постепенно древняя культура эллинов тесно переплелась с местным колоритом, появились новые традиции и обычаи, давшие основу развития многих народов нашей страны.

Город Танаис во времена античности

Танаис, как и другие античные города, пережил в периоды бурного роста и расцвета, сменяющиеся периодами полного забвения. Он просуществовал почти восемь веков с III в. до н.э. до середины V в. н.э.

За период своего существования городище дважды разрушали. Первый раз в 237 г. н.э. готы, спустя 140 лет восстановленный город разрушили сарматы. После до конца восстановиться ему так и не удалось. Поэтому к V в. поселение пришло в запустение.

В средние века река немного поменяла свое русло. Вместе с рекой южнее ушли и люди. Обосновались здесь венецианские купцы. Вблизи устья Дона они основали торговую факторию Тана, контроль над которой позднее перешел к генуэзцам, построившим здесь генуэзскую крепость.

Во времена половцев колония получила сокращенное название Тан. От половцев в поселении остались .

В 1395 г. войска Тамерлана полностью разрушили стены и сровняли город с землей. В XV в. колонию Тан частично восстановили, правда немного южнее, на месте современного Азова.

При Петре I античный город окончательно перестал существовать. А поселение вблизи старых руин получило современное название – Недвиговка. Здесь стали селиться украинские переселенцы. Позже к ним присоединились и казаки.

В 1823 г. Танаис был открыт заново, теперь как археологический объект. Первым поиски античного города в устье Дона начал член-корреспондент Парижской академии, полковник И.А. Стремпковский. Именно он предположил, что греческое поселение нужно искать на месте современной Недвиговки. Однако поддержки от царской власти Стремпковский так и не получил. Идея найти греческий город предалась забвению.

Городище Танаис в XXI веке

Позже к императорскому престолу пришел Николай I. Особой страстью государя были сокровища курганов. Именно по его высочайшему распоряжению, спустя 30 лет после исследований Стремпковского, в донские степи была снаряжена научно-исследовательская экспедиция. Возглавил ее профессор Московского университета П.М. Леонтьев, позже его дело продолжил барон В.Г. Тизенгаузен.

Леонтьев нещадно перерыл 20 курганов, но ничего ценного в них не нашел, потому как они уже давно были разграблены кладоискателями. Не теряя надежды на успех, Леонтьев принялся раскапывать городище. Раскопки велись бессистемно, методом разрушительного поиска, чем нанесли гигантский вред городищу. Профессор рассчитывал в устье Дона раскопать античный город с богатой греческой архитектурой, однако с каждым снятым слоем почвы понимал, что его представления больше миф, чем реальность.

Окончательно потеряв надежду найти ценности, Леонтьев заявил, что в Недвиговке не существует никакого греческого поселения. Раскопки были полностью остановлены и заброшены.

С 70-х гг. XIX в. вплоть до революции местные жители растаскивали античные камни под собственные нужды. Много домов и сараев было построено в Недвиговке из этих исторических камней.

И лишь с приходом советской власти все памятники древности были объявлены достоянием государства, находящимся под охраной советского закона.

В 1955 г. Нижне-Донская археологическая экспедиция в составе сотрудников Академии наук СССР, студентов и профессоров Ростовского университета и сотрудников Ростовского краеведческого приступила к научному изучению античного городища. В конце 50-х раскопанное городище и курганный могильник были признаны заповедной территорией. А в 1961 здесь открыт первый и самый крупный в России археологический музей-заповедник, общей площадью более 3000 га.

Сегодня Танаис – один из крупнейших и самый северный пункт древнегреческой цивилизации.